Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Народники

Арест пропагандиста. Картина художника И.Е.Репина, 1880- 1882

Народники - это представители радикально настроенной интеллигенции и разночинцев во второй половине 19 века.

Идеи народников:

    Выступление против крепостничества

    Свержение самодержавия

    Отрицание капиталистического пути развития России

    Проведение крестьянской революции

    Переход к социалистическому пути развития

Родоначальники народничества:

    А.И.Герцен - создал теорию «крестьянского социализма». Он не отрицал идею крестьянской революции, но предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения.

    Н.Г.Чернышевский , он считал, что единственным путём перехода к социализму может быть только революция, утверждал. Что для её проведения необходимо, чтобы сложились определённые политические и социальные условия.

Интересный факт. В 1861 году распространялась прокламация

« Барским крестьянам от их доброжелателей поклон », в которой в доступной форме объяснялось народу, что крестьянская реформа имеет грабительский характер, убеждалось, что бы народ не верил царю, готовился к организованному выступлению. Подозрение в написании прокламации пало на Н.Г.Чернышевского, его арестовывают.

Из истории

    1861-1864- деятельность организации «Земля и воля » (Н.Н.Обручев, А.А.Слепцов, Н.А. и А.А. Серно- Соловьевичи и др.)

    Деятельность народнических кружков:

    «Народная расправа» (1869-1871), С.Г.Нечаев

    «Чайковцы» в Петербурге, Н.В.Чайковский, Н.В.Натансон . В 1871 г. объединились с кружком С.Л.Перовской. инициаторы «хождения в народ». В 1874- многие осуждены по «Процессу 193-х».

    Террористическая группа «Ад». Н.А.Ишутин, И.А.Худяков .1863-1866.В 1866 организовали покушение на Александра 2 (Д.Каракозов )

    1873-1875- «Хождение в народ».

«Земля и воля» 1861-1864

Три направления:

    Бунтарское. М.А.Бакунин : революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт свойствен народу. Молодёжь должна идти в народ, чтобы призывать народ к революции, «звать к топору».

Идеи : отрицание государства как формы подавление человека, необходимость самоуправления народа (рабочие ассоциации, группы, общины, области)

    Пропагандистское . П.Л.Лавров : интеллигенция должна идти в народ, просвещать его, готовить к революции.

Идеи : построение справедливого социалистического общества на основе крестьянской общины, самобытное развитие России, «неоплатный долг» дворянства пере народом.

    Заговорщическое. П.Н.Ткачёв : не следует ждать, пока народ будет готов к революции, монархия не имеет прочных корней, необходимо гот овить организацию к захвату власти, а до этого - устроить террор против высших должностных лиц.

Идеи: установление всеобщего равенства. Замена старых государственных институтов новыми в результате революции, сохранение сильного централизованного государства и после революции.

Сходство трёх направлений в народничестве:

    Народ, крестьянство - главная движущая сила в революции

    Основа государства при социализме - крестьянская община

    Построение социалистического общества – общества всеобщего равенства

    Организующая сила революции- революционная партия

«Земля и воля» 1876-1879

Программа:

    Установление демократической республики

    Создание парламента

    Широкое применение самоуправления

    Равноправие женщин

    Передача земли крестьянам

Представители:

    Г.В.Плеханов

    А.Д.Михайлов

    В.Н.Фигнер

    С.Л.Перовская

    Н.А.Морозов

    С.М.Кравчинский

Два направления:

    Пропагандистское. «Чёрный передел».Г.В.Плеханов и др.(1879-1881), противник тактики террора, выступали за пропаганду среди рабочих, за требования гражданских и политических свобод, улучшение условий труда. С 1880-лидеры в эмиграции. В 1883- создание группы «Освобождение труда».

    «Народная воля». Террористическое. А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, С.Л.Перовская и др. Сторонники не только активной пропаганды, но и террора: устройство бунтов и восстаний, проникновение в среду рабочих, солдат, подготовка политического переворота и захвата власти, осуществление социалистической революции. Осуществили 8 покушений. Среди них: 1878- покушение В.Засулич на генерала Ф.Ф.Трепова, 1879- покушение на Александра 2 А.Соловьёва, 1779- убит шеф жандармов Н.В.Мезенцев,1881- убийство Александра 2. Разгром организации, казнь её лидеров.

Сходство «Земли и воли» 1860-х и 1870-х г.:

    Совпадение программ. Передача земли крестьянам

    Общинная организация общества

    Гражданские свободы

Отличие «Земли и воли» 1860-х и 1870-х г.:

    Первая организация планировала подготовку крестьянской революции

    Вторая – больше планировала длительную пропагандистскую работу

1980-90-е годы. Народничество утратило революционный характер, перешло на либеральные позиции («теория малых дел», «тихая культурная работа» ).Формой преодоления идей народничества стал марксизм с его идеей пролетарской революции. Начало этому положила организация «Освобождение труда» в 1883г . ,руководитель –Г.В. Плеханов.

Значение народничества:

    Народническое движение будило передовые силы России на борьбу с самодержавием

    Готовностью отдать жизнь за народ народники стали примером многих последующих поколений борцов за справедливость.

    Нанесло значительный удар по царизму

Причины краха народничества:

    Стремление к проведению социалистической крестьянской революции, что было утопичным, так как крестьянству было, что терять.

    Неверная тактика террора

    Отсутствие единого руководства и методов борьбы, разобщённость кружков и их малочисленность

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Народничество

НАРО́ДНИЧЕСТВО -а; ср. Общественно-политическое движение в России во второй половине 19 в., отражавшее идеологию крестьянской демократии и считавшее возможным переход России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм.

наро́дничество

идейное течение в среде радикальной интеллигенции России во второй половине XIX в.; представители народничества выступали с позиций «крестьянского социализма» как против крепостничества, так и против развития страны по капиталистическому пути, за свержение самодержавия путём крестьянской революции (так называемые революционные народники), или за осуществление социальных преобразований (так называемые либеральные народники) на основе крестьянской общины, в которой видели зачаток социализма. Родоначальники - А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, идеологи - М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв. Основными организациями революционных народников 1860-1880-х гг. были кружки ишутинцев, «чайковцев», «москвичей», тайные общества «Земля и воля» 1870-х гг., «Чёрный передел», «Народная воля» . Во второй половине 1880-х - первой половине 90-х гг. революционное народничество переживало кризис, вызванный разгромом «Народной воли». Возросло влияние либерального народничества (Н. К. Михайловский и другие публицисты журнала «Русское богатство»), но не прерывалась и революционная традиция (Группа народовольцев в Санкт-Петербурге, другие местные кружки и группы, в эмиграции - Группа старых народовольцев и др.). Возрождение революционного народничества в конце 1890-х - начале 1900-х гг. связано с деятельностью Партии социалистов-революционеров (эсеров), программа которой включала ряд переосмысленных в новых социально-политических условиях коренных народнических идей (так называемое неонародничество).

НАРОДНИЧЕСТВО

НАРО́ДНИЧЕСТВО, идеология и движение разночинной интеллигенции (см. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ) в России во второй половине 19 - начале 20 века. Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма (см. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ) , была господствующей в российском революционном движении 1860-х - начала 1880-х годов; в народничестве с момента его зарождения наметилось также либеральное направление, ставшее преобладающим в 1880-1890-е годы.
Народническая идеология и идеологи
Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) представлениями о самобытном пути развития России. Поиски особого пути России к социализму основоположником теории «русского социализма» А. И. Герценом (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) были вызваны разочарованием в результатах революций 1848-1849 гг. в Европе, приведших, по его мнению, к господству «мещанства» (буржуазии (см. БУРЖУАЗИЯ) ) и ничего не давших «работникам». Герцен считал, что в России возможен переход к социализму (см. СОЦИАЛИЗМ) , минуя капитализм (см. КАПИТАЛИЗМ) , благодаря крестьянской общине с ее коллективным землевладением, уравнительным землепользованием и традициями самоуправления; в сельской общине он видел возможный зародыш социализма. Идеи Герцена были развиты другим родоначальником народничества, Н. Г. Чернышевским (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович) , оказавшим огромное влияние на радикально настроенную молодежь 1860-70-х гг.
К числу наиболее влиятельных идеологов народничества прямо относятся П. Л. Лавров (см. ЛАВРОВ Петр Лаврович) , М. А. Бакунин (см. БАКУНИН Михаил Александрович) , П. Н. Ткачев (см. ТКАЧЕВ Петр Никитич) , Н. К. Михайловский (см. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович) . Лавров призвал интеллигенцию вернуть долг народу, благодаря труду которого она получила образование, и способствовать его освобождению от экономического и политического угнетения. Он считал необходимым вести пропаганду (см. ПРОПАГАНДА) среди народных масс для подготовки их к восстанию. Бакунин видел в русском крестьянине прирожденного социалиста; он призывал революционеров, опираясь на «разбойный элемент», стремиться к немедленной организации народных бунтов, которые должны вылиться во всероссийское восстание. Бунтарское и пропагандистское направления были наиболее распространенными в народническом движении 1870-х годов, однако редко встречались «в чистом виде». Взгляды и практическая деятельность революционных народников представляли, скорее, синтез теорий и практических советов идеологов движения. Главной задачей они считали осуществление крестьянской социалистической революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ) , при этом социальная революция противопоставлялась политической, плодами которой, по мнению народников, могла воспользоваться нарождающаяся буржуазия (см. БУРЖУАЗИЯ) .
Легальная публицистика Н. К. Михайловского способствовала утверждению демократических традиций интеллигенции; он пропагандировал идею о ее решающей роли в общественной борьбе; в конце 1870-х годов выдвинул задачу перехода к политической борьбе и отстаивал необходимость завоевания политических свобод. Идеи Ткачева о захвате политической власти революционерами и об использовании государства для осуществления социалистических преобразований, не пользовавшиеся популярностью среди исповедовавших аполитизм народников 1870-х годов, фактически нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли» (см. НАРОДНАЯ ВОЛЯ) , хотя сами народовольцы отрицали непосредственное влияние на них идей Ткачева.
Тайные кружки и общества
Нелегальные кружки и организации народнического толка начали возникать в России в 1860-х годах (наиболее крупная - тайное общество «Земля и воля» (см. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (тайное общество)) ), однако расцвет «действенного народничества» приходится на 1870-е годы. В этот период выросло число участников движения и увеличился его размах. Ведущими народническими организациями первой половины 1870-х гг. были кружки «чайковцев» (см. ЧАЙКОВЦЫ) (1871; лидеры - М. А. Натансон (см. НАТАНСОН Марк Андреевич) , П. А. Кропоткин (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич) , С. Л. Перовская (см. ПЕРОВСКАЯ Софья Львовна) , Н. В. Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Николай Васильевич) и др.), «долгушинцев» (см. ДОЛГУШИНЦЫ) (1872-1873; А. В. Долгушин (см. ДОЛГУШИН Александр Васильевич) , Л. А. Дмоховский и др.), «москвичей» (см. МОСКВИЧИ) (1874-1875; С. И. Бардина (см. БАРДИНА Софья Илларионовна) , И. С. Джабадари (см. ДЖАБАДАРИ Иван Спиридонович) и др.). Революционеры предприняли «хождение в народ», пик которого пришелся на 1874 («безумное лето»). Народники вели социалистическую пропаганду, направленную в конечном счете на то, чтобы поднять крестьянство на восстание. Однако «хождение в народ» кончилось полным его разгромом к концу 1875; сотни пропагандистов были арестованы, а крестьянство оказалось плохо восприимчивым к революционной пропаганде.
Значительная часть народников была осуждена на процессах «50-ти» (см. ПРОЦЕСС 50-ти) (1877) и «193-х» (см. ПРОЦЕСС 193-х) (1877-1878). Разгром «хождения в народ» привел к пересмотру организационных и тактических принципов революционеров. В 1876 сложилась централизованная революционная организация, получившая в 1878 название «Земля и воля» (см. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (народническая организация)) (М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов (см. МИХАЙЛОВ Александр Дмитриевич) , Г. В. Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) , О. В. Аптекман (см. АПТЕКМАН Осип Васильевич) и др.). Землевольцы перешли к «поселениям» в народе и пропаганде на почве ближайших интересов крестьянства. Однако преследования со стороны правительства и по-прежнему весьма слабая перспектива поднять крестьянство на восстание привели к возникновению внутри «Земли и воли» фракции политиков-террористов, считавших необходимым завоевание политической свободы.
«Народная воля»
Конфликт между «деревенщиками» (Г. В. Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) , М. Р. Попов (см. ПОПОВ Михаил Родионович) , О. В. Аптекман и др.) и «политиками» (А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов (см. МОРОЗОВ Николай Александрович) , А. А. Квятковский (см. КВЯТКОВСКИЙ Александр Александрович) , А. И. Желябов (см. ЖЕЛЯБОВ Андрей Иванович) и др.) привел в августе 1879 к расколу «Земли и воли» на две самостоятельные организации - «Черный передел» (см. ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ (народническая организация)) , оставшийся на прежних народнических позициях и уже к концу 1880 утративший заметное влияние на революционное движение, и «Народную волю», (см. НАРОДНАЯ ВОЛЯ) перешедшую к политической борьбе.
«Народная воля» стремилась к захвату власти силами революционного меньшинства; народовольцы вели пропаганду среди рабочих, военных, студентов с целью обеспечить партии поддержку. Однако в условиях крайней ограниченности сил партии террор, не игравший в программе главной роли, постепенно стал ее основным методом борьбы. Совершив ряд дерзких покушений на Александра II (см. АЛЕКСАНДР II Николаевич) , завершившихся цареубийством 1 марта 1881, народовольцы не сломили самодержавия и не получили ожидаемой поддержки в обществе.
Либеральное народничество и эсеры
После разгрома «Народной воли» на первый план выдвигается либеральное народничество, идеологи которого рассчитывали достичь социализма и избежать капиталистического развития страны путем постепенного улучшения быта и экономического положения крестьянства (Н. Ф. Даниельсон (см. ДАНИЕЛЬСОН Николай Францевич) , В. П. Воронцов (см. ВОРОНЦОВ Василий Павлович) , С. Н. Кривенко (см. КРИВЕНКО Сергей Николаевич) , С. Н. Южаков (см. ЮЖАКОВ Сергей Николаевич) и др.).
В 1901-02 разрозненные кружки и организации последователей революционного народничества, существовавшие в России и за границей, объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры (см. ЭСЕРЫ) ). Идейная платформа новой народнической партии была дополнена некоторыми марксистскими положениями - признанием значения рабочего класса (см. РАБОЧИЙ КЛАСС) и др. Главную роль в идейном перевооружении народничества сыграл В. М. Чернов (см. ЧЕРНОВ Виктор Михайлович) . Партия эсеров, самая массовая народническая партия, была окончательно разгромлена в России большевиками в начале 1920-х гг. Сколько-нибудь значительные эмигрантские народнические группировки прекратили свое существование к концу 1930-х годов.


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • народная этимология
  • народно-демократическая революция

Смотреть что такое "народничество" в других словарях:

    НАРОДНИЧЕСТВО - идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на бурж. демократич. этапе освободит. движения в России и объективно отражавшие антифеод.интересы крестьянства. Соединяя радикальную бурж. демократич. программу с идеями… … Философская энциклопедия

    НАРОДНИЧЕСТВО - идеология и движение разночинной интеллигенции в России во 2 й пол. 19 в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Народничество разновидность крестьянской,… … Большой Энциклопедический словарь

    Народничество - см. Русская литература, раздел о 60 80 х гг. XIX в. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, народничества, мн. нет, ср. (ист.). Общественно политическое движение радикальной интеллигенции второй половины 19 века, выражавшее интересы мелкого производителя, идеализировавшее крестьянскую общину, враждебно относившееся к… … Толковый словарь Ушакова

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, идеология и движение части интеллигенции в России во 2 й половине 19 в., выступавшей против остатков крепостничества и капиталистического развития России. В основе народничества вера в социалистический потенциал крестьянства, в… … Современная энциклопедия

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, а, ср. В России во второй половине 19 в.: общественно политическое движение, объединявшее лиц, боровшихся за идеи крестьянской демократии и перехода России к социализму через крестьянскую общину. | прил. народнический, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, идейное течение в среде радикальной интеллигенции во 2 й половине 19 в., представители которого выступали с позиций крестьянского социализма против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия… … Русская история

идеологом которого был

Лавров Петр Лаврович (1823-1900 гг.)

Основные произведения : «Исторические письма», «Очерки вопросов практической философии».

На формирование философских взглядов П. Лаврова оказали влияние идеи О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса.

Основная идея. Главным движущим фактором развития цивилизации Лавров считал силу научных знаний, а носителями этих знаний, по его мнению, являлись «критически мыслящие личности» (интеллигенция) – главная преобразующая сила в обществе. Он доказывал, что поскольку «цивилизованное русское меньшинство» (интеллигенция) было обязано народу своим «освобождением от физического труда» во имя умственного совершенствования, то оно должно отдать народу свой долг – просвещая и обучая его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции.

Заговорщическое направление революционного народничества – крайне радикальное течение, идеологом которого был П. Н. Ткачев

Ткачев Петр Никитич (1844-1885 гг.).

Основные произведения: «Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу» и ряд статей в журнале «Набат».

Основная идея. П. Ткачев считал, что при «диком невежестве» и «рабских консервативных инстинктах» народа ни пропаганда, ни агитация не вызовут крестьянского восстания. Народ может быть использован только как разрушительная сила в руках «революционного меньшинства» (строго законспирированная организация революционеров), которое должно захватить власть, создать «революционное государство» и положить начало «новому разумному порядку».

54. Бунтарское направление революционного народничества , идеологом которого был М. А. Бакунин – один из видных теоретиков анархизма

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876 гг.). Родился в дворянской семье и был воспитан в духе преданности царю и религии. Учился в Михайловском артиллерийском училище в Петербурге (1828-1834). Служил в артиллерийских частях в Минской и Гродненской губерниях. С 1836 в отставке, поселился в Москве. В 1840 выехал в Германию, слушал лекции в Берлинском университете. С 1843 - в Швейцарии, затем в Париже (где познакомился с П.Прудоном), установил контакты с польскими эмигрантами, с помощью которых надеялся устроить революционные выступления в России. В 1847 по требованию российского правительства выслан из Франции. В 1848 – один из руководителей Пражского восстания и восстания в Дрездене 1849. Арестован, находился в тюрьмах Саксонии, Австрии, везде был приговорен к смертной казни, помилован и наконец, в 1851 передан российским властям. Содержался в Петропавловской, Шлиссельбургской крепости. В 1857 сослан в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и Америку в Лондон. Сотрудничал в газете «Колокол», поддержал Польское восстание 1863-1864, вступил в 1 Интернационал, откуда был в 1872 г. исключен как основатель анархической организации «Альянс» и за личный проступок (не осуществил перевод «Капитала» К. Маркса, истратил полученный за него аванс). Жил в Италии, затем в Швейцарии. Умер в Берне.

Основные произведения: «Государственность и анархия», «Кнуто-германская империя», «Федерализм, социализм и антитеологизм».

Основная идея. М. Бакунин считал, что русский крестьянин является бунтарем и прирожденным социалистом, а потому учить его бунту не следует, нужно лишь призвать к бунту. Революционер должен сыграть роль искры, объединяющей разрозненные восстания (бунты) «во всеобщий бунт», с целью ликвидации существующего государства и недопущения создания нового. Конечно задача подобного бунта – социальная революция и разрушение государства, основная цель революции – уничтожение неравенства между людьми. В результате социальной революции создается новый строй - «свободная федерация рабочих ассоциаций – земледельческих и фабрично-ремесленных», прообразом которых являлась крестьянская община. Бакунин сформулировал принципы безгосударственного (анархического) общества: анархический федерализм, суд осуществляется народным собранием, действует обычное право, отсутствует армия (ее заменяет милиция – вооруженный народ) и чиновники, а также присутствуют коллективная собственность, обязательность труда, свобода мысли, слова, совести, собраний.

4-02-2017, 21:10 |

Народничество


XIX в. - это время развития общественно-политической мысли в России. В первой половине века стали создаваться первые тайные организации, в которые входили представители разных слоев населения. Именно выходцы из этих организация организовали немногим позднее в 1825 г. . Далее уже появилось еще два новых течения - это западники и славянофилы. И мнения расходились в пути развития России. Западники соответственно хотели, чтобы Россия шла по западному пути. А славянофилы, чтобы Россия шла по своему собственному пути.

А вот уже во второй половине XIX в. появилось новое течение - революционное народничество. 1870-е гг. стали эпохой расцвета народничества. Это течение признало, что в России есть предпосылки для развития социализма. И несла его идеи в массы.

Истоки народничества


В России, однако, не было четкого понятия, чтобы описать течение народничества. Оно людям представлялось расплывчатым. И таким образом каждый, кто сочувствовал ужасной доли простого русского населения деревни мог считаться народником. Главная мысль народничества заключалась в том, что русская деревня страдает и нужно страдания ее облегчить. А следовали они по формуле, которую еще высказывал А.И. Герцен. Это формула о том, что будущее России это простой сельский мужик.

Народники в своем учении опирались на русскую крестьянскую общину. Именно из нее, по их мнению, могло вырасти справедливое общество - то есть, что то похожее на социализм. Представители народничества постоянно вели горячие споры о методах борьбы. То есть о том, как Россия должна прийти к социалистическому обществу. Многие придерживались революционного пути развития.

Но вместе и с революционными народниками существовало мирное либеральное течение народничества. Особенно хорошо видно таких представителей во время правления . Именно при царе-миротворце это течение действовало наиболее активно. Общим для всего народничества было то что они понимали истинный путь России. Они придерживались теории, что Россия может пойти по самобытному пути развития. Для этого у нее есть потенциал, как политический, так и экономический.

В период 1860-х гг. многие нигилисты ждали скорейшего прихода революционных потрясений. Идеалом для таких революционеров служил герой романа «Что делать?» - Рахметов. Самое главное они видели свое предназначение в том, чтобы создать подпольную организацию. А затем выйти из тени и помочь осуществить революцию. Но постепенно идея скорейшего восстания сошла на нет. И многие народники стали больше задумываться о революционном терроре.

Этапы развития народничества

Отечественная историческая наука закрепила в историографии несколько этапов развития революционного народничества:

  1. 1860-е гг. - это время создания первых подпольных организаций. В это же время складывается официальная идеология народников. Первый очаг истоков народнического движения - это вокруг журнала «Колокол», которое издавали Герцен и Огарев. А второй очаг вокруг журнала «Современник», который выпускали Некрасов и Чернышевский. Это так называемый «прокламационный период» народничества. Это потому что главным видом продвижения течения была прокламация и пропаганда. Но вот идеи этих опусов были самые разнообрзные. Характер пропаганды тоже был разный. Кто-то призывал молодежь двигаться к обновлению страны, но только мирным путем. А вот более радикальные представители призывали наоборот к кровопролитной революции.
  2. 1870-1880 гг. - а вот в этот период все организации народников складываются окончательно. И все больше представителей народничества склоняются к радикальному течению. В основном народники были представлены в это время нелегальными кружками
  3. 1880-1890 гг. - период поражения революционного народничества. Так же все больше появляется представителей либерального народничества, да и к тому же в это время по России все больше распространяются идеи марксизма.

Основные течения народничества


Революционное течение народничества приобрело радикальный характер вместе с выстрелом в Каракозова. Позднее стали появляться новые представители народничества, такие как Бакунин и Огарев. Они стали большими противниками российского самодержавия. Это было обязательно при переходе к социализму.

Кстати представители народничества относились к либеральным политическим течениям отрицательно. И вообще старались породить в общество нигилистическое отношение к закону и правительству. И это со временем принесло свои плоды. Более всего такое отношение к правовому строю проявилось в период «белого террора» или движения молодежи и студентов под предводительством Нечаева. Об этом мы поговорим ниже.

Кстати тот же Бакунин осудил Нечаева и его движение. Сказал о том, что оно вообще было безнравственным. Но, тем не менее, ему импонировало движение к революционным преобразованиям. Сам Бакунин придерживался идеи полного уничтожения тогдашнего политического строя в России. Его течение было «бунтарским». Кроме этого было еще течение «заговорщическое» - ее лидер П.Н. Ткачев. При помощи заговорщиков Ткачев планировал свергнуть власть и совершить переворот. И последнее здесь движение это «Пропагандистское» - лидер П.Л. Лавров. В данном течении приветствовалась всеобщая пропаганда идей народничества в массы.

Первой большой акцией революционных народников стало самое известное «Хождение в народ». Это событие произошло в лето 1874 г. Это пропагандистское движение, в котором поучаствовали примерно две тысячи народников. А по масштабу ему не было равных, потому что народники прошли по 30 губерниям. Но тем не менее, не смотря на большой масштаб хождение потерпело неудачу. Представители народничества продвигали свои идеи, но не понимали до конца, что же нужно крестьянам. А обычный не крестьянин оказался не готов слушать такие идеи от народников.

Представители народничества


Итак, самым ранним известным представителем народничества был Нечаев и его движение «Нечаевщина». Сам Нечаев был из разночинцев с авантюрным складом характера. Ему ненавистно было самодержавие. Будучи за границей убедил Бакунина в том, что у него на Родине своя организация «Народная расправа». Бакунин помог напечатать ему листовки, от имени этой организации. Так же им были составлены правила революционера. Так, по мнению Нечаева настоящий революционер должен презирать нравственность общества и ненавидеть политическую власть. В 1871 г. Нечаев вновь скрылся за границей, но его оттуда выдали как политического преступника. Он отправился в Петропавловскую крепость.

Самым большим идеологом народничества был М. Бакунин. Для революционного народничества это был самый важный человек. Уехав за границу в 1840-х гг. он продвигает свою идею полного уничтожения политического строя России. Так же он не остался в стороне от «весны народов». Там он четко высказывался о решении славянского вопроса революционным путем. В народничестве Бакунин двигал идею общинного социализма. Он утверждал, что эта теория социализма отличается от теории Маркса.

Значение движения народничества


Движение народничества имело успех практически до конца 1880-х гг. А самым главным действом народников стало убийство императора . Произошло это 1 марта 1881 г. Император проезжал на карете по Грибоедвскому каналу. Там его ждал студент из народовольческую организации «Народная воля». Прогремел взрыв. Император не пострадал. Вышел оказать помощь, охранявшим его казакам. И немного времени спустя прозвучал второй взрыв. Государю повредило сильно ноги. Его доставили в Зимний дворец, где он и скончался.

После вступления на престол проводятся массовые розыски виновных в покушении. То время больших гонений на народовольческое движение.

Народничество видео

Общественное движение после 1861 года пошло двумя основными путями. Либералы выбрали путь легальной борьбы за расширение политических и гражданских прав, за реформы. Революционное направление было представлено марксизмом и народниками.

Идеологической основой народничества являлись представления об особом историческом пути России и идея русского общинного социализма, к которому можно было перейти, по их мнению, миную капитализм. Достигнуть социализма можно было путем крестьянской революции. Народниками этих людей называли потому, что они, глубоко сочувствуя страданиям народа, выступали его защитниками, пошли в народ, чтобы поднять его на революцию.

В народничестве выделяют 3 течения:

1. Пропагандистское. Его лидером стал Петр Львович Лавров. Считал, что революцию надо тщательно готовить, ведя пропаганду среди крестьянства. Это поможет избежать насилия. Вести пропаганду должны «критически мыслящие личности», лучшие представители интеллигенции. Чтобы развернуть пропаганду, необходимо создать большую организацию. Она разбудит крестьянство, внесет в него социалистическое сознание и тем самым подготовит все крестьянство к социальной революции.

2. Бунтарское или Анархистское. Его идеологом был Михаил Александрович Бакунин. Он выступал за уничтожение государства в ходе всенародного восстания и установления социализма в форме ассоциации самоуправляющихся общин. Главной силой революции считал крестьянство и деклассированные элементы. Считал, что русский крестьянин по натуре бунтарь, он готов к революции. Поэтому задача интеллигенции – идти в народ и сразу поднимать его на революцию.

3. Заговорщицкое. Его идеологом стал Петр Никитич Ткачев. Считал, что самодержавие имеет социальной опоры, поэтому небольшая группа заговорщиков может легко захватить власть и провести социалистические преобразования. Следовательно, задача создать такую организацию, хорошо законспирированную, дисциплинированную, способную захватить власть.

Ни одно из трех направлений не стало господствующим, основным среди революционеров-практиков. В основном они сочетались в деятельности каждой народнической организации. Таким образом, идеологи народничества предложили революционной молодежи три способа действия. Проверка и выбор лучшего из них осуществлялись только в ходе практической деятельности народников.

В начале 70-х годов стали возникать первые кружки народников. С 1874 года народники практиковали «хождение в народ», т.е. непосредственную пропаганду социализма среди крестьян. Под видом кузнецов, сапожников, бурлаков представители интеллигенции отправлялись по селам и деревням. Но народ к социальной пропаганде оказался глух, начались аресты, более 16,5 тысяч человек оказалось под следствием. Неудача подтолкнула к созданию мощной организации. Ею стала «Земля и воля», образованная в 1876 году. Руководителями организации стали Натансон, Михайлов, Плеханов, Перовская, Фигнер, Желябов. Пропаганда стала носить оседлый характер, но по-прежнему не давала результатов. Поэтому все большее место в деятельности организации стал занимать террор. Организованны покушения на петербургского градоначальника Трепова и ряд покушений на императора. В 1879 году «Земля и воля» распалась на две организации: террористическую «Народная воля» (лидер Желябов) и пропагандистскую «Черный передел» (лидер Плеханов).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные