27 сентября праздник - Воздвижение Креста Господня. Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.
1:866Как пишет Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.
1:1106И второе событие - возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.
1:1383Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.
1:17951:4
3:1117 3:1122
Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).
3:1356У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.
3:1914Отдание праздника - 4 октября. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжестввенным, чем в обычные дни попразднства.
3:363 3:368 4:872 4:877В этот день у православных - строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.
4:1252 4:12575:4
Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.
5:287В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню - Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.
5:635Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов - тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».
5:1758 5:4 6:508 6:513В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
6:1056Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.
6:1402Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.
6:15896:4
Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.
7:832В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю - 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.
7:1419 7:1424В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.
7:364Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.
7:755Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.
7:948Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
7:1555Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.
7:193 7:198Молитва первая
8:836Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.
8:1246 8:1251Молитва вторая
8:1285О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.
8:4219 8:4Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.
8:866 8:871 9:1619Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.
9:181 9:186Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, - и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.
9:809Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни - особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).
9:1341 9:1346 10:1850Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.
10:213Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.
10:358 10:363Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.
10:523В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.
10:1145 10:1150В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.
10:183310:4
В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.
10:171 10:176В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.
10:545 10:550В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.
10:1290 10:1295 11:1799Воздвиженка - улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII - начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка - часть торговой дороги в Смоленск. В XV - первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» - предместье).
11:618В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновска армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.
11:1346В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 - в улицу Калинина. В 1963-90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.
11:166511:4
12:508Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название - монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.
12:991Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.
12:163812:4
13:508На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.
13:820В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.
13:115327 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!». «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».
День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».
Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.
13:2
14:506 14:511Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день.
На Воздвиженье последние птицы отправляются на зимовку.
Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!
На Вздвиженье первая барыня – капуста!
На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.
Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!
Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!
На Воздвиженье – осень к зиме быстрее движется.
Приметы же, которые тоже связывают с этим праздником, как и любые другие суеверия, не имеют никакого отношения к церковному вероучению и Церковью осуждаются.
14:290 14:295Вконтакте
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу двунадесятых.
C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629).
неизвестен , Public DomainКак при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
История праздника
Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314-333).
В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста.
Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест ).
Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.
Василий Кондратьевич Сазонов (1789–1870) , Public DomainРавноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609-633).
Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610-641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень.
С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл Патриарх Захария.
У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.
неизвестен , Public DomainВ слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество ».
Накануне (то есть 13 сентября) вечером совершается . По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом).
Затем совершается троекратное пение тропаря « , и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» , во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая , обычное окончание и первый час.
На литургии вместо Трисвятого поётся «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» (без земных поклонов).
По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета.
Крест лежит на аналое до 21 сентября - дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в через .
На греческом | На церковнославянском(транслитерация) | На русском | |
---|---|---|---|
Тропарь праздника, глас 1 (Ἦχος α") | Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα. | Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христи́анам на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство | Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твоё, победы православным христианам над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. |
Кондак праздника, глас 4 (Ἦχος δ") | Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι, Χριστὲ ὁ Θεός. Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον. | Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Боже, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое oру́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду. | Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы. |
Задостойник праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ") | Μυστικῶς εἶ Θεοτόκε Παράδεισος, ἀγεωργήτως βλαστήσασα Χριστόν, ὑφ᾿ οὗ τὸ τοῦ Σταυροῦ, ζωηφόρον ἐν γῇ, πεφυτούργηται δένδρον· δι᾿ οὗ νῦν ὑψουμένου, προσκυνοῦντες αὐτὸν σὲ μεγαλύνομεν. | Та́ин еси́, Богоро́дице, рай, невозде́ланно возрасти́вший Христа́, И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во. Тем, ны́не возноси́му, покланя́ющеся Ему́, Тя велича́ем. | Ты, Богородица, – таинственный рай, невозделанно произрастивший Христа, Которым на земле насаждено Креста живоносное древо; потому ныне, при воздвижении его, поклоняясь ему, мы Тебя величаем. |
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.
Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня
греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ
досл. Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста
в русском просторечии: Здвиженье
Празднуется Православной церковью 14 сентября по юлианскому или же 27 сентября по григорианскому календарю.
Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
Совершается бденная служба праздника.
Стихиры на стиховне - праздника, Слава и ныне – стихира праздника.
По Ныне отпущаеши и трижды поется тропарь праздника.
На Бог Господь поется тропарь праздника (дважды), Слава и ныне - тот же тропарь
По полиелее, который по традиции совершается в алтаре, поется величание праздника: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
Степенна - 1 антифон 4 гласа От юности моея.
Прокимен праздника.
По Евангелии - Воскресение Христово видевше единожды.
По 50 псалме поется стихира праздника. Помазание святым елеем совершается после выноса Креста.
Каноны: праздника.
Поется катавасия праздника Крест начертав.
После 8-й песни Честнейшую не поем, а поем припев и ирмос 9-й песни. Припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. Ирмос 9-й песни: Таин еси, Богородице, рай (Ты - таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем.
Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона, а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение.
На хвалитех стихиры праздника, Слава и ныне - праздника.
После великого славословия - вынос Креста и поклонение ему.
В соборных и, с благословения епархиального архиерея, приходских храмах совершается чин воздвижения Креста
Поются антифоны праздника (антифон 1, антифон 2).
Входный стих: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.
Сразу после входного стиха – тропарь праздника и кондак.
Вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»
Прокимен, глас 7: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людие.
Вместо Достойно поется задостойник праздника – припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень и ирмос 9-й песни канона: «Таин еси, Богородице, рай...» (до отдания).
Причастен праздника: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
В день праздника Воздвижения установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти.
На Литургии после входа поется: Приидите, поклонимся с окончанием: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа.
Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения (21 сентября/4 октября) после отпуста Литургии священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле.
Воздвижение Креста Господня икона
Воздвижение Креста Господня отмечается Православной Церковью 27 сентября. Праздник Воздвижение креста господня напоминает верующим об обретении в 326 году в Иерусалиме Креста, на котором был распят Иисус Христос.
Полное название — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Православные в этот день вспоминают о двух событиях. Как говорили выше, возле горы Голгофы, на которой был распят Иисус, обрели в 326 году Крест. Второе событие так же очень важное, возвращение из Персии (из плена) Животворящего Креста, греческим императором Ираклием в седьмом столетии.
Эти два события объединены тем, что перед народом Крест поднимали (воздвигали), обращая по очереди во все стороны света, чтоб все люди смогли ему поклониться и порадоваться за обретение святыни.
Праздник Воздвижение Креста Господня относится к двунадесятым праздникам, которые связаны событиями земной жизни Спасителя и Богородицы. Они делятся на Господские, которые посвящены Господу Иисусу Христу, и на Богородичные, которые посвящены Богородице. Крестовоздвижение относится к Господским праздникам.
Праздник Воздвижение Креста Господня имеет день предпразднства, когда в богослужения входят молитвословия к наступающему большому празднику, а так же сем дней попразднства, т.е. после праздника так же отмечаются.
4 октября отдание праздника, т.е. последний день важного праздника, когда проводится особое более торжественное богослужение, чем в другие дни попразднства.
В праздник Воздвижения Креста Господня у православных верующих строгий пост, когда нельзя есть рыбу, мясо, яйца, молочные продукты, пища приправляется растительным маслом.
В день Воздвижения Животворящего Креста Господня совершается Всенощное бдение и Литургия. Во время Утрени Евангелие читается в алтаре, а не на середине храма. В кульминационный момент, одетый в фиолетовое облачение первенствующий священник, выносит Крест. Все молящиеся целуют святыню, а предстоятель помазывает в этот момент святым елеем. При поклонении Кресту в храме поется тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». До дня отдания, т.е. до 4 октября Крест лежит на аналое, после чего его уносят в алтарь.
Воздвижение является одним из великих церковных событий. Чтобы беды и неудачи обошли вас стороной, соблюдайте традиции и приметы праздника.
Ежегодно 27 сентября православная церковь вспоминает событие, произошедшее много лет назад в Иерусалиме, — чудесное обретение Креста, на котором был распят Иисус Христос.
Помимо Воздвижения Креста, в этот день отмечают еще и народный праздник — завершение бабьего лета, или Третьи Осенины. Поэтому многие традиции и приметы праздника имеют не только религиозный, но и народный характер.
Как и у любого другого церковного праздника, главная традиция на Воздвижение — это посещение храмов и церквей, прослушивание божественных литургий. Во многих городах проходит крестный ход. В этот день молились за исцеление близких, за богатый урожай в следующем году, просили об избавлении от грехов.
Крест является особой православной реликвией , символизирующей страдания. Поэтому в этот день следует соблюдать строгий пост. Раньше считали, что того, кто пренебрегает этой традицией, Бог наказывает семью грехами, а с того, кто не вкусил скоромной пищи, семь грехов снимает.
Считалось, что молитвы в этот день обладают особой силой. Если в этот день искренне помолиться или попросить о чем-нибудь, это обязательно будет исполнено.
Запрещалось в этот праздник подавать на стол любые мясные блюда. Считалось, что человек, попробовавший мясо убитого животного в этот день, убивает все произнесенные им молитвы.
Согласно народным традициям, 27 сентября было запрещено ходить в лес. Считалось, что в этот день по лесу гуляет Леший и пересчитывает всех лесных обитателей, а если ему на пути попадется человек, то обратной дороги из леса путник не найдет.
Крест символизирует божественную защиту. В древности тот, кто хотел защитить свой дом и своих близких, 27 сентября рисовал крест на дверях своего жилища. Эта традиция существует и в наше время.
Для крестьян этот день считался окончательным завершением бабьего лета и наступлением осени. Уже к этому моменту все дела, касающиеся сельского хозяйства, должны быть завершены.
Как для верующих, так и для тех, кто далек от религии, в этот день были очень важны приметы. И многие случайные вещи обретали сакральный смысл.
27 сентября — последний день бабьего лета. Считалось, что осень начинает двигаться навстречу зиме.
На Руси в этот день отмечали народный праздник — капустницу. Женщины, которые подавали на стол пироги с капустой, считались хорошими хозяйками. Молодые девушки и юноши собирались в этот день на гулянья, девушки накрывали стол, а парни выбирали себе невест.
27 сентября множество примет предвещало наступление холодов : птицы улетали на юг, медведи ложились в берлогу, а змеи прятались в нору.
Верующие всегда вкладывают духовный смысл в православные праздники. Воздвижение Креста Господня наравне с Пасхой и Рождеством Христовым имеет для христиан особое значение. Если вы так же чтите это великое событие, не забывайте соблюдать традиции и приметы праздника, и тогда счастье не обойдет вас стороной . Мир вам и вашему дому, и не забывайте нажимать на кнопки и
25.09.2017 07:19
Один из главных церковных праздников, именуемый Воздвижением Креста Господня, имеет богатую историю и множество традиций, ...
27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста Господня - один из 12 главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви.
В день Крестовоздвижения вспоминают, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629).
Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (Воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.
Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине, (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась, с великою радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.
В 326 году царица Елена с этою целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.
Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.
По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.
Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: “Господи, помилуй!”
Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова . Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.
Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.
Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа - фигуры царя Константина и царицы Елены.
Тропарь, глас 1
Кондак, глас 4
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
Припевы
Ирмос 9-й песни
Хор Православного Братства во имя Архистратига Михаила.
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивные даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Причастен Крестовоздвижению и в Неделю Крестопоклонную
Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имуще Твое, оружие мира, непобедимую победу.
Хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и МДА
Радуйся Живоносный Kресте
.
Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным, oружие непобедимое, бесов сопротивоборче: слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение: пристанище спасения, даруяй миру велию милость.
Молитва первая
Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.
Молитва вторая
О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.
В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника - бдение.
Воздвижение - это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.
Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.
Кульминационный момент праздника - когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Крест лежит на аналое до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.
Чин Воздвижения Креста совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя… , состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame , около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.