Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

МОЛИТВА НАД ОБУРЕВАЕМЫМИ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ

приписывается Иоанну Златоусту

Боже Вечный, избавивый род человеческий от пленения диавольскаго, избави раба Твоего (имярек) от всякаго действа духов нечистых, повели нечистым и лукавым духом же и демоном отступити от душы и от тела раба Твоего (имярек), и не пребывати, ниже сокрытися в нем.

Да бежат именем Твоим святым, и единороднаго твоего Сына, и животворящаго твоего Духа, от создания рук Твоею.

Да очищен быв от всякаго искушения диавольскаго, преподобне, и праведно, и благочестно поживает, сподобляем пречистых тайн единороднаго Сына Твоего и Бога нашего: с Ним же благословен ecи, и препрославен, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Ти Духом, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.

МОЛИТВA ПРОТИВ ДЬЯВОЛА

(составленная оптинским старцем схииеромонахом Анатолием Потаповым).

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкого и злохитрого антихриста, близгрядущего, и укрой меня от сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания имени Твоего святого, да не отступлю страха ради дьявольского, да не отрекусь от Тебя, Спасителя и Искупителя моего, от Святой Твоей Церкви. Но даждь мне, Господи, день и ночь плачь и слезы о грехах моих, и пощади мя, Господи, в час Страшного Суда Твоего. Аминь.

========================

Молитва, изгоняющая диавола, папы Льва XIII:

Exorcizamus te, omnis immundus spiritus, omnis satanica potestas, omnis incursio infernalis adversarii, omnis legio, omnis congregatio et secta diabolica, in nomine et virtute Domini Nostri Jesu + Christi, eradicare et effugare a Dei Ecclesia, ab animabus ad imaginem Dei conditis ac pretioso divini Agni sanguine redemptis + . Non ultra audeas, serpens callidissime, decipere humanum genus, Dei Ecclesiam persequi, ac Dei electos excutere et cribrare sicut triticum + . Imperat tibi Deus altissimus + , cui in magna tua superbia te similem haberi adhuc praesumis; qui omnes homines vult salvos fieri et ad agnitionem veritaris venire. Imperat tibi Deus Pater + ; imperat tibi Deus Filius + ; imperat tibi Deus Spiritus Sanctus + . Imperat tibi majestas Christi, aeternum Dei Verbum, caro factum + , qui pro salute generis nostri tua invidia perditi, humiliavit semetipsum facfus hobediens usque ad mortem; qui Ecclesiam suam aedificavit supra firmam petram, et portas inferi adversus eam nunquam esse praevalituras edixit, cum ea ipse permansurus omnibus diebus usque ad consummationem saeculi. Imperat tibi sacramentum Crucis + , omniumque christianae fidei Mysteriorum virtus +. Imperat tibi excelsa Dei Genitrix Virgo Maria + , quae superbissimum caput tuum a primo instanti immaculatae suae conceptionis in sua humilitate contrivit. Imperat tibi fides sanctorum Apostolorum Petri et Pauli, et ceterorum Apostolorum + . Imperat tibi Martyrum sanguis, ac pia Sanctorum et Sanctarum omnium intercessio +.Ergo, draco maledicte et omnis legio diabolica, adjuramus te per Deum + vivum, per Deum + verum, per Deum + sanctum, per Deum qui sic dilexit mundum, ut Filium suum unigenitum daret, ut omnes qui credit in eum non pereat, sed habeat vitam aeternam: cessa decipere humanas creaturas, eisque aeternae perditionis venenum propinare: desine Ecclesiae nocere, et ejus libertati laqueos injicere. Vade, satana, inventor et magister omnis fallaciae, hostis humanae salutis. Da locum Christo, in quo nihil invenisti de operibus tuis; da locum Ecclesiae uni, sanctae, catholicae, et apostolicae, quam Christus ipse acquisivit sanguine suo. Humiliare sub potenti manu Dei; contremisce et effuge, invocato a nobis sancto et terribili nomine Jesu, quem inferi tremunt, cui Virtutes caelorum et Potestates et Dominationes subjectae sunt; quem Cherubim et Seraphim indefessis vocibus laudant, dicentes: Sanctus, Sanctus, Sanctus Dominus Deus Sabaoth.Oremus. Deus coeli, Deus terrae, Deus Angelorum, Deus Archangelorum, Deus Patriarcharum, Deus Prophetarum, Deus Apostolorum, Deus Martyrum, Deus Confessorum, Deus Virginum, Deus qui potestatem habes donare vitam post mortem, requiem post laborem; quia non est Deus praeter te, nec esse potest nisi tu creator omnium visibilium et invisibilium, cujus regni non erit finis: humiIiter majestati gloriae tuae supplicamus, ut ab omni infernalium spirituum potestate, laqueo, deceptione et nequitia nos potenter liberare, et incolumes custodire digneris. Per Christum Dominum nostrum. Amen.Вот молитва Экзорцизма папы Льва XIII:Exorcizamus te, omnis immundus spiritus, omnis satanica potestas, omnis incursio infernalis adversarii, omnis legio, omnis congregatio et secta diabolica, in nomine et virtute Domini Nostri Jesu + Christi, eradicare et effugare a Dei Ecclesia, ab animabus ad imaginem Dei conditis ac pretioso divini Agni sanguine redemptis + . Non ultra audeas, serpens callidissime, decipere humanum genus, Dei Ecclesiam persequi, ac Dei electos excutere et cribrare sicut triticum + . Imperat tibi Deus altissimus + , cui in magna tua superbia te similem haberi adhuc praesumis; qui omnes homines vult salvos fieri et ad agnitionem veritaris venire. Imperat tibi Deus Pater + ; imperat tibi Deus Filius + ; imperat tibi Deus Spiritus Sanctus + . Imperat tibi majestas Christi, aeternum Dei.Verbum, caro factum + , qui pro salute generis nostri tua invidia perditi, humiliavit semetipsum facfus hobediens usque ad mortem; qui Ecclesiam suam aedificavit supra firmam petram, et portas inferi adversus eam nunquam esse praevalituras edixit, cum ea ipse permansurus omnibus diebus usque ad consummationem saeculi. Imperat tibi sacramentum Crucis + , omniumque christianae fidei Mysteriorum virtus +. Imperat tibi excelsa Dei Genitrix Virgo Maria + , quae superbissimum caput tuum a primo instanti immaculatae suae conceptionis in sua humilitate contrivit. Imperat tibi fides sanctorum Apostolorum Petri et Pauli, et ceterorum Apostolorum + . Imperat tibi Martyrum sanguis, ac pia Sanctorum et Sanctarum omnium intercessio +.Ergo, draco maledicte et omnis legio diabolica, adjuramus te per Deum + vivum, per Deum + verum, per Deum + sanctum, per Deum qui sic dilexit mundum, ut Filium suum unigenitum daret, ut omnes qui credit in eum non pereat, sed habeat vitam aeternam: cessa decipere humanas creaturas, eisque aeternae perditionis venenum propinare: desine Ecclesiae nocere, et ejus libertati laqueos injicere. Vade, satana, inventor et magister omnis fallaciae, hostis humanae salutis. Da locum Christo, in quo nihil invenisti de operibus tuis; da locum Ecclesiae uni, sanctae, catholicae, et apostolicae, quam Christus ipse acquisivit sanguine suo. Humiliare sub potenti manu Dei; contremisce et effuge, invocato a nobis sancto et terribili nomine Jesu, quem inferi tremunt, cui Virtutes caelorum et Potestates et Dominationes subjectae sunt; quem Cherubim et Seraphim indefessis vocibus laudant, dicentes: Sanctus, Sanctus, Sanctus Dominus Deus Sabaoth.Oremus. Deus coeli, Deus terrae, Deus Angelorum, Deus Archangelorum, Deus Patriarcharum, Deus Prophetarum, Deus Apostolorum, Deus Martyrum, Deus Confessorum, Deus Virginum, Deus qui potestatem habes donare vitam post mortem, requiem post laborem; quia non est Deus praeter te, nec esse potest nisi tu creator omnium visibilium et invisibilium, cujus regni non erit finis: humiIiter majestati gloriae tuae supplicamus, ut ab omni infernalium spirituum potestate, laqueo, deceptione et nequitia nos potenter liberare, et incolumes custodire digneris. Per Christum Dominum nostrum. Amen.

Перевод

Изгоняем тебя, дух всякой нечистоты, всякая сила сатанинская, всякий посягатель адский враждебный, всякий легион, всякое собрание и секта диавольская, именем и добродетелью Господа нашего Иисуса + Христа, искоренись и беги от Церкви Божией, от душ по образу Божию сотворенных и драгоценною кровию Агнца искупленных. + Не смеешь боле, змий хитрейший, обманывать род человеческий, Церковь Божию преследовать и избранных Божиих отторгать и развеивать, как пшеницу. + Повелевает тебе Бог всевышний, + Коему доныне уравняться желаешь в великой своей гордыне; Который всех людей хочет спасти и привести к познанию истины. Повелевает тебе Бог Отец; + повелевает тебе Бог Сын; + повелевает тебе Бог Дух Святой. + Повелевает тебе величие Христа, вечного Бога Слова воплощенного, + Который ради спасения рода нашего, завистью твоею падшего, смирил Себя и был послушен даже до смерти; Который Церковь Свою поставил на камне крепком и обетовал, что врата ада не одолеют Ее, ибо Сам с Нею пребудет до скончания века. Повелевает тебе таинство Креста + и всех тайн веры христианской благородство. + Повелевает тебе высокая Богородица Дева Мария, + Которая надменнейшую главу твою с первого мига непорочного Своего зачатия в смирении Своем поразила. Повелевает тебе вера святых апостолов Петра и Павла, и прочих апостолов. + Повелевает тебе кровь мучеников и всех святых мужей и жен благочестивое заступничество. +Посему тебя, змий проклятый и легион диавольский, заклинаем Богом Живым, + Богом истинным, + Богом святым, + Богом, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную: прекрати обманывать людей и изливать на них яд вечного проклятия; перестань вредить Церкви и свободу Ее облагать оковами. Изыди, сатана, измыслитель и хозяин всякой лжи, враг спасения человеческого. Освободи место Христу, в Котором не найдешь ты ничего тобою сделанного; освободи место Церкви Единой, Святой, Вселенской и Апостольской, Христом же ценою Крови Его приобретенной. Склонись под всемогущей Десницею Божией; трепещи и беги, когда призываем мы святое и страшное имя Иисусово, от коего ад содрогается, коему Силы, Державы и Власти небесные смиренно поклоняются, коему Херувимы и Серафимы непрестанно славу воспевают, взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф. Помолимся. Боже небес, Боже земли, Боже ангелов, Боже архангелов, Боже патриархов, Боже пророков, Боже апостолов, Боже мучеников, Боже исповедников, Боже дев, Боже, власть имеющий жизнь по смерти и отдых по трудам даровать, ибо нет иного Бога, кроме Тебя, и не может быть иного, ибо Ты еси Создатель видимого всего и невидимого, и царствию Твоему не будет конца: смиренно пред величием славы Твоей молим, да благоволишь освободить нас властию Своею от всяческого обладания духов адских, от козней их, от обманов и нечестия и сохранить нас целыми и невредимыми. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Слово экзорцизм происходит от греческого « экзосия » - клятва.

« Экзоцировать » значит не столько изгонять, сколько « привести духа или демона к присяге » или призвать высшие силы, чтобы они принудили существо действовать вопреки его желаниям.

Крайне популярен был в Средневековье. Зловещая инквизиция сполна наизгоняла бесов, сжигая ведьм и испытывая на колдунах различные гаджеты по типу « испанского сапога ». В современности экзорцизм обрел популярность в 1973 году после выхода фильма « Изгоняющий дьявола ». Фильм оказал большое влияние как на кинематограф (две премии «Оскар», попадание в список 250 лучших фильмов по версии IMBD), так и на общество (работы психиатрам и священнослужителям явно прибавилось - каждый день в церкви и больницы обращались люди, обнаружившие дьявола в себе или своих близких).

Экзорцистами, как правило, являются служители религиозных конфессий. Хотя и тут не обходится без вездесущих экстрасенсов, ведьм и колдунов. Так, в католицизме на экзорциста можно выучиться в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum .

Самым известным современным изгонителем дьявола является главный экзорцист Святого престола священник Габриэле Аморта . Ему 86 лет, он занимает пост главного экзорциста более 25 лет и является почетным президентом основанной им же Ассоциации экзорцистов . Отец Габриэль служит Богу уже полвека и говорит, что сталкивался с 70 тысячами случаев одержимости бесами.

- Мы беседуем с дьяволом каждый день. Я говорю с ним на латыни, он - на итальянском. Мы препираемся и боремся уже 20 лет , - сказал святой отец в одном из интервью. Каждый день главный охотник Ватикана за нечистой силой осматривает в среднем 10 человек.

Славу ему принесла не только неустанная борьба с дьяволом, но и активная пропагандистская деятельность. Он автор нескольких книг. Его книга « Рассказывает экзорцист » была переведена на полтора десятка языков и только в Италии переиздавалась около 20 раз.

«ПЛАМЯ КАРАЕТ,
ПЛАМЯ СЖИГАЕТ,
КРЕСТ ЭКЗОРЦИСТА
ЯРЧЕ ПЫЛАЕТ,
УНИЧТОЖАЯ
ИСПЕПЕЛЯЯ
В ПРАХ ЦИТАДЕЛЬ ТЬМЫ!»

Мы не будем вдаваться в теологические споры и выявлять сходства и различия экзорцизма в различных религиях. Намного интересней привязать эту специфичную тему к городу Иркутску и попытаться узнать - а есть ли он, суровый сибирский экзорцизм?

Католицизм

Так как понятие экзорцизм сугубо католическое, то в первую очередь за информацией я обратился в иркутский католический собор.

Как рассказал настоятель собора отец Владимир , в нашем городе примеров экзорцизма не случалось. Хотя, как это обычно бывает, шизофреники и прочие неадекватные личности обращались, и не раз. Но найти в данных людях бесов не удавалось, и их отправляли по адресу - в лечебное учреждение.

Энтони Хопкинс в роли католического священника-экзорциста в фильме "Ритуал"

Также отец Владимир добавил, что даже если бы и случались подобные случаи, то вряд ли бы он мне о них поведал. Обряд экзорцизма - дело сугубо личное между одержимым и священником и требует полной конфиденциальности. На мою ремарку, дескать, в 1991 году в США показали по телевизору католический обряд экзорцизма (правда, без особого улучшения для одержимой девушки - впоследствии она обратилась к психиатру) отец Владимир ответил, что экзорцист был если и не мошенником, то уж точно пренебрег своей верой ради популярности - потому обряд и не вышел удачным. По словам настоятеля собора, право на проведение экзорцизма нужно получить у главы епархии церкви. Да и не каждый католический священник способен изгнать беса - это занятие требует особой подготовки.

Итог - рассчитывая на страшную историю в духе фильма «Изгоняющий дьявола», я не нашел ничего мистического.

Православие

Православный священник отец Феофан внезапно поведал о том, что любой человек имеет своих бесов, то есть является, по сути, одержимым.

- Бесы есть в каждом человеке. Великая победа сатаны, что он внушил людям, что его нет. Страсти - суть бесы. Бесы нападают на людей через мысли. Например, внушают человеку ненависть к другому человеку. Человек может быть одержим бесом блуда. Он спит со всеми подряд или ищет всяческих извращений, например, педофилы.

Каждый человек болен грехом, а значит, творит волю бесов. Покайтесь - значит, исправитесь. Начни творить волю Божию, то есть начни жить по Евангелию, излечись от греха, начни молиться Богу, участвовать в церковных таинствах - и мало-помалу будешь освобождаться от воли бесовской.

Когда человек попадает в полную зависимость от бесов - он может творить что угодно. Потому Христос и дал власть ученикам своим изгонять бесов. Он сказал: «Сей род изгоняется только молитвой и постом». Раньше у учеников больше было веры, а сейчас я не знаю, есть ли такие люди.

Когда человек участвует в таинстве Крещения, хочет стать христианином, то каждый священник читает над этим человеком заклинательные молитвы. Главным борцом с бесами является сам человек - нужно исправлять и совершенствовать свою душу, то есть себя.

Итог - следуя православию, стоит признать, что все мы в той или иной мере экзорцисты - каждый день мы боремся с нашими внутренними бесами. С переменным успехом.


В старину весь негатив приписывался влиянию дьявола, так что закленания на избавление от негатива и плохих ситуаций называются «от дьявола».

«Господи, пресвятой отец! Всемогущий бог вечный. Отрини Диавола в бездну от раба божия (имярек). От главы его, от влас, от верха, от темени, от чела, от лица, от ушей, от ноздрей, от уст, от языка, от подьязыца, от персей, от сердца, от телес всех, от костей, от жил, от мозга, от мысли, от гласа, от всех дел его. От юности, от всех свершений — да уйдет это в землю. Да пребудет в нем сила Христова сына божия. Он же пребывает в поклонении и восхвалении отца, сына и святого духа.
Заклинаю тебя, дьяволе, воскрешением Лазаря. Закленаю тебя, дьяволе, ходившим по морю и укротившим волны его. Заклинаю тебя, дьяволе, святыми ангелами и тем, кто показал величие чудес своих и дал им власть и силу. Да исцелят они недуг сей (название) у всякого человека!»

Заклинание Папы Льва XIII против сатаны и мятежных ангелов:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Княже преславный воинств небесных, святой Архангел Михаил, защити нас в брани нашей против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Приди на помощь людям, Богом сотворенным по подобию Его и Им же великою ценою искупленным от владычества диавольского. Почитает тебя Святая Церковь стражем своим и защитником; тебе же Господь вверил души искупленных возводить на небо. Посему моли же Бога Мира, да сокрушит сатану под ногами нашими, дабы не мог более людей пленять и Церкви чинить вред. Вознеси молитвы наши ко Всевышнему, дабы без промедления излил на нас милость Свою; обуздай дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, скуй его и низвергни в бездну, дабы не прельщал уже народы.

Именем Иисуса Христа, Бога и Господа нашего, укрепленные заступничеством Непорочной Девы Богородицы Марии, блаженного Михаила Архангела, блаженных апостолов Петра и Павла и всех святых, с уверенностью отражаем злобу и хитрость диавола.

Да восстанет Бог, и да расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.

V. Воззрите на Крест Господень, бегите, тьмы врагов.

R. Он победил, Лев от колена Иудина, корень Давидов.

V. Да снизойдет милость Твоя, Господи, на нас.

R. Великая, как наше на Тебя упование.

Изгоняем тебя, дух всякой нечистоты, всякая сила сатанинская, всякий посягатель адский враждебный, всякий легион, всякое собрание и секта диавольская, именем и добродетелью Господа нашего Иисуса + Христа, искоренись и беги от Церкви Божией, от душ по образу Божию сотворенных и драгоценною кровию Агнца искупленных. + Не смеешь боле, змий хитрейший, обманывать род человеческий, Церковь Божию преследовать и избранных Божиих отторгать и развеивать, как пшеницу. + Повелевает тебе Бог всевышний, + Коему доныне уравняться желаешь в великой своей гордыне; Который всех людей хочет спасти и привести к познанию истины. Повелевает тебе Бог Отец; + да запретит тебе Бог Сын; + да запретит тебе Бог Дух Святой. + Повелевает тебе величие Христа, вечного Бога Слова воплощенного, + Который ради спасения рода нашего, завистью твоею падшего, смирил Себя и был послушен даже до смерти; Который Церковь Свою поставил на камне крепком и обетовал, что врата ада не одолеют Ее, ибо Сам с Нею пребудет до скончания века. Повелевает тебе таинство Креста + и всех тайн веры христианской благородство. + Повелевает тебе высокая Богородица Дева Мария, + Которая надменнейшую главу твою с первого мига непорочного Своего зачатия в смирении Своем поразила. Повелевает тебе вера святых апостолов Петра и Павла, и прочих апостолов. + Повелевает тебе кровь мучеников и всех святых мужей и жен благочестивое заступничество. + Посему тебя, змий проклятый и легион диавольский, заклинаем Богом Живым, + Богом истинным, + Богом святым, + Богом, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную: прекрати обманывать людей и изливать на них яд вечного проклятия; перестань вредить Церкви и свободу Ее облагать оковами. Изыди, сатана, измыслитель и хозяин всякой лжи, враг спасения человеческого. Освободи место Христу, в Котором не найдешь ты ничего тобою сделанного; освободи место Церкви Единой, Святой, Вселенской и Апостольской, Христом же ценою Крови Его приобретенной. Склонись под всемогущей Десницею Божией; трепещи и беги, когда призываем мы святое и страшное имя Иисусово, от коего ад содрогается, коему Силы, Державы и Власти небесные смиренно поклоняются, коему Херувимы и Серафимы непрестанно славу воспевают, взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф.

V. Услышь, Господи, молитву мою.

R. И вопль мой да придет к Тебе.

V. Господь да пребудет с вами.

R. И со духом твоим.

Помолимся. Боже небес, Боже земли, Боже ангелов, Боже архангелов, Боже патриархов, Боже пророков, Боже апостолов, Боже мучеников, Боже исповедников, Боже дев, Боже, власть имеющий жизнь по смерти и отдых по трудам даровать, ибо нет иного Бога, кроме Тебя, и не может быть иного, ибо Ты еси Создатель видимого всего и невидимого, и царствию Твоему не будет конца: смиренно пред царственным величием Твоим простираемся и молим Тебя властию Твоею освободить нас от всяческого обладания духов адских, от козней их, от обманов и от неистовой их ярости; благоволи, Господи, даровать нам Свое могущественное покровительство и сохранить нас целыми и невредимыми. Молим Тебя через Христа, Господа нашего. Аминь.

От козней диавола избавь нас, Господи.

Дабы Церковь Твоя могла служить Тебе в мире и свободе, молим Тебя, услышь нас.

Дабы сокрушил Ты всех врагов Церкви Своей, молим Тебя, услышь нас.

Святой Михаил Архангел, защити нас в бою, от бесчинств и козней диавола будь нам защитой. Да явит Свою власть над ним Бог, смиренно молим. Ты же, князь войска небесного, сатану и с ним духов злых, на погибель душам в мире рыщущих, богоданной своею отвагою да низвергнешь во ад. Аминь.

Молитва Царице Ангелов, Победительнице Сатаны.

Преподобная Богоматерь, направь Свое неодолимое воинство также и против посланников ада в среде людей; расстрой планы безбожников и посрами всех, кто возжелал зла. Вымоли для них милость прозрения и обращения, дабы почтили они Триединого Бога и Тебя Пресвятую. Содействуй повсюду победе правды и права. Величавая Царица Небесная, Превышняя Повелительница Ангелов! Отначала получила Ты от Бога силу и миссию поразить в голову змея адского. Поэтому мы смиренно просим Тебя: вышли на помощь нам Свои Небесные легионы, дабы по приказу Твоему и благодаря мощи Твоей ополчились они на духов зла, одолели их повсеместно, расстроили их дерзкие планы и, наконец, низвергли в бездну. Могущественная Покровительница, с помощью духов ангельских простри над всею землей Свою святость и благодатность! Огради ими Дома Божьи, все святые места, лица и реликвии, особенно же Пресвятое Таинство Алтаря. Воспрепятствуй всякому святотатству и разрушению. О Прибежище наше, Матерь наша возлюбленная! Исполненные доверия, просим Тебя и надеемся, что Ты свершишь это с легкостью, Ангелы, слуги Твои верные, во всякое мгновение только и ждут знака Твоего и горят желанием исполнить волю Твою. Матерь Небесная, защити, наконец, и наше достояние, и жилище наше от всех покушений видимых и невидимых врагов. Дай Твоим святым Ангелам распорядиться всем этим и распространить по земле преданность, мир и радость Духа Святого. Кто подобен Богу? Кто подобен Тебе, Мария? Не Ты ли Царица Ангелов и Победительница Сатаны? О добрая и ласковая Матерь Мария, о Непорочная Невеста Царя всех чистых духом, в облике Которой сама чистота духовная делается зримой, . Ты всегда пребудешь нашей любовью и надеждой, нашей защитой и славой! Святой Михаил, святые Ангелы и Архангелы, обороните нас, защитите нас! Аминь.

Из «Творения святых Ангелов»

Вышли отряды воинства Небесного, Высокая Царица Небесная, Повелительница Ангелов! Ты получила от Бога власть и наказ раздавить голову Сатаны. В смирении просим мы Тебя: вышли отряды воинства Небесного! Под Твоим предводительством должны они принять бой с духами зла, должны всюду противиться им, подорвать их высокомерие и низвергнуть их в бездну. Ибо кто сравниться с Богом? Добрая, любящая Богородица. Да будешь Ты всегда предметом нашей любви и надежды!Матерь Божья, пришли Святых Ангелов. Пусть они защитят меня и прогонят злого врага далеко от меня. Вы, Святые Ангелы и Архангелы, защитите и оберегите нас. Святая Мария, приди на помощь бедным, укрепи малодушных, утешь страждущих, проси за народ, моли за паству, ходатайствуй за дев, посвященных Богу. Дай изведать помощь Твою всем, кто чтит Твою святую память! АМИНЬ.

Народный фольклор

ЗАКЛИНАНИЕ "ОТ ДЬЯВОЛА" НА ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ПОРЧИ

«Во имя отца и сына и святого духа! Заклинаю тебя, дьяволе, Господом Богом вседержителем. Заклинаю тебя, дьяволе, силою сотворившего словом небо и землю и море и жизнь в них. Заклинаю тебя, дьяволе, силой выдохнувшего дух! Его имя велико и страшно. Заклинаю тебя, дьяволе, именем того, кто повелел мору распространять тлен не выше устава. Да придет господь судить мир и тебя, дьяволе. Заклинаю тебя, дьяволе, благовестившим воскресение из мертвых Заклинаю тебя, дьяволе, вышедшим на гору Синайскую и явившемся Моисею в купине огненной. Заклинаю тебя, дьяволе, именем Господа Бога, заклинаю тебя, дьяволе, неизведшим огонь с небес, заклинаю тебя, дьяволе, именем Содома и Гоморры, градов нечестивых. Заклинаю тебя, дьяволе, сотворившим небо и подножие земли ногами своими, заклинаю тебя, дьяволе, рекшим морю иссушить истоки свои. Заклинаю тебя, дьяволе, волею грядущей с небес на землю трубным гласом. Заклинаю тебя, дьяволе, сидящим на престоле, великим и страшным! Пред ним река огненная течет, и в ней грешные души грехи смывают. Заклинаю тебя, дьяволе, именем великого и страшного — изыди, дьяволе, в реку огненную от (имя).
Свят, свят, свят, господь наш.
Благословлен господь»
http://www.mageia.ru/content/view/79/12/

Заговор против Дьявола (изгнать из дома):

Заговор I.

Монету, над которой произнесено заклина-ние, зашить в ладанку и носить на себе.

«Вас, проклятых и навеки осужденных дьяволов, в си-лу слов: Мессия, Эммануил, Саваоф, Адонаи, Аеанатос, Исхирос и Тетраграмматон, мы сковы-ваем, обессиливаем и изгоняем вас из каждого места и дома, где будет положена эта монета. Далее, мы приказываем вам, да не будет у вас власти вредить тылу жителей чумой, идите, про-клятые, в геенну огненную; мокните в уготован-ных вам пучинах и впредь не дерзайте являться сюда. Так повелевает вам Бог Отец+,Бог Сын+, и Бог Дух Святой+. Мокните вы, как диаволы, навеки осужденные, во имя Господа Нашего Иисуса Христа, который придет вновь судить живых и мертвых и всю вселенную огнем. Аминь».

Заговор II.

«Отойдите, дьяволе, от хра-му и от дому сего, от дверей и от всех четырех углов. Нет тебе, дьяволе, части и участия, места и покою, здесь крест Господень, Матерь Христова, Пресвятая Богородица, святый Петр, святые евангелисты: Иоанн, Лука, Марк, Матвей, св. Архангелы Михаил, Гавриил, Рафаиль, Урииль, Угасииль, Егудииль, Варахаиль. Силы небесные ликовствуют, здесь святые Херувимы и Серафимы, святый Михаил ныне по всей вселен-ной, по них же полки держит святой Петр, пали-цу держа, здесь Рождество Предтечи, здесь тебе диаволе, нет части и участия, места и покою, не делай пакости, диаволе, всему месту, и дому, и человеку, и скоту, и всем рабам Божиим, беги отсюда во ад кромешный, где твой настоящий приют, и там да обретайся. Слово мое крепко, ибо камень, аминь, аминь, аминь».

Молитвы от бесов Здесь несколько молитв, направленных против нечистой силы. Молитва от бесов 1.Тебе, Богу и Творцу моему, в Троице Святей славимому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, поклоняюся и вручаю душу и тело мое, и молюся: Ты мя благослови, Ты мя помилуй, и от всякаго мирскаго, диавольскаго и телеснаго зла избави. И даждь в мире без греха прейти день сей, в славу Твою, и во спасение души моея. Аминь. Молитва от бесов 2.В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте и Незлобие, Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желаний моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего, славлю во веки. Аминь. Молитва от бесов 3. Слава Тебе, Царю, Боже Вседержителю, Иже Божественным Твоим и человеколюбным промыслом, сподобил мя еси, грешнаго и недостойнаго, от сна встати и получити вход святаго дому Твоего: прими, Господи, и глас моления моего, якоже святых и умных Твоих сил, и благоволи сердцем чистым, и духом смиренным приноситися Тебе хвалу от скверных устен моих, яко да и аз общник буду мудрым девам, со светлою свещею души моея, и славлю Тя во Отце и Духе славимаго Бога Слова. Аминь.

Три дня в неделю проходят в одном из храмов Троице-Сергиевой Лавры особые службы. Наместник монастыря отец Герман вымаливает, мажет миром и кропит беснующихся людей. Любопытствующим и психически больным сюда лучше не заглядывать. Здесь лечат болезни духа.

Необъяснимые симптомы

Довольно часто пациентами, которых лечит отец Герман, становятся люди с необъяснимыми болезнями. Человек тает на глазах, теряет силы, еле ходит, но ни один врач не может определить причину и поставить диагноз. Другой случай - постоянная тоска, депрессия вплоть до желания уйти из жизни на фоне вполне благополучной судьбы. Или, наоборот, беспричинные вспышки ярости и раздражения, доходящие до буйства у человека, обычно спокойного и уравновешенного. Могут быть приступы, припадки, симптомы эпилепсии или шизофрении, но без всяких признаков органического поражения психики.

Есть такая болезнь - одержимость

Разгадка может обнаружиться в церкви. Резко негативная реакция на все атрибуты церковной службы - ладан, святую воду, крест, молитвы, иконы, мощи, - свидетельство того, что человеком руководит чуждая ему сила. Еще больший шок может испытать тот, кто, зайдя в храм, вдруг закукарекает или начнет нецензурно выражаться. Все это происходит помимо его воли.

Так личность сталкивается с фактом, что её душой распоряжается какая-то иная сила, независимо от того, верит она в её существование или нет. Отчитка, которую проводит отец Герман, с предельной ясностью показывает характер этой силы. "А ну уйди от меня, поп!" - может вопить басом тонюсенькая девушка, а малыш лет шести способен с такой силой ударить кропящего святой водой священника, что того отбрасывает метра на три. Низкая, злобная, агрессивная - бесы, демоны - является источником загадочных заболеваний человеческого духа, именуемых одержимостью.

Как становятся бесноватыми

Первой причиной того, что люди оказываются во власти демонической силы, является неверие в духовный мир: ни в Бога, ни в черта. Из-за атеистического воспитания одно поколение безбожников сменялось другим, накапливая багаж грехов, - так объясняет отец Герман распространение одержимости в среде постсоветского населения. Человек некрещеный изначально живет по страстям, не признает заповедей Божиих, не получает защиты Святого Духа и попадает во власть духа нечистого.

Верующий знает заповеди и следует им. Но под влиянием лукавых духов и крещеные люди отступают от Бога, совершают греховные поступки. Однако у них есть возможность раскаяться и восстановить связь с Ним в таинстве причастия. Тот же, кто не противится искушениям, грешит и не кается, теряет власть над своей душой, отдает её во власть бесам. Они вселяются в сердце такого человека в момент сознательного совершения бессовестного поступка.

Ещё один комплекс причин одержимости называет архимандрит Герман. Это кодирование, обращение к экстрасенсам, колдовские практики. По сути, это «вселение нечистой силы с полного согласия больного и под его расписку».

А вот выгнать лукавого духа из души - это уже не во власти самого грешника. Здесь нужна сильная молитвенная помощь извне, её-то и оказывает отец Герман. Сергиев Посад - место, куда устремляются тысячи несчастных в надежде вновь обрести власть над своей душой.

Экзорцизм - изгнание бесов

Троице-Сергиева лавра - одно из немногих мест в России, где страдающие одержимостью и беснованием могут получить помощь. Изгнание бесов в церковной практике называется экзорцизмом. В евангельские времена это было доступно только Иисусу Христу. Учеников своих Спаситель учил: «Сей род изгоняется только молитвой и постом» (МФ.17,21). То есть только человеку крепкой веры и святой жизни под силу оказывать помощь в освобождении ближнего своего от нечистой силы.

С первых веков христианства установилась практика: на изгнание нечистых духов получать благословение у церковного иерарха, сан которого не ниже епископского. На Руси с 14 века была распространена молитва на изгнание бесов из богослужебной книги Киевского Могилы. Экзорцизм в России получил название отчитки - это особое богослужение для Сейчас чин отчитки входит в большой требник православных священнослужителей, она признается Православной церковью, но заниматься ею дано не всякому. Далеко не всякому, хорошо ещё, если одному из тысячи.

Нужны ли нам экзорцисты?

Противники чина изгнания бесов в практике православной церкви настроены категорично: «Отчитка отца Германа - это служба, которую нельзя посещать никому». Приводятся многочисленные аргументы, утверждается, что русская церковь никогда не знала этого чина. А что предлагают противники отчитки попавшим в беду людям? Тем, кто уже здесь, на земле, увидел себя в аду и во власти бесов. Молиться, поститься, ходить в церковь, каяться, причащаться, посещать святые места - словом, исправляться и надеяться на милость Божию.

Да! Теперь-то одержимый и готов делать всё, чем раньше пренебрегал, но владеющая им сила не даст приблизиться к Богу. Не всякий батюшка на приходе обладает молитвенной силой для возвращения блудного сына в лоно церкви. Нужна особая служба и люди, способные без вреда для себя совершать её.

Где могут помочь

Отец Герман Чесноков считается ведущим экзорцистом в России, а Троице-Сергиева лавра - самым известным местом, где получают помощь духовно болящие. Еще в советские времена занимался здесь отчиткой игумен Адриан. Лет тридцать назад получил от патриарха благословение на эту службу отец Герман. Лавра, однако, не единственное место, где способствуют духовному исцелению. В 100 километрах от Москвы, в селе Шугаево, служит о. Пантелеимон, в Башкортостане известен о. Симон, проводят отчитки в Калужской и в Горнальском - Курской области; в Нижегородской области такие службы правятся в Оранском монастыре, а в Пензенской - в Свято-Рождественском, что в селе Трескино. В сельских храмах Владимирской области и Татарстана есть священники, которые используют для помощи людям чин отчитки. Всего по России насчитывается до 25 священников, практикующих эту службу, собирающую огромное количество людей. «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). В лице этих священников православная церковь протягивает руку людям, попавшим во вражеский плен. Почему же их так мало?

Сделал доброе дело - готовься к искушению

В одной популярной православной книге приводится история батюшки, рискнувшего однажды исцелить бесноватую девочку. Не устоял перед просьбами несчастных родителей. После недели усиленного он провел чин отчитки по требнику - и нечистый дух оставил дитя.

Чувство радости сопровождалось невинной мыслью: «И я не так прост, что-то могу». Желание рассеяться и отдохнуть после напряжения духовных сил тоже вполне объяснимо - и батюшка с газетой в руках углубился в чтение городских новостей. Подняв глаза от интересной статьи, он ясно увидел того, кто вышел из девочки. Бес, глядя прямо в глаза, внимательно изучал его. Не помня себя от ужаса, священник помчался к духовному отцу, у которого даже не попросил благословения на эту службу. Надо думать, молитвы духовника смягчили расправу: батюшка был ограблен, избит, лишился всех зубов.

"Без Меня не можете творить ничего"

Абсолютное смирение, которое исключает всякую мысль о своей причастности к успеху - вот условие защиты от нападения нечистой силы. Смирение - это опытное познание своей немощи, служитель стопроцентно уверен, что исцеляет только Христос. «Я не изгоняю бесов, я читаю молитву с просьбой, чтобы Бог помог», - объясняет отец Герман. Отзывы о его службе могут быть различными, но то, что он сильный молитвенник, признают все. Он развивает мысль дальше: служба отчитки не имеет особой философии и не требует сверхъестественных способностей, выполняет он её не по призванию и личному влечению, а по послушанию. Такое же отношение к чину отчитки у отца Симеона из Башкирии - это всего-навсего духовная гигиена, ведь моем же мы руки и чистим зубы.

Другая составляющая безопасности, защиты от нападения бесов - максимальное удаление от всего мирского. В монастыре это выполнить легче. Людям в миру надо быть осторожнее. «Телевидение - источник духовного повреждения», считает отец Герман и включает его в число наиболее распространенных причин одержимости.

Послушание, смирение, отречение от мира с его страстями - казалось бы, ничего сверхъестественного, но так мало служителей, которым это по силам!

Александра Чеснокова

Божественный промысел есть в жизни каждого человека, но не всякий может следовать ему. Череду чудес увидел в своей жизни отец Герман - биография его содержит множество, казалось бы, несовместимых между собой фактов.

Воинская служба в Средней Азии в особом пограничном округе. Времена были неспокойные - шла война в Афганистане. За боевые операции по задержанию лазутчиков Александра Чеснокова (мирское имя отца Германа) хотели даже представить к званию Героя Советского Союза. Чем не начало успешной военной карьеры? Но претендент не был членом КПСС и, видимо, не собирался в неё вступать. Следующий этап - учеба в Московском автодорожном институте, престижном советском вузе. Учился он на экономическом факультете. Автомобили, экономика - образование, которое могло обеспечить интересную работу и успешную жизнь как в советском, так и в постсоветском обществе. Неожиданно для близких и знакомых оно прерывается.

«Моя жизнь - череда чудес»

По совету духовного отца Александр становится слушателем духовной семинарии, а затем академии. Профессор МДА А. Осипов вспоминает, что на его семинарах особенными познаниями Чесноков не выделялся, был простым слушателем, в тонкости богословия не вдавался. А в последний год учебы студент Александр становится послушником Лавры, примеряя на себя монашескую жизнь.

Когда вплотную встал вопрос о будущей жизни: стать монахом или священником в миру, произошёл «эпизод с солью». В нем видно прямое указание на волю Божию. За полчаса до того, как дать окончательный ответ, Александр, сидя в келье, подумал: «Если оставаться в Лавре, пусть у меня кто-нибудь что-то попросит». Тут же раздался стук в дверь, и знакомый иеромонах попросил у него соли. Вопрос был решен, в тот же день состоялось пострижение Александра. Знакомый иеромонах только пожимал плечами: «Никакой соли я у тебя не просил!» В настоящее время несостоявшийся Герой Советского Союза - экзорцист отец Герман. Сергиев Посад - место его постоянного жительства и служения.

Наша служба и опасна, и трудна

Каждую неделю в четверг, пятницу и субботу в полдень в Петропавловском храме, что рядом с Троице-Сергиевой Лаврой, совершается чин изгнания бесов. Раньше он проходил в надвратном внутри монастыря. Несколько сот людей минут 10-15 напряженно ожидают священника. Это опоздание - начало подготовки к нелегкой службе.

Появление священника сопровождается шумом и ропотом в толпе, кое-где плачут, где-то угрожают, слышны рычание, мяуканье, кукарекание, лай, - всё обнаруживает присутствие нечистой силы. Служба отца Германа начинается с длинной проповеди. Она длится 1,5-2 часа, и некоторые уходят уже с неё. Остальные же слушают, затаив дыхание, потому как каждый узнает в обличениях священника свою жизненную историю.

Начинается чтение молитв на изгнание нечистых духов. богослужения, и бесы начинают неистовствовать: воют, рычат, матерятся, визжат. В храме присутствуют помощники батюшки, которые по его знаку выводят «симулянтов» - людей, играющих на публику. По признанию о. Германа, он знает, после какой именно молитвы выходят бесы.

Затем следует помазание миром, окропление святой водой - этим действиям нечистые духи оказывают физическое сопротивление, требуется немалое усилие, чтобы святыня коснулась тела беснующегося человека. "Изыди, отойди, Сатана... Изгоняем тебя именем Бога!" По окончании молитвы о. Герман напоминает, что на отчитке желательно побывать три раза, а затем обязательно участвовать в таинствах соборования, исповеди, причастия.

"Узок путь, ведущий в жизнь вечную"

Беснование и одержимость - это урок, данный Богом человеку, слишком далеко зашедшему по широкому пути греха. Это возможность уже в земной жизни увидеть, чью волю исполняет грешник. Отчитка отца Германа - шанс вырваться на волю из бесовского плена и начать жизнь по Богу. Покаяние, исповедь, причастие, молитвы и следование заповедям - это путь личной борьбы за своё спасение.

Термин "экзорцизм" происходит от греческого слова, обозначающего "заклинать", "обязывать клятвой". Это акт, цель которого - изгнание демонов (одного или нескольких) из тела существа, одержимого ими. В роли последнего может быть не только человек, но также и животное, а иногда и неодушевленный предмет. Например, на немецкой картине 15 века (круг Мартина Шонгауэра) изображена Мария Магдалина, а также Иоанн Евангелист, который благословением изгоняет из чаши с вином яд. Яд при этом выходит из нее в обличии змея. Известно, что в древности существовали галльские ритуалы изгнания демона, такие как экзорцизм воды, масла, соли и др. Видимо, они также были направлены на очищение материальных субстанций, которые, возможно, после этого использовались в различных ритуально-сакральных целях.

Изгнание демонов с древности мыслилось, как и в целом борьба с дьяволом, в пространственных категориях. То есть дьявола следовало прогнать с территории, не принадлежащей ему. Он должен был покинуть "сосуд тела" для того, чтобы Бог мог войти туда.

Особенности ритуалов, используемых в разных случаях

Ритуал различается в зависимости от того, насколько страдалец одержим. В легких случаях, например, когда речь идет о недомогании, которое приписывается демону, достаточно благословения. Экзорцизм в этом случае практически отождествляется с христианской молитвой о выздоровлении. К ритуалу в собственном смысле этого слова прибегают в том случае, если нечистый дух полностью овладевает телом страдальца, включая и его язык. Экзорцист, ведя беседу с телом человека, считает, что беседует с демоном. Этот ритуал применяется не только по отношению к одержимым. Экзорцизм в Западной церкви (а позднее также и в Римской католической) являлся необходимой частью обряда крещения. Считалось, что последний не просто приобщает человека церкви, но и изгоняет дьявола из его души, заменяя его Христом.

Обязательно ли произносить текст вслух?

Не всегда отчитка молитвами произносится вслух и нуждается в ритуальном сопровождении. В древности бытовало представление о том, что письменные ритуалы также действенны. В этом случае на шею одержимого просто повязывался соответствующий текст, и таким образом осуществлялось изгнание демонов. Однако способ этот, по всей видимости, не считался надежным. Это подтверждает написанное около 520 года галльское "Житие св. Евгенда". В нем говорится о том, что одержимой свирепым демоном девушке навязывают в большом количестве тексты экзорцизмов на шею. Однако дьявол не желает выходить из нее. Напротив, он насмешливо замечает участнику действа, что его не удастся изгнать, даже повесив на "сосуд", которым он завладел, все александрийские манускрипты. Необходимо приказание от монаха Юры Евгенда. После того как Евгенд пишет письмо-экзорцизм, одержимая бесом девушка освобождается от власти злого духа.

Кто изобрел ритуал экзорцизма?

Согласно преданию, изобретателем самого искусства повелевать демонами является Соломон. Из иудаистских легенд мы узнаем о том, что он мог управлять демонами лилин, рухин и шедим, мог даже заставить их плясать перед ним.

Описывает экзорцизм, который Елеазар, его соотечественник, осуществил в присутствии Веспасиана: к ноздрям демониака экзорцист приложил магическое кольцо и с помощью упоминающих имя Соломона заклинаний вытянул через ноздри демона. Одержимый упал, а для того чтобы показать Веспасиану, что демон вышел, Елеазар приказал нечистому духу перевернуть чашку с водой.

Первым экзорцистом в христианской религии считается сам Иисус. Однажды он изгнал из одержимого "легион" нечистых духов. Они вошли в свиней и затем бросились в море. Однако он совершил и обратное - позволил Сатане войти в тело Иуды. На тайной вечере он подал кусок Искариоту, и после этого в него вошел сатана.

Отметим, что, хотя текст экзорцизма адресован напрямую изгоняемому демону, он обращается в конечном итоге к Христу. Именно Иисус, строго говоря, и является единственным экзорцистом, так как изгнать демона без его вмешательства, как считается, невозможно. Экзорцисты также порой прибегают к помощи еще одной высшей инстанции (не считая Христа) - девы Марии.

Длительность ритуала

Длительность ритуала может быть различной. Демон иногда сразу же покидает одержимого. Однако описан случай, когда целых два года длилось его изгнание. Одержимый, как правило, после совершения ритуала "падает замертво", а порой и в самом деле умирает. В ирландском тексте 10 века "Плавание святого Брендана" один из спутников этого святого по наущению демона совершает кражу. Святой изгоняет нечистый дух наружу. Тот предстает присутствующим. После этого монах умирает, а его душу ангелы забирают на небо.

Средства изгнания

В качестве средств изгнания демонов может выступать отчитка молитвами, а также различные реликвии. В средневековой легенде, например, помогли волоски из бороды св. Винценция. Они были завернуты в шейный платок. Множество средств можно использовать, осуществляя экзорцизм. Слова молитв - это лишь один из способов. Например, орудием экзорцизма может быть гробница святого. Близость ее, как считается, заставляет демонов уйти прочь. Таким образом, любые священные предметы могут быть использованы. Хотя молитва (например, молитва - это все-таки главное средство. Без нее сложно осуществить ритуал.

Переговоры демона с экзорцистом

Нередко изгнание демонов оборачивается диалогом с ними. Общение экзорциста с нечистым духом порой бывает очень долгим. В ходе диалога на взаимоприемлемых условиях заключается договор. Духи демонов при этом часто мелочно торгуются, а экзорцист иногда (в наивных легендах) пытается в своих целях использовать познания дьявола. Например, он может узнать о загробной участи какого-нибудь умершего, осуществляя экзорцизм. Слова дьявола - это, конечно, не то, чему следует слепо верить, однако и из лукавого некоторым удается вытянуть правду.

Во время диалога важно оговорить, при каких обстоятельствах, когда и куда он выйдет. Например, некий средневековый экзорцист до того, как заклясть нечистый дух, выяснил у него, где и когда он намерен покинуть тело одержимого. Тот сообщил ему, что это произойдет сегодня в доме св. Маргариты.

Особенно принципиальным является вопрос о том, куда именно выйдет демон. Ведь при неверно заданных условиях он может покинуть только часть тела жертвы и поселиться, например, в горле, руке и т. п. Впоследствии он может снова занять покинутое место. Считается, что идеально выполненный ритуал - такой, при котором демон отправляется сразу в ад, откуда он не может уже вернуться на землю, так как ад, согласно апостолу Петру, является местом заключения где она ожидает окончательного суда. Однако заставить его туда отправиться особенно тяжело. Договорной процесс в этом месте часто буксует. О том, куда нужно выйти, демоны торгуются даже с самим Христом. В Евангелии они просят позволения вселиться в стадо свиней, что разрешает им Иисус.

Изгоняемый св. Франциском Пауланским демон намеревался выйти через глаза одержимой. Однако он вынужден был пойти другим путем. Демон в результате умелых действий святого оказался в плену в предусмотрительно заготовленном сосуде. Так был осуществлен еще один экзорцизм.

Иногда диалог может быть лишен сильных эмоциональных обертонов. Нечистый дух воздерживается от стенаний, однако ставит условие выхода или задает экзорцисту коварный вопрос, на который следует правильно ответить. Например, когда авва Аполлоний совершал обряд экзорцизма, демон сказал ему, что выйдет, но только если он скажет ему, кто такие овцы, а кто - козлы, о которых говорится в Евангелии. Вопрос этот - ловушка, которую, впрочем, Аполлоний благополучно избежал. Он ответил ему, что козлы - неправедные (в том числе и сам авва, так как он подвластен многим грехам), а кто такие овцы, об этом знает лишь Бог. Понятно, что в этом случае демон гордыней испытывал Аполлония. Однако ответ последнего был идеален. Он продемонстрировал полное смирение - самое лучшее орудие против злых духов.

Особенности лютеранского обряда

Обряд изгнания демона при всей его видимой разработанности часто включает личные моменты, которые определяются представлением экзорциста о дьяволе и причудливыми отношениями, складывающимися у него с демоном. Когда в 16 веке Лютер произвел своеобразную революцию в практике экзорцизма, отказавшись при этом от всех ритуальных компонентов, за исключением молитвы (понимаемой им также внеритуально - как процесс сугубо внутренний), он исходил из своих личных представлений о дьяволе. Ритуал экзорцизма, согласно Лютеру, льстит гордыне и самолюбию злого духа, если при этом произносится торжественное заклинание для изгнания демона. Поэтому тот лишь упрочивает власть. Следовательно, экзорцисту, как считает Лютер, необходимо отказаться от ритуала. Лишь презрение и молитва должны быть его орудиями. Ведь дьявола изгоняет сам Иисус, а не экзорцист. Он сделает это, когда пожелает, не руководствуясь при этом человеческими ритуалами. Описание выполненного Лютером экзорцизма показывает, как тот прибегнул к презрению (второму орудию) после того, как первое, то есть молитва, не помогло. Когда к нему была приведена одержимая бесом девушка, Лютер, возложив правую руку ей на голову, начал молиться. Окружающим он объяснил, что молитва продлится до тех пор, пока Бог не услышит его. Однако чтение ее не помогло. Сочтя, что молитва только угождает гордыне нечистого духа, Лютер отступил от девушки, а затем пнул ее ногой (конечно же, в этот момент он видел в ней лишь воплощение демона). После этого Лютер начал насмехаться над Сатаной. Изгнание демонов (экзорцизм) на этом было закончено. Девушку отвезли на родину, а Лютеру сообщили о том, что ее не мучил больше злой дух.

Протестанты, не отрицая необходимость самого ритуала изгнания, противопоставили экзорцизму представление о внутренней борьбе каждого человека с дьяволом. Последователи Лютера считали ритуал изгнания разновидностью колдовства, потаканием дьяволу. Й. Хокер Оснабург в своем трактате, в котором он выступает против экзорцистов (его можно прочесть в сборнике "Театр дьяволов"), утверждает, что греховно само использование молитвы и святых слов при совершении ритуала.

Необходимость очистки самого экзорциста

Рефлексивность, которая заложена в проблематике демонологии (ведь демон в конце концов находится внутри самого человека), проявляется также в теме экзорцизма. Осуществляющему его человеку приходится излечивать самого себя. Непростой задачей для экзорциста является собственная очистка.

Если вы намерены самостоятельно изгнать дьявола, задумайтесь, хватит ли вам для этого и духовных, и физических сил, а также смелости вступить в противостояние со злым духом. Не испугаетесь ли вы того, что, возможно, увидите, когда начнете читать заклинание? Даже сильные духом не всегда выдерживают того, что происходит, когда осуществляется изгнание демонов из человека. Для некоторых этот ритуал может даже оказаться роковым: психика и жизнь необратимо изменятся.

К пациенту следует отнестись особенно внимательно. Во время совершения обряда необходимо подавить в своей душе гордыню, забыть о брезгливости и самолюбии. Единственно важное сейчас - помочь душе человека, суметь избавить ее от гнета демона. Находящееся во власти нечистого тело может творить ужасные вещи. Целитель же должен смиренно просить Бога о помощи. Однако самое страшное - это возможные последствия ритуала. Человек может исцелиться, но есть шанс, что он погибнет. Поэтому необходимо понимать всю ответственность и осознавать свои силы. Отметим, что церковь очень редко дает разрешение на проведение этого ритуала.

В сложных случаях требуется повторить обряд неоднократно. Заклинание для изгнания демона, произнесенное вами, возможно, не сразу подействует. Не исключено, что нечистый дух покинет тело спустя несколько недель или даже месяцев. Произнесенное вами заклинание изгнания демона на латыни или любом другом языке - не гарантия того, что нечистый дух оставит свою жертву. Экзорцизм - сложный ритуал. Чуть ниже мы опишем основные этапы его проведения. Однако прежде всего следует убедиться в том, что человек действительно одержим дьяволом. Существует ряд признаков, по которым можно определить это.

Как можно узнать о том, что демонами?

Он может говорить на древних языках или же на современных иностранных, которых раньше не знал. Кроме того, он может обладать или способностями. Человек порой знает о том, чего никак не должен знать. Важный признак - одержимый боится всего освященного: церковных символов, креста. Он может также заниматься святотатством и богохульством. Отметим, что симптомы одержимости - это часто всего лишь признаки таких болезней, как шизофрения, эпилепсия, синдром Туррета, истерия, или иных психических расстройств. Однако возможно и обратное. Реальный экзорцизм, который имеет мощную духовную основу, способен изгнать бесов, маскирующихся под раздвоение личности, психоз, истерию, маниакальный синдром, паранойю, агрессивную шизофрению.

Этапы проведения ритуала

Прежде всего нужно узнать о пути, по которому нечистый дух попал в жертву. Затем следует выяснить имя того, кто позволил войти демону в творение Божие. Далее над больным читаются молитвы. Это может быть (глава 14 и 16), "Символ веры" или "Отче наш". Необходимо, совершая обряд, удерживать человека. Иногда для этого могут понадобиться даже веревки.

После чтения молитв следует окропление святой водой. Далее идет общение с бесом, который вошел в тело человека. Это опасный момент: если победит нечистый, он останется. Теология - любимая тема разговоров бесов. Они могут пытаться заманить экзорциста в логическую ловушку. Вам может помочь хорошее знание религиозной литературы, а также покорность Божией воле и полное смирение. Бес в случае победы станет вопрошать о том, как и куда ему выходить. Он может начать торговаться, а также просить его оставить. Будьте тверды в ваших намерениях.

Заключительный этап - чтение особого заклятия на изгнание демона на русском или любом другом языке. Сам по себе язык не так важен. Большой популярностью пользуется также заклинание изгнания демона на латыни. Важнее то, какой смысл вкладывается в заклятие. Текст заклинания приведен ниже.

«Изгоняем тебя, дух всякой нечистоты, всякая сила сатанинская, всякий посягатель адский враждебный, всякий легион, всякое собрание и секта диавольская, именем и добродетелью Господа нашего Иисуса Христа, искоренись и беги от Церкви Божией, от душ по образу Божию сотворенных и драгоценною кровию Агнца искупленных. Не смеешь боле, змий хитрейший, обманывать род человеческий, Церковь Божию преследовать и избранных Божиих отторгать и развеивать, как пшеницу. Повелевает тебе Бог всевышний, коему доныне уравняться желаешь в великой своей гордыне; который всех людей хочет спасти и привести к познанию истины. Повелевает тебе повелевает тебе Бог Сын; повелевает тебе Бог Дух Святой. Повелевает тебе величие Христа, вечного Бога слова воплощенного, который ради спасения рода нашего, завистью твоею падшего, смирил себя и был послушен даже до смерти; который церковь свою поставил на камне крепком и обетовал, что врата ада не одолеют ее, ибо сам с нею пребудет до скончания века. Повелевает тебе таинство креста и всех тайн веры христианской благородство. Повелевает тебе высокая Богородица Дева Мария, которая надменнейшую главу твою с первого мига непорочного своего зачатия в смирении своем поразила. Повелевает тебе вера святых апостолов Петра и Павла и прочих апостолов. Повелевает тебе кровь мучеников и всех святых мужей и жен благочестивое заступничество».

Ритуал пройдет легче, если вы будете использовать христианские реликвии. Они помогут вам в изгнании беса. Также важно то, чтобы одержимый понимал, что с ним происходит, и по возможности помогал экзорцисту.

В православии обряд изгнания бесов называется отчиткой. Этот ритуал представляет собой чтение специальной молитвы, осенение одержимого человека крестным знамением, а также окуривание его ладаном. Молитва, изгоняющая бесов, является самой длинной в каноне Православной Церкви - продолжительность ее около 20 минут. Текст молитвы не менялся на протяжении многих веков.

История экзорцизма

В богословской науке экзорцизмом называют изгнание из человеческого тела злых духов, приспешников Князя тьмы с помощью определенного религиозного ритуала. Обряд этот очень древний и восходит к истокам христианства.

В Евангелии описано, как Иисус Христос, странствуя по Галилее, неоднократно изгонял нечистых духов из страждущих. Одна из самых известных библейских историй, касающихся практики экзорцизма, повествует о том, как Иисус выгнал из некоего человека бесов и вселил их в стадо свиней. Животные, одержимые бесами, бросились в пропасть. «Как твое имя?» - вопрошал Спаситель нечисть перед изгнанием. «Имя мне легион», - отвечали бесы. Таким образом, в Священном Писании впервые говорится о том, что человек может быть одержим многими бесами.

Даром изгнания бесов вначале обладал только Иисус Христос. Впоследствии, после сошествия Святого Духа на апостолов, они также обрели этот дар. Теологи утверждают, что именно через них, основателей Христианской церкви, эта способность перешла к их последователям - священникам.

Количество людей, действительно умеющих изгонять бесов, было, по-видимому невелико во все времена. Однако в Средние века среди служителей Церкви появилось огромное число священников, уверенных, что им это по силам, хотя на самом деле они ничем не могли помочь одержимым. Естественно, деятельность их не могла принести ничего, кроме вреда, а «успехи» на этом поприще инквизиции привели к тому, что современная Католическая Церковь официально к экзорцизму больше не прибегает.

Отчитка - дело специалиста

На Руси самым древним письменным источником об экзорцизме являются наставления по изгнанию бесов, изложенные в требнике Киевского митрополита Петра Могилы, который датируется XIV веком. Православная церковь не только не отрицает изгнание бесов, но и активно практикует его. Правда, священников, умеющих отчитывать, можно пересчитать по пальцам.

Необходимо обратить особое внимание на то, что отчитывать, то есть изгонять бесов, имеет право только священник, получивший специальное благословение епископа. Остальные же батюшки, если захотят помочь человеку освободиться от бесовской силы, чита обычную молитву за здравие. В некоторых случаях она тоже помогает.

Признаки одержимости

Прежде чем вести кого-то из близких или знакомых на отчитку люди советуются со священником из своего прихода и получают его благословение. Кроме того, необходимо убедиться, действительно ли человек одержим, с первых веков христианства известно много признаков одержимости. Вот некоторые из них.

Одержимый бесом боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание. Окропление святой водой, прикосновение креста может вызывать у него физические страдания. То же самое происходит, когда он вдыхает ладан.

Одержимый бесами физически не сможет принять ни одного из христианских таинств. Звуки церковного колокола вызывают у него головную боль. Однако одержимость может выражаться и не так явно. Известны случаи, когда она проявлялась в систематических болях во всем теле, потере сознания и плохом самочувствии и за пределами церкви.

Прежде спокойный человекможет сделаться необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным, если в него вселяются бесы. Об одержимости можно говорить и в том случае, если ранее равнодушный к алкоголю и наркотикам человек вдруг пускается во все тяжкие и не может остановиться.

Не путать с психопатией?

Нередки случаи, когда одержимость путают с психическими заболеваниями. Так, например, симптомы, характерные для одного из видов шизофрении, могут напоминать поведение человека, ставшего жертвой темных сил. Больной полностью уверен, что им овладел бес, и даже во время отчитки может вести себя как одержимый. Об этом феномене человеческой психики знают и священники. Обычно они приходят до начала службы и беседуют со страждущим, над которым предстоит провести обряд. Опытный священник сразу видит, одержим человек или болен психически. Больным людям обряд противопоказан, потому что может усугубить их состояние.

Каким же образом священники отличают психически больного от одержимого? Во-первых, одной из способностей людей, умеющих изгонять бесов, является умение чувствовать присутствие в человеке злых духов. Во-вторых, некоторые священники имеют медицинское образование и знакомы с азами психиатрии. К тому же многие занимаются этим тяжелым делом долгие годы и едва ли не ежедневно, поэтому глаз у их, как говорится, наметан.

В некоторых церквях с желающими попасть на отчитку проводят беседу чтобы выявить, действительно ли эти люди одержимы. Но в последние несколько лет одержимых стало так много, что на индивидуальные беседы у священников просто не хватает времени.

Отчитка в лавре

Сейчас самым известным местом из-ания бесов в России является Свято-оицкая Сергиева лавра, расположенная в городе Сергиев Посад. Это один из главных центров российского православия. Здесь покоятся нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, почитаемого на Руси с особым благоговением. Ежедневно сотни паломников со всей России и из ближнего зарубежья приезжают в лавру чтобы приложиться к мощам святого чудотворца. Кто-то хочет отдать дань уважения, кто-то - попросить крепкого здоровья, а кто-то приходит к святому за советом. Но есть и те, кто приезжает в лавру надеясь избавиться от бесов.

Почти каждый день игумен монашеской братии лавры архимандрит Герман проводит отчитку. Неизменно на эту особую службу собирается несколько сотен страждущих. Обряд проводится в небольшом храме Иоанна Предтечи, который находится на территории храмового комплекса лавры. Церковь эта небольшая, так что людям во время службы порой приходится стоять даже на крыльце.

На отчитку отец Герман нередко опаздывает минут на десять - пятнадцать. Знатоки здешних обычаев говорят, что делает он это специально, чтобы пришедшие набрались мужества и сил: ведь отчитка - нелегкий обряд.

Прежде чем начать отчитку отец Герман каждый раз произносит полуторачасовую проповедь. «Грех - это тоже болезнь, - говорит он. - и чем сильнее мы впадаем в грех, тем слабее становится наш дух, и ворота нашего разума открываются для бесов».

А когда отец Герман приступает к отчитке, начинается страшное. Гнетущая тишина сменяется какофонией звуков, многие из которых не имеют ничего общего с человеческими голосами. Некоторые люди визжат, другие надрывно кричат, дети порой начинают говорить низкими мужскими голосами. Случается, люди лают, хрюкают извиваются, катаются по полу.

Однажды в лавру привезли человека, одержимого бесом, который был настолько буйным, что его пришлось приковать цепями к кровати и прямо на ней заносить в храм. После отчитки этот человек спокойно поднялся и самостоятельно отправился домой.

Изгнание бесов - обряд, требующий огромных физических и душевных сил. После отчитки отец Герман выглядит так, словно целый день таскал в гору тяжелые камни. Зато бывшие одержимые, избавившись от мучивших их бесов, чувствуют величайшее облегчение.

Изгоняющие бесов

И по сей день православные священники проводят ритуалы, избавляющие людей от одержимости

История экзорцизма

В богословской науке экзорцизмом называют изгнание из человеческого тела злых духов, приспешников Князя тьмы, с помощью определенного религиозного ритуала. Явление это очень древнее и восходит к самым истокам христианства.

В Евангелии изгнанию бесов отведено довольно значительное место. Иисус Христос, странствуя по Галилее, неоднократно изгонял нечистых духов из страждущих. Одна из самых известных библейских историй, касающихся практики экзорцизма, повествует о том, как Иисус выгнал из некоего человека бесов и вселил их в стадо свиней. Животные, не перенеся «соседства» с духами злобы, бросились в пропасть. «Как твое имя?» - вопрошал Спаситель нечисть перед изгнанием. «Имя мне легион» (то есть множество - А.С.), - отвечали бесы. Таким образом, в Священном Писании впервые упоминается о том, что человек может быть одержим сразу же многими бесами.

Даром изгнания бесов вначале обладал только Иисус Христос. Впоследствии, после нисхождения Святого Духа, его обрели и апостолы. Теологи утверждают, что именно через них, основателей христианской церкви, эта способность перешла к их последователям - священникам.

Наибольший расцвет экзорцизма приходится на первые века нашей эры - период гонений на христианскую веру, когда служители Бога тайно собирались в катакомбах. Считается, что на заре христианства его приверженцы, постоянно готовые к мученичеству ради своей веры, были наиболее чисты и потому могли творить великие чудеса. Тем не менее количество страдающих от злых духов во много раз превышало количество людей, имеющих власть над бесами. И экзорцистам эпохи раннего христианства приходилось изгонять нечисть днем и ночью.

В Средние века количество людей, действительно умеющих изгонять бесов, было, по-видимому, невелико - ведь служители церкви то и дело впадали в различные тяжкие грехи. При этом, однако, среди них появилось огромное число людей, уверенных, что им по силам экзорцизм, хотя на самом деле они ничем не могли помочь одержимым. Многие из подобных высоко возомнивших о себе священников состояли на службе у инквизиции. Свои провалы на поприще экзорцизма они обычно оправдывали тем, что злой дух, вселившийся в данного человека, слишком силен и с одержимым требуется провести дополнительные ритуалы.

Несчастных людей окуривали всякими отвратительными запахами, оглушали боем барабанов, морили голодом и прижигали тело раскаленным железом. Предполагалось, что бес не выдержит телесных страданий и выйдет вон. Но, как правило, пыток не выдерживала сама жертва этих чудовищных обрядов. Заявляя, что таким образом погибший человек освободился от власти нечистой силы, инквизиторы считали его смерть оправданной.

Постепенно удачная и неудачная практика изгнания злых духов накапливалась и обобщалась. На Руси самым древним письменным источником об экзорцизме являются наставления по изгнанию бесов, изложенные в требнике Киевского митрополита Петра Могилы, который датируется XIV веком.
С окончанием Средневековья об изгнании бесов как бы забыли. Череда великих войн и революций, потрясших человечество, отодвинула мир сакральный на второй план. Современная католическая церковь к экзорцизму официально больше не прибегает. А вот православная церковь не только не отрицает изгнание бесов, но и активно практикует его. Правда, православных священников, действительно умеющих изгонять бесов, можно буквально пересчитать по пальцам.

Отчитка - русский экзорцизм

В православии обряд изгнания бесов называется отчиткой. Этот ритуал представляет собой чтение специальной молитвы, осенение крестным знамением, а также курение ладаном. Помните поговорку «бежит, как черт от ладана»? Она как раз об одержимых.

Отчитывать имеет право только священник, получивший специальное благословение епископа. Остальные же батюшки, если захотят помочь человеку освободиться от бесовской силы, читают обычную молитву о здравии. В некоторых случаях она тоже помогает.

Отдельно стоит сказать и о самой молитве, изгоняющей бесов. Она является самой длинной в каноне православной церкви - продолжительностью около 20 минут. Читают ее на старославянском. Текст молитвы был разработан и успешно опробован как верное средство от бесов много веков назад. С тех пор ни одно слово в молитве никогда не менялось.

На сегодняшний момент самым известным местом изгнания бесов в России является Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Лавра - спасение от бесов

Свято-Троицкая Сергиева лавра является одним из главных центров российского православия. Здесь покоятся нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, почитаемого на Руси с особым благоговением. Ежедневно сотни паломников со всех областей России и ближнего зарубежья приезжают в лавру, чтобы приложиться к мощам святого чудотворца. Кто-то хочет просто отдать дань уважения, кто-то - попросить совета или крепкого здоровья. Но есть и те, кто приезжает в лавру, ища избавления от бесов.

Почти каждый день игумен монашеской братии лавры отец Герман проводит отчитку. Неизменно на эту особую службу собирается несколько сотен страждущих. Обряд проводится в небольшом храме Иоанна Предтечи, который находится на территории храмового комплекса лавры. Церковь эта довольно небольшая, так что людям порой приходится стоять даже в коридоре, плотно прислонившись друг к другу.

На отчитку отец Герман нередко опаздывает минут на десять, пятнадцать. Знатоки здешних обычаев говорят, что делает он это специально, чтобы собравшиеся набрались мужества и сил: ведь отчитка - очень тяжелый процесс.

Когда отец Герман появляется на пороге храма, то по толпе проносится ропот, кое-где слышится плач и крики. Это начинают волноваться бесы. Отца Германа трудно с кем-то спутать - столь колоритна его внешность. Несмотря на свой преклонный возраст, он бодр и энергичен, а светлое лицо с пронзительными глазами очень напоминает лики со старинных икон.

Когда я впервые приехал в лавру, собирая материал для этой статьи, мне отец Герман показался довольно хмурым и жестким человеком. Но потом я понял, из-за чего складывается такое впечатление: у него крайне тяжелая и ответственная работа, он борется с врагом рода человеческого. Причем для него эта война вполне зримая.

Когда отец Герман поднялся на аналой, я мысленно напрягся. Неужели вот прямо сейчас будут изгонять бесов? Однако прежде чем производить отчитку, Герман каждый раз проводит полуторачасовую проповедь. «Грех - это тоже болезнь, - говорит он, - и чем сильнее мы впадаем в грех, тем слабее становится наш дух, и ворота нашего разума открываются для бесов».

Народ слушал проповедь, затаив дыхание. Люди всех возрастов и практически всех социальных слоев в молчании внимали словам отца Германа. Здесь можно было увидеть и банкира, приехавшего в лавру на 600-м «Мерседесе», и простую женщину из соседней деревни. От одержимости не застрахован никто.

Наконец, когда отец Герман приступил к отчитке, началось страшное. Я боялся этого момента - и не зря. Гнетущая тишина сменилась какофонией звуков, многие из которых даже не имели ничего общего с человеческим голосом. Некоторые люди визжали. Другие надрывно кричали. Несколько детей заговорили взрослыми мужскими голосами. Особенный ужас в меня вселила стоявшая рядом благообразная пожилая женщина, которая во время отчитки принялась громко лаять.

Сильней всех бесновалась дама лет сорока, оказавшаяся довольно близко от отца Германа. Ее руки и ноги дергались, словно у марионетки, а устами заговорил бес. Я отчетливо слышал, как она, а вернее, вселившаяся в нее нечистая сила вещала мужским басом, перечисляя, в какие века, при каком царе и в ком жил этот злой дух. «И из тебя не уйду!» - летели с губ одержимой его крики.

Отец Герман подошел к ней вплотную и поднял на уровень ее лица большой золотой крест. «Замолчи! - приказал священник, и бес повиновался. - А теперь изыди!» Женщина осела на руки родственников. По тому, как ее лицо стало медленно приобретать осмысленное выражение, можно было понять, что бес отступил. По лицу несчастной катились слезы.

Как я потом узнал, это была вполне рядовая отчитка. Храм Иоанна Предтечи помнит еще и не такое. Однажды в лавру привезли человека, одержимого бесом, который был настолько буйным, что его пришлось приковать цепями к кровати и заносить на отчитку в храм вместе с ней. После отчитки он сам ушел домой.
Изгонять бесов - это труд, требующий огромных физических и душевных сил. После отчитки мне мельком удалось увидеть отца Германа. Он выглядел так, словно целый день таскал в гору тяжелые камни.

Признаки одержимости

Перед тем как везти человека на отчитку, необходимо убедиться, действительно ли он одержим. С первых веков христианства известно много признаков одержимости. Вот основные из них.

Одержимый бесом боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание. Окропление святой водой, прикосновение освященного креста может вызывать у него физические муки. То же самое происходит, если он вдыхает ладан. Одержимый физически не сможет принять ни одно из христианских таинств. Звуки церковного колокола вызывают у него головную боль. Однако одержимость может выражаться и не так явно. Известны случаи, когда она проявлялась в систематических болях, потере сознания и плохом самочувствии даже за пределами церкви. Еще один признак одержимости - так называемое буйство, когда прежде спокойный человек становится необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным. Или, ранее равнодушный к алкоголю и наркотикам, он вдруг пускается во все тяжкие и не может остановиться.

Одержимость или психопатия?

Нередки случаи, когда одержимость путают с психическими заболеваниями. Так, например, одним из типов шизофрении является имитация одержимости. Больной полностью уверен, что им овладел бес, но на самом деле он просто психически болен, хотя во время отчитки может вести себя как одержимый.

Об этом феномене человеческой психики знают и священники. Во время отчитки в церкви помимо отца Германа присутствуют несколько его помощников. Они приходят до начала службы и внимательно осматривают всех прихожан. Если они видят людей не бесноватых, а больных психически, то советуют сопровождающим увести их со службы, потому что больному будет еще хуже.

Возникает вопрос: каким образом священники отличают психически больного от реально одержимого? Во-первых, одной из способностей людей, умеющих изгонять бесов, является возможность чувствовать присутствие в человеке злых духов. Во-вторых, некоторые из священников имеют медицинское образование и знакомы с азами психиатрии. К тому же все они занимаются этим тяжелым делом долгие годы и едва ли не ежедневно.

Еще не так давно с каждым желающим попасть на отчитку проводили беседу, чтобы выявить, действительно ли он одержим или просто психически болен. Но в последние несколько лет одержимых стало столько, что на индивидуальные беседы у священников не хватает сил.

Как попасть на отчитку?

Священники советуют: прежде чем вести кого-то из близких или знакомых на отчитку, посоветуйтесь со священником из вашего прихода и получите его благословение.

Кроме того, есть некоторые условия, которые нужно обязательно соблюсти. На отчитку не допускаются некрещеные люди, а также крещеные, но без нательного креста. Перед отчиткой рекомендуется сутки поститься и читать молитвы.

Отчитки в лавре проводятся практически каждый день приблизительно в 13.00, но приезжать туда надо заранее. Сама лавра находится недалеко от станции Сергиев Посад, дальше пешком. Денег за отчитку никаких платить не надо.

В изгнание бесов современному человеку очень трудно поверить, невзирая на то, что оно официально признано православной церковью и о нем можно прочесть в церковных изданиях. Мои личные сомнения на этот счет были, однако, преодолены в результате всего лишь одного приезда в лавру. Впрочем, священники настоятельно не рекомендуют приходить на отчитку из праздного интереса - ведь никто не знает, в кого решит вселиться лишившийся очередной жертвы злой дух.

Антон СОЛОВЬЕВ

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные