Сроки службы любого строения напрямую зависят не только от качества самой постройки, но и от прочности фундамента. Именно на эту часть здания приходится основная нагрузка на протяжении всего периода эксплуатации.
Известно, что такие внешние факторы окружающей среды как вода и заморозки оказывают негативное воздействие на фундамент и приводят к его постепенному разрушению. Для того, чтобы минимизировать воздействие окружающей среды и максимально защитить фундамент гаража, создаётся специальная отмостка.
В этой статье мы расскажем, как сделать отмостку гаража и какие виды отмостки существуют.
Очень часто гаражи строят с подвальными помещениями, которые используют для хранения сезонной резины, запасных частей или продуктов питания. В этом случае создание отмостки является обязательным требованием при проектировании и постройке гаража.
К сведению. Даже если вы купили или построили гаражное помещение без отмостки, её можно сделать в любой момент самостоятельно и без привлечения сторонних специалистов.
Отмостка – это специальный защитный пояс по всему периметру фундамента, защищающий его от воздействия морозов и влаги, однако, очень многие предпочитают экономить средства и время, пренебрегая этим. В качестве материала для отмостки обычно используется бетон, который заливается монолитным слоем, как показано на фото ниже, и не должен иметь никаких швов или трещин.
Если осуществляется с нуля, то создание защитного пояса необходимо стразу после возведения стен.
Обычно отмостка состоит из двух основных слоёв:
К сведению. При создании такого защитного пояса для фундамента общая цена постройки гаража увеличивается незначительно, но полученный результат гарантирует целостность и нормальное функционирование фундамента долгие годы.
В зависимости от месторасположения гаража и интенсивности эксплуатации окружающей территории, необходимо выбрать нужный вид отмостки.
После того, как был выбран вид отмостки, можно приступать к процессу создания защитного пояса.
Далее мы опишем пошаговый процесс создания защитного пояса, который может быть использован вами как инструкция для самостоятельной работы. Нам потребуется речной песок, щебёнка мелкой или средней фракции, цемент марки М-300 или выше.
Процесс создания выглядит следующим образом:
Важно. Как видно на фото, поперёк отмостки устанавливают деревянные доски, которые будут разделять заливаемое бетоном пространство на секции. Эти доски перед укладкой пропитывают антисептиками и желательно покрыть битумной мастикой. Они служат амортизаторами для бетона во время расширения или усадки при воздействии перепадов температур и предотвращают растрескивание.
После того, как отмостка своими руками гаража создана, её накрывают мешковиной на 3-5 дней. При этом мешковину нужно периодически смачивать для обеспечения равномерного застывания раствора.
После застывания можно дополнительно оштукатурить бетонное основание, только в штукатурный раствор добавить специальный полимерный пластификатор. Этот слой закроет установленные доски и полностью предотвратит растрескивание.
Строительство гаража является тяжелым и очень длительным процессом, особенно если человек строит его самостоятельно. Стоит вопрос выбора кладки фундамента, применяемого материала. Когда фундамент будет залит, стены возведены, крыша сооружена, надо сделать важную часть — отмостку в гараж.
Главная функция фундамента — это опорная, благодаря этому строение стоит надежно, не клонится из-за подъема грунта весной.
Но все равно надо подумать об отводе воды в весенний период. Для такого случая и необходимо сделать отмостку.
По окончании облицовки цоколя или стен создается полоса, защищающая фундамент от грунтовых вод. Она состоит из подстилающего слоя, который представляет собой уплотненную ровную основу для укладки покрытия, в состав которой входит песок, мелкий щебень и гарцовка.
Подбор материалов зависит от выбранного покрытия. Защитную функцию отмостки осуществляет гидроизоляционный слой из глины. Подстилающий слой имеет толщину 20 см.
Покрывают отмостку перед гаражом слоем толщиной 5-10 см, который обладает водонепроницаемыми свойствами. Для его устройства можно использовать асфальт, бетон, тротуарные плиты, мелкий булыжник, смесь щебня или песка с глиной.
Вернуться к оглавлениюНаиболее популярный вид отмостки — бетонный. Он делается по периметру гаража в виде водонепроницаемой полосы. Главное преимущество — это простота монтажа и недорогая стоимость строительства. Однако надо выполнить деформационные зазоры по предотвращению образования трещин.
Наиболее популярные виды защитных полос:
Кладка плитки поверх отмостки.
Строительство гаража требует решения тех же проблем, что и при возведении обычного здания, дома, любой постройки, установленной на заглубленный в грунт фундамент.
При этом, учитывая, что каждый второй гараж выстраивается с подвальным помещением или погребом, проблемы с обустройством фундамента могут быть не меньше, а иногда и больше, чем у обычных зданий. Легкий каркас не в состоянии компенсировать мощные силы пучения грунта, если отмостка гаража построена неправильно или отсутствует вообще.
Основные функции обустройства отмостки можно перечислить в нескольких словах:
Важно! Обустройство отмостки необходимо выполнить сразу же после возведения первых двух третей стен постройки. По мере роста стеновой кладки гаража увеличивается количество дождевой воды, стекающей по стенам к цоколю и фундаменту здания.
С каждым дождем пористая структура из глины и обратной отсыпки уплотняется и превращается в мокрую и плотную массу, не способную удерживать влагу и тепло. Таким образом, с помощью отмостки гаража своими руками мы избавляемся от множества возможных проблем с фундаментом в будущем.
При отсутствии отмостки перед входом гараж или разрушении ее конструкции происходят следующие процессы:
К сведению! При этом абсолютно не важна степень армирования и толщина фундамента. Зафиксированы случаи разрушения кладки стен гаража в отсутствии отмостки даже на плитном фундаменте толщиной 50-60 см.
Проблема защиты края фундамента на входе в гараж усугубляется использованием стальной балки порожка. Отказаться от усиления порога нельзя, так как в противном случае край цементной стяжки пола или бетонной плиты будет выкрашиваться от давления колес и веса автомобиля. Стальной тавр или массивный швеллер служат идеальным проводником холода в грунт, примыкающий к фундаменту.
С другой стороны, эта балка всегда сваривается с вертикальными стойками и верхней перемычкой в одну жесткую стальную раму, на которую вывешиваются тяжелые стальные ворота. Вся массивная конструкция ворот частично компенсирует и перераспределяет нагрузки от вспучивания грунта.
Конструкция отмостки во многом зависит от расположения гаража и особенностей его устройства. Например, в гаражном кооперативе гаражи зачастую строят по так называемой схеме с общими стенами. В этом случае гаражи в ряду имеют общую стену с боковыми соседями, а в некоторых случаях делают общей и заднюю стенку. Это наиболее простой и удобный способ предохранить фундамент от проблем с промерзанием и пучением грунта, требуется только грамотно изготовить отмостку перед входом в помещение.
Если коробка здания не имеет «соседей», отмостку необходимо изготавливать так же, как и для обычного частного дома.
По контуру коробки здания отрывается ленточный котлован, глубиной не менее 25-30см и шириной не менее 70-80 см. На дно котлована выкладывается и тщательно уплотняется трамбовкой слой глины с отсевом. При этом на поверхности формируют уклон в 5-7 о от стен гаража. На сформированное основание укладывается толстая полиэтиленовая пленка, один край которой приклеивают битумом к стенам гаража. Далее отсыпается слой крупного песка и аккуратно выравнивается под будущую заливку бетона. Чтобы край будущей ленты из бетона был приподнят над грунтом, по внешнему контуру котлована устанавливают доску опалубки высотой в 10-15 см.
Размеры и устройство отмостки перед входом в помещение чаще всего отличаются от остальной ленты. Во-первых, размеры плиты чаще всего увеличивают до одного-трех метров, превращая ее в площадку для автомобиля перед гаражом. Во-вторых, непосредственно под водосточным желобом, но не более чем на 40-50 см от порога, перед бетонированием в песок укладывают дренажный канал так, чтобы верхняя часть перфорированной асбестоцементной трубы не закрывалась слоем бетона.
В процессе бетонирования от металлической балки порожка до линии отверстий дренажной трубы делают сливной уклон поверхности. Аналогичный уклон выполняется на остальной части плиты. Саму плиту отливают из бетона отдельными секторами, шириной по 50-70см. Это позволяет избежать растрескивания бетона при проседании грунта.
Вывод из дренажной трубы отводят в сторону от гаража, не менее чем за 2-3 м от цоколя здания.
При соблюдении технологии бетонирования и армирования отмостки стальной сеткой или прутком из композитной арматуры бетонная лента способна простоять не менее 20-30 лет. При появлении глубоких трещин или интенсивном выкрашивании поверхности специалисты рекомендуют выполнить полную вырезку перфоратором всей бетонной массы перед входом и забетонировать площадку в полном объеме. Попытки лечить трещины замазыванием цементным раствором, как правило, эффекта не дают.
Устройство отмостки можно охарактеризовать как заключительный вид работ при постройке дома. Чаще всего ее выполняют совместно с обустройством въезда в гараж или лестницы крыльца. Но отделка фасада здания должна быть завершена до обустройства бетонной отмостки.
Не всем строителям, самостоятельно выполняющим работы по возведению дома на собственном участке, может быть понятно, для чего нужна отмостка. Надо пояснить, что ее назначением является в первую очередь защита фундамента от паводковых и дождевых вод, но в некоторых случаях она выступает и как элемент благоустройства территории перед домом. В итоге выходит хорошо утепленная, неподвластная разрушительному действию весенних вод и разнообразных осадков конструкция.
Будет очень удобно и красиво, если покрытие отмостки выполнить из того же материала, который использован для мощения тротуаров или подъезда к гаражу.
Поскольку главное, для чего нужна отмостка, — это обеспечение отведения влаги от фундамента и стен, ее гидронепроницаемости надо уделить повышенное внимание. Если данный элемент отсутствует, а к строению вплотную примыкает грунт с растущими растениями, конструкция может чрезмерно увлажняться, а корни растущих поблизости кустарников способны нанести фундаменту немалый вред.
В прежние времена по периметру зданий выполняли обрамление из глины, иногда — с насыпанным сверху щебнем — это так называемая мягкая отмостка. В наше время ее делают разве что вокруг гаражей или хозпостроек. Чаще всего выполняется устройство отмостки из бетона — этот материал позволяет соорудить сплошную поверхность, лишенную щелей. Особенно важно это будет в тех случаях, когда нет уверенности в надежности гидроизоляции фундамента.
Если же она выполнена правильно, то можно применять в обустройстве и такие материалы, как щебень, брусчатка, а также плиты. Иногда, если позволяют технические возможности, выполняется асфальтобетонная отмостка.
Чтобы отмостка получилась прочной, следует предварительно утрамбовать грунт по всему периметру фундаментных стен. Далее следует подготовить место под устройство бетонной площадки: снять верхний растительный слой, мешающий нормальному трамбованию. При недостаточном снятии верхний слой грунта, оставшийся на прежнем месте, будет поглощать влагу и удерживать ее — это может серьезно повредить стены постройки ниже того уровня, на котором находится отмостка.
После того, как будет расчищено достаточно места, сверху укладывают слой дренажа. Его толщина выбирается в зависимости от того, какой фракции подобран материал, и от финишного слоя, который может быть выполнен, к примеру, из брусчатки. Расчеты можно выполнить следующим образом: измеряется толщина снятого слоя земли, из этого значения вычитается толщина покрытия и слоя песка на дне. Полученное число и определяет, какой по толщине слой устраивать для заполнения. При необходимости можно немного приподнять финишное покрытие — так делают в тех случаях, когда отмостка одновременно играет роль пешеходной дорожки.
Правила сооружения регулируются нормами СНИП, где прописано множество требований. Если создавать конструкцию в соответствии с ними, выполнять понадобится каждое. Но в частном строительстве мало кто соблюдает все требования СНИП — этими нормами лишь руководствуются при совершении расчетов.
При работе надо помнить про уклон отмостки — его направляют обязательно в противоположную от стен сторону. Обеспечить его можно двумя путями: формированием склона путем утрамбовывания земли в траншее или выполнением планировки покрытия при укладке.
Уклон выполняется в 1,5-2% — это примерно 10 мм на 50 см ширины самой отмостки и соответствует требованиям СНИП.
Между отмосткой и стеной должен быть соблюден зазор. Он обеспечивает защиту от разрушения гидроизоляции подвальных стен. При несоблюдении этого правила отмостка, сделанная из брусчатки или плит, при воздействии мороза будет давить на стену. А при любых механических нагрузках, например, при хождении, будет повреждаться изоляция наружной поверхности. Для предотвращения таких неприятностей должен быть оставлен компенсационный шов в пару сантиметров толщиной, который наполняют пенополистиролом или песком или просто прокладывают рубероид в два слоя.
Высота цоколя будет зависеть от материала, из которого сделана отмостка. Для щебенки и гравия цоколь поднимают на 30 см в высоту. При твердой и плоской поверхности цоколь следует делать больше — примерно 50 см.
Чаще всего отмостка выполняется из бетона или из брусчатки. В строительных магазинах и на базах последняя представлена в самых разных цветах и формах. У брусчатки края выполняются ровными или с фаской, представляющей собой закругления по периметру элемента или части. Такого рода закругления серьезно снижают риски откалывания краев, конструкция дольше сохраняет целостность и приятный внешний вид.
Из такой брусчатки принято выполнять тротуары, причем используются разные по размеру плитки. Устройство отмостки из тротуарной плитки занимает совсем немного времени. Толщина элементов может быть разной. Чаще всего используют куски толщиной 6 см — этого достаточно, чтобы выдержать нагрузки, которые возникают при ходьбе по ним. Чтобы брусчатка имела бы завершенный внешний вид, применяют бордюры и разнообразные элементы для отделки краев.
Такая брусчатка спокойно переносит перепады температуры — ее состав специально разрабатывается с учетом постоянных нагрузок и изменчивой окружающей среды. Большое разнообразие форм позволяет выполнять устройство бетонной площадки, выложенной орнаментом. Чтобы получилась приятная глазу картина, должна быть тщательно выбрана схема для ее создания. Зазоры между элементами наполняют песком.
Технология сооружения покрытия из камня почти не отличается от предыдущего способа. Каменная брусчатка может быть пиленой или колотой, желтого, красного, серого или черного цвета. Если в одной партии куски немного отличаются оттенком, это не будет браком — таково природное свойство данного материала. Порой именно это свойство является определяющим при выборе материала, поскольку создает иллюзию естественности покрытия.
Каменные элементы бывают в форме кубов или параллелепипедов. Как и в предыдущем случае, элементы укладываются на слой из песка или щебенки толщиной в 3-5 см, затем заполняются швы и все утрамбовывается.
Для любого автовладельца важно иметь не только гараж, но и оборудовать правильно въезд в него. От того, насколько точно и удобно он будет выполнен, зависит безопасный заезд автомобиля. Небрежно сделанный въездной вход может привести к тому, что на территорию гаража неудобно будет въезжать, а также в него станут попадать осадки в виде дождя и снега. О том, как правильно и с наименьшими затратами и силами сделать въезд в гараж, расскажем ниже.
отсутствие подъезда в гараж
Погодные неприятности в виде грязи, наледи, луж, способны создать проблемы перед любым гаражом. Обледенелые выступы, на которых колеса машины проскальзывают, увеличивают не только нагрузку массы на подвеску автомобиля, но и становятся причиной внештатных ситуаций.
Темное время также может стать причиной возникновения неисправностей из-за постоянного риска задеть бампером какое-либо препятствие. Кроме того, накапливающаяся вода у входа в гараж активно старается попасть вовнутрь помещения. Все эти моменты подчеркивают значительность правильной организации въезда в гараж.
деревянный пандус
Обустраивая гараж, обязательно оборудуйте для него въездной путь. Это поможет не только сделать заезд удобным, но и сгладит перепад плоскости перед воротами. Оснастив дополнительно оборудование пандусом, вы сможете защитить внутреннюю часть помещения гаража от попадания внешних осадков.
Отличным решением для подземных гаражей также будет оборудованный въезд. Он послужит ориентиром и станет пополнением для усиления грунта. Правильно оборудованный заезд способен минимизировать тяжесть на ходовой узел, что гарантирует безопасную парковку и беспроблемный въезд.
Заехать в гараж можно:
отмостка перед гаражом
Основная цель сооружения – организация удобного въезда в помещение гаража. Чем более крутой пандус, тем удобнее его использовать. Пандусы в гараж бывают двух видов:
Отличительной особенностью между ними является: у пандусов с подъёмом имеются бордюры для предотвращения съездов, а у сооружений со спуском в роли ограничителя выступают стены.
Размеры пандуса обычно составляют примерно на 30 см больше, чем ширина гаражных ворот. В конце тоннеля пандуса сооружение ненамного расширяется, чтобы облегчить въезд автомобиля. Средняя длина составляет 3-5метров, в зависимости от выбора владельца гаража.
В устройстве пандуса предусмотрен наклон поверхности и система дренажа. Чтобы не скапливалась вода, перед порогом устанавливается специальная небольшая канава с вмонтированной решеткой. Такой дренаж отлично выводит осадки и не дает скапливаться дождевой воде. По желанию хозяина гаража можно установить навес, чтобы уберечь гаражные ворота от сильного ветра или снегопада.
Материалом для изготовления пандусов могут служить различные варианты:
У каждого материала есть свои плюсы и минусы.
Деревянный пандус легко собирается. Он прост в изготовлении, но не долговечен. Менять его или собирать заново вам придется раз в два-три года.
Металлическое сооружение – наиболее надежный и долговечный вариант. Но при низких температурах появляется коррозия.
Бетонный пандус – самый подходящий вариант по соотношению качество-цена. Правильно установленное, по всем технологическим нормам, сооружение прослужит долго.
въезд со спуском
Отличительной особенностью сооружения является поверхность из забетонированного или асфальтового материала с уклоном от гаража отвода сточных вод.
Наиболее вероятным вариантом для оснащения остмосткой гаража будет сооружение наклонной поверхности пола с уклоном на 20 градусов, ширина может базироваться до 1 метра и более, в зависимости от того, какую площадь занимает гараж.
Часто можно увидеть, как отмосткой выложена вся территория перед домом или гаражом. Варианты выкладки могут быть различными: плитка, бетон, асфальт. Выложенная отмостка перед гаражом по всем техническим правилам будет не только выглядеть хорошо, но и поможет без трудностей заезжать вовнутрь помещения.
возведение отмостки
Вариантом изготовления въезда из стяжки служит смесь, состоящая из цемента и песка, или забетонированный слой с примесью асфальтовой крошки. Стяжка является идеальным вариантом для въезда в гараж в том случае, когда необходимо выровнять и придать твердости поверхности. Стяжка применяется, когда грунт недостаточно жесткий.
стяжка перед въездом
Перед тем, как приступить к строительным работам, проводят предварительный расчет. По средним показателям правильный выезд должен быть больше на 30 см по ширине, чем ворота гаража. Размер может варьироваться, в зависимости от желаний владельца и особенностей прилегающей территории.
Наклон заезда рассчитывается по нормам, описанным в СНиПе. Средний показатель составляет примерно 15-20 градусов на всем расстоянии пути.
угол наклона
Строение пандуса для гаража представляет собой небольшой помост, который примыкает к въезду в гараж. Он ставится под небольшим углом. Изготовить пандус можно своими руками, как во временном, так и в постоянном варианте.
В первом случае подъезд делается из досок – подойдут любые пиломатериалы. Плюсом такого изготовления является:
Оптимальным вариантом для изготовления пандуса послужит бетон. Как изготовить или залить въезд в гараж, расскажем далее.
параметры пандуса
Для строительства подъезда к гаражу вам понадобятся:
Перед тем, как приступить к работе, подготовьте участок:
бетонный пандус
Подобная конструкция также имеет большое значение не только для заезда в гараж, но и для хозяйственных нужд. Отмостка помогает отвести сточные воды от фундамента. Материалом для изготовления может послужить бетон или тротуарная или бордюрная плитка. Оборудованный подъезд к гаражу своими руками этими материалами не только смотрится красиво и аккуратно, но и обеспечивает безопасные маневры при въезде автомобиля.
Основные правила при обустройстве оснастки:
Обустройство площадки под отмостку:
отмостка возле гаража
Установка стяжки аналогична вышеперечисленным способам. Первым делом необходимо произвести расчеты будущей площади стяжки, а также необходимых материалов. После расчистки участка и установки опалубки с арматурой на дно выкладывается песчаная подушка из песка, цемента и щебня или гравия (высотой 10-15 см), а затем заливается бетоном. Если въезд предназначается для грузовых автомобилей, лучше всего использовать в качестве основы подушки бетон М 500, 600 и выше.
Заключительный этап состоит в эстетическом оформлении. Украсят вашу площадку различные полимерные покрытия, придадут аккуратный вид, а также помогут сохранить длительный срок эксплуатации бетонного основания.
стяжка перед гаражом
Задумываясь об изготовлении въезда в гараж, просчитайте заранее площадь вашего участка. Также подготовьте материал, который вам будет необходим:
Оборудовав площадку для заезда в гараж по всем техническим правилам, вы, как автовладелец, сможете уверенно и безопасно совершать любые маневры. Кроме того, любые внешние осадки не попадут внутрь, а значит, фундамент гаража прослужит долго.
Затратив силы, время и деньги на установку, вы с лихвой окупите удобство и комфорт от въезда автомобиля в гараж.