Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

дизайнер

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом - неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.


Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения - свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.


Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.


Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.


Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру - искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов - оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка - использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.


Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.


Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка - размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами - мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.


Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне - подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола - большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.


Правило девятое

Самое важное - сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин - очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение - установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка - нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном - броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это - ваш сценарий и ваша драматургия.

ФОТОГРАФИИ: обложка - shutterstock.com / Ventura , 1 - shutterstock.com / Yarik , 2 - shutterstock.com /ER_09 , 3 - shutterstock.com / AnnaTamila , 4 - archiproducts , 5 - shutterstock.com / ShortPhotos , 6 - shutterstock.com / ARZTSAMUI , 7 - shutterstock.com / Photographee.eu , 8 - shutterstock.com / Henrik Winther Andersen , 9 - shutterstock.com / Jacek_Kadaj

Свет может преобразить одно и то же помещение до неузнаваемости, создавая в нем самое разное настроение: начиная от романтичного мягкого сумрака женского будуара и заканчивая строгим, осветительным светом операционной. Такой феномен давно успешно используют художники света в театре, которые посредством освещения, не сменяя декораций, изменяют атмосферу сцены. Хорошее освещение квартиры превратит ее в сказочный дворец, а неудачное может безжалостно обнажить все ее недостатки.

Те времена, когда выбор источников света ограничивался одной люстрой на потолке, настольной лампой на письменном столе и торшером у кресла, прошли. Сейчас каждый с помощью света способен превратить квартиру в чудесный театр тени и света. И если Вы планируете сделать освещение в квартире, наши советы, приведенные ниже, Вам в этом помогут.

Для освещения в современных интерьерах помещений применяются такие осветительные приборы:

  • люминесцентные лампы;
  • лампы накаливания;
  • светодиоды;
  • металлогалоидные и галогенные источники света;
  • оптические волокна;
  • световые шнуры «дюралайт».
Спектр ламп накаливания – самый комфортный для зрения, но они расходуют только 10% своей мощности на создание света, остальная же просто преобразуется в тепловую энергию. По этой причине в комнате с большим количеством лампочек накаливания может быть душно и жарко, как в телевизионной студии или фотосалоне.

Люминесцентные лампы не могут нагреваться, но еще не так давно их неохотно применяли для освещения жилья из-за неприятного гула, некомфортного для глаз голубовато-белого света и необходимости дополнительных пусковых устройств, предназначенных для подключения. Современное поколение таких ламп свободно от таких недостатков, и они могут применяться вместо ламп накаливания.

Металлогалоидные и галогенные светильники излучают узкий направленный пучок света, а значит больше подходят для освещения отдельных зон и подсветки основных элементов интерьера – колонн, скульптурных групп, картин, ниш и т.д.

Светодиоды отличаются высокой прочностью, не нагреваются, в их широком спектре нет негативного для здоровья человека ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Долговечность светодиодов в восемьдесят раз превышает ресурс обычных ламп накаливания. Однако светоотдача светодиодов оставляет желать лучшего, чтобы использовать их в качестве самостоятельных источников света, а по этой причине в интерьере их применяют в качестве ночника или декоративной подсветки.

Световые шнуры «дюралайт» представляют собой декоративные источники света, выполненные на основе светодиодов, широко применяющиеся в наружном уличном освещении и для светового оформления различных элементов интерьера.

Оптические волокна излучают свет с торцов, но удаляя их на большие расстояние от главного источника света и применяя специальные насадки, Вы сможете создать невероятные световые эффекты.

Дизайнеры и архитекторы давно используют освещение в интерьере дома или квартиры, как визуальную коррекцию плохой геометрии помещения.

Одно из основных правил дизайна состоит в том, что яркий свет визуально расширяет пространство, если в отделке потолка и стен применяются светоотражающие материалы. Если нужно зрительно уменьшить большую комнату, то поверхности затеняют.

Светильники с направленными отражателями вверх визуально «приподнимают» очень низкие потолки. В свою очередь, слишком высокой потолок будет ниже, если его затенить посредством направленных вниз абажуров источников света.

Хорошо продуманный дизайн освещения дома должен сочетать источник общего освещения, к примеру, главную люстру на потолке, а также светильник точечного освещения. Причем важно, чтобы управление освещением в таком случае обеспечивало независимую работу каждой группы или вида светильников.

Общее освещение комнаты может быть приглушенным, так как его основная цель – обеспечить непринужденное общение обитателей и свободную ориентацию в комнате. Роль более яркого местного света заключается в освещении рабочих мест, к которым относят письменный стол либо секретер, рабочую зону в кухне и обеденный стол в гостиной или столовой.

Правила организации освещения советуют подсвечивать пространство за монитором компьютера или стену за телевизором. Это прием, который не нарушает освещения экрана, снижает утомляемость и напряжение глаз.

Хорошо, если общий свет в спальне будет рассеянным, немного снижающим высоту потолка, а у прикроватных и у зеркал тумбочек предусмотреть более яркие лампы или светильники. Если в интерьере дома перечисленные правила использования света несут рекомендательный характер, то освещения небольшой однокомнатной квартиры часто выступает единственным инструментом зонирования, которое выполняет функции спальни, рабочего кабинета, гостиной и даже столовой.

Обычно в ванной комнате дополнительными светильниками обеспечивают освещение туалетного зеркала, а в качестве общего освещения выступают галогенные светильники. А вот освещение коридора нужно спланировать так, чтобы Вы в любой момент могли включить общий яркий свет, когда надо обуться, одеться и поправить макияж.

Прихожая, помимо утилитарной роли, выполняет презентабельную функцию, то есть выступает визитной карточкой дома, и чтобы узкий коридор не напоминал своим внешним видом подземелье средневекового замка, с помощью освещения его можно визуально увеличить и расширить. К тому же освещение коридора должно гармонично сочетаться с освещением смежных помещений: если гостиная комната имеет яркое освещение, то и в прихожей входит яркий верхний свет и приглушают его, если в соседствующем помещении царит полумрак. Все эти задачи могут решить местные светильники.

Стоит отметить, что универсальных правил работы со светом не существует. Каждый самостоятельно выбирает концепцию дизайна, а также освещение своего жилья, но во избежание ошибок Вы можете полистать иллюстрированные журналы и почитать советы профессионалов по освещению квартиры.

Создание проекта освещения квартиры

Проект освещения в проекте дизайна интерьере обычно выполняют в качестве самостоятельного раздела, учитывая конфигурацию потолка, планировку комнат, границы потолочных и напольных отделочных материалов, места расположения стационарных элементов и расположения мебели.

На основе планов полов и потолков создается план освещения всей квартиры, отмечая на нем места и dbs расположения розеток, осветительных приборов и включателей, как настенных, так и потолочных – так называемый сценарий освещения.

Нормативы количества и мощности светильников

Одно из основных условий создания комфортного освещения любого жилого помещения – правильное соотношение количества, мощности осветительных устройств и освещаемой площади комнаты. Специалисты в области освещения советуют использовать на каждые 5 м 2 осветительные приборы, мощность которых будет составлять 60-75 кВт.

  • для однокомнатной квартиры в 30-40 м 2 понадобится не больше восьми светильников, к примеру, три потолочных, люстра, два бра, настольная лампа и торшер;
  • для двухкомнатных квартир достаточно девяти осветительных приборов: три потолочных светильника, две люстры, торшер, два бра и настольная лампа;
  • для четырехкомнатной квартир понадобится одиннадцать светильников: прошлый набор дополните одной настольной лампой и одним потолочным светильником.

Схема освещения квартиры

Схема освещения квартиры разрабатывается в соответствии с планом. При этом учитываются схемы подключения всех приборов, их групп и приборов управления светом.

На чертеже указан вид каждого выключателя с необходимым количеством клавиш и стрелками, которые указывают, для какого прибора или групп приборов он используется. Для длинных коридоров или слишком больших комнат неплохо было бы предусмотреть дублирующие выключатели для обоих приборов, установив их в различных точках помещения. Все потолочные и настенные осветительные приборы стоит привязывать соответствующими обозначениями к стене или ближайшему проему, оконному или дверному.

Точно так же на схеме к ближайшим стенам или проемам отмечают расположение выключателей, розеток и других приборов, используемых в системе освещения.

Когда готовый проект будет у Вас в руках, можно приступить к обустройству проводки и осветительных приборов, воплощая в материале результате проделанного труда проектировщика. В результате, Ваша квартира-золушка превратится в принцессу и жизнь заиграет новыми красками.

  1. Находим слагаемые успеха.

Освещение каждой комнаты заключается в сочетании трех слагаемых: общего, рабочего и декоративного. В группу к общему освещению нередко относят светильники, размещающиеся под потолком и обеспечивающие равномерное рассеивание света. Как правило, с этой функцией отлично справляются люстры, имеющие несколько лампочек с несколькими матовыми или текстильными стеклянными абажурами.

При этом потолочный светильник ни в коем случае не должен бросать блики и тени, в противном случае Вы не решите задачу мягкого равномерного освещения. К группе декоративных относится светильник с очевидными тенями. В качестве рабочих идеально подойдут любые светильники, которые дают направленный пучок света. Это могут быть торшеры, настольные лампы, точечные светильники прожекторного типа, бра и люстры некоторых конструкций. Важно, чтобы рабочее освещение было ярче общего, так как его задача – формировать комфортную обстановку для глаз на рабочей поверхности (обычно светильник находится к ней достаточно близко).

Рабочее освещение должно планироваться в зависимости от задачи: на кухне нужно обязательно освещать столешницу и обеденный стол. Письменный стол, изголовье кровати, кресло для чтения – выбор места для рабочего освещения напрямую зависит от образа жизни домочадцев.

Когда Вам удалось создать комфортное рабочее освещение, остается только создать в помещении необходимо атмосферу. Как правило, это достигается использованием любимой светодиодной ленты, которая может менять цвета. Иной раз ее могут установить в таких местах, что от неожиданности даже дух захватывает – на то она и декор.

  1. Придумываем светотехнический сценарий.

Это приятный, но в тоже время важный момент: Вам нужно представить комплекс работ всего освещения в квартире на протяжении суток. Требуется сесть и описать желаемые сценарии для любого помещения.

Если никаких особенных задач перед собственной квартирой Вы не ставите, для подавляющего большинства случаев могут подойти такие комбинации.

Гостиная

Постоянное общее освещение, рабочее в зоне журнального столика, декоративное в качестве акцентов. Если гостиная объединяет в себе функции кабинета или столовой, дополнительное рабочее освещение должно быть над рабочим столом или обеденным.

Кухня

Общее освещение делать совсем не обязательно, поскольку кухня в основном несет только функциональную роль. Прежде всего, если это касается кухни небольшой площади. Одноламповый светильник из центральной части комнаты уместнее сместить к обеденному столу и превратить его свет в рабочий.
Также на кухне важно обеспечить подсветку рабочей поверхности, выходящей из-под верхних ящиков. Стоит позаботиться о потолочной направленной подсветке, а также подсветки рабочей зоны и верхних ящиков.

В качестве дополнительной подсветки может использоваться декоративная, к примеру, по цоколю кухонного гарнитура.

Совет! Располагайте светильники так, чтобы они не отбрасывали тень на рабочую поверхность. Часто такую ошибку допускают при освещении.

Столовая

Общее освещение желательно, но во все не обязательно. Но что касается рабочего освещения, находящегося над обеденным столом, то это необходимая вещь. Вы можете организовать декоративную подсветку, но она ни в коем случае не должна пересекаться с рабочим освещением.

Спальня

В этом плане все намного проще: парное рабочее освещение (по сторонам кровати), общее освещение – настольные лампы, бра, одноламповые светильники, использующиеся на длинном подвесе. Для атмосферы используйте декоративное освещение в роле вечернего.

Совет! Не засвечивайте спальню, поскольку это никак не способствует расслаблению.

Санузел

Независимо от площади необходимо рабочее и общее освещение у зоны зеркала (удобнее всего разместить парные светильники по бокам). Уместна декоративная подсветка, например, из-под навесных предметов мебели или плинтуса.

Совет! Подсвечивайте зону у зеркала мягким рассеянным светом, который расположен с трех или четырех сторон. Таким образом, Вы избавитесь от жестких теней.

Внимание! Для санузлов выпускают много премиальных устройств с функцией хромотерапии: гидромассажные ванны, душевые стойки подсвечиваю воду, а также меняют настроение во время омовений. Но использовать или нет устройства с функцией хромотерапии – решать Вам.

  1. Приступаем к расчету.

Итак, Вы до мелочей придумали световой сценарий и рветесь потратить деньги на инструмент, который бы воплотил Вашу мечту. Закончилась творческая часть и началась техническая: без точных расчетов для каждого отдельного светильника Вы не получите желанного эффекта. К тому же, Вы можете испортить общее впечатление об интерьере.

Какой бы дорогой ни была Ваше кухня, свету не важно. Может случиться так, что дорогостоящий светильник расстроит Вас еще больше, поскольку без точного просчета освещения он не сработает в команде с другими приборами, что приведет к разрушении светового сценария.

Внимание! Если Вы всерьез задумались над инвестициями в освещение и над созданием качественного проекта, то без помощи опытного светодизайнера Вам просто не обойтись. Далеко не каждый архитектор или дизайнер сможет самостоятельно произвести такие расчеты.

  1. Особенности выбора лампочек по характеристикам.

Как только Вы сделаете расчет, стоит задуматься о выборе ламп. От этого в целом зависит тип светильника, который Вы купите. Одно дело, когда это светильник под галогенки, другое – под люминесцентные лампы. Лампа определяет все: сможет ли ярко светить светильник, возможно ли его диммирование (плавно регулировать уровень освещения). Наконец, будет ли свет теплым или холодным белым (индекс цветопередачи и температура света существенно отличаются у разных лампочек).

Виды лампочек

  • Лампы накаливания. Классические «Груши» уже не выпускаются, но в коллекциях с ретро-нитью ламп накаливания очень много. Они потребляют много энергии, очень дорогие, греются (не могут находиться рядом с бумажными абажурами), быстро выходят из строя. Однако при этом лампы накаливания имеют комфортную температуру света и их можно применять с диммерами.
  • Галогенные. Они характеризуются высоким значением тепловыделения: дотронувшись до металлического плафона, Вы можете легко обжечься.
  • Люминесцентные. Среди преимуществ: энергопотребление до восьми раз меньше, а срок эксплуатации – до 20 раз больше, по сравнению с лампами накаливания. Практически не греются. Можно выбрать лампу необходимой температуры света. Однако не все лампы можно применять с диммерами, а другие непривлекательны и отличаются большими размерами.
  • Светодиодные (LED). Несмотря на свою высокую цену, являются очень экономичными – работают с диммерами, служат долго, имеют маленькие габариты.

Совет! Применяйте светодиодную ленту в сочетании с рассеивателем, что обеспечит более мягкое свечение и сможет исключить появление таких неприятностей, как отраженная лента на плитке кухонного фартука или глянцевом потолке.

Если еще лет пять назад специалисты не советовали записывать цифры оптимальной температуры света, то сейчас они указываются на каждой упаковке лампы вместе с комментариями о том, холодный ли это свет или теплый.

Запомните главное правило: чем больше будет температура в К (Кельвинах), тем холоднее свет. Приятнее всего для глаз 2600-3500 К (нейтральный белый или теплый белый свет) или 3600-5500К (нейтральный белый). Все, что более 5500-6500К, больше подходит для офисов.

Внимание! Не стоит использовать холодный свет у зеркал, а также в зоне приема пищи. Так, Вы создадите только неприятные ощущения.

Мощность лампочки

С точки зрения дизайна, мощность интересна тем, что при ее повышении увеличивается световой поток, и его значение требуется для расчета освещения в квартире.

Индекс цветопередачи

Чтобы диван не изменил цвет при электрическом свете, необходимо выбирать лампочки с учетом индекса цветопередачи. Оптимальный показатель составляет Ra = 100: с ним лампа излучает свет, который оптимально отображает все цвета. Также индекс цветопередачи у солнечного света может приниматься за 100. Чем ниже показатель Ra, тем соответственно хуже передаются цвета объекта. Отталкиваться стоит от таких значений: цветопередача высочайшего уровня – 90Ra и больше, очень хорошая цветопередача – 80-89Ra, хорошая цветопередача – 70-79Ra.

  1. Учитываем основные практические моменты.

В каждом доме вещью, которая объединяет абсолютно все помещения, но не уравнивает между собой, является освещение. Без осветительных приборов в современном мире уже не обойтись, ведь много чего мы делаем по дому вечером, когда о естественном освещении речи идти уже не может.

С помощью источников света в доме можно создать любую атмосферу: от праздничной до романтической. И в этом вопросе существуют определенные тонкости в оформлении светового обеспечения для каждого помещения в квартире. Об этом и многом другом вы узнаете из нашей статьи.

Варианты оформления

Вариант освещения комнаты

С помощью света можно до неузнаваемости изменить акценты любого помещения в квартире. При этом можно использовать различные подходы и дизайнерские решения. Например, современное освещение в доме все чаще направленно на подсветку определенной области помещения. Этот способ сегодня активно используется для зонирования комнат.
В современной квартире светодизайн и освещение может быть оформлено в четырех вариантах:

  • общее или фоновое освещение. В данной ситуации в качестве осветительного прибора выступает центральный светильник, например, люстра. Здесь свет получается рассеянным;
  • местное или локальное освещение. Такой способ подсветки позволяет создать дополнительное освещение конкретной области. В качестве объекта освещения в данной ситуации выступает предметы интерьера;
  • рабочее освещение. С помощью такой подсветки можно осветить рабочее место. Особенностью таких осветительных приборов является яркий свет направленного характера. В качестве объекта ориентации здесь будет выступать человеческий глаз. Подобный подход чаще всего можно встретить на кухне;
  • декоративная подсветка. Используется как локальная подсветка декоративных элементов интерьера (ваз, скульптур, ниш и т.д.).

Для создания подсветки в доме можно использовать такие виды осветительных приборов:

  • люстра. Всегда выступает в роли центрального источника света. В современной квартире от этого светильника все чаще отходят;
  • точечные светильники. Именно они в последнее время выступают заменой люстры. Могут играть роль как основного освещения, так и дополнительного. Очень часто используются в комбинации со светодиодными лентами;
  • светодиодная лента. Отличный источник света для создания скрытой подсветки. Особенно часто встречается в натяжных и гипсокартонных потолках.

Подсветка потолка

Кроме этого в качестве осветительных приборов могут выступать неоновые лампы, дюралайт и т.д. Но эти светильники в домашних условиях встречаются намного реже, чем вышеописанные виды.
В одной комнате можно использовать как один из вариантов освещения, так и комбинацию нескольких вариантов. Все зависит от того, какое предназначение имеет каждая конкретная комната в доме, и что вы чаще всего в ней делаете.

Нормы освещенности

Далеко не все знают, что для каждой отдельной комнаты в квартире существуют свои нормы освещения. Именно от того, насколько правильно реализованы нормы освещенности, будет завесить ваше комфортное пребывание дома.
В нормах, приведенных в нормативных документах по освещению (СНиП), за основу расчетов принимаются следующие параметры:

  • мощность светового потока;
  • количество светильников в комнате;
  • площадь освещаемого помещения.

Таблица норм освещенности

Именно на основании данных критериев рассчитываются нормы освещенности для каждой комнаты в квартире, указанных в таблице сверху.

Обратите внимание! Специалисты по данному вопросу вывели общее правило по организации уровня световых потоков в квартире. Согласно этому правилу, на каждые 5 м 2 следует использовать осветительные приборы с суммарной мощностью в 60-75 кВт.

Пользуясь этой нехитрой формулой можно самостоятельно рассчитать требуемый уровень освещенности для каждой комнаты, имеющийся в квартире.
Помимо этого существуют некоторые рекомендации, которые могут упростить эти расчеты:

  • для однокомнатной квартиры, которая имеет площадь 30-40 м2 нужно использовать не больше 8 осветительных приборов;
  • для двухкомнатной квартиры этот показатель следует увеличить до 9 светильников;
  • в трех- и четырехкомнатных квартирах следует установить целых 11 осветительных приборов.

Источники света

Освещение в современной квартире может быть организовано различными типами лампочек, выступающими в роли источника света. На данный момент времени используются следующие виды ламп:

  • лампы накаливания;
  • люминесцентные лампы;
  • световые шнуры «дюралайт»;
  • светодиоды;
  • металлогалоидные и галогенные лампочки;
  • оптические волокна.

Типы лампочек

Каждый из вышеперечисленных вариантов источников света обладает своими достоинствами и недостатками. Например, лампы накаливая стали все реже появляться в современных домах. Это объясняется популярностью тенденций рационализации и экономии во многих сферах человеческой деятельности, а их потребление электричества остается на достаточно высоком уровне, в отличие от более современных источников света. Поэтому, даже несмотря на положительные характеристики светового потока, лампы накаливания постепенно отходят в прошлое.
Самыми популярными вариантами оформления света в квартире являются энергосберегающие лампы. Из них отдельно стоит выделить светодиодные и люминесцентные варианты. Именно они зачастую занимают места в современных осветительных приборах.
Люминесцентные лампочки по некоторым параметрам проигрывают светодиодным собратьям. Их проигрыш основывается на таких вот негативных моментах:

Светодиодная лампа

  • создают гул во время работы;
  • испускаемый свет имеет голубоватое свечение, а он не слишком комфортен для человеческого глаза;
  • необходимость использовать дополнительные приспособления для подключения;
  • наличие мерцающего эффекта;
  • определенная вредность для здоровья человека.

Все эти недостатки почти полностью отсутствуют в светодиодных лампочках.

Такие источники света признаны самыми энергоэффективными лампами с длительным сроком службы при постоянной работе. Кроме того они изучают свет разного спектра, что упрощает их подборку под определенное помещение в квартире. Светодиодная лампа отлично подходит для создания общего, местного и рабочего освещения.
В свою очередь металлогалоидные и галогенные источники света, из-за создания узконаправленного пучка света, в современных квартирах используются как зонированное или декоративное освещение. Дюралайт также больше подходит для декоративной подсветки любого помещения в доме.

Правила дизайнерского оформления

Дизайн, который сегодня используются в современных домах и квартирах, направлен на определенную степень усложнения. Причем любой элемент интерьера приобретает вычурность и объемность при дополнении его подсветкой. В современном мире освещение перестало играть чисто практическую и функциональную роль, а вошло в интерьер и стало его неотъемлемой частью.

Интерьер и подсветка

Подсветка в данном случае выступает в роли эффективного инструмента коррекции неудачной геометрии помещения, а также визуального перемещения аспектов на более выгодные элементы интерьера.
При использовании любых источников света в дизайнерском плане необходимо помнить следующие нюансы:

  • яркий свет способен визуально расширить имеющееся в комнате пространство. Таким образом, всего лишь с помощью пары светильников вы сможете расширить пространство даже в малогабаритной комнате, не прибегая к минимизации мебели;
  • увеличить эффект расширения пространства можно при использовании светоотражающих материалов при отделке стен и потолка;
  • если имеется необходимость в визуальном уменьшении пространства, тогда следует его затемнить с помощью менее ярких источников света и темных цветовых гамм в отделке;
  • визуальное увеличение высоты стен произойдет при направлении света с помощью отражателя вверх;
  • визуальное уменьшение высоты стен можно добиться при использовании напольных абажуров, образующих в комнате локальные тени.

Но помните, что главным аспектом, который позволит создать в любом помещении дома или квартиры законченный ансамбль мебели, освещения и отделки – гармоничное сочетание всех частей композиции.

Гармоничность во всем

Действительно, при оформлении внутреннего убранства дома помните, что все должно взаимодополнять и перетекать одно в другое. Чтобы не вызвать дисгармонию, для каждой комнаты необходимо подобрать один стиль в оформлении или сочетать взаимоодополняемые интерьеры. И совещание в данной ситуации может послужить тем элементом, которое соединит собой все предметы и стили отделки в единое целое.

Гармоничное сочетание

Отдельно стоит добавить, что все перечисленные выше нюансы оформления уровня света для каждого конкретного помещения должны быть обязательно приняты во внимание. Допускается лишь незначительное отклонение от норм в большую или меньшую сторону. Если отойти от принятых норм сильно далеко, то даже в красиво оформленном интерьере находиться длительное время будет дискомфортно и неприятно.
Незначительно увеличить число лампочек и осветительных приборов можно в тех помещениях, которые посещаются наиболее часто. А вот там, где вы бываете реже всего, можно установить меньшее количество лампочек и светильников. Так вы сможете больше сэкономить, не нанося вред своему комфорту.

Заключение

Из всего вышесказанного можно заключить, что подход к оформлению внутреннего помещения в доме должен быть продуманным по всем направлениям. Современное освещение в квартире должно создавать комфортные условия для отдыха и работы, а также приятного времяпрепровождения в кругу семьи. С помощью всего пары светильников можно визуально изменить восприятие пространства в комнате, сделав его более глубоким и выразительным. Но все должно оставаться в рамках существующих норм по освещенности.


Изготовление оригинального биокамина своими силами

Установка светильников может максимально подчеркнуть все достоинства вашего интерьера либо напротив замаскировать их, создав уродливые тени. Наши консервативные взгляды об освещении обычно не выходят за пределы стандартного набора из люстры, торшера, настенной лампы и бра. Иные же, напротив, отвергая старое, предпочитают исключительно светодиодные точечные светильники. Думается, что обе точки зрения крайние, и возможно, найдется некая «золотая середина».

Каким же должно быть современное освещение квартиры?

При выборе освещения рассчитывается количество светильников и определяется дизайн освещения

Выбор и установка освещения квартиры

Теория самого освещения имеет две стороны:

Первая – чисто потребительская, основанная на физических характеристиках. По ней достаточно рассчитать количество светильников в помещении, руководствуясь нормами освещенности, измеряемым в люксах .

Нормы уровня освещенности

  • Жилые комнаты, кухня – 150 лк
  • Детская комната – 200 лк
  • Рабочий кабинет – 300 лк
  • Туалет, прихожая, совмещенный санузел – 50 лк
  • Ванная, бассейн, сауна – 100 лк

Определить необходимую мощность светильников по площади помещения и уровню освещения можно по этой таблице:


Таблица мощности и уровней освещения

В таблице приведены значения для ламп накаливания. Для люминесцентных ламп мощность должна быть уменьшена в 5 раз, а для светодиодных – в 10 .

Расчет необходимого количества светильников


Количество светильников рассчитывается путем деления расчетной мощности освещения на мощность одной лампы.

  • Так, в однокомнатной квартире площадью от 30 до 40 м 2 вполне достаточно 7-8 светильников:
    • Люстра – 1
    • Потолочные светильники – 3
    • Бра – 2
    • Настольная лампа – 1
    • Торшер (по необходимости) – 1
  • Для двухкомнатной квартиры добавляется еще одна люстра
  • Для трехкомнатной потребуется уже одиннадцать светильников из-за добавления еще одной люстры и бра


Проверить фактический уровень освещенности можно при помощи специального прибора – люксометра
.

Теория дизайна освещения в интерьере

Другая сторона теории освещения заключена в том, что оно рассматривается как дизайнерский прием, и его функции следующие :

  • Совершенствовать и дополнять интерьер
  • Путем оптической иллюзии изменять размеры и формы помещения
  • Являться декоративным украшающим элементом

Если вы лишь формально подсчитали количество лампочек, соблюдая нормы освещенности, то это, конечно, далеко не дизайн. С этим справиться может любой электрик.
Но если вы продумали, в каком направлении будет падать свет, равномерно или с тенями, “приподняли” или, наоборот, “опустили” потолок при помощи света, подобрали необходимый цветовой спектр подсветки и т.д., то это уже и есть дизайн или архитектура освещения в квартире


Освещение способно зрительно изменить интерьер и размеры помещения

Примеры применения дизайна в освещении

Естественное освещение также подчиняется дизайну:

  • Самый первый прием, помогающий правильному заполнению дневным светом комнаты, производится еще на черновом этапе ремонта:
    Оконные откосы делаются с углом рассвета
  • Второй прием искусственного перенаправления и дозирования лучиков света – это вертикальные жалюзи на окнах

Улучшить интерьер при помощи искусственного освещения можно, зная следующие законы :

  • Освещение всех зон должно быть равномерным без глубоких теней, иначе возникает ощущение подземелья
  • Свет в рабочей зоне выбирается только белый
  • Пространство и плоскости расширяются в направлении света:
    • сделать выше потолок можно, подсветив его снизу
    • подвесная лампа с абажуром или плафоном понизит потолок
    • расширить зрительно помещение можно используя боковую подсветку стен или горизонтально расположенные на потолке лампы
  • Если фон помещения светлый, то освещение в нем используется равномерное, комнаты с преобладающим темным фоном зонируются при помощи различной световой интенсивности
  • При подсветке нужно соблюдать такие правила:
    • Цветные объекты подсвечиваются белым цветом
    • При подсвечивании белых поверхностей возможно применение цветной подсветки

Концепция освещения в интерьере

Есть две концепции – европейская и американская.

И в той, и другой есть свои плюсы и минусы:

  • Европейская направлена в сторону максимальной комфортности, но несколько расточительна
  • Американская, используя в основном рабочее и местное освещение, позволяет добиться максимальной экономии, но ее вряд ли можно назвать комфортной и красивой

Типы освещения по европейской системе

Остановимся на европейской концепции как наиболее полной. По ней освещение делится на несколько групп по уровню и назначению.

Верхнее, общее освещение

К нему относится та же самая люстра (выходит, не стоит спешить выбрасывать ее на свалку?) либо ее альтернатива – плафон с несколькими лампами, позволяющий обеспечить более равномерное, без световых бликов на потолке, освещение.

  • Устанавливается в гостиных и других жилых комнатах, а также в просторных холлах
  • Уровень освещенности – яркий
  • Для гостиной лучше сделать регулируемую яркость, так как в этом помещении люди находятся долго, и слишком яркий свет длительное время начинает действовать раздражающе и не способствует доверительному общению
  • Используются простые лампы накаливания или люминесцентные лампы

Лампы накаливания очень неэкономны, и вдобавок выделяют большое количество тепла – в этом их большой минус.

Люминесцентная лампа в пять раз меньшей мощности дает такой же уровень освещенности, как и лампа накаливания

Но есть минусы и у люминесцентных источников света:

  • Холодный свет очень дискомфортен
  • При работе лампы может раздаваться монотонное неприятное гудение

Светодиодные точечные светильники не подходят для общего верхнего освещения из-за именно точечной направленности светового луча. Использование точечного источника света большой поверхностной яркости будет очень вредно для глаза.


В гостиной используется верхнее общее и местное освещение

Местное локальное освещение

Назначение его:

Выделение определенной зоны, например, кухонного или барного уголка.

Подчеркивание отдельных деталей интерьера и декоративных элементов.

  • Интенсивность – мягкая
  • Уровни могут быть как верхние, так и нижние
  • Применяемые источники света:
    • галогенные и металлогалоидные, светодиодные точечные светильники
    • подвесные светильники
    • настенные бра

Точечные светильники особенно хороши на многоуровневом подвесном потолке для подчеркивания его дизайна и создания равномерного бестеневого освещения

Но эти плюсы исчезают, при употреблении галогенок большей мощности: мебель начинает отбрасывать тени.

Чтобы убрать этот недостаток, лампы прячут за выступы и карнизы, козырьки, утапливают в мебели либо используют матовые колпачки.

Рабочее освещение

Требования к нему одно – оно должно быть максимально ярким и удобным для зрения

  • Устанавливается на промежуточном и нижнем уровне:
    • над рабочей зоной кухни
    • на рабочем столе
    • возле дивана, кровати, кушетки, где привыкли читать
  • Используется соответственно в виде
    • встраиваемых галогенных светильников
    • настольных ламп
    • торшеров и настенных бра

Декоративное освещение квартиры

Не является самостоятельным источником света и применяется в декоративных целях или в качестве ночника .

Можно использовать, где душе угодно, но особо напрашивается в спальне и гостиной:

для подсветки потолка, зеркал, ниш, картин, нижней подсветки стен и т.д. В спальне используется мягкое общее освещение и яркое местное

  1. В световом оформлении гостиной есть несколько тонкостей:
    • Если мебель в гостиной темного цвета, то лучше выбрать светильник с горизонтально расположенными лампами
    • При светлой мебели рекомендуется направление ламп вниз
    • Для просторной комнаты или помещения с высоким потолком подойдет лампа с нижним рефлектором
  2. Для зонирования в однокомнатной квартире хорошо использовать рефлекторные лампы, регулируемые по высоте
  3. В спальне приветствуются подвесные лампы с абажуром или плафоном, так как это зрительно понижает потолок и делает помещение более уютным.
    Общее освещение в спальне должно быть приглушенным, а возле кровати устанавливается яркие источники света (торшеры, настенные бра либо же настольные лампы на тумбочках)
    Эффектно и интригующе смотрится светодиодная подсветка окна, установленная за занавесью по периметру окна
  4. В детской комнате должно быть яркое и одновременно не раздражающее освещение, поэтому лучшее решение – матовые плафоны или защищенные колпаками галогеновые лампы
  5. Оптимальное освещение для кухни – галогеновое, которое устанавливается в рабочей зоне кухни
    Можно дополнить световое решение и центральным потолочным светильником
  6. Для коридора достаточно одного центрального плафона, но для равномерности падающего света можно также использовать возле карнизов экономную подсветку
  7. В помещении ванной и туалета освещение должно быть мягким и ровным. Это достижимо при помощи плафона на потолке, в котором устанавливается простая лампа накаливания – другая в условиях вынужденной защиты от влаги просто долго не прослужит.
    Над зеркалом устанавливаются матовые галогенные светильники

Таким образом, если теперь подсчитать количество светильников, используемых в интерьере нашей квартиры, то оно окажется, конечно, больше расчетного необходимого их количества. И что ж?.. Красота и комфорт в дизайне освещения также требует жертв.

Видео: Дизайн освещения

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные