Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Ремесленное производство

Общей тенденцией развития производства в первые два века империи был рост его в провинциях (особенно в западных) и медленный упадок в Италии. Однако этот процесс был сложным и его нельзя упрощать.

В конце Республики ремесленное производство Италии в целом сто­яло на невысоком уровне. Гражданские войны, нарушавшие нормальный ход экономической жизни, спекулятивный характер римского капитала, ввоз ремесленных изделий из провинций задерживали развитие промыш­ленности. В некоторых отраслях италийское производство даже пошло назад по сравнению с ранними периодами. Так, например, были почти ис­черпаны знаменитые в древности медные рудники в Этрурии.

С другой стороны, I в. до н. э. был временем интенсивного строитель­ства. Награбленные в провинциях сокровища шли на постройку обществен­ных зданий и роскошных дворцов римских богачей. С эпохи Гракхов ши­рокий размах приобрело строительство дорожных путей. Ввоз искусных греческих мастеров содействовал оживлению некоторых отраслей ремес­ленного производства, в частности керамики и литья из бронзы. Центром последнего в I в. до н. э. стала Капуя, снабжавшая изделиями своего ре­месла (посуда, лампы) не только Италию, но даже Северную Европу. Эт­русский город Арреций, знакомый нам по войне с Ганнибалом, широко развил керамическое производство. Арретинская столовая посуда с рель­ефным орнаментом являлась очень хорошим подражанием особому типу греческой посуды, известной под названием самосской.

Ранняя империя (I в.) принесла с собой временный подъем италийско­го ремесла, вызванный известными нам общими причинами: прекращени­ем гражданских войн, относительной безопасностью путей сообщения, ро­стом внутренней и внешней торговли и проч. Арретинское керамическое производство и капуанская бронзовая промышленность достигли высшей точки своего развития. Сосуды, изготовленные в Арреции, встречаются в Марокко и Испании, на Рейне и в Британии и достигают восточных границ империи.

Рядом с этими старыми центрами производства начали подниматься новые. Более грубые сорта глиняных изделий (лампы и черепица) произ­водились в Северной Италии, в Аквилее и Мутине. Парма, Медиолан (Ми­лан), Патавий (Падуя) и Помпеи славились своими шерстяными изделия­ми. Города Кампании снабжали Италию дутой стеклянной посудой. Даже Рим, который раньше не был крупным производящим центром, начал раз­вивать некоторые специализированные отрасли производства.

Нам хорошо известно ремесленное производство Помпей в эпоху, не­посредственно предшествующую их гибели (79 г.). Среди найденных там вещей, большинство которых производилось на месте, встречаются гли­няные и бронзовые лампы (светильники), глиняная и бронзовая посуда, стеклянные и железные изделия, весы, хирургические инструменты и проч. Поражает большое количество ремесленных мастерских и лавок: они встре­чаются чуть ли не в каждом доме. Мы находим среди них сукновальные, ювелирные, каменотесные и парфюмерные заведения, булочные, обычно соединенные с мельницами, где рабочей силой служили животные или рабы, стекольные мастерские, кузницы и др.

Однако картина ремесленного процветания Италии меняется во II в. Подьем был явлением временным. Производительные силы полуострова оказались подорванными, и италийское ремесло не могло выдержать кон­куренции тех областей империи, которые теперь, в обстановке римского мира (pax Romana), вступили на путь интенсивного экономического раз­вития. С середины I в. арретинская керамика начала терять первое место на рынке, уступая его галльским изделиям. То же самое во II в. произошло с бронзовыми и стеклянными изделиями капуанских ремесленников: они вытеснялись аналогичной галльской продукцией.

В последний век Республики экономическое развитие восточных про­винций задерживалось грабительской политикой римлян, а также внешни­ми и внутренними войнами. Империя, как мы видели, внесла сюда значи­тельные улучшения. Еще при первых императорах начали оживать старые промышленные центры Восточного Средиземноморья и своей конкурен­цией ускорили хозяйственный упадок Италии. В Финикии и Египте стало расцветать новое стекольное производство. Тончайшие полушелковые тка­ни (с льняной основой), изготовляемые в Малой Азии, получили широкое распространение не только на Востоке.

В западных провинциях начала интенсивно развиваться металлургия. Хотя старые серебряные рудники на юге Испании сделались менее доход­ными вследствие истощения запасов металла, однако тем энергичнее стали разрабатываться тамошние свинцовые месторождения. На свинец появился огромный спрос с тех пор, как в городах Запада, по примеру Рима, начали употреблять его для изготовления водопроводных труб. На западном побе­режье Испании были открыты залежи олова, разработка которых сделала Пиренейский полуостров главным поставщиком этого ценного металла и оттеснила на задний план Британию с ее древнейшими оловянными место­рождениями. В Галлии стали известны новые залежи железа (Льеж). Интен­сивно велась разработка больших запасов металла в Норике и Иллирии.

В этот же период Ранней империи Галлия начала развивать свое соб­ственное керамическое и текстильное производство, выступив опасным кон­курентом Италии. Около середины I в. на рынках появилась галльская крас­ная глазурованная посуда, украшенная рельефами (terra sigillata). Будучи дешевле арретинской посуды, она стала успешно с ней конкурировать.

Однако только во II в. промышленное развитие провинций достигло своей высшей точки. Особенно крупных успехов добилась Галлия. Эта ог­ромная страна, богатая естественными производительными силами, была поздно завоевана Римом и поэтому сравнительно недолго подвергалась хищнической эксплуатации во время Республики. Галлия и прирейнские области становятся главной «мастерской Европы». Стекольное производ­ство, появившееся в I в. в Лугдуне (Лион), распространяется до Норман­дии и даже проникает в Южную Англию. Еще позднее центр стеклоделия переносится в Кельн (Colonia Agrippina). Галльские изделия из латуни с украшениями в туземном кельтском стиле вытесняют капуанскую бронзу с рынков Северной Европы. Полного расцвета достигает галльская кера­мика. С изделиями типа terra sigillata конкурирует черная лощеная посуда, изготовляемая в Бельгии. В Британии появляются местные подражания галльской керамике с украшениями в кельтском стиле (в Кольчестере). В области гельветов (Швейцария) г. Виндонисса (Виндиш) становится цент­ром производства терракотовых ламп.

Металлургия Запада продолжала развиваться. В Дакии были открыты новые богатые месторождения золота. В Британии разрабатывались зале­жи железа и свинца. Последний в слитках вывозился в Рим для изготовле­ния водопроводных труб.

Что касается организационных форм производства, то в целом оно про­должало оставаться мелкоремесленным. Обычно работал сам владелец мастерской, в большинстве случаев - вольноотпущенник, один или с не­большим числом рабов (1-2). В предприятиях среднего типа было занято 5-10 человек. Ремесленная мастерская (officina) часто служила одновре­менно и лавкой (taberna). Такую картину мы видим, например, в Помпеях. В некоторых отраслях производства, особенно в керамическом, встреча­лись мастерские, которые, по античным масштабам, могли быть названы крупными: они насчитывали по 100 человек ремесленников и чернорабо­чих. В строительном деле широко практиковалась система подряда. Под­рядчик-предприниматель набирал артель рабочих (в числе их могли быть свободные ремесленники и чернорабочие, а также рабы, отпущенные на оброк или принадлежавшие подрядчику) и заключал определенное согла­шение с заказчиком. В эпоху империи процент свободных рабочих в произ­водстве все увеличивался, особенно в провинциях. Однако в государствен­ных рудниках продолжал применяться несвободный труд преступников, присужденных судом к тяжелой работе в рудниках (damnatio ad metalla). Вольноотпущенники являлись или собственниками мастерских, или подряд­чиками, или управляющими в промышленных заведениях их патронов.

Положение свободных ремесленников и особенно наемных рабочих было тяжелым и с точки зрения оплаты их труда, и со стороны их правово­го положения. Дешевый рабский труд давил на труд свободных, снижая их заработную плату. Бесправное положение рабов отражалось и на их сво­бодных товарищах. Если самостоятельный мелкий ремесленник еще пользовался некоторым признанием в римском обществе, то юридическое положение свободного наемного рабочего немногим отличалось от поло­жения рабов.

Из книги Пистолет-пулемет MP 38/40. Оружие германской пехоты [немного фото] автора Иванов С В

Из книги Майя [Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты] автора Ко Майкл

Ремесленное производство и торговля Юкатан был главным поставщиком соли в Мезоамерике. Солевые пласты тянутся вдоль всего побережья Кампече и вдоль лагун, расположенных на северной стороне полуострова, вплоть до Исла-Муерос на востоке. Соль, которую Диего де Ланда

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Ремесленное производство Общей тенденцией развития производства в первые два века империи был рост его в провинциях (особенно в западных) и медленный упадок в Италии. Однако этот процесс был сложным и его нельзя упрощать.В конце Республики ремесленное производство

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Производство Библия упоминает многие приспособления, предназначение которых на протяжении веков оставалось невыясненным. Теперь они нам известны, впрочем, многие являются объектом оживленных дискуссий. Эти приспособления отлиты в бронзе или сделаны из железа.

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Домашнее производство и последующее массовое производство. Отдельные производственные отрасли Можно было бы назвать много других производственных отраслей, от высококачественного домашнего производства до организованного производства массового характера крупных

Из книги Викинги. Мореплаватели, пираты и воины автора Хез Йен

Из книги Средневековая Европа. 400-1500 годы автора Кенигсбергер Гельмут

Ремесленное производство и ремесленные цехи Трудно назвать причины, которые препятствовали бы занятию ремеслами в сельской местности и в деревнях, – как, собственно, это поначалу и было. Но растущие города представляли собой естественные рынки для всех видов

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Производство и редистрибуция Для Западного Чжоу источники позволяют вычленить три региона, в которых организация производства, прежде всего сельскохозяйственного, отличалась от других вследствие различий в условиях существования. Соответственно неодинаковыми были и

Из книги ВЫПУСК I. ПРОБЛЕМА И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА автора Семенов Юрий Иванович

1.2.3. Труд и производство Согласно материалистическому пониманию истории в основе эволюции общества лежит развитие общественного производства, причем под общественным производством понимается производство материальных благ или материальное производство. Поэтому

Из книги Террор и демократия в эпоху Сталина. Социальная динамика репрессий автора Голдман Венди З.

Производство и политика Целью письма Центрального Комитета ВКП(б) от 29 июля было встряхнуть парткомы, избавить от апатии и развеять уверенность в том, что в их организациях нет врагов. Однако письмо не произвело желаемого эффекта. Члены партии теоретически были согласны

автора Бовуа Даниэль

Производство зерна Украину традиционно называют житницей, что совершенно ошибочно связывается с представлением о сказочном изобилии. Представленные выше картины крестьянской бедности – достаточное свидетельство того, что избыток зерна поступал преимущественно из

Из книги Гордиев узел Российской империи. Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793-1914) автора Бовуа Даниэль

Винокуренное производство Процветанию во всех трех губерниях крупного земельного хозяйства способствовал указ 1890 г., предоставлявший новые льготы в винокуренном производстве. В сущности, он лишь расширил привилегию, которой пользовалась небольшая группа

Из книги Воспоминания о службе автора Шапошников Борис Михайлович

ПРОИЗВОДСТВО В ОФИЦЕРЫ 15 мая 1902 года начинался лагерный период обучения, который завершался 1 сентября для младшего и 6-10 августа для старшего класса производством юнкеров в первый офицерский чин подпоручика. Этот период обучения был наполнен исключительно полевыми

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Производство Последняя четверть XVII в. стала периодом расцвета промышленности в Украинском гетманстве. В Левобережной Украине были широко развито цеховое движение, только в отличие от польских времен оно перешло на вольнонаемную силу. Имелось собственное

Из книги История галлов автора Тевено Эмиль

4. Производство Интенсивная добыча полезных ископаемых, несомненно, влекла за собой развитие производства. Руду надо было вначале обработать, чтобы затем получить из нее металл. Восстановительный процесс, по каталонской технологии, происходил в печах с трубчатой

С целью защиты культурного наследия всего мира в 1972 году ЮНЕСКО была принята Конвенция, подписанная представителями более 150 стран. Данная Конвенция охватывает перечень из более чем 500 объектов, составляющих всемирное культурное наследие. При этом на территории Италии находится почти 60 % этих объектов.

Богатое историческое прошлое и такое внимание ЮНЕСКО делает туры в Италию особенно привлекательными. Тысячи туристов стремятся провести отдых в Италии. Нет, наверное, такого уголка в этой благословенной стране, куда бы не заглянуло око отдыхающего.

Отдых в Италии может превратиться в увлекательное приключение. Туристы, выбравшие тур Италия, могут насладиться поистине королевским отдыхом. Захватывающие виды античных и средневековых исторических, культурных, архитектурных памятников, незабываемые путешествия по большим и маленьким итальянским городам, поездка на острова, разнообразные вояжи на моря и озера, головокружительные спуски на лыжах с заснеженных гор, знакомство с изысканной итальянской кухней, грязелечение и талассотерапия, разнообразные лечебные и бизнес-туры - все это предлагает гостеприимная Италия.

Коротко о географии Италии

Все знают знаменитый итальянский «сапожок» - это Апеннинский полуостров, на котором раскинулась Италия. С севера-запада на юго-восток он протянулся на 1300 км. Богатство пейзажей, буйство красок природы и мягкий климат обусловлены центральным положением полуострова в Среднеземноморье, между Испанией и Грецией. А соседство этих стран делает туры в Италию еще более притягательными.

Общая площадь территории Италии составляет чуть больше 300 тыс. кв.км. На протяжении 7500 км государство омывают четыре моря - Лигурийское, Тирренское, Ионическое и Адриатическое. Побережье наиболее густо населено (особенно многолюдно становиться в сезон отпусков, когда многие выбирают туры в Италию). Оно богато портами, курортами и промышленными городами. В этих же районах Италии предпочитают отдыхать многие гости страны.

На севере дугой протянулись Альпы, которые представляют собой естественный климатический барьер. Местами он достигает высоты 4810 м (гора Монблан) и аккумулирует приличные гидроэнергетические запасы Италии. С соседними странами - Францией, Швейцарией и Австрией Италию связывают многочисленные перевалы и туннели через Альпы. Кстати, Альпы - центральный горнолыжный курорт Европы, из-за которого на отдых в Италию стремятся многие любители лыж.

Живописные озера, лежащие у подножия Альп, окружены горами. Дальше к югу раскинулась живописная и плодородная Паданская равнина, расположенная в долине По - самой большой реки Италии. Своими красотами она покарает сердца многих путешественников, совершающих тур по Италии.

На северо-западе Апеннинские горы, протяженной цепью окаймляющие Лигурийский залив, тянутся до самой Сицилии по всему полуострову. Вследствие своего известкового и глинистого состава в Апеннинах наблюдаются карстовые явления - образование очень многих пещер, гротов, воронок, исчезающих под землей рек и т.д.

Многие пещеры в Апениннах знамениты своими минеральными источниками и грязями, что делает лечебные туры в Италию особенно популярными.

В Италии проживает чуть больше 58 млн. жителей. Правда, вследствие значительного притока иммигрантов, демографическая ситуация в стране последнее время остается напряженной. Поэтому консульства предъявляют очень строгие требования даже к желающим просто отдохнуть в Италии.

В Италию иммигрируют в основном переселенцы из Марокко, Филиппин, Албании, Китая, стран бывшей Югославии и бывших республик Советского Союза.

Государственное устройство Италии

Италия - буржуазная парламентская республика, что определено на референдуме 1946 года. Во главе республики стоит президент, которого Парламент и представители областных собраний избирают сроком на 7 лет.

Парламент - высший орган законодательной власти и состоит из двух палат, Сената и Палаты депутатов, которые население избирает на всеобщем голосовании сроком на 5 лет.

Совет Министров представляет исполнительную власть и утверждается президентом и отвечает перед ним.

В политико-административном плане Италия состоит из 20 исторически сложившихся областей, каждая из которых, в свою очередь, делится на провинции. Провинции же делятся на коммуны, которые управляются мэрами. Всего в Италии насчитывается 103 провинции и более 8 тысяч коммун.

Вследствие своего исключительного стратегического положения на пересечении торговых путей между Западом и Востоком Италия на протяжении всей своей истории подвергалась военным нападениям. Ее бесчисленное количество раз пытались захватить варвары. Море крови было пролито в бесконечных войнах на ее территории - и все ради раздела и захвата земель. Вот почему Аппенинский полуостров вплоть до XIX века был покрыт многочисленными княжествами, герцогствами, королевствами, городами-государствами. Только во второй половине XIX века Италия сложилась как единое государство. О многочисленных государственных переворотах очень подробно рассказывают гиды, сопровождающие туры по Италии.

Многопартийность является характерной чертой политической системы Италии. Здесь много профсоюзов. В то же время внутренняя жизнь страны насыщена противоречиями: современность сочетается с глубокой древностью, нищета - с богатством.

Экономика Италии

В прошлом Италия была страной аграрной. Тем не менее, благодаря трудолюбию своих граждан и умелой политике власти стране удалось за короткий срок превратиться в промышленную державу с развитой инфраструктурой и основными отраслями экономики. А в настоящий момент Италия входит в семерку самых развитых промышленных стран, имеющих рыночную экономику.

Удивительно, что, не обладая практически никакими полезными ископаемыми, Италия смогла построить промышленный сектор экономики, ориентированный на переработку сырья. При этом стоимость рабочей силы выше стоимости сырья. И такое положение вещей очень удивляет гостей страны, приехавших в Италию отдохнуть.

Экономика Италии работает на привозном сырье, причем страна производит и экспортирует практически все известные виды продукции - промышленного, бытового, транспортного, сельскохозяйственного назначения.

Италия может похвастать высокоразвитой индустрией: черная и цветная металлургия, автомобилестроение, электроэнергетика, производство строительных материалов, легкая, пищевая, мебельная промышленности, производство стекла, фаянса, электробытовых и многих других товаров. На некоторых заводах можно побывать в рамках некоторых туров по Италии.

Благодаря своей пищевой промышленности Италия славится своими макаронными изделиями, консервами, оливковым маслом, вином и т.д. Доходы от туристической деятельности составляют приличную часть бюджета страны. И, не смотря на то, что получить визу в Италию достаточно сложно туры в эту благословенную страну остаются одними очень популярными.

Как и во многих других странах с развитой рыночной экономикой, в Италии, помимо крупных промышленных предприятий, больший удельный вес занимают мелкие и средние предприятия.

Мода в Италии

Буйство фантазии, полет мысли, неудержимое творчество, изысканный вкус - отличительная черта всего, сделанного в Италии, как в области моды, так и в промышленном производстве.

Каждый год в Риме и Флоренции проводятся грандиозные показы моды, собирающие тысячи гостей со всего света. Но все же центром моды остается Милан, который одновременно является и одним из туристических центров Италии, постоянно привлекающих желающих отдохнуть и повеселиться.

Уже не первый год коллекция женской одежды „pret-a-porter” получает престижную награду „Occhio d’Oro”, равносильную парижской „Ditale d’Oro”. В Милане сосредоточены офисы и производственные мастерские легендарных итальянских стилистов - Дольче и Габбана, Армани, Труссарди, Версаче, Ферре, Москино, Лауры Бьяджотти, Криции и др. Многие совершают туры в Италию исключительно ради этих имен.

Коротко об истории Италии

История Италии богата и разнообразна. И хотя опытные гиды сопровождают путешественников во всех турах по Италии и подробно рассказывают обо всех памятниках, но некоторые факты стоит запомнить заранее. В древности полуостров населяли различные племена: венеты обитали на севере Адриатики; лигуры жили на северо-западе полуострова; латины - в центре; италики - в центральной и южной частях полуострова. Во многих местах Италии при раскопках найдены осколки микенской (греческой) бронзы и керамики. Это говорит о том, что между Италией и Грецией уже в середине II тысячелетия до н.э. существовали тесные торговые связи. Известно, что в период между VIII и VI вв. до н.э. на берегах южной Италии и Сицилии греки устроили множество колоний. Считается, что VI и V вв. до н.э. являются «золотыми» веками так называемой Великой Греции, а греческие города на территории Италии Сиракузы и Таранто соперничали по роскоши даже с Афинами.

На юге Апеннинского полуострова и Сицилии наряду с греческой цивилизацией в конце VIII в. до н.э. привлекает внимание мощная этрусская цивилизация. До сих пор историки не пришли к общему мнению по поводу происхождения этрусков. Например, Геродот, историк Древней Греции, считает, что они происходят из Лидии (Малая Азия). Этруски расселились между реками Арно и Тибр. Затем их влияние распространилось на юг и север - на территории Паданской равнины и Кампании. Расцвет цивилизации этрусков приходится на VI в. до н.э. В III в. до н.э. римляне взяли их под свой контроль.

В середине VIII в. до н.э. троянцы основали Рим. Как повествует легенда, в 753 году до н.э. столицу будущего мощного государства основал Ромул. Завоевание всего мира римляне с самого начала провозгласили своей основной целью.

Этой цели была подчинена и вся активность римского государства, которое образовалось из небольшого поселения на холме Палатин. Когда в Риме царствовал шестой царь, государство располагалось на семи холмах на левом побережье Тибра. Каждый холм до сих пор имеет свое название, и если вам доведется побывать в Италии на отдыхе или в командировке, местные жители непременно расскажут историю каждого холма.

В 509 году до н.э. римляне изгнали царя, седьмого по счету, и, впервые в мире, учредили республиканскую форму правления. Она продержалась до середины 1-го века до н.э.

Римское государство стремительно укреплялось, развивалось и расширялось за счет побед римских мечей и прекрасно обученных легионов. После трех Пунических войн с Карфагеном Рим стал крупным государством Средиземного моря.

Как республика, Рим прекратил существование после громких побед Юлия Цезаря в Галлии. Наследник Цезаря, Октавиан Август, становится первым императором Римской империи, которая раскинулась на огромном пространстве от Шотландии на западе и до Армении на востоке.

В 476 году н.э. западная часть грандиозной Римской империи прекратила свое существование, в то время как восточная ее часть, известная под названием Византия, держалась до середины XV века. Множество памятников, которые остались после падения могущественной империи, до сих пор демонстрируют любителям древностей, приехавшим отдыхать в Италию.

После распада Западной Римской империи Италию сотрясают набеги гуннов, вестготов и остготов. В конце VI в. часть территории Италии (север и часть центральных областей) отошла лангобардам, а центр и южные области - Византии. Король франков Карл Великий к концу VIII в. полностью завоевал Италию. Норманны-крестоносцы в XI - XII вв. захватывают южную Италию и острова. В XIII - XIV вв. им на смену пришли короли французской династии Анжу. В XV в. Италия состояла из 5 крупных государств (Неаполитанское королевство, Папская область, Миланское герцогство, Венецианская и Флорентийская республики), большого количества мелких графств (Савойя) и синьорий (власть отдельных городов-государств). За лакомые итальянские земли на территории Италии в XV - XVI вв. происходят бесконечные войны между Францией и Испанией.

Наполеон Бонапарт в конце XVIII в. завоевывает Италию, а Венецианская республика в начале XIX в. входит в состав Австрии.

В ходе национально-освободительного движения под руководством Рисорджименто в 1861 г. Италия объединяется в единое целое и становится конституционной монархией. Виктор Эммануил II из Савойской династии стал первым королем Италии.

В начале XX в. Италия из капиталистической державы превращается в империалистическую. У руля власти в стране в 1922 году становятся фашисты во главе с Муссолини. В ходе Латернских соглашений в 1929 году между Папой и Муссолини в Риме было объявлено о создании суверенного государства Ватикан, который становится все более популярным благодаря паломническим турам Италии.

Начиная с 1935 года Италия участвует в захватнических войнах: покоряет Эфиопию и Албанию, а в 1940 г. присоединяется к союзу с нацистской Германией и вступает во Вторую мировую войну.

В ходе войны в июне 1943 года англо-американские войска вступили на территорию Италии, и через месяц фашистская диктатура Муссолини пала.

В 1946 году был проведен всеитальянский референдум, в результате которого монархия была упразднена, а Италия снова была провозглашена республикой.

Искусство в Италии

Искусство Италии невероятно богато шедеврами, которые создавались в этой стране с античной эпохи и заканчивая XVIII веком. Понять такой расцвет можно, учитывая уникальные исторические условия, в которых пребывала страна. Здесь и богатейшее наследие цивилизации греков, этрусков, римлян, и, с другой стороны, само месторасположение страны, протянувшейся от Сицилии до Альп. Такая география способствовала влиянию многих внешних веяний.

На искусстве страны серьезно отразилась эпоха нашествий варваров. В то же время влияние Византии выразилось в использовании в архитектуре простых форм базилик, наделенных мощными сводами и куполами. Такая, на первый взгляд, простота форм восполнялась очень богатым и разнообразным убранством внутренних помещений, украшениями мрамором и великолепными мозаиками, которые покрывали стены, купола и апсиды изнутри. В этом можно убедиться, приехав в Италию на отдых. Множество старинных соборов и церквей лучше любого справочника поведают свою историю.

В XI - XIV вв. в Италии, как и в любой другой европейской стране, возводится много сооружений религиозного назначения. Внутри эти здания богато украшены фресковой живописью или мозаикой на библейские сюжеты («Библия для бедных»). В архитектуре господствует готика, представляющая собой видоизменение некоторых элементов романтизма. Например, наблюдается поднятие церковных сводов на максимальную высоту, наращивание высоты пилястров, использование высоких витражей и т.д.

Во Флоренции в XV - XVI вв. группа архитекторов, художников, философов, скульпторов и поэтов в своих творениях начинают громко говорить о новых революционных идеях в искусстве, которые легли в основу гуманизма. Взяв все лучшее из античного искусства, гуманисты заложили фундамент под новую эру в искусстве - эпоху итальянского Возрождения. Именно поэтому большинство туров Италии включают в программу посещение Флоренции.

В XVI в. Рим вместо Флоренции становится центром искусство. Именно в Риме на основе итальянского Возрождения появляется новый стиль - барокко. Италия становится родиной барокко и Ренессанса. На базе этих стилей в дальнейшем возникают маньеризм, натурализм, неоклассицизм и другие течения. И если у вас будет желание, можно разнообразить отдых посещением музеев, которыми Италия так славиться.

Бытует мнение, что Италия - родина святых, героев и поэтов. Но Италия дала миру и легендарных музыкантов, великих композиторов. В Италии впервые появилась нотная грамота и первая скрипка, родились и покоряли мир свой музыкой Вивальди и Верди. Их оперы звучат во всех театрах мира. И, конечно же, отдыхая в Италии нельзя не посетить знаменитый оперный театр Ла Скала, который находится в Милане.

Итальянское кино родилось в начале XX века в Турине. Впоследствии оно стало бурно развиваться, завоевывая сердца и умы миллионов зрителей по всему миру. Дальнейшее победное шествие кино продолжилось в Риме. Именно там появился и начал стремительно развиваться Чинечитта - экспериментальный центр кинематографии. Этот уникальный центр дал миру плеяду знаменитых режиссеров, в числе которых Росселлини, Де Сантис, Феллини. Спустя годы стали известны имена и работы других выдающихся режиссеров и актеров.

Народные промыслы Италии

Народными промыслами в Италии заняты 5 млн. человек, работающих на почти 1,5 млн. предприятий. В числе основной продукции - одежда, которую изготавливают преимущественно в Милане и Карпи (Эмилия-Романья). Натуральный шелк и трикотажные изделия выпускают в зоне озера Комо, мебель - в Милане, Брианце, Пезаро, Форли, ткани - в Прато, художественная керамика - в Фаэнца, Дерута. Производство изделий из кожи и меха сосредоточено во Флоренции, музыкальных инструментов - в области Марке, а в Кремоне испокон веков делают скрипки и другие струнные музыкальные инструменты. Ареццо, Валенца, По издавна славятся ювелирным производством, а Сардиния - филигранью. Отдых в Италии будет приятно совместить с шопингом. И хотя цены здесь европейского качества, качество некоторых вещей очень высоко.

Как правило, из туров в Италию в качестве сувениров привозят сыр и вино. А модницы будут в восторге от модной одежды и аксессуаров.

Итальянская кухня

При одном этом словосочетании на ум приходят изысканные яства всевозможных расцветок и оттенков вкуса. Всемирно известные спагетти, пицца, кофе-эспрессо - Италия подарила миру многие повсеместно признанные блюда. Но есть еще и чисто национальная итальянская кухня: средиземноморская на юге, в то время как на севере, учитывая влияние сурового климата гор, она представлена более высококалорийными блюдами. Каждая область Италии, да что там - каждая провинция - это своей национальный колорит, свои любимые блюда, вина, сыры, десерты и т.д.

Отдых в Италии - замечательный подарок себе и близким. Эта страна не оставляет равнодушными даже убежденных скептиков. Теплое солнце, молодое вино и лучезарные улыбки местных жителей помогут вам забыть о надоевших делах.

Фрагмент росписи, выполненной Алессандро Вольтолини © toscana.artour.it/

Алессандро Вольтолини создает как современные, так и традиционные художественные интерьеры, используя разные техники, как, например, тромплёй и фреска. Также его мастерская занимается реставрацией старинных вещей, декором и отделкой мебели «под старину» — всё, чтобы сделать ваш интерьер уникальным. Статуэтки из искусственного мрамора, неотличимого от настоящего, и новые «Tables Peintes» для тех, что хочет украсить помещение практично и индивидуально. Изделия Вольтини подходят и для наружной отделки, коммерческих помещений, выставок, общественных мест. Работы этой мастерской — примеры настоящего декоративно-прикладного искусства.

Адрес: улица Якопо Коццарелли, 13 (Via J. Cozzarelli, 13)

«Галеон» Бьяджи Федерико


Браслет производства Il Galeone © toscana.artour.it

«Галеон» — это молодая и динамичная компания, уже работающая не только на местном, но и международном рынке. Специализируется как на драгоценностях из золота и драгоценных камней, так и на менее дорогой продукции из серебра и полудрагоценных камней. Их изделия можно порекомендовать тем, кто любит классику, но не хочет полностью отказаться от индивидуального стиля. Их последняя коллекция называется «Серебряные сказки» и создана по мотивам рисунков Джованны Джудичи.

«Художественная лаборатория» Луки Поллаи


Деревянные раскрашенные сферы © Senarte Sienaperta / Flickr.com

Лука Поллаи родился в 1966 году в Сиене, где живёт и по сей день. Его художественный талант развился в Государственном институте искусства имени Дуччо ди Буонинсенья. Параллельно он изучал музыку, получив диплом в Музыкальном институте имени Р.Франчи. В 1996 году он открывает свою «Художественную лабораторию» в центре Сиены, на улице Санта-Катерина, где занимается скульптурой и графикой. Знание техники великих мастеров прошлого и его творческий подход открыли ему дорогу в разных областях искусства: художественная роспись по дереву и шкатулок, холодная роспись стекла, шелкография по дереву, позолота сусальным золотом, рисунки на ткани и художественная репродукция предметов искусства. Лука обладает знаниями и в современных технологиях, создавая логотипы и прототипы для интерьеров.

Фабрика свечей


Вот уже десять лет посетители фабрики свечей могут лично наблюдать за тем, как воск из бесцветного бруска становится художественной свечой, украшенной и расписанной.

Вся продукция ручного изготовления и, как уже было сказано выше, весь процесс проходит на глазах у посетителей. В арсенале мастеров – огромный ассортимент цветов и форм, позволяющих оригинальные и уникальные свечи, благодаря чему их можно использовать по самым разным поводам, главный из которых – украсить и оживить интерьер вашего дома.


Примеры свечей, произведенных на Фабрике © lafabbricadellecandele.com

Для производства используются только натуральные материалы. Каждая свеча – неповторима. Творческое любопытство постоянно подталкивает мастеров к реализации новых идей и постоянному развитию.

Художественная керамика Тьецци


Магазины ремесленных сувениров в Сиене © Yulia Grigoryeva / Shutterstock.com

Соединение красоты, увлеченности, великолепной ручной работы – вот что значит настоящее мастерство ремесленника, переходящее в искусство. Художественная керамика Тьецци — это и репродукция великого художественного наследия Сиены. И различные предметы, в которых темой художника становятся сюжеты знаменитых скачек Палио и символы городских контрад. Все изделия раскрашиваются вручную, согласно старинной традиции сиенских керамистов. Пейзажи с видами Сиены могут украсить стены каждого дома. Вкус и верность традициям, характерные для этой мастерской, удовлетворять даже самых взыскательных клиентов.

Адрес: улица Фонтебранда (Via Fontebranda, 77)

Страна городов. На сравнительно небольшой территории Италии, занимающей площадь в 300 тыс. кв. км, в этот период насчитывалось 278 городов, являвшихся епископскими центрами, не считая многих сотен других. Поэтому Италия прежде всего страна городов и городской культуры. Многие города сохранились в ней от римской эпохи, и их значение возрастало быстрее, чем в других странах Европы (см. гл. 6).

В XI - XII вв. в городах Северной Италии и Тосканы усиливается ремесленная и торговая деятельность. В Милане, Пьяченце, Флоренции, Пизе, Сиене производятся тонкие сукна, в Лукке - шелковые ткани, в Кремоне - льняные. В Пизе, Генуе, Венеции строятся корабли. В Венеции также производится выделка кож, мехов, холста, общеевропейскую славу приобретают ее изделия из стекла. Милан становится также известным центром производства оружия, металлических доспехов и гребней для чесания шерсти (кард), необходимых в сукноделии. Растет ремесло мастеров камня и дерева, как в Италии назывались строители: они возводят городские укрепления в Милане, Павии, Бергамо, Модене, Кремоне и других городах, храмы, дворцы и мосты.

Ремесленники и купцы итальянских городов были объединены в цеховые корпорации (арти). В Милане в конце XII в. возник союз ремесленных корпораций - Креденца св. Амвросия. Во Флоренции создаются могучие цеховые корпорации - Лана, производившая тонкие сукна из высококачественной чужеземной шерсти; Калимала, занимавшаяся переработкой и улучшением грубых сукон.

Развитие ремесла приводит к оживленному товарному обмену. Так, в Милане четырежды в год происходят ярмарки, на которых вели торговлю оружием, сукнами, восточными товарами купцы итальянских и чужеземных городов. В Венецию везли свои товары купцы из Эмилии, Тосканы, Ломбардии, а немецкие купцы держали там свое постоянное подворье (фондако). Из Венеции на кораблях товары шли в страны всего Восточного Средиземноморья. Большое значение имела происходившая дважды в год ярмарка в Ферраре, куда съезжались купцы из Тосканы, Ломбардии, а нередко также из немецких земель и из Франции. Таким образом, к XII в. товарообмен происходил как внутри отдельных городских округов, так и между различными регионами страны. Ярмарки приобрели значение не только общеитальянских центров денежного товарообмена, но в большой степени и общеевропейских.

Выросли и прямые международные торговые связи итальянских городов с Алжиром, Тунисом, Марокко, Египтом. Генуя вела деловые операции с Провансом, Каталонией и обладала опорными пунктами в Северной Африке. Венеция установила экономическое господство в землях Далмации. В ходе крестовых походов (см. гл. 8) портовые центры Италии: Анкона, Пиза, Генуя и Венеция установили прочные торговые связи с Византией и Левантом (Ближним Востоком), где они основали свои фактории. Туда они везли сукно, хлеб, металлические изделия; оттуда - пряности, хлопок, красители. Этот обмен приносил им колоссальные прибыли. Таким образом, развитие ремесла и торговли заметно усилило экономическую мощь итальянских городов.

Борьба городов с феодальными сеньорами. Дальнейшему развитию ремесла и торговли препятствовали старые феодальные порядки, при которых решение всех хозяйственных и политических вопросов находилось в руках духовных и светских феодальных сеньоров города. Оттон I предоставил им право суда, административного управления, сбора рыночных и таможенных пошлин, чеканки монеты, внешних сношений.

Поэтому пополаны (от popolo - народ) - торгово-ремесленное население городов - вступили на путь открытой борьбы с сеньорами. Их поддержали вальвассоры - мелкие рыцари, заинтресованные в ослаблении сеньоров и в развитии торговли. В 1035 г. пополаны при поддержке вальвассоров изгнали из Милана сеньора-архиепископа, а через несколько лет, после упорной борьбы, Милан стал независимой коммуной. К началу XII в. юридическое признание политической самостоятельности получили Болонья, Мантуя, Пиза, Кремона, Феррара и другие города.

Городские коммуны. Политическим и административным центром итальянского общества стала городская коммуна. Власть в ней перешла в руки коллегии консулов (советников), которые избирались от купечества, вальвассоров и капитанов (знати). Ремесленники и мелкие торговцы в коллегию не допускались. Коллегия консулов была исполнительным органом, а законодательная власть находилась в руках избираемой ограниченным числом полноправных горожан Креденцы - совета доверенных лиц. Иногда созывался и парламенто - собрание всех имеющих избирательные права горожан. Все доходы коммуны шли теперь не в пользу феодального сеньора, а в распоряжение города, что значительно усилило его хозяйственные возможности. Тем более что власть коммуны распространялась и на контадо, сельскую округу, а нередко и на дистретто, более обширную территорию, на которой находились и другие подчиненные столичному города. Так коммуна перерастает в город-государство республиканского типа. Таковыми были городские республики Флоренция, Сиена, Милан, Равенна, Пиза и другие.

Установление власти города над контадо и дистретто подрывало силу и права феодалов, хотя они продолжали всячески сопротивляться, нападали на торговые караваны горожан, срывали решения коммуны. В XII в. пополаны начинают вооруженную борьбу с грандами (феодалами), разрушают и поджигают их замки, насильно переселяют грандов в город. Гранды и в городе возводят замки и башни, иногда идут на соглашение с коммуной, под бдительным наблюдением которой они теперь находятся. Коммуны - республиканские города-государства - подорвали старую систему феодальной иерархии, но не уничтожили феодальные отношения. Они заменили собой феодальных сеньоров. Город оставался феодальным организмом, держал на своей территории вассалов, укреплял корпоративный цеховой строй, вел войны против соседних городов-коммун.

Город и деревня. Бурное развитие городов привело к заметному усилению товарно-денежных отношений, что не могло не оказать влияния на эволюцию аграрного строя. Город требовал увеличения сельскохозяйственной продукции, что привело к осушению болот, расчистке пустошей, а главное - к росту аренды либеллярного или эмфитевтического типа (см. гл. 6). Арендаторами становились крестьяне, мелкие рыцари и горожане. Городская верхушка приобретает земли, и нередко не только в аренду, но и в собственность. Уже с XI в. широкое распространение получает денежная рента. Развитие товарно-денежных отношений не исключало увеличения продуктовой ренты, так как собранные у крестьян и арендаторов продукты их хозяева, часто горожане, отправляли на рынок. Наряду со значительной прослойкой лично свободных крестьян в Италии сохранялись различные категории крестьян, находившихся в тяжелой личной и поземельной зависимости от феодалов.

Сельские коммуны. Рост политического и экономического влияния городов, ослабление власти феодалов привели к оживлению сельских общин, сохранившихся в Италии с лангобардских времен. В XI - XII вв. общины имели в пользовании луга, пастбища, леса, пустоши, реже - пахотные земли. За пользование угодьями они уплачивали феодалу чинш, но могли их дарить, сдавать в аренду и даже продавать. К концу XII в. многие общины выходят победителями из борьбы с сеньорами и добиваются самоуправления. Города в этот период нередко помогали крестьянским общинам в борьбе с феодалами, которые являлись их общим врагом. С их помощью были отняты у феодалов судебная власть над крестьянскими общинами и право на взимание некоторых феодальных поборов. Высвобождаясь из-под власти феодалов, сельские общины не получали, однако, полной независимости или пользовались ею очень недолго. Как правило, их очень скоро подчиняли своему контролю соседние города. Город как бы заменял собою для сельских общин их прежнего феодального сеньора. При этом города признавали автономию сельских общин. Переход сельских общин из-под власти феодалов под власть городов, хотя и не избавлял их от эксплуатации, которой деревня подвергалась теперь со стороны города, в целом сыграл положительную роль, так как город был центром прогрессивного экономичесого развития. Включение сельской округи в состав города-государства способствовало дальнейшему и еще более быстрому развитию товарно-денежных отношений и освобождению крестьян от личной зависимости в большинстве районов Северной и Средней Италии.

В XII-XIV вв. сельские общины превращаются в сельские коммуны - самоуправляющиеся общины. Подобно городским коммунам, они избирали должностных лиц (консулов), создавали свой финансовый, судебный аппарат и даже издавали законодательные постановления - статуты, регулирующие всю жизнь коммуны.

Папская область. По-иному шло развитие Папской области, занимавшей значительную часть Средней Италии. Светское государство пап представляло собой одно из заурядных феодальных княжеств. Поскольку его государь был одновременно главой католической церкви, а столица - Рим - ее организационным и идеологическим центром, на историю этого государства оказывала значительное влияние европейская политика папства, определявшаяся в тот период стремлением пап к верховенству над светскими государями Европы. В XI-XII вв., когда в результате успехов папства в борьбе с империей значительно усилилось его влияние в Европе, папам удалось существенно расширить подвластную им территорию в Италии за счет части Тосканы, Сполето, Беневенто; в конце XII в. они подчинили себе один из крупнейших итальянских городов - Перуджу. В экономическом отношении Папская область отставала от Северной Италии и Тосканы. Города здесь развивались медленнее; в деревне сохранялись наиболее тяжелые формы личной зависимости. Немало способствовала отсталости внутренняя политика папства, отказавшегося предоставлять права самоуправления Риму и другим городам Папской области и сохранявшего старые формы феодальной эксплуатации в деревне. Даже столица Папской области - Рим - была крупным гнездом феодалов; кроме папской резиденции здесь насчитывалось около двухсот феодальных замков. Рим в экономическом отношении отставал от таких развитых центров, как Милан или Флоренция. Значительные доходы населению Рима приносило обслуживание папского двора и многочисленных паломников.

Реакционный характер политики папства по отношению к городам ярко проявился в 40-х годах XII в., когда в Риме обострилась борьба за установление коммуны. В 1143 г. горожане и мелкие рыцари захватили правительственные здания на Капитолии, провозгласили республику и избрали сенат, состоящий из 56 человек; руководители республики считали себя наследниками традиций Древнего Рима. Восставшие требовали передачи верховной власти в городе коммуне.

Особым влиянием во вновь созданной Римской республике стал пользоваться Арнольд Брешианский. Ранее он уже возглавлял оппозиционное движение в своей родной Брешии, направленное против епископа и богатого духовенства. За это его изгнали из Италии. Несколько лет он провел во Франции, где стал последователем прогрессивного философа XII в. Абеляра, впоследствии осужденного церковью (см. гл. 21). Особую злобу и страх вызывало у церковной верхушки учение Арнольда Брешианского, который требовал отказа церкви от земельных владений и богатств, выступал против светской власти пап, протестовал против господства феодальной знати, мечтал о могуществе Рима и единстве Италии. Под влиянием проповедей Арнольда Брешианского римские горожане разрушали дома кардиналов, феодальные замки; папе пришлось бежать из Рима.

В это время в Италию вторгся со своим войском Фридрих I Барбаросса (см. гл. 11). Надеясь на помощь Фридриха в борьбе против папы, сенат Римской республики предложил ему императорскую корону. Однако Фридрих отверг это предложение, вступил в Рим и принял корону от папы Адриана IV. Насилия германских рыцарей-грабителей привели к взрыву возмущения горожан, оказавших императору вооруженное сопротивление. Папа наложил интердикт на Рим; в связи с этим прекратился поток паломников в город, что лишило горожан доходов. В сенате Римской республики одержали верх умеренные элементы; непримиримый противник папства Арнольд Брешианский был изгнан из города, а затем по приказу Фридриха схвачен и предан мучительной казни (1155). Римская республика была ликвидирована, а власть папы восстановлена. Наиболее существенные причины гибели римской коммуны - слабость ремесленно-торгового населения Рима и отсутствие у него своей организации, а также значительная политическая и экономическая сила такого феодального сеньора, как папа.

Южная Италия. В Южной Италии и Сицилии феодальные отношения развивались в условиях чужеземного владычества, что наложило отпечаток на их историю. В XI в. эти области Италии были захвачены норманнами; в 1130 г. Южная Италия и Сицилия при Рожере II объединились в единое государство - Сицилийское королевство (см. гл. 6). Норманнское завоевание ускорило развитие феодальных отношений: короли-завоеватели захватили большую часть земель местной знати и крестьян и раздали их в качестве феодов норманнским феодалам и церкви. Большие земельные владения они оставили за собой как королевский домен. Крестьяне, превратившиеся в зависимых держателей, в значительной части утратили свою свободу. В XII в. в Сицилийском королевстве было много сервов, которые не имели права перехода, а также полусвободных - вилланов, пользовавшихся ограниченным правом перехода. И те и другие обязаны были выполнять барщину и платить натуральные оброки. В целом процесс развития феодальных отношений в Сицилийском королестве происходил медленнее, чем в Северной и Средней Италии. Потому в XII в. на юге сохранилась значительная прослойка свободных крестьян-аллодистов, живших общинами и упорно боровшихся против феодального подчинения. Они неоднократно поднимали восстания против феодалов и защищавшей их интересы королевской власти.

Иначе, чем на Севере, сложилась и судьба южноитальянских городов. В XI-XII вв. они также достигли значительного расцвета, который, однако, был связан преимущественно с транзитной торговлей, поскольку собственное ремесленное производство и местная торговля были здесь слабо развиты. Южноитальянским городам не удалось добиться независимости, и они навсегда остались в подчинении сильной центральной власти.

Борьба городов Северной и Средней Италии против германских феодалов. Во второй половине XII в. над Италией нависла угроза иностранного порабощения. Германские феодалы во главе с Фридрихом I Барбароссой считали основанием для своих захватов в Италии формальную принадлежность (с X в.) к так называемой Римской империи значительной части итальянских земель.

Фридрих I Барбаросса совершил пять походов в Италию. Угроза иноземного порабощения прежде всего нависла над процветающими североитальянскими городами. До итальянских походов Фридриха Барбароссы зависимость городов Ломбардии и Тосканы от империи была номинальной: в некоторых случаях они давали императору денежные субсидии и поставляли вспомогательные отряды, откупаясь таким образом от чужеземного титулованного феодала, верховных прав которого они всерьез не признавали. Теперь же вырастала реальная угроза потери экономической и политической независимости городов, с таким трудом завоеванной в борьбе с местными синьорами.

Уже в первом походе в Италию Фридрих показал себя душителем городских вольностей. Еще ярче это обнаружилось на Ронкальском сейме 1158 г., который под его давлением принял решение о полной ликвидации независимости североитальянских городов. Услужливые болонские юристы, приглашенные на сейм, обосновали это решение известной формулой римскрго права: "Что угодно государю, имеет силу закона". Фридриху не удалось добиться осуществления ронкальских постановлений, несмотря на жестокую расправу с миланцами, которые первые отказались им подчиняться (см. гл. 11).

Разрушение Милана и грабеж страны германскими захватчиками вызвали возмущение во всей Италии и подняли дух сопротивления городов, где уже хозяйничали подеста, назначенные императором. В 1167 г. была основана Ломбардская лига, в которую вошли вновь отстроившийся и возродившийся Милан, Мантуя, Феррара, Кремона, Брешия и другие города. К союзу против императора были привлечены Сицилийское королевство и Венеция, опасавшиеся укрепления позиций империи в Северной Италии. Папство, боровшееся в этот период с империей за господство над феодальной Европой, также поддержало лигу ломбардских городов. Таким образом, борьба с германскими феодальными захватчиками приобрела общеитальянское значение; исход ее решал судьбу всей страны. Ломбардская лига воздвигла у переправы через реку По крепость Алессандрию (названную так по имени папы - Александра III) - заслон против новых германских вторжений. Когда Фридрих в пятый раз перешел Альпы, он не смог взять эту крепость. Потерпев полное поражение от Ломбардской лиги в битве при Леньяно (1176), Фридрих вынужден был капитулировать перед папой. После мирного договора, заключенного в Констанце в 1183 г. между папой и императором (см. главу 11), ронкальские постановления были, по существу, аннулированы и все коммунальные вольности североитальянских городов восстановлены. Поражение империи политически значительно усилило папство. Победа городов-коммун в борьбе с германскими феодалами спасла Италию от иноземного порабощения и содействовала социально-экономическому и культурному процветанию страны в последующие столетия.

В ходе борьбы с германскими захватчиками в Италии в конце XII - начале XIII в. возникли враждебные друг другу политические течения гвельфов и гибеллинов. Название "гвельфы" возникло от фамилии враждебного династии Гогенштауфенов рода саксонских герцогов Вельфов; "гибеллины" - от латинизированного наименования одного из замков Гогенштауфенов (по-немецки - Вайблинген). Гвельфы были противниками императоров и союзниками папы как главы антиимператорского лагеря в Италии; они опирались главным образом на торгово-ремесленные слои городов. Гибеллины - сторонники императоров - искали социальную опору среди феодального дворянства. Кровавая вражда этих политических группировок внутри городов и в их внешней политике наложила отпечаток на всю жизнь Италии XIII в. Нередко города примыкали к враждебным политическим лагерям лишь вследствие их экономического соперничества: если Флоренция была гвельфским городом, то ее конкуренты в области торговли и ремесла - Пиза и Лукка - были гибеллинскими городами. Ожесточенная борьба между гвельфами и гибеллинами еще более усложняла политическую обстановку в Италии.

РЕМЕСЛО

Первоначально в Риме ремеслом занимались многие плебеи среднего достатка. Ремесленник обычно работал в мастерской или наблюдал за ее работой и участвовал в сбыте изделий. Мастерские были небольшими, и количество подсобной рабской силы в них было ограничено.

Более широко применялся рабский труд в рудниках и на тяжелых работах, связанных с общественным строительством, например храмов, или грандиозной «клоака максима» - подземного водостока, служившего для сбора почвенных вод.

С ростом рабовладения в Риме дешевый рабский труд постепенно начал вытеснять труд свободного производителя.

Со II в. до н. э. количество рабов в Риме сильно возросло и рабский труд широко внедрился во все отрасли ремесленного производства. Наряду с мелкими мастерскими возникают более крупные, в которых в основном трудились рабы и не только на подсобных, но и на более сложных работах.

Владельцами мастерских преимущественно были вольноотпущенники. Чаще это были люди среднего достатка, которые сами не участвовали в процессе труда. Наиболее успевающие из них достигали довольно высокого общественного положения. Владельцем мастерской мог стать и раб, плативший своему хозяину оброк.

Римский гражданин относился с презрением к ремеслу. Но многие из состоятельных граждан получали плату за аренду домов, помещений, участков земли, рудников, озер, пригодных для промыслов.

В поздний период империи разложение рабовладельческих отношений привело к преобладанию в производстве свободных ремесленников, которые, однако, были прикреплены к своей профессии. В силу закона профессия ремесленника стала не только обязательной, но и наследственной.

Ремесленники объединялись в различные коллегии; созданные в VI в. До н. э., они были профессиональными объединениями свободных ремесленников. Эти объединения ремесленников по признаку профессий не касались производственных интересов, они ограничивались общими культами. Со временем в профессиональные объединения стали входить ремесленники узких специальностей и прием в эти коллегии стал более ограниченным.

В позднее республиканское и раннее императорское время, когда в Руках отдельных богатых фамилий сосредоточивалось огромное количе

172

ство рабов, появились домашние коллегии, куда входили люди различных профессий как из числа рабов, так и вольноотпущенников. Члены этих коллегий пользовались рядом преимуществ: они участвовали в домашних празднествах, религиозные обрядах, трапезах, и каждый член коллегии, в том числе и раб, мог рассчитывать на погребение в фамильном склепе - колумбарии. Эти коллегии широко вошли в быт. Их появление было желательным и для высших кругов рабовладельческой знати: оно способствовало укреплению системы подчинения зависимых людей.

Во II-III вв. н. э. особенно широко были распространены коллегии «малых людей». В такие коллегии входили люди разных профессий, с небольшим достатком, позволявшим каждому члену объединения делать необходимые взносы. Членами коллегии «малых людей» были в основном вольноотпущенники из низких слоев, а также плебеи и рабы-ремесленники.

Руководящая роль в этих коллегиях принадлежала их патронам и другим лицам, занимавшим почетные должности. Ими были богатые вольноотпущенники и представители рабовладельческой знати. Почетной должности магистра мог добиться и раб. Но по существу высшие слои коллегий «малых людей» были обособлены от массы рядовых членов.

Коллегии «малых людей» были удобной формой муниципального устройства до тех пор, пока в период поздней империи разложение рабовладельческих отношений не привело к появлению новых форм общественной организации ремесленного населения. В это время законодательным порядком коллегии становятся непосредственным орудием закрепощения низших городских слоев общества.

Добыча и обработка металла были известны в древней Италии в самый ранний период истории государственных образований. Особенно высоко развились они в Этрурии, где бронзолитейное дело и обработка драгоценных металлов достигли чрезвычайно высокого уровня.

Сама Италия не богата ископаемыми металлами, но значительные залежи железной руды находились на острове Эфалия в Тирренском море.

Способ выплавки и обработки железа был таким же, как и в Греции. «Кузнецы перековывают куски металла отчасти на оружие, отчасти на кирки и серпы и прочие искусно приготовленные ими орудия»,- говорит один древний историк.

С развитием рабовладения в Риме металлургия достигла наиболее высокого уровня. Этому способствовали завоевание новых территорий, богатых залежами металла, и большой приток рабочей силы.

Особое значение в развитии римской металлургии имели испанские рудники. Испания богата ископаемыми. Нигде на земле, говорит Страбон, не находится столько золота, серебра, меди и железа в естественном состоянии.

О добыче золота в Испании Плиний говорил, что Астурия, Галеция и Лузитания ежегодно дают 20 000 фунтов золота, большую часть которого, однако, производит Астурия, и ни одна страна света не изобиловала золотом в течение столь многих столетий, как она.

173

Предварительная разведка ограничивалась снятием верхнего пласта земли и тщательного изучения содержания в нем признаков металла.

Устройство рудников было в основном таким же, как в Греции, в Лаврийских рудниках, но в римских рудниках Испании имелись некоторые технические улучшения. Штреки делались несколько шире, чаще применялись деревянные крепления и механические приспособления для подъема руды из шахты и, что особенно существенно, применялись водоотливные механизмы, устройство которых было основано на применении Архимедова винта. Водоотливный винт вращали один или два раба, которые, держась руками за горизонтальный брус, переступали на лопасти винта. Такой механизм позволял не только откачивать излишек воды в штольнях, но и отводить подземные потоки, осушая проходы для выборки породы.

О Галеции известно, что серебра в ней нет, а золота много. Добывали золото не в рудниках, а открытым способом, используя силу стремительных горных потоков, которые, подмывая берега, разрушают горные породы и отламывают большие глыбы, полные золотого песку. Занимающиеся добыванием золота люди собирают эти камни и разламывают глыбы, насыщенные золотым песком. После этого они промывают землю и полученное золото плавят в горнах.

О другом способе добычи золота подробно рассказывает Плиний, который говорит, что этот способ «превосходит работы самих гигантов. По этому способу при свете ламп подрывают горы, и в них на большом расстоянии устраивают штольни... Во избежание обвалов во многих местах ставят своды, поддерживающие гору. Встречающиеся твердые скалы преодолевают огнем и кислотами, или же чаще прорубают, так как от жары и дыма задыхаются рабочие; случается, что отсекают куски весом в 150 фунтов. Рабочие день и ночь на плечах выносят эти куски и в темноте передают их друг другу. Свет видят только те, которые работают в верхних рядах... По окончании работ столбы сводов подрубаются начиная с внутренних. Гора начинает проваливаться, и только сторож на ее вершине замечает это. Сторож криком и знаками вызывает рабочих и в то же время сам сбегает с горы. Осевшая гора падает с таким треском, который человеку трудно даже себе и представить. Победители среди невообразимого шума и ветра смотрят на руины природы. Но золота еще пет. Ибо когда рыли, то еще не знали, найдут ли его...»

Далее Плиний рассказывает, что развал горы размывают потоками воды из горных рек, для чего устраивают водопроводы через скалы и камни иногда на большое расстояние. Размытая земля стекает по желобам, а золото оседает в этих желобах на уступах из шероховатого терновика.

У Плиния имеются сведения и о выплавке золота. «Вырытое из земли толчется, промывается, обжигается и превращается в порошок. Остающийся осадок выбрасывается из плавильни, толчется и вторично расплавляется. Плавильники делаются из белой глиноподобной породы земли, так как никакая другая земля не может устоять перед напором воздуха, огня и раскаленного металла».

174

Техника обработки различных металлов у римлян не претерпела существенных изменений по сравнению с техникой, известной грекам. Можно говорить лишь о более широком применении некоторых отраслей производства, распространенных уже в эллинистическое время.

Это особенно относится к применению техники золочения серебряных и медных предметов путем амальгамирования. Эта техника нашла большое применение в позднее республиканское и раннее императорское время, когда роскошь проникла в быт богатых слоев рабовладельцев и стали в большом количестве употребляться дорогая серебряная посуда и многочисленные бытовые серебряные изделия.

При обработке металлов часто применялся токарный станок, прообразом которого послужил давно известный токарный станок для обработки дерева.

Римские мастера умели изготовлять сталь, в особенности славилась испанская сталь, но жидкой выплавки железа римляне не применяли, хотя у них были наблюдения о превращении железа в жидкое состояние. «Железо,- говорит Плиний,- при плавлении делается жидким и после этого ломается подобно губке».

Некоторые технические улучшения произошли и в кузнечном деле: было усовершенствовано устройство кузнечных мехов, изобретена гвоздильная доска, которой пользовались наряду со старой техникой ковки гвоздей. Шире пользовались слесарной техникой.

Железные изделия стали разнообразнее. Но в общем, на протяжении всего времени развития римской металлургии она оставалась на сравнительно низком уровне, довольно быстро развивалось лишь производство предметов роскоши и искусства.

Труд в мастерских был расчленен на многие специализированные процессы, выполнявшиеся разными людьми. Узкая специализация и расчленение труда в ремесле сохранились вплоть до позднего античного времени. В IV-V вв. н. э. в мастерской серебряных дел даже маленькие серебряные сосудики изготовлялись многими людьми.

Керамические изделия имели самое широкое применение во всем Средиземноморье, и римская культура унаследовала многие традиции, издавна существовавшие в самой Италии, но особенно развитые в Греции и в странах эллинистического Востока. Для изготовления посуды применялся ручной гончарный круг. Устройство гончарных обжигательных печей по существу не изменилось, но печи для выпуска массовой продукции часто достигали значительно больших размеров и допускали более высокий обжиг керамики. Широко применялись известные уже ранее приемы изготовления рельефной керамики при помощи форм и штампов.

Повсеместное распространение получило производство краснолаковой рельефной керамики. Она заменила собой расписную и чернолаковую греческую посуду.

Одним из самых крупных центров, изготовлявших рельефную краснолаковую посуду, был Аррециум в Италии. В окрестностях этого города обнаружено около двух десятков керамических мастерских с остатками их продукции. Арретинские мастера достигли совершенства в изготовле-

175

вии красной глазури, имеющей ровную окраску и блестящую поверхность, напоминающую блеск сургуча. Сосуды украшены рельефным орнаментом и фигурными изображениями, расположенными обычно горизонтальными поясами.

Способ изготовления краснолаковой керамики был перенесен из Италии в западные римские провинции. В I и II вв. и. э. особенно процветали мастерские Галлии. Производство краснолаковой посуды было не менее широким и в восточных римских провинциях, преимущественно в малоазийских центрах - Пергаме и на Самосе. Ее формы и орнаментация были близко связаны с эллинистическими греческими традициями. Красная глазурь не имеет ни плотности, ни блеска италийской.

Самая значительная область римского гончарного ремесла связана с производством строительных материалов: кирпича, черепицы, керамических труб для обогревания стен и полов и других изделий. Для формовки разнообразных строительных материалов употреблялись деревянные формы.

Обожженный кирпич впервые у римлян стал одним из строительных материалов. Его употребляли для сооружения не только жилых домов и больших общественных зданий, но и грандиозных оборонительных стен и башен, подземных каналов и виадуков, которые часто достигали большой протяженности.

Такие сооружения требовали большого количества строительного материала. Потребовалась особая организация этого производства. Работы выполнялись не только в обычных эргастериях рабами и ремесленниками, но в значительной части силами солдат. Об этом свидетельствуют штемпеля на кирпичах и на черепице с обозначением номера и наименования легиона.

Римский обожженный кирпич сравнительно плоский и обычно имеет квадратную форму. Применялись кирпичи половинного размера, имеющие треугольную форму. Размеры строительных кирпичей были различны в зависимости от их назначения.

В архитектуре римских терм (бань) применялись особые строительные материалы для устройства обогревательной системы полов и стен. В горячем отделении терм устраивались гипокаусты, пол настилали поверх многочисленных, невысоких столбиков, сложенных обычно из кирпичей квадратной или круглой формы. По подполью проходил горячий воздух.

С большой изобретательностью выполнены керамические приспособления, служившие для обогревания стен.

Один из видов таких кирпичей имеет форму большой плиты, на одной плоскости которой по углам расположены четыре налепа в виде выступов высотой 6-8 см. Из таких плит делали облицовку стены, укладывая плиты на ребро таким образом, чтобы выступы были обращены во внутреннюю часть стены. Благодаря выступам облицовка из плит оставалась на некотором расстоянии от стены, оставляя пространство для циркуляции горячего воздуха, обогревающего стены помещения.

176

Полые кирпичи или большие сосуды вкладывали в перекрытия сводов для облегчения конструкции и улучшения акустики. Чрезвычайно легкие полые кирпичи, употреблявшиеся, вероятно, тоже в кладке сводов, изготовлялись в Испании из особой глины. Такие кирпичи могли плавать на воде.

В римском строительстве и в инженерной технике употреблялось большое количество гончарных труб. Из них составляли подземные водопроводы, водостоки для крыш, применяли их в качестве дымоходов и в отопительной системе.

В зависимости от назначения размеры и форма труб были различными. Для соединения отрезка труб их концы делали разных диаметров: выходной конец оканчивался узкой муфтой, которая вставлялась в широкое отверстие смежной трубы. Места стыков обмазывали известковым раствором.

Большое разнообразие керамических строительных материалов у римлян было связано с потребностями инженерной техники, гражданского и военного строительства. Расцвет этой области гончарного ремесла, однако, почти не затронул производства кровельной черепицы. По сравнению с греческой черепицей римская выглядит скромно, формы ее однообразны, художественная орнаментация в основном исчезла, сохранившись отчасти в Восточных провинциях.

Примером обычного типа римской черепицы может служить черепица из завала кровли, найденного в Геркулануме. Здесь сохранились два рухнувших ската крыши, состоящие из плоских и полукруглых в сечении черепиц.

Когда римляне в I в. до н. э. проникли на Ближний Восток, они застали здесь развитое стеклоделие. Местные мастера делали драгоценные двухцветные сосуды, поверхность которых покрывали резными изображениями, напоминающими резные камеи. Они изготовляли стеклянную посуду, покрытую позолотой и украшенную гравировкой, а также тончайшие мозаичные предметы из многоцветных стеклянных нитей. Пучки этих нитей, рассеченные поперечно на многочисленные пластинки, сохраняли на каждой пластинке изображение цветка. Из таких пластинок при помощи формы мастер создавал пестрые мозаичные сосуды.

Все эти достижения были восприняты римлянами и использованы италийскими мастерами.

Но главное достижение римского стеклоделия пошло по другому пути, истоки которого тоже связаны с Восточным Средиземноморьем.

В Сирии мастера-стеклоделы изобрели способ варки прозрачного, бесцветного стекла. В I в. до н. э. была изобретена выдувная трубка. Применение ее открыло совершенно новые возможности широкого изготовления относительно дешевой, массовой продукции стеклянных изделий. Сирийские мастера уже в I в. н. э. перенесли свое искусство стеклоделия на почву Италии, а оттуда производство дутого стекла распространилось во все западные провинции и продолжало там развиваться до позднего античного времени.

Техника римского стеклоделия была разнообразной. Выдувание из трубки делалось с применением форм и без них. Формы позволяли яз-

177

готовлять дутые фигурные сосуды с рельефной орнаментацией, рельефными буквами и знаками. Сосуды, сделанные способом простого выдувания, чрезвычайно разнообразны, и большинство из них составляет наиболее массовую продукцию.

По мере развития стеклоделия усложнялись и приемы орнаментации сосудов: больше стали применять шлифовку и гравировку, создавая сплошные узоры на поверхности сосудов, украшали их накладными цветными нитями и напаями из темного стекла.

Изобретение прозрачного бесцветного стекла связано еще с одним большим достижением римского ремесла - с изготовлением оконных стекол.

В Италии оконные стекла применялись уже в I в. н. э. В дальнейшем эта область стеклоделия получила очень широкое развитие, особенно в западноримских провинциях, и продолжала развиваться в этих

178

областях вплоть до IV в. н. э. Здесь были раскопаны мастерские стеклянного производства с многочисленными остатками продукции.

Для изготовления оконных стекол употребляли деревянные формы. Их предварительно смачивали водой и затем выливали стеклянную массу, растягивая ее щипцами до краев. Края оконных стекол всегда округленные и слегка утолщены. Обычный размер оконного стекла равен 30-40 см. Но известны стекла значительно больших размеров. В Помпеях были найдены бронзовые оконные рамы с остатками стекла размером 1,0 X 0,70 и 54 X 0,72 м, толщиной стекла 0,013 м.

В Италии ремесла были особенно высоко развиты в Этрурии и Кампании. Ремесленники-ткачи делали шерстяные тонкие и грубые ткани, были также красильщики и сукновалы.

Сукновальные мастерские требовали громоздкого оборудования, которое не было доступно мелкому хозяйству. Центром этого производства в Кампании были Помпеи. Здесь было раскопано несколько больших сукновальных мастерских. О процессе работ дают подробные сведения росписи стен помпейских домов.

Для удаления жира из шерсти сукно замачивали в чанах-ступах. В больших мастерских было несколько таких ступ, отгороженных друг от друга невысокими перегородками. Ткань заливали мочой и засыпали особой глиной, способной впитывать жир. Особый ремесленник - фуллон - топтал и мял ногами ткань, опираясь при этом на перегородки, потом на особых столах ткань били вальками, затем тщательно промывали водой и сушили на жердях или веревках. После просушки ворсовали, пользуясь шкуркой ежа или растением типа чертополоха, а белые ткани окуривали серой, натягивая ткань на каркас полусферической формы. После окуривания ткань натирали специальной глиной, которая придавала крепость и блеск поверхности, и для окончательной отделки сложенные куски ткани клали под пресс.

179

Изображение пресса с двумя вертикальными винтами имеется на одной из помпейских фресок. Подлинный деревянный пресс был найден в Геркулануме. Он состоит из вертикально поставленной деревянной рамы, в центре которой укреплен один деревянный винт. Винт вращался при помощи сквозного стержня, надавливая на горизонтальные доски, между которыми зажималась ткань.

В пределах одной сукновальной мастерской работа делилась между разными лицами. Главным мастером был фуллон, труд которого был очень тяжелым, выполняли его свободные ремесленники. В мастерской работали и другие работники, в том числе женщины, которые выполняли более легкие процессы, связанные с окончательной отделкой ткани.

Значительным развитием отличалось столярно-плотницкое дело, были п столяры-краснодеревцы. Многочисленные деревянные изделия сохранились в Геркулануме обуглившимися от горячего пепла при извержении

180

Везувия в 49 г. н. э.: орудия труда, кровать, с приподнятой стенкой у головы, лари, небольшой шкафчик, отделанный резьбой, и другие предметы, сделанные преимущественно местными мастерами. В римское время еще больше, чем в эллинистическое, в столярном деле применяли фанеровку из накладного дерева дорогих сортов.

Еще большее значение имело плотницкое дело. Из деревянных балок делались межэтажные настилы и стропила для кровельных перекрытий. Плотники также сколачивали временную обшивку обеих сторон стен, возводившихся в основном из слоев щебня и известкового раствора. Особенное развитие плотницкое дело получило в богатых лесом северных провинциях.

Сохранились сведения о строительстве двух деревянных мостов. Один из них был построен Цезарем через Рейн, другой - значительно более грандиозный - был сооружен через Дунай по приказанию императора Траяна (начало II в. н. э.). Настил этого моста покоился на деревянных арках, опиравшихся на каменных быков.

Плотницкие работы широко внедрились в военную технику, связанную со строительством осадных машин: потребности военного дела во многом определяли развитие некоторых отраслей ремесел. Это относится, в частности, к развитию кожевенного дела. Для вооружения римских воинов требовались щиты и обувь, которые изготовлялись из кожи, из кожи делали и панцири.

Щиты изготовлялись из толстой кожи, натянутой на деревянный каркас. Обувь легионеров имела очень толстую подошву, подкованную гвоздями с широкими шляпками, к краям подошвы пришивали целые куски кожи, рассеченные внутри на узкие полосы. Такое устройство пропускало воздух и позволяло быстро и просто укреплять обувь на ноге. Изображение кожевенной мастерской сохранилось на одной из помпейских фресок.

181

Каменотесное дело связано прежде всего с добычей камня. Породы камня разнообразны, и не всякий камень пригоден для строительства. В непосредственной близости от Рима не было хорошего камня, и его приходилось привозить. Витрувий советует выдерживать выломанный камень на воздухе в течение двух лет, и те породы, которые дают трещины, употреблять на фундамент, а хорошо сохранившиеся использовать в надземной части построек.

Способы добычи камня и орудия, употреблявшиеся в каменоломнях, остались в основном такими же, какими были у греков. Особо следует сказать о способе добывания больших монолитов для вытесывания целого ствола колонны. О технике этих работ дают представление сохранившиеся следы неоконченной выемки монолитного блока в одной из каменоломен западной провинции. На выровненной поверхности скалы еще видны бороздки с углублениями для клиньев, расположенные на одинаковом расстоянии. Клинья употребляли металлические или деревянные. Дерево для клиньев брали твердое и сухое. Его забивали в углубления и длительно размачивали, в результате чего по линии борозды образовывалась трещина и выламывалась нужная часть монолита скалы. Техника обработки камня у римлян во многом оставалась старой.

Одним из основных строительных приемов был способ сооружения арки и полуциркульного свода из клинчатых каменных блоков, уложенных насухо. Сложность таких конструкций заключалась в необходимости тщательной отески клинчатых блоков, размеры и форма которых должны были точно совпадать. Иногда блоки вытесывали в каменоломнях из сплошного массива камня, что позволяло с меньшими потерями осуществлять лучшую пригонку боковых сторон блоков.

При выкладке арки или арочного свода пользовались временным деревянным каркасом, на который укладывали клинчатые блоки, начиная с двух нижних, опорных, камней и кончая одним, верхним, замковым,

182

который, распирая другие камни, удерживал всю сложную конструкцию свода.

Для кладки каменных облицовок стен камни отесывали в виде блоков, укладывали их насухо и соединяли скобами и железными скрепами, залитыми свинцом. Внутренняя часть стены заполнялась так называемым римским бетоном: ровными чередующимися слоями щебня и известкового раствора, образовывавшего крепкий монолит.

На протяжении периода империи широко применялась облицовка стен плитками из мрамора и других редких пород камня. Поверхность плиток тщательно полировалась, способствуя впечатлению парадности и роскоши.

Наиболее высокого и самобытного развития достигли те области ремесленного труда, которые были непосредственно связаны с достижениями монументального римского строительства и с насущными потребностями военной и инженерной техники.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные