Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Московские ученые приступили к разработке антитеррористических пособий для школ и университетов. В течение 2 лет будут созданы специальные фильмы и тренинги для педагогов и учащихся, рассказывающие об опасности экстремистских организаций, истории их создания, а также о способах вербовки новых сторонников среди молодежи. Цель программы - не допустить распространения радикальных, угрожающих обществу идей среди подрастающего поколения. Об этом рассказала «Известиям» заведующая социологической лабораторией Российского университета дружбы народов (РУДН) Жанна Пузанова.

На днях РУДН выиграл тендер, объявленный Министерством образования и науки, на «разработку и реализацию научно-методического обеспечения по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в молодежной среде и воспитанию у подростков чувства неприязни к радикальным взглядом».

Программу будут разрабатывать в два этапа. На первой стадии будут проведены исследования существующих подходов к организации антиэкстремистской работы среди молодежи, а также проанализированы современные радикальные организации и методы вербовки ими новых последователей.

Как рассказал один из разработчиков проекта, заведующая социологической лабораторией РУДН Жанна Пузанова, к исследованиям будут привлечены ученые из сторонних вузов, представители МВД и психологи.

Важно не только посмотреть, какие есть действенные способы предотвращения распространения экстремистских взглядов в обществе, но также понять, как опасным организациям удается вербовать молодежь - сегодня ведь появились социальные сети, через которые можно повлиять на молодые умы, - говорит Пузанова. - Исследования охватят опыт не только российских субъектов, но также и зарубежных стран, в том числе США и государств Европы.

На второй стадии проекта будут разработаны тренинги для работников школ и вузов, а также эффективные способы профилактической работы с учащимися.

На этом этапе наиболее важно просветить учителей и педагогов в вопросах современного терроризма, сектантства, экстремизма, ведь именно они будут проводить разъяснительную работу с учащимися. Для работников образования будут организованы тренинги, созданы специальные фильмы и презентации, рассказывающие о террористических формированиях, их идеологии и методах привлечения сторонников, - рассказывает Пузанова. - После всех необходимых исследований для школьников старших классов и студентов будут также разработаны аудиовизуальные антитеррористические пособия.

Разработчик в частности пояснила, почему предпочтение отдано просветительским фильмам и презентациям.

Каждый раз информацию о террористических группировках, опасных сектах нужно обновлять: это не история, не теория - это проблема, которая есть и с которой нужно знать, как бороться, - считает Пузанова. - Появляются новые организации, модернизируются старые, возникают новые способы вербовки молодежи. Нужны не просто учебники - они не смогут быть долгое время актуальными, нужно постоянное обсуждение вопроса.

На данный момент в России признаны террористическими 19 организаций. Среди них «Кавказский эмират», «Братья-мусульмане», «Аль-Джихад», «Аль-Каида», «Дом двух святынь».

В свою очередь, семейный психолог Ольга Троицкая считает, что рассказывать о терроризме старшеклассникам нет смысла.

Уже с 9 лет ценности собственного окружения начинают у ребенка превалировать над семейными, суждения сверстников кажутся более интересными, а что-то новое, взрослое - манит. Примерно до 15 лет подросток более всего подвержен стороннему влиянию, поэтому рассказывать о терроризме нужно уже с 3-го класса школы. Старшеклассников переубедить будет сложно, - говорит Троицкая. - Беседы о терроризме с учениками начальной школы должны быть, но по упрощенной программе, так как для них террор является фактом из взрослой жизни. Чтобы у детей не формировались радикальные взгляды, нужно, чтобы взрослые рассказывали школьникам о том, к чему ведет терроризм, из каких семей выросли нынешние боевики и почему они стали приносить людям страдания. Террористы должны вызывать жалость, неприязнь.

Психолог также рассказала, чем привлекает подростков радикальные группировки.

Радикальные группировки могут быть интересны несформировавшейся личности тем, что они, преследуя свои интересы, могут делать всё что угодно - убивать, взрывать, решать чьи-то судьбы, - считает Троицкая. - Терроризм не должен быть тайной, о нем нужно говорить, чтобы у детей не создавалось впечатления, что террорист стоит над обществом, что он особенный. В механизме заманивая молодежи в экстремистские формирования действует та же схема, что и при привлечении новых наркоманов: предложение «особой жизни», которую не знают другие.

По словам Троицкой, наиболее эффективными в профилактике экстремистских взглядов у молодежи будут групповые тренинги.

Для старшеклассников стоит разработать особые антитеррористические занятия в ролевой форме, где будут разыгрываться ситуации, где один из радикалов пытается привлечь сторонников: нужно показать методы привлечения террористами молодежи и методы противостоянии им, - уверена Троицкая. - Положительно также сказались бы беседы учеников с успешными людьми - военными, бизнесменами, которые бы рассказали о своем отношении к экстремизму, о том, к чему ведет приверженность к радикализму.

Председатель правления Всемирного антикриминального и антитеррористического центра Анатолий Куликов заявил, что антитеррористические пособия для молодежи необходимы.

В свете последних событий на Украине мы увидели, что сегодня опасность представляет не только радикальный ислам, но радикальный национализм. Этой проблемой давно надо было заниматься - важно, чтобы были не только беседы со школьниками, но также, чтобы у проекта была хорошая информационная поддержка СМИ, - сказал Куликов. - Должны быть телевизионные передачи, посвященные проблеме терроризма, распространения экстремистских идей, но их нужно показывать не за полночь, как иногда бывает, а днем или вечером, чтобы привлечь как можно больше внимания к проблеме.

Роксана Аветисян

-3

Угроза террористической организации ИГИЛ уже давно не кажется далекой, и нас не касающейся. Каждый день приходится убеждаться в том, что вербовщики проникают в нашу жизнь все активнее. И самое страшное — ведут охоту за нашими детьми.

Террористы с медицинскими дипломами

В понедельник у нас на сайте вышел материал «ИГИЛ уже у нас дома», в котором эксперты дают оценку ситуации, и сходятся в одном — ИГИЛ и правда уже у нас дома. Причем вербовщики этой запрещенной в России организации, решили охотиться на самых лучших ребят. Им показалось мало, что в террористы пожелали идти безработные, непристроенные юноши и девушки из неблагополучных семей. Они посчитали, что ряды нужно пополнять более «качественными кадрами». Сегодня, например, чуть ли не эпицентром такой вербовки стала медицинская академия Астрахани.

Скандалы в этом учебном заведении разгораются очень часто. Последний из них — случился после того, как стало известно о попытках сбежать в Сирию и вступить в ряды исламистов 22-летнего студента. Сотрудники спецслужб несколько раз останавливали его при попытке улететь в Турцию и передавали родителям. Сначала его сняли в аэропорту Астрахани, затем в Москве. Он даже пытался гримироваться, приклеивал бороду. Инструктаж по поводу того, как ему лететь и как добираться в Сирию через Турцию, давали вербовщики через соцсети и убеждали, что он сможет жить в Сирии как обычный гражданин, соблюдая законы шариата.

Сейчас родителям пришлось забрать парня и увезти на родину в Дагестан. Уголовное дело против него не стали возбуждать, так как он добровольно в конце концов согласился никуда не лететь и присоединяться к ИГИЛ тоже передумал.

Можно представить, как рады родители парня, что смогли уберечь сына. Ведь совсем недавно в Сирии погиб приятель этого самого астраханского экс-студента, также учившийся в АГМУ. Того парня террористам все же завербовать удалось.

Эксперты считают, что медакадемия Астрахани неслучайно вызывает такой интерес у вербовщиков. Она традиционно лидирует среди вузов города по количеству учащихся мусульман в регионе.

Еще одна жертва эмиссаров ИГИЛ — студентка этой же медакадемии Саида Халикова . Она обвиняется в серьезной статье — в содействии террористической деятельности. Ей грозит тюремный срок от 5 до 10 лет. И хотя адвокат пытается убедить правосудие, что девушка якобы занималась благотворительностью и перечисляла деньги мусульманской молодежи, которая очень нуждается в поддержке, пока эти доводы не возымели действия. Саиде удалось перечислить в пользу ИГИЛ 43 000 рублей. Для студентки, которая сейчас находится в СИЗО — немалая сумма. А организатором такой «доброй акции» по сбору денег для террористов выступила некая Дарья Иценкова , принявшая ислам и ставшая ярой сторонницей ИГ.

И трудно поверить, что Саида была столь наивной, чтобы не догадываться куда идут деньги. Ведь если подумать, у нас в России тоже хватает ребят из мусульманских семей, оставшихся без родителей и нуждающихся в поддержке. Необязательно, чтобы совершить доброе дело, перечислять свои деньги в Сирию.

Так что громкая история с Варварой Карауловой , студенткой МГУ — не единственный случай в стране. Клонов этой девушки, получавшей блестящее образование в МГУ, но поддавшейся обаянию злодеев, как видите, хватает.

В Чечне свои порядки

Этим вчерашним детям пока невдомек, что последствия «дружбы» с ИГИЛ могут быть очень серьезными. Обвинение в терроризме или пособничестве ему — вещи нешуточные.

И очень трогательно, что Рамзан Кадыров, в отличие от строгих правоохранителей, не стал заводить никаких уголовных дел против 20 молодых чеченцев за то, что они готовили покушение на него самого и уже успели заложить взрывчатку в котельной мечети города Аргун. Террористы рассчитывали, что она сработает, когда Кадыров посетит мечеть. Сам Рамзан Кадыров, как он заверил в Instagram , лично встретился с несостоявшимися террористами, по- отечески пожурил, и заметил, что это малограмотный имам убедил их, что настоящий глава ваххабитов — руководитель Чечни.

— Как выяснилось, около двадцати человек объединяла лояльность к ваххабистской идеологии. Мозги им засорил так называемый имам-недоучка. Они не имели даже отдалённое представление о личности Абу Бакра аль-Багдади и его покровителях. Им внушалась ненависть к главе ЧР, как главному врагу ваххабизма. Я пригласил на встречу родителей и родственников, которым подробно рассказали, чем интересуются и увлекаются сыновья. Хорошо, что молодые люди ещё не успели совершить преступление, реально переступить закон. Они искренне заявили, что осознают ошибки, раскаиваются и встанут на путь истины. Родители заверили, что будут жестко контролировать их поведение, — написал Кадыров своей страниц в соцсети.

— Любые попытки вербовки нашей молодежи не пройдут бесследно для тех, кто этим занимается. Самим же людям, попавшим под влияние вербовщиков, будет предоставлен шанс на исправление, — заявляет Кадыров.

Кадыров, конечно, постарается, чтобы ребятам внушили правильные мысли. И про ваххабизм, и про самого Рамзана Ахматовича. Главное — парням дали щанс, а не отправили в тюрьму лет на 25. У Чечни, как известно, свои законы. Можно не сомневаться, эти ребята сумеют стать самыми преданными людьми главы республики. Только повезет так далеко не всем.

Для дагестанца Гаджи Магометова обвинение просило 25 лет, в итоге суд сошелся на 17. Приговор был вынесен Северо-Кавказским окружным военным судом в Ростове 2 ноября. А все потому, что этот молодой человек тоже усвоил какие-то не те знания, поддался влиянию не тех людей. В итоге его обвинили в массовых беспорядках и участии в Сирии в незаконном вооруженном формировании, куда он стремился, чтобы принять непосредственное участие в боестолкновениях с правительственными войсками Сирии на стороне незаконных вооруженных формирований и «Исламского государства». Но никаких покушений у себя дома он не готовил. Тем не менее, под влияние попал.

И сегодня власти всех регионов, особенно южных, бьют тревогу. Возвращаясь к Астрахани, с которой мы начали разговор. Под влияние вербовщиков там уже попало несколько десятков молодых людей. Почему так происходит? Откуда идет угроза?

Власти называют несколько причин. Среди них — неконтролируемая миграция, когда в регионы приезжает неизвестно кто и неизвестно чем занимается. Вербовка неофитов экстремистами в исправительных учреждениях. В тюрьмах вчерашних школяров быстро берут в оборот. А еще — очень низкий уровень религиозной грамотности верующих. Ребятам начинают проповедать лжеислам и они легко клюют на эту удочку. Вот почему в Астраханской области начался системный мониторинг деятельности религиозных объединений. Такое заявление на днях сделал руководитель губернаторской администрации Канат Шантимиров во время встречи с представителями мусульманского духовенства. Заговорил о мусульманских традициях. О том, что растет число исламских браков «никах» с нарушением мусульманских традиций. Такие фиктивные браки — один из способов вовлечения девушек в экстремистскую деятельность. Причем для девушек-немусульманок, «никах», выглядит, как обещание большой и светлой любви. За такой, видимо, любовью, пошла Варавара Караулова и другие ее сподвижницы. Жаль опять же, не нашлось для них умного человека как Рамзан Кадыров.

Канат Шантимиров призвал имамов региона усилить разъяснительную работу среди мусульман, особенно в молодёжной среде. Участники встречи акцентировали внимание на необходимости тесного сотрудничества по информированию о фактах вовлечения астраханцев в экстремистскую и террористическую деятельность. Рамзан Кадыров тоже, как мы помним, обратил внимание на неграмотность имама-недоучки, из-за которого чуть не случилась трагедия. Главное сегодня, точно знать под чье влияние попал ваш ребенок и чьи проповеди или лекции он слушает на самом деле.

Исследование понятия терроризма является одной из сложнейших проблем мировой науки и практики. В настоящее время существует около двухсот определений терроризма, и ни одно из них не является общепризнанным. Это говорит о многогранности, сложности и многоликости этого явления.

Актуальная задача изучения сложнейшего процесса вовлечения людей в террористическую деятельность состоит в разработке фундаментальной концептуальной базы, опираясь на которую исследователи получили бы возможность эффективно соотносить и координировать различные подходы к проблеме. Необходимо создавать все более адекватную теорию изучаемого явления. А в практическом плане следует предложить способы научной идентификации значимых моментов изучаемого процесса, что существенно способствовало бы совершенствованию всей системы контртеррористических мероприятий.

В проводимых исследованиях мы опираемся на определение терроризма, которое представлено в Федеральном законе РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ, где терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Согласно статье 3, пункту 4 этого закона, противодействие терроризму представляет собой «деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».

Для создания эффективной и обоснованной государственной системы предупреждения терроризма необходимо провести анализ и классификацию причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, и разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия. Для конкретной реализации этой задачи необходимо:

1) построить классификацию причин и условий, установить ее структуру, иерархию и региональное распределение;
2) выявить причины и условия, требующие приоритетного воздействия;
3) разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия, указать возможные индикаторы эффективности воздействия.

Предлагаемая нами классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, ориентирована, прежде всего, на практическое построение научно обоснованной и действенной государственной системы противодействия терроризму.

Классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность должна опираться на системный подход в понимании терроризма. Это значит, что терроризм рассматривается как определенное социальное явление, представляющее из себя сложнейшую систему из множества взаимодействующих между собой элементов и совокупности отношений и связей между этими элементами. Такой подход является самым эффективным из всех возможных, так как он позволяет не упустить ни один важный фактор и/или взаимодействие факторов в структуре терроризма как явления, и, в конечном итоге, создать адекватную (а значит, и практичную) модель соответствующих причин и условий.
Прежде всего, следует отметить, что создаваемая модель причин и условий является конкретно-историчной, т.е. описывает не причины и условия вовлечения граждан в террористическую деятельность вообще, а именно граждан современной России. В истории цивилизации терроризм возникал и раньше, и в России, и в других странах, однако его сущность могла сильно отличаться от современного терроризма, который мы наблюдаем в России. Однако, понимая терроризм в конкретно-историческом аспекте, мы рассматриваем его и как часть современного общечеловеческого явления, от которого тяжело страдают и многие другие страны. Именно такое, вытекающее из системного подхода, сочетание конкретно-национального и общечеловеческого в изучении терроризма позволяет синтезировать опыт отечественных и иностранных социологов, политологов, философов психологов и других специалистов.
Еще одно предварительное замечание касается роли психологии для решения поставленной цели. Психология в настоящий момент является ведущей социальной наукой, она приобретает все большую и большую практическую силу и, что очень важно, создает научно обоснованную идеологию позитивного преобразования общества, конструирования новых социальных реальностей. В частности, именно психология во многом ответственна за разработку научной «контридеологии» к идеологии террористического насилия и создание социально-психологических технологий внедрения такой «контридеологии».

Важно проанализировать сущность, структуру, виды и формы терроризма. Основными отличительными чертами терроризма являются:

1. Высокая общественная опасность террористической деятельности.
2. Публичность осуществления террористической деятельности.
3. Преднамеренное создание обстановки страха, подавленности и напряженности как средства воздействия на лиц, принимающих решения и вынуждения их к действиям в интересах террористов.
4. Жертвы террористического акта являются средством для воздействия на общественное мнение и властные структуры.
5. Готовность террористов в процессе совершения террористического акта к самопожертвованию.
6. Неоднозначность оценки террористической деятельности с позиций разных социальных групп.

Зарубежные и отечественные философы, политологи, историки, юристы, социологи, психологи выдвигают различные критерии для классификации видов терроризма. Однако при всем многообразии и несовместимости подходов все-таки можно выделить пять общепризнанных форм терроризма: социальный, политический, идеологический, информационный, экономический. В юридической литературе также можно встретить понятие суицидный терроризм, который определяют как готовность пожертвовать своей жизнью в интересах достижения определенной политической цели. В последнее время выделяют и технологический терроризм, под которым понимают незаконное использование ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия или его компонентов для достижения политических, экономических и иных целей.

Классификацию причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, возможно проводить по многим разным основаниям.
Большую часть важнейших причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, предварительно можно разделить на несколько крупных таксономических групп с последующей детализацией.

Существуют объективные условия и субъективные причины, способствующие всплеску в обществе террористической деятельности. Базовым объективным условием роста террористической деятельности в нашей стране явились сложные процессы политического, экономического и социального порядка, связанные с преобразованием российского государства, с процессами глобализации и информационных противостояний в мире.

В результате проведенных исследований были выделены следующие причины и условия, способствующие вовлечению российских граждан в террористическую деятельность (первый уровень):

1) идеологические;
2) политические;
3) экономические;
4) социальные;
5) этнические;
6) конфессионально-религиозные;
7) административно-территориальные и региональные;
8) психологические;
9) ситуативно-критичные.

Внутри этих классов условий структурно выделяются иерархически подчиненные подклассы разного уровня. Для каждого из этих классов существует региональное распределение и специфичность/неспецифичность входящих в подклассы причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.
Необходимо подчеркнуть, что указанный перечень является предварительным и в последующем будет доработан, уточнен и детализирован.

Важно отметить, что все эти условия в конечном итоге действуют на индивидуальное и групповое сознание граждан, и поэтому требуют тщательного психологического анализа.
Идеология понимается как набор важнейших ценностей (аксиология), важнейших смыслов (в том числе смысла жизни), декларируемых идеалов. Идеология насилия связана с субъективной ролью насилия как приемлемого, и, более того, необходимого инструмента достижения целей (в основном политически-сепаратистских и/или религиозно-фанатических), причем инструмент (насилие) часто приобретает самостоятельную ценность и мотивирующую силу. Формирование идеологии насилия (которая потом часто толкает человека на занятие террористической деятельностью) изучается психологией и не может быть понято в отрыве от других психологических процессов. Соответственно, для научного описания идеологии насилия в аспекте провоцирования терроризма следует рассматривать психологические факторы вовлечения в терроризм (а также и все другие, прежде всего религиозные и этнические), и во взаимодействии с ними и анализировать механизмы такого идеологического вовлечения в терроризм.

Группа внешнеполитических условий связана с фактом финансирования российских террористов рядом зарубежных негосударственных организаций и фондов и недостаточной борьбой зарубежных спецслужб с этим явлением. Соответственно, эти деньги при поступлении их в Россию тратятся на пропаганду терроризма и вербовку новых членов. Перекрытие этих каналов является важным аспектом профилактики вовлечения граждан в террористическую деятельность. Вторая группа условий связана с внутрирегиональными политическими процессами, способствующими вовлечению граждан в террористическую деятельность. Одной их причин повышенной террористической активности являются внутриполитические процессы в определенных регионах, связанных не только с террористическим оппонированием федеральному центру, но и с внутренней борьбой локальных элит и кланов. Такого рода причины и условия очень активно способствуют вовлечению граждан в террористическую деятельность на одной из сторон. Третья группа факторов связана с проблемой коррупции и неудовлетворительного качества госуправления на региональном и муниципальных уровнях. Слабые и неэффективные институты власти не борются с терроризмом, попустительствуют ему. Террористы могут подкупать должностных лиц, подкупом доставать оружие, коррумпированные чиновники могут просто преступно бездействовать и не препятствовать пропаганде терроризма, что приводит к вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.

Отношения между обществом, в т. ч. муниципальной, региональной и федеральной администрациями и терроризмом могут рассматриваться как коммуникативный акт, подчиняющий законам человеческой коммуникации. В этом случае для более глубокого понимания психологической природы терроризма террористический акт может быть представлен в рамках модели коммуникативного акта, включающего ряд взаимосвязанных элементов.

В случае нарушения коммуникации между обществом и властью власть доводит до общества свои желания, а народ, в силу коррумпированности власти (особенно на самом низком, муниципальном уровне) не может довести до власти свои желания и нужды, т. е. обратная связь не работает. Под таким углом зрения теракт может рассматриваться как попытка определенных групп все-таки довести до власти свою точку зрения, пусть и таким противозаконным путем, т. е. теракт — это способ восстановить двуна-правленность коммуникации между чиновниками и населением и привлечь внимание к своим проблемам.

Следует отметить неспецифичность экономического фактора самого по себе, т. е. экономические проблемы приводят ко многим видам преступной деятельности и социальных напряжений, в том числе и терроризму. Террористическая группа —это определенный «работодатель», возможно, гораздо более привлекательный с точки зрения оплаты, чем легальный работодатель, если таковой вообще есть в данной местности. В ситуации экономической депрессии и безработицы есть два незаконных выхода — или вступить в организованную преступную группу, или стать членом террористической ячейки. Вторую группу провоцирующих терроризм экономических факторов («структура промышленности, современность региональной экономики»), удобнее всего анализировать через региональное распределение. Рассматривая группу регионов Южного Федерального округа (ЮФО) с повышенной террористической активностью, можно увидеть, что в связи с резкой деиндустриализацией Чеченской республики в 1990-е годы и массовым исходом квалифицированной образованной рабочей силы из этого региона (а также из Ингушетии и Дагестана) резко снизился технологический уровень промышленности и, соответственно, уровень образованности населения, что, скорее всего, снизило иммунитет к пропаганде террористов. Экономика этих регионов стала архаичной, ее структура стала неблагоприятной и нетребовательной к уровню образованности, т. е. произошли массовые процессы обратного развития экономики.

Таким образом, современность региональной экономики и промышленности, связанная с образованной и квалифицированной рабочей силой, служит профилактическим заграждением от пропаганды терроризма и других экстремистских и радикальных идей, а архаичность региональной экономики и промышленности провоцирует население к занятию террористической деятельностью.

Наиболее важными демографическими характеристиками, связанными со вступлением в террористическую организацию, являются пол и возраст. Существует связь между этими факторами и людьми, приходящими в террористическую организацию. Большинство — это молодые люди; под молодыми в данном случае следует понимать тинэйджеров и тех, кому от 20 до 30 лет; большинство из них —мужчины.

Порождаемый терроризмом эффект распространяется с помощью механизмов психологического воздействия через СМИ. Главное средство терроризма — воздействие на чувства больших масс людей, устрашение населения, создание страха, утрата людьми таких базовых понятий, как «цель жизни», «смысл жизни», «жизненные ценности».

Образовательные факторы в их негативном варианте —в виде необразованности — очень важны в структуре провоцирующих терроризм причин и условий. Необразованный человек не получает культурно-образовательной прививки от пропаганды терроризма и становится к ней уязвим.

В ситуации получения подростками и молодежью меньшего внимания и худшего воспитания и со стороны и родителей, и со стороны государства, происходит их дезориентировка в плане идеологии и духовных ценностей. Эти факторы влияют на уязвимость современной молодежи к пропаганде терроризма.

Терроризм произрастает в питательной маргинализированной экстремистской среде. Такие социальные проблемы, как алкоголизм и наркомания, маргинализируют человека, повышают его агрессивность и часто толкают его в эту криминальную и экстремистскую среду, откуда он может быть рекрутирован в качестве террориста-исполнителя.

Сепаратистские силы представлены постоянно нарождающимися элитами полиэтнических государств и государственных образований в рамках федераций, ищущих доступ к самостоятельной политической власти и экономическим ресурсам. Активность этим силам придает стремление к материальному обогащению.

Конфессионально-религиозные причины и условия, способствующие вовлечению граждан в террористическую деятельность, являются одними из самых мощных и непосредственно действующих. Существует четкая тенденция усиления именно религиозного, а не национально-сепаратистского типа терроризма, причем число жертв гораздо больше при религиозно мотивированных терактах.

Административно-территориальные и региональные причины и условия, способствующие вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, в основном рассматриваются нами как региональный аспект всех других типов нашей классификации. Коррупция, низкий уровень государственного администрирования и слабая обратная связь от населения к местным властям являются общероссийскими проблемами.

Кроме того, существует еще фактор пограничности регионов, связанный с тем, что наиболее проблемные в плане терроризма субъекты ЮФО находятся на южной границе РФ. Слабые госграницы способствуют проникновению в эти регионы агентов международного терроризма (а также смешанного криминально-террористического капитала), развертыванию ими соответствующей агитации и вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.

Ключевым вопросом среди психологов, исследующих феномен терроризма, является вопрос о том, что приводит того или иного человека в террористическую организацию; почему некоторые предпочитают оставить карьеру и развитие в обычном обществе ради зачастую опасного для жизни членства в незаконной группировке, призывающей к насилию.
Главная предпосылка заключается в том, что терроризм лучше всего будет понят сквозь призму психологической интерпретации материальных условий и возможностей преодолеть кажущуюся несправедливость, особенно несправедливость в процессах принятия решений.

Исследователи, интересующиеся глубинной мотивацией террористов, указывают на большое значение положительной привлекательности ощущения принадлежности к тайной могущественной организации, способствующее успешному решению задачи самоидентификации при сохранении самого высокого уровня самооценки. При рассмотрении подобных глубинных мотивационных основ вовлечения в террор нередко используется понятие «соблазн». Именно соблазны следует рассматривать как основные источники субъективной привлекательности терроризма. Они могут быть многочисленными и в какой-то степени индивидуализированными, но имеют единую психологическую сущность — когнитивно простое, быстрое и эффективное решение обычно труднорешаемых жизненных задач.

Под ситуативно-критичными причинами и следствиями, способствующими вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, нами понимаются такие факторы, которые имеют не фундаментальную, постоянно действующую природу, а временную, связанную с каким-то важным, но преходящем событием в жизни региона или всей России. Одним из ключевых факторов такого рода стали военные действия на юге России. Военные действия, которые масштабно велись в Южном федеральном округе во время контртеррористических операций 90-х и начала 2000-х годов стали важным фактором, который сформировал определенный провоцирующий вовлечение в терроризм социальный фон.

Создание классификации причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, позволит не только лучше понять само это явление, но и выработать систему рекомендаций по оказанию эффективного влияния на эти причины и условия.

Особенно важно проведение такой профилактической работы в отношении молодежи, так как именно молодое поколение из-за различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.

Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем.

Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийный возможности.

Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов.

Что делать если вам предлагают заняться экстремистской деятельность?

Главное не соглашаться, ни какие доводы и уговоры не должны зародить в вас сомнения.

Обязательно запомните данные того человека от которого поступило предложение, если нет конкретных данных (ФИО), т.к. чаще всего пользуются псевдонимами или подставными именами, то запишите электронный адрес или любые данные полученными от человека.

Что делать если вам угрожают по телефону?

Снимая трубку, не называйте себя и не повторяйте ваш номер;

Никогда не рассказывайте ничего о себе и не говорите, что вы единственный, кто находится в помещении (квартире);

Если у вас установлен автоответчик, не записывайте своего имени и номера телефона и не говорите, что вас нет дома или что вы в отпуске. Автоответчик должен сообщать только то, что в данный момент вы не можете подойти к телефону;

Если звонящий спрашивает ваше имя и номер телефона, спросите, кто именно и какой номер телефона его интересует, а в ответ скажите - туда или не туда он попал;

Позаботьтесь о том, чтобы и другие члены вашей семьи придерживались этого порядка;

Постарайтесь записать разговор. Запись угрозы может быть представлена правоохранительным органам для проведения необходимых по защите мероприятий;

Прежде всего, следует выяснить причины и мотивы угрозы, уяснить, чем вас конкретно пытаются шантажировать: в начале разговора и в последующем стремитесь показать, что сообщаемые звонящим сведения воспринимаются как недоразумение и вас не волнуют. В таком случае звонящий может коснуться, содержания, источников получения информации и т.д.

По каким признакам можно распознать террориста в толпе?

Первое – это неадекватное поведение. Оно может выражаться в том, что люди ведут себя нервозно или, наоборот, заторможено, слишком сосредоточены, молчат все время, бездействуют. Посмотрите, у каждой толпы есть признаки, все куда-то идут, а один идет медленнее остальных или вообще стоит на ходу, мешает всем. Люди, которые попадают в мегаполис, а не живут в нем, железно выпадают из его ритма, даже если их ведут за руку. Местный не должен себя так вести. Обратите внимание на глаза, руки: куда смотрит, что в руках.

Внешний вид окружающих (одежда не соответствует времени года либо создается впечатление, что под ней находится какой - то посторонний предмет). Несоответствие общепринятым городским (дешевые, мешковатые куртки) или сезонным стандартам. Хотя это сейчас выявить трудно, но обращать внимание надо. А когда потеплеет еще больше, это сразу будет бросаться в глаза.

В качестве маскировки для взрывных устройств террористами могут использоваться обычные бытовые предметы: коробки, сумки, портфели, сигаретные пачки, мобильные телефоны, игрушки.

Специалист по работе с молодежью Штри М.И.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

3 слайд

Описание слайда:

Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжёлых преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, нападение на компьютерные сети и другие).

4 слайд

Описание слайда:

Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.

5 слайд

Описание слайда:

Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни. Слово “терроризм” произошло от латинского слова “tеггог” - страх, ужас и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века. Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций. Главная цель современного терроризма: захват власти.

6 слайд

Описание слайда:

Современный терроризм возник в начале 60-х годов прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения в политическом и военном отношении.

7 слайд

Описание слайда:

К концу ХХ века террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей. Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищения людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

8 слайд

Описание слайда:

В список организаций, признанных Верховным судом России террористическими и деятельность которых запрещена на территории нашей страны, входят: «Высший военный Маджлисуль Шура объединённых сил моджахедов Каказа», «Аль – Каида», «Асбад аль-Ансар» («Лига партизан»), «Священная война» («Аль-Джихад») и другие (всего 18 организаций). Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране. Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях социально-политической изоляции он обречён на поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу. Примеры: «эскадроны смерти в латинской Америке», «японская красная бригада»

11 слайд

Описание слайда:

Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе и вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти одного из вероучений. Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения веры. Примеры: печально известная «Аль-Каида», движение «Талибан» в Афганистане, «Аум-Синркё»

12 слайд

Описание слайда:

Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций. Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками. Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и форма идентичны. Они взаимодействуют и оказывают друг другу поддержку. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками.

13 слайд

Описание слайда:

Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

14 слайд

Описание слайда:

Технологический терроризм заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. А также в угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

15 слайд

Описание слайда:

Отмечается рост опасности кибертерроризма, заключающийся в действиях по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, или наступления иных общественно опасных последствий. Опасной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, объекты энергетики.

16 слайд

Описание слайда:

Телефонный терроризм Одним из распространённых в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону. При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п Национальный антитеррористический комитет России провёл анализ и установил, что подавляющее большинство т.н. телефонных террористов – это подростки в возрасте 11-17 лет. Они «минируют» свои учебные заведения для того, чтобы продлить каникулы, сорвать экзамен, контрольную. Следует помнить, что наказание за ложное сообщение не минуемо.Технические средства позволяют установить личность хулигана очень быстро.

17 слайд

Описание слайда:

Для того, чтобы не попасть под влияние идеологии насилия и не стать пособником террористов, надо помнить, что террористы это не только вооружённые до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие. Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо, коробку и т.д.). Современные террористы, например, просят детей или подростков «по дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и затем просто рассказать об увиденном. Потом в местах, за которыми наблюдали или куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди. Прежде всего террористы рассчитывают не вашу неспособность отказать взрослому человеку в выполнении его просьбы, желание быть «молодцом» и «героем».

18 слайд

Описание слайда:

Для того, чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в террористическую деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надёжных друзей. Важно также иметь твёрдую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительное «Нет!». Ваше поведение во многом обусловлено, с одной стороны внешними факторами – социальной средой, т.е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны – внутренними факторами – жизненным опытом, приобретённом в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врождёнными качествами, такими как ваш темперамент. Выделяют четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолики флегматик.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные