Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

В настоящее время доля полимерных материалов в конструкции автомобиля составляет уже более 10% от его общего веса (автодетали салона, корпуса фар, наружные панели кузова и внешние элементы – бамперы, решетки радиатора, крылья и т. д.) и при этом продолжает расти. У большей части мототехники (скутеры, мотоциклы, квадроциклы, снегоходы) обвес полностью выполнен из автопластика. Крупнейшие мировые производители транспортных средств по достоинству оценили преимущества использования полимерных деталей - коррозионную стойкость, малый вес, стойкость к образованию вмятин (за счёт эластичности), экономические преимущества, эстетичность и аэродинамические характеристики, поскольку деталям из пластика можно придать самые разнообразные формы.

Большинство пластиков, применяемых в автомобильной промышленности, являются термопластами. При нагревании термопласты становятся мягкими и могут быть многократно переформованы и соединены методом сварки без потери прочности элемента. На практике это означает, что пластиковые детали автомобиля могут быть отремонтированы с помощью сварки горячим воздухом. К термопластичным материалам относятся, например, полипропилен (ПП, PP), АБС-пластики (ABS) и все шире применяемые в автомобилестроении ПБТ - полибутилентерефталат (PBT), полиамид (ПА, PA), полистирол (ПС, PS), поливинилхлорид (ПВХ, PVC). Большое значение приобретает термопластичный полиолефин (ТПО) - ударопрочный сополимер, в котором до 50% этиленпропиленового каучука встроено в ПП матрицу. Свариваются только одноимённые материалы, т.е. полипропилен с полипропиленом, а полистерол с полистеролом.

Сварка - самая простая и надежная технология ремонта поврежденных элементов из термопластичных материалов. Даже сильно деформированный бампер в большинстве случаев можно отремонтировать, и ремонт обходится гораздо дешевле покупки и установки новой детали. С помощью сварки паяльником восстанавливаются трещины, разломы в пластиковых деталях, повреждённые крепления. Технология сварки позволяет восстановить деталь даже в том случае, если не хватает одного или нескольких фрагментов (осколков) поврежденного участка.

В технологии ремонта пластиковых автомобильных бамперов задействуется ручной сварочный аппарат TRIAC S (Триак S) с необходимыми насадками и аксессуарами производства швейцарской фирмы LEISTER (Ляйстер) . Этот фен способен нагревать прокачиваемый через него воздух от 20°С до 650°С, причем температура плавно регулируется встроенным блоком электроники.

Наиболее удобным для сварки пластиковых частей транспортных средств является ручной аппарат HOT JET S (Хот Джет S) . Данный аппарат более лёгкий и компактный, чем Триак (вес HOT JET S составляет всего 375 г без кабеля, 600 г включая кабель 3 м, а оборудование серии TRIAC весит без кабеля от 1 кг). Благодаря небольшим габаритам (на сегодняшний день это самый маленький в мире ручной сварочный аппарат со встроенной подачей воздуха) HOT JET S (Хот Джет S) позволяет легко ремонтировать детали сложной формы, им удобно работать в труднодоступных местах.

Температура также плавно регулируется встроенной электроникой. Кроме плавной регулировки температуры у HOT JET S (Хот Джет S) присутствует плавная независимая регулировка потока воздуха, что позволяет сваривать даже тонкие материалы. Если поврежденная пластиковая автомобильная деталь находится за декоративными элементами (накладками, молдингами), то их следует удалить. В случае если декоративный элемент приклеен, клеящее вещество можно размягчить струей горячего воздуха при температуре около 300°С. Далее необходимо удалить краску вдоль трещины примерно по 15 мм с каждой стороны от будущего сварочного шва. Снять краску можно с помощью шлифмашинки или специального шабера. Затем с помощью торцевой фрезы производится V-образная расшивка шва так, чтобы кромки образовывали угол 90°, а глубина составляла от 2/3 до 3/4 толщины свариваемого материала. После фрезеровки профиль сварочного прутка должен совпадать с V-образным профилем шва, и округлая верхняя поверхность сварочного прутка должна на 1-2 мм выступать над ремонтируемой поверхностью.

Последняя подготовительная операция – засверливание концов трещины для предотвращения ее увеличения. Сама сварка проходит в два этапа. Сначала необходимо с помощью насадки для прихватки зафиксировать свариваемые детали - провести так называемую скрепляющую пайку, при которой горячий воздух разогревает низ расшитой трещины, после чего ее края соединяют, проведя разогретым жалом паяльника. Во время этой операции обычно исправляют небольшие смещения поверхностей.

Важнейшее правило сварки полимеров заключается в том, что свариваться могут только одноименные материалы. Поэтому особенно ответственно необходимо подойти к идентификации материала детали, подлежащей ремонту. Иногда производитель наносит на деталь маркировку с указанием материала. Если маркировка отсутствует, следует использовать «тестовый пучок», последовательно приваривая к детали эталонные прутки. Только одинаковые по составу материалы дадут прочное соединение. После того, как однозначно определен материал, с помощью насадки быстрой сварки вваривается пруток в расшитую трещину. Чтобы произошла качественная сварка, необходимо строго выдержать три важнейших параметра:

  • температуру, необходимую для перевода поверхности разделанного шва и прутка в вязкотекучее состояние (пруток целиком расплавляться не должен!); скорость сварки, то есть время воздействия горячего воздуха на материал – таким образом осуществляется прогрев поверхностных слоев;
  • давление на материал, под воздействием которого происходит быстрое и достаточно полное слияние поверхностных слоев.

Если есть доступ к обратной стороне детали, рекомендуется произвести укрепляющую сварку плоским прутком. С помощью этого прутка также можно проводить сварку тонких деталей. В труднодоступных местах рекомендуется производить так называемую маятниковую сварку – в этом случае насадка быстрой сварки не используется, горячий воздух подается на свариваемые поверхности маятниковыми движениями, давление руки на присадочный пруток ориентировочно составляет 2,5 кг. После успешной сварки и полного охлаждения рабочей поверхности дальнейшая обработка не представляет особой сложности, полимерные материалы хорошо поддаются шлифовке и окраске.

Оборудование горячего воздуха их комплекты и наборы могут послужить не только для ремонта бамперов. В автомобилестроении большое распространение имеют всевозможные тентовые конструкции, например, тенты грузовых автомобилей. Материал – техническая ПВХ-ткань – относится к хорошо свариваемым материалом. Поэтому как ремонт повреждений, так и изготовление тентовых конструкций не представляет большого труда – необходима лишь специальная «щелевая» насадка LEISTER, формирующая поток горячего воздуха, который будет подаваться между двумя полотнами свариваемого материала (уложенными с небольшим перехлестом), и силиконовый прикаточный ролик LEISTER, с помощью которого создается необходимое для сварки давление.

Если речь идет о серьезном тентовом производстве, то для сварки длинных прямых швов имеет смысл использовать один из сварочных автоматов LEISTER. В этом случае оператор выставляет необходимые температуру и скорость сварки, позиционирует аппарат на шве, вводит сварочную насадку между свариваемыми полотнами и аппарат, перемещаясь с заданной скоростью, производит сварку в автоматическом режиме. Преимущества автоматической сварки очевидны – стабильность всех сварочных параметров гарантирует высокое и повторяемое качество сварного шва, скорость самого процесса в пять – десять раз выше ручной сварки. При эксплуатации грузового автотранспорта актуальна проблема наварки так называемой таможенной ленты на тентовые швы. И в этом случае простое и надежное решение – использование ручных аппаратов и автоматических сварочных машин LEISTER (Ляйстер).

Горячий воздух исключительно эффективен при усадке специальных термоусадочных кембриков. Также есть возможность производить бесконтактную пайку, ведь температура воздуха на аппаратах LEISTER плавно регулируется и поддерживается в диапазоне от комнатной до 650°С.

Направленный поток горячего воздуха поможет легко и без повреждений удалить старое защитное покрытие, снять запрессованные или «прикипевшие» подшипники, болты, муфты и тому подобное.

В автомобильном промышленности существует огромное количество задач, легко решаемых с помощью горячего воздуха. Разнообразные аппараты LEISTER , их качество и высочайшая надежность которых проверена десятилетиями мирового лидерства, помогут справиться с любой проблемой.



Устранение трещины на бампере с помощью термофена пистолетного типа GHIBLI (Гибли) Усадка термоусадочной муфты в труднодоступном месте с помощью компактного ручного аппарата HOT JET S (Хот Джет S) с регулировкой температуры и расхода воздуха.


Ручной фен TRIAC AT (Триак АТ) с цифровым интерфейсом быстро справится с ремонтом тентовой ткани. Мощный аппарат горячего воздуха ELECTRON ST (Электрон ST) широко используется в автосервисах для ускорения сушки лака и краски.

Автомобильный бампер - самая выдающаяся деталь кузова, поэтому и с препятствиями он тоже встречается первым. Очень часто такие встречи заканчиваются мелкими и крупными повреждениями. Автомобилисты принимают решение о замене бампера в самом крайнем случае, когда собрать и реставрировать его практически невозможно.

Если есть хоть какая-то надежда - бампер пытаются восстановить с помощью пайки, процедура ремонта обойдется дешевле новой детали. К слову, если уж вы хотите выбрать самый дешевый вариант, купите паяльник в ближайшем магазине радиодеталей. Обойдется недорого, а процедуру проведет так же хорошо, как и профессиональное оборудование. Вот о нем мы расскажем подробнее.

Паяльник для бамперов

Раньше практически все автомобильные бамперы изготавливались из металла, сейчас все больше и больше деталей кузова становятся пластиковыми. Восстановление и ремонт требует новых технологий и инструментов.

Типы инструмента

Перед выбором оборудования для ремонта бампера нужно понимать, какие требования к нему предъявлять:

  • мощность инструмента;
  • скорость нагрева;
  • время удерживания температуры;
  • безопасность и простота использования.

Для ремонта пластиковых деталей кузова используют:

  • электрический паяльник для работы с проводами и микросхемами (обладает прямым или загнутым соплом, пластиковой или деревянной ручкой, новые модели могут быть в форме пистолета, рекомендуемая мощность от 50 Вт);
  • ручной аппарат горячего воздуха (термофен) (подает и нагревает струю воздуха от 80 до 600 °С, температура подачи воздуха регулируется вручную, термопистолет комплектуется различными насадками для более точной подачи струи воздуха, рекомендуемая мощность от 1600 Вт);
  • Паяльная станция (термовоздушная) (объединение электропаяльника и термофена в один прибор с возможностью терморегулировки, в комплекте прилагаются разнообразные насадки для точной пайки).

Принцип работы с инструментом

Чтобы отремонтировать пластиковый бампер нужно знать, что спаивать можно пластик одного типа. Тип пластика можно узнать из инструкции к автомобилю или маркировки на обратной стороне бампера:

  • ПП (РР) - полипропилен, наиболее прочный и податливый материал, плавится при температуре 175 °C, обладает наименьшей среди пластмасс плотностью, устойчив к истиранию и воздействию кислот, щелочей и органических растворителей. Чувствительность состава к кислороду и УФ лучам компенсируется стабилизаторами;
  • АБС(ABS) - ударопрочная термопластичная смола, разрушается под воздействием солнечного света и УФ лучей, токсична при нагреве свыше 90 °C;
  • ПБТ (PBT) - полибутилентерефталат, устойчив к воздействию спиртов, углеводородов, бензину, тормозной жидкости, дизельному и гидравлическому маслу, керосину, растворителю. Не меняет окраску при нагреве. Не теряет свойств при длительном использовании при 120 °С, терпит недолгое воздействие температурой 210 °С.
  • ПА(PA) - полиамид, прочный и жесткий материал, устойчив к высоким температурам, не ломается при низких температурах, имеет высокую степень защиты от кислорода, жиров, огня и химических соединений;
  • ПС (PS) - полистирол, жёсткий и хрупкий материал с низкой плотностью. Хороший диэлектрик, морозоустойчив. Деформируется от ацетона, толуола, бензина. Легко приобретает желаемую форму и окрашивается. При нагреве свыше 300 °С начинает коптить и выделять вредные испарения;
  • ПВХ (PVC) - поливинилхлорид, пластичный синтетический полимер, устойчив к действию кислот, щелочей, спиртов, минеральных масел, бензина. Прочный, легкий износостойкий материал устойчивый к погодному и температурному воздействию. Второй по популярности после полипропилена;
  • ТПО термопластичный полиолефин - ударопрочный сополимер, в котором до 50% этиленпропиленового каучука.

Пайка полипропиленового материала

Стеклопластик не маркируется, буквы GF указывают на присутствие в составе стекловолокна, а цифры после них - долю в составе. Маркировка PUR говорит о полиуретановом составе.

Работа выбранным инструментом заключается в изменении состояния пластика:

  • нагрев до пластичности (деталь легко поддается деформации и принимает нужную форму);
  • плавление (процесс непосредственной сварки частей детали, 350-400 °С);
  • разрушение (соединительный шов становится хрупким из-за перегрева материала).

Пайка трещины на бампере

Все работы по ремонту автомобильного бампера необходимо производить, надевая респиратор с высокой степенью химической защиты в помещениях с хорошей вентиляцией из-за токсических испарений, возникающих при нагреве пластика.

Подготовка поверхности к работе паяльником:

  • снимите бампер, если это необходимо;
  • очистите поверхность бампера от грязи и жира;
  • зашкурьте поверхность и нанесите грунтовку;
  • посадите стеклоткань на клей;
  • после отвердения поверхности нанесите еще один слой клея шпателем;
  • после полного высыхания зашлифуйте поверхность, покройте лаком и эмалью;
  • припаяйте недостающие куски.

Шлифовка бампера

Пайку пластикового бампера необходимо производить под углом 45°, не спеша, используя насадку для более точной работы.

Если по бамперу пошли только трещины, то перед пайкой нужно также вымыть и обезжирить поверхность, на конце трещин насверлить отверстия и запаять. Далее водите паяльником поперек трещины, как будто сшиваете.

Скрепить несколько осколков можно с помощью сетки или скоб степлера. Необходимо их нагревать и по одной и вставлять по периметру осколка, загибая с обратной стороны плоскогубцами.

Особенности работы

При работе с каждым из описанных типов инструмента есть свои тонкости:

  • чтобы паяльник быстрее нагревался, необходимо зачистить его сопло наждачной бумагой, после длительного использования необходимо сделать глубокую зачистку;
  • испорченное жало паяльника можно заменить изогнутым куском стальной проволоки или гвоздем;
  • чтобы паяльник служил долго, периодически давайте остывать трансформатору;
  • при сварке сильно поврежденных пластиковых деталей желательно использовать пластиковый «электрод», того же типа пластика что и основа. При нагревании он будет заполнять неровности;
  • все работы начинайте с изнаночной стороны, вы сможете опытным путем определить время и степень нагрева, в случае перегрева дефект не будет заметен;
  • если армируете поверхность скобами или сеткой обязательно обрабатывайте их антикоррозийным составом;
  • каждый тип пластика имеет разную температуру плавления, чтобы ее определить, потренируйтесь на «электроде» соответствующего типа, термофен с регулятором будет наиболее удобен.

Должен соответствовать двум основным требованиям:

- он должен быть удобным

- он должен быстро нагреваться, но не перекаливать пластмассу

Паяльник на фото выше самый удачный вариант за все время, что я занимаюсь ремонтом пластика. Мощность у него 100 ватт. Стоит он не дорого и довольно-таки долго работает. Еще в нем есть лампочка, которая освещает место пайки, иногда это бывает очень удобно. Чтобы было удобнее работать, в нем нужно немного сточить кончик жала, чтобы он быстрее нагревался. Периодически (раз в 2-3 месяца плотной работы), когда паяльник начинает хуже нагреваться, нужно зачищать гнезда. Для этого откручиваем болтики, достаем жало, зачищаем мелкой наждачной бумагой места соединения и собираем все назад. Если жало перегорит или сломается, то его можно сделать из обычной стальной проволоки или гвоздя подходящей толщены. Минус у этого паяльника один периодически нужно давать трансформатору остыть иначе он сгорит.

На фото выше паяльник, которым я пользуюсь сейчас. Купил я его из-за мощности в 200 ватт, а в остальном это сплошное разочарование. Он в полтора раза тяжелее предыдущего варианта, что менее удобно. Жало у него очень легко гнется, пришлось его сразу заменить. Посадочные места жала через 15 минут работы начинают хуже передавать ток, в результате чего оно не нагревается до нужной температуры. В общем, в первый день после покупки пришлось переделывать пол паяльника. Единственный плюс по сравнению с первым вариантом в этом паяльника практически не греется трансформатор.

Также для пайки пластика можно использовать обычный паяльник мощностью 50-100 ватт. Чтобы жало не так быстро остывало во время пайки его нужно либо обрезать, либо загнать внутрь так чтобы торчало 2-3 сантиметра. Если паяльник слабо нагревается можно отмотать несколько витков спирали.

Пайка пластических масс применяется при выполнении ремонтных работ и монтаже трубопроводов из пластиковых труб. Этот процесс кардинально отличается от пайки металлов. Соответственно, и инструмент для этой операции требуется специальный. Наиболее часто используется пистолет для пайки пластика. По-другому его еще называют феном или термопистолетом. Этот инструмент является одним из самых важных для тех, кто занимается ремонтом автомобилей. Разумеется, без паяльника здесь тоже не обойтись. Для применяется другой вид инструмента – так называемый «утюг».

Подбор необходимого инструмента зависит от вида пластмассы, из которой изготовлена ремонтируемая деталь. По внешнему виду определить марку пластика почти невозможно, поэтому прежде чем приступать к поиску инструмента, надо внимательно осмотреть изделие: практически на все пластмассовые детали изготовитель наносит маркировку.

К паяльнику предъявляются два основных требования:

Мощность паяльника должна быть не менее ста ватт. Специалисты утверждают, что лучше выбирать паяльник с деревянной ручкой. Если рукоятка выполнена из пластмассы, то при длительной работе она начинает плавиться. Паяльники используются для «сборки» детали из ее обломков или армирования изделия сеткой.

Пистолет (фен)

Наиболее подходящим инструментом для ремонта пластмассы является пистолет мощностью 1600 Вт (или выше). Температура воздушного потока в зависимости от модели пистолета находится в пределах 80-700 градусов по Цельсию.

Выпускаются два типа пистолетов:

  • с плавной регулировкой температуры;
  • с дискретной регулировкой температуры.

Плавная регулировка наиболее предпочтительна, так как такой пистолет является более универсальным.

Пистолеты хорошего качества комплектуются разнообразными насадками. Кроме того, они оснащены средством защиты от перегрева. Наиболее «продвинутые» модели оборудованы электронными регуляторами температуры.

Технология подготовки пластмассовых деталей к пайке

1. Подготовительные работы.

  • Как и металл, пластмасса требует предварительной очистки от грязи. Для этой цели можно использовать обычные моющие средства.
  • Обезжиривание – второй обязательный шаг. Можно обезжиривать поверхность пластиковых деталей уайт-спиритом или любым другим растворителем.
  • Очистка поверхности изделия от различных отслоений (старого покрытия и пр.). Операцию выполняют при помощи острого предмета (ножа, заточенной отвертки и др.).
  • Шлифовка мест пайки. Если изделие маленькое, то эту операцию можно выполнить при помощи шкурки (р120). Большие детали (например, бампер авто) шлифуются с применением шлифовальных машинок).
  • Обдув детали с целью удаления пластмассовой пыли, образовавшейся при зачистке.

2. Пайка

  • Перед тем как приступить к пайке, следует закрепить спаиваемые части при помощи струбцины.
  • Паяют пластик с двух сторон. Сначала выполняется пайка с «изнаночной» стороны.
  • Предварительно выполняются прихватки в нескольких местах, чтобы взаимное расположение частей было надежно зафиксировано. Шаг прихваток – 10-15 мм.
  • После выполнения прихваток приступают к окончательной пайке по всей длине соединения частей изделия.
  • Закончив внутренний шов, можно приступать к выполнению наружного.

Пайка пластиковых труб

Пластиковые трубы паяются не так, как плоские изделия. Для них разработано специальное оборудование. Этот прибор оснащен нагревательной подошвой, в которой выполнены отверстия для закрепления насадок. Поскольку труба паяется только с одной стороны – наружной, для хорошего результата надо тщательно соблюдать технологические режимы этого процесса.

  • Подготовить отрезки пластиковых труб к пайке (очистить от грязи и обезжирить)
  • Прогреть устройство в течение нескольких минут (10 – 20). В момент достижения заданной температуры на приборе погаснет индикаторная лампочка (как на бытовом утюге).
  • В отверстие утюга установить насадку, соответствующую диаметру трубы.
  • Отрегулировать нужную температуру пайки (приборы для оснащены терморегуляторами):

260 градусов – для труб из полипропилена;

220 градусов – для полиэтилена.

  • Соединяемые элементы (трубу и раструб) вставить в насадку прибора и разогревать в течение определенного времени. Существуют таблицы, в которых приведены данные по режимам пайки пластиковых труб:

Время нагрева;

Расстояние до метки;

Время выдержки (технологическая пауза);

Время охлаждения.

Так, например, при пайке трубы диаметром 20 мм потребуется:

6 секунд на разогрев;

4 секунды на выдержку;

2 минуты на охлаждение.

При удачном выполнении операции на месте пайки образуется колечко.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные