Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

В наше время автоматизацию строительного процесса все больше внедряют в строительную отрасль, что позволяет уменьшить себестоимость возводимого объекта, увеличить скорость строительства и облегчить труд строителей.

Одним из процессов автоматизации строительства является использование бетононасосов , фото 1 .

Фото 1. Бетононасосы на автомобильном шасси

Бетононасос представляет собой комплекс оборудования, которое устанавливается на шасси грузового автомобиля и состоит из таких основных частей:

  • встроенный раскладывающийся бетоновод в виде стрелы (стрела-бетоновод). Длина бетоновода в рабочем положении может составлять 22…64 м, фото 2 ;
  • прорезиненный шланг («хобот», обычно длиной около 4 м);
  • мешалка;
  • загрузочный бункер;
  • бетоноводное колено (их бывает 3…7 шт);
  • гидравлический цилиндр (обычно 2 шт);
  • водяной насос;
  • бетоновоный замок с резиновым уплотнителем;
  • промывочное устройство.

Фото 2. Бетоновод-стрела бетононаоса в рабочем положении

Существуют автобетононасосы со следующим вылетом стрелы: 22 м; 32 м; 36 м; 42 м; 46 м; 52 м; 53 м; 57 м.

В зависимости от типа подачи бетононасосы подразделяются на:

  • вакуумный (подача бетона происходит за счет создания вакуума в системе);
  • поршневой (подача бетона происходит за счет движения поршней);
  • шторочный (наличие штор);
  • шиберный (наличие шиберов).

По форме бетоновода бывают:

  • S-образные бетононасосы;
  • С-образные бетононасосы.

Бетононасосы бывают разных типов в зависимости от габаритов и способа передвижения:

  • стационарный (имеет колеса для передвижения и изготовлен в виде прицепа);
  • автомобильный (на базе грузового автомобиля);
  • мини бетононасос (применяется при небольшом объеме бетона или небольшой подаче), фото 3 .

Фото. 3. Виды бетононасосов: а) стационарные; б) мини бетононасосы

На фото 4 приведены автобетононасосы высокой производительности и большой длиной вылета стрелы.

Фото 4. Бетононасосы максимальной мощности и большой длиной вылета стрелы. Установка бетононасосв производства Putzmeister М70-5 (Германия) и CIFA K80H Carbotech на автомобили марок Kenworth C 500B, Mercedes, Man

Автомобильный бетононасос обладает целым рядом преимуществ, таких как – мобильность и возможность более удобного обслуживания всей машины в целом. Но, например, стационарный по стоимости аренды и эксплуатации обходиться более дешевле.

Условия при которых применяется бетононасос

  1. Основное назначение бетононасоса это перекачивание бетона от бетоносмесителей () к объекту бетонирования, который находится в труднодоступном для подъезда месте.
  2. При использовании соответствующей бетонной смеси. Для нормальной работы бетононасоса следует применять бетонную смесь с максимальной крупностью щебня, не превышающей 1/3 часть поперечного сечения бетоновода. Обычно для бетонирования большинство строительных объектов с помощью бетононасоса применяется бетонная смесь с крупностью щебня в пределах 20…60 мм, при этом внутренний диаметр бетоновода должен составлять 60…120 мм.
  3. При необходимости бетонировать строительные элементы и конструкции на значительной высоте, более 5 м.
  4. При необходимости одновременно забетонировать всю конструкцию за один раз.
  5. При большом объеме бетонирования, когда необходимо бетонировать с высокой производительностью и длительное время, с возможностью круглосуточной работы бетононасоса.
  6. Характеристики бетонной смеси, при которых можно применять бетононасос:
  • подвижность бетонной смеси П4, П5 (осадка конуса 16…21 см);
  • В/Ц (водоцементное отношение) не более 0,75;
  • марка по прочности не менее В12,5 (М150), для некоторых насосов – не менее В22,5 (М300).

Принцип работы бетононасоса

Принцип работы бетононасоса заключается в том, что из бетоносмесителей подается непрерывно с определенной скоростью бетонная смесь в бункер бетононасоса. Из бункера с помощью насосов бетонная смесь попадает в бетоновод, откуда поступает на непосредственное место бетонирования.

Перед работой бетононасоса для создания смазочного тонкого слоя, который обеспечивает легкую перекачку бетона, следует прокачать небольшое количество таких смесей на выбор:

  • известковый раствор;
  • цементно-песчаный раствор в пропорции 1:2 (Ц:П).

Не допустимо делать длительные перерывы подачи бетона, более 15…20 мин. При аварийном или вынужденной остановке бетононасоса более чем на 1 ч, по возможности следует на небольшой скорости прокачивать через каждые 10 мин в минимальном количестве бетон, чтоб он не схватился внутри бетоновода.

В зимнее время условием работы бетононасоса является прокачивание бетонной смеси температурой не ниже 25…30°С, т.е. ее нужно предварительно подогреть. При зимнем бетонировании бетоноводы дополнительно утепляют.

Применение трассы

В особо сложных условиях, где подъезд к объекту расположен очень далеко или высоко применяется дополнительное оборудование – трассы (комплект бетоноводов). Трасса состоит из определенного количества металлических трубопроводов, которые прокладывают к объекту по кратчайшему пути с минимальным количеством изгибов.

Бетоноводы нельзя устанавливать под прямым углом или строго вертикально, в крайнем случае при небольшой длине бетоновода допускается расположение под прямым углом, если этот изгиб расположен не ближе 8 м от самого бетононасоса и предусмотрена дополнительная установка игольчатого клапана.

При выборе аренды бетононасоса следует обратить внимание на его характеристики:

  • тип бетононасоса;
  • мощность и производительность бетононасоса;
  • параметры подачи бетонной смеси (максимальная длина и высота);
  • производитель бетононасоса.

Преимущества применения бетононасосов

  1. Возможный непосредственный доступ к стройплощадке в сложных условиях, когда нет возможности подъезда автобетоносмесителя непосредственно к строительному объекту.
  2. Снижаются трудозатраты.
  3. Снижаются потери бетона при транспортировке к опалубке.
  4. Увеличивается скорость строительства.
  5. Высокая долговечность оборудования бетононасоса при правильной эксплуатации.
  6. Оборудование бетононасоса простое в эксплуатации.
  7. Возможность подачи бетона в горизонтальном и вертикальном направлениях:
  • по горизонтали – до 300 м;
  • по вертикали (по высоте) – до 80 м.
  1. Мобильность установки позволяет по максимуму использовать оборудование по времени и скорости передвижения.
  2. Высокая производительность (до 90 м³/ч).
  3. Удобно применять при монолитном строительстве многоэтажных и массивных зданий и сооружений.
  4. Бетононасосы могут работать от электрического или дизельного двигателя.

Считается, что бетонасосы ниже приведенных производителей обладают более высокими качеством и надежностью:

  • Putzmeister (Германия);
  • Cifa (Италия);
  • Sany (Китай).

Конев Александр Анатольевич

Малявин Анатолий Николаевич

Современные бетононасосы способны подавать бетон с высокой скоростью, могут нагнетать бетонную смесь как по горизонтали, так и по вертикали. И если такие бренды бетононасосов, как Liebherr, Mecbo, Putzmeister, CIFA или Waitzinger, давно и с успехом работают на стройках России, то, что же предлагают нам отечественные производители?

При любом виде строительства наиболее частый вид работ – это укладка бетона. Потребность в оборудовании для подачи бетонной смеси к месту строительства была, есть и будет. И хотя сам бетон был изобретен несколько тысячелетий назад, машины для передачи свежеприготовленной смеси на большие расстояния появились сравнительно недавно.

Традиционные стационарные бетононасосы изготавливает ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» . Линейка техники представлена двумя сериями стационарных бетононасосов с электрическим и дизельным приводом производительностью от 20 до 70 м 3 /ч. Оборудование не является транспортным средством и способно перемещаться только в пределах строительного объекта. Для средних и небольших объемов бетонных работ стоит присмотреться к мод. BN 20E или BN 20D , выдающих по 20 м 3 /ч на выходе из бетонораспределительного устройства. Отличия моделей видно в их буквенном обозначении – литера Е указывает на электрогидравлический тип привода от сети 380 В, а D обозначает гидромеханический привод от автономного двигателя Д-242.

Разнятся указанные модели и по массе: бетононасос с двигателем тяжелее на 800 кг, в остальном параметры оборудования идентичны. Объем загрузочной воронки равен 0,45 м 3 , высота загрузки составляет 1400 мм, внутренний диаметр бетоновода 125 мм. На выходе максимальное давление на бетонную смесь, развиваемое бетонотранспортным поршнем, соответствует 6 МПа. Габариты бетононасоса не превышают 5300х1900х2050 мм. Бетонная смесь может подаваться по прямолинейному бетоноводу по горизонтали на расстояние до 340 м, а по вертикали до 40 м. Гидросистема комплектуется гидроаккумуляторами и бетонотранспортными гильзами европейского производства. Бетононасосная группа оснащена S-образным шибером для подачи бетонной смеси. В стандартной комплектации звенья бетоноводов длиной 2600 мм, обеспечивающие общую длину 125 м, с 48 муфтами, пятью коленами на 90° и одним концевым гибким рукавом длиной 4 м.

Для работы с большим объемом бетонных работ, например при возведении высотных зданий или при монолитном домостроении, предлагается стационарный бетононасос высокого давления мод. BN 70D . Производительность этого оборудования за счет высокого давления на бетонную смесь в 11 МПа позволяет подавать бетон по горизонтали на расстояние до 600 м, а по вертикали до 130 м, с максимальной производительностью 70 м 3 /ч. Объем загрузочной воронки – 0,7 м 3 , она снабжена перемешивающим устройством, внутренний диаметр бетоновода – 123 мм. Система главного привода оснащается прямоточной гидросистемой по закрытой схеме. Основные системы стационарного бетононасоса BN 70D, отвечающие за надежность и стабильность рабочего цикла, оснащаются импортными комплектующими.Так, кроме базового автономного дизельного двигателя Д-260 предусмотрена установка под заказ двигателя Deutz, главный блок гидронасосов производства Bosch Rexroth, также используются немецкие гидроаккумуляторы, итальянские элементы гидравлики и электрооборудования.

Бетононасосы стационарного типа в России изготавливаются и в ООО «Альянс Технологий» . Рязанское предприятие выпускает четыре модели с заявленной производительностью от 25 до 80 м 3 /ч. Младшая модель серии БН-25Д с автономным дизельным двигателем предназначена для подачи бетонной смеси на расстояние по горизонтали до 400 м, а по вертикали до 100 м; бетононасос марки БН-25Е – собрат предыдущего, но с питанием от электродвигателя АИР 180 M 4. Мод. БН-40 обладает схожими параметрами, но комплектуется только дизельным двигателем и может похвастаться производительностью до 40 м 3 /ч. БН-80 завершает линейку производимых предприятием бетононасосов, обеспечивает производительность до 80 м 3 /ч и подает бетон на расстояние до 500 м и в высоту до 100 м. На всех моделях с дизельным приводом как вариант силовой установки могут ставить двигатели Perkins, а на бетононасосах марки БН-25Д и БН-40 – моторы Deutz или Hatz. Марка применяемого насоса – PSM-Hydraulics, поршень – Putzmeister или Schwing. Электронный программируемый блок управления компании Siemens контролирует процесс работы бетононасоса. Объем загрузочной воронки – от 0,4 до 0,6 м 3 , внутренний диаметр бетоновода составляет 125 мм. Строителям придется по душе возможность комплектации бетононасоса бетонораздаточными стрелами, а автономная система промывки бетононасоса и бетонопровода позволит легко поддерживать его в рабочем состоянии на строительной площадке. Небольшие габариты, не превышающие 5800х1800х2500 у самой большой модели, делают оборудование удобным при перемещении с объекта на объект.

Российский завод ООО «Колуман Рус» , основанный в Набережных Челнах в 2013 г. турецким холдингом Koluman Holding A.S., предлагает пять моделей автобетононасосов с высотой подачи бетонной смеси от 24,5 и до 56,2 м, причем дальность подачи составляет от 20,5 до 51,2 м. Автобетононасосы Koluman по производительности могут работать в диапазоне от 16 до 177 м 3 /ч. Надстройка JUNJIN корейского производства устанавливается на супернадежное шасси Mercedes-Benz. Распределительная стрела на всех моделях с Z-образным складыванием, передние опоры с Х-образным выдвижением и вертикальным у задних опор или поворотным у многоосных моделей. Шиберы автобетононасосов S-образные, предназначены для прокачки стандартных марок бетона, отличаются высокой надежностью в работе. Главный гидравлический насос Rexrothhydromatik, в наличии автоматическая система смазки, центробежный водяной насос выполнен из нержавеющей стали. Беспроводной пропорциональный пульт управления уже в базовой комплектации, вибратор поставляется опционально. Решение компании использовать дорогое, но проверенное шасси Mercedes в сочетании с невысокой по цене надстройкой из Кореи себя оправдало: получилась достойная, и что немаловажно, отечественная техника для подачи бетона с отличными техническими характеристиками и средней ценой, удачно вписываясь в соотношение цена-качество.

Простота в эксплуатации надстройки от JUNJIN обусловлена применением минимального количества электронных компонентов, да и сам производитель запускает в серию только детали, проверенные многочисленными испытаниями и их реальной эксплуатацией. Кроме этого надежности добавляет тот факт, что большинство компонентов надстройки Koluman изготавливает на собственном производстве в Турции с использованием стандартных компонентов от ведущих мировых поставщиков. Вся продукция, произведенная заводом «Колуман Рус» в Набережных Челнах, отличается высоким качеством и занимает свою нишу, предлагая технику на рубеже среднего и премиум-класса.

Предлагает бетононасосы на автомобильном шасси и «Туймазинский завод автобетоновозов». Модельный ряд включает в себя автобетононасосы двух основных серий: TZA с высотой подачи бетонной смеси с распределительными стрелами малой длины в 21 и 32 м и TZA-LIEBHERR с распределительными стрелами большой длины 37, 43 и 47 м. Автобетононасос АБН 21 (58152А) на шасси КАМАЗ-65115 (6х4, Еuro 4) имеет компактные размеры, обладает высокой маневренностью, прост в эксплуатации и обслуживании. К тому же автобетононасос при своей небольшой массе полностью соответствует Техническому регламенту Таможенного cоюза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» и проходит посты весового контроля без нарушения выше указанного регламента, так как имеет нагрузку менее 8 т на ось. Аналогичным составом может похвастаться и автобетононасос мод. АБН-37 (58153С) на шасси КАМАЗ-6540 с технологическим оборудованием Liebherr – его передвижение по дорогам будет беспроблемным. В мод. АБН-32 (58153А) также применяются комплектующие Liebherr. Одним из главных достоинств этих моделей, несмотря на комплектующие из Германии, является низкая цена. Автобетононасосы серии TZA- Liebherr мод. АБН-43 (58154А) и АБН-47 (58154В) на шасси КАМАЗ оснащаются технологическим оборудованием Liebherr с распределительными стрелами от 37 до 47 м.

Кроме привычных автобетононасосов TZА завод предлагает линейный бетононасос мод. CityPump с гидравлической системой разгрузки и погрузки кассет с бетоноводами, смонтированный на шасси КАМАЗ-43253. Этот бетононасос в стандартной комплектации рассчитан на подачу бетона на расстояние до 120 м и обладает производительностью около 80 м 3 /ч. Основное предназначение обновленной модели – укладка бетона в труднодоступных местах в условиях плотной городской застройки, при проведении работ в подземных паркингах или туннелях.

Как видим, отечественным производителям есть что предложить российским строителям. Бетононасосные установки, сделанные в России, найдут применение при строительстве дорог, мостов, тоннелей, при возведении зданий и сооружений из монолитного бетона и железобетона. Без оглядки на импортные машины можно выбрать отечественный стационарный бетононасос или бетононасос на автомобильном шасси, причем шасси может быть как отечественный КАМАЗ, так и импортный Mercedes. Отрадно, что в современном строительстве есть оборудование для подачи бетона нашего российского производства, значительно облегчающее и ускоряющее строительство.


Автобетононасос подает товарный бетон в горизонтальном и вертикальном направлениях к месту укладки с помощью распределительной стрелы 4 с бетоноводом 9 или инвентарного бетоновода. Распределительная стрела состоит из трех шарнирно сочлененных секций, движение которым в вертикальной плоскости сообщается гидроцилиндрами двустороннего действия 5, 7 и 11. Стрела монтируется на поворотной колонне 3, опирающейся на раму 15 шасси 1 через опорно-поворотное устройство 2, поворачивается в плане на 360° гидравлическим поворотным механизмом и имеет радиус действия до 19 м. На шасси также монтируются гидробак 6 и бак для воды 10. Прикрепленный к стреле шарнирно сочлененный секционный бетоновод 9 заканчивается гибким шлангом 3. Бетонная смесь подается в приемную воронку 14 бетононасоса 8 из автобетоносмесителя или автобетоновоза. При работе автобетононасос опирается на выносные гидравлические опоры 16. Автобетононасосы имеют переносной пульт дистанционного управления движениями стрелы, расходом бетонной меси и включением — выключением бетононасоса, что позволяет машинисту находиться вблизи места укладки смеси.

Принцип работы автобетононасоса:

Дальность, высота и глубина подачи

С лотка бетоносмесителя (бетономешалки, миксера) бетон или раствор постепенно выгружается в приёмный бункер автобетононасоса. Насосная установка начинает перекачивать смесь по бетоноводу-стреле непосредственно к месту разгрузки до 70 м в высоту и до 200 м в длину. Бетон и раствор можно подавать не только по стреле автобетононасоса, а ещё и нарастить её дополнительными бетоноводами, так называемой — трассой.
Трасса собирается на объекте из отдельных металлических труб, соединённых специальными зажимами. На конце этой трассы надет резиновый хобот для распределения бетона по опалубке. Длина хобота 4 метра. Можно использовать два хобота, чтобы повысить маневренность бетонирования.
В случае необходимости, трассу к бетононасосу можно подсоединить, не используя стрелу. Бетоноводы просто присоединяются непосредственно к насосной установке.
Применение при возведении зданий и сооружений из монолитного бетона и железобетона, строительстве мостов, тоннелей и т.д.

Основные характеристики

— Конструкция автобетононасоса продумана для установки на трехосное шасси;
— Передние выносные опоры с «Х»- образным выдвижением для быстрой установки и легкости раскрытия стрелы в стесненных условиях;
— Независимая рама с защитой от деформации кручения;
— Выносные опоры с гидравлическим приводом по обеим сторонам машины;
— Четырех или пяти секционная раздаточная стрела диаметром 125 мм. с раскручивающейся кинематикой раскрытия;
— Пропорциональное управление раскрытием стрелы позволяет оператору независимо управлять раскрытием секций;
— Регулятор подачи бетона;
— Тихая работа автобетононасоса с высокой производительностью: ровный, непрерывный ток бетона;
Устройство безопасности на открываемом смотровом люке.
— Производительность автобетононасоса от 90 до 163 м3/ ч.

Стандартное оборудование

— Пропорциональное радиоуправление стрелой (две скорости) через дистанционный радио пульт с синтезатором частот, 8-ми позиционным ключом и регулятором подачи бетона;
— Резервный пульт дистанционного управления с кабелем 30 м;
— Дистанционно управляемый вибратор на решетке приемного бункера;
— Центральный смазочный узел насосного узла;
— Дополнительная ручная система смазки насосного узла;
— Подкладки под выносные опоры из сверхпрочного пластика;
— Задняя фара на приемном бункере;
— Принадлежности для промывки и очистки системы.

Технические характеристики

Параметры
Модель
АБН 65/21 (58150В)
АБН 75/32 (581532)
АБН 75/33
Максимальная техническая производительность на выходе из бетонораспределителя, м 3 /ч 65 75 75
Максимальная высота подачи бетонной смеси бетонораспределительной стрелой от уровня земли, м 21 32 33
Тип привода Гидравлический
Установленная мощность, кВт, не более 95 125 125
Внутренний диаметр бетоновода, мм 125 125 125
Высота загрузки, мм 1450 1400 1450
Угол поворота бетонораспределительной стрелы, град:
в вертикальной плоскости 90 90 100
в горизонтальной плоскости 355 380 365
Вместимость загрузочной воронки, m 3 0,6 0,7 0,7
Максимальное давление на бетонную смесь поршнем на выходе из распределительного устройства, МПа 7 6,5 7,5
Максимальная крупность заполнителя, мм 50 50 50
Тип шасси КамАЗ-53215 КамАЗ-53229 КамАЗ-53229
Габаритные размеры, м 10,0×2,5×3,8 10,3×2,5×3,8 10,45×2,5×3,8
Масса технологического оборудования, кг 9500 15 000 16 700
Полная масса автобетононасоса, кг, не более 16 500 24 000 24 000
в том числе распределяемая на переднюю ось 4500 6000 6000
на оси задней тележки 12 000 18 000 18 000
Дополнительное оборудование

— Трубопровод двойной толщины и высокопрочной стали;
— Центральная автоматическая смазочная система стрелы;
— Комплект экстренного обслуживания гидролинии;
— Водяной насос высокого давления;
Воздушный компрессор для прочистки стрелы;
— Воздуховод на стреле;
— Защита приемного бункера.

Размеры площадки для установки

Автобетононасос 24м площадка 6 Х 10 метров
Автобетононасос 28м площадка 6 Х 10 метров
Автобетононасос 32м площадка 7 Х 11 метров
Автобетононасос 36м площадка 8 Х 11 метров
Автобетононасос 40м площадка 9 Х 11 метров
Автобетононасос 42м площадка 10 Х 11 метров
Автобетононасос 46м площадка 10 Х 12 метров
Автобетононасос 52м площадка 12 Х 15 метров
Автобетононасос 62м площадка 13 Х 16 метров
Автобетононасос 65м площадка 13 Х 16 метров

Для строительства небольшого объекта не всегда рационально использовать крупногабаритную спецтехнику. Отличным решением поставленной задачи будет применение техники мини бетононасос, который имеет схожие параметры с производительными характеристиками большой специализированной техники для стройки. Малогабаритный бетононасос отлично зарекомендовал себя в монолитном строительстве, где требуется оперативное решение заливки фундаментов и прочих несущих конструкций зданий.

Почему выбирают мини-технику?

Покупка большого стационарного или мобильного бетононасоса не всегда оправдывает себя. Дорогостоящая техника может окупиться спустя месяцы и годы, в то время как вам необходимо решать производственные задачи. Мини бетонасос можно взять в аренду, и если позволяют средства, купить в лизинг или по другой кредитной программе. В строительном сегменте бывают универсальные задачи, где требуется выполнить заливку конструкций без использования крупногабаритной техники, и в то же время нерационально применять самодельные бетононасосы. Низкая цена спецтехники при полной ежедневной загрузке позволит вам окупиться примерно через 6-8 месяцев, а аренда мини бетонасоса способна еще быстрее «отбить» вложенные средства, но опять же, при условии полной ежедневной загрузки.

Рынок маленьких бетононасосов довольно обширный, есть российские разработки, но в последнее время можно увидеть на строительных площадках мини-технику производства Япония, Китай, США, Южная Корея, а также ряда индустриально развитых стран. Для малоэтажного строительства, где есть средний уровень рабочего цикла, только мини стационарный бетононасос является лучшим решением организации процесса рабочего цикла на производственной площадке.

Технические характеристики мини-спецтехники

Чтобы правильно организовать рабочий цикл работы, где требуется заливка бетонной смесью, попробуйте взять в аренду миниатюрный бетонасос. Примерные технические характеристики спецтехники включают в себя:

  • Максимальный размер подачи рукава с раствором- 150 метров.
  • Максимальный уровень подачи раствора на высоту- 50 метров.
  • Основной монтаж – электрический или дизельный двигатель общего принципа действия.
  • Полностью автономный режим передвижения.

Варианты малогабаритных бетононасосов

Прежде чем правильно узнать, как подобрать бетонасос для строительных работ, предлагаем ознакомиться с группами спецтехники. На рынке имеется два типа специализированой техники, которые представлены следующими категориями.

  • Поршневой тип. Самый популярный вариант бетононасосной группы, которая используется не только на постсоветском пространстве, но и в высокоразвитых странах. Благодаря универсальному принципу поршневой группы, можно организовать беспрерывный цикл подачи бетонной смеси на производственную площадку. Максимальный уровень производительности бетононасоса м 3 , зависит от технологической цепочки организации подачи раствора машинами поршневой группы. Монтаж поршневой категории оборудования происходит на мобильном шасси или на самоходном оборудовании.
  • Роторная система. Этот тип мини бетононасосов также используется в ряде технологических процессов. За счёт наличия рукава с роликами, обеспечивается прямое выталкивание раствора в порционных частях. Система подачи минует бетоновод и попадает прямо в шланг. Производительность такого оборудования в 2-3 раза меньше чем в поршневой группе, но эффективна для узкоспециализированных работ подачи бетонной смеси на строительную площадку.

«Общие габариты бетононасоса миниатюрной формы допускают установку бункера для приёма и переработки бетонной смеси.»

Вместе с этим в технологическом процессе требуется выполнять строгие временные требования переработки смеси, которые не должны превышать 20 минут, иначе это приведёт к выходу основного технологического оборудования из строя. Превышение времени переработки бетона может вызвать преждевременный износ спецтехники, поэтому, по окончании работ рекомендуется тщательно промывать все узлы спецтехники сильной струёй воды или иной технологичной жидкости, предназначенные для чистки бетононасоса.

Особенности подбора малогабаритных бетононасосов

Учитывая высокую популярность покупки и аренды бетононасосов малогабаритной группы, отметим основные технические и функциональные преимущества.

  • Мобильность. Техника способна маневрировать по сложным улицам и дорогам большого мегаполиса, где на первое место выходит качество бетона, а, следовательно, оперативная доставка бетонасоса на площадку гарантирована приемлемыми размерами спецтехники.
  • Компактность. Учитывая ограниченное пространство производственной площадки, мини бетонасос является правильным решением для строительного процесса. К примеру, для того, чтобы Камаз мог полностью развернуться, необходимо обеспечить свободное пространство 10*12 метров, для миниатюрного бетонасоса, такое пространство составляет 5*6 метров, то есть, если вы проводите строительные процессы внутри цеха, то малогабаритный бетононасос вполне может развернуться на вашем производственном участке.
  • Финансовая выгода. Для крупногабаритной техники необходимо привлечение достаточного количества вспомогательных сил, в среднем до 5-6 человек. Мини техника бетононасосного типа предусматривает задействование 1 водителя, и максимум 2 подсобных рабочих. Финансовая составляющая вполне впечатляющая.
  • Многофункциональность. Применение бетононасоса, это не только подача бетонной смеси. Некоторые модели спецтехники оснащены миксером, который позволяет размешивать бетон, если нет возможности вложиться во временные рамки заливки раствора на производственном цикле.
  • Производительность. Несмотря на совсем миниатюрные размеры, спецтехника обладает достаточной производительностью. Максимальный объем переработки бетона, в зависимости от модели машины – 70-170 м 3 . Максимальная высота подачи шланга и работы техники до 25 метров, некоторые модели спецоборудования позволят поднимать раствор на высоту 50 метров по вертикали и около 160 метров по горизонтали.

Популярные марки мини-бетононасосов

Дополнительные сведения о спецтехнике

Учитывая то, что многие производители оборудования предусмотрели дополнительные опции управления машиной, необходимо тщательно изучить возможности использования вспомогательного технологического оборудования для подачи бетонной смеси. Основной вес оборудования установки составляет около 1 тонны, поэтому можно перевозить спецоборудование малотоннажным транспортом, если отсутствует мобильная схема передвижного типа. По окончании работы с бетоном, необходимо тщательно промыть все узлы и компоненты спецоборудования от образования бетонного нароста после затвердевания массы.

Для подачи бетона на расстояние используется несколько различных типов техники:

  • стационарные бетононасосы и растворные станции - они обладают низкой производительностью, поэтому в коммерческой эксплуатации используются редко, в данной статье они не рассматриваются,
  • гидролотки и транспортерные ленты - часто используются в СЗФО, но в Московском регионе - практически не встречаются,
  • автобетононасосы - про них в дальнейшем и пойдет речь.

Автобетононасос (АБН) - это специальный узел для подачи бетона на расстояние, поставленный на шасси автомобиля. Классификация АБН:

  1. По типу прокачки:поршневые и вакуумные
    • В практике коммерческой эксплуатации чаще используются поршневые механизмы из 2 поршней, работающих в противофазе (один - всасывает бетон из приемного бункера, другой - закачивает его в бетоновод).
    • Встречаются и однопоршневые насосы, но такой механизм, естественно, снижает характеристику производительности насоса.
  2. По типу затворного механизма:шиберные, шторочные и роторные . Шиберные - самый распространенный тип, они могут иметь S-образную и С-образную конструкцию шиберного узла.
  3. По типу управления стрелой: стреловые и линейные (бесстреловые).
    • Стреловые АБН - наиболее популярный тип, в них смесь подается через управляемые гидравликой трубы, называемые стрелами.
    • Линейные АБН чаще всего используются там, где нет возможности разместить стреловой АБН.

Какие требования предъявляются к месту заливки с помощью стреловых АБН (по длине, ширине и высоте)?
Что касается высоты - в первую очередь, требуется, чтобы раскладыванию не мешали провода и деревья.
Общая высота для раскладывания зависит от общей длины стрелы насоса, для ориентира можно брать длину 16-20 метров.
Как выглядит раскладывание стрелы, можно посмотреть в рекламном видео 32-метрового АБН Zenith (непосредственно раскладывание начинается в 0:49. Перетащив ползунок, вы можете начать смотреть видео с любого момента ).

На этом видео вы также могли видеть разложенные по бокам аутригеры («лапы») насоса (что также можно встретить у автокранов или грузовиков).
Чтобы насос мог нормально разложить лапы - ему требуется площадка не менее, чем 7*7 метров . Для насосов стрелой от 36 метров - не менее, чем 9*9 м.

Ширину раскладывания аутригеров (лап) насоса и взаимное расположение насоса и миксера при заливке можно оценить по 2 следующим фотографиям.
На первой фотографии изображен насос длиной стрелы 40 м, ширина раскладывания аутригеров (лап) - 9 м.

При заливке миксер подъезжает к насосу задом и сливает бетон в приемное отверстие насоса.
В результате получается, что 2 машины встают в линию под 20 метров длиной.
Если подъездной путь изгибается - это не является принципиальным препятствием. Миксер может встать к насосу и под углом, что видно на фотографии с сайта российского производителя миксеров и насосов «ТЗА».
На фотографии изображен насос длиной стрелы 22 м.

На видео ниже представлен процесс заливки с использованием бетононасоса.
Бетон по лотку сливается в приемное отверстие миксера, и далее подается по стрелам насоса в опалубку.

Механизм выгрузки бетона из миксера расписан в разделе Автобетоносмесители «Вопросов и ответов».

Обратите внимание на провода: если в левой части фотографии (где миксер) их полно, то в правой (где насос) - их нет.
Для заливки насосом нужно обеспечить отсутствие проводов и деревьев, чтобы они не мешали раскладываться насосу .
Это особенно важно для садовых товариществ, где и провода, и деревья наблюдаются в избытке.

Что делать, если невозможно обеспечить данные условия?

В таком случае можно воспользоваться линейным автобетононасосом. Его основные отличительные особенности (по сравнению со стреловым АБН):

  • преимущества
    • меньшая длина (а значит и большая маневренность),
    • нет необходимости раскладывать аутриггеры («лапы») - достаточно обычной ширины дороги для работы насоса,
    • нет требований по отсутствию проводов, деревьев и т.п.
  • недостатки
    • требуется вручную собирать трубы в единую конструкцию, называемую магистралью, что требует больше времени,
    • магистраль по заливаемой конструкции перетаскивается вручную, а не с помощью гидравлики - это увеличивает трудозатратность процесса,
    • если объект находится выше уровня земли, магистраль нужно будет закреплять (к фасаду, стене или чему-либо еще).

Что касается стоимости, то мощный линейный насос (способный прокачать до 150 м) обычно стоит дороже, чем стреловой, но начиная с расстояния 60 м (если использовать стрелу не получается - например, при заливке в окно или подвал) он уже может быть дешевле (в зависимости от цен конкретного поставщика). Выглядит он следующим образом (фотография с сайта российского производителя миксеров и насосов «ТЗА»).

Мне нужен самый минимальный бетононасос, какой будет длина стрелы?
Иногда встречаются маленькие насосы со стрелой 15 метров, но обычно минимальный насос - 22-24 метра. Максимальная длина - 61 метр, стоимостью более 50 000 рублей за 8-часовую смену.

Также следует учитывать, что длина стрелы соответствует вылету по вертикали (за минусом 0,5-0,7 м). Вылет по горизонтали в среднем на 4 метра меньше, чем номинальная длина стрелы из-за особенностей конструкции.
Конкретные значения можно узнать на страницах производителей бетононасосов ТЗА , SCHWING Stetter , Putzmeister , CIFA , Mecbo , Zoomlion .

Что входит в 8 часов смены работы насоса?
Стандартная практика - 7 часов на непосредственную работу и 1 час на промывку после окончания работ.
Дорога «туда» и «обратно» во время смены не включается.

В чем заключается запуск насоса и стоит ли он каких-то дополнительных денег?
Чтобы бетонная смесь не застревала в трубах, нужно покрыть их стенки чем-то вроде обволакивающей пленки. Это и есть запуск насоса.
Для запуска используют либо цементное молочко, либо пусковую смесь:

  • Молочко производится непосредственно на заводе, но его требуется всего 1-2 куба, и доставка молочка в полупустой машине очень дорогая. Поэтому часто сами производители советуют использовать «самопальную» пусковую смесь из цемента и воды - это существенно дешевле. Для длинных насосов и магистралей использование цементного молока обязательно.
  • В остальных случаях чаще всего используется специальная пусковая смесь, которую оператор бетононасоса либо привозит с собой, либо замешивает из цемента заказчика.
  • При отгрузке раствора вместо пусковой смеси для запуска можно использовать непосредственно поставляемый раствор - но при этом следует заложить небольшой запас по объему (десятые доли куба).

А если мне нужно заливать пол в помещении длиной 100 метров, стоимость смены будет порядка 100 000 рублей?
Нет, для длинных помещений можно использовать либо линейный насос, либо наращивать стрелу с помощью магистрали. Такая конструкция не управляется централизованно оператором бетононасоса - ее нужно таскать вручную, но зато это существенно дешевле. Конечную стоимость можно сказать только на месте, определив точную потребность в шлангах, трубах и поворотах. При подаче бетона через двери (в подвал) или окна без магистрали обойтись будет невозможно.

Примеры, как выглядит магистраль:


Как быстро можно будет провести заливку с помощью автомобильного бетононасоса?
Наименьшая производительность насосов встречается у совмещенных машин «миксер-насос», практически не встречающихся в московском регионе - порядка 30 м 3 /ч.
У обычных бетононасосов без миксера производительность гораздо выше - от 60 м 3 /ч, а чаще - от 90 м 3 /ч.
Поэтому на практике реальным ограничителем скорости заливки является быстрота подачи миксеров под насос и быстрота выработки смеси рабочей бригадой . И чаще стоит вопрос быстроты подачи бетона, чтобы насос не забивался.

С каким интервалом нужно заказывать бетон при прокачивании через насос?
Требования к интервалу определяются исходя из того, что бетононасос не должен простаивать после начала работ, а должен постоянно прокачивать бетон - иначе «застоятся трубы» и насос придется запускать заново.
По практике скорости выработки бетона бригадами, одна машина 7м 3 вырабатывается за 15 минут, итоговая скорость обработки бетона бригадой составляет около 30 м 3 в час и 200 м 3 в смену.
Не сильно чаще выпускают машины и сами бетонные заводы, поэтому для простоты считается, что машины под насос нужно подавать без перерыва - перерыв образуется сам собой из-за времени загрузки машины.
Соответственно, бетонный завод должен обладать достаточным количеством машин (собственных или наемных), чтобы обеспечить требуемый интервал.

Если времени на отгрузку не хватает, можно ли заказать насос и первую машину с бетоном на одно и то же время?
Если с насосом что-то случится и он не сможет прокачать бетон, тогда отгрузка будет невозможна и выпущенный с завода бетон нужно будет перенаправлять на другой объект.
Чтобы этого не случилось, порядок действий такой:

  • сначала нужно убедиться, что насос на объекте разложился, препятствий для его работы нет,
  • и только потом выпускать машины с завода на объект.

Обычно разница между насосом и первой машиной бетона составляет 1 час, но если известно, что от завода до объекта большое расстояние (или большие пробки), рекомендуется задавать разницу во времени исходя из реальной продолжительности пути (всё равно быстрее, чем это возможно, миксер доехать до объекта не сможет).

Эту же разницу нужно учитывать и при подсчете полезного времени работы насоса. Дело в том, что 1 технологический час ему нужен не только на раскладывание стрелы - но в большей степени на промывку по итогам разгруки. И если после подачи сигнала о готовности к работе до приезда первой машины пройдет 2 часа - тогда на прокачку из 7 полезных часов останется только 5.
С учетом уровня расценок (по нескольку тысяч рублей за час), такую ситуацию нельзя назвать удобной для клиентов. Тем не менее, эта мера служит тому, чтобы в случае невозможности прокачки не пришлось платить за уже выпущенный с завода бетон - а это уже десятки тысяч рублей.

Как регулировать объем бетона при отгрузке под насос?
В общем случае правила такие же, как и при обычной отгрузке - чтобы не переплачивать за порожний прогон, при разгрузке предпоследней машины делается корректировка объема последней машины.
Однако нужно учитывать, что из-за риска застывания бетона в трубах (если между разгрузкой предпоследней и последней машин пройдет много времени) многие насосники не отпускают машину до того, как придет следующая. Чаще всего это означает, что у последней машины из-за ожидания последней возникает сверхнормативный простой, требующий оплаты. К этому нужно отнестись с пониманием, поскольку альтернативами являются:

  • дополнительная ходка машины с бетоном, если его требуется больше, чем изначально заказано,
  • разгрузка «лишнего» бетона, не требуемого в изначальную конструкцию, если его требуется меньше предполагаемого.

Во всех этих случаях дополнительные расходы составят больше, чем оплата сверхнормативного простоя. А если изначальный и фактический объем сходятся - то и переплачивать ничего не придется.


Какие предъявляются требования к бетону для прокачки его бетононасосом?
Большинство специалистов по автобетононасосам не берутся прокачивать смесь марки М150 и ниже, хотя некоторые соглашаются, основываясь на том, что главное - это всё-таки подвижность смеси, и смесь М100 П4 будет прокачана успешно.
Несмотря на то, что в характеристиках своих насосов производитель «ТЗА» указывает требуемую подвижность П2 (осадка конуса 6-9 см), на практике же требуется заказывать под насос смесь подвижностью не менее П4 . Только в отдельных редких случаях (когда насос принадлежит производителю и в своем качестве он уверен), удается поставить под насос бетон подвижности П3. Это нужно учитывать при планировании расходов на бетон и заказе партии бетона.
Что касается раствора , то из-за отсутствия щебня и более высокого содержания цемента по сравнению с бетоном той же прочности найти насос для прокачки раствора М100 проще, чем для бетона М100.

Такие же правила существуют для раствора и для керамзитобетона?

Для раствора - такие же правила, как и для бетона, а вот керамзитобетон практически никто не берется прокачивать насосом вне зависимости от марки, кроме отдельных умельцев.

Как же тогда подавать керамзитобетон на дальние расстояния и в высоту?
Самый стандартный способ - это использовать подъемный кран и подавать керамзитобетон отдельными партиями.
Например, с использованием так называемого «колокольчика», который с помощью крана транспортируется от места разгрузки до места укладки.
Могут использоваться и другие способы, например, заливка ковшом экскаватора .
Чаще всего при подобных заливках разгрузка машин длится дольше положенного срока.
Если заранее понятно, что будет простой машин, лучше сразу проговорить это до заливки - так вы сэкономите и свои нервы, и нервы поставщика.

За какой срок нужно заказывать бетононасос?
За пару дней, а вообще: чем раньше - тем лучше, потому что насосов относительно немного, и их работа расписывается на несколько дней вперед.

Могу я заказать бетононасос у того же поставщика, что и бетон?
Это возможно, но не всегда. Бетононасос - более дорогая техника, чем автобетоносмеситель, и у областных заводов он встречается реже, чем в Москве. Кроме того, у частников он чаще дешевле, чем у производителей бетона. Тем не менее, когда есть такая возможность, мы рекомендуем заказывать насос на бетонном заводе, даже несмотря на более высокую цену: это исключит риск взаимных претензий по простою. Примеры, когда они возникают:

  • если из-за задержки машин насос не укладывается в смену - владелец насос требует оплаты дополнительного времени работы с заказчика,
  • если насос ломается, и из-за этого машина на объекте стоит дольше положенного времени - поставщик бетона требует оплату сверхнормативного простоя с заказчика.

Как можно заметить, в обеих ситуациях заказчик должен компенсировать ущерб третьей стороне, возникший не по его вине. В случае же, когда бетонный завод сам поставляет насос, ответственность остается внутри его структуры и не касается заказчика.

Какой насос лучше - шиберный или шторочный?
Для потребителя нет разницы, какой тип насоса используется, при условии одинаковых технических характеристик. А производителям более выгодно работать с шиберными насосами из-за из сравнительно большей надежности. При подаче бетона на расстояния от 30 метров создается такое давление, что металлическая шторка буквально «всасывается» в бетоновод, что приводит к поломке.
Шиберные насосы - более современная техника, чем шторочные. Так что если придется иметь дело со шторочным насосом - это значит, что насос далеко не новый. Впрочем, это не означает, что он будет менее надежным.

Оценить силу давления, создаваемого механизмом прокачки бетона, можно по колебаниям стрелы насоса при прокачке:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные