Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Документ о совместном проживании соседей подтверждает факт проживания граждан в помещении, которое было указано при регистрации. Чтобы составить акт фактического проживания, в жилом помещении должен быть проведён осмотр на предмет наличия вещей, принадлежащих проверяемому лицу. В данной статье рассмотрим, за документ и как он составляется.

Составить такой акт может только комиссия, состоящая из уполномоченных представителей коммунальных структур, трёх соседей и участкового.

Как его составить? Форма составления акта произвольная, но есть несколько обязательных пунктов , которые документ должен содержать:

  • дата составления и адрес проживания проверяемого лица;
  • паспортные данные проверяемого;
  • свидетельства отсутствия или присутствия его в указанном месте;
  • сведения о настоящем местонахождении, если они есть;
  • фамилии, инициалы и паспортные данные всех, кто принимал участие в фиксации факта проживания;
  • подписи участников.

Свидетельские показания о подтверждении сожительства и составе проживающих являются обязательным условием. Соседями тоже должен быть составлен акт с указанием:

  • фамилий, инициалов и паспортных данных;
  • информации о лицах, проводивших проверку;
  • подписей участников проверки;
  • даты составления акта.

Справка, которую заполнили соседи, должна иметь подпись представителя ЖЭУ или участкового уполномоченного. Для её составления удобнее всего воспользоваться образцом, скачать который можно .

Фото 1. Образец справки о совместном проживании.

Вариант оформления акта

У данной справки нет официальной формы, она может быть составлена произвольно. Но юридическую силу документ приобретёт лишь тогда, когда в нём будут указаны основные положения, необходимые по закону.

Фактическое место проживания

Под ним понимается помещение, не указанное в ходе регистрации, но при этом являющееся настоящим местом пребывания гражданина. Справка о фактическом месте проживания может стать весомым аргументом в спорах по поводу формирования платежей за коммунальные услуги и поможет ответить на вопросы, возникающие у ФМС.

Справка о фактическом проживании выдаётся абсолютно бесплатно!

Штрафы и санкции за несоблюдение правил

Если гражданин зарегистрирован в помещении, но отсутствует там более 90 дней, ему положен штраф. Однако на практике оштрафовать за такое нарушение непросто и сделать это можно лишь при подаче заявления на искомое лицо в миграционную службу.

Изменения в законодательстве

До 2013 года акты о фактическом проживании являлись основанием (наряду с другими документами) для самостоятельного выявления соседями или уполномоченными ЖЭУ неплательщиков, которым доначислялись коммунальные платежи. Однако после изменений в законодательстве по факту выявления незаконно проживающих в квартире или доме можно составить протокол о нарушении административных прав.

Какая у документа юридическая сила? На основании его дальнейшего рассмотрения может быть произведён перерасчёт платежей. Никакие иные документы не дают основания производить перерасчёт квитанций за коммунальные услуги.

Документ о совместном проживании ребёнка с родителями

Такая справка может понадобится при оформлении разного рода пособий: к примеру, для региональных льгот или налоговых вычетов. Документ схож по составу со справкой о составе семьи, однако сведения о родстве будут указаны по-разному. Есть ещё несколько похожих документов, например, выписка из домовой книги и лицевого счёта или акты о совместном проживании. Все они содержат сведения о проживающих по определённому адресу и выдаются в паспортном столе, ЖЭУ, домовладении или товариществе.

Важно! Выдача документа происходит в течение 5 суток.

Обратиться за справкой можно не только лично, но и по почте или через интернет-портал Госуслуги.

Фото 2. Форма и бланк справки о проживании родителей с ребёнком или мужа с женой.

Нужны деньги в кредит? Заполните заявку прямо сейчас!

Образец справки

Какие документы понадобятся для оформления справки?

Для получения документа, подтверждающего факт совместного проживания родителей и детей, нужно написать заявление. Бланк можно скачать из сети или составить документ самостоятельно, в произвольной форме . Помимо заявления, нужно приготовить:

  • паспорт;
  • при необходимости судебное решение о признании члена семьи;
  • свидетельство о заключении брака;
  • если имеется, то свидетельство об усыновлении;
  • паспорт ребёнка от 14 до 18 лет;
  • свидетельства о рождении детей;
  • домовая книга.

Особенности оформления

На что стоит обратить внимание, оформляя справку о совместном проживании членов семьи?

  1. Документ обязательно должен иметь штамп организации, его выдавшей, с полным указанием юридического адреса и названия. Штамп располагается в левом верхнем углу.
  2. Номер справки и дата выдачи - тоже непременные условия правильного оформления.
  3. Название документа.
  4. Фамилия, имя и отчество получателя справки должны быть указаны полностью.
  5. В тексте справки должна быть запись о том, что ребёнок (ФИО, возраст) проживает совместно с родителем.
  6. Полный адрес проживания.
  7. Место предоставления документа.
  8. Должность, ФИО и подпись сотрудника, выдавшего справку.

Заключение

Акты о совместном проживании, справки о фактическом месте жительства и справки о проживании родителей с детьми могут пригодиться в самых разных жизненных ситуациях. Для оформления разнообразных пособий требуется справка о совместном проживании родителей с детьми. В документе обязательно должны содержаться сведения об организации, которая его выдала, а также о получателе справке и адресе его проживания. Дата составления, печать и подпись уполномоченного лица - обязательные компоненты юридически действительной справки.

Вконтакте

Акт о непроживании по месту прописки может быть востребован в ситуации, когда возникает необходимость принудительного выселения из жилого помещения либо для подтверждения собственно факта непроживания. Причины для этого могут быть разными, но общее оформление акта об отсутствии человека по определенному адресу производиться по установленным образцам. Для того, чтобы знать как составить подобный документ, следует ознакомиться с порядком его заполнения и образцами актов, установленных административными органами.

Какие основания нужны, для составления акта о непроживании в квартире

Подобного рода документ является востребованным в ситуациях, когда положено начало процесса о принудительном выселении жильца, непроживающего по месту прописки или регистрации.

Такой вопрос может быть поднят и в случае незаконной аренды жилого помещения и, соответственно, необходимости выдворения жильца в иное жилое помещение, адрес, которого указан в его паспорте в разделе прописка.

При длительном непроживании по месту регистрации, основанием для составления акта могут стать жалобы жильцов квартиры или соседей с указанием данного факта.

Также такой акт может понадобиться при продолжительном отсутствии человека, для предоставления информации в полицию и следственные органы. Возможно обращение для получения акта и по причине проживания в другом месте для перерасчета коммунальных услуг.

Кто может составить акт о непроживании в квартире

Составлением акта о непроживании в жилом помещении уполномочены заниматься работники жилищных компаний, участковые, представители регистрационных отделений полиции, судебные приставы-исполнители. Представители ЖЭУ также имеют право составить такой акт. Не возбраняется составление акта частными лицами: соседями, собственником жилого помещения, арендодателем.

Что необходимо указать в акте, его содержание и правила оформления

Акт о непроживании оформляется в письменном варианте. Если составление документа проводится представителями административных или следственных органов, то может быть дополнительно составлен акт о проведенном осмотре и сборе сведений.

При назначении по данному вопросу комиссии, в состав ее, входят представители жилищных и управляющих служб.

В акт вносится информация о фактической ситуации, и записываются показания жильцов и собственника квартиры, присутствие которого при составлении акта является обязательным. Могут быть внесены дополнительные сведения о месте фактического проживания лица, на которое составляется бумага. Акт может сопровождаться пакетом документов, либо их копиями. Процедура в ходе судебных разбирательств подразумевает присутствие участников дела.

Запрещено внесение в актовое заключение сведений, сбор,которых не разрешен по закону. Итоговая бумага заверяется подписями.

Акт о фактическом проживании, образец

Для составления подобной бумаги, осматривается жилое помещение, на предмет обнаружения личных вещей лица, факт проживания, которого необходимо подтвердить или опровергнуть.

В состав экспертной комиссии входят представители коммунальных органов и участковый. Осмотр проводится в присутствии трех жильцов соседних квартир.

В документе следует указать:

  • Адрес;
  • Дата;
  • Паспортные данные и ФИО человека, о котором собираются сведения;
  • Доказательства его нахождения или отсутствия по данному адресу;
  • Место его проживания, если о нем имеются сведения;
  • ФИО и паспортные данные присутствующих;
  • Подписи.

При необходимости доказательства места нахождения, справка о фактическом месте проживания без прописки выдается участковым на основании составленного акта.

От соседей

При составлении подобного акта указывается:

  • Наименование документа;
  • ФИО, адреса, паспортные данные соседей;
  • Сведения о проживании конкретного лица в указанном помещении;
  • Дата, подписи.

Документ должен быть заверен участковым либо представителями ЖЭУ.

⇒ Акт о проживании от соседей, точнее - его бланк .

Проживание не по месту жительства, образец

Акт подтверждения проживания не по месту жительства составляется следующим образом:

  • Адрес жилого помещения;
  • ФИО, паспортные данные проживающего лица;
  • ФИО, паспортные данные трех присутствующих соседей;
  • Сведения о факте проживания;
  • Документ о временной регистрации, в случае его наличия.

Акт о непроживании в квартире: образец, бланк

Акт, свидетельствующий о том, что человек не проживает в квартире, может понадобиться в случае необходимости его выселения, например, после развода. В акте желательно указать количество месяцев, в течение которых жилец отсутствует в квартире. При составлении бумаг, в квартире должны находиться три совершеннолетних жильца дома, имеющие при себе паспорта. Заполненный документ, удостоверяется подписью участкового. Присутствие представителя полиции поможет определить находятся ли в данном помещении вещи человека, который не проживает в нем.

Правильность сведений, содержащихся в бумагах в последствие должны подтвердить в ЖЭУ и паспортном столе.

При самостоятельном составлении подобного документального свидетельства, последовательность действий такова:

  • Набрать на компьютере или написать от руки в верхней левой части листа – Акт о непроживании.
  • Занести паспортные данные трех присутствующих соседей-свидетелей, в том числе их ФИО, адрес, серию и номер паспорта – запись каждый человек должен делать собственной рукой.
  • Указать, что Акт составлен по просьбе тов. – ФИО, адрес, паспортные данные.
  • Сведения о не проживающем лице – его ФИО, прописка, и факт отсутствия.
  • Указание его настоящего местонахождения, если оно известно.
  • Дата составления, подписи присутствующих лиц.

Скачать образец акта о непроживании человека в квартире 2019-го года .

Акт и справк о непроживании от соседей

Справку о непроживании от соседей можно получить на основании акта.

В данный документ, заверенный подписями, вносятся показания соседей о факте непроживания. Дополнительно записываются паспортные данные всех соседей и их ФИО.

Образец акта о непроживании от соседей можно .

Составление актов может иметь различные нюансы, поэтому во избежание различного рода проблем, желательно предварительно проконсультироваться у юриста и ознакомиться с имеющимися образцами подобных документов. Это позволит составить акт грамотно.

На самом деле, термин «прописка» не существует с 1993 г, но население всё равно продолжает его употреблять для обозначения места регистрации гражданина. Согласно действующему законодательству, непроживание по месту фактической регистрации более 3-х месяцев (90 суток) является основанием для оформления временной регистрации по тому адресу, где человек проживает в течение всего этого времени.

В акт о непроживании должны быть внесены все реквизиты, предусмотренные в отношении официального документа, - ФИО гражданина, адрес жилого помещения, данные соседей, являющихся понятыми, и другие важные детали. Для обретения актом юридической силы его следует заверить в управляющей компании или ТСЖ.

Основные правила при составлении акта о непроживании

Не существует конкретных правил в отношении процедуры составления документа о непроживании человека по месту его постоянной регистрации (в квартире либо жилом доме). При формировании этого акта составители руководствуются примерами из судебной практики. Основная цель документа о непроживании - помощь в лишении гражданина прав на владение и распоряжение недвижимостью. Именно поэтому, прежде чем составлять акт, следует собрать необходимые доказательства:

  • подтверждение неуплаты коммунальных услуг;
  • свидетельские показания соседей о непроживании человека;
  • данные о фактическом месте проживания гражданина.

Акт о непроживании следует составить в присутствии нескольких понятых (соседей), представителя УК или ТСЖ, участкового и собственника квартиры (либо других заинтересованных лиц). Перед заполнением документа о непроживании представитель закона вместе с соседями должен осмотреть квартиру, чтобы убедиться в том, что ответчик не проживает в ней и на ее территории отсутствуют его личные вещи. Эта процедура скорее формальна, потому что участковый не может быть полностью уверенным в том, какие именно вещи принадлежат ответчику, а какие - остальным жильцам.

В качестве дополнительных данных прикладываются квитанции об оплате услуг ЖКХ с чеками. Они подтверждают, что платежи за коммунальные услуги совершали другие лица, а не лицо, в отношении которого составляется документ о непроживании. Для сверки паспортных данных инициатора оформления документа и соседей следует обратиться в паспортный стол. Таким образом, акт становится заверенным и может использоваться в суде для доказательства непроживания. К дополнительным правилам оформления документа о непроживании относят:

  • составление в письменной форме;
  • минимальное количество соседей - 3 человека;
  • присутствие собственника при составлении акта;
  • количество экземпляров равняется количеству лиц, участвующих в составлении и подписании акта.

Итогом судебного разбирательства становится снятие гражданина с учета и лишение его права пользования квартирой (или жилым домом).

Самостоятельное оформление документа

Оформление документа, подтверждающего непроживание гражданина по месту его регистрации, - довольно сложная процедура. Отсутствие практических знаний в области юриспруденции скажется на отношении суда к истцу. Поэтому рекомендуется проконсультироваться с юристом, имеющим опыт в решении вопросов, касающихся жилищной сферы. Он составит список требуемых документов, которые необходимо подготовить, расскажет о порядке составления документа о непроживании, разъяснит, за какой период следует предоставлять квитанции об оплате коммунальных услуг.

Стандартизированный бланк документа отсутствует, поэтому его следует составить в произвольной форме. Указание неправомерных сведений (использование нецензурной лексики, внесение заведомо ложных личных данных членов комиссии) делает акт недействительным, поэтому заполнять его нужно максимально точно и в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к составлению официальных документов. Ниже представлен примерный образец акта, доказывающего непроживание гражданина в квартире.

Акт о непроживании

дата составления документа

Члены комиссии:

  1. (ФИО, адрес, данные паспорта)
  2. (ФИО, адрес, данные паспорта)
  3. (ФИО, адрес, данные паспорта)

Описание обстоятельств проверки квартиры или жилого дома, результаты этой проверки. Все данные должны быть уточнены - полный адрес, имена ответчиков:

«В осматриваемой квартире (адрес) был проведен осмотр, по факту которого личных вещей и самого гражданина (ФИО) не было обнаружено. Есть сведения, подтверждающие его отсутствие по адресу регистрации более 90 суток».

Если известно о месте, где проживает ответчик в данное время, его тоже можно указать.

Дата и место составления документа о непроживании, можно уточнить время проведения осмотра квартиры.

Подпись первого члена комиссии

Подпись второго члена комиссии

Подпись третьего члена комиссии

Подпись участкового, а также представителя управляющей компании.

Как сделать перерасчет коммунальных услуг за время отсутствия

При отсутствии индивидуальных приборов учета (счетчиков), показания за пользование коммунальными услугами начисляются усредненно, исходя из количества человек, зарегистрированных в квартире. Если один из прописанных либо все жильцы временно не проживают по указанному адресу, существует возможность запроса перерасчета сумм в квитанциях. Если же у жильцов есть счетчики, то в такой услуге нет необходимости - приборы фиксируют только фактический расход. При подаче заявления на перерасчет следует подтверждать свои слова соответствующими документами:

  • справкой из больницы, если причиной отсутствия явилось затяжное лечение;
  • копией приказа на отправление сотрудника в длительную командировку;
  • справкой, удостоверяющей временную регистрацию гражданина в другом месте и его непроживание по адресу «прописки».

Минимальный срок отсутствия, являющийся основанием для запроса, составляет 5 дней. Заявление подается в управляющую компанию с приложенными к нему доказательствами. Если подтверждается факт непроживания, УК направляет документы в Единый расчетный центр, который выполнит перерасчет и направит данные обратно. По итогу жильцу на следующий месяц придут квитанции уже со скорректированной суммой.

При составлении документа о непроживании можно приложить заявление на перерасчет коммунальных услуг. Это выступит в роли дополнительного доказательства в пользу положительного решения по выселению человека.

Пользование коммунальными ресурсами нелегально проживающими гражданами в жилом помещении, не оборудованном приборами индивидуального учета, при наличии приборов общедомового учета приводит к увеличению общедомовых расходов, а значит, и к увеличению сумм в квитанциях за коммунальные услуги всех иных собственников помещений многоквартирного дома (формулы 11, 13 разд. III Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Для исправления такой ситуации граждане могут инициировать процесс установления точного количества проживающих в помещении граждан путем составления акта и передачи его в органы внутренних дел.

Обращение по поводу составления акта

Гражданин вправе обратиться с заявлением к исполнителю коммунальных услуг, обслуживающему соответствующее жилое помещение, об установлении количества временно проживающих в нем граждан. Таким исполнителем могут быть управляющие компании, ТСЖ, кооперативы (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, если располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания (п.

Образец акта о фактическом проживании в квартире

56(1) Правил).

Такими сведениями могут быть свидетельские показания соседей, иных собственников, данные видеонаблюдения и т.п.

Справка.Временно проживающий

Временно проживающими считаются граждане, проживающие в жилом помещении более пяти дней подряд (п. 56 Правил).

Порядок оформления и передачи акта

Акт подписывается исполнителем и потребителем (потребителями), а также председателем совета многоквартирного дома или председателем товарищества собственников жилья или кооператива.

Акт может быть составлен как в присутствии собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), так и в его отсутствие.

В акте обязательно должны быть указаны следующие данные:

  • дата и время его составления;
  • фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя);
  • адрес, место жительства собственника жилого помещения;
  • сведения о количестве временно проживающих потребителей;
  • дата начала проживания временно проживающих потребителей - при наличии возможности определения такой даты и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем).

В случае отсутствия собственника в жилом помещении во время составления акта в акте делается соответствующая отметка.

Также в акте делается отметка об отказе собственника потребителя подписывать акт.

Акт составляется не менее чем в трех экземплярах.

Один экземпляр акта исполнитель коммунальных услуг обязан передать собственнику жилого помещения (при отказе в получении акта об этом делается отметка), другой экземпляр акта в течение трех дней с момента составления направляется исполнителем в органы внутренних дел (п. 56(1) Правил).

Таким образом, нарушения жилищных прав граждан несознательными собственниками помещений, допускающими проживание в своем помещении лиц без надлежаще оформленной постоянной или временной регистрации, можно пресечь с помощью организаций, предоставляющих коммунальные услуги, и уполномоченных органов.

Акт о фактическом проживании

Акт о фактическом проживании
г.Самара "___"______________ 201_ г.
Комиссия, уполномоченная на основании протокола общего собрания №___ от ________________(Приказа по управляющей организации или соглашения между советом МКД и УК)

В составе: 1.______________________________
2.______________________________________________________________
3.______________________________________________________________
произвела обследование квартиры N ________ дома N _________ по улице ____________________________________________________ собственником (нанимателем) квартиры является: _________________________________

Основанием для проведения проверки является:

(решение общего собрания собственников помещений в МКД, по заявлениям жителей по большому

перерасходу воды по общедомовому прибору учета и т.д.)
Собственник (наниматель) извещался о дате и времени проводимой проверки________________________________________________________

(данные извещения)

В результате обследования установлено, что в квартире № _______ дома № ______ по улице __________________________ зарегистрированы по месту жительства:

1. _______________________________________________________________*

2. _______________________________________________________________*

3._______________________________________________________________ *

Примечание*. Указываются граждане, зарегистрированные по данному адресу, дата регистрации, с какого периода граждане проживают, в случае временного проживания без регистрации, то указываются их Ф.И.О. временно проживающих и место регистрации по паспорту, а также с какого времени проживают по данному адресу. При отказе от дачи сведений по временным проживающим, комиссией указывается численное количество проживающих и делается отметка об отказе от дачи сведений за подписью двух свидетелей.

Обстоятельство проживания (не проживания) подтверждается фото и видео материалами, показаниями свидетелей, справками об оплате за услуги по другому месту жительства, данными показаний приборов учета эл. энергии и иными документами, которые по мнению комиссии подтверждают факт проживания.

Заключение комиссии:

В соответствии с разделом VI пункта 56 Постановления Правительства Российской Федерации №354 от 6 мая 2011 года «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах» (…если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей . При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд…).
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Признать, что по адресу: г. Самара ул.____________________________, д.

Как составить акт о количестве граждан, временно проживающих в жилом помещении?

Кв. ________ временно проживают __________________ человек:

(указать количество человек)

  1. Ф.И.О._______________________________________________________

Управляющей компании (ТСЖ, ЖСК)___________________________

(наименование УК, ТСЖ, №ЖСК)

Направить данный акт собственнику (нанимателю) помещения в 7 -дневный срок с момента составления. Данный акт является основанием для изменения порядка расчета за коммунальные услуги.

Подписи членов комиссии с указанием Ф.И.О.:

_____________________ _____________________

_____________________ _____________________
Подписи соседей с указанием Ф.И.О. и номера квартиры: 1._____________________ ______________________

2._____________________ _______________________

3. _____________________ _________________________
Подписи собственника (нанимателя): _____________________________
Подписи временно проживающих: ________________________________

________________________________

________________________________

Все бланки и формы на filling-form.ru

Как составить акт о непроживании по месту прописки или о фактическом проживании по адресу, образец

Быстрая навигация: Каталог статейИные вопросы Акт об установлении количества временно проживающих в помещении граждан (Шоломова Е.В.)

Акт об установлении количества временно проживающих в помещении граждан (Шоломова Е.В.)

Дата размещения статьи: 09.09.2014

Нельзя начислять плату за коммунальные услуги в помещении, где никто не зарегистрирован и отсутствует ИПУ, по количеству собственников (это актуально для всех услуг, кроме отопления). Но если в помещении фактически проживают граждане, то сделать это все-таки можно. Каковы основания?

Фактическое проживание в помещении не зарегистрированных в нем лиц

В п. 56 новых Правил предоставления коммунальных услуг (далее — Новые правила) сказано, что плата за коммунальные услуги в помещении, не оборудованном ИПУ, должна определяться исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей. В целях расчета платы потребитель считается временно проживающим в нем, если он фактически проживает в жилом помещении более пяти дней подряд. Согласно п. 57 новых Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную временно проживающим в помещении потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями в помещении дней и уплачивается постоянно проживающими в нем потребителями.
Согласно пп. "з" п. 34 новых Правил потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
С 1 июня 2013 г. в пп. "е(1)" п. 32 новых Правил за исполнителем закреплено право устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении, если оно не оборудовано ИПУ, и оформлять акт об установлении количества таких граждан. Порядок составления указанного акта регламентирован п. 56(1) того же документа. Так, исполнитель, располагающий сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, вправе составить акт об установлении количества временно проживающих в нем граждан. Акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта — исполнителем и как минимум двумя потребителями и председателем совета МКД (если в доме не созданы ТСЖ или ЖК), председателем ТСЖ, ЖК (если управление МКД осуществляется ТСЖ, ЖК либо если органом управления ТСЖ, ЖК заключен договор управления с УК). В акте указываются дата и время его составления, Ф.И.О. собственника помещения (постоянно проживающего в нем потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих в помещении потребителей. Если собственник (постоянно проживающий в помещении потребитель) отказывается подписывать акт или отсутствует во время его составления, в акте делается соответствующая отметка. Исполнитель коммунальных услуг обязан передать один экземпляр акта собственнику помещения (постоянно проживающему в нем потребителю). В течение трех дней со дня составления акт направляется исполнителем в ОВД и (или) органы ФМС.
В соответствии с редакцией п. 58 новых Правил, действующей с 1 июня 2013 г., количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется не только на основании заявления собственника (постоянно проживающего в нем потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими в нем потребителями, но и на основании протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 КоАП РФ. Впрочем, и до этой даты исполнители в произвольном порядке составляли аналогичные акты с целью доначислить плату за коммунальные услуги исходя из числа фактических потребителей. Законно ли это?

Обратите внимание! С 03.01.2014 действует новая редакция КоАП РФ, согласно которой ст. 19.15 предусматривает иной состав правонарушения.

Практика по спорам, возникшим до 01.06.2013

В судебной практике этого периода встречаются решения, как подтверждающие, так и отрицающие возможность использования в расчете платы актов о фактически проживающих в помещениях гражданах и сведений, полученных от инициативных групп граждан, председателей ТСЖ.
Так, Решением мирового судьи участка N 1 Красноперекопского района г. Ярославля от 02.11.2010 признано правомерным начисление платы за коммунальные услуги на основании акта о фактическом проживании в помещении не зарегистрированных в нем лиц. В Апелляционном решении Ленинского районного суда г. Омска от 18.02.2011 по делу N 11-22/11 сделан вывод, что члены семьи собственника квартиры, проживающие, но не зарегистрированные в ней, должны оплачивать коммунальные ресурсы. Факт оплаты ими коммунальных услуг по месту регистрации не освобождает их от обязанности по оплате данных услуг по месту фактического жительства. Они вправе обратиться в УК по месту регистрации с заявлением о перерасчете платежей за коммунальные услуги (в связи с их временным отсутствием).
В Постановлении от 15.11.2012 по делу N А50-13866/2012 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил Постановление Роспотребнадзора о привлечении УК к административной ответственности за нарушение установленного порядка ценообразования по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (штраф — 100 000 руб.). Согласно материалам дела по результатам проверки МКД представитель УК совместно с жильцами дома составил акт о фактическом проживании трех граждан в одной из квартир, не оснащенной ИПУ (в ней никто не зарегистрирован). Суд признал, что плата на фактически проживающих в помещении граждан начислена правомерно (был произведен перерасчет за восемь месяцев), поскольку формула расчета платы (пп. 3 п. 1 Приложения 2 к прежним Правилам предоставления коммунальных услуг) учитывает не только зарегистрированных, но и проживающих в помещении лиц. В Апелляционных определениях Верховного Суда Республики Татарстан от 04.06.2012 N 33-5066, Ярославского областного суда от 09.08.2012 N 33-4137/2012 суды признали законным доначисление платы на основании актов проверки.
Однако в большинстве случаев суды все же не соглашались с начислением коммунальных платежей на базе актов о выявлении фактически проживающих в помещениях лиц.
Например, Арбитражный суд Новосибирской области в Решении от 12.03.2014 по делу N А45-21032/2013 посчитал правомерным привлечение УК к ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ за начисление платы за коммунальные ресурсы на основании актов, представляемых советом МКД, о фактическом проживании в помещениях граждан. Суд счел, что оснований для использования данных актов не было ни до введения п. 56(1) в новые Правила, ни после. Аналогичный состав правонарушения усмотрел Арбитражный суд Кировской области в действиях УК, начислившей плату на основании служебной записки председателя ТСЖ о фактически проживающих в квартире лицах (Решение от 17.08.2012 N А28-6359/2012210/36 <1>). С тем, что информацию о фактически проживающих в помещениях гражданах, полученную и задокументированную УК, представителями совета МКД и соседями, нельзя использовать для начисления платы за коммунальные услуги, согласны и суды общей юрисдикции (см. Решения Волгодонского районного суда Ростовской области от 19.07.2011, Фрунзенского районного суда г. Иваново от 18.08.2011 по делу N 2-1783/11).
———————————
<1> Вместе с тем правонарушение было признано малозначительным, поскольку УК устранила нарушение, а потребитель еще не уплатил незаконно доначисленные суммы.

При аналогичных обстоятельствах Роспотребнадзор может привлечь УК к ответственности также за обсчет потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ). Это законно, считают арбитры (см. Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А71-11810/2013, от 17.02.2014 по делу N А71-6839/2013, Решения арбитражных судов Пермского края от 16.06.2014 по делу N А50-4205/2014, Удмуртской Республики от 16.06.2014 по делу N А71-4123/2014, Иркутской области от 20.01.2014 N А19-16849/2013).
Точно так же УК не удается оспорить предписания органов государственного жилищного надзора об устранении нарушения расчета платы за коммунальные услуги на основании актов о фактически проживающих в помещениях потребителях (Решения арбитражных судов Свердловской области от 24.09.2013 по делу N А60-23274/2013, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 06.09.2013 по делу N А75-4017/2013, Красноярского края от 29.04.2014 по делу N А33-23515/2013).

Практика по спорам, возникающим после 01.06.2013

Введение в новые Правила нормы об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п. 56(1)), а также дополнения к п. 58 в части определения количества временно проживающих в помещении потребителей на основании протокола об административном правонарушении по ст. 19.15 КоАП РФ поставило точку в вопросе о том, вправе ли исполнители самостоятельно выявлять проживающих в помещении без регистрации лиц и начислять им плату. Можно ответить однозначно: нет. Законодатель исходит из добросовестности граждан, обязывая их сообщать о временных потребителях коммунальных услуг. Единственное, что может сделать исполнитель, — это провести проверку и составить акт о фактически проживающих в помещении лицах. Однако начислять плату на основе этого акта он не вправе, только протокол уполномоченных органов позволяет производить начисления. Собственно, мотивы законодателя ясны: неурегулированный процесс сбора информации о количестве проживающих граждан и ее использование в целях начисления платы за коммунальный ресурс неизбежно приведет к нарушению прав добросовестных граждан <2>.
———————————
<2> Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 18.08.2011 по делу N 2-1783/11.

Изменить установленный новыми Правилами порядок нельзя, даже если жители сами этого захотят. Так, в Решении от 16.05.2014 по делу N А72-15151/2013 Арбитражный суд Ульяновской области рассмотрел спор между УК и расчетным центром (РЦ). Общее собрание собственников помещений в МКД наделило УК полномочиями по проверке поступающей информации о фактически проживающих в помещениях гражданах. О результатах проверок УК сообщила в РЦ для начисления платы исходя из количества фактически проживающих граждан. Поскольку РЦ не исполнил поручение УК, последней пришлось требовать этого в суде. Но суд встал на сторону РЦ, исходя из того, что ни нормативные акты, ни условия заключенного с УК договора не обязывают РЦ производить перерасчет платы в отношении временных жильцов на основании поручения УК.
Подчеркнем, в новых Правилах говорится о праве, а не об обязанности исполнителя выявлять фактически проживающих в помещениях граждан. В Решении Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25.02.2014 по делу N А75-9825/2013 рассмотрена следующая ситуация. По требованию прокуратуры в связи с коллективным обращением жителей по факту проживания в МКД незарегистрированных лиц органом государственного жилищного надзора совместно с участковым была проведена проверка квартир МКД на предмет установления количества временно проживающих, но не зарегистрированных в них граждан. По результатам проверки факты проживания в нескольких квартирах незарегистрированных лиц подтвердились, и чиновники вынесли УК предписание (со ссылкой на п. п.

Акт о фактическом проживании граждан

47, 56(1) новых Правил) установить период проживания граждан в каждом жилом помещении МКД с последующим перерасчетом платы за коммунальные услуги. Суд отменил предписание, отметив, что в п. 56(1) новых Правил речь идет о праве, а не об обязанности исполнителя составлять акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Проанализировав пп. "з" п. 34, пп. "б" п. 57, п. 58 новых Правил, суд заключил, что установление количества фактически проживающих в жилых помещениях потребителей напрямую зависит от действий третьих лиц.

Если в квартире нет зарегистрированных граждан, начисление платы за коммунальные услуги возможно в двух случаях: если собственник представил заявление о временно проживающих в ней потребителях и если факт проживания установлен органами ФМС и подтвержден протоколом об административном правонарушении. Акты об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, не могут быть законным основанием для начисления платы. До 01.06.2013 в спорах о правомерности начисления платы суды рассматривали подобные акты, составленные произвольно, в совокупности с иными доказательствами, подтверждающими фактическое проживание в помещении потребителей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные