набор NM211б
Активный 3-полосный фильтр, который можно легко собрать из набора NM2116, заинтересует радиолюбителей, занимающихся конструированием высококачественной аудиоаппаратуры. Он позволяет разбить частотный спектр сигнала на своем входе на три полосы: низких, средних и высоких частот. Поэтому 3-полосный активный фильтр имеет три выхода, каждый из которых необходимо подключить к отдельному усилителю мощности, эффективно работающему в заданной частотной полосе.
Традиционно в высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре используют пассивные разделительные фильтры, имеющие массивные конструкции. Их монтируют чаще всего внутри корпуса акустической системы, что уменьшает полезный объем акустической системы. Кроме того, любой пассивный фильтр уменьшает степень демпфирования звукового излучателя и имеет низкий КПД. Активный 3-полосный фильтр NM2116 позволяет уйти от этих неудобств.
В отличие от пассивного фильтра, активный фильтр необходимо устанавливать между линейным выходом источника сигнала и входами усилителей мощности каждого частотного канала 3-полосной акустической системы. Его использование позволит передать сигналы с минимально возможным искажением и получить HI-END качество звука. Фильтр NM2116 обладает малым уровнем собственного шума, малыми габаритами и энергопотреблением. Он способен надежно работать в широком диапазоне питающих напряжений.
Технические характеристики
Напряжение питания [В] 12-30
Ток потребления [мА] 10
Фильтр низких частот (ФНЧ):
затухание вне полосы пропускания [дБ/октаву] 12
частота среза [Гц] 300
Фильтр высоких частот (ФВЧ):
усиление в полосе пропускания [дБ] 0 затухание вне полосы пропускания [дБ/октаву] 12
частота среза [Гц] 3000
Фильтр средних частот (ФСЧ):
усиление в полосе пропускания [дБ] 0
затухание вне полосы пропускания [дБ/октаву] 6
Рис. 1. Внешний вид платы активного 3-полосного фильтра
частоты среза [Гц] 300,3000
Описание работы активного фильтра
Внешний вид платы активного 3-полосного фильтра с установленными на ней элементами и электрическая схема активного 3-полосно- го фильтра показаны на Рис. 1 и Рис. 2.
Активный фильтр выполнен на четырех операционных усилителях, объединенных в одном корпусе интегральной микросхемы МС3403 (DA2). На ОУ DA2.1 выполнен буферный каскад, предназначенный для согласования выходного сопротивления источника полезного сигнала и входных сопротивлений фильтров НЧ, ВЧ и СЧ. Фильтры НЧ и ВЧ построены по известной схеме фильтра 2-го порядка (фильтра Баттерворта). На ОУ DA2.2 построен ФНЧ, а на ОУ DA2.3 – ФВЧ. Фильтр СЧ, выполненный на ОУ DA2.4, представляет собой суммиру- юще-вычитающее устройство аналогового сигнала, работающее по алгоритму U ch = U B x – U H 4 – U B 4 , где U B x - входное напряжение активного 3-х полосного фильтра; и Н ч - напряжение, присутствующее на выходе фильтра НЧ; U R 4 - напряжение, присутствующее на выходе фильтра ВЧ; Uc4 - напряжение, присутствующее на выходе фильтра СЧ. На микросхеме DA1 (LM78L05) собран стабилизатор питающего напряжения. Конденсаторы С1 и СЗ предназначены для фильтрации питающего напряжения активного фильтра по входу, а С4 - по выходу. На резистивном делителе R2- R3 и конденсаторе С5 выполнена искусственная средняя точка. Она необходима для организации правильного режима питания микросхемы DA2.
На контакты ХЗ и Х4 подается питающее напряжение, а на контакты XI и Х2 подается входной сигнал. С контактов Х5, Х6 и Х7 снимаются отфильтрованные выходные сигналы для трактов НЧ, ВЧ и СЧ соответственно. Схема подключения активного 3-полосного фильтра показана на Рис. 3-
Рис. 3. Схема подключения активного 3-полосного фильтра
Сборка активного 3-полосного фильтра
Перед сборкой активного 3-полосного фильтра внимательно ознакомьтесь с приведенными в начале этой книги рекомендациями по монта- зку электронных схем. Это поможет избежать порчи печатной платы и от- Ьльных элементов схемы. Перечень элементов набора приведен в Табл. 1.
Таблица 1. Перечень элементов набора NM2116
Характеристика |
Наименование и/или примечание |
||
Конденсатор, 104 - маркировка |
|||
С2.С10, С11.С12, С13, С14, С15 |
Конденсатор, 474 - маркировка |
||
220 мкФ, 16.. 35 В |
Электролитический конденсатор |
||
Конденсатор, 102 - маркировка |
|||
Конденсатор, 223 - маркировка |
|||
Конденсатор, 103 - маркировка |
|||
Микросхема (стабилизатор напряжения) |
|||
Микросхема (4 ОУ), замена МС3403, LM2902 |
|||
Коричневый, черный, оранжевый* |
|||
Коричневый, черный, черный, красный, золотой* (погрешность не более 1%) |
|||
Оранжевый, белый, оранжевый* |
|||
Фиолетовый, зеленый, оранжевый* |
|||
Панелька для микросхемы |
|||
Разъем штыревой, 3×2 контактов |
|||
Разъем штыревой, 2×1 контактов |
|||
Плата печатная |
|||
* Цветовая маркировка на резисторах. |
Перед началом сборки подготовьте проволочные перемычки J1, J4 (7.5 мм) и J2, J3 (12.5 мм). Места расположения элементов на плате активного 3-полосного фильтра показаны на Рис. 4. Отформуйте выводы элементов, установите элементы на плату и припаяйте их выводы; при этом установите сначала проволочные перемычки Jl, J2, колодку под DA2, все малогабаритные, а затем и остальные элементы.
Рис. 4. Расположение элементов на плате активного 3-полосного фильтра
После сборки убедитесь в отсутствии ошибок монтажа. Особенно внимательно проверьте правильность установки микросхем и электролитических конденсаторов. Конструкция активного 3-полосного фильтра предусматривает установку платы в корпус BOX-Z24A (в комплект набора не входит). Для этого в ней имеются монтажные отверстия 04 и 08 мм.
Активный 3-полосный фильтр хорошо зарекомендовал себя при работе совместно с усилителями мощности NK057, NM2011, NM2011-Mosfet, NM2031, NM2032, NM2033, NM2034. Активный 3-полосный фильтр может быть использован и с другими, применяемыми вами, усилителями мощности.
В каталоге наборов, приведенном в этой книге, или на сайте www.masterkit.ru можно выбрать соответствующий корпус (рекомендуемый BOX-Z24A), источник питания, выпрямитель и стабилизатор напряжения. Необходимость в некоторых вышеперечисленных компонентах может отпасть, если вы решите встроить собранный модуль в корпус уже готового усилителя мощности, имеющего три независимых канала усиления.
Возникающие при сборке проблемы можно обсудить на конференции сайта http : // www.masterkit.ru, а вопросы можно задать по адресу: [email protected].
Наборы NM2116 и другие наборы из каталога МАСТЕР КИТ можно приобрести в магазинах радиодеталей или на радиорынках.
SHELF, англ. - стеллаж, полка...
После обследования динамиков выяснилось, что среднечастотники никуда не годятся, поэтому были куплены на замену им среднечастотники Альфарды (на наших просторах ничего другого не нашли). Пищалки совковые 5ГДВ. Блок фильтров был взят с колонок Амфитон 50 АС-022 с доработкой НЧ звена для 30 ГД-2Б.
Материала (ДСП и ДВП) у меня предостаточно, однако, в раздумьях взгляд остановился на двух книжных полках стоявших в углу мастерской...
Что из этого вышло - читайте далее!
Исключён фрагмент. Наш журнал существует на пожертвования читателей. Полный вариант этой статьи доступен только
Все хотят 3-полосный фронт. В такой системе есть среднечастотное звено - это динамик, который работает в самом важном для восприятия звуковой информации диапазоне и отыгрывает его целиком. Поэтому у 3-полосной фронт способен звучат более внятно, разборчиво, насыщено и в целом более красиво, чем 2-полосный. Басовый и ВЧ динамики, по сути, являются вспомогательными. Они тоже важны, но правильная 3-полоска строится вокруг среднечастотника.
Чтобы построить правильный 3-полосный фронт, нужен правильный набор динамиков. Что это означает? Система должна состоять из СЧ звена (это, например, 16-й динамик), из ВЧ звена (например рупорная пищалка) и басового звена. Каждый из элементов должен соответствовать своему назначению. Никому же не придет в голову использовать 16-е динамики в качестве ВЧ, или рупор в качестве середины? И в басовом звене естественно должен работать басовый динамик, или мидбас в худшем случае. Не низкоиграющая середина или еще какой-нибудь суррогат на базе СЧ, а именно НЧ динамик. А это очень даже проблематично. Лично я всем своим клиентам и тем, кто обращается ко мне за помощью или советом, всегда говорю - не стройте 3-полосный фронт, делайте двушку. Есть как минимум четыре серьезных причины так поступить.
Басовые динамики для громкого фронта встречаются довольно редко в продаже и стоят довольно дорого, в среднем 8 - 10 тыс. Спроса на них практически нет и они есть только в модельных рядах производителей профессиональной акустики. Ни один из бюджетных брендов не предлагает эстрадных басовиков.
Эстрадные НЧ динамики всегда очень большие и тяжелые. Размер не меньше 20 см. Кто-то возразит - есть 16- е фаиталы, они тоже НЧ динамики по паспорту. Это так, но шестнадцатые дины обеспечат басом только малеькую середину, 7-8 см, а это уже явно не эстрада. На фоне 16-й середины вы его не услышите. Для одной пары хороших середин размером 16 см понадобится две пары 20-х басовиков. У НЧ динамиков чувствительность заметно ниже чем у середин, да и слышим мы низкие частоты хуже чем средние. Поэтому соотношие 1:2 для СЧ и НЧ динамиков даст ровный звук. Вес одного динамика как правило не менее 3 кг. Получается, что даже система с одной парой СЧ будет довольно тяжелой и займет всю дверную карту.
Спектральная плотность музыкального сигнала не равномерная, ее максимум находится в зоне низких частот. Простыми словами это означает, что на басе сосредоточена большая часть мощности. Понадобятся мощные усилители, иначе нормального баса не видать. Это дополнительные затраты, убивающие бюджет.
Основная причина. Правильные 3-полоски никогда не будут по-настоящему громкими. Сейчас в моде прежде всего громкость. Представьте себе, вы построили трешку, отдали кучу денег за басовики, поставили мощные усилители, которые высосут любой акум за минуты, у вас просели двери, вы все это настроили, включили, и ваши друзья вам говорят - что-то не громко. Вам это нужно? Чувствительность НЧ динамиков низкая и рассеиваются НЧ волны в пространстве гораздо сильнее чем СЧ. Внутри бас будет при закрытых дверях, снаружи нет.
Стоит ли вообще заморачиваться с постройкой 3-полосной системы. Стоит взвесить все за и против. Правильная сбалансированная трешка звучит по-человечески и пускай по громкости рекордов она не поставит, ее можно сделать так, что будет хотеться слушать ее снова и снова, не выключая. Если у вас SQ-шный подход к звуку, если громкость не стоит на первом месте - стройте терхполосный фронт и будет вам приятно.
В противно случае - делайте 2-полосный фронт и у вас будет все хорошо и громко.
Причины делать двушку:
Громкость 2-полосной системы будет гораздо-гораздо выше (при равном количестве динамиков) чем 3-полосной. Чувствительность середин намного выше чем у басовиков. Ставьте побольше однотипных середин и все получится.
Финансовый вопрос тоже очень важен. Середины сейчас очнеь доступны и даже бюджетные звучат достойно. А вот басовики всегда очень дороги. Понадобится меньше усилителей, по минимуму понадобится один 4-канальный усилитель. Кроме того и электричества потрачено будет меньше. Никто никогда не говорит, что фронтальные усилители создают большую нагрузку на систему питания, но это так.
Реализовать и настроить 2-полосную систему проще. Это можно сделать даже самостоятельно. Процессорная голова не обязательна. В простейшем случае СЧ динамики играют при включенном HPF фильтре, ВЧ-динамики подключены к ним через комплектный конденсатор.
Короче говоря двушка - это быстро, дешево и грмко.
Есть недостатки 2-полосной системы. Отсутствует НЧ звено, поэтому звук может быть пустым и не интересным, но громким. Кому-то этого достаточно, громкость сейчас в моде, иногда ради громкости жертвуют всем. Но этот неприятный момент можно свести практически на нет. Поможет грамотный выбор динамиков. Есть такие СЧ динамики, которые по своим акустическим характеристикам близки к мидбасам. С такими динами звук системы будет натуральным и красивым, практически не уступающим правильной трешке. Отличить такие нормальные миды от не годных очень просто - они не играют верх. Если вам включили динамики и они визжат как сумашедшие - это не годный вариант. Середины не должны отбирать работу у пищалок. Подбирайте как можно более низко играющие динамики. Будет и громко и красиво. Звучание нормальной 2-полоски будет напоминать звук средней компонентной акустики нормального производителя. Низ будет присутствовать, немного суховатый и поджатый, но тем не менее будет вполне полноценным.
Нормальных трехполосок очень мало. Подавляющее большинство - псевдо трехполоски. Это система, которая состоит, как правило из 16-х середин, пищалок, а на роль басовика поставлена 20-я середина. Такая система только выглядит как 3-полоска, на самом деле в ней 2 полосы, так как она состоит из ВЧ звена, СЧ звена, и еще одного СЧ звена. И как настроена НЧ полоса не имеет значения, можно даже как сабвуфер настроить, динамики не поменяют своих акустических характеристик и все равно останутся серединами.
Иногда доходит до абсурда. На роль НЧ выбирается середина, которая гораздо лучше отыгрывает средние частоты, чем динамики назначенные на СЧ звено. Из такой системы выкидывается СЧ звено, НЧ распускается до самой пищалки и получается отличнейшая двушка. Такие случаи были.
3-полосная акустика в автомобиле
Любители слушать в автомобиле музыку высокого качества непременно оценят возможности современных систем, выпускаемых различными производителями. Среди множества видов и систем, отдельное место заслуженно занимаем трехполосная акустика, которая составляет конкуренцию двухполосной.
Акустика трехполосная рассчитана на людей, требовательно относящихся к качеству звука, и в этой статье мы узнаем про нее все.
Как правило, мнение профессионалов и экспертов в области хорошего звука всегда на стороне 3-полосной акустики. Это не аксиома, но большинство из них сходятся в едином понимании того, что такая акустика идеально подходит для профессионального понимания.
Итак:
Примечание. Сабвуферы нужны для того чтобы хорошо отрабатывать басы. В автомобиле частенько возникают трудности с инсталляцией саба, в связи с ограничением пространства салона.
Кроме того, важнейшее значение имеет правильное расположение басовика, в противном случае никакой пользы от установки не будет.
Двухполосный или трехполосный? Вечная борьба на всех этапах соревнования, которая идет, если честно, с переменным успехом.
Каждой из этих систем уделено свое место. Если трехполосная система намного сложнее двухполосной и более точнее из нее выходит звук, то и установка значительно труднее и не каждому по плечу.
Но обо всем поподробнее:
Примечание. Любая трехполосная акустическая система состоит из мидбаса, среднечастотника и высокочастотника. Двухполосная система же состоит из одного динамика, воспроизводящего мидбас и СЧ, а также высокочастотника.
Примечание. СЧ динамик не потребует объемного акустического оформления, как мидбас. По сути, это означает, что его можно установить где угодно.
Примечание. Сложность установки трехполосной системы заключается, в первую очередь, в кроссовере, который на стадии установки представляет собой такую проблему, что его лучше выбросить и подобрать новый. Дело в том, что штатный трехполосный кроссовер способен функционировать только при идеальном варианте размещения динамиков, то есть на одинаковом расстоянии от слушателя, а в салоне автомобиля достичь этого довольно сложно.
Что же делать? Отказаться из-за сложности установки от сложной трехполосной системы в угоду двухполосной?
Ответ неоднозначен и скорее всего, зависит это от того, насколько владелец будущей акустики понимаем трудоемкость процесса монтажа и его затратность. Если он обязательно хочет слушать музыку с превосходным звуком, без каких-либо искажений, то придется сделать выбор в пользу 3-полосной акустики, и это будет правильным решением.
Установить трехполосную систему своими руками очень сложно, хотя в сети и можно найти подходящие инструкции, как это сделать. В процессе монтажа поможет просмотр видео и фото – материалов.
Как и говорилось выше, цена на установку такой акустики довольно высока, поэтому провести все самому выгодно, но очень рискованно.