Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Дзен-буддизм является относительно самостоятельным религиозным течением, родившимся в Китае начала VI века, хоть его и принято выделять в качестве одной из ветвей дальневостоной традиции буддизма. В VII- VIII веках учение попало в Японию и широко распространилось в благоприятной для него среде.

Главной ключевой фигурой учения и его основоположником считается Бодхидхарма, являющийся воплощением буддисткой мудрости и просветления.

Игрушки для детей Himoto на сайте podushka.com.ua изготовлены с высококачественных материалов. Они не вызывают у детей аллергии, негативных реакций сыпи или раздражения на теле. Каждый переживает за безопасность своих детишек. Пластик с элементами метала, и резины не даст вашему чаду пораниться. А во избежание прочих неприятных казусов все мелкие детали надежно закреплены к более объёмным частям. В коробке прилагается инструкция по использованию.

Сам основоположник дзен определяет учение в качестве прямого перехода к особому состоянию человеческого сознания, называющемуся пробужденным. Причем, данного состояния, по мнению Бодхидхармы, можно достичь, только обходя стороной священные тексты.

Для дзен-буддизма характерно отодвигать роль священных текстов и письменных источников на задний план, не предавая им значимости. Что отличает это учение от остальных религиозных течений и верований.

Хоть дзен-буддизм и относят к определенному религиозному течению с самостоятельной историей возникновения, нельзя не отметить влияние даосизма на его становление и не сказать о многих школах-последователях с различной интерпретацией этого учения по всему миру.

Дзен-буддизм, по сути, является гибридом китайско-индийских традиций и верований, он содержит в себе элементы китайских и японских школ.

  • Школы буддизма Чистой Земли – цзинту.
  • Элементы мадхьямаки и махасангхики.
  • Учения японских школ – тэндай, сингон и кэгон.

Тем не менее, дзен имеет определенную систему взглядов и философские основания, характерны отличительные черты, делающие это религиозное течение самостоятельным.

4 принципа дзен – отличительные черты дзен-буддизма от других восточных школ

Основное отличие дзен-буддизма от всех этих учений заложено в его четырех основополагающих принципах, появление и формирование которых приписывается Бодхидхарме. История их возникновения уходит своими корнями до эпохи правления династии Тан, то есть относится к периоду времени с 618 по 907 год.

Эти четыре принципа описывают собой позицию дзен-буддизма в мировой религиозной традиции и ограничивают его от остальных ветвей буддизма. Они состоят в следующем:

  • созерцание своей природой с целью становления буддой;
  • прямой отсылке к человеческому сознанию;
  • особой трактовке буддизма и дзен вне священных текстов;
  • отказе от словесной и текстовой базы.

Если говорить об изначальной формулировке принципов, то Бодхидхарма в одном из древних китайских трактатов, озвучил их следующим образом – истина передается вне речей и всяких писаний, не существует зависимости от буквы и слов, сама мысль переходит от сердца к сердцу, созерцание своей природы выступает ничем иным, как реализацией состояния Будды.

Основываясь на данном высказывании, все следующие последователи Бодхидхармы и его учения полагали, что роль текстов в учении мизерно мала, так как главная информация передается от учителя к ученику на незримом и не озвучиваемом уровне, путем ментального контакта.

Таким образом, возникает представление о том, что при помощи определенных методик учитель может передавать своему ученику состояние своего сознания, накладывая на того так называемую печать сердца – синь инь. Благодаря ей обеспечивается непрерывность наследования в учении, что делает его не просто религиозной, но и мистической традицией.

Отсюда следует следующее правило дзен – принцип прямого указания или чжи-чжи, который обозначает выражение путем несимволического действия или слова, что подчеркивает оригинальность дзен и еще больше отдаляет его от других верований.

Хоть один из принципов дзен и состоит в том, что любой человек может пробудить природу настоящего будды в себе, потенциально являясь самим буддой, само стремление к становлению буддой, считается ошибочным в дзен-буддизме.

Этот принцип сближает дзен с одним из христианских запретов, касающихся идолопоклонства, поскольку оно является прямым препятствием на пути к просветлению.

Важным характерным отличием дзен является его интерпретация ключевых для буддизма понятий – нирваны, дхармы и скандхи. Он попросту не рассматривает этих понятий, так как считает их не относящимися к истине.

Тем не менее, понятие сатори играет в дзен-буддизме ключевую роль, так как является тем самым состоянием просветления, которое необходимо достигнуть.

Понятие истины в дзен-буддизме и его роль в учении

В этом смысле одно немаловажное понятие истины выступает в несколько другом свете и требует отдельного внимания на свое рассмотрение.

Истина – это одно из неотъемлимых понятий в дзен-буддизме, которое, согласно его принципам, не имеет словесного или письменного выражения, так как они не могут ее описать в полной мере. По словам, Бодхидхармы, слова являются всего лишь ее отдаленным отголоском, намеком на ее существование, так называемым прахом дзен.

Тем самым, дзен-буддизм старается отгородиться от философских систем и священных текстов, является свободным от догматики, считая все научное и философское бесполезным. Дзен-буддизм, являясь одним из видов буддизма, к самому буддизму относится критически, подвергая сомнению его шастры и сутры.

Здесь прослеживается большая связь дзен-буддизма с ведической мистикой и гностицизмом. Это учение одновременно является логичным, следующим за законами логики, но и отрицающим логику по своей природе.

Дзен-буддизм отрицает множественность вещей в природе, хотя делает это отрицание своим утверждением, не связывая себя в полной мере ни с той, ни с другой позицией, ставя себя за рамки логики, полагая лишь духовный опыт способным дойти до постижения истины. Но четкого ответа на вопрос, что такое истина, дзен-буддизм не имеет.

Дзен-буддизм – практическая религия с устоявшейся практикой

Дзен-буддизм является религиозным учением, основывающимся на действовании, это практическая буддистская школа, которая в своем учении полагается на духовный опыт без привязанности к культу религии. Что делает данное учение одним из наиболее популярных философских позиий и религиозных течений во всем мире. Эта позиция дзен-буддизма уравнивает монахов и так называемых прихожан, отводя им одно и то же положение в вопросах постижения истины и сопричастности с религией.

За основу в дзен-буддизме берется позиция наблюдателя с его практикой созерцания, которое является одним из дополнительных средств постижения истины. Хотя следующие последователи учения отказываются от этих позиций, характерных для монахов школы хинаяна, провозглашая постижение истины возможным только экстатическим путем.

Если Бодхидхарма определил дзен в виде перехода к просветленному состоянию сознания в обход слов и текстов, а суть учения выражалась в безмолвном наблюдении и так называемом очищении сердца, для которого было необходимо два проникновения и 4 действия. То современная трактовка буддизма в значительной мере упрощает этот принцип познания истины, сводя его к первой части учения – позиции безмолвного наблюдателя.

Так как дзен-буддизм – это практическое учение, то под двумя проникновениями в нем подразумевается два варианта пути для его последователей, которые могут быть осуществимы совместно. Это проникновение через принцип или же жу ли, которое является созерцанием своей подлинной природы, и проникновение через дела – жу ши, которое находит выражение в состоянии спокойного ума и отсутствии стремлений при любых действиях.

4 действия дзен-буддизма – практическое достижение истины

Отсюда же и находят себя 4 действия дзен-буддизма.

  • Отказ от негативного – злости и ненависти, плохих поступков, за которыми непременно следует так называемое воздаяние по заслугам – бао. Что приводит последователя к осознанию источника зла и сохранению спокойствия в жизненных неурядицах.
  • Следование , обстоятельствам, в которых пребывает человек, которые, в свою очередь, вызваны его прошлым. Необходимо принимать все, что дает человеку его карма.
  • Отказ от вещественного – отсутствие привязанности к окружающим явлениям и предметам, которые согласно дзен-буддизму являются источником страданий.
  • Гармония с Дао или же Дхармой, что является прямым следованием традиции даосизма.

Ключом к этим действиям служит медитация, которая и является основной практикой дзен.

Таким образом, дзен-буддизм является симбиозом религиозных и мистических восточных традиций и культур, содержащим в себе элементы, характерные для философии позднего экзистенциализма и гностицизма, воплощая собой религиозный и культурный феномен, который свободен от религиозных предрассудков и устоявшихся традиций.

Эта свобода, кроющаяся в учении, делает его привлекательным для миллионов людей по всему миру, практикующих дзен-буддизм, с момента его широкого распространения в ХХ веке за рамки Азии на волне декаданса западной культуры и расцвета крайнего индивидуализма.

Истина сокрыта вне письмён,
В знаках и словах не передать Закон.
К сердцу обратись, внутрь и вспять,
Чтоб, себя постигнув, Буддой стать!

Три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения, а также рождения и смерти:

1. неведение о своей природе (глупость, ошибочные взгляды, неспособность видеть вещи такими, какие они есть, чувство безразличия) - является главной причиной страданий;

2. отвращение (ненависть, гнев, чувство «безобра́зности», отторжение, неприязнь);

3. желание или привязанность (к идеям существования и несуществования вещей, к умозрительности, к нирване, к желаниям и страхам, ко всему внешнему миру и к собственному «я» как к иллюзиям.

Дзен уникальное течение, не имеющее священных текстов, доктрин, догм и самого учения, он проникает в истинную природу ума. Столкнувшиеся с практикой дзен, отмечают, что суть его «невыразима», словами невозможно объяснить или изучить как любое писание. Первый патриарх Бодхихарма выразил дзен как «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты», а шестой, Хуэйнэн, сформулировал как «прозрение в познании собственной природы».

Дзен не учит своих адептов ничему, в смысле рационального ума, анализа. Он не имеет доктрины, но каждый последователь этого течения имеет свою, исключительно личную доктрину, которая несёт свой индивидуальный характер и никак не возникла благодаря дзену. То есть у каждого свой путь. Каждый последователь сам создаёт себе своё учение, а дзен лишь указывает путь, не имея специально созданных доктрин или каких-либо философских систем. Не смотря на то, что дзен претендует на родство с буддизмом, с его точки зрения все буддистские учения содержащиеся в сутрах и шастрах не более чем макулатура, при помощи которой можно лишь смахнуть пыль с интеллекта.

Дзен ни в коем случае нельзя отнести к религии в признанном понимании, в нём нет бога, которому необходимо отбивать поклоны, нет церемоний и обрядов, рая или ада для отошедших в мир иной; и, нет такой идеи, как душа, о которой необходимо заботиться кому-то постороннему, и бессмертия, сильно волнующее неких индивидуумов.

Набожный читатель или просто европеец будет потрясён после такого высказывания, мол дзен не признаёт существование Бога, однако это не означает, отрицание Бога, в нём нет отрицания или утверждения. Что-либо отрицая мы уже включаем в это то, что отрицаем, также и утверждая, между этими двумя понятиями нет чёткой границы, они мягко сливаются. Это только логика требует чётких разграничений и разделений между да и нет. Дзен выше логики и стремится найти высшее утверждение, не имеющее противопоставлений. Поэтому дзен не отрицает Бога, но и не утверждает о Его существовании, в нём просто нет того Бога, к которому привыкли христианские и мусульманские умы.

Для практики медитации, человеку необходимо сначала умение сосредоточить на чём-то мысль, на пример на непостоянстве вещей и божественной любви. Однако именно это Дзен желает избежать, вместо этого он очень сильно настаивает на достижении свободы от всех неестественных помех и правил. При медитации то, особое состояние, конечно же, не являются естественным свойством ума. Подумайте сами, о чём размышляют животные и птицы, морские обитатели? Они просто живут, летают и плавают. И этого достаточно.

«Если человек имеет желание поразмышлять о единстве бога, человека и мира вокруг? Или величием, либо убожеством нашей жизни? Если есть желающие связать себя по рукам и ногам разными медитациями, размышляя над божественной милостью и вечным огнём ада? То пожалуйста, тратьте свои силы и время.»
Дзен не диктует безусловных отказов от всех желаний и побуждений, и не поддерживает аскетизма. Желания свои не надо подавлять, только необходимо глубоко и широко осознавать их. Всё, что происходит с человеком в течении дня, - может стать одной непрерывной медитацией – только с одним непреложным правилом: быть в полном присутствии выполняя каждое действие, при этом ни на что не отвлекаться. Чем бы не занимался – трудился, распивал в баре, отсыпался или чистил картошку. Любое увлечённое занятие, восприятие жизни с азартом, может оказаться способом постижения своей истинной природы. Дзен учит жить в гармонии с внутренней и внешней природой. У каждого последователя получается свой и неповторимый путь.

Дзен очень сходится с методами преподавания знаний со всеми школами истинных знаний. Передача от сердца к сердцу основа передачи знаний во всех школах кунг-фу и других видов боевых искусств. Только именно школ, а не секций, спортивных организаций и т.д.

Один раз император задал вопрос: «Кто ты?». На который Бодхихарма ответил: «не знаю» и этот ответ стал ключевой фразой для ряда школ. Конечно же Бодхихарма прекрасно знал, но это знание присуще к иной мере, недоступной ученику. Он Учитель и мыслит категориями не относящимися к «относительным вещам». В дзене это отправная точка верного пути решая коаны. Учитель отвергает разные ответы ученика, пока он не «узнает, что не знает».

Посетитель задал вопрос Учителю о том, в чём заключается сущность буддистского учения? На что получил ответ от чаньского Учителя: «делать добро, избегать зла, очистить своё сердце – таков путь Будды». Получив такой ответ от чаньского Учителя, посетитель испытал чувство разочарования: «И трёхлетний ребёнок сможет это полностью понять». Только Учитель уточнил: «И восьмидесятилетний старик не сможет это полностью осуществить». На основе этого эпизода Дайсэцу Судзуки * отметил, что хоть для стороннего наблюдателя учение загадочно и очень противоречиво, только в действительности дзен можно свести к двум вещам: следовать внутренней дисциплине и словам, прозвучавшим в ответ посетителю от Учителя.

Отличия дзен-буддизма от других школ

Отличие, прежде всего в том, что хоть Дзен и включает в себя некоторые азы разных буддистских школ, он от них же имеет ряд различий.

Как уже упоминалось, что в Дзене, как и в других истинных школах и путях, важные знания передаются не через священные тексты, а от Учителя к ученику, метод «от сердца, к сердцу». Мастер при этом действии «передаёт» ученику, используя определённые методы, инициации, собственное состояние осознания, накладывая этим на ученика «печать сердца» (синь инь). Ученику теперь остаётся только закрепить это состояние медитативной практикой. Этот процесс поддерживает непрерывность линии непосредственной передачи знаний.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Для нас, людей западного мира, слово «дзен» ассоциируется с чем-то умиротворяющим, спокойным. Этот звук заключает в себе восточную мудрость, и одно только его упоминание переносит нас туда, где солнце восходит раньше.

Там, на востоке, существует целое направление, а правильнее будет даже сказать — мировоззрение, которое основано на этом понятии.

В сегодняшней статье мы расскажем вам кратко о философии , об истории его возникновения, и основных положениях. Мы постараемсядоступно и понятно объяснить, какие истинызаключает в себе дзен, чем отличается от других направлений буддизма и как жить согласно этому учению.

Что это такое

Дзен – одно из направлений буддийскоймысли махаянского толка, которое прочно укоренилось в восточной Азии: на китайских, корейских, вьетнамских просторах и особенно в Японии. Любопытно, что одна и та же философия на разных языках именуется по-разному:

  • по-японски – дзен;
  • по-китайски – чань;
  • по-вьетнамски – тхиен;
  • по-корейски – сон.

Всему остальному миру привычно именно японское название – «дзен». Но как его ни называй, оно имеет санскритские корни и происходит от слова «дхьяна». «Дхьяна» переводится как «созерцание», «высшая сосредоточенность», «глубокомыслие», что прекрасно раскрывает суть учения.

Учение дзэн иногда носит и другие названия:

  • «Сердце » – неразрывно связано с идеей махакаруны, которая провозглашает всеобъемлющее чувство любви и сопереживания;
  • Школа сознания Будды.

Изначально дзэнская философия была школой созерцания, путем которого можно достичь просветления – главной цели пути буддиста. Дзен – это поиск внутреннего пророка, который живет в каждом из нас.

Отрешившись от простого разума, успокоив ум и проникнув в его природу, созерцая просторы внутреннего мира, окунувшись внутрь себя, можно найти истину, почерпнуть ее – не извне, а именно в глубинах подлинного «я».

Для последователей дзен не является философией со строгими методами, правилами, принципами. Он, скорее, становится образом жизни — размеренным, спокойным, наполненным духовностью, внутренними практиками, уносящими за грани рационального.

Дорога дзен способна привести учеников к важным целям: раскрытию собственной внутренней сущности, познанию абсолюта и состоянию просветления – сатори.


Немного истории

Ростки учения дзен были посеяны еще самим Буддой Шакьямуни, когда он передал пробужденное состояние своему стороннику Махакашьяпа. Передача откровения была сделана без всяких слов и звуков, с помощью цветка лотоса, связав одно сердце и его импульсы с другим сердцем.

Позже философия «перекочевала» из Индии в Китай благодаря великому Бодхидхарме – важной личности в истории буддизма, символу буддийской мысли и пробуждения. Уже к 5-6 веку дзенская философия охватила всю Поднебесную, во многом вобрав в себя также идеи даосизма, господствовавшего ранее.

Постепенно философия распространялась, достигая границ других стран Дальнего Востока. В Китае, Вьетнаме, Корее она нашла признание, и продолжала развиваться, причем в каждой стране пошла по своему пути.

Отпечатки дзен-буддистского образа мысли можно найти в искусстве, в музыке, в литературе и даже в медицине.


Но особенно повлиял дзен на японскую культуру. Уже почти тысячелетие дзен связывают со Страной восходящего солнца – с тех самых пор, когда он пришел сюда, в конце 12 века. Каждый пятый буддистский храм в Японии относится к традиции дзен.

Здесь она представлена разными направлениями:

  • Обаку;
  • Риндзай;
  • Сото;
  • Фукэ.

Уже с середины 19 века, когда «закрытая» доселе Япония начала понемногу распахивать свои двери другим культурам, дзен стал известен и западному человеку. Он, невероятно гибкий и адаптивный, пришелся по душе жителям Запада, так нуждавшимся в покое, духовном обогащении и познанию внутреннего мира.

К середине 20 века он приобрел большую популярность в Америке и европейских странах. Последователи дзен объединялись в сообщества, строили храмы, университеты, глубоко изучали его теоретические и практические аспекты.


К сегодняшнему дню интерес этот не угас: количество приверженцев этого мировоззрения неустанно растет, а мировая литература все больше пополняется запасом книг, которые знакомят неискушенного читателя с удивительным миром в духе дзен.

Основы философии

Философия дзен помогает человеку проникнуть в глубинную природу собственного ума и познать ее. Чтобы добиться этого, не нужно включать мыслительные процессы и использовать возможности интеллекта. Следует сконцентрироваться на «обычном», естественном уме.

Понятие «Дао» – центральное в практике китайского дзен, путь, которому должен следовать каждый. Это то, что дает начало всему сущему. Это в какой-то степени и есть ум.

Освобождать мысли помогает фокусировка на определенном предмете – проще говоря, медитация. Она важный проводник к познанию себя и постижению сатори.

Дзенское учение, как другие направления буддизма, подчеркивает значение общепринятых четырех благородных истин, трех драгоценностях. Но при этом оно говорит о том, что истину невозможно понять посредством слов, писаний, текстов, предписанных доктрин – ее можно прочувствовать лишь сердцем, понять нутром, ведь истина невыразима.


Поэтому дзен отрицает в практиках изучение сутр, священных писаний, и в этом заключается его главное отличие от других ответвлений буддизма.

Основоположник учения Бодхидхарма говорил, что дзен – это «непосредственный переход к пробужденному состоянию, минуя традицию и священные тексты ».

Дзен предлагает очистить сердце путем определенных проникновений и действий.

  • жу ли – направление внутрь, через принцип, что значит изучение истинной сущности себя;
  • жу ши – направление вовне, через дела, что означает успокоение ума при совершении всех поступков.

Направленность во внешний мир, жу ши, предполагает 4 действия:

  1. Отказ от ненависти и плохих поступков

Нехорошие действия несут за собой последствия – бао. Правильным будет понять зло и не беспокоиться о грядущих неприятностях.

  1. Следование карме

Все, что ждет нас в будущем – результат поступков прошлого и настоящего. Карма неотвратима, поэтому остается принять ее.

  1. Отказ от желаний и привязанностей

Будда завещал, что желания – первопричина всех страданий, поэтому на пути к пробуждению нужно отказаться от них.

  1. Достижение гармонии с и Дао

Следует встать на правильный путь, исследовать себя, избавиться от дурных мыслей, открыться вечному.


Неведение, ненависть и привязанности – это три яда, известные каждому буддисту. Дзен призывает искоренять их посредством медитативных практик. Они помогут расширить грани мира, увидеть, что все вещи не двойственны, как принято думать, познать сущность Будды.

Такую недвойственную суть вещей можно увидеть, поняв, что в основе всех вещей дзен видит пустоту. Пустоту нельзя увидеть глазами или описать языком – ее можно лишь постичь.

При этом пустота в буддизме не значит отсутствие чего-то, ненаполненность. Скорее наоборот: она говорит о том, что человек и окружающий его мир не разделен какими-либо границами.

Такое откровение можно постичь, отказавшись от субъективного видения явлений, которое искажает реальную картину мира. В тот момент, когда человек полностью отказался от эгоизма и иллюзий, он может увидеть подлинное «Я».

Дзен строится на четырех принципах, которым обязательно следуют адепты:

  1. Понимать буддийскую философию без посредства священных писаний.
  2. Отказаться от слов и текста.
  3. Прямо ссылаться на свое сознание.
  4. Созерцать внутреннюю природу человека и стремиться к состоянию сатори.

Учение не приемлет насилия над собой, которое может выражаться в резком отказе от абсолютно всех человеческих желаний. Оно приучает к гармоничному образу жизни, пониманию внутренней и внешней природы и постепенному познанию истины тропой медитаций, изучению ума, созерцания.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Мы желаем вам успешной практики в медитации и достижения умиротворенного состояния дзен.

Дзэн-буддизм и психоанализ Фромм Эрих Зелигманн

Принципы дзэн - буддизма

Принципы дзэн - буддизма

В кратком обзоре фрейдовского психоанализа и его развития в рамках гуманистического психоанализа я затрагивал проблему человеческого бытия и важности экзистенциального вопроса. Благополучие человека при этом рассматривалось как преодоление им отчужденности и изоляции, в то время как особенность психоаналитического подхода заключается в проникновении в человеческое бессознательное. Кроме того, я рассказал о природе бессознательного и сознательного и о том значении, которое психоанализ вкладывает в понятия «знать» и «осознавать». Наконец, я говорил о важности для психоанализа роли аналитика.

Можно было бы предположить, что систематическое описание дзэн- буддизма станет первоочередным условием его сопоставления с психоаналитическим методом, однако я затрону лишь те его аспекты, которые имеют с психоанализом непосредственные точки соприкосновения.

Главная цель дзэна состоит в достижении просветления, или сатори. Человек никогда не сможет полностью понять дзэн, если он не испытывал этого переживания. Так как сам я не переживал сатори, я не способен рассуждать о дзэне на том уровне, который подразумевается полнотой этого переживания, а могу говорить о нем лишь в самых общих чертах. В то же время, поскольку сатори «представляет собой почти непостижимые для европейского сознания искусство и способ просветления», я не буду рассматривать дзэн с позиций К. Г. Юнга. По крайней мере, дзэн для европейца является не более сложным, чем Гераклит, Майстер Экхарт или Хайдеггер. Огромное усилие, требующееся для достижения сатори, является главным препятствием на пути к пониманию дзэна. Большинство людей не способны совершить подобное усилие, поэтому даже в Японии сатори встречается весьма редко. Однако, несмотря на то что я не имею возможности говорить о дзэне компетентно, я имею примерное о нем представление, что стало возможным благодаря прочтению книг доктора Судзуки, присутствию на нескольких его лекциях и вообще ознакомлению с дзэн - буддизмом из всех доступных мне источников. Предполагаю, что я смогу осуществить предварительное сопоставление дзэн - буддизма и психоанализа.

В чем заключается главная цель дзэна? Судзуки говорит в этом отношении следующее: «Дзэн по своей природе представляет собой искусство погружения в суть человеческого бытия, он указывает путь, ведущий от рабства к свободе… Можно сказать, что дзэн высвобождает заложенную в нас природой естественную энергию, которая в обычной жизни подавляется и подвергается искажению в такой степени, что не способна реализоваться адекватным образом… Поэтому цель дзэна заключается в том, чтобы не позволить человеку лишиться разума и стать безобразным. Под свободой человека я понимаю возможность реализации всех внутренне присущих его сердцу созидательных и благородных побуждений. Обычно мы слепы в своем неведении о том, что наделены всеми необходимыми качествами, которые могут сделать нас счастливыми и научат любить».

Я хотел бы заострить внимание на некоторых важных аспектах дзэна, следующих из данного определения: дзэн - это искусство погружения в суть человеческого бытия; это путь, ведущий от рабства к свободе; дзэн высвобождает естественную энергию человека; он оберегает человека от безумия и уродования себя; он побуждает человека к реализации своих способностей любить и быть счастливым.

Главной целью дзэна является переживание просветления - сатори. Этот процесс подробно описан в работах доктора Судзуки. Здесь я хотел бы остановиться на некоторых особенно важных для западного человека, и в первую очередь психолога, аспектах данного вопроса. Сатори по своей природе не является умственной аномалией. Оно не характеризуется потерей чувства реальности, как это происходит в состоянии транса. В то же время сатори не представляет собой нарциссическое состояние разума, являющееся характерным проявлением некоторых религиозных учений. «Если Вам угодно, это абсолютно нормальное состояние разума…» По мысли Йошу, «дзэн - это ваше повседневное мышление». «То, в какую сторону открывается дверь, зависит от расположения ее петель». Переживающий сатори испытывает особенное воздействие состояния просветления. «Весь процесс нашего мышления станет протекать совсем по - другому, что позволит нам испытывать большее удовлетворение, больший покой, большую радость, чем это было прежде. Изменения претерпит сама атмосфера существования. Дзэн обладает и омолаживающими свойствами. Весенний цветок станет еще более прекрасным, а горный водопад - прохладным и чистым».

Как явственно следует из приведенного отрывка работы доктора Судзуки, сатори представляет собой истинное воплощение человеческого благополучия. Пользуясь психологической терминологией, просветленность можно определить, по моему мнению, как полностью осознаваемое и понимаемое индивидом состояние, его всецелую ориентацию на реальность, как внутреннюю, так и внешнюю. Это состояние осознается не мозгом человека или какой?либо другой частью его организма, а самим индивидом в его целостности. Оно осознается им не как нечто опосредованное его мышлением, а как абсолютная реальность: цветок, собака, другой человек. Пробуждаясь, человек делается открытым и отзывчивым для окружающего мира. Это становится возможным благодаря тому, что он перестает рассматривать самого себя как вещь. Просветление подразумевает «полное пробуждение» целостной личности, ее движение в направлении реальности.

Необходимо четко себе представлять, что ни транс, при котором человек пребывает в убеждении, что он бодрствует, в то время как он крепко спит, ни какое?либо разрушение личности человека не имеют никакого отношения к состоянию просветленности. По всей видимости, для представителя западной школы психологии сатори будет выглядеть как субъективное состояние, как некоторая разновидность самостоятельно вызываемого человеком состояния транса; при всей своей симпатии к дзэн - буддизму, подобного заблуждения не избежал даже доктор Юнг: «В силу того, что воображение само по себе представляет психическое явление, не имеет ровным счетом никакого значения, будем ли мы определять просветление как «подлинное» или «мнимое». Как бы то ни было, человек, будучи «просветленным», полагает, что он является таковым вне зависимости от того, соответствует ли это действительности, или он лишь заявляет об этом… Даже если бы он был неискренен в своих словах, его ложь была бы одухотворенной». Конечно, подобное утверждение является лишь фрагментом общей релятивистской концепции Юнга, определяющей его понимание «подлинности» религиозного переживания. Со своей стороны, я ни при каких условиях не могу рассматривать ложь как нечто «духовное»; для меня она не является ничем, кроме лжи. В любом случае дзэн - буддисты не являются сторонниками этой имеющей некоторые достоинства концепции Юнга. Наоборот, действительное и, следовательно, истинное изменение человеческого мировоззрения в результате подлинного переживания сатори для них чрезвычайно важно отличать от мнимого переживания, обусловленного, возможно, психопатологическими факторами, при котором постигающий дзэн предполагает, что достиг сатори, тогда как учитель его уверен в обратном. В наблюдении за тем, чтобы изучающий дзэн не подменял подлинное просветление мнимым, и заключается одна из главных задач наставника.

Оперируя терминами психологии, можно сказать, что полное пробуждение является достижением «продуктивной ориентации», что подразумевает творческое и активное, как у Спинозы, восприятие мира, а не пассивное, потребительское, накопительское и деляческое отношение к нему. Внутренний конфликт, обусловливающий отчуждение собственного «я» от «не - я», разрешается при достижении человеком состояния творческой продуктивности. Любой рассматриваемый объект уже не существует в оторванности от человека. Видимая им роза представляет объект его мысли именно как роза, а не в том смысле, что, говоря о том, что он ее видит, он лишь утверждает, что данный объект тождествен для него определению розы. Человек, находящийся в состоянии полной продуктивности, становится в то же время и в высшей степени объективным: его жадность или страх уже не искажают видимые им объекты, т. е. он видит их такими, какие они есть в действительности, а не такими, какими он хотел бы их видеть. Подобное восприятие исключает возможность возникновения паратаксических искажений. Человеческое «я» активизируется, происходит слияние субъективного и объективного восприятия. Активный процесс переживания происходит в самом человеке, в то время как объект остается без изменений. Человеческое «я» оживляет объект, и само оживляется посредством него. Только тот, кто не отдает себе отчета в том, насколько его видение мира ментально или паратаксично по своей природе, может рассматривать сатори как некий мистический акт. Человек, осознавший это, приходит и к другому осознанию, которое можно определить как абсолютно реальное. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно лишь мимолетного переживания этого ощущения. Обучающийся игре на фортепиано мальчик не может соперничать в мастерстве с великим маэстро. Однако игра маэстро не таит в себе ничего сверхъестественного, представляя собой совокупность тех же элементарных навыков, которым обучается мальчик; разница лишь в том, что навыки эти отточены маэстро до совершенства.

Две дзэн - буддистских притчи явственно свидетельсвуют о том, насколько значимым для концепции дзэна является неискаженное и неинтеллектуальное восприятие реальности. В одной из них повествуется о разговоре между наставником и монахом:

«- Стараешься ли ты утвердиться в истине?

Каким образом ты себя воспитываешь?

Я ем, когда я голоден, и сплю, когда я утомлен.

Но ведь так поступает каждый. Получается, что они воспитывают себя так же, как ты?

Потому, что во время еды они заняты не едой, а позволяют себе отвлекаться на посторонние вещи; когда они спят, они не спят вовсе, а видят тысячу и один сон. Этим они и отличаются от меня».

Наверное, нет необходимости как?либо комментировать данную притчу. Охваченный алчностью, страхом и неуверенностью в себе рядовой человек, далеко не всегда сам это осознавая, постоянно живет в мире иллюзий. Окружающий мир в его глазах приобретает свойства, существующие лишь в его воображении. Такое положение дел было в той же мере актуальным для эпохи, к которой относится приведенная притча, что и для наших дней: и сегодня практически каждый лишь полагает, что он видит, ощущает вкус или чувствует что?либо, нежели действительно испытывает подобные переживания.

Автором другого не менее показательного высказывания стал учитель дзэна: «До того времени, как я начал изучать дзэн, реки для меня были реками, а горы - горами. После того, как я получил первые знания о дзэне, реки перестали быть реками, а горы - горами. Теперь же, когда я постиг учение, реки вновь стали для меня реками, а горы - горами». И в данном случае мы становимся свидетелями того, что действительность начинает восприниматься по - новому. Как правило, человек заблуждается, принимая тени вещей за их подлинную сущность, как это происходит в платоновской пещере. Осознав свою неправоту, он обладает пока лишь знанием о том, что тени вещей не есть их сущность. Оставляя пещеру и выходя из темноты на свет, он пробуждается и видит теперь уже не тени, а истинную сущность вещей. Находясь во тьме, он не способен постичь света. В Новом Завете (Иоанн 1, 5) говорится: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Но стоит ему выйти из тьмы, как перед ним сразу же открывается разница между миром теней, в котором он жил раньше, и реальностью.

Постижение природы человека является одной из первостепенных задач дзэна, направляющего человека к самопознанию. Однако речь здесь идет не о присущей современной психологии категории «научного» знания, не о знании познающей интеллектуальной личности, рассматривающей саму себя как объект. В дзэне же это знание является неинтеллектуальным и неопосредованным; это глубокое переживание, при котором познающий и познаваемый превращаются в единое целое. Судзуки сформулировал эту мысль так: «Главная задача дзэна заключается в максимально естественном и непосредственном проникновении в глубинные аспекты человеческого существования».

Интеллект не способен дать исчерпывающий ответ на экзистенциальный вопрос. Достижение просветленности становится возможным при условии отказа индивида от многих препятствующих истинному видению мира заблуждений, порожденных его разумом. «Дзэн требует полной свободы разума. Даже одна мысль становится препятствием и ловушкой на пути к истинной свободе души». Из этого следует, что постулируемое западной психологией понятие сочувствия, или эмпатии, по дзэн - буддистскому учению является неприемлемым. «Концепция сочувствия, или эмпатии, представляет собой интеллектуальное воплощение первичного переживания. Если говорить о самом переживании, то оно не допускает никакого разделения. В то же время в своем стремлении постичь переживание, подвергнуть его логическому анализу, предусматривающему различение, или раздвоение, разум тем самым вредит сам себе и уничтожает переживание. При этом исчезает подлинное ощущение идентичности, что позволяет интеллекту осуществить свойственное ему разрушение реальности. Феномен сочувствия, или эмпатии, являющийся результатом процесса интеллектуализации, в большей степени может быть свойствен неспособному испытывать подлинного переживания философу».

Однако спонтанность переживания может ограничиваться не только интеллектом как таковым, но и какой?либо идеей или индивидом. В этой связи дзэн «не придает большого значения священным сутрам, а также их трактовке мудрецами и учеными. Индивидуальное переживание входит в противоречие с мнением авторитета и объективными определениями». В рамках дзэна человек должен быть свободным даже от Бога, от Будды, что выразилось в дзэнском изречении: «Произнеся слово «Будда», омой свои уста».

Развитие логического мышления не является задачей дзэна, что отличает его от западной традиции. Дзэн «ставит перед человеком дилемму, которую он должен суметь разрешить на более высоком уровне мышления, чем тот, каковым является логика».

Как следствие и понятие наставника в дзэн - буддизме не соответствует западному аналогу. В дзэнском понимании польза, приносимая ученику наставником, состоит лишь в том, что последний существует в принципе: вообще, для дзэна наставник является таковым только в той мере, в какой он способен осуществлять контроль над собственной мыслительной деятельностью. «Что поделать - пока ученик не готов постичь что?либо, он не может ему ничем помочь. Высшая реальность постигается лишь самостоятельно».

Современный западный читатель, привыкший выбирать между безропотным подчинением подавляющему его и ограничивающему его свободу авторитету и полным отрицанием оного, оказывается озадаченным отношением наставника дзэна к ученику. В рамках дзэна речь идет об ином, «разумном авторитете». Ученик делает все лишь по собственной воле, не испытывая со стороны наставника никакого принуждения. Наставник ничего от него не требует. Ученик руководствуется собственным желанием обучаться у своего наставника, ибо хочет получить от него знания, которыми сам пока не располагает. Учитель «не имеет необходимости объяснять что?либо с помощью слов, для него не существует понятия священного учения. Прежде чем утверждается или отрицается что?либо, все взвешивается. Не стоит ни молчать, ни пустословить». Наставник дзэна полностью исключает какое бы то ни было навязывание ученику своего авторитета и в то же время настойчиво стремится завоевать у него истинный авторитет, основанный на реальном переживании.

Необходимо иметь в виду, что подлинное достижение просветления неразрывно связано с трансформацией человеческого характера; не отдающий себе в этом отчета вообще не будет способен понять дзэн. В этом проявляется буддистское происхождение дзэна, так как спасение в рамках буддизма подразумевает необходимость изменения человеческого характера. Человек должен освободиться от страсти обладания, должен укротить свою алчность, гордыню и высокомерие. Он должен с благодарностью относиться к прошлому, быть тружеником в настоящем и с чувством ответственности смотреть в будущее. Жить, руководствуясь принципами дзэна, - значит «относиться к себе и окружающему миру с благодарностью и благоговением». Для дзэна эта жизненная позиция, лежащая в основе «скрытой добродетели», является весьма характерной. Смысл ее в том, что человек должен не растрачивать попусту дарованные природой силы, а жить полноценной жизнью как в обычном, приземленном смысле, так и в нравственном отношении.

Дзэн ставит перед человеком цель освобождения от рабства и обретения свободы, достижения «абсолютной неуязвимости и отваги» в этическом понимании. «Дзэн основывается на характере человека, а не на его интеллекте. Следовательно, главным жизненным постулатом для него является человеческая воля».

Из книги Гипноз XXI века автора Беккио Жан

ПРИНЦИПЫ ГИПНОТЕРАПИИ Я расскажу вам об одном исследовании, которое мы провели в прошлом году во Франции. Оно было посвящено изучению роли гипноза в медицине. Это даст вам представление о том, как мы используем гипноз. Было отобрано 150 пациентов, которые участвовали в

Из книги Прикосновение к будущему автора Лазарев Сергей Николаевич

ПРИНЦИПЫ Мне сказали, что Вы можете объяснить, в чем дело, когда врачи бессильны поставить диагноз. У меня недавно начались сильные боли в спине, сейчас болят почки, не могу согнуться и разогнуться, причем острого не ел, не пил, переохлаждения не было. Врачи разводят руками,

Из книги Ты умеешь хорошо учиться?! Полезная книга для нерадивых учеников автора Карпов Алексей

ПРИНЦИПЫ НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ Я не знаю. Это и есть главное. Ты не знаешь чего-то. И хочешь или же не хочешь этому научиться. Это твой выбор, твоя свобода. Но если ты хочешь учиться чему-либо, то ты должен честно сказать: «Я не знаю».В этой книге речь пойдет о том, как учиться

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги О Милтоне Эриксоне автора Хейли Джей

Из книги Революция надежды. Избавление от иллюзий автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 17. Дзэн и традиция буддизма Когда Будду спросили, каким образом следует оценивать религиозные учения и духовных наставников, он ответил:«Вы, кто следует за мной, слушайте внимательно. Держите глаза открытыми, искатели истины. Относитесь взвешенно к слухам, обычаям,

Из книги Аутотренинг автора Александров Артур Александрович

Новые тенденции: влияние буддизма Буддистское мышление оказало значительное влияние на различные области психологии. Медитация может обладать многими благотворными качествами психотерапии. Каррингтон, Эфрон (Carrington & Ephron, 1975) и Энглер (Engler, 1986, 1993) исследовали ряд

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

9 Дзэн-буддизм Будь сам себе светом. Будда Дзэн – не религия и не философия, это образ жизни, обеспечивающий человеку гармонию с самим собой и с окружающим миром, избавляющий от страха и других тягостных переживаний, ведущий к свободе и полной духовной самореализации. В

Из книги По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Дзен-буддизм и психоанализ (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Техника медитации дза-дзэн Техника медитации дза-дзэн как один из методов психической саморегуляции широко практикуется в настоящее время на Западе. Она состоит в следующем. Прежде всего необходимо соблюдать правильную позу. Нужно сидеть удобно, с выпрямленной спиной,

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

Введение.

1. Что такое дзэн? Его идейные принципы.

2. Влияние дзэн-буддизма на японскую культуру.

3. Дзэн-буддизм в наше время.

Заключение.

Список использованных источников и литературы.


Введение

Актуальность темы: дзэн-буддизм в последние годы вызывает к себе живой интерес как в Америке, так и в Европе. Он получил такое распространение в основном благодаря трудам Д. Т. Судзуки и А. В. Уотса.

Хронологические рамки охватывают период примерно с IX века и по наши дни, однако непосредственность дзэна породила распространенное мнение, что это учение исходит из источников, бывших еще до Будды.

Целью исследования является рассмотрение основных идейных принципов дзен-буддизма, характеристика его влияния на японскую национальную культуру, отличающуюся глубокой символичностью, а также рассмотрение значения философии дзен-буддизма для европейской культуры ХХ века.

а) определить, что такое дзэн-буддизм и рассмотреть его идейные принципы;

б) рассмотреть его влияние на японскую культуру;

в) рассмотреть дзэн-буддизм в наше время.

Основными источниками для изучения этой темы являются:

Д. Т. Судзуки писал: «Дзэн мистичен, – да иначе и быть не может, так как дзэн является основой восточной культуры. Именно этот мистицизм часто мешает Западу измерить глубину восточного ума в связи с тем, что по природе своей мистицизм отрицает логический анализ, а логичность является основной чертой западного ума. Восточный ум синтетичен, он не придает слишком большого значения несуществующим подробностям, а стремится, скорее, к интуитивному постижению целого.

Дзэн – это систематизация или, скорее, кристаллизация всей философии, религии и самой жизни Дальнего Востока, и в особенности Японии».

Дзэн-буддизм – это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной западной мысли. Это не религия и не философия, не психология и не наука. Это образец того, что в Индии и Китае называют "путь освобождения", и в этом смысле дзэн-буддизм родственен даосизму, веданте и йоге. Его можно описать лишь косвенно, указав, чем он не является, подобно тому, как скульптор раскрывает образ, удаляя лишние пласты мрамора.

В историческом отношении дзэн является результатом развития двух древних культур: Китая и Индии, хотя по существу он носит скорее китайский, чем индийский характер. После окончания преследований буддизма, происходивших в 848 году. дзэн некоторое время оставался в Китае не только преобладающей формой буддизма, но также наиболее мощной духовной силой, воздействовавшей на развитие китайской культуры. Это влияние было наиболее сильно в правление династии Южной Сун (1127-1279), и в это время монастыри дзэн стали основными центрами китайской учености. И светские ученые, и даосы, и конфуцианцы подолгу учились в них, а монахи дзэн, в свою очередь, знакомились с китайской классической культурой. Поскольку письмо и поэзия были одним из главных занятий китайских ученых, а китайская живопись очень близка каллиграфии, специальности ученого, художника и поэта разграничивались не слишком сильно. И китайский дворянин-ученый не был профессионалом, и монах, в согласии с духом дзэн, не ограничивал круг своих интересов чисто “религиозными” вопросами. В результате происходило замечательное взаимообогащение философских, научных и художественных поисков, в которых преобладающей нотой было дзэнское и даосское чувство “естественности”. С XII века дзэн пустил глубокие корни в Японии и получил там поистине творческое развитие. Как порождение этих великих культур, как уникальный и в высшей степени поучительный пример восточного "пути освобождения", дзэн представляет собой ценнейший дар Азии миру.

Со времен Бодхидхармы, пришедшего в Китай с запада, то есть из Северной Индии, подвергаясь спокойному и систематическому развитию в течение более двух столетий, дзэн-буддизм прочно обосновался на земле конфуцианства и даосизма в виде учения, претендующего на:

Особое откровение без посредства св. Писания;

Независимость от слов и букв;

Прямой контакт с духовной сущностью человека;

Постижение сокровенной природы человека и достижение совершенства Будды.

Дзэн описывали так: «Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению».

Наиболее значительной фигурой в истории дзэна является Эно, которого по традиции называют Шестым патриархом дзэна в Китае. Он действительно создал дзэн-буддизм, в отличие от других буддийских сект, существовавших в то время в Китае. В следующем четверостишии отражен установленный им стандарт истинного выражения веры в дзэне:

Нет древа мудрости (Бодхи),

И нет зеркальной глади;

С начала самого нет ничего,

Так что же может пылью покрываться?

Дзэнский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей природы человека, с его пренебрежениями к формализму, с его требованием самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете, завоевал поддержку знати и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни Востока.

Большинство затруднений и мистификаций, возникающих перед изучающими дзэн на Западе, объясняется их незнанием китайского способа мышления, который значительно отличается от нашего. Именно поэтому, если мы хотим критически отнестись к нашим собственным идеям, он и представляет для нас особый интерес. Трудность здесь состоит не столько в том, чтобы овладеть какими-то новыми идеями, отличающимися от наших, так, например, как философия Канта отличается от философии Декарта или взгляды кальвинистов от взглядов католиков. Задача заключается в том, чтобы уловить и оценить различие в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления. Поскольку именно это часто игнорируется, – наша интерпретация китайской философии большей частью оказывается проекцией чисто европейских идей, облачённых в одежды китайской терминологии. Это неизбежный порок изучения философии Азии в рамках западной школы, с помощью слов, и только. В действительности слово становится средством общения лишь в том случае, когда собеседники опираются на похожие переживания.

Причина, по которой дзэн и даосизм представляют на первый взгляд загадку для европейского ума, заключается в ограниченности нашего представления о человеческом познании. Мы считаем знанием лишь то, что даос назвал бы условным, конвенциональным знанием: мы не чувствуем, что знаем нечто, до тех пор, пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь другой традиционной знаковой системе, – например, в математических или музыкальных символах. Такое знание называется конвенциональным, условным, потому что оно является предметом общественного соглашения (конвенции), договоренности относительно средств общения. Как люди, разговаривающие на одном и том же языке, имеют молчаливую договоренность о том, какое слово обозначает какой предмет, точно так же члены любого общества и любой культуры объединяются узами общения, основанными на разного рода соглашениях относительно классификации и оценки предметов и действий.

Дух дзэн стал означать не только понимание мира, но и преданность искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзэн имеет много значений, но ни одно из них не определено полностью. Если бы они были определены, это был бы не дзэн.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные