Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Варламова Александра Олеговна,ученица 11 класса, МБОУ «Лицей № 1», г. Астрахань[email protected]

Голованева Марина Анатольевна,доктор филологических наук, доцент, Астраханский государственный университет, г. Астрахань[email protected]

Функциональный спектр метафоры в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»

Аннотация.Статья посвященавыявлению функций метафоры, реализующихся в конкретном поэтическом тексте. Авторы делают вывод о проявлении в нём большей части функций: номинативной, текстообразующей, информативной, объяснительной, мнемонической, стилеобразующей. Отмечается высокая концентрация метафор в анализируемом художественном поэтическом тексте.Ключевые слова: метафора, функции метафоры, номинативная, текстообразующая, информативная, объяснительная, мнемоническая, стилеобразующая функции, художественный текст, стиль.

Метафорическое начало текста неизбежно ориентирует его в художественном направлении. На шкале официальноделовой ‬художественныйвсе другие стили (научный, разговорный, публицистический) размещаются в той очерёдности, в какой они способны вместить в себя метафорический «груз», в какой степени созвучны опыту смыслового переноса.По мнению В.П. Москвина, «объём и содержание понятия “метафорический перенос” нестабильны, исследователями вкладываются в него различные смыслы. Термин метафораотносят и к плану содержания, и к плану выражения знака». И тем не менее, привычное бытующее понимание метафоры, которое объясняет суть сравнивания двух объектов, остаётся наиболее приемлемым. Метафоризация настолько глубоко проникла в язык, что превратилась из средства в организующий, конструирующий феномен, а в некоторых случаях составляет само «тело» языка: это метафоры, которыми мы живём.Однако «кладбищем метафор» (Жан Поль Рихтер) язык не представляется ввиду того, что, даже мёртвые, стёртые, они наполняют речь жизнью ‬в этом их призвание, главная функция, смысл существования.Задача художественного текста ‬образовывать множественныеконнотации, «слои смыслов», чаще всего не заданные даже самим автором. Так что метафорический потенциал реализуется здесь наиболее эффективным образом: «метафоризация …семантическое взаимодействие слов ‬вот те языковые процессы, … в которых коннотации себя обнаруживают» . И несмотря на то что«ни однатеория метафорического значения не в состоянии объяснить, как функционирует метафора», её роль в художественном тексте первостепенна.Ряд функций метафоры, эффективно проявляющихся не только в художественном тексте, определяет В.К. Харченко . Однако большинство из них реализуется именно в художественном пространстве, создавая и обогащая текст.Номинативная функция, бесспорно, главенствует в художественном тексте, поскольку изначальная изобразительнаязадача решается автором посредством извлечения из хранилищ языка и эксплуатации таких слов ивыражений, которые точно называют объект. Обозначение изображаемого лежит в основе текстопорождения. «Для нас существует только то, что имеет имя. Неназванные предметы как бы прячутся от сознания», ‬говорит писатель Г. Гор. Однако задача не только изобразительная, но и выразительная, что подразумевает создание образности в целях донесения главной информации до сознания реципиента. «Номинативная функция метафоры ‬это презумпция образности любого слова» . Метафорический способ номинации в текстах В. Маяковского главенствует. Практически всё, что называется, метафоризируется: У него пожар сердца;

Люди нюхают ‭

запахло жареным;Обгорелые фигурки слов и чисел

из черепа;Глупая вобла воображения;Городов вавилонские башни.

Текстообразующаяфункция метафоры выступает в поэме «Облако в штанах» на первый план ввиду того, что «тело метафоры» образует «тело текста» и, наоборот, «тело текста» ‬это за редким исключением метафора, перетекающая в метафору. Уже первые строфы свидетельствуют о том, что метафоротворчество автора есть творение текста:

Вашу мысль,мечтающую на размягченном мозгу,как выжиревший лакей на засаленной кушетке,буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

У меня в душе ни одного седого волоса,и старческой нежности нет в ней!Мир огромив мощью голоса,иду ‭красивый,двадцатидвухлетний.

Нежные!Вы любовь на скрипки ложите.Любовь на литавры ложит грубый.А себя, как я, вывернуть не можете,чтобы были одни сплошные губы!«Эффект текстообразования ‬это следствие таких особенностей метафорической информации, как панорамность образа, большая доля бессознательного в его структуре, плюрализм образных отражений» [Там же: 23]. Выстраивание цепи образов, «пропитанность» одного образа другим и их неразрывное существование характеризуют данный анализируемый текст. Иной вариант порождения текста, возможно, привёл бы к многократному увеличению его объёма по той причине, что даже развёрнутая метафора более компактна и ёмка, чем неметафоричный аналог высказывания. Метафора позволяет не создавать новых номинаций при выражении оригинальной мысли, а использовать имеющийся образный багаж. Так, польский учёный констатирует: «Метафора выручает словотворчество: без метафоры словотворчество было бы обречено на непрерывное производство всё новых и новых слов и отяготило бы человеческую память неимоверным грузом» .

Информативная функцияметафоры также реализуется в поэтическом анализируемом тексте. Эксплицитная подача информации в лирическом тексте ‬закономерная редкость. Имплицитные смыслы, выявляемые реципиирующим сознанием, ‬более частое явление. Метафорические образования, несущие в себе как внешнюю информацию, так и подтекстовую, придают тексту многослойность, глубину, информативную насыщенность. Пример:1)Опять влюбленный выйду в игры,огнем озаряя бровей загиб.2)Что же!И в доме, который выгорел,иногда живут бездомные бродяги!3)Дразните?«Меньше, чем у нищего копеек,у вас изумрудов безумий».4)Помните!Погибла Помпея,когда раздразнили Везувий!Четыре микросюжетныхсегмента составляют данный фрагмент: первая метафора порождает мысль о нежелании героя смиряться с любовной драмой; вторая ‬о настроенности героя на новое чувство; третья ‬о нелестной характеристике героя, данной ему возлюбленной; четвёртая ‬об угрозе,исходящей от обиженного героя. Метафорический характер изложения позволяет расширить область коннотаций. Так, первая метафора, помимо основной, несёт в себе информацию об азартности героя (выйду в игры), способности к сильным страстям (огнём озаряя бровейзагиб). Вторая метафора создаёт параллель между реальной картинкой жизни маргиналов и психоэмоциональным состоянием человека, наталкивает на догадку о душевной несломленности героя (живут; наличие восклицания). Третья метафорасравнение раскрывает позитивное отношение героя к сильному чувству (изумрудов безумий), несмотря на принадлежность реплики его оппонентувозлюбленной. Четвёртая метафора (раздразнили Везувий) свидетельствует о стремлении героя предостеречь собеседника от нежелательных действий, речевой неосторожности. Более детальные наблюдения над метафорами данного фрагмента позволили бы выявить сопутствующие смыслы, информационные наслоения. Следовательно, метафоре свойственна концентрация мысли, информативное «сжатие». Когнитивный характер извлечения познающим сознанием смыслов из метафоры отмечен М. Кронгаузом: «Метафора оказывается важнейшим познавательным механизмом, позволяющим познавать сложное через простое, абстрактное через конкретное, неизвестное через известное» . Мысль учёного, на наш взгляд, в равной мере относится не только к ситуации познания материального, но и познания психоэмоционального.Объяснительная функцияметафорыреализуется в тексте научном, ещё чаще ‬учебном. Однако нам представляется уместным заявить о её присутствии и в тексте художественном. Так, в последующих строках автором объясняется суть душевных мук:Люди нюхают ‭запахло жареным!Нагнали какихто.Блестящие!В касках!Нельзя сапожища!Скажите пожарным:на сердце горящее лезут в ласках.Я сам.Глаза наслезнённые бочками выкачу.Дайте о ребра опереться.Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!Рухнули.Не выскочишь из сердца!

Метафора пожара, объявшего сердце, из которого герой стремится «выскочить», призвана объяснить читателю, насколько мучительно безответное любовное чувство, подчеркнуть силу страданий и бесполезность усилий освободиться от него. Объяснительный иллюстративный характер носят метафорические картины пожара, поведения окружающих людей, утешителейпожарных, мятущегося героя. Метафора ‬средство выражения при том, что «в русской речевой культуре “о главном” говорят трудно и негладко» .Любовное чувство ‬одно из самых главных и «трудных», и создание метафоры для его объяснения ‬это то самое «негладкое» выражение мысли. «Негладкое» ‬в значении“требующее усилий в постижении”, т.е. в преломлении метафорического к реалиям жизни. Наличиемнемонической функции уметафоры лирического текста не требует доказательств. Я раньше думал ‭книги делаются так:пришел поэт,легко разжал уста,и сразу запел вдохновенный простак ‭пожалуйста!А оказывается ‭прежде чем начнет петься,долго ходят, размозолев от брожения,и тихо барахтается в тине сердцаглупая вобла воображения.Пока выкипячивают, рифмами пиликая,из любвей и соловьев какоето варево,улица корчится безъязыкая ‭ей нечем кричать и разговаривать.Запоминающиеся метафоры воблы воображения,книгиварева, корчащейся улицы‬это мнемонические форматы, охватывающие наибольшее количество информации, остающейся в памяти читателя уже после первого прочтения текста. Когнитивные новообразования, возникающие в воспринимающем сознании, формируются значительно быстрее именно при обращении автора к метафоре как наиболее иллюстративному средству, а также способному максимально активизировать эмоциональную и воображенческую сферы реципиента. Таким образом,в данной работе в анализируемом тексте нами отмечена реализация таких функций метафоры, как номинативная, текстообразующая, информативная, объяснительная, мнемоническая. Большая концентрация метафор в привлечённом тексте свидетельствует о специфическом творческом стиле В. Маяковского, что позволяет говорить о реализации стилеобразующейфункцииметафоры в его творчестве. Языковая личность поэта проявляется в его способности создавать наиболее сложное речевое построение ‬нестёртую метафору, обладающую большим изобразительновыразительным потенциалом. Текстопорождение, основанное на наслоении метафор, пропитывании ими всего «тела текста»‬редкий поэтический дар, которым наделён поэт.

Ссылки на источники1.Москвин В.П. Стилистика русского языка: Теорет. курс. / В.П. Москвин. Рн/Д, 2006. С. 122. 2.Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живём /Д. Лакофф, М. Джонсон. М.: УРСС Эдиториал, 2004. 256 с. 3.

Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системнаялексикография. М. Наука, 1995. С. 169.4.Дэвидсон Д. Цит. по:Москвин В.П. Стилистика русского языка: Теорет. курс. / В.П. Москвин. Рн/Д, 2006. С. 125. 5.Харченко В.К.Функции метафоры: Учеб. пос. / В.К. Харченко. М.: ЛКИ, 2007.

6.Гор Г. Чилиры: Повесть // Нева. 1975. № 8. С.17.7.Харченко В.К.Функции метафоры: Учеб. пос. / В.К. Харченко. М.: ЛКИ, 2007.С. 14. 8.

Парандовский 1972 С. 157158 Парандовский Я. Алхимия слова / Пер. с польского. М., 1972. C. 157158.9.Кронгауз М.А. Семантика / М.А. Кронгауз. М. 2005. С. 265. 10.Дементьев В.В. Коммуникативные концепты: к вопросу о коммуникативном идеале русской культуры // Слово ‬сознание ‬культура: Сб. научн. тр. М., 2006. С. 47.

Поэма «Облако в штанах» (1915) – центральное произведение дореволюционного творчества Маяковского. В ней поэт пытался показать горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Его лирический герой не желает мириться с действительностью, поэтому в сознании возникает четыре протеста: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» Эти четыре «долой!», охватывающие все основы буржуазного общества, являются глобальным протестом лирического героя Маяковского.

Лирический сюжет поэмы составляет неразделенная любовь героя к девушке Марии. Любовь эта – самая настоящая страсть. Герой «прекрасно болен», «у него пожар сердца». Но девушка выбирает не его, а «толстый кошелек», обеспеченность, стабильность. Герой убежден, что его возлюбленную купили. Мария продала свою любовь за деньги, роскошь, положение в обществе.

В разговоре с девушкой лирический герой спокоен, «как пульс покойника», но душа его умерла. Ее растоптала современная любовь, продающаяся за деньги и опирающаяся только на расчет.

Из второй части поэмы мы понимаем, что герой – поэт. Основное противопоставление этой части – поэт и толпа. Автор говорит о конфликте поэзии и окружающего мира. Желание творцов петь про барышню, «и любовь, и цветочек под росами» не соответствует требованию сегодняшнего дня. Лирический герой отвергает все псевдоромантическое и возвышенное и выбирает участь стать певцом «каторжан города-лепрозория», которые, по его мнению, чище «венецианского лазорья, морями и солнцами омытого сразу!»

Именно здесь, в этом пошлом страшном мире, где давка «выхаркивается» на площадь, а улица кричит: «Идемте жрать!», живут истинные герои жизни.

В двух последних частях поэмы Маяковский выступает как бунтарь, протестующий против всего буржуазного строя, его религии, обличает их как первопричину всех человеческих бед и несчастий. Так, в религии лирический герой поэмы видит только пошлость и искусственность. Вера в бога в понимании лирического героя Маяковского - это то, что придумано, чтобы сделать человека несвободным. В поэме герой становится даже выше бога и грозит ему:

Я думал – ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик.

Таким образом, можно говорить о том, что данное произведение полностью отвергает сложившиеся устои. Лирический герой поэмы Маяковского «Облако в штанах» - это бунтующий герой. Он восстает против религии, политики, искусства и любви буржуазного мира. Герой призывает к решительным действиям. Своим произведениям Маяковский утверждает, что роль поэта в жизни общества огромна и именно он способен повлиять на ход истории.

В этой поэме проявились основные черты поэтического стиля Маяковского:

1. Сочетание правдоподобия и фантастики: «Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного».

2. Использование приема развернутой метафоры. Так, пожар любви, очаг которого – в сердце, постепенно охватывает тело героя, уподобленное архитектурному сооружению: «Мама! Петь не могу. У церковки сердца занимается клирос!» Сердце поэта сравнивается с «церковкой», в которой загорелась сердцевина – клирос.

3. Использование приема развернутой метафоры. Например, фразеологизм «нервы расходились» разрастаются у Маяковского в целую картину:

Как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

Теперь и он, и новее два

Мечутся отчаянной чечеткой…

4. Широкое использование неологизмов: «маленький, смирный любеночек», «миллионы огромных, чистых любовей», «вечер декабрый», «улица безъязыкая», «грудь испешеходили».

5. В области стиха – использование «лесенки», делящей строку на смысловые и интонационные доли, акцентирующей внимание на определенных смыслах.

Во второй главе поэмы «Облако в штанах» речь идет о процессе поэтического творчества и его назначении, о миссии поэта в обществе. Маяковский опровергает кажущуюся легкость стихотворного ремесла, пишет о том, как автор тщательно обдумывает творческий замысел.

Поэт видит явную оторванность многих произведений от живой жизни. Он критикует сентиментально-романтические вирши, которые далеки от истинного пламени чувств. Поэт подчеркивает необходимость новых поисков в области изобразительных средств, способных отразить эмоции каждого человека:

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая –

ей нечем кричать и разговаривать.

В. Маяковский показывает, что за поэтами тянется все общество. Он призывает здравомыслящих людей порвать творения с сентиментальной чушью.

В. Маяковский глубоко чувствовал не только ритм истории, но и законы развития языка. Он понимал, что новая эпоха требует иных изобразительно-выразительных средств. Его авторские неологизмы – это попытка способствовать расширению языковой словарной базы. В. Маяковский понимал, что по сравнению с человеческой историей наша жизнь – песчинка. Надо успеть внести свой вклад в развитие культуры, искусства. Надо торопиться жить, смело включаясь в борьбу за свои идеалы.

Резкими, грубоватыми мазками (как на картинках художника Лентулова) изображен во второй главе поэмы городской пейзаж, центральным при создании которого является образ толпы.

Поэт призывает прислушаться к его проповеднической речи. Он хочет сплотить вокруг себя даже тех людей, что когда-то обидели его. В главе переосмысливается библейский сюжет о распятии Христа: аудитории Петрограда, Москвы, Одессы, Киева сравниваются с теми, кто кричал на горе Голгофе: «Распни его!»

Поэт стремится развенчать философию тех, кто как проказой заболел золотой лихорадкой. Слова «грязь» и «золото» сопряжены в произведении в пределах одной строки, ибо общество, построенное на имущественном праве сильного, попирает при этом обездоленных.

В. Маяковский провозглашает ценность человеческой личности и верит в необходимость общественного подъема.

Наиболее важными в данной главе являются строки о провидческом характере поэтического таланта. Непонятный современниками, поэт надеется достучаться до сердец потомков. Уже в 1914–1915 годах он пророчески ощущает приход новой волны революционных перемен:

Где глаз войны обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядет шестнадцатый год.

И поэт готов к этим революционным переменам. Он видит в них путь к спасению и торжеству социальной справедливости. Подобно горьковскому Данко он хочет вынуть из груди окровавленную душу и дать народу как знамя, как символ праведной борьбы за счастье и свободу.

Предварительный просмотр:

Аннотированный каталог ресурсов

Название ресурса

Аннотация

Ресурс представляет собой материалы для подготовки к ЕГЭ

Урок- проект по литературе

Образовательный комплекс представляет собой библиотеку мультимедиа объектов, снабженную системой поиска.

Ресурс содержит примеры уроков литературы

Портал содержит обширную базу разработок уроков и методических мероприятий по всем предметам и направлениям школьной жизни.

Предварительный просмотр:

Тропы в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»

Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» Выпускная работа по учебной программе «Стандарт учителя: информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» Электронные методические материалы по теме: « Тропы в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»» Выполнила: Степанова Татьяна Николаевна слушатель группы: 16.41.22 Учитель русского языка и литературы Преподаватель Васильева Юлия Алексеевна Санкт-Петербург 2017

Цели проекта Сформировать знания учащихся о тропах как средстве художественной выразительности. Определить роль тропов в поэме В.Маяковского.

Личностные: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь. Метапредметные: развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности. Предметные: дать учащимся знания о разновидностях тропов.

Ожидаемые результаты Проведение лингвистического анализа текста и выделение средств художественной выразительности. Создание учащимися таблицы тропов, использованных в поэме Выявление учащимися различных функций тропов в тексте.

Сбор информации. Высший бал ставится, если ученик правильно определил тропы в тексте, проект содержит достаточное количество информации, ссылок на различные источники. Организация письменной работы. Использованы адекватные способы представления материала (диаграммы, таблицы) Анализ процесса и результата. Учащийся последовательно и полно анализирует результаты анализа, делает выводы об использовании средств художественной выразительности в тексте. Личное участие. Ребенок проявил энтузиазм, обнаружил собственное мнение при проведении проекта.

Задания учащимся Таблица первичного сбора информации Таблица обработки результатов Пример диаграммы Аннотированный каталог ресурсов Материалы к проекту

Степанова Татьяна Николаевна Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа-интернат №289

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» Выпускная работа по учебной программе «Стандарт учителя: информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» Электронные методические материалы

Чернышова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа №14"
Населённый пункт: г.Череповец Вологодской области
Наименование материала: Конспект урока литературы в 11 классе
Тема: Изучаем поэму В.В.Маяковского "Облако в штанах"
Дата публикации: 31.08.2016
Раздел: полное образование

Бунт «тринадцатого апостола в поэме «Облако в штанах».
Цели:
- познакомить с историей создания поэмы; обозначить основные темы поэмы; определить роль средств выразительности; - развитие навыка анализа поэмы; - воспитание интереса к поэтике В.Маяковского. У меня в душе ни одного седого волоса, И старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, Иду - красивый, двадцатидвухлетний.
I.

Оргмомент.

Работа с эпиграфом.

Формулировка темы и постановка цели.

Актуализация знаний. Сообщения групп.

1.
Историки.Замысел поэмы. История создания. «Облако в штанах» – одна из самых известных ранних поэм В. Маяковского была закончена к июлю 1915 года. Появление ее в печати стало далеко не рядовым событием для русской поэзии и всего российского общества. В ней поэт выступает как «тринадцатый апостол». Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник». По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: "Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"». Свою поэму Владимир Маяковский начал еще в первой половине 1914 года. По свидетельству его друзей на написание первой главы поэмы поэта вдохновил романтический эпизод во время поездки футуристов по России. В Одессе, где они выступали с 16 по 19 января 1914 года, он познакомился с красавицей, Марией Денисовой, в которую влюбился. Человек мощной фактуры, но с нежным и ранимым сердцем, не мог не разглядеть в толпе поклонниц глаза прекрасной харьковчанки. В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и и н т е л л е к т у а л ь н а я у с т р е м л е н н о с т ь к о в с е м у н о в о м у » . Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы... Однако начавшаяся империалистическая война отодвинула этот замысел. Но когда наступило прозрение относительно войны и поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в совсем ином понимании жизни вообще. Заметно, что любовная драма перерастает в драму жизни. Очевидно, поэт остановился на данном названии, чтобы привлечь читательское внимание к самому произведению. 1

2.
Теоретики. Тетраптих - произведение искусcтва, состоящее из четырёх составных частей (картин, барельефов и др.), объединённых общей идеей. Идейно-тематическое единство. Ее центральная тема – романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали. Смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны. Поэт против старой жизни.
3.
Литературоведы.Своеобразие сюжета и композиции. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня противопоставлены по типу контраста: он – огромный, неуклюжий индивидуалист, она – хрупкая, маленькая дочь своего общества. Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы. Обратим внимание на сюжетно- романтический узел поэмы. Перед нами история большой, но неразделённой любви. Молодой человек ждёт назначенного свидания. Ожидание мучительное  «тряски нервное желе», как позже охарактеризовал Маяковский подобные переживания. Пришедшая, наконец, Мария объявляет, что «выходит замуж». Девушку «украли». Осиротевший герой обнаруживает, что он «заболел» любовью. У него «пожар сердца». Одинокий бродит по улицам, в «тракторных углах вином обливает душу», наблюдает «в экипажах… жирных, проевшихся насквозь…» Мысленно, тем не менее, герой сосредоточен не на одном своём горестном чувстве. Личная трагедия с обострённой силой сталкивает его лицом к лицу с окружающим миром, со сложнейшими проблемами быта, искусства, политики, религии. Раненое сердце становится предельно чутким не только к собственным, но и к чужим страданиям, и поэт мучительно стремится осмыслить, почему обесчеловечен прекрасный в своей основе мир? Как возникает такая странная действительность, где, с одной стороны, великое множество людей бездомных и обречённых на муки, а с другой  лопающиеся от жира сытые? Сказанное объясняет основной принцип композиции поэмы. Y.
Исследовательская работа.
Прочитайте вступление к поэме и по ходу чтения выписывайте средства выразительности: - 1-й ряд (метафоры); - 2-й ряд (гиперболы); - 3-й ряд (сравнения). (Анализ наиболее ярких средств). YI.
Беседа.
- Надеюсь, что творчество Маяковского не оставило вас равнодушными. Воскресите основное содержание урока в своем сознании, ответив на вопросы: - Почему Маяковский не пытался вернуть прежнее название? (Свыкся) - Кто явился прообразом лирической героини? 2
- Какова главная мысль поэмы? (Любовь человека к жизни, к миру, к людям в высоком библейском понимании). - Что отвергал поэт в существующем строе? (Долой….) - О чём размышляет поэт в поэме? (Об основных устоях) - Какую роль сыграли средства выразительности в постижении идеи поэмы? YII.
Выставление оценок.
YIII.
Домашнее задание.
Работа с текстом: -подготовить выразительное чтение отрывка; - выписать средства выразительности по вариантам: 1 - (олицетворения); 2 - (гиперболы); 3 - (метафоры, примеры парцелляции); 4 - (оксюморон); 5 - (антитезу) 6 - (эпитеты) Финал поэмы звучит не без авторской иронии: Вселенная не слышит протеста «тринадцатого апостола» – она спит!
Особенности поэтики Маяковского
Поэме В. Маяковского "Облако в штанах" (как и другим его произведениям) свойственны гиперболизм, оригинальность, планетарность сравнений и метафор. Их чрезмерность порой создает трудности для восприятия. М. Цветаева, например, любившая стихи Маяковского, считала, что «Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты. После Маяковского нужно долго и много есть». Тексты: стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся»; пьесы «Клоп», «Баня» 1 группа – Сюжет, композиция, образы. 3
2 группа – Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя. 3 группа – Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа лирического героя. Результаты наблюдений (краткая запись) Сюжета – действия нет, есть сюжет – состояние, переживания. Завязка сюжета –драма любви, она необычна, так как третий персонаж в любовном ∆ – буржуазный миропорядок. Основной конфликт –противостояние человека и мира. Сюжет передает страдание лирического героя: «жилистая громада сюжет, корчится» –«Как больной с кровати, спрыгнул нерв.» – «Нервы … скачут бешеные…» – «…Спокоен как! Как пульс покойника…» – «…Самое страшное видели … лицо мое, когда я абсолютно спокоен …» – «…ваш сын прекрасно болен…» – «Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! – крик последний о том, что горю.» Композиция передает состояние души лирического героя. Завязка – ожидание свидания («нервы скачут бешеные»). Кульминация – приход Марии («спокоен как …»). Развязка – последний крик лирического героя («крик последний, ты хоть о том, что горю..»). Страданию героя нет исхода («.. в столетия выплесни.» – это в никуда) Ведущий образ – образ «Я». Лирический герой близок поэту по мировосприятию и конкретным жизненным обстоятельствам. Но это обобщенный образ страдающего несовершенством мира человека. Поэма – страстный монолог лирического героя. Страсть выплескивается в отчаянном крике, достигает высот трагедии: мир не слышит героя. Лирический герой – страдающая, мучающаяся душа, ожидающая, не находящая понимания с миром. И в этом ее трагедия, а не только в трагедии любви. Образ любимой – это «Джоконда», которую надо украсть» образ противника – неясен, это весь мир – любителей святотатств, преступлений и боен». Главные изобразительные средства – это ассоциативная метафора, гиперболизация, доходящая до гротеска, фантасмагории, яркие сравнения. Основная роль – показать душевное состояние героя. Страдания измученной души выражены в парадоксальных и броских метафорах: «Полночь, с ножом мчась, догнала, ││зарезала, ││вон его…» – рисует образ безжалостного времени, уничтожающего человека. «На лице обгорающем ││ из трещины губ ││обугленный поцелуишко броситься вырос..» – показана трогательная беззащитность человека перед силой любви и страданий. Необычно интересны сравнения, передающие страдания лирического героя: Упал двенадцатый час, Как с плахи голова казненного.. Так передает поэт напряжение героя, ожидающего свою любимую. Переживания лирического героя передаются и с помощью олицетворений, необыкновенно ярких. Поэт наделяет даром чувства, способности мыслить и страдать нервы: «Слышу: ││тихо, ││как больной с кровати, ││ спрыгнул нерв… С помощью сравнений изображается образ возлюбленной: «Вошла ты, ││резкая, как «нате»! И «Вы – Джоконда…» «Нате» – это эпатирующее публику, бросающее вызов современному миру стихотворение Маяковского, резкое, бескомпромиссное. Так и здесь: сравнение передает конец любви. Сравнение любимой с Джокондой, прекрасным творением Леонардо да Винчи, возвышает этот образ 4
Велика роль гипербол в характеристике образа лирического героя: «Что может хотеться этакой глыбе?», «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце холодной железною…», «…рухнула штукатурка в нижнем этаже…» – гипербола подчеркивает беззащитность, бессилие человека перед чувством любви и передает противоречивость образа: сила, мощь – и беззащитность. Значим и пейзаж в I главе поэмы. Он тоже отражает состояние души лирического героя. Герой пытается найти защиту: «Еще и еще, ││ дождю ││ лицом в его лицо рябое, ││ жду…» – и видит, что и природная стихия против него: «…││в стеклах дождинки серые ││ свились, гримасу громадили…» А в самом начале поэмы «хмурый, декабрый» вечер точно гармонирует с душой героя. Ритм – основная сила стиха, ритмика, как и все элементы стиха, починена смысловой задаче: передать страдания души лирического героя, его растерянность, метания. Акцентный стих Маяковского позволяет выделить ключевое слово, точно предающее состояние героя: Еще и еще, Уткнувшись дождю Лицом в его лицо рябое, Жду, Обрызганный шумом городского прибоя. Короткое слово «жду» на одной строчке, в окружении длинных строк, логически выделяется, передавая всю муку ждущего человека. Или еще: Эй! Господа! Любители Святотатств Преступлений, Боен, – А самое страшное Видели – Лицо мое, когда Я Абсолютно спокоен. Поэт выделяет каждое слово, и в этом строении стиха ясно видна антитеза: «я» лирического героя противопоставляется окружаемому миру. Ритм неровный, пульсирующий, то замедленный («А ночь по комнате ….») то быстрый, нервный (Алло! ││Кто говорит? ││Мама!), то взрывающийся на повторах, задыхающийся («Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!) Если графически изобразить ритмику поэмы, то это, наверное, получится кардиограмма больного сердца, работающего с перебоями. Замечательная особенность поэтики Маяковского – неожиданная, звучная рифма. Поэт использует ассонансные (неточные) рифмы и составные. Рифма приковывает к слову, заставляет понять и принять его: Видите – спокоен как! Как пульс покойника … (составная) «Четкий – чечеткой» (ассонансная) Поэт использует лексику разговорного стиля, просторечные слова («издерется» рот, двери «заляскали», «изрыгает», «глаза выкачу») В передаче любовного чувства тоже используется часто разговорная лексика, но низкие слова становятся поэтическими («маша! Ваш сын прекрасно болен..») 5
В поэме много неологизмов, но они всегда мотивированы, служат усилению экспрессии поэтического слова (вечер «декабрый», любовь – «любеночек», «выстони», «церковка сердца»), точно отражают мысль и чувства героя. Фонетические и синтаксические средства также передают душевное состояние лирического героя («А ночь по комнате тинится и тинится, Из тины не вытянуться отяжелевшему глазу…» – ассонанс звука [и] + аллитерация [ц] рождает яркий образ тянущегося времени, постоянные повторы, сложные синтаксические конструкции в сочетании с неполными предложениями разговорного стиля отражает неровный ритм мечущегося сердца.) Индивидуальные задания. Первая часть: за что «долой вашу любовь»? Любовный треугольник в духе Джека Лондона; любовь как «горящее сердце». Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать центральной, ей посвящен весь первый и часть четвертого раздела.
Вторая часть: почему отвергается «ваше искусство»?
Оппозиция поэты и улица (ср. метафоры: «тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения» и «улица корчится безъязыкая»), книги и жизнь, образ поэта-пророка и предтечи
Третья часть – «долой ваш строй», образ миропорядка: небо – «железный Бисмарк»,

земля – «любовница Ротшильда».
Поясните метафору: «небо опят иудит / пригоршнью обрызганных предательством звезд». Поэт – «площадной сутенер и карточный шулер» (см. религиозный смысл юродства) и «тринадцатый апостол».
Четвертая часть: «долой вашу религию», причина бунта против бога; образ бога у

Маяковского
; поясните финальный образ «спящей Вселенной» (ср. стихотворение М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»). 6

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные