Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Государственный комитет РФ

По высшему образованию

Северо-Западный Заочный Политехнический институт

Кафедра истории развития техники

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИ ТЕХНИКИ»

Выполнила: Петрова Валентина Васильевна

Факультет: ЭМ и АТ

Курс: первый

Специальность: 0608

Шифр: 96-5284

Домашний адрес: г. Санкт-Петербург, ул. ак. Байкова, д. 11, к. 2, кв. 109.

Санкт-Петербург

2000г.

1. Пути сообщения древнего и античного миров. Каналы. . . . . . . . . .3

2. Сталь (1800-1900гг.), мостостроение, транспорт и потребности в прочных материалах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

3. Легковые автомобили (1930-40-е г.), турбореактивные двигатели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

4. Доставка грузов; фургоны и грузовики, шоссейные грузоперевозки.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

5. Первый русский автомобиль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

6. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18


Пути сообщения древнего и античного миров. Каналы.

Возникновение транспорта относится к древнейшим времена. В условиях первобытного хозяйства, когда появляются лишь зачатки общественного разделения труда, нужда в транспорт невелика. Средства транспорта примитивны - протоптанные тропы, вьюки, катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты, позднее челноки. В эпоху рабовладельческого хозяйства построенного на эксплуатации труда рабов, транспорт делает шаг вперед в своем развитии. Рабовладельческие государства вели многочисленные войны за покорение других стран, получение с них дани, захват рабов. Военные потребности и нужды управления требовали развития транспорта в Китае, Перси, Римской Империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Сеть римских военных дрог насчитывали десятки тысяч километров, остатки их сохранились и до настоящего времени. Постепенно росли обмен, торговля рабами, хлебом, тканями, пряностями. Возникли города-государства на Средиземном море: Финикия, Карфаген и другие, в которых большую роль играла торговля. Развилось морское судоходство. Появились гребные, а потом и парусные суда. Морские суда, особенно военные, в государствах античного мира - Греции, Риме, Египте - достигали больших размеров в отдельных случаях они имели тысячи гребцов-рабов. Купцы предпочитали суда парусные и парусно-гребные меньших размеров не требовавшие такого большого количества гребцов и имевшие относительно больше места для размещения грузов. Для транспортировки товаров сухопутным путем служили рабы-носильщики, применялись вьюки или 2-4 колесные повозки. При рабовладельческом хозяйстве транспорт еще не выделился в самостоятельную отрасль хозяйства. Средства транспорта как и другие средства производства, принадлежали рабовладельцам. В сфере обмена транспорт был слит с торговлей. Купцы являлись одновременно и владельцами транспортных средств.

Каналы - (от лат.) труба, желоб - искусственное русло правильной формы, устроенное в открытой выемке или в насыпи грунта.

Энергетические каналы разделяются на подводящие каналы, которые подводят воду от головного водозаборного узла из водохранилища, и отводящие, которые отводят в реку воду, прошедшую через турбины.

Оросительные каналы разделяются на магистральные, падающие воду из водоема к орошаемым земельным массивам, распределительные, по которым вода из магистрального канала распределяется между орошаемыми массивами и подводится к оросительным каналам, и собственно оросительные, подающие воду из распределительных каналов непосредственно на поливные участки.

Водопроводные и обводнительные каналы предназначены для подачи воды от источника водоснабжения к городам, поселкам, предприятиям или для обводнения территорий для сельскохозяйственного водоснабжения.

Осушительные или дренажные каналы собирают воду поступающую из осушительной или дренажной сети и отводятся в водозаборник или озеро.

Лесосплавные каналы служат для пропуска леса от мест лесозаготовок до лесосплавной реки или до лесопильного завода, иногда в обход гидросооружений.

Рыбоводные каналы устраиваются между рыбоводными прудами и рекой для соединения с рекой искусственных нерестилищ.

Судоходные каналы разделяются на соединительные, обходные и подходные. Соединительные устраиваются между судоходными реками, озерами и морями. Обходные каналы служат для обхода каких-либо препятствий на основном водном пути (порогов, водопадов), озер, по которым не могут плавать речные суда слабых конструкций не приспособленные к озерному плаванию. К обходным каналам относятся также деривационные судоходные каналы, спрямляющие судовой ход и боковые каналы, устраиваемые в долинах малых рек, если извилистые русла последних непригодны для судоходства. Подходные каналы на внутренних водных путях сообщения устраиваются для подхода судов из реки, озера или транзитного судоходного канала к промышленному предприятию или населенному пункту. Морские подходные каналы обычно представляющие подводную выемку, обеспечивают проход морских судов в акватории портов, расположенных в устьях рек. Морские подходные каналы прокладываются иногда на суше.

Сталь, (1800-1900 г.), мостостроение, транспорт и потребности в прочных материалах.

Промышленность XIX века характеризуется быстрым распространением паровых машин, металлообрабатывающих станков, текстильных машин, стальных пушек, насосов, подъемников в шахтах.

Появляется потребность в больших количествах дешевого металла. В связи с этим в середине XIX века создаются и быстро развиваются новые методы производства литой стали - конвертерный (91856г.) и мартеновский (1864г.) для обработки больших масс стали давлением конструируются и строятся новые машины: паровой каток (1842г.) и мощный прокатный стан(1865г.)

Было необходимо развивать науку о составе и физико-химических свойствах металла, в том числе и стали. Еще в XVIII веке были сделаны отдельные но важные открытия. Р. Реомюр написал работу "Искусство превращения железа в сталь". Он пришел к ценному выводу, железо, сталь, чугун, различаются по количеству некоторой примеси и добавляя эту примесь к железу, путем цементации или сплавления с чугуном Реомюр получал сталь. В 1814 году К. Каретен доказал, что этой примесью является углерод.

На протяжении XIX века были открыты полиморфные превращения стали, созданы основные методы исследования стали. Практические достижения в XIX сводятся в основном к тому, что была создана рациональная основа для выбора состава сплавов, а также режима их ковки и термической обработки. В это же время появилось несколько видов первых легированных сталей: вольфрамовая инструментальная (1860г.), хромистая (1865г.), никелевая (1880г.), марганцевая (1876г.)

Было проведено начальное их изучение (1870 - 80гг.), причем в основных чертах было выяснено влияние на сталь никеля, марганца, кремния, а также вредных примесей серы, фосфора. Это была подготовка к позднейшему широкому применению в промышленности специальных легированных сталей, начало которому было положено в 80-е годы XIX века.

В СССР автодорожное мостостроение получило значительное развитие. Многие автодорожные и городские мосты советских конструкций представляют собой выдающиеся сооружения. К их числу относятся, например, крупные автодорожные мосты через канал им. Москвы, через реку Оку в г. Горьком, московские мосты, мост через реку Ангару, деревянные мосты с пролетами более 60 метров и другие. В области автодорожного мостостроения огромные успехи достигнуты были во время Великой Отечественной войны и, в частности, в области новых методов сборки и установки пролетных строений.

Автомобильное производство – сложное массовое производство, основанное на широкой кооперации. В нем участвуют сотни заводов разных отраслей – черной и цветной металлургии, электротехнической, резиновой, текстильной, бумажной, химической, нефтяной, легкой, лесной промышленности, общего машиностроения и т. д. Спецификация материалов, необходимых для изготовления автомобиля, насчитывает более 2 тыс. наименований.

Автомобиль состоит примерно из 3.500 изделий разных наименований, из которых обычно до 2.500 изготовляет основной автомобильный завод, остальные изделия поступают от заводов-смежников. Для отдельных автомобильных заводов это соотношение значительно видоизменяется.

Организация массового выпуска автомобилей требует постройки больших, сложных предприятий, включающих в себя самые разнообразные виды промышленного производства. На автомобильном заводе обычно имеется: производство литья из серого и ковкого чугуна, сталелитейное производство, производство цветного литья из меди, бронзы, алюминия, цинка, свинца и их сплавов, кузнечное, прессовое, арматурное, рессорное, кузовное и деревообрабатывающее производства. Все виды механической обработки изделий, сборка узлов и автомобилей, а также инструментальное, штамповое и модельное производства и крупные ремонтные цехи, ряд заводских лабораторий, испытательные станции и зачастую собственные автодромы.

Массовый выпуск автомобилей требует применения наиболее производительного оборудования и высокоэффективной оснастки.

Могучий рост автопромышленности стал возможным только после того, как в нее были внедрены методы поточного производства автопромышленности одна из первых стала переводить свои предприятия на поток.

Легковые автомобили (1930-е,1940-е г.), турбореактивные двигатели.

На первый взгляд может показаться, что сразу после начала использования орудий появилась техника, но это не так. Известно, что первые орудия труда появились 2,5 млн лет назад. Это были первые каменные рубила из горных пород, и развитие данных орудий происходило невероятно медленно, только на небольшие усовершенствования потребовался целый миллион лет. Возникает вопрос, почему так медленно развивалась техника. Отгадка в том, что данные орудия труда использовались бессознательно, то есть, первобытный человек не осознавал, что он делает, поэтому назвать это техникой, строго говоря, нельзя. Если применять это название, то можно называть техникой палку, которую использует обезьяна, так как она делает это бессознательно, у нее вырабатывается условный рефлекс, также можно научить морскую свинку нажимать рычажок, и в понятие здравого смысла это не укладывается, так как техника должна быть сознательной. Когда говорили о предмете техники, мы на этом не останавливались, так как говорили о современной технике, а это важно на начальном этапе. Осознание – удвоение мира на тот, в котором живет человек, и на тот, который человек произвел сам и выразил в виде знаковой системы - мир реальный и мир идеальный. Сознание появляется тогда, возникает второй, идеальный мир. Благодаря ему человек начинает выделять себя из этого мира. Пока у него нет этого удвоения, он является продолжением мира в котором он живет. Если взять трехлетнего ребенка, то он себя не выделяет, и он не знает, что такое «я». В 5-летнем возрасте ребенок уже знает, что есть «я» и «другие», техника, предметы. До этого предметы были для продолжением самого себя. Более глубоко мы это здесь рассматривать не будем. Таким образом, вопрос в следующем - когда же возникло первое осознание техники, понимание, что я делаю и чем я делаю.

Первые сведения – 50 – 30 тыс. лет назад. Самые первые признаки были обнаружены 70 000 лет назад, а расцвет «как бы культуры», первых культур, знаковой системы приходится на период после 30 тыс. лет назад. То есть, о технике можно говорить только начиная с периода 30 т. лет назад. Человек осознал, что такое рубило, что он им делает, На этот период выпадает период расцвета техники, появились разные орудия, как идеальная техника, так и материальная техника. Первый скачок возник благодаря возникновению сознания.

Сознание начинается с каких то внутренних чувств, эмоций, с помощью которых обозначаются <…неразборчиво ...>, потом с появлением языка чувства начинают обозначаться звуками, телодвижениями, показательными телодвижениями. Знаковую функцию могут иметь сами предметы, например одежда (техника сохранения) - носящий определенную одежду занимает какую-то социальную роль. Если он бегает голый, то у него низкая социальная роль.

Первой техникой, которую человек осознал, были его руки, зубы, голос, ноги. Руку (я сейчас ей что-то сделаю) он осознал как что-то отдельное от себя, обозначил ее, абстрагировал, то есть, отделил. Как можно говорить о руке, если надо говорить о человеке? Поэтому он ее абстрагировал. Человек не дифференцировал себя.

Так вот, первой техникой было его тело, и сразу же, одновременно с этим, стало приходить осознание методов деятельности, то есть, делать «не так, а так» - особый крик, навык владения рукой (маленького ребенка долго учат писать, а потом он уже не задумывается).

Одновременно с этим происходила выработка методов совместной деятельности («этих мамонтов будем загонять так») - определенной, достаточно сложная координации совместных действий. У львов в прайде тоже есть координация, но они не осознают этого - для них это как условный рефлекс - если сделаешь не так, то тебя покусают. Собака и кошка тоже знают, что достают - это у них условный рефлекс, на поведение. Поэтому материальная техника и идеальная появились одновременно, поскольку орудовать естественной техникой, не зная, как это делается, бессмысленно, как и наоборот (если нет, например, рук и ног). Они взаимосвязаны, и их мы выделяем только в абстракции.

Первые виды деятельности - это охота, собирательство, рыболовство, скотоводство, лечение, умение воевать, оборона, изготовление одежды, пищи, жилища. И вся эта деятельность сопровождается методикой, руками, с помощью рычагов, рыболовство-крючок-навык. Все они являются деятельностями и состоят из материальной и идеальной техник. Вплоть до того, что пальцы меняются. Человек занимается одной деятельностью и у него в процессе тренировки меняются пальцы. В мышлении - то же самое, один развивается в одном направлении, а другой в другом.

В 4-5 тысячелетиях до нашей эры появилась первая древняя металлургия, к этому же периоду относят бронзовый век. В качестве источника энергии был сам человек, животные, но полмиллиона лет назад появился огонь – химическая энергия, условный рефлекс пользования огнем. Не осознавая, они открыли огонь, научились делать рубила – это произошло случайно. Кто-то взял, стукнул, и у него получилась искра. Один раз порезался, второй раз порезался - и только после четвертой попытки осознал, что делать этого не надо. Поэтому развитие этих зубил происходило миллионы лет, то есть, сколько раз надо ошибиться, чтобы выработать условной рефлекс.

В первобытном обществе также произошло развитие коммуникаций, развитие оптической техники коммуникации – сигнализация факелом или костром, до этого была звуковая коммуникация - постукивания, звуки.

Вообще говоря, жизнь древнего человека была ограничена внешними условиями, но ограничена была не материальной техникой, а идеальной. Она была развита более сильно - делай так, а не так - поэтому жизнь человека была ограничена табу, запретами, жесткими правилами, техника была тоже иррациональна. Так, современные ученые показали, что для первобытного человека было характерно представление о душе, так называемый анимизм (anima–душа). Техника использовалась, всегда сопровождаясь культами, человек не мог просто убить животное, он должен был попросить прощения у души убиенного животного, то есть, требовалось совершение культа – иррационального, которое имеет свою методику, определенное культовое сооружение.

Современные эвенки эти культы соблюдают (выстраивают домики и приносят дары душе убитого медведя), и они считают, что без этой иррациональной техники достичь успеха в работе зубилом невозможно, нужно обязательно соблюдать культ, таким образом м <пропущено> .

Эпоха <… неразборчиво ...> - 2,5 – 3 тысячи лет до нашей эры - это древний Египет, Шумерское царство, Вавилон, Индия, Китай. Для этого периода характерно появление земледелия, его развитие как специфической формы деятельности. Первое упоминание о земледеятельности было 7 тыс. лет назад на территории ближнего Востока, потом оно затухало и снова развивалось. На Ближнем Востоке изменился климат, и оно перешло на территорию восточной Европы, но там было много лесов, и оно развивалось намного слабее. Однако, люди совершенствовали земледелие, и поэтому оно стало основным способом пропитания людей. Стали использоваться определенные орудия труда, системы орошения (каналы). Выделились ремесла, строительство – дворцы, города. Появилось кораблестроение. Для этого периода характерно появление первого технического знания в форме моделей, чертежей, особенность заключалась в том, что эти модели и чертежи были привязаны к самой реальности (представляли уменьшенную ее копию). Нарисовал один чертеж поля, а для другого такого же поля нужен другой чертеж. Но техническая абстракция не оторвалась от конкретной реальности (о техническом знании в современном смысле говорить трудно).

С 1 тыс до нашей эры начинается железный век. Это выразилось, во-первых, в укреплении железных орудий, а во вторых – в появлении первых станков (приспособлений), таких, как ткацкий станок, оросительные машины (лошадь крутит маховик, а он перекачивает воду). Усложнялись орудия труда, например появилось сверло, жернова (так как появилась первая водяная мельница). Совершенствовались средства коммуникации - рупор и колокол. Что интересно, железо вообще было открыто за несколько тысячелетий, но предпочитали медь, так как его было сложно обрабатывать. Железный век - это век сплавов. Источником энергии были не только животные и человек, но и вода. В этот период характерна мистическая техника, поэтому данная техника будет тогда эффективно работать, когда не будет противоречить богам, если человек принес жертву, или если она не противоречит его судьбе. Техника - не результат деятельности человека, а результат деятельности богов. Успех только тогда, когда помогают боги. Поэтому - хвалу надо воздавать богам. Иррациональный источник - главный для успеха.

Период античности – 6 в д.н.э – 5 в н.э. В этот период материальная и идеальная техника начинают освобождаться от иррационализма, но все же еще остаются представления о богах ремесел. Сапожник делает жертву для бога сапожного дела. Без ритуала успеха не будет.

Техника была сакральной, секретно-таинственной. Почему получается у сапожника его дело? Потому, что бог сапожного дела ему помогает. Поэтому технические знания, несмотря на то, что по содержанию они были рациональны, по форме были иррациональными (мистический ореол – движущий фактор).

Слова техника происходит от античного техне – любой вид искусственной деятельности – пение, рисование, металлургия. Забегая вперед, техне полностью отделилась от искусства в новое время, для искусства было введено новое слово –ars – арт, атехне обосновалось в чисто техническая деятельность. Огромное влияние имеет творчество – когда есть творчество, то деятельность – умелая.

Особенность античного техне (в нашем понимании) в том, что впервые появилось абстрактное мышление, отделенное от конкретной реальности, что выразилось в появлении общих понятий и логических методов, которые использовались как средство в техническом знании. Впервые появилась инженерная деятельность (Архимед, Евдокс(?) ) Чертежи и модели они отрывали от реальности, по этой модели можно сделать несколько кораблей, тогда как в более древнее время для каждого корабля был необходим свой чертеж.

Таким образом, можно говорить о появлении технического знания в эпоху античности и выделении идеальной техники как специфической. В период античности появляются новые виды деятельности, в основном (в период расцвета) происходило слабое развитие техники, а вот в позднюю античность (римская эпоха) развитие техники скакнуло вперед. У римлян было искусное военное дело, орудия, мосты, ими была изобретена катапульта, они ввели понятие тактики и стратегии военного дела, появилось искусство рудного дела. Ремесленники занимались выплавкой метала, а кузнецы ковали.

Средневековье (5-13 в. н.э.). Если в первую половину развития техники не происходило (это было обусловлено мировоззрением – поскольку природа создана богом, и создана им прекрасной, то изменять ее нельзя, соответственно, и технику ее изменения тоже запрещали, человека призывали совершенствовать себя, иррациональные черты, не развивать разум, а развивать душу. Развитие техники началось только во второй половине, в позднее средневековье, когда возникли первые мануфактуры (от «ману» – рука - это вид ручного производства в форме кооперации ручного труда). И, тем самым, развивалась социальная техника, а именно – организация труда, методы организации труда. Первая социальная техника – государство, эпоха древних царств – сложная машина, определенная организация деятельности людей, не по переработке вещества и энергии, а по переработки людей, чтобы их переделать.

Мануфактура - это определенная организация + специализированные орудия труда, простые машины, облегчавшие труд. Происходила концентрация пространства и времени, то есть, на маленьком пространстве концентрировалось много техники (каждый что-то делал), до этого ремесленники работали отдельно. Возрастала производительность труда. Впервые появился новый источник энергии – ветряная мельница, однако, водяная не исчезла.

Такой техникой характеризуется мануфактура. Так, была характерна цеховая организация труда, помимо мануфактуры, появилась цеховая организация ремесленников для борьбы с мануфактурами, которые подрывали их труд. Это выразилось в правилах найма трудовой силы, регламентации труда, оплаты труда, регламентация пространственно-временных характеристик ремесленника. Он хочет организовать мастерскую, приходит к старосте, и он ему говорит, когда и где организовать мастерскую. Появились новые виды деятельности в земледелии – трехполье, овцеводство и коневодство, виноградарство и виноделие, в металлургии широко использовалась латунь, научились делать стекло и зеркала, до этого др. греки использовали гладкие поверхности. Появились первые механические часы, в мореходстве появился компас и парусные суда (до этого его слабо использовали, так как в одну сторону). В средние века научились использовать систему парусов для движения даже против ветра. В военном деле – использование порохов.

Иррациональная сторона техники никуда не делась, она была даже сильнее, чем в античность, и это объяснялось специфическим мировоззрением, ни одно техническое действие, ни один рабочий день не проходил без молитвы. Сама техническая деятельность рассматривалась, как послушание богу. Он своей деятельностью должен способствовать укреплению порядка бога, на все иррациональная воля бога и церкви. Поэтому перед началом трудового дня священник проводил коллективную работу, и она является самым главным. И эта черта сохранилась в царской России, на территории завода стояла церковь.

Эпоха возрождения – 14-16 века - короткая, но знаменательная. Иррациональная деятельность поменяла свой характер, теперь инженер или человек занимающийся технической деятельностью воспринимался как маг, колдун, он обладал таинственными знаниями, которые заставляют технику работать. То есть, вселенная обладает некими мистическими силами, которыми этот маг умеет управлять. Поэтому надо было совершать магические ритуалы, чтобы взять магическую силу. Сопровождали ее определенные виды деятельности. Яркое – книгопечатание (Гутенберг). Бумагу изобрели в конце средних веков. Качественного развития не произошло, были сделаны некие дополнительные изобретения.

Новое время – 17-19 века. Впервые возникла машинная промышленность. Состояла она из отдельных машинных производств – фабрик, которые в свою очередь состояли из машинных двигателей, передаточных механизмов, производящей машины (испр предложение). Все эти элементы были соединены между собой - двигатель через передаточный механизм передавал энергию машине, и она работала. Тут меняется технический человек, если техника была придатком технического человека (то есть - продолжение технического человека, молоток, который просто усиливает движение его руки), то после этого технический человек стал придатком машины и ее продолжением, он должен был делать то, что необходимо для работы машины, а не наоборот. Поэтому сама природа человека поменялась и это имело определенные социальные последствия. В этот период стала использоваться электроэнергия, но до этого использовалась тепловая энергия (сжигание угля, других топлив, паровые машины (средство передачи)). Электроэнергия только появилась, но промышленное производство на основе электроэнергии было слабо развито, так как нужно было еще многое изобрести. Таким образом, появление машиной техники привело к промышленному перевороту, что интересно для этого периода характерно снижение роли навыка, который в прежней эпохе играл огромную роль. Работу стало возможным делать строго методически, и к этому подталкивала сама техника. И творческие способности все меньше применялись

Разделяют три этапа промышленной революции.

    Первая половина 18в – появление рабочих машин в текстильной пром-ти (Великобритания) .

    Второй этап – изобретение и внедрение универсального парового двигателя (вторая половина 18 в, в самом конце был изобретен электрический двигатель). До этого двигатель не был универсальным, то есть, он должен был использоваться на этой фабрике и в этой технологии, двигатели были специализированы.

    Третий этап – появление машиностроение с начала 19 века. Это выразилось в появлении заводов. Новые виды технической деятельности – химическая промышленность, электротехника, станкостроение, геологоразведка.

Впервые в этот период появилось понятие досуга и развлечений, до этого понятия свободного времени не было. Соответственно, появились театры, кинематограф, первые печатные СМИ. Развивались и остальные. Скажем, что развивалась коммуникация – возник телефон, телеграф, азбука Морзе, пишущий телеграф и т.д. В сельском хозяйстве появились с/х машины. В транспорте появились паровозы, пароходы. Впервые в эту эпоху иррациональная техника отделилась от рациональной, т. е., иррациональная техника претерпела упадок (и до сих пор его претерпевает), была территориально перенесена (в отдельные от работы места).

Техника 20 в. Новые виды – нефтепереработка, появилась электроэнергетика, появились электростанции, приборостроение, авиационная и космическая промышленность, электроника, программирование, в конце 20-го века – пищевые технологии и генная инженерия. Развивалось использование энергии, появились новые виды энергии (электроэнергия – способ транспортировки энергии (электроны)), атомная энергия, активно стали использоваться солнечная энергия и энергия гравитация земли (луны) – приливы. Возникли перспективные направления – нанотехнологии. Сейчас спекулируют этим понятием – «это наше будущее». Их значимость – использование малых количеств энергии, вещества, там все конструируется непосредственно из атомов. Если мы возьмем деревообрабатывающую промышленность, то там 80% уходит на отходы, а при использовании наномашин никаких отходов не будет. Они могут использовать каждый атом, соответственно, не надо больших пространств, они могут находиться в малых помещениях. Уже появились первые нанофабы. Мало отходов, материалов, кажется, это очень здорово, это - однозначно новая техническая революция.

Началось использование автоматизированных систем управления машинами (АСУ), которое заключается в автоматическом контроле и регулировании на основе телемеханики. Соответственно, появились большие крупные технические системы, совокупность производств различного рода технологий. Комбинат перерабатывает материал, одновременно производит тепло, газ, сырье для другого вида производства, то есть - применяется комплексная переработка. Таким образом, появились системы комбинатов (в Сибири - огромные районы), они имеют технологическую связь, строятся там, где есть источники энергии. Там используется крупная техника, и постепенно она занимает все больше пространства, возникает производственная зона, в которой чувствуешь себя не очень уютно.

Во второй половине 20в возникла автоматизация на основе компьютеров, что открыло больше возможностей, впервые появилось понятие такого технического человека, как оператор. Это, по сути дела, современный технический человек.

Любое знание, в том числе техникологическое, проходит через определенные этапы. Есть веские основания утверждать, что уже на первых исторических этапах развития человечество реализовывало свои техникологические способности. Об этом свидетельствует содержание табл. 3 .4.

Таблица 3.4. Хронология технических изобретений

Период

Открытия, изобретения разработки

Каменные века (в Средней Европе

до 2200 до н.э.)

Изготовление орудий труда и оружия из камня, использование дерева и кости

Бронзовые века (в Средней Европе 2200- 800 до н.э.)

Обработка меди и олова, выплавка бронзы. Изготовление из металлов орудий труда, оружия, в частности мечей, монет и даже простейших судов

Железные века (в Средней Европе ок. 800 до н.э. - ок. 300 н.э.)

Развитие металлургии, широкое использование железа

Ок. 4000 лет до н.э.

Использование гончарного круга, колеса

Ок. 3500 лет до н.э.

Изобретение солнечных часов в Китае и Египте, строительство египетских пирамид

Ок. 1500 лет до н.э.

Производство стекла в Египте

Ок. 1100 лет до н.э.

Использование в Вавилоне простейших вычислительных устройств - счетов

Ок. 500 лет до н.э.

Использование рычагов, например в Греции

Ок. 250 лет до н.э.

Изобретение Архимедом винта

Ок. 100 лет до н.э.

Изобретение бумаги в Китае

Изобретение Героном Александрийским паровой турбины, автоматических дверей и скорострельного арбалета

Начало алхимических опытов

Изобретение фарфора в Китае

Использование пороха и ракет в Китае

Изобретение водяной мельницы

Изобретение очков

Создание типографии И. Гуттенбергом; изобретение кареты как транспортного средства

Изготовление в Великобритании графитовых карандашей.

Использование ручных прялок в Европе. Изобретение карманных часов в Италии и Германии

Использование железных рельсов в шахтах

Первое производство книги на печатной машине (Ж. Бессон)

Изобретение микроскопа голландцами И. Липперсгеем и З. Янссеном

Изобретение телескопа И. Липперсгеем

Изобретение первой счетной машины немцем В. Шиккардом

Изобретение Г. Галилеем маятниковых часов

Изобретение Т. Севери первого парового двигателя

Изобретение громоотвода Б. Франклином

Изобретение автомобиля с паровым двигателем французом Н.-Ж. Куньо

Значительное усовершенствование парового двигателя Дж. Уаттом

Изобретение Дж. Уаттом копировального пресса

Полет на воздушном шаре братьев Монгольфье

Изобретение паровоза англичанином Р. Тревитиком

М. Фарадей демонстрирует лабораторный электродвигатель

Изобретение бельгийцем Ж. Ленуаром двигателя внутреннего сгорания

Изобретение фонографа и микрофона Т. Эдисоном

Изобретение Т. Эдисоном лампы накаливания

Первый полет на самолете братьев Райт

Создание программируемого универсального компьютера К. Цузе

Испытание США атомной бомбы

Изобретение транзистора У. Шокли, Дж. Бардиным и У. Браттейном

Испытание США водородной бомбы

Запуск атомной электростанции в г. Обнинске (СССР)

Запуск первого искусственного спутника Земли (СССР)

Космический полет Ю. А. Гагарина

Высадка американских астронавтов на Луну

Осуществление управляемого термоядерного синтеза (СССР)

Создание фирмой IBM первого персонального компьютера

Создание Интернета

Создание глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (Россия)

Окончание строительства большого адронного коллайдера на границе Швейцарии и Франции

Изобретение разнообразных наноматериалов, в частности преобразующих радиацию в электричество

Приведенная хронология, разумеется, не является полной, а дает лишь общее представление о развитии техники за четыре тысячи лет. Иногда выделяют некоторые самые актуальные изобретений, например 10 или 100. Такого рода констатации являются довольно сомнительными. Например, в параграфе 1.1 приводился список из 21 группы техникологических наук. Все они исключительно важны, и попытка присвоить одной из них абсолютное первенство приводит к умалению достоинств других групп наук.

История развития техники нуждается в объяснении, т.е. в концептуальном истолковании. Недостаточно всего лишь приводить примеры технических изобретений: все они должны быть осмыслены. На этот счет отсутствуют какие-либо четкие представления, тем не менее можно выделить по крайней мере четыре подхода.

Один из них предложил исследователь первобытной культуры Э. Тейлор. Он выделял эволюционные ряды предметов, скажем, оружия, утвари, инструментов. В контексте данной теории можно перечислить, например, средства передвижения: лодка - повозка - корабль - каравелла - велосипед - карета - автомобиль - мотоцикл - паровоз - пароход - аэростат - аэроплан - турбореактивный самолет - вертолет - космический корабль - орбитальная станция. Метод эволюционных рядов позволяет выделить некоторую регулярность, следовательно, знание приобретает рациональные черты. Однако оно не доводится до уровня науки.

Второй способ интерпретации техники состоит в том, что она понимается как составная часть определенных исторических эпох: древности, Античности, Средневековья, Нового времени, современности (после XIX в.). Но и этот широко распространенный подход не достигает цели. Дело в том, что сначала постулируется существование исторических эпох, а затем уже дается интерпретация техники. Между тем нельзя исключить, что сами эти эпохи должны характеризоваться в соответствии с состоянием техники. Строго говоря, характеристики эпохи, а она по преимуществу является политико-экономической, недостаточно в теоретическом отношении для исчерпывающей характеристики техники.

Третий подход характеризует технику по мере созревания техникологических наук. Например, выделяют четыре стадии развития техники2:

  • 1) от первобытнообщинного строя до начала XVIII в. - донаучный этап;
  • 2) от начала XVIII в. до 1870-х гг. -этап становления технических наук;
  • 3) 1870-е гг. до середины XX в. - классический этап, период, когда технические дисциплины функционируют в качестве сложившихся наук;
  • 4) от середины XX в. до наших дней - неклассический этап, характерной чертой которого является комплексный синтез технического и естественнонаучного знания.

Данный подход также представляется недостаточным, ведь есть такие науки, например ядерная энергетика, которые сформировались во второй половине XX в. Но едва ли правомерно считать, что ядерная энергетика с самого начала своего возникновения была неклассической.

Попытаемся сформулировать четвертый способ интерпретации исторического пути развития техники, который органично следует из теории концептуальных переходов. Мы полагаем, что следует исходить из проблемных и интерпретационных рядов техникологических теорий. Они могут начинаться в далекой древности и простираться до наших дней. Соответственно, самые развитые теории позволяют диагностировать достижения и изъяны своих предшественниц. Очевидное преимущество предлагаемого способа постижения истории техники состоит в том, что в центр внимания поставлены сама техникологическая наука и ее этапы, число которых обычно исчисляется десятками. Что касается технических объектов, то они получают интерпретацию не в составе эволюционных предметных рядов, а в рамках наук. Если известна техникологическая теория, то известны и ее предметные составляющие. Например, выше упоминалась ядерная энергетика. Стоит взять любой курс по этой дисциплине, и тут же обнаружится ряд ядерных реакторов, определяемый, например, тем или иным теплоносителем, который, в частности, может быть водным, щелочным или твердометаллическим.

  • 1. Многовековая история развития техники складывается из многочисленных открытий.
  • 2. Существуют различные способы интерпретации истории развития техники.
  • 3. Ключом к постижению истории развития техники являются проблемный и интерпретационный ряды техникологических теорий.

Государственный комитет РФ

По высшему образованию

Северо-Западный Заочный Политехнический институт

Кафедра истории развития техники

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РАЗВИТИ ТЕХНИКИ»

Выполнила: Петрова Валентина Васильевна

Факультет: ЭМ и АТ

Курс: первый

Специальность: 0608

Шифр: 96-5284

Домашний адрес: г. Санкт-Петербург, ул. ак. Байкова, д. 11, к. 2, кв. 109.

Санкт-Петербург

1. Пути сообщения древнего и античного миров. Каналы. . . . . . . . . .3

2. Сталь (1800-1900гг.), мостостроение, транспорт и потребности в прочных материалах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . .6

3. Легковые автомобили (1930-40-е г.), турбореактивные двигатели. . . . . .

. . . . . 9

4. Доставка грузов; фургоны и грузовики, шоссейные грузоперевозки.. . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 12

5. Первый русский автомобиль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . 15

6. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .18

Пути сообщения древнего и античного миров. Каналы.

Возникновение транспорта относится к древнейшим времена. В условиях первобытного хозяйства, когда появляются лишь зачатки общественного разделения труда, нужда в транспорт невелика. Средства транспорта примитивны - протоптанные тропы, вьюки, катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты, позднее челноки. В эпоху рабовладельческого хозяйства построенного на эксплуатации труда рабов, транспорт делает шаг вперед в своем развитии. Рабовладельческие государства вели многочисленные войны за покорение других стран, получение с них дани, захват рабов. Военные потребности и нужды управления требовали развития транспорта в Китае, Перси, Римской Империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Сеть римских военных дрог насчитывали десятки тысяч километров, остатки их сохранились и до настоящего времени. Постепенно росли обмен, торговля рабами, хлебом, тканями, пряностями. Возникли города-государства на Средиземном море:
Финикия, Карфаген и другие, в которых большую роль играла торговля.
Развилось морское судоходство. Появились гребные, а потом и парусные суда.
Морские суда, особенно военные, в государствах античного мира - Греции,
Риме, Египте - достигали больших размеров в отдельных случаях они имели тысячи гребцов-рабов. Купцы предпочитали суда парусные и парусно-гребные меньших размеров не требовавшие такого большого количества гребцов и имевшие относительно больше места для размещения грузов. Для транспортировки товаров сухопутным путем служили рабы-носильщики, применялись вьюки или 2-4 колесные повозки. При рабовладельческом хозяйстве транспорт еще не выделился в самостоятельную отрасль хозяйства. Средства транспорта как и другие средства производства, принадлежали рабовладельцам.
В сфере обмена транспорт был слит с торговлей. Купцы являлись одновременно и владельцами транспортных средств.

Каналы - (от лат.) труба, желоб - искусственное русло правильной формы, устроенное в открытой выемке или в насыпи грунта.

Энергетические каналы разделяются на подводящие каналы, которые подводят воду от головного водозаборного узла из водохранилища, и отводящие, которые отводят в реку воду, прошедшую через турбины.

Оросительные каналы разделяются на магистральные, падающие воду из водоема к орошаемым земельным массивам, распределительные, по которым вода из магистрального канала распределяется между орошаемыми массивами и подводится к оросительным каналам, и собственно оросительные, подающие воду из распределительных каналов непосредственно на поливные участки.

Водопроводные и обводнительные каналы предназначены для подачи воды от источника водоснабжения к городам, поселкам, предприятиям или для обводнения территорий для сельскохозяйственного водоснабжения.

Осушительные или дренажные каналы собирают воду поступающую из осушительной или дренажной сети и отводятся в водозаборник или озеро.

Лесосплавные каналы служат для пропуска леса от мест лесозаготовок до лесосплавной реки или до лесопильного завода, иногда в обход гидросооружений.

Рыбоводные каналы устраиваются между рыбоводными прудами и рекой для соединения с рекой искусственных нерестилищ.

Судоходные каналы разделяются на соединительные, обходные и подходные.
Соединительные устраиваются между судоходными реками, озерами и морями.
Обходные каналы служат для обхода каких-либо препятствий на основном водном пути (порогов, водопадов), озер, по которым не могут плавать речные суда слабых конструкций не приспособленные к озерному плаванию. К обходным каналам относятся также деривационные судоходные каналы, спрямляющие судовой ход и боковые каналы, устраиваемые в долинах малых рек, если извилистые русла последних непригодны для судоходства. Подходные каналы на внутренних водных путях сообщения устраиваются для подхода судов из реки, озера или транзитного судоходного канала к промышленному предприятию или населенному пункту. Морские подходные каналы обычно представляющие подводную выемку, обеспечивают проход морских судов в акватории портов, расположенных в устьях рек. Морские подходные каналы прокладываются иногда на суше.

Сталь, (1800-1900 г.), мостостроение, транспорт и потребности в прочных материалах.

Промышленность XIX века характеризуется быстрым распространением паровых машин, металлообрабатывающих станков, текстильных машин, стальных пушек, насосов, подъемников в шахтах.

Появляется потребность в больших количествах дешевого металла. В связи с этим в середине XIX века создаются и быстро развиваются новые методы производства литой стали - конвертерный (91856г.) и мартеновский (1864г.) для обработки больших масс стали давлением конструируются и строятся новые машины: паровой каток (1842г.) и мощный прокатный стан(1865г.)

Было необходимо развивать науку о составе и физико-химических свойствах металла, в том числе и стали. Еще в XVIII веке были сделаны отдельные но важные открытия. Р. Реомюр написал работу "Искусство превращения железа в сталь". Он пришел к ценному выводу, железо, сталь, чугун, различаются по количеству некоторой примеси и добавляя эту примесь к железу, путем цементации или сплавления с чугуном Реомюр получал сталь. В 1814 году К.
Каретен доказал, что этой примесью является углерод.

На протяжении XIX века были открыты полиморфные превращения стали, созданы основные методы исследования стали. Практические достижения в XIX сводятся в основном к тому, что была создана рациональная основа для выбора состава сплавов, а также режима их ковки и термической обработки. В это же время появилось несколько видов первых легированных сталей: вольфрамовая инструментальная (1860г.), хромистая (1865г.), никелевая (1880г.), марганцевая (1876г.)

Было проведено начальное их изучение (1870 - 80гг.), причем в основных чертах было выяснено влияние на сталь никеля, марганца, кремния, а также вредных примесей серы, фосфора. Это была подготовка к позднейшему широкому применению в промышленности специальных легированных сталей, начало которому было положено в 80-е годы XIX века.

В СССР автодорожное мостостроение получило значительное развитие.
Многие автодорожные и городские мосты советских конструкций представляют собой выдающиеся сооружения. К их числу относятся, например, крупные автодорожные мосты через канал им. Москвы, через реку Оку в г. Горьком, московские мосты, мост через реку Ангару, деревянные мосты с пролетами более 60 метров и другие. В области автодорожного мостостроения огромные успехи достигнуты были во время Великой Отечественной войны и, в частности, в области новых методов сборки и установки пролетных строений.

Автомобильное производство – сложное массовое производство, основанное на широкой кооперации. В нем участвуют сотни заводов разных отраслей – черной и цветной металлургии, электротехнической, резиновой, текстильной, бумажной, химической, нефтяной, легкой, лесной промышленности, общего машиностроения и т. д. Спецификация материалов, необходимых для изготовления автомобиля, насчитывает более 2 тыс. наименований.

Автомобиль состоит примерно из 3.500 изделий разных наименований, из которых обычно до 2.500 изготовляет основной автомобильный завод, остальные изделия поступают от заводов-смежников. Для отдельных автомобильных заводов это соотношение значительно видоизменяется.

Организация массового выпуска автомобилей требует постройки больших, сложных предприятий, включающих в себя самые разнообразные виды промышленного производства. На автомобильном заводе обычно имеется: производство литья из серого и ковкого чугуна, сталелитейное производство, производство цветного литья из меди, бронзы, алюминия, цинка, свинца и их сплавов, кузнечное, прессовое, арматурное, рессорное, кузовное и деревообрабатывающее производства. Все виды механической обработки изделий, сборка узлов и автомобилей, а также инструментальное, штамповое и модельное производства и крупные ремонтные цехи, ряд заводских лабораторий, испытательные станции и зачастую собственные автодромы.

Массовый выпуск автомобилей требует применения наиболее производительного оборудования и высокоэффективной оснастки.

Могучий рост автопромышленности стал возможным только после того, как в нее были внедрены методы поточного производства автопромышленности одна из первых стала переводить свои предприятия на поток.

Легковые автомобили (1930-е,1940-е г.), турбореактивные двигатели.

В 1932 ГАЗ приступил к выпуску грузовых полуторатонных автомобилей марки ГАЗ-АА и легковых марки ГАЗ-А; в 1933 году начал производить также автомашины типа «Пикап» грузоподъемностью в 0,5 тонн, автобусы, и другое. В годы второй пятилетки было осуществлено дальнейшее расширение завода.
Усилилась работа по конструированию новых типов автомобилей. В 1936 году был начат выпуск легковых автомобилей типа М-1. Это пятиместная машина простой и надежной конструкции с двигателем мощностью в 50 лошадиных сил.
Она выпускалась заводом вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Одновременно в эти же годы завод освоил производство автомобилей- сомосвалов, газогенераторных машин, санитарных автобусов и др. С первых дней Великой Отечественной войны завод был приспособлен для обслуживания нужд фронта. Его коллектив самоотверженно и безупречно выполнял заказы
Советской Армии. Не прекращая выпуска грузовиков, он освоил производство других видов изделий.

В послевоенный период перед коллективом завода была поставлена задача перейти на выпуск новых моделей грузовых и легковых автомобилей. К производству были утверждены грузовые автомобили ГАЗ-51 и ГАЗ-63 и легковая машина «Победа». Грузовик ГАЗ-51 – 2,5-тонная машина с 6-цилиндровым двигателем мощностью 70 л. с., ГАЗ-63 – грузовой автомобиль повышенной проходимости (имеет привод от мотора на переднюю и заднюю ось). Длительные испытания грузовиков обоих типов подтвердили высокое качество конструкции, прочность и простоту обслуживания. Легковой автомобиль «Победа» - пятиместная комфортабельная машина с цельнометаллическим кузовом, 4- цилиндровым мотором мощностью 50 л. с., позволяющим развивать скорость до
110 километров в час.

ГАЗ московский завод по производству грузовых и легковых автомобилей и автобусов, в 1929 – 31 годах был реконструирован В 1934 – 37 осуществлена дальнейшая реконструкция завода, обеспечившая увеличение производства машин
ЗИС-5 до 90 тысяч в год. В 1936 завод начал производить легковые автомобили
ЗИС-101.

К началу Великой Отечественной войны завод выпускал до 20 типов различных машин. В 1941 оборудование завода было перебазировано из Москвы в восточные районы страны, и в то же время в Московских цехах было налажено массовое производство военной продукции.

В 1946 году начался выпуск легковой машины ЗИС-110. Это комфортабельный семиместный автомобиль с 8-цилиндровым двигателем мощностью 140 л. с., с кузовом лимузин, оборудованный радиоприемником, отоплением, гидравлическими подъемниками стекол и новейшими современными приборами. Максимальная скорость по шоссе 140 км/ч. В 1947 страна получила многоместный автобус вагонного типа ЗИС-154. В 1948, впервые в истории автомобилестроения коллектив завода осуществил переход на массовое производство новой модели грузовой автомашины ЗИС-150 без остановки текущего производства.
Грузоподъемность машины – 4 т. Мощность мотора – 90 л. с. Выпуском грузовой машины ЗИС-150 и везде проходимого ЗИС-151 завод закончил освоение типов автомашин, предусмотренных планом на 1946-50.

В турбореактивных двигателях вся полезная работа, получаемая в результате совершения в нем непрерывного термодинамического цикла, расходуется на разгон потока, протекающего внутри двигателя, и создание тяговой работы. Принцип работы Турбореактивных двигателей заключается в непрерывном осуществлении следующих процессов: сжатия атмосферного воздуха во входном устройстве и компрессоре, нагрева этого воздуха в камере сгорания путем сжигания топлива, расширения горячих газов в турбине и в выходном устройстве двигателя. Тяга возникает вследствие силового воздействия газового потока на проточные части элементов двигателя.
Результирующая сила от этого действия газов - тяга направлена параллельно оси двигателя в сторону, противоположную движению газового потока. Тяга двигателя используется для полета как движущая сила летательного аппарата.
Поэтому часто реактивный двигатель называют двигателем прямой реакции.

Основным недостатком турбореактивных двигателей является их невысокая эффективность работы при до звуковых скоростях полета летательного аппарата. При этом турбореактивный двигатель неудовлетворительно выполняет функцию движителя, так как имеют место потери тяговой работы, связанные с высокой скоростью истечения газов из реактивного сопла выходного устройства двигателя.

Доставка грузов; фургоны и грузовики. Шоссейные грузоперевозки.

В октыябре1836 года артиллерии поручик Н. Д. Лундышев представил проект об учреждении акционерного общества для перевозки грузов посредством паровых автомобилей. В те же годы подавались многочисленные заявки о введении рейсов паровых карет по петербурго-московскому шоссе. Купцы
Яковлев и Стоке хотели наладить рейсы паровых повозок по шоссе для перевозки пассажиров и грузов. Подобно Гурьеву, многие авторы проектов понимали, что развитие нового вида транспорта невозможно без постройки усовершенствованных дорог. Так, в своем проекте отставной штабс-ротмистр Д.
Писарев (1835) предлагал проложить шоссе Москва-Воронеж и Москва-Курск и установить по ним движение паровых и конных дилижансов. В 1838 году инженер
И. Доманиевский просил о выдаче ему привилегии на повсеместное введение паровых автомобилей для использования зимой по льду рек.

Грузовик - автомобиль оборудованный кузовом для перевозки грузов.
Грузоподъемность автомобиля часто обозначаются двумя цифрами, применительно к двум основным типам дорог: шоссе и грунт. Расчетные нормы загрузки автомобиля в эксплуатации устанавливаются в зависимости от типа и состояния дорог, перевозимого груза, дальности и условий перевозок.

Различные виды компоновки грузового автомобиля применяются в зависимости от назначения грузового автомобиля. Разнообразные схемы компоновки грузовиков позволяют компенсировать некоторые недостатки.
Например: весьма часто наблюдается тенденция к увеличению нагрузки, приходящейся на передний мост (до 33% полного веса), за счет разгрузки заднего моста. В этом случае при двойных колесных скатах на заднем мосту нагрузка на каждый скат получается одинаковой и следовательно все 6 шин изнашиваются равномерно. Такого идеального в отношении изнашивания шин распределения веса по осям можно добиться при компоновке автомобиля по схеме "кабина над двигателем". Эта компоновка позволяет максимально уменьшить длину и собственный вес автомобиля, а также добиться его наилучшей маневренности.

Грузовики принято классифицировать по их грузоподъемности, то есть по максимально полезной нагрузке, на которую рассчитан автомобиль для данных условий эксплуатации. Максимально полезная нагрузка устанавливаемая для автомобиля с учетом его эксплуатации на дорогах с твердым покрытием называется номинальной грузоподъемностью. По ней обычно делят на массы:

1. Особо малая до 0,75 т. включительно

2. Малая от 0,75 до 2,5 т. включительно

3. Средняя от 2,5 до 5 т. включительно

4. Большая от 5 до 10 т. включительно

5. Особо большая от 10 и больше

Грузовые автомобили применяются также для перевозки войск в этом случае они оборудуются скамейками.

В зависимости от вида перевозимого груза существуют разные типы кузовов:

Пикапы (для легких грузов)

Самосвалы (для тяжелых сыпучих грузов)

Кузова-цистерны (для жидких грузов)

Кузова-фургоны (снабжены спецоборудованием, напр. холодильниками).

Фургон - закрытый кузов грузового или грузопассажирского автомобиля.
Фургоны обычно приспосабливаются для перевозки товаров. Грузопассажирские фургоны имеют 2 продольных или 2-3 поперечных сиденья. Дверцы и разгрузочные люки располагаются по бокам или сзади. Каркасы фургонов изготавливаются металлическими или деревянными и обшиваются листовой сталью или деревом.

Грузоперевозки - перевозки сырья или продуктов производства промышленных предприятий и сельского хозяйства, транспортом, в том числе и автомобильным.

Грузоперевозки подразделяются на перевозки грузов 1 категории, имеющих общегосударственное значение, и 2 категории, грузов местного значения.

Первый русский автомобиль

Почетное место среди изобретателей автомобилей занимает и наш соотечественник Евгений Алексеевич Яковлев (1857-1898 гг.) Он начал проводить эксперименты с двигателями внутреннего сгорания в 1884 году.

А в 1889 году на собственный страх и риск организовал серийное производство керосиновых и газовых двигателей на основанном им небольшом заводе в Санкт-Петербурге.

Двигатели конструкции Яковлева имели для того времени немало передовых конструкторских особенностей (электрическое зажигание, съемную головку цилиндру, смазку под давлением).

В 1893 году они экспонировались на Всемирной выставке в Чикаго и были отмечены премией. На этой выставке был представлен один из первых автомобилей серийного производства – немецкий «Бенц» модели «Вело». Этим необычным экспериментом занимались Яковлев и Петр Александрович Фрезе, инженер, владелец каретных мастерских в Санкт-Петербурге. Решение совместными усилиями построить подобную машину родилось быстро. Однако осуществить его удалось только через 3 года. Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию, Фрезе по его заказу – ходовую часть и кузов.

Что представляла собой эта машина?

Четырехтактный двигатель с одним горизонтальным цилиндром размещался в задней части кузова и развивал мощность 1,5 – 2 лошадиные силы.

Для охлаждения цилиндра служила вода а теплообменниками являлись две латунные емкости, размещенные вдоль бортов в задней части автомобиля.
Зажигание было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча), в то время как и во многих двигателях тех лет применялась калильная трубка. Карбюратор был простейшим, так называемого испанского типа. Его корпус в виде высокого цилиндра, находился в заднем левом углу кузова.

Как и во всех других двигателях Яковлева, выпущенный автомобиль имел механический привод, а выпускной клапан действовал «автоматически» то есть от разрежения. Трансмиссия состояла из резиновых ремней со шкивами, посредством которых можно было получить две передачи в передний и холостой ход. Передачи включались рычажками, помещенными на стойках слева и справа от рулевой кнопки. Передача заднего хода отсутствовала.

Машина имела два тормоза: ручной тормоз (от рычага, расположенного у левого борта кузова), действовал на пару задних колес, прижимался к ним и таким образом тормозил колодки. Именно этот тормоз по современной терминологии являлся рабочим, а другой – ножной выполнял вспомогательную роль «действовал» на воздушный вал трансмиссии.

Ходовая часть представляла собой типично каретную конструкцию.
Деревянные колеса, с деревянными спицами, сплошные резиновые
(пневматические) шины шириной 60 миллиметров, ступицы колес без шарикоподшипников, полностью эллиптические продольные рессоры, неподрессорный подрамник, связавший переднюю и заднюю оси.

Очень оригинально было сделано на машине рулевое управление. Если Бенц применил запатентованное аж в 1893 году устройство, где между осью и поперечной шкворней находилось поворотное упругое звено из двух маленьких рессор, то на автомобиле Яковлева и Фреза передние колеса поворачивались вместе с рессорами относительно шкворней передней оси.

Для управления поворотом служил установленный посередине салона рулевой рычаг на колонке.

Автомобиль Яковлева и Фреза имел массу около трехсот Килограмм, мог развивать скорость около двадцати верст/час (21,3 км/час) и располагал запасами горючего на двести верст пути.

По сохранившимся сведениям удалось восстановить основные параметры первого русского автомобиля:

Его база: 1370 мм.

Длина: 2180 мм.

Ширина: 1530 мм.

Высота: 1440 мм.

Первый русский автомобиль с ДВС прошел испытания в мае 1896 года, в июне отделка машины была закончена, первого июля она была экспонирована на
Всероссийской автомобильно-художественной выставке в Нижнем Новгороде.

Список литературы:

1. Вавилов С.И. - гл. ред., "Большая Советская Энциклопедия",
Государственное научное издание "Большая Советская Энциклопедия", 2-е издание, т. 1.

2. Вавилов С.И. - гл. ред., "Большая Советская Энциклопедия",
Государственное научное издание "Большая Советская Энциклопедия", 2-е издание, т. 13.

3. Вавилов С.И. - гл. ред., "Большая Советская Энциклопедия",
Государственное научное издание "Большая Советская Энциклопедия", 2-е издание, т. 19.

4. Вавилов С.И. - гл. ред., "Большая Советская Энциклопедия",
Государственное научное издание "Большая Советская Энциклопедия", 2-е издание, т. 40.

5. Вавилов С.И. - гл. ред., "Большая Советская Энциклопедия",
Государственное научное издание "Большая Советская Энциклопедия", 2-е издание, т. 43.

6. Вавилов С.И. - гл. ред., "Большая Советская Энциклопедия",
Государственное научное издание "Большая Советская Энциклопедия", 2-е издание, т. 45.

7. Вавилов С.И. - гл. ред., "Большая Советская Энциклопедия",
Государственное научное издание "Большая Советская Энциклопедия", 2-е издание, т. 48.

8. Гарькавый А.А. "Двигатели летательных аппаратов", М. Изд.
"Машиностроение", 1987г.

(урок-лекция)

Мы прошли долгий путь, не так ли?

Р. Бах

Как зарождалась техника? Как развивалась техника в ремесленный период? Когда и как появилась машинная техника? Каковы особенности развития техники на современном этапе технического прогресса?

Техника. Этапы эволюции техники. Технологические революции.

ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕХНИКИ. Если эволюцию техники представить как длительный путь исторического развития, складывающийся из отдельных этапов, тогда первым из таких этапов можно считать зарождение техники .

Процесс зарождения техники носил случайный характер: первые орудия не изобретались преднамеренно, а находились случайно. Это значит, что вначале человек не конструировал и не изготовлял орудий, а лишь использовал удачно попавшие под руку предметы в своих целях. Неслучайно первыми орудиями человека были палки, кости и т.п.

Австралопитеки (от лат. «аустралис » – южный) – одна из предковых форм человека с массой мозга 550 г – появились более 10 млн. лет назад. Для защиты от хищников и добывания пищи они применяли камни и кости животных.

Первоначально используемые человеком орудия труда скорее органично дополняли отдельные части его тела. Так, сжатый в кисти камень служил продолжением руки, значительно усиливая ее мощь и способствуя постепенному развитию руки за счет выполнения различных манипуляций.

Постепенно применение случайно найденных предметов стало привычным, прочно укоренившимся занятием. Только тогда древнейшие люди смогли перейти к их изготовлению (по аналогии или путем подражания).

Эволюция австралопитеков привела к появлению 2-3 млн. лет назад человека умелого . Имея массу мозга до 650 г., он мог обрабатывать камни для изготовления орудий. Это способность определила переход к следующему этапу эволюции человека, связанному с появлением около 1 млн. лет назад древнейший людей .

Древнейшие люди (питекантроп , синантроп , гейдельбергский человек и др.; масса мозга 800-1000 г) жили в пещерах и умели поддерживать огонь, используя его для обогрева и защиты от хищников. Они успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей и птиц, а туши убитых животных разделывали с помощью обтесанных камней.

Научившись изготовлять орудия, человек стал их изобретать. Хотя изобретения его также носили случайный характер: пробуя и ошибаясь, древнейший человек находил нужное решение возникшей перед ним технической проблемы. Скорее всего, решение само «открывалось» ему.

Этапу зарождения техники присущи следующие характерные черты:

1) изготовлять и применять орудия труда могли почти все взрослые члены общины;

Причинами этого являются: скудность арсенала технических средств и простота операций по их изготовлению и применению; «занятие» техникой еще не выделено в отдельный вид деятельности; разделение технической деятельности происходило на основе естественных различий функций мужчины и женщины.

2) человек не осознает себя творцом техники; она воспринимается им как часть природы, а потому отношения человека с природой отличаются гармоничностью;

3) крайне низкие темпы эволюции техники в силу ведущей роли случая в ее развитии.

По этой причине этап зарождения техники оказался самым длительным. Он охватил весь доисторический период существования человечества вплоть до появления древних цивилизаций Месопотамии, Египта, Индии, Китая. Именно там сложились условия для начала следующего этапа в развитии техники.

На этапе зарождения техники ее развитие носило случайный характер, хотя человек и проделал путь от использования подручных средств до стихийного, но все же изобретения орудий труда.

ТЕХНИКА РЕМЕСЛЕННАЯ. На этапе становления ремесленной техники искусственные устройства становятся более многочисленными и разнообразными, а технология их изготовления – достаточно сложной. Поэтому уже далеко не каждый человек мог, как раньше, самостоятельно изготовить необходимые для выполнения работы орудия.

Усложнение техники привело к тому, что даже использование некоторых орудий труда требовало специальной подготовки. В еще большей подготовке и последующей длительной тренировке стал нуждаться человек, занимающийся изготовлением орудий.

Таким образом, технический прогресс шел по пути дифференциации техники (ее деления по назначению ). Это способствовало обособлению технической деятельности в отдельный род занятий и появлению специально занимающихся им людей – ремесленников . При этом ремесленники сочетали в себе и создателя технического проекта (изобретателя), и рабочего, превращающего этот проект в материальный объект.

Особенностями ремесленной технологии считают следующие черты:

1) человек продолжает быть «движущей силой» всего технического процесса (орудие труда в руках ремесленника продолжает быть дополнением человека);

2) ремесло основывается не на выверенном теоретическом расчете, а на опытных знаниях и навыках, передаваемых от поколения к поколению;

3) по-прежнему низкий, хотя и несколько ускорившийся, темп развития техники.

Названные черты определили эмпирический путь овладения ремеслом, находящийся во власти сложившихся традиций. Это ограничивало изобретательскую деятельность человека: технические открытия на этапе ремесленной техники были редки и, как и раньше, носили случайный непреднамеренный характер. Поэтому развитие техники шло медленно. Весь второй этап эволюции техники занял тысячелетия и завершился в эпоху позднего Возрождения, а точнее, в начале эпохи Нового времени в Европе.

От древних цивилизаций и до эпохи Нового времени эволюция техники сопряжена с развитием ремесел. Ремесленники, пусть и неосознанно, выступали главной движущей силой технического прогресса.

МАШИННАЯ ТЕХНИКА. На переходе от эпохи Возрождения к эпохе Нового времени ремесленная техника уступила дорогу технике машинной.

Появление машинной техники связано с развитием инженерной деятельности как нового витка в развитии деятельности технической. При этом инженерная деятельность уже базируется не на традициях (как ремесленная), а на науке, прежде всего, естествознании.

Это значит, что машинная техника исторически не могла появиться раньше, чем стало развиваться естествознание. При этом формирование самого естествознания и основанной на его успехах инженерной деятельности было определено потребностями развивающейся промышленности.

Ни естествознание, ни инженерная деятельность не могли появиться на пустом месте. Фундаментом для их становления стал весь проделанный человеком путь развития, включающий и по настоящему смелые суждения и инженерные решения. Так, древнегреческие философы Левкипп (500-440 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.) и Эпикур (342-270 гг. до н.э.) говорили о существовании атомов. Известный математик Архимед (ок. 287-212 гг. до н.э.) предложил ряд хитроумных технических решений и изобретений, позволивших осажденным римлянами Сиракузам оказать достойное сопротивление противнику. Тем не менее эти и подобные им свершения носили эпизодический характер на фоне господствующей в те времена ремесленной деятельности.

Постепенно союз науки и техники привел к формированию нового научно-технического знания , основанного на понимании двойственной природы любого технического объекта. С одной стороны он подчиняется естественным природным законам, а с другой – искусственно создан человеком для удовлетворения своих практических потребностей.

Дальнейшая эволюция производства и развитие естествознания привели к появлению в конце XVIII в. технических наук . Вслед за этим последовало важное событие: на рубеже XVIII-XIX вв. Джеймс Уатт (1736-1819) изобрел паровую машину (паровой двигатель) . Она стала важной вехой в развитии машинной техники и становлении машинного производства.

Среди характерных особенностей этапа машинной техники следует назвать:

1) опору на достижения науки, на теоретическое и прикладное естествознание;

2) замену мускульной силы человека силами природы, а потому «двигателем» технического процесса стала сила природы, преобразованная в машину;

3) постепенное отделение деятельности технической, выполняемой инженерами от деятельности по изготовлению и эксплуатации техники, осуществляемой рабочими.

Появление машинной техники привело к выходу производства на качественно новый уровень развития. Свершилась «промышленная революция», суть которой в передачи человеком производственных функций руки станкам и машинам. Важную роль в этом свершении сыграло набирающее силу естествознание.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНИКА. Качественный виток в развитии техники произошел во второй половине XX в. В этот период началась коренная перестройка всей технологической базы современной цивилизации. В ее основе – появление и развитие информационной техники, ведущей в перспективе к полной автоматизации всего производственного цикла.

Информационная техника дала ключ к решению многих насущных проблем: обработки, хранения и передачи огромных информационных массивов; создания новых систем связи (спутниковых, кабельных, волоконно-оптических) и информационных сетей и т.д. В союзе с информационной техникой интенсивно развиваются лазерные технологии, робототехника, ядерная энергетика, аэрокосмическая и иные отрасли промышленности. Кроме того, информационная техника открыла новые горизонты в развитии человечества (создание искусственного интеллекта и т.п.).

Появлению информационной техники способствовало дальнейшее сближение науки и техники, их взаимопроникновение, а также интеллектуализация всех сфер общественной жизни.

Назовем важнейшие черты развития техники на современном этапе.

1. Техника все больше становиться «органом человеческого мозга».

2. Ускорение темпов и расширение возможностей технического прогресса представляется практически безграничным.

3. Нарастающая вовлеченность науки и техники в экономику, их коммерциализация.

4. Глубокая дифференциация инженерной деятельности.

5. Минимизация роли человека во всем технологическом процессе.

6. Обострение проблем взаимодействия техники с природой, человеком, обществом.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные