Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Причина Троянской войны известна, кажется, даже школьнику, однако сказать пару слов об этом все-таки необходимо. И начать стоит со свадьбы Фетиды, морской богини и героя Пелея. На эту свадьбу позвали практически всех богов, за одним маленьким исключением: Эриду, богиню раздора, решили не приглашать. И, вполне естественно, она на такой поворот событий обиделась. Эрида славилась своими злыми шутками, и в этот раз она не отступила от своих привычек. На праздничный стол ею было подкинуто на котором было написано «Прекраснейшей».

На это звание претендовали три богини: Афина, Афродита и Гера. И на пиру разрешить их спор не удалось. Тогда Зевс повелел принять решение Парису, Троянскому царевичу, сыну Приама. Богини подошли к нему, когда он пас овец за городскими стенами и попросили помочь, при этом каждая из богинь пообещала Парису ту или иную награду за «правильный» выбор. Гера пообещала Парису власть над Азией, Афина - воинскую славу, а Афродита - любовь прекраснейшей женщины, Елены.

Вполне предсказуемо, что Парис выбрал прекраснейшей Афродиту. Елена была женой Менелая, царя Спарты. Парис приехал в Спарту и, пренебрегая законами гостеприимства, увез с собой Елену, вместе с рабами и сокровищами, хранившимися во дворце. Узнав об этом, Менелай обратился за помощью к брату, Микен. Вместе они собрали армию, к которой присоединились все цари и царевичи, которые в свое время сватались к Елене и клялись защищать ее и ее честь.

Так началась Троянская война. Взять город быстро захватчикам не удалось, так как он был очень хорошо защищен. Осада затянулась на долгих 9 лет, но наиболее подробно нам известны события последнего, 10 года. Изменения начинаются с того момента, как Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу, Брисеиду. Она была жрицей в храме Аполлона, и ее необходимо было вернуть, чтобы избежать гнева бога. Ахилл оскорбился и отказался учувствовать в дальнейших боевых действиях.

С этого момента военная удача отвернулась от греков. Никакие уговоры не помогали, Ахилл был твёрд в своем решении. Лишь поле того, как троянцы ворвались в лагерь и подожгли один из кораблей, Ахилл позволил своему другу, Патроклу, переодеться в свои доспехи и возглавить отряд своих воинов. Они отогнали троянцев, но их предводитель, старший сын Приама, Гектар, убил Патрокла.

Это событие привело Ахилла в бешенство, и он, примирившись с Агамемноном, отправился мстить обидчику. Он был настолько разъярён, что убив Гектора, привязал его труп к колеснице и провез несколько раз вокруг города. А вскоре после этого герой и сам нашел свою смерть.

Убить Ахилла было практически невозможно, дело в том, что мать сразу после рождения окунула его в источник, который сделал его неуязвимым. Но окуная, она придерживала его за пяточку. Аполлон подсказал Парису, что именно в пятку необходимо поразить Ахилла.

После его смерти греки начали делить его доспехи, претендовали на них два героя: Одиссей и Аякс. В итоге доспехи достались первому, и тогда Аякс убил себя. Таким образом, греческая армия лишилась сразу двух героев. Троянская война подошла к новому перелому. Чтобы снова качнуть чащу весов в свою сторону, греки позвали на помощь двух других героев: Филоктета и Неоптолема. Они убили двух оставшихся предводителей троянского войска, после чего последние перестали выходить сражаться в поле. Держать город в осаде можно было еще очень долго, и поэтому Одиссей, славившийся своей хитростью, предложил обмануть жителей Трои. Он предложил построить огромного коня из дерева и принести его в дар осаждаемому городу, а самим сделать вид, что уплывают. Греки сожгли палаточный лагерь, сели на свои корабли и отплыли за ближайший мыс.

Троянцы же решили втащить в город коня, не подозревая, что в его чреве спрятались лучшие войны греков. Жрец Лаокоон предостерегал жителей, предчувствуя беду, но его никто не послушал. В ворота конь не проходил и троянцы разобрали часть стены. Ночью войны выбрались из чрева коня, впустили в город вернувшихся греков. Они убили всех мужчин, а женщин и детей взяли в плен. Так закончился Троянская война.

Большую часть информации об этом событии мы узнали из поэмы «Илиада», авторство которой приписывается Гомеру. Впрочем, сейчас достоверно установлено, что, по сути, это греческий народный эпос, который рассказывали жителям городов местные певцы, аэды, а Гомер был либо самым известным из аэдов, либо просто собрал в разные отрывки в одно целое.

Долгое время Троянская война считалась мифом, красивой сказкой, но не более того. В частности причиной этого было то, что неизвестно было, что позволяло предположить, вообще не существовало.

Но затем археолог Генрих Шлиман нашел развалины Трои. Тогда стало понятно, что троянская война, история которой рассказана в «Илиаде», была на самом деле.

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА, ГЕРОИ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ

Под стенами Трои воевало много великих героев. Ниже перечисляются главные военачальники с обеих сторон.

Греки:
Ахиллес Фтийсхий царевич Величайший греческий воин; убит Парисом
Агамемнон Царь Аргоса Верховный вождь: брат Менелая
Аякс (1) Салаыинский царевич Величайший воин, уступающий по славе только Ахиллесу
Аякс (2) Локрийский царевич Ловкий бегун и искусный копьеметатель
Калхас Пророк из Мегары Главный прорицатель греков
Диомед Аргосский царевич Отказался драться с Главком, узнав о дружеских отношениях их семей
Менелай Царь Спарты Муж Елены, супружеская измена которой послужила поводом к началу Троянской войны
Нестор Царь Пилоса Старейшина и хороший рассказчик
Одиссей Царь Итаки Главный греческий стратег; по его совету был построек Троянский конь

Троянцы и их союзники:
Эней Троянский царевич Сын Афродиты, родоначальник римлян
Главк Ликийский царевич Военачальник ликийцев; убит Аяксом (1)
Гектор Троянский царевич Величайший троянский воин; убит Ахиллесом
Парис Троянский царевич Увез Елену, спровоцировав войну
Приам Царь Трои Отец Гектора и Париса
Сарпедон Царь Ликии Внук Зевса; убит Патроклом
335

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ (культура Греции)

Пустотелая гигантская модель лошади, построенная греками (по свидетельству некоторых источников — по совету Одиссея) на погибель троянцам. Коня поставили под стенами осажденной Трои, а греческие корабли инсценировали отплытие домой. Троянцы занесли сооружение в город, и под покровом темноты скрывавшиеся в чреве деревянной лошади греческие воины отворили соплеменникам ворота. Таким образом победа ахейцев и разрушение Трои были предрешены.

«ТРУДЫ И ДНИ» (культура Греции)

Поэма Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.). Поэма является своего рода земледельческим трактатом и изобилует мифологическими образами. Труд начинается с обращения автора к своему брату, где он рассуждает о преимуществах разумного землепашества, подтверждая свои умозаключения многочисленными мифологическими примерами.

ТРЮМ (культура германцев)

Великан, укравший молот бога Тора. В качестве выкупа за молот Трюм хотел получить руку великой богини Фрейи. Тор принял обличье богини и отправился в страну великанов, Етунхейм. Во время свадебной церемонии «невесте» положили на колени молот (обычай скандинавских крестьян), Тор схватил его, перебил всех присутствовавших великанов, включая виновника торжества, Трюма, и вернулся в обитель богов, Асгард.

ТУ (культура Океании)

Маорийский бог войны, сын богини земли Папа и бога неба Ранги. Согласно маорийской легенде о сотворении мира, Ту подвергся нападению со стороны собственного брата, бога стихий, Таухири. Однако никто из других братьев не пришел Ту на помощь, и он с ними разругался. В отместку Ту стал выслеживать и убивать рыб и животных во владениях Тангароа и Тане и пожирать потомков Хаумиа и Ронго — дикие растения. Ту обладал колдовским знанием, позволившим ему управлять потомством братьев: погодой, животными, растениями и другими материальными предметами.

ТЬЯПАРА (культура Австралии)

Человек, ставший луной, согласно мифологии народа тиви, проживавшего на островах Мелвилл и Батерст.

ТЮР (культура германцев)

Скандинавский бог, один из небожителей, асов. Судя по всему, Тюр является более поздней персонификацией германского бога Тиваза и выступает в роли бога битвы. Тюр оказался единственным из богов, кто осмелился связать чудовищного волка Фенрира.

ТЯНЬ (культура Китая)

«Небо», божественное воплощение небесных сфер. Тянь считалось верховным божеством вплоть до 1050—221 гг. до н. э. Позднее его место занял Нефритовый император, правитель небес.

ХУГАРИТ (культура Ближнего Востока)

Древний город на северо-востоке Сирии, процветавший в период приблизительно с 1500 по 1200 г. до н. э. Во время раскопок, проводившихся на земле Ханаанской, было обнаружено множество табличек, проливающих свет на религию и мифологию древнего Угарита.

Причины и итоги Троянской войны

Давайте обратимся, собственно, к причинам Троянской войны, которые вносят ясность и в расположение Трои и Греции того времени, и в последующие события. Нам всем известна романтическая история о том, как Менелай пытался вернуть Елену Прекрасную. История хороша разве что для поэтов, что и продемонстрировал Гомер, на поверку же она не выдерживает критики. Даже на бытовом уровне: с тем, что Елена была красивейшей женщиной на свете, были не согласны уже древние историки, указывая таковой то Кассандру, то другую дочь Приама. К слову, Елене Прекрасной к моменту окончания Троянской войны было около сорока лет, а ее муж Менелай с момента похищения выжидал целых десять лет, прежде чем отправился освобождать свою неверную супругу. Однако же Гомер и более поздние авторы основной причиной Троянской войны указывают все же именно попытку получения обратно Елены Прекрасной. Почему, если мы игнорируем мотивацию «любящего мужа»?

На самом деле «Илиада» Гомера, так же как и другие дошедшие до нас мифы и предания, дают вполне отчетливое представление об общественном устройстве греков и посредством этого мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы.

Елена Прекрасная еще до замужества в детском возрасте была похищена легендарным Тезеем. Тезей похитил ее в расчете на будущее – он хотел дождаться ее совершеннолетия и жениться на ней. В ответ на похищение братья Елены устроили войну против Тезея и освободили сестру. Почему же такой ажиотаж вокруг нее?

Елена была дочерью царя Спарты и… наследницей престола. Именно так. Вспомним древние обычаи передачи власти. В подавляющем большинстве случаев пришлый соискатель получал власть, женившись на дочери царя. Это, собственно, и отец Елены, и Эней, и тот же Менелай, и даже библейский Давид, женившийся на дочери Саула.

Именно дочери были непосредственными наследницами царской власти и земель государства. Царем же становился соискатель, победивший на турнире женихов. Эта традиция описана и в «Илиаде», и в «Одиссее» Гомера: описаны турниры за руку Елены и Пенелопы соответственно.

Некоторые истории прохождения подобных турниров в мифологии со временем были изменены. Как в случае с Ясоном и Медеей – Ясон успешно проходит испытания и, как следствие, женится на дочери царя. Но он отбывает с Крита вместе с Медеей. Такая же ситуация в случае Тезея и Ариадны, ведь прохождение лабиринта было ни чем иным, как испытанием. И он также, женившись на Ариадне, поселился в другом месте. Это указывает лишь на то, что дочери наделялись различными земельными уделами в том случае, если у царя было несколько дочерей.

А вот сыновья уделами не наделялись, и могли получить власть только в случае женитьбы. Такая система передачи власти была и в Древнем Египте. Эта традиция отражена даже в русских народных сказках, когда царь отправляет сыновей на поиски невест. И, найдя их, сыновья остаются жить в землях жен.

И даже вплоть до средних веков в Европе сохранилась традиция рыцарских турниров: вольные рыцари были соискателями руки прекрасной дамы. Для того, чтобы прославиться, они, так же как и герои древней мифологии, совершали подвиги по принципу «себя показать, людей посмотреть» и участвовали в турнирах, где, в случае победы, получали не только руку дамы, но и закрепленные за ней земли. Получается не совсем романтический образ героя и рыцаря, конечно, но он был обусловлен системой передачи власти. Хотя, судя по всему, имели место и исключения – в тех случаях, когда у правящей четы не было дочерей, наследником становился сын. Жена его, однако, обладала всеми правами царицы, как в случае с Пенелопой, женой Одиссея. При том что отец Одиссея, Лаэрт, был жив, в отсутствие Одиссея правила Итакой Пенелопа.

И после длительного отсутствия мужа обычай требовал проведения нового турнира, т. е. царица признавалась свободной. По преданиям, в некоторых странах невеста обладала правом выбора жениха из числа претендентов, в некоторых – все решало успешное прохождение испытаний. Но, как показывают истории Ясона и Тезея, невесты помогали понравившимся женихам.

Не менее важной является информация о том, что царица могла развестись с супругом, и это было нормальной практикой. По пророчеству, например, Елене Прекрасной было суждено иметь пять мужей. Кроме того, подтверждается это многочисленными браками как цариц, так и царей древности. Историки зачастую делают вывод о многоженстве, к примеру, Приама, поскольку в преданиях фигурирует несколько его жен. Но речь идет о взаимовыгодных браках, в результате которых царь, в данном случае Приам, расширял сферу своего влияния, то же самое делали и царицы. Речь идет о временных браках, закончившихся разводом.

Елена Прекрасная, покинув Спарту вместе с Парисом, расторгла свой брак с Менелаем. Но, будучи наследницей престола Спарты, она сохранила на него все права, а Менелай их лишился, и его управление Спартой являлось незаконным. Однако, поскольку новое замужество Елены не сопровождалось ритуалом выбора жениха, был нарушен обычай. Формально ее новое замужество произошло с нарушением действовавших на тот момент правил.

Что последовало за этим нарушением? Именно бывшие женихи Елены, такие как Диомед, Патрокл, Одиссей, Аякс, Схедий, Эпистроф, Филоктет, Антилох и другие, ранее принимавшие участие в борьбе за ее руку, объединились в союз против Трои с целью освобождения Елены – «союз женихов». Зачем же это было нужно бывшим женихам? История Пенелопы дает ответ на этот вопрос – в случае развода царицы нормы права требовали проведения нового турнира. И бывшие женихи решили повторить попытку реализовать свои права наряду с Менелаем. Исключение составляет Агамемнон, не бывший ранее женихом Елены, однако же, он также был заинтересованным лицом, т. к. его власть была связана с властью его брата Менелая.

Таким образом, в Троянской войне борьба действительно шла за Елену Прекрасную, но только не потому, что она была прекраснейшей из женщин, а потому что ее рука давала право на престол Спарты.

Тот факт, что троянцы так долго отстаивали Елену и отказывались от компромиссов, указывает на то, что троянцам очень была нужна Спарта, они очень хотели ее получить. Почему Спарта интересовала стольких соискателей, что из-за нее разгорелась Троянская война?

Вероятно, интерес к Спарте обосновывался ее географическим положением. Несмотря на то, что Греция времен Троянской войны располагалась на Апеннинском полуострове, расположение Спарты неясно. В греческом городе Сиракузы на Сицилии сохранилось весьма любопытное предание: в древности здесь располагался источник пресной воды Аретуза, который под дном моря соединялся со спартанским Алфеем. Понятно, что Спарта в этом случае не могла располагаться на Балканском полуострове – слишком далеко, и полуостров древний Пелопоннес, на котором располагалась Спарта, мог быть, собственно, Сицилией или южной оконечностью итальянского сапога. Стоит отметить, что на Пелопоннесе существовал город Сикион, упомянутый как часть территорий Агамемнона, а на острове Сицилия с древних времен существовали два народа: сикулы и сиканы, собственно и давшие название острову Сикела (Сицилия) – сравните с Сикион.

Географически это место интересно тем, что между Сицилией и Италией протекает Мессинский пролив – короткая дорога из западного в восточное Средиземноморье, поэтому, конечно, пролив в древности был важным местом с точки зрения взаимосвязи между западом и востоком, и за него вполне могла быть борьба между разными народами. Пелопоннес, располагаемый на Балканах, такого интереса не представляет. Однако где бы ни располагалась Древняя Спарта, именно она была «яблоком раздора», послужившим причиной Троянской войны.

Кто же получил ее в итоге? Об этом сохранились противоречивые данные, но вот то, что Елена не вернулась в Спарту, из мифологии следует достаточно очевидно. То есть ахейцы не добились желаемого результата в Троянской войне.

Более того, практически все герои-ахейцы если и возвращались домой, то совсем не победителями. Патрокл, Схедий, Медонт, Антилох погибли еще при Трое. Главный полководец Агамемнон, так же как и Одиссей, вернулся в страну, где уже не имел прав – его жена явно произвела процедуру формального развода, и он был убит. Филоктет тоже не был принят дома и искал счастье в Италии. Неоптолем, убийца Приама, во время войны также потерял права на власть и мигрировал, его друг Феникс погиб по дороге из Трои.

Ахиллес, главный воин ахейцев, был убит после попытки сватовства к дочери Приама. Любопытно, не правда ли, что уже в конце войны Ахиллес совершил попытку захвата троянского престола таким способом. Разумеется, эта перспектива не радовала троянцев. Аякс Великий, один из предводителей ахейцев, покончил с собой. Аякс Малый, жених Елены, погиб по дороге домой.

Мы не видим картины возвращения победителей с трофеями домой, но это и не была война за трофеи. Ахейцы либо бесславно возвращались домой, как правило, в район Апеннинского полуострова, либо даже были изгнаны из дома и искали счастье все в той же Италии или поблизости. Конечно, ахейцы не выиграли Троянскую войну – никто из женихов не получил руку Елены и вместе с ней спартанский престол.

Но и троянцы не победили в войне. Даже если в итоге Спарта на какое-то время оказалась в их руках, но была разрушена их столица, Троя. Впрочем, столица – это еще не вся страна, о войне же ахейцев с Троадой нет никаких упоминаний в истории. Предполагать же, что Троада состояла только из одного города, довольно неразумно.

Кто же стал преемником царской власти Троады? У Приама было несколько дочерей, за которыми, соответственно, были закреплены различные территории. Поликсена, на которой хотел жениться Ахиллес, была убита, так же как и Кассандра, вывезенная Агамемноном. Надо сказать, что согласие невесты было важной составляющей обряда выбора жениха, так, окончательный выбор Еленой Прекрасной был осуществлен самостоятельно. В этом свете смерть Поликсены и Кассандры понятны, ведь они были наследницами и ахейцы не захотели оставить им право свободного выбора.

Лаодика была женой сына Антенора, погибла после смерти сына. Однако же могли остаться и ее дочери, что обуславливало права рода Антенора на часть троянских территорий. Это вполне объясняет его роль в более поздней истории «основания» им городов в Италии.

Вторым претендентом является, конечно, Эней, первой женой которого была дочь Приама Креуса. Согласно Гомеру, народ троянцев остался, и наследником царской власти стал Эней и его потомки:

Выведем, боги, Энея из смерти. И сам Громовержец

Будет навряд ли доволен, я думаю, если Энея

Сын Пелея убьет. Спастись суждено ему роком,

Чтоб без потомства, следа не оставив, порода Дардана

Не прекратилась. Он был наиболее мил Громовержцу

Между его сыновей, от смертных родившихся женщин.

Род же Приама царя Крониду уж стал ненавистен.

Будет править отныне троянцами сила Энея,

Также и дети детей, которые позже родятся.

Страбон приводит еще более точный перевод:

Род бо Приама владыки давно ненавидит Кронион.

Будет отныне Эней над троянами царствовать мощно,

Он и сыны от сынов, имущие поздно родиться.

(Илиада, XX, 306)

И над какими троянцами богами был оставлен управлять Эней, так же как Антенор? Над сотней людей, переплывших половину Средиземного моря? Нет, конечно же, речь идет об управлении оставшимися жителями страны Троады. А Эней, как известно, вместе с частью троянцев, расселялся на Апеннинском полуострове.

Сын Энея Асканий, согласно Николаю Дамасскому, основал город Асканию в Троаде. И как бы он мог это сделать, если бы Троада после проигрыша находилась на территории хеттов, современной Турции? При том что сам Асканий находился на Апеннинском полуострове, где основал город Альба-Лонга.

В Троаде же сын Гектора Скамандрий и сын Энея Асканий основали город Скепсис, и эти два рода долго правили в Скепсисе. Страбон указывает, что Скепсис еще ранее Эней сделал своей столицей. Соответственно, ряд древних авторов указывал, что Троада осталась как страна после Троянской войны и управлялась

Энеем. В то же время Эней после Троянской войны связан с территорией Италии, как южной, так и северной, и, как мы полагаем, с юго-восточной Францией, в отношении которой мифы и легенды после зачисток инквизиции практически не сохранились.

Таким образом, обоснованным является вывод о том, что Троада и первоначально располагалась на западе Европы, и после Троянской войны, расширившись на Апеннинском полуострове на земли греков. Этрусские же территории на Апеннинском полуострове были частью Троады.

Факт расселения народов и персонажей, принимавших участие в Троянской войне, на территории Западной Европы нельзя рассматривать как многочисленные совпадения. Большая часть городов, основание которых приписывается тем или иным персонажам Троянской войны, причем с обеих сторон, археологически подтверждается временами не позже Троянской войны. Почему же не ранее или не во время? Почему большинством исследователей предпочтительной представляется версия массового переселения и троянцев, и их врагов с востока на запад? Воевали-то за Трою, стало быть, в ее области и должны были расселяться. Но почему-то, согласно общепринятой точке зрения, после войны на востоке все ушли на запад…

Переселение троянцев-то не имеет разумного объяснения, поскольку фактически они расселились в различных местах Западной Европы, и само переселение получается массовым, а не единичными примерами Энея и Антенора. Но с греками ситуация еще хуже, т. к. имеет место полное отсутствие мотивации такого переселения, при том, что существование Великой Греции, равно как и Троады, изначально на западе ставит все на свои места.

События, следующие за Троянской войной в регионе самой Троады и Греции, должны были быть с ней взаимосвязаны. Ни Троада, ни Греция в результате войны разрушены не были. Соответственно, территории, на которых они располагались, должны были сохранить географические названия, указанные в мифах и древних текстах. Оба народа должны были сохранить сходные между собой:

– язык и культуру;

– предания о событиях Троянской войны;

– религию – богов, чьи имена фигурируют в мифах о Троянской войне.

Немаловажным является и внешний облик обоих народов – у Гомера и других авторов как троянцы, так и греки неоднократно указаны как русоволосые представители европейской расы.

Все это сохранялось длительное время в Западной Европе, что является прямым доказательством расположения Трои и Греции именно в этом регионе.

Но необходимо рассмотреть последующую историю и региона, где традиционно располагают Троаду и Грецию.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. 2. Исход Троянской войны В XIII веке исход Троянской войны еще не определен – в одних битвах побеждал Запад, в других – Восток.Но в целом победа склоняется в пользу Востока. Волны русско-турецко-отоманского, – то есть казацко-атаманского, – нашествия вновь и вновь

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4. Причина Троянской войны Похищение Елены в Троянской войне - это похищение царской власти, «Елеонской горы», в Иерусалиме Причина Троянской войны, согласно многочисленным мифам и сказаниям, такова. Троянец Парис похитил Елену, жену греческого царя Менелая. Греки

автора Носовский Глеб Владимирович

11. Начало Троянской войны 41а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются вернуть Елену. Греки объявляют войну Трое .#41b. ГОТСКО - ТАРКВЙНИЙСКАЯ ВОЙНА. ГРЕЧЕСКАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

21.2. Христианская датировка Троянской войны В Библии описаны Иудейское и Израильское царства, возникшие при Иеровоаме I. Его непосредственными предшественниками Библия называет знаменитую «великую тройку» правителей - Саула, Давида и Соломона. Согласно скалигеровской

автора

14. Начало Троянской войны 41а. Троянская война. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются ее вернуть. Тогда греки объявляют войну Трое . 41b. Готско-тарквинийская война. ГРЕЧЕСКАЯ РОМЕЙСКАЯ

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

20. Конец Троянской войны 86а. Троянская война. КАК ПОГИБ ТРОИЛ В ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. См. рис. 5.71. Обстоятельства гибели троянца Троила таковы:1) В битве Троил окружен греками.2) Троил убит копьем.3) Голова Троила отрублена греками , с. 127. При этом эпизод с отрубленной головой

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

21. Остальные легенды Троянской войны Мы исчерпали ВСЕ ОСНОВНЫЕ ЛЕГЕНДЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИСТОРИЮ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ. Однако остались более мелкие фрагменты, которые, оказывается, также являются фантомными отражениями средневековых событий.90а. Троянская война. БЕГСТВО-ИСХОД

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

24.2. Христианская датировка Троянской войны В Библии описаны Иудейское и Израильское царства, возникшие при Иеровоаме I. Его непосредственными предшественниками Библия называет знаменитую «великую тройку» правителей - Саула, Давида и Соломона. Согласно скалигеровской

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

24.5. Скалигеровская датировка Троянской войны Наложение Троянской войны якобы 1225 года до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э., закончившуюся якобы в 552 году н. э., является одним из самых ярких последствий ЖЕСТКОГО 1800-летнего, или 1780-летнего, хронологического сдвига. В

автора Автор неизвестен

68. ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В начале XX в. на международной арене обострялись противоречия между различными государствами, что в конечном счете привело к развязыванию в 1914 г. мировой войны. Основными соперниками были ведущие европейские государства – Англия

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

74. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Гражданская война – это наиболее острая форма разрешения социальных противоречий внутри страны; противоборство различных общностей и групп за реализацию своих коренных интересов, которое вызывается попытками захватить

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

81. ПРИЧИНЫ СВЕРТЫВАНИЯ НЭПА И ЕГО ИТОГИ Во второй половине 20-х гг. развитие нэповской экономики стало носить противоречивый, а порой и кризисный характер. Столкнувшись с нехваткой финансовых средств для развертывания промышленности, большевистское руководство пошло по

автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

11. Начало Троянской войны 41а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются вернуть Елену. Греки объявляют войну Трое . 41b. ГОТСКО-ТАРКВИНИЙСКАЯ ВОЙНА. ГРЕЧЕСКАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

17. Конец Троянской войны 86а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. КАК ПОГИБ ТРОИЛ В ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. См. рис. 59. Обстоятельства гибели троянца Троила таковы:1) В битве Троил окружен греками.2) Троил убит копьем.3) Голова Троила отрублена греками , с. 127. При этом эпизод с отрубленной головой -

Мифы и легенды Древней Греции представляют собой огромный культурный пласт, который до сих пор будоражит умы ученых, историков, археологов. Троянская война – самое яркое событие, произошедшее в древности, поэтично описал в своих произведениях «Одиссея» и «Илиада» древнегреческий сказитель Гомер.

Троянская война - правда или миф?

Историки вплоть до XVIII в. считали троянскую войну чистым литературным вымыслом, попытки найти следы древней Трои не приводили к результатам, но важно понимать, что миф – это повествование, опирающееся на реально существовавшие факты и воззрения людей на окружающий мир. Из источников следует, что война началась на рубеже XIII – XII вв. до н.э., когда мышление человека было мифологичным: в реальности отводилось значительное место богам, духам природы.

Многолетняя троянская война, яблоко раздора - основная мифологическая составляющая сюжета падения Трои. В остальном, начиная с XIX в. историки видят в Троянской войне реально происходившие события, но не в самой Трое. Разные взгляды ученых:

  1. Ф. Рюккерт (нем. исследователь) высказал предположения, что Троянская война была, но ее герои полностью вымышлены эмигрантами-ахейцами решившими прославить своих предков.
  2. П. Кауэр (нем. ученый) считал Троянскую войну, замаскированной войной эолийских колонизаторов с жителями Малой Азии.

Миф о Троянской войне

Греки верили, что Троя была построена богами Посейдоном и Аполлоном. Царь Приам, правивший Троей, обладал огромным богатством и многочисленным потомством. В канву мифа о Троянской войне вплетено несколько последовательных событий, ставших одной большой причиной падения Трои:

  1. Беременная жена Приама – Гекуба увидела сон: во время родов, она воспроизвела на свет горящую головешку от которой, была сожжена Троя. Пришел срок - Гекуба родила красивого мальчика Париса и отнесла его в лес, где его подобрал и воспитал пастух.
  2. На свадьбу аргонавта Пелея и нимфы Фетиды, забыли пригласить богиню раздора Эриду. В гневе от непочтения, Эрида создала с надписью «Прекраснейшей», которое стало причиной спора между тремя: Афродитой, Афиной и Герой. Зевс поручил Гермесу отыскать Париса, чтобы тот рассудил, кому вручить плод. Яблоко досталось Афродите, взамен ее обещания подарить Парису любовь самой прекрасной женщины на свете Елены. Это ознаменовало собой начало Троянской войны.

Миф о начале троянской войны

Елена Прекрасная мифологическая виновница Троянской войны, была замужней женщиной, чьей любви долго добивался Менелай – спартанский царь. Парис, заручившись поддержкой , прибыл в Спарту в тот момент, когда Менелай должен был отплыть на Крит, чтобы предать земле останки своего деда Катрея. Менелай с почетом принял гостя и отправился в путь. Елена, воспылавшая чувствами к Парису, отправилась вместе с ним в Трою, прихватив с собой сокровища супруга.

Чувство достоинства Менелая пострадало, и боль от предательства любимой женщины – это то, из за чего началась троянская война. Менелай собирает воинство в поход на Трою. Существует и другая причина Троянской войны, более прозаичная – Троя мешала обмену и торговле Древней Греции с другими странами.


Сколько лет длилась троянская война?

Воинство, численностью более 100 000 солдат на 1186 кораблях под предводительством Менелая и его брата Агамемнона отправились в военный поход. О том, сколько длилась Троянская война существует миф. При совершении жертвоприношения Аресу, из-под жертвенника выползла змея, взобралась на дерево в воробьиное гнездо и съела весь выводок из 8 птиц вместе с самкой, затем обратилась в камень. Жрец Калхант предсказал 9 лет войны и на десятый падение Трои.

Кто победил в Троянской войне?

История троянской войны началась для греков с череды неудач: корабли были отнесены в другую сторону, к землям Мисии и по ошибке был убит царь Ферсандр, союзник Спарты, народ Фив вышел войной против обидчиков. Армия Спарты понесла огромные убытки. Прибыв в Трою, в течение 9 лет шла тяжелая осада крепости. Парис и Менелай встречаются в яростном поединке, в котором Парис погибает.

Одиссей видит сон, где Афина дает совет, как захватить Трою. Изготовленный деревянный конь, оставлен возле ворот крепости, а сами воины отчалили от берегов Трои. Радостные троянцы вкатили диковинного коня во двор и начали праздновать победу. Ночью «троянский» конь распахнулся, наружу хлынули воины, открыли ворота крепости для остальных и устроили резню сонных жителей. Женщин и детей захватили в плен. Так пала Троя.

Троянская война и ее герои

Произведения Гомера описывают драматичные события тех лет, как противостояние , отстаивающих каждый свою правоту в борьбе за власть и счастье. Знаменитые герои Троянской войны:

  1. Одиссей – царь Итаки, совместно с другом Синоном воплотили идею «троянского» коня.
  2. Гектор - главнокомандующий Трои. Убил друга Ахиллеса – Патрокла.
  3. Ахиллес герой троянской войны при осаде крепости убил 72 воина. Смертельно ранен Парисом в пяту стрелой Аполлона.
  4. Менелай убивает Париса, освобождает Елену и отправляется в Спарту.

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

Была ли Троянская война в действительности? Интерес к истории Трои, проявляющийся людьми из поколения в поколение, объясняет бесчисленные усилия историков, археологов и романтичных энтузиастов установить исторические причины Троянской войны и обнаружить место, где когда-то стоял город Троя. Сегодня большинство ученых признают, что это место было найдено в конце XIX столетия Генрихом Шлиманом как курган Гиссарлык16, возвышающийся у пролива Дарданеллы, на северо-западном побережье Турции. Однако заявление Шлимана о том, что он обнаружил местоположение города Трои, ставшего центром Троянской войны, в значительной степени опровергнуто. При раскопках обнаружилось, что в кургане Гиссарлык сохранилось несколько культурных слоев, причем город и сокровища, обнаруженные Шлиманом, относятся к одному из самых ранних: это поселение, как считается, существовало за тысячу лет до Троянской войны. Греки скорее могли разрушить город, остатки которого присутствуют в одном из более поздних слоев и который, по всей видимости, был сожжен до основания, возможно и после осады, примерно в 1200 году до н. э. Эта «более поздняя» Троя была относительно небольшим поселением. Его разрушение, возможно, и есть то историческое ядро, вокруг которого впоследствии сформировалась легенда. Однако само развитие легенды остается тайной, которую вряд ли разгадает археология, так что совершенно не стоит опасаться того, что романтический ореол Трои когда-либо исчезнет.

Вне зависимости от того, когда в действительности состоялась Троянская война, она – центральный сюжет или, правильнее сказать, цепь сюжетов греческой мифологии. События, предшествовавшие реальной войне и последовавшие за ней, описаны в ряде произведений, объединенных под названием «троянский цикл». Какие-то сведения об этом известны из двух великих поэм Гомера, «Илиада» и «Одиссея», другие – из более поздних источников, начиная от произведений греческих трагиков V столетия до н. э. и до более поздних творений римских авторов. По богатству сюжетов, сложности переплетения тем и судеб героев историю Трои можно сравнить с операми Вагнера. Чрезвычайно романтичная и увлекательная, эта история, как и все греческие мифы, является, в сущности, историей о человеке и его противостоянии ударам судьбы, ниспосланной богами. Героем одного из первых событий в цепи тех, что привели к Троянской войне, можно назвать Прометея, настоящего покровителя человеческого рода. Прометей, двоюродный брат Зевса, дал людям огонь, которым ранее обладали только боги. А еще он подсказал людям приносить богам в качестве жертвоприношений только покрытые жиром кости животных, а мясо сохранять для себя. Чтобы наказать Прометея за эти откровения, Зевс приковал его к высокой скале и ежедневно посылал орла выклевывать ему печень, каждую ночь выраставшую вновь.

По некоторым источникам, Прометея освободил Геракл, по другим – его избавил от мук сам Зевс, когда прикованный к скале герой согласился открыть ему важную тайну. Эта тайна касалась морской нимфы Фетиды. Она была настолько красива, что в числе ее поклонников были даже боги, и среди них Посейдон и сам Зевс. Согласно пророчеству, известному только Прометею, ее сын должен был превзойти в величии своего отца. Узнав об этом, Зевс немедленно отказался от брака с Фетидой и выдал ее замуж за смертного Пелея. У них родился сын Ахилл, главный греческий герой Троянской войны.

Сначала Фетида сопротивлялась Пелею, в длительной борьбе с ним превращаясь то в огонь, то в змею, то в чудовище и т. д., но он во время этих превращений не выпускал ее из рук, и в конце концов Фетида была вынуждена подчиниться. На великолепную свадьбу Пелея и Фетиды были приглашены все боги и богини Олимпа. В разгар пира разозленная Эрида17, единственная богиня, не приглашенная на празднество, бросила в гущу гостей яблоко. На нем было написано лишь одно слово: «Прекраснейшей» (об этом эпизоде мы знаем из более поздних источников). Яблоко упало там, где стояли три богини – Гера, Афина и Афродита. Естественно, между ними возник спор, поскольку каждая считала, что именно ей предназначен этот плод. Они никак не могли прийти к согласию, поэтому Зевс, естественно, отказавшийся принимать решение самостоятельно, послал богинь к Парису, чтобы тот рассудил, которой из них должно достаться яблоко. А царевич Парис в это время пас свои стада на горе Иде, что возвышается за пределами Трои, на восточном берегу Средиземноморья.

Парис был сыном Приама, царя Трои. Жена Приама Гекуба, будучи беременна, мечтала родить огонь, из которого появились бы шипящие змеи. Когда же родился обыкновенный ребенок, она передала его слуге с приказом отнести на гору Иду и убить. Однако слуга не выполнил приказа госпожи и просто оставил малыша на горе. Его спасли и воспитали пастухи, чтобы однажды он стал тем, кем стал.

Итак, когда Парис пас на горе свои стада, Гермес привел к нему трех богинь. Каждая из них предлагала Парису награду, если он назовет прекраснейшей именно ее. Гера готова была дать богатство и власть, Афина – военные победы и мудрость, а Афродита – любовь самой красивой из всех женщин. Отдав пальму первенства Афродите, Парис в лице двух других богинь приобрел непримиримых врагов Трои. А вскоре он случайно оказался в этом городе, где его мастерство в спортивных состязаниях и удивительное обаяние пробудили к нему интерес у его родителей; они очень быстро поняли, кем приходится им этот юноша, и несказанно обрадовались.

Самой красивой женщиной на свете была Елена, дочь Зевса и Леды. Многие цари и знатные мужи претендовали на ее руку. Перед тем как земной отец Елены Тиндарей объявил имя счастливца, он взял со всех женихов дочери клятву о том, что они будут уважать ее выбор и откликнутся на призыв ее мужа о помощи в случае, если она вдруг будет похищена. Елена вышла замуж за Менелая, царя Спарты. К тому моменту, когда Парис посетил их дом, у них уже была дочь Гермиона. Менелай гостеприимно встретил Париса, а тот ответил на это похищением его супруги и бегством с ней в Трою. В разных источниках по-разному объясняется поведение Елены. Одни сообщают, что ее похитили против воли, другие – что Афродита внушила ей страстное желание быть с Парисом. Самая разработанная и сложная из всех версий сводится к тому, что Елена вообще не убегала в Трою и греки долгих десять лет воевали за… ее призрак.

ЭКСПЕДИЦИЯ ПОДНИМАЕТ ПАРУСА

Менелай созвал всех, кто когда-то добивался руки прекрасной Елены, а также всех царей и знатных людей Греции, чтобы организовать поход против Трои и вернуть жену. Возглавил эти силы Агамемнон, царь Микен и старший брат Менелая. Греческие герои прибыли со всего материка и всех островов в гавань Авлиды, откуда намеревались переплыть Эгейское море и подойти к Трое. Родословные и имена этих героев внесены в большой «перечень кораблей» в самом начале «Илиады»:

Словно огонь истребительный, вспыхнув на горных вершинах,

Лес беспредельный палит и далёко заревом светит, -

Так, при движении воинств, от пышной их меди чудесной

Блеск лучезарный кругом восходил по эфиру до неба.

Их племена, как птиц перелетных несчетные стаи,

Диких гусей, журавлей иль стада лебедей долговыйных

В злачном Азийском лугу, при Каистре широкотекущем,

Вьются туда и сюда и плесканием крыл веселятся,

С криком садятся противу сидящих и луг оглашают, -

Так аргивян племена, от своих кораблей и от кущей,

С шумом неслися на луг Скамандрийский; весь дол под толпами

Страшно кругом застонал под ногами и коней и воев.

Стали ахеян сыны на лугу Скамандра цветущем,

Тьмы, как листы на древах, как цветы на долинах весною…

Гомер. Илиада. Песнь 2. Сон. Беотия, или Перечень кораблей, 455-460. Пер. Н. Гнедича

Некоторые из героев прибыли в Авлиду не слишком охотно. Одиссею, царю Итаки, было известно пророчество, согласно которому поход на Трою сулил ему двадцатилетнюю разлуку с домом. Узнав о том, что Агамемнон и Паламед прибыли за ним на Итаку, он притворился безумным: запряг в плуг двух ослов и начал вспахивать землю вдоль побережья. Но Паламед разгадал хитрость Одиссея: он взял его маленького сына Телемаха и положил прямо на пути ослов. Герой вынужден был остановиться и вступить в войско ахейцев. Родители юного Ахилла, Пел ей и Фетида, не разрешили ему присоединиться к экспедиции, так как знали, что он обречен погибнуть в битве против Трои. В попытке избежать столь печальной судьбы сына они отправили его на остров Скирос. Там, переодетый в женское платье, Ахилл жил во дворце царя Ликомеда вместе с его дочерьми. На одной из них, Деидамии, он женился, и у них родился сын Неоптолем.

Однако Одиссей узнал о том, что греки никогда не возьмут Трою без помощи Ахилла, поэтому он отправился на Скирос, чтобы позвать юношу с собой. Согласно одному источнику, Одиссей пришел во дворец под видом торговца и разложил перед девушками свои товары. Среди драгоценных камней, украшений и роскошных тканей было и оружие. В то время как царевны рассматривали украшения и ткани, Ахилл не отрывал взгляда от копья и щита. По другому источнику, Одиссей велел своим спутникам сыграть сигнал тревоги, так чтобы он был слышен в женских покоях. При звуках сигнала дочери Ликомеда в испуге разбежались, а Ахилл тут же взялся за оружие. Так Одиссей узнал его и уговорил идти в Авлиду, где стоял греческий флот.

Итак, огромное греческое войско, в котором были самые известные герои: Агамемнон, Менелай, Одиссей, Аякс, Диомед и Ахилл, – приготовилось к отплытию, но не было попутного ветра. Прорицатель Калх объявил, что причина тому гнев богини Артемиды, потребовавшей в жертву дочь Агамемнона – Ифигению, якобы только после этого ветер станет помогать ахейцам. Агамемнона это сообщение повергло в смятение, но он был вынужден уступить требованию войска. Ифигения, вызванная под предлогом ее предстоящей свадьбы с Ахиллом18, была убита на жертвенном алтаре. По некоторым источникам, Артемида сжалилась над девушкой и в последний момент заменила ее на лань. Как бы то ни было, но в результате ветер изменил свое направление и наполнил паруса кораблей.

ГНЕВ АХИЛЛА

Некоторые считают, что «Илиада» – это история Троянской войны. В действительности, несмотря на то что в ней отражены многие аспекты этой истории, главная ее тема другая, она довольно четко обозначена уже в первых строках:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), -

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Гомер. Илиада. Песнь 1. Язва. Гнев, 5-10. Пер. Н. Гнедича

Таким образом, сюжет «Илиады» – это история Ахилла и его ссоры с Агамемноном. «Илиада» начинается с того, что греки уже девять лет осаждают Трою. Они захватили многие окрестные города и селения и время от времени вступали в стычки с троянцами, появлявшимися из-за своих мощных укреплений. Греки страшно устали, их раздражала собственная неспособность одержать решающую победу над Троей, а Ахилл еще и поссорился с Агамемноном.

В качестве трофея греки обещали Агамемнону прекрасную Хрисеиду, дочь Хриса, жреца храма Аполлона. Хрис предложил Агамемнону большой выкуп за свободу своей дочери, но услышал отказ. В ответ он начал страстно молиться Аполлону о мести, и тот наслал на греческое войско моровую язву. Пророк Калх объявил, что она будет свирепствовать до тех пор, пока Агамемнон не вернет Хрисеиду ее отцу. Ахилл уговаривал Агамемнона выполнить это условие, но тот отказывался. Они долго спорили, и наконец Агамемнон согласился отдать девушку. Однако, чтобы показать Ахиллу свою власть, причем наиболее оскорбительным способом, и одновременно возместить потерю Хрисеиды (которую, по его словам, он предпочел своей жене Клитемнестре), он забрал у Ахилла его юную рабыню Брисеиду. Ахилл страшно разгневался. Мало того, что это было оскорблением его чести, – это было еще и чрезвычайно несправедливо, поскольку в основном его, Ахилла, заслугой были добытые в битвах трофеи. Агамемнон же считал, что он имеет полное право наслаждаться всем этим так, как ему хочется. Оскорбленный Ахилл самоустранился от участия как в сражениях, так и в военных советах. Воспользовавшись раздором среди греков, троянцы начали одерживать победы, и Агамемнон в конце концов был вынужден просить у Ахилла прощение, предлагая ему все отобранное. Однако Ахилл отклонил его предложения, объявив, что, даже если даров Агамемнона будет «столько, сколько на свете песчинок и пылинок», он никогда не одержит победу.

В это время ночью Одиссей и Диомед тайно отправились в стан троянцев, чтобы увидеть все там происходящее. Одновременно с ними троянский лазутчик по имени Долон отправился с той же целью в греческий лагерь. Герои захватили его в плен и заставили выдать им позиции троянского войска. По его совету они завершили ночную вылазку нападением на лагерь Реса, царя Фракии и союзника троянцев; с его прекрасными лошадьми они и вернулись назад. Несмотря на успех этой смелой вылазки, в целом греки терпели неудачи, так что в результате были отброшены троянцами к своим судам. Тогда друг Ахилла Патрокл попросил у него разрешения возглавить в сражении войско храбрых мирмидонян – Ахиллово войско. Он также попросил у Ахилла его доспехи19, чтобы повергнуть троянцев в ужас, ведь они приняли бы его за самого Ахилла. Тот согласился, и Патрокл вышел на битву. Сражался он долго и славно. Во время отступления троянцев Аполлон раскрыл Гектору, сыну Приама, одному из лучших троянских воинов, кто скрывается под доспехами Ахилла, и тот поразил Патрокла насмерть.

Горе Ахилла было безутешным. Его мать, морская нимфа Фетида, прибыла к нему и обещала ему новые доспехи взамен тех, что были на Патрокле. Среди новых доспехов, сделанных богом-кузнецом Гефестом, был прекрасный щит с изображением сцен из жизни горожан во время войны и мира и жизни земледельцев – со стадами, пастухами и местными гуляньями, по ободу щита бежал Океан20. Ахилл и Агамемнон помирились, и Ахилл вернулся на поле битвы, где от его копья пало великое множество троянцев. Но герой не успокаивался, он стремился отомстить Гектору, убийце любимого друга. Ахилл одержал множество побед, даже над рекой Скамандр, пытавшейся утопить его в своих огромных волнах, прежде чем наконец встретил того, кого все время искал.

При виде разгневанного Ахилла троянцы бежали, укрывшись за стенами города. Гектор же остался у крепостных ворот, показывая, что готов к поединку. Однако при виде Ахилла и его охватил такой ужас, что он тоже попытался бежать. Три раза они обогнули стены Трои, прежде чем Гектор остановился и повернулся лицом к великому сопернику. Копье Ахилла попало в горло троянца, и тот, поверженный, упал на землю. Еще способный говорить, Гектор попросил Ахилла позволить его родным выкупить его мертвое тело, но Ахилл, одержимый ненавистью, отверг эту просьбу. Более того, он жестоко надругался над телом Гектора: привязал его за ноги к колеснице и погнал коней вдоль стен Трои, чтобы все враги видели это. Затем он направился с мертвым Гектором в греческий лагерь и бросил его в своем шатре.

Патроклу же Ахилл устроил пышные похороны. Для него сложили огромный костер, рядом с которым положили множество туш овец и рогатого скота, фляги с медом и маслом, умерщвленных четырех коней и двух собак Патрокла, а также тела двенадцати троянских пленников. После этого костер был подожжен. Он горел всю ночь, и всю ночь Ахилл поминал друга, громко по нему скорбя. На следующий день прах героя был собран и помещен в золотую урну, а на месте погребального костра возведен высокий курган. В честь погибшего друга Ахилл устроил погребальные игры: это были гонки на колесницах, кулачные бои, борьба, бег, метание диска, стрельба из лука. Победители награждались великолепными призами. И все это время, в течение двенадцати дней, Ахилл на рассвете протаскивал вокруг погребального кургана привязанное к колеснице тело Гектора. Даже боги, предсказавшие такое развитие событий, более того, помогавшие им свершиться, были потрясены ненавистью Ахилла, и Зевс послал Ириду, вестницу богов, в Трою, к Приаму, чтобы научить его, как выкупить у ахейцев тело сына.

Когда стемнело, Приам в сопровождении одного лишь предсказателя прошел в лагерь ахейцев. Около греческих судов он был замечен Гермесом, но, будучи переодетым под ахейца, остался неузнанным. Гермес провел его через весь лагерь к шатру Ахилла, таким образом невольно обеспечив троянцу надежное прикрытие. Приам решительно вошел в шатер и бросился к ногам греческого вождя. Он умолял того подумать о своем собственном отце Пелее и проявить милосердие к другому отцу, потерявшему в этой войне так много своих прекрасных сыновей. Он просил позволения забрать тело Гектора, своего старшего сына, в Трою, чтобы родные получили возможность оплакать его и похоронить. Ахилл, глубоко тронутый этим обращением, так, что на его глазах выступили ответные слезы, выполнил просьбу. Так тело Гектора было возвращено в Трою, где он с соответствующими почестями был предан земле.

Этим заканчивается «Илиада», что, однако, совсем не означает конца истории Трои. Остальные события частично описаны в «Одиссее» и частично – трагиками и более поздними римскими авторами, преимущественно Вергилием в «Энеиде» и Квинтом из Смирны, приблизительно в IV веке создавшим поэму «Падение Трои», основанную на «Илиаде». После смерти Гектора на помощь троянцам пришли некоторые из их союзников, включая амазонок, возглавляемых царицей Пенфесилеей, и эфиопов во главе с Мемноном, сыном Эос, богини утренней зари. И Пенфесилея, и Мемнон были убиты Ахиллом. Однако герой всегда помнил о том, что сам погибнет в битве за Трою, вдали от родины. Так и случилось: его сразил Парис, по наущению Аполлона направивший свою стрелу в пятку герою. Мать Ахилла Фетида хотела, чтобы ее сын был бессмертным, поэтому, когда тот был еще младенцем, она спустилась с ним в царство мертвых и окунула его, держа за пятку, в священные воды реки Стикс. Благодаря этому его тело обрело бессмертие, и лишь пятка, за которую Фетида удерживала его, осталась уязвимой. В нее-то и попала стрела Париса.

РАЗГРАБЛЕНИЕ ТРОИ

После смерти своего самого великого героя греки решили завоевать Трою хитростью. Считается, что идея с деревянным конем принадлежит Одиссею, а мастером, отвечавшим за его изготовление, был Эпей. Когда конь был готов, в нем спрятались несколько наиболее смелых греческих воинов, в их числе Одиссей и Неоптолем, сын Ахилла. Остальное войско сожгло свой лагерь, погрузилось на корабли и направило их прочь от берега, но только до острова Тенедос, где они пришвартовались и стали ждать сигнала. Троянцы, с трудом веря в то, что противники действительно уплыли, вышли на равнину, дивясь огромному деревянному коню и вспоминая о том, что здесь, на его месте, стоял греческий лагерь.

Вскоре пастухи натолкнулись на единственного грека, его звали Синон. Он сказал, что его соотечественники пожертвовали им, чтобы вымолить благоприятный ветер для возвращения домой, он же не мог бежать из-за оков. Эта история вызвала у троянцев сострадание и стала залогом того, что они были готовы поверить остальным рассказам «мученика». По его словам, греки, полагая, что Афина разгневалась на них, решили уплыть домой и попытаться восстановить божественное покровительство, которым так наслаждались в начале похода. Чтобы умилостивить Афину, они и соорудили деревянного коня, намеренно сделав его большим, чтобы троянцы не смогли перетащить его в свой город. Между тем если конь попадет в Трою, то ее никогда нельзя будет взять, а если останется вне городских стен, то греки определенно возвратятся, чтобы снести город до основания.

Некоторые троянцы с подозрением отнеслись к появлению коня и отказывались перетаскивать его в город. Дочь Приама пророчица Кассандра, которой судьбой было уготовано неверие людей в ее предсказания, говорила о том, что, если этот конь окажется в городе, он принесет Трое смерть и разрушения. А Лаокоон, жрец храма Посейдона21, метнул свое копье в бок коня. Конь содрогнулся от удара, и внутри его глухо зазвенело оружие. Лаокоон не верил грекам и страстно призывал к этому соотечественников. Но поскольку богами ему уже была уготована участь жертвы, то в этот момент из морских вод появились две огромные змеи и схватили сначала его двух юных сыновей, а затем и его самого. После этого троянцы больше не колебались и продолжили втаскивать коня в город, по пути снося укрепления: они посчитали, что смерть Лаокоона была знаком богини Афины, которая наказала бы их, если бы они не приняли ее дар. Но даже в этот момент Одиссей и его воины могли быть обнаружены. Прекрасная Елена ходила вокруг коня и выкрикивала имена греческих героев голосами их жен. Некоторые чуть было не отозвались, и не сделали этого лишь благодаря выдержке Одиссея.

Когда опустилась ночь, греческие корабли, стоявшие у Тенедоса, по сигналу Синона тихо вернулись на свое прежнее место. Синон также выпустил наружу прятавшихся в коне воинов. Словом, все было готово к захвату Трои. После того как воины с кораблей соединились с отрядом Одиссея, троянцы пробудились ото сна, увидев свой город полыхающим в огне. Схватка была жестокой. Троянцы боролись отчаянно, не жалея жизни, они старались защитить своих жен и детей, которым грозила либо неминуемая смерть, либо рабство. По злой иронии судьбы Приам погиб у алтаря во внутреннем дворе собственного дома от руки Неоптолема, сына человека, убившего Гектора. Среди немногих, кто смог бежать из Трои, был Эней, сын Анхиса и богини Афродиты. Благодаря заботе матери он оставил город со своим маленьким сыном Асканием и престарелым отцом. Его жена последовала за ним, но потерялась во всеобщем хаосе и темноте, опустившейся на умирающий город. После долгих скитаний Эней достиг Италии, где основал новую, большую Трою, предшественницу Рима22.

Приключения греческих героев на их пути от Трои домой отражены во множестве поэм, известных как «Nostoi» (Возвращения)23. Среди них «Одиссея» описывает возвращение Одиссея к себе на родину, в Итаку, пути других героев описаны в более поздних источниках. Мы коротко поговорим об «Одиссее» чуть позже, а пока уделим внимание возвращению домой предводителя ахейцев – Агамемнона из Микен.

ВОЗВРАЩЕНИЕ АГАМЕМНОНА

Агамемнон и Менелай были сыновьями Атрея, представителя рода Пелопидов. В порыве мщения своему брату Фиесту Атрей пригласил его на пир, где подал угощения, приготовленные из мяса его убитых детей. Когда в конце трапезы Фиест понял, что представляли собой яства, которыми его потчевали, он опрокинул стол и проклял весь род Атрея. Судьба, постигшая Агамемнона по его возвращении из Трои, была отчасти возмездием за преступление его отца. Во время десятилетнего отсутствия Агамемнона в Микенах городом управляла его жена Клитемнестра, а помогал ей ее возлюбленный Эгисф, единственный выживший ребенок Фиеста. Прежде чем сигнальные огни возвестили о великой победе греков над Троей, предвещая скорое возвращение героев домой, у Клитемнестры уже был готов план избавления от мужа.

Встретив Агамемнона у порога, она настояла на том, чтобы он вошел в дом по специально расстеленной перед ним пурпурной дорожке, ведущей в его покои и символизирующей триумф победителя. Сначала Агамемнон отказывался совершить столь непочтительный по отношению к богам поступок, но в конце концов согласился – и тем самым обрек себя на смерть. Клитемнестра последовала за ним. Когда герой оказался беззащитен, погрузившись в ванну, она нанесла ему смертельный удар топором. Что заставило ее совершить такое жестокое преступление? Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно. Ясно лишь, что причинами были не только ее любовная страсть к Эгисфу и желание отомстить за его отца и братьев. Скорее всего, ею двигала и личная ненависть к Агамемнону: он жестоко убил у нее на глазах ее первого мужа и ребенка, он пожертвовал в Авлиде дочерью Ифигенией – так что у Клитемнестры было немало поводов для мести.

Со смертью Агамемнона напасти на род Атрея не закончились. У них с Клитемнестрой было еще двое детей – Орест и Электра, и они жаждали отомстить за смерть отца. В целях безопасности Орест еще ребенком был отослан из Микен в Фокиду, к царю Строфию, где воспитывался вместе с его сыном Пиладом. Сестра беспокоилась за него из-за интриг коварной матери. Сама Электра осталась дома и терпеливо сносила ужасное отношение к ней Клитемнестры и ее любовника Эгисфа. По одной из версий, они насильно выдали ее замуж за простого земледельца, чтобы таким образом прервать царский род Атреев. Став взрослым, Орест в сопровождении своего друга Пилада тайно вернулся в Микены. Придя на могилу отца, он положил на нее локон своих волос, что помогло Электре узнать брата. Она подошла к нему и предложила принести от имени матери примирительную жертву; между тем Клитемнестра увидела сон с ужасным предзнаменованием: ей приснилось, будто она родила змею, которая присосалась к ее груди и выпила всю ее кровь. Орест увидел в этом благоприятный для себя знак и после долгих мучительных размышлений о грехе матереубийства под давлением Электры решил наказать мать и ее любовника. Для осуществления этой ужасной мести его ввели в состояние безумства фурии24, которые затем неотступно преследовали его, пока на особом суде в Афинах он не был оправдан на том основании, что убийство матери – меньшее преступление, чем убийство мужа. Так исполнилось проклятие рода Атрея.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

Глава 2. «Древний» Египет тринадцатого века н.э. Рамзес II и Троянская война Мы расскажем здесь о знаменитой династии фараонов, якобы, XIII века до н.э. По счету египтологов она 19-я. Как мы обнаружили, история этой династии отражает в действительности реальную историю XIII века

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

9. Троянская война Мы будем говорить здесь о событиях XIII века новой эры. Напомним, что согласно нашей реконструкции, суть дела была такова. Произошло грандиозная война, состоявшая из нескольких сражений.С одной стороны выступал Рим, то есть – Ромея, Византийская империя, к

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4. ТРИНАДЦАТЫЙ ВЕК - ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУСИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 1. ПОЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ГЕОГРАФИЧЕСКИ ОТДАЛЕННЫМИ ВЕТВЯМИ ХРИСТИАНСТВА В XIII веке ромейский имперский центр ослабевает. Хотя христианство по-прежнему остается единой

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 2 Троянская война XIII века как мщение за распятие Христа в 1185 году в Царь-Граде 1. Введение В [МЕТ1], [МЕТ2], а также в ХРОН1, гл.6 и ХРОН2, гл.2 на основе эмпирико-статистических и математических методов было показано, что «античная» Троянская война является отражением

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 2 Троянская война XIII века как мщение за распятие Христа в 1185 году в Царь-Граде 1. Введение В книгах А.Т. Фоменко [ХРОН1], гл. 6, и [ХРОН2], гл. 3, на основе эмпирико-статистических методов показано, что «античная» Троянская война является отражением войны XIII века н. э. Более

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 1 Троянская война произошла в XIII веке н. э 1. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет. Общая идея хронологических сдвигов Троянская война ХIII века н. э. была одним из крупнейших событий в истории

Из книги Русско-Ордынская империя автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 2 «Древний» Египет XIII века н. э Рамзес II и Троянская война В этом разделе речь пойдет о знаменитой династии фараонов, правившей якобы в XIII веке до н. э. По счету египтологов она 19-я. Как мы обнаружили, история этой династии отражает в действительности реальную историю

Из книги Скифская Русь. От Трои до Киева автора

ГЛАВА 3 ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА И ПОХОДЫ «НАРОДОВ МОРЯ» Что-то здесь осиротело, Чей-то светоч отсиял, Чья-то радость отлетела, Кто-то пел - и замолчал. В. Соловьев. Мимо Троады На современных картах Турции, невдалеке от места впадения пролива Дарданеллы в Эгейское море есть

автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 5 Троянская война XIII века и фараон Рамзес II «Древний» Египет тринадцатого-шестнадцатого веков Мы расскажем здесь о знаменитой династии фараонов якобы XIII века до н. э. По счету египтологов, она девятнадцатая. Как мы обнаружили, история династии отражает, в

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

9. Троянская война XIII века или война 1453 года, закончившаяся захватом Царь-Града Сначала мы обратимся к событиям XIII века новой эры. Напомним, что, согласно нашей реконструкции, суть дела такова. Произошла грандиозная война, состоявшая из нескольких сражений. С одной стороны

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора

Глава 5 Троянская война была в XIII веке н. э. ее фантомные отражения - Готская и Тарквинийская

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

12.1. Война с сынами Вениамина - это Троянская = Готская война Эти события описаны в Книге Судей Израилевых (гл. 19–20).Двигаясь вверх по искусственно растянутой европейской средневековой истории, мы подошли к началу Священной Римской империи якобы X–XIII веков н. э. Согласно

Из книги Мы – арии. Истоки Руси (сборник) автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 11. Троянская война и походы «народов моря» Что-то здесь осиротело, Чей-то светоч отсиял, Чья-то радость отлетела, Кто-то пел - и замолчал. В. Соловьев, «Мимо Троады» Над курганом Ураганом, Все сметая, война пронеслась, Здесь солдаты умирали, Заслоняя сердцем нас. Ю.

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

Глава 1 Троянская война произошла в XIII веке н. э 1. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет Общая идея хронологических сдвигов Троянская война XIII века н. э. была одним из крупнейших событий в истории

автора Носовский Глеб Владимирович

30. Война Царского Рима с латинами и Троянская война XIII века н. э Дикое дерево фига, коза и деревянный Троянский конь Второе отражение Троянской войны в истории раннего Царского Рима (здесь - Царь-Града) Плутарх помещает сразу же после вознесения Ромула, то есть Христа, на

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

22. Тарквинийская война вспыхнула, в частности, как мщение за убийство Сервия Туллия Троянская война была местью за распятие Андроника-Христа Поскольку римский царь Сервий Туллий оказался отражением императора Андроника-Христа из XII века, то следует ожидать, что при царе,

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные