Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Возможности общего образовательного пространства в СНГ.

В странах СНГ существуют давние исторические традиции межнационального сотрудничества. Они являются мощной предпосылкой формирования качественно нового поликультурного и полиэтнического образовательного пространства. Население СНГ издревле многонационально. В социальных, политических, экономических и демографических процессах стран СНГ наряду с основными этносами участвуют представители более чем 100 этнокультурных групп. Так, в Казахстане существует три группы народов, определяющих этнический облик страны: казахи, европейское население, этносы азиатского и кавказского происхождения. Этнокультурное многообразие СНГ не исключает установления между его участниками реальных культурных связей, которые имеют благоприятные перспективы развития.

Исторические, экономические, политические, культурные, этнические связи многокультурных и многоэтнических постсоветских республик вызывают объективную возможность адекватной педагогической политики, дают надежду на возрождение и развитие новой межгосударственной общности. Важным инструментом формирования такой общности должно быть взаимодействие систем образования.

В СНГ официально декларируется педагогический курс с учетом поликультурного и полиэтнического фактора и необходимость интеграции культурно-образовательного пространства. За время существования Содружества приняты десятки документов, касающихся интеграции в сфере образования и культуры.

Предпосылками интеграционных педагогических процессов, создания общего культурно-образовательного пространства служит общность культуры и истории, совпадение экономических интересов, сохранение связующей роли русского языка и культуры, сходство систем образования, близкие уровни педагогической науки, научно-методического обеспечения учебных заведений, стремления к демократической смене педагогических парадигм. Впрочем, подобные предпосылки могут быть реализованы при определенных условиях осуществления школьной политики: равноправии, добровольности, учете взаимных интересов, согласованности и синхронизации действий, унификации стандартов и пр.

К настоящему времени возникли приметы складывания в СНГ общих подходов к образованию. Речь идет о ряде соглашений о сотрудничестве в области образования, к примеру, о взаимном признании свидетельств об образовании, введении сходной многоуровневой системы подготовки педагогических кадров, организации профильного обучения в общеобразовательной школе и т.д. Создание нового образовательного пространства, однако, затруднено, поскольку наряду с интеграцией в экономике, образовании, культуре развиваются и дезинтеграционные процессы, которые, в частности, проявляются в минимизации обмена научно-педагогической информацией, углублении разрыва культурно-образовательных связей. Возникает немало проблем в отдельных государствах Содружества при реализации поликультурной педагогической политики. Вследствие всего этого перспективы общего культурно- образовательного пространства СНГ выглядят неопределенно.

Российская Федерация – одно из наиболее многонациональных государств мира. В России проживает свыше 160 этнических групп, по преимуществу говорящих на собственных языках; 23 наиболее многочисленные (свыше 400 тыс. человек) национальности. По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 мая 2014 г. составила 146 млн, в том числе 1 млн – это татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне и 116 млн – русские .

Часть меньшинств, в том числе жители национальных образований, обладают правами государственной автономии. Русские составляют абсолютное или относительное большинство населения в 12 из 21 этнической республики; в шести абсолютное меньшинство жителей относится к титульному этносу. Например, в Республике Саха (Якутия) лишь 33% населения якуты.

Российская демографическая ситуация характеризуется резкой "реактивизацией субъектности этносов". Показательны в этом смысле почти 40-процентное увеличение числа народов за период 1989-1994 гг., а также получение при переписи 2002 г. более 800 вариантов ответов на вопрос о национальной принадлежности. Эти факты – отнюдь не следствие бурного этногенеза. Они наглядно свидетельствуют о росте и изменениях национального сознания, происшедших вследствие распада общности "советский народ", переменах в самоидентификации представителей субкультурных этпогрупп.

В России новая парадигма образования предусматривает право людей приобщаться к тем культурным ценностям, которые они находят верными и привлекательными. Очевидно, что нарастающая этнокультурная диверсификация требует проведения последовательной государственной политики поликультурного образования.

Педагогическая политика в Российской Федерации невозможна без учета объективной данности – многонациональности социума. Эта политика отражает сосуществование множества национальных культур, каждая из которых – компонент российской цивилизации. Сердцевиной государственного курса является идея о том, что базой обучения и воспитания служат культурная общность и многообразие, где связующим стержнем выступает русская культура. В школьно-педагогической политике идет поиск оптимального сочетания интересов центра и регионов на принципах сближения содержания воспитания и обучения с учетом ценностей и диалога культур. Такая политика подвергается давлению двух негативных разнонаправленных тенденций: к предельной суверенизации и игнорированию императивов поликультурности.

Россия как объект образовательной политики остается в значительной степени целостной структурой, поддерживаемой системой государственных институтов федерального и регионального уровней. В то же время подобная структура, будучи полиэтничной и поликультурной, чрезвычайно неоднородна. В ней экстраполируются социально-политические и культурно-этнические особенности российского сообщества. Педагогическая политика предусматривает, с одной стороны, самореализацию граждан независимо от национальной принадлежности, с другой стороны, решает комплекс проблем, возникающих вследствие многонациональное™ социума. Поликультурный и полиэтнический характер объекта и субъектов образования, как видно, создает существенные сложности реализации педагогической политики. Необходимо решать педагогические проблемы, вызванные культурной и национальной разнородностью социума, добиваться воспитания учащихся как участников единого социально-политического, культурного, экономического пространства.

Российская политика в сфере образования формируется на фоне изменений процесса этнокультурной интеграции н дезинтеграции, эволюции государственной системы, социально-экономического расслоения, дифференциации по национальному признаку.

Круг политических проблем, относящихся к поликультурному образованию, входит составной частью в стратегию модернизации российского образования. Эти проблемы соприкасаются с вопросами гражданского (патриотического) воспитания, формирования плюралистической идентичности, общенационального единства. Педагогическая политика понимается как совокупность социальных и педагогических усилий по сохранению национальных языков и культур, созданию "российского суперэтноса", состоящего из различных этнокультур в федералистском, регионализированном обществе. Такая политика увязывается с необходимостью обеспечить социальную справедливость, равный доступ к образованию в пределах общероссийского образовательного пространства.

К настоящему времени создана нормативно-правовая основа поликультурной образовательной политики. Принципы такой политики закреплены в Конституции РФ, где дано понятие "многонациональный народ".

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ΦЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральном законе от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; Указе Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"; Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р; Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р, других документах декларированы и раскрыты основные принципы образовательной политики, которые предусматривают в том числе демократическое решение проблем воспитания и обучения в многонациональной среде.

Законодательством РФ провозглашен политический курс, направленный на создание и укрепление единого российского социокультурного и образовательного пространства, становление духовной общности россиян, формирование российского самосознания и идентичности, развитие национальных культур, языков народов и региональных культурных традиций, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, воспитание готовности к межкультурному взаимодействию, использование потенциала образования для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур.

Школьная политика является важным инструментом складывания российской государственности. Она предусматривает гармонизацию этнического и надэтнического и ориентирована в конечном счете на создание многонационального гражданского общества и адекватных ему учебных заведений.

Государственная поддержка культурно-образовательных прав этнокультурных групп происходит не только в системе формального образования. Федеральным законом "О национально-культурной автономии" предусмотрено создание национально-культурных автономий, определены их правовые основы, созданы правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития. В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 14 федеральных, более 350 региональных и более 200 местных национально-культурных автономий , а также более тысячи различных общественных организаций, созданных по национальному признаку ("Ассамблея народов Российской Федерации", "Союз диаспор России", "Конгресс национальных организаций России", "Всероссийский азербайджанский конгресс", "Общероссийское объединение корейцев" и др.). Правом на создание национально-культурных объединений воспользовались 60 национальностей. На первом месте – этнические немцы (68 объединений), далее – татары (63 объединения), евреи (29 объединений). К примеру, только в одном Нижнем Тагиле с 1990-х гг. культурно-просветительскую работу ведут "Культурно-просветительский центр российских немцев", культурный еврейский центр "Алеф", польское объединение "Пяст", армянский творческий центр "Эребуни", общины татар, башкир .

При государственной поддержке создается система общественных центров по воспитанию культуры межнационального общения. Действует около 10 домов народов России, более 150 центров национальной культуры, около 10 домов дружбы народов: Московский дом национальностей, Дом национальных культур в Санкт-Петербурге, Дворец национальных культур в Тюменской области, Дом фольклора народов в Свердловском областном центре и др. Довольно широкое распространение получили центры национальной культуры. Вокруг центров консолидируются прежде всего этнические меньшинства .

Процесс создания нормативно-правовой базы педагогической политики поликультурного образования, однако, далек от завершения. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" оставил открытым принципиально важный вопрос – об учете реалий поликультурности при создании общего образовательного пространства. Подобный подход был скорректирован в последующих законодательно-нормативных документах, где из практики школьного образования был исключен национально-региональный компонент.

Имеющиеся законодательные акты нуждаются в конкретизации. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" в значительной степени декларативен и должен быть подкреплен соответствующими подзаконными актами, обязывающими федеральные и региональные власти оказывать практическое содействие национально-культурным объединениям в вопросах образовательной и культурной политики. Лишь Москва и несколько регионов России проявили готовность дать материальные гарантии учебно-воспитательной работы таких объединений.

Предпринятые законодательные и организационные меры по инициации политики поликультурного образования наталкиваются на серьезные препятствия: неравные условия финансирования образования в регионах и республиках, блокирование специальных защитных мер в области образования, в частности в отношении ряда малочисленных коренных народов, отсутствие достаточно эффективного инструментария сочетания особых интересов национальных меньшинств и государства как субъекта русского большинства, этноцентристские стереотипы мышления и установки в культурно-образовательной политике.

В сфере культуры и образования значительную угрозу представляют националистические тенденции. Власти ряда автономий порой защищают привилегии титульных этносов за счет культурнообразовательных интересов иных этнокультурных групп. Так, в Башкортостане, где треть населения говорит по-татарски, с каждым годом становится все меньше татарских школ. Статус наиболее престижных образовательных заведений – гимназий – могут получить прежде всего школы, где преподавание ведется на башкирском языке.

В субъектах РФ проявляются намерения дезинтеграции образовательного и культурного единства России. Предпринимаются отдельные попытки региональной изоляции культуры и образования, отмежевания от общенациональной и русской культуры и образования. Возникают планы выстраивать содержание образования с приоритетом национально-регионального над федеральным, переориентировать па зарубежное культурно-языковое пространство (Татарстан, Республика Саха (Якутия)). Подобный "периферийный национализм" свидетельствует, что в сфере образования и культуры существует угроза столкновений интересов отдельного этноса и многонационального российского государства, дистанцирования от доминирующей культуры и ее центра. Между тем, как подчеркивают отечественные ученые Μ. Н. Кузьмин, В. А. Тишков, Е. В. Ткаченко и др., для полиэтничной, поликультурной, полисоциальной, поликонфессиональной России сохранение в условиях демократизации образования и роста национального самосознания единого образовательного, языкового и культурного пространства жизненно необходимо и является универсальной политической стратегией.

Россия является инициатором интеграции образования в пределах СНГ. В 1996 г. в России были разработаны проекты "Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ" и "Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства".

Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 902 в редакции от 26.10.2004 "О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств", другие упомянутые документы предусматривают создание нормативной базы интеграции, согласование государственных образовательных стандартов, взаимное признание документов об образовании, ученых степеней и званий, согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений, научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) образовательного пространства. Ими также намечен и комплекс конкретных мер: подготовка учебников для русскоязычных школ в странах СНГ, совместные олимпиады, конкурсы, соревнования учащихся и учителей из всех государств Содружества, создание единого для СНГ банка данных по образованию и т.д.

Для России перспективный путь построения общего культурно-образовательного пространства в рамках СНГ – укрепление сотрудничества со своими партнерами в сфере высшего образования. Российская Федерация оказывает поддержку открытым в республиках Содружества университетам, где целенаправленно изучаются русские язык и культура (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).

Россия, стремясь к интеграции высшего образования в СНГ, ставит одновременно экономические, политические и собственно педагогические задачи. Российские приоритеты охватывают все основные виды деятельности по ИБО: мобильность студентов и преподавателей, согласование учебных программ, сотрудничество отдельных учебных заведений, согласование дипломов, популяризацию русского языка и культуры и др. Предпочтение отдается двусторонним соглашениям и контрактам отдельных учебных заведений. Акцент делается на действиях учреждений, структур и организаций: учебные заведения, объединение ректоров, Министерство образования и т.д.

В российской политике ИБО ослабли политико-идеологические предпочтения. Вместе с тем представлен достаточно сильно культурный аспект. Речь идет о стремлении через образование способствовать распространению русского языка и культуры за пределами России. Неизменным остается базовый принцип российской политики – интеграция образования на пространстве СНГ при поддержке национальных духовных и культурных ценностей.

Важное значение придается приему студентов из стран СНГ. Россия декларирует приоритеты по ИВО для партнеров по Содружеству Независимых Государств. Российские высшие учебные заведения создают преференции для студентов из республик СНГ. Однако реализуются такие приоритеты недостаточно.

  • URL: ria.ru/society/20140620/1012881636.html (дата обращения: 05.08.2014).
  • URL: daydov2013-2.blogspot.fr/2013/01/11.html (дата обращения: 05.08.2014).
  • Джуринский А. И.
  • Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания.

Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие в обществе события. Опыт зарубежных стран показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика.

Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде. Проблемы терпимости и ее антипода - экстремизма в разных сферах личной и общественной жизни - являются особенно актуальными в ситуации современной России, для которой характерны ожесточение нравов некоторых групп населения, распространение агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Такая ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которыми осуществлен ряд исследований, опубликованы монографии и научные статьи по проблемам толерантности (И.А. Галицкая, И.В. Метлик, М.П. Мчедлов, В.А. Тишков, А.Г. Шевченко, В.В. Шалин и др.).

Россия является мультинациональной, мультирелигиозной и мультикультурной страной, население которой насчитывает более 140 тысяч человек. Здесь проживают более 100 национальностей и этнических групп.

Затрагивая вопрос официальной политики в области поликультурного образования, рассмотрим, как данное направление отражено на законодательном уровне в России. Процесс формирования и осуществления государственной политики, направленный на модернизацию и развитие системы образования в России, можно условно разделить на несколько этапов. Первый связан со вступлением в силу в июле 1992 г. Федерального закона "Об образовании". Принципы государственной политики, сформулированные в нем и поправках к нему, принятых Парламентом России в январе 1996 г., отразили новые ценности образовательной системы. Назовем те цели, среди которых очевидна приверженность целям поликультурного образования:

Гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни человека и свободного развития личности;

Сохранение общефедерального культурного и образовательного пространства;

Всеобщий доступ к образованию, адаптивность образовательной системы к уровням подготовки, индивидуальным особенностям и интересам учащихся и студентов;

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Свобода выбора и плюрализм образовательных возможностей. Помимо нормы, предусматривающей обязательное изучение в РФ русского языка как государственного во всех образовательных учреждениях, аккредитованных государством, все граждане имеют право на получение общего среднего образования на своем родном языке.

Следующим этапом на пути к реформе образования в России можно назвать одобрение приказом Минобразования и науки РФ от 2006 г. Концепции национальной образовательной политики РФ, представляющей собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые продиктованы полиэтничным характером российского общества - не только его многоязычием и поликультурностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России. В Концепции относительно работы с педагогическими кадрами говорится о необходимости повышения уровня их профессиональной подготовки и квалификации для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом, с обучением на родном и русском языках. Относительно научно-педагогических кадров в Концепции речь идет о необходимости повышения уровня их квалификации с целью обеспечения научно-теоретической и научно-методической разработки этнонациональных проблем в образовании.

В Декларации прав свобод человека и гражданина записано, что каждый гражданин России вправе свободно определять свою национальную принадлежность, причисляя себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка. Реализуя это право любого гражданина, необходимо с ранних лет формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, бороться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.

Кризис, развивающийся в нашей стране последние годы, показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами.

Состояние межэтнических отношений в образовательном учреждении является зеркальным отображением ситуации в обществе. Так, по данным исследования, проведенного в одной из школ г. Москвы, каждый пятый школьник характеризует их как недостаточно благоприятные, каждый седьмой не удовлетворен статусным положением в обществе своей этнической группы, каждый третий был свидетелем несправедливого отношения к человеку по этническому признаку. Значительно искажена социальная перцепция этнических групп - в 71% ответов школьников присутствуют негативные гетеростереотипы, социальная дистанция проявляется и в стремлении иметь друзей своей национальности - 56%. Это наносит не только непоправимый вред процессу становления личности ребенка, травмирует его психику, затрудняет межличностные и групповые контакты, но и влечет за собой другие социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, интолерантных людей, не умеющих строить позитивные межэтнические отношения.

Изучение законодательной базы РФ в области образования показало, что некоторые положения вышеуказанных документов федерального уровня соответствуют отдельным целям и задачам поликультурного образования, но принцип поликультурализма как новое магистральное направление отечественной образовательной политики в них не выделен. Данный анализ позволил определить главный, на наш взгляд, аспект законодательства в области образования РФ, требующий особого внимания, - отсутствие положений, обосновывающих первостепенную роль поликультурной подготовки педагогических кадров, без которой современный учитель не сможет воплотить на практике имеющиеся научно-теоретические разработки по поликультурному образованию. Образовательная политика уже не может ограничиваться отдельными мероприятиями по дополнению программ обучения материалом этнического и культурного характера. Сегодня назрела необходимость перехода к следующему этапу реформирования отечественного образования с учетом принципа поликультурализма - к трансформации учебных программ таким образом, чтобы данный принцип пронизывал содержание всех дисциплин, а не отдельные курсы.

Выводы по первой главе

1. Поликультурное воспитание предполагает не только диалог культур. Его суть состоит в том, чтобы в процессе вхождения человека в иную культуру, погружения в своеобразие, развивалась его собственная личная культура.

Глобализация современного мира ведет к количественному и качественному изменению субъектов, нуждающихся в защите культурно-образовательных интересов. Если сегодня это этнические меньшинства отдельных государств, то в недалеком будущем это и ведущие этносы малых стран.

2. Разобрав функции, цели, содержание поликультурного воспитания, можно утверждать, что оно предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности.

3. Состояние межэтнических отношений в образовательном учреждении является зеркальным отображением ситуации в обществе.

4. Кризис, развивающийся в нашей стране последние годы, показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Проблемы терпимости и ее антипода - экстремизма в разных сферах личной и общественной жизни - являются особенно актуальными в ситуации современной России, для которой характерны ожесточение нравов некоторых групп населения, распространение агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений.

поликультурный воспитание школьник образование

1.3 Состояние и тенденции развития поликультурного образования в России

Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие в обществе события. Опыт зарубежных стран показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика.

Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде. Проблемы терпимости и ее антипода - экстремизма в разных сферах личной и общественной жизни - являются особенно актуальными в ситуации современной России, для которой характерны ожесточение нравов некоторых групп населения, распространение агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Такая ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которыми осуществлен ряд исследований, опубликованы монографии и научные статьи по проблемам толерантности (И.А. Галицкая, И.В. Метлик, М.П. Мчедлов, В.А. Тишков, А.Г. Шевченко, В.В. Шалин и др.).

Россия является мультинациональной, мультирелигиозной и мультикультурной страной, население которой насчитывает более 140 тысяч человек. Здесь проживают более 100 национальностей и этнических групп.

Затрагивая вопрос официальной политики в области поликультурного образования, рассмотрим, как данное направление отражено на законодательном уровне в России. Процесс формирования и осуществления государственной политики, направленный на модернизацию и развитие системы образования в России, можно условно разделить на несколько этапов. Первый связан со вступлением в силу в июле 1992 г. Федерального закона "Об образовании". Принципы государственной политики, сформулированные в нем и поправках к нему, принятых Парламентом России в январе 1996 г., отразили новые ценности образовательной системы. Назовем те цели, среди которых очевидна приверженность целям поликультурного образования:

Гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни человека и свободного развития личности;

Сохранение общефедерального культурного и образовательного пространства;

Всеобщий доступ к образованию, адаптивность образовательной системы к уровням подготовки, индивидуальным особенностям и интересам учащихся и студентов;

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Свобода выбора и плюрализм образовательных возможностей. Помимо нормы, предусматривающей обязательное изучение в РФ русского языка как государственного во всех образовательных учреждениях, аккредитованных государством, все граждане имеют право на получение общего среднего образования на своем родном языке.

Следующим этапом на пути к реформе образования в России можно назвать одобрение приказом Минобразования и науки РФ от 2006 г. Концепции национальной образовательной политики РФ, представляющей собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые продиктованы полиэтничным характером российского общества - не только его многоязычием и поликультурностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России. В Концепции относительно работы с педагогическими кадрами говорится о необходимости повышения уровня их профессиональной подготовки и квалификации для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом, с обучением на родном и русском языках. Относительно научно-педагогических кадров в Концепции речь идет о необходимости повышения уровня их квалификации с целью обеспечения научно-теоретической и научно-методической разработки этнонациональных проблем в образовании.

В Декларации прав свобод человека и гражданина записано, что каждый гражданин России вправе свободно определять свою национальную принадлежность, причисляя себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка. Реализуя это право любого гражданина, необходимо с ранних лет формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, бороться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.

Кризис, развивающийся в нашей стране последние годы, показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами.

Состояние межэтнических отношений в образовательном учреждении является зеркальным отображением ситуации в обществе. Так, по данным исследования, проведенного в одной из школ г. Москвы, каждый пятый школьник характеризует их как недостаточно благоприятные, каждый седьмой не удовлетворен статусным положением в обществе своей этнической группы, каждый третий был свидетелем несправедливого отношения к человеку по этническому признаку. Значительно искажена социальная перцепция этнических групп - в 71% ответов школьников присутствуют негативные гетеростереотипы, социальная дистанция проявляется и в стремлении иметь друзей своей национальности - 56%. Это наносит не только непоправимый вред процессу становления личности ребенка, травмирует его психику, затрудняет межличностные и групповые контакты, но и влечет за собой другие социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, интолерантных людей, не умеющих строить позитивные межэтнические отношения.

Изучение законодательной базы РФ в области образования показало, что некоторые положения вышеуказанных документов федерального уровня соответствуют отдельным целям и задачам поликультурного образования, но принцип поликультурализма как новое магистральное направление отечественной образовательной политики в них не выделен. Данный анализ позволил определить главный, на наш взгляд, аспект законодательства в области образования РФ, требующий особого внимания, - отсутствие положений, обосновывающих первостепенную роль поликультурной подготовки педагогических кадров, без которой современный учитель не сможет воплотить на практике имеющиеся научно-теоретические разработки по поликультурному образованию. Образовательная политика уже не может ограничиваться отдельными мероприятиями по дополнению программ обучения материалом этнического и культурного характера. Сегодня назрела необходимость перехода к следующему этапу реформирования отечественного образования с учетом принципа поликультурализма - к трансформации учебных программ таким образом, чтобы данный принцип пронизывал содержание всех дисциплин, а не отдельные курсы.

Высшее образование в России: история становления и современное состояние

Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии...

История развития инженерного образования в России

Высшую школу в связи со всеобщей перестройкой и переориентацией политической системы в последнее время также пытаются реформировать...

История развития образования

Здесь сначала хочется выделить тенденции изменения в «детском мире» вообще, в характере жизни детей (21): - Рождаемость падает, но растет «ценность» детства, внимание к нему. - На детей тратится все больше средств (и все меньше времени?)...

История развития образования

Большая часть активно работавших в системе образования в 20-х гг. творчески мыслящих педагогов и психологов была отстранена, многие из них были репрессированы. Главным официальным педагогом страны был объявлен А.С. Макаренко...

Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы

Состояние правосознания населения России на протяжении десятилетий определялось той ролью, которая отводилась праву в общественной жизни страны...

Направления и тенденции развития образования в России и за рубежом

Развитие образования - это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися. К основаниям развития образования следует отнести новые концепции и модели на уровне государства...

Повышение качества муниципальных образовательных услуг

Известно, что отечественное образование в 60-70 годы прошлого столетия признавалось одним из самых лучших в мире. Однако в 90-е годы ХХ века российское образование стало испытывать значительные сложности...

Поликультурное воспитание и его сущность

Вопросы демократизации воспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее число государств не является гомогенным ни в этническом, ни в культурном отношении...

Проблемы и перспективы развития специального образования

За последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера...

Реформа системы образования в России

Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие...

Система профессионального педагогического образования на Ставрополье в конце XIX–начале XX веков

Образование всегда являлось одной из важнейших сфер жизни общества, состояние которой напрямую влияло на все другие части социального организма и на развитие страны в целом. Система профессионального образования - социальный институт...

Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации

Модернизация российской системы образования, провозглашённая в 2000 году, до сих пор вызывает ожесточённые споры. При этом вопросы содержания образования как бы отошли на второй план...

Состояние и перспективы развития общего образования в России

Образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

В условиях современных глобализационных процессов мировой цивилизации остро стоит проблема определения путей эффективного формирования нового типа сознания, характера жизненной позиции личности как субъекта поликультурного общества. Успешная интеграция личности в национальную и мировую культуру рассматривается с позиции её включения в поликультурное образовательное пространство.Поликультурность образовательного пространства обусловлена достигнутым пониманием того, что способы жизнидеятельности людей оцениваются с точки зрения сформированности опыта позитивного межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иных культур, готовностик поиску культурных смыслов, активной культуротворческой позиции.

В России система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного образования в России - становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Концепция поликультурного образования разработана на основании:

Конституции Российской Федерации;

Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.

Процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ, будут эффективно развиваться, если:

Процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающей все культуры разных национальностей детей, посещающих детский сад

В условиях детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости, уважения ребенком другого ребенка, независимо от его национальности

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития, общения и взаимоотношения. В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям, социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, что-то нет, одни события, факты его волнуют, другие оставляют равнодушными.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Оттого, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность ребенка в общности. Отношения - это позиция личности ко всему, что ее окружает как к самой себе.

Взаимоотношения - это личностные отношения индивидов между собой. Взаимоотношения возникают в совместной деятельности. Проблема детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов, социологов, и представителей других наук, как в нашей стране, так и за рубежом.

Отношения и общения неразрывно связаны друг с другом. В психологическом словаре дается следующее определение общению. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями), и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Общение- это процесс взаимодействия людей, направленных на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую, самостоятельную потребность человека не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями .В.М.Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу, воздействующих друг на друга Б.Д. Барыгин рассматривает общение, как взаимодействие в единстве двух его противоположных тенденций - сотрудничество, интеграции с одной стороны, и борьбы с дифференциации с другой. М.И.Лисина под общением понимает взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений для достижения общих результатов.

« Общение - есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.… Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект.

Многонациональный характер системы образования России имеет давние исторические корни, что подразумевает под собой межнациональные отношения. Межнациональные отношения имеют свою структуру, состоящие рационального (этнического) сознания, межнационального общения и взаимодействия.

Межнациональные отношения - это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности.

Одно из определений поликультурного воспитания встречается в «Международном словаре по образованию». Поликультурное воспитание- это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В «Международной энциклопедии по образованию» (1994г.). Поликультурное воспитание определяется, как «Усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям». Главная цель поликультурного воспитания состоит в том, чтобы сформировать навыки, отношения, знания, которые нужны человеку для функционирования в своей этнической культуре, доминантной культуре страны и культуре других этносов.

Поликультурное воспитание – концепция и практика воспитания и образования в процессе культурноразнообразного взаимодействия. Оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны. Учитывает культурную принадлежность, содействует усвоению знаний об иных культурах, осознанию различий и сходств между культурами, традициями, образом жизни, формирует положительное отношение к многообразию культур, рассматривает культурное многообразие как позитивное условие педагогической деятельности, представляет равные образовательные возможности представителям всех культурных групп.

Поликультурная среда – различающееся в культурном отношении общество, которое состоит из нескольких социальных групп, обладающих особой культурой.

Система методов и форм такого воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигается взаимосвязь и взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.

Межнациональное (поликультурное) воспитание первостепенная потребность любого многонационального сообщества. Концептуальное оформление поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 1970-1980 годов. Ведущие роли в разработке проблем поликультурного воспитания играют американские и канадские ученные. Эти проблемы решают исследовательские центры при университетах, педагогических колледжах. Среди них выделяются Центр мультикультурного воспитания при университете штата Вашингтон (Сиэтл) – глава Дж. Бенкс, Исследовательский центр поликультурного воспитания при Университете шт. Колорадо – руководитель Л. Бака, Стэндвордский центр программ по международному и кросскультурному воспитанию, Национальный исследовательский центр культурного разнообразия в Санта-Кри. Популяризацией идей поликультурного воспитания занимается имевшая к 2001 году отделение в 22 штатах Национальная ассоциация поликультурного воспитания – президенты К. Грант и Д. Голдник.


Свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности полиэтнической и поликультурной среде вносят российские ученые: О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.С. Собкин, Л.Л. Супрунова, В. А. Тишков и другие.

Отечественные ученые также дали свое определение понятию поликультурное воспитание. Так О.В. Гукаленко делает акцент на социализации как основе поликультурного воспитания. Другой исследователь Ю.А. Корягинцев выдвигает на первый план интеллектуальную, эмоциональную и духовную идентификацию индивида, развитие личной культуры по мере вхождения в другую культуру. В.А. Тишков размышляя над феноменом «культурное многообразие» применительно к России, понимает его не как сумму культур, а как социум одной культуры, располагающей множеством форм. По мысли М.Н. Кузьмина, поликультурное воспитание означает «реализацию свободного выбора и социального преуспевания представителей разных культурных традиций в общероссийском пространстве». Таким образом что общение человека в поликультурной среде, это общение в духе миролюбия межнационального взаимопонимания и сотрудничества, уважения прав и свобод человека, процесс формирования духовных предпосылок активного участия каждой личности в жизни общества. Отношения в условиях поликультурной среды – это активный процесс самоопределения, который происходит при выработке отношения к микросоциуму, национальной и мировой культурам. Индивид в многоэтническом, многоязычном, культурно-многообразном педагогическом пространстве определяет свое «Я», непрестанно пребывая в ситуации выбора.

Старший дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность (не успешность) его социализации и др.

Вопросы совершенствования межнациональных отношений, в том числе формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах.Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательным.

Педагогический процесс в многонациональном ДОУ, несомненно, сохраняет все свои структурные компоненты. Его содержание находится в зависимости от социально-этнической среды детской группы. При этом необходимо сконцентрировать внимание педагога на отборе методов и форм организации педагогического процесса.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.

В укреплении культурных традиций, в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, большую роль играют педагоги дошкольных учреждений.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей – необходимое условие для воспитания правильных отношений и общения детей между собой.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога ДОУ. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умении оценить поведение сверстников и свое.

При организации педагогического процесса воспитатель должен стремиться, прежде всего, создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, постоянное речевое общение. Кроме того, в процессе формирования правильных межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы дети, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга.

Таким образом, процесс педагогического руководства формированием детских взаимоотношений можно представить как одновременное влияние педагога на личностные качества ребенка, на его деятельность, и непосредственное руководство детскими взаимоотношениями.

Различия языков, традиции и культуры в целом помогут воспитателю обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем, помогут сформировать правильные, положительные взаимоотношения между детьми в группе детей с разными национальностями. Продуманность подбора методического материала, развевающей среды, совместной игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов, станут основой комфортного полноценного развития как личности в частности, так и развитие и формирования детских взаимоотношений в целом.

Определяющие принципы современного поликультурного образования суть следующие:

Принцип преемственности. Необходимой культурной основой российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации. Преемственность в современной поликультурной школе противопоставлена традиционализму (в значении «традиционного общества» и «традиционной культуры»). Трансляция этнокультурной информации в системе образования должна быть подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с формированием неизменных трафаретов или поиском «исконных» ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры (а значит и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

Принцип дифференциации и разнообразия. Хорошо известно, что жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. В теории информации это называется «законом необходимого разнообразия»: потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, противопоставленные разнообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический и многообразнее субъэтнический состав, чем сложнее и ассиметричнее его культура, - тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Точно так же именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, к унификации, к разрушению специфической картины мира. Поэтому российская школа не может быть иной, кроме как поликультурной. А условия комплиментарности культур и языков - в противовес унификации и ассимиляции - закладываются в содержании образования.

Принцип креативности. Обществоведением зафиксировано изменение основного жизнеобеспечивающего ресурса в современном обществе. Им становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека основным жизнеобеспечивающим ресурсом и - одновременно - целью общественного и культурного развития. Конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно-гуманистическим типом нового культурного развития ясно выражается и в трудностях российской модернизации. Важнейшим инструментом модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.

Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных культурных умений и компетенций, в том числе освоения детьми актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция фактов и образцов культуры в учебно-воспитательном процессе совершенно недостаточна, особенно в условиях предметной расчлененности школьного обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты предметно-урочной и самостоятельной деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют концептуальное единство культурной основы всех УМК, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования, централизованное проектирование культурных практик школы на основе инициативы, интересов и мотиваций детей.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Важнейшими критериями содержания образования в поликультурной школе являются идейно-тематическое единство, системность и научная объективность, воспитательное воздействие и учет личного опыта учащихся. Свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и своего к соседнему и другому. Соответственно - и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Вряд ли целесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и земному шару - представляется вполне естественным. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение регионального контента образования в федеральный компонент. поликультурный образование идентичность

Принцип полилингвальности. Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно-ориентированной многоязычной личности. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общей тенденцией к интеграции, диалогу культур и межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальную картину мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

Принцип вариативности. Стратегии и технологии поликультурного (полилингвального) образования должны соответствовать обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной структуры федерального компонента придется добиваться одним способом, но различными средствами в национально-титульных республиках и национально-русских субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием регионального и этнокультурного контента в составе федерального компонента. Нельзя исключить (во всяком случае, следует обсуждать), например, возможность создания региональных учебников отечественной истории - в некоторых случаях это помогло бы гармонизировать процесс формирования российской гражданской идентичности.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные