Любящие и ответственные родители, ожидая рождения ребёнка, стараются предусмотреть всё – они подбирают врача, для ведения беременности, делают ремонт в детской комнате, покупают кроватку.
Но одним из самых ответственных и волнительных моментов в ожидании появления своего самого дорогого человека на свете – это выбор имени для своего ребёнка. Когда рождается дочь, родители, перебирая самые нежные, самые красивые имена для девочек, стараются выбрать наиболее подходящее имя именно для их дочери.
Имя будет сопровождать человека всю его жизнь. Оно внесёт отпечаток на его судьбу, от того, как именно будет назван ребёнок, может сложиться всё его дальнейшее будущее. Нередко к выбору имени подключаются близкие родственники, бабушки и дедушки.
Имя выбирается по самым различным критериям, ребёнка называют:
Распространены случаи, когда ребёнок сам выбирает, какое у него будет имя. Например, откликаясь на определённое имя шевелениями и толчками. Иногда имя ребёнку выбирают, ориентируясь на время года.
Во времена Древней Руси, на выбор имени ребёнка влияли определённые события – Гроза, Заря, отношение родителей к ребёнку – Забава, Любава, Ждана, Отрада, а также желание родителей наделить дочь определёнными качествами – Богумила, Людмила, Доброслава, Всемила, Радосвета.
Даже после распространения Христианства на Руси, долгое время ребёнку, наряду с церковном именем, получаемым им при крещении, родные давали и второе имя – старославянское, веря, что оно поможет защитить малыша от бед и болезней.
Существовал обычай по защите часто болеющих или слабых детей – родителями из избы выносился ребёнок с приговорами, что вот ребёнка с определённым именем уносим, а в дом приносим другого, которого называли уже другим, новым именем.
А чтобы нечистая сила совсем потеряла интерес к малышу, имя в этом случае старались выбрать неблагозвучное – Несмеяна, Неждана, или называли именем, обозначающим какое-нибудь животное – Лебедь, Щука, Сорока.
С появлением на Руси православия, имя ребёнку выбирал священнослужитель, называя ребёнка в соответствии с церковным календарём. Церковь успешно боролась с языческими обрядами и вскоре церковные имена почти вытеснили имена языческого происхождения.
При таинстве крещения, ребёнка стали нарекать, сообразуясь со Святцами. Святцы, или – Молитослов, это церковный календарь православных праздников и дней чествования православных святых. Давая имя ребёнку того святого, день которого приближен ко дню рождения малыша, родители ожидают, что он будет оберегать дитя, помогать ему в течение его жизни.
Родители по Молитвослову старались подобрать не только самые значимые имена по святому, но и выбирать самые красивые имена для девочек. День, в который чествуется святой, именем которого названа девочка, станет днём её Ангела. День Ангела не всегда совпадает с днём рождения малыша. В Святцах содержатся свыше 1700 имён различных святых, как женских, так и мужских.
Выбирая имя для малышки из Молитвослова, нужно помнить:
Двойное имя даётся девочке, если она уже была названа именем, которое не употребляется в Святцах, если это имя не является православным. Или если батюшка советует выбрать для девочки имя той святой, которая наиболее подходит ей по рождению.
Список самых употребляемых, самых красивых имён для девочек по православному календарю:
В современном мире популярен выбор имени по гороскопу. При этом, девочке подбирают имя под определённые черты характера, присущие представителям того знака, под которым она родилась.
Астрологи считают, что правильно подобранное имя не только поможет человеку в будущем, определит его судьбу, но и повлияет на становление личности, усилив обладательницу имени сильными качествами своего зодиакального знака.
Также, в астрологии, большой упор делается на кармическую связь человека с его предками, поэтому нарекать малышку в честь какого-либо родственника, астрологи рекомендуют с большой осторожностью. По их мнению, не следует давать ребёнку имя родственника с несчастливо сложившейся судьбой или с трудными чертами характера, даже если имя очень нравится родителям.
Нумерологи, — последователи учения о влиянии чисел на всеобщую энергетику и все жизненные проявления, советуют при выборе имени опираться на связь имени с кармическим числом.
Каждому зодиакальному знаку присущи свои особенности и свой темперамент.
Прежде, чем отнести имя к определённому знаку гороскопа, астрологи составляют звёздную карту, вычисляя взаимодействие имён с небесными светилами, их влиянии, отслеживая судьбы известных личностей, которые, по мнению звездочётов, могли стать знаменитыми и влиятельными именно благодаря удачному сочетанию имени со своим знаком по гороскопу.
Например, в астрологии считается, что упрямым, непокорным и честолюбивым Овнам, подойдут имена, способные усилить их индивидуальность и одновременно сгладить некоторую ершистость характера – Александра, Алиса, Людмила, Алёна, Анастасия, Божена, Алла, Валерия, Надежда, Варвара, Светлана, Олеся.
Настойчивым, трудолюбивым и бережливым Тельцам подойдут имена, способные добавить романтизма к характеру тельцов, мечтательности, такие, как – Беата, Анжела, Татьяна, Марина, Надежда, Тамара. Близнецам добавят устойчивости и уверенности в себе такие имена, как – Евгения, Ольга, Оксана, Лариса, Маргарита, Регина, Елена.
Мечтательным Ракам, норовящим спрятаться в своей уютной раковине, добавят яркой индивидуальности такие имена, как – Наталья, Селена, Лилия, Яна, Виктория, Елизавета, Диана, Олеся.
Огненным целеустремлённым Львицам, подойдут имена, полностью удовлетворяющие их царственные запросы и в тоже время, добавляющие им романтизма и мягкости, это – Екатерина, Елена, Александра, Жанна, Снежана, Любовь, Лаура, Роза, Мария. Для практичных, очень тонко чувствующих Дев, подойдут такие имена, как – Августа, Диана, Кристина, Наталья, Елизавета, Инесса, Ирина, Кристина.
Гармоничным, нежным и мудрым Весам подойдут имена – Яна, Наталья, Елена, Светлана, Вероника, Олеся, Злата, Виолетта, Пелагея, Лилия, Полина. Проницательным, умеющим верно рассчитать Скорпионам, добавят уверенности в себе имена – Алевтина, Елизавета, Александра, Агата, Василина, Раиса, Роза, Диана, Зинаида, Екатерина, Людмила, Любовь, Светлана.
Для самолюбивых и неординарных Стрельцов, подойдут такие имена, как – Вера, Ирина, Оксана, Владислава, Алиса, София, Стелла, Татьяна, Марина, Тамара, Жанна. Сдержанным, бережливым и целеустремлённым Козерогам, добавят нежности и оптимизма имена – Александра, Ксения, Ванда, Варвара, Мария, Екатерина, Ольга, Наталья, Римма, Дарья, Ирина, Дина, Инга, Инна.
Общительным, обладающим чувством юмора Водолеям, подойдут имена – Анна, Валентина, Галина, Людмила, Эвелина, Алина, Анита, Светлана, Лариса. Проницательным и верным Рыбам, подойдут такие имена, как – Раиса, Марта, Наталья, Елена, Римма, Полина, Мария, Тамара, Нина, Ирина, Ева, Лилия, Вера.
Выбирая из всех имеющихся на свете женских имён желанные самые, самые красивые имена для девочек, можно воспользоваться не только Молитословом или гороскопом, имя можно подобрать по времени года рождения малышки. Взаимосвязь человека с природой не просто огромна, человек сам является частью природы.
И конечно, и имя человека тоже должно вписываться в этот круг и гармонировать с теми явлениями природы, которые сопровождали рождение малыша. Особенно, если на свет рождается девочка – такая же будущая Мать, как Мать-Природа.
Девочки, рождённые в суровые зимние месяцы, обладают стойкостью, целеустремлённостью. Холодные и короткие дни, малочисленные солнечные дни, – всё это накладывает свой отпечаток на становление личности и последующих жизненных циклов.
Чтобы смягчить зимнюю суровость и добавить нежности и безмятежности в женскую судьбу девочек, рождённых зимой, им подбирают более нежные и романтичные имена – Светлана, Татьяна, Людмила, Марина, Екатерина, Полина, Меланья, Нина, Инна, Кристина.
Девочкам, рождённым весной, во время пробуждения природы после зимней спячки, подбирают имена, помогающие им стать более решительными, символизирующие здоровье, крепость – Кристина, Мария, Аврора, Марта, Майя, Василиса, Лариса, Дарья, Ева, Анна, Ирина, Виктория.
Эмоциональным, впечатлительным и обаятельным девочкам, рождённым в жаркие летние месяцы года , требуется имя, способное уменьшить их импульсивность, добавить их щедрому и вспыльчивому характеру нотку умеренности и сдержанности. Девочкам, рождённым летом, подойдут такие имена, как – Валентина, Софья, Анна, Юлия, Елена, Нонна, Августа, Елизавета, Жанна, Евдокия, Раиса, Вера.
Девочки, рождённые в осенние месяцы, часто выделяются своими талантами и умением проявить свои лучшие черты характера, – рассудительность, бережливость, мудрость.
Таким девочкам подбирают имена, усиливающие их лидерские качества и помогающие наиболее полно раскрыть все их таланты – Виктория, Елена, Наталья, Людмила, Евгения, Марианна, Злата, Ирина, Анастасия, Елизавета, Феодора, Прасковья, Зинаида, Вера, Ольга, Алиса.
Каждое имя символизирует собой определённое значение – черты характера, личностные качества. История многих имён насчитывает века, или даже тысячелетия – Александра, Клеопатра, Мария. Проверенные временем, они несут в себе вековую народную мудрость. Вспомним, как называли индейцы самых отличившихся членов своего общества – Зоркий Глаз, Верная Рука, Койот, преследующий оленя.
Не менее поэтичными именами индейцы называли своих девушек – Серебряная Луна, Сладкоголосая Птица, Сильная Олениха, Мать Зерна. Так и имена нашей современности, и те, которыми называют из века в век, и новые, появившиеся на заре нового тысячелетия, содержат в себе краткое обозначение:
Самые-самые красивые имена для девочек, зачастую являются и самыми популярными.
Время от времени образуется мода на определённые имена, так в начале XX века самыми употребляемыми и частыми именами были – Мария, Анна, Евдокия, Анна, Прасковья, Аксинья, а в конце этого же века, самые первые строчки рейтинга популярности женских имён занимали имена – Елена, Наталья, Виктория, Екатерина, Татьяна, Марина, Олеся, Ольга.
После революции 1917 года, во время идеологии построения нового мира, популярными оказались только что созданные имена – Октябрина, Революция (Люция), Лениниана, Даздраперма (Да здравствует Первое мая), Дамира (Даёшь мировую революцию), Кармия (Красная Армия), Искра, Энергия.
В начале XXI века вернулась мода на старинные девичьи имена Ярослава, Елизавета, Анна, Мария, Дарья, Софья, Евдокия, Анастасия, Прасковья, Ульяна.
Современные верхнеуровневые строчки рейтингов женских имён, занимают такие имена, как – Елизавета, Софья, Ксения, Анастасия, Алиса, Дарья, Полина, Екатерина, Ульяна. Самым популярным именем является имя София, 63-х девочек из 1000, называют Софией, Софьюшкой, Соней.
Одними из самых необычных славянских русских имён, являются имена Бажена и Божена.
Эти два близких по звучанию, но всё-таки разных имени, имеют различные трактовки:
На Руси всегда старались выделить человека посредством имени, и девочкам тоже старались подобрать имена самые необычные и самые красивые, но по своему значению, либо оберегающие и защищающие её, либо наделяющие нужными личностными качествами, либо обеспечивающими помощь в её женском предназначении – создании семьи и в материнстве:
Часть имён, которыми называли своих дочерей ровесники пирамид и античных храмов, дошли и до наших времён. Некоторые из них претерпели небольшие преобразования, другие остались без изменений. Хотя, прогресс и развитие цивилизации сделали своё дело и многие имена, бывшие популярными в свои добрые старые времена, остались в рукописных архивных томах, или упоминаются в сказках и легендах.
Современные старинные имена, пользующиеся популярностью и в наши дни:
Старинные имена, которые больше не употребляются в современной жизни:
Как и в христианстве, в религии ислам, имена имеют различное происхождение и трактовку. Многие из них заимствованы из другой культуры, – иудейской, египетской, христианской.
В мусульманских традициях приветствуется и высоко ценится поэтичность и цветистость речи, поэтому зачастую исламские имена отличаются красивыми звучаниями и трактовками. Самые популярные, самые красивые исламские имена для девочек, успешно заимствуются и другими народами тоже.
Список наиболее употребляемых и красивых исламских имён:
Каждый народ имеет свою неповторимую историю развития, свой этнос. Обычаи, легенды, сказки народов имеют свои отличия, обогащая собой общую мировую культуру. И у каждого народа есть свои особые имена, созданные на основе культурного наследия предков той или иной национальности.
На Кавказе особый упор делается на трактовке имени, так как считается, что данное при рождении имя, определит судьбу новорожденной девочки и окажет влияние на продолжение рода.
Имена девочек часто означают нежность и непорочность, чистоту и верность, на Кавказе принято наделять девочек именами цветов:
Украинские имена большей частью имеют славянские корни, многие из них входят в общую группу с русскими и белорусскими именами.
Некоторые имена, схожие по трактовке, значению происхождению, имеют свои фонетические особенности:
Многообразие армянских имён объясняется сложной армянской историей и влиянием на армянскую культуру этноса других народов – парфян, греков, арабов, славян. Армянские имена девочек часто означают имена древних армянских языческих богов, названия цветов, небесных светил, имена древних цариц и другие трактовки:
Поэтичные и мелодичные женские грузинские имена отличаются горделивостью значений и означают изящество, грациозность, царственность, целомудрие:
Чеченские имена, как и большинство имён кавказской группы народов, отличаются своим поэтичным звучанием.
Имена чеченских девочек часто имеют религиозное значение, а также обозначают прекрасные женские качетва:
Очень поэтично звучащие имена дают своим дочерям азербайджанские родители:
Имена, которыми называют казахских девочек, в большинстве своём имеют тюркские корни. Часть имён имеет религиозное значение, часть – желаемые личностные качества, некоторые женские казахские имена, означают украшения, цветы, природу.
Казахские имена:
Татарские женские имена зачастую образуются от имён общей тюрской языковой группы:
Башкирский язык также принадлежит к тюркской группе, имена башкирских девочек также, в основном, являются образованными от тюркских имён и имеют общие звучание и трактовку с другими именами этой языковой группы:
Красивые женские турецкие имена в основном имеют тюркское, персидское или арабское происхождение. Имена, которыми наделяют турецких девочек, могут означать день или месяц рождения, иметь религиозное значение, личностные качества, способные повлиять на становление характера и судьбу его обладательницы:
Древние и красивые арабские женские имена успешно заимствованы многими народами мира. Отличие арабских имён состоит в том, что на протяжении жизни, они могут меняться и девочку, названную при рождении одним именем, после рождения ребёнка, будут называть уже другим именем. Имя также может измениться в связи с переменой места проживания.
В своей трактовке значений, женские арабские имена обозначают цветы, природу, черты характера, имеют религиозные значения:
Японские женские имена имеют богатую историю и культуру развития. Некоторые имена имеют отношение к природе, означают цветущие культуры, цветы.
Другая часть имён означает времена года, месяц рождения, черты характера:
Американские женские имена состоят из имён многих культур и народов. Многообразие американской культуры привело тому, что часть имён являются вариациями одного и того же имени.
В основном, американские имена девочек, состоят из европейских имён, имён латиноамериканской группы языков, мусульманских имён, а также имеют древнееврейское, латинское и кельтское происхождение. Американские семьи, исповедующие католицизм, часто наделяют родившихся девочек именами католических святых.
Также в американских семьях имеют употребление старинные и верхнезаветные имена, по большей части вышедшие из употребления на других континентах:
Имена, которыми называют девочек в английских семьях, многообразны и состоят из имён нескольких языковых групп – кельтских, шотландских, древнегерманских, нормандские имена, имена латинской языковой группы:
Имена, которые итальянцы дают своим новорожденным девочкам, в Европе считаются самыми красивыми и мелодичными. По существующей многовековой традиции, имена передавались «по наследству» из поколения в поколения и считались родовыми именами.
Основная часть женских итальянских имён имеет происхождение древнеримское и латинское:
В Испании, при рождении, ребёнку передаются одновременно две фамилии – отца и матери. Выбор имени для новорожденных девочек, основывается на соблюдении семейных традиций, широко популярны имена, имеющие религиозное значение. Испанские женские имена считаются очень красивыми и мелодичными не только в самой Испании, но и в странах, расположенных по обе стороны Атлантического океана.
Испанские имена:
Большой популярностью во Франции пользуется традиция давать новорожденной сразу несколько имён, обеспечивая ей покровительство разных святых. Французы считают данную традицию не только полезной, но и практичной, позволяющей человеку при определённых причинах, выбрать главным другое имя из длинного списка своих собственных имён.
Во французском языке имеется много составных имён, популярны имена католических святых. По ещё одной традиции, первой дочери, в качестве основного имени, даётся имя её бабушки.
В настоящее время французские женские имена успешно пополнились заимствованными короткими именами из других языковых групп:
Некоторые имена, имеющие редкое и красивое звучание, употребляются не столь часто, как другие и являются редкими:
Выбирая из самых редких имён для девочек, самое красивое, самое необычное имя, родители могут быть уверены в его сравнительной индивидуальности для своего ребёнка. И тогда носительница такого имени, не только будет всегда в центре внимания, но и получит шанс на яркое заявление о себе в любом новом коллективе.
Правда и тут следует соблюдать «золотую середину», и, называя девочку редким и необычным именем, постараться подобрать для неё действительно красиво звучащее имя. Какое бы прекрасное имя не было бы выбрано для новорожденной девочки, для становления её характера и счастливой судьбы, прежде всего, нужны любовь и забота родителей.
Подборка красивых, редких и необычных имен для девочек:
ТОП 10 самых необычных и красивых имен для девочек:
.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.
Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.
Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика
, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей
, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным
(т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому
– значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.
Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса.
Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.
Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина
В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.
О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать и своему святому.
Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель
Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».
Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.
Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.
В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.
У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.
Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».
Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».
Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.
Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».
Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).
иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.
Имя ребенка, данное ему при рождении, будет оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь. Недаром в истории есть имена счастливые и несчастливые, их связывают с какими-то событиями, природными явлениями, религиозными праздниками и т.д. Считается, что нельзя давать имя умершего ребенка вновь рожденному, так как он будет несчастливым, приняв на себя все несчастья умершего собрата.
Когда на Руси было введено христианство, и люди стали планировать свою жизнь по православным святцам, детей стали нарекать в честь православных святых. Вполне справедливо считается, что получая имя какого-либо святого, человек получает и тесную духовную связь, и покровительство этого святого. Он может даже получить силу и благодать святого человека. Поэтому выбирая имена для детей, следует хорошенько подумать, ведь вы выбираете еще и заботливого ангела-хранителя и духовного покровителя ему на всю жизнь.
Православный Месяцеслов поможет подобрать имя по дате рождения
В православных святцах гораздо больше мужских имен, чем женских. Но некоторые мужские имена имеют аналоги и в женском роде.
Каждый день в году хранит память о каком-либо канонизированном святом, некоторые дни могут похвастаться и добрым десятком именинников. Кроме этого, имена некоторых святых повторяются в православном календаре несколько раз, и поэтому имена подходят детям, рожденным в разное время года.
Многие современные родители обращаются к Месяцеслову или святцам. Церковный календарь может оказать в этом неоценимую помощь, так как имеет в своем содержании имена православные, старославянские, древнееврейские и греческие, самого разного происхождения. Некоторые имена являются сегодня анахронизмами, они давно вышли из употребления, и вызывают легкую улыбку при их упоминании. Но множество имен пользуется большим спросом и в наши дни.
Конечно, почти все родители хотят выбрать редкое и необычное имя, и Святцы могут им помочь подобрать имя по месяцам.
Особенно трепетно родители подходят к выбору имен для девочек. Хочется, чтобы красивое имя подчеркнуло ее нежность, грацию и изящество.
Женские имена всегда имеют некий сакральный магический смысл. Их значение призвано даровать нежность или силу, мудрость или терпение, плодовитость или любовь. Например, всем известные женские имена - Вера, Надежда, Любовь и мать их София (Мудрость) олицетворяют главные христианские добродетели. Женские имена восхваляли и некоторые необходимые будущей хозяйке черты характера- трудолюбие, терпение и целеустремленность, смирение и покладистость.
Но, как бы то ни было, выбирать имя стоит со всей ответственностью, подумать о его звучании и соответствии с отчеством и фамилией. А также обратить внимание и на время года, в котором ребенок появился на свет.
Общеизвестно, что в разные времена года рождаются дети (особенно девочки) с совершенно противоположными характерами. Женские имена призваны не только подчеркивать индивидуальность владелицы, но и помогать в жизни.
В зимний период рождаются дети выносливые, имеющие хорошее здоровье, твердые и жесткие. Они имеют суровый, непреклонный характер, который помогает достичь задуманного. Но этот характер часто им вредит в личной жизни. Твердость и непреклонность мешают доверительным отношениям с близкими. Дети, рожденные зимой, обычно не терпят вмешательства в свои дела и не слушают ничьих советов. Они уверены в себе, активны, целеустремленны и идут напролом к намеченной цели.
Девочки, родившиеся в зимний период, имеют чисто мужской характер, который помогает им добиться успеха в карьере и бизнесе, но мешает устраивать личную жизнь. Поэтому женское имя должно быть нежное, мелодичное, смягчающее суровую зимнюю стужу.
Весна – капризное, изменчивое время года. И девочки весной рождаются капризные, эгоистичные, брезгливые, физически слабые. Они консервативны и трудно привыкают к изменениям. Но если считают себя правыми, то их ничто не переубедит. Они весьма упрямы, самолюбивы, нерешительны и осторожны, любят лесть и им присущ некий нарциссизм. Девушке, рожденной весной, нелегко найти себе мужа, потому, что ее пугают любые изменения в образе жизни.
И в то же время «весенние» дети умеют приспосабливаться к любым жизненным ситуациям. Поэтому и женское имя должно быть твердым и жестким.
Летом рождаются щедрые, веселые и оптимистичные дети. Они не мелочатся, не жадничают и при этом крайне трудолюбивы и прилежны. Летние дети эмоциональны, вспыльчивы, темпераментны, впечатлительны. Кроме всего прочего, они самые добрые и справедливые натуры.
Девочки, родившиеся летом, гордые и отважные, настойчивые и целеустремленные. Они будут страстно любить мужа и трепетно заботиться о детях. Поэтому лучше всего им подойдут нейтральные имена, призванные немного сдерживать их благородную натуру.
Осень – время раздумий. И детям, рожденным осенью, присущи такие черты характера, как мудрость, неторопливость, расчетливость и аккуратность. Никогда такой ребенок не будет действовать наобум, он тщательно взвесит все «за» и «против», но поступит дипломатично, никого не обидев. Верность и покорность помогут им обрести счастье в браке.
Девочки, рожденные осенью, спокойны и вдумчивы, уравновешены, и в любой ситуации руководствуют, прежде всего, здравым смыслом. Имена этим девочкам следует давать имена, наполненные сакральным смыслом.
То есть, выбирая имя девочек обязательно нужно рассматривать его по месяцам, чтобы помочь в устройстве женской судьбы.
Январь – самый суровый месяц года. Названная одним из этих имен девочка проведет всю свою жизнь в счастье и благоденствии без особых проблем и препятствий, достигнет намеченных целей, не вкладывая слишком много труда. Из нее выйдет хорошая жена и мать и всю свою жизнь она будет счастлива в браке.
КЛАВДИЯ, АГЛАЯ, АГАФЬЯ, ИРАИДА, АНИСЬЯ, ТАТЬЯНА, АППОЛИНАРИЯ.
Очень часто эти женщины не обладают привлекательной внешностью. Но они обладают прекрасным характером: активны, общительны, жизнерадостны и трудолюбивы. Они чрезвычайно любят наряжаться, менять свою внешность, идут в ногу с модой и тратят на это большие деньги. Их не привлекает спокойная и размеренная жизнь, им нужно постоянное общение, веселье и музыка. В большинстве случаев эти женщины выходят замуж несколько раз, и обычно второй брак бывает удачным.
РИММА, КАРОЛИНА, КРИСТИНА, ХРИСТИАНА, ИННА, ЭММА, МАРИЯ, АННА, ПАВЛА.
Эти девочки и женщины завистливы и чрезвычайно любопытны. Им редко везет в супружеской жизни, но и женятся на них люди с высоким положением в обществе, добившиеся успеха. В семье женщина будет играть главную роль.
РЕГИНА, РУФИНА, МАРГАРИТА, АНТОНИНА, УЛЬЯНА, ВАСИЛИСА, КИРА, ВАЛЕРИЯ, НИКА, МАРИАННА, ДОМНА, АГАФЬЯ.
Женщина, живущая в любви и для любви. Очень часто выходит замуж за ревнивого мужчину, но может наладить с ним прекрасные отношения. Иногда в старости меняется в худшую сторону: становится злоязычной сплетницей, озлобленной на весь окружающий мир.
АЛЕКСАНДРИНА, ДАРЬЯ, ПРАСКОВЬЯ, ПЕЛАГИЯ, СВЕТЛАНА, ФЕОДОСИЯ, ЛИДИЯ, ЛЮДМИЛА, СЮЗАННА, СУЗАННА, МАТРЕНА.
Эта женщина всю жизнь будет страстно обожать мужа. Хотя она обладает и умом, и красотой, и воспитанием, но слишком много говорит, причем, не к месту. Ей частенько завидуют, поэтому могут навредить, особенно, в сердечных делах.
ЕЛИЗАВЕТА, ГЛАФИРА, ЗОЯ, ПЕЛАГЕЯ, ЕВДОКИЯ, ЕФРОСИНЬЯ, МУЗА, ЛУКЕРЬЯ, ГЛИКЕРИЯ, ФАИНА, НАИНА, ЮЛИЯ, ЮЛИАННА, ТАМАРА.
Это эмоциональная женщина, окруженная друзьями и поклонниками. Но из-за своей вспыльчивости часто конфликтует с окружающими и быстро рвет отношения.
ЕЛЕНА, ФЕОДОСИЯ, ФЕОДОРА, КАРОЛИНА, АДЕЛАИДА, ИДА, АДА, АКУЛИНА, ФЕКЛА, КАЛЕРИЯ, АЛЕВТИНА.
Для этой женщина любовь – игра. Это страстная и темпераментная натура, пылкая и нежная одновременно. Она нравится мужчинам, ей и самой нравится флиртовать. Яркая и красивая, она находится в водовороте отношений, любви и веселья.
АГРИППИНА, ИРИНА, САРА, РУФЬ, ОЛЬГА, РИММА, ЭЛЛА, ЮЛИАННА, СОСИПАТРА.
Эта женщин щедра и терпелива, беспристрастна и выдержана. Добрый и отзывчивый характер привлекает к ней всех окружающих. Ей непросто выбрать себе мужа, из-за большого количества поклонников. Но если ее первый брак распадется, она станет недоверчивой и осторожной.
МАГДАЛИНА, ЕКАТЕРИНА, МИЛЕНА, ЗАБАВА, ХРИСТИНА, ПРАСКОВЬЯ, СЕРАФИМА, НОННА.
Весьма оптимистичная и жизнерадостная особа. Даже неприятности и огорчения не убавят ее оптимизма. Она кокетлива и общительна, а со временем становится самой преданной матерью.
ВАССА, АНФИСА, АНИТА, МАРФА, РУФИНА, ЛЮДМИЛА, ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, СОФИЯ.
Это женщина с самым счастливым характером и самой счастливой судьбой. Она проживет счастливо в браке с любящим мужем и детьми долгую жизнь.
ЕФРОСИНЬЯ, КОНКОРДИЯ, СОСИПАТРА, ВЕРОНИКА, ИРАИДА, ПЕЛАГЕЯ, ТАИСИЯ, ЕВЛАМПИЯ, ИОНА.
Эта женщина всю жизнь будет проводить в ссорах с мужем из-за ее любви к нарядам и обществу посторонних мужчин. Игривый образ жизни для нее норма.
ГЛИКЕРЬЯ, ГЛИКЕРИЯ, ЛУКЕРЬЯ, КАПИТОЛИНА, ПРАСКОВЬЯ, ЕЛЕНА, НЕЛЛИ, КЛАВДИЯ.
Эта женщина обладает привлекательной внешностью и открытым благородным характером. Не любит подчиняться чужой воле и быть в подчинении.
АВГУСТА, ВАРВАРА, ТАТЬЯНА, ТАТИАНА, АНФИСА, ЛАРИСА, МАРИНА, ЗОЯ, ЗИНОВЕЯ.
Книга «Тысяча имён», раздел «Женские имена» (стр. 7 - 104)
Хотите найти лучшее на свете имя для своей дочки? Тогда вам не обойтись без этой книги. Словарь-справочник «Тысяча имён» - это практическое пособие для родителей, в нем вы найдете почти 400 русских женских имен: от самых редких до самых популярных в России.
Ваш выбор будет осознанным и обоснованным, ведь книга носит не только популярный, но и научный характер. Имена представлены в формате, нигде больше не встречающемся, причем о каждом имени вы найдете такие сведения и аргументы , о которых раньше представления не имели, и даже не думали!
Полный перечень женских имен приведен на этой ссылке . Отдельные главы раздела «Женские имена» посвящены выбору крёстного имени и рейтингам популярности имен новорожденных девочек в России и ряде стран (Белоруссия, Польша, Чехия, Германия, Англия, США) в 2010-2015 годах.
Электронная версия книги «Тысяча имён» не предусмотрена. Целиком она доступна только в печатном виде, а на этом сайте приведены отдельные фрагменты. ЗАКАЗАТЬ КНИГУ!
Что такое крёстное имя и как его выбирают?
Паспортные, «календарные», крёстные, церковные женские имена
Далеко не все приведенные в этой книге имена имеют соответствие в православных святцах, например, Альбина, Влада, Владислава, Есения, Каролина, Лада, Майя, Элеонора, Ярослава и др. Для атеистических семей, разумеется, это не имеет ровно никакого значения. Но для православных верующих, а также для родителей, живущих в русле русской культурной и исторической традиции, при выборе подобных имён для своего ребенка обязательно придется решить еще одну задачу - выбрать крёстное имя.
Имя, которое записывается в Свидетельство о рождении , называется паспортным
(поскольку при достижении ребенком 14-летнего возраста, оно переносится в Паспорт
гражданина РФ ). Имя, которое даётся при крещении, называется крёстным, оно указывается в Свидетельстве о крещении , которое должны выдать в храме. «Календарными» называются имена христианских святых, содержащиеся в православных церковных календарях («святцах» или «месяцесловах»), и используемые при проведении крещения детей (и взрослых).
Многие паспортные имена однозначно соответствуют календарным именам: Агния,
Александра, Алла, Анна, Вероника, Галина, Евдокия, Зинаида, Зоя, Лидия, Любовь, Нина, Серафима, Тамара, Фаина, … (паспортное и крёстное имена совпадают).
Иногда паспортная и церковная формы имеют небольшие отличия: Анфиса - Анфуса, Арина - Ирина, Елизавета - Елисавета, Кристина - Христина, Наталья - Наталия, Пелагея - Пелагия, Прасковья - Параскева, Степанида - Стефанида, Татьяна - Татиана, Эмилия - Емилия, Юлия - Иулия. А иногда и очень значительные: Авдотья - Евдокия, Аграфена - Агриппина, Аксинья и Оксана - Ксения, Алёна - Елена, Виктория - Ника, Виолетта - Ия, Ирма - Ермиония, Лукерья - Гликерия, Олеся - Александра, Жанна и Яна - Иоанна, Полина - Павла или Аполлинария, Светлана - Фотина или Фотиния, Снежана - Хиония.
Во всех рассмотренных случаях паспортные формы имён происходят от соответствующих церковных форм. Так, к примеру, имя Лукерья имеет прямую связь с церковным именем Гликерия, поскольку является его русским преобразованием, а имена Оксана и Аксинья являются признанными народными и литературными вариантами церковного имени Ксения.
Однако следует сказать, что строгих правил не существует. И наличие связи между паспортным и крёстным именами совершенно не обязательно. Вполне возможной является ситуация, когда в качестве паспортного будет выбрано христианское имя Анна или, допустим, Тамара, а крёстным именем станет другое христианское имя, например, например, Агриппина, Ангелина, Евдокия или Агафия (в честь своей знаменитой бабушки или прабабушки).
Пойдем дальше, и зададим вопрос. А могут ли православные носить такие «неправославные» имена, как Аврора, Азалия, Владислава, Есения, Зарина, Инга, Камилла, Каролина, Луиза, Мирослава, Тереза, Ярослава? - Да, безусловно, но для обряда имянаречения (наречения имени), который совершается в процессе крещения, потребуется подобрать еще одно имя - церковное. В принципе, оно может быть любым, но обычно подбирают такое, чтобы оно было или созвучным , или близким по значению к паспортному имени.
Вот один из возможных примеров. Достаточно популярными в русских семьях стали
европейские имена Эльви ра (испанского происхождения, от albar - «белая») и Элеоно ра (от окситанского allia Aenor - «другая Аэнора). Но это «некалендарные имена»: в православных святцах нет одноименных святых, поэтому крестить ребенка в церкви с этими именами не получится. В качестве крестного имени для каждого из них можно предложить, например, такое созвучное церковное имя, как Елена («солнечный свет», «солнечная», греч.) или имя Леони лла («львиная», «львица», греч.).
Другие примеры. Имена Богда на, Боже на и Да на в православных святцах отсутствуют, но близкими по смыслу являются такие имена, как Феодо ра («Божий дар»), Дорофе я («Дар Божий») и Феодо сия («Бог дал») - любое из них вполне можно взять в качестве крёстного. В последние годы регистрируется все большее количество таких имен, как Витали на и Вита лия. Очевидно, что это аналоги мужского имени Вита лий, происходящего от латинского слова vitalis , поэтому вариантами перевода имени на русский язык могут быть «полная жизни», «живая», «дающая жизнь». Очевидно, хорошим крёстным именем для Витали ны и Вита лии может стать Валенти на - и по общему смыслу и по звучанию (Валентина - «сильная, крепкая здоровьем», от латинского valens , означающего «крепкий, сильный, здоровый»).
Еще раз подчеркнем: 1) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя совпадало с крёстным именем, 2) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя имело православное происхождение (имя может быть любым, лишь бы оно нравилось родителям). Даже в седую старину поступали именно так - у каждого члена княжеской семьи было два имени: и мирское имя, и христианское .
Итак, при выборе «неправославного» имени порядок действий должен быть таким - в органах ЗАГС в Свидетельство о рождении записывают выбранное родителями для девочки имя - допустим, Мирослава, Руслана, Земфира, Инга или Есения, после чего в церкви её крестят любым другим понравившимся церковным именем - Варвара, Илария, Мария, Ольга, Руфина, Серафима, София или Фаина. Ни в ЗАГСе, ни в церкви не вправе влиять на выбор родителей. Советовать и рекомендовать - это да, но препятствовать - нет!
Мученицы, праведницы, преподобные…
Как уже было сказано, крещение в русской православной церкви происходит одновременно с наречением имени. А имянаречение обязательно производится в честь какой-то конкретной святой, которая сразу же становится «святой небесной покровительницей» (не путать с ангелом-хранителем!). Родители вправе просить священника крестить тем именем, и в честь той святой, которую они сами считают наиболее желательной и предпочтительной для своего ребенка, например, в честь святой мученицы Агнии Римской или святой великомученицы Екатерины Александрийской, или святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Как видим, каждая святая угодница Божья носит определенный «чин»: мученица, великомученица,
преподобная… Что это такое, как это нужно понимать?
В церковных календарях, месяцесловах, святцах эти «чины» (категории, ранги, по-другому «лики святости»), пишут сокращенно:
мц. - мученица; вмц. - великомученица; прп. - преподобная; прмц. - преподобномученица; прав. - праведная (праведница); равноап. - равноапостольная; блгв. - благоверная; блаж. - блаженная
Другими частыми сокращениями в церковных календарях являются:
св . - святой, святая; кн. - князь, княгиня; вел . - великий, великая
Английские эквиваленты (используются в зарубежных православных церквях):
святая = Saint ; мученица = Martyr ; великомученица = Great-martyr ; преподобная = Venerable ; преподобномученица = Venerable-martyr ; дева-мученица = Virgin-martyr ; праведная = Righteous ; мироносицы = Myrrhbearers ; равноапостольная = Equal-to-the-Apostles ; просветительница = Enlightene r; благоверная = Right-believing (княгиня = Princess ; царица = Queen ); юродивая = Foolfor- Christ ; новомученица = New-martyr
Именины (день именин, именинный день, праздник именин)
Хорошо известное всем понятие «именины» означает день памяти «своего» святого
покровителя (то есть того святого, чьё имя человек получил при крещении) . Во многих странах именины являются более зна чимым личным праздником, чем день рождения. Да и в России в старину, как правило, справляли именины, а день рождения оставался в тени.
Дни памяти святых в этой книге указываются по старому и новому стилю. Это выглядит так: июль 6 / 19; декабрь 2 / 15; ноябрь 19 / декабрь 2. Дело в том, что Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, все даты в котором отличаются от современного гражданского календаря на 13 дней. Именно поэтому праздник Великой Октябрьской революции (которая произошла 25 октября 1917 года) в СССР ежегодно отмечался 7 ноября. Именно поэтому «старый Новый год» и поныне отмечается в ночь с 13 на 14 января (в церковном календаре это ночь с 31 декабря на 1 января!).
Даты юлианского, то есть церковного календаря считаются «старым стилем». А даты
григорианского, то есть современного гражданского календаря» - «новым стилем».
Некоторые святые имеют несколько памятных дней. Например, святая мученица
Александра Анкирская, святая благоверная княгиня Анна Кашинская, святая мученица
Галина Коринфская и ряд других - по две памятных даты, а святая мученица Ираида (Раиса) Александрийская и святая праведная Анна (мать Пресвятой Богородицы) - по три.
У нескольких святых дни памяти имеют не фиксированные, а подвижные даты (так
называемые переходящие празднования ). Например, память преподобной Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста , а память праведных Саломии, Иоанны, Марии Магдалины совершается в неделю святых жен-мироносиц (то есть ежегодно в третье воскресенье после православной Пасхи). Празднование памяти Евы (праматери всех людей), святых праведных Сусанны Вавилонской, Руфи, Есфири, Лии и Мариам совершается в неделю святых праотцов и в неделю святых отцов (то есть в предпоследнее и последнее воскресенья перед Рождеством); слово неделя в церковных календарях означает воскресенье (от не делать , то есть отдыхать); праотцы - это первые праведники в человеческой истории, они упоминаются в Ветхом Завете: Адам, Ева, Авель, Ной, Авраам и др., отцы (Богоотцы ) - ближайшие родственники Иисуса Христа: царь Давид, праведные Иоаким и Анна (родители девы Марии), праведный Иосиф.
При получении Свидетельства о крещении нужно позаботиться, чтобы в него было
внесено полное имя святой, в честь которой было наречено имя, и дата её памяти.
Интересным исключением из правил являются имена Инна и Римма. В России они
считаются женскими, но следует иметь в виду, что в православных святцах они содержатся в разделе «Мужские имена». Так что небесными покровителями и заступниками всех женщин, носящих имена Инна и Римма являются мужчины - святые мученики II века Инна Новодунский и Римма Новодунский, ученики Андрея Первозванного.
Если стоит задача выбрать для девочки крёстное имя (то есть подобрать имя
соответствующей святой) исходя из её дня рождения (или дня совершения крещения), нужно обратиться к Месяцеслову. Месяцеслов является книгой, в которой дни памяти святых расположены по дням года (по месяцам ), другими его названиями являются Церковный календарь и Святцы . Несколько удобных и качественных церковных календарей и месяцесловов представлено в интернете, в том числе на английском языке. Ссылки на них вы найдете в книге « Тысяча имён» в разделе Литература.
Если вы находитесь за границей в длительной командировке или на постоянном
жительстве - в Австралии, Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Канаде, Китае, США
или Японии, то отыскать ближайший православный храм Русской православной церкви
Московского патриархата или других православных церквей (Антиохийской, Болгарской,
Греческой, Североамериканской) вам помогут интернет-ссылки, указанные в разделе
Литература (см. подраздел «Православная церковь за рубежом»).
При общении со священником полезной может оказаться информационная строка
«Крестное имя в зарубежных православных церквях», приводимая в этой книге по многим
женским именам, и справка по соответствию «чинов» святых угодников в русском и
английском языках (см. немного выше - Мученицы, праведницы, преподобные…)
жития святых»).
Полностью книга доступна только в печатной версии.
Имя как путеводная звезда сопровождает человека всю его жизнь. Поэтому подбору имени на русском языке для своего малыша родители уделяют большое внимание.
Ведь будет оно способствовать счастью и успеху или вызывать противоречия, зависит от того как оно сочетается с влиянием планет и созвездий, созвучно с фамилией и отчеством. Ниже представлен полный список святых церковных имен на русском языке для мальчиков по алфавиту с толкованием их значения, который поможет родителям сделать выбор.
В России есть православный календарь или святцы, в котором перечислены все имена на каждый день года с указанием небесного покровителя.
Считается если дают имя того святого, чей день памяти приходится на день рождения малыша, то он становится покровителем или Ангелом-хранителем ребенка, помогает и оберегает его в жизни. По этой причине родители, выбирая красивое русское мужское или женское имя для для малютки, обращаются именно к святцам.
Люди с таким именем очень часто достигают значительных успехов в карьере.
Выбирая имя по святцам, можно наложить энергетику и характер имени на зодиакальные свойства натуры новорожденного, чтобы они были созвучны и не противоречили друг другу. Тогда человеку будет и Ангел-хранитель помогать, и звезды ярче светить.