Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Валерий Яковлевич Брюсов Поэт; основоположник русского символизма; прозаик; драматург; драматург;драматург критик; критик;критик переводчик; переводчик; литературовед литературовед


Символизм направление в литературе и искусстве, которое впервые появилось во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространилось в большинстве стран Европы. Многие представители русского символизма приносят в это направление новое, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы. В русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров. Символизм направление в литературе и искусстве, которое впервые появилось во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространилось в большинстве стран Европы. Многие представители русского символизма приносят в это направление новое, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы. В русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров.литературе искусстве ФранцииXIX века Серебряный веклитературе искусстве ФранцииXIX века Серебряный век


Детство и образование Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года, в Москве, в купеческой семье. Дед со стороны отца купец из бывших крепостных, дед со стороны матери поэт-самоучка А. Я. Бакулин. Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года, в Москве, в купеческой семье. Дед со стороны отца купец из бывших крепостных, дед со стороны матери поэт-самоучка А. Я. Бакулин.13 декабря Москве 13 декабря Москве Окончив московскую гимназию Льва Ивановича Поливанова, Валерий Брюсов в годах учился на историко- филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем на историческом (окончил с дипломом 1 степени). В 1896 женился на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его преданной помощницей, после смерти хранителем архива и издателем наследия. Уже в ранней юности в личности Брюсова парадоксально проявились два антонимичных начала самоотдача стихиям жизни и волевая организующая активность, склонность к «конструированию» себя и управлению окружающими людьми и ситуациями. Окончив московскую гимназию Льва Ивановича Поливанова, Валерий Брюсов в годах учился на историко- филологическом факультете Московского университета, сначала на отделении классической филологии, затем на историческом (окончил с дипломом 1 степени). В 1896 женился на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его преданной помощницей, после смерти хранителем архива и издателем наследия. Уже в ранней юности в личности Брюсова парадоксально проявились два антонимичных начала самоотдача стихиям жизни и волевая организующая активность, склонность к «конструированию» себя и управлению окружающими людьми и ситуациями.Льва Ивановича Поливанова Льва Ивановича Поливанова


Творческий дебют В Валерий Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», состоящих из его собственных переводов из французских символистов и произведений некоторых начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических сборниках «Chefs d"oeuvre» («Шедевры», 1895), «Me eum esse» («Это я», 1897) и сборнике переводов из Поля Верлена «Романсы без слов» (1894) Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения. Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного с несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала новую школу заметным фактом литературной жизни. Книги стихов «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909) определили антонимичную ориентацию его поэтики на традиции французского «Парнаса» с его твердыми жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко- мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью. В Валерий Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», состоящих из его собственных переводов из французских символистов и произведений некоторых начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических сборниках «Chefs d"oeuvre» («Шедевры», 1895), «Me eum esse» («Это я», 1897) и сборнике переводов из Поля Верлена «Романсы без слов» (1894) Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения. Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного с несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала новую школу заметным фактом литературной жизни. Книги стихов «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909) определили антонимичную ориентацию его поэтики на традиции французского «Парнаса» с его твердыми жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко- мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью.Поля Верленашколу Поля Верленашколу


Культурно-просветительская и педагогическая деятельность после Октябрьской Революции Валерий Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной переворот в истории человечества, активно сотрудничал с советской властью в области культурного просвещения. В 1920 вступил в Коммунистическую партию. В возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном ученом совете, Госиздате и др.; читал лекции в 1-ом МГУ, организовал в 1921 Высший Литературно-художественный институт и был его первым ректором, преподавал в Коммунистической академии, в Институте слова. Валерий Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной переворот в истории человечества, активно сотрудничал с советской властью в области культурного просвещения. В 1920 вступил в Коммунистическую партию. В возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, занимал ответственные посты в Государственном ученом совете, Госиздате и др.; читал лекции в 1-ом МГУ, организовал в 1921 Высший Литературно-художественный институт и был его первым ректором, преподавал в Коммунистической академии, в Институте слова.МГУ




Юному поэту Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее область поэта. Только грядущее область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно, Только ему, безраздумно, бесцельно, Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. Зная, что в мире оставлю поэта.


Каменщик Каменщик, каменщик в фартуке белом, Каменщик, каменщик в фартуке белом, Что ты там строишь? кому? Эй, не мешай нам, мы заняты делом, Эй, не мешай нам, мы заняты делом, Строим мы, строим тюрьму. Строим мы, строим тюрьму. Каменщик, каменщик с верной лопатой, Каменщик, каменщик с верной лопатой, Кто же в ней будет рыдать? Верно, не ты и не твой брат, богатый. Верно, не ты и не твой брат, богатый. Незачем вам воровать. Незачем вам воровать. Каменщик, каменщик, долгие ночи Каменщик, каменщик, долгие ночи Кто ж проведет в ней без сна? Кто ж проведет в ней без сна? Может быть, сын мой, такой же рабочий Может быть, сын мой, такой же рабочий Тем наша доли полна. Тем наша доли полна. Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй. Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй. Тех он, кто нес кирпичи! Тех он, кто нес кирпичи! Эй, берегись! под лесами не балуй... Эй, берегись! под лесами не балуй... Знаем все сами, молчи!


Грядущие гунны Где вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром! Что тучей нависли над миром! Слышу ваш топот чугунный Слышу ваш топот чугунный По еще не открытым Памирам. По еще не открытым Памирам. На нас ордой опьянелой Рухните с темных становий Рухните с темных становий Оживить одряхлевшее тело Оживить одряхлевшее тело Волной пылающей крови. Волной пылающей крови. Поставьте, невольники воли, Шалаши у дворцов, как бывало, Шалаши у дворцов, как бывало, Всколосите веселое поле Всколосите веселое поле На месте тронного зала. На месте тронного зала. Сложите книги кострами, Пляшите в их радостном свете, Пляшите в их радостном свете, Творите мерзость во храме, Творите мерзость во храме, Вы во всем неповинны, как дети! Вы во всем неповинны, как дети! А мы, мудрецы и поэты, Хранители тайны и веры, Хранители тайны и веры, Унесем зажженные светы Унесем зажженные светы В катакомбы, в пустыни, в пещеры. В катакомбы, в пустыни, в пещеры. И что, под бурей летучей, Под этой грозой разрушений, Под этой грозой разрушений, Сохранит играющий Случай Сохранит играющий Случай Из наших заветных творений? Из наших заветных творений? Бесследно все сгибнет, быть может, Что ведомо было одним нам, Что ведомо было одним нам, Но вас, кто меня уничтожит, Но вас, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном. Встречаю приветственным гимном.

Сочинение


1. Брюсов и русский символизм.
2. Творческий путь поэта.
3. Ранняя лирика Брюсова.
4. Упорный труд - путь поэта к истинному мастерству.

Свой поэтический путь В. Я. Брюсов начал как «потрясатель основ», который с завидным упорством и настойчивостью продвигал в русскую литературу новое направление - символизм. К тому времени, когда Брюсов появился на литературной сцене, главные принципы символизма уже были провозглашены - вышла книга стихов Мережковского «Символы» (1892), однако Брюсов сумел взять на себя роль вождя символистов и, кроме того, труднейшую задачу формирования нового типа читателя. Более того, личная судьба поэта настолько прочно переплелась с историей символизма, что справедливо будет сказать, что Брюсов и русский символизм являются одним целым.

Стихи писать Брюсов начал уже в восьмилетнем возрасте, а в гимназии вместе с товарищами издавал литературный журнал. А затем последовал выпуск первых поэтических сборников под названием, а которых начинающий поэт сделал попытку объяснить суть нового направления под названием символизм. Брюсов говорил о том, что это новое направление - «поэзия оттенков», которая должна сменить «поэзию красок». Однако в критике его сборники вызвали не только непонимание, но и насмешки. В. С. Соловьев критически высказался по поводу нового автора и его стихов. Впоследствии он не пропускал ни одного выпуска стихов Брюсова, и всякий раз беспощадно критиковал поэта. В одной из рецензий Соловьев писал: «...если бы даже я был одушевлен самою адскою злобой, то все-таки мне было бы невозможно исказить смысл этих стихотворений - по совершенному отсутствию в них всякого смысла». После такого отзыва Брюсов мог, конечно, чувствовать себя не только раздавленным, но вообще не состояться как поэт. Но он сумел обернуть поражение в свою пользу, и скандальный дебют только утвердил в поэте решимость двигаться в избранном направлении. Он выпускает сборник стихов, пишет теоретические работы, сотрудничает с «Миром искусства», что приносит Брюсову известность.

Брюсов не только пишет стихи, но и пробует свои силы в прозе. В 1908 году выходит его лучшее прозаическое произведение - роман «Огненный ангел». Кроме того, поэт берется и еще за многие дела: руководит издательством «Скорпион», организует альманах «Северные цветы», является ведущим автором и символистического журнала «Весы». Вершиной славы Брюсова стало первое десятилетие XX века, после чего его популярность медленно, но неуклонно шла на убыль.

Раннюю лирику большинство его современников не только не принимали, но и считали полной бессмыслицей. Например, стихотворение Брюсова «Творчество». Особенно раздражали того же В. С. Соловьева строки:

Входит месяц обнаженный
При лазоревой луне...

Критик писал по этому поводу: «Обнаженному месяцу всходить при лазоревой луне не только неприлично, но и вовсе невозможно, так месяц и луна только два названия для одного и того же предмета». Да и само начало стихотворения казалось полнейшей несуразицей, при том еще и вычурной:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки
При лазоревой луне..,

А ведь этот, на первый взгляд, нереальная картина - точное описание того, что видел каждый вечер перед собой поэт. В. Ф. Ходасевич, который частенько бывал в доме Брюсова писал: «Дом на Цветном бульваре был старый, нескладный, с мезонинами и пристройками, с полутемными комнатами и скрипучими деревянными лестницами. Было в нем зальце, средняя часть которого двумя арками отделялось от боковых. Полукруглые печи примыкали к аркам. В кафелях печей отражались лапчатые тени больших латаний и синева окон. Эти латании, печи и окна дают расшифровку одного из ранних брюсовских стихотворений, в свое время провозглашенного верхом бессмыслицы».

То есть символист Брюсов не писал замысловатую картину - он всего лишь достоверно изобразил ту обстановку, в которой и проходил его творческий процесс. В те мгновения, когда в сознании поэта рождаются образы, мир реальный и вымышленный сливаются воедино и «тень несозданных созданий» облекается в реальные формы. В этих формах - единство фантазии и действительности:

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

В газете «Новости» Брюсов объяснял свое стихотворение: «...какое мне дело до того, что на земле не могут быть одновременно видны две луны, если для того, чтобы вызвать в читателе известное настроение, мне необходимо допустить эти две луны, на одном и том же небосклоне». М. И. Цветаева писала о том, что Брюсов будет скорее понят и принят потомками, чем современниками: «Творение Брюсова больше творца. На первый взгляд лестно, на второй - грустно. Творец, это все завтрашние творения, все Будущее, вся неизбывность возможности: неосуществленное, но не неосуществимое - неучтимое - в неучтимости своей непобедимое: завтрашний день». Однако ранняя лирика не ограничивается стихотворениями «непонятными». В его лирике появляются и те, в которых и образы и звуковые сочетания подчинены определенной логике, а поэт проявляет себя как скульптор, совершенствуя свой стих:

Верю, дерзкий! Ты поставишь
По Земле ряды ветрил.
Ты своей рукой направишь
Бег планеты меж светил...

А в других стихах мы можем услышать и нотки романтизма:

Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей,
И, как тихая греза печали,
Ты прошла по заветной аллее.
По аллее прошла ты и скрылась...
Я дождался желанной зари,
И туманная грусть озарилась
Серебристою рифмой Марии.

Часто среди критиков слышалось мнение о том, что Брюсов, не имея особого таланта стихотворца, упорным трудом достиг подлинного мастерства. Б. Л. Пастернак написал к 50-летию Брюсова стихотворение, в котором говорил:

Что мне сказать? Что Брюсова горька
Широко разбежавшаяся участь?
Что ум черствеет в царстве дурака?
Что не безделка - улыбаться, мучась?
Что сонному гражданскому стиху
Вы первый настежь в город дверь открыли?
Что ветер смел с гражданства шелуху
И мы на перьях разодрали крылья?..

К. В. Мочульский писал после смерти Брюсова о нем: «Его историческое значение огромно. Он поставил ремесло подножием искусству: упорной и тяжелой работой дошел до мастерства, и навсегда оградил поэзию от дилетантизма... Он был своего рода Ломоносовым, и вся современная русская поэзия многим ему обязана».

    В. Я. Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он - вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления "новых" поэтов (сборники "Русские символисты", 1894 - 1895), один из руководителей издательства "Скорпион" и журнала "Весы", объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик "нового" направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий.


Биография поэта

  • Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье.

  • Первая публикация была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет.

  • Обучался в гимназии, потом учился в Московском университете на историко-филологическом факультете.

  • В студенческие годы Брюсов издал сборник "Русские символисты" состоявший в основном из его собственных стихов.

  • В 1899 году Брюсов становится одним из организаторов издательства "Скорпион", в 1900 году издает книгу "Третья стража", которая знаменует его переход к поэзии символизма.

  • 1901-1905гг. - под руководством Брюсова создаётся альманах "Северные цветы”; 1904-1909гг. - Брюсов занимается редактированием журнала "Весы", являвшимся центральным органом символистов. Выходят такие поэтические сборники Брюсова, как "Граду и миру" (1903), "Венок" (1906), "Все напевы" (1909).


  • Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы.

  • Брюсов приобрел репутацию мэтра литературы, его почитают, как "первого в России поэта" (А.А.Блок), "восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать" (Н.Гумилев).

  • В 1920 году поэт вступил в партию большевиков, возглавил президиум Всероссийского союза поэтов. Брюсовым был организован Высший литературно-художественный институт, где Валерий Яковлевич стал первым ректором.

  • Жизнь Брюсова оказалась недолгой, 9 октября 1924 года он умер в Москве.


Основные черты творчества Брюсова

  • В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические.

  • Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то - отчаявшийся в жизни человек, вконец извращённый, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти

  • Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга.


  • В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики.

  • Нельзя, однако, назвать поэта преемником Пушкина и других классиков, влияние которых ощущается во многих брюсовских стихотворениях, - Брюсов выработал особую форму классического стиха - отличающуюся от языка Пушкина своей необычностью (экзотичностью, иногда изысканностью) - вероятно, являющейся следствием внутренних переживаний.


Характеристики, данные творчеству Брюсова

  • Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов - «поэт мрамора и бронзы».

  • В то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу».

  • По Л. Каменеву Брюсов - «молотобоец и ювелир».

  • Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым.


Новаторство Брюсова

  • Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, пытаясь разбить канонические формы, ввёл несколько новых стихотворных приёмов, в частности, «свободный стих» (франц. vers libre ), новую, «неточную» рифму, «частушечные» рифмы в стихотворениях. Почти все русские поэтические школы и направления использовали новаторства Брюсова.


Избранные цитаты

    Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я! (4 марта 1893, дневник) .

  • Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния. (Там же, 1898) .


Валерий Яковлевич Брюсов - основоположник русского символизма - выпустил в 1894-1895 годах три сборника «Русские символисты». Как оказалось позже, автором большинства стихов был сам Брюсов, выступавший под разными псевдонимами, чтобы создать иллюзию существования литературного объединения единомышленников.
В моменты творческого озарения, считал Брюсов, поэта посещают удивительные и странные образы. Передать их можно только с помощью символов, которые должны «как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение».
И это Брюсову блестяще удавалось. Вот два четверостишия из стихотворения «Творчество»:.

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

Происхождение стихотворения таково. Дом Брюсовых находился в Москве напротив цирка. В окна смотрела реклама, которая км оралась по вечерам, голубоватый фонарь напоминал «лазоревую луну». В комнате стояли пальмы-латании, листья которых отбрасывали тени на кафель печи. Догорающий закат рисовал на «эмалевых стенах» те самые «фиолетовые руки», которые описал поэт.
Для Брюсова-символиста искусство - это «постижение мира другими, не рассудочными путями». Он хотел подняться над действительностью в миры высокой культуры. Для этого, как ему кажется, нужно только уйти от грязи современности. В 1896 году к стихотворении «Юному поэту» он пишет:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.

Второй завет: «Никому не сочувствуй», третий - «Поклоняйся искусству». Себе в похвалу Брюсов ставит, что его идеал «человека» стоит выше идеала родины. Молиться неземной красоте, чувствовать себя гражданином Вселенной, на равных разговаривать с пирамидами и викингами, с созданным в мечтах миром идеальной природы - это высшее счастье для поэта: «Я все мечты люблю, мне дороги все речи, и всем богам я посвящаю стих...»
Брюсов всегда был певцом города («Я люблю заставы, переулки Москвы», «Огни электрических конок», «Городу»). Город для него - центр цивилизации, разума, знаний, торжества возможностей человека. Понимание неотвратимости Рока, который обрушится на город-спрут, где пока еще царит бездумие, отражено в символической форме в стихотворении «Конь блед» (1903).
Брюсов приветствовал революцию 1917 года. Он по-своему воспринимал свершавшееся в России: ни грубость, ни темнота его не пугали. Поэт-символист стал поэтом, романтизировавшим реальную действительность. Экзотичный, нездешний мир сменился в его стихах на «мир новый - общий океан», а «Октябрь лег в жизни новой эрой».
Он никак не мог предположить, что новая литература, новое общество, которое он столь восторженно приветствовал, на десятки лет практически забудут о нем, вспоминая только тогда, когда будут ругать введенный им в литературу символизм.

    Любовь к труду и вера в него, вера в человека труда - умного и дерзостного - определяла оптимизм Брюсова. Он непрестанно славил «подвиг мысли и труда», его героями становятся и безымянные труженики - пахарь и каменщик, рабочий и швея, и великие труженики...

    По свидетельству одного из близких знакомых Брюсова П.Перцова, стихотворение было написано после длительного разговора о только-только появившихся первых стихах Блока. Та, которую они видят и слышат, - это Вечная Женственность, Прекрасная Дама, Мировая...

    Мне кажется, что поэзия Валерия Брюсова стоит как-то особняком от основного потока «серебряного века». И сам он, как личность, резко отличается от современных ему поэтов. Он весь городской, кубообразный, жесткий, с хитринкой и очень волевой человек....

    Родился Набоков 22 апреля 1899 года в Санкт-Петербурге. Отец - из старинного дворянского рода, известный правовед, один из лидеров кадетской партии, принимал участие в первом составе Временного правительства. Мать принадлежала к известному аристократическому...

  1. Новое!

Одним из родоначальников русского символизма и характерным представителем поэзии «серебряного» века был В. Я. Брюсов (1873- 1924). Сложный в общении, по-своему относящийся ко многим явле-ниям в искусстве В. Брюсов — один из основоположников модерни-стской поэзии в России. В 1894-95-м годах Валерий Яковлевич изда-ет три сборника «Русские символисты», основным автором которых стал сам поэт, представивший образцы «новой поэзии». Это была первая коллективная декларация модернизма в России. По мысли Брюсова, символизм должен стать «поэзией оттенков», выражающей «тонкие, едва уловимые настроения». К концу 90-х годов XIX века В. Брюсов становится одним из наиболее ярких поэтов символист-ской ориентации. В 1900 году вышел поэтический сборник «Третья стража», в котором осмысливается современность через углубление в историю и мифологию. В Поэтическом сборнике «Граду и миру» (1903) отразились впечатления и размышления, вызванные от по-ездки по Италии и Франции, где произошло знакомство В. Брюсова с культурой эпохи Возрождения. Сборник был построен по принципу единого композиционного целого (что стало важным для практики поэтов-символистов вообще), отличался жанрово-тематическим раз-нообразием. А. Блок восторженно отозвался о книге, отметив, что в ней «есть преемничество от Пушкина — и по прямой линии».

В лирике В. Я. Брюсова выделяются две ведущие темы: истори-ко-мифологическая и тема города. Поэт-символист воспринимает современный мир как «позорно-мелочный, неправый, некрасивый». Объединяя прошлое, настоящее и будущее, Брюсов пытается найти связующую нить истории. Хрестоматийным стихотворением данной тематики является «Ассаргадон», в котором в качестве лирического героя выбрана сильная, незаурядная личность, ассирийский царь- завоеватель 7 века до н.э. Ассаргадон, а точнее Асархаддон. На сте-не в Сирии сохранились надписи о его сокрушительных победах. Пафос стихотворения — утверждение необыкновенной личности, склонной к гордому уединению, так как «исчерпал до дна тебя, земная слава!» Лирический герой, царь Ассаргадон — полководец, способный с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход ис-тории, на движение времени:

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море. Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре…

Герой «упоен величьем» своих побед, не знает поражений, воен-ных неудач, но одинок:

И вот стою один, величьем упоен…

Характеризуя царя как человека чрезмерно возгордившегося, забывшего о простых людях, мечтающего о подвигах как о детской забаве, поэт раскрывает трагическую сущность сильной личности. Стихотворение написано в форме сонета. В первых двух строфах автор утверждает власть Ассаргадона, описывая его сокрушитель-ные победы над целыми народами, странами, городами. Последние две строфы сонета — неутешительный итог разрушительных похо-дов царя-полководца. Пафос большинства поэтических произведе-ний В.Я. Брюсова на историческую тематику («Ассаргадон», «Анто-ний», «Александр Великий» и др.) — утверждение сильной личности, деяния которой часто приводят не к созиданию и про-грессу, а разрушают саму основу человеческого общежития. Дви-жение истории В. Я. Брюсов представлял как смену культурных эпох, происходящую под воздействием внутреннего разложения старого мира и под натиском нецивилизованных племен, варваров, призванных уничтожить прошлое.

В. Я. Брюсова волнуют высокие темпы развития цивилизации, всеобщая механизация, расцвет городов и в связи с этим утрата че-ловеком нравственных ценностей, моральных ориентиров. Совре-менный город с бурно развивающейся промышленностью, с заменой ручного труда машинным производством вызывает опасения поэта:

Улица была — как буря. Толпы проходили, Словно их преследовал неотвратимый Рок. Мчались омнибусы, кебы и автомобили, Был неисчерпаем яростный людской поток.

«Стальной», «кирпичный», «стеклянный», с «железными жила-ми» город властвует над людьми, являясь средоточением порока: злобы, нищеты, разврата. В поэтическом мире Валерия Брюсова город, совмещая в себе все ужасы цивилизации, сам становится соб-ственным палачом и наносит себе непоправимый вред:

Коварный змей с волшебным взглядом! В порыве ярости слепой Ты нож, с своим смертельным ядом, Сам подымаешь над собой. («Городу»)

Притягивая человека эфемерным величием, масштабностью (Ты — чарователь неустанный, / Ты — не слабеющий магнит…), город является также и центром существующей науки и индустрии:

Горят электричеством луны На выгнутых длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках… («Сумерки»)

Двойственное отношение поэта к городу заставляет В. Брюсова ис-кать пути выхода из создавшегося положения. И здесь художнику на помощь приходит сильная личность, которая вмешается в процесс ме-ханизации жизни, бросит вызов порочности современной цивилиза-ции, все преодолеет, и жизнь вновь наполнится энергией борьбы, уст-ремится к обновлению, станет способной к изменению мира, вызовет прогресс мировой науки, искусства, индустрии. И в итоге произойдет расцвет цивилизации, которая достигнет небывалых вершин: Материал с сайта

Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона. Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми, — затем, что я поэт. Затем, что молнии сверкали. («Кинжал»)

В брюсовской поэзии урбанистическая тема перекликается с по-иском яркой, сильной личности, способной не только к перерожде-нию и собственному возрождению, но и к изменению современной цивилизации, к преодолению мнимых, пустых взаимоотношений мира с искусством.

В последние годы жизни Брюсов занимается переводами, пишет статьи, посвященные теории стихосложения, изучению творчества Пушкина, русской литературы. В своем творчестве В. Я. Брюсов со-единил строгие заветы классической литературы с поиском новых поэтических средств. О собственном месте в литературе поэт гово-рил следующее: «Я хочу, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные