Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Получение покрытий "муар", молотковых, трескающихся, "анти­ков" основано на способности некоторых лакокрасочных материалов при пленкообразовании образовывать красивые узоры в виде мор­щин, чеканки или разрывов. Такие покрытия на основе жидких кра­сок издавна применяют в машиностроении, приборостроении, элек­тротехнической промышленности и других отраслях. В последнее время аналогичные покрытия получают с применением соответст­вующих порошковых красок. Особой популярностью пользуются молотковые покрытия, так как они имеют гладкую поверхность, не запыляющуюся и слабо удерживающую радиоактивные загрязнения.

Покрытия "муар" (рис. 11.5, А) получают при использовании по­рошковой эпоксидной краски П-ЭП-135 разных цветов. Аналогичные

Краски изготавливаются многими отечественными и зарубежными предприятиями. Соответствующий морщинистый узор образуется за счет присутствия в краске специальной добавки, обеспечивающей разную скорость отверждения пленкообразователя по толщине покрытия. Краски наносят на поверхность способом электростатиче­ского распыления; покрытия (толщина 80-120 мкм) отверждают при 180 °С в течение 15 мин.

Покрытия "муар" могут быть получены и с применением жидких красок (краска МА-224 на уплотненном (полимеризованном) тунго­вом или ойтисиковом масле). Технология покрытий в этом случае значительно сложнее. Краски наносят на предварительно загрун­тованную поверхность, как правило, в два слоя с интервалом в 5- 10 мин. Формирование покрытия проводят в две стадии: на первой стадии рисунок выявляется, на второй он закрепляется. Выявление рисунка проводят при 80±5 °С в течение 25-40 мин, операцию закре­пления осуществляют при 100-170 °С в зависимости от типа краски и ее цвета.

Молотковые покрытия (рис. 11.5, Б) по внешнему виду напоми­нают характерные узоры, получаемые при чеканке по металлу. Такой эффект достигается в результате введения в жидкие эмали невсплы­вающей (обезжиренной) алюминиевой пудры и узорообразователей, которыми служат кремнийорганические соединения - силиконовые масла, каучук СКТ, вазелин КВ-ЭМ-1. Последние, изменяя поверхно­стное натяжение пленкообразователя, способствуют его "стягиванию" (собиранию в капли) на поверхности подложки и частиц пудры. При этом не допускается нарушение сплошности покрытия.

Для получения молотковых покрытий промышленностью вы­пускаются меламиноалкидные (МЛ-165 и МЛ-165М), нитратцеллю - лозные (НЦ-221), алкидностирольные (МС-160) и другие эмали. Наряду с алюминиевой пудрой в их состав входят в небольшом ко­личестве кроющие минеральные или органические пигменты, при­дающие соответствующий цветовой оттенок покрытию. Эмали обыч­но наносят распылением (1-2 слоя) на предварительно подготовлен­ную и загрунтованную поверхность. Перед применением в них вводят узорообразователь в виде 10 %-го раствора в ксилоле из рас­чета 1-10 г на 1 кг эмали. Рисунок (узор) образуется сразу после на­несения эмали на поверхность. Его закрепляют (отверждают покры­тия) в случае эмалей МЛ-165 и МЛ-165М при 120 °С в течение 1 ч, НЦ-221 - при комнатной температуре в течение 24 ч.

Также разработаны порошковые краски (П-ЭП-258 и др.), обра­зующие молотковые покрытия. Узорообразование при их использо­вании происходит в момент формирования покрытия за счет по­верхностных эффектов в пленке. Они также содержат алюминиевую пудру. В зависимости от типа цветного пигмента они образуют по­крытия разных цветов и оттенков.

Молотковые покрытия из жидких красок нашли применение для отделки металлических и деревянных изделий: приборов, киноаппа­ратов, швейных машин, футляров для приборов и т. д. То же назна­чение имеют покрытия из порошковых красок, но они пригодны для окрашивания только термостойких субстратов.

Трескающиеся покрытия (рис. 11.5, В) имитируют узор кроко­диловой кожи. Для их получения применяют как жидкие, так и по­рошковые краски. В качестве жидких составов служат нитратцеллю - лозные краски, представляющие собой высоконаполненные систе­мы, которые разбавляют легколетучими растворителями, например ацетоном. Растрескивание обусловлено малой когезионной прочно­стью образующихся пленок и большими внутренними напряжения­ми, возникающими при быстром улетучивании растворителей.

Краски наносят по фоновому слою из нитратцеллюлозных эма­лей, цвет которых, как правило, подбирают контрастно цвету трес­кающейся краски. В толстых слоях краска трескается с крупными раз­рывами, в тонких - с мелкими. Растрескивание происходит сразу же после нанесения краски на поверхность. После высушивания от рас­творителей покрытие может быть перекрыто слоем лака или эмали.

В последнее время эти краски по экологическим соображениям и пожароопасности практически утратили свое значение. Эту нишу прочно заняли более удобные в применении порошковые краски. Их получают введением в порошковые термореактивные составы алю­миниевой пудры и специальных структурирующих добавок, кото­рые, растягивая частицы пудры в поверхностном слое, имитируют состояние растрескавшейся пленки. В отличие от жидких, порошко­вые краски практически не создают рельефа поверхности (она оста­ется гладкой), что благоприятствует незагрязняемости покрытий. Крупность рисунка зависит от вязкости расплава.

Трескающиеся покрытия имеют чисто декоративное назначение. Иногда их используют для отделки приборных досок, облицовочных плит и панелей внутри помещений.

Текстурированные покрытия (рис. 11.6) создают эффект по­верхности с крупной "шагренью", аналогичной покрытиям из лако­красочных материалов с плохим растеканием. Наибольшее примене­ние получили текстурированные покрытия на основе порошковых термореактивных красок. Регулирование текстуры пленки достига­ется чисто рецептурным путем - введением добавок, изменяющих

Рис. 11.7. Покрытия цветные типа "антик":

А- с алюминиевой пудрой; Б- с бронзой; В- с цинковой пудрой

Вязкость расплавов (аэросил, термопластичные полимеры и др.). По­крытия могут быть разного цвета, содержащими светоотражающие пигменты и не содержащими их. Примером составов этого типа мо­гут служить эпоксидно-полиэфирные краски П-ЭП-259-Т-1 и П-ЭП - 259-Т-2, производимые ОАО НПФ "Пигмент". Макрорельеф обра­зующихся из них покрытий позволяет скрывать дефекты поверхно­сти металлов - литья, штамповки, мелких неровностей при толщине пленки 80-100 мкм.

"Антики" (рис. 11.7). Термин "антики" появился в технологии покрытий с разработкой большого числа порошковых красок, со­держащих чешуированные светоотражающие пигменты и наполни­тели - пудры из алюминия, бронзы, меди, цинка и других металлов, а также слюды, перламутровых пигментов и др. Возможности варьи­рования декоративного эффекта таких покрытий практически неог­раниченны. Они определяются не только типом светоотражающего компонента, но и его дисперсностью, способом введения в компози­цию, природой и количеством цветных пигментов, присутствием или отсутствием структурирующих агентов.

Применяют принципиально два способа введения чешуирован - ных пигментов в порошковые составы: до экструдирования и после экструдирования. В первом случае частицы пудры хаотично распре­деляются в расплаве пленкообразователя и вследствие его высокой вязкости теряют способность флотироваться при получении покры­тий. Высокий светоотражающий эффект достигается только во вто­ром случае, когда порошковый состав после экструдирования и измельчения механически смешивают с пудрой. Особенно привле­кательным для получения композиций является бондинг-процесс (смешение при умеренном нагреве), при котором частицы пудры прочно прикрепляются к частицам пленкообразователя. Это исклю­чает сепарацию порошковых составов при нанесении в электриче­ском поле. Для получения покрытий типа "антик" пригодны любые термореактивные пленкообразователи. Особенно больших успехов в разработке рецептур таких составов достигла фирма - производи­тель порошковых красок "Эколон" (г. Санкт-Петербург).

Среди других покрытий декоративного типа особого внимания заслуживают лакокрасочные покрытия под названием "хамелеон". Главная их особенность - изменение цвета при рассмотрении под разными углами. Порошковые лаки для покрытий типа "хамелеон" получают на основе светостойких полиэфирных пленкообразовате - лей с применением специальных пигментов, представляющих собой соединения БЮ2 С микрослоями ТЮ2, Ре203 и 2Ю2. Такие пигменты предлагает фирма "Мегск".

Муаровый узор

Возникновение муара при наложении двух линейных решёток.

Муа́ровый узор (муар, от фр. moiré ) - узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что повторяющиеся элементы двух рисунков следуют с немного разной частотой и то накладываются друг на друга, то образуют промежутки.

Муаровый узор наблюдается при наложении друг на друга различных частей тюлевых занавесок.

Понятие «муар» происходит от ткани муар , при отделке которой использовалось данное явление.

Муаровый узор возникает при цифровом фотографировании и сканировании сетчатых и других периодических изображений, если их период близок к расстоянию между светочувствительными элементами оборудования. Этот факт используется в одном из механизмов защиты денежных знаков от подделки: на купюры наносится волнообразный рисунок, который при сканировании может покрыться очень заметным узором, отличающим подделку от оригинала.

Цифровая обработка изображений

Возникновение муара в процессе сканирования

Чаще всего в повседневной жизни муар проявляется при сканировании изображений, напечатанных полиграфическим способом. Это происходит из-за того, что сканер повторно растрирует изображение, на котором уже есть оригинальный растр . Проще это можно представить так: если взять кальку с одним орнаментом и наложить её на кальку с тем же орнаментом, но изображенным под другим углом, то результирующий орнамент будет отличаться и от первого и от второго. Если же наложить их так, чтобы они совпадали, то первый орнамент совпадет со вторым.

Круглые «розетки» на пересечении двух прямоугольников и результируют в искажение изображения, которое видно на первом рисунке.

Возникновение муара в процессе растрирования

«Водолазы». Небо закрашено неровными горизонтальными линиями, и на низких разрешениях получается муар.

Муар также может возникнуть из-за неправильной установки углов между линиями основных цветов при растрировании . И то и другое является, фактически, интерференцией двух наборов линий растра. Различают несколько видов розеток муара, по виду которой часто можно выяснить причину муара.

Сканирование, фактически, представляет из себя модуляцию сигналов в узлах сетки сканера яркостью узлов типографского растра. В общем виде получается произведение двух модулированных синусоид (решеток) с различным периодом пространственных колебаний. Одна гармоника может иметь больший период, равный сумме периодов обеих решеток, что и вызывает муар. Вторая всегда имеет период, равный модулю разности периодов решеток и пропадает, потому что не может быть реализована при заданном разрешении сканирования.

Краски, влияющие на муар

Муаровая лента

При печати любым набором красок наиболее интенсивная (темная) краска, которая имеет на большой площади значение от 30 до 70 % может давать муар. То есть если у нас на CMYK фотографии черный канал не доминирует (<10-15%) то вероятность возникновения различимого глазом муара минимальна. Таким образом можно почти не обращать внимание на жёлтый канал CMYK фотографии. Угол поворота растра между самыми проблемными каналами должен быть как можно ближе к 45°.

При печати «плашками» (то есть с заполнением >95 %) понятие «угол наклона растра» практически исчезает (даже если речь идет о фотографии).

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Муаровый узор" в других словарях:

    Возникновение муара при наложении двух линейных решёток. Муар на ленте ордена св. Андрея Первозванного. Муаровый узор (муар, от фр. moiré) узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что… … Википедия

В отличие от обычных жидких лакокрасочных покрытий, порошковая краска позволяет создавать множество различных защитных и декоративных эффектов. Рассмотрим некоторые из них.

Цинковый порошковый грунт.

Если изделие будет эксплуатироваться в сложных условиях и агрессивных средах, рекомендуется нанести предварительное защитное покрытие. Цинкование порошковым грунтом, это прекрасный способ защитить поверхность металла от внешних воздействий и предотвратить возникновение коррозии. Порошковый цинковый грунт содержит до 80% цинка, который создает защитную оксидную пленку. При нанесении такого покрытия, поверхность рекомендуется очистить пескоструйной обработкой . Поверх порошкового покрытия можно наносить любую порошковую краску.

Глянцевое или матовое порошковое покрытие.

Порошковая краска позволяет достичь разных степеней глянца поверхности. Такой эффект создается за счет разного содержания частиц прозрачного порошка, содержащегося в порошковой краске. По данному показателю, покрытия делятся на несколько категорий:

  • Глянец - от 70 до 90% глянца
  • Полуглянец - от 40 до 70% глянца
  • Полумат - от 25 до 40% глянца
  • Мат - от 10 до 25% глянца
  • Глубокий мат - до 10% глянца

Выбор той или иной степени глянца, лучше делать держа в руках образцы различных покрытий, так как, у разных производителей степень глянца может отличаться.

Покрытие Шагрень.

Такое покрытие имеет прекрасные декоративные свойства. Кроме того, шагрень скрывает мелкие дефекты окрашиваемой поверхности. Покрытие шагрень, по фактуре напоминает кожуру апельсина или лимона.

Такой эффект, создается за счет особых частиц, которые при полимеризации вспучиваются и формируют особую фактуру покрытия.

Примеры покрытия шагренью.

Покрытие Антик.

Кроме великолепных защитных свойств, порошковое покрытие способно придать изделию замечательный и неповторимый облик. Один из способов, это нанесение слоя краски имитирующего античную медь, серебро или бронзу. В настоящее время, многие производители порошковых красок создают настоящие шедевры, которые позволяют придать любому металлу благородство и таинственность старины. Такое покрытие часто применяется при создании декоративных изделий. Для большей устойчивости, такие покрытия рекомендуется покрывать защитным слоем прозрачного порошкового лака.

Примеры порошковых покрытий Антик

Бронза Медь Серебро Золото Голубой Зеленый

Покрытие Муар.

Покрытие Муар, пожалуй, самое красивое из порошковых покрытий. По фактуре, муар напоминает наждачную бумагу мелкой фракции. Цвета муарового покрытия могут быть любыми.

Наиболее предпочтительные цвета для данного вида покрытия, черный или белый. Муаровое покрытие часто применяются для создания уникальных интерьерных изделий из металла. Как и шагрень, муаровое покрытие способно скрывать мелкие дефекты на поверхности металлоизделия.

Порошковые краски сегодня используются для декорирования большого вида поверхностей. Порой мы даже можем и не заметить того, что конструкция, находящаяся перед нами, была окрашена именно с использованием порошковой краски. Это, в свою очередь, влияет на большой ассортимент представленной продукции, каждый элемент которой обладает своими преимуществами и недостатками. Однако в большинстве случаев выбор типа порошковой краски обуславливается сферой ее применения или, точнее, типом поверхности нанесения. Так, если планируется разместить конструкцию на улице, то лучше всего подойдет метод порошковой покраски полиэфирной смесью, поскольку она лучше защищает поверхность от солнечных лучей и других погодных условий. В свою очередь, эпоксидные аналоги подойдут в том случае, если нужна повышенная стойкость к химическому, кислотному или щелочному воздействию. Наконец, эпоксидно-полиэфирные комбинации отлично подходят для использования внутри помещения. Они не только очень легко и ровно ложатся на поверхность, но и позволяют создавать различного рода текстуры, которые открывают большие возможности для декорирования помещения и создания неповторимого интерьера. Несмотря на такое разнообразие возможных вариантов, наибольшей популярностью у специалистов по окраске сегодня пользуется порошковая краска муар , которая после напыления напоминает на ощупь апельсиновую корку. Такая популярность вызвана несколькими основополагающими факторами, которые отличают данный вид сырья от большинства своих аналогов.

В целом по консистенции муар можно сравнить с очень мелкой наждачной бумагой. В то же время на ощупь поверхность бархатистая и блестящая. При этом степень блеска регулируется посредством изменения насыщенности консистенции состава краски. Минимальным является значение в 20%, а максимальным – 40%.

Основное преимущество порошковой краски для металла муар заключается в том, что с ее помощью можно легко скрыть любые небольшие дефекты на металлической поверхности. Часто это является решающим фактором при возникновении ситуации выбора между покраской или заменой той или иной детали. Муар придает поверхности матовый оттенок, который проявляется уже на отдалении всего в полметра, что обуславливает выбор в его пользу при недостаточности средств на настоящую матовую порошковую краску. Кстати, цена краски муар является в среднем ниже любого другого аналога, что опять же является аргументом в пользу выбора именного этого вида порошкового сырья. Еще одно преимущество заключается в том, что порошковая краска муар очень податлива к смешиванию с различными присадками, чего не скажешь о большинстве других аналогов. Благодаря этому на сегодняшний день идут разработки по созданию специального типа порошковой краски муар, которая будет обладать антивандальными свойствами. Иными словами, поверхности с таким напылением будут обладать повышенной прочностью и стойкостью к царапинам. Это открытие должно стать прорывом в автомобильной индустрии, именно поэтому сегодня в данные разработки вкладывают большие суммы инвесторы. Кроме этого, возможность смешивания значительно расширяет границы использования порошковой краски муар. Правда, специалисты отмечают, что в чистом виде данное сырье намного лучше наносится и создает более качественное покрытие, чего не скажешь о ее смешанных модификациях. Именно поэтому муар пока не может на достойном уровне конкурировать с иными видами порошковой краски, которые используются в конкретных условиях применения. Кроме этого, данное порошковое сырье все же не дает возможности создания гладкой поверхности, которая так ценится в декоративном искусстве. Кстати, шероховатость текстуры приводит к еще одному недостатку, который заключается в подверженности быстрому скоплению пыли, что утяжеляет процесс ухода за такой поверхностью. Однако в целом порошковая краска муар обладает лучшим и в своем роде характеристиками, которые и делают ее столь популярной у множества компаний, которые специализируются на окрашивании. Быть может в скором будущем специалисты найдут способы нивелировать указанные недостатки краски муар, и эта

moire , название ткани) - узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков. Явление обусловлено тем, что повторяющиеся элементы двух рисунков следуют с немного разной частотой и то накладываются друг на друга, то образуют промежутки.

Муаровый узор наблюдается при наложении друг на друга различных частей тюлевых занавесок.

Понятие «муар» происходит от ткани муар ?! , при отделке которой использовалось данное явление.

Муаровый узор возникает при цифровом фотографировании и сканировании сетчатых и других периодических изображений, если их период близок к расстоянию между светочувствительными элементами оборудования. Этот факт используется в одном из механизмов защиты денежных знаков от подделки: на купюры наносится волнообразный рисунок, который при сканировании может покрыться очень заметным узором, отличающим подделку от оригинала.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Муаровый орёл

    ✪ Серия 31. Муар - что это такое и как с ним бороться

    ✪ Мультипресс: измерение линеатуры и углов поворота растра. Муар.

    Субтитры

Цифровая обработка изображений

Возникновение муара в процессе сканирования

В повседневной жизни муар часто проявляется при сканировании изображений, напечатанных полиграфическим способом. Это происходит из-за того, что сканер повторно растрирует изображение, на котором уже есть оригинальный растр . Проще это можно представить так: если взять кальку с одним орнаментом и наложить её на кальку с тем же орнаментом, но изображенным под другим углом, то результирующий орнамент будет отличаться и от первого и от второго. Если же наложить их так, чтобы они совпадали, то первый орнамент совпадет со вторым.

Круглые «розетки» на пересечении двух прямоугольников и результируют в искажение изображения, которое видно на первом рисунке.

Возникновение муара в процессе растрирования

Муар также может возникнуть из-за неправильной установки углов между линиями основных цветов при растрировании . И то и другое является, фактически, интерференцией двух наборов линий растра. Различают несколько видов розеток муара, по виду которой часто можно выяснить причину муара.

Сканирование, фактически, представляет из себя модуляцию сигналов в узлах сетки сканера яркостью узлов типографского растра. В общем виде получается произведение двух модулированных синусоид (решёток) с различным периодом пространственных колебаний. Одна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные