Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

День добрый уважаемые читатели блога сайт. Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной важной мыслительной операцией, которая составляет суть креативности. Речь идет о такой категории как дивергентное мышление. Если вы считаете или хотите считать себя оригинальным человеком, то без данного подхода к решению любой проблемы обойтись будет крайне сложно.

Мы живем в многообразно, с каждой минутой усложняющемся мире. О нем постоянно поступают какие-то сведения. Мы окружены нарастающей информацией. Чтобы чувствовать себя комфортно в данных обстоятельствах, необходимо не отставать от времени, улучшая работу своего мышления. Ведь именно оно отвечает за анализ, понимание реальности.

Не зря во второй половине прошлого столетия ученые уделяли пристальное внимание вопросам интеллекта, развития мышления, разработке методик, практик, техник. В 60-е годы Джой Гилфорд, американский психолог, изучающий тематику мышления, разработал концепцию креативности, основу которой составляло умение подбирать несколько вариантов к решению проблемы. Этот навык он назвал дивергентным мышлением (от английского слова «расхождение» и от латинского «расходиться»). Получается, что потенциальные пути ответа на вопрос расходятся веером возможностей.

Всегда ли нам нужно искать много разных решений одной задачи? Да, если вы хотите приучать себя к творческому мышлению. Нет, если задача элементарная и не обладает большой значимостью. Например, если вы будете решать, лежа в постели, с какой ноги встать, то вы, возможно, забавно проведете время, подыскивая разнообразные варианты, но очень долго будете собственно вставать. Или представьте, что вам нужно поднять тяжелую сумку. Может, не будем креативить на тему, в какой руке ее удобнее нести: в правой или левой?

Мне кажется, стоит сохранять адекватность, не становиться безумным приверженцем креативного взгляда на мир. Все хорошо в меру. Конвергентное мышление так же необходимо, как и дивергентное.

Что такое конвергентное мышление?

Полная противоположность дивергентному. Произошло от латинского корня со значением «сходиться». Это линейное мышление, благодаря которому мы решаем задачу последовательно, по определенному алгоритму и приходим к единственному правильному варианту.

Помните, какие задачи дают в школе? Чтобы решить математическую задачу, нужно выполнить заданные действия в определенном порядке и грамотно оформить решение. Чтобы написать сочинение, нужно найти, а потом переписать своими словами (или с использованием цитирования) рассуждения критиков. Отвечая на уроке истории, достаточно подробно, четко пересказать заданный параграф. Эти действия оцениваются с точки зрения точности, скорости, аккуратности выполнения.

Научить нас пользоваться поиском информации, развивать память, забрасывать знания в голову ученика как в мешок – конечно, важная задача. Без линейного, реактивного (как называет его Эдвард Боно) мышления нам было бы сложно существовать. Оно необходимо.

Но также необходимо развивать творческие способности, давать креативные задания, в которых нет единственно верного ответа. Американцы уже давно перешли на проектную систему обучения, в которой перед учениками ставятся задачи и предоставляется свобода их решать.

Часто мы находимся в ситуации, когда наш солидный багаж теоретических знаний никак не помогает справиться нам с конкретной практической задачей. Поэтому вполне естественно стремиться к гармоничному балансу: развивать не только реактивное, но и взвешенное мышление. Наша жизнь редко соблюдает правила, зачастую не требует однозначных ответов. Чтобы развиваться, становиться лучше, необходимо воспитывать в себе черты независимого образа мыслей.

Как измерить дивергентность своего мышления?

Этот тип мыслительной активности находит необычные решения, рождает неординарные идеи, использует нестандартные формы активности, формирует познавательный интерес. Человек с развитым дивергентным решением хорошо умеет анализировать факты, выдвигать гипотезы, грамотно сортировать имеющуюся информацию.

Очевидно, что уровень дивергентного мышления невозможно измерить с помощью классических методик или тестов интеллекта. Но есть определенные критерии, позволяющие определить дивергентные способности:

  1. Беглость. По сути, это скорость, с которой человека предлагает идеи за единицу времени.
  2. Нестандартность. Способность мыслить оригинально, отступать от шаблонов, стереотипов.
  3. Чувствительность. Умение заметить необычное в небольших деталях, внимательность к противоречиям, способность переходить с одной идеи на другую.
  4. Образность. Использование метафор, ассоциаций для выражения идей. Способность находить простое в сложных вещах и наоборот.

Могу предложить вам следующее задание: представьте, что у вас перегорела лампочка. Что сделать, чтобы в комнате стало больше света? Получившиеся варианты пишите в комментарии, посмотрим, кто окажется креативнее всех.


Методы дивергентного мышления

Хорошими иллюстрациями к данному типу мышления могут стать метод мозгового штурма и создание интеллектуальных карт. Что это такое?

Мозговой штурм – быстрая генерация идей на заданную проблематику. Все идеи, даже бредовые и фантастические, записываются. А позже из них выбираются самые эффективнее, которые можно использовать на практике. Есть несколько обязательных правил:

  • чем больше идей, тем лучше,
  • нельзя критиковать,
  • абсурдные идеи приветствуются,
  • можно комбинировать, а также дополнять идеи.

Преимущество мозговых атак заключается в том, что они создают благожелательную, творческую атмосферу, когда хочется импровизировать. Срабатывает также эффект синергии – умножение знаний из разных голов, высокая концентрация различного опыта и дисциплин.

Создание интеллектуальных карт – способ структуризации мыслей с помощью диаграммы древовидной формы. В центре диаграммы изображается центральное понятие или идея, а от нее лучами отходят взаимосвязанные мысли, идеи, понятия. Ассоциативная карта является эффективным средством управления знания. При этом она не требует привлечения других людей. Достаточно двух предметов: пишущего средства и листа бумаги.

Считается, что интеллект-карта является отличным инструментом конспектирования. Может она помочь также при подготовке материалов, для решения творческих задач. Полезна для любого обобщения и структуризации знания.

Помните американский фантастический фильм «Дивергент» (режиссер Нил Бёргер)? Человек, которого невозможно классифицировать, который выделяется независимым мышлением, становится опасен для общества. «Ты опасен, если ты другой» – с таким слоганом рекламщики выпустили фильм. События ленты нереалистичны, но здравая идея явно присутствует: люди, обладающие развитым дивергентным мышлением, неудобны для системы, ими тяжело управлять, невозможно манипулировать. Зато они обладают самостоятельностью и способностью изменять мир к лучшему. А вы?

Делайте репосты, пишите комментарии.
С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Дивергентное мышление

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления , применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Дополняется конвергентным мышлением .

Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест компании Gestalt and Jackson"s: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.

Методы дивергентного мышления

См. также

Литература

  • Разумникова, О. М. Функциональная организация коры головного мозга при дивергентном и конвергентном мышлении: Роль фактора пола и личностных характеристик: диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук. - Новосибирск, 2003. - 312 c.
  • Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления - М.: Прогресс, 1965.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дивергентное мышление" в других словарях:

    дивергентное мышление - Этимология. Происходит от лат. divergere расходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …

    - (от лат. divergere расходиться) форма мышления. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи … Психологический словарь

    Дивергентное мышление - (лат. – расхождение) – это мышление, способное схватывать и осмысливать все многообразие явлений действительности, их свойств и связей между ними. Проявляется в использовании разнообразных форм организации информации, в том числе и разных –… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. мышление, дивергентное …

    Дивергентное мышление - особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества … Психология человека: словарь терминов

    Мышление дивергентное - (лат. divergere отклоняться, расходиться) характеризует движение мысли в разные стороны с целью охватить различные аспекты проблемы в поисках её решения или рассмотреть возможность решения проблемы с разных углов зрения. Такое мышление, как… …

    МЫШЛЕНИЕ, ДИВЕРГЕНТНОЕ - Мышление, которое характеризуется процессом движения в разных направлениях, расхождением идей с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к данной проблеме. Такое мышление часто связано с творчеством, так как оно нередко дает… … Толковый словарь по психологии

    Дивергентное мышления - мышление, проявляющееся тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Латеральное мышление - способ или эвристика решения проблем, при котором индивид пытается посмотреть на проблему под разными углами зрения, избегая прямого, лобового её решения. Синоним: Дивергентное мышление … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    креативность - (от англ. creativity) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Решение проблем по методикам спецслужб. 14 мощных инструментов , Джонс М.. Коллекция проверенных и практичных инструментов для более быстрого принятия верных решений и упрощения проблем.Современному человечеству известно об окружающем мире больше, чем любым…

Что такое впервые озвучил амерканский психолог Джой Пол Гилфорд в своем знаменитом труде «Природа человеческого интеллекта». Там он подробно рассказал о том, что такое дивергентное и конвергентное мышление, откуда оно берется и как его развить.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это привычное нам мышление, которому нас учат с детства. Любую задачу надо выполнять поэтапно на основе известных алгоритмов. Закончив один этап, переходить к другому. Сам термин, конвергентное мышление, происходит от английского слова «сходиться». Кстати, на его основе и проводятся тесты на уровень интеллекта.

Конвергентное мышление – это основа нашей педагогической системы. В любой задаче точно известен ответ и путь, который к нему приводит. Работу ученика оценивают по скорости и аккуратности выполнения задания. С этими заданиями хорошо справляются люди последовательные. А вот творческим людям такой подход даже противопоказан. Именно по этому существует масса случаев, когда ученики, которые показывали плохую успеваемость, в итоге после школы оказывались гениями. Вся проблема была не в их умственных способностях, а в подходе к обучению, который им не подходил.


Что же происходит с людьми, когда их заставляют мыслить по указанному алгоритму? Даже если человек не гений, а просто творческий человек, ему приходится отказываться от своих идей, заглушать их. Это неизбежно приведет их к внутреннему конфликту. В то же время огромная масса энциклопедических, классических знаний – не гарантия решения любой задачи. Поэтому наряду дивергентное и конвергентное мышление следует развивать параллельно.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это то, что принято называть творческим мышлением. Понятие происходит от латинского термина «расходиться». Расхождение идет от проблемы к ее решению через множество различных путей ее решения. Все мы знаем о прочности связей между следствием и причиной, поэтому можно найти множество их комбинаций. В этом и проявляет свою суть дивергентное мышление.

Ученые считают, что дивергентное мышление помогает генерировать необычные идеи, использовать в достижении целей нетипичные формы решения, побуждает исследовательский интерес. Это ведет к лучшему и более глубокому мышлению и анализу.

Дивергентное мышление имеет ряд признаков:

Образность – человек постоянно работает с образами, ассоциациями, символами.
Чувствительность – человек легко находит противоречия, переключается с одного объекта на другой, видит необычное в простом.
Оригинальность – умение поступать и мыслить нешаблонно, вне правил и стереотипов.
Беглость – количество идей, которые человек способен генерировать за определенное количество времени.

Такое мышление не поддается никаким оценкам, поэтому школьники с низким IQ могут быть незаслуженно высмеяны. От этого часто страдает их самооценка, возникают различные комплексы. Есть несколько видов творческих тестов, которые могут определить наличие, но не степень такого мышления.

Но чтобы добиться максимальных результатов в познании, необходимо использовать дивергентное и конвергентное мышление одновременно.

Чтобы сделать умственную работу эффективной, необходимо разобраться в тонкостях мышления. В психологии имеются несколько моделей, которые могут помочь построить собственную матрицу творческого мышления. Для примера, рассмотрим теорию о типах мышления американского психолога Джоя Гилфорда. В неё входит описание двух типов обработки информации – продуктивное конвергентное мышление и творческое дивергентное. Конвергентное («схождение») – направлено на поиск одного решения задачи, дивергентное («расхождение») – имеет множественную направленность поисков подходящих ответов к задаче, расхождение идей в разные стороны.

Структура общего мышления, описание

Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов , что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи . Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

Другой вид познавательных единиц – это символы . Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе

Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

И третий вид – это смысл . Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза . В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

Понятие дивергентного и конвергентного мышления

Дивергентное мышление

Как уже было сказано выше, дивергентное мышление для решения задачи пускает движение мысли сразу в нескольких направлениях. Если представить процесс познания, то он представляет собой незаконченный гештальт, недоработанную концепцию (образно сравнивая – узор). Конвергентное идет логическим путем, чтобы заполнить его максимально подходящей информацией. Дивергентное — за неимением подходящей информации, ищет альтернативный материал заполнения пустот. Значение имеет быстрота и эффективность нахождения ответа. Например, в тесте на легкость оперирования символическими единицами, надо найти десять слов на букву Р. Неважно, каким методом достигнут результат, важно, что он получен – гештальт заполнен. Формальная структура заполняется любым подходящим смыслом.

Дивергентное мышление подразумевает гибкость ассоциаций. Например, можно провести тест на перечисление возможностей одного предмета. К примеру, камня. Если по результатам теста отвечающий называет «строительство фундамента», «печи», «крепости», то он получат высокую оценку по продуктивности мышления, но низкую относительно спонтанности мышления. Все эти варианты синонимичны и подразумевают всего одно использование «строительство».

Но если отвечающий приводит примеры такие, как – «использования камня вместо молотка », «пресс для бумаги », «подпорка для двери », он получает высокую оценку по гибкости мышления. Каждый ответ в этом случае порождает новое значение и совершенно иной смысл.

К способности к такому виду продуктивности относится и функция преобразования единиц сознания. Разрыв старых ассоциативных связей и образование новых посредством комбинирования, например, путем сочетания реальных образов, включеним одного в другое частично или полностью. При такой умственной операции может игнорироваться разность или несовместимость образов.

Сюда же относится и семантическая приспособляемость, способность абстрагироваться от конкретного зрительного материала. Например, задача: из спичек сложен квадрат с шестью квадратными ячейками, необходимо убрать четыре спички, чтобы получилось три смежных квадрата. Для того, чтобы решить задачу, необходимо прибегнуть к понятию квадрата, его многозначительности. В этом случае визуальная величина фигуры не имеет значения. Человек с таким подходом складывает головоломку с легкостью.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление оперирует классами, категориями, объектами. Каждая категория описывает качество, свойство, функцию объекта в соответствии с его реальными качествами. Операции мышления проходят в рамках временной согласованности фактов и событий.

Если в конвергентное продуктивное мышление входит преобразование семантического (смыслового) содержания, то новая смысловая единица должна получить свое уникальное определение и категорию значения. Задачи на конвергентное мышление подразумевают абсолютно предсказуемый вывод на основе имеющихся данных. Например, найти в большей геометрической фигуре другие. В этом случае ничего нового не происходит, результат лишь подтверждает догадки.

В процессе решения задачи условия и информация заносятся в определенную категорию знаний. Промежуточные результаты соотносятся с требующимися знаниями из той же самой категории. Преобразование символов или смысла идет по четкому алгоритму, который представляет собой общепринятый шаблон действий. Конвергентное мышление исключает субъективную сферу: эмоции, впечатления , которые являются в некоторых случаях ресурсами сознания.

В чем разница конвергентного и дивергентного мышления?

  1. Дивергентный тип начинает работу с некоторой неопределенности: того, что следует сделать и того, что необходимо получить. Включает в процесс мышления: разработку идеи, алгоритма и поиск ответов заново. Конвергентное использует готовый шаблон.
  2. Конвергентный тип направлен на проработку уже имеющегося алгоритма и получение строго определенного результата. Дивергентный – выходит за рамки общепринятого метода решения, подразумевает многомерность поиска.
  3. Конвергентное – критичность, однозначность ответа. Дивергентное – многовариантность, относительность смысла.

Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше?

Традиционный подход (конвергентность) более надежный, рациональный. На уровне символов получается точное их совпадение (например, две одинаковых формы слова). Дивергентное порождает множество новых способов использование объектов (символов), однако, результат требует проверки соответствия с действительностью, адекватностью восприятия.

Дивергентное мышление использует различные подходы по восстановлению «разрушенного» или искаженного текста (смысла), преобразование семантических единиц. Оперирование образами дает распознавание аналогий, использование аналогии в качестве принципа действия для другого механизма. Например, аналогия, «сердце — насос».

Конвергентное мышление – трансформация смысла осуществляется в рамках одной категории.

Дивергентное – трансформация между категориями на разных уровнях сознания (рефрейминг). Любое выражение может использоваться как метафора, так и как конкретное описание ситуации. В сфере рекламы и маркетинга используется ряд методов, направленных на воздействие субъективной (эмоциональной) сферы человека.

Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей . Сочетание обоих видов оперирования информацией можно продемонстрировать на примере композитора. Сначала композитор руководствуется идеей и вдохновением, создает новый музыкальный мотив. Затем он доводит свое творение до конкретных сочетаний нот в рамках готовой системы. Использует формально те же самые символы для записей, что и другие музыканты. Придерживается гармоничного звучания для общего восприятия. Один тип мышления дополняет другой. Бывает так, что сначала человек перебирает все возможные варианты решения задачи, и если они не подходят под его представления, он использует творческий (дивергентный) подход.

Завершая свое школьное образование, наши дети проходят через систему ЕГЭ, которая нацелена прежде всего на оценку способности механического воспроизведения заученного материала. Факты, даты, имена, формулы, - все это, вне всякого сомнения, должно быть усвоено каждым образованным человеком, стать его интеллектуальным багажом на всю жизнь. Однако смогут ли наши дети использовать этот багаж, превратить его из простого набора деталей в действенный инструмент, позволяющий ориентироваться в быстро меняющемся мире, оценивать множество переменных и в результате принимать правильные решения на основе выбора из нескольких альтернативных вариантов?

Это зависит от их умения использовать различные виды мышления.

Два вида мышления

Сорок с лишним лет назад американский психолог Дж.Гилфорд описал два различных вида мышления, которыми пользуется человек: конвергентное и дивергентное . Конвергентным он предложил назвать мышление, с помощью которого мы на поставленный вопрос находим единственно правильный ответ.

Иными словами, конвергентное мышление позволяет нам отвечать на простейшие, базовые вопросы: что? Кто? Где? Когда? В какой последовательности? При необходимости эти вопросы развертываются в более сложные конструкции, например, кулинарные рецепты, должностные инструкции и инструкции по пользованию техникой…

Такой вид мышления незаменим в повседневной жизни, он позволяет нам ориентироваться и действовать в однородной среде, в условиях повторяющихся явлений и в предсказуемых, ранее описанных ситуациях. На этой основе формируются четкие и мало подверженные изменениям алгоритмы, дающие нам возможность принимать правильные решения в привычной обстановке.

Именно такие навыки и воспитываются и закрепляются в школе и оцениваются с помощью системы ЕГЭ.

В отличие от конвергентного мышления , дивергентное ориентировано на работу в сложной среде, предполагающей наличие не единственного рабочего алгоритма действий, но некоего набора альтернативных вариантов, из которых необходимо выбрать оптимальный.

Сразу следует подчеркнуть, что потребность в умении эффективно пользоваться навыками дивергентного мышления особенно востребована сегодня, в условиях быстрого роста информационных потоков, постоянных изменений технологий. Все это настоятельно требует от каждого человека умения быстро адаптироваться, искать и находить нетривиальные решения, осваивать незнакомые навыки работы и общения.

Главные вопросы, с которыми имеет дело дивергентное мышление – это: как? Каким образом? Почему именно так? Зачем так, а не иначе? Можно ли как-то иначе? Что будет, если?

Заметим, что эффективно оперировать с подобными вопросами невозможно без базовых знаний, без того багажа, который собран с помощью конвергентного мышления . Дивергентное мышление дает нам возможность превратить этот багаж в полезные рабочие инструменты, пригодные к использованию в самых разнообразных, даже совершенно незнакомых нам ситуациях. Тем более, в тех, что не описаны в инструкциях, а таковых в нашей жизни большинство!

Как освоить приемы дивергентного мышления?

Сразу следует оговориться, что обучение навыкам дивергентного мышления требует особых методик, отличных от тех, что используются в подготовке к ЕГЭ. Простого, линейного усвоения знаний для этого недостаточно. Нужно научиться комбинировать эти знания, как детали конструктора.

Навыки дивергентного мышления позволят вам:

- оперировать информацией в ситуации неопределенности,
- генерировать различные подходы к поставленной задаче,
- понимать, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
- уметь отличать задачи с единственно правильным решением от задач, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных,
- формулировать критерии оценки эффективности различных решений,
- оптимизировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации
и еще многое-многое другое.

Ученные-психологи установили, что для развития навыков дивергентного мышления у взрослых и у детей можно использовать весьма схожие методики. Например, в любом возрасте можно с успехом проделывать различные упражнения.

Вот ряд таких упражнения, доступные любому:

«В чужой обуви»

Постарайтесь взглянуть на ту или иную жизненную ситуацию или проблему со стороны, глазами другого человека. Представьте, как бы он оценил их, как стал бы действовать. При этом стремитесь понять разницу между вашими оценками и действиями и оценками и действиями другого человека.

Научиться «надевать чужую обувь» можно в процессе общения. Беседуя с людьми, стремитесь понять логику их рассуждений, причины высказываемых мим суждений. Осваивайте альтернативные точки зрения!

«Фотограф-профессионал»

В чем разница между фотографом-любителем и фотографом-профессионалом? Любитель ищет интересный кадр, фиксирует его и переходит к следующему. Профессионал же, найдя нужный ему кадр, будет «обрабатывать» его несколько раз, меняя ракурс, постановку, фильтры, расстояние и т.п. А затем, в спокойной обстановке, выберет из множества сделанных фотографий ту, что удовлетворит его в наибольшей степени.

Попробуйте использовать эту логику. Решая некую задачу, не останавливайтесь на первом варианте решения, каким бы здравым он ни представлялся. Отложите его и попробуйте еще несколько вариантов: вполне возможно, что найдется что-то и получше. Если же ни один из них не будет лучше первого, это только укрепит вас в вашем первоначальном выборе.

«Переписчик»

Попробуйте переписать только что прочитанный текст, стараясь сохранить содержащиеся в нем информацию и логику изложения, так, чтобы он выглядел как новый.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные