Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

С. Сорокина ― Здравствуйте. Это программа «В круге Света». Юрий Георгиевич и Светлана Сорокина. Юрий Георгиевич.

Ю. Кобаладзе ― Я сталинист.

С. Сорокина ― Это он предвосхищает тему нашего разговора. Мы назвали: Сталин с нами. Хотя я подумала, надо было взять, наверное, название, которое мне очень понравилось из статьи, которую написал Виктор Ерофеев несколько лет назад: «Убийственно живой». Будем говорить как раз с Виктором Ерофеевым и Лев Гудков здесь, социолог, директор аналитического центра Юрия Левады. Здравствуйте. Почему вспомнила эту статью, дело в том, что несколько лет назад на телеканале «Россия» выбирали имя России или самый великий человек. И там так хорошо и с отрывом шел как раз товарищ Сталин. Для многих тогда это было что-то шокирующее, удивительное. Сегодня никто не удивляется. А почему мы снова об этом заговорили – приближается День Победы. И конечно, событие значимое, так или иначе связанное с этим именем. И вот уже сыплются предложения и бюсты ставить и улицы переименовывать. И возвращать названия даже городу, про Сталинград говорят. И так далее. Мы решили сегодня на эту тему поговорить. Что у нас говорят опросы. Что интересного выявляют.

Л. Гудков ― Вы упомянули имя Сталина, тогда еще Сталин не был на первых местах.

С. Сорокина ― В опросах.

Л. Гудков ― Да.

С. Сорокина ― А когда выбирали по телевидению.

Л. Гудков ― Накрутили. А тогда был Петр Первый, как символ имперской России. Величия огромной империи. Постепенно накручивали, нагоняли волну, и действительно в 2012 он уже вышел на первое место в списке самых великих людей России. И сократилось число противников сталинизма и прочее. Это конечно не Сталин, дело не в Сталине, а в таком мифе о сильном вожде, эффективном управляющим, генералиссимусе. Конечно, это связано именно с антуражем победы, культом победы. Но я хочу сказать, что одновременно с ростом позитивных оценок Сталина растет и очень заметно безразличие. Сталин уходит из актуального времени.

С. Сорокина ― То есть молодежь уже…

Л. Гудков ― Уже четверть молодежи не знает, кто это. И позитивные оценки у молодежи стираются. Выше, оптимистичнее, позитивнее оценивают Сталина пожилые люди. Чем более образованные, чем более обеспеченные, чем более информированные, тем с большей ненавистью и отвращением относятся. Сильнее всего антипатия в Москве. А позитивнее всего с большой симпатией или уважением относятся в селе. Где село депо советских представлений. Еще раз говорю, что о Сталине очень мало знают, как и о том времени. Оно стерлось, огромный разрыв между поколениями. За Сталиным стоит идея национального величия, и безответственности власти перед обществом.

Ю. Кобаладзе ― Но что бы ни стояло, все СМИ полны сейчас статьями, сообщениями.

Л. Гудков ― Это результат 15-летней пропаганды. Постоянной, тихой реабилитации. Это началось все-таки с высших руководителей. С того же Путина, который поднял тост за Сталина в мае 1999 года, потом Грызлов подхватил, и другие отметились. Вслед за этим началась пропаганда сталинской модернизации, мифы об этом. Об успехах, победе. И постепенно выдавливание всего того, что связано с советской системой, с репрессиями, коллективизацией.

С. Сорокина ― Спасибо. Виктор. Статья есть в «Огоньке». Прочитайте, что Виктор Ерофеев думает по этому поводу. Сегодня она называется «Отдохните от Сталина».

В. Ерофеев ― Действительно я там рассказываю о том, что сделали сердечную операцию двум людям, и они заспорили о Сталине в реанимационной палате и оба умерли.

С. Сорокина ― Ужас.

В. Ерофеев ― Я говорю, слишком много умерли от Сталина, поэтому отдохните. На самом деле действительно если раньше это был какой-то скандал, просто возмущение, то теперь какая-то обыденность, я эту статью совсем иначе написал, чем ту. Потому что надвигается великий праздник, День победы. И я там пишу о том, что вместе с праздником надвигается затмение. Вот мы пережили затмение солнца, а сейчас надвигается затмение раскола. Потому что 50 на 50. Собственно те люди, которые сделали из Сталина бога, в общем, даже это не миф, это уже бог, отфильтрованный Сталин, такой как просто очистили его. Это Сталин без коллективизации, без 37-38 года. Сталин даже без космополитов, без естественно Ахматовой и Зощенко. Это Сталин, который в этом мифе и в этой своей ипостаси выигрывает войну, становится правителем полмира и соответственно империя наша превращается в одну из самых могучих в мире. И я подумал, что эти люди начинают сталкиваться с теми людьми, которые имеют прямо противоположный взгляд, как мы с тобой. Потому что я разделяю взгляд Даниила Андреева, который считает в «Розе мира», что Сталин там в самом низу ада находится. И куда же праздник девается. Я иду позавчера по Плющихе, по моей родной. На здании дорожной полиции огромное полотнище – вечная слава героям, и огромный усатый…

С. Сорокина ― Здесь в центре Москвы.

В. Ерофеев ― Огромный красавец Сталин. Это государственное здание. Это полиция. Это еще только начало апреля. И это невозможно было представить даже в прошлом году. Поэтому я написал эту статью, я не смягчил ничего, я просто подумал, что все-таки день великой победы, смешно, смешно меня назвали в честь победы Виктор. Папа с мамой. Поэтому мне кажется…

С. Сорокина ― Хорошо, не Иосиф. Сейчас бы мучился.

В. Ерофеев ― Да.

Ю. Кобаладзе ― Иосиф был не только Сталин.

В. Ерофеев ― Бродский тоже, между прочим. Так вот, надо как-то очень достойно этот праздник отпраздновать. Не превращаться в людей, которые будут бить друг другу морды только из-за того, что кому-то нужно было создать из Сталина бога, а бог понятно, потому что тогда если Сталин бог, то естественно ему можно простить все убийства, потому что бог он свирепый может быть, какой угодно. И, кроме того, оказывается, что выше человека, который мера всех вещей в западной философии, а у нас оказывается Сталин, государство и так далее.

Ю. Кобаладзе ― А куда его девать-то?

В. Ерофеев ― Я думаю, что его девать, если говорить спокойно, без эмоций, потому что видимо эмоции здесь только идут на пользу сталинистам. Они, ага, достали мы вас. То надо сказать, что французы нормально поработали с Наполеоном. Они его не очень любят. Нет улицы Наполеона во Франции.

С. Сорокина ― Зато саркофаг.

В. Ерофеев ― Вот именно похоронили. Взяли и похоронили. И надо сказать, что, в общем, оценки Наполеона во Франции абсолютно сдержанные. Мне кажется, что надо здесь остальным произвести такую же операцию историческую. Не демонизировать мифы и вот эти истерики, а сказать о том, что он реально сделал и что не сделал.

Ю. Кобаладзе ― Что касается Наполеона, я очень удивлен. Мне казалось, что он такой культ во Франции.

В. Ерофеев ― Нет.

Ю. Кобаладзе ― Я не спорою, потому что не знаю, но у нас-то он после Сталина герой.

В. Ерофеев ― У нас всегда Наполеон был культом. Это как бы русский герой. Помните, Пьер Безухов сначала им бредит, потом хочет убить. Вообще это русский человек. Наполеон это русский человек.

С. Сорокина ― Который здесь побыл и тоже слегка изменился.

В. Ерофеев ― Посмотрите, как у нас любят создавать богов. Весь 19 век Наполеон был богом. Это везде разошлось. 20-й век – вот нам подарочек. Сталин. Причем интересно, не в обиду тебе будет сказано, и широкая грудь, то есть у нас к кавказцам сдержанное отношение, мягко назовем. Папа мой, все-таки переводчик его личный Сталина с французского языка, большие оспы, сухая ручка, выглядел вообще ну никак.

С. Сорокина ― Маленького роста.

В. Ерофеев ― Отец говорил, что когда он входил, он как бы всех выдавливал. Я говорил, папа, ну у него такая власть.

С. Сорокина ― Магия власти.

В. Ерофеев ― Но вот представить себе наши три богатыря картина, все красавцы русские. У нас все наши национальности с какими выходят. И вдруг такой ущербный, маленький, такой несчастненький. Что говорит о том, что мы нашу крепкую сильную власть любим даже больше, чем национальные портреты, физиономии.

Ю. Кобаладзе ― Он же сказал Светлане, что не я Сталин, вот портрет Сталина.

В. Ерофеев ― Но он любил кокетничать. Он говорил, что я всего лишь скромный ученик Ленина. Ничего себе. Сделал то, что Ленин бы не посмел сделать, притом, что они конечно оба сапога пара.

С. Сорокина ― Лев Дмитриевич, а вы проводили какие-то, вот как вы строили вопросы касательно Сталина. По-разному вы наверное спрашиваете.

Л. Гудков ― Конечно, мы задаем вопросы уже больше 25 лет. Регулярно и поэтому есть некоторая динамика. В начале перестройки Сталин не попадал даже в десятку.

С. Сорокина – К 12 ― му году встал на первые позиции.

Л. Гудков ― Примерно с 2004 года подниматься, когда начал раскручиваться юбилей, 60-летие победы. И соответственно с этого времени. Поначалу к Сталину доминировало абсолютное отвращение и абсолютное большинство считало, что кто будет вспоминать его, то скорее историки. Он будет всегда в негативной интерпретации. Постепенно долбеж такой поднял его вместе со всем возвращением советского антуража.

Ю. Кобаладзе ― Меня что поражает, что грузины легко отказались от Сталина.

Л. Гудков ― Не совсем. Нет. Мы проводили пару лет назад по нескольким республикам, Армения, Азербайджан, Грузия и Украина. Задавали одни и те же вопросы. Быстрее всего вытесняется память о Сталине в Азербайджане. Там больше четверти просто не знают, кто это такой. В Армении негативное отношение. Единственная республика, где сохраняется позитивная оценка, была Грузия. Понятно, что на Украине резко негативное.

В. Ерофеев ― Здесь мы совершенно разделяемся с украинцами. Потому что Амур, конечно.

Л. Гудков ― Сталин, конечно, виновен в репрессиях, в гибели миллионов людей. В коллективизации, убийствах. Ну а так считают две трети населения.

С. Сорокина ― То есть признают за ним эту вину.

Л. Гудков ― И у большинства смерть Сталина связана именно с выходом людей из ГУЛАГа.

С. Сорокина ― «Холодная осень 53-го».

Л. Гудков ― Это тиран и убийца. Но ровно столько же, две трети считают, что без Сталина не было бы победы в войне.

С. Сорокина ― И многие жертвы оправданы.

Л. Гудков ― Это число поднимается. Что если в 2008 году 27% оправдывали жертвы, то 45 на 41.

С. Сорокина ― 45% оправдывают уже.

Л. Гудков ― Полностью оправдывают сталинистов, их число тоже увеличилось с 3 до 7%, самое главное это инертная масса, которая не в состоянии дать оценку не Сталину, а советскому прошлому. Не готово признать советскую систему преступной. И не может выработать свое отношение к этому.

С. Сорокина ― Я чему удивляюсь. Да, сам настрой, начиная с нулевых идет таким образом, что действительно возвращается ощущение сильной руки, мы как держава, цель оправдывает средства. Но ведь параллельно на том же телевидении идут художественные фильмы. Где очень даже много рассказывается об ужасах сталинского времени. Сейчас идет фильм по-моему «Ленинград 46» и только что прошел фильм про Александрова и Орлову. Там очень определенно, может чуть-чуть, но Сталин присутствует. Это страшный персонаж. С репрессиями, расстрелами, со всеми пирогами. Почему у нас все художественные произведения, которые смотрят миллионы людей проходят как будто из другой жизни.

Л. Гудков ― Там в этих фильмах, специально мы обсуждали, там такой иррациональный ужас. Непонятно, откуда он берется. Не конкретный. Безсубъектная история. Никто не говорит, что это сама система преступная и вину надо искать там. Поэтому здесь как бы никто не виноват. Какие-то плохие люди хватают, доносят и прочее. Но идея системности этого террора со Сталиным во главе она отсутствует или растворена.

В. Ерофеев ― Мне кажется, что Сталин в наших генах еще с татаро-монгольского ига, потому что когда мы взяли такую восточную форму правления, тогда получается, что должна быть мобилизация, главный начальник, он важнее всех. Все ему подчинены. Вертикаль власти шла оттуда. Московское царство, затем Иван Грозный. И получается, что эти наши, а вот те это курбские, все такие предатели. Они все куда-то бегут на Запад. Они поддерживают поляков в смутное время, на престоле московском. И получается, что Минин и Пожарский тоже такие маленькие сталины. И вообще посмотрите, у меня было маленькое издательство, и я тоже понимал, что если я не буду железной рукой проводить, то все украдут, разграбят и все кончится. То есть получается так, что с одной стороны это чудовищно, а с другой стороны это единственная форма руководства, когда надо действительно стучать кулаком и пугать. И вот этот ген настолько глубоко в нас вошел, что это наш, какой бы он не был, сколько бы он ни расстрелял. Я пишу в этой статье, надо выдавливать Сталина…

С. Сорокина ― Всем причем.

В. Ерофеев ― Я знаю диссидентов, не буду называть тоже сталинисты в душе, антисталинисты, и все то же самое. И поэтому мне кажется это проблема нашей национальной ментальности. И вы абсолютно правы, как только взглянуть куда-то в сторону, там уже это все превращается в совсем другие дела. И украинцы конечно просто сейчас не понимают, как можно… Говорят некоторые хитрые, что это стокгольмский синдром. Ничего подобного. Это же не террорист, который мучает. Это наш человек, который и сам себя мучает со всем народом и так далее. Очень сложно. И единственный рецепт только просвещение. Но просвещение же годами, а кто же закладывается так далеко.

С. Сорокина ― Да вот уже годами. С 1991 года прошло 24 года, а мы пришли к худшим результатам.

В. Ерофеев ― И это еще не конец.

С. Сорокина ― Оказалось, что, открыв все шлюзы, мы начали читать, узнавать, смотреть, друг другу рассказывать.

Ю. Кобаладзе ― Виктор хорошо объяснил, откуда берется это.

С. Сорокина ― А теперь чуть что, действительно, на вас Сталина нет.

В. Ерофеев ― Объясните американцу, что Кока-Кола плохой напиток. Что печень от этого гниет. Он вам все равно скажет, чего вы мне рассказываете. Есть какие-то заряды, которые действуют невероятным образом. Но интересно, что те люди, которые были рядом со Сталиным, они понимали его сущность гораздо лучше. И тот же папа, я пишу в книге, он не плакал, мама плакала. Мама плакала, потому что думала, как жить, а папа не плакал, потому что у Молотова уже люстры и гардины сняли. Еще две недели и я бы стал сыном врага народа.

С. Сорокина ― А сколько отцу было в тот момент?

В. Ерофеев ― Папе было 33 года.

С. Сорокина ― Самый такой возраст, когда хватать…

В. Ерофеев ― Он начал Сталину переводить, когда ему 24 года было. И Сталин его очень любил и награждал его орденами. Он считал, что вот примерный человек и говорит по-французски и настоящий коммунист и вежливый, красивый парень. Он говорит Молотову, Молотошвили, почему ордена не дают переводчикам. У них трудная работа.

Ю. Кобаладзе ― И Трояновского он любил.

В. Ерофеев ― А они дружили папа с Олегом Александровичем.

Л. Гудков ― Я бы немножко иначе развел. Эти идеи абсолютного приоритета государства, которое монополизировало права, все представления о едином целом. А это неразрывно связано с идеей насилия и крови. Империя строится на насилии, завоеваниях, крови. На подчинении. Поэтому в пантеоне наших великих людей в национальной памяти представлены главным образом одни злодеи. И не только наши. В списке великих людей всех народов, конечно, попадает и Наполеон, и Александр Македонский, и Гитлер.

Ю. Кобаладзе ― И Чингисхан.

Л. Гудков ― Там есть разбавленные как изюмом булки национальные поэты Пушкин, великие ученые типа Ломоносова или Менделеева. Но соотношение кровопийц и людоедов и людей культуры, мысли, гуманности оно примерно один к четырем.

В. Ерофеев ― Но посмотрите, весь западный мир был очарован Че Геварой. Что он там ни делал в Боливии. И все теперь считают, что он абсолютно общемировой герой. Тоже подлец и негодяй, террорист.

С. Сорокина ― Умудрился выбиться в бренды.

В. Ерофеев Интересная вещь, что в какой-то момент есть пограничная ситуация, когда такие мерзавцы оказываются именно героями.

Л. Гудков ― Это бесконтрольная власть и предполагает идею насилия и в этом обаяние зла.

В. Ерофеев ― Безнаказанность. Об этом Маркиз де Сад написал в 18 веке точно абсолютно.

Ю. Кобаладзе ― Его мы меньше знаем.

В. Ерофеев ― Потому что его только что начали печатать 20 лет назад.

Ю. Кобаладзе ― Я приобрел его книжку.

С. Сорокина ― Юрий Георгиевич пока сидит молчком, хотя он скрытый сталинист, поскольку грузин. И помнит, как плакал…

Ю. Кобаладзе ― Обрыдался.

С. Сорокина ― Об этом мы продолжим после новостей середины часа.

С. Сорокина ― Еще раз мы вас приветствуем. Мы сегодня говорим о Сталине, который вечно с нами.

Ю. Кобаладзе ― Вот и мы льем воду на мельницы.

С. Сорокина ― Говорим о том, почему этот образ не уходит. Хотя читаю ваши sms, преподаватель в старших классах говорит, что они его практически не знают.

Ю. Кобаладзе ― Сейчас напомнят им.

С. Сорокина ― Понимаю, что и у нас тоже наши слушатели просто пополам разделились. Одни нам пишут, что Сталин гений и ничтожествам его не затоптать. Другие пишут о том, что он людоед и убийца. И вот sms из Москвы всем понравилась, Сергей: «Мой друг был поражен общением с людьми из Центральной Африки. Случайно с ними встретился в Европе, в Германии. Люди с образованием тосковали по Бокасса». Людоед такой был. Да, людоед, буквально. Это не преувеличение. Он реально ел людей.

В. Ерофеев ― Врагов народа.

С. Сорокина ― «Да, людоед, признавали эти люди с образованием, но это традиция, где казнят повешением, где-то электротоком, а у нас так. И ел Бокасса только врагов народа, никогда рядовых, справедлив был. Главное тогда о нас все знали и мировые лидеры с ним встречались». Вот даже людоеда можно оказывается оправдать. И люди с образованием…

В. Ерофеев ― В общем, Сталин действительно тоже людоед был. Но интересно, что про другую страну мы смеемся. Надо плакать, потому что там враги народа, их ели. А мы со Светой были сегодня на «Дожде» и 40 дней Бориса Немцова, а тут отстреливают. Так что тут тоже, в общем, свои джунгли.

С. Сорокина ― Совсем недавно я включила телевизор, по-моему, Россия-24 и там была прямая трансляция с очередного пленума коммунистической партии. Выступал Геннадий Зюганов, и долго выступал. У меня было тяжелое дежавю, потому что я вижу, как выступает Геннадий Андреевич и выступает на фоне огромного плаката или плазмы, Ленин и Сталин стоят просто какого-то гигантского размера и руку направляют практически к Геннадию Андреевичу, приветствуя его выступление. Я давно не видела, чтобы так Сталин на первом плане и громадный был на этом пленуме. Видимо, тоже они идут в ногу со временем и Сталин это уже очень хорошо.

Л. Гудков ― Они пытаются постоянно напоминать об этом. И сталинские автобусы.

С. Сорокина ― В Питере ходил и улицу хотят там переименовать Десятую Советскую.

В. Ерофеев ― Интересно, что если бы Геннадия Андреевича назначить председателем такой же партии на Украине, он бы убрал Сталина. Дело в том, что он как политик, который хочет быть на поверхности, тоже понимает…

С. Сорокина ― Тренды чувствует.

В. Ерофеев ― Мне кажется, по всей сути, своей душой он скорее социал-демократ, но поскольку бабушки и дедушки любят Сталина, то приходится ему…

С. Сорокина ― Не знаю, он с пеной у рта спорил по поводу количества жертв. Говорил о том, как мало расстреляли людей во время репрессий. И переубедить его было невозможно.

Л. Гудков ― На этом строится вся демагогия вокруг Сталина. Большая ложь отрицать все факты, массовое сознание придет в замешательство. Это очень важный принцип.

Ю. Кобаладзе ― Я с одним деятелем спорил, который говорил, а кто доказал, что в Катыни были расстрелы.

В. Ерофеев ― До сих пор есть люди, мы недавно по-семейному съездили в Катынь, и там гид говорил, так это немцы расстреляли.

Ю. Кобаладзе ― А бумага с подписями Берии ничего не значит. Сфабриковали. Кто доказал. Суда не было.

С. Сорокина ― Дмитрий Мезенцев спрашивает, а знает ли кто-нибудь, как в Польше относятся к Беруту и Гомулке. Польским руководителям сталинского периода.

В. Ерофеев ― Я знаю, что такие демократы польские, которые не были связаны с партией, ненавидят что одного, что другого. Разницы большой не делают.

Л. Гудков ― Они ушли просто как кошмар сталинского времени.

В. Ерофеев ― Историки считают, что Берут не был каким-то сдерживающим моментом между Польшей и Советский Союзом. Он был проводник все-таки абсолютно сталинских идей. А Гомулка уже конечно другой человек, который должен был крутиться, и более поздний.

С. Сорокина ― Дмитрий спрашивает: а как же ваш отец был любимчиком у Сталина, а тут чуть ли ни стал врагом народа.

В. Ерофеев ― Дело в том, что отец был политический помощник Молотова, а Молотов был объявлен американским шпионом. За то, что он сел однажды в вагон, не спросив руководство и по-моему, проехал из Вашингтона в Нью-Йорк в американском вагоне. И за это Сталин решил, что его там завербовали.

С. Сорокина ― Нам пишет Алексей из Новороссийска: маленький некрасивый Сталин заставлял уважать себя и Черчилля и Рузвельта, просто большого человека судят не по росту. Разумеется.

В. Ерофеев ― Дело в том, что и Черчилль и Рузвельт тоже играли роль людей, которые уважают и счастливы общаться со Сталиным, но почитайте, что Черчилль писал о Сталине.

Л. Гудков ― Это понимание тяжелой тоталитарной власти. С которой надо считаться. Это не уважение, это просто принятие в расчет. Это совершенно другое отношение. Достаточно критично и другие дипломаты оценивали Сталина.

С. Сорокина ― А как вы думаете, действительно, начиная с нулевых пошла эта память металла, опять у нас автомат…

Л. Гудков ― Не пошла, это навязывается. Совершенно сознательно.

С. Сорокина ― Почему, с какой целью. Зачем?

Л. Гудков ― Для того чтобы поднять полное всевластие государства. Опять восстановить вместе с централизацией, с героическим прошлым, со всем культом стабильности и безответственности. Та политика, которую мы наблюдаем, сокращение свободного пространства, цензура в СМИ, полный контроль над телевидением. Всевластие политической полиции, ликвидация независимости судов, превращение политического пространства в фальсифицированное и инсценировку демократии, - все это в одну и ту же линию укладывается. Усиление авторитарного режима, бесконтрольность власти. Люди на это реагируют…

С. Сорокина ― Свободу в обмен на стабильность практически.

Л. Гудков ― Да. Но только с чувством беспомощности и навязанной такой уязвимости. Оборачивается это сильнейшим презрением к власти с одной стороны, и крайним неуважением, пониманием коррумпированности всей системы. И с одной стороны конечно нарастающим культом Путина как противовеса этой системы.

С. Сорокина ― Опять барин разберется, барин накажет.

Л. Гудков ― Да. Добрый царь, худые бояре. Иллюзия и ощущение, что Путин что-то сделает и безальтернативность.

Ю. Кобаладзе ― Так что, мы обречены?

В. Ерофеев ― Я не думаю, что мы обречены. Если мы вспомним начало 18-го века, то вот Петр Первый. В то время казалось, что Россия обречена быть всегда отсталой азиатчиной такой. Пришлось идти на страшные жертвы. Тут тоже кстати вопрос жертв очень остро встает. Тем не менее, страна была повернута в сторону Европы и цивилизации. И движение через Екатерину Вторую и Александра Второго, у нас были тоже светлые личности, которые давали возможность стране все-таки вздохнуть.

Ю. Кобаладзе ― То есть Петр Первый сильная светлая личность?

В. Ерофеев ― Насчет Петра Первого тут вопрос. Если мы объявим, что это светлая личность, это как-то прозвучит странно. Но если мы скажем, что Александр Второй не светлая личность, тоже будет странно. Потому что все-таки освобождение и реформы, то, о чем мы только что говорили, то есть это судебная реформа, армия, борьба с цензурой и так далее. То есть в России все-таки проводились такие эксперименты. Но мы знаем, чем закончился этот период и кто убил Александра Второго. Мне кажется, что мы поразительная страна. Видимо, уникальная страна, которая колеблется между двумя полюсами. Один полюс все-таки представление о том, что человек это звучит гордо и реально попытка защиты прав человека, которая продолжается, у нас же все-таки российская интеллигенция это отстаивала всегда, и с другой стороны государство, которое рождено в восточной абсолютно деспотии. Это столкновение историческое, это чудовищная вещь, где государство, используя свой административный ресурс, выигрывает и конечно идея мобилизации, идея империи, захвата земель, экспансии, она в генах, тоже торжествует. Я думаю, что это, в конечном счете, должно закончиться только потому, что такое государство оно экономически абсолютно никак…

Ю. Кобаладзе ― Но нам уже казалось закончилось. Не прошло и 20 лет.

В. Ерофеев ― Ну еще раз поскользнулись.

С. Сорокина ― И так бесконечно.

Л. Гудков ― Я только хочу сказать, что интеллигенция не часть государства была, кто эти были учителя, цензоры, редакторы, переводчики. Кто? Та же самая бюрократия, часть государства. Именно они создавали этот порядок. Кто стучал друг на друга как не писатели.

Ю. Кобаладзе ― Четыре миллиона доносов кто-то писал.

С. Сорокина ― Скажите, пожалуйста, а во время Сталина вообще никаких опросов общественного мнения не проводилось.

Л. Гудков ― Нет. Были источники информации НКВД, чекисты собирали по своим каналам. Один канал был, другой письма трудящихся всякого рода.

С. Сорокина ― Но все равно в каком-то сильно отфильтрованном виде доходило. Зависело от того, кто подавал информацию.

Л. Гудков ― Конечно. А потом огромная армия сексотов была, осведомителей. И через партийные органы, через советские органы.

Ю. Кобаладзе ― Гениальная глава у Солженицына, сколько у нас процентов врагов народа. И Меркулов, по-моему, докладывает, мучается, какую назвать цифру назвать. Много назову, скажет, чем же вы тогда занимаетесь.

В. Ерофеев ― Я бы все-таки здесь поспорил. Что интеллигенция да, она вынуждена была служить в тоталитарном государстве государству. Но разложение внутри семей и рассмотрение самых разных позиций, безусловно, тоже присутствовало. Вот я человек той семьи, где мама моя пожила во Франции, поняла, разочаровалась во всех этих делах, 1956 год и далее. Отец стал вице-президентом ЮНЕСКО и очень далеко от этого ушел. То есть здесь еще зависит от того, как проходит жизнь, и какие вещи перед тобой мелькают. Потому что все-таки та интеллигенция, которую я знал, начиная со студенчества, это не сталинское было, но, тем не менее, настоящая интеллигенция это были шестидесятники. А не эти отбросы, которые были сталинистами. Тогда их было гораздо меньше. Настоящая интеллигенция пробивалась к тому, чтобы у нас были реформы, и произошла перестройка. Поэтому все-таки мне кажется если говорить о том, что такое настоящая русская интеллигенция, то она, безусловно, сделала все для того чтобы в этом государстве возникло «Эхо Москвы» и мы могли говорить.

С. Сорокина ― Таня пишет: а разве нынешняя власть отличается от любой другой в нашей истории, этот стиль навсегда.

Л. Гудков ― Вообще отличается. Нынешний режим не похож на советский. Он вряд ли лучше в интеллектуальном смысле, но точно отличается по технологии господства.

С. Сорокина ― А все-таки вопрос испуганного: а не скатится во что-то страшное, что будет напоминать сталинизм.

Л. Гудков ― Курс, тренд туда на усиление репрессий, но я не думаю, что это приобретет характер массовых репрессий. А профилактически они идут уже. Но потом все-таки сегодня другая технология, медийное все-таки общество. И контролируя мозги, общественное мнение, СМИ можно и не допускать особых репрессий.

С. Сорокина ― Или устраивать показательные для того, чтобы все остальные боялись.

Л. Гудков ― 94% смотрят телевидение, это главный источник. Наиболее мощный. А «Эхо Москвы» имеет аудиторию в лучшем случае 6-7 миллионов.

С. Сорокина ― По всей стране. Может и меньше. Или «Дождь».

Л. Гудков ― «Дождь» еще меньше.

С. Сорокина ― Или журналы и газеты читают немного людей.

Л. Гудков ― Резко упало.

Ю. Кобаладзе ― Газеты, по-моему, уже вообще никто не читает.

С. Сорокина ― В Интернете читают.

Л. Гудков ― Это другой способ обработки информации, осмысления ее. Телевидение подавляет критичность оценки и восприятия информации.

С. Сорокина ― Мамардашвили как-то говорил, когда мы убираем картинки со своего сознания, мы начинаем думать. Телевидение как раз предлагает нам картинки, образы, которые запоминаются и многих убеждают. Спрашивают нас: а как бороться с ренессансом сталинизма. Один способ мы предложили. Образование. Либо, по крайней мере, действительно отдохнуть от Сталина. Как еще бороться. Особенно в нынешних общественно-политических условиях.

Л. Гудков ― Прежде всего, это конечно работа с прошлым. Это самое главное. Переоценка, переосмысление прошлого и понимание природы той системы, которая породила и Сталина и всю эту цепочку.

С. Сорокина ― Виктор, как с ренессансом бороться?

В. Ерофеев ― У нас в стране две черных дыры. Одна дыра это та самая бюрократия, которая коррумпированная и просто сверху донизу государственная машина, это черная дыра совершенно не будет бороться ни со Сталиным, ни с какой другой властвующей системой, потому что она пользуется этим и присосалась. Но беда даже не в этом, беда в том, что когда мы говорим о наших телезрителях, а это большинство населения, это тоже черная дыра. Потому что энтузиазм продолжается короткое время. Я люблю Сталина, а дальше что. Ну еще раз сказал. А дальше пошел на рыбалку. И здесь оттого, что политическая культура равна нулю, это говорит о том, что с этими телезрителями очень трудно работать. То есть надо действительно понимать, что та яма, в которую мы провалились, это не пять метров, как думали, вылезем в 90-е годы, а очень глубокая. И тут эти мотивы понятны, отстаньте от меня, пусть государство руководит и все. А как развернуться и вылезти, это трудно. Тут скорее всего должна быть форма какой-то демократии, которая, к сожалению, приобретет некоторый жесткий характер. Потому что ну как большинство будет голосовать за эту форму.

С. Сорокина ― За жесткость.

В. Ерофеев ― Да. Большинство.

Л. Гудков ― Я так не думаю, опросы не показывают это.

С. Сорокина ― Страсть к жесткости отсутствует.

Л. Гудков ― Никто не хочет жить при Сталине, и вообще фигура Сталина вызывает помимо такого некоторого не могу сказать восхищения, но придыхания перед величием власти, вызывает и ужас, и отторжение. Отвращение в некотором плане. Это совершенно точно.

В. Ерофеев ― А Путин 86% это…

Л. Гудков ― 86% гораздо сложнее. Это одобрение его действий в отношении Крыма. Но то, что Путин возглавляет мафиозную власть и сам причастен к этому, это люди точно также понимают.

С. Сорокина ― Но как-то умудряются разводить в сторону мафиозную власть и светлый образ правителя.

Л. Гудков ― Две вещи здесь. С одной стороны иллюзия, что он может что-то все-таки сделает для людей, подкинет то, что поддерживается пропагандой, а с другой стороны искусственная безальтернативность и подавление оппозиции. Дискредитация оппозиции. И здесь я бы хотел указать еще на одну вещь. Поднимая Сталина на щит, разрушаются все альтернативные конструкции реальности. Другие картины…

С. Сорокина ― То есть одну только предлагают нам схему.

Л. Гудков ― В том-то и дело, что обратную сторону такой модели мира не учитывают. Это вытеснение любых других картин устройства общества и понимание человека. Тот негативный смысл разрушительный, как правило, не принимается во внимание.

Ю. Кобаладзе ― Я думаю, что стоит Путину на торжествах что-то сказать о Сталине, памятник получим.

В. Ерофеев ― И не один.

Л. Гудков ― Кстати, ни памятника люди не хотят, абсолютное меньшинство и не хотят переименования Волгограда.

С. Сорокина ― Даже жители.

Л. Гудков ― Даже сейчас, несмотря на все это соотношение я могу сказать. По последнему опросу это 50% против, 22 кажется за.

С. Сорокина ― Это обнадеживает.

Л. Гудков ― А было 60 на 18 или даже больше.

В. Ерофеев ― Но если иметь в виду, что в 2004 году было получше, значит, если этот тренд продолжается, то через 4 года памятников наставят. Если только не забудут.

С. Сорокина ― Будем надеяться, что забудут. Ну что, время подошло к концу. Читаю sms Александра из Самарской области, частный собственник, видимо, про себя пишет: желаю в третьем поколении победить любого Сталина. Ну дай-то бог, в третьем поколении победим. Напоминаю, Виктор Ерофеев, писатель был сегодня с нами и Лев Гудков, социолог, директор аналитического центра Юрии Левады. Говорили мы сегодня о том, почему же Сталин все еще жив и все еще с нами. До свидания. До встречи через неделю. Всего доброго.

Имеет двойственное значение, неся в себе и солярный, и лунный символизм, олицетворение и добра, и зла. В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей. С другой стороны, лев символизирует жестокость, свирепость, звериный образ жизни. Он - символ войны и является атрибутом богов войны. Олицетворяя лунный принцип, львица сопровождает Великую Мать, либо впряжена в ее колесницу. Символизируя материнский инстинкт, львица часто изображается с девственными богинями войны. Богини Крита, Микен, Фригии, Фракии, Сирии, Ликии и Спарты имели на своем гербе львицу. Она появляется в изображениях рядом с крылатой Артемидой, Кибелой, Фортуной и Горгонами, а в Индии и Тибете - как атрибут Тары и символ земли и материнства. и единорог символизируют соперничающие солярно-лунные, женско-мужские силы. , убивающий вепря, означает силу Солнца, убивающего вепря Зимы. Пожирающие друг друга лев и дракон символизируют союз, в котором сохранена личность обоих союзников. и ягненок символизируют вновь обретенный рай, первоначальное единство, Золотой Век, а также конец этого мира и всех конфликтов. Солярный герой, убивающий льва - это бог Солнца, умеряющий обжигающий жар полуденного Солнца. У Макробиуса сказано, что львы символизируют Землю, Мать Богов. Пара львов означает дважды сильного властелина, а также стража дверей, врат и сокровищ, либо Древа Жизни. Часто они поддерживают на изображениях солярный символ и олицетворяют неусыпную бдительность и храбрость. Крылатый лев или грифон может олицетворять андрогина или союз двух стихий. Зеленый лев - это символ юного бога зерна перед тем, как он созреет до золотого зерна. Львиная голова, служащая фонтаном, символизирует дневное Солнце, дар воды, извергающейся на Землю. Трон, стоящий на львах, означает укрощенные силы космоса. В алхимии красный лев символизирует мужской принцип (сера), а единорог - женский (ртуть). Зеленый лев означает начало работы алхимика, все трансмутирующий эликсир. Два льва представляют стихию Меркурия, философскую ртуть, nous. В буддизме лев - защитник закона, мудрость Будды, духовное рвение, продвижение вперед и постижение, храбрость, человек просветленный, сам себе властелин. Иногда Будду изображают на троне, стоящем на львах. Львица является атрибутом Тары. Ратнасамбхава скачет на льве. Львенок изображает Боддхисаттву, только что прошедшего инициацию. , изображенный с львенком, находящимся под его лапой, также олицетворяет Будду, правящего миром, и сострадание. Львиный рык олицетворяет Будду, бесстрашно проповедующего Дхарму. В Китае лев означает мужество, энергию, силу. с шаром - либо Солнце, либо Космическое Яйцо, либо дуализм в природе. Мужчину, состоящего в браке, представляют лев, означающий силу, и конь - символ быстроты; женщину - цветы. В христианстве символика льва амбивалентна: с одной стороны он означает силу и мощь Христа, его царственное начало как Царя Иудейского, а с другой - способность Христа спасти христиан из пасти льва рыкающего, то есть дьявола. Считалось, что лев спит с открытыми глазами, и поэтому символизирует неусыпную бдительность, духовную бдительность и крепость. , как часовой, поддерживает устои церкви. Кроме того, существовало поверье, что львята рождаются мертвыми, и жизнь вдыхается в них родителем, поэтому лев является символом воскресения. Будучи зверем-одиночкой, лев означает отшельника и одиночество. - эмблема святого Марка, так как его Евангелие подчеркивает царственную природу и величие Христа. Он является также эмблемой святых Адриана, Евфимии, Иеронима, Марии Египетской, Павла Отшельника, Приски, Феклы. В катакомбных изображениях история о Данииле в логове львов символизирует спасение Господом его подданных. В египетском искусстве лев олицетворяет защиту и стража; является солярным, когда изображается с солнечным диском, и лунным, когда соседствует с рогатой Луной. с двумя головами, расположенными в разных концах тела, олицетворяет солнечных богов рассвета и заката. Два льва, расположенные спинами друг к другу и изображенные вместе с солнечным диском, означают прошлое и настоящее, вчера и сегодня. Львица является атрибутом Секмета и Богинь-Матерей, символизируя материнство. Но, как и Секмет, она может означать и возмездие. Изображенный вместе с солнечным диском лев означает бога Солнца Ра, ас Луной - Судью Мертвых Озириса. Тефнут имеет голову льва. В греческой мифологии лев сопровождает Феба, Артемиду, Кибелу, Тихэ, Горгон и, временами, Диониса. Львы запряжены в колесницу Кибелы и Юноны. Львиная шкура - атрибут Геракла, солярного героя, боровшегося со львом (выступающим в этом случае как символ смерти) и преодолевшего смерть. У евреев лев - символ мощи и жестокости. Крылатый лев - знак Юга, Льва Иудеи. В индуизме лев символизирует четвертого аватара Вишну, который иногда изображается получеловеком-полульвом; лев Агни. , изображенный вместе со львицей, символизируют шакта-шакти, где лев - это Верховный Властелин, ритм, а львица - сила слова высказанного. является стражем Севера и атрибутом богинь Дэви и Дурги и уничтожителем демонов. У иранцев это символ царственности, силы Солнца и света. В исламе лев дает защиту от зла. У японцев лев - это Царь Зверей и появляется на изображениях с пионом - символом Царицы Цветов. Львиный шар обозначает пустоту. В митраизме лев - солярный символ, означающий четвертый уровень инициации. Кронос, изображенный с львиной головой, - это Зон, время; судьба, пожирающая все; символ Солнца, олицетворяющий огонь. вместе с быком символизируют смерть; лев и олень - момент смерти. У римлян лев - это солярный огонь, царственность; атрибут Аполлона, Геркулеса и Фортуны; пожирающая сила смерти, но также и победа человека над ней. В шумеро-семитской мифологии лев - огонь Солнца, высшая власть, сила, храбрость; атрибут бога Солнца Мардука. Богиню Инанну (Иштар) как Великую Мать сопровождают две львицы. с ветвью в лапах или двухголовый лев олицетворяют солярного бога войны Ниниба. Халдеи изображали в виде льва Нергала, бога войны и смерти, олицетворяющего враждебный аспект Солнца, всепожирающий летний зной. Кроме того, две львиных головы, отвернувшиеся друг от друга, представляли бога Солнца и подземного мира. сопровождал Великую Мать Атаргатис. В даосизме полый парчовый шар или львиный шар - это пустота, отрешение ума. См. Зодиак.


Смотреть значение Лев в других словарях

Лев — м. львица ж. хищный зверь знойной Африки и Азии, рода кошек, именуемый царем зверей, Felis lео. мышей не давит. спит, а одним глазом видит (глядит), поверье. | , пятый знак эклиптики........
Толковый словарь Даля

Лев — лева, м. (болгар. лев). Денежная единица в Болгарии. Заплатили два лева.
Толковый словарь Ушакова

Абрамович Лев Хаимович. — (? - ?). Социал-демократ. В декабре 1922 находился в Таганской тюрьме в Москве. Приговорен к 2 годам ссылки в Киргизию, куда прибыл в январе 1923. В январе 1926 значился в списках........
Политический словарь

Альтман Лев — (? - ?). Член партии "Хитахадут". Арестован в Одессе в ночь на 2.9.1924. Получил замену ссылки на высылку в Палестину. В 1929 жил в США. Дальнейшая судьба неизвестна.
С.Ч.
Политический словарь

Батхан Лев Иосифович — (1902, Могилевская губ. - ?). Социал-демократ. Член Одесской молодежной организации РСДРП. Арестован в марте 1924 Одесским губотделом ГПУ. Постановлением Особого совещания........
Политический словарь

Бейгман Лев Борисович (лейб Бенцианович) — (? - ?). Член Сионистской социалистической партии и Национально-классового (левого) "Хе-Халуца". Арестован в Одессе 2.9.1924 и приговорен к ссылке. В ноябре 1925 в ссылке в Туринске.........
Политический словарь

Бирман Лев Иосифович — (? - ?). Член Национально-классового (левого) "Ха-Шомер ха-Цаира". В 1927 содержался в Екатеринославском допре. Был приговорен к ссылке в Казахстан. Получил разрешение на эмиграцию.........
Политический словарь

Блюмин Лев Лазаревич — (? - ?). Анархист. Арестован, отбыл 3 года в Соловецком лагере особого назначения, затем приговорен к 3 годам ссылки. К концу 1930 в ссылке на Урале, тяжело болен. Дальнейшая........
Политический словарь

Гелибтерман Лев — (? - ?). Член Единой Всероссийской организации сионистской молодежи и Национально-трудового (правого) "Хе-Халуца". Арестован 1.3.1926 в Ленинграде. В июле 1927 освобожден из Усольского........
Политический словарь

Гельфанд Лев — (? - ?). Сионист-социалист. В июле 1926 находился в Туле. В 1926-27 в ссылке в Усть-Куломе. Дальнейшая судьба неизвестна. Жена - Ханна Гельфанд.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Гефтер Лев — (? - ?). член организации "Ха-Шомер ха-Цаир". Арестован в Гомеле. В 1929 в ссылке в Турткуле. Дальнейшая судьба неизвестна.
С.Ч.
Политический словарь

Голик Лев — (? - 30.11.1920). Анархист-коммунист (с 1917). Из крестьян Старобельского у. Рабочий-токарь в Гуляй-Поле. В 1918 участвовал в террористической группе, боровшейся против гетманско-германских........
Политический словарь

Грановский Лев Борисович — (ок. 1878 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1899. В конце 1921 жил в Московской губ., работал врачом. Местными чекистами характеризовался как "активный" партийный работник. 14.4.1922........
Политический словарь

Гумилев Лев Николаевич — (1912 –1992) – русский историк, географ, автор теории пассионарности, представитель поздней евразийской школы. Сын русских поэтов Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Подвергался........
Политический словарь

Дейч Лев Григорьевич — (26 сентября 1855, Тульчин Каменец-Подольской губернии, – 4 августа 1941, Москва). Из купеческой семьи. Учился в Киевской гимназии, на философском факультете Базельского университета.........
Политический словарь

Каменев Лев Борисович — (настоящая фамилия Розенфельд) (6 июля 1883, Москва, – 25 августа 1936, там же). Из семьи железнодорожного. машиниста, ставшего инженером. В 1901 окончил гимназию в Тифлисе, поступил........
Политический словарь

Карсавин Лев Платонович — (1882 – 1952) – историк культуры, философ, поэт, знаток религиозных учений европейского Средневековья. Развивал учение о всеединстве применительно к проблеме личности,........
Политический словарь

Карсавин Лев Платонович (1882- 1952) — - русский религиозный философ и историк культуры, один из идеологов евразийства. Основные работы "Введение в историю" (1920), "Восток, Запад и русская идея" (1922), "Философия истории" (1923).
Политический словарь

Кафенгауз Лев Борисович — (29 октября 1885, Проскуров Подольской губернии, – 4 июля 1940, Москва). Из семьи служащего. В 1904 участник марксистского кружка учащихся, в 1905-06 пропагандист Московской большевистской........
Политический словарь

Лев Iii — (795 – 816) – римский Папа. Ему приписывали составление магической книги "Enchiridion", которую он направил Шарлеманю, защищавшему его, после того, как на Льва III совершила физическое........
Политический словарь

Леурда Лев Тарасович — (ок. 1882 - ?). Социал-демократ. Из мещан. Член РСДРП с 1917. Образование среднее. В конце 1921 жил в Красноярской губ., работал монтером в железнодорожных мастерских. Местными........
Политический словарь

Петражицкий Лев (леон) Иосифович (1867-1931) — - социолог и философ права. Основной идеей концепции П. является представление о человеке как создателе и центре правовых отношений. Согласно П., государство должно........
Политический словарь

Попляк Лев Файвелевич (фавелевич, Файвович) — (ок. 1884 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП. Член Бунда. Рабочий. До революции 1917 в эмиграции. В конце 1921 жил в Московской губ., работал на вагонно-авт[омобильном?] заводе. Местными........
Политический словарь

Потацев Лев — (ок. 1886 - ?). Социал-демократ. Служащий. Член РСДРП с 1905. Образование высшее. В конце 1921 жил в Брянской губ., работал чертежником сухарного завода. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Соколиhский Лев Яковлевич — (ок. 1883 - ?). Социал-демократ. Из мещан. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал в ИРПО зав. инстр[укторским] под[отделом] (?). Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Тихомиров Лев Александрович (1852-1923) — - общественный и политический деятель, публицист, религиозно-философский мыслитель. Обучаясь в Московском университете, Т. вступил в "общество чайковцев". Арестован........
Политический словарь

Троцкий Лев Давидович — настоящая фамилия Бронштейн (1879–1940) – марксист, большевик, соратник Ленина и Сталина. Создал Красную Армию. Объявлен врагом народа. Убит агентом НКВД.
Политический словарь

Фейнберг Лев Борисович — (ок. 1874 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с основания партии. Врач. В конце 1921 жил в Московской губ., работал заведующим учебным подотделом Отдела путей сообщения Наркомздрава.........
Политический словарь

Хинчук Лев Михайлович — (16 ноября 1868, Полтава – 7 февраля 1939, Москва). Из семьи владельца портняжной мастерской. За участие в подпольных кружках исключён из гимназии; курс сдал экстерном. Учился........
Политический словарь

Бух Лев Константинович (1847-1917) — русский экономист. В своей книге «Основные элементы политической экономии. Интенсивность труда, стоимость, ценность и цена товаров» (1896) Бух выдвинул физиологическую........
Экономический словарь

ЛЕВ 23 июля-23 августа
В самых разных мифах знак зодиака лев связан, прежде всего, с солнечными божествами. Таким, например, является миф о Гелиосе - боге Солнца, который обитает во дворце, сверкающем хрусталем и драгоценными металлами, и восседает на ослепительно сияющем троне. Гелиоса часто изображали и в виде огромного глаза, неотрывно вглядывавшегося в космическую бездну.

Эти два персонажа представляют собой божественную сторону знака - мужское космическое начало.

Человеческая же сторона знак зодиака лев довольно наглядно отразилась в легенде о Геракле. Вот классический тип героя или даже сверхчеловека, ведь он, простой смертный, своими поступками заслужил место среди богов. После совершенных им титанических подвигов (одним которых стала победа над Немейским львом) Геракл был предательски убит. Видя свою неминуемую гибель, герой соорудил костер, натянул поверх него свою львиную шкуру и лег на нее. Зевс метнул в героя молнию, отчего тот перестал быть смертным и превратился в полубога.

Правящая планета льва: Солнце.

Данным знаком зодиака управляет Солнце, поэтому Львы - энергичные, душевные, чрезвычайно творческие люди. Но это одна сторона медали. Другая не столь радужна - Львы крайне тщеславны, горды и упрямы.

КАМНИ ЛЬВА:

Янтарь – волшебная смола древнего леса

Алмаз - царь камней

Изумруд - камень мудрости и хладнокровия

Рубин - горячая кровь дракона

Топаз - камень внутреннего просветления

Хризолит - камень дракона

МЕТАЛЛ ЛЬВА - золото

ЦВЕТЫ ЛЬВА:

ПИОН
Пион - китайская роза, когда-то в изобилии выращивался и у нас. Предание говорит, что Аполлон подарил этот чудодейственный цветок ученику Эскулапа Пиону, за что известный врач разгневался и убил ученика, но боги превратили его в этот крупный яркий цветок.

ХРИЗАНТЕМА. Не много можно назвать цветов, которые так быстро и так прочно завоевали симпатии публики и садоводов, как хризантема. Вспомните, давно ли еще хризантема была любимым цветком только Китая и Японии и имелась у нас лишь в виде двух-трех сортов? А теперь каких только форм, расцветок и видов ее вы не встретите!

Хризантема Любимица Японии, там ее культивируют с незапамятных времен. Это цветок национальный, им увлекается все население, начиная с микадо и кончая последним рикшей. Хризантема бесконечно разнообразна как по форме, так и по оттенкам цвета. Раньше в Японии ее изображение имел право носить лишь император. Она была запечатлена на национальном флаге, на монетах и на высшем ордене. Существует осенний праздник хризантем. В Китае ее именем обозначается девятый месяц года.

ПОДСОЛНЕЧНИК. Название этого желтого чуда происходит от солнца. Подсолнух подражает солнышку и формой, и цветом. Он внимательными глазками следит за своим небесным божеством и поворачивает головку так, чтобы всегда видеть ласковое светило. Подсолнухи любимы многими.

В зависимости от декады рождения можно определить доминирующее растение и качества, которые оно дает человеку, рожденному в эти дни.

24-2 августа - ШИПОВНИК. Он колется, голыми руками его не возьмешь. Хотя если присмотреться, то колючки - это защита. Без нее в наше время нельзя.

13-23 августа - королева цветов РОЗА. Роза вызывает понятную зависть у остальных. Против Розы плетутся интриги, ее хотят выжить с ее законного места, лишить премии. Роза неприступна. Сложно все время показывать свою недосягаемость. Следует позаботиться о своем здоровье и не надо переутомляться.

ГОРОСКОП ДРУИДОВ:

Есть в Кипарисе некая суровость - что-то от творения природы, не изнеженного цивилизацией. Чаще всего это несколько грубоватый, но не лишенный душевной теплоты человек, суровый, но одновременно спокойный. Он довольствуется малым и приспосабливается к любой ситуации, может жить в любых условиях и быть при этом счастливым. Кипарис любит мечтать и скорее дает жизни нести себя по течению, чем организует ее. Кипарис не придает особого значения успеху в жизни, не гонится за славой и деньгами, но не любит одиночества. Он старается устроить свою жизнь так, чтобы находиться среди многочисленных друзей или в окружении семьи.

Мужчины. Стройный и крепкий, несколько суровый, но изысканный человек с правильными чертами лица. Быстро достигает зрелости и самостоятельности. Очень непритязателен, любые условия жизни кажутся ему достаточными, чтобы быть счастливым.

Женщины. Очень любят мечтать и в своих грезах улетают далеко от земли. Им претят споры и дискуссии, поэтому эти женщины в них не участвуют. Пожалуй, нет ни одного знака, способного на такую верность - любви, дружбе, воспоминаниям. Если человек ей близок, женщина-Кипарис всегда поможет.

Любовь и брак. Если Кипарис отдал кому-то свое сердце - это навсегда. Его семейная жизнь протекает спокойно и ровно, он счастлив от того, что те, кто ему дорог, рядом.

Тополь очень чувствителен к течению времени и слишком рано начинает бояться старости. При этом он аккуратен, собран и не забывает о будущем. Тополь имеет тонкий врожденный ум, который совершенно не стареет, несмотря ни на какие опасения. Отвага и гордость помогают ему одолеть самые сложные задачи, и на его лице редко можно заметить беспокойство.

Мужчины. Тополям необходимо проявлять осторожность при выборе жизненного пространства, так как не всякая среда благоприятствует их развитию. Тополь чувствует потребность в дружеских отношениях, но мучается в окружении, которое ему навязывают. Он очень болезненно переживает любые попытки ограничить свободу и склонен впадать в пессимизм.

Женщины. Проницательные представительницы прекрасной половины человечества, наделенные критическим складом ума. Именно эти черты руководят ими в выборе профессиональной сферы деятельности.

Любовь и брак. Чем Тополь влюбленнее, тем он становится более чувствителен: его в это время способна вывести из равновесия любая мелочь. Жить с ним достаточно сложно, поскольку он слишком чувствителен и независим, правда, если ему удается себя контролировать, семейные споры он предпочитает разрешать молчанием и милой улыбкой.

Кедр без труда приспосабливается к любым жизненным условиям. Конечно, он не отказывается от удобств по собственной инициативе, но в случае необходимости может переночевать и под открытым небом. Рожденный для приключений, Кедр обычно ведет подвижную и интересную жизнь. Он может быть душой и телом предан любимому делу, поэтому среди Кедров бывало много героев, но много и мучеников. Поразительна скорость, с которой он обдумывает и принимает решения. Кедр любит удивлять, заставать врасплох, быть центром всеобщего внимания и готов на многое, чтобы этого добиться. В то же время он весьма чувствителен к шуткам по поводу своей особы.

Мужчины. Горды, самолюбивы, прямолинейны, они готовы на любые жертвы, лишь бы быть центром внимания. Считая, что последнее слово всегда должно оставаться за ним, Кедр действительно умеет решать самые сложные вопросы, правда, с таким же успехом он умеет впутываться в непредвиденные ситуации. Однако он всегда настроен весьма оптимистично (что также ведет к неосторожным поступкам). При видимой самостоятельности способен попадать под чужое влияние, впрочем, как и оказывать влияние на других.

Женщины. Интеллигентны, артистичны, часто музыкальны. Возникающие проблемы рассматривают в их целостности и молниеносно принимают решения. Личные отношения насыщенны.

Любовь и брак. Кедры способны полюбить раз и навсегда, поскольку серьезно относятся к чувству идеальному, такому, которого все ждут. Легким же увлечениям значения не придают.

ЦВЕТА ЛЬВОВ:

Желто-коричневый

Пурпурный

ТАЛИСМАНЫ ЛЬВА:

Божья коровка

СИМВОЛЫ ЛЬВА:

Счастливые числа льва: 1, 5, 9, 11.

Практически на каждой средневековой церкви есть изображение льва. Вход Кафедральнго Собора - главной церкви города часто украшают скульптуры львов или мифических существ грифонов (смешение орла и льва). Часто скульптуры животных расположены у основания колонн, тогда их называют стилофоры (от греческого держит колонну). (с XII века) часто использовали такой прием - скульптуры стилофоры вместо пьедестала колонны поддерживают протир на входных воротах.

Что значили фигуры львы перед входом в церковь? Прежде всего, лев перед церковью - это символ охранника веры , который настороже против инакомыслия и профанации. Царь зверей готов наказать любого отступника и закрыть вход для него в Дом Бога. В средние века считали, что лев спит с открытыми глазами, поэтому никогда не теряет бдительность. Идеальный сторож и охранник!

С имвол ическое значение льва неоднозначно.

Царь зверей ассоциировался с Иисусом, его царственным началом как «царя Иудейского». Он способен спасти христиан из пасти «Льва рыкающего», то есть дьявола. Лев - эмблема царского достоинства Христа, склонность к одиночеству и созерцанию, отшельничеству и размышлениям.

Лев стал символом христианских Святых - Сан Вито и остались невредимыми в яме со львами, Иероним вынул занозу из лапы льва, и он стал его сопровождать повсюду. Библейская история о Данииле повествует о том, что львы его не тронули в закрытой яме и стали лизать ноги.

Лев — эмблема Святого Марка - евангелиста патрона Венеции (Евангелие Св. Марка поведало нам о царственной природе и величии Христа), поэтому венецианских львов Святого Марка с крыльями мы видим на всех территориях Венето, где была Венецианская Республика.

Человек в когтях злобного льва-Сатаны, церковь Санта Мария Рипа, Пиза

В то же время Лев может быть и отрицательным символом - воплощением злобных сил и хаоса, Сатаны . У Данте в Божественной Комедии лев - символ гордыни, смертного греха. Свернувшийся клубком, дремлющий лев - это символ предателя Иуды, который затаился, скрывая свои чёрные намерения. Святой Петр предупреждал: «Будьте осторжны и бдительны, братья мои, потому что ваш враг дьявол, как рычащий лев, пытается пожрать вас».

Понятно, что символ льва в христианстве двойственен, может быть как положительным, так и отрицательным , поэтому его надо рассматривать всегда в контексте с другими символами

Два льва — стилофора охраняли и боковой вход в романскую церковь Сан Сиро в Генуе . Теперь скульптуры львов находятся в Музее Святого Агостино в Генуе.

Базилика Сан Просперо, Редджио Эмилия . Скульптуры львов перед Базиликой не поддерживают колонны, но они были созданы как стилофоры - основания колонн перед тремя входами в Базилику, поэтому и шесть львов. Фасад церкви Сан Просперо перестраивали в середине XVIII века по проекту архитектора Гаттани, и в 1748 году установили перед старые скульптуры львов из красного веронского мрамора. Традиционно считается, что эти львы созданы в 1505 году скульптором Гаспаро Биджи и не были закончены. У историков есть мнение, что скульптуры остались от ранней романской церкви на этом месте, и в 1505 году были сделаны только пъедисталы для них. Поэтому на пъедестале есть дата 1505 и профиль Джироламо Платоньери, знатного горожанина, оплатившего перестройку Базилики в начале XVI века.

Львы перед Базиликой в Редджио Эмилии стали любимым местом для фотографий и игр детей. На них с удовольствием забираются, хотя это и запрещено Муниципалитетом.

Львы на входе в Дуомо Анконы — символ города

Монументальные львы-стилофоры охраняют вход в Кафедральный Собор Анконы . Скульптуры поддерживают колонны протира и стали настоящим символом города.

Кафедральный Собор Трани также охраняют львы-стилофоры. Их использовали из ранней романской церкви, которая была на этом месте до перестройки. В когтях левого льва - побежденный дракон, а у правого - плохо сохранившееся животное, может быть, овца или бык. Здесь мы видим двойственный с мысл с имвол а Христа, выраженный скульптурами льва. Справа Христос - преследует и побеждает зло , слева - защи щает верующих , агнцов божьих (тогда должна быть овечка у льва в лапах).

Лев на входе в Дуомо Трани — он победил Дракона

Овечка под надежной охраной, церковь Санта Мария в Лукке

Овечка в когтях злобного льва, Дуомо, Пиза

Иногда скульптуры львов изображены с человеком, змеёй или другими животными, которых он держит в лапах.

Лев контролирует их, независимо от того спит он или бодрствует.

Одна и та же овечка в лапах льва может быть добычей и жертвой (как на кафедральном Соборе в Пизе) или объектом защищиты и охраны (как в Лукке в церкви Санта Мария Фориспортано).

Символика льва здесь прямо противоположная — надо смотреть на выражение его морды, есть ли когти, как изобразили овечку.

3 способности льва , сообщенные в средневековых Бестиариях (Описания животных-бестий), стали источником смысла, который закладывали в символ льва.

1 особенность - Лев может прятаться и заметать следы хвостом, как только почует охотника. Так Христос способен скрывать свою божественную сущность от происков дьявола.

2 особенность - львы могут спать с открытыми глазами и не терять бдительность. Божественная сущность Христа осталась с ним и на Распятии, и после смерти.

Добыча льва — утка или лебедь, церковь Св.Варфоломея в Пантано, Потенца

3 особенность - львята рождаются мертвыми, верили в средневековье. И только через три для лев-отец оживлял их своим дыханием и давал им жизнь. Так Христос воскрес и возродился после трех дней.

В средние века считали что, если верующий встретит льва, который намерен съесть пойманную добычу, и пройдет мимо, то лев на него не бросится. А если посмотреть в глаза льву, то он бросит свою добычу и нападет на человека.

Человек с ножом пытается защититься от льва, лев — Сатана на церкви Санта Мария в Потенце

Если в лесу вы встретите льва и встанете перед ним на колени, то лев станет милосердным и вас не съест. (Впечатление, что леса были полны львов и их встречали постоянно, даже инструкции придумали, что делать при встрече со львом).

Многие художники и скульпторы даже в Эпоху Возрождения делали львов странноватых и непохожих на настоящих, потому что никогда их не видели и создавали по описаниям Бестиариев или по памяти с изображений далеким от реальности.

Львы - стилофоры на входах в Соборы и церкви

Лев в Бергамо

Лев в Лоди совсем не похож на льва, понятно, что скульптор никогда льва не видел

Лев в Вероне, 1138 год, Базилика Св.Зенона

Лев – образ царственности и воплощение героического начала. В буддизме лев олицетворяет храбрость, благородство и постоянство. Считается, что в одном из своих воплощений Будда имел облик льва. В Китае лев связывался с идеей власти.

Лев нередко входит в число животных, символизирующих стороны света. Черты львиного облика можно увидеть в образах различных мифических существ: сфинкса, грифона, химеры. Изображения льва в качестве стража распространены в Египте, Ассирии и Вавилоне, Индии.

В средневековых бестиариях лев наделяется способностью спать с открытыми глазами, и по этой причине он также воспринимается как олицетворение бдительного стража. В геральдике лев олицетворяет стойкость, силу и благоразумие.

Лев в христианстве выступает как фигура амбивалентная. Рыканью льва уподобляется слово Божие; но и дьявол, «аки лев рыкающий», ищет поглотить человека. Лев, согласно толкованию Иеронима, символизирует евангелиста Марка, ибо он объявил о царском достоинстве Христа. Лев также является эмблемой самого Сына Божьего и наделяется склонностью к созерцанию, отшельничеству, одиночеству. В то же время лев выступает как воплощение злобных сил и хаоса; а у Данте он предстает как символ гордыни.

В различных эзотерических традициях лев – это знак Солнца. В масонстве лев олицетворяет мощь и славу, вершину Королевской Арки – Небесной Дуги, куда возвращается Солнце во время летнего солнцестояния. В мистериях Митры успешно прошедшие испытания назывались «львами».

Пророчество Исайи дает библейскую символику льва, мирно покоящегося рядом с овцой, что означает человека, полностью управляющего своими силами, трансформировавшего необузданную волю в мужество, силу и любовь (христианская легенда о Данииле со львами во рву). Для Юнга лев в диком состоянии является символом скрытых страстей, он может указывать на опасность бытия, поглощаемого бессознательным. В алхимии лев служит символом сырой необработанной материи. В сочетании с тремя другими животными он представляет собой элемент земли. Лев – земной противник небесного орла, хозяин природы, выразитель силы и носитель мужского принципа. Является «красным» королевским символом. Крылатый лев выражает элемент огня – «философский огонь». Оба льва символизируют непрерывную борьбу, солнечный свет, утро, королевский сан, победу.

В антропософии лев выступает как «Страж порога», встречающий каждого, желающего постигнуть сверхчувственный мир. Охранительные функции льва в эзотеризме получают дополнение в виде посвятительного, мистериального смысла. Крылатая Артемида (небесная) иногда изображается держащей за ноги укрощенных львов в окружении изображений 8-ми «Печатей сокрытых» как символа магической власти над циклом времен, или Семью веками мировой истории. В Агни-йоге встречается странный символ – пустынный лев.

Изображения льва как символа духа часто появлялись на амулетах и талисманах. На эмблематическом уровне символ льва разыгрывался в различных сочетаниях с другими знаками и атрибутами – например, лев держащий в зубах крест. В Греции лев был календарной эмблемой. Весной Дионис мог являться в образе льва. В геральдических системах лев обозначает благоразумие, твердость, стойкость. На его солнечный символизм указывает лишь золотой цвет. На эмблематическом уровне лев – это знак отваги, силы, храбрости, а также великодушия и милости. «Чтобы освободиться от своей любви, надо стать львом», – так говорил Заратустра.
Лев изображен на государственных гербах Швеции, Великобритании, Нидерландов, Чехословакии, Болгарии, Индии, Ирана, Канады и Испании.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные