Зна́ки препина́ния - элементы письменности , выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста , предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
В современной кириллической, латинской, арабской, еврейской, индийской письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции:
Знаки препинания бывают одиночными и парными . К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.
В качестве особого знака препинания выделяется красная строка , служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования, а также пробел, отделяющий слова друг от друга.
До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка , в 1520-е - запятая . Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки .
К концу XVIII века получили употребление тире (одним из первых его начал применять Николай Михайлович Карамзин), кавычки и многоточие (впервые в России употребленное этим же автором).
В истории отечественного языкознания сложились три основных направления в оценке роли и принципов русской пунктуации: логическое, синтаксическое и интонационное. Теоретик логического, или смыслового направления, Ф. И. Буслаев , сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:
Во второй половине ХХ столетия наряду с этими традиционными направлениями наметилось и коммуникативное понимание роли пунктуации - «возможность подчеркивания в письменном тексте с помощью знаков препинания коммуникативной значимости слова/группы слов». Решению коммуникативной задачи подчинена и основная функция пунктуации (традиционно понимаемой как система графических неалфавитных знаков - знаков препинания, - участвующих в переводе устной речи в письменную) - при помощи членения и графической организации письменного текста «передать читающему смысл написанного таким, каким он воспроизводится пишущим» Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] .
Система знаков препинания европейских языков восходит к александрийским грамматикам -I веков до н. э. (Аристофан Византийский , Аристарх , Дионисий Фракийский) и получила современный вид в конце XV века (система Альда Мануция)[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . В других системах письма древности и современности знаки препинания иные. Наиболее распространены знаки словораздела (пробел во многих системах и «:» в эфиопском письме) и знаки границ предложения (вертикальная линия в индийском письме для санскрит и в тибетском, «::» в эфиопском и другие). В XX веке европейская система знаков препинания проникает в др. системы письма. Так, она полностью или с модификациями заимствована японским, китайским и корейским письмом и частично (скобки, многоточие, а в некоторых системах - вопросительные и восклицательные знаки, кавычки) проникла в тибетское, эфиопское, бирмское, тайское, лаосское, кхмерское письмо .
|
Внимание! Внимание! Мы знаки препинания!
Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.
А. Шибаев
Знаки препинания! Что это? Это те точки и запятые, с которыми мы начинаем знакомиться в первом классе и которые доставляют нам столько хлопот в девятом! Но без них никуда! Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума», - писал основоположник русской грамматики.
Так давайте не будем походить на гимназиста, который в старые времена написал сочинение без знаков препинания, в конце изобразил множество запятых, тире и двоеточий, а под ними написал: «Марш по местам!» Хотя способ его очень оригинальный!
Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.
Тире ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов. Часто тире отмечает опущенную глагольную связку. Тире ставится, если нужно отметить, что одно событие следует за другим.
Из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
Во времена «строчным знаком» (так называли знаки препинания) считался и дефис.
Многоточие
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки.
Знак многоточие под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше. В просторечии многоточие иногда называют «троеточием».
В многоточии кроются два оттенка - незаконченности и неуверенности.
Кроме того, с помощью многоточия обозначают пропуски в тексте. Владимир Набоков: «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…»
Кавычки
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось
Интересна история появления этого знака. В значении знака препинания это слово стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения его в практику русской письменной речи тоже принадлежит. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать - „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш - „утёнок“, „гусёнок“; кавка - „лягушка“. Таким образом, кавычки - „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
Кавычки ставят, когда заключённое в них высказывание принадлежит не автору. Чаще всего их используют, чтобы обозначить границы прямой речи или цитаты. Иногда в кавычки заключают слова, от которых пишущий хочет «откреститься».
Абзац
Абзац – это и абзацный отступ; и часть текста от одного абзацного отступа до следующего абзацного отступа, связанная единой мыслью, темой, идеей, сюжетом.
Появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. В прошлом текст обычно набирался безо всяких отступов. Знаки же структурного деления текста вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место. Вероятно, однажды вписать знаки забыли, но получившийся текст с отступами читался не хуже, и с тех пор абзацы прочно вошли в типографскую практику.
Абзац придает книге или рукописи более эстетичный вид, облегчает глазу процесс чтения, его можно рассматривать как литературный прием, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов, красной строкой абзац подчеркивает логическую связь между идеями, отображает характер связи между эмоциями в лирическом произведении.
Употребление абзаца не предусматривается никакими строго установленными правилами. Единственное ограничение требует, чтобы начало и конец абзаца не приходились на середину фразы. В стихотворной речи абзац совпадает со строфой.
Абзац, как художественный прием, не исследован почти вовсе. Проблема поставлена в книжке Михаила Лопатина «Опыт введения в теорию прозы. Повести Пушкина».
Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Он эволюционировал от веселого рисунка до набора знаков препинания: двоеточие и закрывающая скобка. С этимологической точки зрения все ясно: "smile" по-английски "улыбка".
Смайлики со скоростью гриппа распространились по миру. Зайдите на любой чат, и вы увидите, что половина информации передается посредством смайликов. Ученые, которые любят разложить все по полочкам и всему придумать определения, называют смайлики словами "эмограммма" или "эмотикон" (от слова "эмоция") и пишут что-то вроде "эмотикон - это стилизованное изображение мимики человеческого лица, реализованное в псевдографике, с целью передать оппоненту эмоциональный настрой говорящего".
По всему видно, что смайлики являются не новой пунктуацией, как думают некоторые, а самостоятельными семантическими единицами. Тем не менее, у смайликов совершенно определенно есть значение и способность транслировать информацию. Иначе говоря, смайлики – это невербальный код, адаптированный под письменную коммуникацию.
Библиография:
1. , Занимательная грамматика
2. Граник пунктуации, М., «Просвещение»,1987
3. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990
4. Лопатин М. Опыт введения в теорию прозы. Повести Пушкина.
5. Русский язык. Энциклопедия. - М., 2007
6. Энциклопедический словарь юного филолога, М., 1984
Уважаемые читатели! Предлагаем задание для эрудитов: определите, кто изображен на фотографиях в тексте статьи.
Материал подготовили участники команды «Фантазеры» в рамках проекта «Уделите внимание: Мы – знаки препинания!»
Помогающая структурировать письменный текст. Их употребление регулируется с помощью правил пунктуации, индивидуальных для каждого языка. Не всегда они просты в освоении, так что крайне много ошибок приходится на этот раздел. Так, при изучении иностранных языков, крайне мало программ включают в себя пунктуацию. Тем не менее, этот раздел не менее важен, чем грамматика или орфография, хоть и нужен только в Так какие существуют знаки препинания?
Основные пунктуационные единицы в любом языке - точка, запятая, а также вопросительный и восклицательный знаки. С их помощью можно корректно выразить свою мысль, хоть и не всегда с достаточной точностью. Всего же в современном русском языке используется десять значков: помимо уже названных, это тире и двоеточие, о которых речь пойдет отдельно. Кроме того, это скобки и кавычки, имеющие разделительную функцию. Также многоточие, заканчивающее мысль, и точка с запятой, играющие ту же роль, но в рамках одного предложения.
Как видно, список невелик, однако у каждой из перечисленных пунктуационных единиц есть свое назначение. Иногда они взаимозаменяемы, но чаще - нет.
Существует несколько вариантов разделения пунктуационных единиц. Во-первых, по признаку парности. То есть в случае постановки одного знака препинания необходимо дополнить его вторым. К категории парных можно отнести скобки, кавычки, а также двойные запятые и тире.
Согласно второй классификации, все знаки препинания можно разделить на 3 категории. Например, такие:
Может показаться, что в современном мире пунктуация - уже атавизм. Как правило, и без точек можно разграничить предложения, да и без запятых чаще всего понятно, о чем идет речь. Что уж говорить о других знаках, которые встречаются гораздо реже? И тем не менее, без них обойтись крайне сложно.
Во-первых, они позволяют делать мысленные паузы и разграничивать фразы, не превращая текст в бессмысленный набор букв и слов. Во-вторых, они передают огромное количество различных оттенков - неуверенности, полуутверждения и т. д. Без такого мощного инструмента, как пунктуация, добиться этого было бы очень затруднительно. Кроме того, в официальных документах, договорах и контрактах без знаков препинания разобраться было бы крайне сложно. Не там поставленная запятая может полностью изменить смысл всего предложения - и это не шутка.
Так что роль знаков препинания важна, как бы их противники ни утверждали обратное. В конце концов, многие лингвисты придерживаются мнения, что любые ненужные введения в языке просто не приживаются, в то время как значимые части сохраняются в любом случае. И потом, знаменитое "казнить нельзя помиловать" - это лишь один пример, а на деле их тысячи. Любой знак препинания - это важная часть предложения, которой нельзя пренебрегать.
Сложно представить, как можно обходиться без пунктуации, но современная ситуация сложилась относительно недавно, и возможно, процесс развития этого языкового раздела еще продолжается. Тем не менее, очень интересно понаблюдать, как происходило зарождение и развитие пунктуации.
Древнейшим знаком препинания является точка, которая встречается еще в древнерусских памятниках письменности. Но ее употребление никак не регламентировалось, а расположение на строке было иным - не внизу, а посередине. Правила ее постановки стали больше похожи на современные примерно в XVI веке.
Запятая получила распространение ориентировочно в XV столетии. Ее название произошло от устаревшего глагола, обозначающего остановку, задержку. Однокоренным в данном случае будет слово "запинаться". А самые наблюдательные заметят еще одно. Например, то, что "препинание" по этимологии восходит к тому же самому корню.
Большая часть других знаков были введены в широкое употребление до XVIII века. Их популяризации способствовали Ломоносов, Карамзин и многие другие видные ученые. Современные же правила пунктуации русского языка были приняты в 1956 году и действуют до сих пор.
Расставить знаки препинания не всегда бывает просто. В конце предложения на выбор есть четыре варианта, а уж внутри фразы... Неудивительно, что изучению пунктуации посвящается столько времени. Запомнить все правила, пожалуй, будет несколько сложно, но основные - просто необходимо.
Поскольку именно этот знак является самым распространенным, неудивительно, что именно на него приходится наибольшее количество проблем. Запятая - знак, разделяющий простые предложения в составе сложного. Еще она используется при перечислениях, для выделения вводных конструкций, приложений, обособления причастных, деепричастных и сравнительных оборотов и многих других целей. Перечислить их все, пожалуй, довольно сложно, поскольку это огромная часть школьной программы. Тем не менее, следует помнить, что запятая также всегда выделяет обращение. Знаки препинания требуют к себе тщательного внимания, и пренебрегать правилами их расстановки для носителя языка - в первую очередь неуважение к собственной персоне.
Именно эта тема вызывает наибольшее затруднение как у школьников, так и у взрослых. И если с диалогом проблем меньше, ведь там перед каждой строкой просто ставятся тире, то знаки препинания в прямой речи становятся просто камнем преткновения, особенно если еще используются вводящие слова.
Для того чтобы правильно оформить эту часть текста, нужно знать, что сама реплика вместе с собственными знаками препинания выделяется кавычками. Если при этом используются вводящие слова, то вместо точки используется запятая, которая в этом случае выносится за пределы высказывания. Вопросительный и всегда сохраняются. Что касается оформления слов автора, то оно зависит от членения реплик. Если они представляют собой единое предложение, прерванное пояснением, то оно пишется с маленькой буквы и выделяется с помощью тире и двоеточия. Ставится только одна пара кавычек - в начале и по завершении прямой речи. Вероятно, в теории это звучит несколько запутанно, но практике разобраться несложно.
Грамматика в русском языке предполагает существование и это означает востребованность вышеназванных знаков препинания. Их назначение примерно одинаково, и они оба могут быть заменены запятой, которая, тем не менее, не передаст нужных оттенков.
Двоеточие необходимо в том случае, если последующая часть или даже целое простое предложение более полно раскрывает смысл предыдущего, добавляет детали и т. д. Тире - в обратной ситуации. Разумеется, у них есть и другие функции, однако это также достаточно большая часть школьной программы, которая заслуживает подробного рассмотрения.
Изучая родной, мы не всегда задумываемся, какие существуют знаки препинания в иностранных наречиях, и несут ли они такую же функцию. Разумеется, отличаются и правила пунктуации, но разговор сейчас не о них.
Ярким примером может служить испанский язык. Вопросительные и восклицательные предложения в нем выделены более заметно, ведь соответствующие знаки ставятся не только в конце, но и в начале фраз, так что они относятся к парным наряду с кавычками или скобками.
Кстати, и в английском языке частенько вместо многоточия в конце прямой речи можно найти тире. А греки вместо вопросительного знака могут поставить [;]. Догадаться, не зная, сложно. Так что не всегда стоит думать о правилах, которые устанавливает русский язык. Знаки препинания и способы их использования везде свои.
Японский и китайский остаются верны традициям, несмотря на влияние Европы. Так, точка выглядит как окружность и ставится иногда по центру строки, а иногда так, как и обычная. Сделано это для избежания путаницы, поскольку европейский знак можно было бы принять за часть последнего иероглифа.
Также существует два вида запятых: обычная и каплевидная. Первая, например, разделяет простые предложения в составе сложного, а вторая - однородные члены.
Может показаться, что названный ранее список является более чем исчерпывающим. Но, как ни странно, это не так. Итак, какие существуют знаки препинания, о которых мало кому известно, и они практически не употребляются? Выделяют чуть больше десятка самых известных:
Достаточно интересный набор, но многим он кажется избыточным. И хотя роль некоторых из этих знаков представляется нужной, язык в конечном итоге вытесняет из себя неподходящие и неиспользуемые вещи. Вероятно, именно это и произошло в данном случае.
Тем не менее, естественные языки - далеко не единственная дисциплина, в которой есть понятие пунктуации. Однако эта тема требует отдельного рассмотрения. Гораздо уместнее будет рассмотреть влияние современных тенденций на расстановку знаков препинания.
Поскольку общение в интернете изначально чаще всего подразумевает неформальность, довольно закономерно некоторое упрощение и пренебрежение к правилам русского (и не только) языка. Сложилось даже понятие сетевого этикета, который включает в себя и вопрос о том, как расставить знаки препинания.
Так, например, точка в конце длительного диалога - это знак того, что собеседник хочет закрыть тему. В иных случаях это выглядит грубостью и холодностью. Большое количество восклицательных знаков означает, в зависимости от контекста, бурные отрицательные или положительные эмоции. Многоточие может показывать отчаяние, задумчивость, меланхолию и некоторые другие оттенки настроения, которые вряд ли можно назвать позитивными. Расстановка же запятых в сетевом общении редко бывает предметом серьезных размышлений, ведь цель - донести до собеседника суть, а оформление мысли в данном случае вторично. Тем не менее, пренебрегать расстановкой вопросительных знаков нельзя - это моветон.
Хотя эти правила и отличаются от общих, запомнить их несложно. И, естественно, нужно учитывать, что они не касаются деловой и официальной переписки, которые должны быть оформлены верно и грамотно. Знак препинания - это мощный инструмент, который нужно использовать аккуратно.
Любому из нас в школе приходилось писать диктанты по родному языку. И, наверное, самым обидным было снижение итоговой оценки из-за пропущенной или лишней запятой. Давайте узнаем, почему этот символ и подобные ему так важны в языке, и какая наука специализируется на этом вопросе.
В конце предыдущего предложения стоит известный всем нам который сигнализирует каждому читателю, что это вопрос, а не утверждение. Именно на изучении подобных сигнальных элементов и концентрируется такая наука, как пунктуация.
Причем она специализируется не только на формировании и регулировании норм и правил постановки пунктуационных знаков, но также изучает их историю.
Узнав, что изучает пунктуация, стоит обратить внимание на ее практическую ценность. Ведь, к примеру, практическое значение орфографии понятно большинству из нас - если не приучать людей правильно писать, окружающим станет непонятно, что они хотят сказать: полет или помет и т. п. При этом многие "жертвы" школьных пунктуационных репрессий до сих пор недоумевают: какая разница, где ставить запятую, зачем она вообще нужна, и почему для изучения ее была сформирована целая наука.
Давайте разберемся. Итак, пунктуация важна для облегчения восприятия текста. С ее помощью предложения или их части отделяются друг от друга. Это позволяет пишущему сконцентрировать внимание на нужной ему мысли.
Чтобы более наглядно понять значение пунктуационных знаков, стоит вспомнить "бородатый" пример из мультфильма "В стране невыученых уроков" - "Казнить нельзя помиловать".
От того, в каком месте будет поставлена запятая, зависела жизнь главного героя - Вити Перестукина. Если бы он ее поставил таким образом: "Казнить, нельзя помиловать" - Вите грозила бы смерть. К счастью, мальчик правильно перенес знак: "Казнить нельзя, помиловать", и таким образом спасся.
Помимо акцентирования внимания на определенных частях предложения, именно пунктуация часто помогает понять его смысл.
Например, если в конце предложения "Наша мама пришла" поставить просто точку, это будет констатация факта прихода матери.
Если заменить ее на вопросительный знак - это будет уже не утверждение свершившегося факта, а вопрос: "Наша мама пришла?".
Рассмотрев, что изучает пунктуация и для чего она нужна, можно обратить внимание на происхождение этого понятия.
Изучаемый термин был образован от латинского слова punctum, которое переводится как точка. Исходя из этого, можно предполагать, что первым знаком препинания в истории является именно точка (во всяком случае в русской пунктуации это так).
Считается, что древние греки стали первыми использовать ее, как знак окончания предложения или даже целого абзаца.
Зная, что изучает пунктуация, стоит более подробно остановиться на этом. Иначе говоря, давайте уделим внимание препинательным знакам. Также они именуются пунктуационными и являются элементами письменности, необходимыми для достижения таких целей.
Основные из них такие:
В отличие от слов, пунктуационные символы не являются членами предложения, хотя и выполняют в нем весьма важные функции.
Необходимость подобных знаков подчеркивается тем, что в большинстве текстовых редакторов при проверке правописания ошибки в пунктуации выделяются отдельным цветом - зеленым, в то время как орфографические - красным.
Чтобы вспомнить, какие именно разделительные символы применяются в русском, стоит вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве подобных элементов. Все они делятся на две категории: парные и непарные.
Первых значительно меньшее количество: кавычки "", скобки (), 2 запятые и 2 тире.
Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда применяются вместе, функционируя как единое целое.
При этом кавычки также используются для выделения названий на кириллице и как обозначение прямой речи.
Кстати, самые распространенные ошибки в пунктуации парных знаков - это забыть поставить второй из них.
Непарных пунктуационных символов значительно больше. Они делятся на группы, согласно своим прямым функциям. Причем некоторые из них способны выполнять не одну, а сразу две роли.
Анализируя вышесказанное, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе. Однако данный символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в данном контексте быть не может.
В Российской империи пунктуации как таковой не существовало до второй половины XV в. И лишь в 80-х годах начала использовать точка.
Примерно через 40 лет в грамматике стали ставиться запятые.
Соединение этих символов в один (точку с запятой) произошло позже. Причем проверка пунктуации древних текстов показала, что изначально он выполнял функции вопросительного знака. Так что если при чтении документа, датируемого ранее XVIII в., будет стоять вопросительный знак, можно сделать вывод, что, вероятно, бумага является подделкой.
Однако с XVIII в. для обозначения вопроса стал применяться особый символ. Кстати, в тот же период в империи стал использоваться и восклицательный знак, который изначально сигнализировал об удивлении, а не о восклицании. Именно поэтому он носил название "удивительная".
Первым парным знаком в грамматике российского языка стали круглые скобки, впервые отмеченные при проверке пунктуации в документе 1619 г.
Тире, кавычки и многоточие появились тоже только в XVIII в. Причем одним из первых и главных их популяризаторов стал Николай Карамзин.
Помимо хорошо известных нам символов, существует еще ряд знаков, которые не признаны русской и многими другими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом редакторе, обязательно последует сообщение о необходимости исправления пунктуации в предложении.
Андреева Мария
На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, многие из нас уверенно ответят, что славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год). В основу русской азбуки была положена кириллица, ежегодно 24 мая мы отмечаем День славянской письменности.
А когда появились знаки препинания? Достаточно ли мы знаем историю своего родного языка? Можно ли соотнести самые первые знаки препинания с современными? В своей работе я бы хотела осветить тему истории знаков препинания, потому что в школе, к сожалению, история знаков препинания изучается очень мало.
ГБОУ ООШ с. Четыровка
Тема: «История возникновения
знаков препинания »
Выполнила: Андреева Мария,
Ученица 9 класса
Руководитель:
Филатова Елена Геннадьевна,
Учитель русского языка и литературы
Самара 2014г.
I. Введение. Почему я выбрала эту тему? …………………… 3
II.Основная часть. История знаков препинания.
2.1. Зачем нужна пунктуация?........................................………..4-5
2.2. Система знаков препинания…..……………………………...5
2.3. Периоды в развитии пунктуации..……………………..….....5
2.4. Рукописи от XI века…...……………………………………..5-6
2.5 Появление книгопечатания…………………………………..6-8
2.6 Упорядочение русской пунктуации…………………………..8
2.7 Функции знаков препинания в современном русском языке………………………………………………………………9-12
III.Заключение. Без знаков препинания невозможно представить себе жизнь сегодня. …………………………….…………………….13-14
IV.Список литературы……………………………………………15
V.Приложение……………………………...................................16-19
I. Введение
Почему я выбрала эту тему?
На вопрос, когда возник славянский алфавит, лежащий в основе русской азбуки, многие из нас уверенно ответят, что славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год). В основу русской азбуки была положена кириллица, ежегодно 24 мая мы отмечаем День славянской письменности.
А когда появились знаки препинания? Достаточно ли мы знаем историю своего родного языка? Можно ли соотнести самые первые знаки препинания с современными? В своей работе я бы хотела осветить тему истории знаков препинания, потому что в школе, к сожалению, история знаков препинания изучается очень мало.
Мною был проведен опрос среди учеников нашей школы, для выявления степени информированности по этой теме. Опрос показал, что мы не знаем историю знаков препинания. Неизвестно, как выглядела точка и какое название носила «точка с запятой» изначально. 2% учащихся знают, что вместо точки раньше ставили крест. 100% опрошенных согласились с тем, что историю знаков препинания надо знать (Приложение 1).
Пунктуация – неотъемлемая часть нашей жизни. С помощью пунктуации мы выражаем эмоции. С помощью правильно расставленных знаков препинания мы можем передать радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ.
Все, что связано с историей родного языка – актуально . Мы должны помнить и сохранять то, что было создано нашими предками.
Цель работы: изучить теоретический материал об истории возникновения знаков препинания, чтобы проследить, как складывалась система современной русской пунктуации.
Для достижения поставленной цели ставлю перед собой следующие ЗАДАЧИ :
Методы исследования
Изучение источников информации.
Опрос учащихся Четыровской школы.
II. История знаков препинания
1. Зачем нужна пунктуация?
Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Но дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятным. Слова в речи объединяются в группы, между группами слов, а иногда между отдельными словами делаются интервалы различной длины, на словесных группах или над отдельными словами делаются то повышения, то понижения тона. И всё это не случайно, а подчинено определённым правилам: и интервалы, и повышения, и понижения тона (так называемая интонация) выражают определённые оттенки смысла речевых отрезков. Пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и каким приёмом он должен для этого воспользоваться.
С появлением письменности большое развитие получила именно письменная передача знаний. Но одно дело знания, и совсем другое то, что мы называем литературой. Помните своё ощущение, когда вы читаете захватывающую книгу? А слёзы, которые вызывает то или иное произведение? А чувство силы, желания сорваться с места и бежать на помощь, которые вы ощущаете, прочитав записи любимого человека? Ведь никто вам не говорит. Вы смотрите просто на буквы на пергаменте, которые складываются в слова и которые вызывают внутри вас столько эмоций. И эти нелюбимые многими точки, запятые и другие значки играют самую большую роль для восприятия написанного. Как говорил Чехов, "знаки препинания служат нотами при чтении".
Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания. А чтобы это содержание одинаково воспринималось всеми читающими, необходимо, чтобы значение знаков препинания было установлено твёрдо в пределах одного национального языка. Не имеет никакого значения то, что внешний вид знаков препинания в разных языках может быть одинаков, а значение и, следовательно, употребление их различны. Важно то, чтобы все пишущие и читающие на том или ином языке совершенно одинаково понимали, что выражает тот или иной знак препинания.
2. Система знаков препинания
Пунктуация - это собрание правил расстановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания. В системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «]. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать «остановить», «задержать в движении».
3. Периоды в развитии пунктуации
В развитии пунктуации русского письма отмечают три периода: первый охватывает рукописи от XI века до введения книгопечатания в России; второй период старопечатные книги до исправления текста Священного Писания при патриархе Никоне (XVII в.); третий период – до настоящего времени (Приложение 2)
1. Рукописи XI в. – книгопечатание XVI в.
2. Старопечатные книги XV I - начало XVII в.
3. XVIII в. - до настоящего времени
Знаки препинания существуют давно. Но число их и правила употребления постепенно изменялись.
4. Рукописи от XI века
Рукописные книги писались без пробелов между словами, без заглавных и строчных букв (кроме буквицы в начале страницы, которая тоже появилась не сразу).
Если мы посмотрим на древние рукописные книги, то привычных знаков препинания не обнаружим. Многие думают, что до XV века знаков препинания вообще не было. Знаков, подчиняющихся пунктуационным правилам, действительно, не было. Но знаки паузы были. В рукописи древней книги можно рассмотреть точки.
Точка является древнейшим знаком. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного. Точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя приближашесяпраздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век) (Приложение 3).
Точка, двоеточие, три точки пирамидой, четыре точки ромбом. По-моему, они сами подсказывают читающему. Геометрическая фигура креста, Троица, Иисус Христос – Богочеловек. Это знаки не препинания - препятствия, а поддержки, помощи в трудном деле – чтении и осмыслении текста. Что должен был сделать читатель книги, дойдя до этого знака? Они заставляют остановиться. О чём – то или о ком – то подумать, что- то сделать. Не пунктуационное правило вспомнить, а, наверно, молитву прочитать. Крест позже превратился в четвероточие, а затем и в точку – знак членения текста на предложения. Посмотрим на них повнимательнее.
Точка в середине строки (соответствует запятой)
Четвероточие (мыслимый крест, соответствует точке)
Крестики разного типа (ставились для разделения священного текста на стихи). (Приложение № 4)
Интересно, что в части текста Остромирова евангелия (1056 - 1057) употребляются также крест и волнистая вертикальная черта – «змийца», функция которых не совсем четко определены (Приложение №5). «Крест» и «змийца» пишутся красным цветом, точка - черным, как и сам текст. Эти знаки, происходящие из нот: сверху - знак, называемый в древней нотации «рог», снизу - «скамейца».
Знаки препинания (точка, крест, волнистая черта) делили текст в основном на смысловые отрезки или обозначали остановку в работе писца.
Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль: «ТОЧКА (ткнуть), значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».
Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI- XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный - точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках».
С 15 века всё чаще наблюдается раздельное написание, появляется такой пунктуационный знак, которым пользуемся и мы, но для нас он «пустое место», то есть пробел.
5. Появление книгопечатания
Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв.). В середине XV века итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово запятая - это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) - «зацепить (ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - «останавливать», «задерживать». Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.
Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.
Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова (1755).
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
В «Грамматике словесности» Мелентия Смотрицкого (1619 год) появился первый парный знак препинания - круглые скобки. Раньше этот знак назывался «вместительным».
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
К более поздним знакам относятся тире [-] и многоточие […]. Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин (Приложение 6). Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием «молчанка описан в 1797 году в «Российской грамматике» А. А. Барсова.
Знак многоточие […] под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова (Приложение 6), хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [«»]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать - «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах кавыш - «утёнок», «гусёнок»; кавка - «лягушка». Таким образом, кавычки - «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».
Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими. Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) - из нем. Divis (от лат. divisio - раздельно) и тире (черта) - из французского tiret
Первые попытки осмысления пунктуации на Руси связаны с именами М. Грека,
Л. Зизания, затем – М. Смотрицкого .
Знаки препинания складывались в истории русского языка постепенно и приобрели современный вид только к 19 веку.
6. Упорядочение русской пунктуации
Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым (Приложение 6) в «Российской грамматике». Сегодня мы пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году.
М. В. Ломоносов даёт точный перечень употреблявшихся к тому времени в русской печатной литературе знаков препинания, в системе излагает правила их употребления, формулируя эти правила на смысловой и грамматической основе.
Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в XIX веке принадлежит академику Я. К. Гроту (Приложение 6), книга которого «Русское правописание» - результат многолетних исследований истории и принципов русского письма - стала первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержала 20 изданий до 1917 года. Грот подробно излагает историю и принципы русского письма, трудные случаи правописания, дает научно систематизированный и теоретически осмысленный свод правил орфографии и пунктуации. Сформулированные им правила употребления знаков препинания ценны тем, что в них подведён итог исканий в области пунктуации предшествующих авторов. Упорядоченные пунктуационные, как и орфографические, правила Грота вошли в практику школы и издательств и в своей основе, с небольшими изменениями, действуют и в настоящее время.
Принципиальные основы русской пунктуации остаются неизменными, что способствует её устойчивости, хотя отдельные пунктуационные правила периодически уточняются и конкретизируются в связи с развитием русской грамматической теории и в целом русского литературного языка. Сегодня мы пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году.
7. Функции знаков препинания в современном
русском языке
Современная русская пунктуация строится на смысловой и структурно- грамматической основах, которые взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Пунктуация отражает смысловое членение письменной речи, указывает на смысловые связи и отношения между отдельными словами и группами слов, на различные смысловые оттенки частей письменного текста.
Принципы пунктуации взаимосвязаны и в одном и том же пунктуационном факте мы можем найти совмещение разных принципов, хотя ведущим является синтаксический (структурный). Современная русская пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение предложения в их взаимодействии. Поэтому русская пунктуация достаточно гибкая и наряду с обязательными правилами содержит указания, допускающие пунктуационные варианты.
Знаки препинания подразделяются на:
Рассмотрим современное представление о знаках пунктуации:
Точка (.) в современной русской письменной речи ставиться в конце повествовательного или побудительного предложения: «Был вечер. Небо меркло. Воды струились тихо» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин» ). Точка употребляется при сокращенном написании слов (например: и т.п., и т.д.).
Вопросительный знак (?) - знак препинания, служащий для выражения вопроса. В современной русской письменной речи вопрасительный знак ставится:
(А.С. Грибоедов «Горе от ума» );
Восклицательный знак (!) – знак препинания, служащий для выражения восклицания. В современной русской письменной речи восклицательный знак ставится:
Запятая (,) – наиболее распространенный знак препинания, выступающий в отделительной функции (одна запятая) или в выделительной функции (парный знак препинания – две запятые). Запятая употребляется:
(М.Ю. Лермонтов, поэма «Демон» );
Точка с запятой (;) в современной русской письменности ставится:
Двоеточие (:) ставится:
Тире – (франц. tiret, от tirer – тянуть) – знак препинания в виде горизонтальной черты (-), применяемый в простом и сложном предложениях, ставится:
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» );
«Я вас спрашиваю: рабочим - нужно платить?» (А.П. Чехов «Иванов» );
«Мне все послушно, я же – ничему» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин» );
Многоточие – (…) – знак препинания в виде трех рядом расположенных точек. Многоточие употребляется:
для обозначения незаконченности или перерыва в высказывании, вызванного волнением говорящего или неожиданным переходом к другой мысли, а также для обозначения паузы, подчеркивающей следующий за ней текст: «Не получая ответа, Дуня подняла голову… и с криком упала на ковер». (А.С. Пушкин «Станционный смотритель» );
Кавычки употребляются для текстуального приведения чужой речи, чужих фраз и даже отдельных слов, которые пишущий не считает своими (специфическая интонация).
Скобки обозначают, что мысль, в них приведенная, совершенно выпадает из общего хода речи, что выражается иной высотой тона того, что произносится в скобках.
Есть еще дополнительные письменные знаки, которые не относятся к знакам препинания. Это дефис, пробел между словами, апостроф. Они не относятся к знакам препинания, так как не имеют отношения к фразовой интонации.
III. Заключение
Без знаков препинания невозможно представить себе жизнь сегодня
Во всех странах пунктуация имеет одну и ту же цель: сделать речь более выразительной, доступной и понятной.
Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.
Знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на отрезки большей или меньшей самостоятельности в соответствии со смысловой структурой речи. Таким образом, первые знаки препинания обозначали паузы большей или меньшей длительности внутри письменного текста. Само собой разумеется, что пишущие могли удовлетвориться такой примитивной пунктуацией только в течение первоначальных этапов пользования письмом. И действительно, по мере развития письменности, в особенности после введения и распространения книгопечатания, система пунктуации усложнялась и углублялась, пока за сравнительно краткий период не достигла того состояния, которое сохраняется до сих пор.
Современная русская пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение предложения в их взаимодействии. Поэтому русская пунктуация достаточно гибкая и наряду с обязательными правилами содержит указания, допускающие пунктуационные варианты.
Пунктуация - это живая, подвижная, развивающаяся, исторически сложившаяся система. Суммируя многовековую историю письменности и полиграфии, можно заметить, что она неуклонно развивалась в сторону увеличения, как числа, так и разнообразия функций применяемых знаков - этому способствовало совершенствование способов представления информации, а усложнение человеческой деятельности и появление новых её форм приводило к возникновению новых категорий письменных знаков, появлявшихся как ответ на потребность в новых видах информации.
Изобретение книгопечатания, распространение грамотности и бумажной переписки, переход книги из области узкоспециальных, преимущественно религиозных текстов, в область источников разнообразного мирского содержания потребовали введения знаков пунктуации, помогающих передать интонационные и смысловые особенности, диалоги и т.п.
С течением времени пунктуация менялась, усложнялась. Но русский язык от этого только выиграл. Богатая пунктуация русского языка делает его самым красивым языком мира. Богатство интонационных оттенков позволяет ему быть поэтичным, живописным языком, по признанию многих ученых-лингвистов и литераторов, самым красивым языком мира.
Тема «История возникновения пунктуации» будет актуальна всегда, потому что русский язык не существует в застывшей форме. Он постоянно развивается, видоизменяется, и пунктуация, как раздел науки о языке, будет развиваться тоже. История пунктуации так же интересна, как и прошлое любого явления.
IV. Список литературы
100%
Нужны ли, по вашему мнению, знаки
препинания?
100%
Знаете ли вы, как выглядела первая точка?
Знаете ли вы, какое название носила «точка с запятой» изначально?