Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Влияет ли имя на жизнь человека?

Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика – будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) – упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена – в этом легко убедиться, раскрыв святцы, – носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Вот пример: Иоанн.

Имя древнееврейское, которое в переводе значит – Благодать Божия.

В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.

Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.

И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.

Иоанн Власатый – Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.

Иоанн Дамасский – отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.

Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь и общественный деятель.

Иоанн Палестинский – выдающийся постник.

Иоанн Константинопольский – патриарх и выдающаяся личность своего времени.

Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.

То же наблюдаем относительно других известных имен.

Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

А теперь скажем несколько слов об истории наречения имени.

Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена?

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя – определяло место, которое должен занимать в мире его носитель . Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю (), называя каждое светило его именем (), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным () и этим самым определить их место и роль в мире Адама .

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого (); Навал – безумец () и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей – вынутый из воды , иногда – на предназначение человека: Исаия – да спасет Бог . Имя считалось как бы отпечатком личности человека!

В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье – Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи – Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения – Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен и др.).

Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь… – это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман – происходило от названия города Рим; имя Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести и т.п. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.

Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное , которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом – Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет: «Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности»… Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».

Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.

День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами .

Свт. Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:
«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».

Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов…

Как правильно дать имя ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем неправославным – это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.

Некоторые святые имеют по два имени – имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия , Ольга – Елены и т. д. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам , то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.

Можно дать имя (как сегодня распространено) в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?..» Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.

С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери – Марии. (Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария – в честь святых Марий, которых множество.)

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя – на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?.. Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя… Идея).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них – обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

Имена мужские

Аввакум любовь Божия (евр. ); имя, к сожалению, дискредитированное предводителем старообрядческого раскола протопопом Аввакумом, но, тем не менее, древнее и выразительное; происходит от имени библейского пророка.

Августин из города Августа (лат. )

Аверкий удерживающий, удаляющий (лат. )

Агапий любовь (греч. )

Агафангел добрый вестник (греч. )

Агафон добрый (греч. )

Адриан из Адрии (небольшой италийский городок) (лат. )

Адам человек (евр ); этимологически имя произведено от «адама» – «красная земля».

Алипий беспечальный (лат. )

Алфей перемена (евр. )

Амвросий бессмертный, божественный (лат. )

Анастасий воскресение, воскрешенный (греч. )

Андроник победитель мужей (греч. )

Аристарх лучший начальник, отличный ( греч. )

Арсений мужественный, мужчина (греч. )

Валериан из города Валерии (лат. )

Варлаам сын Божий (халд. )

Варфоломей сын Фоломея (Толомея) (евр. )

Виссарион лесной (греч. )

Вонифатий благотворец (лат. )

Гавриил крепость Божия (евр. )

Галактион молочный (греч. )

Герман воин (древневерхненем. )

Григорий бодрствующий (греч. )

Гурий львенок (евр. )

Давид возлюбленный (евр. )

Дамиан покоритель, укротитель (греч. )

Даниил Бог – мой судья (евр. )

Дидим близнец (греч. )

Диодор Божий дар (греч. )

Дионисий божественный из Нисы (греч .)

Евлогий благословение (греч. )

Евсевий благочестивый (греч. )

Едесий радость (сирийск. )

Елисей его спасение – Бог (евр. )

Ераст любящий (греч. )

Ефрем плодовитый (евр. )

Зосима жизненный (греч. )

Иаков заклинатель (евр. )

Ианнуарий привратник (лат. )

Игнатий огненный, раскаленный (лат. )

Иероним священноименный (греч. )

Иларион тихий, радостный (греч. )

Илия крепость Господня (евр. )

Ириней мирный (греч. )

Иустин сын Иуста (лат. )

Кассиан порожний, пустой (лат. )

Киприан с острова Кипр (греч. )

Кирилл солнце (перс. )

Климент милостивый (лат. )

Корнилий сильный (лат. )

Лаврентий лавровый (лат. )

Лазарь Бог-помощник (евр. )

Лев лев (греч. )

Ливерий свободный (лат. )

Лонгин долгий (лат. )

Лука родом из Лукании (греч .)

Макарий блаженный (греч. )

Мануил определение Божие (евр. )

Марк сухой, увядающий (лат. )

Меркурий торговец (лат. )

Мефодий упорядоченный (греч. )

Назарий посвященный Богу (евр. )

Нестор возвратившийся домой (греч. )

Никандр муж победы (греч. )

Никита победитель (греч. )

Никон побеждающий (греч. )

Нифонт трезвый (греч. )

Паисий детский (греч. )

Палладий из Паллады (греч. )

Панкратий вседержавный, всесильный (греч. )

Пантелеимон всемилостивый (греч. )

Парфений девственник (греч. )

Пимен пастырь (греч. )

Платон широкий (греч. )

Поликарп многоплодный (греч. )

Порфирий багряный (греч. )

Прокл далекий (лат. )

Родион геройский, розовый (греч. )

Рустик деревенский (лат .)

Савватий субботний (евр. )

Севастиан досточтимый (греч. )

Серафим пламенный (евр. )

Сила молчание, покой (евр. , лат. )

Силуан лесной (лат. )

Сильвестр лесной (лат. )

Симеон услышание (евр. )

Симон услышание (евр. )

Софроний здравомыслящий (греч. )

Стефан венец (греч. )

Терентий полирующий, растирающий (греч. )

Тимофей почитающий Бога (греч. )

Тихон счастье (греч. )

Трофим питомец (греч. )

Фаддей хвала (евр. )

Феодор Божий дар (греч. )

Феодосий Богом данный (греч. )

Феоктист Богом созданный (греч. )

Феофан Богоявление (греч. )

Феофил друг Божий (греч. )

Феофилакт богохранимый (греч. )

Ферапонт слуга (греч. )

Филадельф братолюбец (греч. )

Филарет любитель добродетели (греч. )

Филипп любящий коней (греч. )

Флорентий цветущий (лат. )

Фома близнец (евр. )

Харитон благодатный (греч. )

Христофор Христоносец (греч. )

Имена женские

Агапия добрая (греч. )

Агнесса Агния непорочная (греч. )

Ада благородная (древневерхненем .)

Акилина орлиная (греч. ); в простонародье это благозвучное имя было превращено в Акулину. Можно предложить родителям требовать от знакомых и родственников именно такого, греческого , а не простонародного русского (Акулина) варианта произнесения имени

Алевтина сильная (лат. )

Ангелина вестница (греч. )

Аполлинария Аполлонова (греч. )

Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч. )

Афанасия бессмертная (греч. )

Варвара иноземка (греч. )

Василисса царственная (греч. )

Вероника образ верности (греч., лат. )

Гликерия сладкая (греч. )

Диодора Божий дар (греч. )

Ева жизнь (евр. )

Евдокия благоволение (греч. )

Евсевия благочестивая (греч. )

Евфросиния радость (греч. )

Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа )

Зинаида божественная (греч. )

Илария тихая, радостная, ясная

Иоанна благодать Божия (евр. ); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна;

Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч. )

Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат. ). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь.

Иустина дочь Иуста.

Касиния служанка (лат. )

Кирия Господня (греч. )

Клеопатра славная по отцу (греч. )

Констанция постоянная (греч. )

Лия утомленная (евр. )

Лукия светлая (лат. )

Мариам их восстание, звезда моря (евр. )

Мелания черная (греч. )

Павла маленькая (лат. )

Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат .)

Параскева пятница, приготовление (греч. )

Пелагия морская (греч. )

Руфина рыжеватая (греч. )

София премудрость (греч. )

Сусанна белая лилия (евр. )

Феодора Божий дар (греч. )

Феодосия Богом данная (греч. )

Феофания Богоявление (греч. )

Харита любезная (греч. )

Харитина благодатная (греч. )

Христина Христова (греч. )

Юния молодая, юная (лат. )

Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине.

Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах.

Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

Женские: Аксуя, Голиндуха, Дракона, Каздоя и проч.

А еще недавно…

Еще несколько десятилетий назад новорожденным давались «новые» имена, порожденные идеями социализма, индустриализации и проч.

Мальчики часто получали имя Коммунар, а девочки Коммунара. Появились имена Октябрь (муж. ) – Октябрина (жен. ); Май (муж. ) – Майя (жен. ) и проч. В одной семье сына назвали Рево, дочь Люция, что вместе означало «Революция».

В календарях советского времени можно встретить и совсем экстравагантные: Даздрасперма (расшифровывается как «Да здравствует Первое мая»), Владлен (расшифровывается как «Владимир Ленин»), Воля, Интерна, Искра, Идея, Перкосрак (первая космическая ракета).

В 60-х – 70-х годах интерес к новым «оригинальным» именам угасает. Если детей и нарекают по-новому, то это уже не «коммунистические» имена, но «индустриальные», «космические».

Так, относительно популярными становятся: Ион, Аполлон, Венера, Меркурий, Феб, Гелий. Можно встретить и Икара, Одиссея, Титана, Селену. В начале 70-х годов Ленинградском Дворце торжественной регистрации рождений «Малютка» двум девочкам были присвоены имена Весна и Тайна.

Начиная же с 70-х годов пробуждается интерес к старым русским именам (особенно для девочек). К 90-м годам особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия и проч.

На 90-е годы особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия…

Что делать, если христианское имя забылось?

Нередко в храм приходят люди, имеющие неправославное имя, но когда-то, в детстве крещеные. Своего христианского имени они не помнят, а родители, которые их крестили, умерли. Что делать? Так и приходить в храм с именем Лениана, Марксина, Октябрина?.. Ничего страшного в этой ситуации нет. Нужно просто прийти к священнику и сказать об этом. Священник прочитает специальную молитву На наречение имени и даст вам новое имя православного святого.

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама - Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке. А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша. А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом - как выбрать имя ребенку по святцам?

Как правильно выбирать имя по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами. На самом деле день рождения - это тот день в который родился человек, а именины - это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин - это день Ангела или день тезоименитства. Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас - практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них - для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

  1. Лучше всего подобрать имя для малыша того святого, которого чтят в день рождения. К примеру, ваш ребенок родился 1 февраля. Вам поистине повезло, так как согласно святцам, новорожденного можно назвать следующими именами: Арсений, Григорий, Генрих, Луиза, Евфрасия, Марк, Макар, Мелетий, Савва, Феодосия, Федор или Януарий.
  2. Если же у вас мальчик, а в этот день нет имен для представителя мужского пола, то современная церковь обычно советует посмотреть на несколько дней вперед. Точно также можно поступить, если предложенное имя (или имена) вам вообще не понравились.
  3. Имя при крещении дается один раз в жизни и больше не меняется (исключение - меняется имя при пострижении в монашество и при смене веры).
  4. В последнее время некоторые родители дают детям двойные имена: одно - мирское, а второе - церковное. Кто-то так делает специально, а кто-то случайно - просто при рождении малышу дают не православное имя, а в церкви родители узнают, что под именем, к примеру, Стэлла или Камилла ребенка крестить нельзя. В таком случае батюшка предлагает родителям выбрать православное имя малышу - близкое или созвучное с «паспортным».
  5. Если святой, в честь которого вы назвали малыша, почитается за год несколько раз, то днем Ангела является ближайшие именины после дня рождения.

С древности до наших времен

Православная книга «Святцы» - это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам - это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика - тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели. Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка. Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию - запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку. Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком». Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Календарь имен по святцам на каждый месяц

Именины в январе

Имена в феврале

Имена в марте

Имена в апреле

Имена в мае

Имена в июне

У славянских народов издавна существует традиция давать своим малышам имена, которые носили прославившие церковь христиане. В настоящий момент огромное количество людей спорят о том, что некоторые исторические личности были причислены к лику святых незаслуженно или по ошибке. Однако, даже невзирая на данный факт, стоит сказать, что большая часть персонажей, занесенных в церковный календарь под названием "Святцы", действительно внесла огромный вклад в развитие христианства.

Выбираем правильно

До сих пор многие люди выбирают имя своей дочке, просматривая "Месяцеслов", в котором предлагаются на выбор имена девочек по месяцам и датам рождения. Представители мужского пола, прославившиеся своими добродетелями, также присутствуют в "Святцах". В любом случае, вне зависимости от пола необходимо со сдвигом на восемь дней вперед от даты рождения малыша. Данная традиция заложена еще во времена расцвета христианства. В тот час было принято крестить малыша на восьмой день после его рождения. Именно тогда и выбирали имя. Данная цифра - 8 - символизирует собой Небесное Царство, к которому присоединяется каждый, прошедший обряд крещения.

Матроны, инокини, мученицы

В "Святцах" одной строкой располагаются имена мальчиков и имена девочек. По месяцам происходит первоначальное разделение. Затем идет разбивка по дням. В "Месяцеслове" рядом с именем святой личности указывается также и его/ее род деятельности. Например, 1 января православная церковь празднует именины Аглаиды Римской, матроны. Как правило, предпочтение отдают вариантам, наиболее часто встречающимся в "Святцах".

Истоки

В данном церковном календаре по месяцам расположены рядом с их древними византийскими «коллегами». Причина тому скрывается в истоках возникновения христианства. Как известно, именно Византийская империя стала местом зарождения наиболее массовой религии современности. Поэтому даже непривычно звучащее прозвище может иметь истинно христианские истоки.

Привычные аналоги

Наиболее распространенные имена девочек по месяцам это Мария, Иоанна, Марфа. Священномученицы, матроны, блаженные, праведные и многие другие женщины воспеваются церковью каждый день. Многие канонические имена уже давно забыты. Часть из них безвозвратно утрачена, другие - модифицированы на современный лад. Например, Иоанна. В настоящее время это имя не используется. Ему на смену пришел более привычный и знакомый всем аналог - Жанна. То же самое можно сказать и про другие христианские имена девочек. По месяцам и дням уже не используются Фотина, Ника, Марфа и т. д. Их успешно заменили Светлана, Вероника и Марта.

Считается, что получив при крещении имя святой личности, ребенок приобретает в её лице своего Ангела Хранителя. Именно он передает малышу, а потом уже и взрослому человеку, волю Божию. Поэтому день крещения праздновался ранее более пышно, чем день рождения и именовался Днем Ангела.

Святая Дева Мария и Спаситель Иисус Христос

С каждым годом "Святцы", куда входят имена мальчиков и имена девочек по месяцам и дням, слегка изменяются. В частности, в список включаются новые личности и, соответственно, появляются новые Ангелы для новорожденных детей. Примечательно, что в честь Иисуса Христа в "Месяцеслове" нет ни одной записи. Благоговение, испытываемое перед сыном Божьим и Спасителем, не позволяет нарекать простых смертных подобным именем. Аналогично и с Пречистой Матерью Иисуса - Девой Марией. Девочек называют таким именем в честь совершенно других святых личностей. Воспевание Марии проходит в церкви порядка 40 раз в год. Именно поэтому раньше данное имя было весьма распространенным.

Возврат к прошлому

Многие традиции канули в Лету. Некоторые из них обрели вторую жизнь. Сейчас снова стало популярным нарекать своего ребенка, опираясь на "Святцы". Сегодня наиболее распространенными являются следующие по месяцам и дням:

  1. Мария. Служба в честь святых женщин, носящих это имя, проводится порядка сорока раз в году. При этом иногда выпадает так, что в один день могут праздноваться именины нескольких святых. Например, проводится служба Марии Леляновой и Марии Портновой. Обе они - инокини.
  2. Анастасия. Данное имя как было, так и остается популярным. В "Месяцеслове" пятнадцать раз встречается святая личность, нареченная Анастасией. Некоторые из них почитаются церковью два раза. Например, великая княжна и страстотерпица Анастасия Романова.
  3. Кристина. Первоначальной формой современного имени было имя Христина. Именины святых женщин отмечаются несколько раз в году: 26 марта, в последний день мая, 13 июня, 6 и 18 августа. При этом в каждый отдельный день почитается отдельная личность.

Июльская Ольга и февральская Ефросинья

Давайте посмотрим, к какому месяцу относится то или иное женское имя.

Месяц

Зима

Евгения, Анастасия, Ульяна, Татьяна, Нина, Феодора, Аглая, Домна и прочие

Кристина, Мария, Зоя, Инна, Анн, Ефросинья, Агафья, Анастасия и т. д.

Весна

Кристина, Марина, Феодора, Кира, Антонина, Евдокия, Ульяна, Галина, Регина, Ника и т. д.

Тамара, Клавдия, Феодосия, Прасковья, Дарья, Лидия, Алла, София, Светлана, Анастасия, Ника, Лариса, Марфа, и прочие

Зоя, Валентина, Пелагея, Александра, Ефросинья, Мария, Гликерия, Клавдия,

Сусанна, Кристина, Фаина, Глафира, Ирина, Таисия, Евдокия, Тамара, Юлия

Лето

Ульяна, Елена (Алена), Анна, Кристина, Фекла, Клавдия, Ефросинья, Марфа, Антонина, Калерия, Софья, Феодосия, Нелли, Мария, Акулина, Феодора, Валерия, Кира

Инна, Валентина, Ульяна, Жанна, Алевтина, Юлианна, Анна, Ольга, Марина, Ефимия, Сарра, Агриппина, Юлия, Евдокия, Марфа, Римма, Маргарита, Ангелина, Елена

Серафима, Олимпиада, Анита, Валентина, Конкордия, Магдалина, Кристина, Прасковья, Анна, Олимпиада, Милена, Светлана, Мария, Сусанна, Нонна

Осень

Сентябрь

Руфина, Любовь, Васса, Людмила, Анна, Наталия, Василиса, Вера, Надежда, Феодора, Марфа, Домна, Раиса

Вероника, Ефросинья, Таисия, Прасковья, Анна, Марианна, Зинаида, Евлампия Фекла, Виринея, Устинья, Пелагея, Устинья, Ирина, Ариадна, Софья

Елена, Анна, Алена, Клавдия, Феодора, Ульяна, Мария, Нелли, Капитолина, Гликерия, Прасковья, Ненила

Зима

Ангелина, Анфиса, Варвара, Анна, Августа, Ольга, Марина, Ульяна, Зоя, Цепилия, Екатерина, Августа

«Ономастика» в помощь

Для многих при выборе решающее влияние оказывает значение имен девочек. По месяцам и дням можно подобрать понравившийся вариант, избрав Ангела своей малышке. Но одно дело - как звучит имя, и совсем другое - какой в нем заложен смысл. В данном случае отличным подспорьем явится ономастика. Эта наука расшифровывает все тайны и раскрывает первоначальное значение не только фамилий, но и отчеств, и прозвищ людей. Будет ли дочка ученым, высококлассным специалистом или человеком творческого склада - все это тоже непосредственно зависит от выбранного имени. Отношение к близким, семье, друзьям, природе и животным, черты характера, и направление деятельности может подсказать ономастика, проанализировав все необходимые данные.

Не только православная церковь имеет "Святцы". Многие другие религии также опираются на аналогичные календари. У индусов такой книгой является "Хинду Дхарма". по месяцам можно почерпнуть из Корана или исторических рукописей, относящихся к жизни пророка Мухаммеда.

После крещения Руси православные христиане стали проводить обряд крещения младенцев, даруя им имена православных святых, признанных таковыми церковью. Так были составлены святцы. В них были записаны имена святых и мучеников, дата почитания их памяти и краткое значение имени. Теперь наречение новорожденного зависело от того, в какой из православных календарных дней он родился.

По традициям Древней Руси ребенка должны были окрестить на восьмые сутки после рождения. За это время крохе подбирали имя по церковному календарю. Если день рождения выпадал на "пустой" день (когда не праздновали именины никакого святого) или имя по святцам было неблагозвучным, церковники предлагали имена святых последующих трех дней. Так завещал и Феофан Затворник, добавляя возможность называния ребенка именем тех святых, именины которых праздновались в промежуток между "телесным" рождением и крещением.

Православный месяцеслов (или православный календарь имен, или святцы) формировался несколько веков подряд и продолжает активно пополняться по сей день. Традиция церковного наречения новорожденного характерна для России. Религия в сознании наших людей всегда имела место, даже в атеистические советские времена. Да и почему бы не подарить ребенку имя-оберег? Ведь именно так поступали наши предки, именно так именуют своих детей индейские племена, верующие в предначертание судьбы и живущие в полном единении с природой. Подкупает и логичность называния детей именами святых, родившихся в одно с ними время. Да и при не надо будет изменять мирскую форму имени.

В общем, плюсов очень много. Однако многие видят и недостатки в назывании детей по церковному календарю. Утверждают, что православный именослов очень однообразен. Это не совсем так. Просто некоторые из устаревших форм имен не совсем подходят для современных реалий, и жить с подобным именем ребенку будет затруднительно.

Традиция наречения новорожденного по православному календарю возрождается, однако не все родители понимают ее суть правильно. Вера в последнее время порой становится веянием моды, а не истинным чувством. Ребенка называют теми самыми "неблагозвучными" именами по святцам, дабы выделить его из толпы. Следовательно, ребенок получает имя, наречения которым так пытались избежать в древности.

Православные традиции — часть нашей жизни, ведь недаром слова "наречь", "назвать" и "окрестить" воспринимаются нами как синонимы. Если же родители выбирают своему крохе имя, не обозначенное в месяцеслове (православном календаре), церковные служители могут выбрать имя, созвучное с мирским, или подобрать его по дню крещения. Так, случалось, что Дарья по церковной традиции крестилась как Евдокия, а Алиса — как Александра. В любом случае православный христианин должен иметь как мирское имя, так и церковное — то, с которым он предстанет перед Богом.

При выборе имени в согласии с православными традициями необходимо иметь под рукой календарь именин (основных дней почитания святых) на год рождения вашего малыша. В нем можно найти список имен наиболее весомых, почитаемых в православии святых с индивидуальным разграничением именин и значением. Есть также в православии следующий список святых, именами которых можно называть детей: Тимофей, Вонифактий, Игнатий, Филогения, Леонтий, Никита, Филарет, Макарий, Феоктист, Клавдия, Анисия, Феодор и Феодора, Мелания, Кесария, Архип, Андроник, Михей, Антоний, Василиса, Пахомий, Арсений, Макар, Савва, Анания, Никифор, София, Мстислава и др.

Именины — это день почитания святого, в честь которого назван ребенок. В древности именины праздновали "всем миром", не придавая мирскому дню рождения человека подобного величавого значения. Поскольку в современном православном календаре очень много святых и мучеников с одинаковыми именами, принято разграничивать празднование именин святых с идентичным именем. Например, именины Михаила следует отмечать по дате, ближайшей к дате "телесного" рождения. Точно так же выбирают и имя малышу.

Сегодня некоторые из нас не понимают сути понятия "именины" и отмечают их круглый год, как только увидят в календаре имя святого. Но это неправильно. Именины, как и день рождения, у человека одни. Каждый из нас празднует только те именины, которые почитают того святого, в честь которого даровано имя. Остальные святые не имеют никакого отношения к празднованию именин. Пример: именины святого Александра встречаются в православном календаре более десяти раз. Но человек празднует именины того святого или мученика, в день которого он родился (телесно и духовно). Остальные Александры к нему не имеют отношения.

Кроме того, церковь различает понятия "святого покровителя" и "ангела-хранителя". В первом случае мы говорим о святом, именем которого был крещен ребенок. Этот святой становится небесным покровителем малыша и защитником всей его жизни. А вот ангел-хранитель даруется новорожденному при появлении на свет, при, так сказать, телесном рождении. Бог дает ангела-хранителя всем, независимо от того, крестился ли человек.

Интересно, что люди, родившиеся при советской власти, умудрялись получать церковные имена и даже креститься. Чаще обычного таинство крещения проводилось дома или в отдаленных районах у родственников. Священник приходил на дом в частном порядке и крестил ребенка в согласии со святцами, составленными достаточно давно. Сейчас в России свобода выбора религии и называния детей, однако традиции поколений все же сильны, поэтому придерживаться христианских принципов не помешает. Это позволит вам сделать правильный выбор не только имени для ребенка, но и его будущей судьбы.

Обсуждение

А церковный календарь - это исключительно природное и естественное явление? Или его всё-таки придумывали и писали люди? Так почему надо ориентироваться по чьим-то (пусть и древним) придумкам?

У меня сын Василий.Точно такого среди его друзей в школе не будет,кругом одни Ильи да Никитки

Комментировать статью "Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю"

Как назвать ребенка? Роды с мужем: пол ребенка и имя для девочки - после родов. Выбор имени по святцам и нумерология. Ключ к определению энергетики имени. Выбираем имя ребенку. Мы не делали УЗИ на пол, и имя не выбирали принципиально, надеясь на святцы.

Обсуждение

В период 40 дней от момента рождения, то есть с даты рождения +40
Удачного выбора!

Вот тут у каждого батюшки свое мнение. Я слышала несколько разных версий. От уважаемых своей паствой священнослужителей. 1) Называть четко по имени святого, кого чествуют в этот день. И никаких НО. 2) Называть можно именем из списка святых, которых чествуют в течение 40 дней после рождения. 3) Называть можно любым мирским именем, а крестить именем святого, которого чествуют непосредственно в день рождения.
Ваш вариант - четвертый.
Лично я для себя остановилась на втором варианте. Но, если честно, подогнала его уже постфактум, т.к. с именами детей определилась до их рождения и вряд ли бы стала менять, случись что-то внеплановое (например, рождение в 7 месяцев). Старший сын, названный мной Антоном в первый же день, как я узнала о беременности (вот сразу ждала сына Антона), по стечению обстоятельств родился в день Антония Печерского. Младший сын, бывший Захаром с 30й недели беременности (тогда узнали, что будет сын), родился за месяц до дня памяти Захарии Постника. Дочка, ставшая окончательно и бесповоротно Есенией с 21й недели беременности (как только сказали пол), родилась за 10 дней до дня памяти Преподобной Есии.
Такая близость именин убеждает меня, что имена моим детям выбраны правильно и с благословения свыше:)

Раздел: Как назвать ребенка (имя соня при крещении). Софья или София? Просветите меня, вот это одно и тоже имя или у него разное значение? К содержанию. Имена, которые подходят детям по святцам. Имена для сына и дочки – созвучные, без споров и разногласий.

Раздел: Как назвать ребенка (кое имя у меня по святсам). Мы вот тоже ждем второго ребенка. И кстати, вот посмотрела эти святцы, имя, которое выбрали первому ребенку, а именно Константин, совпадает с его датой рождения, а именно 11 августа!!!

Как назвать ребенка. у меня оба оказались по святцам, первого узнала только через 10 лет, второго придумали имя Имена, которые подходят детям по святцам. Январские имена для мальчиков. Григорий, Илья, Тимофей, Даниил, Иван, Игнат, Афанасий, Кирилл, Никита, Антон...

Обсуждение

спасибо всем)

Это сейчас родители могут дать любое имя ребенку, а в старину, принято было давать имена по церковному календарю. Сначала малыш рождался, а уже потом ему давалось имя. Как правило, имя, выбирали по именам святых, наиболее близко расположенных в православном календаре к дате рождения, а еще правильнее к дате крещения. Я родилась в декабре, именины - в январе) Двум малышам тоже присматривали имена, ближайшие к дате рождения. НО имя земное и имя церковное могут быть разными. Подруга назвала дочку Амелией, а крестила её Анной. =)

имя и крещение. Как назвать ребенка. Можно самим выбрать крестильное имя. Обычно выбирают по святцам на день рождения, на день крещения, или по любимой святой\мученицы.

Раздел: Как назвать ребенка (егор сергеевич или максим сергеевич как назвать). У самой муж Сергей. Я бы назвала своего сына Артем и плевать Влияние имени ребенка на его характер и судьбу. Имя по святцам. В десятку популярных мужских имен вошли Максим, Артем, Михаил...

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные