Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

В историческом плане анализ взглядов на военную политику России можно рассматривать по 7-ми этапам деятельности всех советских и постсоветских министров обороны от 80-х годов ХХ в до наших дней.

Первый этап. Наступательная доктрина Шапошникова. Развал оборонного пространства СССР (конец 80-х - декабрь 1991г.)

Маршал Дмитрий Язов до августа 1991г. доказывал, что реформирование войск невозможно, и о переходе на профессиональную армию по экономическим и политическим мотивам речи быть не могло. Поскольку армия должна быть по структуре и по численности прежней, но только профессиональной. Для этого необходимо выделять в 6 раз больше средств. Сменивший Язова генерал армии Константин Кобец, ставший по воле августовский истории 1991г. первым министром обороны РСФСР на одну неделю, вопросами военной доктрины просто не успел заняться.

Всеми ВС бывшего СССР с сентября 1991г. до декабря 1991г. стал командовать министр обороны СССР маршал авиации Евгений Шапошников. Политическое руководство России и государств СНГ на этом этапе придерживались наступательной доктрины СССР, несмотря на то, что уже были подписаны договора о Сокращении обычных вооружений в Европе.

Второй этап военный доктрины. Трансформация в объединенные Вооруженные Силы СНГ (январь 1992-июнь 1992гг.)

В переходный период от развала СССР до образования СНГ Вооруженными Силами СНГ стали именовать бывшие Вооруженные Силы СССР. Главнокомандующим ВС СНГ по преемственности продолжал оставаться маршал авиации Евгений Шапошников. Он фактически исполнял обязанности третейского судьи при «приватизации» бывшими республиками Союза тех соединений и частей бывшей Советской Армии, которые дислоцировались на их территории. Он занимался не военной доктриной, а мирным разводом группировок, когда создавались национальные армии стран СНГ.

Сразу же после развала СССР на основе Комитета по военной реформе была создана рабочая группа под руководством генерал-полковника Дмитрия Волкогонова для разработки основных нормативных документов стран СНГ. Руководством тогдашней России мыслилось, что страны СНГ останутся на правах «младших братьев» при России, касающихся основных вопросов военного строительства. Предполагалось, что государственную границу и морскую экономическую зону государств-участников СНГ будут охранять Пограничные войска СНГ, деятельность которых регламентировалась Соглашением об Объединенном командовании Пограничных войск. Основная часть документов была подписана 14 февраля 1992г. в Минске. Решение об ОВС было принято руководством Армении, Белоруссии, Казахстана. Кыргистана, России, Таджикистана, Узбекистана. Именно в этот период определились разные подходы стран СНГ к видению своего места в геополитическом местонахождении и политико-экономическом ориентировании.

Грузия, возглавляемая националистом и русофобом Гамсахурдия, готовилась к войне против Аджарии и Абхазии, и во встречах глав СНГ не принимала участия, не подписав ни одного документа. Азербайджан, Украина, Молдова не согласились с принципом создания ОВС и не подписали документы о стратегических и общих силах. Это послужило основанием для ускоренного раздела бывшей Советской армии.

Распоряжением президента РФ № 158-рп от 4 апреля 1992г. было создана Государственная комиссия по созданию Министерства обороны, армии и флота Российской Федерации.

С июня 1992г. по ноябрь 1993г. вторым министром обороны РФ Павлом Грачевым (18 мая 1992-1996гг.) были переработаны основные документы военного строительства новой российской армии. 2 ноября 1993г. была принята доктрина Ельцина-Грачева, представленная документом «Об основных положениях военной доктрины РФ». Она утверждала принцип партнерства со всеми государствами, которые не имеют агрессивных планов против нашей страны и действуют в рамках Устава ООН. О временном характере военной доктрины становилось видно из первого положения, в котором говорилось, что «военная доктрина является документом переходного периода - периода становления демократического государства».

Сменивший Павла Грачева на посту министра обороны РФ (с июля 1996г. по май 1997г.) генерал армии Игорь Родионов предложил свой вариант военной реформы, тоже основанный на резком увеличении финансирования ВС, которое Россия не могла себе позволить. В противовес ему помощник президента Юрий Батурин внес свою концепцию военной реформы, предложив, не меняя структуры армии, обойтись тем, что есть на нее в госбюджете. Сопротивление военной верхушки и практическая отстраненность президента от решения вопросов военной политики в течение 96-97гг. держали военную доктрину на непонятной нулевой отметке «отсутствия противника».

Пятый этап. Дополнения переходной военной доктрины маршалом Сергеевым (май 1997- март 2001гг.)

В рамках той военной доктрины параллельно существовали две взаимоисключающих концепции. Первая - сохранение прежней структуры, в том числе РВСН. Вторая требовала ликвидировать Ракетные войска стратегического назначения как самостоятельный вид Вооруженных Сил. В то время было создано Главное командование стратегических ядерных сил, куда были интегрированы Военно-космические силы и Ракетно-космическая оборона. Одновременно было ликвидировано Главное командование Сухопутных войск и слиты два вида Вооруженных Сил - ВВС и ПВО.

Однако в 1998г. была принята новая версия «Основных направлений военной доктрины Российской Федерации», где «ядерная стратегия как составная часть новой военной доктрины РФ определяет роль и основные задачи ядерных сил, условия, принципы, формы и способы боевого применения, основы их строительства для обеспечения военной безопасности государства.

Шестой этап. Уточнения оборонительной военной доктрины Путина-Иванова (март 2001-декабрь 2007гг.)

При министре обороны Сергее Иванове, была представлена новая оборонительная военная доктрина. Военная доктрина демократического государства с многоукладной экономикой, в которой говорилось об «органическом сочетании в ее положениях последовательной приверженностью к миру с твердой решимостью защищать национальные интересы».

Седьмой этап. Разработка очередной оборонительной военной доктрины Путина-Медведева-Сердюкова (с декабря 2007г.)

Задачу готовить новую военную доктрину поставил перед руководством Вооруженных Сил Верховный Главнокомандующий президент РФ Владимир Путин еще в июне 2005г. на заседании Совета Безопасности. И хотя напрямую об этом не говорилось, это указание следует понимать как провал прежней доктрины.

Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о принятых в России комплексных правовых актах (доктрин и стратегий), связанных с безопасностью в разных областях. До настоящего времени было принято пять подобных документов. С 2014 г. такие правовые акты утверждаются в рамках закона "О стратегическом планировании в РФ" от 28 июня 2014 г.

Стратегия экономической безопасности

Первая Государственная стратегия экономической безопасности РФ была принята указом президента РФ Бориса Ельцина от 29 апреля 1996 г. Документ выделял четыре основные угрозы экономической безопасности: обеднение и имущественное расслоение населения; деформированность структуры российской экономики (в том числе усиление топливно-сырьевого сектора); неравномерность развития регионов; криминализация общества.

Новый документ от 13 мая 2017 г. выделяет уже 25 вызовов и угроз, в том числе усиление структурных дисбалансов в мировой экономике, дискриминационные меры в отношении ключевых секторов российской экономики, слабая инновационная активность.

Доктрина информационной безопасности

9 сентября 2000 г. президент РФ Владимир Путин утвердил первую версию Доктрины информационной безопасности. Документ описывал систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности государства в информационной сфере.

В доктрине было выделено четыре вида угроз информационной безопасности: угрозы конституционным правам и свободам в области духовной жизни и информационной жизни; угрозы информационному обеспечению государственной политики; угрозы развитию отечественной информационной индустрии; угрозы безопасности информационных систем в целом.

Новая Доктрина информационной безопасности была принята указом президента РФ Владимира Путина от 5 декабря 2016 г. В документе было определено уже 10 видов угроз. В частности, наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях; дискриминация российских СМИ за рубежом; рост масштабов компьютерной преступности; использование механизмов информационного воздействия террористическими и экстремистскими организациями и т.д.

Стратегия национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. утверждена указом президента РФ Дмитрия Медведева от 12 мая 2009 г., сменила утратившую силу Концепцию национальной безопасности РФ. Это базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты страны, задачи внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности и устойчивое развитие.

Понятие "национальные интересы" было определено в документе как потребность в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. В числе факторов, угрожающих национальным интересам, были перечислены "рецидивы односторонних подходов в международных отношениях", неконтролируемая и незаконная миграция, эпидемии, исчерпание энергоресурсов, рост числа стран - обладателей ядерного оружия и др.

Новая версия Стратегии национальной безопасности была утверждена президентом РФ Владимиром Путиным 31 декабря 2015 г. Национальными интересами в ней названы: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя; укрепление национального согласия; повышение качества жизни; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав.

В документе было отмечено, что Россия в последние годы продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, но угрозу ему создают наращивание силового потенциала НАТО, распространение практики свержения легитимных политических режимов и др.

Доктрина продовольственной безопасности

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации утверждена президентом РФ Дмитрием Медведевым 30 января 2010 г. и действует в настоящее время. В ней зафиксированы цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в этой области.

В частности, введено понятие продовольственной независимости - состояния экономики, при котором производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет не менее 80% потребностей населения в них. При этом планируется, что поставки рыбной продукции и сахара должны обеспечиваться внутренним производителем не менее чем на 80%, мяса - не менее 85%, молока и молочных продуктов - не менее 90%, зерна - не менее 95%.

Документ развивает положения Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.

Стратегия экологической безопасности

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. утверждена 19 апреля 2017 г. и действует в настоящее время. Она сменила Государственную стратегию Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утверждена указом президента РФ Бориса Ельцина от 4 февраля 1994 г.).

Документ развивает положения Стратегии национальной безопасности, оценивает текущее состояние экологической безопасности в России, выделяет основные глобальные и внутренние угрозы. В числе глобальных угроз - последствия изменения климата на планете, рост потребления природных ресурсов, сокращение биоразнообразия. Внутренние вызовы - высокая степень загрязнение почв, воды, воздуха; низкий уровень экологического образования и культуры; недостаточное финансирование экологических мероприятий.

Указ о Военной доктрине РФ был подписан 25 декабря 2014 г. Этот документ выступает в качестве основополагающего концептуального акта в сфере обеспечения обороноспособности страны. Военная доктрина РФ утверждена с целью нормализовать вопросы, касающиеся применения вооружения в политических интересах государства.

Предпосылки

Военная доктрина национальной безопасности РФ стала результатом широкой дискуссии в СМИ и конференции ВАГШ, где обсуждались теоретические вопросы, касающиеся использования вооружения в рамках политической деятельности государства. Необходимость формирования единого документа, включающего ключевые аспекты проблемы, появилась в конце прошлого столетия. К тому времени почти все развитые страны уже создали комплекс нормативных документов такого рода. Основные положения Военной доктрины РФ были приняты в ноябре 1993 года.

Суть концепции

Существующая сегодня новая Военная доктрина РФ провозглашает официально принятые взгляды руководства на использование вооружения для обеспечения обороноспособности государства. Согласно теоретическим требованиям, этот документ отвечает на следующие вопросы:

  1. С какими противниками и каким образом предотвращать вооруженные конфликты.
  2. Каким характером могут обладать борьба, задачи и цели государства и армии при ведении боевых действий.
  3. Какая военная организация должна быть создана для решения вооруженных конфликтов, и в каких направлениях ее следует развивать.
  4. Какие формы и способы должны использоваться в рамках военных действий.
  5. Как осуществлять подготовку государства и армии к войне или применению вооруженных сил в конфликтах.

Доктрина военной безопасности РФ ориентирована на защиту экономических интересов страны. Ее содержание определяется возможностями государства вести вооруженные конфликты. Они, в свою очередь, зависят от состояния экономики, уровня развития научно-технического прогресса и социальной инфраструктуры. Военная доктрина РФ исполняет информационную, организационную и нормативную функции. Они определяют его ключевое значение в вопросах подготовки государства и армии к защите интересов страны с использованием вооруженных сил.

Понятия

Военная доктрина РФ 2015 года содержит термин "система сдерживания". Под ней следует понимать комплекс определенных мер, ориентированных на предотвращение агрессии с использованием неядерных средств против России. В документе обозначены приоритеты государственной политики в вопросах оборонного строительства. В порядке убывания они выглядят так:


Внутренние опасности

В этом вопросе Военная доктрина РФ придерживается прежней позиции. К внутренним опасностям относятся:

  1. Попытки насильственно изменить конституционный строй России.
  2. Дестабилизация социальной и внутриполитической ситуации в стране.
  3. Дезорганизация деятельности органов госвласти, важнейших военных, государственных объектов, а также информационной инфраструктуры РФ.

Особую актуальность сегодня представляют террористические действия бандформирований и прочих организаций. Опасение вызывает и информационное влияние на население, направленное на подрыв патриотических, духовных и исторических традиций в сфере обеспечения защиты Отечества, провоцирование социальной и межнациональной напряженности, разжигание национальной и этнической вражды.

Главные угрозы

В качестве них Военная доктрина РФ признает:

  1. Резкое обострение межгосударственных отношений.
  2. Формирование условий для использования вооруженных сил.
  3. Воспрепятствование деятельности систем военного и государственного управления в РФ.
  4. Нарушения в функционировании ядерных стратегических сил, систем предупреждения о ракетных атаках, контроля над космическим пространством, объектами химической промышленности, атомной энергетики, хранения ядерного оружия и прочих потенциально опасных участков.

  5. Образование и подготовку незаконных формирований, использующих оружие против мира и порядка в обществе, их деятельность на территории России или в государствах-союзниках.
  6. Демонстрацию военной мощи при проведении учебных мероприятий в сопредельных регионах.
  7. Важной угрозой Военная доктрина РФ считает активизацию вооруженных сил отдельных стран или групп государств с частичной либо полной мобилизацией.

    Второй раздел

    Эта часть документа подвергалась неоднократным корректировкам. Изменение Военной доктрины РФ было обусловлено внешними обстоятельствами, нарастающей угрозой терроризма. Эти проблемы связываются с усилением конкуренции и соперничества в мире, неустойчивостью глобальных экономических процессов. Немаловажное значение в нарастании напряженности отводится перераспределению влияния в пользу новых силовых центров. Опасной признается и тенденция смещения угроз во внутреннюю сферу и информационное пространство России.

    Во втором разделе Доктрины отмечается, что на некоторых направлениях усиливаются военные опасности для государства. Документ конкретизирует источники внешней угрозы относительно складывающейся обстановки, изложенной в Стратегии государственной защиты. Это в первую очередь наращивание военного потенциала и укрупнение блока НАТО, приближение его боевой инфраструктуры к границам России, дестабилизация обстановки в ряде стран и регионов.

    Политика Российской Федерации в сфере обороны

    Она изложена в третьем, основном разделе Доктрины. Под оборонной политикой страны следует понимать деятельность власти по организации и обеспечению защиты территории государства и интересов союзников. В третьем разделе четко определяется направленность этой работы:

    1. Сдерживание и предупреждение вооруженных конфликтов.
    2. Совершенствование армии страны.
    3. Развитие способов и форм использования вооруженных сил, военных органов.
    4. Усиление мобилизационной готовности для обеспечения обороны и защиты территории государства и интересов его союзников.

    Военная доктрина подтверждает, что ядерные средства, которые имеются в распоряжении государства, рассматриваются главным образом в качестве сдерживающего фактора при проявлениях агрессии. Россия оставляет за собой возможность применения такого оружия в ответ на использование такового против нее либо ее союзников. Ядерная мощь будет задействована также в том случае, если обычные виды вооружения противника ставят под угрозу непосредственно само существование страны.

    Вопросы применения силы

    Они также отражены в третьем разделе документа. Военная доктрина признает правомерным использование силы с целью отражения агрессии, восстановления или поддержания мира, обеспечения защиты российских граждан, находящихся за пределами страны. Деятельность вооруженной организации при этом будет осуществляться решительно, комплексно и целенаправленно. Применение силы станет основываться на заблаговременном и постоянном анализе военной политической и стратегической обстановки в соответствии со всеми требованиями, которые предъявляет международное право.

    Третий раздел четко определяет главные задачи, которые стоят перед военной организацией государства в мирное время, а также в условиях усиления опасности проявления агрессии со стороны других субъектов.

    Мобилизационная подготовка

    Основополагающие ее принципы излагаются в четвертом разделе. В действующей редакции документа мобилизационной подготовке и готовности уделяется особое внимание. В Военной доктрине четко определены цели мероприятий. Они состоят в подготовке страны, вооруженных сил, органов и войск к обеспечению защиты территории и населения государства от нападения, а также к удовлетворению нужд граждан во время боевых действий. Это указывает на то, что политическое руководство учитывает нарастание вероятности втягивания России в крупномасштабную войну. Это, в свою очередь, потребует полной мобилизации вооруженных, экономических и моральных сил государства и граждан. В данном случае в виду имеется не столько армия, сколько страна в целом.

    Обеспечение обороны

    Этому вопросу посвящен пятый раздел документа. Военно-экономическое обеспечение оборонного комплекса направлено на формирование условий для стабильного развития и поддержания потенциала страны на уровне, который необходим для реализации принятой политики государства. В качестве главных задач в этой сфере выступают:

    1. Оснащение армии и военных органов вооружением, спецтехникой.
    2. Обеспечение материальными средствами. При непосредственной опасности со стороны агрессоров - дооснащение войск в соответствии с нормами военного времени, в мирные периоды - накоплением, эшелонированием и содержанием запасов.
    3. Восполнение потерь техники, вооружения, материальных средств в ходе боевых действий.
    4. Усовершенствование оборонной промышленности, обеспечение независимости страны, формирование комплекса технологий первостепенной важности, активизация инновационной инвестиционной деятельности, сохранение госконтроля.
    5. Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными государствами для обмена передовыми идеями и получения прибыли для оборонной промышленности.

    Заключение

    Военная доктрина формулирует четкие ориентиры на формы, способы, порядок использования вооруженной силы для обеспечения защиты суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, а также национальных интересов государства, исполнения союзнических обязательств, условий международных договоров.

Это система официальных положений и взглядов, в которой устанавливаются направления для подготовки государства и его армии к возможным боевым действиям. В каждой стране существуют свои подходы к развитию которые могут меняться в зависимости от и политики, степени развития внедрения новейших достижений науки.

Определение : По сути, военная доктрина является своеобразным стержнем общеполитической деятельности любого государства и представляет интересы всех институций, гражданского общества в целом и каждого человека в отдельности. Хотя намерения правительства могут объявляться не только открыто, но и завуалировано, в подобной системе не предусматривается закрытых разделов, о которых бы не знали граждане. Как правило, военная доктрина четко прописывается в следующих основополагающих документах: общевоинских и боевых положениях, Конституции, различных законодательных актах, концепции и национальной безопасности.

В России : Военная доктрина России является совокупностью официальных установок, где определяются экономико-политические и стратегические основы обеспечения безопасности государства. Она сформировалась еще в переходный период, под воздействием демократических преобразований и многоукладной экономики и динамично трансформирующейся системы международных отношений. В 2010 году в России были утверждены новые положения, касающиеся принятия решений в случае полномасштабной войны, а также локальных и внутренних вооруженных конфликтов.

В любой ситуации Министерство обороны РФ и главнокомандующий сделают все, чтобы защитить суверенитет и независимость государства, его территориальную целостность, нанести поражение противнику и отразить агрессию. В случае ведения локальных войн Россия декларирует готовность своевременно ликвидировать очаг напряжения, устранить существующие предпосылки конфликта и предотвратить возобновление боевых действий.

На своей территории осуществлять разгром и полную ликвидацию всех незаконных формирований, а в международных войнах - способствовать разведению противоборствующих сторон, помогать стабилизировать обстановку и создавать условия для мирного урегулирования. Причем Россия не предусматривает отказ от применения ядерного оружия, если противник использует любые системы для массового уничтожения ее граждан.

В США : Военная доктрина США базируется на взглядах руководства страны, касающихся завоевания господства в мире, и зачастую носит агрессивный характер. Так, 5 января 2012 года был обнародован документ, где главной политической целью страны является поддержка ее глобального лидерства. В его положениях определяются этапы развития ВС США, четко определяется их состав и структура, предварительное планирование операций и даже приблизительный военный бюджет.

Данный документ вызвал критику не только в России, но и в западноевропейских государствах, включая Германию. Хотя военная доктрина, положения которой в нем описываются, является все лишь продолжением ранее сформулированных политических целей, экспертов настораживает фраза «глобальное лидерство».

Формально РФ не числится в списке потенциальных противников Соединенных Штатов, но в документе можно найти один важнейший пункт. Это заявление о бесперебойном доступе к природным ресурсам в любой точке мира и обеспечении безопасных возможностей для их перевозки воздушных и водным путем. Поскольку на территории России содержится значительное количество полезных ископаемых, а из-за расположения государства на стыке Азии и Европы перемещение грузов по ее территории неизбежно, подобные заявления руководства США военные и гражданские лица могут рассматривать в качестве угрозы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные