Фразеологические нормы – это нормы правильного употребления фразеологизмов, т. е. устойчивых словосочетаний, в структуре и составе которых ничего нельзя менять, иначе фразеологизм разрушится (см. Фразеологический словарь русского языка, Словарь крылатых выражений, пословиц и поговорок). Выделяют следующие виды фразеологических ошибок:
1. Смешение (контаминация) разных фразеологизмов :
Молчу, как рыба об лед (ср.: молчать как рыба + биться как рыба об лед ).
2. Изменение формы слов , входящих в состав фразеологизма:
Она ничего не делает, сидит сложив руки (ср.: сидеть сложа руки ).
3. Вставка лишних слов в состав фразеологизма:
Пора тебе взяться за свой ум (ср.: взяться за ум ).
4. Неоправданное сокращение фразеологизма (нехватка нужных слов):
Тренер сделал хорошую мину (ср.: сделать хорошую мину при плохой игре ).
5. Искажение лексического состава фразеологизма (замена слов): Не мудрствуя долго (ср.: не мудрствуя лукаво ). Он прячет топор за пазухой (ср.: прятать камень за пазухой ).
6. Неудачный контекст для фразеологизма. Ошибкой является употребление фразеологизмов в контексте, вызывающем двусмысленное толкование и комический эффект (если невозможно заменить контекст, следует заменить фразеологизм): Председатель так взял доярок за живое , что надои молока сразу увеличились (ср.: Председатель обратился к дояркам с такой проникновенной речью, что они стали лучше работать и надои молока сразу увеличились ).
7. Незнание значения фразеологизма :В конце вечера выпускники спели свою лебединую песню . Фразеологизм лебединая песня имеет значение «предсмертное произведение», нужно: заключительную, прощальную .
Разрушение фразеологизма может произойти в результате одновременного действия нескольких причин. Например, в конструкции «Я привык отдавать себе полные отчеты» (ср.: отдавать себе отчет ) вставлено лишнее слово «полные» и искажена форма фразеологизма (вместо единственного числа употреблено множественное).
УПРАЖНЕНИЕ 12. Перепишите, подчеркните ошибочное слово (выражение), назовите вид ошибки, исправьте. См. Фразеологический словарь русского языка.
1. Хотя он был не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться. 2. Мы пытаемся сдвинуть решение вопроса с мертвой точки зрения. 3. Наших передовиков наградили почетными грамотами, а Петренко и Михайлов получили по шапке. 4. Чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 5. Дети заморили червячков и развеселились. 6. Это просто ни в какие рамки не вяжется. 7. Министра никто не связывал никакими рамками. 8. Он, подчиняясь зову генов, пытался обнять официантку в забегаловке. 9. У него на коже пробежали мурашки. 10. Я же вижу всех вас как через свои пять пальцев. 11. Я думаю, что президенту кто-то подкладывает очень серьёзную медвежью услугу. 12. Он был скован за руки и за ноги. 13. Однако все карты испортил дождь. 14. Этот вопрос всегда был местом раздора для компартии. 15. Все ее ругали на чем свет стоял. 16. Было так тесно, что негде было упасть яблоку раздора. 17. Это дело гроша выеденного не стоит. 18. Его поймали на честном слове. 19. Люди убедились в том, что он не пускает слов на ветер. 20. Нельзя всех мерить под одну гребенку.
УПРАЖНЕНИЕ 13. Найдите лексические и фразеологические ошибки (под-черкните), назовите их (если это необходимо, прокомментируйте), исправьте.
1. Интересующих вас лиц вышлем почтой. 2. Поступило заявление от гражданки Смирновой, которая просит освободить ее от ночного сторожа. 3. Первая премьера этого балета состоялась в Риге. 4. Коллеги по работе, памятный сувенир, автобиография жизни, огромная махина, народный фольклор, взаимно друг другу, свой автопортрет. 5. Одной из примет этого периода является появление во многих подтаежных районах первых укрепленных поселков. 6. Ухудшился уровень выступления докладчиков. 7. Началась гражданская интервенция. 8. Продаем товары по дешевым ценам. 9. Задача, поставленная нами, достигнута. 10. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега. 11. Депутаты приняли важное решение, которое способствовало улучшению отдельных недостатков. 12. Художник нарисовал репродукцию картины. 13. Благодаря пожару сгорел большой участок леса. 14. Я хочу с благоговением преклонить перед Вами голову. 15. Это сыграло главное значение в моей жизни. 16. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени. 17. Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 18. Роль книги в жизни велика: он должен пополнять свой кругозор. 19. Скоропостижно уехал в командировку. 20. Сравнительные обороты помогают автору вступить в диалоги с читателем. 21. Березки стоят в подвенечном саване. 22. Петр участвовал в сборах с энтузиазмом завзятого флегматика. 23. Некоторые люди принимают желательное за действительное. 24. Я расскажу, какое влияние оказывают на меня прочтенные мною книги, которые я читал лет десять назад. 25. Мы должны бороться с этим всеми нашими ресурсами. 26. Анна Каренина бросилась под поезд, и он долго влачил ее жалкое существование. 27. Амулеты из бивней мамонта за-щищают человека от темных сил зла. 28. Крестьянин был зажиточный: он имел свиней и жену. 29. Товарищи мужчины! Будьте мужественными, протолкните женщин по салону! (объявление в автобусе). 30. Поэт не расплескал своих сил понапрасну. 31. Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. 32. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 33. Она близко к сердцу ощущает чужое горе. 34. Товарищи спортсмены, жеребьевка продолжается. Кто отжеребился, пройдите к своим машинам. 35. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
Нормы ударения и произношения. С твердыми согласными | С мягкими согласными | С вариантом |
регби | реликвия | бассейн |
детектив | крем | сессия |
сеттер | фанера | агрессия |
тенденция | шинель | демарш |
патетика | музей | депо |
теннис | кюре | декан |
кодекс | дефис | |
бутерброд | термин | деканат |
деквалификация |
||
сонет |
Употреблние форм имени существительного.
Употребление форм имени прилагательного.
Обосновать различие полных и кратких форм.
Надменный – надменен
Торжественный – ен(-енен)
Невежественный – ен (-енен)
Длинный – ен
Современный – енен
2а. Работа с текстом(с. 49-50, практикум, зад.34)
Б) найти ошибки (Практикум, с.83, з.37).
Нормы словоупотребления.
Горячий (песок, время, чай)
Ледяной (поле, улыбка, вежливость, простор)
Громкий (выстрел, дело, крик)
Холодный (ветер, чай, взгляд, комната)
2а. Выбрать синоним (есть – кушать, муж – супруг).
Ассортимент – предлагать – подруга – лучший – учитель – стаж – педагогический – опыт – жизненный – фильм.
Наверстывать – упущенный – возможность – поступить – университет – классический – роман – читать – любить – музыка.
Приоритетный – мнение – ученик – старательный – помощник – депутат – Дума – государственный – преступник – поймать.
Все вместе: образование – народный – роман – двухтомный – учебник – купить – дешево – продать – автомобиль – отец.
Августовский, арест, афера, баловать, баловаться, балуюсь, бытие, включить, возбужденное дело, возбужденный, высоко, гусеница, грунтовая, гренки, гастрономия, гражданство, договор, документ, диалог, добыча, домовая книга, дремота, донельзя, добела, досуха, досуг,дочиста, дабы, желчь, звонишь, звонит, позвонит, злоба, по злобе, завидно, заключенный, залитый, залит, залита, залито, залиты, запертый, завсегдатай, инструмент, истекший, квартал, клеить, корысть, каучук, минусовый, мусоропровод, мышление, начать, начал, начала, начали, начаться, начался, набело, надолго, настороженно, настороженный, начавший, начатый, новорожденный, нормированный, облегчить, облегченный, осужденный, обеспечение, подростковый, простыня, простыни, премировать, приговор, ржаветь, ржавеет, свекла, столяр, средства, углубить, умерший, упрочение, уставный, хвоя, ходатайствовать, цемент, щекотно, яслей, яслям.
Квартал, километр, документ, инструмент, медикаменты, диспансер, агент, арест, алкоголь, алфавит, каталог, процент, каучук, свекла, морковь, симметрия, столяр, шофер, цыган, щавель, цемент, баловать, балуешь, балуется, не балуйте, заржаветь, заржавели, договор, приговор, созыв, досуг, тяжба, партер, паралич, ломоть, ремень, дефис, кожух, комбайнер, боязнь, крапива, каучук,коклюш, ненависть, силос, некролог, торты, банты, шарфы, кета, камбала, феномен, мизерный, генезис, позвонишь.
Вариант 1.
Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 3. Пишите Ваши инициалы полностью. 4. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села. 5. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298. Ул. Народного Ополчения, 1. 6. Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу. 1. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления. 2. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии. 3. Ряд предложений проекта расчетами не подкрепленные. 4. В 1999 году на предприятие были приняты двадцать один специалист. 5. В наше предприятие распределены на работу молодые специалисты выпуска 1999 года. 1. Социальное страхование в области в настоящий момент находится ниже любой критики. 2. Комиссия отмечает, что положение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов. 3. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом, с уверенностью в своих силах. 4. Бригадир давно махнул на те досадные неполадки, о которых говорили на собрании. Я творю, ты...., он...., мы..., вы...., они...Р...., Д...., В....,Т...П......
От Никифорова Л.Н.
Заявление
Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.
Очень прошу Вас освободить меня _от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь
Вариант 2.
Я, Шевчук Л.А., доверяю моему мужу Шевчук И.С. получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.
Л. А. Шевчук
^ 10. Запишите, если можно, с числительным трое:
Очки, студент, маршал, профессор, ворота, студентка, сирота, город, волк.
Тест. Морфологические нормы. Отметьте предложения с нарушением норм употребления деепричастий.
12.В этом году наше хозяйство собрало по восемьдесят центнеров пшеницы с гектара.
13.На арене четверо медвежат и три взрослых медведя.
14.На факультативное занятие пришли только двое пятиклассниц.
15.Главные герои последних репортажей – трое похищенных журналистов.
16.В этой заброшенной норе жили, оказывается, трое лисят.
17.К семи целым двум пятым прибавьте три пятых.
18.Две трети участка заняты ягодными и фруктовыми деревьями.
19 В конкурсе приняли участие двадцать четыре юноши и девушки.
20.Остров находится от нас в полуторах часах лету.
21. На эту работу уйдет не более полутора часов.
Тест. Синтаксические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в управлении слов.
1 Для членов этой семьи свойственна порядочность.
12.Объективность выводов докладчик подчеркивал на примерах.
13.Он очень переживает из-за случившегося.
14.Небережливое отношение к школьной мебели повлекло к дополнительным денежным затратам.
15.Я хочу только одного – предостеречь вас от ошибок!
Тест. Синтаксические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в управлении с отрицанием.
1.
1. Отметьте нарушения норм ударения.
8. Знахарка вылечила раненого своими снадобьями.
9. Обеспечение фабрики сырьём было налажено в короткие сроки.
10. Броня на билет была использована.
2. Отметьте нарушения орфоэпических норм.
1. Прожекторы с кораблей освещали побережье.
2. При входе необходимо предъявлять пропуски.
3. Мой ребёнок склонный к простуде.
4. Алёша большая задира.
5. Поведение его было далеко не безупречно.
6. Комната низкая для такой мебели.
7. Дипломная работа должна быть переплетённая.
4. Отметьте нарушения синтаксических норм.
Зачётная / Экзаменационная работа.
«Русский язык и культура речи»
2. Привидение подобных 2. Клеющийся
3. Деликатес 3. Неглубокий, но широкий
4. Бриллиант 4. Не один я пришёл
5. Пресс-бюро 5. Справа налево
3) 1. Ставленник 4) 1. По-нашему мнению
2. Говорить путанно 2. Всё подряд
3. Галюцинация 3. Топленная печь
4. Кроссмен 4. Машинно-паровозное депо
5. Точка в точку 5. Здоровьишко
5) 1. Мелкодроблённый 6) 1. Терриконы породы
2. Нераспустившиеся 2. Немало книг
К празднику цветы 3. Нисколько неубедительно
3. Вдвое больше 4. Держать под мышкой
4. Расчищенный 5. Лелеявший ребёнка
5. Дистиллированный
2. Кухонный 7. Домовый список
3. Намерение 8. Пригласите
4. Принудить 9. Закупорить
5. Ножницами 10. Новорожденный
Жюри…………. Рефери…………….. Леди
Пенсне………… Кофе……………..
Останкинский…………………. Оставленный………………..
2. Сойдя вниз по чердачной лестнице.
3. Алёша – большая задира.
4. Вид у неё был взволнован и решителен.
5. Объясните мне, пожалуйста, о необходимости этой работы.
6. Арбуз разрезали напополам.
7. Некоторые медведи едят до четыреста пятидесяти килограмм.
8. Пока ещё не о чём улыбаться.
9. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.
10. Сперва мне хочется написать о Наташе Ростовой.
11. Четверым молодым работницам присвоен очередной разряд.
12. Бытовые условия в посёлке оказались более предпочтительнее, чем в поле.
2. Нам не хватило 92 рублей.
3. Прибыл поезд с 275 участниками соревнований.
4. Газета решила рассказать о 140 лучших людях города.
5. Говорили о 197 новых автомобилях.
6. Мы вышли из положения благодаря 364 рублям
7. Пароход с 857 пассажирами отошёл в рейс.
8. Мы гордимся 97 сортами вин, производимых из нашего винограда.
9. Он довольно разумно обошёлся с 297 книгами.
10. Утёс тянется на протяжении 173 километров.
Литература к практическим занятиям
Тренировочные работы
по теме « Лексические нормы речи»
Русский язык
МБОУ «Яренская СШ»
Селиванова Г.Г.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Смысловая точность речи
Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.
ТЕСТ 1. несвойственном им значении.
1. Началась гражданская интервенция.
2. Интервенция способствовала обострению конфликта.
3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.
4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.
5. Мой друг особенно уважает стихи.
6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.
7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.
8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.
9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.
10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.
1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.
2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.
3. У Базарова нет сообщников.
4. У Базарова нет единомышленников.
5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.
6. Пафос творчества А.С.Пушкина – "лелеющая душу гуманность".
7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.
8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.
10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.
ОТВЕТ: Тест 1 - 1,3,5,6.7,8,9,10 | Ответ: тест 2- 1,3,5,7,8,9,10 |
Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм : Павел вырос в глазах людей после истории с "болотной копейкой". Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с "болотной копейкой".
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.
1. Речь Нагульнова отличается от других героев.
2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.
3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.
4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.
5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.
6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.
7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.
8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами
1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.
2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!
3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.
4. В кабинете литературы висят великие писатели.
5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.
6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.
7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.
8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.
ОТВЕТ: Тест 1 - 1,3,5,7 | Ответ: тест 2- : 1,3,4,5, 6,7,8 |
Речевая избыточность
Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить вопрос).
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе.
2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.
5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.
6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.
7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.
8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.
9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени.
10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.
1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.
2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены.
3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников.
4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.
5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.
6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.
7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.
8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.
ОТВЕТ: Тест 1 - 1,2,3,5,7,8.9,10 | Ответ: тест 2- 1,2,3.4,5.6,8 |
ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Мы всё ближе подходим к пещере.
2. Лодки приближались всё ближе.
3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.
4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.
5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.
6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты.
7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.
8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.
9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.
10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.
ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10
ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.
1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.
2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.
3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.
4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России.
5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.
6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.
7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.
8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.
9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.
10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.
ОТВЕТ : 1,3,4,5,6,7,10
Лексическая сочетаемость
Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение. Следует употреблять: иметь значение, играть роль.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.
4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?
5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.
6. Задача, поставленная нами, достигнута.
7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.
8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.
9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.
10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.
ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.
1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.
3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.
4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники.
5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.
6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.
7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.
8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.
9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.
10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.
ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10
Смешение паронимов
Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква.
ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.
2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.
3. Петров был человек очень практический.
5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.
6. Я, по-моему, очень неудачливый человек.
7. Я проблудил по лесу два часа.
8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.
9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.
10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.
ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10
ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.
1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.
2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.
3. Взошло солнце и ярко высветило сад.
4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.
5. Этот список можно продолжить.
6. Выношу благодарность моему научному руководителю.
7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных.
9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.
10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.
ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ
Отметьте нарушения лексических норм.
1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.
ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10
Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.
1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.
ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21
Использованные источники
В.И. Капинос, Л.И. Пучкова Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, М.: Интеллект-Центр, 2004
Заимствование – процесс, в результате которого в языке появляется и закрепляется некоторый иноязычный элемент (прежде всего, слово или полнозначная морфема); также сам такой иноязычный элемент. Заимствование – неотъемлемая составляющая процесса функционирования и исторического изменения языка, один из основных источников пополнения словарного запаса. Из древнейших заимствований в русском языке можно назвать слово князь (из др.-германского kuningaz), шлем (из др.-герм. helmaz); из иранских языков – например, слово собака . Заимствования бывают прямыми или опосредованными. Так, многие европейские слова были заимствованы русским языком через посредство польского, например музыка (слово греческого происхождения, пришедшее в русский язык через Европу и Польшу, о чем свидетельствует звук ы вместо и и изначальное ударение музы ка ), слово рынок (из польского rynek с тем же значением, возникшего, в свою очередь, из немецкого Ring «кольцо, круг») и др.
При заимствовании значение слова часто сдвигается. Так, французское слово chance означает «удача» (Tu a de la chance! – «Тебе повезло!»), в то время как русское слово шанс означает лишь «возможность удачи». Русское слово азарт происходит из французского hazard «случай»; семантический переход произошел за счет словосочетания jeu d"hazard – «азартная игра», букв. «игра случая». Иногда значение слова меняется до неузнаваемости. Например, русское слово идиот произошло из греческого слова со значением «частное лицо»; слово сарай восходит к персидскому слову со значением «дворец» (в русский язык оно вошло через тюркское посредство).
Вообще говоря, у языка, оказавшегося перед лицом иностранного слова, обозначающего некоторое отсутствующее в нем нужное понятие (это может быть как новый «предмет», так и новая «идея»), имеется три возможности:
1) заимствовать само это слово: таким образом в языке появляются заимствования в узком смысле, например русское ярмарка является заимствованием нем. Jahrmarkt, хор – др.-греч., кворум из лат. quorum, идиллия из нем. Idylle, поэзия из франц. posie, кайф из араб. kejf, дизайн из англ. design и т.д.;
2) создать новое слово из своих морфем по образцу иностранного: таким образом в языке появляются словообразовательные кальки: напр., русское слово языкознание создано по образцу немецкого Sprachwissenschaft, кислород – по образцу латинского oxygenium,предмет – по образцу objectum и т.п.;
3) использовать для выражения нужного значения уже имеющееся слово, придав ему новое значение по образцу иностранного слова, имеющего ту же полисемию или ту же внутреннюю форму (это называется семантическим калькированием); например, русский глагол трогать приобрел переносное значение «волновать чувства» под влиянием французского toucher, имеющего оба значения (прямое и переносное); русские слова влияние и вдохновение приобрели современное «абстрактное» значение под влиянием франц. influence и inspiration.
Нередко в языке сосуществуют слова, идентичные по своей внутренней форме, но одно из них является прямым заимствованием, а другое – калькой; при этом они обычно не полностью совпадают, а иногда весьма существенно расходятся по значению. Например: субъект и подлежащее , оппозиция ипротивопоставление , композиция и сложение , позиция и положение , позитивный и положительный , президент и председатель , биография и жизнеописание и т.п. Такая дублетность весьма характерна для русского, в меньшей степени – для немецкого языка и не характерна для французского и английского. (А. Зализняк http://school-collection.edu.ru/ )
4) Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) в жанре эссе о неизбежности процесса заимствования слов.
9. Трансформируйте текст художественного стиля, выбрав один из жанров официально-делового стиля (заявление, резюме, объяснительная записка, служебная записка, протокол, характеристика и т.п.).
МАРТЫШКА И ОЧКИ
Мартышка к старости слаба глазами стала;А у людей она слыхала,Что это зло еще не так большой руки:Лишь стоит завести Очки.Очков с полдюжины себе она достала;Вертит Очками так и сяк:То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,То их понюхает, то их полижет;Очки не действуют никак."Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,Кто слушает людских всех врак:Все про Очки лишь мне налгали;А проку на волос нет в них".Мартышка тут с досады и с печалиО камень так хватила их,Что только брызги засверкали.К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,Невежда про нее свой толк все к худу клонит;А ежели невежда познатней,Так он ее еще и гонит. (И.А. Крылов)
10. Подберите к одной из предложенных тем публичного выступления не менее 5 примеров афоризмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок, цитат, способствующих усилению эмоционального воздействия на слушателей.1. Молодежь и политика.
2. Мастерство – преемственность традиции.
3. Вуз: правовое пространство.
Вариант 9
1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Весной пряча лыжи на ч…рдак я заметил развеш…ые по стропилам кисти рябины которую сам соб…рал сам нанизывал на веревки а вот забыл о ней и если бы (н…) лыжи (н…)вспомнил(бы).
В давнее время рябину заг…товляли к зиме как еду (на)равне с брусникой и клюквой и грибами пользовались ею как лекарстве…ым средством.
На темном ч…рдаке под самой крышей связки рябины в…сели словно березовые веники. Листья на гроздьях посохли пожухли и свернулись и сами ягоды пер…мерзшие за зиму чуть сморщились (в)роде изюма (за)то были вкусны. Свежая рябина та и горьковата и чере…чур кисла
Есть ее трудно так(же) как ра…юю клюкву. Но и клюква и рябина пр…хваче…ая морозом пр…обретают (н…)с чем (не)сравнимые качества и от горечи что(то) осталось а все(таки) сладко и главное (н…)какой оскомины во рту.
Цвет рябиновых ягод то(же) за зиму (не)изменился он стал мягче и богаче по тонам от коричн…вого почти орехового до янтарного и (ярко)желтого как цвет лимона.
Жаль что мы горо…кие жители мало общаемся с природой с деревней. Мы вероятно что(то) теряем из(за) этого что(то) (не)уловимое хорошее проходит мимо души. Мне думает…ся что жизнь (за)одно с природой любовное участие в ее трудах в пр…ображениях делает человека проще мягче и добрее. Я (не)знаю другого рабочего места кроме земли которое бы так обл…гораживало и ум…ротворяло человека. (По А. Яшину).
2. Определите лексическое значение заимствованных слов. Приведите примеры употребления данных слов в письменной речи (СМИ, справочная литература, научная литература и т.п.)
3. Заполните пропуски в тексте, выбрав слово из предложенного в скобках списка синонимов.
Тут приключилась вторая … (чудинка, странность, необычность ), касающаяся одного Берлиоза. Он … (непредвиденно, скоропостижно, внезапно) перестал икать, сердце его … (стукнуло, тюкнуло, хлопнуло) и на … (секунду, мгновенье, минутку ) куда-то … (провалилось, скрылось, опустилось ), потом вернулось, но с … (приглушенной, неясной, тупой )иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза … (заполнил, захватил, охватил) необоснованный, но столь сильный … (страх, трепет, испуг) что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз … (тоскливо, печально, скучно) оглянулся, не понимая, что его … (напугало, встревожило, ужаснуло). Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце … (проказничает, балует, шалит)… я … (устал, переутомился, занемог). Пожалуй, пора … (бросить, оставить, закинуть) все к черту и в Кисловодск…»
И тут знойный воздух … (сгустился, погустел, потяжелел) перед ним, и соткался из этого воздуха … (чистый, прозрачный, хрустальный) гражданин престранного вида. (М.А. Булгаков)
4. а) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимичные фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.
Образец
1. Разделать под орех 2. От горшка два вершка 3. Хоть глаз выколи
б) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним антонимические фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.
Образец
1. Топорная работа 2. Через час по чайной ложке
в) Запишите ряд фразеологизмов, в состав которых входит слово глаза
5. Используя материалы «Орфоэпического словаря» (см. список рекомендованной литературы), приведите примеры слов (10 единиц из словарных статей на буквы П – С), имеющих варианты ударения. При выполнении задания сохраните словарные пометы.
Образец: астроно м
проф. астро ном
6. Заполните недостающие части таблицы
Образец
Норма | Вид трудности | Пример |
Орфоэпическая | Произношение [чн] - [шн] | Ску[шн]о |
7. В приведенных предложениях найдите речевые ошибки, укажите их разновидность. Запишите предложения в исправленном виде.
1. В обучении детей особое внимание придается воспитанию интереса.
2. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.
3.В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
4. В пьесе выведен отрицательный персонал.
5. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
6. На страницах журнала напечатаны сатирические карикатуры.
7. Количество читателей библиотеки постоянно прогрессирует.
8. Многие интеллигенты относились индифферентно к религии.
9. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках
|Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Все про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. (И.А. Крылов)
10. Подберите к одной из предложенных тем публичного выступления не менее 5 примеров афоризмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок, цитат, способствующих усилению эмоционального воздействия на слушателей.
1. Молодежь и политика.
2. Мастерство – преемственность традиции.
3. Вуз: правовое пространство.
Вариант 9
1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Весной пряча лыжи на ч…рдак я заметил развеш…ые по стропилам кисти рябины которую сам соб…рал сам нанизывал на веревки а вот забыл о ней и если бы (н…) лыжи (н…)вспомнил(бы).
В давнее время рябину заг…товляли к зиме как еду (на)равне с брусникой и клюквой и грибами пользовались ею как лекарстве…ым средством.
На темном ч…рдаке под самой крышей связки рябины в…сели словно березовые веники. Листья на гроздьях посохли пожухли и свернулись и сами ягоды пер…мерзшие за зиму чуть сморщились (в)роде изюма (за)то были вкусны. Свежая рябина та и горьковата и чере…чур кисла
Есть ее трудно так(же) как ра…юю клюкву. Но и клюква и рябина пр…хваче…ая морозом пр…обретают (н…)с чем (не)сравнимые качества и от горечи что(то) осталось а все(таки) сладко и главное (н…)какой оскомины во рту.
Цвет рябиновых ягод то(же) за зиму (не)изменился он стал мягче и богаче по тонам от коричн…вого почти орехового до янтарного и (ярко)желтого как цвет лимона.
Жаль что мы горо…кие жители мало общаемся с природой с деревней. Мы вероятно что(то) теряем из(за) этого что(то) (не)уловимое хорошее проходит мимо души. Мне думает…ся что жизнь (за)одно с природой любовное участие в ее трудах в пр…ображениях делает человека проще мягче и добрее. Я (не)знаю другого рабочего места кроме земли которое бы так обл…гораживало и ум…ротворяло человека. (По А. Яшину).
2. Определите лексическое значение заимствованных слов. Приведите примеры употребления данных слов в письменной речи (СМИ, справочная литература, научная литература и т.п.)
3. Заполните пропуски в тексте, выбрав слово из предложенного в скобках списка синонимов.
Тут приключилась вторая … (чудинка, странность, необычность ), касающаяся одного Берлиоза. Он … (непредвиденно, скоропостижно, внезапно) перестал икать, сердце его … (стукнуло, тюкнуло, хлопнуло) и на … (секунду, мгновенье, минутку ) куда-то … (провалилось, скрылось, опустилось ), потом вернулось, но с … (приглушенной, неясной, тупой )иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза … (заполнил, захватил, охватил) необоснованный, но столь сильный … (страх, трепет, испуг) что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз … (тоскливо, печально, скучно) оглянулся, не понимая, что его … (напугало, встревожило, ужаснуло). Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце … (проказничает, балует, шалит)… я … (устал, переутомился, занемог). Пожалуй, пора … (бросить, оставить, закинуть) все к черту и в Кисловодск…»
И тут знойный воздух … (сгустился, погустел, потяжелел) перед ним, и соткался из этого воздуха … (чистый, прозрачный, хрустальный) гражданин престранного вида. (М.А. Булгаков)
4. а) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимичные фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.
Образец
1. Разделать под орех 2. От горшка два вершка 3. Хоть глаз выколи
б) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним антонимические фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.
Образец
1. Топорная работа 2. Через час по чайной ложке
в) Запишите ряд фразеологизмов, в состав которых входит слово глаза
5. Используя материалы «Орфоэпического словаря» (см. список рекомендованной литературы), приведите примеры слов (10 единиц из словарных статей на буквы П – С), имеющих варианты ударения. При выполнении задания сохраните словарные пометы.
Образец: астрон о м
проф. астр о ном
6.
Заполните недостающие части таблицы
Образец
Норма | Вид трудности | Пример |
Орфоэпическая | Произношение [чн] - [шн] | Ску[шн]о |
1. В обучении детей особое внимание придается воспитанию интереса.
2. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.
3.В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
4. В пьесе выведен отрицательный персонал.
5. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.
6. На страницах журнала напечатаны сатирические карикатуры.
7. Количество читателей библиотеки постоянно прогрессирует.
8. Многие интеллигенты относились индифферентно к религии.
9. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках
10. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.
8. Выполните задания по предложенному тексту.
1)Составьте тезисный план текста.
2)Составьте аннотацию к тексту.
3)Представьте содержание текста в виде таблицы (схемы, диаграммы, графика).
Справка
Русские слова с древних времен входили в разные языки мира. Больше всего их вошло в языки народов, населяющих нашу страну.
Русские слова активно осваивались соседними народами Северной Европы - норвежским, шведским, финским. О давних дружеских и родственных межнациональных связях рассказывают, в частности, древнеисландские саги.
Начиная с XVI в. русские слова заимствуются западноевропейскими народами. Так, с 1528 г. (начала регулярных торговых отношений) в английский язык, кроме давно известного русского слова соболь (sable), вошли слова из разных сфер русской жизни: наименования официальных правящих лиц, документов, учреждений; названия денежных знаков, мер веса и длины; бытовые наименования; названия отдельных животных, птиц, рыб и т.д. В XIX-XX вв. вошли слова, отображающие общественно-политическую жизнь России, например декабрист, нигилист, погром. Значительное количество слов было заимствовано после Октябрьской социалистической революции. Освоены были наименования советской общественно-политической, экономической, научной, культурной жизни. Например: комиссар, совет, большевик, ленинизм, комсомолец, колхоз, субботник; спутник, лунник, луноход и мн. др.
Почти все слова, связанные с отмеченными выше понятиями, вошли и во французский язык. Немало русских слов освоено лексикой болгарского, польского, словацкого и других славянских языков. Например, словацким литературным языком за период с конца XVIII в. до наших дней, по свидетельству Н.А. Кондрашова, в разное время было заимствовано около 1500 русских слов. Среди них: а) наименования общественно-политической, исторической и культурной жизни: власть, государство, держава, страна, столица и др.; вольнодумец, гнет, мятеж; букварь, летопись, сказка, словарь, слог, пословица; а также мичуринец, комсомолец, пионер, пятилетка, совет, субботник, спутник и мн. др.; б) наименования бытовые, абстрактные: блины, икра, квас, самовар; воздух, высота, природа; защита, обаяние, обстановка, прелесть, прозрачность и др.
Много русских слов вошло в болгарский язык, например: трудовой день (в болг. трудов ден ), картофелеуборочный, свеклоуборочный и др. Многие русские слова освоены чешским, румынским, венгерским языками.
С давних пор русские слова проникали в языки восточных народов. Так, японским языком ассимилированы слова -закуска, самовар, пирожок; сивуч (промысловый тюлень), степь, тундра и др. Из русского языка советского времени -актив, ленинизм, колхоз, советы, спутник, товарищ и мн. др. Русские слова заимствуются многими народами, населяющими Африку. (Валгина Н.С. Современный русский язык)
4) Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) в жанре эссе о роли языка во взаимодействии культур.
9. Трансформируйте текст художественного стиля, выбрав один из жанров официально-делового стиля (заявление, резюме, объяснительная записка, служебная записка, протокол, характеристика и т.п.).