Плот – это самая простая форма водного транспорта, и построить его намного проще, чем каноэ или лодку. Существует много способов строительства плота. Можешь построить традиционный плот полностью из бревен. Можешь построить деревянный плот, в котором использованы бочки или трубы из ПВХ, чтобы держать его на плаву. Ты можешь даже построить плот целиком из-под прохладительных напитков – это правда! Так уже делали. Используется широкая изолента, чтобы склеить все бутылки между собой. Но здесь ты найдешь инструкции, как построить плот… со вставками из пенопласта для плавучести.
Если берешь свой плот на озеро, не забудь надеть спасательный жилет. Не бери плот на речку. Он недостаточно устойчив и может быть опасным в движущейся воде. Для речки подойдет лишь надувной плот. Надувной плот используется в таком виде спорта, как рафтинг на бурных горных реках. Он более безопасен, но стоит не малых денег. Но, наши руки – не для скуки, и плот построим сами. Если плот на озере, то с него , или загорать…
“…Ах, белый теплоход…” Кто же откажется от романтической прогулки по реке или круизе на шикарном лайнере? Ветер в волосах, свежий речной или морской воздух… Красота, да и только!!! Только вот не каждому такое удовольствие по карману. Как же еще можно разнообразить летние выходные, если в непосредственной близости есть водоем? Ответ прост: построить плот и сплавиться на нем по реке. Причем строительство плота не требует каких-то особых инженерных знаний и дорогостоящего материала. Достаточно запомнить основные правила и оглядеться по сторонам. Строительных материалов вокруг может находиться видимо-невидимо. О чем речь? Сейчас объясним.
Как уже становится понятно, строительным материалом здесь служат обычные пластиковые бутылки. Их количество определяется из того, на сколько человек Вы рассчитываете построить Ваш плот. Чем меньше народу, тем меньше бутылок. Но обратимся к непосредственно инструкции. Сразу отметим, что это вариант постройки самого простого плота; Вы всегда можете воплотить в жизнь свои дизайнерские фантазии.
Как построить плот своими руками из пластиковых бутылок
Советы:
Инструкция:
Можно соорудить плот для детей. Самодельный плот, который можно запускать в ручейках или резиновом бассейне очень просто сделать из куска картона и двух пластиковых бутылок.
Еще один вариант не сильной трудоемкости – это плот из бочек. Речь идет, конечно же, не о железных или металлических баках, а о легких пластиковых бочках объемом 200-250 литров. Бочки здесь будут служить воздушной подушкой для плота, сверху все равно надо будет крепить деревянный каркас. Где их достать? Если у Вас есть знакомые дилеры по автохимии, думаю, они с удовольствием избавятся от бесполезной тары.
Плот из бочек
Итак, приступим.
Техника изготовления плота из автокамер идентична предыдущему варианту с бочками, за исключением лишь пары нюансов. Длина настила или палубы должна быть на полметра длиннее длины получившегося из автокамер поддона. Это нужно для того, чтобы при возникновении препятствия на пути при сплаве, оно не протаранило камеру, а наткнулось на доски. Кроме того, это позволит дополнительно установить на палубе навес или парус.
Плот из камер
Деревянный плот – самый популярный вид плавсредства из этой серии. Для постройки обычно используют сухую древесину хвойных пород. Сбор материала хитростей особо не содержит. Рубите деревья, складывайте рядом бревна.
Чтобы управлять плотом было легко, лучше дополнительно изготовить весло или руль, или использовать длинный шест.
Как уже было упомянуто ранее, для строительства плота лучше использовать хвойные породы, какие, как кедр, ель, сосна, лиственница. Дерево должно быть сухим и при проверке погружаться в воду не более чем на 5-6 см.
Из курса школьной истории всем известно про путешественника по имени Тур Хейердал, который отправился в далекое морское путешествие на плоту под названием Кон-Тики, получивший в свою очередь название в честь бога солнца древних инков.
/ Как построить плот
Когда сама идея улеглась в голове, и схлынула первая волна эйфории, стало понятно, что предстоит много работы, прежде чем плот благополучно отчалит в свое первое плавание. Профессиональных конструкторов плотов или даже плотников среди нас не было. Строительством плотов или лодок мы ранее толком не занимались. Но любителям с широким кругозором по плечу многое. Главное — иметь желание. Кроме того, как известно, Ноев ковчег тоже строили любители, а Титаник — дело рук профессионалов. И мы взялись за дело.
О том как сделать плот мы могли говорить часами. Был миллион идей, которые, разумеется, противоречили друг другу. Предстояло выбрать то единственное решение, которое нам больше всего подходило.
От полностью деревянного плота сразу отказались. Плот из бревен — обычное дело для северных рек. Но на югах не так много сухого подходящего леса, чтобы нормально сделать большой деревянный плот. Учитывая опыт других строителей самодельных плотов, мы думали над такими вариантами:
Еще в продаже есть специальные "понтоны", то есть составные пластиковые емкости для понтонных конструкций. Из таких понтонов-кубиков легко собрать пластиковый плот, но такие понтоны неоправданно дорого стоят.
Подумали-поспорили, и решили делать плот на бочках . Были выбраны пустые пластиковые "евробочки" по 227 литров. Они герметичные, с двумя отверстиями с завинчивающимися пробками. В меру жесткие, чтобы держать форму под нагрузкой, и в меру пластичные, чтобы не дырявиться при наскоке плота на камень или корягу.
Нижняя палуба была поднята над водой на полметра, чтобы волны нас не захлестывали, а мирно разбивались о бочки под палубой плота, не создавая дискомфорта. Вообще, при проектировании и рисовании чертежей плота, слова "комфорт" и "надежность" звучали часто. Ведь мы хотели именно жить на плоту, а не выживать, и среди нас был маленький ребенок.
Должно было случиться невероятное, чтобы плот "кильнулся" или пошел ко дну. Запас остойчивости был таким, что, даже столпившись все вместе на одном краю, собрав все пожитки рядом и добавив к ним еще тонну чего-нибудь, плот не смог бы самопроизвольно перевернуться. Даже при сильном ветре и волнах. Запас плавучести также предполагал спокойное продолжение сплава по Дону при ужасном стечении обстоятельств. Бочки могли прохудиться и наполниться водой, отвязаться и выпрыгнуть из-под плота, бочки могли просто сплющиться. Разумеется, несколько штук одновременно и, как назло, по одному борту. Конечно, сейчас легко бравировать, но факты таковы: оверкиля не случилось, ко дну не пошли.
Только-только определились с конструкцией и материалами, как внезапно была выпущена первая бета-версия. О шести бочках, однопалубная плавучая пристань. Отличие такой пристани от плота лишь в том, что плот делают для сплава по рекам, а пристань — должна стоять на месте. Кстати, это не помешало нам на ней немного поплавать...
Основные характеристики пристани:
Прототип будущего "большого" плота был сделан по случаю: один из участников пожелал проспонсировать строительство понтонного причала-плота на реке у своего загородного участка.
Построили бодренько, не без помощи дипломированного архитектора и ее мужа — специалиста широкого профиля. Начали в полдень, а к вечеру того же дня уже заколачивали последнюю доску настила палубы. И получили удовольствие уже от того, что расчеты оказались верными: понтон вел себя так, как и планировалось. А на следующий день мы взяли весла от лодки, и попробовали плыть на плоту по реке. Течения в этом месте почти нет, мы лишь переправились через реку на плоту и вернулись обратно, по пути немного попрыгав с него в воду — все понравилось! Построили плот своими руками — можно и повеселиться, ведь все получилось так, как и было задумано!
Это обстоятельство полностью развязало нам руки, и мы продолжили творить. Но пока только мысленно.
Для большого плота потребовалось уже 22 бочки. Крепить бочки к плоту собирались в два ряда, по 11 штук в каждом. Чтобы получилось что-то вроде катамарана с двумя лыжами, что хорошо и по управляемости, и по распределению веса. Кстати, как показал опыт, такую конструкцию легко снимать с мели, а для среднего течения Дона это важно.
Каждая бочка находилась в своем отсеке, ограниченном двумя брусьями и двумя перекладинами. Сверху на бочки давила масса плота, снизу подпирала вода. Кроме того, бочки были притянуты стропами к брусьям рамы.
Основа конструкции плота из бочек — рама из брусьев и досок, на которой настелена нижняя палуба. Верхняя палуба (а-ля Sun Deck) также опирается на раму своими стойками.
Конструкция во многом удерживается собственным весом. Отдельные элементы соединяются между собой через пазы.
Или "пазики", как мы их теперь ласково называем. Дело в том, что при строительстве плота, когда была выпилена, вырезана, выдолблена уже целая сотня пазиков, а они все не кончались, запас ругательных слов в адрес пазиков — иссяк. И с этого момента мы их начали нежно любить.
На чертежах плот выглядит так:
Одна бочка убрана — так детали плота на чертеже смотрятся нагляднее.
Также в изготовлении плота широко используются гвозди, в заколачивании которых мы тоже порядком поупражнялись. Гвозди вообще незаменимы во многих начинаниях. Они исполняли роль крючочков на кухне плота в путешествии, теми же гвоздями были прибиты к палубе палатки.
Хорошо, что удалось построить плот без применения шурупов или саморезов. Своими руками закручивать сотни шурупов очень долго, а брать с собой шуруповерт или дрель — лишние хлопоты с электричеством. К тому же, гвозди просто дешевле.
Мы долго не могли определиться, как плот будет приводиться в движение, и как он будет управляться. Варианты, когда бы рядом постоянно шумел какой-либо движитель, не устраивали. Классический вариант с гребнями как-то не пошел (хотя другой традиционный вариант управления плотом — шесты — мы использовали). В результате сошлись на том, что будем просто плыть на плоту по течению , как плывется. А по необходимости — тянуть плот моторной лодкой. При этом мы не были уверены, что легкая лодка сможет буксировать многотонный плот, который по габаритам сравним с двух- или трехкомнатной квартирой.
Жаль, но многие красивые и почти нереальные варианты движителя были оставлены за бортом. Один из таких вариантов — гигантский "рыбий хвост". В миниатюре это выглядит так:
Но что мы все про теорию! Наконец настал день, когда мы выехали на место строительства плота , то есть, стапеля. Началась практика. Прибывали стройматериалы, их кучки росли и росли. Мы их начали "перерабатывать", и кучки стали хоть и медленно, но уменьшаться.
Работы было много. Первые дни мы жили на берегу. Размечали, пилили брус и доски, делали пазики, герметизировали пробки у бочек. Одномоментного спуска плота на воду, как с понтоном, не предполагалось. Уж больно массивная была конструкция, несколько тонн — плот своими руками не поднять . Части будущего плота на руках относили в воду, где продолжался монтаж огромной конструкции. В воде работалось даже легче: помните, каким жарким было это лето?
На третий день изготовления плота наконец-то стал появляться настил нижней палубы. И наша активная жизнь стала постепенно перемещаться с берега на плот. Уже хотелось на нем ночевать, пить чай, ловить рыбу и просто сидеть, болтая ногами в воде.
В голове отложился случай. Мы строили плот не в глухом месте, а недалеко от села. Разумеется, местные жители очень интересовались, что это за плот мы тут делаем. У нас даже были постоянные зрители, которые чуть ли не каждый день отслеживали ход работ и вносили конструктивные предложения в проект плота. А также вокруг постоянно крутились местные мальчишки, которые не задавали вопросов, а просто радовались и, наверное, в чем-то нам завидовали. Однажды, когда у нас уже была настелена часть палубы, один из пареньков вдруг спросил: "А можно с вашего плота прыгнуть?"
Вот, наверное, именно в этот момент мне стало ясно, что затея с плотом — это не зря. Уже не один, а несколько мальчишек прыгали в воду с плота, активно эксплуатируя наше творение. Какой же это был кайф — просто видеть их горящие глаза!
Еще через пару дней работы над водой выросла вторая палуба и лестница, ведущая на нее.
Стало ясно, что путешествие на плоту — не за горами. На следующий день закончили стелить нижнюю палубу, построили часть перегородок и приготовились назавтра отчаливать. Палатки начали переползать с берега на плот уже вечером.
Наутро, настелив вторую палубу, мы стали грузиться. На плот переехали все вещи, палатки, а также инструменты и оставшиеся стройматериалы. Долго собирали накопившийся строительный мусор, собираясь использовать его на дрова для самовара и мангала. Берег опустел, мы оттолкнулись, и Дон неспешно понес нас на юг...
Теперь нашим основным занятием стало, как кто-то точно подметил, "пить красоту донскую". Чинно плыть на плоту по реке. Наслаждаться спокойствием реки, глазеть на медленно меняющиеся донские пейзажи, улыбаться в ответ на гудки проходящих мимо катеров и судов покрупнее. Спуск на плотах по Дону — не редкость, нам также встречались самодельные плоты, тихо плывущие по реке. Иногда очень важно никуда не спешить. Купаться, рыбачить, загорать, беседовать о самом важном и ни о чем...
Но работа на этом не закончилась. Просто дальнейшее обустройство плота происходило уже "на ходу". Это как ремонт в квартире — закончить невозможно. Теперь темп стал совсем другим. Мы уже никуда не спешили, а работали в свое удовольствие, в свободное от отдыха время. Так при сплаве на плоту появились еще несколько перегородок, чтобы зрительно разделять пространство, и как защита от ветра. Была оборудована кухня (то есть, камбуз), сбит почти-не-шатающийся стол для кают-компании. Повешен гамак, защищенный от солнца и "с видом". Была создана лестница-полуавтомат, чтобы залезать на плот из воды после купания. На второй палубе были натянуты леера, а также водружен флаг...
Хватит обустраивать, пора посмотреть на результаты труда!
На этом рассказ о строительстве можно бы и закончить (на фото плота мы еще полюбуемся в других главах). Но кому-то будут интересны сухие цифры проекта. Итак, характеристики плота с рабочим названием "Четыресполовинойтонны ".
Высота борта (расстояние от верха настила до глади воды) при расчетной полезной нагрузке: 0.39 м .
Посадка при расчетной полезной нагрузке: 0.46 м .
Предельная грузоподъемность плота (максимальная полезная нагрузка): 5 382 кг . При этом полная масса плота стала бы устрашающей: более 9 тонн!
Дмитрий Чуверин.
Плоты для сплава по рекам бывают разные, я расскажу о своем опыте. Что-то можно было сделать лучше, но в целом у нас получился удачный вариант, который за две недели водного путешествия показал себя отличным средством передвижения.
Сразу оговорюсь, что речь идет о сплаве по спокойной равнинной реке, без . Средняя ее ширина была 150 метров, скорость течения — 3 км/час. Судоходство — только частные лодки. Одним словом, идеальные условия для спокойного сплава без лишних проблем.
А если хотите лучше вникнуть в суть дела, читайте мой рассказ ниже.
Итак, мы подумали и решили, что плот будет на автомобильных камерах. Во-первых, он гораздо легче скользит по воде, чем бревенчатый.
Во-вторых, всё, что нужно для его изготовления, в условиях города найти проще (я не представляю где бы мы бесплатно взяли несколько десятков бревен и хранили их до начала путешествия).
В-третьих, бревенчатый плот практически целиком находится в воде, и вас в какой-то момент может подтопить, особенно если поднимется волна. А тут вы находитесь на высоте 20 см над водой. Это гораздо комфортнее.
В-четвертых, плот на камерах значительно легче, и его можно руками перетащить через небольшую мель, которая может встретится на пути. Нам, кстати, один раз пришлось это делать. Бревенчатый плот в таком месте вынужден был бы закончить свой маршрут.
Прежде чем начать делать плот мы создали его модель с расчетом грузоподъемности. Вы можете видеть это на первом рисунке. Этим занимался мой напарник, поэтому мне трудно добавить что-то к показанному на картинке. Тогда мы просто не представляли, как делать плот и выдержит ли он 6 человек, поэтому пришлось заморочиться таким вот проектированием.
Хотя в последний момент три человека отпали и нам, троим оставшимся, было там очень просторно.
Итак, чтобы сделать плот, мы взяли 8 камер от грузовых машин (6 от КАМАЗа и 2 от МАЗа, это не специально, просто так получилось), выложили их в два ряда и связали капроновой веревкой во всех точках соприкосновения (рис. 2). Никакая другая веревка не подходит, т.к. ей придется долго находиться в воде. Она не должна от этого растягиваться.
Затем сверху положили несущие брусья и тоже крепко их привязали к каждой камере (рис. 3). Хорошо, если бы они были квадратного сечения, это просто удобнее. Но у нас таких не было, использовали прямоугольные.
Сверху на брусья прибили доски, в результате получилась отличная палуба (рис. 4). Доски готовили заранее, взяли их на ближайшей лесопилке из отходов (хотя что-то они больно хороши для отходов), и обработали неровные края на циркулярной пиле, чтобы в палубе не было щелей.
Обратите внимание, что два внутренних бруса выступают на полметра с каждой стороны (рис. 5). Это нужно, чтобы сделать «бамперы», которыми плот будет упираться в возможные препятствия. Иначе он упирался бы камерами и это могло бы их повредить.
Кроме того, передний бампер также являлся одной из точек опоры мачтовых тросов, а на заднем стояла опора для руля.
Конечный вид плота сразу после постройки представлен на рис. 6.
Парус – это была наша прихоть, просто хотелось попробовать. Но все две недели пути ветер дул нам навстречу, и на третий день парус вместе с мачтой пришлось снять, т.к. они сильно замедляли движение.
Мачта закреплена тремя растяжками из стального тросика, а сам парус заранее сшит из мешков от сахара. Извращение, конечно, но других возможностей сделать такое полотно у нас тогда не было.
На плоту обязательно должен быть «парник» — короб, который быстро закрывается пленкой, намотанной на штакетины. Если его не будет, то в первый же дождь посередине реки вы промочите все вещи и свою одежду.
Впоследствии мы сделали по краям палубы специальные опоры, которые позволяли раскрывать пленку в виде двускатной крыши, под которой удобно сидеть (рис. 7).
Еще не обойтись без места для костра. Его нужно хорошо продумать, чтобы и еду можно было готовить, не сходя на берег, и погреться, и плот не спалить. У нас для этого служила печка-времянка (рис. 8), которую после окончания путешествия мы просто оставили на берегу.
После отплытия мы поняли, что грести веслами без опоры для спины крайне утомительно. Поэтому на второй день с левого и правого краев палубы появились «скамейки» с удобными наклонными спинками (рис. 9).
Рулевое весло, которое уже упоминалось, использовали редко. Но оно очень удобно, когда нужно заставить плот двигаться строго носом вперед, или когда надо его быстро развернуть нужной стороной.
На стойке рулевого весла вы можете видеть запасную камеру. Она тоже обязательна, т.к. если вы проколете какую-то из камер, то плот начнет крениться на одну сторону, управлять им станет неудобно. Правда, судьба нашей запаски была бесславной: в последний день пути выглянуло солнце (до того было пасмурно), она перегрелась и лопнула.
Еще одна важная вещь при плавании на плоту – трап. Если вы будете вынуждены причаливать к болотистому или просто грязному берегу, то он сильно поможет вам спускаться со своего судна на чистый участок земли. У нас для этих целей была толстая четырехметровая доска.
Вот, пожалуй, и все. На этом плоту мы преодолели 210 км за две недели при плохой погоде. Не подвел.
Я думаю, немного найдется людей, кто выбирает такой своеобразный , но если вы вдруг решите построить плот и отправиться на нем «вниз по великой реке», я надеюсь, мой опыт чем-то вам поможет.
Наверное, у каждого человека made in USSR была в детстве мечта смастерить плот и отправиться на нам в далекие дали. Мечты сбываются! Мы попробовали и все получилось!
Проектов как именно построить плот, какого размера и из чего было множество. После долгих обсуждений решено было, что основанием плота будут автомобильные камеры большого радиуса, количество их зависело от размера.
На деле оказалось, что купить недорогие камеры — непростое дело, самым выгодным и быстрым вариантом были гораздо меньшие, чем предполагались, камеры R16 . Камеры оказались китайскими и продавец нас честно предупредил, что нормально они не клеятся. Но мы решили рискнуть.
Учитывая, что на плоту собиралось плыть 8 человек (на деле оказалось 6)+вещи+продукты+вес деревянного настила, грузоподъемность баллонов должна была быть не меньше 800 кг, но мы взяли с запасом — 43 камеры , что соответствовало грузоподъемности от 1200 кг.
Камеры предполагалось накрывать деревянным щитом, собранным из досок, размер 4х6 метров. Но и тут в дело вмешались обстоятельства: на лесопилке, нам удалось купить доски длинной только 4 метра. Так решено было сделать плот квадратным 4х4 метра .
Вот такая получилась конструкция.
Остановимся на основных моментах подробнее.
Плот собирался непосредственно на берегу реки.
Сначала мы с помощью автомобильного компрессора начали качать 43 камеры.
Компрессору такая задача не понравилась, и на пол дороги он работать отказался. Пришлось его срочно реанимировать т.к. насос-лягушка, который должен был плыть с нами, до нужного состояния докачать камеры не мог, что влияло на размер. Если в случае ремонта такое было бы допустимо, то начинать путь на недокачанных камерах не хотелось.
В итоге компрессор мы победили и, прикладывая к нему мокрые тряпки для охлаждения все камеры докачали.
Привезли купленные доски и брус, длинна, как я уже говорила 4 метра.
Примеряем как это будет.
Собранный каркас плота с первым слоем камер. Для каркаса использован брус 100х50 и 200х50.
Было использовано 40 камер, 3 взяли в качестве запасок.
Набили сверху доски 25 мм. Щели между досками хотелось бы гораздо меньше, но не рассчитали количество досок при покупке, повторно с закупкой решили не заморачиваться. Спустили плот на воду.
Начало возведения опор для тента.
Для опор был использован брус 50х50 мм. Высота боковых опор — 2 метра, центральной — 2,5 метра (на фото ее только делают). Изначально тент предполагалось использовать только как крышу, но в итоге он использовался и как парус, об этом я расскажу ниже.
Все деревянные конструкции скрепляли между собой винтовыми гвоздями.
Плот получил название «Гена» — как говорится во всем известном мультике про Чебурашку: «Потому, что зеленый и плоский.» Постройка заняла 1 день (начали рано утром, вечером отправились в путь).
На данном фото он готов к отплытию, осталось только жестко закрепить веревками вдоль оного из бортов резиновую лодку.
Зачем нужна была лодка — вопрос интересный, правильным ответом будет: нам так было спокойнее. На деле она оказалась очень полезной: в нее свалили весь шмурдяк, который нужен только для ночевки, одежду и палатки, вечером с нее рыбачили, когда нам нужно было оказаться в деревне, но нормально пристать на плоту к берегу не получалось, на лодке отправлялись гонцы.
Все вещи, спальники, аптечка и прочее мокнущее было запаковано в специально сшитые гермомешки. Крупы, соль, сахар и т.д. пересыпаны в пластиковые бутылки. Документы, телефоны, фотоаппарат и прочая техника хранились в отдельном гермомешке, который «если что» предполагалось спасть в первую очередь.
В центре плота были кучкой сложены вещи первой необходимости и часть продуктов в большой сумке. Смотрелось совершенно не эстетично, но в целом оказалось удобно.
На доски стелились пенки т.е. ночью мы на них спали в палатках, днем они переезжали на плот.
Удачными креслами оказались камеры-запаски, правда одна из них вскоре была использована по назначению — ушла под угол плота, на котором лопнули обе (2 слоя) камеры.
На ночь мы приставали к берегу и разбивали лагерь там, но чаю утром на весь день не напьешься и в туалет не находишься.
С кухней было все просто: на двух удлиненных досках над водой жестко закрепили мангал. Дрова набирали на берегу, пилили и рубили их прямо в процессе движения. Для розжига что бы не морочиться использовали таблетки сухого топлива.
С туалетом сложнее: под веслом видно две укороченные доски — это и есть заветное очко.
Тут же с двух сторон балки, за которые можно держаться. На веревочку накидывалась непрозрачная армированная пленка, за ней-то человек и делал свои дела. Изначально была задумка сделать из пленки что-то вроде ширмы на постоянку, но она создавала не всегда нужную парусность, потом ее хотели крепить к веревке прищепками, но в итоге просто придерживали рукой.
Во время плавания у многих вещей появились свои штатные места. Так топор был утоплен в первый же вечер, а раздобытый новый привязали и оставили жить около дров. Котелок с мисками и ложками вешался на гвоздь возле мангала, жидкость для мытья посуды вместе с губкой вставлялась в кармашек из скотча около продуктов.
Штатное место удочек.
Солнечная батарея. С помощью нее предполагалось заряжать телефоны и аккумулятор фотоаппарата, на деле связи не было, фотографировали немного, и она была особо не нужна.
Охлаждение жидкостей.
На центральной опоре на гвозде висели всякие необходимости, которые не хотелось мочить и топить, но они нужны были в процессе плавания. Главное — Гармин, работающий на батарейках, по нему мы узнавали где находимся, с какой скоростью движемся и чего ждать впереди.
Осталось сказать об управляемости.
Вообще на плот влияет все: ветер, течение, сколько человек столпилось на одном борту, каким боком плот повернут и т.д. и т.п.
Поначалу средств управления было 2: весло и кий.
Весла были лодочные и было их всего 2, если бы знали, что они будут самыми эффективными при маневрах, взяли бы 4. Процесс гребли — не самое легкое занятие.
Кий — длинная жердь (у нас были около 2-х метров), которой можно на мелководье отталкиваться от дна. Сначала их было у нас 4, потом один утопили, еще один использовали для паруса. К сожалению, ни одной фотки работы кием не сохранилось — в эти моменты все были заняты.
На третий день путешествия подул попутный ветер и нам открылся еще один способ управления плотом — парус.
Длины тента хватало не только для того, чтобы быть крышей, но и чтобы закрывать одну из сторон. Путем долгих игр в веревки, палки и тент была выработана стратегия движения. Парус поворачивался ногами, подтягивался веревками, а за ненадобностью сворачивался и подвязывался к опорам. Если ветер был встречным, приходилось сворачивать не только парус, но и «крышу».
Благодаря парусу плот приобрел дополнительную букву в названии «Гена-М» (что значит Гена — модифицированный) и развивал скорость чуть более 6 км/ч при скорости течения реки в 2,3 км/ч, правда случалось это нечасто. В основном мы двигались со скоростью 3-4 км/час.
Река Мезень по который мы плыли, изобилует песчаными отмелями. По началу, мы думали, что будем то и дело на них налетать и стаскивать плот, разрывая камеры. В итоге на мель мы садились буквально пару раз.
Когда дно оказывалось совсем близко — спрыгивали с плота и толкали или отводили на веревке до глубины.
Гена — М прослужил нам верой и правдой 6 дней и 130 километров, за этот срок обломались края у 2-х досок, немного расшаталась конструкция тент-парус и кончилось по разным причинам около 10 камер (точнее не считали). Все это никак не влияло на плавучесть.
Как можно было бы улучшить конструкцию: