Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Социальные особенности молодёжи

Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек пытается утвердиться во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы.

В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» молодой человек формирует:

    самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

    собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

    стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.

Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое, физиологическое и половое - созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность.

Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Молодежь – это социально - демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

Определив, кто такая молодежь и выделив ее, как отдельную социально-демографическую группу, рассмотрим досуг молодежи, его особенности и популярные формы.

Э.В. Соколов к специфическим чертам молодости относит преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь, по его мнению, более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной.

Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Й.Хейзинга убедительно доказал, что во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт проявляется в полную силу, вовлекая как отдельную личность, так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры. Отличительными признаками игры, по мнению Й.Хейзинга, являются напряжение и непредсказуемость.

К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев - Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически». Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

    Необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

    Источник творческого преобразования индивида в личность;

    Форму передачи знаний и социального опыта;

    Исходный пункт самосознания личности;

    Регулятор поведения людей в обществе;

    Самостоятельный вид деятельности;

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая, имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности.

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается, с особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция.

Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.

Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Рассмотрение молодежи как объекта культурно-досугового воздействия, и в дальнейшем организации молодежного досуга, наиболее продуктивно с позиции ее ценностно-ориентационного отношения к досугу. При таком подходе можно выделить следующие основные типологические группы:

    активно-деятельностный тип, отличающийся избирательным отношением личности к различным формам досуга и имеющий четко обозначенный круг досуговых интересов, которые, как правило, направлены на создание духовных ценностей, на преобразование личностных качеств; этот тип отношения молодежи к досугу при определенных сформированных социально-педагогических условиях зачастую становится активным субъектом культурно-досуговой деятельности;

    молодежь, ориентирующаяся преимущественно на досуг, как время для продолжения работы (учебы); она зачастую переносит свои производственные, учебные, научные занятия в сферу внерабочего времени, вытесняя все другие виды деятельности; эта группа молодежи, как правило, не имеет других досуговых интересов и увлечений, кроме работы, ограничивая себя в общении;

    молодежь, ориентирующаяся на пассивно-потребительские формы досуга (чрезмерное телесмотрение, посещение спортивно-зрелищных мероприятий преимущественно в роли зрителя, посещение кафе и ресторанов) в ущерб духовному общению и участию в социально-значимых видах культурно-досуговой деятельности;

    молодежь, не имеющая сформированных навыков рационального планирования своего досуга и отличающаяся стихийно -хаотичной направленностью досуга и структурой культурно-досуговой деятельности.

Своеобразие культурно-досуговой среды молодежи состоит в том, что она в значительной мере формируется самой молодежью. Иначе говоря, молодежь является творцом и основным субъектом формирования культурно-досуговой среды.

Анализ специфики молодежного досуга дает основание сделать нам следующие выводы:

Диапазон досуговых интересов молодежи достаточно обширен, но в нем преобладают пассивно-созерцательные формы. Творческо-созидательные формы досуговой деятельности у всех социально-профессиональных групп молодежи занимают второстепенное место.

Основными причинами такой сложившейся направленности времяпрепровождения являются:

    неразвитая социально-культурная инфраструктура (особенно в сельской местности);

    отсутствие у значительной части молодежи сформированной культуры досуга;

    недостаток квалифицированных специалистов в сфере педагогики досуга;

    безразличие и некритическое отношение большей части молодежи к своему досугу.

Продолжает сохраняться тенденция расширения вне институциональных форм использования свободного времени практически у всех возрастных групп молодежи.

У младших возрастных групп молодежи значителен стихийно-групповой характер использования свободного времени.

У большей части молодежи практически всех социально-профессиональных групп при переходе от младших возрастных групп к старшим происходит снижение общей интенсивности досуговой деятельности, ведущей к упрощению структуры досуговых занятий, к постепенному возрастанию пассивных домашних форм проведения свободного времени, ориентированных на семью за счет снижения участия в активных формах досуга.

Становится заметной тенденция не востребованности социально-культурного потенциала у определенных социально-профессиональных групп молодежи (особенно у выпускников высших учебных заведений и городской работающей молодежи).

Следует заметить, что формирование у молодежи культуры досуга, позитивных установок на их активное «включение» в социально-культурные процессы должно быть приоритетным направлением работы ВУЗовских наставников, а также семьи.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Значение данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, что бы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость.

Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

В настоящее время новые тенденции в образе жизни молодежи оказывают значительное влияние на выбор форм проведения отдыха. Такие факторы как демографические особенности молодежи, их индивидуальный и групповой интересы, отношение к проведению досуга и свободного времени, изменили характер молодежного спроса и привели к созданию нового вида отдыха молодых людей – молодежного туризма.

Современная молодежь в настоящее время стремится к более высокому общественному статусу, и туризм как фактор причастности к определенному слою – позволяет реализовать это желание в данном случае в отдыхе.

Характер использования досуга в туризме позволят утвердиться молодой личности, что иногда трудно сделать в учебном заведении, на производстве. Сфера туризма предоставляет молодому человеку большую свободу выбора.

Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что молодежный туризм, являясь одной из форм молодежного досуга, имеет большое значение в жизни молодого человека, так как он направлен на восстановление физических и психических сил, удовлетворяет потребности молодого человека в общении, развлечениях, активном и подвижном отдыхе.

Механизмы организации и стимулирования анимационной деятельности молодежи

Стимулирование культурно-досуговой активности в организации анимационной деятельности молодежи наиболее оптимально осуществляется через целенаправленную самореализацию молодых людей с достаточно высоким, но не востребованным социально-культурным потенциалом, имеющих определенные навыки лидерства и способных формировать вокруг себя культурно-досуговую среду.

Навыки лидерства и способности формировать вокруг себя культурно-досуговую среду могут быть развиты у молодых людей только в процессе их активного социально-культурного творчества при условии корректного социально-педагогического регулирования этого процесса.

Важным социально-педагогическим условием стимулирования культурно-досугового творчества молодежи являются материально-техническая и организационно-методическая поддержка со стороны трудовых коллективов, учреждений культуры, общественных организаций, координация их деятельности, направленная на поддержку всех социально-значимых инициатив молодежи в сфере досуга.

Энергетический источник механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи базируется на удовлетворении культурно-досуговых потребностей. Внутренним источником функционирования механизма является противоречие между возникшими у личности молодого человека культурно-досуговыми потребностями, условиями ее социокультурной дея­тельности, реализацией ее потенциала в названной сфере деятель­ности и новыми, более возвышенными потребностями.

Культурно-досуговый потенциал молодежи может быть максимально реализован не только в разветвленной социокультурной инфраструктуре, формируемой государственными органами, но и инициативными группами, молодежными самодеятельными объединениями.

Рассмотрев комплекс теоретических и прикладных вопросов организации и стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи, можно сделать следующие основные выводы:

    У большей части молодежи сложилось некритическое отношение к своему досугу.

    Эффективность формирования качеств субъекта культурно-досуговой деятельности у молодежи зависит от целенаправленного вовлечения ее в содержательную деятельность, носящую социально-значимый характер, от корректного социально-педагогического регулирования ее досуговой деятельности.

    Продолжает сохраняться тенденция расширения вне институциональных форм использования свободного времени практически у всех возрастных и социально-профессиональных групп молодежи.

    У младших возрастных групп молодежи по прежнему остается значительной стихийно-групповая направленность использования свободного времени.

    У большей части молодежи практически всех социально-профессиональных групп при переходе от младших возрастных групп к старшим происходит снижение общей интенсивности досуговой деятельности, ведущей к упрощению структуры досуговых занятий, к постепенному возрастанию пассивных домашних форм проведения свободного времени, ориентированных на семью за счет снижения в бюджете свободного времени активных форм досуга.

    За последние годы все отчетливее обозначается тенденция возрастания интереса молодежи к различным формам досуга, в основе которых лежат народные традиции времяпрепровождения.

    Большая часть форм досуговой деятельности молодежи опреде­ляется гедонистическими и престижно-конформистскими мотивами.

В механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи входят и личностные средства, которые используются во взаимодействии на межличностном уровне и в самореализации субъекта в анимационной деятельности.Эти средства можно разделить на четыре группы: 1) мотивационно-волевые (мотивы, навыки, привычки, упражнения); 2) когнитивно-аксиологические (эвристический стиль мышления, логические навыки, познавательные алгоритмы, ценностные ориентации и т.д.); 3) поведенческие средства (действия, поступки, меры практического характера); 4) самовоспитание, саморегулирование досуговой деятельности.

В личностный компонент механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи входит волевое начало. Реальные акты культурно-досуговой деятельности регулируются волевыми усилиями личности (пусть даже и вялыми - при пассивно-созерцательных видах деятельности). Взаимодействие людей в ходе культурно-досуговой деятельности, естественно, предполагает определенное противодействие, асинхронность, опережающее реагирование и развитие, антистрессовые реакции.

Если рассматривать механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи в динамике, то здесь необходимо выделить наиболее важные, на наш взгляд, этапы. На этапе диагностирования культурно-досуговых потребностей молодежи необходимо учитывать, что они обусловлены целым рядом факторов: сложившимся образом жизни, традициями, новациями, стереотипами. Действительно, многие общественные стереотипы минимизируют энергетические, интеллектуальные, эмоционально-волевые затраты во взаимодействии моло­дежи с культурно-досуговой средой. Полагаясь на них, молодой человек может переключаться на творческие моменты своей культурно-досуговой деятельности, сосредоточить усилия на более полной реализации своего социокультурного потенциала. Все дело, видимо, в существе стереотипов, в том, какие стереотипы служат «стартовой площадкой» в культурно-досуговой деятельности.

Среди стереотипов, тормозящих развитие активного молодежного отдыха, в том числе и туристского, можно назвать следующие:

    однообразие культурно-досуговой деятельности как следствие ограниченного выбора и привычки к этому однообразию;

    неразвитость вкусовых предпочтений, не избирательность в потреблении культурных ценностей;

    навязанность тех или иных форм культурно-досуговой деятельности как доминирующих без учета направленности и интересов молодежи.

На этапе определения целевой педагогической установки в механизм вводятся возможности ее реализации через создание благоприятной культурно-досуговой среды и формирование позитивных установок на участие в культурно-досуговой деятельности. Средствами достижения цели являются институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные.

На этапе вовлечения молодежи аниматорам необходимо учесть яркость, оригинальность и своеобразие культурно-досуговой деятельности. Она ценится молодежью за то, что несет в себе эмоциональное и импровизированное начало, элементы игры, возможность общения.

Средствами возвышения культурно-досуговой деятельности, ее усложнения и обогащения элементами творчества являются:

    формирование у молодежи умений и навыков самоорганизации досугового времени, оптимально осуществляемой через: планирование своего времени; широкое использование эстетического и оздоровительного потенциала природной среды;

    вовлечение молодежи в интеллектуально насыщенное по со­держанию и эмоционально привлекательное по форме общение;

    критическое отношения к своему досугу, самоанализ результатов культурно-досуговой деятельности.

Создавая, проект анимационной программы для молодежи было проведено анкетирование молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. На вопросы анкеты ответили 60 человек. Целью опроса было выявление потребностей молодежи в организации и проведении своего туристского досуга.

Анализ анкет показал, что почти все ответившие на вопросы предпочитают проводить свой досуг совместно с друзьями (90%).(Таб.1) При выборе турпродукта, 70% обращают внимание на предлагаемые анимационные мероприятия.

Предпочтения молодых людей выглядят следующим образом:

    90% выбирают развлекательные анимационные мероприятия,

    60% - спортивные,

    45% - познавательные,

    60% - экскурсионные,

    60% - приключенческо-игровые

(Таб. 2). 90% опрошенных хотели бы участвовать в предлагаемых анимационных программах.

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В этот период человек проживает важный этап семейной и вне семейной социализации.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

  • · 14-19 лет (юноши и девушки) - группу молодёжи, материально зависящую от родительских семей и стоящую перед выбором профессии;
  • · 20-24 года (молодёжь в узком смысле слова) - молодёжную группу интегрирующуюся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающую материальную и социальную самостоятельность;
  • · 25-29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическую группу, заканчивающую обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшую субъектом социального воспроизводства.

Таким образом, можно сделать вывод, что нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:

  • · демографические (пол, возраст, семейное положение);
  • · национально-этнические ;
  • · целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);
  • · по уровню образования ;
  • · по месту жительства (городская и сельская молодёжь);
  • · по степени общественно-политической активности ;
  • · по роду любительских занятий (спортсмены, музыканты и т.д.);
  • · по профессиональной принадлежности .

Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.

Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование, профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида. Совокупностью сложившихся, устоявшихся переживаний, отделяющих значимое, существенное от незначимого образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, обеспечивающими сплоченность социальных групп и регулирующим поведение личности. Посредством ориентации человек осуществляет выбор наиболее значимых для него объектов. Тем самым ориентации отражают избирательность людей. Это обстоятельство придает им статус самостоятельного явления.

Молодежь, как социальная группы, чье положение полностью обусловлено детерминировано ее социально-экономическим состоянием, в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Молодежь представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной производительной силы, а следовательно ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества. От того, каких принципов, норм и ценностей придерживается эта социальная группа, во многом зависит ситуация в стране в целом.

Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко. Личность не пассивна в процессе формирования своих ориентаций. Ценности, предлагаемые обществом, личность усваивает избирательно. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого индивида, его личностные особенности. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Еще раз следует подчеркнуть, что ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.

В ценностных ориентациях современной российской молодежи традиционно можно выделить 2 группы ценностей: терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

В настоящее время особую актуальность приобретает анализ ценностей различных поколений, и прежде всего молодежи и ее специфической части - студенчества, которое как социальная группа характеризуется возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллектуалов. Современные российские студенты вынуждены ориентироваться на смешанную систему ценностей. Традиционные ценности не полностью замещены западными и, скорее всего полной смены ценностей не произойдет. Однако, изменение социокультурной ситуации с попыткой создания рыночной экономики в России, демократических перемен, обусловили появление и возрастание значимости некоторых ценностей отсутствующих или находившихся на периферии традиционной системы ценностей.

Ценности эффективно детерминируют поведение людей, если только они внедряются не силой принуждения, а опираются на авторитет общества. Изучение ценностных ориентаций студентов дает возможность выявить степень их адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Характеристика современной молодежи

Интеллектуально-образовательные ценности современной молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи.

Не имея представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина. В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

Специфические черты российской молодежной субкультуры

Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роли формирования мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -- «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами -- образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек -- героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей -- непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера -- несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» -- «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал -- «крутого (-ую)» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения -- наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой концессии.

Исследование молодежной субкультуры делает необходимым изучение всей совокупности условий, определяющих культурное развитие молодежи в контексте социально-экономических изменений современного российского общества.

Под влиянием новых социально-экономических процессов происходят значительные изменения в культурном облике современной молодежи. Характерные черты этого облика реализуются в социокультурной деятельности складывающейся молодежной субкультуры. Происходящие при этом изменения фиксируются за счет проявления нового отношения к социальным и культурным реалиям. Из всех факторов, определяющих новации в молодежной субкультуре, эти явления наиболее динамичны и противоречивы. Их конкретное содержание зависит от многих обстоятельств. Здесь влияние оказывает и расположение конкретного региона, и культурно-бытовые традиции, и национальные особенности, и степень развития новых форм хозяйствования, и внимание к социальным вопросам со стороны властных структур и хозяйственного руководства.

Еще одной новой тенденцией, веянием времени в молодой среде стала проблема занятости молодежи. Однако независимо от того, как сегодня решаются вопросы молодежной политики, сама молодежь продолжает оставаться наиболее сложной социальной группой в стране.

В результате проводимых реформ наше общество из социально стабильного стало такой системой, в которой большинство превращается в социальных аутсайдеров, теряет жизненную перспективу и возможность достижения приемлемого образа жизни.

В широком смысле слова занятость - это участие граждан в общественно полезной деятельности, связанной с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящей им, как правило, заработок (доход). В узком смысле занятость - совокупность общественных (экономических) отношений по поводу участия граждан в хозяйственной деятельности, обеспечение граждан рабочими местами. В современных условиях особые проблемы с занятостью возникают в молодежной среде, поскольку здесь сложились две достаточно устойчивые основные тенденции, характеризующие состояние молодежи в процессе становления и развития рыночных отношений. Во-первых, часть молодежи, выдержав первые «удары» демократизации экономики, приспособилась к рыночным условиям. В их число можно включить молодое поколение менеджеров, банковских служащих, управленцев среднего звена. Вторая тенденция связана с появлением на рынке труда новых отрядов молодежи, которые пополняются за счет молодых людей, закончивших средние специальные и высшие учебные заведения, выпускающие специалистов, не обеспеченных рабочими местами. В настоящее время доля безработной молодежи составила 36 % от общего числа незанятого населения. При этом 32 % молодых людей не работают более года. Если учесть, что среди молодых людей только от 0,8 до 1 % способны заниматься предпринимательством, дающим средства к существованию цивилизованным способом, то понятно, насколько трудно молодежи найти достойное место в системе рыночных отношений.

При наличии этих двух тенденций на современном рынке труда четко определяются социально обусловленные молодежные группы.

Значительная часть молодых людей попадает в ту категорию, которая имеет низкий уровень образования, не соответствующий современным требованиям, низкую общую культуру. Такая молодежь не вписывается в новые условия. По разным подсчетам она составляет до 80-90 % неработающей молодежи.

Другая ее часть относится к группе, которая после некоторого периода трудовой деятельности прерывает ее из-за низкой квалификации, отсутствия необходимых знаний или вследствие отмирания профессии.

Наибольшую озабоченность вызывают те группы молодых людей, которые обречены на «перспективную» безработицу. Это особенно касается той части молодежи, которая выбрала интеллектуальные профессии. Невостребованность последних дополняет картину интеллектуального рынка труда. 8 % молодых людей, получивших высшее образование, изъявили желание уйти из интеллектуальной сферы, около 2 % считают возможным уехать за рубеж для работы ради денег, в том числе и не по специальности и только 10 % считают возможным не порывать со своей профессией окончательно.

На самом деле за всем этим стоит не что иное, как подрыв уровня профессиональной высшей школы. Главная причина этого кроется в том, что, как считают 72 % работников государственных вузов, высшая школа поставлена в условия выживания. Причина этого кроется, в том числе и в том, что численность школьников резко снизилась; в среднюю школу не ходит около 30 % детей школьного возраста.

Все это является следствием внутреннего состояния самих образовательных учреждений. Ежегодно до 9 % квалифицированных кадров. профессорско-преподавательского состава порывают с высшей школой и уходят в другие сферы деятельности, 60 % преподавательского корпуса - это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Сегодня в образовательных учреждениях посуществу отсутствует система воспроизводства молодых кадров, утрачивается понятие «научная школа». В свою очередь эта ситуация оказывает особое влияние на настроения молодых людей, затрагивает их ориентацию на получение образования. Среди профессиональных предпочтений приоритет по-прежнему отдается экономике (63,2 %), праву (37,4 %) и гуманитарным специальностям (47,4 %), в том числе психологии - 34 %, социальной работе - 28,1 %, социологии - 19,4 %. При этом, последние специальности становятся также престижными и конкурентоспособными.

Важно отметить, что большая часть респондентов аргументирует такой выбор желанием получить знания в области данной науки (34,7%), востребованностью профессии на рынке труда (16,5 %) и уверенностью в том, что рано или поздно полученные знания пригодятся в жизни (8,9 %). Почти треть опрошенных выпускников к моменту окончания вуза имеет опыт работы по избранной специальности.

В ценностных ориентациях студенческой молодежи появляется ряд новых тенденций, которые свидетельствуют о дифференциации потребностей в образовании. Прежде всего, это касается различий в це­левых установках студенчества и профессорско-преподавательского состава по назначению обучения в вузе! Более 90 % преподавателей считают вуз учреждением, где будущий специалист получает профессиональные знания. Основная же масса студенчества (1-3 курсы) высказали мнение, что институт позволяет им решать жизненные проблемы, не имеющие прямого отношения к образованию и получению профессии. Доля таких мнений снижается к моменту перехода студентов на старшие курсы, но в целом продолжает превалировать над другими ценностями.

Если учесть, что в психологическом плане молодежь остается наиболее неустойчивой и легко поддающейся влиянию группой, то последствия такого отношения к незанятости молодежи легко предсказать.

Решение проблем социологии молодежи во многом зависит от целенаправленной и взвешенной молодежной политики, которая должна осуществляться в жесткой взаимосвязи с учетом современных изменение в развитии российского государства.

Таким образом, молодежная проблематика требует особого внимания, а социология молодежи как специальная социологическая теория дальнейшего обогащения данными эмпирических исследований.

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать вывод о том, что молодежь в наше время переживает ряд кризисных явлений, что мешает их становлению личности. Отрицательно влияет на становление личности и несоответствие полученного образования содержанию реально выполняемого труда.

Говоря о причинах кризиса социализации молодежи надо помнить, что он возник и протекает на фоне мирового социального процесса, связан с „контркультурой“ Запада, с общими глобальными проблемами дегуманизации современной цивилизации.

Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных, идейных ориентиров связаны с особенностями нынешнего этапа ломки старых общественных отношений и перехода к новым. Отказ от многих устоявшихся стереотипов, этических норм, дезориентация затрагивают наименее интегрированные группы общества, в частности, молодежь.

Кризис социализации молодежи связан и с таким важным каналом ее формирования, как семья. Значительно уменьшается в современном обществе роль семьи и родства. Изменились социальные функции семьи: на первом месте у молодых не продолжение рода, не экономическая стабильность, а реализация потребности в духовной близости, эмоциональном комфорте.

В каждом новом поколении неразрешимые противоречия не исчезали, а накапливались, предопределяя тем самым характерные черты сегодняшней молодежи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Характеристика современной молодежи, особенности ее социализации в современном обществе

2. Основные ценности современной российской молодежи

Литература

Приложение

Введение

Молодежь сегодня - важнейший интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества жизни и развития которого зависит судьба России.

Молодежь, действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально-демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи. В социологии существует отдельная область - социология молодежи, изучающая поведение социально-демографической группы, находящейся на переходной стадии (от детства к миру взрослых), переживающей важный этап семейной и вне семейной социализации, складывание социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, что выражается в специфически молодежных формах поведения и сознания, в понятиях молодежной субкультуры. Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столько копирует предполагаемые образы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содержание под влиянием резко изменяющихся условий жизни. Участниками, агентами процесса социализации, которые способствуют передаче молодежи основных ценностей и норм и оказывают на нее влияние, являются семья, образовательная ниша, круг друзей или сверстников, массовые коммуникации, молодежные организации. От степени согласованности, дополнения или конкуренции их воздействий зависит "качество" социализации, понимаемое как соответствие приобретаемой социальной роли ожиданиям индивида и потребностями общества в преемственности поколений. молодежь социальный демографический

Два очень значимых этапа в становлении молодежи как социальной группы являются получение и образования и трудоустройство молодых кадров. Именно поэтому проблемой исследования является возможность интеграции молодежи путем получения образования и трудоустройства.

Тема является актуальной, потому что жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего "завтра".

1. Характеристика современной молодежи, особенности ее соци ализации в современном обществе

Определение понятия "молодежь" важно не только для выработки единого подхода к установлению возрастных границ молодежи, но и для выяснения вопроса о сущности молодежи, ее место в социальной структуре общества, социальные показатели, в которых отражается специфика социального статуса молодежи.

Существует несколько подходов к определению понятия "молодежь".

* Простейшим из них является использование возрастных признаков как главного параметра, который характеризует молодежь как определенную социально-демографическую группу.

* Распространенным является подход, который рассматривает молодежь как переходную фазу от социальной роли ребенка к социальной роли взрослого.

* Иногда молодежь определяют как социально-демографическую группу, главной характеристикой которой является процесс социализации. Эта позиция предполагает, что важнейшими показателями, которые позволяют раскрыть сущность молодежи, является не столько возрастные параметры, сколько социальные показатели процесса социализации.

* Конкретным является разделение молодежи на внутренние группы по социально-профессиональным и возрастным признакам во взаимодействии с их духовным миром и поведением. Такой подход позволяет адекватно анализировать отдельные контингенты молодежи во время эмпирических социологических исследований.

* Некоторые исследователи определяют молодежь как социальную общность, занимает определенное место в социальной структуре общества и приобретает социального статуса в различных социальных структурах (социально-классовые, профессионально-трудовые, социально-политические и т.д.), имеет общие проблемы, социальные потребности и интересы, особенности жизнедеятельности и т.п..

Молодежная социальная общность - это совокупность людей молодого возраста во всех сферах их деятельности и проявлениях их духовной жизни.

Понятие "молодёжь" прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории. В разных странах под ней понимались различные группы общества. В первую очередь, разница пониманий возрастного критерия. Например, Пифагор делил по временам года: весна - от рождения до 20, лето 20-40 - это и есть молодёжь. Ж-Ж. Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 л, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции -25).

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

В основу этой точки зрения (14-35 лет) положен тезис о "продолжении юности", увеличение времени вхождения в трудовую жизнь. Расширение общепринятых в 60-70-е годы возрастных границ молодежи (16-30 лет) до 14-35 лет отражает объективные процессы в жизни и развитии человечества.

С одной стороны, жизнь все настойчивее выдвигает задачу более ранней социализации молодежи, привлечение ее к трудовой практики на ранних этапах жизни, с другой - расширяются границы среднего и старшего возраста, продолжительность жизни в целом, удлиняются сроки обучения и социально-политической адаптации, стабилизации семейно-бытового статуса молодежи.

Дальнейший анализ может наполнить это определение конкретным содержанием.

Основные аспекты такого анализа:

* специфика молодежи как социально-демографической группы, ее возрастные границы и социальный статус;

* характер и факторы социализации молодежи;

* процесс самоидентификации молодежи, ее самооценки своей роли и взаимоотношений с другими поколениями;

* особенности молодежной культуры, стиля и образа жизни молодежи;

* молодежь как целостное поколение и особенности социальной жизни молодежи различных групп, регионов, стран;

* социодинамика поколений, механизмы преемственности поколений и их роль в социальном обновлении общества;

* формы, уровни, механизмы участия молодежи в различных сферах социальной жизни;

* включенность молодых людей в функционирование социальных институтов;

* динамика ценностных ориентаций и установок, интересов и мотивов молодежи;

* возрастной символизм - образы молодежи в массовом общественном сознании; обряды, ритуалы и традиции, с которыми общество связывает переход человека из одной возрастной страты в другую, от одного возрастного этапа к другому

* степень развития и реализации молодежи как социального ресурса;

* социальное конструирование и проектирование реальности молодежью.

Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные. Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности:

1. особая эмоциональная восприимчивость;

2. стремление идти на риск;

3. высокая степень мобильности;

4. высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

5. стремление к мах проявлению сил;

6. определённое критическое отношение к старому поколению;

7. определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

8. ощущение зависимости от третьих лиц, но стремятся её преодолеть;

9. стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;

10. стремление к идеалу.

Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская - городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) - рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.

Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.

Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела не только к положительным моментам, но и к росту безработицы, "квартирному вопросу". Родители не всегда имеют возможность помогать своим детям.

Проблема духовного и интеллектуального развития. Сорокин утверждал, что ведущий фактор в развитии общества - социокультурный. Дюркгейм говорил о ценностно-нормативном вакууме (аномии) в переходных и кризисных состояниях.

Проблема социализации. Произошёл разрыв м/у поколениями. Старшее поколение не только не способствует социализации молодёжи, но и является тормозом. Усиливается конфликтность, девиантное поведение.

Проблема труда, занятости и профессиональной подготовки. Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда (от 2 до 4 млн не работает и не учится).

Для решения этих проблем разрабатываются программы "Молодёжь России".

Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качествава и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей. Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

2. Основные ценности современной российской молодежи

Знание тенденций в изменении ценностного сознания не только молодежи, но и других социально-демографических групп открывает на всех уровнях возможность корректировки социально-экономической политики.

В философском смысле понятие "ценность" означает высокую социально-культурную значимость того или иного общественного предмета, явления или символа (здоровье, семья, достаток, образование - это все социальные, т.е. общественные ценности).

Современному обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним. В современном мобильном обществе со множеством вариантов жизненных стратегий характерно смещение самых разных и противоречивых ценностей. Это усиливает моральную растерянность человека, живущего, по сути, в аморальной культуре и вынужденного постоянно выбирать модель поведения и оценки из предлагаемых обществом вариантов.

Российское общество обладает сформировавшейся ценностной спецификой. Это и объясняет ее особый путь в истории. На этот факт указывают как отечественные, так и зарубежные ученые. Постоянно находясь на стыке двух различных культурных миров - Востока и Запада - Россия сформировала собственную уникальную культуру и систему ценностей.

Что же сегодня составляет ядро наших ценностей? Согласно социологическим исследованиям основу новой структуры ценностей постсоветской России составляет позиция, которую можно назвать "повседневный гуманизм". Что это такое? Центром этой позиции является спокойная совесть. Вокруг нее группируются ценности жизни, добра и красоты, правды и свободы, добрые отношения в семье и с друзьями. Все это нормальные человеческие ценности, важные для большинства россиян.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что, несмотря на все перемены последних 15 лет, в короткие сроки отказ от тысячелетних традиций и базовых ценностей нации невозможен. А для определенных существенных изменений необходима фиксация ценностей в трех поколениях.

Западный идеал, который реформаторы стремились воплотить и в России, оказался неприемлем в своей основе. Что составляет суть жизненного успеха по западному образцу? Карьера и материальный достаток. Трудись, учись, повышай свою квалификацию, открывай свое дело, работай день и ночь - и ты станешь богатым, добьешься успеха, заслужишь одобрение и уважение в обществе. Такая идеология идет вразрез с православным учением о труде и богатстве. Сфера, создаваемая трудом, - это сфера земного, материального благополучия. Но поскольку сама эта сфера не котируется в православной традиции высоко, то и труд, как средство созидания материального благополучия, нигде не ставится в один ряд со спасением и терпением. И в этом сознание нашего народа полностью единодушно с православной традицией.

Труд в Православии - не источник самореализации и обогащения, он - служение Богу, обществу и миру. Таким образом, труду в православной системе ценностей отводится подчиненное место по отношению к высшим духовным ценностям.

На первый взгляд может показаться, что Россия переживает сегодня революцию ценностного сознания: побеждают законы и приоритеты рынка, а молодежь не поддерживает национальных культурных ценностей и следует западным образцам поведения. Однако, как показывают исследования, эти внешние признаки ценностной переориентации молодого поколения на самом деле затрагивают лишь вторичные, а не первичные ценности. Более внимательный взгляд на историю как восточных, так и западных народов показывает, что их первичные ценности не менялись столетиями.

Поэтому реформирование российского общества путем тотального отрицания прежних базовых ценностей - теоретически и практически неверно. Более плодотворным является путь, основанный на уважении к прошлому, на желании постичь уникальность российской истории, тех черт в русском национальном характере, которые помогут становлению современного российского человека.

Ценностные ориентации молодого поколения часто обусловлены степенью адаптированности различных социальных групп молодежи к новым социально-экономическим условиям.

В стране проявляется социально-имущественная поляризация молодежи. Идет привыкание широких слоев населения к низкому уровню жизни. Бедность укореняется в России и становится нормой жизни для большой части населения.

"Глобальная" проблема современной молодежи - это недовольство обществом, в котором нет порядка, нет гарантированного будущего. Практически половина (46%) молодых людей не имеют уверенности в завтрашнем дне. (Здесь и далее используются результаты всероссийских социологических исследований НИЦ Института молодежи РФ, проведенных в 2005-2006 годах среди трех возрастных групп молодежи 15-30 лет, данные средние).

Опросы показывают следующую картину проблем современной молодежи. На вопрос: "Какие из проблем личного характера доставляют Вам наибольшее беспокойство?" были получены следующие ответы: 1) деньги; 2) здоровье; 3) жилищная проблема; 4) возможность получения образования; 5) карьера; 6) возможность проведения досуга; 7) материальная зависимость от родителей; 8) любовь; 9) взаимоотношения с родителями; 10) взаимоотношения с друзьями; 11) проблемы нравственного характера; 12) проблемы секса.

Итак, приоритетные проблемы - деньги и возможность зарабатывать, а соответственно - получить образование и построить карьеру. Вторая по значимости проблема - здоровье. 40% молодых людей указывают на здоровье как на свою проблему (на деньги - 43%). Молодежь, получается, столкнулась с реальной проблемой плохого самочувствия. Действительно, идет рост числа заболеваний, прежде не свойственных молодым людям (кардиология, заболевания сосудов, желудочно-кишечного тракта и т.д.). Основные причины этого - экологическая ситуация и социальный стресс.

Опасение безработицы в той или иной степени испытывают около 70% молодых людей. В поисках работы больше половины (52%) полагаются на себя, на помощь со стороны - 38%.

А вот что, по мнению молодых людей, необходимо для получения хорошей работы: высшее образование (50%), обучиться навыкам ведения бизнеса (28%), умение работать на компьютере (26%), иностранный язык (25%), правовая подготовка (13%), водительские права (10%).

Результаты опросов показывают, что молодые люди предъявляют к себе достаточно высокие требования - высшее образование, умения и навыки, свойственные для квалифицированного персонала. Но одновременно это означает, что они предъявляют столь же высокие требования и к своему будущему рабочему месту. Вывод: проблема молодежной безработицы - это проблема не столько количества, сколько качества рабочих мест.

По данным исследований молодежь считает образование одним из самых важных факторов достижения целей в жизни. На вопрос: "Как Вы оцениваете свои возможности получить хорошее образование, профессию, которая признавалась бы во всем мире?" ответы были получены следующие: достаточно высоко (30%), средне (50%), достаточно низко (18%), не желают этого (2%).

Интересно привести данные опроса студентов о цели получения высшего образования. На вопрос "Для чего Вы учитесь?" были получены такие ответы: чтобы стать высококвалифицированным специалистом (40%), для самосовершенствования (16%), чтобы получить диплом (11%), иметь в будущем высокую зарплату (11%), получить знания, стать человеком высокой культуры (10%).

Планы студенческой молодежи после окончания вуза выглядят так: работать по специальности, полученной в вузе (38%), поступить в аспирантуру, заниматься наукой (15%), получить новую специальность, квалификацию (12%), уехать за границу на время для работы по специальности (10%), работать где придется, лишь бы хорошо платили (9%), работать в инофирме (7%), заниматься предпринимательством (5%), уехать за границу навсегда (4%), пока еще не решил (21%).

Какими качествами должен обладать современный молодой человек для достижения успеха? Преимущественно называются следующие качества: готовность к переменам в жизни, оптимизм, индивидуализм и одновременно коллективизм.

По результатам опросов студенчества можно создать социальный портрет современного молодого человека, каким он видится студентам.

Итак, для успешной жизни в современном российском обществе молодой человек должен быть в значительной степени готов к переменам в жизни, обладать высокой степенью социальной активности, в определенной степени быть индивидуалистом. Ему необходимо обладать высокой степенью терпимости к различным превратностям жизни, мнению других людей и их социокультурным различиям, но вместе с тем быть в определенной степени агрессивным. Его должны отличать оптимизм, высокая нравственность и гуманность по отношению к людям. В определенной степени он должен обладать прагматической ориентацией, но не должен быть циником. Для него характерны определенная доля скромности, высокая степень порядочности, деловая хватка, и в определенной степени ему должен быть присущ коллективизм.

Таким образом, мы видим, что традиционные общечеловеческие качества не отвергаются студенчеством, а принимаются как необходимо присущие им в дальнейшей жизни. Все возрастные группы молодежи единодушны в одном: молодой человек должен стремиться к тому, чтобы стать человеком, у которого хорошая семья и хорошие дети (79%), материально хорошо обеспеченным (77%), здоровым и физически сильным (50%), профессиональным в своем деле (47%), свободным и независимым (33%).

Данные исследований также показывают, что пространство "частной жизни", "пространство отношений" (семья, друзья, коллеги) воспринимается сегодня молодым поколением гораздо более комфортным и устойчивым, чем "пространство общества". Явно прослеживаются и индивидуализация сознания молодежи, ориентация на приоритет частной жизни над публичной, опора на свои силы и помощь ближайшего окружения, а не на общество и государство.

Сегодня возникает необходимость формирования у молодого поколения в целом и у молодого человека в отдельности такого качества, как жизнеспособность. Жизнеспособность - это способность человека или целого поколения выжить, не деградируя, в жестких условиях социальной и природной среды, развиться духовно и возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане.

Выводы

Итак, по результатам исследований можно сделать следующие выводы.

Изменение структуры ценностей современной российской молодежи свидетельствует о том, что в процессе эволюции российского общества гуманистические установки, универсальные, общечеловеческие и национальные ценности сохраняются в сознании молодежи в качестве базовых.

Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.

В современной российской ментальности существует приоритет ценностей неидеологического характера, и основные (фундаментальные) ценности имеют устойчивый характер.

Объединяющим ядром молодого и старших поколений являются такие универсальные ценности, как общение, семья, нравственность, законность, свобода, порядок, работа.

В ценностных ориентациях молодого поколения россиян четко прослеживается преемственность с прошлым и открытость социальным инновациям в будущем. Система социальных ценностей современной российской молодежи включает семью, здоровье, общение, законность, материальное благополучие, а также такие ценности, как свобода, независимость, инициативность, карьера.

Литератур а

1. Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 35 с.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи: учебное пособие / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов-на-Дону, 2001

3. Сборник статей Общероссийской научно-практической конференции. Вып. 3 "Социально-экономические проблемы развития общества" / Под общ. ред. сов. РАЕ Я.А. Максимова - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009. - 244 с.

4. Социология: учеб.-метод. комплекс для студентов всех специальностей / [сост. А.М. Тихомирова, В.Ф. Кузнецова; отв. за вып. В.Е. Кучинская] ; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010. - 77 с.

5. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского.--СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460 с

Приложение

Практические задания

Объясните, почему молодежь быстрее адаптируется к изменениям в социальной жизни.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

В целом достаточно высок уровень образования молодёжи в материальном производстве. 61,6 % занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодёжи, фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определённое предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определённого возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы.

Должны ли быть привилегии у молодежи как социальной группы? Если да, то какие?

Конечно да. Ведь молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия. В связи с этим я считаю что привилегии должны быть направлены на достижение состояния экономической самостоятельности у данной социальной группы.

Какой на ваш взгляд должна быть социальная политика государства в отношении молодежи?

Молодежная политика - это широкий комплекс задач, которые нужно решать.

Непосредственной целью государственной молодежной политики является всестороннее развитие потенциала молодежи, что в свою очередь должно способствовать достижению долгосрочных целей - социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основными направлениями молодежной политики должны являться:

Вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

Развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды здорового образа жизни, организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек будет способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ молодежной социально-демографической группы как субъекта трудовой деятельности. Традиции профессионального самопределения на этапах социокультурного развития общества. Представления молодых россиян о роли профессии в жизни общества и индивида.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2010

    Основные черты молодежи как особой социально-демографической группы в условиях перехода к рыночной экономике. Основные направления государственной поддержки молодежи. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания в Чувашской республике.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2010

    Характеристика молодежи как социально-демографической группы. Сущность проблемы молодежной занятости. Социально-правовая защищенность молодежи на рынке труда. Правовое регулирование молодежной политики. Социальные последствия безработицы среди молодежи.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Изучение молодежи как социально-демографической группы, ее роль в общественном воспроизводстве, положение в социальной структуре и взаимодействие с другими общественными группами. Особенности развития социальной и политической активности молодежи.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2016

    Рассмотрение понятия "молодежи". Определение сущности "отношения к деньгам" в структуре социального поведения молодых людей. Раскрытие места финансовых ценностей в структуре экономического поведения молодежи. Влияние на финансовое поведение молодежи.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2017

    Характеристика основных базовых ценностей общества, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Эволюция базовых ценностей современной молодежи.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Молодежь как объект социальной политики государства; ценностные ориентации особой социально-демографической группы населения. Анализ социального развития села в Хабаровском крае, ситуация на рынке труда; политика стимулирования занятости молодежи в селе.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2012

    Анализ проблем молодежи и их роли в общественной жизни. Социальное развитие молодежи как процесс ее становления субъектом общественной жизни. Характеристика и направленность социального развития молодого поколения и всего общества в современной России.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2010

    Определение понятия молодежь как особой социально-возрастной специфической группы в обществе. Характеристика современной белорусской молодежи, анализ системы ее социокультурных ценностей. Решение проблем патриотического воспитания молодого поколения.

    контрольная работа , добавлен 03.11.2010

    Понятие "молодежь". Пути развития отечественной социологии молодежи. Тенденции молодежного развития. Культурные потребности молодежи. Система духовных потребностей как продукт исторического развития. Особенности молодежи современного российского общества.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные