Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Как показывает практика, производственная деятельность на любом предприятии может сопровождаться различными дисциплинарными нарушениями со стороны сотрудников. В случае, если подобный проступок носит серьезный характер, влекущий тяжелые последствия, компания должна организовать особую служебную проверку (расследование) с целью выявления виновных субъектов и применения справедливого наказания.

Понятие служебной проверки, ее нормативно-правовое регулирование

Под служебной проверкой понимается особый вид расследования, осуществляемый в рамках производственного процесса конкретного предприятия, в ходе которого определяется виновное лицо и степень его вины, а также выявляются детали правонарушения.

Зачастую подобное расследование характерно для государственных структур. Впрочем, управленцы коммерческих субъектов также вправе организовывать служебные проверки в рамках своих предприятий, если для этого имеются соответствующие основания. Практика демонстрирует, что подобное характерно для крупных компаний. При этом, в локальных нормативах организации должны быть отражены правила, с учетом которых будет осуществляться расследование.

Законодательство не фиксирует порядок проведения служебных проверок для коммерческих формирований. Однако, в случае принятия административного решения о ее проведении все этапы должны реализовываться в строгом соответствии установленным правилам. Это обуславливает необходимость оформления ряда документов. Если установленные правила не исполняются представителями комиссии или управленцем, субъект, в отношении которого проводится проверка, может направиться в инспекцию по труду.

В свою очередь, для государственных структур актуален ФЗ № 79 от 26.06.2017г., содержащий все особенности и нюансы реализации подобного мероприятия.

Для структур МВД РФ действителен Приказ МВД № 161 от 26.03.2013г.

Кроме того, цельная картина относительно проведения служебной проверки составляется на основании различных статей трудового законодательства РФ. Так, например, в ст. 193 ТК РФ четко прописан порядок применения дисциплинарных взысканий. Именно при наличии тяжкого дисциплинарного проступка в дальнейшем может быть начато служебное расследование.

Если порядок применения подобного взыскания будет нарушен, лицо, обвиняемое в нарушении дисциплины, может обжаловать обвинение в суде. Нередко суд становится на сторону сотрудника и привлекает управленца к ответственности.

Существует ряд общих принципов, на которых должна базироваться служебная проверка:

  • все факты, выявляемые в ходе проведения расследования, должны оцениваться объективно и беспристрастно. Личное эмоциональное отношение к тому или иному явлению не должно влиять на решение управленца, представителя комиссии или обвиняемого;
  • до тех пор, пока вина субъекта не доказана, он является невиновным. Вина устанавливается только по факту выявления очевидных и неопровержимых доказательств;
  • порядок действий членов комиссии должен строго соответствовать определенному в локальных нормативах регламенту. В противном случае подобные действия могут расцениваться, как противоправные.

Многие задаются вопросом: служебная проверка и служебное расследование − в чем разница? Важно отметить, что указанные термины являются тождественными и их использование равноценно.

Основания для проведения служебной проверки

Служебное расследование должно иметь под собой веские основания. В частности, к причинам организации служебной проверки относятся :

  • , описанные в ст. 192-193, а также в ст. 195 ТК РФ. Так, необходимость осуществления расследования коррелирует с тяжестью осуществленного противоправного проступка. Например, если сотруднику грозит увольнение по статье или кто-то из коллектива пострадал из-за его действий, расследование в рамках предприятия должно проводиться обязательно. Помимо этого, проверка осуществляется при систематических прогулах сотрудников, выявлении хищения в любом объеме, распространении коммерческой и/или государственной и т.д.;
  • проступок лица, который влечет за собой привлечение субъекта к , согласно ст. 232-233, 238-250 ТК РФ;

Если необходимость наказания конкретного субъекта была выявлена по факту проведения инвентаризации, организовывать дополнительную служебную проверку нет необходимости. Вместо этого соответствующая комиссия устанавливает факт недостачи/хищения.

  • осуществленный лицом проступок, влекущий за собой увольнение. Подобное, к примеру, справедливо для административных лиц, принявших какое-либо необоснованное управленческое решение, повлекшее за собой крупные финансовые потери. Более детально причины увольнения сотрудников описаны в ст. 81 ТК РФ;
  • нарушение правил оформления , обозначенных в ст. 84 ТК, при составлении документа. Например, прописанные обязанности сотрудника в трудовом контракте не соответствуют действительной квалификации лица и, соответственно, не могут им исполняться;
  • наступление всех обстоятельств, оговоренных в законодательных нормативах, при которых проведение служебной проверки неизбежно. Например, подобное мероприятие должно осуществляться при и т.д.

Нарушением может считаться как противоправный поступок сотрудника, так и его бездействие в определенных обстоятельствах. Например, отказ от исполнения своих должностных обязанностей, если их выполнение не противоречит трудовому соглашению и не ущемляет прав сотрудника.

Основные задачи организации служебной проверки

Так как служебная проверка проводится только при наличии весомых причин, она обязательно должна преследовать конкретные цели. В частности, к главным задачам подобного мероприятия можно отнести :

Порядок проведения служебной проверки

Для начала следует определить периодичность проведения служебной проверки. Это требуется, так как правомерное время, отведенное на наложение дисциплинарного взыскания, не увеличивается при расследовании.

Поэтому проверка и определение наказания должны проводиться в рамках установленного срока – одного календарного месяца с момента обнаружения правонарушения. Непосредственное приведение выбранной меры ответственности в действие, в свою очередь, не должно осуществляться позднее 6 месяцев с этой даты.

Если служебная проверка не обусловлена дисциплинарным нарушением сотрудника, ее рекомендуется проводить как можно скорее, но точных сроков не указано.

Служебная проверка проводится на основании распоряжения управленца. В нем необходимо отразить следующую информацию :

  • причины проведения расследования;
  • необходимость организации соответствующей комиссии и перечень всех субъектов, входящих в нее. Также необходимо отдельно выделить председателя комиссии;

Зачастую в нее включается представитель кадровой службы, инженер по охране труда, представитель финансового и правового отделов бизнес-субъекта.

  • деловые полномочия членов комиссии и прочих ответственных лиц;
  • периодичность осуществления служебной проверки;
  • порядок документального оформления результатов проведенного мероприятия.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее определенных выше сроков. По факту ее окончания представителями комиссии формируются соответствующие документы.

Права и обязанности членов комиссии в ходе служебной проверки

Полномочия членов комиссии заключаются в следующем:

  • запрашивать у любых сотрудников компании объяснения по вопросам произошедшего и любую иную информацию;
  • оформлять полученные показания в письменном виде;
  • ознакомляться с документацией компании, которая имеет отношение к проводимому расследованию. Помимо этого, все документы, которые представители комиссии сочтут уместными, могут быть причислены к материалам расследования;
  • с согласия нанимателя привлекать к расследованию специалистов узких профилей, запрашивать в государственных и частных структурах требуемую информацию и приобщать подобные документы к материалам дела.

К обязанностям представителей комиссии относятся:

  • осуществление различных мероприятий в ходе служебной проверки для установления обстоятельств происшествия и виновных лиц;
  • рассмотрение и принятие во внимание заявлений, поступающих в рамках текущего дела;
  • обеспечение конфиденциальности информации, получаемой в процессе проверки;
  • грамотное оформление итогов проверки.

В свою очередь, к правам предположительно виновного сотрудника относится:

  • изложение в письменной форме своего взгляда на произошедшую ситуацию;
  • выдвижение требований к членам комиссии о приобщении к материалам служебной проверки бумаг и иных данных, поддерживающих позицию сотрудника, совершившего проступок;
  • право быть информированным о сведениях, собранных комиссией в ходе проведения расследования.

Следовательно, предположительно виновное лицо вправе отстаивать свои взгляды и приводить документальные доказательства своей правоты.

Сотрудник вправе не предоставлять объяснения своих взглядов в письменной форме представителям комиссии. Однако, в подобных обстоятельствах будет оформлен соответствующий акт об отказе от объяснений.

Особенности документального оформления служебной проверки

По факту окончания служебной проверки участники комиссии организуют итоговое заседание, где обсуждается следующий ряд вопросов :

  • аспекты трудовой дисциплины, которые были нарушены, а также наличие установленного факта нарушения;
  • конкретное лицо, виновное в происшествии;
  • мотивы и причины противоправного деяния со стороны сотрудника;
  • характер действий виновного субъекта;
  • наличие смягчающих или отягощающих факторов.

Приведенный перечень вопросов выносится на обсуждение. В процессе дискуссии делаются выводы, отражаемые в протоколе собрания.

После завершения дискуссии члены комиссии приступают к оформлению итогового документа – акта, состоящего из таких частей :


К акту также должны прикладываться все бумаги, собранные комиссией по ходу проверки. Ими могут быть :

  • докладные записки;
  • распоряжения начальников отделов и управленца;
  • заключение различных экспертов и специалистов, в частности, аудиторов или представителей ревизионной структуры;
  • акты, оформленные по факту инвентаризации;
  • иные бумаги, подтверждающие или опровергающие вину конкретного лица.

Не только акт, но и все документы, прикладываемые к нему, должны быть подписаны и заверены всеми представителями комиссии.

Затем акт должен пройти регистрацию в соответствующем журнале. Ему назначается порядковый номер и фиксируется дата публикации. По завершению этой процедуры рассматриваемый документ визируется управленцем, который ставит на нем подпись и штамп предприятия.

Использование результатов проверки

Только при наличии грамотно составленного комиссией акта наниматель вправе применять к виновному дисциплинарное наказание. В иных условиях увольнение сотрудника либо вынесение ему выговора могут признаться незаконными и в дальнейшем обжаловаться.

Если обвиняемый субъект не согласен с предъявляемыми ему обвинениями и уверен в своей правоте, он должен обратиться в инспекцию труда или суд с целью защиты своих прав. Для нанимателя в таких обстоятельствах оформленный акт и проведенное расследование станет весомым доказательством правомерности действий в отношении подчиненного.

Таким образом, служебная проверка представляет собой комплекс процедур, направленных на выяснение обстоятельств того или иного нарушения и определение вины лица, которые важно грамотно, быстро и в соответствии с правилами реализовать. Нанимателям настоятельно рекомендуется быть детально ознакомленными не только с порядком проведения рассмотренного мероприятия, но и с законодательной базой, регулирующей данный вопрос.

Любая организация не может быть на 100% застрахована от неприятных происшествий, в т.ч. неправомерных действий сотрудников. Если происшествие уже случилось, то необходимо установить виновных, причины по которым оно произошло и принять меры, которыми в последствии риски повторения аналогичных деяний будут исключены или хотя бы сведены к минимуму. Для решения этих задач в организациях проводят внутренние расследования. В ходе внутренних расследований затрагивается не только деятельность организации, но и личная жизнь работников.
Законно ли это? Какие происшествия подлежат расследованию? Кто может проводить данные расследования? Какова глубина таких расследований? Что следует делать по их результатам?

Ответы на данные вопросы мы попробуем найти в данной статье.

Часто у руководителя, получившего информацию, что в результате нарушения работником трудовой дисциплины, неквалифицированных действий или по иной причине, его организация понесла убытки, возникает желание расправиться с нерадивым сотрудником всеми возможными методами. Самым простым решением бывает материальное наказание или увольнение.
Если неправильно подготовиться к наложению данного взыскания, можно понести ещё большие убытки и получить вред для репутации, т.к. уволенный работник может обратиться в суд и выиграть иск.
Внутренние расследования должны проводиться профессионалами.

Для начала определимся и назовём всё своими именами.

В российском законодательстве отсутствует само понятие – «внутреннее (служебное) расследование», поэтому внутренние расследования правильнее называть служебными проверками. Они проводятся при нарушении работником трудовой дисциплины, и относится к дисциплинарному производству. Служебная проверка может проводиться и в том случае, когда в организации выявлена недостача, повреждение имущества, утечка служебной информации, недостачи материальных или денежных средств. В первую очередь служебную проверку необходимо проводить, если в качестве взыскания за нарушение работник может быть уволен или привлечён к уголовной ответственности.
Проводят служебные проверки на основании утверждённых в организации правил внутреннего распорядка, трудового договора и в соответствии с ТК РФ. Если для принятия решения по результатам проверки необходимо заключение медицинского работника, психолога, оценщика, технического специалиста, а их нет в штате организации, руководитель вправе привлечь такового на договорной основе.
Проверка должна касаться исключительно происходящего внутри организации. Можно ограничиться беседой с нарушителем. По нашему и не только, мнению проверка на полиграфе даёт лучшие результаты. Однако, она является добровольной процедурой и требует согласия проверяемого. Следует принимать во внимание и то, что работник может вообще отказаться отвечать на вопросы проверяющих.
Чтобы начать служебную проверку надо выявить и правильно зафиксировать проступок, совершенный сотрудником. Чаще всего составляется служебная записка на имя руководителя компании, в которой, в произвольной форме, излагается, кто именно, когда и как нарушил свои должностные обязанности или совершил иные, противоправные деяния. Служебная записка должна быть подана в течение суток с момента выявления проступка.
Руководитель назначает комиссию по расследованию и издаёт приказ о назначении проверки, в которую, если в компании имеется служба безопасности, включаются её сотрудники.
Целесообразнее для качественного и беспристрастного расследования, привлечь частного детектива. Выбор частного детектива или агентства остается на руководителе.

С чего начинать проверку?

Для начала работник, допустивший нарушение пишет объяснительную записку. При этом по адресу проживания работника направляется заказное письмо с уведомлением о начале проверки и запросом на дачу объяснений. В течение двух суток работник должен предоставить письменное объяснение своих действий. Если объяснение не предоставлено, то это считается отказом работника в сотрудничестве и по данному факту составляется акт.
Формы документов фиксирующих результаты служебной проверки законодательно не утверждены, они могут оформляться в виде служебных записок, актов, заключений, копий и оригиналов, подтверждающих вину или невиновность работника. Все собранные материалы нумеруются и подшиваются в дело. Эти материалы необходимо хранить и использовать в том случае, если работник в судебном порядке потребует снятия дисциплинарного взыскания, денежных выплат, восстановления после увольнения, по крайней мере, до тех пор, пока не истечёт срок исковой давности.
Сроки проверки ограничены законом одним месяцем от даты издания приказа, а в случае составления служебной записки с момента её подачи. В этот период не входит время отсутствия сотрудника по болезни и в отпуске, а также время, затраченное на учёт мнения представительного органа работников, которое в совокупности не может превышать шесть месяцев.
По результатам проверки комиссия предоставляет справку (заключение) в котором отражает выявленные факты и называет виновных, указывая степень их виновности, причины и условия, послужившие совершению данного нарушения, рекомендации по применению взыскания и мероприятиям, позволяющим исключить данные нарушения в последствии.
По ТК РФ дисциплинарными взысканиями являются – замечание, выговор и увольнение. Иные дисциплинарные взыскания могут быть возложены только на сотрудников в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине труда.
Дисциплинарное взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Если оно наложено по результатам аудиторской проверки или проверки финансово-хозяйственной деятельности – не позднее двух лет со дня его совершения.

Теперь рассмотрим отдельные случаи, и уясним, как надо поступать в каждой конкретной ситуации.

Неявка на рабочее место, прогул.

Если работник не вышел на службу, то на каждый день его отсутствия составляется акт, который дополняется копиями из журнала учёта прихода и ухода, служебными записками руководителя отдела и сослуживцев, уведомленьями о вручении заказных писем о вызове на рабочее место, справками из медицинских учреждений, в которых мог находиться работник, другими документами.

Появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, наркотического или иного одурманивания.

Если работник появился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, наркотического или иного одурманивания, то по данному факту составляется акт, который утверждается подписью двух свидетелей, актом освидетельствования в специальном медицинском учреждении, объяснительной запиской работника. В соответствии с российским законодательством работник может отказаться от освидетельствования или потребовать прекратить его. Следует учитывать, что за употребление наркотических веществ без назначения врача следует административная и уголовная ответственность.

Причинение материального вреда.

При выявлении фактов порчи имущества, недостачи или хищения проводится инвентаризация, результаты которой оформляются актом, заключениями независимых оценщиков и экспертов, объяснительными записками работников, другими документами. Решение о проведении инвентаризации оформляется приказом руководителя. Причинение материального вреда может быть выражено не только в порче имущества (товара, сырья, производственного оборудования или другой техники), но и растратой или хищениями. В данных действиях могут содержаться признаки состава преступления и одной служебной проверки уже недостаточно.

Злоупотребления полномочиями.

Для оформления фактов злоупотребления полномочиями проводится аудиторская проверка или привлекаются независимые аудиторы, оформляющееся в виде заключения и дополненное другими документами, подтверждающими свершившийся факт. Ущерб от злоупотребления должен носить материальный характер. В злоупотребление полномочиями может входить различные деяния, от неправомочных решений по деятельности организации до разглашения коммерческой тайны. За некоторые из них работник может понести уголовную ответственность.

Травмирование или гибель работника.

Для оформления факта получения работником травмы на производстве составляется акт, к которому прилагается справка из медицинского учреждения, объяснительная записка пострадавшего работника и свидетелей, заключение инспекции по техники безопасности организации о проверке оборудования, материалы аттестации работника и рабочего места, копии страхового полиса и других документов. Очень важно, при каких обстоятельствах получена травма: на производстве, при следовании на работу и обратно, при следовании к месту выполнения работ, в обеденный или иной перерыв, во время корпоративного праздника или нанесено другим лицом.
- Для оформления факта причинения смерти работнику необходимо заключение, составленное в результате проверки его уполномоченным на то органом внутренних дел. Необходимо так же собрать показания свидетелей, оформленные объяснительными записками, акты проверки оборудования, если смерть была причинена в результате работы с ними. В данном случае необходимо обращение не только в медицинское учреждение, но и в полицию.

Что делать, если для принятия решения одного только заключения служебной проверки недостаточно?

Если первый случай подлежит рассмотрению исключительно в дисциплинарном порядке, то остальные могут нести в себе признаки преступления, и по ним обязательна проверка в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Несмотря на проводимые реформы МВД ещё имеют случаи необоснованного отказа не только в возбуждении уголовного дела, но и в приёме самого заявления.
Как в таком случае возместить причинённый ущерб и наказать виновного?
Мы повторимся и напомним ещё раз…
Следует пригласить профессионального детектива. С его помощью вы сможете в полном объёме собрать материал проверки, подготовить мотивированное заявление и подать его в орган внутренних дел, в чьих обязанностях будет рассмотреть его и принять законное решение. Обладая правами, предоставленными частному детективу Законом, он сможет квалифицированно подготовить документы и для безвозвратного увольнения сотрудника, и для привлечения его к уголовной или административной ответственности, а главное, для возмещения виновным материального ущерба, если таковой был нанесён. На финальном этапе возможно участие адвоката или юриста, выступающего в качестве представителя интересов организации, которые будут следить за ходом проведения проверки в полиции и следственном комитете, поддерживать юридическое лицо в суде.

2. Настоящий Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.

3. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(2) , Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(3) , Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377*(4) .

4. По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации*(5) сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 "Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации".

5. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации*(6) , заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел*(7) , подчиненного ему по службе.

6. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел (за исключением сотрудников подразделений собственной безопасности оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий органов внутренних дел) принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации , заместителями начальника ГУСБ МВД России, а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.

7. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.

Информация об изменениях:

12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в пункте 5 настоящего Порядка*(10) , не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51

II. Организация проведения служебной проверки

13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заявление сотрудника.

14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается следующий за ним рабочий день.

19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

20. При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.

21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

22. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

23. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:

23.1. Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.

23.2. Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.

24. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.

25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.

26. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.

27. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

III. Полномочия участников служебной проверки

28. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:

28.1. Предлагать сотрудникам, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.

28.2. Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.

28.3. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.

28.4. Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.

28.5. Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России.

28.6. Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.

28.7. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.

28.8. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

28.9. Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28.10. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.

28.11. Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).

28.12. В случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка, докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости выделения материалов служебной проверки.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 пункт 28 дополнен подпунктом 28.13

28.13. Докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости продления срока проведения служебной проверки.

29. Приведенный в пункте 28 настоящего Порядка перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе проведения служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации.

30. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан:

30.1. Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.

30.2. Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

30.3. Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.

30.4. Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.

30.5. Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.

30.6. Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

30.7. Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

30.8. Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

30.9. Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения - приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.

30.10. Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.

30.11. Опросить сотрудников, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

30.12. В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков, незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.

30.13. Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

30.14. Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.

30.15. Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам.

31. Соответствующий руководитель (начальник) вправе:

31.1. Принимать решение о необходимости комиссионного проведения служебной проверки и утверждать состав комиссии по проведению служебной проверки.

31.2. В случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, освобождать сотрудника, подавшего соответствующий рапорт, от участия в проведении служебной проверки.

31.3. Принимать решение о выделении материалов служебной проверки в отношении одного или нескольких сотрудников в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка.

31.4. Принимать решение о проведении дополнительных мероприятий, кроме перечисленных в пункте 28 настоящего Порядка, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся при проведении служебной проверки.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 пункт 28 дополнен подпунктом 31.5

31.5. Принимать решение о продлении срока проведения служебной проверки в случае поступления рапорта сотрудника (председателя или членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 28.13 настоящего Порядка.

32. Соответствующий руководитель (начальник) обязан:

32.1. При необходимости принять меры по оказанию сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, социальной и психологической помощи.

32.2. Принять в установленные законом для проведения служебной проверки сроки решение по результатам проверки и обеспечить его выполнение.

32.3. Принять решение о проведении служебной проверки на период отпуска, командировки, а также временной нетрудоспособности сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку.

32.4. В случае поступления рапорта сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 30.12 настоящего Порядка, принять решение о назначении служебной проверки по выявленным фактам совершения сотрудниками органа, организации или подразделения МВД России, дисциплинарных проступков.

32.5. Рассмотреть в срок до пяти дней в рамках общего срока проведения служебной проверки ходатайства и жалобы, заявленные сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка.

32.6. Осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения служебной проверки.

33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

IV. Оформление результатов служебной проверки

34. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

35. В вводной части указываются:

35.1. Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).

35.2. Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.

36. Описательная часть должна содержать:

36.1. Основания проведения служебной проверки.

36.2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

36.3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

35.4. Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

36.5. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

36.6. Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.

36.7. Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.

36.8. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.

36.9. Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

37. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:

37.1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

37.2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.

37.3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

37.4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

37.5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.

37.6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.

37.8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

37.9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.

38. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903 приложение дополнено пунктом 38.1

38.1. В случае если в проекте заключения по результатам служебной проверки, проведенной в целях выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, отсутствуют предложения о применении к нему мер дисциплинарной ответственности либо иных мер воздействия, проект заключения по результатам служебной проверки не подлежит согласованию с кадровым подразделением органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

39. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

41. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением.

42. Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).

43. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.

44. Копия заключения служебной проверки направляется сотрудником (председателем комиссии), ее проводившим, в кадровое подразделение для приобщения к материалам личного дела сотрудника.

45. По окончании служебной проверки сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:

45.1. Документ (либо его копию), послуживший основанием для проведения служебной проверки.

45.2. Копию приказа о назначении служебной проверки (в случае ее комиссионного проведения).

45.3. Объяснения сотрудников, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки.

45.4. Заключение по результатам служебной проверки.

45.5. Материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении по результатам служебной проверки.

45.6. Копию ответа лицу, чье обращение послужило основанием для проведения служебной проверки.

46. Дело хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа, организации или подразделения МВД России в течение определенного номенклатурой срока в соответствии с требованиями по хранению данного вида документов и выдается в установленном порядке.

Сроки проведения служебной проверки во многом зависят от того, где она осуществляется. Для проведения проверки необходимо какое-то событие или информация об этом событии. Только после этого руководитель может назначить служебную проверку. Расскажем подробнее.

Понятие

Служебной проверкой называют деятельность, которая направлена на установление виновности сотрудника и обстоятельств происшествия. Как такового термина "служебная проверка" не существует, по крайней мере, для предприятий. А вот для государственной службы он имеется и закреплен в нормативных актах.

Но коммерческие организации все равно проводят служебные проверки, они утверждены в локальных нормативных актах компании. Даже в отсутствие закона, регулирующего служебное расследование, проводиться оно должно с соблюдением всех правил.

Цель проверки

Перед тем как говорить о сроках проведения служебной проверки, нужно разобраться с тем, какую цель преследуют руководители, проводя служебную проверку. Руководство организации хочет установить все причины, обстоятельства или условия, при наличии которых работник совершил противоправное деяние. Это деяние должно влиять на работников организации, ее руководителя. Как правило, государственные органы, которые имеют полномочия, тоже не остаются в стороне.

Правильно оформленные результаты проверки могут быть доказательством правомерных действий руководителя или информативным источником для уполномоченных органов.

В каких случаях проводится проверка

Сроки проведения служебной проверки, безусловно, нужно знать, но не менее важной информацией является то, в каких случаях она проводится.

Итак, служебная проверка проводится, если:

  1. Работник не явился на работу.
  2. Сотрудника нет на своем рабочем месте без уважительной причины или гражданин находится в состоянии токсикологического, наркотического или алкогольного опьянения.
  3. Служащий уходит с работы до окончания рабочего дня.
  4. Сотрудник отказывается проходить медицинское обследование или ехать в командировку, при этом уважительных причин для этого нет.
  5. Работник не выходит на работу в праздничный или выходной день, хотя это не является нарушением Трудового кодекса.
  6. Отказывается проходить проверку знаний или инструктаж по охране труда.
  7. Сотрудник намеренно расходует лишние денежные средства.
  8. Работник неправильно хранит или учитывает материальные активы предприятия.
  9. Сотрудник умышленно портит или уничтожает сырье, готовую продукцию или материалы.
  10. Работник отказывается получать часть имущества или в полном объеме по доверенности.
  11. Сотрудник совершил преступление или противоправное деяние.
  12. Работник нарушает график выплаты зарплаты, пособий или пенсий, не имея на это уважительной причины.
  13. Причинение имущественного ущерба по вине сотрудника физическим, юридическим лицам или государству. Это должно быть установленным фактом, который подкрепляется судебным решением, вступившим в силу.
  14. Множественные нарушения установленного законом порядка рассмотрения обращений граждан, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Сюда же относится отказ в рассмотрении обращений граждан, юридических лиц и предпринимателей, если это в компетенции органа.
  15. Множественные случаи предоставления неверной или неполной информации в уполномоченные органы.
  16. Халатное отношение к соблюдению трудовой дисциплины подчиненными. Кроме того, на проведение служебной проверки влияет сокрытие нарушений подчиненными исполнительной и трудовой дисциплины или отсутствие ответственности за подобные действия.
  17. Сотрудник нарушил правила техники безопасности или охраны труда, что повлекло смерть или увечье другого сотрудника.
  18. Работник не принял меры по устранению нарушений в срок, который прописан законом, или не выплатил компенсацию за причиненный ущерб.

Методы проведения проверки

Сроки проведения служебной проверки напрямую зависят от того, какой из вариантов выберет руководитель предприятия.

Их всего два.

  1. Создается специальная комиссия, которая должна в срок проведения служебной проверки в отношении сотрудника разобраться с ситуацией.
  2. Проверяющим назначается определенный сотрудник, как правило, он является руководителем подразделения, в котором было совершено нарушение.

Порядок проведения проверки комиссией

Порядок и сроки проведения служебной проверки в этом случае будут следующими:

  1. Сначала появляется основание для проверки. Это могут быть документы или сведения, которые указывают на то, что работник совершил противоправное действие. Сюда относятся заявления, петиции, протоколы, обращения, решения и прочее.
  2. Проверка должна начаться в течение трех дней с того момента, как информация или документы были получены. Срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней с даты, когда она была назначена. Это обусловлено тем, что в статье 192 Трудового кодекса указан срок, когда к работнику можно применить дисциплинарное взыскание.
  3. Сроки проведения служебной проверки в отношении сотрудника, а также ее условия и порядок прописываются в приказе или распоряжении руководителя организации. Кроме этих данных, документ содержит основания, по которым началась проверка, полномочия и состав комиссии, срок предоставления руководителю результатов проверки.

Обычно в комиссию входят сотрудники кадрового отдела, юридического и бухгалтерии предприятия. Если возникает необходимость, то включают и сотрудников других отделов.

Важно то, что в комиссию не может быть включен человек, который совершил деяние. Не включаются в проверяющую комиссию и люди, которые являются родственниками или друзьями нарушителя.

Если в организации существует профсоюз, то его представитель также должен быть включен в комиссию.

Работу комиссии контролирует ее руководитель. Он же отвечает за объективность проверки, соблюдение сроков и полноту проверки. Все члены комиссии обязаны подписать приказ о проведении проверки. Последний подписывает и нарушитель.

Деятельность комиссии фиксируется в протоколе или акте заседания.

Права комиссии

Члены комиссии и ее председатель могут:

  1. Получать от работников организации письменные объяснения или другую информацию, которая поможет проведению проверки.
  2. Изучать документы организации и, если возникает необходимость, приобщать их к материалам по проверке.
  3. Требовать от сотрудников организации информацию или документы, которые относятся к проверке. Комиссия имеет право не только ознакомиться, но и изъять для приобщения необходимые бумаги.
  4. Если руководитель предприятия разрешил, то комиссия имеет право консультироваться у стороннего специалиста. Это касается только тех вопросов, для ответов на которые нужно иметь специальные знания. Также комиссия может запрашивать документы у физических, юридических лиц или госорганов.
  5. Все полученные сведения оформлять документально.

Обязанности комиссии

Кроме прав, комиссия имеет и свои обязанности. Среди них:

  1. Принятие всевозможных мер для изучения оформления информации о совершенном деянии.
  2. Рассмотрение и приобщение к материалам проверки заявлений, которые поступают во время ее проведения или относятся к ней.
  3. Обеспечение конфиденциальности и сохранности данных о проверке, неразглашение ее результатов до того момента, пока руководитель их не утвердит.
  4. Составление по итогам работы заключения о результатах расследования.
  5. Подготовка предложений о мере ответственности провинившегося сотрудника.
  6. Представление результатов проверки в сроки руководителю.

Права нарушителя

Сроки проведения служебной проверки в ОВД или негосударственной организации нужно соблюдать, но это не говорит о том, что должны нарушаться права человека, которого проверяют. А он имеет следующие права:

  1. Не давать письменное объяснение совершенного поступка.
  2. Требовать, чтобы представленные материалы и документы были приобщены к проверке.
  3. Подать заявление руководителю, чтобы некоторые члены комиссии были заменены, и аргументировать это.
  4. После окончания проверки ознакомиться с заключением и материалами дела и подписать документ. Если сотрудник отказывается ставить подпись, то по этому поводу составляют акт.
  5. Не признавать результатов проверки и действий руководителя и обратиться с возражениями в суд.
  6. Отказать в добровольном возмещении ущерба.

Сроки проведения проверки в организациях

В организации срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней. Он начинает отсчитываться после того, как был зарегистрирован документ, который составлен инициатором проверки. Таким может быть заявление от кого-то из сотрудников или же приказ непосредственного руководителя.

В сроки проведения служебной проверки не включаются больничные и отпуска сотрудника. После принятия окончательного решения последнее нужно согласовать с комиссией. На это может уйти до шести месяцев, и этот срок также не включается в период проведения. Независимо от сроков проверки сроки наказания виновного сотрудника ограничены в каждом случае по-разному. Например, за дисциплинарное нарушение можно вменить наказание в течение полугода, тогда как за махинации с финансами срок станет больше на полтора года.

Проверка при неявке на рабочее место

Чтобы отсутствие сотрудника на рабочем месте стало считаться прогулом, нужны основания. Пока их нет, человек отсутствует по невыясненным обстоятельствам. Если неявка стала причиной серьезных последствий, которые отразились на работе предприятия, то сотрудника могут уволить с работы или объявить выговор. И для того, и для другого нужны основания. Их можно выяснить только в ходе служебной проверки. Так как срок проведения служебной проверки не может превышать тридцати дней, то она должна проходить быстро.

Начнется же она только после того, как появится служебная записка. Ее автором может быть как непосредственный руководитель, так и любой другой сотрудник. Когда сотрудник появляется на работе, он должен объяснить причину своего поведения. Уважительными считаются:

  1. Болезнь сотрудника или кого-то из членов семьи. Необходимо подтверждение этого больничным листом или медицинской справкой.
  2. Опоздание из-за отсутствия транспорта. Например, авария на трамвайных путях.
  3. Обстоятельства, которые не зависят от воли работника. Примером может послужить автомобильная авария.

Трудовой кодекс говорит о том, что если сотрудника нет на работе в течение всего дня, то это можно называть прогулом. Именно в день прогула составляется определенный акт, который и зафиксирует нарушение.

Сроки проведения проверки в полиции

Срок проведения служебной проверки в полиции равен четырнадцати дням. Его начинают отсчитывать, как только руководитель получает информацию о нарушении. В сроки проведения служебной проверки не включается время отпуска сотрудника, его больничного, командировки или отсутствия на службе по уважительной причине. Любое из этих обстоятельств нужно подтвердить документом, будь то справка из отдела кадров или иная бумага.

Служебная проверка не может проводиться больше тридцати дней. Даже если окончание этого периода выпадает на праздничный или выходной день, срок проведения служебной проверки в полиции нельзя нарушать, все мероприятия должны закончиться перед праздничным или выходным днем.

Не так давно был принят федеральный закон о продлении срока проверки. Теперь если руководитель органа исполнительной власти или его заместитель решили продлить мероприятия, то срок проведения служебной проверки может быть продлен еще на тридцать дней.

Порядок служебной проверки в МВД

Он не отличается от того, что принято в обычных организациях.

Сначала издается приказ о проведении проверки. В нем должны быть указаны дата назначения, комиссионный состав и основания для проверки. Что касается комиссии, то она должна состоять как минимум из трех работников. У них должны быть достаточные знания и опыт. Руководителем назначается начальник одного из структурных подразделений МВД.

Поручение о проведении проверки дается уполномоченному служащему с учетом его звания и должности провинившегося сотрудника.

Оформление отчета

Если в течение тридцати дней мероприятия не дали особых результатов, то происходит продление срока проведения служебной проверки еще на тридцать дней. После чего составляется заключение по результатам работы. Заключение делится на вводную часть, описательную и итоговую.

Вводная часть должна содержать инициалы и фамилию сотрудника, его должность. Если проверка проводилась комиссией, то указывается информация о каждом ее члене.

В этой же части указывают данные виновного сотрудника. К общей информации добавляется образование, опыт работы, количество поощрений и взысканий и наличие или отсутствие дисциплинарных санкций.

Вторая часть содержит описание оснований для проверки, того, какой срок отводится на проведение служебной проверки, объяснений сотрудника, самого факта нарушения, последствий и обстоятельств этого поступка, фактов, которые были обнаружены во время расследования, и смягчающих или отягчающих обстоятельств.

В итоговой части содержится информация о тех видах ответственности и мерах, которые можно применить к виновному. А также выводы, которые касаются причины совершения поступка и обстоятельств. Итоговая часть должна содержать еще и рекомендации в отношении передачи дела в следственные органы и оказания социальной и психологической помощи сотруднику.

Заключение

В статье мы рассмотрели сроки проведения служебной проверки в МВД и коммерческих организациях. Как вы успели заметить, они не отличаются друг от друга. И в том, и в другом случае для проверки привлекаются комиссии, которые и изучают обстоятельства дела.

Срок проверки также одинаков, кроме возможности продления проверки в МВД еще на тридцать дней. В остальном же нет различий, даже отпуска и больничные в обоих случаях не включаются в срок проверки.

Это все, конечно, сухая информация, которую хочется разбавить морально-этическими соображениями. Если вы работник, то должны понимать, к каким последствиям могут привести нарушения дисциплины, правил безопасности и прочих норм на производстве. А потому побеспокойтесь о том, чтобы у вас было достаточно доказательств собственной невиновности, если в отношении вас будет проводиться проверка. Но лучше, конечно, не допускать подобных промахов. Ведь вы можете поставить под угрозу не только свою работу, но и чью-то жизнь. А потому соблюдайте на работе все правила, технику безопасности и предупреждайте руководство заранее о своих проблемах. И тогда служебная проверка вас не коснется.

Проведение служебной проверки в отношении работника, состоящего на государственной службе, регламентировано законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и другими нормативными актами. В отношении сотрудников коммерческих компаний порядок ее организации в законодательных документах не прописан. Однако это не означает, что служебная проверка в обычных компаниях не проводится. Она не только возможна, но часто необходима, чтобы установить вину или невиновность работника.

Когда проводится служебная проверка

Целесообразно организовать служебную проверку (служебное расследование) при следующих обстоятельствах:

    Когда действие или бездействие подчиненного (в рамках выполнения трудовых обязанностей) может повлечь его увольнение по инициативе руководства – на основании одного из пунктов 81-й статьи Трудового кодекса. Например, школьный учитель совершил аморальный поступок или у бухгалтера обнаружена недостача.

    Если работника необходимо привлечь к материальной ответственности за ущерб, нанесенный работодателю. Факт ущерба (убытка, хищения) должен быть выявлен и зафиксирован инвентаризационной комиссией.

    Сотрудник совершил серьезный дисциплинарный проступок , за который может последовать взыскание, вплоть до увольнения (192-я статья Трудового кодекса). Таким проступком, в частности, считается прогул или появление на работе в нетрезвом виде.

    Обнаружено, что при приеме на работу сотрудник предоставил неполную или недостоверную информацию о себе. Например, скрыл, что у него имеются медицинские противопоказания, не позволяющие работать на занимаемой должности. Или предоставил «липовый» диплом.

    Если имел место несчастный случай на производстве.

В этих и иных случаях в ходе служебной проверки тщательно исследуются действия, совершенные работником, или допущенное им бездействие.

Как провести служебную проверку в отношении работника

Поскольку порядок проведения таких проверок в коммерческих организациях не урегулирован законом, компаниям следует самостоятельно его разработать и зафиксировать в локальных нормативных актах. Например, в «Положении об организации служебных проверок на производстве».

Организуя проверку, нужно стараться провести ее максимально быстро. Так, если она касается дисциплинарного проступка, совершенного работником, то согласно Трудовому кодексу (193-я статья) работодатель вправе применить взыскание в течение месяца со дня, когда он узнал о допущенном нарушении. То есть в этот срок необходимо успеть провести проверку и наказать сотрудника (если для этого появятся основания).

Служебная проверка в отношении работника проводится на основе приказа, изданного руководителем организации. Поводом для него становится письменный сигнал о выявлении допущенного нарушения или другого обстоятельства, требующего внутреннего расследования. Обычно подобным сигналом служит докладная записка одного из подчиненных, инвентаризационный акт, обращение гражданина (например, переданная претензия) или иной документ.

В приказе следует указать:

    что послужило причиной для проведения проверки;

    лиц, ответственных за ее организацию, и их полномочия;

    в какой срок проводится служебная проверка;

    какой документ составляется по ее итогам.

Комиссия формируется по усмотрению руководства. Как правило, в ее состав включаются сотрудники отдела персонала (кадров), управления внутренней безопасности, юридического и/или финансового подразделения (бухгалтерии).

Какие факты устанавливаются в ходе проверки

Служебная проверка проводится с целью достоверно установить:

    было ли совершено неправомерное деяние;

    в чем оно выражалось;

    к каким последствиям привело;

    обстоятельства его совершения (время, место и т.д.);

    кто виноват в том, что случилось (указание конкретного работника);

    степень его вины;

    мотивы, причины действий работника (или бездействия).

У работника, в отношении которого проводится проверка, в обязательном порядке запрашивают письменные объяснения .

Служебная проверка должна быть завершена составлением письменного заключения или акта, который подписывается участниками комиссии. В документе излагается факт нарушения, дата его совершения, отражается состав комиссии, период проведения расследования и выявленные доказательства вины. Делаются выводы о виновности конкретного лица, обращается внимание на наличие/отсутствие у него неснятых взысканий, полученных ранее. В заключении может содержаться предложение, какое дисциплинарное взыскание следует применить к работнику, допустившему нарушение. Прилагаются все подтверждающие документы – служебные/докладные записки, объяснения, акты инвентаризации, заключения экспертов и т.п.

Если в ходе служебной проверки в действиях сотрудника обнаруживается состав уголовного преступления, материалы направляются в правоохранительные органы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные