Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Чтобы учащиеся поняли, в каких случаях написание не идет раздельно, а в каких случаях слитно, обязательно нужно пояснять эту тему при помощи таблиц, игр и развивающих заданий. Наградные примеры для заданий лучше всего запомнятся ребятам и легко будет употребляться в письменной речи

Существуют правила, которые нужно запомнить и выучить, чтобы знать, когда не пишется слитно. Это такие случаи написания не слитно :

  1. В словах, которые без “НЕ” не употребляются (невежа, непобедимый);
  2. В словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);
  3. В отглагольных прилагательных на -мый (независимый);
  4. В неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
  5. В глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).

В этих случаях написание не всегда раздельно, вне зависимости от того, к какой из частей речи принадлежит слово. Слитное написание не указывает на то, что предмет или признак имеет противоположное качество, действие или признак.

Раздельное написание НЕ

Ученики обязательно должны усвоить раздельно написание частицы не, так как это имеет большое значение для правильной и грамотной письменной речи.

Частица “НЕ” пишется раздельно :

  1. С глаголами (не ел);
  2. С числительными (не два);
  3. С краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется);
  4. Со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не тихая, а полноводная речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не счастливые люди);
  5. С прилагательными в сравнительной степени (не толще);
  6. В словах с предлогами (не для кого, не в силах).

Раздельно написание не с разными частями речи чаще всего указывает на отрицание признака предмета или действия.

Тест на проверку

Предлагает вам задания и тесты на проверку усвоения знаний по поводу того, каким будет написание не – раздельное или слитное в письменной речи. Мы приведем вам примеры разных частей речи, а вы должны будете на слух или письменно определись, какое же написание не, слитное или раздельное. Попробуйте пройти тесты указанные ниже, исполнение разных заданий, чтобы усвоить раздельное написание не с разными частыми речи.

Упражнение на внимательность, а также на умение различать причастия и прилагательные. Пусть кто-то вслух диктует вам ниже указанные слова, а ты только записываете номера прилагательных, которые без не не употребляются:

  • незавершенная книга;
  • неторопливая;
  • неказистая;
  • непричастная;
  • небрежная;
  • незрелая;
  • некрасивая;
  • необратимая.

На слух постарайтесь понять, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется :

  • небо;
  • неряха;
  • немощь;
  • ненависть;
  • немой;
  • нектар.

Укажите, как пишется не с глаголом, деепричастием, причастием :

  1. Солнце (не) принесло облегчения
  2. Упражнение было (не) выполнено.
  3. Он (не) навидел плохую погоду.
  4. Звери (не) убежали, а смотрели на охотника.
  5. (Не) читая книг, трудно быть интеллектуалом.
  6. Как пишется не с прилагательными и существительными:
  7. Она совершила (не) красивый поступок.
  8. Из чащи выполз (не) человек, а зверь.
  9. Это (не) кирпичный гараж.
  10. Река (не) большая, а маленькая.
  11. Ущелье (не) длинное, но очень глубокое.

Укажите, как пишется не с местоимения, наречия, числительные:

  1. Мы (не) раз любовались восходом.
  2. Виктору (не) когда было искать книгу.
  3. (Не) что проникло в здание музея.
  4. Я живу (не) на десятом этаже.
  5. (Не) которые люди любят собак.

Русский язык. Правописание частицы “не” с разными частями речи

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

Не пишется слитно: 1) со всеми частями речи, которые без не не употребляются: невежа, ненастный, нелепо, ненавидеть, негодующий, недоумевая, нельзя, нехотя;

2) с существительными, прилагательными и наречиями на – о, – е, если их можно заменить синонимами: неприятель (враг), небольшой (маленький), недалеко (близко);

– о, – е при наличии при них наречий степени: очень, крайне, весьма, совершенно, абсолютно, чрезвычайно, совсем (в значении «абсолютно», «совершенно»): крайне неприятное происшествие, совершенно неисследованная местность, говорит очень невыразительно;

не с полными прилагательными пишется слитно: неблизкий путь – путь неблизок;

5) с отглагольными прилагательными, образованными от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с суффиксами на – мый: непреодолимый, неизмеримый, нерушимый.

Примечание: не пишется отдельно, если при этих отглагольных прилагательных зависимыми словами являются отрицательные местоимения или существительные, местоимения в творительном падеже: не различимые глазом предметы, ничем не объяснимые факты;

6) в глаголах с приставкой недо-, указывающей на неполноту чего-либо: в пачке недостает пяти книг (но: ребенок не достает до стола);

7) в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях: некому, нечем, некто, некогда, неоткуда, нехотя.

Не пишется раздельно:

1) если есть или подразумевается противопоставление: не везенье, а упорный труд; живет не далеко, а близко; не прочитанная, а только просмотренная книга. Пруд глубокий? – Нет, не глубокий.

Примечание: следует различать противопоставление с союзом а (частица не пишется раздельно) и противопоставление с союзом но (частица не пишется слитно): речка не глубокая, а мелкая – речка неглубокая, но широкая;

2) с относительными прилагательными (не летний дождь), с качественными прилагательными, обозначающими цвет (не белый, не черный), а также с прилагательными: не лучший, не худший, не больший, не меньший;

3) с прилагательными, причастиями, наречиями на о, е при наличии при них отрицательных местоимений и наречий, а также частиц далеко не… отнюдь не… вовсе не… совсем не… (в значении «нисколько», «отнюдь»).

Например: никому не интересные подробности; никогда не замерзающее озеро; далеко не умный человек; совсем не случайная встреча;

4) с краткими прилагательными, если частица не с полными прилагательными пишется раздельно: путь не близкий, а далекий – путь не близок, а далек.

5) с некоторыми краткими прилагательными, которые нечасто употребляются в полной форме: не нужен, не обязан, не намерен, не согласен, не рад, не должен, не прав, не виден, не слышен, не расположен;

6) с глаголами, деепричастиями: не узнавал; не узнавая.

7) в отрицательных местоимениях с предлогами: не с кем поговорить, не в чем упрекнуть; в сочетаниях не кто иной, как…; не что иное, как: не кто иной, как командир; не что иное, как искра;

8) с полными причастиями при наличии зависимых слов, в том числе наречия еще: не прекращающийся весь день дождь; еще не распустившийся бутон розы;

9) с краткими причастиями (вещи не отправлены); с числительными (не два километра); союзами (не то дождь, не то снег); частицами (не только); предлогами (не со мной); личными местоимениями (не со мной, не он); с наречиями в сравнительной степени (не лучше); а также с наречиями, выступающими в роли сказуемого (не жаль, не нужно, не страшно, не видно); со словами едва ли (едва ли не первый из спортсменов); в вопросительных предложениях (разве не ясный аргумент приведен? ).

Как различать написание частиц не и ни

Написание частиц не и ни зависит от смысловых значений, которые они несут в предложении. Частица не используется как:

Отрицание (ветер не утихал);

Утверждение:

а) в восклицательных или вопросительных предложениях (где он только не бывал!);

б) в придаточных времени с союзом пока не (Жди, пока не приду);

Двойное отрицание (Не могу не возразить). Частица ни используется как:

Усиление отрицания в предложениях с отрицательным сказуемым, причастиями, деепричастиями (ветер не утихал ни на минуту);

Усиление утверждения в придаточных предложениях; как правило, такие придаточные начинаются сочетаниями: кто ни, что ни, где ни, куда ни, откуда ни, как ни, сколько ни (Куда ни посмотришь, всюду леса).

Примечание : следует различать написание сочетаний: не один (много) – ни один (никто); не раз – немало (много) – нимало (нисколько).

Задание 38. Раскрывая скобки, вставьте частицы не и ни. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Как (не, ни)старался я отгонять от себя прочь воспоминание о (не)знакомке, о ее спутнике, о моих встречах с ними, оно то и дело возвращалось и приставало ко мне.

2. Кто (не, ни)проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не, ни)бранивался!

3. Кажись (не, ни)ведомая сила подхватила тебя на крыло к себе и сам летишь и все летит: …летит вся дорога (не, ни)весть куда в пропадающую даль.

4. (Не, ни)так(ли) и ты Русь что бойкая (не, ни)обгонимая тройка (не)сешься? …летит мимо все что (не, ни)есть на земле и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

5. В его этюдах было много жизни и правды, но (не, ни) один из них (не, ни)закончен и рисунок показался мне (не, ни)брежен и (не, ни)верен.

6. (Не, ни)одна мать (не)ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

Задание 39. Спишите слова, раскрывая скобки. Распределите их по группам: 1) слова, которые без не не употребляются; 2) слова, которые в сочетании с не имеют только отрицательное значение.

(Не)нависть, (не)насытный, (не)навидеть, (не)льзя, (не)кий, (не)ймется, (не)долг, (не)сносные, (не)она, (не)сам, (не)досыпать, (не)строить, (не)видя, (не)хотя, (не)найду, (не)приятель, а друг; (не)брежность, (не)чисть, (не)дотрога.

Задание 40. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание частицы не с причастиями и деепричастиями.

1. В необыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет.

2. На давно (не)подметавшихся улицах ветер шелестел ржавой листвой.

4. Мы бредем по тем дорожкам, где (не)кошена трава.

5. Вверху (не)погасшим костром тлели Стожары.

6. Воспоминания – это (не)пожелтевшие письма, (не)старость, (не)засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир.

7. В (не)видимую, завешенную ковром дверь кто-то постучал.

8. Всякий охотник поймет мое (не)удержимое желание схватить зверя.

9. Только (не)сжата полоска одна.

10. Тишина, (не)нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна.

11. Татьяна любит (не)шутя.

12. И все остановились, (не)желая облегчить участь того, кто делал им зло, (не)желая убивать его.

13. Он обернулся, удивляясь и (не)доумевая.

Задание 41. Используя приведенные ниже прилагательные, составьте словосочетания со следующими словами: отнюдь (не), вовсе (не), далеко (не).

Веселый, добрый, интересный, знатный, смешной, интеллигентный, толстый, молодой, богатый, известный.

"Не с разными частями речи" - одна из тем в русском языке, которые всегда вызывают затруднения. И дело здесь не столько в сложности самой темы, сколько в объёме информации, которую нужно запомнить: для существительного не всегда подойдут правила, используемые для глагола, а пытаться определять слитное и раздельное написание причастия по аналогии с глаголом - вообще одна из грубейших ошибок! Что же делать, чтобы быть уверенными в своих знаниях и не ошибаться?

Частица и приставка

Для начала нужно чётко разграничить частицу не и приставку не- . Частица всегда пишется раздельно, приставка же выделяется соответствующим знаком при морфемном разборе слова и является его структурной частью. На основе этого строится общее правило: не с разными частями речи пишется слитно, если данное слово без не просто не употребляется (ненавидеть, ненастье, непобедимый, нежданный и т. п.). Обнаружить такие слова в тексте отнюдь не сложно, поэтому с ними трудностей обычно не возникает.

Правописание с существительными, прилагательными и наречиями

В одну большую группу объединяются существительные, прилагательные и наречия, оканчивающиеся на (холодно, быстро ). Правописание частиц не с разными частями речи в данном случае целиком и полностью совпадает.

Итак, не пишется раздельно:

  1. Если есть противопоставление с союзом а (не горячо, а холодно; не друг, а враг; не свежий, а чёрствый ).
  2. Со словами отнюдь, вовсе, далеко (отнюдь не осторожность; вовсе не холодный; далеко не просто ).
  3. При двойном отрицании (ни для кого не ново; никому не интересная новость ).
  4. При отрицании двух признаков подряд (не высок и не низок ).

Слитное написание не- с разными частями речи возможно в двух случаях:

  1. Если можно подобрать синоним без не- (недруг - враг, недалёкий - близкий, немного - мало ).
  2. Если употреблен союз но в сочетаниях наподобие неглубокая, но быстрая . Союз но является противительным, однако в отличие от союза а он может означать не противопоставление, а сопоставление не взаимоисключающих признаков.

Причастие

Продолжаем изучать правописание частиц не с разными частями речи. Правило, касающееся причастия, смело можно назвать одним из самых противоречивых, потому что именно с ним обычно возникают наибольшие трудности. Но попробуем разобраться.

Слитно не- с причастием пишется в таких случаях:

  1. Если нет зависимого слова (непросохшая трава ; невыполненное задание ).
  2. Если нет противопоставления (непрочитанная книга ; неизданная рукопись ).
  3. С наречиями меры и степени очень, крайне, абсолютно, почти, совсем, чрезвычайно, совершенно, весьма (крайне необдуманное решение ; почти ненарушенный порядок ).
  4. Если причастие образовано от глагола с приставкой недо- (недопонятый, недомытый ).

С раздельным написанием не тоже несложно разобраться:

  1. Если есть зависимое слово (не написанное (как?) вовремя сочинение; не пришедший (когда?) сегодня ученик ).
  2. Если имеется противопоставление (не придуманный, а реальный сюжет ).
  3. Если причастие имеет краткую форму (история не выдумана, книга не прочитана ).

Только раздельно!

Существует несколько ситуаций, в которых возможно только раздельное написание не с разными частями речи. Некоторые из них являются своеобразными правилами и заучиваются детьми в начальной школе, другие же практически не встречаются.

  1. Со словами, которые пишутся через дефис (не по-товарищески, не юго-восточный ).
  2. С прилагательными в сравнительной степени (не лучше, не хуже ).
  3. С относительными, притяжательными прилагательными, а также прилагательными вкуса и цвета (не зимний; не мамин; не чёрный ).
  4. С числительными (не один, не второй ).
  5. С глаголами (не пошёл, не смог ).
  6. С деепричастиями (не умея, не думая ).
  7. Со служебными словами: предлогами и частицами (не только, не с ним, не из-за него ).

В дополнение к четвёртому пункту: очень важно не путать причастие и прилагательное, потому что в случае краткого прилагательного правописание не будет подчиняться другим правилам. Сравните: девушка талантлива и образованна и группа образована . В первом случае на то, что слово образованна является прилагательным, указывает стоящее рядом слово той же части речи, к тому же по смыслу понятно, что это не деепричастие (девушку не образовали, а она умна). Во второй же ситуации видно, что группу кто-то создал, образовал, т. е. она образована . Следовательно, обусловлено различное правописание не разными частями речи, к которым относятся омонимичные слова.

Местоимения

Рассуждая о правописании не с разными частями речи, остановимся на личных и отрицательных местоимениях. В случае с ними всё очень просто: если есть предлог - пишется раздельно (не с кем ), если же его нет - слитно (некогда ).

Недо- и не до

Один из самых сложных пунктов этого правила - правописание глаголов с приставкой недо- и глаголов с частицей не и приставкой до- . Имеются в виду слова вроде недоедать и не доедать , которые на первый взгляд абсолютно одинаковы, но с точки зрения грамматики писаться должны по-разному.

Приставка недо- обозначает законченное действие, результат которого не соответствует норме (некоторые лингвисты говорят, что любое слово с этой приставкой обозначает что-то плохое): недоедать (есть мало), недооценивать (недостаточно высоко ценить), недоговаривать (скрывать правду).

В свою очередь, частица и приставка характеризуют прерванное действие: не доесть (не успеть закончить трапезу), не договорить (не закончить речь), не доплыть (не закончить плавание) .

На первый взгляд всё не так уж и сложно, но иногда возникают ситуации, когда выбрать между двумя вариантами непросто.

Не против ни

Другая спорная тема - "Правописание не и ни с разными частями речи". Благо здесь не так много нюансов, так что разобраться в правилах будет несложно.

Частица не употребляется для:

  1. Выражения отрицания (не понял, не мой ).
  2. Под ударением в местоимениях (нѐкому, нѐкогда ).

Тогда как частица ни :

  1. Усиливает отрицание (не было видно ни света, ни дома )
  2. Употребляется не под ударением в местоимениях (никтó, никогдá )
  3. Используется в сложноподчинённых предложениях для усиления утверждения (куда бы мы ни поехали, нас везде встречали радостно ).

В принципе, всё не так уж и сложно, некоторые задания подобного плана выполняются исключительно на уровне интуиции, но всё же знание теории может существенно облегчить задачу.

Повторяем

Для того чтобы закрепить правило, лучше повторить весь материал. Важно понимать, какие образуются сочетания с не разными частями речи. Таблица поможет вспомнить всё самое главное.

Раздельно

Существительные, прилагательные, наречия на

1. Синоним без не-

2. Не употребляющиеся без не-

1. Противопоставление с союзом а

2. Отнюдь не, вовсе не, далеко не

3. Двойное отрицание

Причастия

1. Без зависимого слова

1. С наречиями меры и степени

2. С зависимым словом

Прочие части речи

1. Со словами, которые пишутся через дефис

2. С глаголами и деепричастиями

3. С краткими причастиями

4. С притяжательными, относительными прилагательными, прилагательными цвета

5. С числительными

6. Со служебными словами

Заключение

В принципе, на этом можно закончить разговор о правописании не с разными частями речи. Это правило включает в себя множество подпунктов, каждый из которых делится ещё на несколько других - запоминать придётся действительно много. Но, с другой стороны, кое-где встречаются перекликающиеся моменты, благодаря которым, конечно, разобраться будет гораздо легче. Главное - желание, терпение и практика, а остальное придёт уже само.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные