Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– Что мы изучали в прошлом году? (В прошлом году мы изучали различные экосистемы, живые организмы.)

– Какие живые организмы вам известны? (Растения, грибы, животные, бактерии.)

– Чем животные отличаются от других живых организмов? (Животные питаются готовыми органическими веществами, передвигаются, у них нет фотосинтеза.)

– Какие группы животных мы знаем?

Записать на доске .

Одноклеточные, черви, кишечнополостные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (напомнить, если дети что-то не вспомнят ).

– Чем позвоночные отличаются от других животных? (Вспомнить скелет.) (Позвоночные имеют внутренний скелет.)

– Какие позвоночные вам известны? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)

– В чём своеобразие строения млекопитающих (зверей)? (Звери – теплокровные, покрыты шерстью, имеют развитые органы чувств, заботятся о своём потомстве.)

– Что такое обмен веществ? (Обмен веществами между организмом и окружающей средой.)

– Как называется самая маленькая часть организма, в которой идёт обмен веществ? Необязательный материал. (Самая маленькая часть организма – клетка. Обмен веществ – выделение и поглощение веществ организмом.)

– Что такое орган? (Это часть организма.)

– Какие органы вы знаете? Какие органы есть у человека? Как вы думаете, организм человека сложно устроен? (Перечисляют известные им органы .) (Мы думаем, что организм человека сложно устроен, ведь в нём столько различных органов.)

– Проанализируйте все ваши ответы. Какой у вас возникает вопрос?

Какие преимущества имеет организм со сложным строением?

Давайте составим план работы.

План

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

–Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Работа в учебнике.

– Рассмотрите рисунки на с. 8 и выполните задание к ним.

– Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого надо? (Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо объединиться в группу и совместно выполнить поставленную задачу.)

– Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы? (Работать согласованно.)

– Найдите в тексте учебника на с. 8, как называется такая группа органов. (Система органов – группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу.)

– Давайте ознакомимся с основными системами органов. Рассмотрите рисунки и выполните задание на с. 9.

Работаем в группах:

1) опорно-двигательная система;

2) система пищеварения;

3) система дыхания;

4) система кровообращения;

5) система выделения;

7) нервная система и органы чувств.

Выполняют задание. Группы по очереди выступают с ответами.

Ключевые слова выносятся на доску.

– Какой был уровень задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика)

– Как вы думаете, какая система органов самая важная? Как должны работать системы, чтобы организм мог выполнять поставленные перед ним задачи? (Все системы органов важны, каждая выполняет в организме свою задачу. Системы должны работать слаженно.)

2. Игра «Что было бы, если бы... (из каждой системы удалили один орган)». Можно играть по цепочке: начинает учитель, учащиеся по очереди продолжают .

– Как мы ответим на вопрос урока? (Организм, имеющий сложное строение, может выполнять сложные задачи.)

– Давайте ознакомимся с обитателями аквариума поближе. Выполните задание из рабочей тетради на понимание текста на с. 37–40.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

1. Работа в учебнике.

Вопросы на с. 11.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Задание 1 предлагает условно поделить известные школьникам органы тела человека на три группы. К органам, совершающим разнообразную работу, относится большинство органов опорно-двигательной системы, с помощью которых мы выполняем полезные действия (ходим, работаем руками). При этом мы тратим энергию. К органам первой группы можно отнести, прежде всего, руки и ноги. Затраченную энергию позволяют восстановить органы пищеварительной системы, т.е. желудок , кишечник , печень и др. (восстанавливают запас питательных веществ), дыхательной системы, т.е. лёгкие (восстанавливают оптимальное содержание кислорода), кровеносной системы, т.е. сердце , сосуды (доставляют клеткам все необходимые им вещества и уносят отходы), выделительной системы, т.е. почки (извлекают из крови лишнюю воду и вредные вещества). Наконец, к органам, управляющим организмом, следует отнести нервную систему, т.е. головной и спинной мозг , нервы .

К ним относятся также органы внутренней секреции, о которых школьники пока ещё могут ничего не знать.

В задании 2 в левый столбец ребята вписывают те органы, которыми они могут управлять. Это руки и ноги , а также голова , глаза , язык , зубы и т.п.

Учителю следует иметь в виду, что мы можем также до некоторой степени управлять работой части органов выделения (сознательное выведение мочи из организма) и пищеварения (выведение каловых масс за счёт расслабления сфинктера прямой кишки). Несколько особняком стоит дыхательная система. Мы можем управлять межребёрными мышцами и диафрагмой и увеличивать частоту дыхания, но дыхание в обычном режиме осуществляется и без нашего участия, поскольку им управляет дыхательный центр, расположенный в головном мозге.

В правый столбец ребята записывают те органы, которыми мы не можем управлять. Это, прежде всего, органы кровеносной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем: сердце , сосуды , желудок , печень, кишечник, почки , лёгкие – большинство органов, расположенных внутри тела.

В задании 3 ученикам предлагается сравнить два предыдущих задания (если они выполнялись разными группами учащихся, то сравнение производят на этапе подведения итога). При этом можно сделать несколько выводов:

1) органы, восстанавливающие истраченные силы, как правило, действуют самостоятельно, независимо от нашей воли;

2) органами, совершающими разнообразную работу, мы, как правило,

можем управлять по своему желанию.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Выполнение проверочной работы.

Возможные ответы на задания проверочной работы № 1.

Вариант 1 .

1.Необходимый уровень. Мозг относится к органам нервной системы; глаза – к органам чувств; сосуды – к органам кровообращения; позвоночник – к опорно-двигательным органам.

Повышенный уровень. В руке находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

Максимальный уровень . В голове находятся органы пищеварения, дыхания, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

2.Необходимый уровень. Удаляют углекислый газ – органы дыхания; переваривают пищу – органы пищеварения; очищают кровь – органы выделения; продолжают род – органы размножения.

Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание, подвижность, неспособность превращать минеральные вещества в органические.

3. Повышенный уровень. От простуды пострадают органы дыхания; от наркотиков – нервная система; от слишком громкой музыки – органы чувств.

Вариант 2 .

1.Необходимый уровень. Лёгкие относятся к органам дыхания; желудок – к органам пищеварения; почки – к органам выделения; сердце – к органам кровообращения.

Повышенный уровень. В ноге находятся органы чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

Максимальный уровень . В туловище находятся органы дыхания, выделения, размножения, чувств, опорно-двигательной и нервной систем, органы кровообращения.

2.Необходимый уровень . Позволяют воспринимать окружающий мир –органы чувств; позволяют принимать решения – органы нервной системы; доставляют питательные вещества к клеткам – органы кровообращения; создают опору телу – опорно-двигательные органы.

Повышенный уровень. Рост, размножение, дыхание.

3. Повышенный уровень . От переедания – органы кровообращения (можно считать верным ответ – органы пищеварения); от курения – органы дыхания; от падения с дерева – опорно-двигательная система.

V . Итог урока.

– Какова роль и необходимость систем органов? Можно ли заменить одну систему органов на другую? (Различные системы органов выполняют разную работу – каждая свою, но вместе они обеспечивают слаженную работу всего организма. Заменить одну систему другой нельзя: у них разные задачи.)

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Учитель: Трофимова Наталья Авенировна

Слайд 2

Живые организмы

бактерии

животные

растения

рождаются

питаются

размножаются

Слайд 3

Путешествие в мир клеток

Всё живое состоит

из клеток.

Мир клеток разнообразен.

Строение клетки зависит от её функции в организме.

цитоплазма

оболочка

Слайд 4

Нервная ткань

Нервная ткань состоит из нервных клеток – нейронов. Они обеспечивают согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. Благодаря нервной системе организм функционирует как единое целое.

Слайд 5

Клетки жировой ткани

Почти всю жировую клетку, функция которой - накопление и обмен жира, заполняет жировая капля. Жир оттесняет ядро клетки на самый край. У позвоночных жировая ткань располагается под кожей и между органами, образуя мягкие упругие прокладки. Основное значение жировой ткани: она предохраняет организм от потери тепла и несёт функцию энергетического депо (при голодании количество жира в клетках уменьшается, при усиленном питании увеличивается). У водных млекопитающих, живущих в холодных водах Арктики и Антарктики, слой подкожной жировой клетчатки достигает значительной толщины (у некоторых китов до 50 см). Чрезмерное развитие жировой ткани у человека ведёт к ожирению. Размер жировых клеток может достигать миллиметра.

Слайд 6

Клетки мышечной ткани

Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды.

Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Человек выполняет любые движения - от таких простейших, как моргание или улыбка, до тонких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов - благодаря способности мышечных тканей сокращаться.

Слайд 7

Деление клетки – рост организма

Деление клеток способствует росту всех тканей живого организма, заживлению ран, срастанию сломанных костей.

Слайд 8

Системы органов

Костная и мышечная (опорно-двигательный аппарат)

Пищеварительная

Дыхательная

Кровообращения

Выделительная

Слайд 9

Системы органов и их функции

Пищеварительная система

Дыхательная система

Система кровообращения

Мышечная система

Обеспечивает движение крови в организме

Обеспечивает поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа

Управляет деятельностью всего организма

Дает опору телу человека, помогает двигаться ему

Обеспечивает переваривание пищи

Посмотреть все слайды


Клетки жировой ткани Почти всю жировую клетку, функция которой - накопление и обмен жира, заполняет жировая капля. Жир оттесняет ядро клетки на самый край. У позвоночных жировая ткань располагается под кожей и между органами, образуя мягкие упругие прокладки. Основное значение жировой ткани: она предохраняет организм от потери тепла и несёт функцию энергетического депо (при голодании количество жира в клетках уменьшается, при усиленном питании увеличивается). У водных млекопитающих, живущих в холодных водах Арктики и Антарктики, слой подкожной жировой клетчатки достигает значительной толщины (у некоторых китов до 50 см). Чрезмерное развитие жировой ткани у человека ведёт к ожирению. Размер жировых клеток может достигать миллиметра.


Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Мышцы или мускулы (от лат. musculus - мышка, маленькая мышь) - органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания. Мышцы состоят на 86,3 % из воды. Мышцы позволяют двигать частями тела и выражать в действиях мысли и чувства. Человек выполняет любые движения - от таких простейших, как моргание или улыбка, до тонких и энергичных, какие мы наблюдаем у ювелиров или спортсменов - благодаря способности мышечных тканей сокращаться.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Биология"

Готовые презентации по биологии содержат различную информацию о клетках и о строении организма целиком, о ДНК и о истории эволюции человечества. В данном разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на урок биологии для 6,7,8,9,10,11 класса. Презентации по биологии будут полезны как учителям, так и их ученикам.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

Основные понятия: орган, система органов.

Оборудование: Мультимедийный экран, дидактический материал, учебники.

(на уроке системы органов разбираются обзорно, подробное изучение каждой системы органов будет производиться на следующих уроках)

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание в классе положительного эмоционального настроя.

Учитель: Ребята, вы много нового узнали, многому научились. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из прошлых лет обучения по этому предмету, что больше всего понравилось?

Составьте все вместе слова из разрезных карточек на магнитной доске. Если слова будут составлены правильно, вы прочитаете пожелание вам.

а о и й к ж р ю щ у и м р (окружающий мир)
у ж е х е ю л с п а в о!

Переверните карточки и прочитайте.

желаю успехов!

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1. Актуализация знаний.

Экскурс в изученное. Что изучали в 1, 2, 3-м классах?

У каждого карточки. Соотнести с годом изучения. Привести примеры (краткий обзор).

Вопросы плана.

Учитель: Какие живые организмы вам известны?

Учащиеся: Производители, потребители, разрушители. Примеры (основные функции).

Учитель: Чем животные отличаются от других живых организмов?

Учащиеся: Клетки растений и часть бактерий имеют хлорофилл и способны самостоятельно производить органические вещества из неорганических.

Учитель: Чем позвоночные отличаются от других животных?

Учащиеся: Позвоночные имеют скелет.

Учитель: В чём своеобразие строения млекопитающих?

Учащиеся: Самки млекопитающих вынашивают своих детёнышей и вскармливают их своим молоком. Их тело покрыто шерстью, имеют зубы и могут пережёвывать пищу. Человек тоже относится к млекопитающим.

Учитель: Как называется самая маленькая часть организма?

Учащиеся: Клетка.

1-й слайд. Клетка.

Учитель: Что происходит в клетке?

Учащиеся: В клетке происходит обмен веществ. Клетка способна самостоятельно обеспечивать собственный обмен веществ.

Учитель: Как называется группа клеток сходных по строению и выполняющих одну и ту же функцию?

Учащиеся: Ткань.

Учитель: Как называется часть организма, состоящая из тканей нескольких сортов и предназначенная для выполнения определённой функции?

Учащиеся: Орган.

Учитель: Какие органы вы знаете?

Учащиеся перечисляют образования разного уровня (органами можно назвать как руку, так и палец или локтевой сустав на ней; органами можно назвать челюсть и принадлежащий челюсти зуб; глаз и покрывающее его веко…).

Проблемный вопрос: Зачем человеку столько органов?

Учащиеся: Каждый орган в организме человека выполняет свою функцию (дети кратко рассказывают о задачах разных органов).

Вывод : человек – сложный организм с разнообразными функциями, разделёнными между многими органами.

Физкультминутка.

Маленький для маленьких (указывают высоту от пола ладонью правой руки)
Мак поднялся аленький. (Поднимаются на носочках вверх, руки тянут вверх)
Аленький поднялся. (Руки подняты высоко, затем опускаются на ширину плеч)
Таким и остался. (Застыть в последней позе на несколько секунд)
Огляделся (крутят головой во все стороны, осматриваются)
Присмотрелся, на солнышке согрелся (гладят плечи)
Зарумянился, зардел! (Выполняют круговые движения вокруг щёк)

III. Новый материал.

2-й слайд (внешнее строение человека)

Учащиеся рассматривают внешнее строение человека, называют части его тела (слайды появляются поочерёдно), объясняют, каково их значение для организма;

  1. голова – часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств – зрения, слуха и обоняния;
  2. туловище – часть тела, состоящее из груди и живота, в котором находятся внутренние органы;
  3. руки – органы манипуляции внешними предметами;
  4. ноги – органы опоры человеческого тела и его перемещения в пространстве.

Проблемный вопрос.

Может ли один орган выполнять общую задачу организма?

Предположения детей: с помощью глаз мы видим, с помощью лёгких дышим, сердце заставляет кровь двигаться по организму. Каждый орган выполняет только свою определённую работу. Вывод : один орган не в состоянии выполнять общую задачу организма.

IV. Совместное открытие знаний.

Чтобы организм смог выполнять общие задачи, что должны делать органы?

Учащиеся дают разные ответы, которые обсуждаются. Вывод : Органы должны работать согласовано.

Учитель: Итак, из чего состоит наш организм?

Учащиеся: Из органов.

Учитель: А если объединить органы в разные группы с определёнными функциями?

Учащиеся делают вывод.

Группа органов, связанных друг с другом, совместно выполняющих общую задачу называется системой органов .

Учитель: Что мы будем обсуждать сегодня на уроке?

Учащиеся: Мы будем говорить об органах, системах органов человека, их функциях.

Тема урока на доске . «Как устроен организм человека?»

Учитель: Какие умения мы будем формировать?

Учащиеся: Мы будем учиться распознавать органы человека, определять их функции.

Появляются цели урока на доске.

  1. Формировать умение распознавать органы человека, определять функции систем человеческого организма, самостоятельно работать с учебником и дидактическим материалом, обосновывать своё мнение.
  2. Развивать творческое мышление, речь, познавательные способности.
  3. Воспитывать чувство товарищества (умение работать в группе).

3-й слайд (органы чувств).

Учитель: Рассмотрите рисунок. Назовите органы. Учащиеся дают краткую характеристику каждому.

Уши нужны для того, чтобы слышать разные звуки, глаза, чтобы видеть предметы, нос – ощущать запахи, язык – ощущать вкус. Кожа нужна, чтобы чувствовать предмет, так же она защищает наш организм от различных повреждений.

Учитель: К какой системе относятся перечисленные органы человека?

Какую роль в организме играет данная система. Вывод делают дети.

Самостоятельно заполняется таблица. Часть таблицы заполнена, ученики должны дописать функции органов.

4-й слайд (опорно-двигательная система)

Совместно определить из чего состоит опорно-двигательная система. Дети называют органы (слайды появляются поочерёдно), определяют, какую роль они выполняет в организме?

кости черепа защищают головной мозг, грудная клетка защищает сердце и лёгкие, кости верхних конечностей обеспечивают прочность и подвижность рук, позвоночник создаёт опору всему скелету, тазовый пояс даёт опору внутренним органам, кости нижних конечностей обеспечивают прочность и подвижность ног. После обсуждения заполняется таблица.

Физминутка (упражнения для глаз).

Исходное положение – сидя.
Посмотреть вверх, перевести взгляд вниз (4 раза).
Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (4 раза).
Вытянуть вперёд руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его до тех пор, пока палец не начнёт «двоиться».
Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно (по 4 раза).
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 4раза).
перевести взгляд с ближнего предмета на дальний и наоборот (4 раза).

5-й слайд (органы пищеварения)

Краткий рассказ, какой путь проходит бутерброд по нашему организму (открываются поочерёдно названия органов пищеварения).

Попадая в рот, пища определяется на вкус, смачивается слюной, пережёвывается, проглатывается, по пищеводу (мускулистая трубка) попадает в желудок, где в большей части перевариваетя. Из желудка пища поступает в тонкий кишечник, в котором окончательно с помощью кишечного сока и желчи, вырабатываемой печенью, переваривается. То, что не смогли переварить пищеварительные соки, переходит в толстую кишку. Там из непереваренных остатков пищи высасывается вода, после чего они попадают в прямую кишку, выводятся наружу.

Итог: общие функции пищеварительной системы организма. Заполняется таблица.

6-й слайд (органы выделения)

Рассматривается схема выделительной системы человека, называются органы, даётся краткая характеристика каждому.

Совершая круговорот по нашему телу, кровь проходит через главный орган выделения-почки, где дважды фильтруется. Обратно в сосуды проходит уже очищенная кровь, а все ненужные вещества в виде мочи по мочеточникам стекают в мочевой пузырь. Моча выводится из нашего организма по нашей воле.

Заполняется таблица.

7-й слайд (органы дыхания)

Учащиеся совместно с учителем рассматривают рисунок, называют органы, определяют роль дыхательной системы в организме человека. Заполняется таблица.

8-й слайд (органы кровообращения)

Рассматривается рисунок, называются органы, основные функции системы кровообращения. Заполняется таблица.

9-й слайд (нервная система)

Рассматривается рисунок, называются органы, даётся краткая характеристика им, определяется роль нервной системы в организме человека.

Всеми действиями человеческого организма управляет нервная система. По нервам мозг получает от чувствительных клеток информацию о том, что происходит внутри тела и снаружи, и принимает решение. Если нужно действовать, мозг направляет свою команду по другим нервам к мышцам, которые сокращают нужный орган.

Заполняется таблица.

10-й слайд (кожа)

Рассматриваются рисунки. Определяются функции кожи. Заполняется таблица.

Учитель: Мы не отметили ещё одну систему органов. Прочитайте о ней в учебнике. Как и все живые организмы, люди стареют и умирают, а им на смену приходят дети. Органы размножения обеспечивают зарождение ребёнка и его связь с организмом матери до рождения.

Получившаяся таблица

Органы чувств помогают человеку видеть, слышать, ощущать вкус, запах, предмет
Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она создаёт организму опору и позволяет ему двигаться
Органы пищеварения снабжают организм человека строительным материалом и энергией.
Органы выделения выводят из организма воду и вредные вещества .
Органы дыхания обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ .
Органы кровообращения переносят одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.
Нервная система управляет всем организмом.
Кожа защищает наш организм от ударов, микробов, вредных веществ .
Органы размножения позволяют человечеству пополнять свою численность.

Учитель: Что выполняет каждая система органов?

Вывод (в учебнике)

V. Самостоятельное применение знаний.

Работа по вопроснику в группе. Дети поочерёдно читают вопросы, отвечают на них, учитель наблюдает (если возникают трудности – обратиться к учебнику, таблице)

  • Какие системы органов различают у человека?
  • Какие органы дают нам возможность двигаться?
  • Какие органы позволяют организму усваивать необходимые вещества?
  • Какая система органов позволяет человечеству пополнять свою численность?

Самостоятельная работа с учебником (с таблицами)

Задание 1 : органы человека можно условно разделить на несколько групп. Впиши в таблицу названия известных тебе органов или их систем.

Фронтальная проверка.

Задание 2.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Можно ли заменить систему органов? Почему?

Учащиеся кратко объясняют.

Домашнее задание. §1, задание в рабочей тетради.

Задание. Сравни результаты заданий 1, 2. Покажи стрелками получившуюся связь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные