Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Как быть, если у человека нет уверенности в том, что он не будет повторять грехи, в которых исповедался? Есть ли смысл исповедовать одно и то же? С какими ошибками верующих священник чаще всего сталкивается во время исповеди? Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево, с готовностью ответил на наши вопросы.

Прежде чем говорить о покаянии, нужно разобраться, что это такое. Покаяние - один из самых удивительных даров, которые падший человек получил от Господа, ведь сколько бы мы ни грешили, сколько бы ни отступали от Бога и ни предавали Его, Он всё равно оставляет нам возможность возвращения к Нему, перебрасывает мостик, по которому мы можем вернуться. Этот мостик и есть покаяние.

Покаяние - это раскаяние в собственных грехах, но прежде, чем раскаяться, человек должен осознать их, пропустить через себя, понять, что он грешен и недостоин пред лицом Божьим. Покаяние имеет несколько этапов: осознание греха, раскаяние в нём, исповедание его пред Богом и, безусловно, желание измениться. Когда человек проходит через все эти этапы, он действительно кается. Каждый христианин должен обязательно приходить ко Христу со своими грехами и просить прощения за то, что совершает их, вольно или невольно.

Увы, наша жизнь практически полностью состоит из греха. Куда ни ступим, везде впадаем в него: там слово не то сказали, здесь осудили… Мы все постоянно грешим. Как священник скажу: очень большая беда, когда человек подходит к исповеди и говорит: «Батюшка, а мне не в чем каяться. Я никого не убил, не ограбил, ничего плохого не сделал в принципе. Что мне исповедовать?» Когда человек не видит собственной греховности, это признак духовной болезни. Здесь мы подходим к вопросу о том, зачем каяться, если всё равно будешь грешить.

Хочется привести такую аллегорию: человек болеет - допустим, кашель у него. Он не лечится. К чему это приведёт? - к бронхиту, а потом к пневмонии. Если и её не лечить, человек просто умрёт. Так работает телесная болезнь. Грех - это духовная болезнь, и её тоже нужно лечить. Лекарство от неё - покаяние. Если человек не кается и говорит: «Зачем мне каяться, я всё равно буду грешить», - то такой человек просто духовно погибнет. Он будет ходить, есть, пить, чем-то заниматься, но душа его будет мертва. Покаяние очищает нас от грехов, которые мы вольно или невольно собираем в течение всей жизни. Мы грешим даже не каждый день, а каждую минуту. Именно поэтому нужно иметь волю прийти в храм и исповедоваться. Есть этого не делать, будем впадать в грех больше и больше.

Среди нас нет святых людей. Мы не можем обещать Богу, что после исповеди больше ни за что не совершим то, что исповедали. Разумеется, каждый христианин имеет желание исправить свою жизнь, но нет никаких гарантий, что ты не впадёшь в тот же грех: бес искушает человека, не оставляет его. Главное - чтобы у нас были силы подняться и идти дальше. Надо обрести их для того, чтобы исправиться, и покаяние помогает находить эти силы. Да, кто-то не сможет сразу перестать совершать какой-то грех, но если он сумеет хоть немного реже повторять его, начнёт контролировать себя - это уже шаг, который приближает к Богу. Если бы человек мог один раз покаяться и больше не повторять грехов, тогда было бы достаточно несколько раз сходить на исповедь - и мы стали бы святыми. Увы, в жизни всё иначе.

Святые угодники каялись до конца своих дней. Когда к одному святому старцу, который лежал на смертном одре, пришла братия и сказала: «Отче, ты всю жизнь молился, каялся в своих грехах и наверняка заслужил себе жизнь вечную», - он ответил: «Не знаю, положил ли я начало своему спасению». Насколько этот человек осознавал свою греховность перед Богом! Исповедовавшись, мы имеем намерение не повторять своих грехов и стараемся это намерение осуществить. Если человек будет повторять какой-то грех, ему надо снова находить в себе силы исповедовать его, бороться с ним дальше. Наша жизнь - это дорога к Богу, причём дорога нелёгкая.

Раз мы говорим о покаянии, хотелось бы сказать несколько слов о стандартных ошибках, с которыми сталкиваются священники на исповеди.

Первая: зачастую люди начинают рассказывать священнику о своей жизни: неурядицах, родственниках, работе, каких-то обстоятельствах. Нужно осознавать: на исповедь мы приходим к Богу, чтобы рассказать Ему о своих грехах, а не к психологу или приятелю. Если уж вы подошли к аналою, на котором лежат крест и Евангелие, надо говорить о конкретном грехе. Ты знаешь, чем согрешил и о чём просишь прощения у Господа, - надо сосредоточиться на этом.

Вторая ошибка: часто люди приходят на исповедь с готовыми формулировками, постоянно повторяют одни и те же фразы: «делом, словом, помышлением, всеми чувствами, ведомыми и неведомыми». Покаяние для них превратилось в какую-то формулу, в обряд. Сердце и душу такое покаяние не трогает вообще. Очевидно, что человек пришёл просто совершить ритуал. С таким покаянием к Богу подходить не надо, Его мы обмануть не можем. Идти к аналою нужно с открытым сердцем, с желанием исправить свою греховную жизнь. Исповедь - это таинство и тайна, разговор человека с Богом. Не надо прибегать к ней для галочки.

Третья ошибка - когда человек считает, что кается перед священником. Надо понимать, что у каждого священника своих грехов воз и маленькая тележка. Мы исповедуемся не перед батюшкой, а перед Самим Господом. Священник - всего лишь свидетель, он стоит рядом для того, чтобы на Страшном суде, засвидетельствовать, что человек эти грехи исповедал. Когда мне на исповеди говорят: «Прости меня, честный отче!» - мне нечего прощать. Просить прощения надо у Бога.

В заключение хочется пожелать: доверяйте Богу! Не бойтесь Его, не убегайте от Него, не относитесь к покаянию как к красивому обряду. Живите с Богом, и тогда Господь управит всю вашу жизнь.

Записала Екатерина Щербакова

04.03.2011

Как жить и не грешить?

"Алкоголизм – грех, который изменяет сознание, и перерастает в тяжелое заболевание", - считает гость "Прощеного воскресенья" (97.2 fm) протоиерей Игорь Фомин

Елена Чинкова:

Поговорим сегодня на тему, как никогда имеющую отношение и к праведникам, и к грешникам. А именно: как жить и не грешить? Есть ли вообще такой рецепт?

Отец Игорь, первый вопрос такой. Сейчас наблюдаем в течение нескольких месяцев за событиями на Ближнем Востоке. Все кипит, народ недвусмысленно высказал свое «фе» правителям, кричит: убирайтесь, пора в отставку! Тем не менее, некоторые тяжеловесы цепляются за власть, как могут. Не грешит ли политик в данном случае против себя, против своей совести, против народа, которому он должен служить?

Протоиерей Игорь Фомин:

Абсолютно неприемлемая вещь. Конечно, правитель имеет право как-то наказывать, затягивать пояс, когда сложно. Но правитель – это отец, который должен заботиться о своих детях, о своем народе. Причем отец не по принуждению, а выбираемый. Значит, он все-таки подотчетен и ответственен за свой народ. Тем более убивать нельзя. Как жить и не грешить в этом случае? Надо просто складывать полномочия. Если тебе предъявили импичмент, как сейчас это принято говорить, то, естественно, надо уходить.

Елена Чинкова:

А сложно ли политическому лидеру, в данном случае главе государства, жить по правилам? Ведь все мы знаем, что политика – ремесло очень грязное, и в любом случае нынешних друзей когда-нибудь придется сдать, продать, предать.

Протоиерей Игорь Фомин:

Я считаю, что все зависит от политика. Действительно, политик честный как политик состояться не может. Более-менее честных мы видим, но в нынешней политической элите это, наверное, очень большая редкость. Но такие люди могут быть. Смотря, какие принципы. Что ты ставишь во главу угла, чему служат твои принципы, чему служат твои действия, поступки? Как жить и не грешить? Здесь у человека должны быть принципы, воспитанные на нравственности. Для христианина это в первую очередь, естественно, Евангелие, Священное Писание, с помощью которого он проплывает по этому бурному житейскому морю. На самом деле Господь для этого и пришел, чтобы опять поднять человека на ту райскую высоту, на которую был поставлен первый человек в раю. Обратите внимание, человека ставят в рай, скажем так, начальником над всеми, правителем над всем миром, он управляет, он сам развивается, совершенствуется, приближается к Богу своей нравственностью. Но грех вкрался в жизнь первых людей, и мы видим, что первые истории (я имею в виду истории до Христа) – это постоянная деградация человека вниз. И он доходит до такого состояния, что сам человек себе уже помочь не может. Ему нужен тот, кто бы его поставил опять на эту высоту, дал возможность встать на эту высоту. Приходит Христос. Он дает возможность опять человеку встать на эту высоту - через свою жертву, через свою кровь. И человека опять поставили на высоту в христианском мире. И человек, принимающий Христа, поднимается. Но опять идет деградация. То, что было две тысячи лет, и то, что сейчас, конечно, небо и земля.

Елена Чинкова:

А вот принцип «око за око» - грех или нет?

Протоиерей Игорь Фомин:

Да, грех. Это просто злость в высшей инстанции. Нельзя грех победить грехом. Я согласен с тем, что можно разговаривать на том языке, на котором понятно человеку. Ну, если хулиган зашел в автобус и начинает ко всем приставать, всех обзывать, на всех ругаться, здесь не будет никакого греха, если кто-то из мужчин встанет и даст ему в глаз.

Елена Чинкова:

Скорее грех – это промолчать.

Протоиерей Игорь Фомин:

Да. Но это не является «око за око». Око за око – это принцип, когда тебя обидели, и ты идешь такую же возможность точно так же обидеть другого человека.

Елена Чинкова:

А как тогда отвечать на насилие, любое проявление агрессии, чтобы самому, скажем так, не замараться?

Протоиерей Игорь Фомин:

Евангелие четко разделяет две позиции: реакцию на какие-либо общественные события, случаи…. Здесь уместно говорить о том, что «нет большей любви, чем душу положить за други своя». Допустим, Александр Матросов – это не пример самоубийства, это пример подвига, пример высшей любви. И вторая позиция – это личная позиция. Когда тебя ударили по одной щеке, ты подставляешь другую щеку. Но вот здесь надо смотреть, кого ударили, кто ударил и при каких обстоятельствах.

Елена Чинкова:

А есть ли какой-то единый рецепт для всех конфессий, или у всех разные?

Протоиерей Игорь Фомин:

Мы говорим, естественно, о христианских конфессиях. Рецепт один – это Священное Писание, Евангелие. Если у человека цель жизни - достижение любви, то, естественно, все начинает работать на то, чтобы достигнуть Христа, чтобы достигнуть этой любви. Если у человека другие какие-то корыстные планы (скажем, собрать средства на празднование своего юбилея), тогда, разумеется, он будет все под это подстраивать. Морали здесь уже мало будет, он сможет и украсть, и извратить понимание Священного Писания, подстроить под себя, себя оправдать. Но это неправильно. Надо себя переделывать под Священное Писание.

Елена Чинкова:

А отпущение грехов не поощряет человека к новым грехам? Человек согрешивший, тяжко согрешивший, приходит на исповедь, батюшка отпускает ему грехи, он как бы начинает жить с нового листа, совесть его больше не грызет, и, может быть, он снова начинает кому-то пакостить и совершать какие-то проступки.

Протоиерей Игорь Фомин:

Когда мы приходим на исповедь, мы тем самым декларируем, что я покаялся в этих грехах и совершать их больше не буду, хотя бы буду стараться их больше не совершать. Принцип, что сейчас совершу, а завтра покаюсь, здесь не действует. Если человек живет по таким принципам, Церковь заметила, что эти люди обычно внезапно умирают, не успев дойти до исповеди. С исповеди должен выйти новый человек, обновленный человек, и жить уже по-новому.

Елена Чинкова:

И что, так и происходит?

Протоиерей Игорь Фомин:

Не всегда, к сожалению. Мы люди слабые, поэтому исповедь нам нужна постоянно. Но человек начинает стараться хотя бы не совершать какой-либо грех. Вы сказали, что совесть его не укоряет. Я бы на это хотел обратить внимание. Когда человек живет неправильно, то он чем-нибудь заболевает.

Елена Чинкова:

То есть это сразу сигнал грешнику?

Протоиерей Игорь Фомин:

Его неправедных поступков. Он идет к врачу, врач его оперирует. Он выходит из больницы, такой радостный и счастливый, воспаление прошло, анализы хорошие. А потом смотрит, а у него разрез, как напоминание, что тебе того или другого нельзя. На самом деле, когда человек с исповеди выходит, он то же самое переживает. Нет у него больше этого греха, нет больше этого греховного заболевания. Но совесть его будет обличать, как тот шрам, напоминать, что ты уже был преступником. Грешник - это преступник.

Елена Чинкова:

Это, смотря какой грех. Я тут слышала, что красить волосы - тоже грех. Получается, я преступница?

Протоиерей Игорь Фомин:

Давайте так. Можно есть мороженое и не грешить, а можно есть мороженое и грешить. Смотря, для чего вы красите волосы. Если вы хотите хорошо выглядеть, в этом нет никакого греха. Если вы за собой ухаживаете, в этом нет никакого греха. Но если вы это делаете специально для какого-то соблазнения, то здесь уже надо задуматься.

Елена Чинкова:

А если женщина просто хорошо выглядит, она потенциальная грешница?

Протоиерей Игорь Фомин:

Хорошо выглядеть, а не развратно.

Елена Чинкова:

Не могу не спросить о нашумевшем дресс-коде нашумевшем. Он нужен?

Протоиерей Игорь Фомин:

Я считаю, он действительно нужен. Дресс-код, о котором говорил отец Всеволод Чаплин, обычно изнутри идет. То есть воспитывается нравственность, и потом уже человек себе не позволяет надеть юбку размером с носовой платок.

Елена Чинкова:

А перевоспитывать таких 20-30-летних барышень не поздно?

Протоиерей Игорь Фомин:

Да хоть в 80! Дело в том, что во Христе Иисусе нет возрастных или каких-то других ограничений. После советского времени очень много людей пришли в солидном, зрелом возрасте – и в 40, и в 60, и в 80 лет. И многие вещи пересматривали в своей жизни. И у них получалось.

Елена Чинкова:

Вообще из вашего личного опыта (я понимаю, что вы храните тайну исповеди), москвичи – страшные грешники?

Протоиерей Игорь Фомин:

Вот так я не решусь, конечно, сказать, грешники москвичи или нет. Я вообще против того, когда приходят на исповедь и говорят: я грешу, как все. Что это обозначает, честно говоря, я не могу понять. Грешить можно только лично.

Елена Чинкова:

А настоящие праведники существуют? Мне кажется, что кто-нибудь обязательно в чем-нибудь оступится, в конце концов, пусть даже в какой-то мелочевке.

Протоиерей Игорь Фомин:

Закон Божий – не прокрустово ложе, где надо кого-то обрезать, кого-то подтянуть, а кто-то и так сойдет. Это даже не правила движения, что надо обязательно переходить дорогу на зеленый свет, соблюдать разметку и т.д. Это жизнь, и человек, живя по закону Божию, иногда может преступать какие-то заповеди, но в то же время и не совершать греха. Это тоже очень интересный момент. Мы сейчас говорили об Александре Матросове. Вот это яркий пример. Казалось бы, он знал, что умрет, бросился на этот дзот и погиб. Но это не самоубийство.

Елена Чинкова:

Отец Игорь, вот вы сказали, что болезни валятся на грешников как бы в наказание. Что же, праведники у нас сплошь здоровые?

Протоиерей Игорь Фомин:

Нет, я не совсем так сказал. Про болезни я говорил как пример, сравнивал с грехом. Но болезни - это не всегда наказание. Болезни в православии называются посещением Божиим. То есть Господь посетил для чего-то. Не за что-то, а для чего-то. Это очень важный момент. Так что болезни давайте не будем рассматривать как наказание. Праведник тоже страдает, он тоже поражен болезнями. Церковь не лишает человека каких-либо трудностей земной жизни, не дает ему каких-то материальных благ или еще чего-то. Но она дает правильное осознание твоего состояния в данный момент. Болеешь ты – да, тоже может быть. И Церковь говорит о том, как надо болеть, как надо это переносить.

Елена Чинкова:

И как надо переносить?

Протоиерей Игорь Фомин:

Болезнь, как я уже сказал, дается для чего-то. Человек должен задуматься, что мне на будущее надо сделать…

Елена Чинкова:

Как понять, за что?

Протоиерей Игорь Фомин:

Вопрос «За что?» - это тупиковый вопрос. Мы сразу скатываемся в претензии к Господу: да я хороший, белый и пушистый. А вопрос «Для чего?» дает перспективу человеку дальше развиваться нравственно и жить.

Звонок от радиослушательницы Надежды:

Я решила начать бороться с тремя конкретными грехами. Как я должна поступить – каяться только в этих трех грехах? Кроме того, я решила сама на себя наложить епитимью и не приступать к причастию, пока не будет плодов покаяния. Может ли сам на себя человек наложить такую епитимью, или только священник? И как последовательно дальше бороться с грехами, если эти удастся как-то победить?

Протоиерей Игорь Фомин:

Не только в этих трех грехах надо каяться. Если вы за собой замечаете какие-либо другие согрешения, в них тоже надо каяться и стараться не совершать. Но особое внимание обратить именно в той последовательности, которая вас больше всего волнует. То есть расставить очень четко приоритеты, на что вы будете обращать большее внимание. У Иоанна Златоуста есть очень интересное высказывание именно по этому вопросу. Он говорит, что это как в драке. Если на тебя напала целая стая разбойников, выбери главного и его побей, не обращая внимания на других, которые тоже будут доставлять тебе неудобства и причинять боль. А, побив его, возьмись за другого. То есть здесь вам надо выбрать, что вас больше всего мучает, и обратить внимание именно на этот грех.

По поводу епитимьи. Я бы вам не советовал накладывать на себя епитимью, тем более с такой формулировкой, что пока не будет плодов, я не буду причащаться. Когда вы увидите плоды, здесь надо очень серьезно задуматься: а есть ли они, эти плоды, не самообман ли это, не самолюбование ли это? Когда человек начинает оценивать себя (я хороший или я плохой), это не наше дело, это не наша стезя. Пусть о нас (хорошие мы или плохие) говорят из внешнего мира, пусть нас Господь оценивает. А мы должны стараться жить по заповедям, по правилам, которые направлены, естественно, на нас. Я не рекомендую вам накладывать на себя епитимью. Тем более такую страшную, как отлучение от причастия.

Звонок от радиослушателя Бориса Ивановича:

Иоанн Златоуст сказал, что нужно верить в Бога, но не верить священникам, потому что из них многие мошенники. Не является ли мошенничеством, что какая-то старушка приходит в церковь, начинает молиться, а с нее берут деньги такие, что ой-ей-ей. И потом строят себе дома прекрасные, машины покупают дорогие.

Протоиерей Игорь Фомин:

Если старушка приходит в храм, то с нее никто денег не берет. Человек сам волен, купить свечку или не купить, подать записку или не подать. Очень многие, допустим, у нас в храме просто подходят к священнику, дают записку. Ну, не могут деньги передать. Храм не музей, где надо обязательно купить билет, чтобы попасть внутрь. Заходи, молись, участвуй в таинствах. Таинство исповеди, таинство причастия, основные таинства всегда бесплатные. Если где-то за них берут деньги, я был бы вам очень благодарен, если бы мы об этом услышали.

Звонок от радиослушателя Родиона:

Отец Игорь, голыми мы приходим в этот мир, голыми уходим мы из этого мира. Но, к сожалению, почему-то миллионеры, миллиардеры плохо делятся с сиротами, с приютами. Почему не делятся - жадные или недопонимают? Второй вопрос по поводу охотников и рыболовов. Они грешники или как?

Протоиерей Игорь Фомин:

К счастью, Господь меня не испытывает богатством. Поэтому не могу сказать, жадные они или нет. Наверное, каждый человек самостоятельно решает, куда ему вкладывать. Я сталкиваюсь с теми людьми (и даже миллионерами), которые активно помогают и детским домам, и престарелым, и многодетным семьям. Я знаю таких людей.

Елена Чинкова:

Они это афишируют?

Протоиерей Игорь Фомин:

Нет, не афишируют. Мы выпускаем замечательный журнал «Фома». И вот один из людей, который помогает этому журналу, ни разу за 15 лет на страницах нашего журнала не присутствовал никак, даже фамилии своей не печатал. На самом деле очень многие люди помогают.

По поводу рыболовов и охотников. Нет такого человека, который бы прожил бы час и не согрешил. Значит, охотник и рыболов. Если это страсть, это, естественно, грех, если человек не может без кровопролития прожить и дня. Если это его профессия, если человек за счет этого живет, тогда это совершенно нормальное явление.

Звонок от радиослушателя Ильи:

Подскажите одну вещь. Этим летом я познакомился с теорией Фоменко и Носовского, где они в корне пересматривают, исходя из каких-то астрономических вычислений, достаточно аргументировано доказывают, что история наша, в том числе история Христа, имеет большие хронологические ошибки, и происходило это не в том месте, где сейчас современный Израиль, а на территории Турции. Как Православная Церковь относится к этим теориям?

Протоиерей Игорь Фомин:

Эти теории не имеют никакой научной подоплеки. Носовский и Фоменко - это математики. У нас сейчас очень распространено не в своей области делать какие-то открытия. Я читал ее, советовался с фундаментальными историками. Никто не поддерживает ни Носовского, ни Фоменко. Хотя сам по себе Фоменко - очень интересный человек, открытый, добрый. Но здесь налицо замалчивание определенных факторов и гипертрофирование других.

Звонок от радиослушательницы Натальи:

Алкоголизм – это болезнь или грех?

Протоиерей Игорь Фомин:

Это грех, который изменяет сознание, который потом перерастает в такое заболевание. Это как клептомания. Человек сам сначала начинает воровать, а потом уже остановиться не может. Грех в чем у алкоголика? В слабости. Я знаю много храмов (не всегда они находятся в крупных городах, они в основном разбросаны по сельской местности), где батюшки занимаются этой проблемой, и занимаются очень успешно. Я могу привести такой пример. Анонимные алкоголики. Излечения на Западе – около 50-60%. У нас, если это сопряжено с Церковью, - до 90% излечивается. Это большой процент.

Елена Чинкова:

С нами на связи Олег. Вы праведник, грешник? Кем себя считаете?

Олег:

Праведных людей, наверное, не бывает. Меня очень интересуют вопросы Крещения Руси и никоновский раскол. Кто где был праведником, а кто где был грешником? Не все ведь хотели креститься и не все хотели принимать новый обряд.

Протоиерей Игорь Фомин:

Крещение Руси представляется так, что всех загоняли в Днепр и поголовно крестили. Заставляли их веровать и отказываться от своих языческих идолов. Но, конечно, это не так. Крещение не может быть насильным просто по определению. Если оно совершено насильно, оно не является действительным. Вы хотите сказать, что вся Русь крестилась насильно, только благодаря князю Владимиру и его дружине? Конечно, нет. Но со временем русский человек воспринял Крещение, православие как неотъемлемую часть себя. В Белоруссии ввели статью конституции, что православие - это государствообразующая религия. Было бы замечательно, если бы у нас в России, хоть мы и светское общество, отдали дань православию как государствообразующей религии.

По поводу Никона. Он затеял не просто реформу, а исправление тех ошибок, которые со временем в обилии вкрались и в богослужебные тексты, и в обряды, и т.п. Но обратите внимание, не все люди захотели, как вы сказали, принимать новый обряд. И не все приняли. Были и люди, которые занимались самосожжением. Правда, старообрядческая церковь раскололась на очень много деноминаций. Но Православная Церковь всегда идет навстречу старообрядцам, чтобы восстановить литургическое общение. Со стороны старообрядцев, нас не принимают ни под каким видом, считают нас служителями Антихриста и т.д. Я считаю, что это совершенно неграмотно.

Звонок от радиослушателя Юрия Ивановича:

Батюшка, подскажите, что делать? Я православный человек, но сейчас как будто кто проклял. Умирает три года назад внучка 3 лет (год болеет раком). Жену сделали инвалидом, дети практически инвалиды. Когда-то я занимался благотворительностью, даже ездили на Киевский вокзал, покупали эти «дошираки» разные, кормили бездомных детей. Сейчас я сам стал нищий. Обращался в организации, не нашлось ни одного порядочного человека, кто бы мог помочь. Заколдованный круг, я не знаю просто, что делать.

Протоиерей Игорь Фомин:

Вопрос, естественно, лежит в духовной плоскости. Я бы порекомендовал вам найти такого духоносного священника, с которым бы вы могли решить этот вопрос. Я не думаю, что ваша ситуация безнадежна. Так как вы занимаете активную жизненную позицию, судя по тем словам, которые вы произнесли, у вас не все потеряно. Найдите священника неравнодушного, и он вам поможет.

Звонок от радиослушателя Алексея Алексеевича, Харьков:

Сейчас большое нашествие неопротестантов, которые говорят следующие вещи: если человеку плохо, с ним что-то случилось, значит, он обязательно сам во всем виноват, и Бог его наказывает. Я бы очень просил всех православных священников – почаще напоминать, что это не означает, что человек наказан Богом. Люди, которые страдают, не обязательно страдают по своей собственной причине.

Протоиерей Игорь Фомин:

Они не за что-то страдают, они для чего-то переносят неудобства в этой жизни.

Алексей Алексеевич:

Да. Воспринимать заболевание в более конструктивном смысле. Не в деструктивном смысле, что нужно искать в себе недостатки, грехи и т.д., а нужно делать что-то хорошее, лучшее – искать выход.

И второй момент. Маленькая реплика. Я очень сомневаюсь в эффективности излечения наркомании в неопротестантских сектах. И вот почему. Да, действительно, человек может отказаться от алкоголя, от наркотиков, они там очень много молятся, даже сутками, доходят до экстаза. Но что происходит потом? Человек отказывается на полгода, может быть, на год. Но после этого, как правило, он заболевает шизофренией.

Наверное, многих из нас беспокоит такой вопрос – как, наконец, избавиться от множества вроде бы незначительных грехов и недостатков, которые, может, и не очень плохи, но сильно осложняют нам жизнь.

Вот мы в обеденный перерыв садимся пообщаться с коллегами и начинаем «перемывать кости» отсутствующим подругам, говорить какие-то злые и нехорошие вещи о других людях.

С вечера мы долго болтаем по телефону с приятелями, из-за чего пропускаем утреннюю молитву. Было лень идти на занятия в учебном заведении, и мы просим товарищей сказать преподавателю, что заболели, или случилось что-то важное, поэтому придется пропустить урок.

Родители или друг попросили сделать какую-то покупку для них, зайти и помочь с уборкой дома, а мы закрутились с делами и забыли начисто об их просьбе (хотя за день до этого чистосердечно обещали, что непременно сделаем все, о чем нас просили).

Пришли домой в плохом настроении, без причины начали придираться к жене (или к мужу), сорвали зло на детях – потом мучает совесть за испорченные отношения с домашними.

Трудно сказать, что мелкая ложь, лень, забывчивость, хитрость, злословие – это такие уж страшные грехи, но и они способны сделать жизнь человека невыносимой, заставляют мучиться совестью, а главное – они портят его облик, его репутацию перед людьми неверующими.

Которые будут вправе сказать: «Ну и чем ты отличаешься от нас – также хитришь, лжешь, не можешь сдержать свой гнев, обидчивость?».

Давайте подумаем, в чем причина всех этих проблем, и как можно постараться если не избавиться от них, то уменьшить их количество?

1.Первая причина состоит в том, что мы вообще не видим особой проблемы в незначительных грехах .

Подумаешь, схитрил по мелочи, посплетничал и осудил человека за его спиной, накричал на жену и детей – кто же этого не делает? Это все простительные человеческие слабости. С одной стороны, это вроде бы так.

Но с другой – малые грехи накапливаются, входят у человека в привычку и постепенно могут вылиться в большие неприятности. Передается, что Пророк (мир ему) остерегал людей от пренебрежительного отношения к малым прегрешениям:

«Остерегайтесь малых грехов. Поистине, когда маленькие грехи накапливаются, они губят человека» (Ахмад).

В другой версии этого хадиса малые грехи сравниваются с ветками, которые подкладывают в огонь. Кажется, сколько будет огня от маленькой веточки – но, если их собрать много, получится большой костер.

Так и в нашей жизни. Сегодня ты солгал, потому что тебе лень было идти на урок. Потом пообещал оказать приятелю какую-то услугу, но забыл. Через какое-то время ложь войдет у тебя в привычку, более того - ты прослывешь перед людьми обманщиком, и тебе перестанут верить. А исправить плохое мнение о себе в глазах людей бывает очень сложно.

2. Вторая причина, тесно связанная с первой, состоит в том в забвении того факта, что Всевышний всегда нас видит.

Есть выражение: Не смотри, ЧТО ты делаешь, а смотри, перед КЕМ ты это делаешь.

«Поклоняйся Всевышнему так, как будто видишь Его, понимая, что если ты не видишь Его, то Он, поистине, видит тебя» (хадис привел Муслим).

Представьте себе, что в тот момент, когда вы злословите о ком-то из друзей или сослуживцев, кричите на домашних, ругаетесь с супругом, вас увидит тот человек, чьим мнением вы дорожите и хотите хорошо выглядеть в его глазах?

К примеру, ваши родители, ваши учителя? А разве нам всем не хочется хорошо выглядеть в глазах нашего Создателя – ведь Ему неприятно видеть, когда человек совершает грехи, делает что-то неправильное. Разве Его мнение о нас не должно быть нам дороже мнения любых уважаемых людей?

3. Равнодушие к совершению грехов есть признак слабой веры, когда мы не держим постоянно в уме тот факт, что Господь нас всегда видит.

Именно отсутствие чувствительности к малым прегрешениям отличает истинно верующего человека от притворщика , от лицемера:

«Верующий человек чувствует грех как гору, которая готова на него упасть. Лицемер чувствует грех как муху, которая кружит у его носа, и он ее отгоняет» (Бухари).

4. Еще одна причина наших грехов заключается в нашей черствости к чужой боли, в отсутствии сострадания , того, что называют эмпатией, сочувствием.

Мы отмахнулись от чужой просьбы, забыли оказать помощь близкому человеку, не позвонили родителям – все это от того, что мы не понимаем, какую боль причиняем им своим поведением. Но истинно верующего человека отличает в том числе умение почувствовать чужую боль как свою:

«Не уверует никто из вас, пока не пожелает своему брату (любому человеку) того же, чего желает для себя» (Бухари, Муслим).

Чтобы понять, хорош тот или иной поступок, представьте себя на месте другого человека. А если за вашей спиной шепчутся подружки, обсуждая – как вы одеты, с кем вы встречаетесь, почему до сих пор не вышли замуж? А если на вас накричит начальник – как вы накричали на своего подчиненного, поскольку у вас было плохое настроение? Если вас подведет приятель, поскольку ваша просьба не показалась ему важной, и он забыл о ней? Другой человек ничем не хуже вас, и у него есть чувства.

5. Еще одна причина – это слабость нашей воли и отсутствие решимости прекратить совершать какой-то недостойный поступок.

Чтобы преодолеть эти слабости нужно воспитывать в себе осознание того, что мы постоянно находимся под наблюдением нашего Творца.

6. Прежде чем что-то сделать, нужно подумать о последствиях этого – стоит ли минутное желание, минутная слабость наших угрызений совести, испорченных отношениях с родственниками и друзьями?

Вам не понравилось что-то в поведении или словах вашего супруга или супруги, и вы торопитесь скорее высказать свое недовольство, он отвечает вам тем же, слово за слово, и вы поссорились. Если суметь вовремя промолчать, ничего этого не было бы.

Так и с другими поступками – вы твердо решили, что будете держать ваши обещания, но лень оказалась сильнее вас, и вы нарушили слово. Близкий человек на вас в обиде, вам стыдно – если бы вы подумали об этом наперед, то неприятности можно было бы избежать.

И последний момент – если вы все-таки совершили грех, проявили забывчивость, раздражение, впали в гнев, солгали, злословили о ком-то, то постарайтесь исправить это как можно скорее. Если ваш грех касается только ваших отношений с Богом, просите прощения у Него.

Если вы нарушили права другого человека, умейте загладить ошибку. Нет ничего зазорного в том, чтобы признать себя неправым, извиниться – это вовсе не роняет вас в чужих глазах, а наоборот, вызывает уважение.
Если человек перестает обращать внимание на мелкие прегрешения, то его сердце постепенно покрывается черной пеленой и черствеет. А это очень опасная болезнь:

«Если раб Аллаха совершает грех, то на его сердце появляется черное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то пятно исчезает. Если же он повторяет грех, то это пятно увеличивается и может окутать все сердце покрывалом» (Тирмизи).

Так что малых грехов следует избегать так же, как и серьезных прегрешений.

Анна Кобулова

В богородичные праздники читается Евангелие от Луки (Лк. 10:38-42) о том, как Господь приходит в дом к Марфе и Марии, – такой привычный и знакомый отрывок, что знаешь его уже почти наизусть. И от этого как-то он уже давно не трогает сердце, ведь и так всё понятно же. Слышишь одну строчку и уже знаешь, какими будут следующие слова. И что Мария «благую часть избра», тоже давно известно.

Некоторые авторы, например библеист Илья Яковлевич Гриц, призывают читать Писание с распахнутым взглядом, как будто первый раз, с удивлением и попыткой расслышать, что именно сейчас отзывается. Читать медленно, вслушиваясь в каждое слово, размышляя, может быть, над каким-то стихом или даже одним словом, которое сегодня услышалось как особенно важное. Владыка Антоний Сурожский много об этом говорит. Эх, непростая задача – услышать что-то новое в таком старом и знакомом тексте.

Иисус в моей квартире?

«В то время вошел Иисус в одно селение». Вошел. Пришел Сам. Его, может быть, и не знали и не звали, как это нередко бывало, но Он приходит Сам. И приходит не только для красивой проповеди перед тысячами слушателей, а входит в быт, в обычную повседневную жизнь людей и просто поселяется (например, Мф. 4:13) с ними – живет в одном доме, ест за одним столом.

Если я вроде как верю, что Бог всегда рядом, могу ли я допустить, чтобы Иисус пришел в мой район и в мой дом? Если бы я была жительницей тех селений, какой была бы моя реакция на известие, что Он пришел в нашу деревню? Не знаю, как вы, а мне кажется, я первым делом бы растерялась и испугалась. И тогда вопрос, всё ли в порядке в моих отношениях с Богом, если я Его, как выясняется, первым делом боюсь. Конечно, мне было бы и дико интересно, и захотелось бы побежать на Него посмотреть, и, может быть, дотронуться (привет апостолу Фоме), а то глазам своим не верю. Но что дальше?

«Марфа приняла Его в дом свой». Кто-то Его не принял. Не всякого человека мы легко приглашаем в гости, впускаем в свое интимное пространство – в свой дом. Дом – место, где ты можешь быть собой, где не надо соблюдать приличия, где можно расслабиться, ходить в мятом халате, реветь или ругаться, хохотать до колик в животе или надуться и молчать. Не случайно мы нередко бываем очень приличными людьми с коллегами или друзьями, в обществе, на людях, и совершенно дикими и порой трудно выносимыми для близких у себя дома. До ма можно уже без купюр, как на душу легло. Конечно, дома бывают разные и всякие могут быть домашние традиции, но в целом всё же до ма мы без корсета и макияжа.

Марфа приняла Его в дом свой, впустила. Ей не удалось расслабиться, она много суетится, старается для гостей, но она Его приняла. Интересно, вот если честно, а я готова была бы впустить Христа в свой дом, в свою московскую хрущевскую квартиру? Пустить Его так близко? Пустить туда, где я не очень-то хороша и не всегда прилична? Быть с Ним не только когда я благочестиво стою в храме, то есть прихожу к Нему в Его дом, а когда я бываю злой и уставшей и мне ни до чего… Хотела бы я, чтобы Он жил со мной под одним потолком каждый день? Каково бы мне это было?

Не знаю, как вы, а я, похоже, не могу сказать уверенное «да». И это страшно. И чего тогда удивляться, что Бога в моей жизни так мало, если я сама не готова до конца впустить Его в свою жизнь? А с другой стороны, мне кажется, что если бы это было возможно, вот так просто жить с Иисусом вместе, ездить с Ним в набитом метро, ходить на работу, готовить еду, делать уборку и еще много чего делать вместе – всё время с Ним – то тогда и грешить было бы уже как-то некстати.

Злишься на толпу в метро, а рядом Иисус – и как-то всё сразу меняется. Достали тебя коллеги, а рядом Он – и это стало уже так неважно. Хочешь осудить соседку, а посмотришь на Него, как Он с тобой рядом и тоже смотрит на эту жуткую соседку с такой беспредельной любовью и к ней и ко мне, как ни странно, что уже не до осуждения становится. И это не волевое усилие, потому что, мол, я решил больше никого не осуждать, которое, как известно, ни к чему не приводит. Это сущностное изменение, преображение изнутри, потому что рядом – Он Сам. Не об этом ли писали Святые Отцы, когда говорили о памяти Божией непрестанной?

В отличие от меня, Марфа и Мария пустили Его к себе. И Марфа хлопочет, старается о большом угощении – как это понятно! Наверняка кто-то из нас повел бы себя так же. Но долго так не продержишься. Если пришли гости и ты вокруг них прыгаешь, то на сколько дней тебя хватит? На то они и гости… А если кто-то пришел надолго и теперь живет с тобой в доме? Рано или поздно он увидит тебя таким, какой ты есть, когда ты уже не стараешься угодить и предстаешь в своей распрекрасности, как есть. Иисус жил в каких-то домах, то есть был не просто гостем на день-два. Ел и спал под одной крышей. Каково было тем людям? Каково было бы мне?

Кто я без суеты?

В современном русском переводе РБО 40-й стих звучит так: «Марфа же была вся в хлопотах о большом угощении…». «Была вся в » – как это может быть важно, чтобы нам не быть полностью в чем-то, не быть полностью захваченными суетой и заботами, когда уже и меня-то нет, а есть только вот эти заботы. Трудно не «быть в», когда надо и то и это, надо думать о деньгах, о детях, о здоровье, о работе, да много о чем еще, и всё это ужасно важно и без меня пропадет и рухнет однозначно. И ведь это всё может отняться у нас в какой-то момент, в отличие от той благой части, которая не отнимется у Марии.

Не знаю, как вы, а я и помыслить не могу, чтобы что-то из того, о чем я суечусь и переживаю, когда-то исчезло или стало неважно, или ушло из-под моего контроля и стало существовать без моего влияния. Ведь это мои дела, мои проекты, мои друзья и т.д. И может быть, поэтому я так сильно вокруг них суечусь, что себя без них не представляю. Отними у меня это всё «мое», и что останется? Кто я тогда? Если я не преподаватель, не жена, не мать, не дочь, не друг, не хозяйка и т.д., то кто я? Кто я в своей обнаженности перед Богом? И существую ли я вообще в отрыве от того, что «мое», что я «имею»? Что в сухом остатке? Тяжелые вопросы, и мне о них думать не хочется, потому что трудно…

Марфа ведет себя, как бы мы сегодня сказали, без комплексов: прямо обращается к Гостю с жалобой на сестру и просьбой дать ей указание, чтобы та стала помогать, а не сидела без дела. Не обращается к Марии, а идет к третьему лицу, что само по себе не очень-то здорово. Интересно, что Господь не говорит ей, мол, что ты жалуешься на родственницу, пойди с ней сама разберись и что-то еще в этом духе, что было бы очень понятно в такой ситуации. Ну, я бы так сказала, наверно, на Его месте. Он обращается к ней лично и говорит о главном, то есть показывает ей правильную иерархию приоритетов.

А что Мария? «Сев у ног Господа, слушала слово Его». И всё. Больше ничего не делала . Странная такая… Ленивая? Нехозяйственная? Равнодушная? Возможно, Марфа подозревает ее в этом, и это тоже вполне понятно. Пришли гости, а она села и всё тут. Не заботится о ближнем – о своей сестре, не помогает. Не переживает, что о ней подумают, не старается хотя бы для приличия вести себя иначе. Не совсем нормальная какая-то. И как это важно нам иногда просто ничего не делать . Просто замолчать, сесть и слушать, как советовал владыка Антоний одной своей прихожанке. Просто позволить себе быть, а не действовать . Быть, а не суетиться. Слушать, а не тараторить. Сесть и замолчать, понимая, кто я и кто Ты…

Нам свойственно ошибаться и оступаться. Мы не совершенны, не совершенны и наши поступки, слова и намерения. Но, будучи людьми верующими, мы всегда можем стремится к лучшему, к совершенствованию и отдалению от греховного. Благодаря милости Всевышнего и свету ислама мы постепенно можем избавиться от своей греховной натуры. Если мы не будем сопротивляться греху, это ослабит наши души и отдалит от Всевышнего Аллаха. О необходимости самоконтроля Аллах Всевышний сказал: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (79:40-41).

Человек не совершенен, но совершенным может стать его самообладание. Грехов можно избежать, если контролировать себя и учитывать некоторые моменты:

1. Знать своего врага.

Самая главная стратегия в противостоянии – это знать своего врага. Чем больше вы знаете своего врага, тем легче ваша борьба. Жизнь – это борьба против шайтана – врага наших душ. Мы должны изучать его и знать тактику, которую он использует, чтобы сбить человека с пути.

2. Стремится к помощи Всевышнего.

Аллах помогает тому, кто стремится к Нему. Вы сделаете шаг Ему навстречу, а Он бежит к Вам. Аллах всегда рядом. В любое время дня мы можем обратиться к Нему с просьбой. Просите Аллаха защитить вас от зла, искушений и соблазнов этого мира и одарить ваше сердце иманом, который не позволит вам впасть в грех.

3. Посвящать время Аллаху.

Ежедневная связь со Всевышним (поминание, намаз, чтение Корана) – это главное правило самоконтроля. Человек, посвящающий себя и свое время Аллаху, защищен от дурного и наделен благом. Посвящайте больше времени Аллаху и религии, это позволит вам сосредоточиться на главных вещах и крепко держаться на плоту.

4. Избегать ситуаций, которые могут привести к греху.

Мусульманину стоит быть очень осторожным во избежание грехов и ситуаций, которые могут к ним принести. Очень часто человек не намеревается согрешить, но ситуация и обстановка, в которой он оказался, способствуют этому. Поэтому, отдаляя себя от подобных ситуаций, человек оберегает себя от греха.

5. Знать последствия.

Грех – это препятствие, которое отделяет человека от Аллаха и в результате может сделать нас рабом своих желаний, разрушив тем самым всю нашу жизнь. Множество жизней разрушены только потому, что люди переступают границы запретного, установленные Аллахом. Помните, что Аллах благословил нас здоровым телом и здравым сознанием, а неблагодарность за это приведет к суровому наказанию.

6. Поминание Аллаха.

Часто размышление о чем-либо приводит к тому, что этого воплощается в жизнь. Поэтому избегайте плохих мыслей, которые будут вызывать искушение. Старайтесь думать о благом и заполняйте свои мысли поминанием Аллаха, что приведет благо в вашу жизнь.

7. Безотлагательное покаяние.

Если вы оступились и совершили грех, то следует помнить, что грех не выводит человека из религии. Милость Аллаха больше любого греха, совершая покаяние, мы осознаем совершенное и просим искреннего прощения у Всепрощающего и Всемилостивого, выражая свое смирение и подчинение.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные