Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Духовые инструменты очень отличаются по своей структуре и звучности от всех остальных инструментов, причем они выделялись в музыке всех культур еще с доисторических времен. Классификация этих инструментов хорошо отражает взаимосвязь и различия между разными видами духовых.

Как устроены духовые инструменты?

Духовой инструмент состоит из резонаторов определенного типа (как правило, в форме трубок). В них происходят колебания столба воздуха, который игрок вдувает в духовой инструмент, а вследствие этого усиливается звук.

Звуковой диапазон духового инструмента определяется размерами его резонаторов. Например, звук, извлекаемый из толстой тубы, низкий, поскольку длина ее воздушного канала способствует низкочастотному колебанию потока воздуха. А звучание тонкой флейты будет высоким за счет более узкой формы инструмента, а, соответственно, и меньшего объема резонатора: при таких условиях столб воздуха чаще колеблется о его стенки, следовательно, звук становится выше.

Увеличить частоту колебания столба можно за счет ускорения вдувания воздуха, то есть если создать более быструю и острую воздушную струю.

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на две группы:

  • медные духовые инструменты;
  • деревянные духовые инструменты;
  • клавишные духовые инструменты.

Изначально такое распределение возникло из-за материалов, используемых для изготовления того или иного инструмента, но впоследствии оно стало в большей степени относиться к способу извлечения из него звука. Материал инструментов, изготавливаемых в наше время, медью и древесиной не ограничивается и может быть самым разнообразным - от металла и до пластика, от латуни и до стекла, но за этими инструментами все равно будет закреплена принадлежность к одной из вышеназванных групп.

При игре на них звук извлекается благодаря изменению длины столба воздуха. Этого можно достигнуть при открывании особенных отверстий, что находятся на инструменте, а каких именно - зависит от расстояния, на котором эти отверстия друг от друга находятся.

Деревянные духовые инструменты делятся на две подгруппы: лабиальные и язычковые. Распределение зависит от того, каким способом воздух вдувается в инструмент.

В лабиальных вдувание воздуха происходит через поперечную щель, расположенную на головке самого инструмента: благодаря этому струя воздуха рассекается и способствует внутреннему колебанию воздуха.

К лабиальным духовым инструментам относятся дудка, а также флейта и ее разновидности.

В язычковых вдувание происходит с помощью язычка - тоненькой пластины вверху инструмента, вследствие чего столб воздуха приходит в колебание.

К язычковым духовым инструментам относят: саксофон, кларнет, фагот и их разновидности, а также такие инструменты, как балабан и зурна.

От способа звукоизвлечения, вызываемого определенным положением губ на инструменте и силой вдувания воздушной струи, зависит принадлежность инструмента к медным духовым. Эти духовые инструменты раньше были медными, впоследствии латунными, а иногда и серебряными.

Медные духовые инструменты тоже делятся на подгруппы.

Особенность вентильных инструментов заключается в том, что они, собственно, оснащены тремя или четырьмя вентилями, которыми управляет игрок с помощью пальцев. Нужны они для того, чтобы увеличить длину струи воздуха посредством увеличения длины самого инструмента и таким образом понизить звук. Это происходит при нажатии на вентиль, когда в трубку включается добавочная крона и инструмент дополнительно удлиняется.

К вентильным инструментам относятся: труба, валторна, туба, саксгорн и другие.

А вот у натуральных духовых инструментов добавочных трубок нет совсем: они извлекают звуки только из натурального звукоряда и не способны играть мелодические линии, поэтому практически перестали использоваться еще в начале XIX века. К этой подгруппе относят горн, фанфару, охотничий рог и подобные инструменты.

Добавочная выдвижная трубка в форме буквы U, которая называется кулиса , характеризует такой вид медных духовых, как тромбон. Движение этой трубки влияет на длину потока воздуха, соответственно, и на тон звука.

Клавишные духовые инструменты

Отдельно в этой классификации выделяют клавишные духовые инструменты. Их особенность в том, что в их структуре находятся язычковые и подвижные трубки - в них через специальные меха накачивается воздух.

Среди них выделяют две подгруппы:

  • язычковые — фисгармония, аккордеон, мелодика, баян;
  • пневматические — орган и некоторые его виды.

Духовые инструменты симфонического оркестра

Флейта, фагот, гобой, туба, валторна, тромбон, кларнет и труба - те духовые музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра. Рассмотрим часть из них.

Флейта

Изначально флейта действительно изготавливалась из древесины, однако позже, в XIX веке, основным материалом для этого инструмента стало серебро. Само слово «флейта» уходит корнями в древние времена; тогда это название относилось ко всем без исключения духовым инструментам. Считается, что флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов в принципе - первые предки этого инструмента появились уже около 43 тысяч лет назад.

Ранее существовала продольная флейта, которую музыкант держит перед собой, как дудку, однако в период после эпохи барокко она была вытеснена поперечной, которую держат сбоку, отводя руки в сторону. Именно поперечный вариант представляет себе большинство людей, слыша понятие «флейта». В симфоническом оркестре в основном задействованы две флейты. Используется флейта чаще всего для классических произведений. Среди других духовых освоение флейты дается большинству людей лучше всего, а учить ноты для флейты не сложнее, чем ноты для пианино или гитары .

Тромбон

Тромбон - единственный медный духовой инструмент, который не претерпел никаких изменений спустя века своего существования, и остался таким же, каким его знали древние музыканты. Тромбон является единственным инструментом, который не транспонирует, то есть высота реального звука которого совпадает с высотой звука в нотной записи. Под словом «тромбон» обычно понимают такую его разновидность, как теноровый тромбон. Существуют также альтовый и басовый тромбоны, но их используют очень редко.

В симфоническом оркестре обычно задействованы три тромбона. Чаще всего тромбон встречается в таких музыкальных жанрах, как джаз и ска-панк.

Гобой

Тот вид, который гобой имеет сейчас, он приобрел в XVIII веке. Его предшественниками еще с древних времен были такие инструменты, как авлос, зурна, волынка и другие. Для гобоя характерен певучий тембр, схожесть с человеческим голосом. Сам он имеет коническую форму и набор из двадцати трех мельхиоровых клапанов на корпусе.

Симфонический оркестр насчитывает в своем составе гобои в количестве двух штук. Произведения эпохи классицизма и барокко — основной репертуар этого инструмента.

Труба

Среди медных духовых именно труба может звучать выше всех. Изготовляют ее из таких материалов, как латунь, медь либо серебро. Она является одним из самых древних инструментов. Изначально ее использовали как сигнальный инструмент, но с XVII столетия она стала элементом симфонического оркестра.

В симфоническом оркестре используют три трубы. Применяется этот инструмент в самых разнообразных жанрах: в классике, в джазе и т. д.

Туба

Туба, в отличие от трубы, наоборот, является самым низкозвучащим элементом. Кроме того, по размеру и весу туба тоже превышает все остальные медные духовые инструменты. Из-за этого на ней нередко играют стоя, что, кроме всего прочего, подразумевает соответствующую физическую подготовку музыканта. Она является изобретением бельгийца Адольфа Сакса XIX века. Как и труба, туба - вентильный инструмент.

В оркестре, в основном, используется одна-единственная туба.

Более-менее серьезного уровня игры на любом духовом инструменте можно добиться за три-четыре года систематической практики. Развитие музыкального слуха поможет ускорить прогресс. Считается, что деревянные духовые инструменты немного проще осваивать, чем медные; а сложнее всего ученикам даются валторна и тромбон.

Объяснить маленьким деткам, что такое медные духовые инструменты, будет проще с помощью видео. Предлагаем посмотреть следующий видеосюжет:

Флейта (большая)

(Fl ö te – немецкий)


Самый подвижный из деревянных духовых. Его легче всего узнать, т.к. это единственный

Инструмент, который во время исполнения надо держать поперек лица (поперечная). Поперечная в 18 веке заменила продольную.

Представляет собой полую трубку, закрытую в верхней части. В разобранном, разъёмном виде состоит из трёх частей (колен). Подвижные соединения всех частей способствуют, если это требуется, её настройке. Верхняя часть – головка с отверстием для вдувания воздуха. Средняя часть – главный корпус, снабженный клапанным рычаговым механизмом, открывающим и закрывающим звуковые отверстия. В нижнем колене имеется 2-3 отверстия, управляющиеся мизинцем правой руки.

До 19 века звукоряд был ограничен, но в 30е годы 19 века её усовершенствованием занялся выдающийся немецкий флейтист Бём. Его инструмент после важных конструктивных изменений превратился в виртуозный хроматический инструмент. Диапазон – 3 октавы. От «до» 1 октавы до «до» 4 октавы.

Игра на флейте требует большого расхода воздуха. При вдувании часть его разбивается об острый край отверстия и уходит. От этого и получается характерный «сипящий» призвук. Тембр белен обертонами, и это делает его холодноватым, матовым. Различные регистры сильно отличаются по характеру звука. Самый нижний – таинственный, «стеклянный». Средний – светлый, поэтичный. Верхний –блеском. Характер звука зависит от регулировки воздуха и правильного п поражает яркостью и оложения губ по отношению к отверстию. Особое значение для атаки звука имеет язык. Вид атаки: простой – на слоге

«ту-ту», двойной – «ту-ку», тройной – «ту-ку-ку».

Флейте подвластна такая форма звучания как мир природы с её реальными и фантастическими обитателями.

Малая флейта (пикколо)

(Kleine Fl ö te – немецкий)

Проникла в оркестр во 2й половине 18 века. Она вдвое меньше большой, что продлевает диапазон на октаву выше – от «ре» второй октавы до «до» пятой октавы.

В оркестровых партиях записывается в транспорте – октавой ниже (с помощью значка «восьмёрки»).

В конструкции флейта пикколо одинакова с большой. Нижний регистр используется редко. Средние звуки изящны, пластичны. Резкие звуки в высоком регистре отличаются огромной силой и блеском.

Этот миниатюрный инструмент способен «прорезать» в fortissimo tutti всего оркестра. В целом тембр малой флейты ещё более беден обертонами, чем тембр большой флейты Исполнитель на малой флейте, в случае необходимости, меняет инструмент на большую флейту и исполняет партию 2й или 3й флейты. В записи оркестровой партии это обозначается muta Fluato piccolo in Fluato grando 3 и наоборот.

Техника игры на флейте

Legato на флейте менее продолжительно, чем на других деревянных духовых инструментах из-за большого расхода воздуха. Особенно непродолжительны самые нижние и отчасти самые верхние ноты (тем более в forte ).

Это не отражается на обычных фразах небольшого дыхания, но при исполнении широких мелодий флейта даёт значительно больше перерывов в мелодической линии, чем другие деревянные духовые инструменты. Поэтому не следует предъявлять к флейте требований, противоречащих её природе, иначе исполнение будет натянутое и робкое.

Флейта мгновенно откликается на легчайшее дуновение (без передачи на трость), и это накладывает отпечаток на всю манеру исполнения, весьма гибкую в отношении штриховки и без ощутимой « attacc ’и» (момента возникновения воздуха); звук у флеты возникает, можно говорить, сам собой.

Фразы и пассажи небольшого дыхания на флейте получаются с поразительной лёгкостью. Особенно хороши комбинации небольших легатных фраз самого прихотливого чередования.

Диатонические и хроматические гаммы, различные арпеджио получаются на флейте с предельной беглостью и непринуждённостью; лишь кларнет может соперничать с ней в гибкости и подвижности легатной техники.

В стаккатной технике у флейты нет соперников. Кроме обыкновенного простого staccato , - очень быстрого, т.к. звук на флейте возникает мгновенно без передачи на трость, - на флейте возможен поразительный стремительный приём двойного языка и почти столь же стремительный тройной язык .

Двойной язык разделяет языком каждый удар простого staccato на два удара:

«та-ка, та-ка» и т.д. и поэтому особенно употребителен при быстро повторяющихся нотах Двойным языком исполняются четные по количеству нот фигуры, не обязательно построенные из повторяющихся нот.

Тройной язык разделяет языком каждый удар простого staccato на три удара:

«та-ка-та, та-ка-та» и т.д. и употребляется для исполнения быстрых триольных фигур с повторяющимися и неповторяющимися нотами. Оба эти эффекта не могут достигать большой силы звучания.

Кроме того, на флейте возможен своеобразный вид tremolo , называемый «фрулато» (немецкий – flatterzunge ) как на одной ноте, так и в небольших пассажах. Звучание flatterzunge напоминает несколько приглушенный милицейский свисток; достигается оно быстрой вибрацией языка и гортани (приём полоскания горла).

Из всего выясняется, что флейте свойственны комбинации легатных и стаккатных пассажей самой прихотливой штриховки, скачки (особенно октавные), быстрые смены регистров и неширокие светлые мелодические фразы, более прозрачные, но менее экспрессивные, чем у кларнета или гобоя. Если не затруднять исполнение неудобными тональностями, то блеск звучания флейты будет максимальным. В f примерно до ноты «соль» 2й октавы флейта слабее гобоя и кларнета и не может уравновесить их в аккордовом сочетании. Следует также учесть, что стаккатная техника флейты несколько медленнее в самом нижнем регистре, чем в среднем и верхнем, а также замедленна и в высочайшем регистре. Техника на флейте наиболее блестяща именно в тех регистрах, где губы не перенапряжены, но и не чрезмерно распущены.

Гобой

(Hoboe – немецкий)

Представляет собой полую трубку с раструбом в конце. В стенке от 15 до 19 отверстий, снабжённых клапанным механизмом. Длина – 60-62 сантиметра . Состоит из трёх частей.

Для вдувания воздуха имеется специальное приспособление – наконечник, сделанный из двух камышовых пластинок, прилегающих друг к другу. Во время исполнения верхние концы лепестков зажимаются между губами. В трости возникают звуковые колебания, которые передаются воздушному столбу внутри инструмента. Благодаря некоторым особенностям конструкции гобой почти не имеет настройку. Диапазон – 2,5 октавы - от «си» малой октавы до «фа» 3й октавы. Обладает достаточно подвижной техникой, но уступает флейте, т.к. звукоизвлечение менее удобно. Связано это с тем, что воздуха между лепестками входит мало. Но где гобой чувствует себя уютнее, это мир простых сентиментальных и пасторальных мелодий. Резко, сухо обрывающиеся звуки излучают радостное настроение, детское веселье.

Тембр гобоя с его своеобразным «носовым» оттенком выделяется среди других инструментов остротой, экспрессивностью. В среднем регистре, на редкость выразительном, тембр свежий, нежный, трогательно-непосредственный, порой жалостный, почти горестный. В низком – грубоватый и гнусавый. В верхнем – крикливый и «тощий».

В отличие от холодноватой флейты гобою свойственна большая эмоциональность. Его область – грусть, элегичность, тоскливые стенания, не чужды добродушное лукавство и грация. Иногда гобою поручают комические роли.

Альтовый гобой (английский рожок)

(Englisches Horn – немецкий)

Английский рожок больше гобоя и звучит квинтой ниже. Его материал, устройство и способы игры такие же, как и у гобоя. Отличием его является раструб, который имеет грушевидную форму, что придаёт инструменту своеобразный тембр. Трость помещена на тонкой изогнутой внутрь металлической трубке в виде буквы «с».

Английский рожок является инструментом транспонирующим (гобой in F ). Диапазон – 2,5 октавы – от «ми» малой октавы до «си» второй октавы.

В оркестровую практику вошёл только в 19 веке.

Исполнителю на английском рожке иногда поручается исполнение партии 3го гобоя. В партитуре это обозначается corno inglese muta in oboe 111 и наоборот.

Техника игры на гобое

Некоторая ленивость извлечения, меньшая непринуждённость в передувании не позволяют на гобое в legato (при одинаковой с флейтой аппликатуре) достичь скорости флейты. Ещё больше гобой уступает флейте в стаккатной технике, потому что на нём неприменимы приёмы «двойного» или «тройного» языка. Однако обычное staccato получается на нём очень отчетливо и с достаточной быстротой, но только в среднем регистре. В нижнем и самом верхнем регистре staccato значительно тяжелее

На гобое хорошо выходят умеренно быстрые легатные пассажи, смешанные с различными фигурами простого staccato . Если не затруднять аппликатуру гобоя неудобной тональностью, то в пассажах можно достичь довольно большой скорости. Наиболее удобными тональностями для гобоя являются D - dur и близкие к ней. Особенно хорош гобой в широких лирических кантиленах.

Техника английского рожка менее подвижна техники гобоя, звук несколько гуще и имеет гнусавый оттенок.

Кларнет

(Klarinette - немецкий)

Внешним видом и по постановке игры не отличается от гобоя. Корпус немного объёмнее и длиннее, а в остальном отличается коренным образом.

Корпус состоит из пяти частей, из которых нижнее представляет собой расширяющийся раструб, верхняя – клювообразный мундштук. С плоской стороны мундштука прямоугольное отверстие, на которое накладывается и прикрепляется тонкая камышовая пластинка (как гобойная), но на кларнете трость одинарная.

Конструкция и техника игры чрезвычайно сложны. Здесь больше отверстий и рычагов, чем на других. Расход воздуха небольшой. Вышедший в оркестровую практику позже флейты и гобоя, на грани 18-19 веков, кларнет за 2,5 столетия превратился в исключительно совершенный инструмент.

Что касается динамических нюансов, то кларнет разнообразнее и богаче любого из духовых. Ценное качество инструмента – он легко приспосабливается к другим инструментам.

При общем диапазоне – от «ми» малой октавы до «соль» третей октавы – в звучании различаются 4 окраски. Это своеобразные тёмные, угрюмые низкие звуки. После переходного тусклого отрезка возникает новый тембр верхнего регистра. Это звуки серебристые, ясные и наиболее поэтичные. Высокий регистр пронзителен и криклив. Для облегчения игры мастера делали инструменты разной величины. Для диезных тональностей в строе in A , для бемольных в строе in B . Разница в тембре между кларнетами А и В незначительна.

Больший по размеру in A звучит мягко, матовый. Меньший in B звучит ярче. В настоящее время самый распространённый строй – in B (независимо от тональности). Партия кларнета записывается большой секундой выше.

Малый кларнет in Es пришёл из военного духового оркестра. Музыкантов привлёк специфическим тембром.

Бас-кларнет

(Bassklarinette – немецкий)

Самый внушительный по размеру. У него строй in B . Диапазон – от «до» большой октавы до «до» второй октавы. Построен инструмент в конце 18 века. Форма необычная. Длина – больше метра, мундштук изогнут – отклонён назад в форме буквы « s ». Нижняя часть, расширяющаяся и загнутая вверх в виде курительной трубки – раструб. Бас-кларнет опирается об пол металлическим штифтом, закреплённым внизу корпуса, и поддерживается шнуром, одевающимся на шею исполнителю. Тембр бас кларнета - тёмный, таинственный.

Все особенности аппликатуры обычного кларнета полностью относятся к бас-кларнету, но из-за большого размера он менее подвижен.

В современном оркестре исполнитель на бас-кларнете может исполнять партию 3го или 4го кларнета. В оркестровой партии это записывается Clarinetto basso muta in clarinetto in A 1 у .

Техника игры на кларнете

Кларнет в легатной технике ничуть не уступает, но даже превосходит флейту.

На нё без передувания возможно исполнение пассажей в диапазоне дуодецимы. Диатонические и хроматические гаммы, арпеджио, скачки на дуодециму (связанные с быстрой сменой регистров) выходят на кларнете с необычайной стремительностью. Столь же пригоден кларнет и для экспрессивных мелодий широкого дыхания, благодаря малому расходу воздуха. В отношении силы звучания кларнет даёт огромную градацию от ppp до ff .

В стаккатной технике кларнет сильно уступает флейте, т.к. на нём невозможен «двойной» и «тройной» язык, да и в одинарном скорость его меньше флейты и даже, пожалуй, уступает гобою (из-за более плотной трости). Во всяком случае, многократное staccato на кларнете утомительно. В крайних регистрах staccato ещё медленнее, чем в среднем.

Современные кларнеты так же, как и флейты, имеют большое количество дополнительных клапанов и рычагов, позволяющих брать одну и ту же ноту разными пальцами из различных положений. Исполнение трелей облегчается специальными трельными клапанами; потому на кларнете возможны практически все трели.

Всякие tremolo (трели, большие, чем в интервале большой секунды) тем легче исполнимы, чем меньше приходиться прибегать к помощи боковых (альтерационных) клапанов. Обязательным условием исполнимости tremolo является возможность извлечения обеих его нот на одном обертоне.

Чем больше приходится отклоняться от употребления основных отверстий, тем менее удобными становятся всевозможные ходы и пассажи. Поэтому на кларнете легче исполнять музыкальные произведения в тональностях, близких к G - dur (по записи), в них кларнет будет более подвижен и звучен.

В настоящее время употребляются кларнеты в строе in A и в строе in B . Кларнет

in B транспонирует на большую секунду вниз, кларнет in B – на малую терцию вниз. Поэтому для диезных пьес предпочтительнее употребление кларнета in A , а для бемольных – in B . При этих условиях удаётся сохранить небольшое количество ключевых знаков и этим облегчить аппликатуру и удобство исполнения, а, следовательно, достичь улучшения звучания и увеличения беглости.

Фагот

(Fagott – немецкий

Первый фагот появился в середине 16 века. В дальнейшем, сохраняя свои внешние очертания, подвергся значительному совершенству и в 17 веке вошёл в состав симфонического оркестра.

Корпус фагота представляет из себя большую сложенную, перегнутую вдвое трубу. В выпрямленном виде достигает около трёх метров. Изготовляется из клёна, разбирается на 3 части (колено). От малого колена выходит тонкая изогнутая трубка, к ней прикрепляется камышовая трость (как у гобоя – двойная, но в два раза больше), поэтому звукоизвлечение несколько легче и не так утомительно, как на гобое. Во время игры фагот подвешивается на шею исполнителю.

Диапазон – 3,5 октавы – от «си бемоль» контроктавы до «фа» 3й октавы . Тембр меняется на протяжении всего диапазона. Низкие звуки – мощные, густые, но несколько неповоротливые. Через глухую октаву начинается меланхолический верхний регистр. Этот звуковой отрезок пригоден для исполнения солирующих мелодий. Характер верхних звуков - сдавленный, зажатый. Общий характер заключается в тембре – хрипловатость, сдавленность, напряженность. Очень метко определил окраску Римский-Корсаков: «Тембр старчески насмешливый в мажоре, болезненно-печальный в миноре». Ни один инструмент не склонен в такой степени к саркастической насмешке и ворчливости, а порой и надменности. Мейербер в «Роберте Дьяволе» заставил фагот изображать «гробовой хохот», от которого мороз пробегает по коже.

Нотируется фагот в басовом и теноровом ключах, редко – в скрипичном.

Контрфагот

(Kontrafagot – немецкий)

Инструмент вдвое больший по величине, чем фагот и в развёрнутом виде составляет около шести метров. При такой же записи, как и у фагота, контрфагот звучит октавой ниже написанного и, следовательно, является транспонирующим инструментом. Диапазон – от «ля» субконтроктавы до «фа» 1й октавы. На конрфаготе трудно извлечь ноты выше «ля» малой октавы. В техническом отношении инструмент менее подвижен, чем фагот, а расход воздуха на нём значительно больше. Тембр гуще, чем у фагота, но экспрессивность меньшая.

Техника игры на фаготе

В общих чертах напоминает технику игры на гобое , только дыхание на фаготе расходуется значительно быстрее, чем на гобое.

Стаккатная техника основана на простом одинарном языке, причем в скорости

простого staccato фагот не только не уступает другим деревянным духовым инструментам с тростью, но и превосходит их. Staccato фагота необычайно отчетливое и острое. Прекрасно получаются все скачки на октаву и более; смены регистров преодолеваются почти так же незаметно, как и на флейте. В верхнем и нижнем регистрах staccato немного медленнее, чем в среднем.

Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными отрезками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении (особенно хорошо в комбинированной штриховке) и с применением самых разнообразных скачков.

Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.

Духовые инструменты

Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала. Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров. Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук - низкий.

Существует два способа для изменения издаваемого инструментом данного типа:

  • регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
  • увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.

Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название - духовые инструменты. Список их будет дан ниже.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида - медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность - клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Какие инструменты относятся к духовым

Перечислим духовые инструменты. Список их таков:

  • труба;
  • кларнет;
  • тромбон;
  • баян;
  • флейта;
  • саксофон;
  • орган;
  • зурна;
  • гобой;
  • фисгармония;
  • балабан;
  • аккордеон;
  • валторна;
  • фагот;
  • туба;
  • волынка;
  • дудук;
  • губная гармошка;
  • македонская гайда;
  • сякухати;
  • окарина;
  • серпент;
  • рожок;
  • геликон;
  • диджериду;
  • курай;
  • трембита.

Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.

Медные духовые

Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева. Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только В 30-е годы 19 века на них появились вентили. Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.

Медно-духовые инструменты (список):

  • труба;
  • тромбон;
  • валторна;
  • туба;
  • серпент;
  • геликон.

Деревянные духовые

Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука - внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:

  • кларнет;
  • зурна;
  • гобой;
  • балабан;
  • флейта;
  • фагот.

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых - язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок - бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Где используются духовые инструменты

Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.

Флейта

Это Список относящихся к этому был дан выше.

Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.

Сиринга - одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.

Блокфлейта - деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.

Флейта-пикколо - разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной Её диапазон - от «ре» второй до «до» пятой.

Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.

Тромбон

Это медный духовой инструмент (список входящих в данное семейство был представлен в данной статье выше). Слово «тромбон» переводится с итальянского как «большая труба». Существует с 15 века. От других инструментов данной группы тромбон отличается тем, что имеет кулису - трубку, при помощи которой музыкант извлекает звуки, изменяя объём воздушного потока внутри инструмента. Существует несколько разновидностей тромбона: теноровый (самый распространённый), басовый и альтовый (применяются реже), контрабасовый и сопрановый (практически не используются).

Хулусы

Это китайский духовой язычковый инструмент, имеющий дополнительные трубки. Другое его название - биландао. Всего трубок у него три или четыре - одна основная (мелодическая) и несколько бурдонных (низко звучащих). Звучание этого инструмента мягкое, мелодичное. Чаще всего хулусы используются для исполнения соло, очень редко - в ансамбле. Традиционно на этом инструменте играли мужчины, объясняясь в любви женщине.

Оркестр - это большой состав музыкантов, состоящий из групп. В этих группах музыканты играют в унисон. Существуют различные по составу, музыкальному направлению оркестры. Он может быть: симфоническим, духовым, струнным, эстрадным, джазовым, военным, школьным, народных инструментов.
Инструменты симфонического оркестра объединяются в группы: струнные, духовые, ударные. В свою очередь, духовые инструменты бывают медными и деревянными - в зависимости от того, из какого материала они изготовлены.

О деревянных духовых инструментах в общем

Духовые деревянные инструменты симфонического оркестра - это фагот, гобой, флейта, кларнет и, конечно же, их разновидности. К духовым деревянным относятся саксофон и волынка со своими вариантами, но они крайне редко используется в данном оркестре.

В основном любой из этих инструментов исполняет свою партию. Общепринято, что партии деревянных духовых инструментов должны размещаться на верхних строчках партитур. Общий тембр деревянных духовых инструментов очень ярок, компактен, но и мощный. Это звучание больше других похоже на голос человека.

Само название деревянных духовых инструментов произошло в результате того, что изначально все они делались из дерева. Со временем в их изготовлении стал использоваться и другой материал, но название деревянных сохранилось.
Укорочение звучащего столба воздуха через открывание отверстий - вот принцип звукоизвлечения этих инструментов. Отверстия расположены на корпусе.

Деревянные духовые инструменты по методу направления струи воздуха, в свою очередь, бывают двух видов: лабиальные — флейта и дудук - и язычковые (с одинарной тростью — саксофон, кларнет - и с двойной тростью — дудук, зурна, гобой, фагот, шалмей).

А теперь более подробно.

Флейта

Флейта - лабиальный деревянный духовой инструмент. Она появилась очень давно, когда люди на срезанном тростнике с закрытым концом делали отверстия и извлекали из него звуки. В средние века были распространены два рода флейт: прямая — ее держали прямо, как кларнет, и поперечная, которую держали под углом. Со временем, уже на пороге 19 века, стала более востребованной и затмила своей практичностью прямую.

В группе деревянных духовых инструментов именно флейта имеет самое высокое звучание. Это наиболее подвижный из всех в техническом плане инструмент. Трудно исполнять медленные мелодии и выдержанные ноты, так как большое количество воздуха используется при игре на ней (воздух об острый край отверстия разбивается и частично пропадает). Так образуется характерное для флейты звучание. Диапазон поперечной флейты - с первой по четвертую октавы.

Основные разновидности флейты

Блокфлейта - продольная флейта семейства свистковых. В головной части используется вставка. Отличительна черта - 7+1 пальцевых отверстий. Тембр - мягкий.

Флейта-пикколо - поперечная флейта. В два раза короче обыкновенной. Имеет самое высокое звучание. Тембр - весьма яркий, а при Music dynamic forte.svg - очень пронзительный.

Свирель - русский деревянный духовой инструмент, продольная флейта. Может иметь два ствола разной длины, настроенных между собой в чистую кварту.

Сиринга - продольная флейта. Бывает одноствольной и многоствольной. В древние времена на ней играли пастухи.

Панфлейта - многоствольная флейта. Это связка из нескольких трубок различной длины.

Ди - старинный китайский деревянный духовой инструмент. Он поперечный и наделен шестью отверстиями.

Кена - продольная флейта из тростника. Используется в музыке Латинской Америки.

Ирландская флейта широко применяется в исполнении ирландских народных мотивов. Это поперечная флейта.

Все эти разновидности флейт — деревянно-духовые инструменты. Список можно также пополнить такими представителями семейства, как пыжатка, вистл и окарина.

Гобой

Следующий инструмент из раздела деревянных духовых - это гобой. Известно, что гобой не теряет своей настройки и поэтому весь оркестр настраивается под тот настрой, который подает именно этот инструмент.

Гобой - тоже деревянный духовой инструмент, с двойной тростью. Как и старинный представитель семейства свирелей. Его предками были бомбарда, волынка, дудук, зурна. Гобой, благодаря своей певучести и мягкому тембру (хотя в он резкий), является излюбленным инструментом как профессиональных композиторов и музыкантов, так и любителей. В техническом плане он тоже подвижен, но уступает в этом вопросе флейте. Внешне это трубка в виде кона, верхний конец которого - двойная трость, а нижний конец - раструб в виде воронки.

Основные разновидности гобоя

Современный гобой: мюзетт, гобой с коническим раструбом, баритоновый рожок, английский рожок.

Барочный гобой: барочный гобой д"амур, гобой да качча или охотничий гобой.

Кларнет

Кларнет - самый распространенный язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент. Имеет одинарную трость и широкий диапазон звучания. На вид это деревянная трубка в виде цилиндра, на одном конце которого одинарная трость, а другой конец — венчикообразный раструб.

Тембр инструмента мягкий и несколько драматичный. Никакие другие духовые деревянные инструменты симфонического оркестра не обладают такой возможностью изменять силу звука, как кларнет. Благодаря этому качеству, кларнет считается одним из наиболее выразительных инструментов оркестра. Область применения кларнета в музыке широка и разнообразна. Помимо симфонического, духового и военного оркестра, его активно используют в джазовой, эстрадной и даже народной музыке.

Основные разновидности кларнета

Большой или сопрановый кларнет - основная разновидность, инструмент альтовых и сопрановых регистров.

Малый кларнет - применяется редко, имеет крикливый тембр.

Бас-кларнет - его звучание на октаву ниже большого кларнета. Этот деревянный духовой инструмент, звучащий в низком регистре, чаще используется в оркестре для усиления басовых голосов. Обладает драматической мощностью. Бас-кларнет широко используется в джазе.

Бассетгорн - для расширения вниз диапазона обычного кларнета. Имеет спокойный и торжественный тембр.

Фагот

Фагот - язычковый деревянный духовой инструмент. Его диапазон охватывает низкие регистры: неполный альтовый, теноровый и басовый. Фагот сменил свою предшественницу - старинную басовую свирель бомбарду. В отличие от бомбарды, имеющей хриплое звучание, фагот имеет нежное, меланхоличное звучание.

Ствол фагота деревянный, длинный и поэтому складной. Металлическая трубка с надетой тростью прикрепляется в верхней части ствола. Он подвешивается на шею музыканта при помощи шнурка.
В оркестре фагот может служить как поддержкой для басовых так и иметь самостоятельную партию. Требуется масштабный расход воздуха при игре на этом инструменте, особенно в низком регистре при громком звучании.

Единственная разновидность фагота

Единственная разновидность современного фагота - это контрафагот. Этот деревянный духовой инструмент с низким голосом считается самым низким по диапазону инструментом оркестра и уступает только педальным басам органа. Он имеет густой органный тембр.

Саксофон

Вышеперечисленные инструменты с их разновидностями — это деревянно-духовые инструменты. Список можно пополнить разве что еще одним представителем этой группы - саксофоном.

Саксофон редко используют в симфоническом оркестре. На нем часто играют в духовом оркестре. Он имеет мощное звучание. Это один из центральных инструментов в джазовой и эстрадной музыке. Имеет певучий тембр. С технической точки зрения очень подвижен. Он достигает от 15 сантиметров до 2 метров. Саксофон изготавливается из меди, и это еще одно доказательство того, что название деревянных духовых инструментов не всегда совпадает с материалом, из которого они сделаны.

Основные разновидности саксофона

Сопрано-саксофон. Может быть прямым или изогнутым. Не рекомендуется новичкам. Обладает пронзительным и сильным тембром.

Альт-саксофон или классический саксофон. Изогнутый, часто используемый вид инструмента. Рекомендуется тем, кто только начинает обучаться игре. Имеет самый меньший мундштук. Наделен ярким и выразительным тембром. В основном это солирующий инструмент.

Вид больше остальных используется в джазе. Его размер, размер мундштука, отверстия и стержней больше, чем у альт-саксофона. Имеет хрипловатый, сочный тембр. На нем легче играть технически сложные пассажи.

Баритон-саксофон. Максимально крупный по размерам, поэтому больше остальных подвержен повреждениям. Имеет густой и сильный тембр.

Диапазон любого саксофона составляет две с половиной октавы. При хорошей технической подготовке возможно извлекать и более высокие ноты.

Волынка

Волынка - это своеобразный традиционный духовой инструмент. На вид волынка представляет собой кожаный мешочек, покрытый мехом и наполненный воздухом. В него вставлены несколько деревянных трубочек. Одна из трубочек имеет отверстия, на ней играют мелодию, другая (меньше по размеру) служит для нагнетания воздуха. Остальные обеспечивают непрерывное звучание нескольких звуков, высота которых остается неизменной. Имеет сильное пронзительное звучание. Волынкой сопровождается исполнение многих европейских (и не только) народных танцев.

Таким образом, деревянные духовые инструменты — это разножанровые, с различным тембром и диапазоном, используемые в различных музыкальных составах инструменты.

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготовлялись исключительно из дерева, откуда исторически и произошло их название. Современные деревянные духовые инструменты редко делают из дерева, чаще применяют различные сплавы металлов (никель, серебро, золото, платина) или пластик. В группу деревянных духовых инструментов входят инструменты четырёх семейств со всеми своими разновидностями.

семейство флейт

семейство гобоев

семейство кларнетов

семейство фаготов

Деревянные духовые инструменты представляют собой трубки цилиндрического или конического сечения. Расширенная часть трубки – раструб. Это важнейшая темброобразующая часть инструмента. Части трубки с клапанами и рычагами – колена. Все деревянные духовые инструменты для удобства хранения и транспортировки делаются разборными.

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

1. лабиальные (лат. labium - губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта и её народный вариант дудка.

2. язычковые (лингвальные; лат. lingua - язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов.


Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон.

Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот, старинные шалмей и круммхорн, большинство народных духовых инструментов - дудук и зурна.

Группа деревянных духовых инструментов формируется по ансамблевому принципу: каждый исполнитель имеет свою партию. Партии духовых пишутся парами на нотоносце.

Процесс формирования группы деревянных духовых инструментов был более продолжительным и сложным, чем струнной группы. Длительное время ее состав ограничивался флейтами, гобоями и фаготами. Лишь к концу XVIII века с появления в симфоническом оркестре кларнетов группа деревянных духовых инструментов приобрела статус самостоятельной группы оркестра.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные