Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций – выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности. Какое место в этом освоении занимает религия? Ограничимся рассмотрением взаимодействия религии с искусством, моралью и наукой.

Религия – весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти религии внесли существенные перемены в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Она предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент – различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой религии является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

Религия и искусство

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства существуют более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.

Исторически взаимодействие искусства и религии осуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характерна нерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия, представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма и магии, была слита с первобытным искусством и моралью, все вместе они явились художественным отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности (охоты, земледелия, собирательства). Сначала, очевидно, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затем родилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах. Так, гомеровский эпос считается важным первоисточником в изучении древнейшего периода греческого общества, о котором нет других свидетельств.

Древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Прообразом театральных представлений были празднества в честь очень популярного и любимого в Греции бога Диониса. Во время празднеств выступали хоры наряженных в козьи шкуры певцов, которые исполняли особые гимны – дифирамбы (от греч. dithyrambos – песня козлов). Из них и возникла позже греческая трагедия. Из сельских празднеств с шуточными песнями и плясками родилась трагическая комедия. Древнегреческая мифология оказала большое влияние на культуру многих современных европейских народов. К ней обращались Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Шекспир, Моцарт, Глюк и многие другие композиторы, писатели и художники.

Библейские мифы, в том числе главный миф о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными в искусстве. Живопись веками жила трактовками рождества и крещения Христа, тайной вечери, распятия, воскрешения и вознесения Иисуса. На полотнах Леонардо да Винчи, Крамского, Ге, Иванова Христос представлен как высший идеал Человека, как идеал чистоты, любви и всепрощения. Такая же нравственная доминанта преобладает в христианской иконописи, фресках, храмовом искусстве.

Храм – это не только место богослужения, это – крепость, символ силы и независимости государства (города), исторический памятник. Так, самая древняя церковь в Ленинградской области-церковь св. Георгия в Старой Ладоге – была Построена в честь победы над шведами, осадившими Ладогу в 1164 г., и посвящена святому Георгию, покровителю ратных дел. Главный храм Пскова – Троицкий собор – был символическим выражением столичных функций Пскова как независимой вечевой республики. Памятник утверждения Киевского государства, главный христианский храм Киева Софийский собор был построен Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами. В роскошной обстановке, среди драгоценного убранства и художественных произведений мирового значения здесь происходили торжественные церемонии посвящения в великие князья и в высшие иерархические чины, приемы послов. Здесь находилась кафедра киевских митрополитов. В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека, велось летописание.

Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.

Для каждого храма древнерусские мастера находили свое единственное архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества – церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимиро-Суздальской земле.

Религия, являясь богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказала огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.

Веды – это обширный фонд идей, ценнейший источник древнеиндийской философии и различных знаний. Здесь речь идет о творении мира, вводятся многие понятия (космология, теология, гносеология, мировая душа и др.), определяются практические пути преодоления зла и страдания, обретения духовной свободы. Отношение к Ведам определило авторитет, и разнообразие древнеиндийских философских школ (веданты, сакхи, йоги и др.). На почве Вед возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту – одну из наиболее популярных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Здесь же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.

Библия является памятником древнееврейской литературы (Ветхий завет) и раннехристианской литературы (Новый завет). В Ветхий завет включены хроникально-законодательные книги, сочинения народных проповедников, а также собрания текстов, относящихся к различным поэтическим и прозаическим лаврам – религиозная лирика, размышления о смысле жизни (книги Иова и Екклезиаста), сборник афоризмов (книга Притчей Соломона), свадебные песни, любовная лирика (книга «Руфь» и книга «Есфирь»). В Библии нашли отражение жизнь народов Древнего Средиземноморья – войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени. Поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Без знания Библии многие культурные ценности остаются недоступными. Большую часть художественных полотен эпохи классицизма, русскую иконопись и философию невозможно понять без знания библейских сюжетов.

Коран включает в себя исламское учение о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлении, назидательных рассказов и притч. В Коране представлены древнеарабские обычаи, арабская поэзия, фольклор. Литературные достоинства Корана признаны всеми знатоками арабского языка.

Роль религии в истории мировой культуры заключалась не только в том, что она даровала человечеству «священные» книги – источники мудрости, доброты и творческого вдохновения. Религия оказала немалое влияние на художественную литературу разных стран и народов. Возьмем, к примеру, христианство и русскую литературу. Потеряв ориентиры в суетном мире, в хаосе относительных ценностей, русские авторы издавна стали обращаться к христианской морали и позднее к образу Христа как идеалу этой морали. В древнерусской литературе (в житиях святых) подробно описывали жизнь святых, подвижников, праведников-князей. Христос еще не выступал в качестве литературного персонажа: слишком велики были священный трепет и благоговейное отношение к образу спасителя. В литературе XIX в. Христа тоже не изображали, но в ней появляются образы людей христианского духа и святости: у Ф. М. Достоевского – князь Мышкин в романе «Идиот», Алеша и Зосима в «Братьях Карамазовых»; у Л. Н. Толстого – Платон Каратаев в «Войне и мире». Как это ни парадоксально, литературным персонажем Христос впервые стал в советской литературе. А. Блок в поэме «Двенадцать» впереди объятых ненавистью и готовых на смерть людей поставил Христа, образ которого, очевидно, символизирует надежду людей на очищение и покаяние хотя бы когда-нибудь, в будущем. Позднее Христос появится в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» под именем Иешуа, у Б. Пастернака – в «Докторе Живаго», у Ч. Айтматова – в «Плахе», у А. Домбровского – в «Факультете ненужных вещей».

Писатели обратились к образу Христа как идеалу нравственного совершенства, спасителю мира и человечества. В образе Христа писатели увидели и то общее, что выпало на его долю и что переживает наша эпоха: предательство, преследование, неправый суд. В такой обстановке человек устал жить и изуверился. Обесценивая жизни, страх перед гибелью породили в его психике трусость, лицемерие, покорность, предательство.

Когда люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными ценностями и начинают жить только сиюминутными проблемами, заботясь о пище, одежде, жилье, тогда культура и общество неизбежно оказываются в кризисе. Так было на закате античности, так было в конце прошлого века, так происходит и сейчас. Выход из тупика – в нравственном возрождении людей, которое всегда совершалось на духовной, в том числе религиозной основе.

This entry was posted on Monday, January 5th, 2009 at 16:48 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик - Коба и Тешик - Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик - Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

Между учеными и богословами давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

Возникновение искусства и религиозных верований

Предпосылки

Осознание своей смертности и попытка примириться со своей смертной природой привели к возникновению веры в загробную жизнь. Стремление воздействовать на природные явления и события привели к возникновению магии и религии.

Первобытное искусство было частью религии. Оно было тесно связано с обрядами и ритуалами древних людей. Имело магическую функцию.

Искусство существовало уже в эпоху позднего палеолита (около 40-10 тыс. лет назад).

События

Появление веры в загробную жизнь. Об этом ученые делают вывод по раскопкам древних захоронений, в которых была найдена красная охра. Она символизировала кровь, а значит, жизнь (вера в жизнь после смерти).

Возникновение религиозных верований
. Анимизм : вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Anima - лат. «душа».
. Тотемизм : вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета.
. Фетишизм : поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.

Появление искусства
. Фигурки, вырезанные из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины.
. Наскальные рисунки: создавались в темных пещерах, ученые предполагают, что они не были предназначены для эстетического восприятия. Скорее всего, они играли какую-то роль в обрядах первобытного человека.

Заключение

В эпоху позднего палеолита впервые возникают религиозные верования, такие как анимизм, тотемизм, фетишизм. Религия первобытных людей была неразрывно связана с магией. Искусство, которое возникло в тот же период, не было отделено от магии и религии, не имело чисто эстетической функции.

Конспект

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Одним из главных проявлений духовной жизни человека является религия. Религиозные верования были у всех народов. Некоторые ученые считают, что религиозные верования появились еще у неандертальцев. Археологи находят погребения, в которых кроме останков находят предметы быта и орудия труда (рис. 1).

Рис. 1. Древняя могила ()

У неандертальцев существовал культ медведя. Черепа пещерных медведей служили объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

Религиозные верования кроманьонцев были более сложными. В захоронениях рядом с их стоянками кроме предметов быта и орудий труда ученые находили охру, имевшую цвет крови — цвет жизни. Можно предположить, что у «человека разумного» зародилась вера в бессмертие души. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом .

В период появления родовых общин возникло религиозное представление о сверхъестественном родстве между членами рода и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

С тотемизмом связан и промысловый культ. Существовали колдовские обряды, связанные с охотой и рыболовством. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности (рис. 2). Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. С удивительным мастерством древний художник рисовал мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненого бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.

Рис. 2. Человек заколдовывает зверя ()

Около ста лет назад испанский археолог обследовал пещеру Альтамиру, в которой жили в древности люди. Неожиданно он обнаружил на потолке пещеры изображения животных, написанные красками. Сначала ученые считали, что эти картины написаны совсем недавно; никто не верил, что древние люди умели рисовать. Но затем подобные изображения были обнаружены во многих пещерах. Археологи нашли также вырезанные из кости и рога фигурки людей и животных. Никто уже не сомневался, что картины и фигурки — произведения искусства далекого прошлого (рис. 3).

Рис. 3. Альтамира. Бизоны ()

Произведения искусства показывают, что «человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Чудеса и тайна природы ().
  3. История Древнего мира ().

Домашнее задание

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
  2. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленка, девушка — в иву, с какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
  3. Какие предметы, найденные археологами при раскопке древних захоронений, подтверждают предположение о возникновении религиозных представлений у людей?
  4. Зачем первобытные люди изображали животных?

Возникновение искусства и религиозных верований

Предпосылки

Осознание своей смертности и попытка примириться со своей смертной природой привели к возникновению веры в загробную жизнь. Стремление воздействовать на природные явления и события привели к возникновению магии и религии.

Первобытное искусство было частью религии. Оно было тесно связано с обрядами и ритуалами древних людей. Имело магическую функцию.

Искусство существовало уже в эпоху позднего палеолита (около 40-10 тыс. лет назад).

События

Появление веры в загробную жизнь. Об этом ученые делают вывод по раскопкам древних захоронений, в которых была найдена красная охра. Она символизировала кровь, а значит, жизнь (вера в жизнь после смерти).

Возникновение религиозных верований
. Анимизм : вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Anima - лат. «душа».
. Тотемизм : вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета.
. Фетишизм : поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.

Появление искусства
. Фигурки, вырезанные из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины.
. Наскальные рисунки: создавались в темных пещерах, ученые предполагают, что они не были предназначены для эстетического восприятия. Скорее всего, они играли какую-то роль в обрядах первобытного человека.

Заключение

В эпоху позднего палеолита впервые возникают религиозные верования, такие как анимизм, тотемизм, фетишизм. Религия первобытных людей была неразрывно связана с магией. Искусство, которое возникло в тот же период, не было отделено от магии и религии, не имело чисто эстетической функции.

Конспект

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Одним из главных проявлений духовной жизни человека является религия. Религиозные верования были у всех народов. Некоторые ученые считают, что религиозные верования появились еще у неандертальцев. Археологи находят погребения, в которых кроме останков находят предметы быта и орудия труда (рис. 1).

Рис. 1. Древняя могила ()

У неандертальцев существовал культ медведя. Черепа пещерных медведей служили объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

Религиозные верования кроманьонцев были более сложными. В захоронениях рядом с их стоянками кроме предметов быта и орудий труда ученые находили охру, имевшую цвет крови — цвет жизни. Можно предположить, что у «человека разумного» зародилась вера в бессмертие души. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом .

В период появления родовых общин возникло религиозное представление о сверхъестественном родстве между членами рода и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

С тотемизмом связан и промысловый культ. Существовали колдовские обряды, связанные с охотой и рыболовством. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности (рис. 2). Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. С удивительным мастерством древний художник рисовал мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненого бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.

Рис. 2. Человек заколдовывает зверя ()

Около ста лет назад испанский археолог обследовал пещеру Альтамиру, в которой жили в древности люди. Неожиданно он обнаружил на потолке пещеры изображения животных, написанные красками. Сначала ученые считали, что эти картины написаны совсем недавно; никто не верил, что древние люди умели рисовать. Но затем подобные изображения были обнаружены во многих пещерах. Археологи нашли также вырезанные из кости и рога фигурки людей и животных. Никто уже не сомневался, что картины и фигурки — произведения искусства далекого прошлого (рис. 3).

Рис. 3. Альтамира. Бизоны ()

Произведения искусства показывают, что «человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира ().
  2. Чудеса и тайна природы ().
  3. История Древнего мира ().

Домашнее задание

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
  2. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленка, девушка — в иву, с какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
  3. Какие предметы, найденные археологами при раскопке древних захоронений, подтверждают предположение о возникновении религиозных представлений у людей?
  4. Зачем первобытные люди изображали животных?

§ 1 Зарождение религии

Выделение человека из живой природы было обусловлено не только умением использовать и создавать новые орудия труда. Во многом сущность человека была предопределена возникновением разума, способного не только воспринимать окружающую действительность, но и воспроизводить ее в образах искусства, а так же объяснить явления природы.

Первым доступным для человека способом объяснения явлений окружающего мира стала религия, т.е. вера в вымышленные сверхъестественные существа: богов, души, духов - и поклонение им. Появление религии ознаменовало новый период в развитии человечества. Среди причин возникновения религиозных представлений можно выделить следующие:

Страх человека перед силами природы;

Стремление объяснить причины тех или иных явлений природы - такие как дождь, извержение вулкана, молнию и т.д.;

Желание заручиться поддержкой сверхъестественных существ на охоте или в войне;

Потребность в подчинении сил природы своим потребностям.

§ 2 Пещерная живопись

Ярким примером сформировавшихся религиозных представлений можно считать пещерную живопись, то есть изображения животных и людей на стенах пещер. Эти памятники искусства древних людей сосредоточены в основном на территории Европы, между Атлантическим океаном и Уральскими горами, хотя встречаются так же в Сибири, в Азии и Африке. Как полагают, исследователи пещерная живопись развивалась с 30 по 9 тысячелетие до нашей эры и прошла в своем развитии несколько этапов:

1. Когда появляются самые первые схематические рисунки (30 тысяч лет до нашей эры);

2. (Приблизительно от 20 до 15 тысяч лет до нашей эры), характеризуется более высоким художественным мастерством изображений.

3. (Около 15-11 тысяч лет до нашей эры), основан на реализме форм, изображении пропорциональных фигур и форм людей и животных;

4. (10-9 тысяч лет до нашей эры), характеризуется деградацией форм и постепенным исчезновением пещерных изображений.

Впервые образцы пещерной живописи были обнаружены в 1879 году испанским юристом и археологом-любителем Марселино Санс де Саутуола в пещере Альтамира, расположенной в Северной Испании. Саутуола в сопровождении своей 9-летней дочери Марии отправился в недавно обнаруженную пещеру в поисках орудий труда, оставленных древними людьми. Увлекшийся археолог не заметил, как его маленькая дочь углубилась в пещеру, а через некоторое время воскликнула: «Папа, смотри, нарисованные быки!». Открытие, однако, было встречено научным сообществом очень прохладно. Почти никто не верил в подлинность изображений. Полагали, что Саутуола пригласил какого-то художника для росписи стен пещеры, настолько прекрасны были эти рисунки. И лишь много позже, в начале XX века, образцы пещерной живописи были найдены и в других пещерах Европы.

Рисунки находят на большой глубине, часто пещеры с изображениями оказывались необитаемыми, что позволяет считать эти места, своеобразными святилищами. На изображениях, найденных в пещерах, присутствуют три основных мотива:

Во-первых, мотив «охотничьей магии», для которого характерна традиция пронзать, изображение животного - объекта охоты копьями и стрелами. Считалось, что убив дух животного перед охотой, будет проще загнать зверя в ловушку.

Во-вторых, мотив превращения человека в животное (оборотничество). На рисунке, получившим название Колдун из пещеры Трех братьев расположенной на юго-западе Франции, изображено существо с головой серны, большими оленьими рогами, совиными глазами, клювом и волчьими ушами. У него длинный лошадиный хвост, на руках - медвежьи когти. У существа есть ноги, а стоит он в позе танцора, это, без сомнения, доказывает, что перед нами человек.

В-третьих, так называемые «рентгеновские» рисунки, на которых изображаются скелеты животных и их внутренние органы. Такие рисунки первобытные люди создавали, чтобы управлять животными, подчинять их своей воле, не только с целью выследить и убить во время охоты, но и для того, что бы приручить.

§ 3 Обычай погребения мертвых

Еще одним примером существования религиозных представлений у первобытных людей может служить обычай погребения мертвых. Такие захоронения находят во всех местах проживания первобытных людей.

Тело покойного помещали в глубокую яму, ноги прижимали к груди и обхватывали их руками (возможно связывая их между собой). Точно не известно, с какой целью покойникам придавали такую позу. На этот счет существуют две теории: одни полагают, что первобытные люди боялись, что мертвые могут ожить, другие напротив, видят в такой позе надежду людей на возрождение. Тело покойного, помещенное в могилу, ориентировалось головой на восток (место, где рождалось солнце - символ возрождения), посыпалось красной охрой, символизирующей кровь - символ жизни. Вокруг тела раскладывались личные вещи покойного - украшения, орудия труда, одежда. Предполагают, что люди верили в загробный мир и считали, что после смерти человек будет заниматься тем же, чем и при жизни, поэтому предметы, помещенные в могилу, почти наверняка отражали род занятий покойного

§ 4 Социальная организация первобытного общества

В религиозных представлениях наших далеких предков четко отражается и социальная организация первобытного общества. Власть в родовых общинах первобытных людей принадлежала женщинам, поэтому не удивительно, что женские образы широко использовались в религиозных представлениях того времени. Найденные на территории Евразии статуэтки от 5 до 25 см в высоту из камня и из кости получили название «палеолитические Венеры». Как полагают ученые, эти статуэтки могут символизировать защитниц домашнего очага, воплощение Великой богини-Матери.

Все перечисленные выше примеры доказывают наличие у первобытных людей религиозных представлений. Но какой религиозной системы придерживались люди прошлого?

§ 5 Основные верования первобытной эпохи

Ученые выделяют пять основных верований характерных для первобытной эпохи:

1.Магия - вера людей в возможность воздействовать на силы природы человеческой волей, возможность менять мир в своих целях при проведении особого ритуального действия;

2.Тотемизм - вера людей в их связь с окружающим миром через родственный союз с животным, растением или неодушевленным предметом. У каждой родовой общины был свой тотем-предок. У одних это мог быть волк, у других заяц, у третьих медведь. К тотемному животному полагалось обращаться уважительно, соблюдая определенные ритуалы;

3.Анимизм - вера в духов, живущих в людях, животных и растениях. Согласно анимизму, все в мире живое, поэтому перед охотой у духа животного испрашивалось разрешение на его убийство.

4.Фетишизм - вера в предметы, обладающие сверхъестественной силой. Такие предметы могут либо защищать своего владельца (обереги), либо причинять вред врагам.

5.Шаманизм - взаимодействие с миром духов, в которое вступает шаман. У духов можно просить помощи или совета в делах.

Все эти верования могли уживаться вместе в человеческом сознании. Так, один из членов общины мог заниматься шаманизмом, советуясь с духами об удачной охоте, а другой был способен заколдовать животное перед охотой.

Религиозные представления первобытных людей были еще очень неустойчивы. Не существовало четких правил и запретов. Появление искусства и религии способствовало дальнейшему развитию человеческого общества.

Подводя итоги урока, необходимо отметить:

Уже в первобытном обществе зародилось искусство - появилась пещерная живопись, а так же люди научились изготавливать фигурки женщин из камня и кости;

Зародилось представление о загробном мире, в котором человек продолжал заниматься теми же делами, что и при жизни;

Религиозные представления первобытных людей были очень разнообразны - с одной стороны, они считали себя способными влиять на окружающий мир по средствам магии, с другой, поскольку все в мире имело душу, а значит, могло стать другом или врагом, ответственность людей за свои действия резко возрастала.

Список использованной литературы:

  1. Мирча Элиаде. История веры и религиозных идей. Том I: От каменного века до элевсинских мистерий, Перевод H.H.Кулаковой, В.Р.Рокитянского и Ю.Н.Стефанова, М.: Критерион, 2002
  2. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 832 с.
  3. Керам К. "Боги, гробницы и ученые". Роман археологии
  4. История Древнего мира. 5 класс. 2011. 18-е изд. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., М., Просвещение

Использованные изображения:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные