Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Асфальтобетонная смесь представляет собой строительный материал, полученный искусственным путем. Согласно технологии получения, осуществляется рациональный подбор основных компонентов, а затем производится уплотнение материала вибраторами. Требования к характеристикам асфальтобетонного состава включены в ГОСТ 9128.

Какие ингредиенты используются в смеси?

В асфальтобетонном растворе присутствуют такие ингредиенты:

  • компоненты минерального происхождения, такие как натуральный либо измельченный песок, щебенка (гравий), примеси тонкодисперсного порошка (по необходимости);
  • вяжущие ингредиенты органического происхождения, например, битум.

Изначально вместо битума применялся деготь. Однако от него отказались по причине вредного влияния на здоровье человека и окружающую среду. Для смешения компонентов асфальтобетонную смесь нагревают. Назначение асфальтобетона - укладка дороги аэродромов и автодорог, обустройство промышленных полов. По принципу кладки асфальтобетон бывает:

  • уплотненный;
  • литой, отличается высокой текучестью и большим содержанием вяжущего материала, поэтому позволяет вести кладку без уплотнения.

По составу асфальтобетон бывает:

  • щебеночный;
  • гравийный;
  • песчаный.

Вязкость битума и максимальная температура кладки определяют такие разновидности смесей:

  • горячие, укладываемые при 120 °С со связующими в виде вязко-жидких дорожных битумов;
  • холодные, укладываемые до 5 °С, где в качестве вяжущего выступают жидкие битумные материалы нефтяного происхождения;
  • теплые для кладки до 70 °С на основе вязко-жидких битумов.

Однако последний тип, как отдельный вид, не встречается с 1999 года. Виды горячего асфальтобетона по величине остаточной процентной пористости:

  • высокоплотные - 1-2,5%;
  • высокопористые - 10-18%;
  • плотные - 2,5-5%;
  • пористые - 5-10%.

В холодных растворах эта величина составляет 6-10%. По максимальной величине частиц используемого минерального компонента асфальтобетонное полотно может быть:

  • крупнозернистым с величиной частиц до 4 см;
  • мелкозернистым с частицами до 2 см;
  • песчаным с величиной до 5 см.
  • тип А, в котором состав минерального камня 50-60%;
  • тип Б с содержанием камня 40-50%;
  • тип В, включающего 30-40% заполнителя.

Какие существуют алгоритмы проектирования компонентного состава асфальтобетонов?

Для подбора состава асфальтобетонного раствора выбирают рациональное соотношение компонентов. Полученные составы имеют заданную плотность и технические свойства. Существует четыре алгоритма проектирования:

  1. Метод профессора Сахарова П. В.
  2. Способ по модулю насыщения, предоставленный профессором Дюрье М.
  3. Алгоритм проектирования по требуемым условиям эксплуатации покрытия, полученный изысканиями профессора Рыбьева И. А.
  4. Подбор по кривым плотности, разработанный профессором Иванов Н. И. при содействии СоюзДорНИИ.

Пример оптимального подбора ингредиентов асфальтобетонной смеси

В качестве примера компонентов асфальтобетона предлагается рассмотреть задачу: нужна мелкозернистая горячая смесь типа Б второго сорта для создания плотного верхнего шара дороги в третьей климатической зоне. Доступны такие ингредиенты:

  • гранитная и известняковая щебенка зернистостью 0,5-2 см;
  • речной песок;
  • отсев после измельчения гранитной крошки;
  • отсев после измельчения известняка;
  • неактивированный минпорошок;
  • битум материал БНД 90/130.

На первом этапе проводится тестирование и сравнение характеристик, представленных выше ингредиентов. По результатам проверки образцов с различным соотношением компонентов сделаны выводы, что для получения асфальтобетонных смесей Б типа и второго сорта подходят , речной песок, гранитная пыль, минпорошок, битумный материал.

Известняк и пыль измельченного известнякового компонента не ответили нормативам ГОСТа по прочностным параметрам. На втором этапе рассчитывается щебень. Его содержание при крупности более 0,5 см равно 35-50%. Оптимальным в смесях является содержание 48%. В материале присутствует 95% частиц, указанной крупности, поэтому формула имеет вид:

Таким способом рассчитывают количество щебенки в смеси для фракционного состава.

На третьем этапе определяется состав минерального порошка. Вычисления начинаются с выведения массовых пропорций щебенки, песка и минпорошка с фракционным составом, согласно ГОСТу. Следовательно, содержание зерен размером менее 0,0071 см в минматериале асфальтобетона должно лежать в диапазоне 6-12%. Для вычислений берется 7%. При содержании элементов крупностью 0,0071 см 74% в порошковом минерале, формула расчета выглядит так:

Ввиду присутствия в смеси частиц менее 0,0071 см из гранитных отсевов, фракцию минпорошка принимают, равную 8%. На четвертом этапе рассчитывается количество песка. Общее его содержание составляет:

Песок =100 — (Щебенка минпорошок) = 100 — (50 8) = 42%.

В примере используется речной и гранитный отсев песка. Поэтому пропорции каждого определяются по отдельности. Процентное отношение речного компонента и гранитного отсева устанавливается по их фракции крупностью менее 0,125 см. Для асфальтобетонной смеси зерна должны находиться в количестве 28-39%. Берутся средние 34%, 8% из которых рассчитаны как доля минпорошка. Следовательно, песка нужно 34-8=26% для частиц крупностью менее 0,125 см. Так как массовая часть этих зерен в речном песчаном материале составляет 73%, гранитной пыли - 49%, пропорция для асфальтобетонных смесей Б типа имеет вид:

Округляем полученную величину до 22%, следовательно, содержание отсева из гранитной крошки составляет 42 — 22 = 20%. Подобный расчет проводится для каждой фракции песка и отсева. Данные сводятся в таблице и суммируются величины с размерами меньше заданных для каждого отдельного ингредиента, затем сравниваются с требованиями ГОСТа.

На пятой стадии рассчитывается содержание битумного компонента. Согласно условиям, щебенка, песок, отсев измельченного гранита, минпорошок смешиваются с 6% вяжущего ингредиента, что соответствует средней величине, требуемой в нормативном документе. Готовятся три образца смеси с высотой 7,14 см и соответствующего диаметра. Далее, производится уплотнение комбинированным методом:

  • три минуты на виброплощадке при давлении 0,03 МПа;
  • трехминутным уплотнением на вибропрессе при давлении 20 МПа.

Спустя двое суток определяется средняя плотность, то есть масса в величинах объема асфальтобетона, реальная плотность минеральной составляющей смеси r°. По полученным данным, помимо плотности, рассчитывается пористость минеральной составляющей тестируемых образцов.

Приблизительное количество битумного вяжущего определяется по действительной плотности всех ингредиентов с учетом остаточной пористости асфальтобетона V пор = 4%. При этом средняя плотность проб асфальтобетона с содержанием битума 6% на 100% минералов составляет 2,35 г/см3. Следовательно, формулы расчета имеют вид:

Далее готовится еще три образца асфальтобетона с содержанием битума 6,2% для определения остаточной пористости. Если ее величина составит 4,0 ± 0,5%, готовятся дополнительные 15 образцов такой смеси и тестируют их, согласно ГОСТ 9128-84.

При обнаружении несоответствия с требованиями нормативного документа, производится корректировка смеси и последующие ее испытания, как указано выше.

Расчет заключается в подборе рационального соотношения между составляющими асфальтобетонную смесь материалами.

Широкое распространение получил метод расчета по кривым плотных смесей. Наибольшая прочность асфальтобетона достигается при максимальной плотности минерального остова, оптимального количества битума и минерального порошка.

Между зерновым составом минерального материала и плотностью существует прямая зависимость. Оптимальными будут составы, содержащие зерна различного размера, диаметры которых уменьшаются в два раза.

где d 1 - наибольший диаметр зерна, устанавливаемый в зависимости от типа смеси;

d 2 - наименьший диаметр зерна, соответствующий пылеватой фракции, и минерального порошка (0,004...0,005 мм).

Размеры зерен, согласно предыдущему уровню

(6.6.2)

Число размеров определяют по формуле

(6.6.3)

Число фракций п на единицу меньше числа размеров т

(6.6.4)

Соотношение соседних фракций по массе

(6.6.5)

где К - коэффициент сбега.

Величина, показывающая, во сколько раз количество последующей фракции меньше предыдущей, называется коэффициентом сбега. Наиболее плотная смесь получается при коэффициенте сбега 0,8, но такую смесь трудно подобрать, поэтому, по предложению Н.Н. Иванова, коэффициент сбега К принят от 0,7 до 0,9.

Зная размеры фракций, их количество и принятый коэффициент сбега (например 0,7), составляют уравнения такого вида:

Сумма всех фракций (по массе) равна 100 %, то есть:

у 1 + у 1 к + у 1 к 2 + у 1 к 3 +...+ у 1 к n -1 = 100 (6.6.6)

у 1 (1 + к + к 2 + к 3 +... + к n -1) = 100 (6.6.7)

В скобках указана сумма геометрической прогрессии и, следовательно, количество первой фракции в смеси

(6.6.8)

Аналогично определяем процентное содержание первой фракции у 1 , для коэффициента сбега к = 0,9. Зная количество первой фракции у 1 , легко определитьу 2 , у 3 и так далее.

На основании полученных данных строят предельные кривые, соответствующие принятым коэффициентам сбега. Составы, рассчитанные по коэффициенту сбега 0,9, содержат повышенное количество минерального порошка, а при к < 0,7 - уменьшенное количество минерального порошка.

Кривая зернового состава рассчитываемой смеси должна располагаться между предельными кривыми (рис. 6.6.1).

Рис. 6.6.1 . Зерновые составы:
А - мелкозернистой асфальтобетонной смеси с непрерывной гранулометрией типов А, Б, В; Б - минеральной части песчаных смесей типов Г и Д

Высокие эксплуатационные показатели дают смеси с повышенным содержанием щебня и уменьшенным содержанием минерального порошка. Предпочтение следует отдавать смесям с коэффициентом сбега 0,70...0,80.

В случае невозможности расчета плотной минеральной смеси по предельным кривым (отсутствие крупнозернистых песков и невозможности их замены высевными) необходимая плотность может быть подобрана по принципу прерывистой гранулометрии. Смеси с прерывистой гранулометрией более сдвигоустойчивы за счет жесткого каркаса.

Для определения расхода битума формуют пробные образцы из смеси с заведомо малым содержанием битума, затем определяют объем пустот в минеральном остове

(6.6.9)

где g - объемная масса асфальтобетонного образца;

Б пр - содержание битума в пробной смеси, %;

r м - средняя плотность минерального материала:

(6.6.10)

где у щ , у п , у мп - содержание щебня, песка, минерального порошка в % по массе;

r щ , r п , r мп - плотность щебня, песка, минерального порошка.

Расчетная формула для определения оптимального содержания битума будет иметь вид

(6.6.11)

где r б - плотность битума;

j - коэффициент заполнения пустот минеральной смеси битумом, зависящий от заданной остаточной пористости

где П о - пористость минерального остова асфальтобетона, % объема;

П - заданная остаточная пористость асфальтобетона при 20°С, % объема.

Холодный асфальтобетон

Состав холодного асфальтобетона можно рассчитать по типовым составам или по методике, применяемой для расчета горячих смесей, с обязательной проверкой физико-механических свойств в лаборатории. Количество жидкого битума снижают на 10...15 % против оптимального, чтобы уменьшить слеживаемость.

Характерной чертой холодного асфальтобетона, отличающей его от горячего, является способность оставаться длительное время после приготовления в рыхлом состоянии. Эта способность холодных асфальтобетонных смесей объясняется наличием тонкой битумной пленки на минеральных зернах, вследствие чего микроструктурные связи в смеси настолько слабы, что небольшое усилие приводит к их разрушению. Поэтому приготовленные смеси под действием собственной массы при хранении в штабелях и транспортировке не слеживаются. Смеси в течение длительного времени (до 12 месяцев) остаются в рыхлом состоянии. Их сравнительно легко можно перегружать в транспортные средства и распределять тонким слоем при устройстве дорожных покрытий.

Зерновые составы холодных асфальтобетонных смесей отличаются от составов горячих смесей в сторону повышенного содержания минерального порошка (до 20 %) - частиц мельче 0,071 мм и пониженного содержания щебня (до 50 %). Повышенное количество минерального порошка вызвано применением жидкого битума, требующего для структурообразования большего количества порошка, а при содержании щебня более 50 % ухудшаются условия формирования покрытия. Наибольший размер зерен в холодном асфальтобетоне составляет 20 мм. Более крупный щебень ухудшает условия формирования покрытия.

В качестве крупной составляющей для холодного асфальтобетона используют щебень, получаемый дроблением скальных горных пород и металлургических шлаков. Эти материалы должны обладать прочностью при сжатии не менее 80 МПа, а для II марки асфальтобетона - не ниже 60 МПа.

Для приготовления холодного асфальтобетона применяют такой же минеральный порошок и песок, что и для горячих смесей.

Жидкие битумы должны иметь вязкость в пределах что соответствует маркам СГ 70/130, МГ 70/130. Вязкость и класс битума выбирают с учетом предполагаемого срока хранения смеси на складах, температуры воздуха при хранении и применении, а также качества минеральных материалов. Холодные асфальтобетонные смеси используют для устройства дорожных покрытий при интенсивности движения до 2000 автомобилей в сутки.

Литой асфальтобетон

Литой асфальтобетон представляет собой специально запроектированную смесь щебня, песка, минерального порошка и вязкого битума, приготовленную и уложенную в горячем состоянии без дополнительного уплотнения. От горячего асфальтобетона литой отличается большим содержанием минерального порошка и битума, технологией приготовления и методом укладки. Литой асфальтобетон применяют в качестве дорожного покрытия на автомобильных дорогах, на проезжей части мостов, а также для устройства полов в производственных зданиях. Ремонтные работы с использованием литых смесей можно выполнять при температуре воздуха до -10°С. Особенностью производства работ является необходимость непрерывного перемешивания литой смеси при ее транспортировке к месту укладки.

Для приготовления литого асфальтобетона применяют щебень (крупностью до 40 мм), природный или дробленый песок. Щебень, высевки и песок должны быть высокосортными, как и для обычного горячего асфальтобетона. В качестве вяжущего применяют битумы БНД 40/60. В соответствии с ТУ 400-24-158-89 литые смеси подразделяют на пять типов (табл. 6.6.11).

Таблица 6.6.11

Классификация литых асфальтобетонных смесей

К положительным свойствам литого асфальтобетона относят долговечность, небольшие затраты работы на уплотнение, водонепроницаемость. При реконструкции дороги существующее покрытие из литого асфальтобетона может быть снова использовано в полном объеме и почти без добавления новых материалов.

Дегтебетон

Дегтебетон в зависимости от вязкости дегтя и температуры смесей при укладке подразделяют на горячий и холодный. По физико-механическим свойствам дегтебетон уступает асфальтобетону, так как обладает меньшей прочностью и теплоустойчивостью.

Дегтебетон в зависимости от вида каменного материала подразделяют на щебеночный, гравийный и песчаный. Для приготовления дегтебетона применяют те же минеральные материалы, что и для асфальтобетона, требования к ним аналогичные. В качестве вяжущего применяют дорожный каменноугольный деготь: для горячего дегтебетона - Д-6, для холодного - Д-4 и Д-5. Дегти применяют как промышленного изготовления, так и приготовленные непосредственно на асфальтобетонном заводе путем окисления или смешения песка с разжижителем (антраценовым маслом, каменноугольной смолой и др.).

Расчет состава дегтебетона может быть выполнен так же, как и асфальтобетона, при этом основное внимание должно быть обращено на тщательный подбор количества дегтя, так как небольшое отклонение содержания его в смеси заметно влияет на свойства дегтебетона.

Для приготовления горячего дегтебетона применяют дегти с вязкостью, значительно меньшей, чем вязкость битума для соответствующего вида асфальтобетона. Пониженная вязкость дегтя обуславливает ослабление внутренних структурных связей, что может быть компенсировано повышением внутреннего трения минеральной части. Для этого необходимо применять каменные материалы с зернами угловатой формы и шероховатой поверхностью, а также заменять часть или весь природный песок с окатанными зернами на высевки. Для приготовления дегтебетонных смесей можно применять щебень из более кислых пород (кварцевые песчаники, богатые кварцем граниты и др.).

Плотный дегтебетон применяют для устройства покрытий на дорогах II... IV категорий. По санитарно-гигиеническим условиям устройство верхних слоев покрытий из дегтебетона разрешено только вне населенных пунктов. При приготовлении дегтебетонных смесей необходимо соблюдать специальные правила техники безопасности.

Дегтебетонную смесь приготавливают в асфальтобетонных установках с мешалками принудительного действия. Вследствие пониженной вязкости дегтя обволакивание им зерен минерального материала протекает лучше, чем при применении битумов, в результате чего сокращается время для смешения материалов. По этой же причине облегчается уплотнение смесей при устройстве покрытий. Коэффициент уплотнения, представляющий собой отношение толщины слоя уложенной смеси до уплотнения к толщине уплотненного покрытия, может быть равным 1,3...1,4.

При производстве дегтебетонной смеси необходимо строго соблюдать установленный температурный режим, так как деготь более чувствителен к изменению температуры, чем битум (табл. 6.6.12).

Таблица 6.6.12

Температурный режим при приготовлении и укладке дегтебетона

По физико-механическим свойствам дегтебетон уступает асфальтобетону: он обладает меньшей прочностью, теплостойкостью. Но при этом отличается повышенной износостойкостью. Дегтебетонное покрытие имеет повышенную шероховатость, более высокий коэффициент сцепления колеса с дорогой, повышенную безопасность движения. Это связано с меньшей вязкостью дегтей, более слабыми когезионными силами межмолекулярного взаимодействия, наличием летучих составляющих. Летучие вещества в составе дегтя ускоряют срок формирования структуры дегтебетона в покрытии, а также способствуют более интенсивному изменению его свойств. Дегтебетон менее пластичен в сравнении с асфальтобетоном, что также связано с составом и структурой дегтей, которые состоят преимущественно из ароматических углеводородов, которые образуют более жесткие структурные связи в вяжущих материалах и при пониженных температурах плохо деформируются, вследствие чего в покрытиях образуются трещины.

Контроль за изготовлением дегтебетонной смеси на заводе и при устройстве дегтебетонного покрытия, а также методы испытания дегтебетона такие же, как и асфальтобетона.

Расчет заключается в подборе рационального соотношения между составляющими асфальтобетонную смесь материалами.

Широкое распространение получил метод расчета по кривым плотных смесей. Наибольшая прочность асфальтобетона достигается при максимальной плотности минерального остова, оптимального количества битума и минерального порошка.

Между зерновым составом минерального материала и плотностью существует прямая зависимость. Оптимальными будут составы, содержащие зерна различного размера, диаметры которых уменьшаются в два раза.

где d 1 - наибольший диаметр зерна, устанавливаемый в зависимости от типа смеси;

d 2 - наименьший диаметр зерна, соответствующий пылеватой фракции, и минерального порошка (0,004...0,005 мм).

Размеры зерен, согласно предыдущему уровню

(6.6.2)

Число размеров определяют по формуле

(6.6.3)

Число фракций п на единицу меньше числа размеров т

(6.6.4)

Соотношение соседних фракций по массе

(6.6.5)

где К - коэффициент сбега.

Величина, показывающая, во сколько раз количество последующей фракции меньше предыдущей, называется коэффициентом сбега. Наиболее плотная смесь получается при коэффициенте сбега 0,8, но такую смесь трудно подобрать, поэтому, по предложению Н.Н. Иванова, коэффициент сбега К принят от 0,7 до 0,9.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Система нормативных документов в строительстве СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ Порядок подбора и согласования рецептов асфальтобетонных смесей СТП Дирекция областного дорожного фонда Кемерово ПРЕДИСЛОВИЕ

2 1. РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Кузбассдорсертификация» (канд. техн. наук, доц. О.П. Афиногенов, инж. В.Б. Садков). 2. ВНЕСЕН Автономной некоммерческой организацией «Кузбассдорсертификация». 3. УТВЕРЖДЕН и введен в действие Государственным учреждением «Кемеровская дирекция областного дорожного фонда». 4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ. ГУ «Кемеровская дир. обл.дор. фонда», 2000 Стандарт предприятия Порядок подбора и согласования рецептов асфальтобетонных смесей Введен впервые Утвержден и введен в действие приказом от 13 марта 2001 г., 31

3 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Дата введения Настоящий стандарт устанавливает основные требования к процедуре подбора рецептов асфальтобетонных смесей, порядку их согласования при выполнении дорожных работ по договорам с Государственным учреждением «Кемеровская дирекция областного дорожного фонда» (в дальнейшем заказчик, ГУ «Кемеровская ДОДФ»). 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: СНиП Система нормативных документов в строительстве. Основные положения; СНиП Автомобильные дороги; СНиП *. Организация строительного производства; ГОСТ Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения; ГОСТ Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон; ГОСТ Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний; СТП Приготовление битумов дорожных, модифицированных атактическим полипропиленом. Типовой регламент; ТУ Битумы дорожные модифицированные атактическим полипропиленом. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3.1. В настоящем стандарте использованы термины и их определения, соответствующие ГОСТ 9128, ГОСТ 16504, СНиП, СНиП Асфальтобетонная смесь рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня [гравия] и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии. Асфальтобетон уплотненная асфальтобетонная смесь. Рецепт асфальтобетонной смеси документ, являющийся частью технологического регламента, содержащий сведения, характеризующие область применения смеси, её состав и физико-механические свойства, расход материалов; утвержденный и согласованный в установленном порядке. 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4 4.1. Подрядчик не имеет права выполнять работы с использованием асфальтобетонных смесей на объектах ГУ «Кемеровская ДОДФ» без рецептов на их производство, согласованных в регламентированном настоящим стандартом порядке Рецепт составляется на строительный сезон, для каждой смеси, используемой на данном объекте. Допускается оформлять один рецепт на несколько однотипных объектов В случае корректировки рецепта по результатам производственного контроля, при замене материалов и т.д., рецепт подвергается повторному согласованию в порядке, предусмотренном разделом Рецепт должен соответствовать требованиям проектной документации, СНиП, ГОСТ, другим нормативным документам (ВСН, ОСТ, СТП и т.д.) Подбор состава асфальтобетонной смеси должен осуществляться организацией, имеющей компетентную лабораторию и гарантирующей достоверность результатов испытаний и полноту контролируемых признаков (характеристик) асфальтобетонной смеси Компетентной считается лаборатория, аккредитованная на соответствующие виды испытаний в зарегистрированной и (или) признанной в установленном порядке системе аккредитации лабораторий, либо имеющая свидетельство об официальной оценке состояния измерений по МИ Рецепт асфальтобетонной смеси составляется на основании специально выполненного подбора, цель которого - обеспечить смеси заданные свойства Подбор (проектирование) смеси состоит из пяти этапов: 1) установление требований к смеси; 2) выбор материалов и оценка их пригодности; 3) определение рационального количественного соотношения компонентов смеси; 4) контроль качества состава; 5) экономическая оценка качества состава Задание на проектирование асфальтобетонной смеси выдает главный инженер подрядной организации. Смесь может быть подобрана дорожностроительной лабораторией подрядчика или лабораторией, привлекаемой со стороны В задании на проектирование смеси должны быть указаны: вид асфальтобетонной смеси (горячая, холодная, крупнозернистая, мелкозернистая, песчаная); вид асфальтобетона (высокоплотный, плотный, пористый, высокопористый); тип смеси и марка асфальтобетона; желательные материалы При проектировании асфальтобетонных смесей следует стремиться к получению наиболее экономичного состава. 5. НАЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СМЕСИ 5.1. Основные параметры и тип смеси (асфальтобетона) назначаются по проектной документации. Если при этом обнаружены отклонения от требований действующих на момент подбора смеси нормативных документов, необходимо согласование параметров с заказчиком. Асфальтобетонные смеси должны

5 применяться в соответствии с п СНиП, прил. А ГОСТ и отвечать требованиям ГОСТ Заказчик имеет право установить более высокие показатели асфальтобетонной смеси (асфальтобетона), чем это предусмотрено СНиП (с соответствующей компенсацией затрат подрядчика) Для устройства нижнего слоя покрытия, выравнивающих слоев следует применять преимущественно крупнозернистые смеси, обладающие шероховатой поверхностью (для обеспечения надежного сцепления с верхним слоем) и высокой сдвигоустойчивостью На автомобильных дорогах с интенсивным движением следует применять горячие высокоплотные смеси типа А Для ремонта мелких повреждений асфальтобетонных покрытий применяют смеси, близкие по свойствам к смесям ремонтируемого слоя слоя покрытия. 6. ПОДБОР КОМПОНЕНТОВ СМЕСИ 6.1. Материалы, используемые для приготовления асфальтобетонных смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ Целесообразно использовать щебень из изверженных или метаморфических основных и карбонатных горных пород, обладающих лучшим сцеплением с нефтяным битумом. По форме щебень должен приближаться к кубу и не иметь плоских лещадных зерен. Гравий является менее желательным компонентом, так как имеет гладкую поверхность, включения слабых пород. Увеличение количества щебня повышает трещиностойкость и сдвигоустойчивость покрытий Желательно применять песок, состоящий из частиц разного размера. Одноразмерный песок повышает пористость минеральной части. Песок из отсевов дробления способствует увеличению внутреннего трения минеральной части за счет содержания в нем зерен остроугольной формы. Речной песок применять не рекомендуется Для асфальтобетонных смесей следует применять минеральные порошки, полученные искусственным измельчением известняков и доломитов. Наличие в минеральном порошке очень мелких глинистых частиц увеличивает набухание асфальтобетона при увлажнении, повышает битумоемкость смеси. Большое количество частиц крупнее 0,071 мм повышает расход минерального порошка и усложняет процесс приготовления и укладки смеси Свойства вяжущего в значительной степени предопределяют качество асфальтобетона. Чрезмерная вязкость битума приводит к образованию трещин при низких температурах, а малая вязкость к пластическим деформациям покрытий в жаркую погоду. В соответствии с требованиями СНиП в условиях Кемеровской области необходимо применять полимерно-битумные вяжущие (модифицированные битумы). Для модификации используют полимерно-битумное вяжущее марок ПБВ, «Каудест-Д», битумно-каучуковое вяжущее марок БКВ, допускается на территориальных дорогах применять атактический полипропилен марки АПП-Г/Б (вяжущее при этом должно отвечать требованиям ТУ Приготовление битумов,

6 модифицированных атактическим полипропиленом, осуществляется по СТП Полимерные добавки повышают эластичность битума, его тепловую устойчивость в широком температурном интервале, прочность и коррозионную устойчивость асфальтобетона. Следует иметь в виду, что при недостатке или избытке битума механическая прочность бетона уменьшается. С увеличением количества битума водоустойчивость асфальтобетона повышается из-за более полного обволакивания каменных материалов битумной пленкой и заполнения пор, а теплоустойчивость снижается. С уменьшением количества битума наблюдается противоположное явление: увеличивается водонасышение, снижается водоустойчивость, а теплоустойчивость повышается, бетон становится более жестким и хрупким. 7. РАСЧЕТ СОСТАВА СМЕСИ 7.1. Проектирование состава асфальтобетонной смеси (асфальтобетона) допускается выполнять по любому известному методу. Рекомендуется использовать метод СоюздорНИИ, на который ориентирован ГОСТ Основу метода составляет предположение, что прочность бетона обуславливается его структурой и обеспечивается созданием плотной минеральной смеси при оптимальном количестве битума В условиях Кемеровской области целесообразно стремиться к применению меньшего количества песка и минерального порошка, имеющих большую влагоемкость, т.е. использовать смеси типов А и Б Расчет асфальтобетона включает в себя два этапа: расчет гранулометрического (зернового) состава минеральной части смеси из заданного набора материалов по таблицам гранулометрического состава (табл. 2 и 3 ГОСТ); экспериментальное определение физико-механических показателей асфальтобетона, оценка их соответствия требованиям ГОСТ, а также подбор оптимального количества битума путем испытания пробных образцов с одинаковым составом каменных материалов и различным содержанием битума Критерием определения оптимального количества битума является наилучшее соответствие показателей водонасыщения и механической прочности на сжатие при температуре 20 С и 50 С пробных образцов соответствующим требованиям ГОСТ ПРИМЕР РАСЧЕТА СОСТАВА МЕЛКОЗЕРНИСТОЙ СМЕСИ 8.1. Задание: Рассчитать состав мелкозернистого горячего асфальтобетона типа Б, II марки. Составляющие материалы: Щебень Мозжухинского карьера, фракции 5-20 мм; Песок Яйского комбината строительных материалов;

7 Минеральный порошок известняковый. Порядок расчета. На основании пределов требуемых гранулометрических составов (табл. 3 ГОСТ) и по результатам просеивания применяемых минеральных материалов (табл. 1) определяем ориентировочное процентное содержание каждого материала (щебня, песка, минерального порошка). Таблица 1 Наименование материала, производитель или карьер Частные остатки (количество зерен, % по массе, менее оставшихся на сите с размером ячеек, мм) ,5 1,25 0,63 0,315 0,14 0,071 менее Щебень Мозжухинского карьера, фр мм Песок Яйского КСМ Минеральный порошок 5,3 33,7 30,2 23,6 3,7 3,5 1,0 18,5 17,0 7,5 12,4 24,6 8,8 4,2 6,0 1,2 2,0 8,6 16,6 71,6 Содержание щебня X a 45 = 100 = 100 = 48,49% b 92,8 где а среднее значение полных остатков на сите диаметром 5 мм, требуемых табл. 3 ГОСТ; b содержание фракции крупнее 5 мм в щебне. Содержание минерального порошка a1 6 Z = 100 = 100 = 8,4% b 71,6 1 где a1 минимально допускаемое содержание фракции «менее 0,071 мм» в составе асфальтобетона типа Б (табл. 3 ГОСТ); b1 содержание фракции мельче 0,071 мм в минеральном порошке. Учитывая наличие в песке зерен крупностью более 5 мм и мельче 0,071 мм, уменьшаем полученные выше значения содержания в смеси щебня и минерального порошка, до следующих величин: щебня 42,0%, минерального порошка 7,0%. Тогда содержание песка в смеси Заполняем таблицу 2. У = 100 (x + z); У = 100 (42 + 7) = 51%

8 Сопостовление данных графы 10 с данными графы 11 свидетельствует о том, что состав запроектированной минеральной части асфальтобетонной смеси соответствует требуемым составам плотных смесей. Таблица 2 Расчетная таблица для определения полных остатков запроектированной минеральной смеси Размер отверстий сит в мм Гранулометрический состав составляющих материалов в % щебень песок минеральный порошок Гранулометрический состав материалов в запроектированной смеси в % щебень песок минеральный порошок Частные остатки запроектированной минеральной смеси в % Полные остатки запроектированной минеральной смеси в % Полные проходы Допустимые пределы полных проходов по ГОСТ,3 2,2 2,2 2,2 97,7 14,2 14,2 16,4 83,2 1,0 12,6 0,5 13,1 29,5 70,6 18,5 9,9 9,4 19,3 48,8 51,5 3,7 17,0 1,6 8,7 10,3 59,1 40,25 3,5 7,5 1,5 3,8 5,3 64,4 36,63 12,4 1,2 6,3 0,1 6,4 70,8 29,315 24,6 2,0 12,5 0,1 12,6 83,4 16,14 8,8 8,6 4,6 0,6 5,2 88,6 11,071 4,2 16,6 2,1 1,2 3,3 91,9 8, Менее 6,0 71,6 3,1 5,0 8, Определяем процентное содержание битума в соответствии с рекомендациями приложения Г ГОСТ, оно составляет 5,0-6,5%. Исходя из этого готовим три асфальтобетонных смеси с одинаковым минеральным составом и расчетным количеством битума (5,0-5,8-6,5%). Из этих составов изготавливают пробные образцы, которые испытываются на сжатие при температуре +20 и +50 С и на водонасыщение. За оптимальное количество битума принимается то его содержание, при котором были достигнуты наилучшие показатели асфальтобетона. Изготовливаем контрольные образцы запроектированного состава с оптимальным количеством битума и подвергаем их полному циклу испытаний. Результаты испытаний заносим в таблицу 3. Таблица 3 Показатели свойств асфальтобетона

9 Наименование показателя Требования ГОСТ Фактические показатели Наименование показателя Требования ГОСТ Фактические показатели Средняя плотность, 2,38 Водостойкость при г/см 3 длительном водонасыщении Пористость минеральной части по объему, % Остаточная пористость, % 19 16,3 Сцепление битума с минеральной частью 2,5 5,0 3,4 Показатель сдвигоустойчивости Водонасыщение, % 1,5 4,0 2,8 Показатель трещиностойкости Предел прочности на сжатие при температуре, МПа Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг 0,75 0,87 Выдерживает Выдерживает С 2,2 2,6 50 С 1,0 1,1 0 С 12,0 10,0 Водостойкость 0,85 0,93 Показатели сдвигоустойчивости и трещиностойкости определяются, если они нормированы проектной документацией на строительство асфальтобетонного покрытия. Рассчитываем состав асфальтобетонной смеси на один замес смесителя. Исходными данными являются масса замеса и размеры ячеек сит грохота горячих материалов установленного на АБЗ. Для АБЗ ДС масса замеса равна 600 кг, на грохоте установлены сита с ячейками 5, 15, 35 мм. Масса материала, который должен поступить из бункера на замес, равна (F1 F2) 600 D i =, 100 B где i номер бункера, из которого происходит набор материала на замес; F1 полный остаток на нижележащем сите в %, принимается по данным табл. 2; F2 полный остаток на вышележащем сите в %, принимается по данным табл. 2; 600 масса замеса, кг; B процентное содержание битума в смеси;

10 (100 48,8) 600 D 0 5 = = 289,8 кг; 100 1,06 (48,8 16,4) 600 D 5 15 = = 183,4 кг 100 1,06 (16,4 0) 600 D = = 92,8 кг,06 ; Так как минеральный порошок подается по отдельной линии подачи, из массы материала, отгружаемого из бункера D0-5, необходимо вычесть массу минерального порошка " 289, D 0 5 = = 289,6 39,6 = 250 кг; 100 1,06 Результаты вычислений заносим в таблицу 4. Состав асфальтобетонной смеси Вяжущее или фракции каменных материалов в соответствии с Дозировка на замес 600 кг горячими бункерами АБЗ 1 Фракция мм 92,8 2 Фрракция 5-15 мм 183,4 3 Фракция 0-5 мм 250,0 4 Минеральный порошок 39,6 5 Битум 34,2 Таблица 4 Рассчитываем расход асфальтобетонной смеси на 1000 м2 покрытия и расход составляющих материалов на 100 т смеси, результаты заносим в таблицу 5. V = H S G = 0,38 = 95,2 т, где V расход асфальтобетонной смеси, т; H толщина слоя, м; S площадь слоя, равна 1000 м2; G средняя плотность асфальтобетона, из табл. 3, т/м 3. Необходимо учитывать, что в ряде случаев заказчик соглашается оплатить подрядчику неустранимые потери, как правило это 3% от объема асфальтобетона. V " W 100 = P (100 + C),

11 где V" расход инертных каменных материалов, м 3 ; W процентное содержание данного материала в смеси; P объемно-насыпная масса каменных материалов; C процентное содержание битума в смеси. " V 1 = = 28,5 м 1,39 () " V 2 = = 33,0 м 1,46 () Расход материалов 3 3 ; ; Таблица 5 На 100 тсмеси На 1000 м 2 покрытия Наименование материала Насыпная плотность, т/м 3 Содержание в смеси в % Т М 3 Щебень 1,5 Мозжухинского карьера Песок Яйского КСМ 1, Минеральный порошок 7 6,6 Битум 6 5,7 Асфальтобетонная смесь (т), при толщине слоя,2 9. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЦЕПТОВ СМЕСИ 9.1. На каждую смесь составляется отдельный рецепт, который должен иметь индивидуальный номер, состоящий из порядкового номера в данном году и двух последних цифр года, на который он составлен (например, 14-00). Порядковые номера должны соответствовать регистрационным номерам по "Журналу определения физико-механических свойств асфальтобетонных смесей при подборе составов и периодического контроля качества выпускаемой асфальтобетонной смеси" (форма Д-7) Рецепты оформляются на типовых бланках, по форме, приведенной в приложении. Все записи должны быть четкими и аккуратными, не допускаются зачеркивания текста, помарки. Допускаются следующие варианты оформления: при помощи персонального компьютера; на бланке от руки, чернилами (пастой) черного или синего цвета. Второй и третий экземпляры рецепта могут быть ксерокопиями. На экспертизу и согласование представляется по 3 экземпляра рецепта, утвержденного главным инженером (техническим директором) организации (с указанием даты утверждения, фамилии, инициалов утвердившего, наименования предприятия-подрядчика. Подпись заверяется печатью.

12 Запрещается представлять ксерокопии рецептов, где скопированы подпись и печать Организация, выполняющая экспертизу, заказчик имеют право не рассматривать рецепты, оформленные с нарушением п В рецепте указывают конструктивный элемент, в котором применяется смесь (верхний, нижний слой покрытия, основания), вид, тип и марка смеси (асфальтобетона), объект, например: "... для устройства верхнего слоя покрытия (горячая, тип А, I марки) на автомобильной дороге "Новосибирск - Иркутск", км 45-60" Рецепт должен содержать: сведения о применяемых минеральных материалах, зерновом составе смеси (с делением на составляющие материалы и без него), вяжущем; производственный рецепт; показатели свойств смеси и асфальтобетона; данные о расходе материалов. Должны быть указаны нормы трудноустранимых потерь, учтенных в рецепте. Для установок типа ДС-117, ДС- 158 норма потерь на АБЗ - 1,5%, норма потерь при укладке смеси - 1,5% Рецепт должен быть подписан руководителем лаборатории, выполнившей подбор. Если подбор произведен сторонней организацией, рецепт подписывает её технический руководитель, подпись заверяется печатью. 10. УТВЕРЖДЕНИЕ И СОГЛАСОВАНИЕ РЕЦЕПТА Рецепт асфальтобетонной смеси, используемой на объектах ГУ "Кемеровская ДОДФ", должен быть утвержден главным инженером (техническим директором) подрядной организации и согласован главным инженером заказчика (ГУ "Кемеровская ДОДФ"). Если подрядная организация приобретает смесь у сторонней организации, она обязана добиваться соответствия смеси рецепту, согласованному ГУ "Кемеровская ДОДФ" Перед согласованием рецепта заказчиком он должен пройти экспертизу в ООО "Кузбасский центр дорожных исследований". Экспертиза должна быть проведена в сроки не более 5-ти рабочих дней. В процессе экспертизы оценивается соответствие рецепта требованиям СНиП, ГОСТ 9128, правильность его оформления и расчета состава смеси. Соответствие физикомеханических и других показателей смеси, указанных в рецепте, фактическим значениям контролируется в процессе технического надзора заказчика Подрядчик несет ответственность за достоверность сведений, представленных в рецепте, и соответствие используемых смесей рецептам Заказчик обязан рассмотреть представленный на согласование рецепт в течение 5-дней. Если рецепт пошел процедуру согласования, один его экземпляр остается у заказчика, по одному экземпляру направляется подрядчику и организации, осуществляющей независимый контроль. В случае отказа в согласовании заказчик направляет рецепт подрядчику. Отказ должен быть мотивированным. После соответствующей корректировки рецепт вновь проходит процедуру согласования, предусмотренную настоящим стандартом Основания для отказа в согласовании рецепта: - рецепт не прошел экспертизу; - несоответствие требованиям нормативных документов и (или) проекта;

13 - несоответствие требованиям настоящего стандарта. 11. ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РЕЦЕПТОВ СМЕСЕЙ Инспекционный контроль за соблюдением рецептов асфальтобетонных смесей осуществляют инженеры службы технического надзора заказчика, независимая компетентная организация (по поручению заказчика), администрация организации, выпускающей смесь или использующей её. СОГЛАСОВАНО Главный инженер КДОДФ А.С. Белокобыльский 200 г. М.П. УТВЕРЖДАЮ Главный инженер 200 г. М.П. РЕЦЕПТ асфальтобетонной смеси для устройства (вид и тип марка) (верхнего/нижнего/слоя покрытия,основания) на автомобильной дороге с ПК (км) по ПК (км) Наименование материала, 1. ПРИМЕНЯЕМЫЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Частные остатки (количество зерен, % по массе, оставшихся на сите с размером ячеек, мм)

14 производитель или карьер Наименование материала,5 1,25 0,63 0,315 0,14 0,071 мене е 2. ЗЕРНОВОЙ СОСТАВ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ 2.1. С делением на составляющие материалы Содержание Частные остатки (количество зерен, % по массе, оставшихся на сите с размером ячеек, мм) в а/б,5 1,25 0,63 0,315 0,14 0,071 мене смеси, е % 2.2. Без деления на составляющие материалы Частные остатки, % Полные остатки, % Проходы, % Зерновой состав минеральной части смеси по ГОСТ, % 3. ВЯЖУЩЕЕ, % сверх 100 % минеральной части 3.1. Битум (марка, изготовитель) содержание в вяжущем, % 3.2. Модификатор (наименование, марка) содержание в вяжущем, % 3.3. Растворитель (наименование, марка,) содержание в вяжущем, % Вяжущее или фракции каменных материалов в соответствии с горячими бункерами АБЗ 4. СОСТАВ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ Дозировка на замес массой, кг Вяжущее или фракции каменных материалов в соответствии с горячими бункерами АБЗ Дозировка на замес массой, кг Наименование показателей 5. ПОКАЗАТЕЛИ СВОЙСТВ АСФАЛЬТОБЕТОНА По ГОСТ Фактически Наименование показателей По ГОСТ Фактически

15 1. Средняя плотность, г/см 3 6. Водостойкость при длительном водонасыщении 2. Пористость минеральной части, % по объему 3. Водонасыщение, % по объему 4. Предел прочности на сжатие (МПа) при: 20 С 50 С 0 С 5. Водостойкость 7. Сцепление битума с минеральной частью асфальтобетонной смеси 8*. Показатель сдвигоустойчивости 9*. Показатель трещиностойкости 10. Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов Испытание выдерживает * Данные показатели определяются, если они нормированы проектной документацией на строительство покрытия 6. РАСХОД МАТЕРИАЛОВ Насыпная плотность, т/м 3 Т Содержание Наименование материала в смеси, % М 3 На 100 т смеси Бк/кг На 1000 м 2, покрытия Асфальтобетонная смесь (т), при толщине слоя 4 см При изменении толщины слоя на 0.5 см добавлять Таблица составлена с учетом нормы потерь % на АБЗ и % при укладке смеси. Начальник СЛ, выполнившей подбор Согласовано КузЦДИ


Система нормативных документов в строительстве СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ СХЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОСНОВНЫХ ДОРОЖНО- СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ СТП 18-00 Дирекция областного дорожного фонда Кемерово

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ НПП «ДорТрансНИИ-Инжениринг» ИНЖЕНИРИНГ ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ «Исследование влияния полимерного модификатора «ДОРСО 46-02» на показатели физико-механических

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ КОМИТЕТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КАЗАХСТАНСКИЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «КАЗДОРНИИ» УДК 625.7/.8:691.16 УТВЕРЖДАЮ Президент АО «КАЗДОРНИИ»,

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В отделе дорожно-строительных материалов и конструкций Государственного дорожного научно-исследовательского института имени Н.П. Шульгина были проведены исследования о влиянии битумного

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСТ 9128-97 Дата введения с 1991-01-01 1. Область применения Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные и

Система нормативных документов в строительстве Стандарт предприятия ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ СХЕМ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТП 31-01 Дирекция областного дорожного фонда Кемерово ПРЕДИСЛОВИЕ

АКТ 1 Проведения работ по подбору состава асфальтобетонной смеси на базе лаборатории ОАО «ХМДС» г.сургут, с применением технологии модификации асфальтобетонов, с использованием комплексного модификатора

ПЕРЕЧЕНЬ объектов и контролируемых показателей п/п Объект Контролируемые показатели НД на методики выполнения измерений и методы испытаний 1 2 3 4 1 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ) ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра дорожно-строительных материалов СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОНА» Студент Группа

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра строительных материалов АСФАЛЬТОБЕТОНЫ Методические указания к лабораторным работам Казань 2007 УДК 691.167 ББК 38.3 С50 С50 Асфальтобетоны:

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)» Кафедра «Автомобильные дороги,

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги «Пермь Екатеринбург» - Нефтяник» 1. Участок автодороги, подлежащий ремонту: км 0+000 км 1+100 автомобильной дороги «Пермь-Екатеринбург»

4 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 4.1 Задачи и принципы конструирования дорожных одежд Процедура конструирования дорожных одежд (ДО) включает: - выбор покрытия; - назначение числа конструктивных

2 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 2.1 Задачи и принципы конструирования дорожных одежд Процедура конструирования дорожных одежд (ДО) включает в себя: - выбор покрытия; - назначение числа конструктивных

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ Методические рекомендации по приготовлению и применению асфальтобетонной смеси с использованием переработанного асфальтобетона ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (Росавтодор)

Система нормативных документов в строительстве Стандарт предприятия ПРАВИЛА ИНСПЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ДОРОЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СТП 30-01 Дирекция областного дорожного фонда Кемерово ПРЕДИСЛОВИЕ 1. РАЗРАБОТАН

ЛЕКЦИЯ 5 Обычный бетон на гидротационных вяжущих веществах. 1. Материалы для обычного (тёплого) бетона. 2. Проектирование состава бетонной смеси. Бетон искусственный каменный материал, получаемый в результате

УДК.8. ВЛИЯНИЕ СОСТАВА ПОРИСТОГО КРУПНОЗЕРНИСТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА НА ЕГО ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И НАЗНАЧЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ INFLUENCE OF THE COMPOSITION OF COARSE POROUS ASPHALT CONCRETE

Y=6,230154 x 1 0,0035 x 2 0,15107 x 3 0,02067, где x 1 показателя ровности дорожного покрытия IRI, м/км; x 2 рациональной скорости автомобиля V a, км/ч; x 3 интенсивности движения грузового автотранспорта

ОАО «Асфальтобетонный завод 1» СТО 03218295-03.12-2009 Всесезонная холодная органоминеральная смесь для ямочного ремонта дорожных покрытий Технические условия Введён в действие Санкт-Петербург 2009 1 Область

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС) INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC) МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ 9128-2009 СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА Тел. / факс 5-80 -00 начальник Тел. 5-41 -55 бухгалтерия г. Кинешма Ивановской области ул. Спортивная, д. 18 п/п Техническое задание на ремонт асфальтобетонного

3 КОНСТРУИРОВАНИЕ ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 3.1 Конструирование оснований дорожных одежд капитального типа Слои основания из горячего пористого крупнозернистого асфальтобетона. Его устраивают в верхней

Межгосударственный стандарт ГОСТ 9128-97 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 29 апреля 1998 г. N 18-41)

Объединение независимых экспертов в области минеральных ресурсов, металлургии и химической промышленности Обзор рынка асфальтобетонных смесей в России и прогноз его развития в условиях финансового кризиса

Общество с ограниченной ответственностью «Компания Би Эй Ви» СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ Cмеси асфальтобетонные и асфальтобетон дисперсно-армированные волокном Forta. Технические условия. СТО 38956563.03-2012

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ООО «БАЗИС» С Т А Н Д А Р Т О Р Г А Н И З А Ц И И СТО 99907291-003-2013 СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН, МОДИФИЦИРОВАННЫЕ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ ПОЛИМЕРНОЙ ДОБАВКОЙ DUROFLEX (WA-80)

Заключение об эффективности менения Комплексного Модификатора Асфальтобетона «КМА» в составах асфальтобетонных смесей для устройства верхнего слоя покрытия автомобильных дорог Условия работы дорожных покрытий,

ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМАТИВНОЙ БАЗЕ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНО- СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Заместитель генерального директора ООО «ИТЦ» Кирилл Алексеевич Жданов КОМПЛЕКС СТАНДАРТОВ НА ЩЕБЕНЬ И ГРАВИЙ ИЗ ГОРНЫХ ПОРОД Технические

Система нормативных документов в строительстве Стандарт предприятия ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МОДИФИЦИРОВАННЫХ БИТУМОВ СТП 26-00 Дирекция областного дорожного фонда Кемерово ПРЕДИСЛОВИЕ 1.

КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

СТО 39363581-006 2012 Система нормативных документов в строительстве СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на выполнение работ по ремонту участков автомобильной дороги «Рождественское - Сташково» 1. Участки автодороги, подлежащие ремонту: км 0+600 км 1+900, км 8+833 км 10+433 автомобильной

ОТЧЕТ «Исследование свойств бетонов с использованием в качестве заполнителей продуктов дробления центробежно-ударной дробилки ЦД-036» ИСПОЛНИТЕЛИ: Канд. техн. наук, доцент Ю.В. Пухаренко Канд. техн. наук,

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ПЛОТНЫХ И ПОРИСТЫХ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕТОДИКАМ STUDY OF DENSE AND POROUS ASPHALT CONCRETE PROPERTIES UNDER LOCAL AND EUROPEAN METHODS С. А. Тимофеев, заместитель

Лабораторная работа 12 ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ЗАПОЛНИТЕЛЕЙ Вопросы допуска к выполнению лабораторной работы 1. С какой целью заполнители вводят в состав бетонной смеси? 2. Какое влияние оказывает насыпная

Лот 1 Приложение 1 Техническое задание на выполнение комплекса работ по лабораторному сопровождению приёмочного контроля строительно-монтажных работ. 1. Наименование объекта: строительство автомобильной

РОССТАНДАРТ I - Федеральное бюджетное учреждение «Государ_ственный регионащ,ный центр стандартизации, -метрологии и испытаний в Омской области>> (ФБУ «Омский ЦСМ») 6446, г. Омск, ул. 4-я Северная, 7а о

Н.А. Гриневич ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ДОРОЖНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА Екатеринбург 2016 МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра транспорта и дорожного строительства

Согласовано: Руководитель Дорожного агентства Республики Коми Приложение к приказу руководителя ГКУ РК «УправтодорКоми» от.0.0 г. -о/д февраля 0 г Тарифы на услуги по проведению испытаний и контролю качества

ФГБОУ ВО Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет Лаборатория испытания дорожно-строительных материалов Тел.: 8-909-999-51-14; 8-499-188-04-00 e-mail: [email protected]

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И (проект, доработанная редакция) Дороги автомобильные общего

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ о применении модификатора асфальтобетона «DORFLEX BA» на объекте: «Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга» Санкт-Петербург 2013 год Содержание отчёта 1. Основания для

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР АККРЕДИТАЦИИ» Приложение 1 к аттестату аккредитации BY/112 02.2.0.2792 от

АКТ 2 от «18» июня 2013 г. Результаты испытаний асфальтобетонных и бетонных в соответствии с заданием на проведение испытаний 2 от 11.06.13 Наименование заказчика ООО СКГ Автострада Место отбора проб 1.

Система нормативных документов в строительстве СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ Технический надзор заказчика. Требования к экспертам, осуществляющим независимый контроль СТП 14-00 Дирекция областного дорожного фонда

ГОСТ 9128-2013 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, ПОЛИМЕРАСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ, АСФАЛЬТОБЕТОН, ПОЛИМЕРАСФАЛЬТОБЕТОН ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ Технические условия Asphaltic concrete

Самый используемый дорожно-строительный материал в 20 веке - асфальт - разделяется на множество видов, марок и типов. Основанием для разделения служит не только и не столько перечень входящих в асфальтобетонную смесь исходных компонентов, сколько соотношение их массовых долей в составе, а также некоторые характеристики составляющих - в частности, размер фракций песка и щебня, степень очистки минерального порошка и все того же песка.

Состав асфальта

В асфальте любого типа и марки есть песок, щебень или гравий, минеральный порошок и битум. Впрочем, что касается щебня, то при приготовлении некоторых видов дорожного покрытия он не используется - но если асфальтирование территорий производится с учетом высокого трафика и сильных кратковременных нагрузок на покрытие, то щебень (или гравий) необходим - в качестве каркасообразующего защитного элемента.

Минеральный порошок - обязательный исходный элемент для приготовления асфальта любых марок и типов. Как правило, массовая доля порошка - а он получается путем дробления пород, в которых высокое содержание соединений углерода (проще говоря - из известняков и прочих органических закаменевших отложений) - определяется исходя из задач и требований к вязкости материала. Большой процент минеральных порошков позволяет использовать его в таких работах как асфальтирование дорог и площадок: вязкий (то есть прочный) материал будет успешно гасить внутренние колебания мостовых конструкций, не трескаясь.

В большинстве типов и марок асфальта используется песок - исключение, как мы говорили, составляют типы дорожного покрытия, где велика массовая доля гравия . Качество песка определяется не только степенью его очистки, но и способом получения: добытый открытым способом песок нуждается, как правило, в тщательной очистке, а вот песок искусственный, получаемый при дроблении скальных пород, считается уже готовым «к работе».

Наконец, битум - краеугольный камень индустрии производства дорожного покрытия. Продукт переработки нефти, битум содержится в смеси любой марки в очень небольшом количестве - его массовая доля в большинстве сортов едва ли достигает 4-5 процентов. Хотя, широко использующийся при таких работах как асфальтирование территорий со сложным рельефов и ремонте дорог, литой асфальт может похвастаться содержанием битума в 10 и более процентов. Битум придает такому полотну изрядную упругость после затвердевания и текучесть, позволяющую легко распределять готовую смесь по площадке.

Марки и типы асфальта

В зависимости от процентного содержания в составе перечисленных компонентов, выделяют три марки асфальта . Технические характеристики, область применения и состав смеси различных марок описываются в ГОСТ 9128-2009, в котором, помимо всего прочего, учтена и возможность добавления дополнительных присадок, увеличивающих морозостойкость, гидрофобность, гибкость или износостойкость покрытия.

В зависимости от процентного содержания наполнителя, находящегося в составе дорожно-строительной смеси, ее подразделяют на следующие типы:

  • А - 50-60% щебня;
  • Б - 40-50% щебня или гравия;
  • В - 30-40% щебня или гравия;
  • Г - до 30% песка из отсева дробления;
  • Д - до 70% песка или смеси с отсевами дробления.

Асфальт марки 1

Под этой маркой изготавливается широкий диапазон различных типов покрытий - от плотных до высокопористых, со значительным содержанием щебня. Область их использования - дорожное строительство и благоустройство: вот только пористые материалы совсем не годятся на роль собственно покрытия, верхнего слоя дорожного полотна. Куда лучше применять их для устройства оснований, выравнивания базы под укладку более плотных типов материала.

Асфальт марки 2

Диапазон плотности примерно тот же, однако содержание и процентное соотношение песка и гравия могут варьироваться в весьма широких пределах. Этот тот самый «среднестатистический» асфальт, с весьма обширной сферой применения: и строительство автомобильных дорог, и ремонт их, и обустройство территорий под паркинги и площади не обходятся без него.

Асфальты марки 3

Покрытия марки 3 отличаются тем, что при их изготовлении не используется щебень или гравий - их заменяют минеральные порошки и особо качественный песок, получаемый путем дробления твердых горных пород.

Соотношение песка и щебня (гравия)

Соотношение содержания песка и гравия - один из важнейших показателей, который определяет область применения того или иного типа покрытия. В зависимости от превалирования того или иного материала его обозначают буквами от А до Д: А - более чем наполовину состоит из мелкофракционного щебня или гравия, а Д - примерно на 70 процентов состоит из песка (правда, песок используется по большей части из дробленых горных пород).

Соотношение битума и минеральных составляющих

Не менее важное - ведь именно оно определяет прочностные характеристики дорожного полотна. Высокое содержание минеральных порошков существенно увеличивает его хрупкость. Поэтому песчаные асфальты могут применяться лишь ограниченно: благоустройство территорий парков или тротуаров. А вот покрытия с большим содержанием битума - желанный гость на любых работах: особенно если это дорожное строительство в суровых климатических условиях, при минусовых температурах, если скорость работ такова, что уже спустя сутки по новенькому полотну пойдет дорожная техника, а после сдачи готовой дороги - ринутся большегрузные автомобили.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные