Конкурсы на праздниках могут быть как подвижные, так и застольные. Игры, которые можно провести, не вставая из-за стола, идеально подходят для спокойных компаний. Не все гости любят шумные конкурсы. В этом случае и выручит застольная забава «Испорченный телефон». Самое интересное, что это будет не обычный с детства конкурс в слова, а сочетание испорченного с телефона с игрой в ассоциации. Посмотрим, что из этого получится.
Дополнительный реквизит готовим заранее. Для этого распечатываем карточки с изображением и подписями различных предметов, животных. Это могут быть:
Больше никакого реквизита не потребуется. Достаточно самих участников и, желательно, хорошего слуха игроков. Конкурс проводится непосредственно за столом.
Первый участник выбирает, не глядя, карточку. И говорит шепотом соседу, сидящему рядом, что изображено на картинке. Человек должен передать по цепочке, но не само услышанное слово, а синоним к нему или ассоциацию.
Например, получится цепочка: курица – птица, несущая яйца – мама цыпленка – родственница омлета – и т.д.
По кругу игроки передают друг другу фразы-ассоциации. Когда очередь дойдет до начала круга, то есть до первого игрока, он озвучивает услышанное вслух и показывает картинку с изображением предмета, с которого начиналась цепочка ассоциаций. И чем больше игроков будет участвовать в развлечении, тем непредсказуемее и смешнее будет итоговое слово.
И если в результате из «Курицы» получится «Яйцо» или из «Стола» – «Диван», считайте, что развлечение удалось. В таком конкурсе нет проигравших или победителей, но хорошее настроение обеспечено всем.
Включите «Испорченный телефон» в сценарий взрослого Дня Рождения, например, . Подойдет развлечение и для
Это игра для небольшой компании от 5 до 10 человек. Чем больше участников, тем интересней и смешнее будет результат. Все играющие усаживаются на длинную скамью или ряд стульев. Можно использовать бревно, если действие происходит на свежем воздухе. Сесть надо так, чтобы было удобно прошептать на ухо соседу секретное слово.
Эта игра отлично развивает слух и внимательность. А еще хорошее чувство юмора.
Выбирается ведущий, именно он загадывает слово и так, чтобы остальные игроки не услышали, шепчет его участнику сидящему первым. Этот играющий передает следующему то, что услышал, второй нашептывает третьему и так далее до самого крайнего в ряду игрока. Тот, кто сидит в конце цепочки, встает и громко произносит то слово, которое он услышал. Как правило, это слово весьма заметно отличается от оригинала, что вызывает смех у всех играющих.
Если желающих играть собирается слишком много можно разделить их на две команды. Ведущий будет шептать им одинаковые слова, а победит та команда, чье слово у последнего игрока больше всего похоже на слово ведущего.
Игра «Испорченный телефон» используется в качестве одного из инструментов психотренинга. Суть игры - в организации передачи устного сообщения по цепочке, состоящей из как можно большего количества людей, и выявлении искажений его исходного содержания.
Игра «Испорченный телефон»
Игра «Испорченный телефон» используется в качестве одного из инструментов психотренинга . Суть игры - в организации передачи устного сообщения по цепочке, состоящей из как можно большего количества людей, и выявлении искажений его исходного содержания.
Передача небольшого связного рассказа. Ведущий заранее готовит рассказ на какую-нибудь достаточно нейтральную и общепонятную тему, небольшого размера, так, чтобы его содержание можно было в основном запомнить с одного прочтения без больших затруднений (обычно не более чем на половину страницы печатного текста). Участники, (7 человек), выходят из помещения. Ведущий приглашает одного из участников и читает ему текст. Задача слушавшего передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают полученную информацию. После завершения пересказов участникам зачитывается исходный текст.
«Письмо»
Воспитатель, встретив маму Димы Дядюшкина, передала ей следующую информацию, которую воспитателю передала дефектолог, котораяопаздывала на праздник своего сына Андрея Константиновича.
«Тамара Ильинична ждал вас и не дождалась. Очень огорчилась и просила передать, что она сейчас в главном здании решает вопрос насчетоборудования, кстати, возможно, японского. Должна вернуться к обеду, но если ее не будет к 15 часам, то консультацию нужно начинать без нее. А самое главное, объявите, что всем родителям из группы 7 необходимо пройти тестирование в 20-й комнате в главном здании, в любое удобноевремя, но до 20 февраля».
Анализ игры.
«Слушатель пропускает информацию через личностный фильтр». Это значит, что любой человек, услышав информацию, сравнивает ее со своими представлениями, со своим жизненным опытом, с известными ему фактами. И передавая ее дальше, может что-то поменять, рассказать по-другому, потому что ему так понятнее, потому что это соответствует его жизненному опыту.
Незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает».
Это значит, что люди делят информацию на важную и неважную, при чем важную и неважную не для них, а в данном тексте. И неважную формацию забывают сказать, полагая, что другая является более важной. Из-за этого текст начинает сокращаться от игрока к игроку. Обычно уже четвертый или пятый участник замечают, что приглашать следующего начинают все быстрее и быстрее.
Слушатель обрабатывает информацию сообразно своей логике
Слушатель запоминает необычные, «жареные», факты
Теперь необходимо прокомментировать рекомендации по передаче информации.
«Говорить однозначно», «Использовать простые слова». Абсолютно понятные рекомендации - чем проще и однозначные информация, тем она лучше понимается и запоминается.
«Важное проговаривать несколько раз». Вполне понятная рекомендация, так как действительно лучше сказать несколько раз и рискнуть выглядеть попугаем, чем впоследствии пожалеть о том, что это не было не сделано.
«Структурировать сообщение, разбивать его на пункты».
Очень полезная рекомендация: в любом сообщении должна быть внутренняя структура, должно быть понятно, как предложения связаны друг другом. Самый простой пример структуры - это пронумерованные предложения: первое, второе, третье и так далее. Очень сложно предложение, которое идет под номером. Например, если есть пер второе, четвертое, то сразу ясно, что было что-то третье.
«Контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию».
Это значит, что во время разговора реакции можно заметить, когда человек не слышит или не понимает. Это сигнал того, что надо остановиться и повторить еще раз, задать вопрос или прокомментировать сказанное.
«Вам все понятно?» не спрашивать, так как все обычно отвечают: Надо задать вопрос на уточнение, например: «После нашего разговора что вы будете делать дальше?», «Что вы сделаете в первую очередь.
Это понятная рекомендация, так как еще со школы у всех выработался рефлекс на вопросы: «Вам ясно?», «Вам понятно?», - автоматически отвечать «понятно», при этом не всегда понимая, о чем их спрашивал и.
«Если произошла помеха (вас перебили), то надо остановиться и вернуться назад, проговорить еще раз предыдущее предложение». Обычно, когда человека перебивают, то из-за переключения внимания обычно теряется последняя мысль, последнее предложение. Все могут вспомнить подобные ситуации, когда после помехи кто-то из собеседников говорит: «А о чем я говорил?» Поэтому для сохранения связи в сообщении лучше повторить последнее предложение и после этого продолжить свой рассказ.
«Необходимо учитывать темповые характеристики слушающего». Это объясняется легко: все люди говорят с разной скоростью и, что важно для нас, способны слушать тоже с той скоростью, с которой говорят. Если человек говорит быстро, то с ним надо говорить примерно с той же скоростью, а с медленно говорящим, соответственно, медленно. Почему так? Если мы говорим слишком медленно для человека, то его это раздражает, а если слишком быстро - то человек просто может не услышать какие-то слова.
«Можно создать позитивную или негативную мотивацию:
"если все сделаете по инструкции, то...", "если не сделаете, то произойдет..."». Обычно начинают с позитивной мотивации. Например, если вы сделаете то-то и то-то, то вы получите такой-то результат. Если позитив-
мотивация не помогает, используют негативную мотивацию. Например: «Если вы нарушите пункт третий договора, вы лишаетесь гарантийного обслуживания, денег и т, д.».
Можно использовать техники типа «забор» - специальные фразы: «Я специально обращаю ваше внимание», «Я хочу, чтобы вы это запомнили».
Основной смысл в том, что мы можем огородить важную информацию фразами, как забором, внутри которого информация должна сохраниться.
Цель: демонстрация участникам тренинга приемов слушания.
Задание: передать услышанную информацию своему партнеру по общению.
Инструкция: давайте вспомним детскую игру «Испорченный телефон». Поиграем в нее... А теперь еще один вариант для взрослых: все участники группы выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, информацию к размышлению, телефонограмму, содержание которых должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное - как можно точнее выразить содержание». Затем ведущий зачитывает текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему вошедшему, тот - следующему и т. д.
Вариант письма:
«Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончится».
Вариант информации к размышлению:
«В толпе у двери - хорошо одетой толпе, состоявшей из селей докторов и адвокатов, биржевых дельцов и представителей всех исчисленных профессий, достойных крупной буржуазии, - Форсайтов было не больше 20 процентов, но тете Энн все казались Форсайтами, - да и разница между теми и другими была невелика - она всюду видела свою собственную плоть и кровь».
Для телефонограммы текст составляется таким образом:
Должно быть три-четыре сложносочиненных и сложноподчиненных предложения;
Должны быть цифры, имена собственные, указания на время, значимые и незначимые детали.
Примечание: если текст при передаче от одного участника к другому сократился до такой степени, что выполнение упражнения становится бессмысленным, так как передача его становится слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает весь текст заново.
Анализ упражнений 1 и 2:
1. В чем отличие умения слышать от умения слушать?
2. От чего зависит активность слушания?
3. Какие условия надо соблюсти, чтобы услышать или быть услышанным?
Упражнение 3. «Уровни слушания*
Цель: соотнесение уровня слушания с типом поведения собеседника, определение влияния уровня слушания на эффективность восприятия.
Задание: проиграв ситуацию, определить, на каком уровне слушания осуществлялось общение и как выражалось поведение партнеров по общению.
Инструкция: работа будет строиться следующим образом: двое участников, «артисты», проигрывают ситуацию, остальные, «зрители», анализируют, на каком из уровней слушания осуществлялось общение. «Артисты» выбираются по желанию.
Ситуация для обыгрывания:
Вспомним типичный разговор двух старушек у подъезда:
А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну лычку! Теперь он у меня сержант!
А у меня, ты знаешь, в последнее время печень совсем разболелась, сил нет.
Вот и я говорю, может, теперь ему отпуск дадут.
Да, отпуск - это хорошо! Видимо, придется теперь в больницу идти.
Анализ упражнения:
1. По каким признакам был определен уровень слушания?
2. Как это выразилось в поведении собеседников?
3. Что наиболее характерно для вашей манеры слушать?
Упражнение 4. «Упражняемся в активном слушании»
Цель: определение характерных признаков типов реакций и приемов в момент активного слушания собеседника.
Задание 1. Обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу.
Инструкция: организуется работа в тройках по специальному алгоритму. Вся группа разделяется на подгруппы по три человека, и каждой тройке предлагается обсудить коммуникативные качества, необходимые профессионалу (преподавателю колледжа). Нужно выбрать три самых важных качества и выработать общее мнение в тройке. Предлагается строго выдерживать алгоритм обсуждения: двое беседуют, третий контролирует использование частных приемов слушания. Затем участники меняются функциями. Обсуждение ведут представители триад.
Анализ задания:
1. Какие качества были выделены как основные?
2. Какими приемами активного слушания пользовались сами участники обсуждения?
3. Выделите непродуктивные техники слушания в момент обсуждения качеств профессионала.
Задание 2. Решив ситуацию, соотнести реакцию собеседника с имеющимися типами реакций: сопереживанием, потоком рекомендаций, критикой, просьбой о дополнительной информации. Записать результаты в предложенной схеме.
Ситуация 1
- Неужели эту женщину из нашего отдела повысили в должности только из-за того, что она умеет подлизываться к начальству?! Ведь повысить должны были меня! У меня выше квалификация, и этой женщине не нужны деньги так, как мне. Что происходит?
Тип реакции Реакция
А) Мне кажется, что ты справляешься со своей работой отнюдь не так хорошо, как тебе кажется, иначе повысили бы тебя.
Б) Всегда неприятно, когда должность, на которую метишь ты, занимает кто-то другой, особенно если ты чувствуешь, что твоя квалификация выше.
В) А случалось ли что-то подобное с тобой раньше?
Г) Будь я на твоем месте, я бы рассказал начальнику, какая злость тебя обуревает.
Ситуация 2
Не знаю, что и делать! Начальник постоянно просит меня задержаться на работе подольше, чтобы подготовить письма на завтра, а я не могу ему ничего возразить - ведь он мой начальник. Я с удовольствием кое-что бы ему сказала, но просто не могу рисковать.
Тип реакции Реакция
А) Мне кажется, у тебя такое ощущение, что тобой просто пользуются, и ты хочешь найти способ сказать начальнику о его поведении.
Б) Будь я на твоем месте, я бы это с ним обсудила. Нужно сказать ему, что ты чувствуешь.
В) Если бы ты не позволяла вытирать о себя ноги, то сейчас ты бы могла говорить с ним на равных.
Г) И что, твой начальник всегда вел себя с тобой так?
Сравните свои ответы с приведенными ниже:
Ситуация I Ситуация 2
A) Критика A) Сопереживание
B) Вопрос B) Критика
Г) Совет Г) Просьба о дополнительной информации
Задание 3
Инструкция: разыграйте ситуации в парах, показав разные типы реакций (сопереживание, поток рекомендаций, просьбу о дополнительной информации, критику), а затем сравните свою интерпретацию с заданным образцом.
Ситуация 1
- Если б у меня были деньги, я не преминул бы воспользоваться этой возможностью; уверен, что смог бы развернуться в этом бизнесе. Человеку всего-то и нужно, что немного общих представлений, здравого смысла и смелости, и у меня все это есть. Нет только денег. Такова жизнь!
Ситуация 2
Все дело в том, что я занимаюсь не тем. Я все тянул и не уходил, потому что четыре года учился в колледже, готовя себя к такой работе. Теперь же я считаю, что для меня лучше было бы бросить ее и заняться чем-то другим - пусть мне даже придется начать с самого начала.
Образец высказываний на обыгрываемые ситуации:
Ситуация 1
1. Сопереживание: Всегда противно чувствовать, что у тебя нет денег, чтобы заняться бизнесом, в котором можешь добиться успеха.
2.Поток рекомендаций: Что тебе нужно, так это обсудить все с менеджером банка.
3. Просьба о дополнительной О каком виде бизнеса идет речь?
информации:
4. Критика: А ты уверен, что сможешь развернуться в этом бизнесе?
Ситуация 2
1. Сопережива- Сменить сферу деятельности после четырех лет обуче-
ние: ния в колледже - решение непростое. Понимаю, что тебе нелегко на это решиться.
2. Поток рекомендаций: Лучше бы тебе остаться на старом месте, ведь ты понятия не имеешь, что тебя ждет на новой работе.
3. Просьба о дополнительной А что тебя привлекает на новой работе?
информации:
4. Критика: И ты полагаешь, что можно отправить эти четыре года псу под хвост?!
Задание 4. «Выслушивание». Показать роль техник активного слушания в процессе общения.
Инструкция: работа организуется в парах: один - рассказчик, другой - слушатель. Партнерами выбирается тема для беседы, затем один из них начинает рассказ, а другой просто слушает, ничего не делая и никак не реагируя на партнера. (Важное замечание! Собеседники не должны перейти на беседу, иначе задание теряет смысл.) Затем партнеры меняются ролями и содержание задания изменяется: теперь, наоборот, следует помогать партнеру в его рассказе, используя разные техники активного слушания.
Примерные темы беседы: «Мои увлечения», «Профессиональные перспективы», «Планы на будущее*, «Вещи или люди, которые мне нравятся», «Мир поэзии (музыки)».
Анализ задания:
1. Слушание мешает или, наоборот, помогает рассказчику?
2. Что вам хотелось сделать, чтобы увидеть или услышать реакцию партнера?
3. Какими техниками пользовался слушатель, чтобы помочь рассказчику?
Анализ упражнения:
1. Система реагирования на услышанное - это интуитивная реакция или система приемов, используемых человеком намеренно?
2. Что ждет от партнера по общению говорящий?
3. Каким образом в реальной жизни вы реагируете на слова собеседника? От чего это зависит?
Рефлексия занятия. Упражнение «Оценка собственной манеры слушать»
Цель; осознание собственной манеры слушать для улучшения общения и отношений с другими людьми.
Задание: определить уровень собственных «слушательных привычек».
Инструкция: заполните «Опросник на эффективность общения». В соответствующей колонке поставьте крестик.
Опросник на эффективность общения
(бланк самооценки)
№ п/п | Характеристика процесса общения | В большинстве случаев | Часто | Иногда | Почти никогда |
«Отключаетесь» ли вы, слушая тех людей, с которыми вы не согласны или которых слушать не хотите? Сосредоточиваетесь ли вы на сказанном даже тогда, когда вам неинтересно? Прекращаете ли вы слушать говорящего, если знаете, что он собирается сказать? Повторяете ли вы услышанное своими слова-ми? Выслушиваете ли точку зрении другого человека, если она расходится с вашей? Берете ли вы что-либо от каждого собеседника, пусть даже самое не-значительное? Выясняете ли вы, что значат услышанные вами незнакомые слова? Готовите ли вы мысленно воз-ражения, пока собеседник го-ворит? Делаете ли вы вид, что слушаете, хотя на самом деле не слушаете? Витаете ли вы мыслями где-то далеко, когда с вами кто-то говорит? Воспринимаете ли вы сообщение целиком, включая его словесное и не-словесное выражение? Признаете ли вы, что одни и те же слова для разных людей значат разное? Прислушиваетесь ли вы только к тому, что хотите услышать, не замечая остального? Смотрите ли вы на говорящего? Концентрируетесь ли вы больше на сути сказанного или на внешнем виде говорящего? Известно ли вам, на какие слова и выражения вы сильнее всего реагируете эмоции-онально? Думаете ли вы заранее, какой цели собира-етесь достичь в данном акте об-щения? Планируете ли вы время, когда лучше выска-зать свою мысль? Думаете ли вы о том, как другой человек проре-агирует на сказанное вами? Учитываете ли вы то, каким образом лучше осуществить акт общения (в письменной форме, устно, по телефону, с помощью доски объявлений, записки и т. п.)? Учитываете ли вы, с каким че-ловеком гово-рите (чем-то обеспокоенным, враждебно на-строенным, не-заинтересованным, спешащим, застенчивым, упрямым, не-терпеливым и т.п.)? Перебиваете ли вы говорящего? Думаете ли вы иногда: «А я-то предполагал, что он должен это знать* ? Позволяете ли вы говорящему выражать его отрицательное к вам отношение, не занимая при этом оборони-тельной позиции? Занимаетесь ли вы регулярны-ми упражнени-ями для совер-шенствования своего умения слушать? Делаете ли вы записи на па-мять (памятки)? Не отвлекают ли вас посто-ронние звуки и шум? Слушаете ли вы говорящего, не критикуя его и не осуждая? |
Вычисление результата: сверьтесь с нижеприведенной таблицей и проставьте вместо своих крестиков соответствующее данной строке число. Пример: если вы в первой строке в колонке «Часто» поставили крестик, то его нужно заменить числом 2. Затем сложите числа в каждой из колонок и выпишите под каждой из них получившуюся сумму.
Номера | В большинстве | Часто | Иногда | Почти |
вопросов | случаев | никогда | ||
i | ||||
Продолжение
Теперь подсчитайте сумму цифр во всех колонках:
Сумма баллов: 110-120 - отлично; 99-109 - выше среднего; 88-98 - нормально; 77-87 - посредственно.
Задание для самостоятельной работы
«Составить программу развития своих слушательских навыков»
План действий по результатам опросника:
1. Какие действия вам бы хотелось изменить?
2. Выберите, над чем вам нужно поработать, чтобы стать активным слушателем в повседневном общении с другими людьми, в личной жизни, в профессиональной деятельности.
Домашнее задание Составить список слов, обозначающих чувства
Анализ занятия. «Интервью»
Цель: развитие навыков интервьюирования и структурного анализа деятельности.
Инструкция по проведению: проводить интервью предлагается по выбору участников.
Ключевые вопросы интервью:
1. Как опыт человека влияет на его активное слушание?
2. Нашли ли применение в упражнениях качества, которые стимулируют активное слушание участников?
3. Выделить наиболее эффективные моменты данного занятия, определив линию развития интереса участников к выполнению заданий.
4. Как устранить возникшие недостатки на следующем занятии?
Описание флеш игры
Жизнь современного человека трудно представить без мобильного телефона. Если кто-то их обожает, то других они раздражают. Если вы из категории последних, то присоединяйтесь в флеш игру "Разбей мой телефон!" Это простая, незамысловатая и не отнимающая много времени игра, в которой все просто. В вашем распоряжении три Айфона: белого, черного и золотого цвета. Выберите любой из них и приступайте к порче имущества. Представьте, что вы проводите испытание на прочность данного продукта. Насколько он устойчив к различным воздействиям? Давайте проверим на практике.
Итак, с левой стороны экрана вы видите ряд самых разных инструментов. Среди них: бита, пила, пистолет, топор, и другое. Выберите любой из инструментов и приступайте к испытанию. В бесплатной онлайн игре "Разбей мой телефон!" вы можете целиться в любое место. Главная задача - разбить телефон полностью как можно быстрее. За рекорды по времени игроки получают дополнительные баллы. После этого, можно приступить к другим цветам, чтобы повторить операцию.