Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные

Письменные домашние задания
по русскому языку: система требований
и оценивание

1. Принцип взаимных обязательств

Первый урок в новом классе или первый урок в начале каждого учебного года – это разговор о взаимных обязательствах учителя и учеников.

Начинаю разговор с того, что урок – это общение, в процессе которого учитель учит, а ученики учатся, то есть учат себя. Чтобы этот процесс не нарушался конфликтами и обидами, надо договариваться так, чтобы соблюдались интересы обеих сторон.

Знакомлю учеников с тремя правилами, которые помогают деловому общению:

1) нет вины и нет виноватых;

2) никто никому ничего не должен;

3) каждый сам несет ответственность за себя и за свои действия.

Мы обговариваем каждое из этих правил. Затем я знакомлю учеников с «Правами и обязанностями учителя и ученика», которые сложились за годы практики и имеют разумное объяснение.

Кстати, полезно комментировать любое свое требование, толковать значение слов. Тогда ученики осознают, что требование учителя вполне справедливо и приносит им пользу.

Читая «Права и обязанности учителя и ученика», обращаем внимание на значение слов: права – см. словарь; обязанности обязан.

Права учителя

1. Ставить оценку за работу ученика в соответствии с «Нормами оценок».

2. Требовать определенный объем работы:

5-е классы – 3–5 предложений или строк;

6-е классы – 7–8 строк;

7–8-е классы – 0,5 страницы (11 строк);

9–10-е классы – 1 страница (22 строки);

11-е классы – 1–1,5 страницы.

Если объем работы не выдержан, учитель вправе снизить оценку.

3. К ученикам, которые претендуют на «4» или «5», предъявлять более жесткие требования.

Обязанности учителя

1. Домашнее задание давать в начале или середине урока.

2. Домашнее задание записывать на доске и проговаривать вслух, комментируя.

3. Проверять домашнее задание к понедельнику.

Если одна из трех обязанностей будет нарушена, ученики вправе не выполнять домашнее задание.

4. Аргументировать оценку по просьбе ученика.

Если ученик убедит учителя в ошибочности оценки, оценку нужно будет исправить.

Права учеников

1. Выполнять домашнее задание только в течение учебной недели, то есть на выходной домашнее задание не задается.

Количество и общий объем домашних заданий в течение недели:

5-й класс – 6 уроков – 4 д/з по 3–5 строчек = 20 строчек;

6-й класс – 5 уроков – 4 д/з по 7–8 строчек = 32 строчки;

7-й класс – 5 уроков – 4 д/з по 0,5 страницы = 2 страницы;

8-й класс – 3 урока – 2 д/з по 0,5 страницы = 1 страница;

9-й класс – 2 урока – 1 д/з по 1 странице = 1 страница;

10-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 странице = 1 страница;

11-й класс – 1 урок – 1 д/з по 1 д/з по 1–1,5 страницы = 1–1,5 страницы.

2. Если ученика не устраивает тема домашнего задания, можно предложить свою тему или свою форму.

3. Сдать тетрадь с домашним заданием в течение недели вплоть до 20:00 воскресенья (хотя нести тетрадь с домашним заданием домой к учителю – самый крайний вариант).

4. Если все же тетрадь с домашним заданием по какой-либо причине была не сдана, написать объяснительную, чтобы не получить двойку.

Обязанности учеников

1. Выполнять все домашние задания и сдавать тетрадь вовремя.

2. Выдерживать объем домашнего задания и качество работы (почерк, графическая работа).

3. Пользуясь объяснительными как средством спасения от двойки, увеличивать объем объяснительной на 0,5 страницы (1-й раз – 0,5 страницы, 2-й раз – 1 страница, 3-й – раз – 1,5 страницы и т.д.).

Объясняя права и обязанности каждой стороны, в ходе беседы с классом выясняю, насколько глубоко учащиеся осознают правомерность моих требований и выгоду своего положения.

В качестве домашнего задания ученики обдумывают «Права и обязанности…», вносят свои предложения и дают согласие.

В течение учебного года несколько раз провожу опрос, как ученики оценивают предъявляемые к ним требования. Обычно регулируем темы домашнего задания. В остальном претензий не возникает. Ученики чувствуют, что учитель несет ответственность за свой участок работы наравне с ними, прислушивается к их замечаниям. Конфликты не возникают даже при выставлении двойки за отсутствующее домашнее задание, так как ученик осознает свою вину. Кроме этого, ученик знает, что он всегда может эту двойку исправить.

2. Принцип четких требований к оценке

Оговаривая обязанности учеников при выполнении домашнего задания, обозначаю критерии оценки.

К ним относятся:

1) четкий разборчивый почерк;

2) аккуратно, без помарок, выполненная работа;

3) выдержанный объем работы;

4) графическая работа по мере необходимости;

5) выполнение работы над ошибками из предыдущего домашнего задания.

Если какой-то критерий не выдержан, оценка снижается. Обязательно указывается причина.

Например:

П – 3 (почерк).

Оф. – 4 (есть помарки).

V мал (не выдержан объем работы).

Нет гр. р. (отсутствует графическая работа).

Нет р/ош 4 – 1 балл = 3 (за отсутствие работы над ошибками от оценки отнимается один балл).

За домашнее задание может ставиться двойная оценка. Это бывает в нескольких случаях:

2. Если у ученика проблемы с почерком или аккуратностью при выполнении работы.

Например:

Оф. – 3 П – 3

В таком случае у ребенка появляется надежда на хорошие оценки, несмотря на почерк, который улучшить сразу не удается.

За каждые пять домашних работ выставляется итоговая оценка, которая идет в журнал. Это среднее число от пяти оценок. На странице учета оценок эта колонка выставляется пастой зеленого цвета. В журнале колонка оценок подписывается «итог – домашнее задание».

Если домашняя работа выполнена с превышением требований (оригинальное содержание, большой объем), оценка за домашнее задание может быть сразу выставлена в журнал. В тетради ученика возле оценки ставится восклицательный знак (5! 4!), а на странице учета оценка пишется красной пастой.

Оценки за домашние задания анализируются на первом уроке недели в самом начале урока. Анализ начинается с «красных» оценок. С разрешения учеников зачитываются лучшие работы и отмечаются их достоинства. В 5–6-х классах даже аплодируем авторам лучших работ. Затем зачитываются фамилии тех, кто получил итоговые 5 и 4 (если подошел срок выставления оценок). Отмечаются успехи некоторых учеников. Наконец называются фамилии тех, кто не сдал тетради для домашних работ или не выполнил какое-то домашнее задание.

При этом важно не обвинить ученика, а выразить недоумение, удивление. Эти ученики имеют право в течение дня написать объяснительную и освободить себя от двойки. Напоминаю, что объем объяснительной неуклонно растет (по 0,5 страницы каждый раз).

Постоянно пользоваться этим средством ученику невыгодно.

Тем, кто не воспользовался правом объясниться, в журнал выставляются двойки за каждое отсутствующее домашнее задание. Возле оценки ставится точка. Это помогает вспомнить, за что выставлена двойка.

Конечно, находятся ученики, которые систематически не выполняют домашнее задание. Чаще всего это второгодники. Они испытывают отвращение к любому труду. Такие ученики подходят в конце триместра с вопросом: «Что делать для исправления оценок?». В первую очередь им предлагается выполнение домашнего задания.

Подобное оценивание работ обладает рядом преимуществ. Так как оценивается вся работа ученика, итоговые оценки более объективны.

Ученики систематически поощряются за творческий подход к работе. Это стимулирует развитие творческих способностей.

Вовремя фиксируется проявление лени, забывчивости, безответственности учеников и принимаются меры для устранения этих недостатков.

Четкие критерии оценки избавляют от конфликтов с учениками. Ученику понятно, почему оценка ниже, чем он рассчитывал. А если непонятно, он вправе выяснить. Бывают ситуации, когда учитель повышает оценку, убедившись в своей ошибке. Для этого ученик должен привести весомые аргументы.

В последнее время у учеников возникает единственная претензия. Они спрашивают, почему за отсутствующее домашнее задание двойка выставляется в журнал. Я объясняю, что получают двойку те, кто категорически отказывается работать. А я не умею учить тех, кто совсем не работает. Если же ученикам удастся найти способ, который заставит выполнять домашние задания всех, включая лентяев, я с удовольствием откажусь от двоек. Пока этого способа мы не нашли.

Возможно, для этого следует серьезно задуматься над содержательной стороной домашнего задания. Если по сути своей домашнее задание не будет вызывать интерес у ученика, его выполнение превратится в пустую формальность. Тогда домашнее задание как вид ученической работы перестанет развивать способности ребенка.

Система контроля знаний

У меня всегда с собой тетрадь, в которой я веду учет работы учеников. Это помогает мне регулировать наши отношения. На каждый класс отведено определенное количество страниц. Первая страница – это учет выполненных домашних заданий.

Принцип систематической проверки

Я проверяю все работы и у каждого ученика, хотя этого не требуют нормативные документы. Согласна, что такая проверка поглощает время. И все же плюсов значительно больше. Итак, на первой странице список учащихся, число домашней работы указано вверху, а внизу – тема мини-сочинения или номер упражнения. Если работа не сдана, в строке появляется кружок. Если работа выполнена на двойку, ставлю точку. Оценки 3, 4, 5 пишу синей пастой. За каждые пять работ ученики получают итоговую оценку в журнал. В моей тетради итоговые оценки пишу зеленой пастой. Такая колонка оценок хорошо видна.

Если ученик выполнил работу с превышением требований, он получает оценку сразу в журнал. У себя в тетради он видит такую оценку с восклицательным знаком, а в моей тетради оценка пишется красной пастой.

Глядя на страницу учета домашних работ, я имею возможность проанализировать массу информации. Сразу бросаются в глаза лодыри и проблемные дети. Могу оценить позитивные или негативные изменения в работе каждого ученика. Начинаю размышлять, как добиться, чтобы дома работали все. Сейчас предлагаю на выбор два, три, а иногда и четыре работы, чтобы лишить возможности заявить, что задание не вызывает интереса или трудное. Кроме этого, подобные записи помогают все помнить. Не остается никаких лазеек для бездельников. Им тоже приходится работать. Нет повода для споров с учителем. Ведь дети имеют право смотреть мою тетрадь на перемене. Они знают: я ничего не забуду. Родители, придя в школу, получают полную достоверную информацию о ребенке. Мы вместе просматриваем мою тетрадь. Так я избегаю конфликтов. Согласитесь, это дорогого стоит в наше время.

Точно так же я веду учет классных работ на следующих страницах. Правда, оценки за письменные работы обозначаю в своей тетради значками, чтобы не путать их с оценками за работу на уроке. Пятерка – плюс. Четверка – половина плюса. Тройка – черта. Двойка – точка. Не работал – н.р., мало работал – м.р. Итоговые оценки отмечаю зеленой пастой.

Ученики понимают, что работать гораздо выгоднее, чем бездельничать. Они понимают, что мои требования разумны, легко подчиняются этим требованиям. Так достигаются хорошие результаты.

Тетрадь учета знаний помогает учителю следить за развитием ученика. Да и сам ученик может это легко сделать по моей тетради.

Повторюсь, что проверка всех ученических работ отнимает много времени, но плюсы этой работы превышают минусы.

Все классы, которые попадают ко мне, учатся в этой системе контроля, и все в результате начинают работать значительно лучше.

Себя я поддерживаю мыслью, что мои дети никогда не будут в жизни халтурить.

Е.А. КОКОВИХИНА,
г. Губаха,
Пермская обл.

Письменные работы учащихся – диктанты, различные упражнения по грамматике и орфографии: списывание с заданиями по языковому анализу, по орфографии, перестройка текста, исправление ошибок и пр., составление словосочетаний и предложений, ведение словарей, дневников, написание изложений различных типов и, наконец, высшая ступень П. р. – сочинения различных типов. П. р. у. играют организующую роль на уроке, формируют умения в области построения текста, орфографии, применения грамматических знаний к совершенствованию своей речи, развивают логическое мышление и творчество. П. р. у. дают эффект, когда проводятся в системе, достаточно часто, в соответствии с воспитательными задачами, с нарастающими по трудности умениями учащихся, при достаточном разнообразии видов, тематики. К старшим классам растет творческий уровень П. р у., и в старших классах сочинение становится основным их видом.

Виды письменных работ: (более подробно см. вопрос 19-21)

Диктанты: тематический, контрольный, словарный, вы­борочный, зрительный, предупредительный, объясни­тельный;

Контрольное списывание;

Письмо по памяти;

Творческие работы: изложение, сочинение; диктанты (свободный, творческий);

Тесты. Тестирование проводится на хорошо отработанном и изученном материале. Работа часто предлагается на карточ­ках. Дети самостоятельно читают задания и выполняют их пря­мо на карточке. Особенность этой работы - полная самостоя­тельность учащихся.

18. Д/з по русскому языку.

Д/з по русскому языку и их выполнение – составная часть процесса обучения, вид самостоятельной деятельности учащихся главным образом по закреплению знаний, полученных на уроке, по выработке умений и навыков.

Виды работ, задаваемых учащимся на дом по русскому языку:

Повторение теоретического материала, изучавшегося на уроке,

Подбор новых примеров к этому материалу,

Применение правил,

Составление таблиц, схем,

Выполнение рисунков,

Работа со словарями и пр.;

Выполнение письменных и устных упражнений по учебнику или дополнительным пособиям,



Грамматический разбор,

Чтение художественной литературы,

К ответам на вопросы,

К выразительному чтению,

Выписывание слов;

Подготовка к сочинению – сбор материала, записи по наблюдениям, подготовка словаря, составление плана сочинения, наброски текста;

Письмо сочинений и докладов.

Д/з рассчитывается так, чтобы на его выполнение учащийся затрачивал не более 2/3 классного времени. Чтобы не допустить перегрузки, домашние упражнения не должны быть труднее классных. Изучение нового материала, как правило, на дом не задается. Д/з выполняет важную воспитательную функцию: оно приучает школьников к самостоятельной работе без учителя, к выполнению ежедневных обязанностей без непосредственного побуждения и контроля, что важно для трудового воспитания.

Задавание работы на дом . Домашние работы по русскому языку - непременный этап обучения детей. В процессе их выполнения происходит индивидуальное осмысление и присвоение знаний о языке, «делание» их собственными. Надо иметь в виду и то, что овладение языком требует систематических занятий наедине с собой.

Объем и содержание . Домашнее задание выполняется охотно всеми учениками, если оно посильно, невелико по объему и делается без перерыва.

Домашняя работа одновременно с реализацией основной учебной цели формирует навыки самостоятельности поиска как способа ее выполнения, так и источников содержания. В этом деле помогают учащимся советы учителя, где и как искать дополнительный материал (словари, справочники, научно-популярные книги и т.п.).



Подготовка к восприятию домашнего задания и методика его преподнесения. Формируют интерес детей к домашней работе задания по выбору. Для этого используются как одно и то же упражнение, так и разные упражнения. К одному и тому же упражнению можно дать разные задания: списывание без дополнительного задания; списывание с распределением слов (предложений) на группы; составление таблиц и заполнение их словами из текста данного упражнения. Суть работы сохраняется у всех учащихся одна и та же, однако разная форма его выполнения позволяет детям проявить свои творческие возможности.

Домашнее задание предлагается ученикам на разных этапах урока, но обязательно после ознакомления с новым материалом. Домашнее задание можно предлагать компактно в конце урока, оставив для этого время (2-3 мин), или рассредоточенно (после ознакомления с новым материалом - теоретическое задание), а после закрепления учащимися домашнего задания необходимы минимальные разъяснения учителя о характере работы, путях ее выполнения.

А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена

буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) позвонИм 2) рвалА 3) грАжданство 4) давнИшний

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.

А3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) лягте (на пол) 2) их работа 3) горячие супы 4) шестистами учениками

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве языка,

1) в аудитории началась дискуссия. 2) у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные примеры. 4) мы имели в виду главным образом его словарный запас.


А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.

4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.

2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.

3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.

4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст 2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться

3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать 4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет

А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) по..кладка, о..бойный, на..строчный 2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный

3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать 4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна

А9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) произнос..шь, преобразу..мый 2) относ..шься, распущ..нный

3) засмотр..шься, замет..вший 4) перекин..шь, сломл..нный

А10. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена

А. никел..вый Б. достра..вать В. приветл..во Г. оскуд..вать

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, Г

А11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Татьяна была измуче(1)а произошедшими накануне событиями, и я не нашёл в себе сил искре(2)е ответить на зада(3)ый ею вопрос о судьбе драгоце(4)ых камней её матери.

1) 1, 3, 4 2) 3, 4 3) 1, 2 4) 2, 3, 4

А12. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?


1) Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.

2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.

4) Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

А 13. В каком ряду на месте пропуска пишется буква Ё?

Печ..ный, медвеж..нок 2)прож..рливый, стриж..т 3)каблуч..к, горяч.. 4)лиш..нный, сгущ..нка

А 14. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?

Свежий борщ.., несколько дач... 2) сбереч.. урожай, упасть навзнич..

3)бракованный скотч.., мороз жгуч.. 4) откровенная фальш.., симпатичный бородач..

А15.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.

2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальноммире.

3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.

4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

А16.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

было намечено разграничение знаменательных и служебных слов () и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1) 1, 2, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

А18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко

свистеть, кричать».

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 3, 4

А19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом.

3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

А 20. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

Пески точно море.

Всё виделось мне сказочным и избы и поленницы дров и бесконечные изгороди.

Я любил бродить с ним по лесам он знал все тропы и глухие углы леса.

4) Речь язык в действии

А21. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Большую роль в опере А. П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые?

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 2, 4

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2

Прочитайте текст и выполните задания A24–A30, B1–B7.

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?».

(3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества. (7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не

должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма. (По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

А24. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1)Каждый поступок должен находить отклик в душе близкого человека, тогда отношения будут гармоничными.

2) В отношениях важно преодолеть чувство собственничества и эгоизма.

3) Людей объединяют совместно пережитые трудности.

4) Любовь основывается исключительно на сходстве характеров людей.

А25. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 4 объясняет суждение, высказанное в предложении 3.

2) Предложение 8 содержит обоснование утверждения, высказанного в предложении 7.

3) В предложениях 9–11 представлено повествование.

4) Предложения 12–15 содержат рассуждение.

А26. Какое слово использовано в тексте в переносном значении

Стороны (предложение 12) 2) вещи (предложение 4) любовь (предложение15) 4) отклик (предложение10)

А27. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

Мы не должны (предложение14)

2)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать(14)

3) Мы не должны пытаться воспитывать(14) 4) Мы не должны воспитывать (14)

А28. Укажите верную характеристику восьмого (8) предложения текста

1) сложное бессоюзное 2) сложносочинённое 3) простое осложнённое 4) сложноподчиненное

А29. Укажите правильную морфологическую характеристику слова НАПРАВЛЯЮЩИЕ в предложении 8.

1) причастие 2) деепричастие 3) глагол 4) наречие

А30. Укажите предложение, в котором используются антонимы.

1) 5 2) 2 3) 3 4) 12

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ справа от номера задания (В1-В7). Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.

В1. Укажите способ образования слова УГРОЗА (предложение 4).

В2. Из предложений 7–8 выпишите страдательное причастие.

В3.Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТАКОГО НЕ СЛУЧАЕТСЯ (предложение 11).

Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.

В4.Среди предложений 7–11 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5.Среди предложений 5–10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 10–16 найдите сложное предложение, в состав которого входят придаточные причины. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 4–8 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора


После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (писать на третьей).

Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).

В ходе всей работы не пропускается ни одной строки . Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева, при оформлении каждой строки, отступать по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм). Справа дописывать до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учить нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

Запись даты выполнения работы по русскому языку, математике и другим предметам ведется по центру рабочей строки. Записываются число и полное название месяца. Например: 1 декабря (без точки). В 4-м классе допускается запись числа прописью. Например: Первое декабря (без точки). В 1 классе число не пишется.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру. Например: Классная работа (без точки).
В 1–4-х классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется. Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись). Например: I вариант или I в.

Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи). Например:
Упражнение 14 (без точки) или Упр. 14.
Все подчеркивания следует выполнять остро отточенным простым карандашом по линейке. Выделение орфограмм следует делать простым карандашом.

Переход в 1-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет учитель, руководствуясь наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название. Например:
(вид)Диктант (без точки)
(название ) Пушок (без точки)


VI. Оформление письменных работ по математике

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (в пятой клетке - начало следующей работы).

Между разными видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки. Между столбиками выражений, уравнений, равенств, неравенств и т.п. отступать 4 клетки вправо , писать в пятой.



Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь посередине строки либо на полях, так как это, позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура работы.

В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступать одну клетку от края.

Необходимо с 1-го класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки, проводить их простым карандашом.

При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

Роль операции с простым карандашом остается той же (см. раздел «Оформление письменных работ по русскому языку»).

В тетрадях по любому предмету в записи числа, названия работы, вида работы, темы урока, названия текста точка не ставится.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш мастер по ремонту. Отделочные работы, наружные, подготовительные