Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Порой мы прикладываем большие усилия в изучении английского языка, читаем много литературы, посещаем лектории, смотрим фильмы, слушаем песни, а полученная информация отказываться “запоминаться” в том объеме, на который рассчитывает каждый из нас. Это происходит, потому что уровень концентрации на том или ином виде деятельности постепенно снижается, а поддержать его порой стоит колоссальных усилий. Усталость и абстракция растут, а внимание падает. Как с этим бороться? Как выбрать правильную методику в обучении?

В конце 60-х годов прошлого века всемирно известный профессор Эдгар Дейл, прославился тем, что активно использовал в методике своего преподавания разнообразные аудио-визуальные средства и интерактивные практики. Он предложил “конус опыта” , который позже лег в основу “пирамиды обучения” .

Это открытие заключает в себе чарт разнообразных способов подачи информации и процентное соотношение их эффективности. Стоит сказать, что числа являются приблизительными, и они были выявлены уже не самим профессором Дейлом, а его последователями в ходе дальнейшего изучения предложенной концепции. Как и во всякой теории, здесь есть свои исключения, потому что человеческая психика и возможности всегда остаются сугубо индивидуальной чертой.

Таким образом, “конус опыта”, разработанный Дейлом выглядит следующим образом:

Итак, основными положениями теории Эдгара Дейла стало заявление о том, что слушание лекций и чтение учебных материалов являются наименее эффективным способом усвоения информации и растворяются в нашей памяти в довольно короткий срок, либо воспринимаются и усваиваются с большим трудом.

Наиболее эффективным способом в изучении материалов по предмету является личный опыт - то есть преподавание, обучение других и активное использование изученного материала в жизни.

Наиболее важные советы, которые можно выделить на основе работ Эдгара Дейла, перечислены в качестве рекомендаций. Вы можете практиковать их с друзьями и коллегами, а также самостоятельно.

1. Одним из афоризмов, которые приписывают Дейлу является следующее высказывание:

“Профессор знает не больше тебя, но его невежество лучше организовано”.

Пишите статьи на сайты и форумы, оформляйте их в самостоятельные наблюдения, вступайте в дискуссию в комментариях. Вы можете сделать выжимки из разных работ, оформив их в одном тексте, но постарайтесь не просто копировать предложение за предложением, а строить логически переработанные публикации.

2. Проводите лекции , например, в кругу своих друзей, которые тоже изучают иностранный язык. Договоритесь о темах, которые подготовит каждый и создайте собственный лекторий. Обсуждайте, вступайте в дискуссии. Приводите примеры.

3. Ведите видеоблог или создавайте программы. Это одно из наиболее сложных видов деятельности. Здесь требуется не только логичность изложения, но и интересная презентация. Во время подготовки к такому “мероприятию” вы будете вынуждены изучить материал досконально.

4. А вот один из наиболее простых способов усвоения информации - обсуждение с друзьями . Предложите, например, на обычной прогулке разговаривать только по-английски, чего бы это ни стоило. А что касается теоретической стороны, разверните дискуссию, добейтесь демонстрации практических примеров, постарайтесь узнать, почему именно так, проводите аналогии с другими родственными или похожими аспектами в языке. Например, обсудите появляющееся у некоторых слов окончание -s/ -es - ведь оно встречается в разных частях речи. А что вы знаете о ‘s ?

5. Обучайте и будьте способны рассказать и на практике продемонстрировать свои способности. Как полагал сам Дейл, необходимо самому уметь делать то, что пытаетесь объяснить другим, чему хотите научить.

Желаем вам успехов в обучении и изучении, активной и интерактивной практики и высокой эффективности!

Виктория Теткина


Конус обучения показывает насколько эффективны различные способы обучения. Создавший его Эдгар Дейл опирался на собственные эксперименты, так что считать модель истиной в последней инстанции не стоит. Но проверить на себе в случае с самообразованием или использовать в обучении других его выводы будет полезно.

Сколько запоминают люди?

Люди запоминают примерно 10% от прочитанного, 20% от услышанного, 30% от увиденного, 50% от того, что и услышали и увидели, 70% от того, что сказали или записали самостоятельно, 90% от того, что они сказали или записали по ходу выполнения какого-либо действия.

Как обучать себя и других эффективно? От вершины конуса к основанию

Чтение. Один из самых распространенных способов обучения. Люди, занимающиеся саморазвитием, читают множество книг и статей. Советую вам пройти курс по скорочтению, чтобы ваше обучение стало более эффективным и продуктивным.

Слушание. Когда мы слушаем, мы запоминаем больше, чем когда читаем. Поэтому аудиокниги могут быть очень полезны для вас. А если вы хотите научить чему-то другого человека – лучше рассказывайте ему, а не давайте почитать. Так он лучше запомнит, и будет иметь обратную связь с вами.

Просмотр картинок. Слайды с картинками, диаграммы или интеллектуальные карты запоминаются ещё лучше. Если вы можете заменить текст на изображение – сделайте это.

Просмотр видео. Вместо рассказа о чём-то, покажите людям видеоролик. Замените банальный текст интересным видео. Лекция TED запоминается гораздо лучше, чем статья с той же темой. Не зря формат обучающих видеороликов так популярен сейчас.

Демонстрация с комментарием. Проводите эксперименты, демонстрируйте макеты, показывайте модели. Вместо того чтобы рассказывать об анатомии, покажите макет человеческого тела и подкрепляйте свои слова визуальными образами. После этого ваши слушатели смогут вспомнить, что они видели по запомненным словам и наоборот, вспомнить, что они слышали по зрительным образам. Экспонаты, образцы, опыты и эксперименты – ваши верные помощники в обучении.

Дискуссия. Ещё более эффективный способ обучения. Люди скорее забудут то, что сказали им, чем то, что сказали они сами. Если вы хотите кого-то чему-то научить – устройте дискуссию. Задайте вопрос и попросите ответить. Выдвигайте тезисы и просите оспорить их или подкрепить. Давайте ученикам с различными мнениями высказаться. Это способствует лучшему усвоению информации.

Также прибегайте к дискуссии и при самостоятельном обучении. Найдите единомышленника, который будет интересоваться тем же, что и вы, и полемизируйте с ним. Высказывайте мнения, делитесь идеями, обсуждайте. Это пойдёт вам и вашему образованию на пользу.

Выступление с речью. Чтобы самому что-то запомнить, расскажите об этом другим. Составление плана речи, репетиции, работа с материалом на стадии подготовки к выступлению, сам опыт работы с публикой – всё это поможет вам в процессе усвоения знаний. Особенно если выступление с речью редкое занятие для вас.

Театрализованное выступление. После такого забыть что-то будет действительно сложно. Создайте театральное выступление, в котором будет раскрываться какая-то тема. Подойдите к этому с юмором и творчески.

Особенно это хорошо работает, если вы хотите чему-то научить детей. Для них это будет весёлая игра, но при этом они смогут многое запомнить. Используйте этот способ.

Имитация реальной деятельности. Похоже на театрализованное выступление, только здесь должно быть больше реализма. Если вы, например, просто перечислите действия, необходимые для производства сахара, их вряд ли запомнят. Зато если вы предложите сделать вид, будто человек сам производит сахар – он, вероятно, запомнит эту информацию.

Не бойтесь и не стесняйтесь сами имитировать какую-либо деятельность. Это достаточно просто и при этом очень эффективно.

Выполнение реального действия. Наиболее эффективный способ обучения. Хотите научиться что-то делать – начните это делать. Вы можете прослушать множество лекций и разыграть несколько сценок, но это не сравнится с реальной деятельностью. Делайте, чувствуйте, допускайте ошибки и исправляйте их. Так вы будете учиться с максимальной эффективностью.

Эдгар Дейл (1900г-1985г) – исследователь и преподаватель новых методов обучения с использованием аудио- и визуальных материалов. Своей деятельностью занимался с 1929 по 1970 гг. Жил и работал в США. Являлся преподавателем государственного университета, расположенного в штате Огайо (США). Работал над изучением проблемы усвоения учебных материалов при вербальном преподавании и тестировал «читаемость текстов».

В течение последних десятилетий педагоги и ученые всего мира поднимают вопрос о странной тенденции, которая наблюдается в ходе эволюции и развития нашего общества – с увеличением благосостояния общества снижается образовательный и культурный уровень его членов. Этот вопрос интересовал ученых еще в начале 60-х годов ХХ века. А в 1969 году один из многочисленных исследователей данной проблемы – Эдгар Дейл – изложил свой взгляд на нее. Результат его сложной и кропотливой работы был представлен в виде конуса, который назвали «конусом обучения Эдгара Дейла». В дальнейшем последователи изобретателя данного учения провели обширные статистические исследования на обучающихся в школах и высших учебных заведениях, которые полностью подтвердили правоту идеи Эдгара Дейла.

Исследования показали, что мало иметь желание учиться. Необходимо правильно подобрать способы и методы получения учебной информации от педагога с целью максимального усвоения полученных знаний.

Для проведения исследований было подобрано несколько групп из учащихся различных возрастов. В каждой из них обучение велось только одним из 6 указанных в конусе методов, но материал давался одинаковый. После этого было проведено контрольное тестирование.

Тесты показали следующие результаты:

  • Самым неэффективным методом подачи информации является чтение. Обычный человек через 2 недели после визуального изучения учебного материала помнит только 10% изложенной в нем информации. Несмотря на это, данный метод передачи информации при обучении является самым распространенным во всех учебных заведениях мира.
  • 20% информации человек помнит при изложении материала вслух – при прослушивании аудиокниги, учебной программы или аудиозаписи лекции.
  • На 10% процентов больше учебного материала обучающийся помнит при просмотре таблиц и иллюстраций, то есть при сведении информации в блоки с общими признаками для каждого блока. Это информация, которую мы видим.
  • Когда восприятие материала идет через зрение и слух одновременно – присутствие на лекции или выступлении педагога, наблюдение за каким-либо учебным процессом – просмотр видеофильма, то обучающийся запоминает до 50% информации.
  • До 70% информации запоминается при непосредственном участии в процессе получения информации – дискуссии, докладе, семинаре, обмене мнениями.
  • Наиболее эффективным методом закрепления материала, когда запоминается до 90% полученной информации, считается участие в реальной работе с применением полученных знаний и умений либо ее имитации в условиях, близких к реальным.

Из приведенных цифр видно, что современная система образования, которая мало чем отличается от системы 60-х гг. ХХ века, больше всего применяет самые неэффективные методы представления обучающего материала.

Однако в каждом конкретном случае степень усвоения учебного материала зависит от желания самого обучаемого. А развитие коммуникационных возможностей в обществе с приходом в жизнь каждого человека сети интернет только облегчает этот процесс.

Однако из любого правила бывают исключения и соотношение восприятия материала у отдельно взятого ученика может быть иным, отличным от данных Эдгара Дэйла.

Известно, что многие крупные бизнесмены, члены политических элит, ученые, деятели культуры внимательно изучали результаты этих исследований и признали их правильными. Некоторые крупные предприятия и организации проводят обучение не только руководства, но и рядовых работников организаций по методикам господина Дэйла. Данные методики изучаются в высших учебных заведениях, где обучают будущих педагогов и психологов. Они используются при разработке некоторых учебных программ.

Однако несмотря на это, а также явную необходимость реорганизации системы высшего и среднего образования и повышения ее эффективности, никаких общих мероприятий по внедрению результатов исследований Эдгара Дейла в жизнь не проводится не только в России, но и в других, более развитых странах.

Узнал о том, что конус Дейла есть на сайте, благодаря мелькнувшему названию в разделе Хорошие старые статьи.
На фоне обращения (и аналогичного на ПКФ) эта составляющая педагогики (1-го приоритета ОСУ) выглядит иначе, чем в 2016 г., когда материал был здесь выложен.
В «деле Скрипалей» метод обсуждение действительно работает на ура в интересах конкретной страны (сначала написал «стороны» – вот насколько эффективна провокация; нет у этого события сторон). А так ли всё однозначно в системе образования, к которой относятся исследования Э.Дейла? Вопрос достаточно исследован, приведу выдержки и ссылки.

А на основе «конуса обучения» к концу уже семидесятых годов в Национальной тренинговой лаборатории США была разработана новая графическая версия «влияния методов обучения на степень усвоения материала», получившая название «Пирамида обучения». Выглядит она явно проще конуса обучения.
Более основательный разбор: Все врут, а ты не ври, или Развенчание мифа о запоминании . Он достоин прочтения и репостов, здесь же цитирую больше не то, что касается Пирамиды обучения, приписываемой Дейлу, а то, что увязывает разные методы информационной войны против человечества:
[Э.Дейл] Пришел к выводу, что обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни - это наиболее эффективный способ выучить что-либо? То есть, следуя этому принципу, лекции и чтение пропускаем и сразу начинаем обучать других? Не хотел бы я попасть к такому учителю.
Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.
конус - это описательная модель, система классификации, а не предписание о том, как правильно планировать обучение.
с момента первого издания теоретическая модель Дейла стала жить своей собственной жизнью. Слишком велик был соблазн применить ее на практике. Поэтому третью редакцию книги Дейл специально дополнил разделом «Some Possible Misconceptions» («Некоторые возможные заблуждения»), в котором в частности предостерег от попыток считать, что обучение на основе реального опыта является лучшим по сравнению с методами, находящимися на уровне с большей абстракцией.
Мистические цифры родились ранее или одновременно с самим конусом. И какое-то время существовали отдельно, жили своей собственной жизнью. Однако около 1970 года кому-то пришла «замечательная» идея объединить конус и цифры. Сомнительные данные наложили поверх конуса опыта Дейла. Тогда на свет и появилась так называемая пирамида обучения.
[Англоязычная Википедия этого не скрывает : ‘’Цифры произошли с 1967 года, когда сотрудник нефтяной компании Mobil , Д. Г. Трейхлер, опубликовал не научную статью в «Кино и аудио-визуальной коммуникации»’’]
Главное (на мой взгляд) и вывод автора:
В 2002 году возникла вторая волна критики, по всей видимости, связанная с развитием Интернета, когда люди все больше и больше стали делиться ложной информацией.
Если быть честным, то статья совсем не про пирамиду обучения и даже не про конус Дейла. Это маленькая иллюстрация большой проблемы. Показательно, как люди массово верят в информацию сомнительного характера. В информацию, в которой присутствуют эксперты с результатами якобы проведенных ими исследований. Хотя, конечно, слишком сложно устоять перед потоком ложных данных. Особенно, когда они наваливаются на тебя отовсюду: из книг, докладов, статей уважаемых людей или даже ученых.
Надеюсь, что статья заставит хоть на секунду задуматься и чуть более критично взглянуть на окружающий нас мир.
А я всё думал: если это такое открытие, то почему информации о нём нет в вузовских учебниках, ведущих свою историю со времён СССР, да и в современных отечественных не густо? Эдгар Дейл не приводил цифр в своём конусе и предостерегал от того, чтобы одни методы обучения считать лучшими, а другие худшими.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные