Зачем вообще делать столярную мастерскую? Однозначного ответа у меня нет. Если вам просто хочется делать что-то руками из дерева, то есть мастерские, в которые можно прийти, заплатить деньги за аренду станков и рабочего места, и сделать всё там. Необязательно иметь свое помещение и собственное оснащение. Если же вы хотите заниматься деревообработкой как бизнесом, то конкуренция здесь высокая, найти свою нишу сложно. Поэтому я начну с объяснения моих собственных мотивов.
Началось всё в 2015 году, когда я понял, что мой старый сарай на даче скоро развалится и нужно построить новый. Я посчитал нужную площадь, количество материалов, ориентировочные расходы и время на постройку. Залил фундамент, на следующий год купил древесину и вместе с другом начали строить. Изначально я не намеревался делать мастерскую. Я лишь строил новый сарай взамен старого, чтобы хранить инструменты и оснастку.
Естественно, в процессе строительства всё пошло не так. Друг сказал: «у нас такие классные шестиметровые брусья, зачем мы будем их резать?» И предложил построить сарай двухэтажным.
Если вы когда-нибудь строили каркасное строение, то видите, что мы совершили кучу ошибок. Сейчас я постепенно укрепляю и переделываю сарай. Следующим подвохом стало желание сделать подвал: «пока не зашили, давай выкопаем и зальем бетон?». В общем, на подвал я потратил в сумме два календарных года. Из-за него я не мог закрыть пол на первом этаже, хотя у меня уже стоял обшитый, полностью готовый сарай. Вот только на втором этаже был пол, а на первом - яма. Её пару раз затапливало, в общем, было очень весело. Поэтому мой совет: не делайте подвалы, если они вам не нужны. В моём подвале сейчас стоят два ящика с яблоками, я его, по сути, не использую.
Площадь сарая получилась около 80 м 2 . Я начал задумываться, зачем мне такое большое помещение? Хочется организовать какую-то мастерскую, но какую? Начал думать. Тут я вспомнил, что мне от деда достался отличный универсальный деревообрабатывающий станок. Мы его достали, собрали и подумали, что теперь начнём делать мебель, берегись, Ikea! Сейчас докупим ещё станки, будем приезжать и в своё удовольствие что-нибудь делать.
Мы хотели делать мебель, и это стало первым неочевидным для меня препятствием. Деревообработка - достаточно сложное занятие. Здесь нужно много специфических знаний, которые по наитию можно обретать очень долго. Поэтому советую почитать профильную литературу или где-то поучиться. А тогда я этого совершенно не понимал: «у меня есть станок, есть немного денег, куплю другие станки и всё сделаю». Естественно, так не вышло.
Я начал разбираться, какие манипуляции с деревом мне нужно производить и что для этого нужно покупать.
Если вы серьёзный энтузиаст, то можете это делать вручную с помощью стусла. Но всё же торцовочная пила - это must have в столярной мастерской. Без нее придётся туго.
Желательно, чтобы пила была с протяжкой, то есть позволяла распиливать достаточно широкие заготовки. Инструмент хороший и не особенно дорогой. Главное, как и в любом другом инструменте, чтобы не было люфтов и можно было выставить нужные вам углы.
Ещё дерево нужно распускать или кромить
, то есть распиливать вдоль
. Для этого нужна циркулярная пила, желательно, установленная в раскроечный стол. Можно распускать и ручной циркуляркой с параллельным упором или по направляющей шине, но гораздо удобнее и производительнее делать это на столе.
Со строганием дерева всё обстоит сложнее, потому что ручным рубанком отстрогать достаточно широкую заготовку непросто. Для этого нужно долго нарабатывать навык, снимать древесину в разных направлениях, учитывая расположение волокон, постоянно контролируя равномерность снятия по всей ширине и длине заготовки. Упростить себе жизнь - но не улучшить качество обработки! - можно с помощью фуговального и рейсмусового станков.
Важно: рейсмусовый станок не заменяет фуговальный, а дополняет! Фуганок позволяет сначала получить одну ровную плоскость у заготовки, а рейсмус на основе этой плоскости выравнивает противоположную сторону. Новичкам эта связка из двух станков позволяет легко получать ровные заготовки относительно большой длины и ширины, равномерные по толщине. Это очень важно при изготовлении мебели. Но покупать два станка весьма дорого и для любителя зачастую избыточно. Поэтому в сети есть куча руководств, как из обычного ручного рубанка и двух брусочков сделать рейсмус или фуганок.
Если вы захотите делать что-то сложнее цилиндра, то придётся купить токарный станок. К счастью, это один из самых простых станков, он представляет собой чугунную раму, двигатель, цангу и упор для стамески (подручник). На вторичном рынке можно найти много интересных моделей, есть и достаточно новых современных моделей.
Чтобы у вас получилась достаточно качественная мебель, если вы хотите делать её для себя или продавать, то придётся оснастить мастерскую многим другим оборудованием.
Поэтому главное правило - древесина должна быть сначала высушена до 8 - 12 % влажности, только после этого её можно использовать.
Как сушить дерево в квартире? Как можно дальше от батарей аккуратно сложите доски, переложите слои брусками одинаковой ширины и сверху чем-нибудь прижмите. Желательно промазать торцы краской, поскольку здесь интенсивнее всего испаряется влага и могут пойти трещины вдоль досок. Замечательно, если вы сможете покупать уже высушенную древесину камерной сушки, это поможет избежать многочисленного брака, если станете сушить сами.
Новичкам я не рекомендую сразу заниматься наклейкой шпона, поскольку задача эта нетривиальная, требующая навыка, терпения, а в случае с большими деталями - ещё и серьёзного оснащения в виде мощных прессов или ваккуумных мешков для равномерной приклейки шпона.
Это, конечно, меня очень огорчило, потому что утеплять сарай было бы достаточно дорого. А вам я рекомендую либо сразу озаботиться утеплением, либо в холодное время года заниматься склейкой и покраской в других помещениях, тёплых.
Про чисто механические соединения все знают: детали крепятся друг к другу с помощью винтов, саморезов, эксцентриковых соединений, иных металлических приспособлений.
Обустройство мастерской я начал с верстака. Причем в итоге сделал его не там, куда подвёл пылеудаление, и пришлось переносить пылесос.
Торцовочная пила углублена, чтобы её собственный стол был вровень с верстаком. Благодаря откидной столешнице сюда помещается целый лист фанеры, который можно удобно раскраивать.
Потом я установил тиски, потратил на это немало времени. Стойка для дрели ещё не закреплена, но тоже встроена в столешницу, её удобно использовать для сверления торцевых отверстий.
Из-за недостаточного электропитания станок я даже не запускал, буду дальше воевать с энергетиками.
А вот всё, что я успел пока сделать своими руками - стол для рисования песком для дочери:
Сделал я его достаточно быстро, где-то за 20 часов, потому что к тому времени уже были все нужные инструменты и оснастка. Причём около 6 часов ушло на обработку заготовок, чтобы придать им форму параллелепипеда.
Стол простой: коробка, в ней 8 метров светодиодной ленты, контроллер и блок питания. Сначала я обработал доски, фрезой обработал кромку и склеил всю конструкцию. Получилось очень криво. Если приглядеться, на фотографии видно, что швы на стыках я заполнял смесью опилок и клея ПВА. Но держится крепко.
Отсек для инструментов и для песка прикручен с помощью четырёх гаек-бочонков. Именно здесь я осознал всю пользу стойки для дрели, потому что сверлить в торец очень сложно.
Здесь виден сам экран, который установлен под оргстеклом.
На него, поверх алюминиевого скотча, на термоклей наклеена светодиодная лента. Я думал, что скотч будет работать как отражатель, а оказалось, что он «разбавляет» спектр света.
Оргстекло достаточно просто монтировать. После первичной грунтовки и покраски вставил металлические шкантики, положил стекло и залил эпоксидкой. Оно сидит там как родное и никуда не денется.
Хочу сделать ещё два стола, уже есть заготовки для них, и попробовать продать, потому что себестоимость получается очень низкая. В них самое дорогое - контроллер и светодиоды. Заодно отработаю навыки обработки таких мелкосерийных деталей.
Недостаточно только лишь располагать необходимым набором столярных и подручных инструментов – нужно позаботиться об их должном хранении. Именно с этой целью стоит задуматься о создании грамотно обустроенной домашней мастерской, которая позволит расположить каждый предмет оборудования в предназначенное для него место. Мастерская на даче порадует хозяина полным порядком, ведь весь инструментарий будет аккуратно разложен по полкам. Под нее вполне можно оборудовать сарай или гаражное помещение.
Домашняя мастерская – отличное место для любителей создавать вещи своими руками, проводить ремонтные работы. Для того чтобы трудиться в мини-мастерской, обязательно нужно подумать о грамотном обустройстве ее пространства. Столярная мастерская, созданная своими руками – рабочее место, которое полюбится каждым мужчиной.
В данной статье мы расскажем, каким путем можно создать и грамотно организовать столярную мастерскую своими руками. Следуйте нижеуказанным рекомендациям – у вас все получится.
Одно дело, подыскать в доме или квартире подходящий угол для определенного инструмента, но совсем другое – организовать рабочее пространство под компактный деревообрабатывающий станок, рубанок, тиски, верстак, наковальню, электропилу и еще целый ряд необходимой для мастерской утвари. Если вы располагаете не очень широким ассортиментом инструментов, вам вполне удастся выделить небольшое количество пространства для мини— мастерской даже в квартире. Разумеется, обустроить полноценную домашнюю столярную мастерскую своими руками на малой квадратуре никак не получится, ведь как минимум под ее организацию нужно выделить отдельное помещение. Так что в этом случае придется подумать об ином месте для ее оборудования. Куда более подходящим местом для организации мастерской послужит гараж или дачный сарай.
Зачастую выходит так, что деревообрабатывающие инструменты становится просто некуда девать – как правило, они приносят большую часть дохода, требуя под их размещение едва ли не отдельное помещение. В особенности данная тенденция заметна относительно станков и инструментов, предполагающих наличие значительного пространства.
Лучше всего для этой цели подойдут:
Выделяя необходимое пространство, следует также помнить о минимальном размере площади, позволяющем оборудовать полноценную мастерскую своими руками. Старайтесь, чтобы домашняя мастерская не напоминала обыкновенный сарай, а была разделена на ряд функциональных отделений:
В центральной части мастерской, а также рядом с рабочей зоной оборудования следует предусмотреть наличие свободной площади для комфортного перемещения рабочего и его помощника (в случае его надобности). Пространство, занимаемое станком и верстаком, следует помножить вдвое – это и есть коэффициент минимального размера полезной площади для мастерской.
Вдобавок нужно отвести определенное пространство под свободное передвижение по помещению, перестановку рабочих инструментов и оборудования, а также под мелкий инструментарий (в совокупности около 3 кв. м.).
Проект домашней мастерской, созданной своими руками, предусматривает решение вопроса ее обогрева в зимний период – при условии, что работать вы планируете в любое время года. Приборы отопления необходимы для установления требуемой для комфортного рабочего процесса температуры. Если вы выбрали в качестве помещения для мастерской продуваемый ветром сарай, работать круглый год вы просто не сможете. В ходе работы нередко возникает необходимость быстро согреть ладони, которые мерзнут даже в плотных перчатках (чаще всего этого требует работа с металлом).
Отапливать мастерскую необходимо, если ее местоположением являются:
Строительство мастерской своими руками и ее эксплуатация – процесс довольно высокой степени риска. Потому в обязательном порядке следует расположить в ней полностью укомплектованную аптечку (по меньшей мере, мини-аптечку).
В комплект входят:
1. Верстак – его можно как приобрести, так и сделать своими руками. Различают верстаки слесарного и столярного типов;
2. Деревообрабатывающая установка – ключевой элемент для любой столярной мастерской. Его также можно сделать своими руками, но обзавестись готовым куда менее проблематично;
3. Электрический рубанок также довольно часто используемый инструмент. Предназначен для работы по дереву, но также очень полезен в проведении строительных и ремонтных работ.
4. Тиски, струбцины необходимы для надежного закрепления и удержания обрабатываемого материала в удобном положении.
Аккуратная, хорошо организованная мастерская является мечтой многих любителей и профессионалов работать своими руками. Угол в комнате или гараже — вот все, что потребуется для начала обустройства мастерской.
Если Вы планируете часто проводить в ней своё время, то стоит применить некоторые усилия сейчас, чтобы потом работать с удобством и в безопасности. Функциональность мастерской обеспечивается достаточным пространством для работы и хранения, наличием электроэнергии, освещения и вентиляции.
Обустройство вашей мастерской будет зависеть от ее предполагаемого использования. Некоторым достаточно выделения пространства для хранения инструментов и простейших ремонтных работ, другим потребуется специальное оборудование, чтобы заниматься своим хобби.
Если вам повезло, то у вас может быть студия, сарай или гараж, которые вы можете использовать для ваших нужд или хобби. Имеющееся в распоряжении пространство будет определять содержание вашей мастерской, поэтому необходимо очень тщательно спланировать, как сделать мастерскую максимально эффективной.
Если вы любитель возиться с автомашинами, то вам понадобится гараж по крайней мере на одну машину, но если вы занимаетесь резьбой по дереву, то может оказаться достаточно четырех-шести квадратных метров в углу свободной комнаты. В любом случае важно, чтобы мастерская имела хорошую организацию, хорошее освещение, хорошую вентиляцию, обеспечивала безопасность работ и простоту уборки.
Рабочее пространство должно быть хорошо освещено, так как плохое освещение может привести к плохим результатам. Окна в южной стене обеспечат достаточно естественного освещения без прямых солнечных лучей, а это идеально подходит для работы с древесиной.
Если окна нет, то световой люк из гибких труб с отражающим покрытием станет прекрасной и несложной в установке альтернативой. В тех случаях, когда требуется искусственное освещение, лучше применять 150-ваттные галогеновые лампы заливающего света; люминесцентное освещение, хотя и популярно, не очень подходит для мастерских, поскольку искажает цвета и создает так называемый стробоскопический эффект, в результате которого кажется, что быстро вращающийся объект неподвижен. Это серьезная угроза безопасности работы, когда используются механизированные инструменты с переменной скоростью, такие как фрезеры, дрели и токарные станки.
Линейные галогеновые лампы заливающего света
Размещайте светильники так, чтобы они находились или непосредственно над верстаком/рабочим столом, или с одной стороны. Не помещайте их так, чтобы они светили в глаза или сзади, что создает тени на обрабатываемых объектах.
Сквозная (поперечная) вентиляция будет лучшим вариантом, поэтому при возможности поместите свой верстак между дверью и окном.
Если работа пыльная или вам предстоит использовать растворители либо другие летучие вещества, то предпочтительнее сквозная вентиляция с потоком воздуха, идущим со стороны вашей спины. Это совместно с соответствующей маской/респиратором обеспечит разумную защиту от рассеянных в воздухе веществ и частиц.
Продумайте вопрос об искусственной вентиляции с помощью вентиляторов, если нет возможности обеспечить адекватную циркуляцию воздуха в помещении. В холодном климате, когда окна и двери держат закрытыми, а помещение отапливается, обеспечьте циркуляцию воздуха по помещению с помощью вентиляторной системы циркуляции воздуха, желательно с таким фильтром, который легко чистить. Клеи и краски могут выделять испарения, поэтому сквозная вентиляция полезна для того, чтобы рассеивать эти испарения, а также помогает сушке клеев и красок.
При работе с древесиной воздух должен быть сухим, чтобы древесина не коробилась и не разбухала.
Прежде всего вам потребуется прочная плоская рабочая поверхность в виде деревянного верстака или стола и достаточное пространство для сборки и перемещения изделий.
Если рабочая зона будет одновременно использоваться под другие нужды, подумайте о складном верстаке и настенном щите для инструментов. В ограниченном пространстве более полезен будет настенный верстак или верстак, под которым устроено место для хранения различных предметов.
Если вы счастливый обладатель большой мастерской, то отдельно стоящий верстак даст наибольшую гибкость его использования. Вам, вероятно, потребуется на верстаке какой-то вид тисков, поэтому подумайте, в каком месте их сделать и сколько свободного пространства вам потребуется для обработки элементов ваших проектов.
Если у вас есть станочное оборудование, например, отрезной, сверлильный или токарный станок, постарайтесь разместить их так, чтобы перемещаться между разными рабочими местами было легко и свободно.
Поверхности пола надо уделить серьезное внимание, особенно если вы будете стоять на нем длительные периоды; пол должен быть таким, чтобы его было легко подметать и содержать в чистоте. Закройте или устраните низкие пространства под шкафами и стеллажами, где может скапливаться пыль и куда могут попадать мелкие детали, которые будет трудно оттуда достать.
Инструменты держите в непосредственной близости от рабочего места, каждый на своем месте, чтобы можно было всегда легко найти необходимый инструмент.
Самое плохое место для хранения инструментов — «большая полка», то есть пол.
Большинство ручных инструментов принято хранить на настенном щите. Низкая открытая полка под верстаком или поблизости хорошо подходит для хранения ручных электрических инструментов, таких как дрель или дисковая пила. Верхнее ограничение места для хранения инструментов определяется тем, куда вы без затруднения можете достать, а наиболее часто используемые из них следует держать на высоте верстака или над ним, чтобы избегать лишних наклонов.
Пример планировки мастерской
Практичная и удобная планировка, показанная на изображении выше, первоначально была разработана для столяра-краснодеревщика. Можно отметить интересные моменты: настенный щит со своими инструментами, маленький шкаф и различные полки расположены близко и удобно относительно верстака. Ленточная пила, как наиболее часто применяемый станок, также рядом. Окна расположены очень хорошо и дают максимум естественного освещения, которое дополняется несколькими галогенными светильниками заливающего света (не показаны). Станки расположены так, чтобы не попадать под прямые солнечные лучи. Пространство между роллерными дверями и верстаком достаточно для сборки крупных изделий.
Подвесные универсальные электророзетки удобны и безопасны. Находясь выше рабочего места, они удерживают шнуры питания ручного электроинструмента вне верстака и пола, где их можно случайно повредить или зацепиться за них, а кроме того, увеличивают радиус действия инструмента.
Вам может также понадобиться дополнительное освещение, которое следует располагать над рабочими местами и правильно направить, чтобы избежать раздражающих теней и неосвещенных зон. Попросите вашего электрика обеспечить достаточную нагрузочную способность (мощность) проводки для возможной установки дополнительных розеток, которые могут потребоваться позднее, а также узнайте о специальных розетках и электрических цепях, которые могут быть необходимы, если вы планируете использовать станочное или сварочное оборудование.
Убедитесь, что розеток будет достаточно и они будут удобно расположены вокруг рабочей зоны и оснащены устройствами защитного отключения (УЗО) для обеспечения безопасности работ. Небольшим электрическим инструментам, таким как лобзики и дрели, достаточно стандартного напряжения 220 вольт однофазной электросети, но станочному оборудованию, такому как ленточные пилы, сверлильные и радиально-круглопильные станки, может потребоваться трехфазная сеть.
Все электромонтажные работы должны выполняться только квалифицированным электриком.
Содержите рабочее место в чистоте и порядке не только для создания приятной обстановки при работе, но и для обеспечения безопасности и защиты здоровья.
Всегда соблюдайте правильные методы ведения работ, такие как использование соответствующей рабочей одежды и защитных средств и использование инструментов именно для тех целей, для которых они предназначены. Будьте внимательны и оберегайте себя, вашу семью, друзей и всех остальных, кто может иметь причины войти в вашу мастерскую.
Во всех необходимых случаях требуется использовать средства предохранения глаз, например, при использовании фрезеровальной машины/станка, дрели, механизированной пилы, токарного станка или любого инструмента с быстро движущимся рабочим органом.
Шумозащитные наушники либо затычки для ушей («беруши») очень важны при работе с сильно шумящим оборудованием; повреждение органов слуха часто остается незамеченным несколько лет после того, как оно произошло.
Безопасная удобная обувь — это необходимость, а защитная рабочая одежда типа робы или комбинезона весьма важна, когда условия являются или будут загрязненными пылью или другими загрязняющими элементами.
Прилегающая одежда и сетка для волос помогут предупредить попадание в машинное оборудование незакрепленных частей одежды или волос.
Станки, стационарное машинное оборудование должны иметь защитные выключатели, такие как автоматы-разъединители и аварийные выключатели. Автоматы-разъединители автоматически выключают машину при прекращении поступления электроэнергии из сети, делая невозможным случайное включение при внезапном восстановлении подачи электроэнергии.
Кнопка аварийного выключения
Аварийный выключатель обычно представляет собой большую красную кнопку-бобышку, при нажатии которой машина выключается. В качестве дополнительной защиты многие из этих устройств необходимо вручную перевести в рабочее положение, прежде чем можно будет включить машину снова. Регулярно проверяйте эти устройства, чтобы они не подвели вас в аварийной ситуации.
Одноразовые защитные маски/респираторы обеспечивают достаточную защиту от обычной пыли, однако если вы работаете в условиях с токсичными испарениями или очень мелкодисперсной пылью, то следует применять респираторы со сменными картриджами. При использовании маски/респиратора внимательно относитесь к рекомендациям изготовителя и, если работа требует применения ядовитых веществ, внимательно прочитайте описание вещества для соблюдения необходимых мер предосторожности.
Если при работе образуется много пыли, было бы разумно вложить средства в систему пылеудаления. Вся древесная пыль потенциально опасна, особенно от ДВП (МДФ, ПСП) и ДСП. Простейшим решением для небольшой мастерской может стать бытовой пылесос, но если пыли очень много или работы проводятся на большой площади, то лучше всего будет система с подведением пылеудаляющих труб к каждому виду оборудования или можно использовать мобильный пылесборник, который можно перевозить по мастерской в те места, где он необходим. На экстренные случаи держите под рукой огнетушитель и аптечку первой медицинской помощи.
В итоге можно выделить несколько основных средств защиты, которые необходимо иметь в своей мастерской:
Если старый стол может быть достаточно прочен для небольших работ, то для большинства столярных проектов будет необходим прочный верстак.
Верстак должен быть высотой примерно 850 мм, а на ножках иметь распорки для обеспечения жесткости. Столешница должна быть сделана из толстой древесины, способной выдерживать удары, особенно в передней части. Более тонкую древесину можно использовать в задней или средней части, чтобы создать лоток, куда можно безопасно класть инструменты.
Если пространство мастерской ограничено, то можно работать с переносным складным верстаком. Когда он не нужен, его можно сложить и убрать или перенести на строительную площадку. Его столешница разделена на две части, которые можно сдвигать и раздвигать, используя в качестве тисков.
К принадлежностям верстака относятся регулируемые верстачные штыревые упоры для строгания, верстачные доски-упоры для поперченного резания, стусло для выполнения скосов деталей, пенал для хранения инструмента или скобяных изделий и столярные тиски. Последние отличаются от слесарных тисков тем, что они фиксируют заготовку рядом с верстаком, а не сверху, а также имеют деревянные губки для предохранения изделий. Полезны будут козлы и различные лестницы.
Правильное хранение и уход за инструментами обеспечат их хорошее состояние. Стеллажи и щиты для инструментов будут их предохранять и помогут вам всегда быстро найти нужный инструмент. Хорошо продуманный щит очень полезная вещь в любой мастерской.
Щит для инструментов можно сделать самостоятельно — в соответствии с вашим набором инструментов и имеющимся пространством, а для фиксации инструмента в продаже можно найти множество специальных крепежных изделий. Многие инструменты уже продаются в контейнере для хранения. Даже если это просто картонная коробка, она неплохо послужит некоторое время. Если инструмент какое-то время не будет использоваться, убирайте их, особенно в конце рабочего дня.
Скобяные изделия, крепеж держите в их упаковке, пока они не потребуются — она предназначена для предохранения и сохранения комплексности изделий. Шурупы и гвозди храните в коробке с четкой маркировкой.
Существует огромное множество инструментов, но составлять свой инструментальный комплект можно постепенно, покупая инструменты по мере необходимости. Для наилучших результатов приобретайте только изделия известных марок. Вот базовый набор инструментов для начала:
Весь столярный и подручный инструмент, используемый мастеровитым хозяином в быту, должен аккуратно храниться в одном месте. Для этих целей нужна хорошо оборудованная домашняя мастерская, где у каждой вещи есть строго отведенное место, все приспособления и инструменты разложены по своим полкам. В мастерской удобно что-то мастерить своими руками, производить ремонт вышедших из строя вещей, но чтобы работа занимала минимум времени - важно правильно обустроить это пространство.
Уголок для инструмента можно выделить в любом месте дома или квартиры, но гораздо сложнее пристроить небольшой деревообрабатывающий станок, верстак с тисками, электрорубанок, болгарку и другое оборудование. При небольшом количестве подручного инструмента, когда отсутствует отдельное помещение, можно найти немного места в собственной квартире. Разумеется, вряд ли удастся оборудовать в малогабаритной квартире типовой планировки полноценную столярную мастерскую, если для этого нет специально отведенной комнаты. Поэтому придутся подыскать другое место для размещения станков и инструмента.
Работающий в домашней мастерской инструмент, находясь прямо в квартире, будет мешать и своей семье, и живущим за стеной соседям, разве что пользоваться ним эпизодически и недолго. Кроме того, требуемое для работы инструмента напряжение может вызывать перебои в электросети. При работе с древесиной образуются опилки, стружка и мелкая древесная пыль, которую сложно полностью убирать после работы на станке. Вероятность замыкания или искры при работе станка иногда создают в квартире пожароопасную обстановку. Именно поэтому мастерскую с оборудованием выносят в нежилое помещение.
1. Если оборудование для деревообработке используется часто и приносит прибыль, а его становится так много, что уже никак не получается разместить у себя дома, то придется подыскать для этого отдельное место. Особенно это касается станков и другого оборудования, для работы на котором требуется достаточно пространства. Это может быть:
2. При отсутствии альтернативы, в виде хозпостройки или гаража, небольшое количество бытового электроинструмента можно разметить у себя дома. Домашняя мастерская в квартире может быть расположена:
Оговоримся, что в указанных местах удобно только хранить инструмент, но пользоваться им, если нет места, будет намного сложнее. Для любой мастерской необходимо, как минимум 2,5 - 5 кв.м отдельного помещения. В этих целях наиболее целесообразно использовать лоджию, но, опять же, на шум инструмента будут жаловаться соседи. Если это дело временное, и работать приходится не долго, то можно сослаться на ремонт, но придется попутно заняться поисками отдельного помещения. Например, если у вас есть знакомые, у которых в распоряжении пустующий гараж рядом с домом - договоритесь о недорогой аренде или за услуги по мелкому ремонту.
Внимание: Если в гараже хранится несколько хороших станков и дорого электроинструмента, то его стоит застраховать вместе со всем оборудованием. Особенно если есть вероятность пожара, подтопления, воровства и прочих причин исчезновения и порчи оборудования домашней мастерской и хранимого имущества! Легкий переносной электроинструмент, используемый периодически, лучше всего хранить у себя дома - в кладовой или на антресолях.
Если собираетесь подрабатывать на аренде оборудования мастерской - важен строгий учет. Под выдаваемый в аренду инструмент должен быть заведен специальный журнал учета, где четко обозначены дата и время выдачи, сумма залога и аренды, последний срок возврата, имя клиента (можно паспортные данные и прописка) - чтобы не заниматься розыском своей собственности.
При выборе места под мастерскую, важно учитывать тот минимум площади, без которого невозможно полноценно работать. Пространство мастерской, в идеале, должно иметь несколько функциональных зон:
В центре мастерской и у рабочей поверхности оборудования необходимо иметь достаточно места для свободного перемещения мастера и его подручного, если понадобится помощь. Ту площадь, которую занимает станок или верстак, умножают на 2 - это коэффициент минимальной рабочей площади. Плюс необходимо место для свободного перемещения, смены рабочего оборудования и мелкого инструмента - это еще не менее 2-3 кв.м.
При обустройстве домашней мастерской своими руками в неотапливаемом помещении важно продумать обогрев в зимнее время, если работа есть круглый год. Отопительные приборы понадобится для поддержания комфортных для работы условий. Это важно и для того, чтобы периодически согревать руки, особенно при работе с металлом, даже если есть рабочие перчатки. Подогрев помещения понадобятся, когда мастерская находится:
Внимание: Помещение без утепления и должного проветривания, которое отапливается периодически - это повышенная влажность, образование конденсата и создание условий для развития грибков и плесени. Сухой и достаточно теплый воздух благоприятен для хранения электроинструмента и металлических изделий. От сырости постепенно портится инструмент, электрические розетки проводка.
Простейший способ обогрева - использовать электрообогреватель или масляный радиатор. Гораздо эффективнее использовать тепловентилятор, поскольку у него направленный поток теплого воздуха. Также подходит конвектор или инфракрасный обогреватель. Но все эти приборы используют много электроэнергии, а для создания нужного микроклимата требуется время. В утепленном помещении или с центральным отоплением стабильно поддерживается рабочий микроклимат.
Качественное освещение - это не просто комфортные условия для работы и изготовления самодельных приспособлений для домашней мастерской. Это ещё важное требование безопасности - при плохой видимости или недостаточном освещении рабочей мастерской повышается вероятность бытового травматизма. Неприятности от использования электроинструмента при недостаточном освещении случаются примерно на 40% чаще, чем при комфортных условиях или с дополнительной подсветкой рабочей плоскости. Оптимальный вариант - место у станка или верстака дополнительно оборудовать осветительным прибором.
Совет: Если приходится целыми днями работать в закрытом гараже или подвале без естественного света, важно обеспечить внутреннее освещение нужного спектра, полезного для зрения. Медики утверждают, что для глаз больше всего подходит комбинированный искусственный свет - универсальные неоновые (люминесцентные) лампы ЛБУ в сочетании с обычными лампами накаливания. Один только мерцающий свет энергосберегающих ламп и неоновых ламп не подходит для постоянного освещения рабочего места.
При освещении рабочей зоны важно обеспечить рассеянный свет, чтобы не было резкой тени, искаженных пропорций и размеров. Важно продумать и суммарную мощность потребляемой электроэнергии, чтобы не случилось самопроизвольного отключения станка, калорифера и осветительных приборов из-за перегрузки. Розеток лучше установить несколько - для распределения нагрузки.
Если подключение электричества к домашней мастерской только в планах, то важно проконсультироваться со специалистом, чтобы не было подобных проблем при полной загрузке работающего оборудования. Для освещения обычного гаража достаточно одной лампочки накаливания от перекинутого вручную кабеля, а для домашней мастерской нагрузка на него возрастет в разы.
Важные правила для обустройства домашней мастерской:
1. Для каждого станка и электроинструмента должно быть свое отведенное место и свободный доступ к рабочей плоскости с 2-3 сторон.
2. Свободного пространства должно быть вдвое больше, чем занятого под оборудование места.
3. Дорогой электроинструмент, не используемый в данный момент, лучше держать в отдельном шкафу, особенно если в мастерскую заглядывают многочисленные заказчики и посетители.
4. Полы в помещении должны быть ровными твердыми для устойчивости оборудования.
5. Важно соблюдать все меры противопожарной безопасности, сделать заземление станков и оборудования, установить порошковый огнетушитель.
6. Помещение должно иметь вентиляцию и невысокий уровень влажности.
7. Желательно иметь в мастерской достаточную звукоизоляцию.
8. Ежедневная уборка рабочего помещения важна для здоровья, лучше использовать мощный пылесос для уборки пыли и мелкого мусора, под рукой обязательно должна ветошь для удаления маслянистых загрязнений.
9. Контейнеры для мусора желательно разделить - для древесных обрезков и отходов металла, а также отдельно для прочего мусора.
10. Желательно иметь в мастерской небольшой запас питьевой воды в закрытой емкости на видном месте.
11. Отдельно должны храниться краски, лаки, морилка, растворители и другие технические жидкости. Их нужно максимально удалить от источников отопления, мест возможного замыкания проводки и открытого пламени.
12. Важно вовремя удалять все отходы - выбрасывать использованную тару из-под легковоспламеняющихся жидкостей и технической смазки, сдавать металлолом и выбрасывать ненужную тару.
13. В мастерской должно стоять ведро сухого песка - он понадобится для тушения воспламенения станка или электроинструмента. Для этих же целей можно использовать брезент, плотное покрывало или старая верхняя одежда - чтобы перекрыть доступ кислорода к пламени.
14. По завершении работ, у станка и верстака необходимо делать уборку, поскольку накапливающиеся опилки и технические масла способствуют распространению возгорания.
15. В любой мастерской на видном месте обязательно должна быть укомплектованная аптечка (перевязочные материалы, жгут, перекись водорода, йод, зеленка, обезболивающее, пластырь и медицинский клей для мелких порезов).
Помните: Захламление домашней мастерской - потенциальная угроза для жизни, оно может стать причиной возникновения пожара и удушья! Во время использования химических компонентов используйте респиратор и защитные очки!
Если у вас есть домашняя мастерская, оборудование своими руками тоже можно дополнить к уже имеющемся у вас. Основа - это рабочий стол, верстак или другая удобная плоскость, куда можно закрепить необходимые приспособления.
1. Верстак - бывает слесарный и столярный, он вдвое длиннее, и его можно сделать самостоятельно - видео.
2. Деревообрабатывающий станок - основа столярной мастерской. Иногда их делают своим руками, но проще приобрести готовый недорого, если он будет использоваться часто. При эпизодических работах разумно обратиться за заготовками изделий в столярный цех. Нередко используют и токарный станок.
3. Тиски и струбцины - основные приспособления для удерживания обрабатываемых материалов.
4. Необходимый набор ручного инструмента для работ по дереву:
5. Наиболее распространенный электроинструмент:
6. Для работы с металлом необходимы:
В отдельном ящике должны быть рассортированы гвозди разного размера, шурупы, саморезы и другой крепежный материал.
Сегодня довольно востребован многофункциональный универсальный электроинструмент со съемными насадками, который успешно заменяет несколько единиц электроинструмента разной направленности. У домашнего мастера также под руками всегда должен быть укомплектованный переносной инструментальный ящик.
Приветствуем Вас на нашей странице "Идеи мастерской мечты"!
Это обновление обзорной фото-галереи, в которой мы собрали самые разные идеи и варианты реализации мечты: Моя идеальная Мастерская. В версии 2.0 информация структурирована, дополнена пояснениями, и конечно, много новых схем
и фотографий
.
* Данный фотообзор создан в ознакомительных целях и не является товаром, Вы можете распечатать данную страницу самостоятельно и бесплатно.
Какой любитель или Мастер не мечтает о своем укромном уголке, в котором бы он мог воплощать свои мечты и идеи? А уж у нашего русского человека кулибинская жила заложена с генами. Нам дай только время, место и инструменты в руки и эх, мы тут как развернемся, да как душа запоет...
В этой статье фото - галерее мы собрали самые разные идеи и варианты реализации своей Мечты: от инструментального ящика и верстака в квартире (доме, сарае) до полноценной, отдельно стоящей Мастерской, оснащенной полным спектром оборудования и инструментов, которые могут Вам понадобиться. Обязательно рассмотрим и такое решение, как мобильная (передвижная) Мастерская. Также есть фото
Мастерской с исторической точки зрения - как это делали столяры в прошлые века. Конечно же добавлены и современные решения.
У всех свой путь к своей Мастерской Мечты, но как и в любом другом деле варианты решения и результат зависят от подхода и опыта. Можно сделать своими руками максимально просто. Зачастую мы именно к этому и привыкли: сделать быстро и дешево, без украшательства и удобств. Потому как всегда не хватает ни средств, ни времени, и посему имеем то, что имеем. Но все же на примерах других решений - с выдумкой, основательным подходом и творческими руками - мы покажем как можно сделать свою Мастерскую Мечты .
Итак начнем! Мастерская Мечты 2.0
Содержание
(быстрые ссылки вниз - навигация по странице):
"... В столярной мастерской верстаки располагаются перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева. Целесообразно расставлять верстаки в 4-5 рядов по 4 верстака в каждом ряду с расстоянием между рядами - не менее 100 см. Площадь на одного столяра: 4.5 кв. м.
Отраслевой стандарт на столярные верстаки с деревянным основанием предусматривает следующие требования:
Высота верстака может быть трех положений 700+15,790+15, 900+15 мм; размеры столешницы: длина - не менее 800, ширина - не менее 450 мм; влажность древесины для изготовления деталей верстака не должна быть более 12%; все деревянные детали должны быть изготовлены из лиственных пород (Пиломатериалы. ГОСТ 2695-71) или хвойных пород (ГОСТ СЭВ 2369-80), при условии покрытия основных рабочих поверхностей фанерой по ГОСТу 3916-69; высота табурета должна фиксироваться в пределах от 700 до 750 мм, форма сидения круглая, диаметром 350+5 мм или квадратная со стороной 350+5 мм; средний срок службы столярных верстаков должен составлять не менее 6 лет (для высшей категорий качества - не менее 8 лет)... "
По поводу высоты размещения рабочей поверхности при работе стоя в эргономике есть следующие рекомендации:
на картинке Первый рис - для точных работ, Второй рис - для легких работ, Третий рис - для тяжелых работ:
Еще добротные примеры столярных верстаков:
Большое значение в мастерской играет сборочный стол, где можно производить сборку изделий.
Но во многих случаях его заменяет или верстак или многофункциональный стол.
В этом плане отличным готовым решением является
:
и его меньшие собратья, взявшие эту идею на вооружение. К примеру
Или стационарный стол в дополнение к самому столу MFT-3
Все самодельные доработки и варианты - в обзорах обновлениях 2019 года
Посмотреть подробнее обзор верстаков Вы можете на странице
Или на подвижной тележке, можно сделать самим или купить, например
Не стоит забывать и о месте хранения материала.
Причем вариант на фотографии ниже - предпочтительнее, так как обеспечивает хорошую вентиляцию почти каждой доски.
Ниже фото и схемы хранения пиломатериала на мобильном стеллаже:
И каждый из них ценился не меньше самого содержимого.
Ящики, систейнеры и органайзеры имеются и заводского изготовления:
Особое место в системах хранения инструмента занимают
.
Их главное достоинство - стыковка друг с другом, с пылесосами (сверху). и кроме того они выдерживают вес 120 кг. То есть человек плотной комплекции может встать на них не боясь сломать.
Ящик сундук.
Так делали раньше:
Популярное фото
На фото выше - ящик для инструмента выглядит как сундучок "по наследству". Домашний набор любителя-столяра: все на своем месте, доступно и компактно размещено.
Если внимательно рассмотреть, то видно, что размещение инструмента продумано Мастером до деталей,
- рядом с
, рядом с
и
-
.
и точильные камни положены на мягкую поверхность.
и стамески вертикально расположены вплотную к боковым стенкам, и при этом любую из них удобно доставать.
А так делают сейчас:
Посмотреть в каталоге
Обзоры Арсенал Мастера
Популярное фото
Это фотография комплекта "Арсенал Мастера"
. Популярность данной картинки понятна, с ростом интереса к столярному делу, в первую очередь всех интересует - с чего же начать? На фото "вкусно" поданы (слева направо):
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
и
.
Как и прежде делают и ящики комоды
Комбинация верстака, встроенного в комод старинной фирмы Hammacher-Schlemmer:
Современная реализация:
Такие ящики в прошлые века зачастую делали переносными, поэтому раньше в них старались вместить как можно больше
Особенно преуспел в этом Генри О. Стадли (Studley) - столяр, фортепианных дел мастер из Массачусетса - он 30 лет потратил на создание Шедевра - набора инструментов для ремонта, настройки и даже сборки "с нуля" роялей, пианино и органов. В чемодане размером 99 х 46 х 23 см (в закрытом виде) вмещается более 300 уникальных инструментов и приспособлений ручной работы.
Популярное фото
Видео обзор ящика для столярных инструментов Генри О. Стадли (Studley Tool Chest)
Главное при размещении инструмента учитывать разделение на зоны с близким функциональным назначением:
в одном месте,
в другом,
в третьем и так далее.
Популярное фото
И подборка инструмента, и его красивое функционально удобное размещение, и сам настенный ящик для хранения - говорят о высоком профессионализме его хозяина. Все только самое необходимое для полноценной работы
. Как говорится: ни добавить, ни убавить.
На фото великолепный шкаф и по изготовлению, и по его содержанию!
Популярное фото
На фото выше, на наш взгляд "альма-матер" столярных шкафов и системы хранения столярного инструмента. Кстати, пользуется заслуженной популярностью, так же как и это фото.
Еще фото инструментальных шкафов:
Популярное фото
На фото выше еще один чудо-шкаф столярного ручного инструмента. Так и хочется все рассмотреть, достать и потрогать своими руками. А решение ведь чрезвычайно бюджетное. Материал - фанера. Нижние ящики - крашенные в цвет дерева пластиковые "корзины" для всякой мелочевки. Экономично, практично и эстетично!
Сверхширокий сверхмощный шкаф для хранения всего сразу:
Есть рабочая поверхность. Есть инструмент и есть где хранить его. И вот уже рождается наша - домашняя Мастерская. При этом конечно же мы больше ценим свое, созданное своими руками - самодельную домашнюю Мастерскую.
С накоплением инструмента, Мастерская обрастает разнообразными инструментальными шкафами, удобными полочками и как мы уже отметили, минимум одним большим столом, верстаком (кому что нужно). А далее система хранения. начинает расширятся до свой "стены", угла, комнаты.
Популярное фото
Эта фотография цепляет красивым симметричным внутренним наполнением. В открытом состоянии этот инструментальный шкаф обеспечивает быстрый и удобный доступ к любому инструменту в радиусе вытянутой руки. Поработал, все убрал в шкаф, закрыл. Чистота, порядок и инструмент в сохранности. При таком хранении рабочая поверхность ничем не загромождена и свободна как "чистый холст" для творчества. А если еще добавить к этому чрезвычайно низкий бюджет исполнения, то большой интерес к этому решению во всех отношениях оправдан.
Необходимо учитывать на сколько все удобно размещено.
На этот случай эргономика советует следующее:
Справа - минимальные размеры проемов в дюймах (25,4 см)
В поиске своего стиля Мастер обустраивает помещение
Мастерской на свое личное усмотрение, по которому уже многое можно сказать о его хозяине.
К примеру, столярную Мастерскую трудно спутать с чем-то еще. Так она выглядела в основном в прошлые века:
Отголоски такого подхода еще часто мы можем найти и в наше время. Такая Мастерская выглядит как музей.
Популярное фото
Уважение и большой интерес всегда вызывает историческая преемтвенность, особое отношение к каждой мелочи и даже в рабочем беспорядке здесь угадывается скрытая, но четкая организация своего дела! Чего и Вам желаем от души!
А вот решение, где все "вращается" вокруг самого Мастера. Сразу видно, что здесь главное положение для работы - сидячее.
Популярное фото
Это рабочий кабинет Мастера на все руки, работающего с самыми разнообразными материалами и ручными инструментами. Подкупает и удивляет опять же большая площадь свободных рабочих поверхностей, имеющих самый шикарный вид! О
билие инструментов и материалов в зоне рабочей доступности говорит о
продуманном и структурированном подходе при создании этой Мастерской. Абсолютно оправдан поэтому такой интерес к этому решению.
А вот так выглядит современная домашняя столярная Мастерская:
Домашнюю кузню тоже не перепутаешь ни с чем. Так она выглядела не только в прошлые века, но зачастую и сейчас нередко встретить такие кузни:
А вот так может выглядеть современная полноценная кузнечная фабрика:
Обустроить все компактно, удобно, да еще и красиво, со вкусом - это ли не высший пилотаж!
Но со временем комнаты становится со временем мало. И мы обустраиваем гараж под Мастерскую и тоже отрываемся кто как может и умеет. Тут тоже многое зависит от направления увлечения.
Кто-то тяготеет к металлу и делает слесарную Мастерскую с соответствующим оснащением.
При этом для изготовления слесарной автомастерской могут быть использованы самые современные материалы, оснащение и приспособления.
Популярное фото
Мечта - Гараж - Мастерская! Гараж - игрушка! Можно как угодно относится к такому решению. Но однозначно одно - пятое место в рейтинге просмотров говорит о многом.
Ниже - примеры обустройства Мастерской
и их оснащение самыми разными инструментами и станками.
Популярное фото
Грамотное размещение Столярной Мастерской в компактных условиях, большое количество мест хранения и множество разнообразных рабочих поверхностей делает эту фотографию обоснованно популярной.
Отдельная мастерская c организованным пространством:
Некоторые Мастера являются любителями какого-то одного бренда.
Вот так может выглядеть Мастерская с инструментом
:
Популярное фото
Вот она свободная творческая мысль что делает!
Все гениальное - просто. Места мало, а надо как-то работать. И не долго думая Мастер "впихнул" 4 настольных станка вместо двух, сделав стол-трансформер с переворачиваемой рабочей поверхностью (столешницей). Практично, удобно и "пусть другие поражаются смекалке"!
В конце концов Ваша мастерская может быть просто Вашей "берлогой":
Но, при особом стремлении...
Фактически может получится готовая мебельная Мастерская или
даже
мини фабрика.
К примеру, идеальная студия мастерская или идеальное рабочее место, где хочется проводить побольше времени:
*- по поводу поставки станков Hammer Вы можете обратиться к менеджерам нашей компании.
Популярное фото
На наш взгляд - именно это Мастерская Мечты!
В свое время с этой фотографии в 2016 году начался наш Фотообзор "Мастерская Мечты". Именно это фотография дала старт этой Теме!
Эта Мастерская очевидно Успешного Мастера. Абсолютно точно, что он потратил не мало времени на продумывание всех деталей своей Мастерской, и в ней он шел не от того, что имел (ограниченные площади, ограниченный бюджет, отсутствие времени), а от Идеи, в каких условиях он хочет создавать и творить. Подкупает обилие ествественного света и правильно организованного локального освещения, при этом свет идет сверху, а в рабочей зоне (на высоте 2х метров) все пространство вдоль стен занято оборудованием и местами для хранения. Сводчатый потолок добавляет ощущение свободы и простора для деятельности. Вся постройка при этом деревянная. Что называется: "С чем работаю, то и окружает". Чистота, порядок, достаточное пространство для работы, профессиональное оборудование - все работает на высокую производительность и качественный результат.
Вид на аналогичную Мастерскую с левого и с правого заднего угла.
Популярное фото
А это уже практически фабричный вариант Мастерской, но сделанный во всех отношениях "с любовью". Шикарные полы из материала, с которым работает Мастер (или Мастера), высокие потолки с полупрозрачной крышей, затекленная стена с превосходным видом. се говорит о том, что здесь нет слова "работа" в обычном понимание. Здесь все - в удовольствие. В такие "хоромы" З
аказчик будет сам прибегать.
А вот так могут выглядеть полноценные мебельные цеха
Впрочем, это может быть не чисто столярная, а универсальная Мастерская, в которой вы сможете реализовывать свои самые смелые идеи.
Фото пример Российского Мастера
Свою Мастерскую он поставил и оснастил с нуля.Здание Мастерской - на сварном каркасе из металлических профилей. Использованы как швелеры, так и уголки. Каркас обшит сендвич-панелями. Полы - наливные. Отопление - дизельный котел. Подведенная электрическая мощность - 15 кВт.
Столярное оснащение: Комбинированный бельгийский станок Robland HX 310 PRO (поставим Вам по запросу), торцовочная пила
,
ручной фрезер
,
фрезер дюбельный
,
шипорезка
с устройством пылеудаления и поддержки фрезера, шлифмашина ленточная
,
шлифмашинка
,
пылесос
и пылесос
FESTOOL CLEANTEC CT 17 E
.
Стелажи сборные из стандартых элементов.
Вся деревянная мебель в Мастерской изготовлена своими силами.
Данный верстак собственного изготовления. Рама сварная из профиля коробчатого сечения. Винты для тисков также собственного изготовления.
Столешница из клееных березовых брусков, покрыта маслом
. По поводу материала - решение необычное, но уже почти год использования не выявил никаких недочетов.
Такие изделия он делает в своей Мастерской: деревянные стулья и табуреты оригинального дизайна:
Кроме мебели, он занимается и внутренней отделкой деревом. Стены и потолок в данном помещении сделаны из клееных панелей собственного изготовления.
Еще раз приглашаем всех желающих делится своим опытом и успехами!
Наружный облик Мастерской
Решение о том, как будет выглядеть Мастерская снаружи, зависит от Вашего вкуса и возможностей: