Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, церковь

Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625г. как церковь на Старом посольском дворе, за Тверскими воротами на земле Новой слободы. В 1648г. деревянная церковь сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха Паисия, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя Алексея Михайловича выделить сумму на постройку каменной церкви. Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров. Церковь стала одним из последних шатровых храмов, построенных на Руси, в виду запрещения Патриархом Никоном в 1653 году их строительства. Придел "Неопалимой Купины" находится с северной стороны храма и построен одновременно с церковью и шатровой колокольней. Придел Федора Тирона в трапезной палате относится к началу XVIII в. Западный вход в храм устроен в 1864г. по проекту архитектора Завьялова. Известно, что раньше на колокольне было 9 колоколов. Один из которых, был отлит известным русским литейщиком Иваном Федоровичем Маториным (р. ранее 1687 — ум. 1735), чьими руками было отлито большое количество крупных колоколов для Москвы, Петербурга, Киева, Старой Руссы.

Храм представляет собой узкий, вытянутый поперечно двухсветный четверик, завершённый тремя шатрами (что, по-видимому, является повторением завершения предшествующей деревянной церкви). Звонница восьмигранная, шатровая, расположенная между приделом и храмом, стоит на сводах трапезной. Композицию дополняет крупное шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, вынесенное на Малую Дмитровку (восстановлено в 1957 г.). В оформлении фасадов церкви использованы стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные раскрепованные карнизы, характерные для XVI века.

После революции 1917г. храм был закрыт не сразу. В 1930-х гг. в храме служила братия Высокопетровского монастыря. После закрытия храма в 1938г. в нем долгое время располагались конторы, затем репетиционный зал московской дирекции "Цирк на сцене". Постепенно здание храма пришло в критическое состояние, и в 1959-1960 гг. под руководством архитектора Николая Николаевича Свешникова была проведена его комплексная реставрация.

В 1990г. храм возвращен верующим.



Рождество-Богородичный храм в Путинках необычен, его не спутаешь с какой-нибудь другой церковью. На его стенах трудно найти ровную поверхность - настолько разнообразен и богат его декор. Игорь Грабарь отмечал в этой связи: "Колокольня и храм Неопалимой Купины, перекрытые кокошниками "вперебежку", испещрены сверху донизу. Здесь есть всё, что выработало московское зодчество в трактовке уборных частей. Несколько строже главный храм, отличаясь гладью стен. Отметим особенность устройства верха храма Неопалимой Купины, где всё подготовлено к постановке главки вместо шатра; обычный восьмерик превращён в круглую шею со всей присущей ей обработкой". Искусствовед И. Л. Бусева-Давыдова указывала, что Рождество-Богородицкой церкви есть "родня" - таковой, например можно считать храм Троицы в Никитниках. Однако внешний вид путинковской церкви всё равно никак не назвать типичным. "Придел Неопалимой Купины и основной храм расположились по отношению друг к другу достаточно случайно, внутренняя структура здания снаружи читается с трудом... Нарушения тектоники, логики конструкции в этом памятнике настолько нарочиты, что, очевидно, являются програмными. Формы становятся своевольными, непослушными, склонными к саморазрушению", - пишет исследовательница.

Основной объём храма Рождества Богородицы в Путинках не поражает большими размерами. По форме он напоминает сильно вытянутый прямоугольник, увенчанный снаружи тремя шатрами, стоящими на глухих барабанах. Едва ли не самый заметный элемент храма - те самые шатры, венчающие и основной объём, и придел иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", и соединяющую их колокольню. Маленькие шатры водружены на барабаны большого размера. Поверх них расположены маленькие барабаны, отделяющие шатры от глав. Что касается шатра на приделе с северной стороны, то его световой барабан более узкий. Богородичный храм венчают пять ярко-голубых глав, в ясную погоду сливающихся с небом. Их цвет менялся с течением времени. Они были и зелёными, и золотыми, однако всегда оставались узнаваемыми - вне зависимости от цвета. Как и у других шатровых храмов, отличительной особенностью архитектуры Богородицкой церкви являются кокошники. Они опоясывают основания всех шатров и барабанов. Барабаны основного объёма окружает аркатура с остроконечными завершениями. Возле маленьких барабанов под главками также имеется три яруса кокошников. С востока к храму примыкают низкие апсиды, с запада - довольно вместительная и не очень высокая трапезная. На южной стороне находится придел во имя мученика Феодора Тирона, на северной стороне размещён придел иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" с декоративным шатром на световом барабане. Между ними и северной стеной храма высится шатровая колокольня. Декор необыкновенно разнообразен. Так, в завершении наличников используются треугольные и полукруглые фронтоны. В фасадной части придела иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" из шести колонок верхнего яруса четыре отличаются от нижних. Горизонтальная тяга словно делит здание на две половины.

При взгляде со стороны кажется, что храм - двухэтажный. Среди архитектурных "родственников" Рождество-Богородицкой церкви можно назвать, помимо столичной церкви Троицы в Никитниках, московские храмы Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, храм святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, ярославский храм Илии Пророка. Вход в храм оформлен выразительным крыльцом, увенчанным шатром с крестом. На внешних стенах - мозаичные изображения Спасителя и Божией Матери. Интерьер Рождество-Богородицкого храма выглядит достаточно скромно. Прежний иконостас в советские годы, когда церковь использовалась не по назначению, оказался утрачен. Впрочем, какие-то интерьерные детали удалось сохранить. Стены храма выложены специальным формовочным кирпичом в стиле "русского узорочья". Они покрашены в белый цвет. Совершенно не факт, что изначально так оно и было, но советские реставраторы середины ХХ столетия приняли решение, что интерьеры церкви ХVII века нужно красить белым. Внутри храма имеются небольшие фрагменты настенной живописи ХVII века, однако в основном росписи выполнялись уже в 1990-е годы. До наших дней сохранилась возведённая на рубеже ХVII-ХVIII веков центральная колонна. С западной стороны на ней изображен святитель Николай Мирликийский, с северной - святой Пантелеймон, с южной - блаженная Ксения Петербургская, а с восточной - преподобный Сергий Радонежский. Вход в придел иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" расположен слева. Придел мученика Феодора Тирона находится справа. Достаточно традиционные для русской храмовой архитектуры галереи и притвор здесь отсутствуют. Фактически изъята и центральная зона, что встречается ещё реже. В то же время подобная конструкция направлена на то, чтобы максимально сохранить "интимность" общения с Богом. Едва войдя в храм, прихожанин приближается к солее и алтарю. Высота основного помещения - чуть более 11 метров. Увидеть свод можно только в приделе иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", где службы совершаются редко.

Из пребывающих в храме образов стоит отметить список иконы Божией Матери "Всецарица" ("Пантанасса"), перед которой молятся во избавление от раковых заболеваний. На ней изображена Богородица, восседающая на троне в окружении архангелов с Младенцем Иисусом на левой руке. Первая подобная на Руси икона датируется ХVII веком. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - относительно небольшая приходская церковь. Высота здания от основания до креста - 30 метров, высота основного помещения - несколько более 11 метров. Расстояние между солеёй и западной стеной - всего три метра. Площадь помещения, отведённая прихожанам, равняется примерно 40 квадратным метрам. Стены выполнены из кирпича и белого камня, пол выложен современными каменными плитами.

В заключение стоит сказать, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках стала первым русским храмом, один из престолов которого освятили в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина".



Имя зодчего, создавшего церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, остаётся загадкой. Однако известно, что нынешний храм возник на месте более раннего - погибшего в пожаре. В то, что святыня восстала из пепла, внёс свою лепту царь Алексей Михайлович. Первый храм на месте нынешней Рождество-Богородицкой церкви появился ещё в ХIV веке. Стоял он в окраинной слободе Путинки, располагавшейся за Тверскими воротами Белого города. В те времена там начинались два тракта, ведущие в Тверь и Дмитров, чуть поодаль простирались "Великие луга". Есть гипотеза, что само наименование "Путинки" восходит к слову "путь", и обозначало оно место, где сходились две дороги. Но существует и иная, более распространённая, версия этого топонима. Согласно преданию, в ХVI веке примерно в районе современного Страстного бульвара возвышался один из загородных дворцов великого князя Московского Василия III. Позже статус здания поменялся - в нём теперь останавливались иностранные послы. Ехать во дворец нужно было по кривым улочкам и переулочкам - "паутинкам", или "путинкам". В этом же районе в ХVI веке находились дома, где проживали выходцы из Подмосковного Дмитрова - в большинстве своём ремесленный и торговый люд, обязанный нести тягловые повинности. Так появилась на карте Москвы Дмитровская слобода. Первоначально она лежала в пределах Белого города, отсюда и происходит название улицы Большой Дмитровки. Впоследствии слобода разрослась за стены Белого города - возникли улица Малая Дмитровка и Малая Дмитровская слобода. Сколько храмов стояло когда-то на месте церкви Пресвятой Богородицы - непонятно. На плане Москвы 1595-1599 годов указана некая церковь в Дмитровской слободе. То же и на плане 1610 года. Возможно, впоследствии она сгорела, и вместо неё возвели новую. Так или иначе, но в 1625 году здесь построили деревянный трёхшатровый храм, освящённый в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Называли его по-разному: церковь на Старом посольском дворе, храмом за Тверскими воротами, церковью на земле Новой слободы... Увы, её век также оказался недолгим - она погибла в пожаре 1648 года. Москвичей крайне раздосадовала потеря храма. Однако вскоре появилась возможность быстро возродить его.

В 1649 году в Москве гостил Патриарх Иерусалимский Паисий. Горожане обратились к нему с просьбой посодействовать построению новой, теперь уже каменной, церкви. Чтобы в будущем обезопасить её от огня, они хотели освятить церковь в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", считавшейся защитницей от огненных бедствий. Высокий гость из Иерусалима идею поддержал. Его изумило то обстоятельство, что во всей России ещё не было ни одного храма в честь этой иконы. И он написал послание царю Алексею Михайловичу. "А мне, богомольцу твоему, - сообщал Патриарх, - о том ведомо учинилось, что, Государь, твое церкви святые Неопалимые Купины в Руси нет, и велми по достоянию быть достоит". Самодержец благосклонно отнёсся к ходатайству высокого гостя и приказал выдать из казны на строительство 300 рублей, а вместе с деньгами ещё и "каменных запасов", то есть стройматериалов. Сумма была по тем временам огромная, к тому же и прихожанам удалось собрать некоторое количество денег. В 1649 году начались работы, но спустя год оказалось, что средств недостаточно. Пришлось в начале 1650 года писать вторую челобитную Алексею Михайловичу. Историк И. Е. Забелин так описывает происшедшее после этого: "Челобитная была доложена государю 27 марта 1650 года с пометою думного дьяка Семёна Заборовского: "Государь велел дать денег четверты сто, против прежней челобитной..." Потом 5 апреля ещё помечено: "Дать деньги с порукой против прежнего...". Спустя два года из казны выделили ещё 100 рублей. В результате на месте сгоревшей церкви выросло здание, возведённое из специально формованного кирпича. Материал был очень дорогим, однако опасность пожаров перевесила все доводы в пользу большей экономии. В итоге решили возводить как бы "два храма в одном". На Руси издревле существовала традиция пристраивать к церкви придел, освящаемый в честь какого-то святого или значимого события. Так получилось и в данном случае. В память о сгоревшем храме его решили посвятить Рождеству Пресвятой Богородицы. А иконе Божией Матери "Неопалимая Купина" посвятили отдельный придел.

Историк искусства И. Э. Грабарь подчёркивал, что в результате церковь получила весьма сложную с архитектурной точки зрения композицию. "Очевидно, строился не только храм Неопалимой Купины, но и вся совокупность храмов с их колокольней, экономически вдвинутой в общую группу. Задача соединения храмов и колокольни в одну группу исполнена превосходно, хотя и не без дефектов в местах соединения", - писал он. Основную часть храма спроектировали максимально похожей на сгоревшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы - памятью о последней стали три шатровых верха, под которыми располагался вытянутый с севера на юг четверик. К четверику с запада примыкала небольшая трапезная. Между храмом и приделом иконы Божией Матери "Неопалимая Купина" на северной стороне возвели оригинальную двухъярусную шатровую колокольню. Сам придел украсили горкой кокошников, а завершению придали вид небольшого шатра на барабане. Его особое значение старались подчеркнуть пышностью убранства. Здесь имелись и сложные карнизы с фигурными валиками, и килевидные наличники, и стрельчатые кокошники, и нечто вроде ожерелья у основания шатра. "Зодчий стремился так разместить храма разнохарактерные объёмы, - отмечал искусствовед М. А. Ильин, - чтобы здание смотрелось преимущественно с одной точки зрения - со стороны Пушкинской площади. Такое построение "главного фасада" не должно удивлять. В ХVII веке, когда возводился храм, здесь стояли каменные стены Белого города. От проездной бышни крепостных укреплений начиналась улица - путь на Дмитров. В её начале и строился храм... с таким расчётом, чтобы показать всю свою затейливость архитектуры именно со стороны выезда из города". Строительные работы завершились в 1652 году. Тогда же храм и освятили.

Храму суждено было войти в историю как одному из последних шатровых храмов в истории Руси (наряду с храмом Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве на западе Москвы, церковью Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках на юго-востоке столицы и некоторыми другими). После изгнания Патриарха Никона, его запрет на строительство шатровых церквей отменят, но бал тогда уже будет править новый стиль - так называемое "московское барокко". В последнее десятилетие ХVII века Рождество-Богородицкая церковь обрела большой звонкий колокол. Его отлил известный мастер Иван Моторин. Творениями его рук были также Большой Успенский колокол московского кремля, главный колокол Киево-Печёрской Лавры, колокол первого Исаакиевского собора в Петербурге. Моторин создал свыше 100 пушек, использовавшихся в сражениях Северной войны 1700-1721 годов. На рубеже ХVII-ХVIII веков вид Богородицкого храма претерпел изменения. К нему пристроили новую широкую трапезную и возвели сторожку с ходом на колокольню. Над трапезной расположилась звонница. Весьма необычно смотрелся появившийся южный придел во имя великомученика Феодора Тирона, как бы "загородивший" южный вход. Внутри храма появилась колонна. Все эти "обновы" были выполнены уже в барочном стиле. Сам храм оставался довольно скромным. Состав церковного причта не менялся: настоятель, диакон и один-два пономаря.

Удивительным образом Рождество-Богородицкий храм пережил пожар Москвы 1812 года. Находившиеся рядом с ним усадьбы сгорели дотла. В соседний Страстной монастырь ворвались французы, расселились в монашеских кельях, разграбили монастырское имущество, устроили в обители магазин. Сам Наполеон ехал к Кремлю по Тверской и не мог не заметить Богородицкого храма. Но церковь уцелела - в ней только на две недели прекратилась служба. Ко второй половине ХIХ века церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках сильно обветшала (сказался и пожар Москвы 1812 года), настала пора приступить к её ремонту и обновлению. В 1856 году на звоннице храма зазвенели четыре новых колокола. Спустя восемь ле возвели новое шатрове крыльцо с западной стороны и была проведена реставрация церкви под руководством известного архитектора Н. В. Султанова. Тогда же началось научное изучение памятника. Далеко не каждая церковь могла похвастаться таким вниманием к себе, какое вызывал Богородицкий храм. Художники и фотографы с удовольствием запечатлевали его. Из посвящённых церкви работ видно, что её внешний облик в это время не раз менялся. Главы красили то в зелёный, то в золотистый цвет, шатры разрисовывали в шашечку... В начале ХХ века вокруг храма стали строиться многоэтажные здания, доходные дома и церковь потерялась среди окружающей среды. После Октябрьской революции храму пришлось столкнуться с куда более серьёзным вызовом, нежели строительством доходных домов. Стоящая в самом центре города церковь не могла не мозолить глаза адептам новой атеистической власти.

В 1929 году власти закрыли храмы на территории расположенного неподалёку Высоко-Петровского монастыря. На протяжении нескольких лет в Богородицкой церкви служила его братия, здесь же нашла приют часть братии ликвидированной Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. В 1935 году был расстрелян последний батюшка, настоятель Богородицкого храма владыка Варфоломей (Ремов). В конце 1930-х годов Рождество-Богородицкую церковь закрыли. существует легенда, согласно которой 22 июня 1941 года её должны были взорвать. В тот день было явно не до подрыва храма, а в годы тяжких испытаний для страны отношение властей к Церкви изменилось к лучшему. После закрытия храма, в здании располагались разнообразные конторы. В конце концов, бывшую церковь превратили в репетиционный зал московской дирекции "Цирка на сцене". Состояние храма и до этого оставляло желать лучшего, после же репетиций с собаками и обезьянами он был доведён до критического состояния. К счастью, до сноса дело не дошло.

В 1959-1960 годах в церкви провели комплексную реставрацию под руководством архитектора Н. Н. Свешникова. Вместе со своими помошниками Свешников буквально по кирпичу перебрал всё здание от пола до куполов. Крыльцо, перестроенное в ХIХ веке, при этом по возможности освободили от позднейших наслоений, вернув ему первоначальный "шатровый" вид. Шедевр "русского узорочья" был спасён. Достаточно качественная реставрация, правда не обошлась без накладок. Реставраторы ограничились устройством одной-единственной двери, ведущей непосредственно в трапезную часть церкви, из-за чего в неё можно было попасть прямо с улицы. Стоит сказать - в те времена едва ли думали, что святыню снова будут использовать по прямому назначению. Однако произошло чудо, и в конце 1980-х годов Богородицкий храм возродился.

В 1990 году столичные власти приняли решение о передаче церкви верующим, и тогда же она получила статус Патриаршего подворья. Настоятелем был назначен игумен Серафим (Шлыков), трагически погибший при невыясненных обстоятельствах в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года. Первую божественную литургию отслужили 24 августа 1991 года, и этот день можно считать вторым днём рождения храма. В течение нескольких лет после возобновления богослужений удалось провести восстановительные работы как в основном помещении, так и в обоих приделах. Стены пришлось расписывать заново, в приобретении икон помогали прихожане и просто неравнодушные люди. Среди последних были актёры театра "Ленком", бас-гитарист группы "Звуки Му" Александр Липницкий, лидер группы "Аквариум" Борис Гребенщиков и другие. Некоторые образа передали прямо с таможни - это были украденные иконы, предназначавшиеся для продаж на иностранных аукционах. Часть средств на восстановление церкви выделила в 1990-е годы мэрия Москвы. Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль "Задворки", средства от которого направлялись на восстановление храма. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта "Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом", весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления церкви Рождества Богородицы в Путинках. 5 января 2008 года в этом храме прошло отпевание Александра Абдулова. Сегодня храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках вновь живёт полноценной приходской жизнью.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №27, 2013 г.

Эта церковь, расположенная в начале Малой Дмитровки, – последняя в своем роде. С ее возведением кончилась целая архитектурная эпоха в храмовом зодчестве России, а в ХХ веке она осталась и вовсе единственной в Москве, имеющей завершение в виде трех шатров. Строительство обошлось местным жителям в весьма внушительную сумму.

В этой части улицы находился Посольский двор с путевым дворцом, где останавливались направлявшиеся в Кремль иностранные послы. Отсюда и старое название всей местности – «Путинки». Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы упоминается впервые в 1625 году, есть версия, что уже тогда она была трехшатровой. В 1648 году храм сгорел, через год было заложено новое каменное здание. Местные жители вместе с причтом через находившегося тогда в Москве Иерусалимского патриарха Паисия просили у царя Алексея Михайловича камень для строительства и денег на работы. Казна выделила материалы и 300 рублей. Этой суммы не хватило, и после повторного обращения прихожане получили еще 400 рублей. Денег снова оказалось недостаточно, в 1652 году было выдано дополнительно 100 рублей. В результате церковь обошлась в 800 рублей, немыслимую сумму для середины XVII века. Но и храм был выстроен необычный.

Важной архитектурной особенностью церкви Рождества Богородицы в Путинках является ее бесфасадность: здесь нет одного ярко выраженного основного фасада, ее можно рассматривать с любой точки, со всех сторон она богато декорирована. Ее структура также нетривиальна: четверик вытянут с севера на юг (а не с запада на восток), колокольня поставлена не с запада, как обычно, а с северо-востока, рядом с тремя шатрами основной части, поставленными в ряд. Эти шатры не открыты изнутри, как делалось первоначально в шатровых храмах, а надстроены поверх сводов церкви и несут исключительно декоративную функцию. То же можно сказать и о четвертом шатре, венчающем придел Неопалимой Купины, возведенный с севера в виде отдельного куба. Основания всех барабанов и поставленных на них шатров окружены большими и малыми кокошниками.

Церковь Рождества Богородицы освятили в 1652 году, а уже в следующем году патриарх Никон запретил строительство каменных шатровых церквей в России, отдав предпочтение пятикупольным. Впрочем, для зодчих была оставлена небольшая «лазейка»: так как в указе ничего не говорилось о колокольнях, то их продолжали строить шатровыми вплоть до начала XVIII в. Так церковь на Малой Дмитровке стала последним шатровым храмом Москвы.

В конце XVII в. с юго-запада была расширена трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, получившая более скромный декор по сравнению с основной частью. Еще одно изменение произошло в 1864 году, когда к визиту императора Александра II с запада пристроили новое закрытое крыльцо, увенчанное шатриком в стилистике основного храма. В 1911 году с юга был выстроен доходный дом, частично перекрывший вид на церковь.

В советскую эпоху другие московские храмы подобной архитектуры середины XVII в. были либо вовсе уничтожены, либо утратили свои завершения. Здание храма Рождества Богородицы в Путинках, несмотря на прекращение богослужений после 1935 года, не было перестроено, сохранив декор фасадов. Лишь крыльцо во время реставрации 1957 г. было снова переделано: оно стало открытым и теперь напоминало вход в палаты XVII в. Внутренне убранство оказалось уничтожено, в церкви долгие годы находилась репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене».

В 1990 году храм вернули верующим, большую помощь в его восстановлении оказал актер Александр Абдулов. Именно здесь 5 января 2008 года прошло его отпевание. Церковь имеет статус патриаршего подворья.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – один из немногих не разрушенных до наших дней шатровых храмов. Он выдержал испытание временем, французским нашествием, московскими пожарами и гонениями советской власти. Более 50 лет у северо-западного въезда в российскую столицу сооружение встречало иностранных послов и путешественников, которые останавливались в расположенном рядом посольском дворе. Некогда Путинки были окраинной слободой, с тех пор Москва значительно разрослась и сейчас стройное, изящное здание отлично украшает одну из улиц исторического центра Москвы.

Благодаря удобному расположению, церковь, посвященную Рождеству Богоматери, посещают жители и гости первопрестольной в религиозные праздники, выходные дни и просто во время прогулок по центру города.

Вконтакте

Описание и месторасположение

Храм в Путинках, посвященный Рождеству Божьей Матери, возведен и оформлен в традиционном стиле русского узорочья. Он был закончен всего за год до реформирования системы богословия патриархом Никоном и наложения запрета на строительство религиозных сооружений шатрового типа.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – уникальный образец архитектуры . Во многих чертах она не похожа на другие религиозные сооружения XVI-XVIII веков. Так, главного фасада в здании нет. С любой стороны он выглядит очень красиво и богато. При осмотре сооружения ни одна деталь не выдается наружу и не выделяется.

Четверик в здании протянулся не с запада на восток (как это сделано в большинстве церквей), а с севера на юг. Колокольня расположена не западнее, а северо-восточнее основной части храма, рядом с тремя шатрами. Каждый из них сделан из дерева, имеет небольшой (до 3 метров) диаметр, изнутри закрыт и является только декоративным украшением.

Четвертый шатер, который построен севернее основной тройки в виде отдельного куба, прикрывает придел Неопалимой Купины. Все барабаны шатров обведены тремя ярусами больших и малых кокошников. Основной объем церкви украшают ложные закомары, под которыми сделан резной фриз.

Обратите внимание: церковь Рождества Богородицы в Путинках находится в Тверском районе Москвы, в самом начале улицы Малой Дмитровки, в доме под номером 2. Расстояние до Кремля составляет 2 км, до 3-х станций метро, сооруженных под Пушкинской площадью, – 100-150 метров. GPS-координаты здания: 55.76705, 37.60687.

Колокольня церкви построена в виде восьмигранника. В ее шатре сделано множество отверстий-слухов, которые вместе с большими резными окнами делают эту часть храма легкой и ажурной. Всего на ней подвешено 9 звонов. Ежедневно используется 1-2 из них. Остальные применяются только по большим церковным праздникам.

История храма

Исток московского храмового зодчества отделен от нас веками: первый храм возле Тверских ворот Москвы был построен в 1625 году из дерева.

Причиной для начала работ по сооружению здания послужил пожар. Огонь уничтожил старый храм Рождества Богородицы дотла.

Возведение новой церкви окончилось в 1652 году. Тогда же состоялось ее освящение.

Интересный факт: строительство велось на средства, отпущенные из казны царем Алексеем Михайловичем. Всего царь дал на создание молельни 800 рублей. Из них 400 на начало работ, 300 на их продолжение и 100 на завершение.

Ходатайствовал о выделении денег на храм патриарх Иерусалимский Паисий. Также от правителя земли русской поступали камень, известь и другие материалы. Небольшую часть необходимых для сооружения средств пожертвовали прихожане.

Феодор Тирон

В конце XVII века к зданию были пристроены большая зала для трапез и комната в честь Феодора Тирона, оформленные в стиле барокко. В этих сооружениях жили и питались монахи и церковные служки. В то же время была воздвигнута комната для сторожей и вход на звонницу. В 1715 году, во время одного из ремонтов, на последней был повешен колокол известного мастера Ивана Моторина, который отливал огромные звоны для храмов Киева и Санкт-Петербурга. В 1781 сооружение было окружено металлическим забором (до наших дней не сохранился).

В 1812 году, при знаменитом пожаре, храм уцелел и не получил никаких повреждений. В 1864 возле западной стены молельни было построено небольшое крыльцо. В 1897 церковь была отреставрирована. Руководителем обновления выступил архитектор Н.Н. Султанов. В 1911 году возле храма был сооружен жилой дом, который заслонил вид на шатры и колокольни с юга.

С 1918 до 1938 года церковь Рождества Богородицы была открыта для прихожан. С начала 30-х годов религиозные обряды и службы в сооружении проводили монахи Высокопетровского монастыря. В июне 1935 в храме прошло рукоположение монаха Алексия (настоятеля) в епископа Каширского. Позже этот священник стал епископом Алма-Атинским и Казахстанским.

Богослужения в храме были прекращены в конце 1935 года. Окончательно молельня была закрыта советскими властями Москвы в 1938. После прекращения религиозной деятельности в здании молельни размещалось несколько контор и складов.

В 1957 году под руководством архитектора Н. Н. Свешникова и при участии члена-корреспондента Академии архитектуры Д. П. Сухова в храме проводились реставрационные работы. Во время их осуществления крыльцо, выстроенное в 1864 году, было разрушено, а на его месте возведено новое, стилизованное под период начала строительства храма — середину XVII века. С этой паперти открыт выход на Малую Дмитровку.

Важно знать : известно, что Советская власть стремилась уничтожить и осквернить всякую святыню. Так, в 70-е годы прошлого века, сооружение было передано московскому отделению «Цирка на сцене» и вплоть до лета 1990 служило репетиционной базой этой организации. Оно использовалось для тренировок с участием собак.

2 января 1990 года состоялась передача храма служителям православной церкви. Ранним утром 2 февраля 1991 первый настоятель – 33-летний игумен Серафим был зверски убит ударом тупого предмета в голову в собственной квартире. Для совершения богослужений и православных обрядов и треб здание было открыто в августе 1991 года.

С конца восьмидесятых годов Александр Абдулов, известный российский актёр, активно жертвовал на восстановление сооружения . Он инициировал создание и организацию фестиваля «Задворки». Все деньги, полученные от этого мероприятия, шли на ремонт здания. Сборы от картины «Задворки-3» были потрачены на оплату работ по реконструкции. После смерти Александра Абдулова, 5 января 2008 года, в церкви прошло его отпевание, на котором присутствовало несколько десятков известных актеров, музыкантов, певцов.

Современное состояние

Сейчас храм восстановлен и отремонтирован. Его внешний вид соответствует экстерьеру конца XVII века. Стены и барабаны шатров покрыты штукатуркой и побелены, крыша окрашена в темно-зеленый, а купола – в темно-синий цвет. Большая часть росписей внутри церкви современные, но несколько ликов сохранилось с XVII века. На стенах расположены иконы. Возле них установлены подсвечники. Доступ прихожан в церковь осуществляется через накрытое шатром крыльцо с улицы Малая Дмитровка. Одновременно сооружение может вместить не более 2000 человек.

Освещение внутренних помещений храма обеспечивают несколько люстр, которые подвешены на высоте 4-6 метров. Внешний вид Богородичной церкви ночью подчеркивают желтые лампы, установленные в оконцах колокольни, и синие фонари, закрепленные у оснований куполов.

Организационно храм входит в Московский патриархат как приходская церковь. За сооружением закреплен статус патриаршего подворья. Его здание состоит в реестре объектов культурного наследия Российской Федерации под № 7710206000. При церкви работает воскресная школа. Возле здания открыты автомобильная парковка и киоск монастырской выпечки.

Информация для паломников и туристов

  • Как добраться

Добраться до церкви Рождества Пресвятой Богородицы можно с помощью подземных электричек:

  • Серпуховско-Тимирязевской (серой) линии (станция «Чеховская»);
  • Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) ветки (станция «Пушкинская»);
  • Замоскворецкой (темно-зеленой) линии (станция «Охотный ряд»).

В историческом центре российской столицы недалеко от известного театра имени Ленинского комсомола находится красивая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она является одним из немногих московских храмов, сохранивших свой первоначальный вид до современного времени.

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

  1. Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
  2. За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
  3. В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, бо́льшую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.

Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.

Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Архитектура и внутреннее убранство

К настоящему времени храм Рождества Пресвятой Богородицы полностью восстановлен. Его внешнее и внутреннее убранство соответствует первоначальному оформлению XVII века. Уникальный архитектурный памятник XVII века выполнен в стиле русского узорочья, отличительной чертой которого является использование множества декоративных деталей.

Центральной частью храма является вытянутый с юга на север четверик, увенчанный тремя шатрами, выполняющими декоративную функцию. Такими же шатрами украшены северный придел, посвящённый иконе «Неопалимая купина», узорчатая колокольня и западное крыльцо. Стены церкви украшены с внешней стороны многочисленными декоративными деталями. Убранство более поздних пристроек к зданию несколько отличается от основной его части. Оно выполнено в стиле раннего московского барокко.

Внутреннее оформление церкви в советское время практически не сохранилось. Единственным аутентичным элементом является роспись центральной колонны, с изображением почитаемых православных святых. Стены храма украшены новыми и отреставрированными иконами и росписями.

Интерьер храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках

Среди расположенных в храме святынь выделяют следующие образы:

  • икона Божьей Матери «Всецарица», помогает онкологическим больным;
  • икона Божьей Матери «Неопалимая Купина», защищающая от пожаров.

Расписание работы храма

Храм Рождества Богородицы расположен в Москве по адресу: улица Малая Дмитровка, владение 4. Его двери открыты ежедневно с восьми утра до восьми вечера. Службы проводятся по выходным и праздничным дням в 9 и 17 часов. В храме проводятся православные обряды, работает воскресная школа, ведут приём православные врачи. Кроме этого, служители храма оказывают поддержку неблагополучным детям, сиротам и заключённым.

Совет: в будние дни церковь посещает мало людей, поэтому экскурсионную поездку следует планировать на рабочие дни. Это позволит спокойно насладиться внутренним убранством храма, почувствовать его одухотворённость.

Как добраться

Храм Рождества Пресвятой Богородицы находится в исторической части Москвы. Добраться до него можно наземным транспортом и на метро.

На метро необходимо доехать до станций следующих метро:

  • Тверская (зелёная ветка);
  • Пушкинская (синяя ветка);
  • Чеховская (серая ветка).

Дойдя до кинотеатра «Пушкинский», необходимо повернуть налево. Через несколько минут покажется красивое белое здание.

До остановки наземного транспорта «Пушкинская площадь» можно добраться автобусами № Н1 и А. В двух минутах ходьбы от неё находится рождественская церковь.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках - красивый памятник русской архитектуры, являющийся ярким примером шатрового стиля, господствующего в русском зодчестве до конца XVII века. Он будет интересен не только истинно верующим православным людям, но и любителям русской истории.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках строили на рубеже 40—50-х годов XVII века. Имя зодчего, создавшего церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, остается загадкой. Однако известно, что нынешний храм возник на месте более раннего — погибшего в пожаре. В то, что святыня восстала из пепла, внес свою лепту царь Алексей Михайлович. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках стала первым русским храмом, один из престолов которого освятили в честь .

История храма Рождества Пресвятой Богородицы

Первый храм на месте нынешней Рождество-Богородицкой церкви появился еще в 1625 году. Стоял он в окраинной слободе Путинки, располагавшейся за Тверскими воротами Белого города.

Это был деревянный трехшатровый храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Называли его по-разному: церковью на Старом посольском дворе, храмом за Тверскими воротами, церковью на земле Новой слободы... Увы, ее век также оказался недолгим — она погибла в пожаре 1648 года.


Саша Митрахович 01.03.2017 17:34


Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках — относительно небольшая приходская церковь. Высота здания от основания до креста —30 метров, высота основного помещения — несколько более и метров. Расстояние между солеей и западной стеной — всего три метра. Площадь помещения, отведенная прихожанам, равняется примерно 40 квадратным метрам. Стены выполнены из кирпича и белого камня, пол выложен современными каменными плитами.

Рождество-Богородицкий храм в Путинках необычен, его не спутаешь с какой-нибудь другой церковью. На его стенах трудно найти ровную поверхность — настолько сложна его композиция, настолько разнообразен и богат его декор.

Основной объем храма Рождества Богородицы в Путинках не поражает большими размерами. По форме он напоминает сильно вытянутый прямоугольник, увенчанный снаружи тремя шатрами, стоящими на глухих барабанах. С востока к храму примыкают низкие апсиды, с запада — довольно вместительная и не очень высокая трапезная. На южной стороне находится придел во имя му-
ченика Феодора Тирона. На северной стороне размещен придел с декоративным шатром на световом барабане. Между ним и северной стеной храма высится шатровая колокольня.

Декор необыкновенно разнообразен. Так, в завершении наличников используются треугольные и полукруглые фронтоны. В фасадной части придела иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» из шести колонок верхнего яруса четыре отличаются от нижних. Горизонтальная тяга словно делит здание на две половины. При взгляде со стороны кажется, что храм — двухэтажный.

Среди архитектурных «родственников» Рождество-Богородицкой церкви можно назвать, помимо столичной церкви Троицы в Никитниках, московские храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, храм святителя Николая Мирликийского в Хамовниках, ярославский храм Илии Пророка.


Саша Митрахович 02.03.2017 09:13


Интерьер Рождество-Богородицкого храма выглядит достаточно скромно. Прежний иконостас в советские годы, когда церковь использовалась не по назначению, оказался утрачен. Впрочем, какие-то интерьерные детали удалось сохранить.

Стены храма выложены специальным формованным кирпичом в стиле «русского узорочья». Они покрашены в белый цвет. Совершенно не факт, что изначально так оно и было, но советские реставраторы середины XX века приняли решение, что интерьеры церкви XVII века нужно красить белым. Внутри храма имеются небольшие фрагменты настенной живописи XVII века, однако в основном росписи выполнялись уже в 1990-е годы.

До наших дней сохранилась возведенная на рубеже XVII—XVIII веков центральная колонна. С западной стороны на ней изображен , с северной — святой Пантелеймон, с южной — , а с восточной — .

Вход в придел расположен слева. Придел мученика Феодора Тирона находится справа.

Достаточно традиционные для русской храмовой архитектуры галереи и притвор здесь отсутствуют. Фактически изъята и центральная зона, что встречается еще реже. В то же время подобная конструкция направлена на то, чтобы максимально сохранить «интимность» общения с Богом. Едва войдя в храм, прихожанин приближается к солее и алтарю. Высота основного помещения — чуть более и метров. Увидеть свод можно только в приделе иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», где службы совершаются редко.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные