Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями - защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.
Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.
Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями. В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем. Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.
По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.
Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.
В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.
Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.
Основными принципами социального партнерства являются следующие:
Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.
Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.
Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.
Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу. Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот. Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.
В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.
В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.
Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:
В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.
В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.
В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:
Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.
Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:
Мировой опыт развития социально-трудовых отношений демонстрирует успешность обеспечения баланса интересов наемных рабочих и предпринимателей. Развитые страны Запада, пройдя длительный путь от острой классовой борьбы до достижения социального мира, нашли оптимальную форму сотрудничества – социальное партнерство.
Это представляется важным и для современной России. Социальное партнерство постепенно входит в сферу социально-трудовых отношений российского общества.
R «Согласие» и «сотрудничество» – ключевые категории научных изысканий в области социального партнерства – имеют острую актуальность для современного состояния российского общества. Основа любого общества – согласие относительно базовых ценностей существования. О согласии много говорится в современном российском обществе, его законодательных нормах. Однако речь идет в основном о согласии политическом, и в меньшей мере о согласовании ценностей более фундаментального порядка. О согласии как о готовности и способности непосредственных партнеров, а вместе с ними и общественных групп сообща искать решение возникающих проблем, согласовывать свои интересы, принимать точки зрения друг друга, искать пути мирного разрешения социальных противоречий пока говорить преждевременно. По сути, социальное партнерство – это идеология, порожденная определенным уровнем социально-экономического развития, в основе которого – отказ как от доктрины классовой борьбы, так и от доктрины ничем не ограниченной власти капитала и рынка.
В глобальном смысле основная цель социального партнерства – обеспечение устойчивого эволюционного развития общества. Условия, обеспечивающие такое развитие, были рассмотрены в 20-х гг. XX в. П. Сорокиным1. Он же установил, что устойчивость социальной системы зависит от двух основных параметров: уровня жизни большинства населения и дифференциации доходов. Чем ниже уровень жизни основной массы населения, чем больше различия между богатыми и бедными, тем популярнее призывы к свержению власти и переделу собственности с соответствующими практическими действиями. Все это справедливо и по отношению к современным системам социального партнерства.
& Отечественные и зарубежные исследования заложили теоретические основы социального партнерства. В работах Ю.Г. Одегова, Г.Г. Руденко, Н.Г. Митрофанова система социального партнерства рассматривается как «особый институт гражданского общества, основанный на признании необходимости и ценности всех социальных групп, образующих структуру общества, безотносительно к их численности и социальному статусу, их права отстаивать и практически реализовывать интересы»1.
& В Концепции становления и развития системы социального партнерства в Российской Федерации социальное партнерство определяется как «способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопомощи, отказа от конфронтации и насилия»2.
Эти определения не противоречат друг другу, а подчеркивают объемность этого понятия. В рамках государства формирование системы социального партнерства – одно из направлений деятельности по реализации социальной политики.
С принятием нового Трудового кодекса Российской Федерации многие правовые и теоретические вопросы были решены. В ст. 23 Трудового кодекса РФ дано следующее определение: «Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».
R Процесс создания российской концепции социального партнерства отражает значительное отставание научных разработок в этой области от потребностей социально-экономической практики. С начала 90-х гг. по инициативе профсоюзов и при поддержке государства в России стало складываться законодательство о социальном партнерстве.
Первый этап его становления – 1991–1995 гг. – это формирование законодательной основы социального партнерства. В этот период принимаются первые законы, Указы Президента РФ, постановления правительства, закрепляющие идеологию социального партнерства: законы о коллективных договорах соглашениях (1992 г.), об охране труда (1993 г.). Особо отметим Указ Президента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (1992 г.). С принятием в 1993 г. Конституции РФ государством провозглашаются принципы социального партнерства.
Второй этап законодательного оформления социального партнерства охватывает 1996–1999 гг. В этот период приняты Федеральные законы «О профессиональных союзах и правах и гарантиях деятельности», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и заложена законодательная основа трудового права, позволившая начать формирование на региональном уровне принципиально нового и относительно самостоятельного законодательства о социальном партнерстве субъектов Российской Федерации. В регионах стали приниматься первые специальные законы о социальном партнерстве1. Законы субъектов Российской Федерации развивают и дополняют нормы федерального законодательства. Таким образом, были заложены правовые основы социального партнерства.
В настоящее время продолжается третий этап становления системы социального партнерства, заключающийся в практическом функционировании, укреплении и развитии социального партнерства на уровне организаций. В организациях принимаются локальные нормативные акты о коллективных договорах и соглашениях, конкретизирующие общий порядок проведения переговоров, заключения их, контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений, права и обязанности сторон социального партнерства.
Методологическую основу социального партнерства составляет признание ценности человека, личности, гражданина. Партнерское сознание и поведение подразумевают глубокое понимание реальной ситуации, готовность к компромиссу, консенсусу. Эти качества позволяют социальным партнерам добиваться согласованных, просчитанных на перспективу решений по самым различным экономическим и социальным вопросам.
Социальное сотрудничество сторон осуществляется на определенной нормативной базе, но характер может иметь как формальный, так и неформальный, доверительный. Оптимальные формы взаимодействия в рамках социального партнерства следующие:
– переговоры по заключению договоров и соглашений;
– консультации;
– совместная работа в комиссиях, советах, комитетах, фондах;
– контроль за выполнением дополнительных договоренностей;
– урегулирование коллективных трудовых споров;
– участие наемных работников в органах управления организацией и др.1
По своей структуре социальное партнерство представляет собой совокупность органов и организаций, создаваемых из представителей наемного труда, работодателей и государства для регулирования главным образом социально-трудовых отношений.
Принципами социального партнерства выступают следующие положения:
– равноправие и полномочность сторон в постановке и обсуждении вопросов на переговорах и консультациях, в достижении соглашений, равноправие также и в контроле за их реализацией;
– взаимный учет собственных интересов и интересов другой стороны;
– точное соблюдение норм законодательства;
– добровольное принятие обязательств при заключении договоров и соглашений;
– полная ответственность за выполнение принятых соглашений;
– равноправие в достижении договоренности без ущемления интересов какой-либо из сторон на основе взаимных уступок, самоограничения, компромиссов, консенсуса.
R Поскольку социальное партнерство складывается и определяет взаимоотношения субъектов в социально-трудовой сфере, необходимо рассмотреть основные вопросы социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения – это отношения, возникающие между участниками производства в ходе их взаимодействия по поводу вознаграждения за труд, его условий, занятости, форм и методов разрешения конфликтов.
Выделяют два уровня трудовых отношений – индивидуальный и коллективный. Индивидуальные трудовые отношения – отношения наемного работника и работодателя по поводу заработной платы, условий труда и других взаимных обязательств, предусмотренных трудовым договором. Они возникают при поступлении человека на новое место работы, заключении трудового договора в любой его форме, могут изменяться в зависимости от обстоятельств и прекращаются в результате увольнения работника.
Коллективный уровень трудовых отношений связан с объединением в социальные институты – представительства коллективных интересов (профсоюзы, производственные, рабочие, забастовочные, стачечные и другие комитеты) и их взаимодействием от лица как работодателей, так и наемных работников одного предприятия, региона, отрасли с целью отстаивания своих прав и достижения общих интересов. Коллективные трудовые отношения – отношения между социальными, квалификационными, профсоюзными группами и их организациями по поводу сохранения или улучшения условий трудовой деятельности – уместно называть социально-трудовыми, так как они имеют групповой характер и тесно связаны с общественными условиями.
В советский период государство выступало в качестве монопольного работодателя и собственника. Процесс формирования и превращения государства в самостоятельный и нейтральный субъект социально-трудовых отношений связан с процессами разгосударствления предприятий, уменьшения его прямого влияния на сферу бизнеса и экономики.
Со стороны государства участниками социально-трудовых отношений могут выступать социально-политические органы государственного управления, непосредственно не вовлеченные в процесс производства и не связанные с работодателями и работниками; хозяйственные министерства и ведомства, связанные с производством, одновременно представляющие государство и работодателей.
В соответствии с уровнем предмет социально-трудовых отношений может носить как индивидуальный, так и групповой, коллективный характер. Предметом социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профориентация, найм-увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое развитие, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка труда и его вознаграждение и др. Все их многообразие обычно сводится к трем группам: социально-трудовые отношения занятости, социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда, социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд.
Как правило, в каждой из данных групп возникают проблемы, вокруг которых и строится взаимодействие субъектов социально-трудовых отношений. Эти проблемы сочетают в себе как общие для любого рынка труда элементы, так и специфические, свойственные только российским условиям и приводят к типичному кругу конфликтов и противоречий, которые регулируются в процессе взаимоотношений работников и работодателей.
Сфера социального партнерства является способом преодоления социальных конфликтов при условии понимания причин и профессионального подхода к их разрешению.
Источник большинства социально-трудовых конфликтов – противоречия между интересами работодателей и работников. Для работодателей основная цель деятельности – рост производства и прибыли, который может быть достигнут и в результате экономии на оплате и условиях труда. Для работников важны достойная оплата и хорошие условия труда. Третий участник социально-трудовых отношений – государство – должен смягчать данное противоречие, помогать организации диалога и достижению компромисса между ними. Государство несет на себе примиряющие, регулирующие функции, выступает посредником, арбитром в процессе регулирования социально-трудовых конфликтов.
R Регулирование конфликтов подразумевает управление конфликтом, влияние на процесс его протекания, предупреждение деструктивности его развития. Регулирование включает в себя меры по недопущению насильственных действий, достижению договоренностей, приемлемых для договаривающихся сторон. Это является наиболее эффективным способом, с помощью которого можно сделать конфликт контролируемым, реализовать его активный потенциал с целью постоянного развития социальной структуры.
Нормальное развитие социального конфликта, возможность его урегулирования предполагают, что каждая из сторон способна учитывать интересы противостоящей стороны. Это создает возможность сравнительно мирного развития конфликта с помощью переговорного процесса, внесения корректив в предшествующую систему отношений, нахождения взаимоприемлемого решения. Но в реальной жизни зачастую стороны исходят из негативной оценки предшествующего положения дел, декларируют и отстаивают лишь собственные интересы. Причем для защиты своих интересов не исключаются применение насилия, демонстрация силы, угроза ее применения. В этом случае социальный конфликт углубляется, так как силовое воздействие обязательно встречает противодействие, связанное с мобилизацией ресурсов сопротивления силе.
Исследователи выделяют следующие условия успешного урегулирования социального конфликта:
– наличие определенных ценностных предпосылок, т.е. каждая сторона признает конфликты вообще и отдельные противоречия в частности как неизбежные, оправданные и целесообразные, признает наличие конкретной конфликтной ситуации, право на существование оппонента, его права на собственные интересы, их отстаивание. Но социальный конфликт невозможно регулировать, когда стороны заявляют о полной общности интересов. Это своеобразная форма отрицания самого наличия конфликта. Признание различий и противостояния – один из существенных признаков самого социального конфликта;
– уровень организации сторон. Чем более организованными являются стороны, тем легче достичь договоренности и исполнения условий договора;
– конфликтующие стороны должны согласиться относительно определенных правил, при соблюдении которых возможно сохранение или поддержание отношений между сторонами. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей для каждой из сторон конфликта, обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях. Формы правил могут быть самыми разнообразными: конституции, уставы, соглашения, договоры;
– регулирование социальных конфликтов предполагает наличие специальных институтов, обладающих необходимыми полномочиями на ведение переговоров и достижение согласия, монополией на представительство интересов своей стороны; решения, принятые этими институтами, должны быть обязательными для всех конфликтующих сторон; они должны действовать демократически;
– успешность урегулирования социального конфликта зависит от объема ресурсов, которыми обладают участвующие стороны. Они имеют возможность оформить организационные требования, вынести издержки компромиссных решений, минимизировать потери.
Специалистами-конфликтологами определены следующие факторы конструктивного разрешения социального конфликта:
– институциональный: существование механизмов для проведения консультаций, переговоров и поиска взаимовыгодных решений, в том числе и механизмов в рамках законодательной, судебной и исполнительной власти;
– консенсуальный: наличие согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что собой должно представлять приемлемое решение. Социальные конфликты более или менее регулируемы, когда у их участников есть общая система ценностей. При этом поиски взаимоприемлемого решения становятся более реалистичными;
– фактор кумулятивности: чем меньше количество субъектов, проблем, определяющих социальный конфликт, тем выше вероятность его мирного урегулирования;
– фактор опыта, который определяет опыт субъектов социального конфликта в конфликтном взаимодействии, включая примеры разрешения подобных конфликтов;
– фактор равновесия сил: если конфликтующие стороны приблизительно равны по возможностям принуждения, то они будут вынуждены искать пути к мирному решению конфликта;
– социокультурный: анализ социального конфликта в процессе механизма его урегулирования должен касаться и социокультурной сферы, которая определяется влиянием общественной атмосферы, взаимозависимостью социальных систем, групп, предприятий друг от друга;
– психологический фактор: многое зависит от личностных особенностей субъектов взаимодействия, тех, кто принимает решения во время конфликта, их опыта, способности к согласию или конфронтации, поведения.
Стиль сотрудничества является наиболее конструктивным и результативным при урегулировании социально-трудовых конфликтов. Этот стиль характеризуется следующими чертами: активной совместной деятельностью по поиску варианта урегулирования конфликта; длительностью процесса выяснения интересов, нужд обеих сторон; обладанием равной властью; поиском новых альтернатив в решении проблемы; высоким уровнем информированности сторон друг о друге; ориентацией на установление и поддержание хороших взаимоотношений; отсутствием ограничений во времени; навыками эффективной коммуникации;
Социальный конфликт, в том числе на предприятии, в организации необходимо рассматривать как составную часть социальной системы. Социальная среда предприятия включает действия общностей, стихийные факторы, обычаи, традиции, жизненные ценности работников. Распространение, а тем более доминирование тех или иных социальных эмоций, характеристик общественного сознания, настроений формируют фон социального конфликта.
Конфликтное восприятие ситуации большинством, если оно имеет место, сделает достижение согласия практически невозможным. Демонстрация неагрессивности действий и намерений позволяет смягчить негативные стереотипы. Стратегии, стили поведения, принятые в обществе, воплощающие особенности сознания, предопределяют возможности, варианты урегулирования социального конфликта.
Социально-экономическая ситуация в современной России делает актуальным для общества и общественной практики вопрос достижения общественного согласия относительно стратегии и тактики социально-экономической политики, выбора оптимальных форм и методов социально-трудовых отношений. Создание на прочной правовой основе механизма взаимодействия государства, работодателей и наемных работников – ключ к достижению социальной стабильности. Мировой практикой выработан и успешно реализуется неконфронтационный способ регулирования социальных отношений.
Итак, социальное партнерство выступает как система урегулирования конфликтов во всех сферах общества, форма взаимоотношений и метод согласования интересов участвующих в них субъектов (партнеров) для обеспечения их конструктивного взаимодействия на основе мира и согласия.
В настоящее время в России социальное партнерство более всего распространено в социально-трудовой сфере, но неизбежно ее распространение и на другие сферы общественной жизни. Оно оказывает влияние на проведение экономических реформ, реализацию разумной социальной политики, развитие промышленности с целью существенного увеличения уровня занятости, на уровень цен, налогов, тарифов, вопросы социальной защиты населения, помощи безработным и т.д. Поэтому имеет смысл говорить о социальном партнерстве как о согласовании позиций различных сторон и партнеров, стремящихся к социальному миру и политической стабильности во всех сферах общественной жизни.
Лекция 7. Социальное партнерство в общественных отношениях
1. Социальное партнерство как вид общественных отношений
2. Социальное государство в системе социального партнерства.
3. Трипартистский механизм социального партнерства.
Общество является иерархизированной системой. Проблема заключается в том, что состав участников разных уровней социальных взаимодействий многообразен и каждый из них выбирает (делает выбор), что и как делать: принимает решение и примиряется с его последствиями. В целом участники руководствуются при этом противоречивыми ценностями одновременно, что создает ситуации: 1) противоборства (конфликта) интересов; 2) конкуренции (соревнования); 3) социального неравенства. Эти явления составляют универсальные свойства социума, и потому задача заключается в том, чтобы научиться «жить вместе» и управлять социальными процессами в этих условиях.
В социальной среде имеет место веер состояний от сотрудничества до противоборства. Для сотрудничества характерно социальное взаимодействие партнеров на основе взаимной выгоды по достижению общей цели и решению единых задач. Оно обладает чертами согласия, взаимопонимания и доверительных отношений.
Наоборот, для противоборства характерно социальное взаимодействие, сопровождающееся столкновением противоположных интересов и принуждением. Оно обладает чертами разногласия, соперничества и конфликта.
Основными путями разрешения конфликтов являются консенсус (согласие) и конвергенция (взаимопроникновение) на основе прагматического здравомыслия, терпимости к инакомыслию, уважения к его носителям как партнерам по поиску истины. Одним из механизмов является компромисс как добровольная сдача позиций каждой из сторон конфликта для достижения общей цели. Тем самым снижается (снимается) конфронтационная возможность развития конфликта: образующийся баланс интересов составляет социальный вектор, содержащий в себе примиряющие и сближающие начала.
На компромиссной основе достигается сотрудничество, переходящее в социальное партнерство – это цивилизованная форма общественных отношений, которая является легитимной добровольной согласованностью противоположных интересов, координация (защита) усилий различных социальных групп, их общественных объединений, организаций и властных структур в решении определенных социально-экономических проблем, достижении единой позиции (социального консенсуса) путем переговоров, взаимных консультаций и заключения соответствующих соглашений (договоров).
Субъектами социального партнерства выступают: а) представители государства – исполнительные органы власти; б) представители капитала – предприниматели, акционеры, работодатели и их общественные объединения; в) представители труда – наемные работники и их многообразные профессиональные объединения; г) негосударственные некоммерческие организации, способствующие удовлетворению нематериальных потребностей граждан (групп населения), нуждающихся в социальной защите.
Социальное партнерство опирается:
а) на законодательные акты, выработанные с участием всех договаривающихся сторон;
б) на социальные институты, посредством которых достигается общее согласие – трехсторонние согласительные комиссии, коллективные договоры;
в) на равную ответственность сторон, способных обеспечивать взятые договорные обязательства.
Социальное партнерство характеризуется следующими чертами:
1. Наличие у взаимодействующих сторон «групп интересов» (корпоративизма), которые преследуют не только противоположные, но и совпадающие цели.
2. Отношения взаимодействующих сторон ориентируются на достижение взаимовыгодного «баланса интересов» путем соглашений (консенсуса), а не на конфронтацию.
3. Цивилизованное решение спорных вопросов (конфликтов) при непосредственном и равноправном участии тех, кого это касается.
4. Обязательность и равная ответственность сторон за исполнение добровольно принятых решений (соглашений, договоров и т.п.).
5. Полномочность представителей на ведение переговоров, заключение соглашений и их реализацию.
6. Наличие правовой базы для ведения переговоров и контроля за исполнением принятых соглашений, обязательств.
Данное сотрудничество социальных сил может носить принудительный или добровольный характер. Последний формируется на основе выгоды: люди связывают свои интересы и жизни потому, что им это выгодно. В этом заключена суть социального обмена как обязательного компонента социального партнерства.
Некоммерческая деятельность. Одна из разновидностей социального партнерства связана с деятельностью некоммерческих организаций (non profit) – НКО, действующих в социально-культурной сфере и заменяющих бюджетные учреждения, финансируемые в сметном порядке. Деятельность НКО направлена на оказание социально значимых услуг благополучателям не с целью получения экономической прибыли, а осуществления с альтруистическими мотивами благотворительных акций, медицинской помощи, поддержки образовательных программ, защиты окружающей среды и т.п. Для властных структур это завидный партнер, берущий на себя заботы по адресной социальной помощи определенным группам населения с использованием внебюджетных средств.
Главной проблемой для НКО является поиск необходимых средств для своей добровольческой общественно полезной деятельности. При этом имеет место сочетание финансово-материальных источников. С одной стороны – это поиск сильных спонсоров (франдрайзинг), с другой – это организация собственной деятельности, приносящей доход (до 50%).
Некоммерческий вид социального партнерства приносит взаимные выгоды. Во-первых , НКО оказывают помощь населению и госструктурам (социальный эффект): члены организации при достижении своих целей получают моральное удовлетворение в поведенческом отклике тех, кому оказаны социально значимые услуги. Во-вторых , структуры бизнеса (добровольцы) за спонсоринг деятельности НКО получают выигрышные для себя социальные характеристики – репутацию, престиж, авторитет в общественном мнении и отношении к ним со стороны общественности. В-третьих , наиболее универсальный метод государственной поддержки НКО – это льготы по налогообложению и неналоговым сборам (таможня, использование государственного имущества и др.).
Социальное партнерство как новое явление общественной жизни активно развивается и утверждается с 50-х годов XX в. при регулирующей роли социально-правового государства.
Социальное партнерство, понятие, принципы, формы его осуществления считаются относительно новыми категориями для России. Однако, несмотря на это, уже были предприняты конструктивные меры, направленные на создание соответствующих институтов. Рассмотрим далее, что собой представляют принципы, формы, партнерства.
Социальное партнерство, формы которого получили нормативное закрепление, выступает в качестве наиболее эффективного способа разрешения возникающих конфликтов интересов, вытекающих из объективных отношений нанимателей и работников. Оно предполагает путь конструктивного взаимодействия на основании договоров и соглашений между руководителями предприятий и профсоюзами. Понятие, уровни, формы социального партнерства формируют базу для деятельности МОТ. Эта организация на условиях равноправия объединяет представителей нанимателей, сотрудников и государства в большинстве стран мира. Ключевое значение в повышении эффективности этой структуры имеют консолидация, солидарность и единство действий всех профсоюзов, их органов и членов, расширение сферы распространения коллективных соглашений, усиление ответственности всех участников взаимодействия за реализацию принятых на себя обязательств, а также совершенствование нормативного обеспечения.
В литературе приводится несколько определений рассматриваемого института. Однако одной из наиболее полных и точных считается следующая трактовка. Социальное партнерство представляет собой цивилизованную форму общественных отношений в сфере труда, посредством которой обеспечивается согласование и защита интересов нанимателей (предпринимателей), работников, госорганов, структур местной власти. Это достигается путем заключения соглашений, договоров, выражения стремления к достижению компромисса по ключевым направлениям экономического и политического развития в стране. Формами социального партнерства являются средства, за счет которых осуществляется взаимодействие гражданского общества и государства. Они образуют структуру отношений институтов и субъектов по вопросам статуса, содержания, типов и условий деятельности разных профессиональных групп, слоев и общностей.
Выделяя формы и принципы социального партнерства, специалисты изучают реальное общественно-экономическое положение разных профессиональных слоев, общностей и групп, качество их жизни, возможные и гарантированные способы извлечения дохода. Немаловажное значение имеет и распределение национального богатства в соответствии с производительностью деятельности - и осуществляемой в текущее время, и проведенной ранее. Все эти категории представляют собой объекты соцпартнерства. Оно связано с образованием и воспроизводством общественно допустимой и мотивированной Ее существование обуславливается разделением труда, различиями в роли и месте отдельных групп в общем производстве.
Основные принципы и формы социального партнерства существуют в тесной привязке к участникам отношений. К субъектам со стороны работников следует отнести:
Со стороны нанимателей в социальном партнерстве участвуют:
Со стороны государства субъектами социального партнерства выступают:
Понятие, уровни, формы социального партнерства, как выше было указано, закрепляются юридическими актами. Стоит отметить, что становление всего института представляет собой довольно сложный и продолжительный процесс. Многие страны в течение не одного десятилетия двигались к образованию системы соцпартнерства как одного из ключевых компонентов трудового права. Что касается России, то процесс образования института был осложнен двумя обстоятельствами. В первую очередь в стране не было опыта по использованию системы в социалистический период. Соответственно, отсутствовало нормативное закрепление в ТК, поскольку коммунистическая идеология отрицала необходимость применения ее в управлении. Немаловажное значение имели высокие темпы разрушения существовавшей ранее парадигмы, интенсивность либерализации общественно-производственных отношений. Эти факторы привели к снижению роли государства в сфере труда и, соответственно, ослаблению защищенности граждан. В настоящее время сложно найти субъекта, который сомневался бы в значимости социального партнерства как самого эффективного метода достижения общественного мира, поддержания баланса интересов нанимателей и работников, обеспечения стабильного развития всей страны в целом.
В мировой практике развития форм социального партнерства особое место отводится власти. В первую очередь именно государство обладает полномочиями на принятие законов и других нормативных актов, фиксирующих правила и процедуры, устанавливающих юридический статус субъектов. Вместе с этим власть должна являться посредником и гарантом в ходе разрешения разнообразных конфликтов между участниками отношений. Госорганы, кроме того, принимают на себя функцию распространения самых эффективных форм соцпартнерства. Между тем значение государственной и местной власти не должно ограничиваться исключительно одним убеждением нанимателей брать на себя действительные обязательства, связанные с собственностью имущества, находящиеся в русле общественно-экономических задач и целей госполитики и не ущемляющие интересы страны. Власть при этом не может отходить от реализации контрольных функций. Надзор за осуществлением цивилизованного соцпартнерства на демократической основе должен осуществляться уполномоченными госорганами.
Государство принимает на себя обязательства по разработке законодательных норм. В частности, в ТК закрепляются ключевые принципы соцпартнерства, определяется общая направленность и характер юридического регулирования отношений, которые складываются в хозяйственно-производственной сфере. Рассматриваемый институт базируется на:
Упоминание о них присутствует в ст. 27 ТК. В соответствии с нормой, формами социального партнерства являются:
Стоит сказать, что до принятия ТК, действовала Концепция становления и развития рассматриваемого института. Она была утверждена специальной трехсторонней комиссией по регулированию производственно-хозяйственных отношений (РТК). В соответствии с ней, участие работников (представителей персонала) в управлении предприятием выступало в качестве ключевой формы социального партнерства в сфере труда.
Участие в нем для работников и представителей персонала обладает рядом особенностей. Досудебное разрешение относится исключительно к индивидуальным спорам, поскольку коллективные конфликты в судах не разбираются. При реализации этой формы социального партнерства в сфере труда, действуют правила ст. 382-388 ТК. В этих нормах определяется процедура создания представительства участников отношений. Правила регулирования коллективных конфликтов, кроме этапа забастовки, основываются на принципах соцпартнерства. Эксперты, анализируя ст. 27, приходят к выводу о том, что норма содержит неточность трактовки. В частности, специалисты предлагают изменить определение формы социального партнерства, предусматривающей урегулирование конфликтов, на следующую - участие представителей нанимателей и персонала во внесудебных и досудебных разбирательствах. В этом случае последнее будет указывать на возможность разрешения индивидуальных, а первое - коллективных споров.
Нормативно формы социального партнерства впервые закреплены в Законе Ленинградской обл. В нем указанные категории определяются как конкретные виды взаимодействия субъектов для создания и реализации согласованной общественно-экономической и производственно-хозяйственной политики. В пояснениях к ТК формы социального партнерства трактуются как способы осуществления взаимоотношений участников для регулирования рабочих и прочих связей, касающихся их. Присутствуют соответствующие дефиниции и в региональных законах.
При проведении анализа действующих норм, эксперты указывают на возможность дополнить ст. 27. В частности, по мнению специалистов, к формам социального партнерства относятся:
По мнению других экспертов, приведенные выше варианты имеют ряд недостатков. В первую очередь присутствует декларативность некоторых положений, привязка к структурам, которые уполномочены на их реализацию. Вместе с этим, формы социального партнерства, установленные в законодательстве региона, способствуют существенному расширению возможностей участников отношений, в сравнении со ст. 27 ТК. Приведенный в норме как исчерпывающий перечень, таким образом, может быть дополнен и конкретизирован и самим Кодексом, и иными нормативными актами. Соответствующая оговорка присутствует в указанной статье. В частности, в ней сказано, что формы социального партнерства могут устанавливаться законодательством региона, коллективным соглашением/договором, предприятия.
Формы и уровни социального партнерства представляют собой ключевые звенья, образующие рассматриваемый институт. В ТК не дается четких определений, однако приводятся перечни, классификации и признаки элементов. Так, в ст. 26 Кодекса указываются федеральный, отраслевой, региональный, территориальный и локальный уровень. Анализируя приведенные категории, многие эксперты указывают на нарушение логики построения перечня. Объясняют свой вывод специалисты тем, что в нем присутствуют категории, разделенные по независимым классификационным признакам.
Соцпартнерство существует на федеральном, муниципальном, региональном и организационном уровнях. Этот перечень представляется неполным. В ст. 26 ТК не упоминается еще один - федерально-окружной уровень. В мае 2000 г. президентом был подписан Указ об образовании округов. В соответствии с этим актом, были назначены представители Главы государства и открыты представительства. В настоящее время во всех федеральных округах подписаны 2-х либо 3-сторонние соглашения. Они необходимы для создания единого округа, обеспечения реализации потребностей населения, прав работоспособных граждан, развития социального партнерства и так далее.
Формы и уровни социального партнерства, существующие на региональном уровне, обеспечиваются нормативной базой, соответствующей особенностям местности, историко-культурным традициям и пр. В законодательствах субъектов РФ, кроме предусмотренных в ст. 26 ТК, устанавливается специальная (целевая) ступень. На этом уровне осуществляется заключение профессиональных отношений.
Некоторые эксперты предлагают добавить в ст. 26 ТК международный и корпоративный уровень. Однако включение последнего представляется на сегодняшний день несколько преждевременным. Если говорить о корпоративном уровне, то его добавление в существующий перечень в настоящее время нецелесообразно. Это обуславливается непосредственно характером этой ступени. На этом уровне объединяются организационный, отраслевой, территориальный и международный признаки социального партнерства. При этом последний реализуется преимущественно в соответствии с положениями договоров, заключенных РФ с другими странами с учетом коллизионных норм трудового права. Для прояснения ситуации эксперты предлагают изменить трактовку ст. 26. По их мнению, в статье необходимо указать, что территориальный уровень - часть РФ, определенная в соответствии с нормативными актами (Конституцией, уставами МО и предприятий, правительственных постановлений и пр.). Функционирование института осуществляется в целом по стране, в округах, регионах, в муниципалитетах и непосредственно на предприятиях.