Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы "Школа 2100", "Школа России" и "Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами "прокладывают" преемственные связи между начальной и средней школой.
В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе |
В 5 классе |
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Сущ.(главное слово)+прил., Гл.(главное слово)+сущ. Гл.(главное слово)+мест. Нареч.+гл.(главное слово) |
Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов. |
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О] 1 , 2 , и 3 . Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое. |
Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые. Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля. |
Схемы предложения с прямой речью: А: "П!" или "П," - а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью. |
Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: "П, - а. - П." и "П, - а, - п". Вводится понятие диалога и способы его оформления. Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится. |
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого - трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки - и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина - все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя... ветром.
При работе с различными текстами многим требуется разобрать предложение по его составу. Осуществление такого разбора обычно предполагает наличие у человека соответствующих филологических знаний, способных помочь в корректном анализе нужного ему текста. При этом в сети также существуют сервисы, выполняющие операции по синтаксическому разбору предложения онлайн. После досконального изучения правил по разбору разных предложений по составу я решил изложить все свои наработки в данной статье.
В начале отмечу, что выражение «разбор предложения по составу» несколько некорректно, так как по составу обычно разбирают слова, а то, что нас интересует в данном случае, называется «синтаксическим разбором предложения».
При этом указанный синтаксический разбор (в школе его ещё называют «разбор по членам») обычно выполняется следующим образом:
Пример простого предложения:
«Это был необыкновенный осенний день!»
Проведя синтаксический анализ мы можем видеть, что это предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, не осложнено.
Пример сложного предложения:
«В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.»
Проведя синтаксический анализ данного предложения мы можем видеть, что это предложение имеет повествовательный характер, не восклицательное, сложное, обладает союзной связью, сложносочинённое. Первое предложение здесь двусоставное, грамматической основой выступают слова «розы и лилии были», оно распространённое, и осложнено однородными подлежащими.
Второе предложение в этом сложном предложении двухсоставное, его грамматической основой являются слова «тюльпаны нравились», предложение распространённое, и не осложнено.
В связи с богатством грамматических конструкций, и сложностью создания мощного сетевого инструмента для синтаксического анализа текста, представленные в сети сервисы (коих немного) имеют довольно слабые возможности для проведения полноценного синтаксического разбора предложений. Тем не менее, я бы выделил следующие ресурсы:
Среди русскоязычных ресурсов для проведения семантического анализа онлайн (de facto они практически не представлены) я бы выделил сервис seosin.ru. Он позволяет определять синтаксические и морфологические ошибки, демонстрирует общую ассоциативность текста, выполняет другие виды анализа. К сожалению, сервис не всегда работает стабильно, в его работе часто наблюдаются дисфункции.
Любителям английского языка в синтаксическом анализе может помочь мощный лингвистический ресурс lexisrex.com. Его возможности позволяют проводить анализ предложения по его членам. При этом на данном сайте также имеются другие вспомогательные инструменты для осуществления различных видов лингвистического анализа онлайн.
В синтаксическом разборе предложения в режиме онлайн можно обратиться к помощи «человеческого фактора», и отправиться на разнообразные форумы лингвистов (уровня gramota.turbotext.ru , rusforus.ru и аналогам). Зарегистрируйтесь там, задайте свой вопрос, и вам обязательно помогут.
Сетевые ресурсы, позволяющие выполнить разбор предложений по составу, имеют довольно скудный характер, что связано со сложностями создания подобных ресурсов. Тем не менее, в сети представлены несколько таких инструментов (большинство из них англоязычны), позволяющие легко провести нужный нам анализ текста. Воспользуйтесь функционалом данных сервисов для разбора нужных предложений, и проведения синтаксического анализа онлайн.
Вконтакте
Синтаксический разбор предложения - это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.
План синтаксического разбора предложения
1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное
2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.
4. Распространенное или нераспространенное.
5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.
6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.
7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.
8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.
Образец синтаксического разбора предложения
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
Это предложение сложное, первая часть:
(что?) небо - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью - дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
дышало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием
вторая часть:
(что?) солнышко - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже - обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием
Пример синтаксического разбора предложения
Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.
Это предложение простое.
(что?) они - подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
летели (как?) косо - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую - определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.
Ученики средней и старшей школы регулярно сталкиваются с проблемой, как провести анализ в русском литературном языке.
Делается синтаксический разбор в соответствии с определённой схемой. Эта тема в школьном курсе позволяет выявить структуру предложения , охарактеризовать его, что снижает пунктуационную неграмотность.
Вконтакте
В существует четыре основных вида разбора: фонетический, морфологический, по составу и синтаксический. Под последним понимают анализ или разбор синтаксических единиц с первостепенным выделением грамматической основы . Выполняется анализ согласно утверждённому алгоритму действий: подчеркнуть члены + охарактеризовать их + нарисовать схему.
Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу. Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл. Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.
Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым . Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.
Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников .
На следующем этапе придётся разобрать предложение по . Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:
С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.
Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.
Определяем вид:
Находим грамматическую основу.
Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.
Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:
Определяем к какому типу относится сложное предложение:
Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.
Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.
Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.
Здесь больше параметров для анализа .
После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.
Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.
Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.
Важно! Перед тем, как составить схему предложения, надо научиться графически обозначать однородные члены. Их заключают в круг, а обращение, которое не является членом синтаксической единицы, в схеме обозначается буквой «О» и отделяется двумя вертикальными линиями. Аналогичным образом поступают с вводными словами.
Схему предложения с прямой речью составить несложно . Здесь важно отделить одну часть от другой, т.е. слова автора от прямой речи, поставив между ними соответствующие пунктуационные знаки.
Записываем пример и приступаем к анализу.
Я не видел озера великолепнее Байкала.
I этап: разбор предложения по членам:
II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.
В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:
III этап: по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения в русском языке:
IV этап: синтаксический разбор простого предложения предполагает схему [- =].
Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.
Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.
Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.
Схема: [, I дееприч.оборот I, = — ].
Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.
Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.
Образец: Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.
Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.
Схема: [- = и = О, О, О].
Домашнее упражнение по русскому регулярно содержит обязательное задание под цифрой 4. Здесь встречаются разнохарактерные примеры: ССП, СПП, БСП.
Всегда, делая синтаксический разбор сложного предложения, нужно начинать его с нахождения грамматической основы.
Анализировать сложноподчинённые предложения нужно исходя из определения главного и придаточного.
Разбор синтаксических единиц с несколькими придаточными осуществляется по общему плану, как бы делался разбор предложения по составу , но с указанием вида подчинения и комбинации этих видов. Ниже представлены образцы сложноподчинённых предложений с примерами, со схемами, наглядно демонстрирующие анализ.
Образец СПП с последовательным подчинением: Малыши сообщили, что нарвали тех ромашек, которые любила бабушка.
Характеристика: повест., невоскл., сложное, союзное, его части связаны подчинительной связью с последовательным подчинением, состоит из двух простых.
Схема: [- =], (что = (которые = -).
Образец ССП: Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
Характеристика: повест., невоскл., сложное предложение, имеет две грамматические основы, союзное, сложносочинённое. Союз «и» выражает одновременность. 2-е простое предложение осложнено однородными обст. состояния.
Схема: [- =], и [=].
Образец БСП : Ветер воет, гром грохочет.
Характеристика: повест., невоскл., сложное бессоюзное.
Схема: [- =], [- =].
Синтаксический разбор простого предложения
Как делать синтаксический разбор
Если иметь перед глазами предложения, примеры со схемами, то автоматически срабатывает визуальная память. Это хорошо помогает на контрольных диктантах и самостоятельных. Тем самым можно научиться автоматически и безошибочно делать синтаксический разбор предложения (если примеры будут подобраны грамотно), освещать все критерии, необходимые для анализа.
План разбора:
Сложносочинённое.
Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).
Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).
Схема предложения.
Образец разбора:
Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )
Схема предложения:
1 , но 2 .
План разбора:
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
Сложноподчинённое.
Главная и придаточная части.
Что распространяет придаточная часть.
Чем присоединяется придаточная часть.
Расположение придаточной части.
Тип придаточной части.
Схема сложноподчинённого предложения.
Образец разбора:
Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).
Схема предложения:
(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .
придаточное
Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.
Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).
[ ____ ], (что…).
План разбора:
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
Бессоюзное.
Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).
Схема предложения.
Образец разбора:
Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)
Схема предложения: