Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Частное учреждение образования
«Колледж бизнеса и права»
Брестский филиал

Домашняя работа
По дисциплине «Психологи и этика деловых отношений»
Вариант № 7

Выполнил учащийся
Заочной формы получения образования
Специальности «Экономика и организация производства»
3 курса группы Э-203.
Михаевич Анатолия Васильевича

Г. Брест
2012
Содержание

    Дайте определение понятий «воля» и «волевой процесс».
    Опишите разные виды чувств.
    Проанализируйте типы темперамента личности.

Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие. Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Она необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся кто то который бы не стремился воспитать это качество в себе или в своих близких. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.
Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.

    Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека по мимо или даже вопреки его желаниям.
    Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.
    На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.
    На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.
Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.
Человек с сильной волей умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на его пути к достижению поставленной цели, обнаруживая при этом такие волевые свойства, как решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость.
Решительность выражается в способности человека своевременно и без колебаний принимать обдуманные решения и претворять их в жизнь. Скоропалительные решения, не учитывающие обстоятельств дела, или же, напротив, постоянное оттягивание принятия и исполнения решения не служат проявлением решительности, а свидетельствуют о слабости воли и ее неразвитости.
Настойчивость – такое волевое свойство личности, которое характеризуется умением добиваться поставленной цели через преодоление всех трудностей на пути к ее достижению.
К сильным волевым качествам личности относятся также выдержка и самообладание. Эти качества связаны с умением человека владеть собой, своими действиями, поступками и настроениями в любой ситуации и в любую минуту.
Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека. Деятельность рассматривается как произвольная и целенаправленная тогда, когда она осуществляется в соответствии с представлениями о конечных результатах и контролируется на каждом из этапов.
Волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осознаваемыми целями поведения.
Таким образом, волевые процессы, как и другие процессы высшей нервной деятельности, составляющие психику человека, могут нарушаться в результате возникновения психического расстройства. Не исключена и вероятность, что психическое расстройство будет представлено исключительно феноменами, отражающими нарушение волевых процессов.
Особое значение приобретает констатация и диагностическая оценка волевых расстройств в судебно-психиатрической практике. Международная юридическая практика считает основой, предпосылкой вменяемости, и как следствие, способности нести ответственность за свои действия, “злую волю” умысел, направленный на совершение деяния.
Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.
Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.
В психологии различают следующие виды чувства:
    моральные (нравственные),
    интеллектуальные (познавательные),
    эстетические.
Моральным чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств моральным чувствам принадлежит особое место.
Моральные, или нравственные, чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест.
К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением – системой взглядов и убеждений человека.
Моральные чувства порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующими эти отношения.
Первая особенность моральных чувств – их социальный характер, социальная значимость. Вторая особенность – сложность и многогранность их проявлений.
Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называются интеллектуальными чувствами.
Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму глубоких переживаний. Нахождение существенных признаков явления и причин, его порождающих, установление закономерностей протекания этого явления всегда сопряжено с особым чувством радости открытия, иногда перерастающим в чувство глубочайшего удовлетворения. Переживание успехов познавательной деятельности побуждает к дальнейшим усилиям мысли. Неудачи при решении познавательных задач вызывают не менее острые переживания. Радости и муки научного познания – это эмоциональная характеристика познавательной деятельности.
Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает. Эстетические чувства возникают не только при восприятии прекрасного. Морально прекрасное также вызывает эстетические чувства.

Типы темперамента:

    Холерический.
    Сангвинический.
    Флегматический.
    Меланхолический.
Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью способны отдаваться делу, увлечься им. В это время они готовы преодолеть и действительно преодолевают трудности и препятствия на пути к цели. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности, наступило подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности.
Сангвинический темперамент. Представитель этого типа темперамента характеризуется как горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым. Для сангвиника обычна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело перестает его интересовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер.
Флегматический темперамент. Флегматик – спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго следовать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекаться по незначительным поводам.
Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный страх в опасных ситуациях. Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика и у него возникает запредельное торможение. Специфично действует на меланхолика и слабое раздражение, субъективно оно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживаниям по незначительному поводу.
Поведения человека в рамках темперамента может определяться отношениями человека, которые временно маскируют или видоизменяют естественные, или, точнее, характерные, для данного темперамента проявления.
При положительном отношении к делу ускоряются темп и ритм работы, человек трудится с большей энергией, долго не утомляется. И наоборот, при отрицательном отношении наблюдается замедленный темп работы, быстро наступает ощущение утомления, тонус деятельности падает. Особенно ярко обнаруживается зависимость динамики и тонуса эмоциональной жизни от отношений личности к различным событиям жизни.
При анализе поведения человека необходимо учитывать не только временные состояния, но и устойчивые отношения, характер личности в целом. Только при прочих равных условиях можно оценить силу или слабость, уравновешенность или подвижность сравниваемых людей.
Темперамент и культура поведения. Проявление темперамента зависит от общей культуры человека.
Культура состоит в том, что человек строит свое поведение в соответствии с принятой в обществе моралью. Личность должна считаться с другими людьми, их состоянием, бережно относиться к окружающим, всемерно избегать таких воздействий, которые могут травмировать их. Для этого нужно быть сдержанным.
Возбужденный холерик берет себя в руки и не позволяет грубых выпадов против окружающих. Он отвлекает свое внимание на другой объект или удаляется из раздражающей ситуации. Меланхолик может заставить себя не поддаваться ни страху, ни панике.
Культура поведения определяется не только знанием морали, принципов и норм поведения, но и моральной воспитанностью в целом, в частности наличием устойчивых привычек и манер поведения. Люди могут быть разных темпераментов, но высокая культура определяет ровность их поведения и деликатность, достоинство их личности. Кроме моральных качеств, огромное значение в регуляции поведения, в частности темперамента, имеет воля.
Темперамент и воля. Волевая активность, формирующаяся на основе того или другого темперамента, отражает его особенности. Так, на основе флегматического темперамента, скорее, может сформироваться методическая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического – эмоционально-порывистая воля. С другой стороны, образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют овладеть свойствами темперамента и регулировать его проявление в процессе деятельности.
Твердая воля позволяет человеку сдерживать и даже «снимать» импульсивность, овладевать своими эмоциями.

Список используемой литературы:

    Дилигенский Г.М. Воля и ее свойства. – М.: «Владос», 2001.
    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1968.
    Феноменология волевых расстройств. Пережогин Л. О. Независимый психиатрический журнал № 2/ 1999
    С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь сложным и длительным сознательным процес-сом; сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществ-ление достигается посредством привычных действий, которые производятся по-чти автоматически, как только дан импульс.

Для сложного волевого акта в его наиболее выраженной специфической фор-ме существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивает-ся опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предше-ствует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возник-новение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий це-лую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обяза-тельно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде.

В сложном волевом действии можно выделить 4 основные стадии, или фазы:

1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) решение;

4) исполнение.

Традиционная психология, отражавшая по преимуществу психологию реф-лектирующего интеллигента, находящегося на распутье, раздираемого сомнения-ми, борьбой мотивов, выдвигала в качестве ядра волевого акта именно эту «борь-бу мотивов» и следующее за ней более или менее мучительное решение. Внут-ренняя борьба, конфликт со своей собственной, как у Фауста, раздвоенной душой и выход из нее в виде внутреннего решения - все, а исполнение этого реше-ния - ничто.

В противоположность этому другие теории стремятся вовсе выключить из волевого действия внутреннюю работу сознания, связанную с выбором, обдумы-ванием, оценкой; с этой целью они отделяют мотивацию воли от самого волевого акта. В результате волевое действие или даже волевой акт превращается в чис-тую импульсивность. Абсолютизации рефлектирующей сознательности противопоставляется другая крайность - импульсивная действенность, вовсе лишен-ная сознательного контроля.

В действительности всякое подлинно волевое действие является избиратель-ным актом, включающим сознательный выбор и решение. Но это никак не зна-чит, что борьба мотивов является его центральной частью, его душой. Из самого существа волевого действия, как действия, направленного на достижение цели, на реализацию замысла, вытекает, что основными его частями являются исходная и завершающая фазы - явное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. Основа волевого действия - целеустремленная, сознательная дей-ственность.

Признание господствующего значения исходной и завершающей фазы воле-вого действия - осознания цели и ее осуществления - не исключает, однако, ни существования других фаз, ни того, что в конкретных, многообразных и изменчи-вых условиях реальной действительности в том или ином частном случае на передний план выступают и другие фазы волевого акта. Все они подлежат по-этому анализу. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражаю-щегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направ-ляется, стремление переходит в желание; возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть жела-ния. Желание - это опредмеченное стремление. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Желание - это целенаправлен-ное стремление.

Но наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, еще не является законченным волевым актом. Если желание предполагает знание цели, то оно еще не включает мысли о средствах и хотя бы мысленного овладе-ния ими. Оно поэтому не столько практично, сколько созерцательно и аффек-тивно. Желать можно и того, в достижимости чего не уверен, хотя твердое зна-ние абсолютной недостижимости предмета желания, несомненно, парализует, ес-ли не убивает, желание.

Желание часто открывает широкий простор воображению. Подчиняясь же-ланию, воображение разукрашивает желанный предмет и этим в свою очередь питает желание, явившееся источником его деятельности. Но эта деятельность воображения, в которой взаимодействуют чувство и представление, может заме-стить действительную реализацию желания. Желание обволакивается мечтами, вместо того чтобы претворяться в действие. Оно приближается к пожеланию. Желать еще не значит хотеть.

Желание переходит в подлинно волевой акт, который в психологии принято обозначать неуклюжим словом «хотение», когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение - это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хоте-ние имеется там, где желанны не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит.

Как бы ни отличались влечение, желание и хотение друг от друга, каждое из них выражает стремление - то внутреннее противоречивое состояние недостат-ка, нужды, страдания, беспокойства и вместе с тем напряжения, которое образует исходное побуждение к действию. В ряде случаев побуждение к действию, направленному на определенную, более или менее ясно осознанную цель, непосред-ственно влечет за собой действие. Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию.

Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие; случается, что прежде, чем наступило действие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые ведут к ее достижению; иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих целей, возникает мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведет к достижению желанной цели, и в результате образуется задержка. Положение осложняется. Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов Рубинштейн С.Л. Указ. соч. .

Иногда говорят, что в отличие от импульсивного, аффективного действия, ко-торое обусловлено ситуацией больше, чем постоянными, существенными свой-ствами или установками личности, волевое действие как избирательный акт, т. е. результат произведенного личностью выбора, обусловлено личностью в целом. Это в известном смысле правильно. Но не менее правильно и то, что в волевом акте часто заключены борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовме-стимыми. Человек вовлекается в конфликт. Разгорается внутренняя борьба мо-тивов.

Но и тогда, когда противоречие не выступает непосредственно в мучительном чувстве раздвоения, сознательное мыслящее существо, у которого возникает же-лание совершить некоторое действие, обычно склонно подвергнуть его предва-рительному анализу.

Прежде всего естественно возникает потребность в том, чтобы учесть послед-ствия, которые может повлечь осуществление желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Учет последствий предполагаемого действия сплошь и рядом обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или опре-деленным интересом, в конкретной ситуации оказывается осуществимым лишь за счет другого желания; желательное само по себе действие может при опреде-ленных условиях привести к нежелательным последствиям.

Задержка действия для обсуждения так же существенна для волевого акта, как и импульсы к нему. Задержке должны подвергнуться в волевом акте другие, конкурирующие, импульсы. Временной задержке должен подвергнуться и при-водящий к действию импульс, для того чтобы действие было волевым актом, а не импульсивной разрядкой. Волевой акт - это не абстрактная активность, а ак-тивность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять неко-торые из них, подчиняя одни из них другим и любое из них - задачам и целям, которым личные желания должны быть подчинены. Воля на высших своих сту-пенях - это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает, далее, способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служения им.

Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять реше-ние. Выбор требует оценки. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление це-ли - иногда совсем не совпадающей с первоначальной - совершается в ре-зультате решения.

Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что про-изойдет, от собственного решения порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.

Принятие решения может протекать по-разному.

1. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осу-ществление цели, соответствующей этому побуждению, - никаких внешних пре-пятствий. При таких условиях достаточно представить себе цель и осознать ее желанность, чтобы последовало действие. Весь волевой процесс - от первона-чального побуждения и возникновения цели до ее осуществления - так стянут в одно нерасчлененное единство, что решение не выступает в нем как особый акт; принятие решения заключено в свернутом виде в признании цели. В тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует сколько-нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение и действие отсрочиваются, ре-шение выделяется как особый момент.

2. Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось - и все представляется уже в новом свете: я пришел к решению не потому, что считаю нужным принять имен-но это решение, а потому, что никакое другое уже невозможно. В свете новых мыслей, которые я, размышляя над решением, осознал, под воздействием новых Чувств, которые на меня за это время нахлынули, то, что недавно еще казалось таким важным, вдруг представилось ничтожным, и то, что не так давно казалось желанным и дорогим, вдруг утратило свою привлекательность. Все разреши-лось, и нужно уже не столько принимать решение, сколько констатировать его.

3. Наконец, бывает так, что до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что дей-ственная сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою при-влекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность при-нести все это в жертву. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели все остальное.

Само решение, а затем и следующее за ним исполнение в таком случае обыч-но сопровождаются ярко выраженным чувством усилия. В этом чувстве, связан-ном с внутренней борьбой, некоторые склонны видеть особый момент волевого акта. Однако вовсе не всякое решение и выбор цели должны сопровождаться чувством усилия. Наличие усилия свидетельствует не столько о силе волевого акта, сколько о том противодействии, которое эта сила встречает. Мы испытыва-ем чувство усилия обычно лишь тогда, когда наше решение не дает подлинного разрешения борьбе мотивов, когда победа одного мотива означает лишь подчи-нение остальных. Когда остальные мотивы не исчерпаны, не изжиты, а только побеждены и, побежденные, лишенные доступа к действию, продолжают жить и привлекать, мы неизбежно испытываем чувство усилия, принимая наше решение.

Поскольку для живых людей, которым не чужды внутренние противоречия, такие конфликтные ситуации не только возможны, но иногда и неизбежны, очень важно, чтобы человек способен был на усилие. Это тем более важно, что такое усилие бывает по большей части необходимо в случаях волевых решений, кото-рые должны обеспечить торжество более отвлеченных принципиальных мотивов над укоренившимися в нас влечениями.

Однако все же неправильно видеть в усилии, связанном с решением, основной признак волевого акта. Когда человек весь в своем решении и все его устремле-ния в полном, нерасчлененном единстве слиты, он не испытывает усилий, прини-мая решение, и тем не менее в этом волевом акте может быть особая несокруши-мая сила.

Она не может не сказаться на исполнении решения. Здесь, однако, в борьбе с реальными трудностями способность к волевому усилию приобретает сущест-венное значение как важнейший компонент или проявление воли.

Три отмеченных нами случая отличаются друг от друга тем, насколько реше-ние выделяется в волевом процессе как особый акт. В первом из перечисленных нами случаев решение непосредственно слито с принятием цели; во втором оно не отделилось еще от борьбы мотивов, являясь лишь естественным ее концом, а в третьем - оно выделилось из этой последней и противостоит как особый акт, наделенный максимальной степенью активности и осознанности. Однако в изве-стном смысле каждый волевой акт включает в себя решение, поскольку он пред-полагает принятие определенной цели и открывает соответствующему желанию доступ к моторной сфере, к действию, направленному на ее осуществление.

Сама «техника» решения, те процессы или операции, посредством которых к нему приходят, в разных условиях бывают различными.

В тех случаях, когда главная трудность заключается в том, чтобы знать, как поступить, для решения достаточно осмыслить положение и подвести данный конкретный случай под какую-то общую категорию. Как только вновь предста-вившийся случай включен в какую-то привычную рубрику, уже известно, как с ним быть. Так решаются прежде всего более или менее обыденные вопросы, особенно достаточно опытными и не очень импульсивными людьми.

У натур очень импульсивных значительную роль в принятии решения мо-гут играть обстоятельства. Некоторые импульсивные, страстные и уверенные в себе натуры иногда как бы преднамеренно отдают себя во власть обстоятельств, в полной уверенности, что надлежащий момент принесет надлежащее решение.

Нерешительные люди, особенно когда положение сложно, осознавая это, иног-да намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само прине-сет желанный результат или сделает принятие решения более легким, вынудив принять его.

Иногда в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая исполнение к определенным, не зависящим от их решения, обстоятельствам, при наличии которых оно вступает в силу. Так, будучи не в силах сразу оторваться от увлекательной книги и взяться за скучную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют такой-то час. Окончательное решение или, по крайней мере, исполнение его перекладывается на обстоятельства, принятие решения - как бы услов-ное - этим облегчается. Таким образом, тактика принятия решения может быть многообразной и достаточно сложной.

Принять решение - еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен.

Восхождение к высшим ступеням волевой деятельности характеризуется прежде всего тем, что исполнение превращается в более или менее сложный, длительный процесс. Усложнение этого последнего завершающего этапа воле-вого акта является характерным для высших ступеней волевого действия, кото-рое ставит себе все более сложные, отдаленные и высокие, все труднее достижи-мые цели.

В решении то, чего еще нет и что должно быть, противопоставляется тому, что есть. Исполнение решения требует изменения действительности. Желания че-ловека не исполняются сами собой. Идеи и идеалы не обладают магической силой самореализации. Они становятся реальностью лишь тогда, когда за ними стоит действенная сила преданных им людей, умеющих преодолевать трудно-сти. Их осуществление сталкивается с реальными препятствиями, которые тре-буют реального преодоления. Когда борьба мотивов закончена и решение при-нято, тогда лишь начинается подлинная борьба - борьба за исполнение реше-ния, за осуществление желания, за изменение действительности, за подчинение ее человеческой воле, за реализацию в ней идей и идеалов человека, и в этой-то борьбе, направленной на изменение действительности, заключается основное.

При традиционной трактовке воли предметом психологического анализа яв-ляется то, что происходит в субъекте до начала волевого действия как такового. Внимание исследователя сосредоточивалось на внутренних переживаниях - борьбе мотивов, решении и т.д., предшествующих действию, как будто там, где начинается действие, кончается сфера психологии; для этой последней как будто существует бездейственный, только переживающий человек.

В тех случаях, когда проблема действия не выпадала вовсе из поля зрения психологов, действие лишь внешним образом связывалось с психикой или со-знанием, как это имеет место в теории идеомоторного акта у У.Джемса Джемс У. Указ. соч.. Соглас-но этой теории всякая идея имеет тенденцию автоматически перейти в действие. При этом опять-таки само действие рассматривается как автоматическая двига-тельная реакция или разрядка, вызванная идейным «раздражителем». Она свя-зана с предваряющим его сознательным процессом, но сама будто бы не включает такового. Между тем в действительности проблема волевого действия не сво-дится лишь к соотношению идей, представлений, сознания и двигательных реак-ций организма. Волевое действие заключает в себе отношение - реальное и идеальное - субъекта к объекту, личности к предмету, который выступает в качестве цели, к действительности, в которой эта цель должна быть осуществле-на. Это отношение реально представлено в самом волевом действии, которое развертывается как более или менее сложный процесс, психическая сторона ко-торого должна быть изучена.

Всякое волевое действие предполагает в качестве отправного пункта состоя-ние, которое складывается в результате предшествующей ему более или менее длительной и сложной внутренней работы и которое можно было бы охарактери-зовать как состояние готовности, внутренней мобилизованности. Иногда переход человека к действию совершается с необходимостью естественного процесса, и действие стремительно нарастает, как бурный поток со снежных вершин; иног-да же, несмотря на то что решение уже принято, нужно еще как-то собраться, чтобы от решения перейти к исполнению.

Само действие как исполнение протекает по-разному, в зависимости от слож-ности задачи и отношения к ней действующего человека. По мере того как в силу сложности задачи, отдаленности цели и т. д. исполнение решения в дей-ствии растягивается на более или менее длительное время, от решения отделяет-ся намерение.

Всякое волевое действие является намеренным или преднамеренным дей-ствием в широком смысле этого слова, поскольку в волевом действии результат является целью субъекта и входит, таким образом, в его намерения. Возможно, однако, волевое, т. е. целенаправленное и сознательно регулируемое, действие, в котором намерение в специфическом смысле слова не выделяется как особый момент: в этом смысле существуют ненамеренные волевые действия, т. е. дей-ствия, которые, будучи волевыми, не предваряются особым намерением. Так бы-вает, когда решение непосредственно переходит в исполнение благодаря тому, что соответствующее действие легко, привычно и т. д. Но в сколько-нибудь сложных ситуациях, когда осуществление цели требует более или менее дли-тельных, сложных, непривычных действий, когда исполнение решения затрудне-но или в силу каких-либо причин должно быть отсрочено, намерение отчетливо выступает как особый момент. Намерение является внутренней подготовкой от-сроченного или затрудненного действия. Человек вооружается добрыми и бо-лее или менее твердыми намерениями, когда предвидит трудности в исполнении своего решения. Намерение представляет собой, по существу, не что иное, как зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Поэтому, хотя оно не обязательно должно выступать в каждом волевом действии как особый, сознательно выделенный в нем момент, оно все же существенно, особен-но для высших форм волевого действия.

Намерение может носить более или менее общий характер, когда оно высту-пает лишь как намерение осуществить известную цель или выполнить опреде-ленное желание, не фиксируя при этом конкретных способов реализации. Об-щее намерение, направленное на осуществление конечной цели, распространяет-ся на всю цепь ведущих к ней действий и обусловливает общую готовность совершать применительно к различным ситуациям, создающимся в ходе дей-ствия, целый ряд различных частных действий.

В сложном волевом действии для исполнения решения иногда недостаточно намерения, хотя бы самого искреннего и лучшего. Прежде чем приступить к осуществлению отдаленной цели, требующей сложного ряда действий, необходи-мо наметить путь, к ней ведущий, и средства, пригодные для ее достижения, - составить себе план действий.

При этом путь к конечной цели расчленяется на ряд этапов. В результате помимо конечной цели появляется ряд подчиненных целей, и то, что является средством, само на известном этапе становится целью. Психологически не ис-ключена возможность и того, чтобы такая подчиненная цель-средство на время стала для субъекта самоцелью. В сложной деятельности, состоящей из цепи дей-ствий, между целью и средством развертывается сложная диалектика: средство становится целью, а цель - средством.

План бывает более или менее схематичен. Одни люди, приступая к исполне-нию принятого решения, стремятся все предусмотреть и как можно более де-тально спланировать каждый шаг; другие ограничиваются лишь самой общей схемой, намечающей только основные этапы и узловые точки. Обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более схематично или бо-лее неопределенно намечаются дальнейшие.

В зависимости от роли, которую играет при исполнении план, воля бывает более или менее гибкой. У некоторых людей раз принятый план так довлеет над волей, что лишает ее всякой гибкости. План для них превращается в застывшую, безжизненную схему, остающуюся неизменной при любом изменении обстоя-тельств. Воля, ни в чем не отступающая от заранее составленного плана, слепая по отношению к конкретным, изменяющимся условиям его осуществления, - это тупая, а не сильная воля. Человек с сильной, но гибкой волей, никак не отказываясь от своих конечных целей, не остановится, однако, перед тем, чтобы ввести в предварительный план действий все изменения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажутся необходимыми для достижения цели.

Когда конечная цель вовсе не определяет характер и способ действия, вместо единой системы действий, направленных на цель, легко может получиться про-стое рядоположение друг с другом не связанных действий, последовательность которых находится в полной зависимости от обстоятельств. В таком случае ко-нечный результат действий может вовсе не совпасть с первоначальной целью.

Бесплановость ставит под вопрос достижение цели, на которую направлено во-левое действие. Волевое действие в своих высших формах должно быть плано-вым действием.

Волевое действие - это в итоге сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую дей-ствительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие - это спе-цифически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.

Воля и познание, практическая и теоретическая деятельность человека, опи-раясь на единство субъективного и объективного, идеального и материального, каждая по-своему разрешают внутреннее противоречие между ними. Преодоле-вая одностороннюю субъективность идеи, познание стремится сделать ее адек-ватной объективной действительности. Преодолевая одностороннюю объектив-ность этой последней, практически отрицая ее мнимую абсолютную разумность, воля стремится сделать объективную действительность адекватной идее.

Поскольку волевой акт является сознательным действием, направленным на осуществление цели, действующий субъект оценивает результат, к которому при-вело действие, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено. Он констатирует его удачу или неудачу и более или менее напряженно и эмоцио-нально переживает его как свой успех или неуспех.

Волевые процессы являются сложными процессами. Поскольку волевой акт исходит из побуждений, из потребностей, он носит более или менее ярко выра-женный эмоциональный характер. Поскольку волевой акт предполагает созна-тельное регулирование, предвидение результатов своих действий, учет послед-ствий своих поступков, подыскание надлежащих средств, обдумывание, взве-шивание, он включает более или менее сложные интеллектуальные процессы. В волевых процессах эмоциональные и интеллектуальные моменты представле-ны в специфическом синтезе; аффект в них выступает под контролем интеллекта.

Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли. Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением. Воля - это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием - с другой. Воля - это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная само регуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека. Воля - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий. Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению. Воля человека проявляется в действиях, для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности. Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли. Волевое действие всегда совершается на базе определенной цели и мотива. Оно включает в себя три основных момента: 1) выбор цели; 2) составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели; 3) выполнение самого действия. Побуждением волевого действия могут быть как собственные потребности человека, так и потребности общества. Переход к волевой регуляции действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые препятствия. К основным волевым качествам относят следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство и другие. Под целеустремленностью понимается умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю. Люди отличаются друг от друга по степени волевой активности: Автономность волевой активности называют самостоятельностью. Это волевое качество проявляется при умении строить свое поведение по собственному побуждению, в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. Руководить коллективом самостоятельных людей нелегко. Но еще труднее, если в коллективе имеется группа работников с такими отрицательными качествами воли, как внушаемость и негативизм. Они не могут подчинять свои поступки доводам разума и действуют, слепо принимая или слепо отвергая чужие влияния, советы, разъяснения. И внушаемость, и негативизм есть выражения слабоволия. Жизнь постоянно ставит перед человеком множество задач, которые требуют своего решения. Выбор и принятие решения - одно из звеньев волевого процесса, а решительность - это важное качество волевого человека. Нерешительный человек постоянно колеблется, потому что его решение недостаточно проанализировано, он не до конца уверен в правильности принятого решения. Для волевого действия очень важно исполнение принятого решения. Люди не одинаково упорны в преодолении трудностей, не все доводят принятое решение до конца. Способность доводить принятое решение до конца, достигать поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные внешние и внутренние трудности, называется в психологии настойчивостью. В отличие от настойчивости человек может проявлять отрицательное качество - упрямство. В упрямстве проявляется безволие, неспособность заставить себя руководствоваться разумными доводами, фактами, советами. Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание. Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время. Противоположным выдержке и самообладанию качеством является импульсивность. Нормальная система поведения человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных процессов возбуждения и торможения). Философия, психология, педагогика и социальная практика подтверждают, что воля человека может воспитываться. Основу воспитания воли человека составляет воспитание его волевых качеств, которые приобретаются в первую очередь самовоспитанием. Здесь нужны не только знания, но и тренировка. Человек должен сам хотеть стать волевым, и для этого должен постоянно тренировать себя, свою волю. Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих уровней: начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности и препятствия; чрезвычайно опасны любые самооправдания (самообман); трудности должны преодолеваться для достижения больших целей; принятое решение должно быть исполнено до конца; отдельную цель нужно дробить на этапы, достижение которых создает условия, приближающие к цели; соблюдение режима дня и жизни важное условие формирования воли; систематическое занятие спортом - это тренировка не только мышц, но и воли; успех деятельности зависит не только от волевых качеств, но и от соответствующих навыков; для воспитания воли важно самовнушение. Постоянное воспитание воли является важным условием выполнения любой профессиональной деятельности, а также совершенствования личности для достижения цели.

Необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека – вторичное, т. е. наши действия детерминированы (определены) событиями и явлениями, происходящими во внешнем мире. Свобода воли при этом понимается как возможность, способность принимать решение со знанием дела и осмысленно руководить своими действиями, предвидя их последствия.

Эти положения находят научное обоснование в трудах И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отражательной (рефлекторной) функции головного мозга, об опосредованном восприятии и осмысливании объектов действительности.

Воля – это психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, активной психической деятельности, которая связана с преодолением внешних и внутренних препятствий и направлена на удовлетворение потребностей человека.

Волевой акт состоит из этапов последовательных, спланированных действий.

Важнейшее значение в формировании акта воли имеет мотивационная сфера человека. Она представляет собой совокупность желаний, побуждений, приобретающих характер мотивов действий, поступков и форм деятельности. Особенности данной сферы определяют направленность личности.

Началом формирования воли является влечение. Влечения возникают на базе инстинктов – пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда оно носит название «желание». Эти психические импульсы относятся к более старым филогенетическим формациям. В процессе исторического развития человеческой личности воля сложилась как качество психики, сознательно направленное на преодоление препятствий.

Непосредственные побуждения к деятельности приводят к действиям по невольному импульсу (мгновенная реакция на полученное воздействие) или в виде реакций отсроченного типа (действие обдуманное, возникающее на основе точного представления результата действия).

Все действия делятся на произвольные и непроизвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений. Произвольные действия предполагают осознание человеком цели и предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее осуществление.

Волевые действия представляют собой разновидность произвольных действий, которые требуют преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению целей.

Физиологические основы воли. Воля, как и другие психические процессы, является функцией мозга. Несмотря на значительную сложность физиологических механизмов волевых действий, наукой доказано, что волевые действия имеют условнорефлекторную природу. И. П. Павлов говорил, что «...механизм волевого движения есть условный ассоциационный процесс, подчиняющийся всем описанным законам высшей нервной деятельности».

Все произвольные движения есть движения, приобретенные и заученные в процессе жизни и воспитания.

Ни один человек не сможет произвольно выполнить действие, которого он не знает или не умеет выполнить. Скажем, как бы ни хотел неграмотный человек написать письмо, он этого не сделает, так как не умеет писать. Положение справедливо в отношении даже самых несложных произвольных действий. Этим действиям постепенно и незаметно для себя мы учимся в процессе жизни.

Физиологический анализ показывает, что все волевые движения становятся таковыми лишь тогда, когда они заучены, причем чем более заучено движение, тем легче оно может быть выполнено как произвольное. Этим подчеркивается огромная роль в волевых действиях приобретаемых в течение жизни двигательных навыков.

В механизме волевого акта важнейшую роль играет двигательный анализатор, корковые клетки которого (кинестетические клетки) имеют двустороннюю связь с двигательной областью коры и с корковыми частями всех других анализаторов: зрительного, слухового и пр. И. П. Павлов так характеризует эту связь: «...кинестетические клетки коры могут быть связаны, и действительно связываются, со всеми клетками коры, представительницами как всех внешних влияний, так и всевозможных внутренних процессов организма. Это и есть физиологическое основание для так называемой произвольности движений, т. е. обусловленности их суммарной деятельностью коры».

Обусловленность волевых действий суммарной работой мозга означает, что действия человека могут быть вызваны не только непосредственными раздражениями, но и следами их, т. е. в результате оживления ранее образованных в коре нервных связей. Значит, представление о действии, мысль о нем может вызвать это действие без видимых внешних причин. Поэтому людям иногда кажется, что произвольные действия беспричинны. Таким образом, И. П. Павлов в общем механизме волевого действия особо подчеркивал значение уже образовавшейся системы временных нервных связей (ассоциаций) между корковыми концами всех анализаторов, т. е. того, что определяет суммарный характер ответной реакции.

Волевое действие, будучи целенаправленным, означает наличие в коре больших полушарий стойкого очага оптимальной возбудимости на уровне второй сигнальной системы. Это обеспечивает длительное удержание цели действия, планирование предстоящего действия в соответствии с заданной целью и условиями, возможность оживления именно тех временных нервных связей, которые нужны для реализации цели и пр.

Устойчивость очага оптимальной возбудимости зависит как от действия наличных раздражителей, так и от хранимой мозгом системы прошлых воздействий на него.

Большую роль в механизмах волевого действия выполняет корковое торможение. Волевой акт выражается не только в способности что-то сделать, но и в способности воздержаться от того, чего не следует делать. Центральное торможение было открыто И. М. Сеченовым и экспериментально изучено И. П. Павловым и его сотрудниками.

Как правило, к основным волевым качествам человека относят: 1) решительность, самостоятельность, настойчивость, самообладание; 2) нерешительность, внушаемость, упрямство, волевая неустойчивость.

Первый этап – возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляется сознание ряда возможностей достижения этой цели (2 этап) и сразу же за этим мотивы (3 этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (4 этап). Рассмотрев все «за» и «против», взвесив различные мотивы, с учетом конкретной обстановки, человек принимает решение (5 этап). Волевое действие заканчивается осуществлением принятого решения (6 этап).

Продолжительность каждого из перечисленных этапов различна и зависит от особенностей личности и объективных причин выполнения принятого решения. Для того чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность, т. е. способность делать окончательный выбор. Однако трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществлять принятое решение. Поэтому инициатива особенно важна при. выполнении принятого решения. Среди других качеств необходимых в момент неожиданных осложнений, следует отметить самостоятельность в решении и поступках, выдержку, самообладание и определенную самокритичность.

Развитие воли, способности к волевой деятельности – процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивидуума навыки.

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся при частом повторении каких-либо действий.

Формирование навыков характеризуется устранением излишних движений и напряженности, объединением ряда частных действий в одно целостное действие. Навыки формируются в упражнении, т. е. в целенаправленном, многократно повторяющемся действии с целью его усовершенствования. На фоне уже приобретенных навыков действия становятся все более сознательными. Это уже волевые действия. В подростковом возрасте и в период зрелости по мере накопления знаний, появления новых интересов и потребностей волевые действия усложняются и совершенствуются.

В самом начале волевого акта имеет место одновременное возникновение нескольких мотивов деятельности, вступающих в конкуренцию между собой. Это приводит к «борьбе мотивов». Далее осуществляется выбор одного из мотивов – принимается решение, определяется цель последующей деятельности. Вслед за принятием решения наступает облегчение, даже при отрицательном для личности содержании.

Внушаемость – свойство волевой сферы, при наличии которого человек легко поддается чужим влияниям, а мотивы его действий определяются последними.

Нерешительность – следствие задержки волевого акта на этапе борьбы мотивов или реализации принятого решения.

Упрямство – особенность поведения, а в устойчивых формах черта характера индивида рассматривается как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей. Упрямство – неспособность, несмотря на разумное обоснование, отказаться от принятого ранее малопродуманного решения и плана действий.

Волевая неустойчивость – неумение сдерживать неодобряемые самим человеком проявления чувств в виде раздражения, гнева, страха, ярости, отчаяния.

Все сложные волевые акты проходят вначале путь простых актов. В них имеется элемент автоматизации т. е. заученное в процессе жизненного опыта действие.

Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: выполнение сложной детали на токарном станке, создание художественной картины, саркастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и много других видов человеческой деятельности и, поведения.

Во всякой деятельности большую роль играет заинтересованность человека в выполняемой работе. При выполнении неинтересной, скучной работы, не отвечающей склонностям человека, снижается интерес к ее выполнению, развивается быстрое утомление. Положительные эмоции значительно отдаляют период, когда появляется усталость. Это объясняется стимуляцией подкорковых образований, которые в свою очередь тонизируют кору.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения, в том числе и нравственного порядка, деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции.

Лекция № 12. Воля и волевые процессы

Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланированности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может быть, например, поведение человека в состоянии аффекта, транса, других измененных состояниях сознания.

В тех же ситуациях, когда необходимо проявить активность для достижения какой-либо осознанно поставленной цели, подключаются волевые процессы. Таким образом, можно сказать, что воля – это способность человека сознательно и активно управлять своей деятельностью, преодолевая препятствия для выполнения поставленной цели и создавая дополнительную мотивацию к действию, когда уже имеющаяся мотивация не является достаточной. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень развития его волевой сферы.

Итак, отличие непроизвольных действий , т. е. действий, совершаемых без участия волевой сферы человека, состоит в том, что они являются результатом возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.), имеют импульсивный характер, лишены четкого плана.

Произвольные действия , напротив, предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.

Для произвольных процессов в целом характерны следующие черты:

1) произвольная реакция всегда является ощущаемой или осознаваемой;

2) произвольная реакция возникает в ответ на появление жизненно важной потребности и является средством ее удовлетворения.

3) произвольная реакция, как правило, не является вынужденной и может быть заменена по собственному выбору человека на другую с таким же жизненным значением;

4) в ситуации, когда произвольная реакция все-таки является вынужденной, она может осознанно регулироваться по ходу своего осуществления.

Выделяя волевые процессы в особый пласт психических явлений, психологи при этом не противопоставляют их познавательным и эмоциональным процессам, поскольку один и тот же процесс может быть одновременно и познавательным, и до определенной степени эмоциональным, и волевым (например, произвольное внимание).

Исходными побуждениями человека к действию являются потребности, следовательно, зачатки воли заключены уже в них. В отличие от потребности мотив является психическим побудителем к осуществлению деятельности, будучи уже не только стимулом, а личностной переработкой стимула (нужды, потребности). Если преобладают однозначные мотивы, они усиливают возможность достижения цели. Возникновение же мотивов, противоречащих достижению намеченной цели, тормозит активность человека (в некоторых ситуациях это является проявлением безволия).

Таким образом, воля обладает двумя противоположно направленными, но взаимосвязанными функциями: побудительной и тормозящей.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия.

Тормозная функция воли не всегда препятствует получению положительного результата деятельности. Выступая в единстве с побудительной функцией, она характеризуется сдерживанием нежелательных проявлений активности. Например, у человека одновременно возникает побуждение к двум видам деятельности, но если он возьмется за оба дела одновременно, то это будет в ущерб как одному, так и другому. Происходит борьба мотивов. Тот мотив, который человек оценивает как более значимый в настоящий момент, порождает побудительную функцию воли, а менее значимый становится объектом тормозящей функции. Кроме того, тормозящая функция проявляется и в случаях, когда побуждения человека не соответствуют его представлениям о должной модели поведения. Например, если человек очень голоден, у него может возникнуть побуждение украсть буханку хлеба в булочной. Но для большинства людей такое поведение внутренне неприемлемо, и оно будет заторможено волевым усилием.

Волевые проявления человека в большой степени обусловлены тем, кому он склонен приписывать ответственность за результаты собственных действий. Если человек имеет склонность в своих неудачах винить внешние факторы – обстоятельства, других людей, ему значительно сложнее осуществлять волевые усилия, чем тому, кто всю ответственность за результаты своей деятельности принимает на себя. Рассмотрим близкий для студентов пример – подготовку к экзамену. Не вовремя пришедшие друзья, шум в соседней комнате, дождливая погода, от которой клонит в сон, интересный фильм по телевизору, который никак нельзя пропустить, – всем знакомы подобные отвлекающие факторы. Но человек с развитой волевой сферой психики и несущий ответственность за результаты деятельности будет волевыми усилиями противостоять всем факторам, которые могут оказать негативное влияние на эти результаты.

Есть ряд личностных качеств, которые рассматриваются в психологии как волевые качества:

1) решимость – это полная уверенность в исполнимости решения;

2) самообладание – проявление тормозящей функции воли, заключающееся в подавлении таких состояний человека, которые препятствуют достижению поставленной цели;

3) смелость – проявление силы воли для преодоления опасных для благополучия и жизни человека препятствий;

4) настойчивость – способность совершать многократные волевые действия в течение длительного времени для достижения определенной цели (не следует ее путать с упрямством – неадекватной настойчивостью без достаточных объективных оснований);

5) исполнительность – качество воли, проявляющееся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений;

6) терпение и выносливость – также волевые качества, необходимые для целенаправленного достижения результатов;

7) дисциплинированность – свидетельство волевых качеств личности, поскольку дисциплина приучает человека преодолевать внешние и внутренние трудности.

Каждое из волевых качеств имеет свой антипод – качество, свидетельствующее о неразвитости волевой сферы, такие как нерешительность, безынициативность, податливость и т. п.

Сильная воля, проявляющаяся в самообладании, смелости, настойчивости, выносливости и терпении, называется мужеством.

Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля воспитуема.

Однако следует отметить, что формированию волевых качеств личности может воспрепятствовать неправильное воспитание ребенка. Существуют две крайности в воспитании, которые весьма неблагоприятны для развития волевой сферы:

1) ребенок был избалован, все его желания и капризы беспрекословно выполнялись, поэтому тормозящая функция воли у него не сформировалась;

2) ребенок, напротив, был подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, его инициативность подавлялась, и поэтому, повзрослев, он стал неспособным к принятию самостоятельного решения.

Родители, желающие видеть своего ребенка успешным, должны вовремя позаботиться о развитии его воли. Для этого необходимо избегать вышеуказанных крайностей и, кроме того, всегда объяснять ребенку, даже маленькому, чем вызваны требования, решения, запреты, которые предъявляют к нему взрослые, в чем заключается их целесообразность.

Отличительными чертами волевого действия можно назвать осознанность и самостоятельность в принятии решения. Оно характеризуется следующими признаками. Во-первых, это есть действие, необходимое по внешним или внутренним причинам, т. е. для него всегда существует объективное основание. Во-вторых, волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения или торможения. В-третьих, в процессе волевого действия устраняется этот дефицит, что приводит к возможности достижения намеченной цели.

Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:

1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

2) осознание путей к достижению цели;

3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.

Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае действию практически не предшествует сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс. Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается путем совершения привычных для субъекта действий, которые производятся почти автоматически, как только возникает стимул.

Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной специфической форме характерно прежде всего то, что между стимулом и действием вклинивается опосредующий данное действие сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Таким образом, волевое действие становится сложным процессом, включающим целую цепь различных этапов и последовательность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом действии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в развернутом виде.

Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осуществляемых поэтапно:

1) возникновение побуждения;

2) предварительная постановка цели и возникновение стремления достичь ее;

3) осознание ряда возможностей достижения цели;

4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

5) стадия обсуждения и борьба мотивов;

6) принятие одной из возможностей в качестве решения;

7) принятие решения;

8) осуществление принятого решения;

9) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели. Надо отметить, что сложное волевое действие не во всех случаях вызывает борьбу мотивов. Это происходит лишь тогда, когда цель субъективна и возникает спонтанно. Если же она обусловлена внешними факторами и ее достижение необходимо для субъекта, ему необходимо только распознать ее, сформировав определенный образ будущего результата действия. Возникновение борьбы мотивов связано с наличием у субъекта нескольких равнозначных целей одновременно (например, домохозяйке одновременно хочется и приготовить что-то особое на ужин, и посмотреть любимый сериал).

В ходе принятия решения субъект понимает, что дальнейший ход событий зависит от него. Представление о последствиях своего поступка порождает специфическое для сознательного волевого акта чувство ответственности.

Сам процесс принятия решения может протекать в различных формах.

1. Иногда решение не дифференцируется в сознании как особый этап. Волевое действие протекает без особого, сознательно выделенного в нем специального решения. Это происходит в тех ситуациях, когда побуждению, возникшему у субъекта в данный момент, не противоречат никакие другие внутренние аспекты психической деятельности (например, недостаточная активность психики), а само осуществление цели, соответствующей этому побуждению, не встречает никаких внешних препятствий.

В таком случае субъекту достаточно представить себе цель и осознать ее необходимость, чтобы последовало действие. (Например, человек хочет перекусить, он поднимается с уютного дивана перед телевизором и направляется к холодильнику – как ни банально, но в этом есть проявление волевого усилия.)

2. В некоторых случаях решение приходит как бы само по себе, поскольку является полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов, т. е. решение принимается не потому, что субъект считает его оптимальным, а потому, что в данных обстоятельствах никакое другое решение уже невозможно. (Например, в случае пожара человек выпрыгивает с третьего этажа не потому, что ему нравится подобное решение, а потому, что у него нет другого шанса спасти свою жизнь.)

3. И, наконец, иногда случается так, что до самого конца и даже при самом принятии решения каждый из противоборствующих мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, не потому, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести противоборствующие мотивы в жертву. (Например, позади бессонная ночь, очень хочется спать, но надо идти на лекцию к 8:00, иначе возникнут проблемы с получением зачета.)

Теперь несколько слов о плане принятия решения. Он может быть схематичен или более развернут и осознан – это зависит как от личностных волевых качеств человека, так и от ситуации, требующей принятия решения.

Некоторые люди, исполняя решение, стараются предусмотреть все возможные факторы воздействия на результат, четко и детально спланировать каждый шаг, последовательно и точно придерживаться намеченного плана. Другие же ограничиваются самой общей схемой, в которой обозначены только основные этапы и узловые точки деятельности. Если рассматривать зависимость планирования от ситуации, то можно отметить, что обычно более детально разрабатывается план ближайших действий, более схематично или даже неопределенно намечаются действия, отсроченные во времени.

Что же касается взаимосвязи планирования действий и волевых качеств личности, то закономерности здесь следующие. Склонность к подробному следованию плану, довлеющему над волей, лишает ее гибкости. План жестко обусловливает волю, она в свою очередь жестко обусловливает поведение человека. В результате отсутствие гибкости воли приводит к отсутствию гибкости поведения, а это не дает возможности своевременно и адекватно реагировать на изменение обстоятельств.

Если же волевая сфера субъекта не только сильна, но и обладает достаточной гибкостью, то он для достижения конечного результата сможет откорректировать изначальный план действий и внести в него все те изменения, которые в силу вновь обнаружившихся обстоятельств окажутся необходимыми для оптимального достижения цели.

В завершение разговора о волевой сфере несколько слов о нарушениях воли. Выделяют три вида подобных нарушений.

1. Абулия – отсутствие побуждений к деятельности, невозможность принимать решения и исполнять их при полном осознании необходимости этого. Возникает абулия на почве мозговой патологии. Для человека, страдающего абулией, характерно так называемое полевое поведение. Он совершает действия не целенаправленно, а лишь случайно попадая в поле стимула. Например, бесцельно перемещаясь по комнате, человек «натыкается» взглядом на какой-либо предмет и берет его – не потому, что данный предмет зачем-то ему нужен, а просто потому, что попался под руку.

2. Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий. Оно вызывается поражением тканей в лобных долях головного мозга. Проявляется апраксия в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и делают невозможным осуществление волевого акта.

3. Гипербулия – это, напротив, чрезмерная волевая активность больного человека. Она может наблюдаться при маниакальной стадии маниакально-депрессивного психоза, несколько менее выражена при гипертимии, может также иногда возникать при некоторых соматических заболеваниях.

Не следует путать нарушения воли, вызванные тяжелыми расстройствами психики и встречающиеся сравнительно редко, с обычным слабоволием – результатом описанных выше условий воспитания. В последнем случае возможны коррекция слабоволия, воспитание воли на фоне изменения социальной ситуации развития личности и при способности человека к саморефлексии, критичному мышлению.

Подводя итог сказанному, надо отметить, что воля играет важнейшую роль в преодолении жизненных трудностей, разрешении крупных и мелких проблем, в достижении жизненного успеха. Одним из основных отличий человека от представителей животного мира является, помимо абстрактного мышления и интеллекта, наличие волевой сферы, без которой любые способности оставались бы бесполезными и неактуализированными.

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

7. ВОЛЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЛЯ И ДЕЙСТВИЕ Японская пословица гласит: «Знать и не делать – вообще не знать». Осознание ответственности само по себе не синонимично изменению; оно только первый шаг в процессе изменения. Именно это я имел в виду, когда в предыдущей главе

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 6. Психические познавательные процессы Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться,

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

ЛЕКЦИЯ № 2. Психические процессы 1. Деятельность 1. Психологическое строение деятельности человека.2. Основные виды деятельности человека.3. Умения, навыки, привычки.1. Под человеческой деятельностью подразумевается активность личности, призванная удовлетворить

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 14. Динамические процессы, протекающие в группе Феномен групповой динамики определяется неоднозначно. М. Робер и Ф. Тельман определяли групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

42. Воля и волевые прцессы Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланирован-ности. Непроизвольные действия имеют

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 27. Инволюционные процессы старения личности. Психология смерти Старость – последняя стадия развития человека, когда сам процесс идет на убыль, т. е. в определенный период жизни у личности появляются инволюционные признаки, которые находят отражение в

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Волевые процессы Вернувшись к началу этой главы, вы вспомните, что поведение человека не просто побуждается различными мотивами, но имеет еще и волевой компонент. Просто иметь потребность и испытывать желание ее удовлетворить – этого далеко не достаточно, чтобы

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Волевые качества личности В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что "первый шаг труден". Умение

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

2.5. Произвольные и волевые действия Действие как произвольное и преднамеренное проявление человеком активности, направленной на достижение ближайшей цели, чаще всего рассматривается как специфическая единица человеческой деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев),

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

6.4. Волевые состояния В каждом конкретном случае волевая регуляция проявляется через волевые состояния. Однако, как заметила Е. Ю. Сосновикова , волевое состояние не тождественно воле и волевым качествам, так как волевое состояние может быть пережито и безвольным

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§67. Волевые качества человека Характеризуя волевые качества человека, мы выделим, во-первых, те, которые касаются мотивации волевого действия, во-вторых, те, которые проявляются в принятии решения, и, в-третьих, те, которые связаны с исполнением принятого решения.1.

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Глава 5 Волевые психические процессы § 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения Воля - сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для

Из книги автора

§ 3. Волевые состояния и волевые качества личности Сознательная регуляция деятельности требует системы волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей

Из книги автора

65. Волевые свойства личности Волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели, называется целеустремленностью. Ясность цели – основное достоинство целеустремленного человека.Волевое свойство личности, которое

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные