Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Характер Ограниченная, скованная, ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению, достижению необходимой приспособительной гибкости (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Характер

(от греч. charaktкr - печать, чеканка, зарубка) - подструктура личности , образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления Х.) и самопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления Х.).

Этимологически слово Х. употребляется в трех значениях:

1) применительно к любым объектам и явлениям (Х. процесса, Х. ландшафта) как обозначающее их «образное своеобразие», нечто «характерное» для них;

3) применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый Х., «с Х.» или бесхарактерный).

Наука о Х. в психологическом значении слова - - имеет столь же длительную историю, как и сама . На протяжении тысячелетий характерология как сфера науки, искусства и житейской мудрости стремилась решить две основные задачи: типологизации Х. (темпераментов ) и определение Х. (или темперамента) по тем или иным внешним признакам (или «психогностика ») (В. Штерн ).

Различия человеческих Х. как наиболее существенных cвойств и особенностей человека, определяющих его внешний облик и (индивидуальные различия в широком смысле), с глубокой древности обращали на себя внимание философов и врачей. Древнейшая из известных типологий Х., основанная на 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни и связанные с ними свойства поведения разных животных, приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру (30 в. до н. э.). Дальнейшее развитие астрологическая типология получила в труде К. Птолемея «Тетрабиблос», в котором утверждалось, что положение звезд во время рождения человека оказывает решающее влияние на его индивидуальные особенности и на протяжении всей жизни определяет его судьбу, при этом все многообразие характеров и судеб описывалось теми же двенадцатью основными типами, которые практически не изменились до настоящего времени. Основы представления о Х. как типе социального поведения заложил Платон, который, исходя из своей теории строения души , описал 5 главных типов Х.: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и тиранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст (4–3 в. до н. э.) в знаменитых «Характерах», трактате, считающимся первым настоящим исследованием Х. Отталкиваясь от одной доминирующей черты, Теофраст описывает тип Х.: насмешник, пустослов, угодник, болтун, тупица, грубиян, ворчун, трус и т. д. Расширенный перенос Теофраста в Новое время осуществил в XVII в. его переводчик и популяризатор Лабрюйер в собственных «Характерах». Представления медицинского естествознания о типах Х. тесно переплетается с учением о темпераменте и конституции как соматическом типе строения организма человека. Конкретный тип темперамента, так же, как и Х., мог объясняться, например, преобладанием в организме определенного «гумора» ( , Гален), составом крови (), влиянием космогонических факторов (Парацельс), типом сложения (Кречмер ), особенностями воли (Клагес) и т. д. Типологии Х., в основе к-рых лежит заложенное в античности учение о темпераментах, соединившее в своих основах идеи морфологической () и физиологической («соки», кровь и проч.) обусловленности психического своеобразия человека, более чем за 2000 лет до настоящего времени не претерпели ничего существенно нового. В Новое время утвердилось собственно психологическое понимание Х. как психического (внутреннего) своеобразия человека. Утвердилась мысль о том, что индивидуумы различаются между собой не внешними социально значимыми признаками поведения, а прежде всего невидимыми свойствами, которые являются их причиной и образуют Х. человека. С XIX в. характерология приобретает черты систематической научной дисциплины, призванной изучать сущностные различия человека, сводя их к некоторой простой форме (типу) или заостряя внимание на неповторимости их комбинации у конкретного индивида. К началу ХХ в. чрезвычайно расширилась палитра объяснения характерологических различий и понимания сути Х. Понимание Х. не как типа, а как уникальности конкретного индивидуума было сформулировано в немецкой характерологии. Понимание Х. как типа во французской характерологии строилось в основном на морфо-физиологической основе. С XIX в. от более умозрительной характерологии отделяется проблема объективно измеряемых формальных человеческих различий (как простых - , , и проч., так и более сложных - творческие и организаторские , и т. д.). Развитые в работах англичан Ч. Дарвина , Г. Менделя, Ф. Гальтона , американца Дж. М. Кеттелла , немцев Эббингауза , Вундта и др., французов Бине , Анри Симона методы, получив теоретическое обоснование в работах В. Штерна (1911), образовали отдельную дисциплину - дифференциальную психологию . Непосредственной предшественницей дифференциальной психологии была «психогностика», главной задачей которой было, во-первых, установление отношений между внешне воспринимаемыми состояниями , движениями и обликом человека и его индивидуальным психическим своеобразием, во-вторых - распознание на основе этих связей Х. отдельных индивидов. Эмпирическое направление психогностики представлено конституциональным подходом, физиогномикой, френологией и графологией , а также философско-литературной характерологией. Физиогномику практиковал уже Пифагор (6 в. до н. э.), Анаксагор (5 в. до н. э.) отбирал себе учеников по форме руки. Основоположником европейской физиогномики считается Аристотель (4 в. до н. э.). Более специфическим методом определения Х. было обращение к конституциональным и физиологическим факторам. Уже Гиппократ при объяснении темпераментов отчасти опирался на особенности строения тела. Законченное выражение конституционально-характерологический подход получил в работах Э. Кречмера (1921) и В. Г. Шелдона (1927). В XIX в. появляется «физиогномика функций», согласно которой Х. проявляется в неосознанных целесообразных и функционально обусловленных движениях. Эта позиция широко представлена в немецкой характерологии через анализ мимики (Ф. Лерш, А. Веллек), речи (И. Б. Рифферт), общей экспрессии (Л. Клагес), походки и т. д. В настоящее время это направление развивается в русле социально-психологических исследований аттракции , невербальной коммуникации , теории атрибуции и т. п. Общим недостатком всех психогностических методов является произвольное выделение одной из многих групп внешних признаков как единственного средства познания Х. С развитием в 10–30-е гг. ХХ в. психологии личности встала проблема соотношения понятий личности и Х. В послевоенной американской академической психологии понятие Х. практически вышло из употребления, сохранившись только в клинически ориентированных подходах как обозначающее принадлежность к тому или иному типу. В то же время в европейской психологии (Германия, Франция) понятие Х. сохраняется как одно из важных общепсихологических понятий, причем в немецкой традиции оно включает в свое определение элементы духовности, а во французской трактуется как совокупность присущих личности характерных форм аффективного реагирования. В российской психологии основы учения о Х. были заложены А. Ф. Лазурским , трактовавшим Х. как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в 50-е гг. Х. отождествлялся с индивидуально-своеобразным в личности, в противоположность социально-типичному. Новый всплеск интереса к проблеме Х. возник в 80-е гг., когда ряд авторов начал рассматривать Х. как подструктуру личности, опираясь на идеи Л. С. Выготского, противопоставившего традиционной идее Х. как неизменного типа представление о Х. как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации. Согласно современным отечественным воззрениям, Х. выступает как форма проявления личности в узком смысле слова (содержательной или смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях определенные фиксированные формы или способы поведения. Х. выступает как защитная оболочка, опосредующая как воздействия внешней среды на личность (смягчая или обостряя их), так и воздействия личности на среду, придавая действиям субъекта те или иные инструментальные или экспрессивные свойства (напористость, мягкость, открытость, осторожность и др.). Представления о Х. в клинической психологии , в частности, в контексте проблемы психопатий , развиваются в основном в традициях типологически ориентированной характерологии (П. Б. Ганнушкин , К. Леонгард, А. Е. Личко) (см. ). В социальной психологии используются также понятия социального и национального Х. Понятие социального Х., введенное Э. Фроммом , означает совокупность устойчивых личностных черт, присущих членам некоторой социальной группы и сложившихся в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Понятие национального Х. означает совокупность черт, характеризующих представителей одной нации или этнокультурной общности в отличие от другой. Проблемам национального Х. было посвящено в 50–80-е гг. большое количество экспериментальных исследований, в к-рых не удалось обнаружить значимых и устойчивых характерологических различий между нациями; тем самым проблема национального Х. перешла в плоскость социально-психологических стереотипов и образов своей и других наций.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Характер

Это понятие трактуется далеко не однозначно. Имеются трудности различения характера и темперамента (см. ); еще больше споров возникает при попытках разведения понятий характера и личности. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Характер - в узком смысле - определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают - или мешают - личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предвидеть поведение индивида и так корректировать ожидаемые действия и поступки. При таком определении характера его свойства можно отнести к формально-динамическим особенностям поведения. В структуре личности характер особенно полно отражает ее целостность. Нужно четко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. Нередко встречается смешение черт характера с тем или иным проявлением темперамента. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа системы нервной. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. Но черты характера не предопределяются темпераментом. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт. Характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекает социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (см. ; ). Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам (см. ). Характер проявляется в системе отношений к действительности:

2 ) в отношении к делу - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;

3 ) в отношении к себе - скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность;

4 ) в отношении к собственности - щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость.

Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу. Но сами по себе черты характера не определяют однозначно позицию социальную индивида. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы (см. ). Один из физиологических механизмов формирования характера - стереотип динамический. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответственной мотивацией - потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера (см. ). В психологии давно стоит проблема биологических основ характера. Она обсуждается в «сильной» и в «слабой» формах. В «слабом» варианте речь идет именно о биологических или физиологических основах характера; в «сильном» варианте предполагаются его генетические основы. Констатация генетических или просто биологических основ характера часто вызывает некорректную критику, обычно по двум пунктам:

1 ) якобы происходит биологизация личности;

2 ) якобы утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы.

Что касается пункта (1), то речь идет о биологических основах характера, точнее даже темперамента, а не личности. Если признать, что биологические или даже генотипические свойства организма определяют темперамент, - он же составляет «основу» характера, - то естественно воспринимать определенные свойства организма как органическую базу характера (правильнее было бы говорить о них как о предпосылках характера). А что до пункта (2), то признание генетических предпосылок характера никак не означает утверждение его генетической предопределенности. Наследуется лишь набор различных способов реагирования на влияния среды. Как именно генетические предпосылки оформятся в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействия этих предпосылок и условий среды. Изучение крайних аномалий характера как раз заставляет предположить, что в ряде случаев больший вклад в оформление аномалий вносит генотипический фактор, а в ряде других - средовый. Так что анализ проблемы биологических основ характера приводит к таким выводам:

1 ) детерминанты свойств характера нужно искать как в особенностях генотипического фонда, так и в особенностях средовых воздействий;

2 ) степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть весьма различной;

3 ) генотипические и средовые влияния на характер могут «алгебраически складываться»: при неблагоприятном обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологии; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность может не реализоваться или хотя бы не привести к патологическим отклонениям характера. Эти выводы весьма важны для психологии; они заставляют, в частности, выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания с учетом или даже коррекцией этих отклонений.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Характер Этимология.

Происходит от греч. character - черта, признак, примета, особенность.

Категория.

Индивидуальная, достаточно устойчивая система способов поведения человека в определенных условиях.

Специфика.

В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ХАРАКТЕР

(от греч. charakter - отпечаток; черта, признак, особенность) - индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Х. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом , который определяет внешнюю форму выражения Х., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Х. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений Х. С др. стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты Х. Типичные Х. являются продуктом общественно-исторических условий (ср. , «социальный характер» в работах Э . Фромма ).

Х. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный Х. - это Х. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт (ср. ). У людей с неопределенным Х. подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо.

Выделяют цельные и противоречивые Х. Цельные Х. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому Х. свойствен разлад убеждений и деятельности , наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений.

В структуре Х. выделяют обычно 2 группы черт. К 1-й группе черт Х. относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности (г. о. нравственные качества). В них можно выделить след. основные виды: отношение к др. людям, отношение к труду и его результатам, отношение к самому себе. К чертам Х., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., такие положительные черты, как чуткость, гуманность, искренность, правдивость.

К 2-й группе черт Х. относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам Х. относятся такие положительные черты, как целеустремленность, , решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицат. черты - , нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт Х. выделяют сильные и слабые Х. Слабохарактерность - отрицат. качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование Х. ребенка оказывает . Формированию черт Х. в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний . Если определенное психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой Х. См. , , , .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Характер

   ХАРАКТЕР (с. 635) - совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Но темперамент определяется врожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подвержен изменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессе воспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться при изменении этих условий.

В структуре характера выделяют множество различных черт; в русском языке насчитывается свыше полутора тысяч слов для их обозначения. Условно черты характера можно подразделить на две общие группы. К первой относятся психологические качества, выфажающие направленность человека, систему его отношения к действительности, к себе и другим людям. К таким чертам относятся искренность, гуманность, чуткость и многие другие. Ко второй группе относятся волевые черты характера, определяющие способность человека сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия и затруднения, направлять свои поступки в соответствии с определенными принципами. К волевым чертам характера относятся самообладание, настойчивость, целеустремленность и другие. В зависимости от развития волевых черт характер определяют как сильный или слабый.

Древнейшая из известных типологий характера основана на 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни и связанные с ними свойства поведения разных животных. Ее создание приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру. Основы представления о характере как типе социального поведения заложил Платон. Исходя из своей теории строения души, он описал пять главных типов характера: нормальный, тимократический, олигархический, демократический и итранический. Типологическую традицию Платона продолжил и развил ученик Аристотеля Теофраст в знаменитом трактате «Характеры». Отталкиваясь от одной доминирующей черты, Теофраст описывает тип характера, который с помощью богатых примеров превращает в живописный образ (насмешник, пустослов, болтун, ворчун, трус и т.д.).

С развитием в XX в. психологии личности встала проблема соотношения ее с характерологией, а также соотношения понятий личности и характера. Согласно определению Г.Оллпорта, понятие личности означает то же, что и характер, только без оценочного компонента. Характерологические подходы разделились на научные, ассимилированные психологией (например, конституционально-морфологические теории Кречмера и Шелдона) и не соответствующие научным критериям, а потому оставшиеся за пределами науки ( , ). Во второй половине XX в. в американской академической психологии понятие характера практически вышло из употребления, сохранившись только в клинически ориентированных подходах. В то же время в европейской психологии (Германия, Франция) характер сохраняется как одно из важных общепсихологических понятий, причем в немецкой традиции оно определяется как феномен, содержащий в себе элементы духовности, а во французской трактуется более приземленно - как совокупность присущих личности форм эмоционального реагирования.

В отечественной психологии основы учения о характере были заложены А.Ф.Лазурским, трактовавшим характер как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в 50-е гг. XX в., характер отождествлялся с индивидуально своеобразным в личности в противоположность социально-типичному. Новый всплеск интереса к проблеме характера возник в 80-е гг., когда ряд авторов начали рассматривать характер как подструктуру личности, связанную с формами и способами ее проявления. В основе этих воззрений лежат идеи Л.С.Выготского, противопоставившего традиционным представлениям о характере как неизменном типе представление о характере как динамической развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации человека к миру и формирующейся в ходе этой адаптации.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Что представляет собой понятие характера? Характер – это уникальная качественная характеристика, которая объединяет в себе все постоянные и устойчивые свойства психики индивидуума. определяя тем самым все рамки особенности поведения и реакций данного человека.

Характер как элемент личности – сложная структура из всех ее свойств и качеств, которые так или иначе отражаются в поведении, деятельности в различных сферах жизни, реакции на те или иные события, перемены. Говоря иными словами, данный элемент является определяющим для образа жизни индивидуума.

Следует отметить, что характер человека формируется на протяжении всей его жизни. Несмотря на то, что множество факторов может быть заложено еще в раннем детском возрасте, на дальнейшее развитие или даже изменение в характере могут повлиять различные события или жизненный опыт.

Связь между характером и личностью выражается в различной деятельности субъекта, при этом обуславливая такое понятие, как типичную модель поведения.

Личностные черты характера

Под чертой характера принято понимать некоторую постоянную, то есть стабильно существующую и неизменную стереотипную модель поведения. Как правило, личностные черты характера подразделяют на первичные, основополагающие и второстепенные.

Первичные черты также часто называют ведущими, поскольку их отличительным свойством является главная роль в определении общего комплексного развития всего характера. Второстепенные же черты и их специфика всегда зависят от ведущих.

При этом именно ведущие черты позволяют в своей совокупности судить о характере индивидуума, выразить наиболее главные его проявления. Следует, однако, отличать черту характера от любой реакции на то или иное событие.

Имеется в виду, что любая реакция индивидуума на события в окружающей среде является проявлением его отношения к данному событию, тем не менее, не каждое отношение представляет собой отражение черты характера.

Все зависит от условий существования. К примеру, пребывая в той или иной ситуации, которая вызывает раздражение и беспокойство, индивидуум может отреагировать на нее вполне агрессивно, однако это не будет подразумевать тот факт, что он является злобным человеком по своей натуре.

Специалисты выделяют в структуре характера четыре общих групп черт, которые различаются между собой отношением к конкретному субъекту:

  • Определяющие основу личности. Это группа черт характера, которые формируют собой «стержень» индивидуума. Это своеобразное отражение его волевой способности, поведения во внешней среде. К ним зачастую относят храбрость или трусость, честность или неискренность, принципиальность или же малодушие.
  • Определяющее отношение к другим людям. К данной группе относятся те черты характера, отражением которых служит реакция субъекта на окружающих его людей, их поведение, решения и поступки, социум в целом. Сюда можно отнести уважение или презрение, доброта или же озлобленность, эмпатия или же замкнутость.
  • Определяющее отношение к собственному «Я». Более сложная группа черт характера, отражение которой заключается в отношении индивидуума к своему собственному объективному образу. Сюда можно отнести гордость, заносчивость, самокритичное отношение, честность перед собой или лицемерие, тщеславие.
  • Определяющее отношение к деятельности или труду. Они выражаются в активности или бездействии индивидуума, его трудолюбии или лени, ответственности или же халатности.
    Также некоторые специалисты выделяют дополнительную группу черт характера, которая выражается в отношении субъекта к вещам. Примером может служить аккуратность или выраженная неряшливость, безразличие.

Следует также отметить, что в настоящее время принято различать нормальные или же аномальные черты характера, часто также именуемые как патологические. Если судить поверхностно, то к нормальным проявлениям характера склонны люди со здоровой психикой и не перенесшие какие-либо заболевания.

Аномальные черты характера проявляются, как правило, только у людей с серьезными психическими заболеваниями или расстройствами. Тем не менее, одинаковые по своей природе черты личности могут быть в одно время и нормальными, и патологическими.

При этом они также способны переходить из одной формы в иную. Хорошим примером служит такая черта характера как подозрительность. Разумеется, нет ничего плохого или «ненормального» в некоторой доли подозрительности и недоверия, которая может быть присуща большинству из нас и проявляться в действительно подходящей для этого ситуации.

Тем не менее, когда данная черта становится слишком выраженной и. по сути, неадекватной, можно уже говорить о ее аномальном проявлении, то есть о паранойе.

В сущности, отношение человека к тому или иному виду деятельности может вполне определятся его взаимоотношениями с другими людьми в аналогичной сфере. Так общение с другими индивидуумами может порождать вдохновение, активность, рационализацию, или же привести к постоянному напряжению, неустойчивости, низкой продуктивности в деятельности и снижение инициативы.

При этом стоит отметить, что взаимоотношение с окружающими людьми, а также отношение к тому или иному роду деятельности в любой сфере жизни, определяют формирование и специфику отношения индивидуума к своей собственной объективной личности. Создание и развитие адекватной функции самосознания во многом зависит от общения с окружающими людьми, успеха во взаимоотношениях, понимании людей, их отношения к индивидууму.

Важным фактором является также то, что при смене рода деятельности индивидуум пересматривает не только свои методы, приемы действий, личный опыт. Также в масштабном размере сменяется его самосознание себя в роли абсолютно нового деятеля.

Особенности личностного характера

Важным свойством характера как элемента личности является его определенность. Стоит, однако, помнить, что это не подразумевает какую-либо жесткую систему иерархии черт, где одна из них является основной и своей спецификой определяет все дальнейшие.

Главенствовать могут одновременно несколько черт характера, определяя уникальность личности не по одиночку, а своей совокупностью. При этом они могут не противоречить, но также и противоречить друг-дружке.

Если у человека отсутствует ряд четко выраженных особенностей характера, его черт, которые регулируют или даже обеспечивают «равновесие», то именно в такой ситуации характер может наблюдаться отсутствие определенности характера. Особенности личностного характера также во многом зависят от системы моральных ценностей и убеждений индивидуума.

Данный набор специфических особенностей черт характера всегда связан с устойчивыми и глубокими интересами человека. То есть, если у индивидуума достаточно поверхностные и неустойчивые интересы, это, как правило, выражается также в недостатке цельности, отсутствии самодостаточности и самостоятельности.

Также наблюдается и обратная связь – цельность и целеустремленность человека всегда выливается в глубокие и стойкие интересы, убеждения. Тем не менее, стоит отметить, что сходство интересов, убеждений и их выраженности не подразумевает масштабное сходство характера двух индивидуумов.

Для того чтобы более точно раскрыть для себя характер и особенности личности необходимо обратить внимание также на привязанности этого человека, его досуг. Эти детали могут помочь открыть новые грани индивидуума, его нравственную специфику.

\"У каждого человека три характера: тот, что ей приписывают, тот, что она сама себе приписывает, и, наконец, то, что есть в действительности\"

В Гюго

Проблема характера и его развития имеет давнюю историю и относится к сложным в психологии Начало ее постановки и разработки приходится на время Древней Греции и связан с именами Платона, П Протагора, Теофраста, Аристотеля Вместе с тем, это и вечная новая проблема, потому что возникает постоянно с рождением каждого ребенка, с появлением нового поколения и непременными заботами о его воспитанииня.

Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности - то ради чего она действует. Определяя понятие "характер", следует отметить, что оно трактуется в психологии неоднозначно Во-первых, имеющиеся трудности в различении характера и темперамента, поскольку до сих пор сложно установить, что есть свойствами темперамента, а является результатом прижизненных "наслоений", то есть относится к свойствам характера Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия "характер" поскольку в психологической литературе эти понятия или часто отождествляются и используются как синонимы, или характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура, или наоборот, личность понимается как специфическая черта характера.

Каждому человеку, кроме динамики действий, проявляется в темпераменте, кроме направленности действий, присущие существенные особенности, которые влияют на ее деятельность и поведение Об одних говорят, что они трудолюбиво те, дисциплинированные, хорошие, застенчивые, смелые, веселые, альтруистические, коммуникабельны, а о других - ленивые, хвастливые, неорганизованные, честолюбивые, самоуверенные, нечестные, эгоистические. Сходные черты выявляются у людей настолько ярко и постоянно, определяющие собою типичный вид личности Такие психологические особенности личности называют чертами характера Именно они отражают существенные свойства человека, в совокупности отражают сущность понятия "характер" - слово древнегреческого происхождения и в переводе означает "чеканка", "печать", "шаблон" Сначала он обозначал инструмент для того, чтобы делать чеканки, штамп, клеймо По образу печати или оттиска и обозначал, например, ценность монеты В Древней Греции образ чеканки начал применяться и к человеку, сначала для определения черты ее лица, а затем - особенностей поведения человек. Действительно, характер, с одной стороны представляет собой отражение воспитания и деятельности, которые формируют человеческую личность Жизнь чеканит характер человека, а с определенного момента человек сам начинает ковать свой характер В этом, собственно говоря, и заключается сущность самовоспитания


Понятие "характер" было введено коллегой Аристотеля Теофрастом для определения свойств человека

Но слова "чекан "печать" в отношении характера имеют, с другой стороны, еще одно довольно существенное значение Характер накладывает отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека За этими проявлениями мы оцениваем характер той или иной личности Так, свойствами характера следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер - это совокупность постоянных индивидуально-психологических свойств человека, которые проявляются в ее деятельности и общественном поведении, отношении к коллективу, других людей, труда, окружающей действительности т и к самому себе

Характер человека можно понять только в ее общественной деятельности, общественных отношениях О характере человека мы делаем вывод и за тем, как он мыслит и ведет себя при разных обстоятельствах, которой она думает о других людях и о самой себе, каким образом части ведутся.

Знать характер человека очень важно Это дает возможность предсказать, как она будет себя вести при определенных условиях, чего от нее можно ожидать, как она будет выполнять поручения и т.п. Идеи о психологическом различения людей возникли еще в эпоху ранней античности и обуславливались общественными потребностями Так, греческий рабовладелец, покупая раба, внимательно осматривал его внешность - мышцы, хр Ребет, зубы, для того чтобы определить физическую работоспособность невольника. Однако рабовладельца интересовали и психические черты раба - будет ли он послушным, сдержанным, покорным и трудолюбивым Поэтому именно в Древней декабря еции зарождается на возникает визуальная психодиагностика - теория различения черт характера человека на основе его внешности.

Позже философы и психологи, объясняя и классифицируя человеческие характеры, главными факторами их формирования считали особенности тела Так Аристотель совершал попытки определять черты характера человека, отождествляя ее внешность с животными - например, если человек имел толстый бычий нос, то считалась ленивой, форма львиного носа означала уважаемые ость лица, тонкие и редкие волосы, как у зайца, показывало трусость и т.п.

Популярность этой теории подорвала нелепая смерть Лафатера - его зарезал солдат-мародер Основателю френологии упрекали, что будучи прославленным диагностом характеров людей, он не смог распознать собственного убийцу.

В Средневековье наиболее известным стал исследователь характера И Лафатер основавший целую теорию -френологии изучавшая черты характера человека по форме его черепа Согласно идей френологии череп делился на 27 участков, выпуклая форма которых говорила о выраженности определенной черты характера или способности человека об отсутствии или слабой степенью развития признака Хотя взгляды френологии сегодня отрицаются официальной наукой, учеными была заимствована идея о функциональном распределение не черепа, а головного мозга.

Известными в историческом контексте также взгляды Ч Дарвина на проявления черт характера человека через морщины на ее лице Например, характер морщин на лбу диагностирует совершенно разные черты характера если морщины имеют горизонтальный характер, то показывают единство, оптимизм и простодушие человека, а вертикальные морщины свидетельствуют о вдумчивость, эмоциональную сдержанность и критичность личностей.

На сегодня ученые несколько скептически относятся к диагностике черт характера на основе внешности человека, психологи-практики выбирают для этого многочисленные стандартизированные и проективные тесты.

29. Акцентуация характера.

Акцентуация характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Акцентуация характера представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заострённостью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии.

Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым, а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим.

По степени выраженности можно выделить два вида акцентуаций характера :

· Явная акцентуация характера - крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни.

· Скрытая акцентуация характера - обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах.

Они могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Выделяются следующие основные типы акцентуации характера :

1) циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

2) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;

3) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

4) астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;

5) сензитивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

6) психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;

7) шизоидный - отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

8) эпилептоидный - склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

9) застревающий (паранойяльный) - повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;

10) демонстративный (истероидный) - выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь», при неудовлетворенной потребности в признании;

11) дистимный - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

12) неустойчивый - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13) конформный - чрезмерная подчитенность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера - промежуточные типы результат одновременного развития нескольких типических черт.

Учет акцентуации характера необходим для осуществления индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, профориентации, выбора адекватных форм индивидуальной и семейной психотерапии.

30. Понятие о способностях

Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Возможно, ему потребовалось очень много времени, чтобы овладеть этими знаниями и умениями. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют достаточно сложную деятельность, имея одинаковые подготовку, условия работы, но один при этом продвигается быстрее, значит, он обладает более высокими способностями. Способности следует расценивать лишь как возможность приобретения навыков, умений и знаний. А будут или не будут они приобретены, зависит от множества условий. В их число входит, например, заинтересованность окружающих в том, чтобы человек овладел этими знаниями, умениями и навыками; как его будут обучать; как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д. Всякая способность развивается в соответствующей деятельности. Деятельность, в которой выявляются и развиваются способности, должна быть посильной, но в то же время она требует от человека преодоления трудностей, интенсивных упражнений. Таким образом, для самореализации личности необходима деятельность по способностям (развивающая), а это означает высокую требовательность к профориентации и выбору конкретной профессии. Структура совокупности психических качеств, выступающих как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретней деятельности. Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни играют ведущую роль, другие – вспомогательную, образуя единство, обеспечивающее успешность данной деятельности.

– элементарные (основные)способности – совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;

– сложные общие способности – к труду, общению, речи, обучению, воспитанию и т. д. Они свойственны всем людям, но в различной степени;

– сложные частные (специальные) способности – совокупность отдельных свойств личности, обеспечивающих достижение человеком выдающихся результатов в какой-либо специальной области деятельности.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности; творческий – обеспечивает создание нового, оригинального. Одна способность, сколь бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью.

Высокую степень одаренности называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Как и все индивидуальные психологические особенности личности, способности не есть нечто данное от природы, врожденное, получаемое в готовом виде, – они формируются в процессе жизни и деятельности.

31. Количественная характеристика способностей, интеллект

Способности характеризуются как особенности, которыми люди отличаются друг от друга. Эти особенности могут быть качественными и количественными. Качественная характеристика. Каждая способность человека является сложной ее свойством. Представляя собой внутреннюю способность человека справиться с теми требованиями, которые выдвигает определенная деятельность, она опирается на ряд других свойств. К ним нужно прежде всего отнести жизненный опыт человека, приобретенные ею знания, умения и навыки. Способности человека проявляются в том, как она использует имеющиеся у него знания и приобретает новых знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач, которые встают перед ней. Способные и человек, который может решить и решает задачи, которая обладает средствами, необходимыми для его разрешения, техникой работы в той или иной отрасли. Способности человека опираются на имеющиеся у него знания, умения и навыки, на те системы временных нервных связей, на которых они основываются. Способности развиваются в процессе формирования этих связей, и приобретение человеком знаний, умений и навыков. Между способностями человека и жизненным опытом существует сложный взаимосвязь. Способности зависят от опыта. Отсутствие необходимых знаний и умений задерживает развитие и проявление способностей. Каждая способность представляет собой синтетическую свойство человека, которое охватывает целый ряд частичных свойств в определенном их сочетании. К этим свойствам относятся внимательность человека, его способность длительно и стойко сосредоточиться на задании, на объекте своей деятельности. Неотъемлемыми составляющими способностей человека являются такие свойства, как чувствительность, восприимчивость к внешним впечатлений, наблюдательность. Любая способность включает определенные качества памяти человека. Особенно важное значение при этом имеют скорость запоминания, его прочность, полнота, точность воспроизведения. Обычно у людей с высокими способностями наблюдается и добрая память. Известны случаи феноменальной памяти на зрительные впечатления у выдающихся художников. Во многих выдающихся композиторов была достойна удивления память на музыкальные впечатления: услышав однажды сложное музыкальное произведение, они могли его записать нотами, вспомнить через длительное время после восприятия и точно воспроизвести с помощью музыкального инструмента (В. А. Моцарт, М. О. Балакирев, С. В. Рахманинов и др.).

Деятельность человека требует определенного преобразования закрепленного в ее предыдущем опыте, создание новых образов, представлений. Способность преобразовывать действительность в образах, представлениях является необходимым условием успеха производственной, научной, художественной и любой другой деятельности человека. Особенно важную роль в структуре способностей играет способность человека мыслить, раскрывать непосредственные связи предметов и явиш объективной действительности, доходить глубокого понимания их сути, их законов. Существенное значение имеют при этом такие качества мышления, как широта, глубина, ясность мысли, последовательность, самостоятельность, критичность, освобождение от шаблонный способов решения задач, способность изменять способы согласно конкретной ситуации, быстро сосредоточивать силы своего ума на новых задачах и активно, энергично работать над их решением. Качества мышления и связанной с ним языка занимают важное место в структуре способностей к научной, технической, производственной, изобретательской, художественно литературной, художественного и других видов деятельности. Способности человека имеют не только различные познавательные, но и эмоциональные свойства. Скажем, характерной для музыкальных способностей человека является ее эмоциональная реакция на музыкальные впечатления, способность эмоционально откликаться на музыку, переживать ее. Эмоциональная чувствительность составляет характерную черту и других творческих способностей. Эмоциональные компоненты имеются также в структуре способностей к научной и любой другой творческой деятельности, которая никогда не может происходить и не происходит без эмоций.

Успешное выполнение человеком тех задач, которые встают перед ней, требует также умение преодолевать трудности, на которые она наталкивается при этом. Отсюда связь способностей человека с его волевыми качествами, а именно: ее инициативностью, решительностью, настойчивостью, умением владеть собой и т.д. Количественная характеристика. Количественные измерения способностей характеризуют степень их выраженности. Самой распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты. В последние десятилетия отечественные психологи разработали большое количество оригинальных тестов, а также адаптировали к нашим условиям зарубежные. В процессе исследования способностей они используют систему тестов, которые постепенно усложняются. Эта система получила название батареи тестов (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности.

33.Воля. Понятие воли. Термин «воля» отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Понятие воли было первоначально введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний. Воля проявляется в умении заставить себя делать то, что необходимо, подавить желания и влечения, которые этому препятствуют. Другими словами, воля – это власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения.

Воля – это форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними.

Внутренние препятствия появляются в тех случаях, когда имеет место конфликт, столкновение противоречащих друг другу побуждений (хочется спать, но необходимо вставать), возникают боязнь, неуверенность, сомнения.

Воля проявляется и в преодолении внешних препятствий: объективных обстоятельств, трудностей работы, разного рода помех, сопротивления других людей и т. д. Человек с сильной волей умеет добиваться поставленной цели и доводить дело до конца.

Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, прежде всего – с мотивами и потребностями. Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Волевой человек подавляет одни свои мотивы и потребности ради удовлетворения других. Можно сказать, что воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления.

Могучим двигателем воли являются чувства. Равнодушный ко всему человек не может быть человеком сильной воли, потому что воля предполагает осознание своих чувств, их оценку и власть над ними. «Рабы своих страстей» (игроки, наркоманы и т. п.) – всегда безвольные люди. Волевое действие само по себе способно породить новое сильное чувство – чувство удовлетворения от выполненного долга, преодоленного препятствия, достигнутой цели, на фоне которого часто забывается старое, подавленное чувство.

Глубока связь воли и с мышлением. Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия. Прежде чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти оптимальные пути, обдумать замысел действия и составить его план.

Участие мышления, воображения, мотивов, эмоций и других психических процессов в волевой регуляции приводило к преувеличенной оценке учеными либо интеллектуальных, либо аффективных процессов. Существовали и теории, в которых воля рассматривалась как первичная способность души. Это, в частности, так называемый волюнтаризм – идеалистическое течение в философии и психологии, признающее волю особой надприродной силой, лежащей в основе психики и бытия. Согласно волюнтаризму волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Волевое начало противопоставляется законам природы и общества.

Идеалисты считали волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждали, что воля есть высший агент нашего сознания, который призван выполнять распорядительные функции, что воля никому и ничему не подчинена. По их мнению, человек в любом случае может поступать так, как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем, потому что он свободен в своих действиях.

Материалисты утверждают объективную детерминированность волевых действий. Волевая регуляция поведения и действий человека формируется и развивается под контролем со стороны общества, а затем самоконтроля личности и связана прежде всего с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия.

Анализ волевого действия. Как социальное новообразование психики человека, обусловленное развитием трудовой деятельности, воля может быть представлена как особое внутреннее действие, включающее внешние и внутренние средства. Все действия человека могут быть разделены на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.), они лишены четкого плана, импульсивны и чаще всего возникают в состоянии аффекта (страха, восторга, гнева, изумления). Эти действия можно назвать неволевыми, так как они осуществляются без контроля со стороны человека и не нуждаются в осознанном регулировании. К их числу относятся безусловно-рефлекторные, инстинктивные действия (поворот головы в сторону внезапно вспыхнувшего света или раздавшегося звука, наклон корпуса вперед или в сторону для удержания равновесия и т. п.).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произвольные действия можно считать волевыми.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при этом выполняют лобные доли мозга, в которых происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию, когда у человека не хватает воли даже на то, чтобы взять со стола нужный ему предмет, одеться и т. д.

В самой элементарной форме волевое действие выражается в прямом влиянии мыслей или представлений на поведение. Наиболее яркий пример этого – идеомоторный акт, т. е. способность одной только мысли о движении вызвать само движение. Всякий раз, когда мы только еще собираемся совершить какое-либо движение, оно непроизвольно совершается в микродвижениях глаз, пальцев рук, в едва заметном напряжении соответствующих мышц. Этим пользуются артисты, которые находят в зрительном зале спрятанный предмет, прикасаясь во время поиска к руке человека, знающего, где он спрятан, и постоянно думающего о нем.

В волевом действии можно выделить две основные стадии:

1) подготовительную («мысленное действие»), заканчивающуюся принятием решения;

2) завершающую («фактическое действие»), заключающуюся в исполнении принятого решения.

В простых волевых действиях, совершая которые человек без колебаний идет к намеченной цели, ему вполне ясно, чего и каким путем он будет добиваться, и решение непосредственно переходит в исполнение.

В сложном волевом действии этапов значительно больше:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения;

7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Воля как один из сложнейших психических процессов создает у человека определенные психические состояния – активность, собранность, готовность к деятельности.

Воспитание и развитие воли. Характеристика воли свидетельствует о ее социальной сущности, т. е. о том, что она развивается не по биологическим, а по общественным законам. Поэтому можно выделить следующие основные условия и направления воспитания воли.

1. Формирование мировоззрения, обогащение мотивационной и нравственной сфер человека, развитие этических чувств и прежде всего воспитание чувства долга, поскольку воля выражается в преодолении трудностей, а преодолевать их человек может, только понимая, во имя чего он это делает.

2. Развитие волевой регуляции поведения начинается с того момента жизни человека, когда он овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством саморегуляции, которая вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только потом, значительно позже, в плане внутриречевого процесса. Без этого невозможно управление произвольными процессами, движениями и действиями, поведением. Поэтому центральным направлением в развитии воли человека является преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

3. Человек, стремящийся воспитать в себе сильную волю, должен к каждому своему решению и намерению относиться как к серьезному и ответственному делу, помня, что неисполнение принятого решения развращает волю.

4. Формирование контроля над своим поведением, привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия. Не выработав критического отношения к себе, своим поступкам, невозможно воспитать в себе сильную волю. Большая требовательность к себе – один из характерных признаков человека сильной воли.

5. Важным направлением в развитии воли является выработка волевых качеств личности: дисциплинированности, целеустремленности, самообладания, самостоятельности, решительности, настойчивости, инициативности, смелости, мужества, отваги и др.

6. Постоянная тренировка себя в преодолении внутренних и внешних препятствий, постоянное упражнение волевого усилия. Там, где не требуется усилия, нет основания говорить о серьезной волевой задаче. Умение преодолевать препятствия развивается в результате практики. Воля формируется в действии.

Проявить сильную волю в больших делах способен только тот, кто долгим упражнением закалил ее на сотнях маленьких дел. Поэтому еще одно из направлений в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий на протяжении достаточно длительного времени.

34.Механизмы и способы психологической защиты

К механизмам психологической защиты , как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие. Остановим свое внимание на характеристике каждого из названных механизмов так, как их описывает Р. М. Грановская.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение - наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция - бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей - это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация - это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация - обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Замещение - перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение - обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.Таким образом, необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

35.Понятие о чувствах. Виды чувств .

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.Функции чувств: мотивационная – чувства мотивируют поведение;сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;функция синтезирующая основы образа – отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.Принято выделять низшие и высшие чувства: Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

36.Речь, виды, свойства речи . Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Речь – это процесс общения людей посредством языка.В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Общение посредством языка – это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.Речь имеет три функции : сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.Третья функция речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.Речевая деятельность может осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых образов во внешнем, так и во внутреннем плане. В связи с этим принято различать внешнюю и внутреннюю речь . Внешняя речь адресована к другим людям, внутренняя - к самому себе. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов. Устная речь может быть монологической, диалогической и эгоцентрической . Монологическая и диалогическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая – к самому себе. Монологическая речь является самым сложным видом устной речи.Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.Наряду с внешней и внутренней речью существует так называемая эгоцентрическая речь, которая занимает промежуточное место между ними. По форме своего существования ее можно отнести к внешней речи, так как она может проявляться или в форме устного высказывания, или в письменном виде, но в отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая речь проявляется и у детей, и у взрослых.

37.Воображение, его виды . Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.Виды воображения Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.Функции воображения: Образное представление действительности;Регулирование эмоциональных состояний;Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;Формирование внутреннего плана действий. Способы создания образов воображения:Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

ХАРАКТЕР по-гречески - отпечаток, признак, отличительная черта. В литературе характер есть определенность образа: социальная, историческая, национальная, бытовая, психологическая и т.д. Если тип - это проявление общего в индивидуальном, то характер - индивидуальное прежде всего.

Характерным бывает пейзаж, поступок, образ мыслей. Ho в основном говорят о характере персонажа. Это его сущностное содержание, относящееся в произведении к области темы, в то время как действует персонаж в сюжете. Характер есть некий комплекс выделенных черт, отличающий данный персонаж от других, а иногда и одна преобладающая черта. “Лица, созданные Шекспиром, - писал А.С. Пушкин в заметках 30-х гг. “Table-talk”, - не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков; обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры. У Мольера скупой скуп - и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен”. Рационалистическая ограниченность художественных характеров классицизма была исторически оправданной как реакция на характеры эпохи Возрождения, представлявшие собой зачастую довольно сомнительное единство, но для Пушкина были уже важнее свобода и разнообразие в творчестве, хотя сходство новых, реалистических характеров с шекспировскими - больше внешнее, чем глубинное. Односторонние же характеры, подчас резко шаржированные, удобны для сатиры как в XIX в. (Салтыков-Щедрин), так и в XX в. (В.В. Маяковский).

Характер есть у каждого человека, но не все характеры ярки и выразительны. “Бесхарактерный” человек - либо лишенный силы воли (“А у меня... кажется, нет характера...” - сбивчиво говорит Барон в драме М. Горького “На дне”. “Заведи. Вещь - полезная...” - замечает Сатин, лишний раз демонстрируя противоречие между своими словами и поведением), либо вообще невыразительный, бледный, нецельный, неопределенный, “никакой”. Когда говорят, что актер играет “характерные роли”, значит - людей запоминающихся, неординарных. В литературе не все персонажи имеют характеры. Есть персонажи проходные или функциональные, например, важные лишь для развития сюжета, для создания определенной ситуации: в главе “Поединок” книги А.Т. Твардовского “Василий Теркин” немец, противник Василия, определенно очень силен, но стоек ли он по характеру, как Теркин, таи долго держится только благодаря физической силе, мы сказать не можем, здесь это для автора неважно.

Художественный характер представляет собой большее или меньшее единство, развивается на протяжении произведения или нет. Герои эпохи Возрождения не столько развивались, сколько обнаруживали, нередко внезапно, все новые черты своих характеров: тогда верили в универсальные возможности человеческой природы. Фразу Пушкина насчет обстоятельств, которые “развивают” характеры героев Шекспира, надо понимать в смысле “развертывают”, “обнаруживают”, а не “изменяют”. Поэтому неизменность классицистических характеров была призвана упорядочить представление о человеке, сделать его образ не менее, а более правдоподобным. “Герою своему искусно сохраните / Черты характера среди любых событий", - требовал автор “Поэтического искусства” (1674) Никола Буало.

Романтизм принес в искусство самоценную личность, характеры яркие, часто противоречивые в своем внутреннем содержании, но цельные художественно. Развитие им, как правило, несвойственно. “Я знал одной лишь думы власть - / Одну - но пламенную страсть...” - говорит лермонтовский мцыри. Ho это не значит, что его характер однозначен. Он и потенциальный воин, и человек, чувствующий красоту природы, и послушник, не смеющий подойти к девушке, и оратор, который ценит возможность наконец-то высказаться (благодарен монаху: “Все лучше перед кем-нибудь / Словами облегчить мне грудь”) больше, чем жизнь в монастыре (“Старик! я слышал много раз, / Что ты меня от смерти спас - / Зачем?..”), и т.д. Романтические характеры при всей их гиперболизации прямо подготавливали характеры реалистические.

Реализм признает характеры сложными единствами, способными или не способными к развитию в зависимости от того, каково их ценностное, моральное содержание, и от обстоятельств, на них активно, воздействующих, их формирующих. В раннем реализме это обстоятельства еще очень обобщенные: противостояние Чацкого и фамусовского общества подано главный образом как вариант столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”, Евгений Онегин - вообще человек своего времени, для которого характерна “русская хандра”, а его воспитание, как и воспитание Петруши Гринева, практически не соотносится с тем, что становится известно о герое в дальнейшем. Ho сложные разносторонние характеры - факт уже в “Горе от ума”. Хотя главный положительный герой Грибоедова противопоставлен всем остальным, последние обычно не являются сугубо отрицательными типами. Ретроград Фамусов - любящий отец, радушный хозяин, неплохо разбирающийся в людях (неожиданное сближение: для него Молчалин “деловой” и Чацкий “захоти: так был бы деловой”), увлечение всем иностранным критикующий не хуже своего антипода; солдафон Скалозуб - храбрый офицер, прямой человек, ничуть не заискивающий перед Фамусовым; якобы не имеющий своего мнения Репетилов не хочет верить всеобщему убеждению в сумасшествии Чацкого наряду с Горичем, покорным своей жене во всем, но не в этом, и т.д. С первой строфы “Евгения Онегина”, с внутреннего монолога еще даже не представленного читателю героя, мы сталкиваемся с далеко не простым характером человека, который готов во имя норм поведения лицемерить перед умирающим дядей, но отдает себе отчет в том, какое это “низкое коварство”.

Последующая реалистическая литература, особенно в лице Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, чрезвычайно усложнила характеры и их связи с обстоятельствами, отнюдь не сделав их размытыми. Так, Толстой именно свою любимую героиню Наташу Ростову заставил пройти через безумное, неодолимое физиологическое влечение к абсолютно пустому и бездушному красавцу Анатолю Курагину. В XX в. М.А. Шолохов и простого, ни в коей мере не рафинированного человека сумел показать в его глубине и сложности. В этом ему наследовали В.П. Астафьев, В.М. Шукшин, В.Г. Распутин и др.

Именно в литературе XIX-XX вв. сложилось такое содержательно-формальное качество литературы, как психологизм. He всякое изображение психологии можно назвать психологизмом (и не всякое изображение истории - историзмом, не всякое изображение реальности - реализмом). Психологизмом логично считать лишь такое непосредственное изображение внутреннего мира человека, его мыслей, переживаний, ощущений, которое определяется закономерностями его характера как некой целостности, пусть изменчивой и противоречивой.

Тем не менее психологизм понимается в литературоведении по-разному. Есть мнение, что вся литература порождена “социальной психологией” и непсихологической литературы не бывает. По другому мнению, психологизм - это любое непосредственное изображение внутреннего мира человека, лирике присущее исконно, а в эпосе выработанное сентиментализмом. Третья точка зрения: психологизм бывает и непрямым, о переживаниях героев можно догадываться по их поведению, речам, выражению лица и т.д. (И.С. Тургенев был принципиальным сторонником именно такого показа психологии). Величайшим психологом считается Шекспир. Ho в драме вообще вся психология передается через речи героев, а поскольку у авторов эпохи Возрождения нет достаточного единства характеров, которое бы определяло своеобразие психологии только данного персонажа, то свои собственные излюбленные мысли, остроты, привычные восклицания и т.д. Шекспир может вложить в уста почти любого персонажа, и почти с любым могут происходить внезапные, иногда лишь внешне и слабо мотивированные перемены. Все они могут быть глубокомысленны и остроумны, так как автор глубокомыслен и остроумен. Аналогично в балете все должны хорошо танцевать, в опере - все хорошо петь: таков закон данного вида искусства. Психология героев Шекспира действительно весьма богата, но это не тот психологизм, вершинами которого стали произведения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Их персонажи тоже могут меняться в своем поведении и настроении, как Наташа Ростова во время отъезда из Москвы перед вступлением в нее французов, но подобная перемена возможна только с ней, а не с “пустоцветом” Соней, тем более с Элен и другими внутренне застывшими людьми.

Н.Г. Чернышевский в статье-рецензии о ранних произведениях графа Л.Н. Толстого (1856) писал: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином”. К психологизму как таковому безусловно относятся лишь пятая и отчасти третья разновидности психологического анализа.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные