Социальное партнерство, понятие, принципы, формы его осуществления считаются относительно новыми категориями для России. Однако, несмотря на это, уже были предприняты конструктивные меры, направленные на создание соответствующих институтов. Рассмотрим далее, что собой представляют принципы, формы, партнерства.
Социальное партнерство, формы которого получили нормативное закрепление, выступает в качестве наиболее эффективного способа разрешения возникающих конфликтов интересов, вытекающих из объективных отношений нанимателей и работников. Оно предполагает путь конструктивного взаимодействия на основании договоров и соглашений между руководителями предприятий и профсоюзами. Понятие, уровни, формы социального партнерства формируют базу для деятельности МОТ. Эта организация на условиях равноправия объединяет представителей нанимателей, сотрудников и государства в большинстве стран мира. Ключевое значение в повышении эффективности этой структуры имеют консолидация, солидарность и единство действий всех профсоюзов, их органов и членов, расширение сферы распространения коллективных соглашений, усиление ответственности всех участников взаимодействия за реализацию принятых на себя обязательств, а также совершенствование нормативного обеспечения.
В литературе приводится несколько определений рассматриваемого института. Однако одной из наиболее полных и точных считается следующая трактовка. Социальное партнерство представляет собой цивилизованную форму общественных отношений в сфере труда, посредством которой обеспечивается согласование и защита интересов нанимателей (предпринимателей), работников, госорганов, структур местной власти. Это достигается путем заключения соглашений, договоров, выражения стремления к достижению компромисса по ключевым направлениям экономического и политического развития в стране. Формами социального партнерства являются средства, за счет которых осуществляется взаимодействие гражданского общества и государства. Они образуют структуру отношений институтов и субъектов по вопросам статуса, содержания, типов и условий деятельности разных профессиональных групп, слоев и общностей.
Выделяя формы и принципы социального партнерства, специалисты изучают реальное общественно-экономическое положение разных профессиональных слоев, общностей и групп, качество их жизни, возможные и гарантированные способы извлечения дохода. Немаловажное значение имеет и распределение национального богатства в соответствии с производительностью деятельности - и осуществляемой в текущее время, и проведенной ранее. Все эти категории представляют собой объекты соцпартнерства. Оно связано с образованием и воспроизводством общественно допустимой и мотивированной Ее существование обуславливается разделением труда, различиями в роли и месте отдельных групп в общем производстве.
Основные принципы и формы социального партнерства существуют в тесной привязке к участникам отношений. К субъектам со стороны работников следует отнести:
Со стороны нанимателей в социальном партнерстве участвуют:
Со стороны государства субъектами социального партнерства выступают:
Понятие, уровни, формы социального партнерства, как выше было указано, закрепляются юридическими актами. Стоит отметить, что становление всего института представляет собой довольно сложный и продолжительный процесс. Многие страны в течение не одного десятилетия двигались к образованию системы соцпартнерства как одного из ключевых компонентов трудового права. Что касается России, то процесс образования института был осложнен двумя обстоятельствами. В первую очередь в стране не было опыта по использованию системы в социалистический период. Соответственно, отсутствовало нормативное закрепление в ТК, поскольку коммунистическая идеология отрицала необходимость применения ее в управлении. Немаловажное значение имели высокие темпы разрушения существовавшей ранее парадигмы, интенсивность либерализации общественно-производственных отношений. Эти факторы привели к снижению роли государства в сфере труда и, соответственно, ослаблению защищенности граждан. В настоящее время сложно найти субъекта, который сомневался бы в значимости социального партнерства как самого эффективного метода достижения общественного мира, поддержания баланса интересов нанимателей и работников, обеспечения стабильного развития всей страны в целом.
В мировой практике развития форм социального партнерства особое место отводится власти. В первую очередь именно государство обладает полномочиями на принятие законов и других нормативных актов, фиксирующих правила и процедуры, устанавливающих юридический статус субъектов. Вместе с этим власть должна являться посредником и гарантом в ходе разрешения разнообразных конфликтов между участниками отношений. Госорганы, кроме того, принимают на себя функцию распространения самых эффективных форм соцпартнерства. Между тем значение государственной и местной власти не должно ограничиваться исключительно одним убеждением нанимателей брать на себя действительные обязательства, связанные с собственностью имущества, находящиеся в русле общественно-экономических задач и целей госполитики и не ущемляющие интересы страны. Власть при этом не может отходить от реализации контрольных функций. Надзор за осуществлением цивилизованного соцпартнерства на демократической основе должен осуществляться уполномоченными госорганами.
Государство принимает на себя обязательства по разработке законодательных норм. В частности, в ТК закрепляются ключевые принципы соцпартнерства, определяется общая направленность и характер юридического регулирования отношений, которые складываются в хозяйственно-производственной сфере. Рассматриваемый институт базируется на:
Упоминание о них присутствует в ст. 27 ТК. В соответствии с нормой, формами социального партнерства являются:
Стоит сказать, что до принятия ТК, действовала Концепция становления и развития рассматриваемого института. Она была утверждена специальной трехсторонней комиссией по регулированию производственно-хозяйственных отношений (РТК). В соответствии с ней, участие работников (представителей персонала) в управлении предприятием выступало в качестве ключевой формы социального партнерства в сфере труда.
Участие в нем для работников и представителей персонала обладает рядом особенностей. Досудебное разрешение относится исключительно к индивидуальным спорам, поскольку коллективные конфликты в судах не разбираются. При реализации этой формы социального партнерства в сфере труда, действуют правила ст. 382-388 ТК. В этих нормах определяется процедура создания представительства участников отношений. Правила регулирования коллективных конфликтов, кроме этапа забастовки, основываются на принципах соцпартнерства. Эксперты, анализируя ст. 27, приходят к выводу о том, что норма содержит неточность трактовки. В частности, специалисты предлагают изменить определение формы социального партнерства, предусматривающей урегулирование конфликтов, на следующую - участие представителей нанимателей и персонала во внесудебных и досудебных разбирательствах. В этом случае последнее будет указывать на возможность разрешения индивидуальных, а первое - коллективных споров.
Нормативно формы социального партнерства впервые закреплены в Законе Ленинградской обл. В нем указанные категории определяются как конкретные виды взаимодействия субъектов для создания и реализации согласованной общественно-экономической и производственно-хозяйственной политики. В пояснениях к ТК формы социального партнерства трактуются как способы осуществления взаимоотношений участников для регулирования рабочих и прочих связей, касающихся их. Присутствуют соответствующие дефиниции и в региональных законах.
При проведении анализа действующих норм, эксперты указывают на возможность дополнить ст. 27. В частности, по мнению специалистов, к формам социального партнерства относятся:
По мнению других экспертов, приведенные выше варианты имеют ряд недостатков. В первую очередь присутствует декларативность некоторых положений, привязка к структурам, которые уполномочены на их реализацию. Вместе с этим, формы социального партнерства, установленные в законодательстве региона, способствуют существенному расширению возможностей участников отношений, в сравнении со ст. 27 ТК. Приведенный в норме как исчерпывающий перечень, таким образом, может быть дополнен и конкретизирован и самим Кодексом, и иными нормативными актами. Соответствующая оговорка присутствует в указанной статье. В частности, в ней сказано, что формы социального партнерства могут устанавливаться законодательством региона, коллективным соглашением/договором, предприятия.
Формы и уровни социального партнерства представляют собой ключевые звенья, образующие рассматриваемый институт. В ТК не дается четких определений, однако приводятся перечни, классификации и признаки элементов. Так, в ст. 26 Кодекса указываются федеральный, отраслевой, региональный, территориальный и локальный уровень. Анализируя приведенные категории, многие эксперты указывают на нарушение логики построения перечня. Объясняют свой вывод специалисты тем, что в нем присутствуют категории, разделенные по независимым классификационным признакам.
Соцпартнерство существует на федеральном, муниципальном, региональном и организационном уровнях. Этот перечень представляется неполным. В ст. 26 ТК не упоминается еще один - федерально-окружной уровень. В мае 2000 г. президентом был подписан Указ об образовании округов. В соответствии с этим актом, были назначены представители Главы государства и открыты представительства. В настоящее время во всех федеральных округах подписаны 2-х либо 3-сторонние соглашения. Они необходимы для создания единого округа, обеспечения реализации потребностей населения, прав работоспособных граждан, развития социального партнерства и так далее.
Формы и уровни социального партнерства, существующие на региональном уровне, обеспечиваются нормативной базой, соответствующей особенностям местности, историко-культурным традициям и пр. В законодательствах субъектов РФ, кроме предусмотренных в ст. 26 ТК, устанавливается специальная (целевая) ступень. На этом уровне осуществляется заключение профессиональных отношений.
Некоторые эксперты предлагают добавить в ст. 26 ТК международный и корпоративный уровень. Однако включение последнего представляется на сегодняшний день несколько преждевременным. Если говорить о корпоративном уровне, то его добавление в существующий перечень в настоящее время нецелесообразно. Это обуславливается непосредственно характером этой ступени. На этом уровне объединяются организационный, отраслевой, территориальный и международный признаки социального партнерства. При этом последний реализуется преимущественно в соответствии с положениями договоров, заключенных РФ с другими странами с учетом коллизионных норм трудового права. Для прояснения ситуации эксперты предлагают изменить трактовку ст. 26. По их мнению, в статье необходимо указать, что территориальный уровень - часть РФ, определенная в соответствии с нормативными актами (Конституцией, уставами МО и предприятий, правительственных постановлений и пр.). Функционирование института осуществляется в целом по стране, в округах, регионах, в муниципалитетах и непосредственно на предприятиях.
У партнерства в трудовой сфере имеются две стороны: сотрудники и фирмы-наниматели. Первые хотят социальных гарантий, достойного вознаграждения, обеспечения должного уровня безопасности. Вторые желают сократить издержки, в том числе за счет экономии на персонале. Когда стороны сходятся в диалоге, им нужно согласовать свои противоположные интересы и найти решение, которое устроит всех.
В реальной жизни социальное партнерство – это система взаимоотношений между представителями противоборствующих сторон. Трансляторами интересов персонала выступают:
Интересы фирмы-нанимателя призваны лоббировать:
Понятие социального партнерства предполагает, что представители обеих сторон защищают интересы своих «подопечных». Для этого они:
Властные структуры признаются субъектами партнерской системы лишь в той части, когда они сами выступают нанимателями для своего персонала. В остальном им отводится роль координаторов или «третейских судей», вступающих в диалог тогда, когда двусторонние переговоры зашли в тупик.
Государство также не входит в систему и не участвует в диалогах. Его задача – обеспечить законодательную базу, минимальные гарантии для наемных специалистов, создать условия для развития органов соцпартнерства.
Система социального партнерства предполагает следующие формы воплощения, сформулированные в :
Это диалог между представителями персонала и администрацией компании. Он может быть инициирован любой из сторон по вопросам, связанным с положением наемных работников, условиями их трудоустройства. Участники высказывают собственные позиции и приходят к общему знаменателю, который закрепляется в виде коллективного договора или внутреннего акта компании.
Социальное партнерство в организации предполагает, что наемные специалисты могут выступать с инициативой по совершенствованию бизнес-процессов, предложениями относительно условий занятости. На федеральном уровне это проявляется в виде участия профсоюзов в согласовании законопроектов, связанных с трудовой сферой.
Это переговоры сторон и пояснения по тем вопросам, которые кажутся им спорными. Например, профсоюз может попросить у администрации объяснение причин увольнения сотрудника.
Если один из сотрудников или персонал в целом недоволен решением руководства, он вправе инициировать спор. В роли арбитра выступит независимая комиссия, собранная из представителей сторон.
Понятие и система социального партнерства предполагают следующие принципы взаимодействие сторон:
Социальное партнерство на предприятии предполагает открытый и цивилизованный диалог. Стороны выдвигают свои требования, согласуют позиции и принимают решение, которое их устраивает и является выполнимым на практике. Метод переговоров помогает снизить социальную напряженность, избежать открытых конфликтов, забастовок и других крайних форм выражения недовольства.
Чтобы понять механизм партнерских отношений, будет полезно разобрать связанные с ним жизненные ситуации.
Работнику, трудоустроенному в компании, вместе с заработной платой выдают несколько ее акций. Он понимает, что в случае успешной деятельности в текущем году получит солидный доход. Это стимулирует специалиста трудиться более эффективно, выступать с инициативой по рационализации процесса, а не просто просиживать рабочее время.
Администрация предприятия желает уволить сотрудника по причине несоответствия занимаемой должности. Этот шаг обязательно согласуется с профсоюзной организацией, созданной на предприятии. Она вправе оспорить принятое решение или попросить объяснений подобного решения.
Компания планирует приостановить трудовую деятельность в связи с неудовлетворительными финансовыми показателями. Понятие принципы и стороны социального партнерства предполагают, что поскольку эта мера ухудшает условия для персонала, о ней нужно заранее уведомить профсоюз. Согласно ст. 12 ФЗ-10, о принятом решении нужно сообщить как минимум за три месяца до воплощения в жизнь. Представители трудового коллектива и администрация фирмы проводят переговоры по сложившейся ситуации.
На предприятии принят коллективный договор, который вводит дополнительные льготы для сотрудников (ежеквартальные премии, увеличенный отпуск). Проект соглашения был рассмотрен профсоюзом и правлением компании и поддержан обеими сторонами.
Теория социального партнерства получила воплощение на практике во многих странах мира и доказала свою эффективность. Это действенный способ урегулировать отношения работников и работодателей, прийти к согласию без открытых конфликтов и крайних мер.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Для современного этапа развития общества характерно признание возрастающей роли человеческого фактора в сфере труда, что обусловливает повышение конкурентоспособности и эффективности экономики в целом. Вложения в человека в развитых странах Запада стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которыми необходимо разумно пользоваться. Известно небольшое высказывание: "Иностранцы, посещая различные фирмы в различных странах, удивляются, как в ней используется та же технология, то же оборудование и сырье, как в Европе и США, и в результате достигается успех более высокого уровня качества. В результате, приходят к выводу, что качество дают не станки, а люди".
Необходимо отметить, что в Японии традиционно наиболее распространенной является система пожизненного найма работников. Нанимаясь в ту или иную фирму, японец сразу же узнает, какие перспективы открываются перед ним (повышение оплаты труда, продвижение по службе, получение льготных, беспроцентных кредитов и т.д.) через несколько лет безупречной работы. Работник сразу же оказывается в атмосфере, которую в Японии называют "фирма - одна семья", где каждый чувствует поддержку друг друга, а не крик со стороны начальника.
В случае сложного финансового положения фирмы из него выбираются сообща. И если нужно пойти временно на снижение заработной платы, то эта процедура начинается не снизу, а сверху - с уменьшения окладов руководителей фирмы.
Человеческий фактор оказывается несравненно эффективнее, чем введение режима временной занятости, усиление командно-административных начал в управлении.
В Японии, как и в других развитых странах, стремятся к гармонизации отношений между трудом и капиталом, прибегая к использованию механизмов социального партнерства при разумном учете интересов сторон коллективных трудовых отношений. Как известно, давно было усвоено, что социальное партнерство возникает при наличии не просто стихийного спонтанного согласия, но и осознанной потребности в согласованном поведении и общем упорядочении общественных отношений.
Очевидно, социальное партнерство лучше всего может быть реализовано лишь в условиях демократического общества, поскольку его жизнь как бы погружена в разветвленную структуру договорных обязательств. Субъекты договорных, договорно-правовых отношений взаимодействуют как свободные, юридически независимые партнеры. В демократическом, гражданском обществе управление основано на горизонтальных связях - предложении одного субъекта и согласии другого.
Термин "социальное партнерство" учеными трактуется по-разному. К.Н. Савельева, полагает, что "социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающуюся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений".
По мнению российского ученого П.Ф. Друкер, "социальное партнерство есть специфический тип общественных отношений, присущий обществу рыночной экономики на определенном этапе его развития и зрелости".
К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова, авторы учебника "Трудовое право России", считают, что "социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, является компромиссом (консенсусом) их интересов, т.е. оно означает переход "от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству".
Здесь, в частности, обращает на себя внимание формулировка "конфликтное сотрудничество", которая выражает объективную реальность, присущую коллективным трудовым отношениям в условиях рыночной экономики.
Как известно, интересы субъектов коллективных трудовых отношений отнюдь не тождественны.
Для профсоюзов наиважнейшая задача - добиться достойной заработной платы, повышения уровня жизни работников, улучшения условий их труда, то есть обеспечения охраны труда в самом широком смысле этого понятия. У нанимателей, органов государственного, хозяйственного управления превалирует интерес, связанный с обеспечением желаемой динамики развития производства, укреплением трудовой и производственной дисциплины, снижением издержек и получением прибыли. И хотя интересы профсоюзов, нанимателей и органов государства по данным позициям не могут быть полностью тождественны, по многим из них они все же пересекаются, что объективно и создает почву для взаимодействия и сотрудничества.
В Трудовом кодексе РФ законодательно закреплены общие правила регулирования коллективных трудовых отношений, основные принципы социального партнерства, а также порядок разрешения коллективных трудовых споров. Статья 352 определяет социальное партнерство как "систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений".
Тем самым определено целевое предназначение социального партнерства в сфере труда - разработка и реализация социально-экономической политики государства с учетом интересов работников и нанимателей.
Более точно следовало бы толковать социальное партнерство как возникшую на определенном этапе общественного развития систему отношений между нанимателями, государственными органами и представителями наемных работников, основанную на поиске баланса интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.
В качестве субъектов социального партнерства выступают органы государственного управления, объединения нанимателей и объединения наемных работников, поскольку именно они являются основными носителями интересов в сфере социально-трудовых отношений. Схему взаимодействия участников социально-трудовых отношений можно рассмотреть на рисунке 1.
Рис. 1.
В качестве объекта социального партнерства выступают социально-экономические интересы и возникающие в связи с ними общественные отношения, выражающие реальное положение, условия, содержание и формы деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей и слоев; качество и уровень их жизни под углом зрения справедливого распределения общественного богатства в соответствии с качеством и мерой труда, как осуществленного в настоящее время, так и в прошлом.
Социальное партнерство связано с установлением и воспроизводством социально допустимой и социально мотивированной системы социального неравенства, обусловленного разделением труда, различиями в месте и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве. В самом общем виде объектом социального партнерства в сфере социально-трудовой деятельности являются отношения по поводу:
Таким образом, можно резюмировать вышесказанное и сделать вывод, что социальное партнерство следует рассматривать не как состояние, а как процесс, как динамическое равновесие развивающихся интересов всех его субъектов.
Основные направления развития, цели и задачи социального партнерства зависят от уровня согласованности действий и возможностей его субъектов, от конкретной социально-экономической ситуации их взаимодействия.
Эффективно функционировать социальное партнерство может лишь при системном подходе к его организации.
Социальное партнерство как система воспринимает воздействие регулируемых и стихийных факторов общественной жизни и посредством соответствующего инструментария формирует в обществе отношения доверия и конструктивного сотрудничества.
Такие отношения не могут возникнуть при отсутствии полноценных субъектов социального партнерства, отлаженных механизмов их взаимодействия, высокой культуры сотрудничества.
Рис. 2.
И не стоит забывать, что социальное партнерство как особая система общественных отношений характеризуется следующими основными чертами:
Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.
Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:
Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления. Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон. В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.
Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.
Проявляется социальное партнерство в разных формах. К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.
Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:
Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:
Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:
Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.
Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей. На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений. В ее составе - представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.
Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда.
Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями - защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.
Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.
Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями. В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем. Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.
По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.
Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.
В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.
Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.
Основными принципами социального партнерства являются следующие:
Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.
Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.
Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.
Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.
В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.
В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.
Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:
В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.
В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.
В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:
Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.
Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры: