Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето - достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.

Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе (посмотрите на наш рисунок).

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, то есть способность ребенка к обучению.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

  1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
  2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
  3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
  4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
  5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
  6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
  7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
  8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
  9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
  10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
  11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
  12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
  13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
  14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
  15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
  16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?
  17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
  18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

  • 15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
  • 10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
  • 9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

  • Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
  • Их длительность не должна превышать 35 минут.
  • Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
  • Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей", "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Инструкция

Выясните, какими мотивами руководствуется ребенок , собираясь в школу:
- идут друзья, соседи, однокашники по (желание быть как все);
- получать отличные оценки (социальные предпочтения);
- играть с друзьями на переменках (игровая мотивация);
- выучиться и получить хорошую профессию.
Если ребенок выбирает последний пункт, то у него высокая учебная мотивация, он будет с интересом .

Определите, насколько развита у ребенка эмоционально-волевая , способность выполнять требования социума. К семилетнему возрасту развивается «игры по правилам». Понаблюдайте, как ваш ребенок в детском коллективе следует инструкциям игры. Выполнение своих обязанностей является залогом успешной адаптации к школе. Кроме того, от самостоятельности ребенка, его умения образовывать новые социальные , зависит интерес к школьной жизни. Излишне опекаемые дети рискуют быть не совсем успешными в учебе.

Присмотритесь, умеет ли ваш ребенок слушать и рассказывать. Пусть перескажет мультфильм или прочитанный . Если ребенок не может логично выстроить сюжетную линию событий, не умеет правильно составить предложение, трудно подбирает слова, то необходимо практиковать развитие речи. Речь тесно связана с мыслительным аппаратом. Развивая речь, мы тем самым стимулируем развитие мышления.

Обратите внимание, насколько хорошо ребенок владеет карандашом, ножницами, как перерисовывает геометрические узоры, как вырезает. Если ребенку трудно выполнять такие задания, то мелкая моторика руки нуждается в тренировке. Упражнения на выполнение мелких операций важны, так как в коре головного мозга центры речи находятся рядом с двигательным центром. Делая поделки из , пальчиковую , массаж рук и прочее, мы развиваем речевой центр.

Поиграйте с ребенком в логические игры со словами. Примеры можно найти в любой книжке по развитию ребенка или придумать самим. Пусть найдет лишнее слово, закончит предложение, вами начатое, или назовет одним словом перечень предметов. Если ребенок успешно справляется с подобными заданиями, то его мыслительный аппарат готов к обучению.

Умение ребенка считать и писать говорит о способности ребенка к обучению. Эти навыки помогут ребенку быть успешным в , но могут помешать впоследствии. Несвоевременно накопленные знания могут помешать развитию навыков рассуждения.

Большинство родителей приводят детей в первый класс после садика. Поэтому про адаптацию к садику что-то помнят или хотя бы слышали. При поступлении в детский садик ребенок еще маленький, родители стараются просвещаться в вопросах воспитания. Поэтому много читают про адаптацию к садику, консультируются у психологов или других родителей. Но к школе этот родительский запал утихает. К сожалению, большинство родителей считают, что главное – подать документы в школу. И на этом их функция заканчивается. Дальше работа учителей. Родители, занимающие такую позицию, совсем забывают или попросту не знают о таком понятии как адаптация к школе. А ведь от успеха прохождения периода адаптации будет зависеть насколько будет комфортно ребенку в школе, будет ли он с удовольствием посещать ее и дружить с другими ребятами. Последствия дезадаптации исправлять очень тяжело. В период адаптации формируется задел на весь период обучения в школе, а это 11 лет жизни ребенка!

В чем же адаптация ребенка к школе? Что это такое? Школа – это принципиально новая среда для ребенка. Вспомните, чем ваш ребенок занимается в садике: играет, гуляет. Да, он посещает в садике определенные занятия, но за результат своей работы он не получает оценок. При поступлении в школу кардинально меняется позиция ребенка в обществе. Он уже не просто ребенок, а ученик. Звание ученика накладывает много обязательств, которых раньше не было.

Кроме того, меняется режим жизни ребенка. До этого никто не заставлял ребенка сидеть по 40 минут с перерывами в 10-20 минут. При этом не просто сидеть урок, а усиленно напрягать внимание.

Ребенок должен привыкнуть и адаптироваться еще и к новому окружению. В его жизни появляется новая значимая фигура – учитель – официальное лицо, которое надо слушаться и уважать. И новое окружение – класс - с которым надо подружиться. При этом возникает еще и ситуация соперничества: кто-то учится легко и при этом хорошо все успевает, а кому-то учеба дается очень тяжело.

Адаптация ребенка к школе заключается в том, что он привыкает соблюдать правила поведения на уроке, может концентрировать внимание в течение урока, находит общий язык с другими ребятами в классе, а также сохраняет по большей части позитивное эмоциональное состояние.

Если адаптация проходит успешно, ребенок с удовольствием посещает школу, рассказывает о ней родителям, находится в хорошем эмоциональном состоянии после уроков.

Как вы можете заметить, что ваш ребенок плохо адаптируется к школе? В норме адаптация проходит примерно в течение месяца. То есть о ее результатах вы можете судить не раньше октября. Стоит обратить внимание и насторожиться, если

  1. сам ребенок говорит вам, что ему плохо в школе;
  2. ребенок стал много болеть и/или плохо спать;
  3. приходит из школы переутомленным или наоборот перевозбужденным (перевозбуждение говорит об истощении нервной системы);
  4. в классе у ребенка не появился хотя бы один друг.

Как вы можете проверить свои опасения? Попросите ребенка нарисовать, что ему нравится в школе. По такому рисунку вы поймете, нравится ли ребенку посещать школу и какие мотивы при этом доминируют.

  • Если ребенок говорит, что ему ничего не нравится, вывод вы и сами можете понять. Но чаще дети хоть что-то, но рисуют.
  • Если ваш ребенок нарисовал ситуацию урока, значит, он ходит в школу учиться, позиция ученика у него сформировалась. В данном случае вы можете не беспокоиться. Скорее всего, процесс адаптации проходит успешно.
  • Если ребенок рисует ситуацию на перемене (например, какие-то совместные игры с одноклассниками), то учтите, что ваш ребенок еще не понимает, зачем ему школа и преобладают у него игровые мотивы. Это плохо в том плане, что при первых трудностях в учебном процессе, такие дети легко сдаются. Но, тем не менее, наличие игрового мотива посещения школы – это лучше, чем полное отсутствие желания ее посещать. В этом случае вам необходимо трансформировать игровой мотив в учебный. За помощью вы можете обратиться к школьному психологу.

Обратите внимание, в каких красках ваш ребенок выполнил рисунок. Хорошо, если цвета яркие, сочные, светлые. А вот преобладание черного, коричневого, серого, может говорить о внутреннем беспокойстве ребенка.

Самое важное в период адаптации к школе, это ваш искренний интерес к жизни ребенка и желание ему помочь. Если у вас установлены доверительные отношения, то вы гораздо раньше узнаете о его переживаниях и сможете вовремя, не запустив проблему, принять меры. Общайтесь с ребенком не формальными фразами. Покажите, что вам действительно важно, что с ним происходит. Тогда, даже если у ребенка возникнут проблемы в школе, он будет знать, что всегда может опереться на вас.

Многие родители стараются отдать своего ребёнка в школу как можно раньше, из-за чего нередка ситуация, когда первокласснику очень сложно усидеть на месте, учёба его мало привлекает. Именно поэтому следует, прежде всего, убедиться, что ребёнок готов к школе психологически, физически и социально.

Физическая готовность к школе

Первоклассникам приходится кардинально менять свой образ жизни: раньше они были в постоянном движении и игре, и вот их заставляют 40-45 минут сидеть неподвижно за партой. Требуется оценить способность ребёнка сидеть столь долгое время спокойно, прежде чем отправлять его в школу в 5-6 лет.


Кроме того, немало важна его координация в пространстве: может ли он без травм подниматься по лестнице, прыгать, бегать и т.д.

Социальная готовность к школе

Ребенок вступает в новую социальную группу – в целый класс сверстников. Ему очень потребуется поставленная, внятная и культурная речь . Он должен понимать, что следует говорить, а что является грубым/неуместным.


Ребенку необходимо иметьиндивидуальный опыт общения со сверстниками и взрослыми. На опыте общения с взрослыми людьми ребенок приобретает социальные ценности и ориентиры, начинает понимать, что хорошо и что плохо, т.к. взрослый помогает ему, анализируя его поступки и поведение. Общение со сверстниками помогает сформировать «Я» ребенка, его самосознание и самооценку. Без такого опыта общения ему будет очень сложно приспособиться к учебной деятельности. Именно поэтому рекомендуется отдавать ребенка перед поступлением в школу в детский сад, чтобы он там получил все необходимые навыки общения.

Психологическая готовность к школе

Первокласснику потребуется 40 минут внимательно слушать, читать, писать. Поэтому следует оценить его способность к произвольному вниманию , т.к. часто ему придется концентрироваться на том, что ему не очень интересно. Следует также оценить способность к произвольной памяти : может ли ребенок заучивать и запоминать тексты, стихотворения, новости и т.д. Что касается мышления, важно наглядно-образное мышление , тогда как часто дети 5-6 лет находятся на стадии наглядно-действенного мышления. Это значит, что ребенок не может выполнять умственные операции без опоры на материальные предметы.


Стоит отдельно выделить мотивационный аспект : есть ли у ребёнка стремление к получению знаний, интересно ли ему учиться всему новому.

Статья для родителей " Как определить, готов ли ребенок в школу и что для этого нужно?"

Ребенок должен хотеть идти в школу. Если слышите от будущего первоклассника «Я не хочу в школу», значит, вы не правильно определили мотивацию. Будущего первоклассника надо заинтересовать не новыми портфелем, книгами и ручками. Ребенка должны влечь познания в школе чего-то нового и интересного. Для этого к школьной жизни чадо следует готовить не за месяц-два, а гораздо раньше - с трех-четырех лет.

Чтобы проверить готовность ребенка к школе, нужно пройти специальные тесты. Их немало, но суть одинаковая: они определяют психологическую зрелость вашего ребенка.

Выделяют три аспекта психологической зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Во время выяснения интеллектуальной зрелости ребенка определяется его уровень знаний и представлений об окружающем мире, явления природы, умение обобщать группу предметов (например, фрукты, овощи, обувь, головные уборы и др.), определять причинно-следственные связи (например, соединить вместе рисунки гвоздя и молотка, поскольку молотком забивают гвозди). Важно также определить уровень обучаемости, способность удерживать новые знания и применять их на практике. Для этого можно попросить ребенка повторить за ним определенную последовательность, например, точек и линий. Это позволит увидеть, может ли он работать по образцу, то есть сможет за учителем переписать то с доски. Эмоциональная зрелость - это способность длительное время выполнять не всегда интересную работу, ослабление непосредственных, импульсивных реакций. Сюда можно отнести упражнения на определение внимания ребенка. Например, практикуется упражнение с зачеркивания определенных предметов, разбросанных среди прочих, на время. Это позволяет определить умение ребенка сосредотачиваться, работать быстро и даст ответ на вопрос, сможет ли он вообще хоть некоторое время спокойно посидеть за партой, слушая учителя. Социальная зрелость - способность общаться со сверстниками, умение подстроить свое поведение законам детской группы, умение выслушивать и выполнять задания педагога.

А вот развивать память и восприятие логической последовательности вашему ребенку помогут сказки. Именно слушая сказки, ребенок учится строить причинно-следственные связи. Очень хорошо, если ребенок возвращает назад папу или маму, которые «нечаянно» сократили уже известную сказку. Это означает, что ребенок понимает недостаток элемента в логической цепочке событий.

Кстати, психологи убеждены, что ругать первоклассника за прихваченные вместе с учебниками в школу машинки или куклы не стоит. Знаковая функция начинает формироваться от 6 до 7 лет. Ребенок в этом возрасте все воспринимает через игру, он все еще играет, поэтому вполне нормально, что дети носят в школу игрушки. Игровая деятельность у ребенка еще на первом плане, он живет и учится играя, поэтому каждую игру надо воспринимать совершенно серьезно.

Одна из главных качеств, которое следует развивать в ребенке задолго до первого класса, - это самостоятельность. То есть, например, не нужно кормить ребенка до семи лет с ложечки, в действительности в трехлетнем возрасте он может самостоятельно есть ложкой и даже вилкой. Самостоятельность нужно постоянно поднимать и развивать. Если постоянно все делать за ребенка, он никогда не будет готов к школе, самостоятельной жизни.

Проверить ребенка перед первым классом следует и у врачей. Прежде всего ребенок должен иметь карту прививок. Сюда должны быть занесены обязательные от дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, паротита и гепатита. Также обязательный осмотр всех узких специалистов: ЛОРа, окулиста, невролога, логопеда, стоматолога. Когда уже пройден обзор у всех врачей и готовы анализы, останется подписать медицинскую справку у участкового терапевта или семейного врача. На основе всех этих обследований определяется уровень физического развития будущего первоклассника.

Одним из последних нововведений стала необходимость первоклассникам пройти пробу Руфье. Она применяется для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке. Результаты определяются по изменению частоты сердечных сокращений. У обследуемого несколько раз подсчитывается пульс. Первый раз - за 15 секунд после 5-минутного спокойного состояния. Второй - после 30 приседаний за одну минуту. Причем подсчитывают пульс за первые 15 секунд и последние 15 секунд первой минуты после окончания нагрузки. Показатель сердечной деятельности (ПДС) вычисляется по специальной формуле. Именно по результатам и определяется физическая группа ребенка. Т.е. какая нагрузка на уроках физкультуры является для него приемлемой.

Умение читать у потенциального первоклашки не проверяют. Особая проверка ожидает тех детей, родители которых решили отдать их на обучение в заведение нового типа - гимназию, лицей или коллегиум. В отличие от обычных школ, набор в первый класс учреждений нового типа, проводится на конкурсной основе. Отбор первоклассников осуществляется по результатам собеседования.

Собеседование проводит комиссия из трех человек (психолога, учителя младших классов и медработника) в присутствии одного из родителей. Вопрос собеседования полностью соответствуют возрастным особенностям первоклассников и утверждены центром психологии управления образования. Во время собеседования проверяется умение читать, писать или владение иностранным языком ребенка (сейчас многие дошкольные заведения предлагают английский или немецкий язык для детей ). Смотрят, как у ребенка развита память зрительная и слуховая, насколько он внимателен, умеет ли сосредоточиться на чем-то одном и другое. После общения с ребенком комиссия делает выводы о том, имеет ли малыш задатки к обучению в учреждении нового типа. Ведь не все первоклассники даже физически могут выдержать нагрузки, которые включает в себя программа гимназии.

К первому классу должны быть готовы не только дети, но и их родители. Они должны быть готовы к тому, что их ребенок меняется, у него появляются новые интересы и новые люди, мнение которых для него важно. Также лучше, чтобы родители не задавали завышенных требований ни к ребенку, ни к педагогам. Важно, чтобы от родителей ребенок взял основное: учитель - это авторитет, которого нужно уважать. Ведь когда школа и родители будут работать с ребенком в одном направлении, поддерживать, закреплять полученные знания, тогда можно говорить о качественном образовании для детей.

Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:

Тест для родителей

1. Хочет ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, работать с конструктором)?

4. Ваш ребенок в присутствии незнакомых чувствует себя свободно, незакомплексованно?

5. Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?

6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет изменять существительные по числам?

10. Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?

11. Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т.д.)?

12. Любит рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?

15. Знает названия диких и домашних животных?

16. Может обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» - помидоры, морковь, лук)?

17. Может ли ваш ребенок работать самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результат тестирования зависит от количества положительных ответов («Да») на вопросы теста.

Если их:

15-18 баллов - ребенок вполне готов к школе;

10-14 баллов - ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили «Нет». Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.

9 и менее баллов - необходимо обратиться к специалистам, ребенок нуждается в значительном внимании и работе с ним.


Оцениваем готовность ребенка к школе

Весна – время записывать дошкольника в 1 класс. Подготовка к школе, выбор направления в обучении ребенка - вызывают у родителей много вопросов. Оцените, отвечают ли ваши запросы развитию и возможностям самого ребенка?

Обычно психологическая готовность к школе формируется примерно к семилетнему возрасту. Однако нормой развития этой характеристики является возраст от шести до восьми лет. При этом если дети шести с половиной лет довольно часто оказываются готовыми к школьному обучению, то шестилетки – в редких случаях. В столь раннем возрасте за полгода ребенок способен сделать очень большой скачок в развитии.

Что представляет собой готовность к школьному обучению?

Прежде всего, нужно сказать, что это понятие не педагогическое, а психологическое, даже психофизиологическое. Говоря научным языком, готовность заключается в созревании у ребенка некоторых функций психики. Можно провести аналогию с моментом, когда ребенок начинает ходить. Чтобы он был готов сделать первый шаг, необходим достаточный уровень развития мышц ног, спины, уровня координации движений. Родители, конечно, могут влиять на эти функции с помощью специальных упражнений, но очень слабо, все же человеческое развитие идет по своим законам. Это же касается и готовности к школе, с той лишь разницей, что эта готовность – более сложное образование, состоящее из нескольких компонентов.

По сути, психологическая готовность к школе во многом предопределяет будущую успешность. Школьные психологи знают, что если ребенка приняли в школу, несмотря на его неготовность, например, по настоянию родителей, то у него с большой вероятностью к концу первого полугодия будет признана так называемая «школьная дезадаптация».

Так что диагностика готовности ребенка к школе, безусловно, важна для того, чтобы понять, нужно ли это вашему ребенку, готов ли он сесть за парту.

Многие родители говорят, что и сами отлично видят, что ребенок готов к школе, но при этом они ориентируются, прежде всего, на уровень интеллектуального развития ребенка («Он у нас уже читает, пишет и до ста считает, а вы говорите подождать!» – говорят они педагогу и психологу). Но уровень интеллектуального развития хоть и является одним из компонентов готовности к школе, но не единственным и не самым важным.

Обсуждая вопросы подготовки детей к школе,

разумно предостеречь родителей от возможных ошибок.

Не стоит слишком увлекаться подготовкой, направленной, по сути, на усвоение программы 1-го класса, так как это способствует формированию у ребенка привычки к легким победам, к замене учения узнаванием.

Не ругайте ребенка за ошибки. Их нужно спокойно исправлять.

Совсем недопустима подготовка «из-под палки», основанная на страхе ребенка, поскольку в этом случае вырабатывается стойкое негативное отношение к учебе еще до школы.

Не ставьте перед ребенком слишком сложных для его возраста задач.

Помните, что успех ребенка в школе зависит не только от навыков счета и письма, но и от уровня его готовности к учебе вообще. Поэтому обязательно объясните ребенку, что такое школа, почему она важна для него, как себя правильно вести в школе. Поговорите с ребенком о том, почему на уроке необходимо внимательно слушать учителя, запоминать и понимать сказанное и каждый день добросовестно делать домашнее задание.

И в заключение еще один совет: подготавливая ребенка к школе, не лишайте его возможности играть, поскольку в дошкольном возрасте многие игры существенно определяют интеллектуальное развитие ребенка. Познакомьтесь с соответствующими методиками, которые опираются именно на развивающие игры.

Важные компоненты,

по которым можно оценить готовность ребенка к школе

1. Саморегуляция – основа готовности к школе

Первый и один из самых важных компонентов – саморегуляция. Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью. Попробуйте поиграть с трехлетним ребенком в известную детскую игру «Да и нет, не говорить, черное и белое не носить». Вы заметите, что, скорее всего, ребенок не справится с заданием, у него постоянно будут вылетать «не те» слова. А вы пробовали заставить ребенка посидеть спокойно, когда вы разговариваете с кем-то из взрослых, а ему хочется с вами поиграть? А может трехлетний малыш сдержать радость или слезы? Конечно, нет, и он не виноват. Просто в дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой и легко запомнить стихотворение, но только если его эмоционально зацепило занятие, то есть делает он это непроизвольно.

Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке!

Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам-шестилеткам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой.

2. Волевая готовность.

В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.

Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.

Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.

3. Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?

Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.

Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.

Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.

4. Социальная готовность к школе

Еще один компонент. Социальная (личностная) готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.

На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие самые разные трудности.

Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Если же ваш ребенок не посещает детский сад, постарайтесь водить его в спортивную или другую секцию, группы временного пребывания и т. д., чтобы ребенок привыкал к будущей школьной обстановке.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

5. Интеллектуальная готовность к школе

Для того чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик. Но, как уже упоминалось, это не самый главный компонент готовности к обучению. А уж если в процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе вообще, то смысла в развитой памяти и мышлении не будет.

Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через интересную для ребенка игру. Не будем здесь останавливаться на перечислении конкретных развивающих игр, их описано довольно много в специальной литературе для родителей.

Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.

Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями - огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов - это и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и “пичка-ние” ребенка готовыми знаниями.

Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка - чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.

Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос: “Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.

Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес - главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло - мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна для ребенка.

Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.

Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.

6. Успешный школьник – здоровый школьник

На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом.

Если у ребенка ослабленное здоровье, нежелательно, чтобы он учился в школе с усиленной программой, можно выбрать для него так называемую «школу здоровья», где наряду с общеобразовательными задачами решаются и проблемы оздоровления детей.

В любом случае, хотелось бы, чтобы родители больше прислушивались к рекомендациям психологов, проводящих тестирование при приеме в школу. Если не доверяете школьному психологу, отведите ребенка для диагностики к независимому психологу в детский психологический центр. Лучше всего сделать это весной, чтобы с учетом рекомендаций максимально подготовить ребенка к школе за лето. Специалист подскажет, какая система обучения подходит вашему ребенку.

Итак, сделаем вывод:

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость -умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.

Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения.

Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Первый вопрос, встающий перед родителями: в каком возрасте отправить чадо в школу — в шесть или семь лет? Единых стандартов не существует. Нередко за одной партой оказываются и 6-летние малыши, и ребята, которым уже почти 8. Какой же возраст предпочтительнее для поступления в школу?

С одной стороны, хочется хоть немного продлить беззаботное детство малыша и не приобщать его раньше срока к школьной жизни с ее дисциплиной, обязанностями и ответственностью. С другой — хочется подарить ребенку лишний год для поступления в вуз. И в том и в другом случае родители не совсем правы, ведь в первую очередь необходимо учитывать особенности самого ребенка: готов ли он к новой модели поведения, может стоит еще год походить в детский сад? А если малыш, наоборот, в свои шесть лет развит не по годам, нужно ли держать его дома и лишать возможности динамично развиваться? Главное, не ошибиться и правильно оценить возможности и способности своего ребенка.

Фото: Depositphotos

Тройная формула

Педагоги предлагают выделять три аспекта готовности малыша к обучению: психологическую, социальную и интеллектуальную.

Психологическая готовность к школе во многом зависит от родителей и их настроя. Важно дать ребенку положительную установку на обучение в первом классе. Взрослые, естественно, могут испытывать тревогу перед такими важными переменами в жизни, но ни в коем случае нельзя, чтобы она передалась малышу. Не обсуждайте в его присутствии проблемы школьного образования, не показывайте своих страхов. Все разговоры о будущей учебе должны носить позитивный настрой.

Интеллектуальная подготовленность ребенка не ограничивается умением считать и читать по слогам. На самом деле все гораздо сложнее. Малыш должен справляться с простейшими арифметическими вычислениями, хорошо считать до десяти, а десятками — до ста. Огромное значение имеет общий кругозор ребенка: он должен ориентироваться в днях недели, месяцах года, знать домашний адрес и свое полное имя. Естественно, добиться каких-либо результатов за считанные месяцы до учебного года невозможно. Поэтому важно заниматься с малышом с самого раннего возраста. Читайте вслух детские книжки, ограничьте просмотр телевизора. Побольше разговаривайте с ним не в форме назидания, а виде оживленной беседы. Полезно вместе заучивать стихи, но еще важнее учить малыша выражать собственные мысли.

Еще один показатель развития личности — умение устанавливать связи между различными объектами . Простейший тест: назовите несколько предметов (например, яблоко, груша, апельсин) и попросите ребенка назвать все одним словом. Или предложите ему найти лишнее слово (например, заяц, белка, велосипед). Опытные учителя считают, что легче всего с такими заданиями справляются не ребята, с младенчества «натасканные» на различные тесты, а дети с выраженным интересом к обучению, любознательные, с удовольствием узнающие что-то новое.


Фото: Depositphotos

И, наконец, последний фактор, определяющий готовность ребенка к школе — социальный . У ребят, посещавших детский сад, как правило, возникает меньше проблем с адаптацией к школьной жизни. Домашние же дети не привыкли к общению в коллективе. Одних назиданий («Слушай учителя», «Веди себя хорошо») недостаточно. Ребенок должен окунуться в эту атмосферу. Запишите его в студию детского творчества или отдайте в подготовительную группу детского сада. Это поможет приобщить его к социальной жизни.

Подготовка ребенка к школе — трудный и ответственный процесс, приниматься за который нужно не в последний момент, а с самых ранних лет. Поначалу достижения ребенка покажутся незначительными, но если однажды вы услышите от своего чада: «Хочу в школу!» — знайте, ваши труды были не напрасны.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные