Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

В 1941 году в виду опасности вступления в войну против Советского Союза империалистической Японии с Запада СССР на Восток перебрасывали личный состав и технику. Амурская флотилия, не смотря на высокую боевую готовность, была укомплектована процентов на 80, что и вызывало озабоченность Сталина.

Так сталось, что судьба забросила моего отца, уроженца Кубани, в первые же месяцы войны на Дальний Восток, в Краснознаменную Амурскую флотилию. В своих редких рассказах о войне папа вспоминал далекие Хабаровск и Харбин.


Старая фотка. 1926 год. ст. Медведовская, Краснодарский край.
Отец с мамой, Марфой Емельяновной Шакун.


Дед мой, Иван Алексеевич Шакун, погиб на Кубани в середине 20-х прошлого века.
В этой связи все свои письма с фронта отец адресовал маме, моей бабушке.

1918. Деду 22 года.

Лето 1941 года. Отец с мамой (моей бабушкой) сделали карточку на память
перед его отправкой на фронт.


Подпись на карточке:
Весна 1942 года, АКФ. "Матушке на память от сына и его друга".
К сожалению фамилия друга не указана.






Иван Иванович Шакун в возрасте двадцати лет. АКФ, 01.04.1942 года.

АКФ, 14 апреля 1943 года.

Обратная сторона предыдущей карточки.
АКФ, 14 апреля 1943 года.

Слева Иван Иванович Шакун.
Имени второго моряка не знаю.
17.12. 1944 года.


Военный совет:)
1944 год.
Отец третий слева.


Конец 1945 года.
Верхний ряд - Алексей Шакун и Иван Шакун.
Дедов после 20-х годов в нашей семье не осталось,
в этой связи с фронта пришедших встречали жены, матери и тёти.
Семейная фотография.
Моя бабушка, нижний ряд в центре, после смерти своего мужа в период коллективизации,
так и не вышла замуж.
Доложу я вам, женщина была добрая но жесткая. Царство ей Небесное.


Отца я похоронил 22 августа 2002 года. Он прожил чуть больше 80 лет. Духом был очень крепок.

1964 год.
Мама, старший брат Игорь, тетя Люся (сестра мамы, учасница обороны Ленинграда, зенитчица) и отец.
Меня в ту пору ваще не было. Я родился в 1968. Уж и не знаю.... Респектуха бате.
Отец прожил несколько жизней.


Сухие факты:

Военные моряки в освобождении Северо-Восточного Китая

В разгроме Квантунской армии и освобождении Северо-Восточного Китая от японских захватчиков вместе с советскими войсками на Дальнем Востоке приняли активное участие военные моряки Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии. Успеху Маньчжурской операции 1945 г. во многом способствовали успешные боевые действия Тихоокеанского флота и войск 1-го Дальневосточного фронта по овладению в короткие сроки основными портами и военно-морскими базами противника на Ляодунском полуострове (Порт-Артур и Дальний) и в Северной Корее, что привело основные силы Квантунской армии к полной изоляции от собственной метрополии, лишило их возможности переброски резервов и эвакуации.

Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке на Краснознаменную Амурскую флотилию была возложена весьма сложная и ответственная задача - обеспечить форсирование р. Амур войсками 2-го Дальневосточного фронта и содействовать их наступлению в Сунгарийской и Сахалянской операциях.

Следует заметить, что р. Амур - крупнейшая водная коммуникация Дальнего Востока, судоходная почти па всем ее протяжении (более 2800 км). Полноводны и ее притоки - Сунгари и Уссури. На важнейших направлениях вдоль государственной границы СССР с Северо-Восточным Китаем, пролегающей преимущественно по Амуру и Уссури, противник создал сильные укрепленные районы. Главные из них были: Сахалянский (напротив Благовещенска), Сунгарийский (прикрывающий вход в р. Сунгари) и Фуцзинский (в 70 км от устья Сунгари, защищавший подступы к Харбину). Укрепленные районы состояли из связанных ходами сообщения узлов сопротивления и опорных пунктов, основу которых составляли доты, дзоты, железобетонные сооружения. Краснознаменная Амурская флотилия (командующий контр-адмирал Н. В. Антонов) к началу военных действий имела в своем составе до 150 боевых кораблей и катеров и значительно превосходила по боевому составу и вооружению Сунгарийскую речную военную флотилию японцев.

В Сунгарийской операции, которой руководил командующий 15-й армией генерал-лейтенант К. С. Мамонов, успешно действовали 1, 2 и 3-я бригады речных кораблей (их командиры соответственно - капитан 1-го ранга В. А. Кринин, капитан 1-го ранга Л. Б. Танкевич и капитан 2-го ранга А. В. Фадеев).

9 и 10 августа 1945 г. войска 15-й армии и 5-го отдельного стрелкового корпуса успешно форсировали реки Амур и Уссури, захватили все острова на Амуре и очистили от противника противоположные берега этих рек в 120-километровой полосе от устья р. Сунгари до устья р. Хор и овладели городами Лубэй, Тунцзян, Фуюань, а также узлами сопротивления Сунгарийского укрепленного района. В результате была создана возможность нашим войскам стремительно продвигаться на харбинском направлении.

Большую роль сыграли личный состав и боевые корабли Краснознаменной Амурской флотилии.

В короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой техники и различного военного имущества. Вместе с воинами армий моряки-амурцы мужественно сражались с врагом. Они шли в авангарде наступающих войск, метким артиллерийским и пулеметным огнем кораблей подавляли огневые точки противника на берегу и прокладывали путь десантникам.

В бою за г. Фуюань отличились личные составы канонерской лодки "Пролетарий" (командир старший лейтенант И. А. Сорнев) и бронекатеров - под командованием старшего лейтенанта К. С. Шнянина, лейтенанта П. С. Семеняка и младшего лейтенанта С. Ф. Якушенко. Под огнем противника они быстро высадили десант на берег и меткой стрельбой с кораблей обеспечили успешное выполнение десантниками захвата города.

В этом бою героический подвиг совершил старшина 1-й статьи коммунист Николай Голубков. Участвуя в десанте вместе с солдатами 630-го стрелкового полка, при атаке одного из объектов противника он уничтожил гранатами вражескую огневую точку. Тем самым создалась возможность быстрого продвижения вперед нашими десантниками. Но при этом он был смертельно ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР Н. Н. Голубкову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Тепло встречали своих освободителей жители г. Фуюаня. Толпы их шли к набережной, где стояли наши корабли, их лица светились радостью. Они горячо приветствовали и благодарили советских солдат и матросов за освобождение от японских колонизаторов.

На памятнике, сооруженном в Фуюане местными жителями в память о погибших советских моряках, была сделана глубоко символическая надпись: "Навеки останутся в сердцах китайского народа советские воины-освободители".

Каждый советский воин, вступив на китайскую землю, хорошо знал, что он выполняет высокий интернациональный долг, борется за освобождение китайского народа от японских угнетателей, и это находило благодарный отклик в сердцах китайских тружеников.

Упорные бои развернулись за овладение фунцзиньским укрепленным районом и г. Фунцзинь. Утром 11 августа под прикрытием огня корабельной артиллерии к причалам на полном ходу подошли бронекатера 1-й бригады речных кораблей, быстро отшвартовались и высадили штурмовую роту. Вслед за ними с монитора "Сунь Ятсен" (командир капитан 3-го ранга В.Д. Корнер) был высажен 3-й батальон 364-го стрелкового полка. Одновременно с мониторов были направлены корабельные десанты для прикрытия с тыла наступающих войск.

Бой был напряженным. Японцы встретили десант мощным огнем артиллерии, минометов и пулеметов. Враг яростно сопротивлялся, неоднократно переходил в контратаки, но выдержать натиск советских войск не смог. Героизм советских воинов был массовым. Каждый старался как можно лучше выполнить поставленную ему боевую задачу.

Наши боевые корабли-мониторы, вооруженные 130-мм пушками и реактивной артиллерией, имели преимущество перед японской артиллерией, калибр которой не превышал 75 мм. Против их огня не могла устоять ни одна из огневых точек неприятеля. Например, монитор "Сунь Ятсен" уничтожил и подавил 5 дотов, 12 дзотов, 6 минометных батарей, уничтожил склад с боеприпасами и большое число японских солдат и офицеров.

Большую помощь десантникам оказывали и бронекатера, которые подходили вплотную к берегам и в упор расстреливали огневые точки и живую силу противника.

Наши корабли не давали передышки отступавшим войскам противника. 16 августа при их активной поддержке наши войска овладели г. Цзямусы, за что получили благодарность Военного совета 2-го Дальневосточного фронта. Ликвидируя очаги вражеского сопротивления, корабли флотилии продолжали успешно двигаться вверх по Сунгари на соединение с высадившимся 18 августа в Харбине воздушным десантом.

В пути от Саньсина до Харбина население сел и деревень, завидев наши корабли, толпами собиралось на берегу с красными флагами и тепло приветствовало советских моряков. Утром 20 августа корабли Краснознаменной Амурской флотилии прибыли в Харбин. Набережная Харбина на многие километры была заполнена людьми. Тысячи китайцев с цветами, транспарантами и флагами приветствовали своих освободителей. Вскоре на центральной площади состоялся парад советских моряков. Отряды амурцев четким шагом прошли по улицам города под бурные овации жителей. День вступления советских моряков в Харбин превратился в большой народный праздник.

Активно действовали военные моряки и в Сахалинской наступательной операции. В течение 10 и 11 августа с кораблей Зее-Буреинской бригады (командир бригады капитан 1-го ранга М. Г. Воронков) успешно были высажены десанты войск 2-й Краснознаменной армии (командующий генерал-лейтенант танковых войск М. Ф. Терехин) в районе городов Сахалян, Айгунь и Цикэ. Таким образом на правом берегу Амура были созданы три крупных плацдарма, и дальнейшее развитие операции зависело от того, насколько быстро сюда будут переброшены основные силы армии. Эта задача была возложена на моряков Краснознаменной Амурской флотилии, и они с честью ее выполнили.

С 10 августа по 1 сентября корабли флотилии и суда Верхне-амурского пароходства перевезли из Благовещенска в Сахалин 22845 человек, 1459 автомашин, 161 танк, 116 бронемашин и тягачей, 429 орудий и минометов, свыше 4 тыс. т различных грузов.

За это же время через другую переправу из села Константиновка в Хадаган (110 км ниже Благовещенска) было перевезено 64861 человек, 460 орудий и минометов, 3800 автомобилей и тягачей, 14 330 т различных грузов.

Все это способствовало стремительному продвижению армии в центральные районы Маньчжурии.

Население освобожденных городов сердечно встречало советских воинов. В Сахалине, когда наши корабли подошли к пристани, к ним устремились тысячи китайцев. Многие из них несли в руках красные флаги и флажки. Стихийно возник митинг. Выступивший на митинге капитан 1-го ранга М. Г. Воронков сказал, что советские войска пришли к ним не как завоеватели, а как друзья, чтобы помочь им освободиться от японского господства. Выступление было выслушано с большим вниманием. Митинг сопровождался бурным ликованием и приветственными возгласами в честь советских воинов-освободителей.

В боях с японскими интервентами солдаты и офицеры Краснознаменной Амурской флотилии показали высокую боевую выучку, дисциплинированность, мужество, высокое понимание освободительной миссии.

В ходе операции корабли были единственным средством, обеспечивающим высокий темп продвижения сухопутных войск. Они постоянно находились в авангарде наступающих частей и за 12 суток прошли с боями от Фуюаня до Харбина 930 км, из них свыше 700 км по Сунгари.

Боевые действия флотилии получили высокую оценку советского командования. Командующий 2-м Дальневосточным фронтом генерал армии М. А. Пуркаев в приказе отметил: "Краснознаменная Амурская флотилия, выполняя приказ Верховного Главнокомандования, в тесном взаимодействии с войсками 2-го Дальневосточного фронта содействовала решительной победе над империалистической Японией. Корабли флотилии, являясь авангардом войск 2-го Дальневосточного фронта, форсировали такие водные преграды, как реки Амур, Уссури и Сунгари, и тем самым ускорили захват сильных опорных пунктов японцев и городов Маньчжурии".

За боевые заслуги в войне против империалистической Японии 3315 матросов, старшин и офицеров флотилии были награждены орденами и медалями. Контр-адмиралу Н. В. Антонову, капитану 1-го ранга М. Г. Воронкову, капитану 3-го ранга В. Д. Корнеру, капитан-лейтенанту И. А. Сорневу и И. А. Хворостьянову, капитану С. М. Кузнецову и старшине 1-й статьи Н. Н. Голубкову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Все четыре бригады речных кораблей флотилии были награждены орденами и получили почетные наименования: 1-я Харбинская Краснознаменная, 2-я Амурская Краснознаменная, 3-я Уссурийская ордена Нахимова и 4-я Амурская ордена Ушакова.

На заключительном этапе Маньчжурской операции вслед за воздушным десантом армейских частей в Дальний и Порт-Артур под командованием генерал-лейтенанта авиации Е. Н. Преображенского были высажены с морских самолетов типа "Амфибия" десанты военных моряков Тихоокеанского флота.

Советских солдат и военных моряков китайское население Дальнего и Порт-Артура встретило очень дружелюбно. В эти дни улицы городов заполнили тысячи оживленных и радостных людей. Китайцы старались оказать всяческое содействие нашим частям. Так, например, при посадке первых самолетов па воду в портах Дальний и Порт-Артур китайцы быстро подали катера и шхуны для высадки на берег. Повсюду раздавались приветственные возгласы в честь Советской Армии и Военно-Морского Флота. А когда вскоре в Порт-Артур пришли наши боевые корабли, город буквально преобразился. Весть о прибытии советских военных кораблей молниеносно облетела город. В порт стали стекаться толпы китайцев с флагами и транспарантами. Они бурно приветствовали советских солдат, матросов и офицеров - своих освободителей от японских колонизаторов.

В первые же дни нашего пребывания в Порт-Артуре командование созданной в городе военно-морской базы (командир базы контр-адмирал В. А. Ципанович) установило с местной администрацией и китайским населением самые дружественные отношения. Учитывая нужду населения в продуктах питания и товарах широкого потребления, командование базы пошло навстречу просьбам местных властей и безвозмездно выделило из своих запасов значительное количество продуктов питания, тканей и различных материалов.

В городе и в клубах базы постоянно организовывались совместные концерты художественной самодеятельности, выступления советских и китайских артистов, просмотр советских кинофильмов. Систематически проводились спортивные игры и соревнования.

Мне хорошо запомнилось, как население Порт-Артура, полное чувств признательности и благодарности Советской Армии и Военно-Морскому Флоту за свое освобождение, приняло горячее участие в праздновании 28-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

В эти дни китайцы не работали, всюду чувствовалось праздничное настроение. 7 ноября на площадях города собралось большое количество людей в праздничных одеждах, с красными повязками на рукавах. Всюду были вывешены советские и китайские флаги. Не прекращалось массовое шествие но улицам города. Непрерывно раздавались приветственные возгласы в честь советского народа, его армии и флота.

В Дальнем и Порт-Артуре на судоремонтных предприятиях и в различных мастерских и учреждениях армии и военно-морской базы работало значительное число китайских рабочих. За свой труд они получали такую же оплату, как и советские рабочие. При разговорах с нами китайские рабочие благодарили советских людей за предоставленную им работу, за братское к ним отношение. Надо было видеть, какими радостными, приветливыми улыбками светились их лица.

Arabic Bulgarian Chinese Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French German Greek Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Malagasy Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swedish Thai Turkish Vietnamese

definition - Амурская военная флотилия Амурская военная флотилияМатериал из Википедии - свободной энциклопедииГоды существования Страна Подчинение Входит в Тип Дислокация Участие в Знаки отличия
Амурская военная флотилия

Файл:Государственное знамя 1742.JPG Российская империя
Российская Республика
Советская Россия
Дальневосточная Республика
СССР
Россия

Дивизион пограничных кораблей, 2005

Амурская флотилия (Амурская речная флотилия ) - несколько раз создававшееся соединение военных кораблей на реке Амур .

Предыстория

Первые русские боевые суда появились на реке Амур летом 1644 года - это были струги казачьего головы В. Д. Пояркова , который с небольшим отрядом в 85 чел. совершил сплав по реке и, после зимовки в низовьях Амура, вернулся через Охотское море в Якутский острог . Второй экспедиции под руководством атамана Е. П. Хабарова , которая вышла на Амур в 1650 году также на стругах, удалось на время создать русские поселения по Амуру, но после неудачных военных действий с цинским Китаем в 1689 г. по условиям неравноправного Нерчинского мира русские были вынуждены оставить Амур на 160 лет.

10 июля 1850 года в результате экспедиции капитан-лейтенанта Г. И. Невельского (впоследствии преобразованной в Амурскую экспедицию) низовья Амура стали вновь доступны для России, и 18 мая 1854 г. построенный на реке Шилке пароход «Аргунь» Сибирской военной флотилии вышел в Амур и впервые осуществил сплав до низовьев, став первым кораблем Военно-Морского Флота России в верхнем и среднем течении этой реки. Почти одновременно, в 1855 г. в низовьях Амура совершила плавание винтовая шхуна «Восток» той же флотилии и паровой барказ «Надежда» Амурской экспедиции. Ко времени заключения Айгунского трактата в 1858 г. и чуть позже (к 1863 г.) Россия имела на реках Амур и Уссури пара деревянных канонерских лодок и пароходы «Сунгача» и «Уссури» для плаваний по рекам Уссури, Сунгача и озеру Ханка . Все эти корабли организационно входили в состав Сибирской флотилии Морского ведомства.

Тем не менее, постоянного соединения Военно-Морского Флота на Амуре не существовало еще около 60 лет, несмотря даже на обострения в отношениях с Китаем в 1860 и 1880 гг. По Амуру и его притокам с 1860-х гг. ходили частные и казенные пароходы, часть из которых принадлежала Военному ведомству и могла вооружаться: «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Константин», «Генерал Корсаков». На Амуре также находились невооруженные пароходы Сибирской флотилии «Шилка», «Амур», «Лена», «Сунгача», «Уссури», «Буксир», «Польза», «Успех», винтовые барказы и баржи. Пароходы, в основном, занимались хозяйственными перевозками и снабжением. К концу XIX века по Амуру и притокам ходили 160 паровых судов и 261 баржа.

Первое соединение появилось в 1895-1897 гг., хотя оно и не было военно-морским. Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц , расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки , была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия . Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские , амурские , уссурийские казаки . Старший командир (должность, приравненная по статусу к должности командира отдельной казачьей сотни) до 1901 г. - Д. А. Лухманов. Флотилия базировалась на Иман и подчинялась Приамурским казачьим войскам и довольно успешно защищала русских подданных от нападений китайских хунхузов , осуществляла перевозку грузов и пассажиров до 1917 года.

В 1930-х гг. в ходе масштабной кампании по освоению Дальнего Востока существенно улучшилась база флотилии. В Хабаровске в 1932 г. открылся судостроительный завод «Осиповский затон» (впоследствии ССЗ им. С. М. Кирова, ССЗ № 368, Хабаровский ССЗ). С 1934 г. интересы Речфлота обслуживал Сретенский судостроительный завод, созданный в Кокуе на базе небольших гражданских верфей и филиалов заводов. Для Военно-Морского Флота и пограничников этот завод строил вспомогательные суда и катера. Но крупнейшим судостроительным предприятием на Амуре стал судостроительный завод № 199 им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в г. Комсомольск-на-Амуре , строивший корабли с 1935 г. Ремонтные базы действовали в Хабаровске и Комсомольске.

С 27.06.1931 г. флотилия называлась Амурской Краснознаменной военной флотилией . В предвоенные годы, с 1935-1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. В их число вошел один из первенцев советской мониторной программы - монитор «Активный» (1935 г.), большие «амурские» бронекатера проекта 1124 с двумя танковыми башнями (или установками типа «Катюша») и малые «днепровские» бронекатера проекта 1125 с одной танковой башней. Первых к 1945 году насчитывалось 31 ед., вторых - 42 ед. Кроме того, к 1941 г. флотилия пополнилась восемью канонерским лодками, переоборудованными из речных пароходов, а также минным и боно-сетевым заградителями, речными тральщиками, минными катерами, плавучими зенитными батареями и другими необходимыми судами.

Ко времени зенита своей военной мощи в 1945 году флотилия состояла из 1-й, 2-й и 3-й бригад речных кораблей с базированием на Хабаровск (каждая бригада состояла отряда 2-3 мониторов или двух дивизионов по 2-4 канонерских лодок, двух отрядов бронекатеров по 4 ед., дивизиона из 4 тральщиков, одного-двух отрядов катерных тральщиков и отдельные корабли), а также Зее-Бурейской бригады речных кораблей с базированием на Благовещенск (1 монитор, 5 канонерских лодок, два дивизиона бронекатеров, всего 16 БКА, дивизион из 3 тральщиков, отряд катерных тральщиков, два отряда глиссеров), Сретенского отдельного отряда речных кораблей (8 бронекатеров в двух отрядах и два глиссера), Уссурийского отдельного отряда из 3 бронекатеров с базированием на Иман , Ханкайского отдельного отряда из 4 бронекатеров и Охраны рейдов главной базы флотилии. Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 76-мм орудий - 28, 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» - 18 и 20-мм зенитных автоматов «Эрликон» - 24. Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось ЛаГГ-3 - 27, Як-3 - 10, Ил-2 - 8, И-153-бис - 13, И-16 - 7, СБ - 1, По-2 -3, МБР-2 - 3, Як-7у - 2, С-2 - 1. При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6%, а старшинским и рядовым - на 88,7%. Ситуацию нивелировало нахождение в ремонте четырех сравнительно крупных кораблей, а также хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому ее личный состав старались не «растаскивать». Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6-8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад.

После войны флотилия пополнилась трофеями, среди которых наиболее ценными стали четыре канонерских лодки японской постройки, ранее принадлежавших маньчжурской Сунгарийской флотилии. Кроме того в строй вступили 40 новых, более защищенных и с лучшим вооружением, бронекатеров проекта 191М, которые поистине могли считаться «речными танками». Наконец для устья Амура в 1942-1946 гг. были построены три мощных монитора проекта 1190 (типа »Хасан»), которые короткое время состояли и в Амурской флотилии. Тем не менее, с начала 1950-х гг. в СССР начинается упадок речных флотилий. Для них не строятся новые корабли. Не последнюю роль сыграло и образование в 1949 г. первоначально дружественной Китайской Народной Республики . К 1955-1958 гг. все имеющиеся речные военные флотилии были расформированы, а входившие в их состав корабли и катера пошли на слом. Это было крайне недальновидно, так как бронекатера не требуют для своего сохранения больших затрат - их легко хранить на берегу в законсервированном виде, как некогда хранилось огромное количество танков, артиллерии и автомобилей. Амурская флотилия была расформирована в августе г. Вместо нее создана Краснознаменная Амурская военно-речная база Тихоокеанского флота .

Политика оказалась делом скользким, и с началом 1960-х гг. отношения СССР и Китая стали резко ухудшаться. Беззащитность реки Амур стала настолько очевидной, что военное руководство страны было вынуждено срочно возрождать военно-речные силы. В 1961 году создана Амурская бригада (впоследствии дивизия ) речных кораблей ТОФ . Для нее пришлось строить новые корабли: основу речных сил составили артиллерийские катера проекта 1204, которых в 1966-1967 гг. построили 118 ед., а также 11 малых артиллерийских кораблей проекта 1208, построенных в 1975-1985 гг. Первые должны были стать заменой прежних бронекатеров, вторые - речных мониторов. Однако, по мнению специалистов и военных, полноценной замены не получилось: если бронекатера пр. 191М создавались именно для войны как «речные танки», то новые артиллерийские катера скорее представляют собой патрульные катера мирного времени с противопульной защитой. МАКи пр. 1208 по разным причинам получились также не очень удачными. Кроме того, специально для пограничников в 1979-1984 гг. построили одиннадцать пограничных сторожевых кораблей проекта 1248 (на основе МАК пр. 1208), а для штабных и управленческих целей - в те же годы восемь ПСКР проекта 1249. Справедливости ради, надо отметить, что зарубежные аналоги нашим речным кораблям проектов 191М, 1204, 1208 либо значительно им уступают, либо отсутствуют совсем.

Так или иначе, но именно с этим корабельным составом бывшая Амурская флотилия приняла на себя напряжение советско-китайских пограничных конфликтов , пик которых пришелся на 1969 год, и с ним же вступила в «лихие 90-е». Снова начались реорганизации... Указом президента РФ от 7 февраля г. создана Амурская пограничная речная флотилия в составе пограничных войск Российской Федерации . Однако вскоре указом президента РФ от 7 июня г. Амурская пограничная речная флотилия расформирована . Из-за недофинансирования соединение разделено на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров .

Состав флотилии Командующие флотилией
  • 1905-1910 - капитан 1 ранга А. А. Кононов
  • 1910-1913 - контр-адмирал К. В. Бергель
  • 1913-1917 - вице-адмирал А. А. Баженов
  • 1917-1918 - капитан 1 ранга Г. Г. Огильви
  • 1920-1921 - В. Я. Канюк
  • 1921 - В. А. Подерни
  • 1921 - Н. В. Третьяков
  • 1921-1922 - Н. П. Орлов
  • 1922-1923 - Е. М. Воейков
  • 1923 - П. А. Тучков
  • 1923-1926 - С. А. Хвицкий
  • 1926 - В. В. Селитренников
  • 1926-1930 - Я. И. Озолин
  • 1930-1933 - Д. П. Исаков
  • 1933-1938 - флагман 1 ранга И. Н. Кадацкий-Руднев
  • 1938-1939 - флагман 2 ранга Ф. С. Октябрьский
  • 1939 - капитан 1 ранга Д. Д. Рогачёв
  • 1939-1940 - флагман 2 ранга А. Г. Головко
  • 1940 - капитан 2 ранга М. И. Фёдоров
  • 1940-1943 - контр-адмирал П. С. Абанькин
  • 1943-1944 - вице-адмирал Ф. С. Октябрьский
  • 1944 - вице-адмирал П. С. Абанькин
  • 1944-1945 - вице-адмирал Ф. С. Седельников
  • 1945-1948 - контр-адмирал Н. В. Антонов
  • 1948-1949 - капитан 1 ранга А. И. Цыбульский
  • 1949-1951 - вице-адмирал В. Г. Фадеев
  • 1951-1953 - контр-адмирал Г. Г. Олейник
  • 1953-1955 - контр-адмирал А. А. Ураган
Примечания

п ·о ·р

Вооружённые силы СССР в Великой Отечественной войне Фронты
(командующие) Фронты ПВО Флоты Флотилии Армии (командующие) Общевойсковые Танковые Воздушные Армии ПВО Сапёрные Корпуса Стрелковые

1 …правильнее сказать, по бывшей базе КАФ, ибо сама Краснознаменная амурская флотилия, начало которой было положено еще в 1908 году, несколько месяцев не дожила до своего девяностолетия (если отбросить те периоды, когда часть расформировывалась, чтобы вновь быть воссозданной).
На снимке можно видеть ядро сил дивизиона пограничных кораблей в обширной гавани между правым берегом Амура и островом Заячьим (его также называют полуостровом из-за насыпной дамбы) в северной части Хабаровска. Подробный рассказ об истории флотилии и о боевых судах я оставлю на долю будущей прогулки, так как вчера и погода не слишком располагала к фотосъемке, и экипировку я продумал слишком слабо, и времени оказалось маловато.

2 С удивлением увидел в гавани ахаичного вида колесный пароход. Вроде бы до конца прошлого века такие дожили в Осиповском затоне в количестве трех единиц (после чего два из них порезали на металл), но я ни разу их еще не видел. Впрочем, слово «дожили» не вполне корректно - как можно видеть, этот пароход наполовину затоплен. Над поверхностью воды находятся только надстройка с рубкой и дымовой трубой, а также едва намечены обводы носа и кормы судна.

3 Похоже, что это «Кемь», спущенная на воду в 1930-х годах заводом в поселке Кокуй на Шилке. Коль это так, пароход успел даже повоевать - с него высаживались десанты в Сунгарийской операции летом 1945 года.
За вырезами в надстройке слева внизу явно скрывается гребное колесо. Стоит отметить, что колесные пароходы в СССР перестали строить только в 1950-х, дольше всех, правда, продержались не пассажирские и грузовые суда, а буксиры (они имели преимущество перед традиционными винтовыми судам при трогании с места и работе на мелководье).

4 Насколько я понял, этот пароход был затерт льдами и затонул в этом затоне в самом конце 1990-х (по крайней мере в середине того деятилетия он еще находился на ходу). Вспомнили о нем в 2008 года, когда увидели капитанскую рубку и трубу, показавщиеся на поверхности во время особенно низкого уровня воды. Предполагалось даже частично восстановить раритет и установить его у городской набережной. Судя по всему, финансирование на эти цели так и не нашли. Чертовски жаль...
Кстати, говорят, чуть в стороне на дне лежит еще один пароход, но в куда худшем состоянии - тот затонул еще в советское время.

5 Огромные, зияющие черными пастями ангары слева предназначались для стоянки судов на воздушной подушки (в частности для «Мурен»), откуда те спускались на воду своим ходом. Впрочем, как мне рассказывали, на практике «Мурены» обычно почему-то стояли под открытым небом, а ангары пустовали.

6 Суда, неспособные передвигаться по суше, поднимали из воды по этим рельсам-слипам при помощи специльных лебедок. Кран же вроде бы служил для разгрузки железнодорожных платформ - на остров заведена специальная ветка.

7 Первый этаж совершенно разоренного здания гидрографической части. Раньше именно ее личный состав занимался разметкой фарватеров на Амуре, установкой гидрографических знаков, предупреждающих о мелях и т.д. Сейчас здание потихоньку разбирают, утаскивая кирпичи, а то и целые плиты. Кто этим занимается - местные жители или же не в меру предприимчивые коммерсанты - сказать сложно.

8 Административный корпус судоремонтного завода №179. Сам завод, насколько мне рассказывали, если ремонтом кораблей сейчас и занимается, то на ничтожную часть своей мощности. По большей же части предприятие простаивает. Впрочем, на его территории производят примитивную мебель, что-то еще. В целом же на территории предприятия царит слабо прикрытая разруха.
На переднем плане можно видеть крутую лестницу, ведущую к заводу с возвышенности, на которой стоит вся северная часть города. В местном фольклоре эта лестница известна как потемкинская.

9 Неприметный вход в бомбоубежище в склоне холма близ главных ворот завода.

10 Подземные переходы и залы тянутся очень далеко, причем в нескольких уровнях. Даже прямой удар внешней вспышки полной мощностью вырвал из тьмы новые и новые дверные проемы, теряющиеся вдали в кромешном мраке. Нижние этажи затоплены, полы завалены мусором. Далеко от входа я уходить не стал.

11 На расстоянии сотни метров от верхней площадки «потемкинской» лестницы стоят два памятника. Этот посвящен павшим в Великой Отечественной войне работника судоремонтного завода, призванных в армию и погибших далеко от Дальнего Востока.

12 А это свидетель более ранних событий - Гражданской войны. Могила (или кенотаф?) революционера Стефана Сусс-Андриевского (1892-1919), согласно надписи, зверски замученного белогвардейцами и интервентами. Про него я ничего не знаю.

13 Так сейчас выглядит то, что некогда являлось воротами парка ДОФ (дома офицеров флота) - забор давно растащили на металл. Вообще-то до судоремонтного завода отсюда буквально рукой подать, но из-за неважного состояния дорог я предпочел сделать изрядный крюк через улицу Руднева.
В старом здании на заднем плане располагается детско-юношеская спортивная школа «Самбо-90». Раньше там была средняя школа, еще раньше вроде бы находилась гражданская поликлиника. Первый этаж здания явно был построен еще до революции, а второй надстроили, как мне кажется, где-то во второй половине 1930-х.
На площадке перед школой еще на закате советской эпохи стояли разнообразные аттракционы, включая карусели.

14 Моряки-амурцы считались в прежние годы завидной партией, и у многих молодых хабаровчанок пользовалась популярностью эта крытая танцплощадка, давно уже пребывающая в состоянии разрухи.

15 Нет, это не пулеметные амбразуры. К танцплощадке пристроена будка киномеханика, и помещение использовалось также как летний кинотеатр. Сейчас же оно привлекает разве что молодежь, предпочитающую шуметь подальше от дома, да любителей городских игр вроде «Энкаунтера».

16 Жилой дом командующего базой. В частности, в нем проживал флагман I ранга Иван Николаевич Кадацкий-Руднев, командовавший флотилией в 1933-1937 годах. Как нетрудно догадаться из последних цифр, был репрессирован и расстрелян. Реабилитирован посмертно.
Стоит отметить, что командующий флотилией - должность очень высокая, близкая по значению к командующему военным округом, так что дом занимался высшим офицером КАФ полностью, с семьей и соответствующей рангу прислугой.
Уже в более поздние времена здание занимал роддом №3, недавно ставший филиалом городского роддома №1. Некоторое время он стоял законсервированным, но в связи с капитальным ремонтом «единички» филиал временно ввели в строй. Недавно ремонт завершился, и, видимо, медучреждение тут вновь закрывается.
Кстати, тут к нам с уважаемым drtr0jan (который, кстати, и устроил эту экскурсию по базе, за что ему огромное краеведческое и просто человеческое спасибо) прицепились фигурирующие на снимке ухари, таскающие что-то из здания в автофургон. Мол, это федеральный объект, снимать его запрещено, вроде бы даже камеру угрожали отнять. Ясно дело, что это были обычные моськи, ходячие синдромы вахтера, пытающиеся изобразить из себя влиятельных особ, от воли которых может зависеть жизнь и смерть сограждан.

17 Вообще архитектурно западная часть улицы Ильича ничуть не менее интересна, чем восточная, которую я уже показывал в альбоме , посвященному прогулкам в кварталах, прилегающих в базе КАФ.
На снимке фигурирует гинекологическое отделение роддома.

18 Удивило состояние деревянных бараков постройки, скорее всего 1930-х годов. Они, в отличие от своих однотипных собратьев из других уголков города (да той же базы КАФ, только иных кварталов), до сих пор выглядят вполне молодцевато, даже кронштейны козырьков у них шикарные - кованные.
Впрочем, жить в таких домах все равно не слишком приятно, несмотря на то, что они благоустроены (вроде бы есть даже горячая вода) - сырость никуда не девается. Примечательно, что в территории городка существуют даже капитальные трехэтажные кирпичные здания постройки начала XX века, в которые за целое столетие не провели даже банальную канализацию.

19 А в этом доме, стоящем в другой части района, проживал тот самый Николай Гаврилович Хорошев, что возглавлял оборону железнодорожного вокзала Хабаровска от японцев 5 апреля 1920 года. Он пал в том бою со всем своим взводом, но дал возможность вывезти со станции вагоны с боеприпасами на левый берег Амура. Кстати, одно время около первого каменного здания вокзала стоял небольшой монумент в память о том сражении. При строительстве второго здания в 1960-х невысокий памятник заменили табличкой, висевшей справа от главного входа, а в ходе полной реконструкции 2000-х годов исчезла и она (подсказывают, что табличка появилась на новом здании со стороны перрона в ноябре 2008 года, но я еще хочу это проверить).
Кстати, до 1998 года в запечатленном на фотографии здании находилось управление тыла флотилии. В настоящее время здесь располагается общежитие военнослужащих-пограничников части 2492 - по сути дивизиона пограничных кораблей. Номинально упомянутая часть расквартирована в селе Казакевичево прямо напротив китайской территории, однако в последние годы явно наметился перевод оттуда всего, что только можно, в Хабаровск.

20 Еще одно интересное дореволюционное здание, возможно, из числа наиболее старых - камбуз флотилии. Состояние его, увы, оставляет желать лучшего.

На этом завершаю рассказ о вчерашней прогулке по территории базы КАФ в северной части города. Я показал лишь часть уведенных и снятых мною объектов, но обстоятельное повествование, как уже было сказано выше, последует позднее, так как не все было исследовано в свете упомянутых негативных факторов. Кстати, хмурое пасмурное небо к числу таковых можно отнести лишь отчасти - оно стало подходящим настроенческим фоном к прогулке по руинам некогда обширной базы грозной Краснознаменной амурской флотилии.

Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году. August 9th, 2011

Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году. Сунгарийский поход.
Часть первая.
КАФ в годы Великой Отчественной войны.Подготовка к войне с Японией.



После разгрома фашисткой Германии Япония осталась единственным государством Оси, продолжавшим военные действия. Не смотря на резкое ухудшение международной обстановки, она твердо стояла за продолжение войны, рассчитывая упорной обороной добиться выгодного для себя мира. Для ведения затяжной войны Япония располагала достаточно крупными силами. И расчеты японского командования оправдывались. Операции американо-английских вооруженных сил на подступах к Японии развивались крайне медленно. Такое развитие операций не предвещало скорого окончания войны с Японией, и это заставило союзников обратится за помощью к Советскому Союзу.
Советский Союз вступил в войну с Японией согласно решению Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, проходившей в феврале 1945 г. На Потсдамской конференции глав государств, состоявшейся в июле 1945 г., правительства Соединенных Штатов и Англии подтвердили свою заинтересованность во вступлении нашей страны в войну с Японией.
Советским Вооруженным Силам предстояло вести боевые действия преимущественно на территории Маньчжурии и Кореи, а также на Сахалине и Курильских островах, т.е. на фронте, превышающем 6 тысяч км. Вдоль границы СССР противник имел 21 укрепленный район
Несмотря на то, что Япония втянулась в затяжную войну против Китая и вела на широком фронте военные действия против американских вооруженных сил, она постоянно усиливала Квантунскую армию. Если в июне 1941г. численность ее не превышала 300 тыс. человек, то на 1 января 1942г. она составляла 1 100 тыс. человек (примерно 35% всей японской армии), т.е. возросла за полгода в 4 раза. Приграничные реки в период Великой Отечественной войны неоднократно становились местом провокаций.
За годы войны Амурская флотилия послала на фронт 9542 моряка, сражавшихся на различных флотах и фронтах. В период с 25 февраля по 2 марта 1945г. Военный совет Краснознаменной Амурской флотилии провел двустороннюю оперативную игру на тему «Содействие наземным войскам в наступательной операции вдоль водного рубежа с форсированием укрепленного водного рубежа и уничтожением флотилии противника», которая была подготовкой к советско-японской войне.


Корабли КАФ в Осиповском затоне (середина 40х)
К началу войны с Японией Амурская флотилия имела в своем составе четыре бригады речных кораблей, Сретенский отдельный дивизион речных кораблей, Ханкайский и Уссурийский отдельные отряды бронекатеров. На 1 июля 1945 г. в составе флотилии числилось: восемь мониторов, 11 канонерских лодок (три специальной постройки, и восемь колесных из числа мобилизованных судов), 52 бронекатера, 12 колесных речных тральщиков, 36 катерных тральщиков, семь минных катеров типа Я-5 с НУРС, один минный заградитель, один сетевой заградитель, пять плавучих зенитных батарей (в том числе три самоходных), 15 полуглиссеров, три сторожевых катера, три плавучие базы и один штабной корабль. Однако из числа указанных выше кораблей часть находилась в капитальном ремонте. Например, из восьми мониторов — два («Киров» и «Дзержинский»), из пяти канонерских лодок специальной постройки - две («Красное Знамя» и «Бурят»). С началом военных действий в оперативное подчинение флотилии перешли все сторожевые катера пограничной охраны на реках Амур и Уссури. Также в составе флотилии имелось около 70 самолётов.


минный катер типа Я-5 с НУРС на Зее


Канлодка"Красная звезда" после модернизации.1945 год.


Пограничнй катер на Амуре.Конец 30-х

Первая бригада имела в своем составе мониторы Ленин, Красный Восток и Сунн-Ят-Сен; 1-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 1-й отряд бка (катера пp.1124 N- 11, 12, 14, 23), 5-й отряд бка (катера пp.1124 № 20 и 47, катера типа Тревога № 91 и 92), 1-й и 2-й отряды катщ (по шесть катерных тральщиков), 1 отряд мка (семь минных катеров), самоходную плавбатарею N- 1234 и несамоходную плавбатарею N" 1231.
Вторая бригада имела в своем составе мониторы Свердлов и Дальневосточный комсомолец, 2-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 2-й отряд бка (катера пр. 1124 N"-" 13, 21, 22, 24), 3-й отряд БКА (катера пp. 1124 № 51-54), 3-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1232, несамоходную плавбатарею № 1230.


Монитор "Сердлов" 1945 год

Третья бригада имела в своем составе 1-й дивизион канонерских лодок (Пролетарий и Монгол), 3-й дивизион канонерских лодок (колесные канонерские лодки № 30, 31, 36 и 37), 4-й отряд бка (катера пp.1125 № 31-34), 4-й и 7-й отряд катщ (по шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1233, колесный минный заградитель Сильный.


Бронекатер Пр.1125 на Амуре.Начало 40-х.
Зее-Бурейская бригада кораблей имела в своем составе 2-й дивизион канонерских лодок (монитор Активный и канонерская лодка Красная Звезда, колесные канонерские лодки N" 32-35), 3-й дивизион тщ (три речных тральщика), 1-й дивизион бка (катера пp. 1124 № 41-46, 55 и 56), 2-й дивизион бка (катера пр. 1124 № 61-64 и катера типа К № 71, 73, 74, 74), 5-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), 2-й отряд глиссеров (5 ед.), 3-й отряд глиссеров (4 ед.).

Монитор "Активный"
Сретенский отдельный отряд речных кораблей имел в своем составе 1-й отряд бка (катера пр.1124 № 16-19) 2-й отряд бка (катера типа Н N" 81 и 84, катера типа Пика № 93 и 94), отряд глиссеров (АР 41 и 42).
Уссурийский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пр. 1125 N" 26-29.
Ханкайский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пp .1124 № 15, 25, 65 и 66.
В охрану рейдов Главной базы входили три сторожевых катера и боносетевой заградитель ЗБС-1.
Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 76-мм орудий — 28, 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» - 18 и 20-мм зенитных автоматов «Эрликон» - 24. Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось ЛаГГ-3 - 27, Як-3 - 10, Ил-2 - 8, И-153-бис - 13, И-16 - 7, СБ - 1, По-2 -3, МБР-2 - 3, Як-7у - 2, С-2 - 1 .
При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6%, а старшинским и рядовым - на 88,7%. Ситуацию нивелировало нахождение в ремонте четырех сравнительно крупных кораблей, а также хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому ее личный состав старались не растаскивать. Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6—8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад.
Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке на Краснознаменную Амурскую флотилию была возложена весьма сложная и ответственная задача — обеспечить форсирование р. Амур войсками 2-го Дальневосточного фронта и содействовать их наступлению в Сунгарийской и Сахалянской операциях.
Следует заметить, что р. Амур — крупнейшая водная коммуникация Дальнего Востока, судоходная почти на всем ее протяжении (более 2800 км). Полноводны и ее притоки — Сунгари и Уссури. На важнейших направлениях вдоль государственной границы СССР с Северо-Восточным Китаем, пролегающей преимущественно по Амуру и Уссури, противник создал сильные укрепленные районы. Главные из них были: Сахалянский (напротив Благовещенска), Сунгарийский (прикрывающий вход в р. Сунгари) и Фуцзинский (в 70 км от устья Сунгари, защищавший подступы к Харбину). Укрепленные районы состояли из связанных ходами сообщения узлов сопротивления и опорных пунктов, основу которых составляли доты, дзоты, железобетонные сооружения. Краснознаменная Амурская флотилия (командующий контр-адмирал Н. В. Антонов) к началу военных действий имела в своем составе до 150 боевых кораблей и катеров и значительно превосходила по боевому составу и вооружению Сунгарийскую речную военную флотилию японцев.

АМУРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ- формирование в составе военно-морского флота. Создана в 1900 для обороны границы по рекам Амур и Уссури. Во время Гражданской войны корабли захвачены японскими интервентами. Воссоздана в 1920. Участвовала в боевых действиях в период советско-китайского конфликта 1929, в Маньчжурской операции 1945 во время советско-японской войны.

Флотилия была создана как временное формирование для защиты форпостов России на Дальнем Востоке. В ее состав входили вооруженные коммерческие пароходы, которые осуществляли воинские перевозки, так как до постройки КВЖД р. Амур была единственным путем сообщения. Б 4904 флотилия была усилена вооруженными пароходами и миноносцами. Во время русско-японской войны 1904-05 суда флотилии перебрасывали войска и грузы в Маньчжурию.

В июле 1906 было принято постановление об учреждении Амурской военной флотилии для обороны пограничной линии амурского бассейна и обеспечения сообщений по р. Амур и постройке для нее специальных военных судов. 10.5 1907 первые канонерские лодки вошли в состав флотилии. В 1910 она насчитывала 8 башенных мореходных канонерских лодок (мониторов), 10 канонерских лодок с малой осадкой, 10 посыльных и несколько вспомогательных судов. Главной базой был Хабаровск.

В декабре 1917 была создана советская Амурская военная флотилия. В ее состав вошли корабли и суда, чьи экипажи перешли на сторону Советской власти. Флотилия принимала активное участие в борьбе с японскими интервентами и белогвардейцами, в установлении Советской власти в Хабаровске и Благовещенске. В марте 1918 канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика», а также отряд моряков флотилии успешно действовали против банд Гамова в Благовещенске. В апреле сводный отряд (около 1000 человек) моряков Сибирской и Амурской флотилий вел бои против отрядов атамана Семенова в Читинской обл. 2 монитора и 5 канонерских лодок флотилии несли сторожевую службу на реках Амур и Уссури и оказывали содействие войскам Красной Армии. В конце июня 1918, когда части мятежного чехословацкого корпуса заняли Владивосток, на Уссурийский фронт прибыли отряд моряков-амурцев и два бронепоезда. Корабли флотилии оказали существенную помощь войскам при отражении наступления врага.

После захвата японскими интервентами 7.9 1918 базы флотилии в Осиповском затоне (у Хабаровска) часть кораблей была затоплена экипажами. Канлодка «Орочанин» в составе Благовещенского отряда вела упорные бои с интервентами до конца сентября, затем отошла вверх по р. Зея, где была приведена в Негодность, а ее экипаж перешел к партизанским действиям. В октябре 1920 японцы увели на о. Сахалин лучшие корабли флотилии — монитор «Шквал», канлодки «Бурят», «Монгол» и «Вотяк», 2 парохода и несколько барж с грузами на сумму более 13 млн рублей золотом.

8.5 1920 в Благовещенске началось воссоздание Амурской флотилии. С 19.4 1921 она была подчинена штабу Морских сил ДВР и в мае перебазировалась в Хабаровск. К лету 1921 вошли в строй мониторы «Шторм» и «Ураган», канлодки «Сибиряк», «Вогул» и «Калмык», 4 вооруженных парохода, 2 плавучие батареи. В октябре в связи с угрозой захвата города белогвардейскими и японскими войсками корабля перешли в Благовещенск. Амурская флотилия участвовала в разгроме белогвардейцев в Приморье. 10.9 1922 в Николаевске с двух канлодок был высажен десант, принявший участие в освобождении Нижнего Амура от белогвардейцев и интервентов. 30.9 отряд кораблей флотилии нанес поражение белогвардейским кораблям на оз. Ханка. Существенную роль сыграли моряки флотилии в ликвидации последних очагов контрреволюции на Дальнем Востоке. С 9.1 1922 флотилия входила в Народно-революционный флот ДВР, с ноября 1922 по сентябрь 1926 — в состав Морских сил Дальнего Востока, затем, в апреле 1927, была переименована в Дальневосточную военную флотилию (главная база Хабаровск) и подчинена Управлению ВМС РККА. В 1929, накануне конфликта на КВЖД, флотилия имела в составе 3 дивизиона кораблей (4 МН, 4 КЛ, 3 БКА, 1 ЗМ), группу тральщиков, десантный батальон, отряд гидроавиации (14 гидросамолетов). В ходе боевых действий во время советско-китайского конфликта флотилия успешно высадила ряд тактических десантов, огнем кораблей взламывала оборону противника, уничтожила Сунгарийскую военно-речную флотилию. 23.4 1930 она была награждена орденом Красного Знамени. В 30-х годах флотилия была оснащена новыми кораблями. 27.6 1931 переименована в Амурскую Краснознаменную флотилию.


Во время Великой Отечественной войны сформированные на флотилии батальоны морской пехоты и другие подразделения (всего более 9,5 тыс. моряков) сражались на сухопутных фронтах против немецко-фашистских захватчиков. В период войны с Японией в 1945 флотилия (6 МН, 11 КЛ, 7 МКА, 52 БКА, 12 ТЩ, 36 КАТЩ и вспомогательные суда) обеспечивала оперативные перевозки высадку десантов, форсирование рек Амур, Уссури, Сунгари. Вместе с частями 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов участвовала в овладении рядом опорных пунктов японцев и городов Маньчжурии. Впоследствии флотилия была расформирована.

Флотилией командовали: Г. Г. Огильви (декабрь 1917 — сентябрь 1918), В.Я. Канюк (май 1920 1920-июнь 1921), Н. В. Третьяков (август — октябрь 1921), Н. П. Орлов (октябрь 1921 — январь 1922), Е. М. Воейков (ноябрь 1922 -январь 1923), П. А. Тучков (январь -декабрь 1923), С. А. Хвицкий (декабрь 1923 — апрель 1926), В. В. Селитренников (май — сентябрь 1926), Я. И. Озолин (сентябрь 1926 -ноябрь 1930), Д. П. Исаков (ноябрь 1930 -октябрь 1933), И. Н. Кадацкий-Руднев (октябрь 1933 — март 1938), Ф. С. Октябрьский (март 1938 — февраль 1939), Д. Д. Рогачев (1939, врио), А. Г. Головко (июль 1939 — июль 1940), П. С. Абанькин (июль 1940 -июнь 1943; март — сентябрь 1944), Ф. С. Октябрьский (июнь 1943 -март 1944), Ф. С. Седельников (сентябрь 1944 -июнь 1945), Н. В. Антонов (июнь — декабрь 1945).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: