Синтаксический разбор предложения является его полной грамматической характеристикой как синтаксической единицы. Он помогает грамотно и безошибочно оформлять их. С его помощью можно проверить правильность употребления знаков препинания. Кроме этого, синтаксический разбор предложения помогает закрепить знания по теме "Синтаксис".
Чтобы выполнить синтаксический анализ предложения, нужно знать:
В чем состоит отличие предложения от словосочетания;
Чем отличаются простое и сложное предложения;
Какие признаки характерны для него: цель высказывания, интонационная и смысловая законченность, ;
Виды по числу грамматических основ;
8. Определить осложняющие компоненты (осложненное, неосложненное. Если осложненное, то указать, чем именно).
Синтаксический разбор сложного предложения
1. Разобрать по членам предложения, определить, чем они выражены.
2. Указать его цель высказывания (вопросительное, побудительное, повествовательное).
3. Охарактеризовать по эмоциональной окраске (невосклицательное, восклицательное).
4. По наличию более одной грамматической основы определить, что оно является сложным.
5. Указать тип синтаксической связи (союзная, бессоюзная, сочетание союзной и бессоюзной).
6. Указать его тип (сложноподчиненное, сложносочиненное, бессоюзное) и средства связи в нем.
7. Указать вид сложного предложения (какое именно сложносочиненное или сложноподчиненное).
8. После этого характеризуется каждая его часть в отдельности с использованием схемы простого предложения).
9. Составить схему с указанием связей между его частями.
ПРИМЕР СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
В наших садах зацвела сирень.
-˖-~~~~~ ˖-˖-˖-˖-=======−−−−−−.
Предложение является повествовательным, невосклицательным, простым, двусоставным, распространенным, полным, неосложненным.
ПРИМЕР СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Я его очень любила, да и он мне отвечал тем же.
− − − ˖-˖-˖-˖ =======, −− − − =======− − − −.
Да и .
Предложение сложносочиненное, повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей, которые соединены интонацией, присоединительным союзом «да и» и разделены запятой.
Первая часть (Я его очень любила): простое, повествовательное, двусоставное, распространенное, неосложненное.
Вторая часть (Он отвечал мне тем же): простое, повествовательное, двусоставное, распространенное, неосложненное.
ЗАПОМНИТЕ!
Выполняя синтаксический разбор предложения, которое входит в состав сложного, опускаем его характеристику по эмоциональной окраске и цели высказывания.
Слова и словосочетания - это составляющие каждого предложения на письме и в устной речи. Для его построения следует четко понимать, какая должна быть между ними связь, чтобы построить грамматически правильное высказывание. Именно поэтому одной из важных и сложных тем в школьной программе русского языка является синтаксический разбор предложения. При таком разборе проводится полный анализ всех компонентов высказывания и устанавливается имеющаяся между ними связь. Помимо этого, определение структуры предложения позволяет правильно расставить в нем знаки препинания, что достаточно важно для каждого грамотного человека. Как правило, данная тема начинается с разбора простых словосочетаний, а после детей учат проводить синтаксический разбор предложения.
Анализ определенного словосочетания, взятого из контекста, является относительно простым в разделе синтаксиса русского языка. Для того чтобы его произвести, определяют, какое из слов выступает главным, а какое - зависимым, и определяют, к какой части речи каждое из них относится. Далее необходимо определить синтаксическую связь между этими словами. Всего их выделяют три:
Синтаксический разбор словосочетания должен выглядеть примерно так: «красиво говорит»; главное слово - «говорит», зависимое - «красиво». Эту связь определяют посредством вопроса: говорит (как?) красиво. Слово «говорит» использовано в настоящем времени в единственном числе и третьем лице. Слово «красиво» - это наречие, а потому в данном словосочетании выражается синтаксическая связь - примыкание.
Синтаксический разбор предложения немного похож на анализ словосочетания. Состоит он из нескольких этапов, которые позволят изучить структуру и отношение всех составляющих его компонентов:
Теория теорией, но без практики нельзя закрепить ни одной темы. Именно поэтому в школьной программе много времени уделяется синтаксическим разборам словосочетаний и предложений. И для тренировки можно брать самые простые предложения. Например: "Девушка лежала на пляже и слушала прибой".
При синтаксическом разборе словосочетаний и предложений используются условные подчеркивания, которые обозначают принадлежность слов к тому или иному члену предложения. Так, например, подлежащее подчеркивают одной линией, сказуемое - двумя, определение обозначают волнистой линией, дополнение - пунктиром, обстоятельство - пунктиром с точкой. Для того чтобы правильно определить, какой именно член предложения перед нами, следует поставить к нему вопрос от одной из частей грамматической основы. К примеру, на вопросы имени прилагательного отвечает определение, дополнение определяется вопросами косвенных падежей, обстоятельство указывает на место, время и причину и отвечает на вопросы: "где?" "откуда?" и "почему?"
Порядок разбора сложного предложения немного отличается от вышеприведенных примеров, а потому не должен вызвать особых трудностей. Однако все должно быть по порядку, и поэтому учитель усложняет задачу лишь после того, как дети научились разбирать простые предложения. Для проведения анализа предлагается сложное высказывание, которое имеет несколько грамматических основ. И здесь следует придерживаться такой схемы:
Как правило, для связи частей в сложных предложениях употребляются союзы и союзные слова, перед которыми обязательно ставится запятая. Такие предложения называются союзными. Делятся они на два вида:
Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам. Именно синтаксическому разбору предложения посвящена наша статья.
Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.
Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор. Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.
Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое . Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое , более одной - сложное .
Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное . Если же присутствуют оба главных члена - двусоставное .
Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым . В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.
если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.
Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.
Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать
Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.
По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
По интонации: восклицательное или невосклицательное.
Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.
По количеству грамматических основ: простое или сложное.
По количеству главных членов в грамматической основе : односоставное или двусоставное.
Если предложение односоставное, надо определить его вид : назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.
По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.
Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.
Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.
Например , предложение “Ребята, давайте жить дружно!” осложнено обращением «ребята».
Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.
В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.
Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:
шерстяная юбка - прилагательное;
юбка из шерсти - существительное;
юбка отглаженная - причастие;
привычка побеждать - инфинитив…
Разберем предложение «Не знал, что ты, Маша, переехала из деревни в город» .
Подчеркнем грамматические основы . Их две: знал и ты переехала . Определим части речи: знал - сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.
Теперь подчеркиваем второстепенные члены :
Переехала откуда? из деревни - обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.
Теперь дадим характеристику . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.
Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.
Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.
По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.
Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.
Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 84.
В русском языке процессом синтаксического анализа считается поочередное сопоставление слов с выделением некоторого подмножества из множества всех слов. Результатом выступает синтаксическая очерёдность, которая применяется совместно с лексическим анализом. Синтаксический анализ даёт возможность проанализировать строение предложения, что увеличивает уровень пунктуационной грамотности.
Синтаксический разбор приемлемо выполнять как в простых, так и в сложных предложениях, а также в словосочетаниях. В каждом примере свой сценарий анализа, в котором подчеркиваются свойственные составные части. При синтаксическом анализе необходимо обладать способностью выделить словосочетание из предложений, а также определить, каким предложение является - простым либо сложным. Кроме того, следует понимать, каким образом строится словосочетание, и присвоить ему тип связи. Различают такие типы связи: согласование, примыкание, управление. При синтаксическом анализе нужно выбрать желаемое нам словосочетание в предложении, затем установить главное слово. Следующим шагом будет определение времени, наклонения, а также лица и числа главного слова. Что касается анализа простого предложения, то необходимо изначально определить его по цели высказывания, а именно - повествовательное оно, побудительное либо вопросительное. Затем нужно найти подлежащее и сказуемое. Следующим этапом определяем тип предложения - оно односоставное либо двусоставное. После выясняем наличие в предложении слов помимо подлежащего и сказуемого, что позволит нам сказать – распространенное оно либо нераспространенное. Далее будет установление - полное или неполное предложение. Разберем такой пример: «Я не слушала музыку прекрасней Бетховена». Предложение будем считать простым. Наделено одной грамматической основой - «я не слушала». «Я» - подлежащее, личное местоимение. «Не слушала» - простой глагол, сказуемое, в состав которого входит частица «не». В предложении присутствуют следующие второстепенные члены «музыку» - дополнение, выраженное существительным. «Прекрасней» - определение, выраженное прилагательным в сравнительной степени. «Бетховена» - дополнение, существительное. Теперь можно охарактеризовать это предложение - оно повествовательное, не восклицательное; по строению - простое, так как одна грамматическая основа; двусоставное - есть оба главных члена; распространенное - ведь в нем присутствуют второстепенные члены; полное - нет пропущенных членов. Однородных членов в предложении также нет.Пользуясь последовательностью и правилами синтаксического анализа, не составит большого труда сделать правильный синтаксический разбор предложения, хотя по скорости разбора скорее всего вас обойдёт шестиклассник-хорошист.
1. Определить тип предложения по цели высказывания
(повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске
(восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения
и доказать, что оно простое.
4. Определить тип предложения по структуре:
а) двусоставное или односоставное
(определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);
б) распространенное или нераспространенное;
в) полное или неполное
(указать, какой член предложения в нем пропущен);
г) осложненное
(указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).
5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены
(сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем второстепенные члены, относящиеся к ним).
6. Составить схему
предложения и объяснить расстановку знаков препинания.
1) Мой костер в тумане светит
(А. К. Толстой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено. Грамматическая основа — костер светит
мой
, выраженное притяжательным местоимением. К сказуемому относится обстоятельство места в тумане
, выраженное существительным в предложном падеже с предлогом в
.
Схема предложения . В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады
(Шолохов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа — сады пахнут
. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые
, выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января
, выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в
, и обстоятельство образа действия хорошо
, выраженное наречием.
Схема предложения [ , ]. В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.
Простое предложение разбирается по следующей схеме:
Подчеркнуть члены предложения.
Указать тип сказуемого (сказуемых): ПГС, СГС, СИС.
Сделать описательный разбор по следующей схеме:
По цели высказывания:
— повествовательное,
— вопросительное,
— побудительное.
По интонации:
— невосклицательное,
— восклицательное.
По количеству грамматических основ — простое,
По наличию одного или обоих главных членов:
1) двусоставное.
2) односоставное. С главным членом
а) подлежащим — назывное;
б) сказуемым:
— определенно-личное,
— неопределенно-личное,
— обобщенно-личное,
— безличное.
По наличию второстепенных членов:
— распространенное,
— нераспространенное.
По наличию пропущенных членов:
— полное,
— неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен / пропущены).
По наличию осложняющих членов:
1) неосложненное,
2) осложненное:
— однородными членами предложения;
— обособленными членами предложения;
— вводными словами, вводными и вставными конструкциями,
— прямой речью;
— обращением.
Приведем образец разбора простого предложения.
Швейцар , вышедший в этот момент из дверей ресторанной вешалки во двор покурить , затоптал папиросу и двинулся было к привидению с явной целью преградить ему доступ в ресторан , но почему-то не сделал этого и остановился , глуповато улыбаясь (М. А. Булгаков).