Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Уже на первом уроке мы с вами выяснили, что человек - существо биологическое (природное) и социальное (общественное). Последнее связано с тем, что человек живёт среди людей, в обществе, где существуют определённые культурные правила (нормы) поведения.

Всю свою жизнь, от младенчества до старости, человек усваивает их. То есть учится социальному, учится жить среди людей. Как это происходит? Прежде всего в результате усвоения культурных норм.

Культурные нормы

Обычно культурным называют человека воспитанного и много знающего.

Что такое культура? Это всё, что создано человеком, - одежда, машины, компьютеры, произведения искусства, заводы, здания и т.д. А всё остальное, что человеком не создано - моря и океаны, деревья и травы, реки, птицы, горы, - относится к природе.

Кроме того, культура - это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, ценностей, присущих данному народу. Нормы вежливого поведения, ценности свободы и патриотизма, традиции уважения старших, обычай встречать Новый год и многое другое составляет культуру того или иного народа.

    Советуем запомнить!
    Культура - всё, что создано человеком; это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, присущих данному народу.
    Культурные нормы - это правила поведения человека в обществе.

Какие способы приобщения к культуре вам известны?

Культурные нормы начинают формироваться в детстве и совершенствуются в течение всей жизни.

Например, разговаривать повернувшись лицом, а не затылком к собеседнику - это культурная норма. Равно как и не перебивать беседующих неуместными вопросами (как это часто делают дети, стремясь обратить на себя внимание).

Для усвоения культурных норм необходима ежедневная тренировка, чтение соответствующей литературы, наглядные примеры. Всё это происходит в процессе воспитания. Ваши первые воспитатели - эго родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры.

Низкий уровень воспитанности смело можно называть бескультурьем. Его проявления многочисленны: вмешательство в чужой разговор, рисование на стенах лифта или подъезда, выкручивание лампочек в чужом доме, грубость, унижение достоинства других людей, чавканье за столом, порча школьного имущества.

Плохо воспитанный ребёнок иногда демонстрирует примеры хорошего поведения, но только тогда, когда за ним наблюдают другие или он боится наказания. Хорошо воспитанный ребёнок соблюдает правила поведения и тогда, когда за ним наблюдают и когда он остаётся один.

Воспитание будет успешным лишь в том случае, когда культурные нормы станут для вас очень значимыми, важными, т.е. ценностями. Например, не обманывать других людей.

    Советуем запомнить!
    Ценности - одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Самой высшей ценностью является человеческая жизнь. Её нужно охранять.

Одни нормы для нас очевидны, мы исполняем их не задумываясь. Выполнение других требует от нас усилия над собой. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми должно стать для вас обязательным.

Наши социальные роли

Жить в обществе - значит не только усваивать различные культурные нормы, но и осваивать социальные роли.

Человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей. Им нельзя научиться по книгам, поскольку каждая роль включает в себя определённые модели поведения, обязанности, отношения и т.д. Человек осваивает роли в реальных жизненных условиях. Роли ученика и учителя - среди наиважнейших.

Действительно, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей: работника, покупателя, родителя, ребёнка, защитника Отечества и др.

«Весь мир - театр, все люди в нём - актёры, и каждый не одну играет роль», - сказал великий английский драматург Уильям Шекспйр. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене множество ролей. Мы все - сыновья и дочери, мужья и жёны, подчинённые и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители и т.д.

Какие социальные роли могут быть у персонажей этой фотографии?

Когда родители просят вас вернуться домой до 10 часов вечера, контролируют выполнение уроков или напоминают вынести мусорное ведро, не думайте, что у них плохое настроение или они не любят вас. Просто они исполняют свою социальную роль. Возможно, вам и не понять этого. У вас-то список ролей очень короткий. Но вот когда вы достаточно подрастёте, станете вести себя точно так же. И всякий раз дети говорят: вырасту большим, никогда не буду вести себя так. И всякий раз родители ворчат: в детстве мы были лучше.

Социализация

Человек всю свою жизнь усваивает культурные нормы и осваивает социальные роли. А это значит, что всю жизнь продолжается процесс социализации. Мы всё время учимся жить в обществе.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы, но и тех, кто «учит» социализации.

Прежде всего это родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Как родители, бабушки и дедушки способствуют вашей социализации?

Но главным «учителем» остаётся семья. То, что вы в детские годы приобретаете в семье, вы сохраните в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка. Помните, степень усвоения культурных норм и ценностей и освоения социальных ролей влияет на положение человека в обществе.

    Подведём итоги
    Человек всю жизнь, от младенчества до глубокой старости, учится жить в обществе - участвует в процессе усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Этот процесс называется социализацией. Главная роль в социализации отведена семье.

    Основные термины и понятия
    Культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. К сожалению, попадаются люди, которые не снимают головной убор при входе в школу или библиотеку, на улице бросают обёртки от конфет, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди? Как вы можете объяснить их поведение?
  2. Всегда ли вы ведёте себя так, как этого от вас ожидают другие люди? Напишите несколько предложений о том, что вам мешает вести себя хорошо, и о том, что помогает.
  3. Попросите родителей или других взрослых вспомнить случай из жизни, когда хорошее воспитание (поведение) помогло человеку в трудной жизненной ситуации. Запишите этот случай и поделитесь на уроке с одноклассниками и учителем.

Настоящий педагог не только учит, но и учится сам. И прежде всего у детей. А трудные дети – странные, неблагополучные, выбивающиеся из общей колеи – становятся для него учителями вдвойне.
Именно такие дети вольно или невольно бросают педагогу вызов – и особенно классному руководителю. Ему ведь приходится постоянно разгребать и улаживать конфликты, вспыхивающие то и дело по вине того или иного «изгоя».
Именно дети-изгои больше других напоминают учителю, каково значение индивидуальности. У каждого из них – свой мир, своя логика действий. С ними хочешь не хочешь, а без индивидуального подхода отношений не наладить. Так и будут уроки срывать да в классе провоцировать то бойкот, то травлю, то смешки…
Так какие же они, дети-парии? Откуда берутся? И можно ли подыскать к ним ключик, разобраться в их поведении и привычках?
Труднее всего, наверное, преодолеть собственное предубеждение. Различить в баламутящем класс и внешне отталкивающем ребенке – боль и беду.

Татьяна Алексеева,
кандидат филологических наук

Мишени для бойкота

По материалам работы известного социолога А. Сперанского «Система социальных ролей в ученическом классе»

Ученики могут найти повод для бойкота даже там, где для него, казалось бы, нет видимых причин. В каждом классе неизбежно распределение по ролям. Есть роль лидера, но есть и роль изгоя. И тут уже не личные качества определят, быть бойкоту или не быть, а особенности роли.

О тношения ученика и учителя достаточно формализованны. А между самими учениками отношения свободны и допускают большой набор вариантов. Социальные роли в классе распределяются не только под влиянием психофизиологических возможностей учеников. Разделение по ролям зачастую происходит под воздействием эмоциональной сферы ученического класса.
Предугадать распределение учеников по системе социальных ролей невозможно. Но учителю очень важно знать закономерности развития межличностных отношений в классе.
Как показывают социологические исследования, формирование системы социальных ролей имеет ряд особенностей.
1. Система социальных ролей формируется под воздействием эмоциональной сферы класса.
2. Лидерское место сформировано с самого начала, но заполняется по принципу перебора претендентов.
3. В первую очередь из социальных ролей формируется изгойская роль.
Каждая социальная роль не может существовать отдельно. Они возникают во взаимосвязи, как единая система.

ТРИ ТИПА ИЗГОЕВ

Каждый человек, ребенок, подросток испытывает не только положительные, но и негативные эмоции. Если не отводить их за рамки своей личности, они начнут ее разрушать. Ну а учитывая, что человек находится в социальном окружении, понятно, что свои негативные эмоции он, как правило, сбрасывает на людей, постоянно находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах. Так и возникает «образ врага».
Изгойское место – это некоторая точка в социальном пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции. За всю свою историю человечество выработало большое количество механизмов, которые позволяли бы сдерживать проявление негативизма в социальном пространстве. Битье чучел, поклонение идолам – лишь некоторые из них. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и иудейство – направляют личностный негативизм в сферу самосовершенствования.
Подростки же не владеют опытом регулирования негативных эмоций в социальном плане, накопленного историей человечества. Поэтому они поддаются своим мифическим представлениям о классе, в котором учатся. В ученической среде достаточно быстро распространяются мифы об одноклассниках – как позитивные, так и негативные. В итоге в общем мифическом сознании класса о некоторых учениках создаются мифы, которые вызывают к ним негативные эмоции одноклассников.
Причинами такого явления могут быть разные социальные особенности семей, которые резко отличаются от социальных качеств семей одноклассников, а также физические недостатки ученика. Условно можно изгоев разделить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист. Рассмотрим последовательно все три типа изгойской позиции.

«Клоун»

Изгой-клоун играет с окружением на грани фола. Своим поведением он сознательно провоцирует насмешки. И, подобно средневековому шуту, выявляет границы и несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства требует от ученика достаточно развитого интеллекта. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе. Далеко не всегда такой ученик осознает себя «критиком» социального устройства класса. Даже педагоги часто не осознают такой особенности клоуна.
Клоун забирает на себя не очень большое количество негативных эмоций. Обычно подросток, выступающий в этой роли, достаточно чутко следит за уровнем негативных эмоций, адресованных ему лично. Когда негативизм в классе достигает определенного уровня, подросток совершает поступок, который, вызвав смех одноклас­сников, снижает уровень негативизма.
Такой тип изгойства могут поддерживать ученики, прекрасно понимающие или чувствующие механизм социальных отношений. Но внутренне они стараются отгородиться от своего окружения.

«Белая ворона»

Изгойство «белой вороны» вызвано совсем другими причинами. Изгой этого типа имеет серьезные этические отличия от этических основ одноклассников. Как правило, они заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить принадлежность семьи ученика к другому этносу, к другому социальному слою, к другой религии т.д.
Подросток становится «белой вороной», в сущности, по одной причине – он не может вести себя по-другому, в отличие от «клоуна». Но логика его поведения непостижима для большинства.
У одноклассников «белой вороны» создается масса мифических домыслов и вымыслов. Их распространяют ученики, входящие в лидерскую группу. Все домыслы рождаются из-за невозможности лидера и интерпретатора объяснить поведение одноклассника. Но признать неудачу или свою ограниченность лидер не может. И «белая ворона» становится изгоем.

«Антагонист»

Изгой-антагонист олицетворяет крайнюю степень изгойства. Такое изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять всех вокруг, а не искать недостатки в себе.
Причинами антагонистического изгойства служат изъяны семейного воспитания. Осознавая свое неприятие со стороны одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего лучше, как платить той же монетой. Он обосновывает свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе. Изгой-антагонист выстраивает свое поведение по принципу – в чужом глазу соринку вижу, а в своем и бревна не замечаю.

Неудавшиеся лидеры

Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один общий недостаток – неспособность мыслить конструктивно. Критиканствующий настрой любого изгоя виден сразу, когда он попадает на лидерское место.
В принципе изгой – это претендент на лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник, ставший мстить своим одноклассникам. Изгой никогда не видит свое социальное окружение в целом, не может построить перспективу, увлекающую абсолютное большинство одноклассников.
Он может только разрушать то, с чем он не согласен. Изгой обречен вечно оставаться в оппозиции.

ТРИ ТИПА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Если признается наличие трех типов изгойства, то следует признать и три типа педагогического взаимодействия с изгоями.
Выстраивая свою работу с изгоями, учителю необходимо помнить, что изгой – это изнаночная сторона эмоциональной жизни ученического класса. На практике изгойство нередко оборачивается травлей одного или двух учеников целым классом. В разгар травли многие поступки учеников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.
Сама по себе система образования не имеет механизмов противодействия формированию изгойской позиции. Но на индивидуальном уровне с этим можно справиться.
Классному руководителю, который рано или поздно обязательно столкнется с этой проблемой, важно знать о ряде ошибок, наиболее распространенных в учительской среде.

Переиграть «клоуна»

Клоунада до последнего времени не рассматривалась педагогами как изгойское поведение. Но подтверждением тому, что клоунада – часть изгойства, может стать публичность поведения клоуна. Привлекая к себе внимание, клоун через свое поведение старается обратить внимание на социальные парадоксы, отмеченные им в своем классе.
Как показывает опыт наблюдения, первые свои клоунские действия ученик испытывает на учителе, ставя его публично в нестандартную ситуацию. К сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно, с юмором, достойно выйти из создавшейся ситуации.
Попытка учителя дать действиям «клоуна» негативную эмоциональную оценку, критиковать или унижать его, только лишь укрепляет его тип поведения. Педагогическое воздействие на клоуна необходимо строить по принципу «клин клином вышибают», ставя такого ученика в нестандартную для него ситуацию.

Помочь «белой вороне»

При работе с изгоем-белой вороной важно помнить, что отношения этого изгоя со своими одноклас­сниками не заходят дальше вербальной агрессии.
Как правило, агрессия в отношениях между «белой вороной» и классом бывает односторонней, нередко со стороны класса. Ученики просто боятся своего сверстника, который имеет ценности, непохожие на их собственные. Большинство подростков, имеющих физический изъян, попадают (пусть кратковременно) в «белые вороны».
Необходимость особого отношения к сверстнику, имеющему видимые физические недостатки, понимается подростками довольно быстро. Но необходимость особого отношения к своему однокласснику, имеющему непохожие социально-культурные ценности (исповедующего другую религию и др.), подростками воспринимается далеко не сразу.
В целом проблема «белой вороны» решается вербальными средствами. Поэтому достаточно эффективны дискуссионные формы педагогической работы, помогающие ученикам правильно воспринять различия между ними. Современная педагогическая практика уже научилась в своем большинстве решать проблемы таких изгоев, приучая класс жить с человеком непохожим на всех остальных.

Спасти «антагониста»

Изгой-антагонист не только сам активно не воспринимает класс, но и провоцирует к себе негативное отношение, доходящее до агрессивности.
Наиболее распространенная ошибка учителя в подобной ситуации – это попытка занять чью-либо сторону. Как правило, он встает на сторону класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход лишь ухудшает ситуацию. Педагог, по сути, становится орудием своих учеников и теряет профессиональные качества.
Если учитель обладает достаточным авторитетом и при этом встает на защиту изгоя, то иногда он даже может привести его к лидерству в классе. Тогда бывший изгой начинает мстить одноклассникам, прикрываясь мнением и авторитетом учителя.
Другой подход – перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны. С уходом ученика в классе остается социальное место, на которое попадет другой одноклассник.
Сам изгой, переходя в другой класс, нередко снова начинает провоцировать негативное отношение в свою сторону. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, связанные с ситуацией появления нового изгоя-антагониста.
Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1–2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Каждый учебный класс представляет собой реальную внешне организованную социальную группу. Малые группы характеризуются разной степенью социальной зрелости. Низшая степень зрелости – это контакты людей в одной группе ради общения, времяпрепровождения в связи с одинаковыми интересами. Такие группы называются диффузными . Например, ребята, собравшиеся во дворе поиграть в футбол, представляют такие группы. Диффузными могут быть и группы школьников, собранные учителем для участия в районной олимпиаде. Такая сборная команда состоит из школьников, которые могут и не знать друг друга. Всякий вновь формируемый класс представляет собой диффузную группу, поэтому с 1-го класса начинается процесс преобразования ее в коллектив. Промежуточной стадией на этом пути может быть возникновение корпорации , т. е. такой группы, у членов которой возникает сознание групповой принадлежности, в результате чего каждый учащийся класса может сказать про другого: «Это один из нас». Однако в группе этого уровня социальной зрелости у школьников преобладают индивидуальные цели и устремления, порой противоречащие общегрупповой цели. Особенно это бывает выражено в спортивных командах, где некоторые учащиеся хотят выделиться во время игры даже в ущерб действиям всей команды. Команда в данном случае рассматривается такими школьниками лишь как необходимое условие достижения личных, порой корыстных, целей.

Высшей формой социальной зрелости группы является коллектив. Им становится группа, цель деятельности которой не только едина для всех , но и общественно полезна . Коллектив характеризуется общими ценностями , на основе их развивается понимание общности и формируется общественное мнение , с помощью которого оказывается давление на отдельных членов коллектива. Ученик, как правило, является членом сразу нескольких общностей людей – групп и коллективов. Прежде всего – он член своей семьи, далее – он член класса, школы. Во дворе он член неформальной группы – компании ребят, объединенных общими целями проведения досуга. В каждой из этих групп ученик вступает в определенные отношения с другими участниками, подвергается различным, а порой и противоположным влияниям. Эти группы в социальной психологии называются группами принадлежности.

Учитель судит о взаимоотношениях между детьми на основе наблюдения за их поведением, по их поступкам, высказываниям, совместным играм и т.д. Иными словами, в своем сознании он отражает внешнюю сторону межличностного взаимодействия – непосредственное общение. Социометрия же обнаруживает внутреннюю основу этих контактов – межличностное предпочтение.

В зависимости от целей и характера взаимодействия участников микрогруппы могут иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Это обстоятельство, а также наличие или отсутствие антагонизма между микрогруппами и определяет отношение к ним учителя. Если эти микрогруппы имеют здоровую основу и направленность, складываются на основе коллективистских устремлений, то учитель должен опираться на них в своей работе: эти группы могут помочь в сплочении класса, в превращении его в коллектив.

Социальный статус школьников в классе. Межличностные отношения, симпатии и антипатии. Отношения в классе между школьниками бывают формализованными и неформализованными. Формализованные отношения включают деловые отношения, проявляемые в процессе учебы, и отношения управления, которые складываются между школьниками, выполняющими функцию руководства, и остальными учениками (например, между старостой класса и его одноклассниками). Неформализованные отношения отражают симпатию или антипатию, дружбу или вражду, т.е. эмоциональную сторону жизни класса. Обычно в классе можно наблюдать несколько видов межличностных взаимоотношений школьников: дружбу, симпатию, нейтральные отношения, антипатию и т.д. Эти отношения возникают на основе оценки друг друга по личностным и деловым качествам, на основе принадлежности школьника к определенной микрогруппе и оценки этой группы, даже на основе достижений родителей ученика в той или иной области деятельности.

Симпатия – внутреннее расположение к кому-нибудь. Наиболее привлекательными качествами, в существенной мере определяющими взаимные симпатии, являются отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову. Положительные и отрицательные оценки детьми друг друга могут зависеть от принадлежности к тому или иному полу. Уже дошкольники выбирают партнера для различных дел с учетом половых различий: чаще всего мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Во многих исследованиях показано, что оценки детьми представителей своего пола оказываются более высокими, чем представителей противоположного пола.

Лидеры и отвергаемые. Четкое распределение ролей и статусов, неравенство положений – непременный закон существования любой группы. Даже у близнецов, т.е. совершенно одинаковых по своим биологическим свойствам людей, наблюдается разделение ролей и выделяются лидеры и ведомые. Одни дети пользуются популярностью среди сверстников (по результатам социометрии, т.е. могут быть и формальными лидерами), другие – нет, третьи вообще попадают в разряд «отвергаемых». Это проявляется уже в детском саду. Школьник, пользующийся популярностью в классе, может стать и неформальным лидером, если он обладает определенными организаторскими качествами. Отношение к нему учителя должно определяться следующими обстоятельствами: во-первых, следует учитывать, какова направленность лидера, какие цели и устремления он утверждает в группе; во-вторых, чему объективно содействует его деятельность – единению или распаду коллектива; в-третьих, какими методами он утверждает свой авторитет; в-четвертых, как он относится к учителю и его деятельности. Все это учитель должен учесть, прежде чем сделать попытку опереться в руководстве поведением класса на лидера. Однако выяснить эти обстоятельства бывает не всегда легко, так как нередко лидерство носит скрытый характер: лидер предпочитает оставаться в тени; свою «дирижерскую» функцию осуществляет незаметно, с помощью подставных лиц, особенно если она направлена против учителя.

Если же лидер отличается положительной, общественной направленностью, благотворно действует на группу, то учитель должен привлечь его в качестве своего помощника. Во многих случаях доверие, оказываемое учителем такому ученику, способствует превращению его из озорника, нарушителя дисциплины, если он таковым являлся, в верного помощника в борьбе за дисциплину класса в целом.

Если же учителю не удалось привлечь на свою сторону неформального лидера, а он дезорганизует работу коллектива, то задача учителя – дискредитировать его в глазах его сторонников. Для этого надо акцентировать его отрицательные черты, показать отрицательную роль для класса его поступков, дать возможность почувствовать школьникам унизительность своего положения при подчинении этому лидеру. Тогда исчезнет ореол, заслонявший от школьников его недостатки, и в конце концов исчезнет и само его дурное влияние. Делать, однако, это нужно осторожно и тактично, так как подростки весьма отрицательно относятся к вмешательству взрослых в сферу их дружеских отношений. Насильственные попытки разорвать отношения в группе, высмеивание и унижение лидера приводят обычно к обратному результату: внутренне протестуя против грубого вторжения учителя, школьники еще больше сплачиваются вокруг лидера. Для развенчания можно поставить лидера в такие условия, в которых он должен проявить смелость, мужество, доброту, принципиальность – качества, которые наиболее ценят подростки и которые могут быть недостаточно выражены у этого лидера. Так, например, поступил один учитель во время туристического похода школьников. «Отрицательный» лидер должен был вернуться на место дневного привала за «забытым» котелком. Дело происходило в лесу поздним вечером. Струсив, этот школьник всю ночь просидел в кустах поблизости от ночного привала туристов, а утром стал рассказывать, что он долго ходил и не нашел котелок. Обман был раскрыт, так как учитель сидел у костра и слышал, как лидер ходил рядом. В результате его лидерский авторитет был поколеблен. Развенчанного лидера нельзя, однако, изолировать от коллектива. Наоборот, надо постараться привлечь его к общим делам коллектива, открыть перед ним перспективу вернуть себе лидерские позиции, но уже на коллективной основе. Это важно и потому, что бывший лидер часто болезненно переживает изменение своего статуса в классе и всеми силами стремится удержать свой авторитет, а в случае неудачи может совсем отколоться от коллектива и попасть под влияние людей с морально чуждыми обществу установками.

Заслуживает особого внимания учителя и еще одна категория школьников – отвергаемые . Причины того, что им отказывают в дружбе, могут быть разными: из-за явного пренебрежения ими интересами коллектива, их избалованности и эгоизма, скрытности, замкнутости, нелюдимости. С такими школьниками не хотят вместе работать, брать в командную игру. Да и сами они держатся особняком, часто психически подавлены. Это закрепляет уже имеющиеся черты личности и приводит к возникновению новых отрицательных черт.

Наблюдения и некоторые исследования показывают, что школьник эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, влияет на успеваемость, толкает иногда и на антиобщественные поступки.

Понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф.Ницше этот термин фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей» . В современных условиях термин «социальная роль» активно используется как социальной психологией, так и социологией, поскольку концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. Мы полагаем, что исследование социальных ролей школьников в педагогике и психологии позволит повысить эффективность их учебной деятельности.

Социальная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль - это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Социальная роль- это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус .

Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье (сын, муж, отец, дедушка), профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями. В идеальном варианте освоения роли технический аспект соответствует смысловому, т. е. человек легко, без трудностей усваивает новую роль, овладевая ее содержанием, и при этом относится к ней положительно. Но могут возникать более сложные и противоречивые варианты освоения роли. Например, субъект не в состоянии по какой-то причине технически освоить роль в силу незнания правил или недостаточной подготовки. Тогда он выполняет свою роль плохо, вызывая негативные санкции по отношению к себе со стороны окружающих, особенно тех, кто вполне успешно справляется с подобными функциями.

Второй проблемой может быть неприятие роли даже в том случае, когда ее техническое содержание легко усвоено индивидом. Здесь индивид может продемонстрировать некоторое пренебрежение по отношению к той или иной социальной функции, которую он в данный момент исполняет, как бы показывая тем самым, что он и его социальная роль не одно и то же. Так, поведение подростка в школе на уроке иногда может быть названо провокационным, когда молодой человек демонстрирует свою индивидуальность, независимость, оригинальность, самобытность. Он больше, чем просто школьник, ученик определенного класса, он прежде всего — личность.

Большой интерес представляют исследования команд Р.М. Белбина, который более 10 лет занимался экспериментальным построением команд и наблюдениями за ними. Результатом экспериментов явилось введение понятия командных ролей и выделение 8 (позже 9) поведенческих характеристик, помимо существующих функциональных ролей.

Роль в команде определяется как тенденция людей вести себя вносить вклад в работу и взаимодействовать с окружающими определенным образом. Люди склонны иметь от одной до трёх командных ролей, одна из которых как правило используется индивидом и преобладает над остальными в моменте. В команде человек может играть более одной роли, что затрудняло диагностику и классификацию.[

Выявлено соответствие между командной ролью и умственными и психологическими характеристиками индивида и его конструкты. Разработаны и опробованы анкеты для определения склонности к той или иной командной роли.

На основе исследований Р. М. Белбина было выявлено 8 командных ролей.

1.Руководитель (Координатор)

Нужен для организации процесса, руководства, распределения полномочий, принятия решений; Спокоен, уверен в себе, обладает развитым самообладанием; Контролирует продвижение команды к групповым целям; Умеет оптимально использовать ресурсы; Знает в чем заключаются сильные и слабые стороны команды; Жизненные ориентиры - результат, люди, ценности и время.

Мотиватор (Шейпер)

Лидер, ориентированный на задачи, полон энергии, обладает высокой мотивацией, для которого главное - победа; Заинтересован в достижении целей и стимулирует остальных к этому; Очень нервозен, общителен, динамичен; «Мотивирует» команду на достижение результата; Не теряет самообладания в напряженной обстановке; Обладает напором и мужеством преодоления препятствий.

Душа команды (Вдохновитель)

Привносит сотрудничество, мягкий, восприимчивый и дипломатичный; Предотвращает потенциальные противоречия; Делает возможным применение навыков членов команды с трудными характерами, улучшает взаимопонимание между ними; Умеет слушать, разряжать напряженность; Жизненные ориентиры - люди, ценности, процесс.

Генератор идей

Привносит креативность, оригинальный, нестандартный; Обладает потрясающим воображением и способен решать труднейшие задачи; Способен создавать огромное количество новых идей; Реализует выдвижение новых идей и стратегий, концептуально, а не в подробностях; Характеризуется высокими умственными способностями и интроверсией;

Снабженец (Исследователь ресурсов)

Экстраверт, полон энтузиазма, коммуникабельный; Жизненные ориентиры - люди, процесс, процедуры, действия, вещи; Устанавливает внешние контакты, которые могут быть полезны команде, и проведение любых последующих переговоров; Успешен в ведении переговоров; Подхватывает и развивает идеи других.

Аналитик-Стратег

Трезво мыслит, не эмоционален, предусмотрителен, высокая способность к критическому мышлению; Рассматривает все возможности; Принимает четкие решения, не реагируя на эмоциональные высказывания; Способен как никто оценивать конкурирующие предложения;Склонен к медленному принятию решений в силу необходимости обдумать все детали; Больше занят поиском истины, чем достижением результата.

Рабочая пчелка(Работник компании)

Консервативен, обладает развитым чувством долга, предсказуем; Реализует претворение концепций и планов в практические рабочие действия; Реализует систематическое и эффективное выполнение согласованных планов; Выполняют работу, которую никто не хочет делать.

Контролер(Педант)

Старателен, методичен, добросовестен, невротичен; Обеспечивает максимальную защиту команды от ошибок, связанных как с работой, так и с упущениями; Ищет деятельность, для которой нужна степень внимания, превышающая обычную; Доводит работу до конца; Предоставляет работу вовремя.4]

Для того чтобы понять, кому из группы старшеклассников принадлежит та или иная роль, ученики, сдающие ЕГЭ по обществознанию, прошли методику Р.М. Белбина «Изучение командных ролей», направленную на выявление командной роли, которую ученики готовы принять сами на себя. Но помимо роли, которую ученик сам принимает, существуют роли, которые дает ему класс и учитель. На основе этого, данной группе было предложено так же оценить и своих одноклассников, а учителю - учеников.

В исследовании приняло участие 10 старшеклассников школы № 58 города Кирова. Данное исследование проводилось в 2015-2016 учебном году. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение командных ролей старшеклассников

На основании этих данных, мы можем сделать вывод о том, что даже в малой группе, состоящей из 10 представителей, ее участник, порой, играет несколько социальных ролей в одном контексте. В связи с этим, может возникнуть диссонанс, так как, учитель будет требовать от ученика, например, педантичности, в то время как класс, будет считать его исключительным генератором идей, а сам ученик позиционирует себя рабочей пчёлкой.

Анализируя полученные результаты, можно сказать, следующее:

  1. У старшеклассников под номерами 3, 5, 6, 9 ожидания учителя, самого ученика и одноклассников сходятся и дается роль «Рабочей пчелки»;
  2. Старшеклассник под номером 10, как и учитель считает себя «Рабочей пчелкой»;
  3. Класс и учитель ожидают от старшеклассника под номером 2, что он будет «Вдохновителем»;
  4. Класс ожидает от старшеклассников под номерами 7 и 10, что они будут «Руководителями» группы;
  5. В группе, по мнению учителя и учеников, нет «Мотиватора» и «Аналитика»;
  6. По мнению группы «Вдохновителем» может быть старшеклассник под номер 4, а «Генератором идей» - старшеклассник под номером 1;
  7. Старшеклассники под номерами 4 и 8 готовы на себя принять роль «Вдохновителя».

Таким образом, на основании результатов проведенного исследования, нами были разработаны рекомендации для повышения эффективности деятельности группы по подготовке к ЕГЭ по отдельному предмету:

Роли -это и сильные и слабые стороны каждого человека, они есть, как и другие особенности, и надо их использовать, а не комплексовать. Для наиболее эффективного взаимодействия с другими людьми, надо представлять свои роли и роли других членов команды, необходимо уметь адаптироваться к ситуации, переключаться между ролями, когда это возможно, ведь хороший командный игрок может продуктивно работать и в несвойственной ему роли.

Старшеклассников под номерами 3, 5, 6, 9, 10 на факультативах можно использовать в роли соведущих, т.к. у них, по мнению группы, присутствуют организаторские способности, практичность, энергичность, самодисциплина. Старшеклассника под номером 10 также можно использовать в роли руководителя. А вот старшеклассников под номерами 2, 4 и 8, результативнее всего использовать как вдохновителей, которые способны нести ответственность, создавать и поддерживать командный дух. Учителю необходимо попробовать дать старшеклассникам под номерами 1 и 4 проявить себя как генераторам идей, т.е. предлагать делать информационные листы и газеты на ту или иную тему занятия, чаще давать возможность отвечать на сложные задачи. Так же, самому учителю необходимо принять на себя роль мотиватора, т.е. человека, который дает внутренний импульс и готовность бороться с инертностью, бездейственностью, самоуспокоенностью, или самообманом учеников, использовать различные формы проведения факультативных занятий.

Таблица 2

Результаты промежуточных ЕГЭ по предмету «Обществознание»

Номер ученика

Начало учебного года

3-я четверть учебного года

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что грамотное распределение социальных командных ролей в группе старшеклассников при обучении способствует эффективному усвоению знаний, а, следовательно, успешности в учебной деятельности.

Разработка

занятия по теме: «Социальные роли в команде».

Цель: Определение своей социальной роли для повышения эффективности командной работы.

Задачи:

    Знакомство с навыками командного взаимодействия.

    Повышение эффективности работы в команде через работу в социальных ролях.

    Получение результата эффективной работы команды.

Оборудование: стулья, мультимедиа (проектор, экран).

Новые термины: Социальные роли, генератор идей, исследователь ресурсов, координатор, организатор, контролер, игрок команды, исполнитель, специалист

Участники: 12 обучающихся 7-8 классов.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Львовна, я педагог-организатор Красноселькупского центра дополнительного образования детей.

Я предлагаю всем вам представиться. Мы все встанем в круг и каждый из вас должен выйти в круг, назвать свое имя и выполнить любое движение. Повторяться нельзя.

(выполняется игра)

Хорошо! Мы знаем имена друг друга, но прежде чем приступить к работе, я предлагаю всем поздороваться. Но не просто, а выполняя определенные действия. Пока я считаю до 5 вы должны успеть поздороваться со всеми ребятами. (предлагается насколько вариантов приветствия: руками, локтями, ногами, и т.д.)

Теперь, мы знакомы.

Предлагаю поиграть в интеллектуальную игру, а для этого давайте разделимся на две команды. У меня есть коробочка с геометрическими фигурами (треугольники и квадраты по 6 шт.). Каждый из вас должен выбрать любую фигуру. А теперь, предлагаю вам разделиться на две команды по 6 человек: по правую руку – квадраты, по левую - треугольники. (дети рассаживаются согласно выбранных фигур)

Целью нашей игры является определение своей личной социальной роли в той команде, в которой вы будете работать, используя навыки командного взаимодействия. А теперь, я объясню вам, что такое

социальные роли – это командные роли, которые определяют, как каждый конкретный член команды влияет на процесс выполнения задания.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ:

    Реализатор – воплощает идеи в практические дела.

    Контролер – доводит дело до конца, избавляет команду от ошибок - инспектор.

    Ведущий – распределяет задачи. Не давит на мнение команды. Социальный лидер.

    Аналитик – оценивает предложенные идеи, выбирает лучшую.

    Генератор идей - выдвигает новые идеи, умеет решать нестандартные проблемы.

    Гармонизатор – сглаживает конфликты, разряжает обстановку.

Сейчас я раздам вам карточки с заданием для каждой команды и с перечислением социальных ролей и их описанием.

Перед каждой командой встанет определенная задача. Решая ее, вы должны правильно распределить социальные роли в своей команде, выбрать те, которые подходят вашим партнерам по их возможностям. В соответствии выбранных ролей и будет строиться ваша работа. На распределение ролей вам дается 5 мин. , остальные 7 минут на выполнение задания. По окончании, команды демонстрируют выполненное задание. На защиту каждой команде дается 5 мин.

Задания:

    «Воздушный замок»

«

    «Мост» «

Нельзя использовать дополнительные предметы.

Прошу команды приступить к работе.

Выполнение задания в командах.

- Время истекло, и я прошу первую команду показать выполненное задание. Но прежде – представьте всех участников команды в их социальных ролях, т.е. кто какую роль занимал во время выполнения задания.

Вопросы для обсуждения:

Подведение итогов занятия:

Давайте подведем итог игры:

    С какими социальными ролями мы познакомились работая в команде?

    Что влияет на успешность действия команды?

    Где вы будете применять полученные знания?

    Какое настроение у вас, участников?

- Вы все молодцы! Поэтому я предлагаю всех вознаградить. Я буду называть участников, а вы дарить свои аплодисменты. (перечисляются социальные роли, называя каждую все аплодируют) А теперь аплодируем всем (аплодисменты)

Заключение:

Знания, полученные вами в ходе сегодняшней игры, помогут вам в эффективности командной работы в вашем классе.

Приложение 1

Карточка с заданием:

    «Воздушный замок»

« Команде необходимо построить из бумаги «башню». Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня может быть любой конструкции, но не ниже одного метра в высоту.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так распределились роли?

    Кто был инициатором распределения ролей?

    Все ли роли использовали? Если нет, почему?

    Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Карточка с заданием:

    «Мост» « Команде необходимо построить из бумаги «мост». Ничего кроме бумаги и двух стульев использовать нельзя. Расстояние между стульями не менее одного метра. «Мост» может быть любой конструкции.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так распределились роли?

    Кто был инициатором распределения ролей?

    Все ли роли использовали? Если нет, почему?

    Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные