Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Хроники кратко сообщают, что около семисот лет назад (до разорения в XII веке датчанами) Винета была крупнейшим торговым центром немецкого севера. В городе процветала торговля, в порту швартовались корабли со всех концов земли. Размахом своей деятельности Винета во многом напоминала средневековые Гамбург и Любек. Но эти два города живы и сегодня, с ними ничего не происходило, за исключением редких наводнений, а вот Винета полностью исчезла. Куда и как?

Археологи из земли Мекленбург-Предпомерания уверены, что легендарный город - не выдумка, он действительно существовал. И лежит сегодня на дне Бартецкого залива, неподалеку от маленького старинного города Барт, упоминающегося в хрониках XIII века. Добраться до Винеты непросто, так как ее накрывает многометровый слой ила.

Древние сказания так описывают этот загадочный город. «Роскошные дома в нем были украшены окнами из цветного стекла. Колонны из белого мрамора и алебастра удерживали навесы над входами в жилище. Позолоченная черепица, отражала солнечный свет и до заката наполняла улицы желтым сиянием.

Подводные глубины хранят немало тайн древних городов

Мужчины в Винете носили отороченные дорогим мехом мантии и береты с длинными перьями. Женщины были затянуты в бархат и шелка, тяжелые золотые украшения с огромными драгоценными камнями обвивали их шеи. Девочки пряли на маленьких прялках золотым веретеном. Вино пили там из золотых кубков, а дыры в стенах затыкались хлебом».

В этом рассказе очень многое напоминает то, о чем писал Платон, повествуя об Атлантиде: восхищение прекрасным городом, богатыми и довольными людьми. И как наказание-такое же исчезновение в глубинах морских вод, исчезновение в вечности. Атак как проверить это описание нельзя, то всякий хронограф старался на свой лад. Вот что сообщалось о Винете в российском энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрон: «Винета, иначе называлась Юлин или Юмна, в X и XI веках оживленный славянский город, находился на острове Волине в устье Одера. Адам Бременский (1067) рассказывает о Винете как об одном из самых больших приморских городов балтийского побережья.

Недалеко от Винеты, на Серебряной горе, находилось укрепление скандинавских викингов Иомсбурт. В 1184 году в войне датского короля Кнута VI с герцогом померанским Богуславом Винета была сожжена и разрушена датчанами. Позже образовалось предание, что вследствие землетрясения город опустился в море, где будто бы можно видеть его развалины. Новейшие исследования (Вирхов и Фридель) не подтвердили этого и доказали, что Винета находилась на месте теперешнего города Волина».

А вот что писал о Винете сам немецкий географ Адам Бременский, который и назвал ее Юмна. «Город полон товарами всех народов Севера. Он больше и красивее любого другого города в Европе. Винета наводнена варварами, греками, славянами и саксами. Моряков, торговцев, ремесленников - всех ждет здесь гостеприимный прием. Но только если они не исповедывают христианства. Потому что все здесь в заблуждении и поклоняются языческим идолам».

Так существовал или не существовал этот благословенный город? И если существовал, то куда исчез? Что предшествовало беде?

Современный берлинский историк Гюнтер Вермуш считает, что Винета - это не город Волин. Речь идет именно о Винете, которая существовала и погибла в результате тех наводнений, которые периодически затопляют земли Голландии. «Жители Винеты перекрывали сегодняшний залив дамбами и шлюзами, предохранявшими их от разрушительных действий морских волн. Они были первые, кто стали оберегаться от разгула морской стихии. Но пришедшие завоеватели, датские воины, разрушили все эти плотины.

Они не пожелали сохранить красивый вольный город, который вместе с его жителями вызывал у них зависть. И чтобы скрыть деяние своих рук и досадить жителям, решили, что Винета должна погибнуть. Именно они разрушили шлюзы, дамбы. И вода хлынула на улицы города. Другими словами, поступили по принципу: "Карфаген должен быть разрушен" - и его разрушили. И спустя столетие после затопления Винеты торговые люди отмечали, что видели под водой крыши и шпили города».

О местонахождении Винеты спорят и сейчас. По описанию Адама Бременского, город мог находиться и около острова Рюген в устье реки Пене. Историки могли и спутать названия городов, Винету назвать позднее Волином. Но, как бы там ни было, исследователи планируют в ближайшее время проверить старые очертания и направление реки Пене, чтобы приступить к поискам исчезнувшего города. Если им удастся обнаружить хоть малейший след затопленного древнего города, то это будет поистине научной сенсацией. Еще ни один из городов-призраков не всплывал на поверхность. Возможно, пальма первенства в этом будет принадлежать Винете.

У многих народов бытует легенда о своей Атлантиде. Чьего внимания не привлечет красочный рассказ о таинственном, затопленном в древние века городе-призраке, который исчез, унеся с собой в пучину улицы, дома, храмы, людей, животных? Страшная для тех времен катастрофа для наших современников стала интереснейшей исторической загадкой, тайной, которую хочется расследовать и раскрыть.

Как правило, именно такие города-призраки в глазах всего человечества олицетворяли собой идеал радостной, счастливой и безмятежной жизни. Правда, этим городам всегда грозила гибель. Авторы поэтических сказаний не знали, как распорядиться их дальнейшей судьбой, поэтому чаще всего отправляли свои города-мифы на дно морей и океанов. Но нередко легенды об исчезнувших городах имели под собой довольно веские основания, чтобы ими заинтересовались и начали свои изыскания ученые. В этой связи достаточно вспомнить историю известных Содома и Гоморры, покоящихся, возможно, под толстым слоем ила и вулканического пепла на дне Мертвого моря. Или случайно отрытые Помпеи с Геркуланумом, засыпанные пеплом и лавой Везувия... А для России - это загадочный град Китеж.

Некоторые порты и процветавшие города древности были уничтожены не в результате их погружения на дно моря, а, наоборот, в результате удаления от него. Такая судьба постигла, например, турецкий город Эфес, развалины которого находятся сегодня южнее Измира. Около двух с половиной тысяч лет назад река Мендерес, впадавшая в море, своими отложениями ила практически погребла под собой город. От него сохранилась только дорога, которая кончается в четырех километрах от моря.

Не отставали от итальянцев, греков, славян и северные немцы. Им тоже хотелось иметь свой сказочный город-призрак, некогда располагавшийся на берегу Балтийского моря. Но куда он исчез, если вообще когда-либо существовал? Насколько известно, в тех местностях в обозримом прошлом никогда не было вулканов, не происходили сколько-нибудь известные сильные землетрясения. Наводнения, правда, случались, но все города оставались на своих местах. Стихия после нескольких дней разгула, как правило, отступала.

И тем не менее некоторые ученые из Берлина и сегодня вполне серьезно утверждают, что в Средние века на побережье Балтийского моря (недалеко от острова Волин) на месте впадения реки Одер в море находился крупный город-порт Винета. Он занесен во все энциклопедии мира, но известно о нем крайне мало.

Винета

(urbs venetorum, город вендов) - иначе назыв. Юлин или Юмна, в X и XI в. оживленный славянский город, находился на о-ве Воллине в устье Одера. Адам Бременский (1067) рассказывает о В. как об одном из самых больших приморских городов балтийского прибрежья. Недалеко от В., на Серебряной горе (Silberberg), находилось укрепление скандинавских викингов Иомсбурт. В 1184 г., в войне датского короля Кнуда VI с герцогом померанским Богуславом, В. была сожжена и разрушена датчанами. Позже образовалось предание, что вследствие землетрясения город опустился в море, где будто бы можно видеть его развалины. Новейшие исследования (Вирхов и Фридель) не подтвердили этого и доказали, что В. находилась на месте теперешнего гор. Воллина. Ср. Грановский (Сочинения): "Юлин, Иомсбург и Винета".


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Винета" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 картофель (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Винета (значения). Возможные местоположения легендарной Винеты Винета крупный торговый центр славян в … Википедия

    Филат. назв. провизорного вып. на герм, крейсере «Винета» из за нехватки марок в 3 пфеннига надпечатка «3 пф.» на разрезанной пополам по вертикали марке Германии в 5 пфеннигов 1900. Вып. произведен в 1901. Винета … Большой филателистический словарь

    Винета город полабских славян и викингов в раннем Средневековье в верховьях Одера. «нем. SMS Vineta II) крейсер кайзеровского военно морского флота Германской империи в 1897 1920 годах. Провизорий «Винета» (нем. Vineta… … Википедия

    Винета Муйжниеце 3 ноября 1956(19561103) года латыш. Vineta Muižniece латвийская юрист и политик (Народная партия). Работала в Юридическом управлении Верховного Совета ЛР и в Латвийском университете. Была советницей по законодательству… … Википедия

    Нем. Vineta Provisorium … Википедия

    Карточка почтовой марки название марки = Провизорий «Винета» изображение: страна выпуска = Флаг Германской империи Германская империя место выпуска = «Винета» дата выпуска = 17 апреля 1901 тип марки = провизорий номинал =… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Германия (значения). Германия нем. Germania … Википедия

    Бронепалубный крейсер «Виктория Луизе» Victoria Louise Klasse Großer Kreuzer … Википедия

    Олег Александрович Юрьев (род. 28 июля 1959(19590728), Ленинград, СССР) русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик. Содержание 1 Биография 2 Книги (по русски) … Википедия

Книги

  • Варяжская Русь. Славянская Атлантида , Прозоров Л.. Эта великая цивилизация канула в бездну времени. Ее гордая история превратилась в легенду, сказку, небыль. Ее блестящая культура предана забвению. Имена ее прославленных городов - Аркона,…
  • Варяжская Русь. Наша славянская Атлантида , Лев Прозоров. Эта великая цивилизация канула в бездну времени. Ее гордая история превратилась в легенду, сказку, небыль.. Ее блестящая культура предана забвению. Имена ее прославленных городов - Аркона,…

Город славян-ругов на острове Рюген Винета не плод воображения, а реальный торговый город, с колоколами, домами, рыночной площадью и сокровищами скрытый под толщей воды и ила . Об этом городе есть письменные свидетельства, но найти его пока не удавалось никому.

Главный свидетель, писавший о городе ругов Винето, Адам Бременский, знаменитый немецкий географ и летописец, в XI веке писал: «Город ломится от товаров всех народов Севера. Чего там только нет. Он больше и прекрасней любого другого города Европы».

...Дивной красоты дома блестели цветными стеклами. Беломраморные колонны украшали кирпичные фасады, сверкающие золотой оправой. Богатство горожан словно выставлялось напоказ. Мужчины носили отороченные мехом одежды, на беретах покачивались перья, женщины кутались в шелка и бархат. Они носили толстые золотые цепи, крупные драгоценные камни, золотую посуду, даже пряли на золотых веретенах.

Взгляд чужеземного летописца Адама Бременского подмечал высокомерие и спесь богатых горожан Винето, они щели в стенах домов затыкают хлебом, попки младенцам вытирают булками!

Начиная с VIII века город Винето считалась важнейшей торговой метрополией Балтийского (Варяжского) моря, его населяли варвары, греки, славяне, саксы. В торговый порт Варяжского моря привечал мореплавателей, торговцев, ремесленников, но приезжие должны были скрывать свою христианскую веру.

Х ристианская церковь в то время была Единой и христиане не разделялись на католиков и православных — церковный раскол Единой Христианской церкви произошёл в 1054 г .

По словам Адама Бременского, жители Винето поклонялась языческим богам. Именно, потому, что сам Адам Бременский был христианином, он так и не посетил чужеземный языческий край, а сведения свои почерпнул их книг библиотеки датского короля, из летописный источников мусульманских путешественников, рассказывших о несметных золотых сокровищах торгового острова Рюген, и о гигантском золотом идоле языческого .

Берлинские историки Клаус Гольдман и Гюнтер Вермуш , известные поисками «Янтарной комнаты» и пропавших ценностей Третьего рейха, надеется, что может быть, скоро откопают Винету, как когда-то Генрих Шлиман открыл миру погребенную Трою.

Доктор Клаус Гольдман рассказывает: «В померанских сагах Винета упоминается довольно часто. В самом названии города чувствуется славянское происхождение. Легенды гласят, будто раз в сто лет город всплывает на поверхность и спасти его сможет даже ребёнок, родившийся в воскресенье, такие дети особенно угодны Богу, ребёнок войдёт в Винету и заплатит копейку. Однажды юноша, который пас овец, увидел чудесный город, только у него не было ни копейки. По сей день натурам романтическим слышится неясный звон колоколов, доносящийся из морских глубин».

«Попытки найти затонувший город предпринимались неоднократно, начиная с XVI-XVII вв., - продолжает доктор Гольдман. - Сегодня есть две версии местонахождения варяжской Атлантиды , но они несостоятельны. Да, в тех местах - Волине и Узедоме - действительно были ранние славянские поселения, но нет упоминания о городе Винета» .

Возможные местоположения легендарной Винеты

Сто лет после Адама Бременского описание города Винето дал другой учёный, автор истории славянских народов Хельмолд фон Бозау, посвятивший городу Винето целую главу, практически слово в слово повторил своего предшественника, добавив, что город был подвергнут нападению флота датского короля и полностью разрушен. Остались только полузатопленые руины.

После 1170 г. Винета в хрониках не упоминается, будто никогда и не существовала. Видимо, это обстоятельство связано с усиливающимся противостоянием между католиками и православными христианами, борющимися за заблудшие души язычников Прибалтики.

Отец Великого литовского , князь Путавир Будивид (лит. Putavyras, Pukuveras, Budividas,) дед Гидемина — Лютавир, (ум. 1295 г.), и брат Гидемина — князь Витеня (1260 - 1316 г.г.), так и сам Великий князь Гедимин (1275 - 1341 г.г., правивший с 1316 г. по 1341 год ) продолжал объединение западно русских земель в единое государство

. До конца жизни князь Гедимин оставался язычником, хотя дети его приняли христианство. Князь Гедимин погиб в 1341 году на западной границе Литвы и Жмуди, на правом берегу Немана, во время защиты литовского замка Велона от рыцарей Тевтонского Ордена . Сыновья отвезли тело князя Гедимина в Вильну, и там оно было сожжено по языческому обряду на большом костре в Кривой долине Свинторога. Тело князя Гедимина в парадной одежде и вооружении, вместе с любимым конем и слугою, с частью неприятельской добычи и тремя пленными немецкими рыцарями Тевтонского ордена, было сожжено в ритуальном языческом костре в ладье в 1341 году.


Адам Бременский не был бы географом, если бы не дал точного описания местонахождения города Винето. Он четко указывал, что от Винеты до Деммина , существующего и на современной карте, несколько часов пути на веслах по реке Пеене - притоку Одера.

река Пеене — приток Одера

Вот только с той далекой поры многое на земле изменилось, изменились и русла рек и водоёмов, не сохранилось и четвертое устье Одера — река Пеене, но в том, что оно было, нет никаких сомнений. По словам доктора Клауса Гольдмана , об этом свидетельствуют фотографии, сделанные со спутника во время одного из очень больших паводков на Одере, - учёные окрестили его наводнением тысячелетия. Илистые воды реки устремились в Балтийское море по своему древнему пути. Теперь только оставалось сделать географическую привязку записей Адама Бременского.

Река Пеене в XI веке текла не на восток, как сегодня, а на запад, и до Деммина - всего несколько часов на веслах . Гипотезу современных исследователей подтвердили свидетельства великого грека Клавдия Птолемея, жившего около 90 г. до 160 г. Ещё во II веке нашей эры в своём труде о Германии античный географ дал точные координаты устья большой реки, протекавшей в поросших мхом землях, там, где позднее появился город Винета. Кстати, река Волга у Птолемея фигурирует под именем Ра…

Оставалось единственное несовпадение: в рукописи Адама Винета зовётся Yumne, Iumne, Uimne. По гипотезе берлинских историков, речь и нет о названии «imne». Готические буквы сплошь состоят из вертикальных палочек, и монахи-переписчики могли их легко спутать.

Слово «imne» означало лесное пчеловодство, или бортничество. Самое интересное, что нынешний городок, вблизи которого в будущем начнутся раскопки города Винето, называется Барт, он находится на расстоянии 73 км от Рюгена. В VIII-IX веках мёд был единственной сладостью и ценился столь же высоко, как соль. Из меда варили хмельную медовуху - вино того времени.

Как погиб чудесный город Винето?

На южном побережье Балтики в 1308 году произошло землетрясение и часть острова Руяна, где находилась добрая половина святилища Аркона, обвалилось и вместе с крутым берегом ушла на морское дно.

«Известно, что Винета уходила под воду в течение трёх дней и ночей , — рассказывает доктор Гольдман. - Это могло произойти только по одной причине: город был затоплен. Но не стихией» .

В германских и славянских прибрежных селениях умели строить плотины и шлюзы. В этом деле они преуспели не хуже римлян, возводивших виадуки. Страна, лежащая ниже уровня моря, защищенная искусными плотинами, была необыкновенно плодородной. Урожаи там собирались дважды в год.

Согласно античным источникам, и в частности отрывкам из путевых дневников путешественника-дипломата Ибрагима ибн Якоба (X век), земли Винето - сплошь пастбища, леса и болота, т о есть для земледелия они как будто были непригодны. Оказалось, в переводы рукописей Ибрагима ибн Якоба вкралась неточность. Когда доктор Гольдман показал фразу про болота учёному-арабисту, выяснилось, что слово это означало - плодородные илистые низменности. Кстати, в латыни слово «болото» толкуется так же.

Катастрофа Винеты была вызвана искусственно , возможно, враги, скорее всего это были датчане, пробили плотину и затопили страну. Рукотворный прилив смел дамбы, и штормовые волны Балтики, не сдерживаемые ничем, хлынули на беззащитный город. Участь Винеты была решена.

Впрочем, Клаус Гольдман сомневается, что смертный приговор процветающему городу подписали именно датчане. Богатый торговый город Винета был предметом зависти соседних народов, взиравших на богатства вольного края со смешанными чувством зависти и желание владеть этим богатством.

Экономическая независимость богатой страны могла кого угодно привести в изумление. В городе Винето наряду с серебряными монетами ходили своеобразные чеки - лоскуты, которые, вероятно, в любой момент можно было обменять на серебро. Правили городом не князья и короли, а выборные на народном Вече старейшины. Такой же была структура Венеции и ганзейских городов.

Экономическую свободу языческому варяжскому торговому городу было очень трудно сохранить, находясь в окружении народов, исповедовавших христианскую религию, активно борющуюся с язычеством.

Жители торгового города Винета были связаны торговыми путями по рекам «из варяг в греки» с Киевом, Византией, Новгородом , - об этом свидетельствуют многие исторические документы.

Возможно, среди жителей варяжского города Винета были не только язычники, но и православные христиане, могли пасть жертвой крестового похода 1147 г. воинствующего католического монашеского ордена.

начал складываться не ранее последних десятилетий VIII - первых десятилетий IX вв. , примерно тогда же, когда в древнесеверной лексике ранней эпохи викингов (на I этапе, 793-833 гг.) исконное rup - гребцы приобретало новое значение морское войско . Сто лет, с середины IX до середины X вв. «русы» выступают в примечательной двойственности своего происхождения, принадлежности, рода: латинское gem-

Торговые города варягов или викингов, протянувшиеся до Новгорода, находились на расстоянии примерно одного дня пути друг от друга, нанизанные словно жемчужинки на цепочку. Но в этой цепи, по словам доктора Гольдмана, как раз не хватает одного звена — торгового города Винето.

Для проверки выдвинутой теории доктора Гольдмона, предстоит провести серьезные исследования и окончательно ответить на вопросы: тёк ли Одер в тех краях? Поддерживали ли дамбы уровень воды? В заросших мхом долинах рек проведут анализ илистых отложений в поисках остатков древней пыльцы растений. Археологи подойдут к поиску во всеоружии.

Наконец, самое интересное. Клаус Гольдман убежден, что в киевских и византийских летописях наверняка найдутся сведения, или упоминания о затонувшем торговом городе. Наши историки, специалисты по историческим документам Византии, могут помочь в исследованиях немецких коллег. К исследовательской работе должны подключиться и ленгвисты, специалисты сравнительного языкознания, которые смогут подсказать историкам, как называли торговый город Винето византийские летописцы и славянские монахи-летописцы…

Фрагмент разобранного третьего Исаакиевского собора. Литография по рисунку Монферрана. 1845

Что мы видим на литографии? Разрушенное, а не разобранное величественное здание античного имперского стиля! С колоссальными стенами, заглубленное в грунт не меньше, чем Эрмитаж.
И, на минуточку, это ТРЕТИЙ храм! Единственная ассоциация, которая у меня в этой связи возникает, это аналогичная фигура речи, используемая для храма Соломона. Естественно, что такое наследие и фашисты будут категорически сохранять, отдав строгий приказ не стрелять и не бомбить храм. Учитывая их серьезный интерес к древним технологиям.

Здание разрушено, о чем это говорит? Какие такие события происходили со времен Петра I, который якобы и построил город с нуля, чтобы вот так здание пострадало? История нам ничего такого не сообщает. Стало быть, мы видим артефакт допотопных времен, над которым соорудили временную дощатую крышу, для защиты его остатков от небесной влаги.
В связи со всем этим мне вспомнилась "сказка" надворного советника М.Д. Чулкова, в которой он пишет странные вещи, с первых страниц заявляя, что на месте Питера был древний столичный город Винета (Венец). В котором стояли храмы Белобога и так далее, что само по себе удивительно, даже для сказки.

И еще одна вещь, которую я сейчас заметил. Описывая большой город на берегу Варяжского моря, автор сообщает нам, что он находится в полуденной стороне от Винеты. Полуденная, это ведь на юг? Но берега Варяжского моря находятся на западе! Сейчас, во всяком случае. А до катастрофы, смывшей Винету, бог весть...

И писал ли Чулков эту сказку, или взял ее из архивов в готовом виде, вот что мне подумалось...

Оригинал взят у tar_s в В Нравоблаговом граде Винете...

Михаил Дмитриевич Чулков , (1743—1793) — российский издатель, писатель, историк.
В 1770 году Чулков поступил на государственную службу, став коллежским регистратором в сенатской канцелярии. В 1771 году он перешёл в Герольдмейстерскую контору в чине регистратора. В 1772 году он поступил на службу коллежским регистратором в должность секретаря в Коммерц-коллегию, где прослужил до 1779 года. После чего его повысили. Он приступил к работе в Главном магистрате в чине коллежского асессора, где дослужился до чина надворного советника.

В 1770-е годы, во время службы в Коммерц-коллегии, Чулков сосредоточил своё внимание на историко-экономической тематике. В качестве секретаря Коммерц-коллегии он имел дело со многими материалами, в том числе с законодательными актами и договорами прежних лет, а также имел доступ в архив.

В 1783 году он выпустил «Словарь русских суеверий » (2-е издание вышло в 1786 году под названием «Абевега русских суеверий »), где описал обряды, бытовые обычаи, приметы, этикет и народные праздники. Чулков придерживался принципа равенства всех народов, верования и традиции которых заслуживают одинакового внимания и интереса.

В XIX веке произведения М. Чулкова не переиздавались, т.к. считались "безнравственными".

Русак

Повесть о Силославе

Во времена древних наших князей, до времён ещё великого Кия, на том месте, где ныне Санкт-Петербург, был великолепный, славный и многолюдный город именем Винета; в нём обитали славяне, храбрый и сильный народ. Государь сего города назывался Нравоблаг; он был храбрый полководец в своё время, ополчался противу Рима и Греции и покорял многие окрестные народы под свою область. Благоденствие и мудрые узаконения от времени до времени приводили владение его в цветущее состояние; счастие, разум и сила присвоили ему всё по его желанию, и он утешался и был доволен, смотря на изобилие и спокойство своего государства, ибо тишина и благоденствие народа составляли всё его благополучие.

Он уже приходил в глубокую старость и не имел по себе наследника; того ради жертвовал Дидилии (Дидилия- славенская богиня деторождения; оную просили о плодородии детей, имела во многих городах храмы., как богине деторождения, и просил от неё сына для наследования своего престола. Уведав сие, некоторая волшебница, которая имела великое несогласие с сильнейшим некоторым злым духом, вознамерилась мстить ему сим смертным, которого она положила произвесть сильным и храбрым. Прияв на себя вид пустынника, предстала Нравоблагу в то время, когда он домашним богам своим возливал на жертву молоко, и говорила следующее:

Боги-властители над тобою, услышав твою молитву, посылают тебе сына, которого имя со славою возгремит во всей вселенной.

Потом подала ему два плода, коих красота и благовоние было неизъяснительно, с таким приказанием, чтоб государыня, его супруга, оные скушала, и, окончав сие, исчезла. Наполненный удивлением и радостию, государь благодарил богов и вскоре исполнил завещание волшебницы. Плоды были употреблены в пищу, и Звенислава (так называлась Нравоблагова супруга) признавалась, что во всю свою жизнь ничего сладостнее их не кушала. После сего зачала она и по окончании обыкновенного времени родила сына, достойного себя и дара богов.


Между тем весь город находился о бремени её в удивлении, ибо она уже была в довольных летах и так не надеялись от неё плода, а о предстании и обещании волшебницы не ведали.

Когда же Звенислава разрешилась от бремени, тогда князь, по созвании народа на свой двор, объявил ему через провозглашателя следующее:

Князь Нравоблаг, завсегда считая счастие подданных своих выше своего благополучия, всечасное имел о благосостоянии их попечение. Напоследок при старости, не видя у себя преемника, а у народа покровителя и князя, просил всесильных богов наградить его сыном. Боги молитву его исполнили и послали к нему святого своего человека, который обнадёжил князя их милостию, в знак чего принёс из небесного сада два преузорочные плода, невиданные доселе, с таким предложением, чтоб княгиня Звенислава употребила их в пищу, что она и исполнила, и с самого того дня зачала сына, который ныне родился, с рождением коего князь Нравоблаг поздравляет теперь народ славянский.

Выслушав сие, народ воскликнул и восплескал во славу владетеля и наследника. И с самого того часа разлилась радость по всему городу. Государь же приказал во всех божницах приносить жертвы и народу праздновать целый месяц; а княжеский дворец во время сего празднования завсегда наполнен был народом. Во всём городе и окрестностях его ничего, кроме веселия и пирования, не слышно было.

Наконец, уступило веселие исполнению необходимых нужд. По пяти летах младенчества Силославова приняли о нём попечение мудрецы тогдашнего времени: всё было употреблено к украшению его разума. И по окончании семнадцатого года увидели в юном князе образ необъемлемой красоты и сведения.

Тогда Нравоблаг, видя желание своё в совершенном удовольствии, начал ему предлагать о браке, чтоб тем продлить своё наследие к спокойству государства, чего также желали и его подданные. Почтительный и послушный сын последовал без прекословия воле своего родителя и охотно на всё соглашался. Тогда Нравоблаг показал ему большую картину, на которой были малые изображения многих царевен и княжон других владений, ибо тогда было такое обыкновение и все молодые государи долженствовали выбирать себе супругу по сим изображениям.

Самый первый образ на картине был завешен. Силослав весьма долго на другие прочие смотрел и не объявлял своего мнения, потом просил отца своего, чтоб показать ему и тот, закрытый. Упорство его родителя вселило в него великое любопытство, и Нравоблаг непременно должен был на просьбу его согласиться. Как скоро открыл он образ, представляющий прекраснейшую девицу, тогда Силослав в радостном восторге объявил её своею супругою.

Такое восхищение встревожило его родителя: он, желая утаить приключение с сею княжною от своего сына, который, как он думал, не преминет за нею следовать и искать во всём свете, объявил ему, что она недавно скончалась. Сия государыня была дочь Станидарова, который обладал многонародным городом Сонмом. Силослав, имея некогда с нею свидание, влюбился в неё смертельно. Как скоро он сие услышал, смутился мыслию и сделался бессловесен, радость его обратилась в отчаяние, и, не отвечая своему родителю, следовал в свои чертоги. Неописанная красота Прелепы (так именовалась дочь Станидарова) поразила Силославово сердце. Он начал сетовать и старался быть всегда уединённым; размышления его произвели в нём такую горячность, что уже начал он презирать свою жизнь и старался искать смерти. Крепостан, любимец его, усмотря сокрушение своего государя и соболезнуя равно, предприял ему явить усердие и уведомить о похищении той государыни, которою страдает Силослав. Итак, предстал ему и говорил следующее:

Великий государь! Сокрушение твоё и долг мой требуют, чтоб я облегчил твою печаль и открыл тебе тайну, которую сокрывает от тебя твой родитель. Прелепа есть дочь великого государя, который обладает многонародным Сонмом. Сей город, как тебе известно, стоит на берегу Варяжского моря к полуденной стороне от Винеты . Для превосходной её красоты, которая тебе давно уже известна, похищена она некоторым злым духом, который содержит её у себя в замке. По похищении сем сокрушённый её родитель призывал из дальних сторон искусных волхвов, которые делали великие заклинания на похитителя и принуждали его возвратить назад Прелепу. Иногда доходили они своим искусством до того, что дух устрашался их власти и, почитай, принужден был возвратить её к отцу её.

Три целые года беспокоился он такими заклинаниями и, наконец, вооружась всеми своими силами, превратил весь город и всё княжеское поколение в каменные истуканы, а волхвов всех погубил неизвестным образом. Государь сей любил изображение змиино, и так весь город испещрён, все его сосуды, и, словом, все вещи имели на себе начертание сего животного и плежущегося по земле. Вне города стена ограждена была великим змием, которого хвост укреплён был в его челюстях. Дух, обратив людей в камень, дал движение сим животным, которые теперь населяют весь город, и ни один человек не дерзает вступить в него, страшася ужасного умерщвления от тех гадов. Движение их, свист и смрад, происходящий от них за несколько вёрст, чувствуют проезжающие; а похищению Прелепы уже теперь пятый год, и я думаю, государь, что она ещё здравствует под властию того духа.

Силослав, услышав сие, как будто бы возбудился от сна и, наполнившись великою радостию, которая изображала на лице его надежду, обнял своего наперсника и уверял его вечною благодарностию. Потом объявил, что намерен путешествовать и искать её по всему свету. Крепостан советовал ему оставить сие предприятие и предлагал, что возвратить Прелепу невозможно, ибо где она обитает, того неизвестно, и каким образом её сыскать, и то неведомо. Однако советы его молодому и страстно влюбленному юноше ещё большее вселяли желание последовать своей страсти, а не отвращали от предприятия.

Итак, определено было Силославом странствовать по свету. Ни слёзы матери, ни угрозы отца, ни просьбы подданных не могли опровергнуть его желания. В сём случае сделался он преслушен своим родителям и позабыл, чем обязан своим подданным, из чего рассудить можно, сколько любовь имеет власти над нашим сердцем. Всякая минута казалась ему, что увлекает у него время для получения того, чего не было ему приятнее на свете. Хотя нимало не ведал он, где должно её искать, однако воображал всегда, что уже имеет её в своих руках; представлялись ему все утехи, которые он воображал иметь по получении Прелепы, и одно её имя придавало желанию его крылья. Он ни о чём больше не думал, как только отправиться в путь.

Между тем, как рассуждал он, по какой дороге начать путешествие, изготовлено было всё к его отъезду; только все сии приуготовления для него не годились. Он приказал привести множество коней и выбирал из оных одного, на котором бы мог отправиться в путь: клал на спину каждого коня руку, и который подгибался под оною, тот ему не годился. Наконец выбрал одного по желанию и, взяв принужденное благословение от своих родителей, оставил город, который провожал его слезами и отчаянным воплем. Крепостан следовал за ним с малою юношескою дружиною, которой Силослав приказал возвратиться в город.

Открытое поле, почувствовав в себе молодого, прекрасного и храброго рыцаря, любовалось на сие украшение смертных; встречающиеся с ним леса, казалось, как будто уклоняли свои ветви и тем оказывали ему должную честь; великолепный вид, блестящая одежда и бодрость его коня представляли действительно, что нет ему противника во всей вселенной. Крепостан удивлялся сам ему, видя его в богатырской одежде, ибо в первый ещё раз в оной его видел, а Силослав, наполнен будучи любовию, понуждал только своего коня к скорейшему бегу, не думая нимало, куда и для чего едет. Наконец, будучи немалое время в пути, прибыли они на прекрасные луга города Сонма.

Сей город стоял на плоском месте и имел вид шестиугольной фигуры, и каждый её угол оканчивался высокою башнею наподобие египетских пирамид; верхи оных башен покрыты были литою медью, которая вызолочена была аравийским золотом. Всякая башня имела одни ворота и опускной мост чрез ров, который окружал весь город. В середине города блистали превысокие и великолепные палаты; на узком оных верху сидел Атлант и держал на плечах небо в виде шара, который осыпан был рубинами и карбункулом, коих блеск представлял его зрителям другим солнцем. Это был дворец Станидаров.

Стены города закрывались тем змием, который окружал за рвом город, ибо он был преогромной величины и имел движение, испускал притом ужасный рёв. Свист и движение животных в городе наводили страх всем приближающимся к нему. Однако Силослав без робости глядел на сие ужасное чудовище и, объезжая кругом, искал способа, как бы быть ему внутри города. Потом увидел превеликий четвероугольный камень, на котором были высечены сии строки:

"Город сей тогда примет прежнее своё бытие, когда почувствует на себе земля такого сильного богатыря, который сей камень внесёт на раменах в середину города".

Силослав, прочитав сие, почувствовал побуждение, кое воздвигал в нём белый его дух (Белый дух: язычники верили, что с самого рождения приставляются к человеку два духа, один белый, а другой чёрный. Первый побуждает к доброму, а другой к злому.), и ударил копьём в камень, который рассыпался на мелкие части. Вдруг из-под оного предстала пред него обнажённая женщина; тело её было обожжено, волосы на голове сотлели, кровавые раны покрывали её лядвеи, лицо и губы от жару все истрескались, и текла из оных кровь; в руках имела она трость с волшебными на ней изображениями. Приближившись к Силославу, приказала ему сойти с коня; потом, взяв его за руку, повела в подземную пропасть, которой отверстие закрыто было оным камнем, а за ними последовал и Крепостан.

У многих народов бытует легенда о своей Атлантиде. Чье внимание не привлечет красочный рассказ о таинственном, затопленном в древние века городе-призраке, который исчез, унеся с собой в пучину улицы, дома, храмы, людей, животных? Страшная для тех времен катастрофа для наших современников стала интереснейшей исторической загадкой, тайной, которую хочется расследовать и раскрыть.

Как правило, именно такие города-призраки в глазах всего человечества олицетворяли собой идеал радостной, счастливой и безмятежной жизни. Правда, этим городам всегда грозила гибель. Авторы поэтических сказаний не знали, как распорядиться их дальнейшей судьбой, поэтому чаще всего отправляли свои города-мифы на дно морей и океанов. Но нередко легенды об исчезнувших городах имели под собой довольно веские основания, чтобы ими заинтересовались и начали свои изыскания ученые. В этой связи достаточно вспомнить историю известных Содома и Гоморры, покоящихся, возможно, под толстым слоем ила и вулканического пепла на дне Мертвого моря. Или случайно отрытые Помпеи с Геркуланумом, засыпанные пеплом и лавой Везувия... А для России - это загадочный град Китеж.

Некоторые порты и процветавшие города древности были уничтожены не в результате их погружения на дно моря, а, наоборот, - в результате удаления от него. Такая судьба постигла, например, турецкий город Эфес, развалины которого находятся сегодня южнее Измира. Около двух с половиной тысяч лет назад река Мендерес, впадавшая в море, своими отложениями ила практически погребла под собой город. От него сохранилась только дорога, которая кончается в четырех километрах от моря. Не отставали от итальянцев, греков, славян и северные немцы. Им тоже хотелось иметь свой сказочный город-призрак, некогда располагавшийся на берегу Балтийского моря. Но куда он исчез, если вообще когда-либо существовал? Насколько известно, в тех местностях в обозримом прошлом никогда не было вулканов, не происходили сколько-нибудь известные сильные землетрясения. Наводнения, правда, случались, но все города оставались на своих местах. Стихия после нескольких дней разгула, как правило, отступала.

И тем не менее, некоторые ученые из Берлина и сегодня вполне серьезно утверждают, что в средние века на побережье Балтийского моря (недалеко от острова Волин) на месте впадения реки Одер в море находился крупный город-порт Винета. Он занесен во все энциклопедии мира, но известно о нем крайне мало.

Хроники кратко сообщают, что около семисот лет назад (до разорения в XII веке датчанами) Винета была крупнейшим торговым центром немецкого севера. В городе процветала торговля, в порту швартовались корабли со всех концов земли. Размахом своей деятельности Винета во многом напоминала средневековые Гамбург и Любек. Но эти два города живы и сегодня, с ними ничего не происходило, за исключением редких наводнений, а вот Винета полностью исчезла. Куда и как? Археологи из земли Мекленбург-Предпомерании уверены, что легендарный город - не выдумка, он действительно существовал. И лежит сегодня на дне Бартецкого залива, неподалеку от маленького старинного города Барт, упоминающегося в хрониках XIII века. Добраться до Винеты непросто, так как ее накрывает многометровый слой ила.

Древние сказания так описывают этот загадочный город. "Роскошные дома в нем были украшены окнами из цветного стекла.

Колонны из белого мрамора и алебастра удерживали навесы над входами в жилище. Позолоченная черепица отражала солнечный свет и до заката наполняла улицы желтым сиянием.

Мужчины в Винете носили отороченные дорогим мехом мантии и береты с длинными перьями. Женщины были затянуты в бархат и шелка, тяжелые золотые украшения с огромными драгоценными камнями обвивали их шеи. Девочки пряли на маленьких прялках золотым веретеном. Вино пили там из золотых кубков, а дыры в стенах затыкались хлебом".

В этом рассказе очень многое напоминает то, о чем писал Платон, повествуя об Атлантиде: восхищение прекрасным городом, богатыми и довольными людьми. И как наказание - такое же исчезновение в глубинах морских вод, исчезновение в вечности. А так как проверить это описание нельзя, то всякий хронограф старался на свой лад. Вот что сообщалось о Винете в российском энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. "Винета, иначе называлась Юлин или Юмна, в X и XI веках оживленный славянский город, находился на острове Волине в устье Одера. Адам Бременский (1067) рассказывает о Винете как об одном из самых больших приморских городов балтийского побережья. Недалеко от Винеты, на Серебряной горе, находилось укрепление скандинавских викингов Иомсбурт. В 1184 году в войне датского короля Кнута VI с герцогом померанским Богуславом Винета была сожжена и разрушена датчанами. Позже образовалось предание, что вследствие землетрясения город опустился в море, где будто бы можно видеть его развалины. Новейшие исследования (Вирхов и Фридель) не подтвердили этого и доказали, что Винета находилась на месте теперешнего города Воллина".

А вот что писал о Винете сам немецкий географ Адам Бременский, который и назвал ее Юмна. "Город полон товарами всех народов Севера. Он больше и красивее любого другого города в Европе. Винета наводнена варварами, греками, славянами и саксами. Моряков, торговцев, ремесленников - всех ждет здесь гостеприимный прием. Но только если они не исповедывают христианство. Потому что все здесь в заблуждении и поклоняются языческим идолам". Так существовал или не существовал этот благословенный город? И если существовал, то куда исчез? Что предшествовало беде?

Современный берлинский историк Понтер Вермуш считает, что Винета - это не город Волин. Речь идет именно о Винете, которая существовала и погибла в результате тех наводнений, которые периодически затопляют земли Голландии. "Жители Винеты перекрывали сегодняшний залив дамбами и шлюзами, предохранявшими их от разрушительных действий морских волн. Они были первые, кто стали оберегаться от разгула морской стихии. Но пришедшие завоеватели, датские воины, разрушили все эти плотины. Они не пожелали сохранить красивый вольный город, который вместе с его жителями вызывал у них зависть. И чтобы скрыть деяние своих рук и досадить жителям, решили, что Винета должна погибнуть. Именно они разрушили шлюзы, дамбы. И вода хлынула на улицы города. Другими словами, поступили по принципу: "Карфаген должен быть разрушен" - и его разрушили. И спустя столетие после затопления Винеты торговые люди отмечали, что видели под водой крыши и шпили города".

О местонахождении Винеты спорят и сейчас. По описанию Адама Бременского, город мог находиться и около острова Рюген в устье реки Пене. Историки могли и спутать названия городов, Винету назвать позднее Волином. Но как бы там ни было, исследователи планируют в ближайшее время проверить старые очертания и направление реки Пене, чтобы приступить к поискам исчезнувшего города. Если им удастся обнаружить хоть малейший след затопленного древнего города, то это будет поистине научной сенсацией. Еще ни один из городов-призраков не всплывал на поверхность. Возможно, пальма первенства в этом будет принадлежать Винете.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные