Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

После Иосии на престол сел его двадцатитрехлетний сын Иоахаз. Он царствовал три месяца и был сведен с престола фараоном Нехао. Царь этот не наследовал благочестие своего отца, он был нечестив. Его сменил двадцатипятилетний Иоаким, который царствовал одиннадцать лет. Он также творил беззакония.

В 598 году воцарился восемнадцатилетний Иехония. Как и его предшественники, он был нечестив. Правление его было недолгим. В том же году, через три месяца, пришел в Иерусалим царь Навуходоносор и увел его в плен.

В том же году престол перешел к Седекии. Он был последним (двадцатым) царем иудейским. Имя Седекия дано было ему Навуходоносором, поставившим его у власти. Настоящее имя его — Матфания. Седекия был дядей Иехонии, уведенного в плен. В 588 году, на одиннадцатом году царствования Седекии, разразился гнев Божий на Иерусалим, потому что царь этот также делал неугодное Богу.

В это время восстали против господства вавилонян идумеи, моавитяне и другие народы. Они побуждали к союзу и Седекию. Пророк Иеремия предостерегал от этого безумного шага. Господь через пророка увещевал подчиниться халдейскому царю: И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение (Иер 27, 6).

Но Седекия отложился от вавилонского царя и поднял восстание. Навуходоносор был в затруднении. Нужно было решить, на кого направить удар, потому мятеж возник в нескольких местах. Навуходоносор бросил жребий, и жребий пал на Иерусалим. Началась затяжная осада города. Иосиф Флавий говорит, что она велась по всем правилам военного искусства. Халдеи соорудили вокруг города множество насыпей, достигавших одинаковой со стенами высоты. Они воздвигли огромные башни на валах и с помощью этих башен не давали возможности защитникам Иерусалима занимать позиции на стенах. Защитники обреченного города упорно и стойко выдерживали осаду. Их мужество долгое время не могли сломить ни военное искусство осаждавших, ни голод, ни моровая язва. Они смело выходили на бой, не смущаясь хитрыми приспособлениями и осадными орудиями врага. Сопротивление продолжалось восемнадцать месяцев, пока защитники «не пали жертвою голода и метательных снарядов, которыми враги обсыпали их с вершин своих осадных башен» (Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10. 8, 1).

В 9-й день четвертого месяца таммуза (июль) 587 года халдеи совершили первый пролом городской стены у северных ворот. Узнав об этом, царь Седекия обратился ночью в бегство через ворота между двумя стенами, которые исследователи отождествляют с воротами Источника. Беглецы направились к Иерихону, но по дороге были схвачены халдеями. Бывший царь Седекия был отведен к Навуходоносору, который находился в Ривле (в земле Емафской). На глазах у Седекии были казнены его сыновья. Затем он был ослеплен. Высшие представители церковной и гражданской власти также были доставлены к Навуходоносору в Ривлу и казнены. Ослепленного Седекию отвели в Вавилон, где два года спустя он был также предан насильственной смерти.

Сбылись предостережения Господни и на Иудейском царстве, но только позже, сто тридцать четыре года спустя. Священный писатель говорит: И Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал по обычаям Израильтян, как поступали они. И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего (4 Цар 17, 19-20).

Бедствия некогда многолюдного цветущего города были оплаканы в книге пророка Иеремии. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему (Плач 1, 2). В память этой трагедии иудеи установили 17 таммуза однодневный пост.

Падение и разорение Иерусалима было лишь началом национальных бедствий. В следующем месяце, 9-го числа, произошло еще одно тяжелое и болезненное для памяти иудеев событие — Иерусалимский храм был сожжен военачальником Навузарданом. Этот день также отмечен однодневным постом. Разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 году по Р.Х. приходится на этот же день.

Для большинства жителей Иерусалима и других иудеев начался семидесятилетний плен . Страна не осталась полностью безлюдной. Небольшая часть сохранившегося беднейшего населения не могла скрасить общей картины ужасного запустения Иудеи. По предписанию вавилонского царя пророку Иеремии была дана свобода идти в Вавилон или остаться на родине. Пророк выбрал последнее.

Над оставшеюся частью иудейского населения Навуходоносор назначил правителем Годолию . Как человек благородный и мудрый, он призывал соотечественников: не бойтесь быть подвластными Халдеям, селитесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет хорошо вам (4 Цар 25, 24). В этих словах была покорность воле Божией.

Своим местопребыванием Годолия избрал Массифу — город на северо-западе от Иерусалима. Здесь он составил из иудеев и халдеев стражу и при поддержке пророков Иеремии и Варуха пытался организовать бедное население Иудеи в общину. Планы эти не осуществились. Годолия был злодейски убит через два месяца Измаилом, посланным аммонитянским царем Ваалисом. В память насильственной смерти Годолии, по иудейскому преданию, был установлен пост в седьмой месяц. Иосиф Флавий называет Годолию человеком честным и человеколюбивым.

Ключевые слова конспекта: Израиль, Иудея, патриархи, пророки, цари иудейские, царство Израильское, Авраам, Сарра, Исаак, Моисей, Давид, Соломон.

Авраам, Сарра и Исаак

Авраам - в Пятикнижии родоначальник еврейского народа, первый из трех патриархов. Считается также родоначальником арабов и арамеев. Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаиетического монотеизма. Послебиблейская традиция приписывает ему открытие существования единого Бога, творца земли и неба и владыки мира.

Потомок Евера (Эвера), правнука Сима, первого сына Ноя. Первоначальное имя его было Аврам , он родился в халдейском городе Ур в Южной Месопотамии. Там он женился на Сарайе, которой позже Бог дал имя Сарра . Живя среди языческого мира, Авраам стал проповедовать веру в Единого Бога.

Аврам на 75-м году жизни оставил родину и в сопровождении жены и племянника Лота переправился через Евфрат на территорию . От этого пошло его прозвище Аврам-ха-иври - «прибывший с той стороны реки». Неподалеку от Шхема Бог снова явился Авраму и обещал отдать весь Ханаан его потомкам. Затем он обещал ему сделать его потомство бесчисленным, «как песок земной». Обещание было скреплено союзом (заветом ). Но, тем не менее, у Авраама долго не было детей. В библейских сказаниях об Аврааме содержится много сюжетов, ставших основой многих художественных произведений. Это и похищения жены Сарры, и изгнание Агари - наложницы, родившей первенца Авраама Исмаила - после рождения его женой Саррой сына Исаака ; но особенной популярностью пользовалась история о жертвоприношении Исаака , которое должен был совершить отец по приказу Бога; но в последний момент ангел отвел его руку, наказав вместо жертвы первенца делать ему обрезание в знак того, что потомки Авраама помнят завет.

В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама только Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Иеговы. Смерть постигла Авраама в возрасте 175 лет , и он был погребен Исааком и Исмаилом в пещере Махпела в Хевроне рядом с могилой Сарры.

Моисей

Моисей (евр. Моше) - один из величайших пророков Библии, который вывел израильтян из египетского рабства; на горе Синай Иегова сообщил ему свой Завет : условия, при соблюдении которых он будет покровительствовать народу Израиля. Моисей считается основателем религиозной системы .

Единственным источником информации о Моисее служит только библейский текст. Одни исследователи считают, что его имя египетского происхождения, означает «дитя». В переводе с древнееврейского это «вынутый из воды». В Ветхом Завете есть сюжет о том, как египетская принцесса нашла его в корзине, плывущей по Нилу, и воспитала. Вступившись за соплеменника, он убил надсмотрщика и бежал из страны в пустыню, но должен был вернуться, чтобы выполнить приказ Бога вывести израильтян из египетского пленения . После страданий, которые постигли жителей Египта, и чудес, творимых Богом, чтобы проложить дорогу своему народу к свободе, Моисей выполнил его волю. После получения скрижалей Завета сорок лет бродили израильтяне по пустыне. Но народ Моисеев с трудом принимал новую для них веру, они роптали и возвращались к старым привычный культам. Моисею не удалось дожить до вступления в Землю обетованную, сделал это новый вождь Иисус Навин .

Давид (около 1043 - около 973 до н. э.)

Давид — второй царь всех племен Израиля. Он был младшим сыном Иессея из селении Вифлеем в Иудее. Юношей Давид прославился, одолев филистимлянина Голиафа . Причем развитие библейского сюжета этой битвы очень напоминает фольклорные мотивы. Никто не хотел сражаться с великаном, тогда царь обещал храбрецу дочь и полцарства в придачу. Давид, привезший своим братьям хлеб, вызвался участвовать в поединке. Его высмеяли старшие братья. Но царь разрешил ему принять вызов. Так как Давид победил, то он женился на дочери царя Саула Мелхоле. Его победы в войнах с филистимлянами привели к большой популярности у народа. Но Саул возненавидел Давида, и тот бежал к филистимлянам. После гибели Саула в битве Давид провозгласил себя царем родного племени (колена) Иуды. После междоусобной борьбы уничтожившей всех соперников Давида, он стал царем всех колен Израиля. После этого он одолел филистимлян, сделал Иерусалим , отвоеванный у иевусеев, столицей Израиля .

Давид умер в возрасте 70 лет после тридцати трех лет царствования в Иерусалиме над всем Израилем. Он основал династию, царствовавшую на протяжении почти 500 лет , до времен Зоровавеля , который около 538 до н.э. возглавил возвращение израильтян в Палестину .

Соломон (правил около 973 - около 933 до н.э.)

Соломон - сын Давида от Вирсавии и последний царь единого Израильского царства. При жизни Давида двое из его сыновей, Авессалом и Адония, посягали на трон, но безуспешно. Вирсавия, при поддержке пророка Нафана , убедила Давида объявить наследником престола Соломона и принародно помазать его на царство Израильское. Его тронное имя Соломон переводится как «мир», его царствование действительно было мирным, хотя и началось с казни его брата Адонии и других потенциальных соперников.

Соломон начал царствовать в 20-летнем возрасте. Укрепив Иерусалим и ряд других городов, он особенно усилил политическое могущество своего царства; заключив торговые соглашения с соседними государствами, а также построив торговый флот в Ецион-Гавере и направив корабли в отдаленные страны. Он укрепил его экономически, но разделив страну на области, которыми управляли его наместники; а также упорядочил его административную систему. Давид воздвиг Иерусалимский храм , хранилище . А также поддерживал тесный союз с Египтом и Финикией. Главной женой Соломона была египетская принцесса. Более того, в качестве приданого фараон дал завоеванный им город филистимлян Газер. снабжал Соломона не только искусными ремесленниками, но и строевым лесом, кораблями и моряками для флота. Чтобы расплатиться за эту помощь, Соломону пришлось уступить Тиру большую часть Галилеи.

К концу правления Соломона большинство израильтян, недовольных непосильным бременем, возложенным на них ради осуществления этих проектов, а также обязанностью содержать Храм и жрецов, было настроено против династии Давида. Сразу после смерти Соломона десять северных колен восстали под предводительством Иеровоама.

В результате они основали новое царство Израиля . Доставшееся сыну Соломона Ровоаму небольшое Иудейское царство было завоевано Египтом, а храм был разграблен.

Это конспект по теме «Израиль и Иудея. Пророки и цари» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Флаг Израиля

Флаг представляет собой белое прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными синими полосами по краям и звездой Давида в центре.

Израильский флаг символизирует государство от Нила до Евфрата: нижняя полоса - берег реки Нил, верхняя полоса - берег реки Евфрат, а звезда Давида - Иерусалим.

Звезда Давида

Звезда Давида (ивр. Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендовид) - древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой - вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых равносторонних треугольников, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника. Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона».

Печать царя Соломона

Печатью царя Соломона называется символ из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников (Звезда Давида), помещённый на легендарном перстне-печатке царя Соломона, который давал ему власть над джиннами и возможность разговаривать с животными.

Герб Иерусалима

Геральдический щит имеет английскую форму с синим контуром. По всему щиту изображена Стена Плача и фигура льва. По бокам щита расположились оливковые ветви. Над гербом на иврите написано название города. Лев символизирует род Иуды, ветви оливы символизирую мир, синий цвет символизирует иудаизм.

Современная реконструкция печати царя Соломона

Печать Соломона - символ, представляющий собой шестиконечную звезду. Печать Соломона имеет и иные названия: щит Соломона, звезда Давида. Согласно легенде эта печать была выгравирована на знаменитом кольце царя Соломона, с помощью которого он мог управлять полчищами демонов.

История Иерусалимского храма полна легенд: учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Хирам, царь Тира и Библа, прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников. Над зданием работали 7 лет - по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых. (Особое место в храме, где находился Камень Основания или так называемый Краеугольный Камень. Считается, что именно с этого места Бог начал сотворение мира. Сейчас над этим камнем расположен мусульманский Купол Скалы). Соломон публично прочёл молитву.

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.


Израильское царство
ивр. ‏ממלכת ישראל‏‎
Раздел находится в разработке

Колена Израилевы

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова. У Иакова были две жены - Лия, Рахиль, и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

Сыновья Лии: Рувим (Рэувен), Симеон (Шимон), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун). Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин). Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали). Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Асир (Ашер)

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Менаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа, что увеличило число колен до 13.

Списки Израилевых колен в Библии не приводят колено Иосифа как самостоятельное, связывая его только с Ефремом и Манассией. Повсеместно также делаются оговорки, исключающие колено Леви как посвящённое служению Богу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин, не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан; оно не получает удела в Земле Обетованной и в Заиорданье. Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций, восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число. Таким образом, возможны 2 толкования 12 колен Израилевых: вышеперечисленные 14 за исключением либо Леви и Иосифа, либо сыновей Иосифа.

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).

В 732-722 годы до нашей эры. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

В эпоху Второго Храма большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену.

Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель был священнического рода, некая пророчица Анна происходила из колена Ашера, апостол Павел из Тарса - из колена Вениамина. Число апостолов христианской церкви - двенадцать - носит символический характер и связано с числом сыновей Иакова и, соответственно, Израилевых колен.

На сегодняшний день, сознание племенной причастности сохранилось лишь у потомков колена Леви (Левиты), часть которых (коэны) даже хранит память о своём происхождении из рода Аарона.

Исход

Согласно Библии, пастушеский род Иакова-Израиля, - прародителя евреев, вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет, обосновавшись в земле Гесем, благодаря тому, что его сын Иосиф Прекрасный стал советником фараона и породнился с местной аристократией.

Согласно Библии израильтяне пребывали в Египте 400 лет, или 430 лет.

С течением времени численность израильтян значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, который не знал Иосифа, опасаясь военных столкновений с израильтянами, повелел изнурять израильтян тяжелыми работами, чтобы сдержать рост их численности.

Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии ослабить молодой народ, он приказал убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.

Мать Моисея Иохаведа (Йохевед), чтобы спасти его от убийства, положила трехмесячного сына в просмоленную корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Когда Моисей вырос и оказался среди израильтян, он увидел египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина. Моисей убил египтянина и сбежал из Египта, опасаясь мести. Он обосновался в земле мадианитян, женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя.

Однажды, когда Моисей пас стадо у горы, ему явился Бог в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина) и повелел вернуться в Египет, чтобы вывести израильтян из рабства и переселиться в Ханаан, как было обещано праотцам.

В возрасте 80 лет Моисей возвращается в Египет и требует у фараона отпустить израильтян, но фараон отказывается. Тогда Бог насылает на Египет десять бедствий (Десять казней египетских). Только после десятой казни, в результате которой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон настаивает, чтобы израильтяне покинули Египет. Согласно Исходу десять бедствий не затронули израильтян. В случае последней казни ангел смерти «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Собрав у египтян ценные вещи, израильтяне в числе 600,000 мужчин покинули Египет. Тем временем фараон изменил своё решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у моря камышей. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян.

Через три месяца перехода по пустыне израильтяне достигли горы Синай. Здесь израильтяне стали свидетелями теофании, а Моисей на вершине горы получил от Бога десять заповедей. У горы также был заключён завет между Богом и израильтянами. Там же по воле Бога была сооружена Скиния (походный Храм), мужчины из колена Левия (левиты) были назначены священниками. Брат Моисея Аарон стал первосвященником.

В течение года израильтяне жили у горы Синай. В этот период была произведена перепись, согласно которой среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.

От Синая израильтяне направились в Ханаан через пустыню Фаран. Достигнув границ Ханаана, они направили в обещанную землю двенадцать разведчиков. Десять из них, вернувшись, высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана. Народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над хананеями, начал роптать. За это Бог обрек евреев сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто был рабами в Египте, включая Моисея.

Сорок лет спустя израильтяне обогнули с востока Моав и разбили в битве амореев. После этой победы они вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь умер Моисей, назначив своим преемником Иисуса Навина (1272-1244 годы до нашей эры).

Первым делом евреи под предводительством Иисуса Навина атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Пощадили только блудницу Раав и её родню за то, что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён.

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью, как и в Иерихоне. Пять царей - иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский - объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражении на его стороне, бросая с неба камни в войско неприятеля. Все жители этих городов были поголовно истреблены. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон.

После покорения и раздела земли Иисус мирно скончался и был погребён на горе Ефремовой.

Эпоха судей 1244-1040 годы до нашей эры

Эпоха судей охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме, что соответствует позднему бронзовому веку.

Несмотря на «юридическое» название, данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия: «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым». В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен, символически объединенных вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема и колена Вениамина, в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения). Общее же количество израильтян, способных к войне, в это время насчитывало 400 тыс. человек. Примечательно, что ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее, было 600 тыс. человек.

В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни, другая стала переходить к оседлости. Жители иудейского Вифлиема, например, выращивали ячмень и пшеницу.

Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд». Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев, хеттиев, амореев и иевусеев. Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты). Судьей мог быть и пророк (Самуил), и главарь банды разбойников (Иеффай), и женщина (Девора). При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что философия права, так же как и современная доктрина разделения властей, имеет истоки в Ветхом Завете.

Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности. Они не гнушались убийствами и блудом (Самсон), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.

Единое Израильское царство 1040-928 годы до нашей эры

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство - помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника - в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона (1010-928 годы) - золотой век Израильского царства. В 1010 году Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно ведёт войны против внешних врагов. Также ведётся обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (928 год) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северное (Израильское) царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали Южное царство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Период Северного (Израильского) царства 928-721 годы до нашей эры

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство было разделено. Десять колен (племён) образовали Северное царство, которое получило название Израиль. Столицей Северного Израильского царства стал Шхем, затем Тирца (Фирца) и наконец Самария (Себастия, Шомрон). Согласно Ветхому Завету, цари северно-израильского государства отступили от монотеистического служения Единому Богу Израилеву, вначале воздвигнув в городах Вефиль и Дан храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем даже поклонялись божествам финикийского культа. С точки зрения Библии, ни один из них не был «благочестивым царём».

В Северном Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов, дольше всего правила династия Йеу (Ииуя). В 721 году году до нашей эры Северное Израильское царство было завоевано ассирийским царем Саргоном II. Значительная часть населения царства были уведены в ассирийский плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Ассирийский плен, или ассирийское изгнание

Период в истории народа Израиля, во время которого несколько тысяч израильтян из древней Самарии были угнаны в Ассирию и её провинции. Северно-Израильское царство было разгромлено ассирийскими царями Тиглатпаласаром III и Салманасаром V. Завершил осаду Самарии в 721 году до нашей эры следующий правитель Ассирии - Саргон II, окончательно уничтожив таким образом Северное царство, что подвело итог его двадцатидвухлетнему упадку.

По ассирийским клинописным источникам из Дур-Шаррукина, из Самарии было депортировано 27290 пленников.

В отличие от более поздних изгнанников Иудейского Царства, которые смогли вернуться из вавилонского пленения, 10 колен Северного царства не получили разрешение вернуться на родину. Спустя много столетий, раввины реставрированной Иудеи продолжали спорить о судьбе потерянных колен.

Израиль [Исраэль]

Легендарные патриархи евреев (хабиру)

Абрахам (Авраам)
Ицхак (Исаак)
Йаакоб (Иаков)
Йегуда (Иуда)
Моше (Моисей)
Йегошуа бен Нун (Иисус Навин)

Шофтим [судьи] евреев в Ханаане (Палестина)

Отниэл (Гофониил)
Эхуд (Аод)
Шамгар (Самегар)
Барак (Варак)
Иероваал (Гедеон)
Абимелек (Авимелех)
Фола
Иаир
Йифтах (Иеффай)
Есевон
Елон
Авдон
Шимшон (Самсон)
Элийагу (Илия)
Шмуэл (Самуил)

Помазанные священники, или высшие священники Скинии собрания [походного храма евреев]

Цари Израильского царства 1040 - 928

Дом Саула (бен Шауль)

1040-1012

Дом Давида (бен Давид)

1012-972
972-928

Раздел на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства

928

Цари Северного, или Израильского царства 928 - 721

I династия (бен Нават)

928-910
910-908

II династия (бен Бааша)

908-885
885-884

III династия

884-884

IV династия (бен Омри)

884-873
884-881
873-853
853-852
852-842

V династия (бен Йегу)

842-814

Цари объединённого царства

Саул - вначале был любим Господом, но уже на втором году своего правления стал делать вещи неугодные Господу. Погиб в сражении на тринадцатом году правления.

Давид. Почитал Господа, и был любим Им, несмотря на то, что совершил множество преступлений. Умер раньше срока, подкошенный многочисленными болезнями.

Соломон. Первые двадцать лет правления был послушным рабом Иеговы. Затем вышел из повиновения и обратился к другим богам. Царствовал сорок лет. Не был наказан Господом. Умер своей смертью.

Цари Иудейские.

Ровоам, сын Соломона, был наказан Господом за грехи отца. Половина царства была отторгнута Иеровоамом. Бог запретил Ровоаму воевать с узурпатором.

«Возвратитесь каждый в свой дом, ибо от Меня это было». (3 Цар. 12 24)

Не признавал Господа. Правил семнадцать лет. Умер своей смертью.

Авиа, сын Ровоама. Шёл по стопам своего отца. Не был наказан. Умер своей смертью.

Аса, сын Авии. Был преданным слугой Господа. Правил сорок один год. Аса, несмотря на то, что верой и правдой служил Господу, сильно болел ногами, передвигаясь на коляске. И Господь не смог излечить его. Но, в знак поощрения, позволил ему умереть свой смертью.

Иосафат, сын Асы. Поклонялся нашему Богу. Но даже не пытался искоренить языческие ритуалы, в которых участвовали евреи, принося жертвы чужим богам. Правил двадцать пять лет. Господь относился к нему с прохладцей. Умер своей смертью.

Иорам, сын Иосафата. Правил одновременно с Иорамом, царём израильским и дружил с ним. Был женат на его сестре, что плохо повлияло на иудейского царя. И он начал делать неугодное. Правил восемь лет. Не был наказан. Умер своей смертью.

Охозия, сын Иорама. Делал неугодное. Правил всего год. Погиб в бою с заговорщиком Ииуем. Одновременно с ним погиб Иорам, царь израильский.

Гофолия, дочь израильского царя Амврия, узнав о гибели своего сына Охозии, перебила в Иудее всех членов царской семьи. Правила шесть лет. Служила Ваалу. Погибла, когда священник Иодай стал во главе народного бунта, и восстановил на престоле род Давидов.

Иоас, чудом уцелевший сын Охозии. Сел на престол в возрасте семи лет. Соблюдал паритет, был слугою двух господ. Уважал Господа Бога, но не отменил ни Ваала, ни богов высот. Царил сорок лет. Погиб в результате заговора.

Амасия, сын Иоаса. Делал угодное, но без особого усердия. Был двуличен, как и его отец. Воевал против Иоаса, царя израильского. И был разбит на голову. Хотя тот Иоас упорно делал неугодное Господу. Не понятно, на чьей стороне был Господь, неужели Он помогал своему врагу?

Амасия царствовал двадцать девять лет. Не был поощрён, но и не был наказан. Умер в результате заговора.

Азария, сын Амасии. Делал угодное в очах Господа. За это поразил Господь царя, и был он прокажённым до дня смерти своей, и жил в отдельном доме. И правил Иофан, сын его, вместо него. Очень поучительно! Проклял свою жизнь, но умер своей смертью.

Иофам, сын Азарии (Озии). Делал угодное, но языческие высоты и дубравы не были отменены. Правил шестнадцать лет. Умер своей смертью.

Ахаз, сын Иофама. Переметнулся на сторону Ваала, предал Господа. В храме Господнем стал приносить жертвы языческим богам. Правил шестнадцать лет. Не был наказан. Умер своей смертью.

Езекия, сын Ахаза. Делал угодное. Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву. Был также близок Господу, как и царь Давид. Господь спас его от войска Ассирийского и умертвил у неприятеля сто восемьдесят пять тысяч воинов одной левой рукой.

Царствовал двадцать девять лет. Умер своей смертью.

Манассия, сын Езекии. Делал неугодное. Восстановил высоты и дубравы. И поставил жертвенник Ваалу и истукан Астарты в храме Господнем. Царствовал пятьдесят лет. Не был наказан. Умер своей смертью.

Аммон, сын Манассии. Два года делал неугодное. Погиб в результате заговора в возрасте двадцати четырёх лет, но оставил восьмилетнего сына.

Иосия, сын Манассии. Уже с восьми лет делал угодное. Сжёг статую Астарты.

«И разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты. И вывел всех жрецов из городов Иудейских и осквернил высоты. И осквернил он Тафет, чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху. И отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень, колесницы же солнца сжег огнем». (4 Цар. 23 7-11)

Царствовал тридцать один год. Погиб в сражении от рук египтян. Иоахаз, сын Иосии. Три месяца делал неугодное. За это фараон сместил его и заключил в темницу.

Иоаким (Елиаким) , брат Иосии. Поставлен на престол фараоном, который захватил Иудею и Иерусалим. Делал неугодное. Правил одиннадцать лет. Не был наказан. Умер своей смертью.

Иехония, сын Иоакима. Три месяца делал неугодное. Уведен Навуходоноссором, царём Вавилонским, в плен, вместе со многими именитыми гражданами Иудеи.

Седекия, брат Иоакима. Делал неугодное. Правил одиннадцать лет. Предал своего покровителя Навуходоноссора. Захвачен в плен и ослеплен.

Цари Израильские Иеровоам, один из приближенных Соломона. Благодаря помощи Господа (3 Цар. 14 8) отторгнул половину царства. Провозгласил себя царём Израиля. Коварно отвернулся от Иеговы.



Поставил двух тельцов, поставил капища идолам. Был наказан смертью маленького сына, но благополучно правил двадцать два года и умер своей смертью.

Нават, сын Иеровоама. В глазах Господа был не лучше отца. Правил два года. Был свергнут заговорщиком Ваасой. В Библии не сказано, был ли Господь участником заговора.

Вааса. Истребил весь род Иеровоама, как и предполагал Господь. Но не почитал Иегову, делал неугодное Ему. Несмотря на это, царствовал двадцать четыре года. Не был наказан. Умер своей смертью.

Ила, сын Ваасы. Царствовал два года. Относился к Господу очень плохо. Погиб в результате заговора.

Замврий. По слову Господа истребил весь род Ваасы. Но относился ещё хуже. За семь дней правления успел наплевать Богу в душу. Был побежден соперником Амврием. Сгорел во дворце, который сам же и поджёг.

Амврий. Царствовал шесть лет. «И делал Амврий неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех, бывших пред ним» . (3 Цар. 16. 25) Не был наказан. Умер своей смертью.

Ахав, сын Амврия. «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех, бывших прежде него» . (3 Цар. 16. 30) Служил Ваалу, главному противнику Господа. Правил двадцать два года. Не был наказан. Умер в результате ранения, полученного в бою. Стрела эта не была направлена Господом.

Охозия, сын Ахава. Делал неугодное. Служил Ваалу, чем прогневал Господа. Бог подставил ему ножку на втором году его правления. Умер в результате несчастного случая, провалившись в открытый погреб.

Иорам, сын Ахава. Не сделал правильных выводов из трагической смерти брата. Делал неугодное. Правил двенадцать лет. Погиб в бою с заговорщиком Ииуем, одновременно с Охозией, царём иудейским.

Ииуй. Перебил семьдесят братьев Иорама, царя израильского, всех приближенных дома Ахава и сорок братьев Охозии, царя иудейского (4 Цар. 10. 11-14) Желая доказать свою преданность, Господу уничтожил всех жрецов Ваала, разбил его статую.

Господь похвалил Ииуя и пообещал, что его потомки будут править до четвёртого колена (4 Цар. 10. 31) Но, несмотря на это, новый израильский царь не хотел делать угодное, делал иное, противное Господу.

Правил двадцать восемь лет. Не был наказан. Умер своей смертью. Иоахаз, сын Ииуя, делал неугодное. Господь направлял на него вражеские войска, но Иоахаз устоял. Правил семнадцать лет. Не был наказан. Умер своей смертью

Иоас, сын Иоахаза. Делал неугодное. Разгромил Амассию, угодного Господу. Разрушил Иерусалим. Не был наказан. Умер своей смертью.

Иеровоам Второй, сын Иоаса. Делал неугодное, но побеждал в сражениях, и восстановил прежние границы израильского царства. Отвоевал территории, отторгнутые при его предшественниках. Правил сорок один год. Не был наказан. Умер своей смертью.

Захария, сын Иеровоама. Делал неугодное шесть месяцев. Погиб в результате заговора.

Селум, заговорщик. Удержался на престоле всего один месяц, поэтому не успел насолить Господу. Пал жертвой заговора.

Менаим, убийца беременных женщин. (4 Цар. 15. 16) Ограбил всех израильтян. Делал неугодное. Правил десять лет. Не был наказан. Умер своей смертью.

Факия, сын Менаима. Два года делал неугодное. Погиб в результате заговора.

Факей. Делал неугодное. Царствовал двадцать лет. Не был наказан.

Погиб в результате заговора.

Осия. Делал неугодное. Правил девять лет. Переселен в Ассирию.

Заключён в темницу. Дальнейшая судьба неизвестна.

Весь этот перечень царей, с указанием степени верности их Господу, убедительно доказывает, что Бог никого не в силах наказать. Совершенно беспомощен. Нет у Него силы в членах.

Нет у Него ни грома ни молний, ни язв, ни почечуя. Ни один царь не получил по заслугам и не съел плоти детей своих. Все Божьи проклятия не стоят выеденного яйца, не стоят той бумаги, на которой напечатаны.

Библия объясняет военные неудачи и жизненные беды Иудейских и Израильских царей тем, что они отвратились от Господа, а удачи, победы, естественно, их преданностью Ему.

Но я уверен, что пред решающими сражениями, которые заканчивались победами или поражениям, все цари, без исключения вспоминали о Господе, все с одинаковым усердием молили

Его даровать им победу. Они приносили Ему многочисленные жертвы, но исход этих битв, к сожалению, зависел не от Господа.

Сама же Библия, того не желая, признает, что праведникам порой очень не везло, а отступники порой были удачливы в сражениях, долго и счастливо правили, и умерли в своих постелях.

Иоас, царь Израильский, который делал «неугодное в очах Господних» (4 Цар. 13 11), наголову разбил Амассию, царя Иудейского, который «делал угодное в очах Господних» (4 Цар. 14 2-13)

Так на чьей же стороне был Господь?

Манассия, который царствовал пятьдесят лет и делал «такие мерзости, хуже всего того, что делали Аморреи, которые были прежде него, и ввел Иуду в грех идолами своими, и пролил весьма много невинной крови, так что заполнил ею Иерусалим от края до края» (4 Цар. 21. 11-16) прожил счастливо, без войн.

В тоже время, такой любимец Господа, такой верный раб его как царь Иосия, «который делал угодное в глазах Господа, ходил во всем путем Давида, который обратился к Господу всем сердцем своим и всей душой своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву», - умер насильственной смертью, потерпев поражение от египетского фараона. И Господь не защитил его. (4 Цар. 23)

Мало того, ясно сказано, что Господь наказал Иосию за грехи Манасии (4 Цар. 23 26)

Как вы уже заметили, Божьи поступки божественно непоследовательны.

Многочисленные нападения на израильтян и иудеев царей из соседних государств Библия приписывает Воле Господа.

По-моему, это клевета, за которую дееписателей следовало бы, воскресив, примерно наказать. Не мог Господь делать такие гадости своему народу. Да и как бы Он мог? У этих царей были свои боги, которые покровительствовали им и направляли их действия.

Цари эти перед тем, как выступить в военный поход, непременно должны были обратиться к своим богам за благословением. Были приносимы многочисленные жертвы, в том числе и человеческие. Неужели же Молох, Астарта, Ваал, Хамос советовались с Иеговой и просили его содействия? Неужели они делились с ним жертвами, приносимыми им?

Если же допустить, что так и было в действительности, что Господь покровительствовал врагам, то вполне объяснимы многочисленные поражения евреев. Как могли они успеть против чужеземных армий, если на стороне неприятеля воевал и их собственный, ими же выбранный Бог!

Давайте на минутку отвлечёмся. Представьте себе, что Вы не в ладах с подрастающими Вашими сыновьями. Они частенько не слушаются Вас, не стоят перед Вами на вытяжку, не носят Вам подарков.

Мало того, чудаковатый сосед, которого Вы ни во что не ставите, для них - первый авторитет, чуть ли не бог. Вы многократно пытались их вразумить, многократно поучали как словом, так и ремнём, хотя это и не гуманно. Не помогло. Каков же выход?

Выход один. Следует подговорить соседских мальчишек, чтобы они почаще били Ваших сыновей. Более того, дать им в руки дубинки и самопалы.

Но не избиения, ни раны не исправили нрав Ваших неразумных сыновей. Тогда Вы направили против них более крепких парней, которые изувечили их и убили их.

Не плачьте! Вы прекрасно исполнили свой родительский долг! Не чувствуйте угрызений совести! Бог благословит вас! Потому что Он поступает точно так же.

Вот Вам на выбор несколько цитат из Библии.

«И воздвиг Господь противника на Соломона Адера Идумянина, из царского идумейского рода» (3 Цар. 11. 14)

«И воздвиг Бог против Соломона ещё противника, Разона, сана Елиады» (3 Цар. 11. 23)

«В те дни начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Изаил во всем пределе Израилевом» (4 Цар. 10. 32)

«И возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руки Азаила, царя Сирийского, и в руки Венадада, сына Азаилова, во все дни их». (4 Цар. 13 3)

«В эти дни начал Господь посылать на Иудею Рецина, царя Сирийского, и Факея, сына Ремалиина». (4 Цар. 15. 37)

«И отвратился Господь от всех потомков Израиля и смирил их, и отдавал их в руки грабителей, и, наконец, отверг их от лица Своего» (4 Цар. 17. 20)

«И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, так Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их»..(4 Цар. 17. 25)

«И переселил царь Ассирийский израильтян в Ассирию за то, что они не слушали гласа Господа, Бога своего и преступили завета своего: все что заповедал Моисей, раб Господень, они не слушали и не исполняли». (4 Цар. 18. 11-12)

«Разве ты не слышал, что я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные города, превращая их в груду развалин». (4 Цар. 19. 25)

«За то, - так говорит Господь Бог Израилев, - вот я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоихушах у того. И протяну на Иерусалим мерную ветвь Самарии отвес дома Ахавова. И вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, вытрути опрокинут ее. И отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям свои, за то, что они делали неугодное в очах моих и прогневали Меня». (4 Цар. 21. 12-15)

«И посылал на него Господь полчища Халдеев, и полчища Сириян, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, посылал их на Иуду по слову Господа, которое он изрек через рабов своих, пророков». (4 Цар. 24 2)

Так Господь, на протяжении тридцати столетий, терзал и убивал Свой народ, с божественной терпеливостью пытаясь вызвать у евреев горячую любовь к Нему. И Он добился своего.

Правда, Ему пришлось подождать три тысячи лет. Но результат превзошёл все ожидания. Полюбили всем сердцем, не жалея для него ни подаяний, ни даже крайней плоти своих сыновей.

Сусаким, царь египетский, на пятом году царствования Ровоама забрал все сокровища из храма Господня. Скорее всего, забрал и ковчег, оббитый золотом. А скрижали выкинул где-то по дороге. (3 Цар. 14 26)

Через двадцать лет после этого царь Аса отдал все сокровища Венадиру, царю сирийскому. (3 Цар. 15. 18).

Иоас, царь иудейский, был угоден Господу. Но был вынужден смириться перед Азаилом, царём Сирийским, и отдать всё золот государственных и храмовых сокровищниц. Библия утверждает, что Азаила послал сам Господь, что не совсем понятно.

Мало того, ещё более непонятно, почему Господь позволил Азаилу вывести сокровища, принадлежащие Ему? Неужто настолько уж обессилел, что безропотно позволил поганому язычнику обобрать Себя?

Но иногда Господь, собравшись с последними силами, воевал на стороне наших. За то, что сирияне обидели Его, Он с помощью израильтян перебил сто тысяч сириян.

«Остальные убежали в город Афек; там упала стена на остальных двадцать семь тысяч человек. А Венадад ушёл в город и бегал из одной внутренней комнаты в другую» (3 Цар. 20. 30)

Отчего же он бегал? Очевидно, опасался, что на него тоже упадёт стена комнаты. Так, Ахав с семью тысячами воинов, одним Господом и одной стеной разбил в двадцать раз превосходящие силы противника.

Что же это за стена такая огромная, которая похоронила двадцать семь тысяч болванов, почему-то сгрудившихся под ней? Думаю, что если бы однажды обрушилась Великая китайская стена, жертв было бы гораздо меньше.

Подобными и даже ещё более правдивыми описаниями битв и иных событий пичкает нас Святая Библия. И мы всей этой галиматье свято верим.

Так сильно ли далеко ушли мы в своём развитии от папуасов и пигмеев? Думаю, что и они бы засомневались: было ли там действительно 27000 задавленных, или всего только 26999?

Во время правления израильского царя Ахава широкую известность получило имя великого пророка Илии. Его поставил Господь в противовес царю, грешнику, каких свет не видывал.

С пророка Илии списан евангелистами облик Иоанна Крестителя. Пророк ходил во вретенище, был аскетом и питался акридами, которых ему приносили вороны в своих клювах.

Потом Господь отдал Илию в дом некоей вдовы, на попечение. Тут уже пророк отъелся и отаскетился. Вдова всячески ублажала его, а за это Господь пополнял холодильник продуктами из бездонных небесных кладовых.

Илия, с помощью Господа, спас умирающего сына вдовы. И слава о нём распространилась ещё шире.

Человек Божий, уйдя от вдовы, стал бродить по городам и селениям, порицая Ахава за его прегрешения и преступления. Ахаву это, в конце концов, надоело, и он объявил на смутьяна все израильский розыск.

Но Илия сам пошёл навстречу царю.

«Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни». (3 Цар. 18. 17-18)

И один смущающий приказал другому смущающему собрать на горке четыреста пятьдесят пророков Вааловых и четыреста пророков дубравных.

Если Вы решили, что тем, кто приказал, был Ахав, то заблуждаетесь. В те блаженные времена нищие пророки приказывали царям. А цари брали под козырёк и беспрекословно выполняли любые повеления, даже такие дурацкие.

Но вот загадка. Откуда оппозиционер Илия мог знать о точном количестве пророков правящей коалиции? Очевидно, вороны не только кормили его, но и вели разведывательную работу.

Но посмотрите, какая занимательная статистика! У Господа Саваофа был в подчинении всего один - единственный пророк! А у Ваала, который рядом с Господом совсем не смотрелся, свита состояла из пяти сотен пророков!

Отсюда мы можем сделать вывод, сколько евреев в те времена поклонялись Господу, а сколько - отклонялись от Него.

Среди нескольких сотен пророков Ваала, уверен я, было несколько не менее великих, чем Илия. Но Господь сейчас правил бал.

Многочисленные чужие пророки сбились в кучу и терпеливо ждали, что будет дальше. Царь Ахав и его приближённые расселись в царской ложе, и с интересом наблюдали за действом.

Толпы народа, извещённого глашатаями о предстоящем диспуте, стекались на гору из ближайших долин.

«И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут одного тельца и рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают. А я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, а огня не подложу. И призовите вы бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ, и сказал: хорошо». (3 Цар. 18. 22-24)

Лжепророки общими усилиями разделали тельца и положили на свой жертвенник. И принялись плясать, кривляться и колоть себя ножами, призывая Ваала послать с неба огонь. Кровь лилась ручьями. Вот это был спектакль.

Толпа ликовала и аплодировала. И хотя эти несчастные танцевали с огоньком, Ваал им огня не дал. Во время вчерашней грозы он израсходовал весь свой запас молний, а новых Гефест ещё не наковал.

Потому что выполнял большой заказ для Господа Саваофа.

Великий шаман Илия потешался над кривляками противника.

Потом наш праведник собственноручно разделал второго тельца, положил тушу на восстановленный жертвенник Господа, и для пущего эффекта, полил тельца водой из четырёх вёдер. И ещё пописал на него.

И горячо помолился Господу Богу. Причём, без всяких танцев и без кровопролития. Ничего не происходило. Народу стало неинтересно, и он начал расходиться.

Но тут, - о, чудо! Сошёл огонь Господень и всё сожрал: и тельца, и воду, и камни, и прах. Оставшийся народ был поражён тем, что Господь закусил мясо камнями. И всех объял панический ужас.

«Увидев это, весь народ пал на лицо своё и сказал: Господь есть Бог! Господь есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся! И схватили их, и отвёл их Илья к потоку Киссону, и заколол их там». (3 Цар. 18. 40)

Четыреста пятьдесят божьих пророков стали в рядочек на колени вдоль потока и, склонив головы, ждали, пока Илья придёт и заколет их.

Это не было так быстро и так легко. Дважды Илья уходил на перерыв, чтобы подкрепить свои силы и получше заточить кинжал. Потом ещё раз прошёл вдоль лежащей шеренги, чтобы убедиться: дыша пророки, или уже отошли к Ваалу. Кто не спешил к Ваалу, тех Илья пристреливал контрольным выстрелом в затылок.

Что сталось с остальными четырьмя сотнями пророков, в Библии не указано. Нельзя требовать многого от почтенного старца. Думаю, что Илья, переспав с этой мыслью, заколол их на второй день.

Так, сразу же, одной рукой с одним кинжалом, был восстановлено равновесие между Богами. У Ваала не осталось ни одного пророка, а у Господа - один Илия, который стоил сотни пророков.

«Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошёл большой дождь. Ахав сел в колесницу, и поехал в Изреель. И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля» (3 Суд. 18. 45-46)

Масштабные библейские полотна, такие, как массовая казнь на берегу Киссона, потрясают своей реалистичностью. Им нельзя не верить! Но мелкие детали, скажем так, настораживают. Как-то не солидно для пророка такого масштаба бежать впереди колесницы, сверкая пятками. Ведь не заяц же он, а человек Божий!

У Ахава была злобная жена по имени Иезавель. И она поклялась, что уничтожит Илию так же, как он уничтожил её нахлебников - пророков. Господь не только спас Илию, но и поручил ему помазать на сирийский престол Азаила, а на израильский престол - заговорщика Ииуя. Благо, что у пророков всегда под рукой кувшин с елеем, а за пазухой - Божья Грамота на помазание.

«А Елисея, сына Саватова, помажь в пророки вместо себя». (3 Суд. 19. 16).

Тут мы сталкиваемся с уникальным, единственным случаем во всемирной истории, когда мазали не только на царство, но и на пророчество! Библия полна подобных профанаций.

Елисей тут же оторвался от плуга, заколол своих волов, и стал вдохновенно пророчествовать. Интересно, что в Библии почти все пророки и Апостолы - люди тёмные, простые, неграмотные, от земли, от стада, от невода.

И ещё интереснее то, что они учат, предвещают, пророчествуют. И некому было сказать им: «Илюша, не учите нас жить! Лучше помогите материально. Ведь вы же с Господом по корешам!»

Следует отметить такой, неизвестный широкой публике, факт, что Господь, Бог наш, в эти, очень бедные на истинно верующих, годы, стал Богом не только людей, но и животных, и диких зверей.

Эти твари Божьи молились Ему и слушались Его беспрекословно. И ели грешников по Его повелению. Псы, например, сожрали злобную Иезавель.

Звери, несмотря на мирный норов, выполняли самые жестокие приказания кровожадного Господа.

Однажды любимец Его, пророк Елисей, проходил возле одного города. Местные детишки посмеялись над его лысиной и кричали ему: «плешивый, плешивый!». Господь, также обладатель немалой плеши, счёл себя оскорблённым. И тут же выслал из леса двух медведиц. И они тут же навели порядок, растерзав сорок два ребёнка. (4 Цар. 2. 24).

Вот как беспредельно милосерден наш Господь! Особенно милосерден к деткам. Ну, просто, не может равнодушно смотреть на этих ангелочков!

Неужели же все сорок два малыша кричали в один голос? Может быть, среди этих уличников находилось и несколько хороших, домашних детей, которых родители учили, что не следует смеяться над убогими пророками?

Но медведицы не разбирают, где плохие, где хорошие. Они, по умственному развитию, не могут равняться с Богом. Им приказано: растерзать и съесть! И верно, чего тут разбираться! Дети, что злые, что добрые, на вкус одинаковы.

Показательно, что Господь наслал не медведей, а медведиц. Потому что Он их испытывал. У этих медведиц, конечно же, были свои детёныши.

И им совсем не просто было убивать чужих детей. Но беспредельная вера в Господа помогла им с честью преодолеть естественные материнские инстинкты.

И в этом нет ничего удивительного. Такую беспредельную, жертвенную веру мы наблюдаем и у людей.

Если бы этот медвежий бог не удовлетворился одной кровавой оргией, а продолжал истреблять детей только за то, что они позволяли себе смеяться над стариками, то вскоре на всей земле не осталось бы ни одного ребёнка.

Очевидно, старина Господь имел серьёзные опасения, что и над ним вскоре будут смеяться даже маленькие дети.

Некоторые современные богослужители стараются привлечь в храмы как можно прихожан, в основном, молодёжь. И устраивают там шумные концерты современной музыки, нарушая священный покой Господа.

В давние библейские времена слуги Божьи также по мере сил заботились о повышении посещаемости. Учитывая, что множество женщин стремилось посвятить себя служению Богу или Богине, грех было бы этим не воспользоваться.

При многих иудейских и израильских царях храмы напоминали коммунальные квартиры.

Здесь обитали и мирились друг с другом несколько языческих Богов, в том числе и Бог Саваоф, который от них отличался только тем, что не был представлен статуей, идолом.

Поэтому многие прихожане считали Его богом второй категории, богом высот и долин. На что Он сильно обижался.

Зайдя в такой общественный храм, прихожанин мог видеть множество жриц Астарты, которые, скромно потупив глазки, делали вид что ткут покрывало для Богини.

Но стоило только поманить одну из них пальцем, как она тут же отрывалась от этой скучной работы и изо всех сил стремилась доказать, что владеет не только этим, но и ещё более древним ремеслом. Делала это с особым старанием, угождая не столько прихожанину, сколько своей великой Богине.

И хотя никаких тарифов за эти божественные услуги не существовало, священники были уверены, что гость обязательно опустит не одну лепту в храмовый ящик для пожертвований.

Господу Саваофу были глубоко противны эти невинные забавы. Но что Он мог поделать, если жил в коммуне не только с Астартой, но и с Молохом, Ваалом, Хамосом и ещё десятком мелких божков?

С красотками Астарты ещё можно было мириться, их проделки даже отвлекали Его от мирских забот. Но как было мириться с тем, что на жертвеннике Молоху тут же, перед храмом, приносились человеческие жертвы.

Причём приносили их и Его родные евреи. Которые справедливо считали, что вправе пожертвовать одним из своих многочисленных потомков для блага остальных.

Господь скрипел зубами (звуки эти были подобны грому), но терпел. Приходилось мириться, поскольку Он находился в меньшинстве. Тем более, что от неправоверных греховодников и Ему кое - что перепадало.

Господь Саваоф показал свою полную несостоятельность как Бог и как политик. Не смог договориться с другими богами о разделе сфер влияния.

Не смог отогнать своих рабов от чужих жертвенников. Не смог уничтожить идолов и высоты. Его проклятия, - пустой звук. Ни одного столба, ни одной высоты - не разрушил.


Глава 14. Евангелие от Фомы


«Человек не властен над духом, чтобы удержать дух,
и нет власти у него над днем смерти, инет избавления
в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого».
(Ек. 8. 8)


Четыре книги Нового завета, четыре Евангелия, несут нам благую весть о рождении, подвижнической жизни, трагической смерти, воскресении и вознесении на небо Иисуса, названного Христом, то есть, - Мессией, Спасителем.

О многочисленных чудесах, сотворённых Им, и об учении, которое Он проповедовал.

Миллионы людей верят в Него и поклоняются Ему, как Богу. Миллионы людей не верят в Него и поклоняются Моисею, Магомету, Будде и другим великим пророкам.

Большинство атеистов утверждают, что человек по имени Иисус Христос никогда не существовал, предания о Нём являются вымыслом.

Нет о Нём, утверждают они, никаких упоминаний в древнееврейских и древнеримских хрониках. Хочу напомнить, что в те времена территория Палестины входила в состав Римской империи.

В традиции еврейского народа не было царской власти. Они вели кочевой образ жизни и испокон веку управлялись патриархами, старейшинами, судьями... Еще со времен Моисея в Иудее строилась теократическая система управления: народ - старейшины - судьи - первосвященник (иногда рядом с ним пророк) - Бог. И это оправдывало себя в тех условиях. Однако переход к оседлой жизни, опыт общения с соседними народами (ханаанеянами, филистимлянами...), корыстолюбие и неспособность правящей верхушки защитить народ от внешней экспансии тех же соседей привели к тому, что народ потребовал себе царя, обратившись с требованием о назначении царя к высшему авторитету того времени пророку Самуилу.

Самуил, понимая, что новый вид правления угрожает будущей власти его сыновей, сопротивлялся этому решению, но в итоге все-таки сделал выбор в пользу юноши Саула, сына Киса из рода знатного с добрым именем из малочисленного колена Веньяминова. Вначале Самуил тайно помазал его на царствие, а потом через некоторое время перед народом на помазанника выпал жребий. Так излагает историю избрания Саула Иосиф Флавий.

Правил Саул примерно 20 лет и первое время своего царствования поступал по воле Божьей, показывая себя достойным правителем. Многими победами над врагами он приобрёл себе любовь народа. Поначалу он отказывался от почестей и в мирное время сам пахал на своём поле (1Цар. 11:4). Со временем Саул перестал исполнять повеления Божии, став самонадеянным, и Дух Божий оставил его. Понимая это, он впал в депрессию, и ничто его не радовало. Тайно на царствие был помазан Самуилом приближенный к царю Давид, разгонявший хандру царя искусной игрой на арфе.

В Гелвуйской битве пали три сына Саула. Окружённый вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч (1Цар. 31:4).

Давид играет на арфе перед Саулом.
Александр Андреевич Иванов. 1831 г. Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. 8,5 х 13,5.
На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины.
Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв.№ 7990.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood18360.html


Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила.
Дмитрий Никифорович Мартынов (1826-1889). 1857 г.
Ульяновский художественный музей

Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств (глава 28). В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Царь Израиля Саул попытался вопросить Бога об исходе битвы, „но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков“ (1Цар.28:6). Тогда он приказал слугам - „сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу её“. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.

„И сказал ей [Саул]: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты - Саул. И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? - спросил у неё [Саул]. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. (1Цар.28:8-14)“

Саул спросил Самуила о том, как поступить ему в войне с филистимлянами, на что получил ответ - „для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду“. (1Цар.28:16-17). Далее Самуил предрёк, что „завтра ты и сыны твои [будете] со мною“. Саул испугался и пал на землю. Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился.

На следующий день в битве сыновья Саула - Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой (1Цар.31:15). Первая книга Паралипоменон сообщает, что „умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом“ (1Пар.10:13).


Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы).
Николай Николаевич Ге. 1856 г. Холст, масло. 288×341.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Царь Давид

Давид - второй царь Израиля, младший сын Иессея. Царствовал 40 лет (ок. 1005 - 965 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 876 - 836 до н. э.: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года - царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого (по мужской линии), согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии - Иисуса Христа от царя Давида. Историчность царя Давида является предметом дискуссии историков и археологов.


Древо Иессея.
Марк Шагал. 1975 г. Холст, масло. 130×81 см.
Частная коллекция


Давид и Голиаф.
И. Е. Репин. 1915 г. Бумага на картоне, акварель, бронзовый порошок. 22х35.
Тверская областная картинная галерея

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество от Бога. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 - 18:2).


Вирсавия.
Карл Павлович Брюллов. 1832 г. Не оконченная картина. Холст, масло. 173х125,5.
Поступила в 1925 г. из Румянцевского музея (собрание К. Т. Солдатенкова). Инв.№ 5052.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
http://www.tanais.info/art/brulloff6more.html


Вирсавия.
К.П. Брюллов. 1830-е (?). Холст, масло. 87,5 х 61,5.
Вариант одноименной картины 1832 из собрания ГТГ
Вторая книга Царств, 11, 2-4
Слева, на кране, подпись: К. П. Брюлло.
Поступила в 1907 от А. А. Козловой (Санкт-Петербург). Инв.№ Ж-5083.

http://www.tez-rus.net/ViewGood36729.html

Примерно в 1832 году Карл Брюллов создал полотно, явившееся своеобразным итогом его многолетних творческих исканий в мифологической и жанровой живописи. Замыслив картину «Вирсавия», он самозабвенно начинает над ней работать в течение четырех лет. Автора переполняло желание изобразить обнаженное человеческое тело в лучах заходящего солнца. Пронизывающая картину тонкая игра света и тени, воздушность окружающей фигуру среды, не помешали автору придать силуэту четкость и скульптурную объемность. В картине «Вирсавия» Брюллов искусно изображает чувственную эротику, откровенно по-мужски любуясь каждой складочкой на стройном теле и каждой прядью распушенных густых волос. Для того, чтобы усилить впечатление, мастер применил эффектный цветовой контраст. Мы видим, как белизну матовой кожи Вирсавии оттеняет смуглая темная кожа служанки-эфиопки, нежно прильнувшей к своей госпоже.

В основу картины лег сюжет из Ветхого завета. В Библии «Вирсавия» описывается, как женщина редкостной красоты. Гуляя по крыше своего дворца, царь Давид увидел внизу девушку, которая обнажилась и уже готова была войти в воды мраморной купальни. Пораженный неповторимой красотой Вирсавии, царь Давид испытал страсть. Муж Вирсавии в это время находился далеко от дома, служа в армии царя Давида. Не пытаясь соблазнить царя, Вирсавия все же явилась по его приказу во дворец и после их отношений Вирсавия забеременела. Царь Давид отдал командиру армии распоряжение, в котором приказал ее мужа направить в самое горячее место, где бы его убили. В итоге так и произошло, после чего царь Давид женился на Вирсавии. Появившись на свет, их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид долго горевал и раскаивался в содеянном. Несмотря на свое высокое положение и статус самой любимой жены Давида, Вирсавия вела себя очень скромно и достойно. Между тем, в Библии говорится о том, что она имела большое влияние на царя, это доказывает и тот факт, что она убедила правителя назначить своего старшего сына Соломона царем. После того, как за престол царя Давида началась ожесточенная борьба между его сыновьями, она всячески содействовала разоблачению четвертого сына Давида Адония, который стремился сместить отца с престола. У Вирсавии было два сына Соломон и Нафан. Всю свою жизнь она любила и была предана царю Давиду, став прекрасной женой и хорошей матерью. аrt-on-web.ru


Давид и Вирсавия.
Марк Шагал. Париж, 1960. Литография, бумага. 35,8×26,5


Песня Песней
Марк Шагал
Музей Марка Шагала, Ницца


Царь Давид.
Марк Шагал. 1962–63 г. Холст, масло. 179.8×98.
Частная коллекция


Царь Давид.
В.Л. Боровиковский. 1785 г. Холст, масло. 63,5 х 49,5.
Слева внизу дата и подпись: 1785 года писалъ Владимiръ Боровиковскiй.
Поступила: 1951 из собрания Р.С. Беленькой. Инв.№ Ж-5864
Государственный Русский музей
http://www.tez-rus.net:8888/ViewGood34367.html

Царь Соломон

Соломон - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма, позднее разрушенный Навуходоносором. Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. При жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». «Солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум.


Суд царя Соломона.
Н.Н. Ге. 1854 г. Холст, масло. 147 x 185.
Киевский государственный музей русского искусства

Ученическая программная работа «Суд царя Соломона» выполнена по всем академическим канонам, в несколько скованной и сдержанной манере.

Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать. 3-я Царств 3:16-27


Экклезиаст или Суета сует (Суета сует и всяческая суета).
Исаак Львович Аскназий. 1899 или 1900 г.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств в С.-Петербурге

Самая большая, серьезная и последняя работа художника была написана в 1900 году - картина "Экклезиаст" или "Суета сует". Она экспонировалась даже на Парижской выставке 1900 года.
На картине изображен царь Иерусалимский Соломон, сидящий на престоле, мысли его мрачны, губы шепчут: "Суета сует, все суета". Художник изображает царя одиноким, давно покинутым детьми. Только два верных слуги - телохранителя и секретарь остались с ним. Слуги с пристальным вниманием следят за движением его губ, а секретарь записывает на доске высказывания мудрого царя.

Выверенная композиция, прекрасный рисунок, знание стиля изображаемой эпохи - все свидетельствует о том, что картина выполнена рукой мастера. Восточная роскошь убранства интерьера дворца и одежд сидящего на троне царя Соломона лишь подчеркивают главную идею произведения: внешнее великолепие - это все суета. Произведение, которому Аскназий посвятил шесть лет жизни, вошло в экспозицию Русского отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Автор мечтал, чтобы полотно было приобретено Академией художеств для Русского музея императора Александра III. Однако картина, хоть и купленная за пять тысяч рублей, в новый музей не попала, оставшись в академической коллекции. Многочисленные этюды и эскизы для нее были впервые показаны на «Посмертной выставке работ академика И.Л.Аскназия», открывшейся в академических залах в 1903 году, на которой было представлено 110 картин и более 150 этюдов и эскизов. Это была персональная выставка работ Исаака Аскназия. Парашутов


Царь Соломон.
Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942). 1902 г.
Фрагмент росписи барабана купола церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15191

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные